Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «44 фз замена возможна ли российского товара на иностранный». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
За сертификатом нужно обратиться в региональное отделение Торгово-промышленной палаты. Сертификат выдается на основании акта экспертизы ТПП, который действует в течение года. Если акт есть, то для получения и СТ-1 участнику нужно помимо него подать заявление и правоустанавливающие документы.
Если акта экспертизы нет, то дополнительно нужно представить документы и сведения, которые подтверждают возможность производства товара. Например, лицензию, если она предусмотрена законом. Конкретный перечень каких документов необходимо уточнить в ТПП.
Все запреты и ограничения в госзакупках на 2020 год
В п. 4 ч. 1 ст. 3 закона о контрактной системе указано, вправе ли иностранные организации участвовать в закупках, — да, по общему правилу, вправе. Исключение — юрлица, место регистрации которых государство или территория, которая включена в специальный перечень. Он утвержден приказом Минфина № 108н от 13.11.2007 во исполнение п. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса. В него попали государства и территории, которые предоставляют льготный режим налогообложения или не раскрывают информации о финансовых операциях. Например, Панама, Белиз и Гибралтар. Эти государства и территории называют офшорными зонами, а юрлица, которые там зарегистрированы, — офшорными компаниями.
В России нет постановления или ФЗ, запрещающего закупку у иностранных контрагентов, за исключением офшорных фирм. Действует национальный режим, который установлен не для компаний, а для товаров и работ (услуг). Он выражается в запретах, ограничениях и условиях допуска иностранных ТРУ. Поэтому если зарубежный поставщик участвует в госзакупках с запретами по ст. 14 и поставляет товар российского производства, его не отклонят. Подробнее об этом — в статье «Правила национального режима в 2020 году».
Антидемпинговые меры не применяются при проведении запросов котировок и запросов предложений. Поэтому в указанных процедурах участник закупки может снижаться по цене без каких-либо последствий для себя.
О них мы расскажем ниже, а сейчас предлагаем вспомнить общий порядок применения таких мер к участнику в зависимости от размера установленной заказчиком НМЦк. В указанном случае порядок применения антидемпинговых мер достаточно прост — контракт с участником, значительно снизившимся по цене, заключается только после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, увеличенном в 1,5 раза от размера, установленного в документации о закупке но не ниже суммы аванса.
Соответственно по условиям ст. Вместе с тем, учитывая требование ч. Любопытным остается тот факт, что с Несмотря на это, обеспечение должно быть все равно увеличено до размера аванса, установленного в контракте, как это требует ч.
Условие о выплате аванса из контракта при этом не исключается, так как недопустимо менять условия контракта при его заключении. Однако такое условие не подлежит исполнению согласно ч.
Соответственно при составлении проекта контракта, условиями которого предусматривается выплата аванса, заказчикам рекомендуется предусматривать примечание о том, что условие об авансе не исполняется заказчиком при применении антидемпинговых мер.
В данном случае участник закупки, выигравший процедуру со значительным снижением, сам выбирает как ему поступить: предоставить повышенное обеспечение см. В последнем случае обеспечение исполнения контракта предоставляется участником в размере, указанном в документации о закупке.
Частью 2 ст. Такие разъяснения приведены в Письме Минэкономразвития РФ от Кроме того, существует мнение судей, что источник финансирования не нужно относить к условиям контракта, поскольку никак не влияет на права и обязанности сторон по нему. Арбитражные суды считают возможным заключение дополнительных соглашений к контрактам в случае, если требуется изменить порядок финансирования при размещении заказа путем торгов Постановления ФАС Центрального округа от Согласно статье 42 Закона ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать сведения об источнике финансирования заказа. О том, что заказчик вправе изменить сведения об источнике финансирования, в статье 95 Закона ФЗ не сказано. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Условие о выплате аванса из контракта при этом не исключается, т.к. недопустимо менять условия контракта при его заключении.
Посмотрим, когда это возможно. Однозначного правила, которого должен придерживаться заказчик, нет. Поиск по справочной.
К ним относятся:. Запрет на допуск отдельных видов импортной продукции машиностроения включает большой перечень, в том числе: Однако имеются и исключения, когда можно закупить перечисленную продукцию зарубежного происхождения. Материал полностью актуален для года. Новая таблица от Марата Дзюнова по срокам в законе о госзакупках, ФЗ.
Какой документ прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:
- декларация в свободной форме о стране происхождения,
- акт экспертизы ТПП (действует 1 год),
- сертификат СТ-1, выданный на основании этого акта или по заявлению поставщика: разовый, трехмесячный или годовой (на лекарства),
- копия специального инвестиционного контракта, или СПИК (юрлицо инвестирует > 3 млрд руб. в производство товара на территории РФ, а государство закупает его продукцию без конкурса).
В закупках некоторых товаров правительство указывает, какими именно документами участник закупки может подтвердить страну происхождения, например:
44 фз замена возможна ли российского товара на иностранный
В 1-ой части заявки на электронный аукцион поставщик должен задекларировать страну происхождения, а во 2-ой приложить сертификат СТ-1, если он требуется.
При рассмотрении заявок на аукцион заказчик сопоставляет документы в обеих частях заявки: страну происхождения в 1 части и страну в СТ-1 во 2 части. Если будет расхождение данных, это значит, что победитель заявки предоставил недостоверные данные. Тогда заявку отклонят, как несоответствующую требованиям закупки.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 44 ФЗ. 40 секретов о которых не говорят!
По 44 ФЗ замена товара с улучшенными характеристиками возможна, это предусмотрено в положениях ч. Такая возможность допускается при одновременном соблюдении следующих требований:. Поставку товара с улучшенными характеристиками ФЗ явно не регламентирует. В законе не установлены критерии, по которым можно однозначно определить, что показатели улучшились. Заказчик вправе решить это самостоятельно, при этом не допускается изменять предмет договора. Такая позиция изложена в письме Минэкономразвития от Стоит учитывать, что контрольные органы при проведении проверок могут потребовать обосновать изменение характеристик поставляемой продукции.
Особенно в двоякой ситуации, когда нельзя однозначно сказать, что стало лучше. К примеру, при поставке автомобиля изменение объема двигателя, с одной стороны, может рассматриваться как увеличение мощности, что хорошо, а с другой — как рост расхода топлива, что плохо.
