- Транспортное право

Лизинговая схема раскрыта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лизинговая схема раскрыта». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Лизингополучатель самостоятельно определяет поставщика предмета лизинга (или выбирает из списка партнеров лизинговой компании) и условия сделки (цены, сроки поставки, комплектность);
  2. Лизингополучатель подает заявку и полный пакет документов в лизинговую компанию. Форма заявки и перечень документов представлены на сайте компании;
  3. Лизинговая компания рассматривает документы и принимает решение о финансировании;
  4. Заключается договор между лизинговой компанией и лизингополучателем;
  5. Лизинговая компания приобретает предмет финансовой аренды (например, оборудование, автотранспорт, недвижимость) и страхует его от всех имущественных рисков в страховой компании;
  6. Предмет лизинга передается лизингополучателю во владение и пользование на срок, установленный договором лизинга;
  7. Лизингополучатель выплачивает лизинговые платежи в течение установленного договором срока;
  8. После исполнения обязательств по договору к лизингополучателю переходит право собственности на предмет лизинга.

Раскрыта схема управления цветной революцией в Белоруссии

Международный лизинг – это договор лизинга, осуществляемый субъектами лизинга, которые находятся под юрисдикцией разных государств, или в случае если имущество или платежи пересекают государственные границы (п.2 ст.4 Закона о лизинге).

Договор международного оперативного лизинга заключается в форме двусторонней письменной сделки между лизингодателем и лизингополучателем и должен отвечать требованиям законодательства Украины. При этом в договоре должны быть обязательно отражены существенные условия, к которым согласно ст.7 Закона о лизинге относятся:

  • наименование сторон;
  • объект лизинга (состав и стоимость имущества), условия и сроки его поставки;
  • срок, на который заключается сделка лизинга;
  • размер, состав и график уплаты лизинговых платежей, условия их пересмотра;
  • условия возврата объекта лизинга в случае банкротства лизингополучателя;
  • условия страхования объекта лизинга;
  • условия эксплуатации и технического обслуживания, модернизации объекта лизинга и предоставления информации относительно его технического состояния;
  • условия регистрации объекта лизинга;
  • условия возврата объекта лизинга по истечении срока действия договора;
  • условия досрочного расторжения договора лизинга;
  • ответственность сторон;
  • дата и место заключения сделки.

Допустим, Вам необходимо приобрести за рубежом какое-либо оборудование или товар. Создаются классическая оффшорная и оншорная компании. Оффшорная компания выдает кредит оншорной компании. Оншорная компания приобретает необходимое оборудование или товар и заключает лизинговый договор с украинской компанией (применяется договор об избежании двойного налогообложения).

После передачи оборудования в лизинг, украинская компания выплачивает регулярные лизинговые платежи кипрской компании. Оншорная компания перечисляет деньги на оффшорную компанию в виде погашения кредита и % по кредиту. Украинская компания получает официальный канал перечисления денежных средств в оффшор. Лизинговые платежи относятся на себестоимость, что существенным образом может снизить налоговые выплаты этого предприятия.

16630

Как Казахстан решил нажиться на России: Схема раскрыта, но что дальше?

108283

Фото 34668

9633

Фото 6476

Фото 5488

В компании АвтоВАЗ раскрыта преступная схема по продаже служебных автомобилей

16636

21360

108379

Фото 34670

Лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных средств, приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование.

Лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Продавец (поставщик) — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем, продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга.

Договор лизинга — договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем оборудование у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

Лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Лизинговая сделка состоит из нескольких договоров, заключаемых между участниками сделки: лизингодателем, лизингополучателем, поставщиком. После заключения договора лизинга, оборудование приобретается лизинговой компанией у поставщика, выбранного клиентом. В договоре поставки определяются обязанности поставщика поставить оборудование по определенной цене и в установленные сроки, его качество, комплектность, обязательства по доставке и монтажу.

Условия договора поставки в обязательном порядке согласовываются с лизингополучателем. Оборудование доставляется непосредственно к клиенту, и лизинговая компания передает его клиенту во владение и пользование, оставляя за собой право распоряжения-определения его юридической судьбы, до момента перехода на него права собственности.

Таким образом, у клиента лизинговой компании появляется: оборудование, право владения (владеть — реально обладать) и право пользования (пользоваться — извлекать выгоду, получать доходы), но он не может им распоряжаться.

Шаг первый

Необходимо предоставить необходимый пакет документов, заполненную анкету и заявку в офис или территориальное представительство выбранной Вами лизинговой компании.

Перечень необходимых документов и форму заявки можно найти на нашем сайте либо запросить у сотрудников нашей компании в центральном или региональных офисах.

Наши сотрудники готовы ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у вас в процессе сбора документов, заполнении анкеты и заявки. Вы можете задать их по телефону, электронной почте, ICQ или при личной встрече. Пакет необходимых документов Вы можете предоставить лично либо направить курьерской службой.

После принятия положительного решения о финансировании лизинговая компания готовит все необходимые документы и заключает с лизингополучателем договор лизинга. С поставщиком заключается трехсторонний договор купли-продажи, по которому лизингополучатель имеет солидарные с покупателем права требования.

После подписания договора лизинга лизингополучатель перечисляет лизинговой компании аванс, указанный в договоре лизинга.

Возвратный лизинг не ограничивает права на собственность, снижая при этом налоги и закрывая другие финансовые дыры.

Навигация по статье

  • Принцип обратного лизинга
  • Налоги и фискальные риски при возвратном лизинге
  • Оформление возвратного лизинга автомобиля
  • Оформление возвратного лизинга автомобиля
  • Составление договора возвратного лизинга автомобиля
  • Возвратный лизинг недвижимости

Среди разновидностей лизинговых операций есть одна довольно необычная. По ее условиям арендатором выступает бывший собственник предмета. Что это такое — возвратный лизинг? С какой целью применяется эта схема? Нет ли в ней признаков каких-либо махинаций? Ответы на эти вопросы будут даны в статье.

Возвратный или обратный лизинг представляет собой финансовую аренду предмета лицом, которому ранее принадлежал предмет. Иными словами, лизингополучателем выступает продавец имущества (например, оборудования, объекта недвижимости или автомобиля).

Возникает вопрос по поводу целесообразности подобной сделки: зачем брать в аренду предмет, которым можно было пользоваться самому и бесплатно? Ведь услуга лизинга всегда подразумевает возмездность?

Лизинговый конфискат и изъятая техника

Продавая предмет лизинга и становясь арендатором, бывший собственник перестает платить налог на имущество (сумма внеоборотных фондов уменьшается на цену объекта). База обложения прибыли также снижается на основании статьи 264 НК РФ (п. 1, п/п 10).

С точки зрения налоговой службы, эти действия могут свидетельствовать о стремлении к минимизации фискальных обязательств. Иными словами, возвратного лизингополучателя представители ФНС могут заподозрить в уклонении от уплаты налогов.

Обратный лизинг автомобиля производится по той же схеме, что и всякий другой. Хозяин продает транспортное средство, но при этом продолжает его использовать в своих целях и сохраняет право владения. Он получает сумму, которую использует в качестве заемных средств для рефинансирования капитальных инвестиций, увеличения оборотных фондов, модернизации технического парка или в каких-либо других целях.

Становясь одновременно продавцом и лизингополучателем, субъект хозяйственной деятельности экономит на налогах.

Применение возвратного лизинга по отношению к недвижимости практически ограничено помещениями и зданиями коммерческого назначения. Земельные ресурсы не могут быть предметом финансовой аренды по закону. Жилой объект, как правило, не приносит дохода, соизмеримого с расчетными суммами лизинговых платежей.

Объекты недвижимости часто имеют уникальные характеристики, поэтому условия договоров их возвратного лизинга обсуждаются индивидуально для каждого случая.

Разные лизинговые компании предлагают потенциальным лизингополучателям (преимущественно юридическим лицам) условия, зависящие от продолжительности аренды, состояния предмета, его ликвидности и других факторов. В их число входит:

  • Требование авансового платежа или его отсутствие.
  • Процент рыночной цены объекта, выдаваемый в денежной форме. Он на практике колеблется в диапазоне от 70 до 80%.
  • Величина удорожания. Она устанавливается в пределах 7–9%.

При начале любого бизнеса одной из самых больших проблем порой является нехватка финансовых ресурсов. Независимо от формы собственности и размеров компаний, владельцы могут испытывать нехватку оборудования, специальной техники и т.д. Для решения этих путей существует множество путей – привлечение инвесторов, аренда, ссуда в банке и т.д. Но одним из самых актуальных и востребованных путей является лизинг.

Лизинг является одной из форм финансовых услуг, которые могут быть оказаны, как юридическим, так и физическим лицам. С помощью данной услуги закупается необходимое оборудование, транспорт, техника и т.д. Простым языком – это долгосрочная аренда с правом выкупа.

Лизинг в переводе с английского дословно означает «аренда», что объясняет ошибочное мнение многих о том, что взять лизинг это означает заключить договор аренды.

Это не синонимы и совершенно два разных финансовых инструмента.

Лизинг – это вид финансовых услуг, который предполагает взятие имущества в пользование на определенный срок с последующим выкупом.

Стандартно субъектами лизинга выступают три стороны:

  • Сторона, которая продает имущество (Продавец).
  • Получатель имущества.
  • Лизинговая компания, которая обеспечивает сделку и в пользу которой перейдет имущество в случае его неуплаты.

В данной финансовой цепочке посредником выступает Лизингодатель.

Это компания является собственником лизингового соглашения, и именно она выкупает имущество у Продавца, передавая его Покупателю.

Раскрыта новая схема мошенничества ритуальных агентов: покойников начали уводить

Для решительных

Деловая цель возвратного лизинга очевидна: привлечение финансирования для развития бизнеса, пополнение оборотного капитала, обновление парка основных средств, возврат долгов. Доказать необоснованную налоговую выгоду крайне сложно, если, конечно, менеджеры не вели переписку о том, как уйти от налогов. Или никто из «раскаявшихся» не дал нужных показаний.

Для осмотрительных

Движение имущества и денег «по кругу», при том что имущество никуда не перемещается, значительная экономия на налогах за счет лизинговых платежей и короткого срока службы основных средств (у лизингополучателя), внушительные суммы НДС к вычету (предъявленные лизингодателем) почти не оставляют сомнений в извлечении необоснованной налоговой выгоды.

Первым делом Вам необходимо опеределиться с автомобилем, мы предлагаем вам два способа это сделать:

  • Вы самостоятельно подбираете автомобиль и поставщика
  • Вы обращаетесь в Мэйджор Лизинг и мы подбираем наиболее подходящий для Вас вариант автомобиля у наших партнеров

После этого мы сможем предоставить вам предварительный расчет

Рассчитать лизинг

Отправить заявку на расчет лизинга любым удобным для Вас способом.
Заявка на лизинг рассматривается в течение 3-х рабочих дней

4. Подписание договоров

Произвести подписание договор лизинга и договора купли-продажи.
При необходимости наш менеджер сможет подъехать к Вам с подготовленными документами

5. Оплата Аванса

Вы оплачиваете в Мэйджор Лизинг аванс за автомобиль.

  • База знаний
  • Как заполнить отчеты
  • Форматы первичных документов
  • Электронные трудовые книжки
  • Электронные больничные
  • Как перевести офис на удаленную работу
  • Что важно знать о 54-ФЗ
  • ЭДО и как он работает
  • Организация доставки для общепита
  • Как ИП участвовать в тендерах

Проводки по лизингу автомобиля будут зависеть от того, какие условия прописаны в договоре. И у ЛД, и у ЛП возможны разные блоки проводок в зависимости от того, на чьем балансе учитывается авто, каким образом оплачивается цена выкупа, а также от того, что происходит с автомобилем по окончании договора: переходит он в собственность ЛП или же возвращается ЛД.