И последнее условие — соблюдать национальный режим. При исполнении контракта на поставку продукции, которая попадает в перечни Постановлений Правительства от Отдельные нормы вышеуказанных ограничений разрешают замену, в результате которой страной происхождения будет являться государство — член Евразийского экономического союза Россия, Казахстан, Белорусия, Армения, Киргизия. Подробнее о правительственных ограничениях читайте в статье о национальном режиме в сфере госзакупок.
Шаг 1. Определить, является ли качество новой продукции улучшенным по сравнению с ранее предполагаемой к поставке. Шаг 4. Внести изменения в договор. Для этого потребуется подписать дополнительное соглашение. Его образец представлен ниже. Опубликовать данные в реестре контрактов Единой информационной системы далее — ЕИС.
По замена товара с улучшенными характеристиками возможна, это предусмотрено в положениях ч. 7 ст. 95. Такая возможность допускается при одновременном соблюдении следующих требований:
- замены согласованы обеими сторонами договора: заказчиком и поставщиком.
- Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации (ст. 14 44-ФЗ), не запрещают такую замену.
- Потребительские свойства, технические и функциональные характеристики новых товаров лучше по сравнению с предполагаемыми к поставке изначально.
Если первое условие не вызывает трудностей, то два последних требуют особого внимания.
Поставку товара с улучшенными характеристиками 44-ФЗявно не регламентирует. В законе не установлены критерии, по которым можно однозначно определить, что показатели улучшились. Заказчик вправе решить это самостоятельно, при этом не допускается изменять предмет договора.
Такая позиция изложена в письме Минэкономразвития от 09.12.2014 № Д28и-2705.
Стоит учитывать, что контрольные органы при проведении проверок могут потребовать обосновать изменение характеристик поставляемой продукции. Особенно в двоякой ситуации, когда нельзя однозначно сказать, что стало лучше. К примеру, при поставке автомобиля изменение объема двигателя, с одной стороны, может рассматриваться как увеличение мощности, что хорошо, а с другой — как рост расхода топлива, что плохо.
Важным моментом является то, что поставщик может улучшать показатели только на этапе исполнения условий договора. Нельзя делать это во время проведения процедуры определения поставщика, то есть . И последнее условие — соблюдать национальный режим.
При исполнении контракта на поставку продукции, которая попадает в перечни Постановлений Правительства (от 14.07.2014 № 656, 11.08.2014 № 791, 16.11.2015 № 1236, 14.01.2017 № 9, 5.02.2015 № 102, 30.11.2015 № 1289, 26.09.2016 № 968, 22.08.2016 № 832), а также Приказа Минэконома от 25.03.2014 № 155, не допускается замена страны происхождения, а в некоторых случаях и производителя. Отдельные нормы вышеуказанных ограничений разрешают замену, в результате которой страной происхождения будет являться государство — член Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Белорусия, Армения, Киргизия).
Подробнее о правительственных ограничениях читайте в .
3 ноября 2018 Строгая регламентированность госзакупок обязывает поставлять товар в четком соответствии с ТЗ заказчика, где прописываются конкретные показатели товара. Отправляя заявку, поставщик тем самым соглашается поставить товар именно с этими конкретными показателями. Уже в процессе исполнения контракта может возникнуть ситуация, когда по тем или иным причинам может потребоваться замена товара.
1. Поставлен некачественный товар. Замена товара должна быть на тот же, что был изначально указан заказчиком в тендерной документации. Замена товара на продукцию с улучшенными характеристиками допускается, но только с согласия заказчика.
В рамках 44-ФЗ основные правила изменения условий реализации госконтракта содержатся в ст.
95.В ч. 5 ст. 95 44-ФЗ прописан запрет на замену поставщика или исполнителя после того, как был подписан (за некоторым исключением). Иногда у заказчика может возникнуть объективная необходимость замены поставщика, и эта процедура будет вполне легальна.При исполнении контракта замена , исполнителя и подрядчика допускается в случае, если новый выступает правопреемником старого вследствие реорганизации. Такая реорганизация может иметь форму преобразования, присоединения и слияния.
Выбор указанных форм как возможных для замены поставщика в госконтракте связан с их правовым статусом, который регулируется в Гражданском кодексе. Например, по ч. 1 ст. 58 Гражданского кодекса при слиянии юрлиц их права и обязанности переходят к новому юрлицу. При присоединении одного юрлица ко второму к последнему переходят все права и обязанности присоединенного юрлица (по ч.
2 ст. 58 ГК).При преобразовании права и обязанности реорганизованной компании не меняются за исключением прав и обязанностей учредителей, которые меняются при реорганизации по ч.
5 ст. 58 ГК.В практике реорганизации юрлиц применяется еще одна форма – разделение компании.
Но, по мнению Минэкономразвития, при разделении сменить поставщика по 44-ФЗ не допускается.
Согласно позиции специалистов Минфина, изложенной в письме №Д28и-2852 от 2014 года, в данном случае необходимо расторгнуть контракт по соглашению сторон и инициировать новую закупку.Согласно мнению Минфина, которое изложено в письме от 2015 года №02-02-08/12916, можно сделать вывод о том, что перемена поставщика, исполнителя и подрядчика не допускается, так как в некоторых закупках личность участника имеет очень важное значение, в частности, если закупка проходила исключительно среди и СОНКО, организаций инвалидов и пр.
Тонкости применения национального режима по 44‑ФЗ
Заказчик увеличивает или уменьшает количество товара Такое право предусмотрено . Правила изменения цены мы оформили в таблицу: Уменьшить на 10% Увеличить на 10% Возможно в закупках у единственного поставщика и во всех конкурентных закупках, кроме запрос котировок Заказчик предусматривает возможность в документации о закупке, а при закупке у единственного поставщика — в контракте с ним Только на этапе исполнения контракта по соглашению сторон Если НМЦ закупки неделима, то изменить можно только все позиции закупки: например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно, то можно изменить объем отдельных позиций, например: 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей.
Заказчик обязательно пропорционально снижает цену Стороны могут увеличить цену, о чем договариваются дополнительно.
Цену единицы товара рассчитывают делением цены всего контракта или отдельной позиции на количество товара Например, в видно, что заказчик изменил объем и цену товара на 10%. В карточке контракта есть соглашение об этом с победителем. Заказчику урезали бюджет Это условие распространяется только на казенные учреждения.