Прежде чем подробнее разобрать основные формы лизинговых соглашений, используемых при международных сделках, следует оценить отдельные моменты, характеризующие специфику лизинговых схем.

Во-первых, следует учитывать соответствующие интересы сторон, участвующих в лизинговой сделке. Лизингополучателя прежде всего интересует возможность свободно использовать лизинговое оборудование без каких-либо ограничений в его обычной деловой практике. Лизингодатель, с другой стороны, стремится максимально защитить возврат собственных инвестиций. Эти целевые различия наиболее четко проявляются при оперативных лизинговых сделках, по окончании срока которых инвестиционные затраты Лизингодателя возмещаются не полностью, а период расчетного полезного использования оборудования остается достаточно большим. В этом случае Лизингодатель уже не является простым финансовым посредником, и помимо кредитной надежности Лизингополучателя не менее важными для него вопросами являются должный возврат лизингового имущества и его последующее размещение на рынке. Даже в случае финансового лизинга, когда Лизингодатель практически полностью возмещает собственные инвестиции, он заинтересован в сохранении стоимости лизингового имущества, чтобы на случай несостоятельности должника он мог бы изъять и реализовать свою собственность.

Дополнительно интересы сторон подвергаются воздействию соответствующих обязательств, которые предусматриваются конкретным лизинговым соглашением. Многие Лизингодатели осуществляют приобретение оборудования, выступая в роли экономического собственника, и обеспечивают возврат своих инвестиций через многократный лизинг на краткосрочных условиях. Подобные собственники очень часто обеспечивают полное обслуживание передаваемого в лизинг оборудования. Например, многие собственники морских судов принимают на себя обязательства по полному обслуживанию и управлению на основе лизинга в форме чартерных соглашений. Другие Лизингодатели оставляют функции по обслуживанию и управлению имуществом в ведении Лизингополучателя. Очень часто поставки авиационной техники через лизинговые схемы осуществляются на условиях, при которых авиакомпания осуществляет полное техническое обслуживание и операционное управление лизинговым оборудованием.

Другой важной особенностью является то, что в крупных международных лизинговых сделках как минимум присутствует третья сторона, чей интерес может быть охарактеризован как финансовое посредничество. Этот интерес может проявляться в двух основных формах. Финансовая организация может кредитовать Лизингодателя, гарантируя свой заем залогом лизингового оборудования и переуступкой лизинговых платежей, или финансовый посредник может действовать как Лизингодатель, получая при этом прямой доступ к лизинговому кредиту и стоимости лизингового актива.

Финансовый лизинг представляет собой достаточно емкий рынок и является предметом регулирования Конвенции по международному финансовому лизингу, разработанной под эгидой ЮНИДРУА. Данная Конвенция предназначена для регулирования сделок финансового лизинга, удовлетворяющих трем характеристикам. Во-первых, Лизингополучатель самостоятельно выбирает оборудование и поставщика, не полагаясь на компетенцию и мнение Лизингодателя. Во-вторых, Лизингодатель приобретает оборудование исключительно в целях его последующего лизинга, и, в-третьих, лизинговые платежи должны быть рассчитаны с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.

Одним из существенных последствий факта признания сделки договором финансового лизинга является изоляция финансового посредника (Лизингодателя) от определенных операционных рисков, связанных с лизинговым активом. В свою очередь, сделка финансового лизинга в зависимости от особенностей национального регулирования, что было рассмотрено в предыдущем параграфе, может быть признана «истинным лизингом» либо сделкой, структурированной как лизинг в гарантийных целях. При этом термин «оперативный лизинг» используется для разграничения понятия «лизинг» от понятия «финансовый лизинг». Имеется в виду разграничение с экономической, а не с бухгалтерской точки зрения. В этом случае основным критерием можно считать нежелание Лизингополучателя инвестировать средства в лизинговое оборудование. К примеру, многие авиакомпании, обладающие слабым кредитным потенциалом, не могут финансировать покупку авиатехники даже на условиях рассрочки и полностью полагаются на оперативный лизинг.

Как уже было отмечено выше, с учетной точки зрения различают «оперативный лизинг» и «капитальный лизинг». При этом можно выделить три категории капитального лизинга. Две из них, лизинг-продажа (sales-type leases) и прямое финансирование (direct financing leases), характеризуют использование лизинга для гарантийного обеспечения продаж оборудования. При лизинг-продажах схема лизинга используется в маркетинговых целях для наращивания продаж, при этом заложенные в стоимость актива лизинговые проценты увеличивают прибыль или убытки продавца или производителя. При прямом финансировании использование лизинга не приводит к увеличению прибылей/убытков Лизингодателя. Третий тип капитального лизинга — налоговое лизинговое финансирование (tax-oriented lease financing), которое часто называется леверидж-лизингом, — должно удовлетворять требованиям «истинного лизинга» для того, чтобы участники сделки смогли получить соответствующие льготы. Для простоты все остальные виды лизинга, не относящиеся к капитальному, рассматриваются как оперативный лизинг.

У Лизингодателя капитальный лизинг учитывается как продажи или как финансирование. В любом случае лизинговый актив снимается с баланса Лизингодателя, а стоимость лизинговой сделки отражается как счета к получению. В случае лизинг-продаж в начале сделки дополнительно отражается прибыль/убыток от лизинговой операции. При оперативном лизинге Лизингодатель сохраняет оборудование на своем балансе, амортизирует его и записывает арендные платежи как выручку в течение срока сделки.

У Лизингополучателя капитальный лизинг учитывается как приобретение актива и заем на соответствующую сумму. Следовательно, амортизацию проводит Лизингополучатель, при этом начисляя проценты на учтенный кредит. Оперативный лизинг проходит вне баланса Лизингополучателя, а арендные платежи включаются в расходы.