Например, объявляя закупку, заказчик ориентировался на утвержденный бюджет, но на практике ему перечислили меньше денег. В этом случае он согласует с исполнителем уменьшение цены контракта или количества товара ():
- Если поставщик согласен, то снижает цену контракта до суммы доведенных на закупку денег.
- Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.
Изменение долгосрочных контрактов Если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, их условия можно менять. Эти виды контрактов перечислены в :
- федеральные контракты от 10 млрд рублей (кроме клинических исследований лекарственных препаратов),
- федеральные контракты на 40 млн рублей на выполнение клинических исследований лекарственных препаратов.
- региональные контракты 1 млрд рублей,
- муниципальные контракты 500 млн рублей,
В крупных закупках на строительство Можно увеличить цену контракта до 30%.
Это возможно при :
- Цена равна или превышает предельный размер, установленный Правительством РФ.
- Получено письменное обоснование изменения цены от Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ или местной администрации.
- Возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых его невозможно исполнить.
- Срок исполнения контракта > 1 года.
- Срок исполнения контракта не изменится (в него не закладывается время на получение положительного заключения экспертизы проектной документации).
Президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин представил журналу «Строительство» разъяснения на этот счет. РАЗЪЯСНЕНИЕ Об отдельных вопросах изменения цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с принятием Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Возможность и порядок внесения изменений в существенные условия контракта при его исполнении регулируются статьей 95 «Изменение, расторжение контракта» Закона № 44-ФЗ. В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в ряде случаев, предусмотренных указанной статьей.
1. Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
в пункт 1 части 1 ст.
Эксперты Кредитно-Страхового агентства рассказывают об изменениях в Федеральном законе « О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ), касающихся закупки работ в сфере капитального строительства и ремонта.
ВКЛЮЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ДОКУМЕНТАЦИЮ О ЗАКУПКЕ С 1 июля 2020 года в часть 1 ст.
33 Закона 44-ФЗ был введен пункт 8, согласно которому при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капитального строительства в документации о закупке должна присутствовать проектная документация, утвержденная в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Исключения из этого правила возможны только в следующих случаях: — подготовка проектной документации в соответствии с Градостроительным Кодексом не требуется;
— предметом закупки является заключение контракта жизненного цикла или строительство «под ключ», при этом предусматривается, в том числе, проектирование объекта капитального строительства. Включение в документацию о закупке проектной документации будет признаваться надлежащим исполнением требований пунктов 1–3 части 1 ст.
33 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, включенная в документацию о закупке проектная документация будет считаться полноценным описанием объекта закупки. При этом существенно упрощается подача заявок на участие в таких закупках.
При включении проектной документации в состав документации о закупке, первая часть заявки на участие в аукционе должна будет содержать только согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией. Такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки (часть 3.1 ст.
66). Участник закупки, первая часть заявки которого содержит согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о закупке, и заявка которого не возвращена оператором электронной площадки, считается допущенным к участию в электронном аукционе. Отклонение первой части заявки со стороны заказчика не допускается.
Оформление протокола, рассмотрения первых частей заявок при этом не требуется (часть 10 ст. 67). Коротко перечислим возможные основания возврата заявок электронной площадкой (часть 11 ст. 66): — документы не подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки; — участником подано более одной заявки на участие в данном аукционе; — заявка подана после даты или времени срока окончания подачи заявок на участие; — заявка подана участником, до окончания срока регистрации которого в ЕИС осталось менее 3 месяцев.
В указанных случаях заявка возвращается участнику оператором электронной площадки в течение 1 часа с момента ее получения.Электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок (часть 3 ст.
68). ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ КОНТРАКТОВ С 1 июля 2020 года в статье 95 закона «О контрактной системе» расширен перечень случаев, в которых возможно изменение существенных условий контрактов при их исполнении.
Изменение условий будет дополнительно возможно в случаях: — изменения объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
При этом допускается изменение не более чем на 10% от его цены; — если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер цены, установленный Правительством, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
Под такой заменой подразумевается замена продукции, которая обозначена в спецификации контракта, на аналогичную, но с лучшими функциональными и техническими характеристиками.
Статьея 95 закона о контрактной системе разрешает изменить договор, чтобы принять товар с улучшенными характеристиками. К примеру, в соответствии с условиями контракта поставщику необходимо поставить медицинские изделия.
Но на момент ожидаемой поставки на товарный рынок поступает новое медицинское изделие аналогичного применения, но с гораздо лучшими показателями. В такой ситуации заказчику необходимо решить: станет ли он приобретать тот товар, который указан в контракте или же существует необходимость замены предмета поставки.
Необходимо отметить, что в рамках 44-ФЗ замена на товар с лучшими характеристиками возможна как по обращению заказчика к поставщику, так и наоборот.
И в большинстве случаем поставщики предлагают поставить лучшую продукцию. И в этом случае заказчик решает, готов ли он принять изменившиеся условия. Вот образец улучшенных характеристик товара по 44-ФЗ:
- Правомерно ли заказчик снижает цену контракта на 15% если другие участники указали недостоверную информацию о стране происхождения товара?
- Предлагается расширить перечень запрещенной к закупкам импортной продукции
- Будет ли являться надлежащим подтверждением соответствия закупки промышленных товаров, установленным требованиям предоставление в составе заявки только информации о совокупном количестве баллов?
- Распространяется ли ПП РФ № 616 на закупки по 223-ФЗ?
- На какие товары распространяется постановление 616 в рамках гособоронзаказа?
Национальный режим и преференции в госзакупках
- Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявку без подтверждающих документов отклонят. Например, если поставляете мебель или товары легкой промышленности.
- Если запрета на иностранный товар нет, но действует ценовая преференция для российских товаров, то вашу заявку рассмотрят, как иностранную. То есть в аукционе придется заключить контракт с ценой на 15% меньше от предложенной, а в других конкурентных закупках вы не получите снижающий коэффициент к своей цене при оценке заявки.
- Если в закупке действует правило “третий лишний”, вашу заявку будут рассматривать, как заявку с иностранным товаром. Если на закупку пришли минимум два участника, которые подтвердили российское происхождение товара, вас отклонят.
В 1-ой части заявки на электронный аукцион поставщик должен задекларировать страну происхождения, а во 2-ой приложить сертификат СТ-1, если он требуется.