Ранее были рассмотрены наиболее существенные моменты лизинговых сделок с точки зрения финансового посредника в двух основных аспектах. Во-первых, переуступка лизинга в целях дополнительного обеспечения кредита. Во-вторых, сделки финансового лизинга, когда финансовый посредник действует как Лизингодатель, и лизинговое соглашение, по сути, является кредитным, выполняя, с другой стороны, функции продажи на условиях рассрочки платежей или функции гарантийного соглашения. Данные структуры используются при так называемом money-on-money финансировании, когда цель финансового посредника заключается только в получении соответствующего денежного дохода на инвестированные в лизинговый актив средства или выданные кредиты.

Помимо вышеуказанного, лизинг может использоваться при финансовых сделках, когда финансовый посредник, действуя как Лизингодатель, получает определенные налоговые льготы. Данные налоговые льготы могут быть трансформированы Лизингополучателю в форме сниженных арендных платежей, повышая эффективность финансирования по сравнению с традиционным кредитованием или другими видами «money-on-money» финансирования. Вследствие существенной дифференциации в лизинговом регулировании разных стран налоговые лизинговые операции являются одним из наиболее существенных сегментов рынка международных лизинговых сделок. Как правило, для получения льгот Лизингодатель должен квалифицироваться как «истинный» собственник в соответствии с налоговыми правилами. Таким образом, в международных сделках кроме вопросов анализа права собственности Лизингодателя в законодательстве, регулирующем лизинг и другие обеспеченные сделки, требуется проработка вопросов собственности на лизинговый актив с точки зрения налогового законодательства стран, в которых зарегистрированы участники лизинговой сделки.

Критерии признания сделок «истинным» лизингом различных стран в целом схожи и были рассмотрены выше, однако следует отметить тот факт, что различные налоговые директивы, отражающие эти критерии, отражают лишь позицию официальных органов в классификации лизинговых сделок. Например, в тех же США суды чаще выносят решения в пользу компании-налогоплательщика. В действительности операциями «истинного» лизинга признаются даже такие сделки, в которых Лизингополучатель имеет опцион на выкуп оборудования по фиксированной цене, равной или превышающей оценочную рыночную стоимость на момент заключения сделки, что противоречит директивам Налоговой Службы.

Раскрыта схема кражи данных с помощью Microsoft Office

Лизинговые схемы, описанные выше, связаны с использованием налоговых льгот, предоставляемых в отдельно взятой юрисдикции. Лизинговые сделки, в которых налогоплательщики пользуются льготами различных стран в целях максимального снижения ставок лизинговых платежей, именуются «double-dip leases», терминология которых отражает как бы «погружение» в две области льготного налогообложения. Данная форма финансирования может принимать различные формы. Тем не менее наиболее распространенная и простая форма состоит в организации лизинга между налогоплательщиком-резидентом и зарубежным налогоплательщиком. Сделка структурирована таким образом, что иностранный налогоплательщик считается Лизингодателем и собственником актива в своей юрисдикции и получает инвестиционные налоговые льготы, которые трансформируются в сниженные арендные ставки. В то же самое время Лизингополучатель/резидент рассматривается в своей стране с точки зрения налоговых правил также как экономический собственник лизингового актива, получающий свою порцию налоговых льгот. В результате происходит использование налоговых льгот двух юрисдикций (схема 1). Данные схемы часто называют «одноярусный дабл-дип» («single-tier double-dip»).

В современной российской экономике лизинг получил еще недостаточное развитие. По лизинговым схемам приобретаются от 9 до 15% основных средств, в то время, как производственные фонды изношены на 60-80%. Во многом это связано с тем, что сущность и преимущества лизинга, как инструмента инвестиционной деятельности, участниками рынка понимаются и используются неоднозначно.

С одной стороны, большинство состоявшихся российских лизинговых компаний (как самостоятельных, так и компаний при банках) на основании опыта осуществления конкретных лизинговых сделок выработали примерно схожие подходы к технологии их осуществления, особенно с точки зрения правоприменительной практики существующего лизингового и налогового законодательств.

С другой стороны, их потенциальные клиенты – лизингополучатели, особенно из числа относящихся к специфическим отраслям рынка, таким как морской и речной транспорт, часто достаточно туманно представляют себе те выгоды, которые может дать им применение лизинговых схем строительства и эксплуатации судов.

В 2004 году удельный вес «судов и судоремонтного оборудования» в общей структуре рынка лизинговых услуг в России составлял только около 0,6%.

Лизинговые компании, по-видимому, «отпугивают» следующие особенности водного транспорта как бизнеса:

  • суда представляют собой очень дорогие и сложные инженерные сооружения, относящиеся по гражданскому законодательству к объектам недвижимости, требующим государственной регистрации и регулярного обязательного получения разрешений на эксплуатацию от соответствующих государственных органов;
  • суда по классификации амортизируемого имущества относятся к основным средствам со сроком полезного использования в 20 и более лет, что обуславливает минимальные сроки лизинговых сделок (с учетом строительного периода) не менее 8 лет, а подобных долгосрочных сделок со сроком от 5 до 10 лет в 2003 году было осуществлено только около 6%;
  • необходимость организации лизингодателем процесса проектирования судна, соответствующих условий финансирования его строительства, технического наблюдения за постройкой и длительного контроля за надлежащей технической и коммерческой эксплуатацией судна лизингополучателем. Это требует от лизинговой компании наличия в ее штате квалифицированных специалистов и экспертов или привлечения их на основе «аутсорсинга», что проблематично при продолжительном сроке лизинга судна;
  • транспортная судоходная деятельность относится к отраслям повышенного риска как технического (с точки зрения безопасности предмета лизинга и экологии), так и коммерческого (существует вероятность потери доходов грузоперевозчика из-за колебаний фрахтового рынка);
  • сегодняшняя практика лизинговых компаний определяет средний размер аванса лизингополучателей в 25-30%, что для средних и малых российских судоходных компаний при объективно высокой строительной цене судна является непосильным финансовым бременем. При этом крупные судоходные компании, суда которых, как правило, работают под «удобными» флагами на международных грузоперевозках, используют обычные в мировой практике схемы финансирования постройки судов за счет кредитов зарубежных банков, и в лизинговых схемах особой нужды не испытывают.