При рассмотрении заявок на аукцион заказчик сопоставляет документы в обеих частях заявки: страну происхождения в 1 части и страну в СТ-1 во 2 части. Если будет расхождение данных, это значит, что победитель заявки предоставил недостоверные данные. Тогда заявку отклонят, как несоответствующую требованиям закупки.
Документ оформляют в региональной ТПП на основании акта экспертизы, выполненного специалистами этой же палаты. Такой акт действует в течение года после выдачи. Чтобы получить сертификат, участник торгов пишет заявление в ТПП и прикладывает к заявлению:
- правоустанавливающие документы (для юрлица — свидетельство о регистрации и постановке на учет, для физлица — паспорт),
- годовой акт экспертизы (если он есть).
Если акта нет, то для получения СТ-1 нужно представить:
- лицензию о производстве товара,
- сведения, которые подтверждают возможность производить товар (лучше уточнить в ТПП, какие именно).
Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявки с частично или полностью иностранной продукцией отклонят. А если действуют ценовые преференции, то действия заказчика зависят от стоимости товара из ЕАЭС в заявке.
В аукционе
- Если стоимость товара из ЕАЭС составляет больше 50% от всей цены заявки, поставщик имеет право на преференции и его цену не снизят на 15% при победе.
- Если в заявке победителя аукциона стоимость из государств-членов ЕАЭС меньше 50% стоимости остальных предложенных товаров, то вся цена контракта будет снижена на 15% при победе.
В других конкурентных закупках
Если в конкурсе, запросе предложений и котировке участник предлагает в своей заявке продукции из ЕАЭС больше 50%, он получает преференции и к цене его заявки применяют понижающий коэффициент.
Значение имеет именно цена, а не объем товара. Например, 51% от объема заявки — соль иностранного производства, а 49% — сахар из ЕАЭС. Но так как сахар дороже, стоимость российского товара в заявке будет больше 50% от цены всей закупки, и поставщик получит преференции. Именно поэтому заказчик в закупках с нацрежимом просит указывать происхождение и стоимость каждой позиции товара.
Общий подход к требованиям национального режима содержит ст. 14 Закона о контрактной системе 44-ФЗ. Правительство РФ оставляет за собой право принимать решения, связанные с ограничением и запретом на допуск товаров иностранного производства, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Нацрежим носит отраслевой характер и регулируется специальными Постановлениями Правительства РФ. Их достаточно много и в данном случае именно они имеют решающее значение при осуществлении закупок.
Запреты носят абсолютный характер: есть товарные позиции, которые в случае происхождения из иностранных государств по общему правилу приобретать нельзя. Список таких товаров указан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Но есть и товарные позиции, на приобретение которых введены не запреты, а ограничения. Возможность провести такую закупку есть, но с учетом соблюдения определенных условий. Предусмотрены преференции для товаров из России, а также стран ЕАЭС, которые позволяют закупочной комиссии поставить заявкам более высокий балл и таким образом создать преимущества при участии в закупке, повысив тем самым их шансы победить.
Все ограничения, запреты и допуски носят точечный, отраслевой характер: конкретные товарные позиции указаны в соответствующем нормативном акте Правительства РФ.
Запреты на закупку товара иностранного производства не действуют в нескольких случаях:
- Товар не производится на территории РФ. При этом закупка должна сопровождаться разрешением Минпромторга.
- Стоимость одной единицы товара не превышает 100 тыс. руб., а общая стоимость единиц товара не превышает 1 млн руб.
- Продукция определенного товарного знака, и только в том случае, если заказчику необходимо совместить новый товар с тем, который у него уже есть. Например, это может быть необходимость дополнить, расширить или модернизировать уже имеющееся и функционирующее оборудование. Исключение — закупка тракторов и пищевого оборудования.
- Запасные части к иностранным товарам, оборудованию, которое уже использует заказчик: в соответствии с технической документацией он имеет право приобретать оригинальные комплектующие у производителя или того, кто способен их поставить.
Если на товар распространяется национальный режим, заказчик заранее, еще в документации, должен указать ссылку на постановление правительства, в соответствии с которым действует нацрежим. Какой документ прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:
- декларация в свободной форме о стране происхождения;
- акт экспертизы ТПП;
- сертификат происхождения СТ-1;
- копия специального инвестиционного контракта.
Другими словами, вид документа может варьироваться в зависимости от вида товара. Это регулируется документами правительства.
В настоящее время существует обязанность указывать страну происхождения товара в первой части заявки. При этом документы, подтверждающие информацию о стране происхождения, не требуются. По сути, нововведения не требуют иметь в наличии товар, но маневр в выборе поставляемого товара теперь ограничен.
Рассмотрим возможность замены страны происхождения товара на стадии исполнения контракта.
По мнению ФАС России, Законом № 44-ФЗ установлены однозначные запреты на изменение страны происхождения поставляемого товара в определенных случаях:
- если участник получил преференции за то, что предложил товар определенной страны происхождения;
- если применен нацрежим;
- если указание страны происхождения повлияло на присвоение баллов при определении победителя;
- если технические и функциональные характеристики предлагаемого товара другой страны происхождения хуже, чем характеристики, указанные в контракте.
Исходя из этого, заменить страну происхождения товара в иных случаях можно при исполнении контракта в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Однако стоит учесть вероятность, что заказчик откажется вносить изменения в контракт или принимать товар с иной страной происхождения товара, что приведет к риску расторжения контракта и РНП.
Заказчику необходимо придерживаться следующего списка действий:
- определить объект закупки и проверить его в перечне ПП №878;
- если товар включен в реестр, то в закупочной документации установить ограничение на приобретение иностранной продукции;
- если товара в реестре нет, составить обоснование невозможности соблюдения ограничения и подать заявку на приобретение иностранного товара — опубликовать обоснование в ЕИС вместе с извещением о закупках.
Национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства.
Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:
- поддержка российских производителей;
- поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
- запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
- развитие российской экономики в целом;
- поддержание обороноспособности страны;
- обеспечение национальной безопасности.
Национальный режим (44-ФЗ) действует в трех основных формах:
- запреты;
- ограничения;
- условия допуска (преференции).
Вступившее в силу с 01.01.2017 года Постановление от 16 сентября 2016 г. № 925 устанавливает для закупок по 223-ФЗ приоритет на товары (работы, услуги) отечественного происхождения по отношению к иностранным, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет устанавливается с учетом Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
В случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений оценка производится в пользу товаров из РФ, цена которых при сопоставлении с иностранной продукцией снижается на 15%, при этом договор заключается по той цене, которая изначально предложена участником в заявке.
В случае проведения электронного аукциона, если победителем становится поставщик товара иностранного происхождения, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены.
В национальном режиме по 44-ФЗ на иностранные товары установлены запреты, ограничения и условия допуска, а нормы 223-ФЗ устанавливают только приоритеты для изделий из РФ, которые отражаются на критериях оценки или цене договора, а заявки поставщиков иностранной продукции не отклоняются.
Преференции по 44 ФЗ – это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.
Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» четко сформулированы условия и порядок применения льгот для продукции, произведенной на территории государств- членов ЕАЭС.
Преференции товарам могут применяться при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений и аукциона.
Согласно Приказу Минфина N 126н, участники должны декларировать страну происхождения предлагаемых товаров и вся ответственность за достоверность предоставленной информации также лежит на поставщике.
При проведении конкурса, запроса котировок и запроса предложений, рассмотрение и оценка заявок, которые содержат товары из Перечня*, утвержденного Приказом, произведенных на территории государств из Евразийского экономического союза происходит с применением понижающего 15-процентного коэффициента к предложенной участником цене контракта.
При этом контракт с победителем заключается по предложенной поставщиком цене.
Если при проведении вышеуказанных видов закупочных процедур несколькими участниками были предложены одинаковые условия исполнения контракта, с учетом предоставления преференции одному (или нескольким) из них, то контракт будет заключен с тем, который имеет право на предоставление преференций.
При проведении закупки путем аукциона, если победителем становится поставщик, заявка которого содержит предложение товаров из Перечня*, произведенных на территории государств, не входящих в Евразийский экономический союз, то контракт с заключается по цене сниженной на 15% от предложенной победителем.
В отличие от закупок по 44-ФЗ, где предоставление преференций необходимо уточнять в закупочной документации, в торгах по 223 Федеральному закону – в приоритете выступают товары, произведенные в России, а также работы или услуги, оказанных российскими лицами.
Данное требование регламентировано Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925, которое вступило в силу 1 января 2017 года.
Это ПП устанавливает условия предоставления приоритета, которыми необходимо руководствоваться: заказчику при составлении документации о закупке, а поставщику при подготовке заявки на участие. Приоритет российских товаров (работ, услуг) устанавливается при всех способах закупки, кроме закупки у единственного поставщика.
При осуществлении закупки в виде конкурса или другим способом, при котором победитель определяется по установленным в документации критериям или по самой низкой предложенной цене контракта — заявки тех участников, которые предлагают поставку товаров российского происхождения или оказание услуг и выполнение работ российскими лицами, оцениваются по предложенной цене, сниженной на 15%. Если такой поставщик выигрывает закупку, то контракт с ним заключается по цене, предложенной в заявке.
Например, при предложении участником цены контракта, например, в 100 тыс руб. его заявку будут рассматривать, как предложение стоимостью 85 тыс. руб. И если он выиграет, то контракт будет заключен на сумму 100 тыс руб.
Если закупка осуществляется способом, при котором участники делают предложения по снижению начальной максимальной цены, например, в форме аукциона, то при победе заявки, в которой предлагается поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, контракт заключается по цене сниженной на 15% от предложенной им.
Например, если поставщик, предлагающий иностранную продукцию, предложил цену контракта 100 тыс руб. и выиграл с этой ценой, то контракт будет заключен стоимостью 85 тыс руб.
А если проводится аукцион (или подобная закупка) в которой участники снизились до 0 и далее торги идут уже на право заключения контракта, то при победе заявки, в которой предлагается поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, договор заключается по цене, увеличенной на 15% от предложенной.
Встречаются такие аукционы, в которых участники снижаются от НМЦК, чтобы победить и получить право на исполнение контракта. Но когда происходит снижение до 0, начинаются торги на право заключения контракта. Т.е. каждый из поставщиков предлагает свою цену, которую он готов заплатить заказчику, чтобы забрать контракт себе. Участник, который предложит самую большую стоимость — выигрывает торги, уплачивает заказчику предложенную им сумму (в вышеописанном случае, с приоритетом российских товаров — при продаже иностранных ТРУ, победитель заплатит заказчику предложенную цену увеличенную на 15%) и заключает договор.
Такие закупки чаще всего проводятся в сфере услуг, т.к. всю заработанную в процессе исполнения контракта прибыль, победитель закупки оставляет себе.
Для предоставления приоритета заказчик должен указать в документации определенные условия и требуемые сведения:
-
требование о декларировании страны производства товаров в заявке;
-
положение об ответственности участников за предоставляемую информацию;
-
сведения о НМЦК каждого товара (работы, услуги);
-
и другие условия, которые полностью отражены в п.5 ПП № 925.
Запрет на товары иностранного производства по 44-ФЗ
Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений, а также обязательно есть заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ и не РФ:
- цена заявки РФ оценивается по цене «предложение -15%»;
- если победил участник — РФ, то договор заключается по предложенной цене (без «-15%»).
Если проводится аукцион и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и не РФ:
- если победил участник — не РФ, то договор заключается по цене «предложение -15%».
Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, постановление № 925 не содержит.
Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.
Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет указать этот факт в заявке на участие в закупке.
Пример 1
В одной заявке импортный товар предлагается за 1000 рублей.
В другой заявке российский товар предлагается за ту же сумму, 1000 рублей.
При рассмотрении заявок заказчик руководствуется тем, что должен дать преференцию российскому товару в 15%, и считать, как будто бы цена российского товара 1000 рублей — 15%, т.е. 850 рублей. Таким образом победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 150 рублей (850 против 1000). Однако договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. 1000 рублей.
Пример 2
В одной заявке импортный товар — 1000 рублей.
В другой заявке российский товар — 1150 рублей.
И опять же действует схема предоставлении преференции российскому товару в 15%. Цена российского товара будет 1150 рублей — 15%, т.е. 977,5 рублей. Победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 22,5 рублей (977,5 против 1000). Но договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. по 1150 рублей.
В итоге заказчик обязан будет приобрести товар дороже на 150 рублей только по той причине, что он является российским. Да, это поддержка российского производителя, но поддержка, вынужденная и навязанная государством, т.к. заказчики по 223-ФЗ часто осуществляют закупки за счет собственного бюджета, а не за деньги государства.