Судовладельцы, привыкшие оперировать в своем бизнесе понятными для них и их клиентов правовыми и финансово-экономическими категориями (бербоут-чартер, тайм-чартер, фрахтовые ставки и др.), часто воспринимают лизинг судов как обычную аренду. В этой связи целесообразно упомянуть основные отличия лизинга от аренды:

  • лизинговые правоотношения кроме лизингодателя и лизингополучателя должны включать в себя еще один дополнительный субъект – продавца лизингового имущества (для нового судна – судостроительный завод), отсутствующего в качестве обязательного при аренде;
  • лизинговую сделку составляют как минимум два обязательных договора – собственно договор лизинга и договор купли-продажи (судостроительный договор). При этом в судостроительном договоре заказчик судна – лизингодатель обязан предусмотреть положение о том, что судно строится специально для сдачи в финансовую аренду (лизинг);
  • при лизинге судоходная компания, как лизингополучатель и пользователь судна играет определяющую роль в «создании» технического облика и характеристик конкретного судна (как предмета лизинга), что практически отсутствует при аренде;
  • лизингополучатель в отличие от арендатора обладает в отношении судна (его характеристик и качества) всеми правами и обязанностями фактического заказчика – покупателя имущества, хотя юридическим (формальным) заказчиком судна является лизингодатель;
  • лизинговый договор отличается от договора аренды распределением рисков бизнеса, определяемых возможными недостатками судна, выявленными в процессе его эксплуатации. При аренде ответственность перед арендатором за дефекты, препятствующие использованию имущества, несет арендодатель, в лизинге – лизингополучатель, наблюдавший за постройкой судна и фактически осуществивший его приемку и контроль качества, принимает эту ответственность на себя.

В обобщенном экономико-правовом смысле лизинг представляет собой способ финансирования инвестиций с использованием аренды для извлечения налоговых и иных выгод.

Реальные преимущества лизинга перед альтернативными способами приобретения судоходными компаниями новых судов (собственные средства или банковский кредит) достаточно хорошо известны.

В числе этих преимуществ можно отметить следующие:

Реализация идеи создания специализированной (отраслевой) лизинговой компании осуществляется в настоящее время под эгидой Федерального Агентства по промышленности на базе ФГУП «Судоэкспорт» в рамках разрабатываемой Агентством программы реформирования судостроительной отрасли.

«Судоэкспорт», как внешнеэкономическое предприятие, имеющее многолетние тесные связи со многими российскими заводами, а также знакомое с вопросами эксплуатации судов, способно обеспечить решение комплекса технических, финансовых и правовых проблем при заказе, финансировании и постройке судов и их дальнейшей эксплуатации по лизингу.

Концепция деятельности «Судоэкспорта», как государственной отраслевой лизинговой компании, разработанная новым руководством предприятия и одобренная Агентством по промышленности, предусматривает работу в трех направлениях:

  1. Организация строительства новых судов на российских заводах в рамках договоров лизинга с российскими судоходными компаниями (в т.ч. государственными).
  2. Организация строительства новых судов на российских заводах в рамках договоров бербоут-чартера с иностранными судоходными компаниями.
  3. Заказ новых судов на зарубежных заводах в рамках договора лизинга с российскими судоходными компаниями (в случае невозможности размещения заказа в России).

Первое из указанных направлений, являясь приоритетным, распространяется в основном на средние и малые судоходные компании. Это во многом объясняется тем, что в конце 2005 – начале 2006 года, по-видимому, будет принят Закон «О Российском Международном реестре судов», действие которого распространится только на суда, работающие на международных грузоперевозках, и который обеспечит вывод таких судов из общепринятой в стране системы налогообложения. Основными преимуществами для владельцев таких судов станет «нулевая» ставка НДС на цену при заказе судов на российских заводах, освобождение судов от налога на имущество, а доходов от их эксплуатации – от налога на прибыль. Тем самым налоговые преимущества лизинговой схемы для судов, включенных в Международный реестр, становятся незначительными или практически исчезают.

Вместе с тем, введение Закона никак не отразится на решении проблем организации финансирования строительства судов для средних и малых компаний, не говоря уже о тех, чьи суда работают на перевозках по внутренним водным путям или в каботаже и под действие Закона не попадают. Именно поэтому заказ новых судов через отраслевую лизинговую компанию представляется для них как один из наиболее реальных.

Преимуществом отраслевой специализированной лизинговой компании перед другими лизинговыми компаниями является ее возможность и способность объединить разрозненные и слабо финансово обеспеченные заказы отдельных судоходных компаний на строительство 1-2 судов в достаточно крупную серию из 8-10 судов. Такому объединению способствуют сегодняшние потребности и интересы большинства судовладельцев, которые формируются вокруг определенных дедвейтных групп или типов судов различного назначения (прежде всего танкеров, сухогрузов и буксиров). Укрупнение серийности постройки ведет не только к оптимизации и удешевлению строительства судов, но и к возможности организации системной закупки и поставки для них импортного судового комплектующего оборудования, стоимость которого составляет от 50 до 60% цены судна.

В настоящее время «Судоэкспорт» завершает работу по созданию системы финансирования поставки такого оборудования с участием ряда скандинавских экспортных агентств, что создает предпосылки для обеспечения финансирования значительной части строительной стоимости судна. Эта система, в качестве самостоятельного блока, будет органично включаться в общую схему организации строительного и послепоставочного финансирования при лизинге судов и одновременно может быть предложена судостроительным заводам при строительстве судов вне лизинговых схем.

Еще одним предложением «Судоэкспорта», как отраслевой лизинговой компании, является проект лизинга (или точнее т.н. «возвратного» лизинга) при обновлении (реновации) судов. Представляется, что это предложение будет востребовано на рынке, прежде всего, для судов «река-море» и речных судов.

Метод реновации 20-25-летних судов уже опробован рядом российских компаний, прежде всего «Волготанкером», и получил соответствующее одобрение и осуществляется под наблюдением Российского Регистра судоходства и Российского Речного Регистра.