Случаи, в которых приоритет не предоставляется:
- конкурентная процедура не состоялась, поэтому закупка проводится у единственного поставщика;
- все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке российских товаров, работ и услуг;
- все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке иностранных товаров, работ и услуг;
- заявка участника конкурса содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — меньше 50% стоимости всего предложенного им;
- заявка участника аукциона содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — больше 50% стоимости всего предложенного им.
- Закупки в условиях карантина. Ответы на вопросы
- Инновационная продукция: ее особенности и правила закупки
- Электронные торговые площадки: гид для начинающих
- Электронная подпись для торгов
- Как пройти бесплатное обучение по госзакупкам в Школе электронных торгов
- Порядок проведения конкурентных закупок по 223‑ФЗ в 2019 году
В ч. 7 ст. 95 закона 44 ФЗ говорится, что замена товара с улучшенными характеристиками по 44 ФЗ допускается при одновременном выполнении требований:
- Госзаказчик и поставщик согласовали условия, при которых замена возможна.
- Функциональные и технические характеристики и потребительские свойства новых товаров лучше, чем те, что предполагались к поставке изначально.
- В нормативно-правовых документах, принятых Правительством РФ или Минфином для поддержки национального режима (ч. 6 ст. 14 44-ФЗ), нет запретов на подобную замену.
Если с первым условием не возникает трудностей, то второе и третье нужно рассмотреть особо. Поставку товаров с улучшенными свойствами закон 44-ФЗ прямо не регламентирует. В этом нормативно-правовом акте отсутствуют критерии, которые могут однозначно дать понять, что показатели улучшились. Закупщик вправе решать этот вопрос самостоятельно, но предмет договора изменять не допускается. Об этом говорит Минэкономразвития в своем Письме № Д28и-2705 от 09.12.2014.
Причем контрольные органы в процессе проведения проверки могут запросить обоснование изменения параметров поставляемых товаров. Особенно нужно быть внимательными в тех случаях, когда однозначно сказать, что стало лучше, нельзя. Например, при закупке автомобиля изменение такой характеристики, как объем двигателя, дает увеличение мощности — это хорошо. Но с другой стороны, и расхода топлива становится больше. А это уже плохо.
Исполнитель может улучшать характеристики только на стадии исполнения условий контракта. Но это запрещается на этапе определения поставщика (при подаче заявки на торги).
Последним условием является соблюдение национального режима. Не допускает заменять страну происхождения, а иногда и производителя, если продукция, указанная в контракте, попадает в списки из Приказа Минфина № 126н от 04.06.2018 и перечни ПП:
- № 656 от 14.07.2014;
- № 791 от 11.08.2014;
- № 1236 от 16.11.2015;
- № 9 от 14.01.2017;
- № 102 от 05.02.2015;
- № 1289 от 30.11.2015;
- № 968 от 26.09.2016;
- № 832 от 22.08.2016.
Некоторые из вышеприведенных ограничений допускают замену страны происхождения на другую из списка государств — участников ЕАЭС (России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии). Подробно о запретах в госзакупках читайте в статье про национальный режим.
Чтобы поставить продукцию с улучшенными характеристиками, по сравнению с теми, что приведены в контракте, рекомендуется действовать так:
- Отправьте закупщику предложение о поставке новой продукции, указав, почему параметры, по сравнению с описанными в госконтракте, являются улучшенными. К этому предложению добавьте проект дополнительного соглашения. Проект должен содержать подписи вашего уполномоченного представителя.
- Дождитесь, когда заказчик подпишет дополнительное соглашение, а потом уже поставляйте продукцию с улучшенными качествами. Иначе закупщик откажется принимать такие товары, аргументируя, что они не соответствуют условиям договора, и потребует уплатить неустойку.
В нормативно-правовых актах отсутствуют указания, какие именно характеристики можно относить к улучшенным. Такое решение закупщик принимает субъективно. Если возникают споры относительно параметров поставляемых товаров, то суды обычно встают на сторону заказчика, так как именно его интересы являются определяющими (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5614/2017 от 04.12.2017).
Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155
Основные тезисы | Реквизиты документа | |
---|---|---|
О направлении сведений в реестр контрактов и внесении изменений в контракт в связи с поставкой товара, качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными | Письмо Минфина № 24-06-01/65537 от 06.10.2017 |
По 44 ФЗ замена товара с улучшенными характеристиками возможна, это предусмотрено в положениях ч. 7 ст. 95. Такая возможность допускается при одновременном соблюдении следующих требований:
- Условия замены согласованы обеими сторонами договора: заказчиком и поставщиком.
- Потребительские свойства, технические и функциональные характеристики новых товаров лучше по сравнению с предполагаемыми к поставке изначально.
- Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации национального режима (ст. 14 44-ФЗ), не запрещают такую замену.
Если первое условие не вызывает трудностей, то два последних требуют особого внимания.
Поставку товара с улучшенными характеристиками 44-ФЗ явно не регламентирует. В законе не установлены критерии, по которым можно однозначно определить, что показатели улучшились. Заказчик вправе решить это самостоятельно, при этом не допускается изменять предмет договора. Такая позиция изложена в письме Минэкономразвития от 09.12.2014 № Д28и-2705.
На основании ч. 1 , соглашение об изменении совершается в той же форме, что и договор. До подписания соответствующего соглашения заказчику следует также в документальной форме (в качестве внутреннего организационного документа) установить, что критерии признаны им выгодными, и привести основания для такого решения (например, заключение эксперта). Происходящие в договорных условиях с поставщиком изменения заказчик отражает в реестре заключенных им контрактов.
Наличие ответного обращения с уведомлением исключит возможность отрицания получения его представителем магазина и поможет разумно решить сложившийся вопрос. Срок, в течение которого можно предъявить требование о замене предмета торговли ненадлежащего качества не может превышать двух недель.
Если речь идет о предмете торговле, подлежащим гарантии, тогда замена такого изделия может быть реализована в период действия срока гарантии.
При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги (подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Учитывая изложенное, в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на десять процентов исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы.
При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на десять процентов. В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. Похожие вопросы 02 Ноября 2020, 09:32, вопрос №1428147 30 Марта 2020, 15:21, вопрос №1591055 18 Мая 2020, 22:14, вопрос №1256889 24 Января 2020, 14:33, вопрос №1112915
затраты этапы объем закупок обоснование НМЦК банкротство продукты питания иностранное свыше года образовательное учреждение грант медоборудование реестр договоров правила руководство рекомендации ненадлежащее исполнение приемка товара коммунальные услуги заключение контракта обучение отчет об исполнении контракта вскрытие конвертов электричество отмена процедуры госпошлина автономное учреждение казенные учреждения преференции существенные условия протокол рассмотрения проблемы сайта интеллектуальная собственность оценка заявок нестоимостные критерии двухэтапный конкурс консультация оператор ЭТП ГБУ дополнительные требования смешанное финансирование программное обеспечение финансовые услуги справочный материал платная консультация средний бизнес проекты НПА рассрочка платежа отчет о закупках
Подробнее о правительственных ограничениях читайте в .
Шаг 1. Определить, является ли качество новой продукции улучшенным по сравнению с ранее предполагаемой к поставке. Образец улучшенных характеристик товара по 44-ФЗ можно посмотреть ниже. Шаг 2. Проверить, есть ли запрет по национальному режиму.
Шаг 3. Согласовать новые показатели между поставщиком и заказчиком. Шаг 4. Внести изменения в договор.
Для этого потребуется подписать дополнительное соглашение. Его образец представлен ниже.
5. Единой информационной системы (далее — ЕИС).
Согласно ч. 3 ст. 103 в случае, если были внесены изменения в условия договора, заказчик публикует данные сведения в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений.
- Собственникам компаний
- Производство
- Торговля и коммерция
Статья 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
Приведенная ниже таблица представляет собой систематизированную информацию о национальном режиме в рамках действующего законодательства.
Запреты допуска товаров | Ограничение допуска товаров | Условия допуска товаров |
---|---|---|
Запретна закупки продукции иностранного производства, за исключением той, которая не производится в РФ и ЕАЭС. | Заявки с продукцией иностранных государств( за искл. ЕАЭИ) допускается в том случае, если нет предложений производителей РФ и стран ЕАЭС. | Заявкам с продукцией РФ и ЕАЭС предоставляются ценовые преимущества, для заявок с иностранной продукцией в случае победы применяются понижающие ценовые коэффициенты. |
Машиностроение( ПП №656,ПП №1224), легкая промышленность (ПП №791), Программное обеспечение( ПП №1236) | Лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП (ПП №1289); Медицинские изделия (ПП №102) Радиоэлектронная продукция (ПП №968 от 26.09.2016) | Продукты питания, техника, мебель … (Приказ МЭР №155) |
Таким образом, законодатель разделил все мероприятия в рамках национального режима на 3 большие группы:
- Запрет допуска товаров.
- Ограничение допуска товаров.
- Условия допуска товаров.
Если заказчик сталкивается с запретами на закупки продукции иностранного производства, то он должен отклонить заявку, содержащую информацию о том, что страна производства товара не РФ или страны Евразийского союза (ЕАЭС). На данный момент действуют 4 постановления Правительства РФ в областях: машиностроение, легкая промышленность, ПО, оборона.
Под ограничением допуска подразумевается, что в случае если нет предложений производителей из РФ или ЕАЭС, то заказчик вправе рассматривать иные заявки при соблюдении некоторых условий. Действуют 3 постановления, которые касаются ЖВНЛП, медицинских изделий и радиоэлектронной продукции.
Условия допуска подразумевают, что заявки, которые включают, в том числе, страну происхождения иностранную, не отклоняются, но для них устанавливаются определенные условия.
Основные положения национального режима в отношении работ
С 1 января 2016 г. запрещено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями под юрисдикцией Турции, а также организациями, контролируемыми гражданами Турции и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турции:
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457,
- Письмо Минэкономразвития России N 12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/28993/16 от 28.04.2016.
Перечень работ, подпадающих под запрет:
- Строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
- Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа, код ОКВЭД 71 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
- Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, код ОКВЭД 79 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
- Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, код ОКВЭД 55.1 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
- Выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 6. Обработка древесины.
Применение национального режима
Заказчики обязаны:
- применять национальный режим при закупке товаров, работ, услуг, которые подпадают под действующие НПА в этой сфере;
- указать применение национального режима в извещении о закупке и документации о закупке.
Административная ответственность наступает на этапе рассмотрения заявок участников в процессе рассмотрения заявок участников и ошибочного признания заявки надлежащей, соответствующей требованиям документации, или ненадлежащей и отклонения заявки участника: Аукционы/ конкурсы -1 % НМЦК, но не менее 5000 руб. и не более 30 000 рублей.(ч.2 ст.7.30 КоАП РФ).
Запрос котировок/запрос предложений -5 % НМЦК, но не более 30 000 рублей.(ч.6 ст.7.30 КоапРФ).
Документы в заявках участников
Участники закупки должны предоставить в составе заявки документы, подтверждающие соответствие участника и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со ст.1444-ФЗ, или заверенные копии таких документов:
- п.з) ч.2 ст.51 –конкурс;
- П. 6) ч.5 ст.66 –электронный аукцион;
- П.6) ч.3 ст.73 –запрос котировок.
Запрет закупки продукции промышленного производства
Подпадает под запрет промышленная продукция, которая, с одной стороны, соответствует Постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 (ред. от 09.08.2016)«О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ», и на которую, с другой стороны, влияет Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009 г. №17, и критерии определения страны происхождения товаров, предусмотренные указанными Правилами.
Критериями отнесения промышленной продукции к продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ, являются (ПП РФ 719):
а) отсутствие на территории РФ производства этой продукции, подтвержденного в порядке, установленном Минпромторгом РФ с учетом:
- требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной в РФ (пример см. слайд);
- специального инвестиционного контракта (при наличии);
- Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года (в случае отсутствия этой продукции в приложении к настоящему постановлению);
б) отличие параметров этой продукции, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик (длительность гарантийного срока, срока годности или срока службы, надежность, энергоемкость, экологичность, физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду промышленной продукции и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики промышленной продукции), от параметров произведенной в РФ промышленной продукции, определяемое в порядке, установленном Минпромторгом РФ.