Главные преимущества метода реновации состоят в том, что он значительно менее капиталоемок (в 4-5 раз) по сравнению со строительством нового судна, создает судну новый технический уровень (состояние), обеспечивающий продление срока его службы на 10-15 лет и тем самым формирует для него новую рыночную стоимость, увеличивая ее в несколько раз по сравнению со старым судном. Кроме того, средний срок выполнения работ по реновации для типового танкера или сухогруза «река-море» составляет 4-6 месяцев, что позволяет осуществлять ее в зимний период.

Именно эти преимущества, а также весьма ограниченные финансовые возможности компаний, работающих в этом секторе рынка, позволяют говорить, что предлагаемый проект может быть востребован в течение ближайших 5-7 лет.

Говоря о «Судоэкспорте», как о государственной лизинговой компании, необходимо упомянуть еще об одной группе ее потенциальных клиентов – это государственные структуры, имеющие или предполагающие иметь в своем составе суда или другие плавсредства, необходимые им для выполне��ия своих функций (например, МЧС, Минприродресурс, Росгидромет, Российская Академия Наук, ФГУП «Росморпорт» и др.) однако в силу различных причин не в состоянии самостоятельно организовать их строительство и финансирование. К номенклатуре судов этих структур можно отнести спасательные и научно-исследовательские суда, буксиры и др.

  • 1. Охарактеризуйте лизинг, как способ отношения к собственности.
  • 2. В чем заключается сущность лизинга?
  • 3. Что относят к предмету лизинга?
  • 4. Как строятся взаимоотношения между субъектами лизинга?
  • 5. Приведите классификацию видов и форм лизинга.
  • 6. В чем проявляются основные отличительные черты финансового лизинга?
  • 7. Назовите основные особенности возвратного лизинга.
  • 8. Перечислите достоинства и недостатки лизинга с точки зрения поставщика (производителя) оборудования, лизингополучателя.

Подборка схем, позволяющих оптимизировать налоги при оптовой торговле Подборка схем, позволяющих оптимизировать налоги при оптовой торговле Автор — Артем Кузьминых Какие схемы позволяют сэкономить налоги оптовым торговцам Как оптовикам устранить налоговые риски при внедрении схем Как замаскировать опт под розничные продажи Оптовая торговля — один из самых распространенных видов предпринимательской деятельности.

Многие компании экономят НДС и налог на прибыль самым простым путем, перекладывая налоговую базу на контрагентов с сомнительными признаками. И подвергают тем самым бизнес серьезным налоговым рискам. Однако на практике компании разработали множество вполне законных схем, которые позволяют провести эффективную оптимизацию вышеуказанных налогов.

Бизнес-план долгосрочного развития направления является основой для дальнейшей работы, . Создание поставщиками торговых организаций Вступление РФ в ВТО: исчезновение «серой таможни» и, следовательно, При анализе применяемой схемы ценообразования необходимо сравнение .

Как реализовать радикальную институциональную реформу в году? Контрабанда Незаконное перемещение товаров через таможенную границу вне таможенного контроля. Контрабандисты могут, во-первых, пересекать границу вне таможенного поста. Во-вторых, за определенную»плату» таможенник, контролер или представитель правоохранительных органов незаконно освобождают такого импортера от таможенного контроля и уплаты налогов.

Такая схема используется, в первую очередь, для крупных партий высоколиквидного товара, который можно быстро продать и замести следы. Прерванный транзит В данном случае импортный товар ввозится на территорию Украины как транзитный. Его получатель согласно документам находится также в другой стране чаще всего в странах СНГ. Однако пределы Украины такой товар не покидает, несмотря на формально выполненную процедуру транзита.

Эта схема была популярна в девяностых года.

Раскрыта хитрая схема грабежа состоятельных москвичей: помогал полковник полиции

Такой вывод сделан арбитрами Уральского округа в Постановлении от 08.12.2016 № Ф09-10162/16 по делу № А34-6036/2015.

Предмет спора

Общество – плательщик НДС заключило с лизинговой компанией два договора лизинга. По их условиям лизинговым имуществом являлись специальные транспортные средства – седельный тягач и полуприцеп-топливозаправщик.

В течение действия названных договоров лизингодатель ежемесячно выставлял обществу счета-фактуры на сумму лизинговых платежей с НДС. Кроме того, налогоплательщику были оказаны информационные услуги (их стоимость также включала налог) третьим лицом по оснащению спецтехники блоками телеметрии. Предъявленный контрагентами НДС общество учло в составе налоговых вычетов соответствующей декларации.

В ходе ее камеральной проверки инспекция истребовала у налогоплательщика документы, подтверждающие обоснованность названных вычетов. Книги покупок и продаж, заключенные с контрагентами договоры, акты приема-передачи, товарные накладные, счета-фактуры были незамедлительно представлены в налоговый орган. Однако получить деньги из бюджета обществу не удалось. Причина – контролеры заподозрили последнего в создании схемы, направленной на незаконное изъятие бюджетных средств.

Итогом «камералки» стали доначисления на общую сумму около 90 тыс. руб. (включая пени и штраф). Но даже такую незначительную сумму налогоплательщик не захотел отдавать контролерам, ведь формально он выполнил все предусмотренные гл. 21 НК РФ условия для применения налоговых вычетов. Поэтому общество решило отстаивать свои права на возмещение НДС сначала в административном, а затем и в судебном порядке. Но все его усилия оказались тщетными. Арбитры согласились с инспекцией: схема есть и она доказана. Вот что раскопали контролеры.

В ходе контрольных мероприятий инспекция установила, что не прошло и месяца с даты заключения договоров лизинга, как налогоплательщик сдал лизинговое имущество в аренду. На первый взгляд ничего незаконного в действиях общества нет. Но! Между арендатором и арендодателем прослеживаются явные признаки аффилированности.

К сведению:

Под аффилированными понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Дело в том, что учредителем организации-арендатора являлась супруга руководителя и участника общества-арендодателя (он же лизингополучатель). Почтовый адрес последнего совпадал с адресом регистрации арендатора. Идентичны были и контактные телефоны сторон договора аренды. Кроме того, размер арендной платы не покрывал расходы общества на уплату лизинговых платежей. Так, сумма ежемесячных арендных платежей составляла 35,4 тыс. руб., а лизинговых – 93,7 тыс. руб. То есть лизинговые платежи, уплачиваемые обществом за спорное имущество, более чем в два раза превышали получаемую от аффилированного лица плату за аренду этого имущества.

Кроме признаков аффилированности налоговый орган установил еще много интересных фактов. Арендатор спецтехники представлял собой реально действующую хозяйственную организацию, которая использовала ее в деятельности, связанной с оказанием транспортных услуг по перевозке сжиженного газа. При этом компания применяла спецрежим – УСНО и поэтому не являлась плательщиком НДС. Как следствие, у нее отсутствовала возможность предъявления НДС к вычету (возмещению), если бы она была стороной договора лизинга.

В свою очередь, лизингополучатель (он же арендодатель) с момента своего создания вступал в хозяйственные взаимоотношения только с лизингодателем и арендатором спорного имущества, то есть, по сути, иной хозяйственной деятельности никогда не вел и доходов не получал. У него нет собственных трудовых и материальных ресурсов (кроме сданных в аренду транспортных средств). Также отсутствовали основные и оборотные средства, иное имущество, которое может быть использовано для ведения реальной предпринимательской деятельности. Другими словами, в ходе камеральной проверки инспекторы установили: общество не имеет необходимых условий для ведения самостоятельной экономической деятельности.

Поскольку арендных платежей не хватало для осуществления расчетов по договорам лизинга, налогоплательщик брал деньги взаймы у трех организаций. Арендатор транспортных средств, разумеется, был в их числе. За счет его средств была погашена преимущественная часть лизинговых платежей. При этом договоры займа уплату процентов не предусматривали. К тому же возвращать привлеченные средства налогоплательщику было нечем – иных доходов, кроме арендных платежей в скромной сумме, он не получал.

С учетом перечисленных обстоятельств налоговый орган пришел к выводу: фактически бремя по уплате лизинговых платежей нес арендатор спецтехники, использующий ее в своей хозяйственной деятельности. Ведь их основным источником являлись поступившие от данного лица арендные платежи и беспроцентные займы, которые реально вернуть в установленный срок не представлялось возможным. Получается, что установленные проверкой факты в совокупности раскрывают мотив совершения лизинговой сделки через взаимозависимое лицо – возмещение НДС из бюджета в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность. Согласились ли с проверяющими судьи?

Стоит отметить, что суд первой инстанции удовлетворил претензии налогоплательщика в полном объеме. Основание – все требования, предъявляемые налогоплательщику действующим законодательством (ст. 169, 171, 172 НК РФ), выполнены. Условия для применения права на налоговый вычет по НДС соблюдены.

Однако суды апелляционной и кассационной инстанций с таким выводом не согласились. По их мнению, сделка по приобретению налогоплательщиком имущества в лизинг с последующей передачей в аренду аффилированному лицу носит формальный характер. Действия общества направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды.

Арбитры напомнили, что по смыслу положений гл. 21 НК РФ и Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 возможность применения НДС-вычетов обусловлена наличием реального осуществления хозяйственных операций. Налоговый орган вправе отказать в принятии к вычету налога, уплаченного контрагенту (подрядчику, поставщику), если факт реального совершения хозяйственных операций не подтвержден надлежащими документами либо выявлена недобросовестность налогоплательщика, допущенная им при совершении этих операций.

Материалы дела подтверждают, что лизинговые платежи, уплачиваемые налогоплательщиком в рамках договоров лизинга, превышали суммы получаемых им арендных платежей за то же имущество. Соответствующую разницу между суммами налоговых вычетов (операции лизинга) и НДС от реализации (операции аренды) общество систематически предъявляло к возмещению из бюджета. Эта разница является его налоговой выгодой при отсутствии экономического эффекта от заведомо убыточной сделки по сдаче имущества в аренду.

Суды констатировали: лицом, имеющим реальный экономический интерес в использовании лизингового имущества и фактически его эксплуатирующим, признается фирма-арендатор, которая, будучи упрощенцем, не может претендовать на возмещение НДС, являющегося частью лизингового платежа. Поэтому-то она и создала схему по незаконному изъятию средств из бюджета путем вовлечения в нее организации, применяющей ОСНО. Однако деятельность подобной организации, не имеющей собственных материальных и трудовых ресурсов, поступлений денежных средств от сторонних, не аффилированных с нею лиц (помимо заемных средств), не ведущей иного бизнеса (кроме сдачи имущества в аренду взаимозависимому лицу с убытком), является формальной и не имеет экономического эффекта.

В итоге вердикт судей был таков:

Вывод суда:

Заключение спорных договоров лизинга преследует единственную цель – получение одним из взаимозависимых лиц права на возмещение из бюджета НДС. Значит, обществом получена необоснованная налоговая выгода в виде вычета по НДС по расходам, связанным с приобретением транспортных средств в лизинг. Отказ инспекции в возмещении налога из бюджета, а также произведенные ею доначисления являются законными и обоснованными.

К такому выводу пришли арбитры Поволжского округа в Постановлении от 07.12.2016 № Ф06-15525/2016 по делу № А72-18882/2015.

Суть схемы:


Налогоплательщик (назовем его ООО-1) приобрел у двух компаний (ООО-2 и ООО-3) 79 транспортных средств на общую сумму 286,5 млн руб. (в том числе НДС – 43,7 млн руб.). Произошло это в 2011 – 2012 годах. В начале 2013 года большая часть данных автомобилей (67 единиц) была реализована ООО-1 своему же учредителю – ООО-4 за 213 млн руб. (включая НДС). В тот же день ООО-4 заключило два договора с ООО-5. На основании договора купли-продажи транспортные средства были проданы ООО-5, которое, в свою очередь, вернуло их ООО-4 как лизингового имущества в соответствии с договором лизинга.