Пример из ПП РФ 719
I. Продукция станкостроения
Код по ОК 034-2014(КПЕС 2008) | Наименование товара | Требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной в РФ |
---|---|---|
25.73.3 | Инструмент ручной прочий | наличие у юридического лица -налогового резидента стран -членов ЕАЭС прав на конструкторскую и техническую документацию в объеме, достаточном для производства, модернизации и развития соответствующей продукции, на срок не менее 5 лет; наличие на территории одной из стран -членов ЕАЭС сервисного центра, уполномоченного осуществлять ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание продукции; |
25.73.4 | Инструменты рабочие сменные для станков или для ручного инструмента (с механическим приводом или без него) |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 14.07.2014 N 656 (ред. от 09.06.2016) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Основные положения:
- В целях защиты внутреннего рынка РФ, … установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению(далее -товары), за исключением следующих случаев:
- Подтверждением наличия специального инвестиционного контракта является представление копии этого контракта, заверенной руководителем организации, являющейся стороной указанного контракта. Подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в РФ, предусмотренным приложением к ПП РФ от 17.07.2015 г. N 719, и положениям абзацев четвертого -шестого подпункта «б» пункта 1 ПП РФ 14.07.2014 N 656 является акт экспертизы, выдаваемый ТПП РФ в порядке, установленном ею по согласованию с Минпромторгом РФ.
Подтверждением страны происхождения товаров является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства -члена ЕАЭС по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.
Запрет на допуск (ПП РФ 656)
I. Продукция станкостроения
№ | Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) | Наименование |
---|---|---|
12. | 28.92.26.120 | Погрузчики полноповоротные ковшовые, кроме фронтальных одноковшовых погрузчиков |
13. | 28.92.27.110 | Экскаваторы многоковшовые самоходные |
14. | 29.10.21.000 | Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые |
18. | 29.10.30.110 | Автобусы |
Наличие позиции «Автобусы» в ПП РФ N 719
КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ К СТРАНЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РФ:
осуществление на территории РФ с 01.01.2015 г. не менее 7, с 01.01.2016 г. -не менее 9, с 01.01.2017 – не менее 11 из следующих операций:
- монтаж силового агрегата;
- монтаж передней полуоси (передней подвески);
- монтаж задней подвески;
- монтаж выхлопной системы;
- монтаж рулевого механизма;
- монтаж электрооборудования;
- монтаж элементов интерьера и экстерьера;
- сварка кузова;
- окраска кузова;
- сборка кузова;
- монтаж специального оборудования (при наличии);
- проведение контрольных испытаний готовых моторных транспортных средств
НПА:
Приказ Минпромторга России от 12.11.2015 N 3568 «Об утверждении Порядка подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и Порядка определения отличий параметров промышленной продукции, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик (длительность гарантийного срока, срока годности или срок…
На его основании заявителю выдается заключение о наличии, либо отсутствии производства промышленной продукции на территории РФ.
Вывод:
Заявки участников, имеющие страну происхождения не РФ и страны ЕАЭС, отклоняются, если не доказано, что производство аналогичной промышленной продукции на территории РФ отсутствует.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 24.12.2013 N 1224 (РЕД. ОТ 18.07.2016) «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
Установлены запреты ( действуют в тек. ред. до 01.01.2018):
Ч.1 Установить запрет на допуск товаров (за исключением товаров по перечню согласно приложению), происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории РФ отсутствуют.
1(1). Установить запрет на допуск товаров, указанных в приложении к настоящему постановлению, происходящих из иностранных государств (за исключением государств -членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории государств – членов ЕАЭС отсутствует.
Приложение к ПП РФ № 1224:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 16.11.2015 N 1236
«Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вместе с «Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Установлен запрет на допуск программ для ЭВМ и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее –ПО и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о ПО, соответствующем тому же классу ПО, что и ПО, планируемое к закупке;
б) ПО, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу ПО, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО.
Запрет не распространяется на:
- осуществление закупок ПО и (или) прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства.
- осуществление закупок ПО и (или) прав на него, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну.
26 июля 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о подписанииплана ФОИВ , а также государственных внебюджетных фондов, на использование отечественного ПО.
Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС и размещается на сайте госзакупок(одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки).
Вывод:
Заказчики обязаны закупить ПО российского происхождения, включенного в реестр российского ПО, либо подготовить обоснование невозможности соблюдения данного запрета.
Легкая промышленность
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 11.08.2014 N 791 ( ред. ПП РФ от 17.02.2016 № 108)
«Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов российской федерации и муниципальных нужд».
Установлен запрет на закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств -членов ЕАЭС), и (или) услуг по прокату таких товаров для обеспечения ФН, не относящихся к государственному оборонному заказу, товаров и (или) услуг для обеспечения НС РФ и МН, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств -членов ЕАЭС отсутствует;
Дополнительным требованием к участникам закупки товаров и (или) услуг, является использование при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство — член ЕАЭС. Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территориях государств — членов ЕАЭС отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.
В случае осуществления закупки товаров и (или) услуг у единственного поставщика заказчики при описании в извещении об осуществлении закупки у единственного поставщика характеристики товаров и (или) услуг устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров.
Указанное условие не действует в случае, если на территориях государств -членов ЕАЭС отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.
Перечень для федеральных нужд
Наименование товара и услуги | Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) |
---|---|
Ткани текстильные | 13.2 |
Полотна трикотажные или вязаные | 13.91 |
Изделия текстильные готовые (кроме одежды) | 13.92 |
Ковры и ковровые изделия | 13.93 |
Канаты, веревки, шпагат и сети | 13.94 |
Материалы нетканые и изделия из них (кроме одежды) | 13.95 |
Изделия текстильные технического назначения прочие | 13.96 |
… | … |
Перечень для НС РФ и МН (введен ПП РФ от 17.02.2016 N 108)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30.11.2015 N 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Ограничения допуска действует в отношении лекарственных препаратов из Приложения №1 Распоряжения Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» применяется с 01.03.2016.
Ограничения применяются в отношении:
Лекарственные препараты из перечня РП РФ 2724-р имеют одно МНН, либо в случае его отсутствия:
- Одно химическое наименование.
- Одно группировочное наименование.
Действие Постановления N 1289не распространяется на случаи закупки лекарственных препаратов с различными МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями.
Базовые условия допуска заявок участников (ч.1 ПП РФ № 1289):
- страной происхождения ЛП являются государства -члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке ЛП одного и того же производителя, либо производителей из группы лиц (в соотв. статьей 9135-ФЗ «О защите конкуренции»).