На этом процесс движения транспортных средств не закончился. Спустя неделю ООО-4, выступая в качестве сублизингодателя, передало имущество в сублизинг ООО-1 сроком на 36 месяцев. Иными словами, пройдя некий круг, автомобили возвратились их первоначальному владельцу, который продолжил их использование в своей деятельности. Согласно договору сублизинга общая сумма сублизинговых и выкупного платежей с учетом НДС составила 279,7 млн руб. То есть общество продало спорное имущество за 213 млн руб., тогда как его формальный обошелся на 67 млн руб. дороже. Соответственно, и налоговый вычет превысил НДС, исчисленный с операции по реализации.

Запутались? Покажем движение спорного имущества в виде схемы.

В рамках договора сублизинга проверяемый налогоплательщик – сублизингополучатель ежемесячно уплачивал своему учредителю сублизинговые платежи с учетом НДС. Соответствующую сумму налога он ежеквартально включал в состав налоговых вычетов, указывая их в разд. 3 деклараций по НДС. По результатам камеральной проверки одной из таких деклараций (за I квартал 2015 года) налоговый орган вынес оспариваемое решение (непонятно, почему до этого контролеры схемы в действиях налогоплательщика не усматривали).

По мнению инспекции, заключение в 2013 году обозначенных договоров купли-продажи и сублизинга не имело разумной деловой цели. Проверяющие сочли, что документооборот и движение денежных средств между участниками лизинговых отношений были направлены исключительно на получение налогоплательщиком налоговой выгоды в виде необоснованного возмещения НДС из бюджета.

Не согласившись с решением инспекции (оно было утверждено вышестоящим налоговым органом), общество обратилось в арбитражный суд. И, как оказалось, не зря. Арбитры трех инстанций никакой схемы в его действиях не обнаружили.

Арбитры отметили, что по смыслу положений ст. 169, 171, 172 НК РФ право на возмещение НДС из бюджета предоставлено добросовестным налогоплательщикам для компенсации реально понесенных ими затрат по уплате налога поставщикам товаров (работ, услуг). Налогоплательщик, использующий указанное право в противоречии с его назначением (то есть злоупотребляющий им), не может рассчитывать на такую же судебную защиту, как добросовестный плательщик НДС.

При этом налоговое законодательство не применяет понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия осуществления финансово-хозяйственной деятельности. В силу принципа свободы ведения бизнеса (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет его самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать его эффективность и целесообразность. Налоговые и судебные органы в этот процесс вмешиваться не могут.

Особенностей обложения НДС для лизингодателей и лизингополучателей нормами гл. 21 НК РФ не предусмотрено. Соответственно, налогообложение и применение налоговых вычетов производятся в общем порядке. Кроме того, по закону право налогоплательщика на предъявление к вычету сумм НДС, уплаченных лизингодателю в составе лизинговых платежей на основании договора лизинга (в том числе и возвратного), не поставлено в зависимость от экономических результатов лизинговой сделки.

Более того, судьи (в отличие от налоговиков) не увидели в действиях налогоплательщика и его контрагентов отсутствия разумной деловой цели и реальных хозяйственных операций. Законодательной основой лизинга, представляющего собой совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе с приобретением предмета лизинга, являются ГК РФ и Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ.

Возможность применения возвратного лизинга, по условиям которого приобретаемое лизингодателем имущество передается лизингополучателю, одновременно выступающему в качестве его продавца, прямо предусмотрена ст. 4 названного закона и имеет разумные хозяйственные мотивы и цели для обеих сторон сделки, не влекущие необоснованной налоговой экономии.

По мнению общества, его действия по приобретению транспортных средств с последующей их продажей и получению на условиях возвратного лизинга были обусловлены выгодными экономическими причинами. Так, спорная сделка дала возможность обществу, как продавцу предмета сублизинга, единовременно погасить кредиторскую задолженность перед его учредителем (он же сублизингодатель), постепенно выплачивать сублизинговые платежи в качестве сублизингополучателя в течение трех лет. Это позволило:

  • отказаться от получения банковских кредитов с уплатой соответствующих процентов;
  • сохранить штатную численность сотрудников и объемы перевозок;
  • сэкономить на добровольном страховании транспортных средств и уплате транспортного налога (по условиям договора сублизинга данные обязанности возлагались на лизингодателя).

Фактическое нахождение транспортных средств у общества (с момента их первоначального приобретения до получения в сублизинг), по мнению суда, также не свидетельствует о формальном характере договорных отношений. Ведь необходимость использования спорного имущества в хозяйственной деятельности имелась именно у налогоплательщика, а не у его учредителя. Последний и не рассчитывал эксплуатировать автомобили для извлечения дохода. Так что никакой согласованности действий указанных лиц (пусть и взаимозависимых), направленных на создание схемы и получение необоснованной налоговой выгоды, суды не выявили.

Кроме того, общество полностью расплатилось с учредителем по договору сублизинга. Спорные суммы НДС, предъявленные налогоплательщику сублизингодателем в составе лизинговых платежей, включены последним в книгу продаж и учтены в налоговой декларации за I квартал 2015 года.

С учетом данных обстоятельств арбитры констатировали следующее:

Вывод суда:

Инспекция не собрала достаточно достоверных доказательств в подтверждение заявленных доводов о недобросовестности проверяемого лица и направленности его умысла на получение необоснованной налоговой выгоды по взаимоотношениям с взаимозависимым лицом – сублизингодателем. Обществом в целях налогообложения учтена реальная хозяйственная операция, соответствующая действительному экономическому смыслу лизинга (в том числе возвратному), повлекшая за собой возможность применения налоговых вычетов по НДС.

Добавим: аналогичные, разумеется, выводы сделаны судом первой инстанции (см. Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.12.2016 по делу № А72-5880/2016) в отношении решения налогового органа, вынесенного по результатам камеральной проверки другой декларации налогоплательщика (за II квартал 2015 года). Посмотрим, будут ли контролеры оспаривать судебный акт в других инстанциях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *