- Транспортное право

Нужно ли вносить плату за фактическое размещение отходов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли вносить плату за фактическое размещение отходов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким органом является Росприроднадзор и его территориальные органы (администратор платы).

Контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 05.12.2016).

Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554. Исключение Законодательством РФ предусмотрено исключение о тех, кто не обязан вносить плату за негативное воздействие (п.1 ст.16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). Под него попадают компании и ИП, которые ведут деятельность только на объектах IV категории опасности.

Это объекты, на которых:

  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Как узнать, должна ли организация или ИП вносить плату за загрязнение окружающей среды по итогам 2016 года? Поясним.

Раздел заполняется по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, объекту размещения отходов отдельно.

В случае размещения отходов на объектах размещения отходов, не принадлежащих лицу, обязанному вносить плату, на праве собственности либо ином законном основании, данный раздел заполняется исходя из того, на каких объектах размещения отходов размещаются отходы.

Все операции с отходами отражаются в расчетах за тот отчетный период, в котором данная операция была отражена в материалах учета в области обращения с отходами.

При заполнении раздела 3 указываются:

  • категория, наименование и код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
  • адрес места нахождения объекта;
  • реквизиты документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (дата выдачи, номер, срок действия, кем выдан);
  • для субъектов малого и среднего предпринимательства указываются реквизиты отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов;
  • регистрационный номер (в случае его присвоения) объекта размещения отходов;
  • адрес места нахождения объекта размещения отходов;
  • характеристика объекта размещения отходов (включен/не включен в государственный реестр объектов размещения отходов; не оказывает негативное воздействие на окружающую среду).

В случае если объект размещения отходов не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается решением территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об исключении негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, направленным в адрес лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, указываются реквизиты такого решения.

Здоровая конкуренция на любом рынке, в том числе на рынке отходов, — выгодна прежде всего нам с вами, обычным жителям.

Сейчас сложно сказать, как всё будет работать на практике. Там, где начнётся внедрение раздельного сбора, — будут ли жители сортировать отходы, а не сваливать всё по привычке в одну кучу? В каком виде они будут сдавать вторсырьё? И главное — кто и как за всем будет следить?

Хочется верить, что Россия наконец-то присоединится к тем цивилизованным странам, которые перерабатывают отходы, а не складируют их в окружающей среде, увеличивая количество свалок. В любом случае, скоро мы узнаем, что нас ждёт.

В качестве иллюстрации к посту использована фотография Alexas_Fotos.

Размещение ТКО: кто заплатит в 2019 году?

На данный момент плательщики платы за выбросы еще продолжают сдавать соответствующие расчеты в Ростехнадзор и его территориальные органы по месту государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового — по месту регистрации владельца передвижного объекта (п. 2 Порядка заполнения и представления формы расчета платы <13>, Письмо Ростехнадзора от 27.04.2007 N 04-09/455).

<13> Утвержден Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204.

Однако уже зарегистрирован в Минюсте и вступит в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования Приказ Ростехнадзора от 27.03.2008 N 182, согласно которому расчет платы будет представляться по местонахождению передвижного объекта негативного воздействия или по местонахождению плательщика в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

Итак, Расчеты платы в скором времени плательщики смогут сдавать в структурное подразделение Ростехнадзора по своему фактическому местонахождению, что, безусловно, более удобно для тех, кто предпочитает передавать расчеты лично, а не направлять их почтой. Неизменным осталось правило о том, что уплата сбора производится отдельно по передвижным объектам, зарегистрированным на территории одного муниципального образования (п. 20 Порядка заполнения и представления формы расчета платы в новой редакции и п. 21 — в действующей), то есть не по месту оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов. Это означает, что в платежном поручении на перечисление платы следует указать код по ОКАТО, присвоенный муниципальному району или городскому округу, на территории которого зарегистрирована транспортная единица.

Внимание

Что нужно знать бухгалтеру Для расчета налога на прибыль экологические платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов включаются в состав материальных расходов в пределах утвержденных лимитов (пп.

7 п. 1 ст. 254 НК РФ). В то же время платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не должны учитываться при расчете налога (п. 4 ст. 270 НК РФ). Аналогичные правила применимы для исчисления единого налога на УСНО.

Важно

Jni – ставка платы в зависимости от класса опасности отходов, руб/т; Mni – масса i- го вида отходов в пределах допустимых нормативов, т; Э– коэффициент экологической значимости; К – коэффициент экологической ситуации; Р – повышающий коэффициент. 2. Платежи за сверхнормативное размещение отходовисчисляются в следующих случаях: •при размещении на специально отведенных для данного вида отходов объектах размещения (санкционированных свалках, полигонах и т.

д.), но при отсутствии оформленного в установленном порядке разрешения Минприроды Республики Татарстан на размещение отходов; •если при размещении на специально отведенных объектах разрешение Минприроды на размещение отходов имеется, соблюдены указанные в разрешении условия, сроки и место размещения данного вида отходов, но фактическая масса отходов превышает установленный лимит.

Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554. Исключение Законодательством РФ предусмотрено исключение о тех, кто не обязан вносить плату за негативное воздействие (п.1 ст.16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). Под него попадают компании и ИП, которые ведут деятельность только на объектах IV категории опасности.

Это объекты, на которых:

  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Как узнать, должна ли организация или ИП вносить плату за загрязнение окружающей среды по итогам 2016 года? Поясним.

Как рассчитать сумму платы за размещение отходов производства и потребления

Вариант 5.

Предприятие «Ижорские заводы» за год разместило на несанкционированной свалке в черте города Колпино 50 т отходов IV класса опасности (в пределах лимита) — горелую землю из литейного цеха, шлак из мартеновских печей, окалину от работы прокатных и кузнечно-прессовых цехов.

Определить годовую плату за размещение отходов. Вариант 6. За год на предприятиях Мурманской области в пределах лимита образовалось 8 т отходов I класса опасности, содержащих ртуть. Они находятся на собственном хранении. Определить годовую плату за размещение отходов.
Вариант 7.

За год на предприятиях Мурманской области образовалось 596 т отходов П класса опасности, содержащих нефтепродукты, из них 461 т -использовано, 56 т размешено на несанкционированных свалках, остальные — на полигонах, расположенных на арендованной предприятиями территории.

Данный раздел заполняется автоматически на основе сведений, отраженных в разделах 1-4. Для того, чтобы его заполнить, нужно кликнуть по полю «Рассчитать суммы по введенным данным».

Внимание! Т.к. плата за загрязнение окружающей среды от различных источников вносится по разным КБК, то по каждому источнику загрязнений заполняется отдельный расчет. Кроме того, раздел заполняется отдельно и по каждому муниципальному образованию (ОКТМО).

В разделе «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет» автоматически отражаются:

  • по строке 010 – код бюджетной классификации (КБК) платы за загрязнение окружающей среды;
  • по строке 020 – код ОКТМО;
  • по строке 030 – сумма платы, исчисленная по всем производственным территориям, объектам размещения отходов и передвижным объектам негативного воздействия, расположенным на территории данного муниципального образования, без учета льгот и зачетов: стр. 030 = стр. 031 + стр. 032 + стр. 033 + стр. 034 + стр. 035 + стр. 036 + стр. 037 + стр. 038 + стр. 039
  • по строкам 031-039 – составляющие суммы платы по всем видам негативного воздействия по данному муниципальному образованию. Внимание! Значение строк 031-033 автоматически переносится из раздела 1, строки 034 – из раздела 2, строк 035-037 – из раздела 3 и значение строк 038-039 – из раздела 4;
  • по строке 040 – сумма средств на выполнение природоохранных мероприятий, которая принимается к зачету в счет платы;
  • по строке 050 – сумма льгот для организаций социальной и культурной сферы, а также организаций, которые финансируются за счет бюджетных средств;
  • по строке 060 – сумма льгот, установленных региональными нормативными актами для организаций, сбрасывающих загрязняющие вещества в составе сточных вод из системы канализации населенных пунктов в водные объекты. Внимание! Строки 040-060 заполняются автоматически на основе сведений, указанных в разделе «Муниципальные образования»;
  • по строке 070 – сумма платы, подлежащая уплате в бюджет: стр. 070 = стр. 030 – стр. 040 – стр. 050 – стр. 060

Отходы, размещаемые на полигоне: Отходы Образовалось т. за 2011 Образовалось т. за 4 квартал 1. Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 120 30 2. Стеклянные отходы 3,002 0,7505 3…

Загрязнение атмосферы нефтеперерабатывающим предприятием

Приказ ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 г…

Идеология и методология института платы за негативное воздействие на окружающую среду

Для расчета платы за размещение отходов необходимо знать класс опасности отхода. Для этого используется Федеральный классификационный каталог отходов. Код отхода состоит из тринадцати цифр…

Переработка бытовых отходов

Количество твердых отходов существенно зависит от их вида, условий производства и уровня жизни, климатических факторов, способов сбора и др. Поэтому конкретные расчетные, близкие к практике…

Планирование природоохранной деятельности на целлюлозно-бумажном предприятии

  • Проекты НПА
  • Новое в законодательстве
  • Больная тема
  • Обращение с отходами
  • Охрана атмосферного воздуха
  • Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
  • Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
  • Разработка и согласование экологической документации
  • Экологическое нормирование
  • Экологические платежи
  • Экологический надзор и контроль
  • Вопрос — ответ
  • Судебная практика
  • Технологии и оборудование
  • Отраслевые особенности
  • Азбука эколога
  • Мировой опыт
  • Наши гости
  • Инновации в экологии
  • Эколог +
  • Шпаргалка эколога

Кто Платит За НВОС? Разъяснения!

  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ: ответы и новые вопросы
  • Представление декларации о плате за НВОС: попытка № 2
  • Передача ТКО не региональному оператору: к чему готовиться?

Фактический объем размещенных отходов на полигоне ТБО по результатам производственного контроля составил: Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) — 0,425 т; Отходы упаковочного картона незагрязненные — 0,023 т; Отходы полиэтилена в виде пленки — 0,043 т; Электрические лампы накаливания отработанные и брак — 0,0047 т; Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов торгово-розничной торговли промышленными товарами — 3,491 т 1.
По исходным данным определяем объём размещения отходов по классам опасности в пределах лимита и сверхлимита Вид отходов(по классам опасности для окружающей среды) Фактический объём размещения отходов, т Всего: В том числе в пределах лимита, т Сверхлимитное размещение, т Отходы IV класса опасности 0,425 0,585 0,303 Отходы Vкласса опасности 4,0369 3,3456 0,6913 2.

Размещение отходов производства и потребления осуществляется на: · полигонах захоронения твёрдых бытовых отходов, на которых в установленном порядке могут захораниваться некоторые виды твёрдых инертных промышленных отходов, в том числе IV класса опасности; · полигонах общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов; · полигонах, принадлежащих отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных отходов; · отвалах, шламохранилищах для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов; · свалках (санкционированных).

Экономическое стимулирование Законодательство РФ предусматривает меры стимулирования субъектов предпринимательства, занимающихся обращением с отходами, к ним относятся:

  • Снижение платы за негативное влияние на окружающую среду для фирм, внедряющих технологии для уменьшения количества отходов;
  • Применение ускоренной амортизации основных средств, используемых для размещения отходов.

Для производителей упаковки и продукции, после порчи которой остаются биоразлагаемые отходы, правительство установило следующие виды экономической поддержки:

  • Льготы по налогам;
  • Льготы по экологическому сбору;
  • Льготы по плате за НВОС;
  • Финансовая поддержка от федерального и местного бюджетов.

Штрафные и санкции Внесение платы (в. т. ч. и авансов) несвоевременно или в неполном объеме влечет начисление пеней.

Напомним, для целей исчисления налога на прибыль платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы включаются в состав материальных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ. В силу п. 4 ст.

270 НК РФ платежи за сверхнормативные выбросы не принимаются при исчислении налога на прибыль. Плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов по своему характеру не относится к плате за сверхнормативное воздействие, а значит, уменьшает налоговую базу при исчислении налога на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Такая позиция подтверждена Постановлениями ФАС УО от 04.05.2008 N Ф09-8409/07-С3 (отмечается, что платежи за размещение расходов в пределах установленных лимитов не являются санкцией за сверхнормативное воздействие на окружающую среду), от 19.03.2008 N А76-8/07, ФАС ВСО от 16.04.2007 N А33-8921/06-Ф02-1794/07, от 06.03.2007 N А33-2101/05-Ф02-6757/06-С1.

Расходы по оплате услуг сторонних организаций по разработке лимитов организация может учесть в налоговых расходах на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письма Минфина России от 18.08.2008 N 03-03-06/2/105, от 04.09.2007 N 03-03-06/4/127, от 06.05.2006 N 03-03-04/2/133, от 27.04.2006 N 03-03-04/2/126).

Не так давно в Письме от 18.08.2008 N 03-03-06/2/105 Минфин впервые изложил свое представление о том, в каком порядке должны учитываться данные расходы. Ссылаясь на нормы пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ и учитывая то, что лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет, финансисты делают вывод, что расходы на разработку нормативов учитываются равномерно в течение срока их действия.

Если же в связи с изменением объемов фактического загрязнения ПНООЛР разрабатывается заново (в принципе это редкая ситуация, обычно просто вносятся изменения в уже существующий проект), то не списанная к этому моменту сумма расходов по старому проекту признается в целях налогообложения единовременно.

Однако, на наш взгляд, позиция финансистов не выдерживает критики. И вот почему. Нормативы разрабатываются в целях соответствия производственной деятельности налогоплательщика установленным экологическим требованиям и связаны с текущей деятельностью предприятия. Это во-первых. Во-вторых, оплачивая услуги сторонней организации по разработке проектов, налогоплательщик несет затраты, связанные именно с разработкой проектов, а не с установлением нормативов на какой-либо определенный период, в связи с чем затраты на разработку проекта и его оплату относятся к периоду его создания и оплаты, а не к периоду действия указанных нормативов (Постановление ФАС СЗО от 13.03.

2007 N А05-11056/2006-12). Кроме того, лимиты отходов утверждаются на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья, при отсутствии такого подтверждения за месяц до окончания отчетного года лимиты аннулируются (п. 11 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).

Следовательно, при утверждении уполномоченным органом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение нельзя заранее определенно утверждать, что они будут действовать в течение следующих 5 лет (и не будут аннулированы), поскольку данное утверждение носит предположительный характер. То есть никакой связи между разработкой проекта лимитов и сроком его действия, по нашему мнению, нет. Соответствующие расходы могут быть учтены единовременно в том налоговом периоде, в котором выполнены все условия пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Что касается «упрощенцев», то им Минфин также разрешает учитывать не только платежи за загрязнение окружающей среды, но и расходы на оплату услуг сторонних организаций, выполняющих работы по разработке и согласованию ПНООЛР, а также по разработке паспортов опасных отходов (Письма от 21.08.2007 N 03-11-05/193 и от 21.03.2007 N 03-06-06-04/1). Все указанные затраты должны учитываться в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в составе материальных расходов.

1. Общая информация об экологических платежах.
2. Кто платит за НВОС?
3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС?
4. Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи.
5. Куда сдавать Расчет платы за НВОС, и уплачивать экологические платежи?
6. С какого времени необходимо платить экологические платежи?
7. Как рассчитать сумму платы за НВОС?
8. Коэффициенты инфляции
9. Что нужно знать для расчета экологических платежей?
10.Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС

Действующим законодательством РФ предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которая заменила ранее взимавшуюся плату за загрязнение окружающей среды. Необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот закон устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного (вредного) воздействия на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В настоящее время плата за НВОС взимается только за следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными объектами;
  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, российские и иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, то есть имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду. В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009г., все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 г. также осуществлять данные платежи.

Согласно п. 1 Приказа Ростехнадзора РФ от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» все экологические платежи нужно перечислять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Правильно платим за вывоз мусора, если никто не прописан

В настоящее время согласно Постановления Правительства РФ № 717 от 13.09.2010 г. и приказа Росприроднадзора № 311 от 20.10.2010 г. полномочиями администратора доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду наделены только территориальные Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Заполненный расчет платы прошитый, пронумерованный, скрепленный печатью нужно сдавать в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и месту государственной регистрации передвижного загрязняющего объекта. В те же территориальные органы Росприроднадзора осуществляется плата на НВОС в соответствии с представленными Расчетами платы отдельными платежными поручениями по каждому КБК.

Таким образом, если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах Российской Федерации, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. При эксплуатации нескольких объектов загрязнения на территории одного субъекта плата по ним отражается в едином расчете. Однако лист расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, заполняется отдельно по каждому муниципальному образованию (ОКТМО муниципального образования).

Список кодов бюджетной классификации (КБК) экологических платежей:

КБК Наименование
048 1 12 01010 01 6000 120 Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами
048 1 12 01020 01 6000 120 Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами
048 1 12 01030 01 6000 120 Плата за выбросы загрязняющих веществ в водные объекты
048 1 12 01040 01 6000 120 Плата за размещение отходов производства и потребления
048 1 12 01050 01 6000 120 Плата за иные виды негативного воздействия на окружающую среду
048 1 12 01060 01 6000 120 Плата за неиспользование попутного нефтяного газа

Экологические платежи необходимо платить со времени вступления в силу Постановления Правительства № 344, а именно с 30 июня 2003 года. Те предприятия, которые уже существовали в это время, но не вносили экологические платежи, должны внести плату за загрязнение окружающей среды именно с 30 июня 2003 г., а те предприятия, которые образовались позже, должны платить с момента начала своей деятельности. Однако в 2008 году в связи с истечением срока исковой давности — три года (согласно ст.196 Гражданского кодекса РФ №230-ФЗ) плата с «должников» взимается с 1 января 2010 года.

Порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410).

Сумма платы рассчитывается отдельно по каждому загрязняющему веществу и отходу, а также по каждому виду топлива для передвижных объектов. При расчете платы за выбросы нужно учитывать коэффициенты экологической значимости региона и дополнительные коэффициенты 2 и 1,2. При расчете платы за сбросы — коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент для взвешенных веществ. При расчете платы за отходы учитываются коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент месторасположения объекта размещения отходов (1 или 0,3). Ко всем рассчитанным суммам платы должен быть применен коэффициент, учитывающий инфляцию, который устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной календарный год.

Основным документом, определяющим ключевые моменты расчета и порядка внесения платежей за загрязнение, является закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Именно в нем предусмотрена обязанность для юрлиц, не относящихся к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, оплачивать в течение текущего года авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). По завершении года сумма этих платежей уменьшит общую величину платы, начисленной за год в декларации по НВОС.

Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду в 2019-2020 годах см. здесь.

Начислять и уплачивать авансовые платежи предписывается 3 раза за год, по завершении 1, 2 и 3 кварталов, до 20-го числа каждого из месяцев, наступающего после окончания соответствующего квартала (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Как определить сумму вносимого аванса? С 2020 года таких способов три. Аванс можно определять, как:

  • ¼ платы за НВОС, подлежащих к уплате за предшествующий год;
  • ¼ платы, исчисленной исходя из объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, временно разрешенных выбросов (сбросов) или лимитов на размещение отходов производства и потребления;
  • произведение платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале, и соответствующих ставок платы за НВОС с применением предусмотренных законом коэффициентов.

Расчет платы за загрязнение по году производится в декларации, в состав которой входят:

  • титульный лист;
  • раздел со сводными результатами расчетов, в котором начисленные суммы подвергаются уменьшению за счет расходов, снижающих негативный эффект загрязняющего воздействия, и за счет уплаченных в течение года авансов;
  • 3 специальных раздела (по числу основных видов источников загрязнения), каждый из которых представляет собой таблицу с параметрами, необходимыми для расчета платежа по соответствующему источнику загрязнения, и заполняется только при наличии у плательщика такого источника.

Расчет в специальных разделах происходит по правилам, детально описанным в приказе Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (в примечаниях к форме бланка декларации) и в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255. Оба этих документа также содержат необходимые значения применяемых в расчетах коэффициентов.

Декларация о плате за НВОС. Как сдать отчёт?

В части места оплаты плата за загрязнение привязана следующим образом (п. 1 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • за выбросы и сбросы ее вносят в бюджет по месту расположения источника загрязнения;
  • за размещаемые отходы она платится там, где происходит размещение этих отходов.

То есть ОКТМО для платы, осуществляемой по разным видам загрязняющих объектов, может оказаться разным. И учесть это необходимо не только при составлении декларации, но и при уплате авансовых платежей.

Разными в зависимости от вида источника загрязнения будут и значения указываемого в платежном документе КБК.

О применяемых для платежей за НВОС значениях КБК читайте в статье «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Кроме платежей по НВОС, существует еще один платеж экологического характера, имеющий официальное название «экологический сбор». Он регулируется иным нормативным актом — законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Отличий от платежей за загрязнение у него много:

  • круг плательщиков, представленный лицами, осуществляющими производство или импорт изделий, требующих их утилизации по завершении использования;
  • налоговая база, определяемая как объем утилизируемого товара, скорректированный на норматив утилизации;
  • ставка, зависящая от вида утилизируемого изделия;
  • срок, установленный для оплаты и являющийся единственным, совпадает со сроком подачи отчетности по сбору и соответствует дате 14 апреля года, наступающего за отчетным (в законе указано «до 15 апреля», но во избежание разногласий с контролирующим органом, оплатить лучше до 14 числа влючительно).

Уплаты авансов по экологическому сбору законодательство не предусматривает. Таким образом, авансовые платежи по экологии в 2020 году делать не нужно.

Авансы по платежам за НВОС должны платить юрлица, не относящиеся к числу субъектов малого или среднего предпринимательства. Осуществляются такие платежи трижды в год, по завершении 1, 2 и 3 кварталов, не позднее 20-го числа месяца, наступающего по окончании соответствующего квартала. Сумма каждого аванса определяется одним из трех способов, указанных в законе № 7-ФЗ.

Согласно законодательству РФ за размещение отходов взимается плата с организаций и предпринимателей (ИП), если их деятельность влечет образование отходов.Платежи за твердые коммунальные отходы (ТКО) вносят операторы регионов, обращающиеся с ними или их размещающие.

Не платят за размещение фирмы и ИП, работающие только на объектах 4 категории. Критерии причисления к ним можно посмотреть в Постановлении № 1029 от 28.09.15.

С 2016 года только отходообразователи обязаны рассчитывать и вносить плату за размещение своего мусора, полученного в результате их деятельности.

Отходы должны размещаться в соответствии с лимитами. Установлены они исходя из норм предельно допустимого воздействия (ПДВ) на экологию.

Все плательщики сбора, кроме малых и средних компаний, разрабатывают проектную документацию норм образовывающегося у них мусора и лимитов на его размещение по утвержденным методическим рекомендациям. Указания по их разработке утверждают властные структуры РФ и субъектов (см. → какая плата за загрязнение окружающей среды? Расчет).

Малые и средние предприниматели подают в уполномоченный орган отчетность в порядке уведомления. В ней содержатся данные о том, как образуются, утилизируются, обезвреживаются, размещаются отходы. Порядок представления сведений регламентируется уполномоченной организацией.

Нарушение нормативов и лимитов ведет к ограничению, приостановке или прекращению деятельности субъектов предпринимательства.

В лимиты на размещение не включаются следующие отходы:

  • Рудосодержащие и вскрышные горные породы;
  • Отходы от производства чермета IV, V классов опасности.

Устанавливают лимит для плательщиков уполномоченные организации. Документ действует в течение 5 лет. Организация должна ежегодно подтверждать неизменность процесса производства (выполнения работ) и вид используемых материалов.

При отсутствии у фирмы утвержденных нормативов все отходы считаются безлимитными. Рассчитывая сумму за их размещение,применяют коэффициент повышения 5.

Сумма за размещение отходов определяется по их классу опасности. Ее можно рассчитать по формуле:

П (лимит) = С * М * 1,6 * 2,56,

П (лимит) — сумма платежа при размещении мусора в границах лимита;

С — ставка оплаты за вывоз 1 тонны (1 куб. метра) отходов;

М — масса (объем) отходов к вывозу, тонн (куб.м.);

1,6 — почвенный коэффициент;

2,56 — коэффициент инфляции в 2016 году.

П (сверх) = С * 5 * М * 1,6 * 2,56,

П (сверх) — сумма платежа при размещении сверх лимита;

5 —коэффициент за сверхлимитное размещение.

В крупной фирме ООО «Строймакс» в 1 квартале 2016 в результате строительно-монтажных работ образовались отходы массой 2,8 тонны по классу опасности 4 в границах лимита и 1,1 тонны по классу опасности 3 сверх лимита. За 2015 год платежи за размещение мусора не перечислялись из-за его отсутствия.

Платеж за 1 квартал равен:

2,8 * 635,9 * 1,6 * 2,56 +1,1 * 1272,3 * 1,6 * 2,56 * 5 = 7293,01 + 28662,37 = 35955,38 р.

С начала 2016 года используются новые утвержденные ставки оплаты за размещение мусора (Постановление № 913 от 13.09.16). Их значения приведены в таблице.

V класс опасности, в т. ч.:

Дополнительные понижающие коэффициенты введены Правительством РФ с целью стимулирования плательщиков на снижение пагубного воздействия мусора на экологическую обстановку. Их значения приведены в таблице.

На 2016 год установлен коэффициент экологии почвы для Центрального района РФ — 1,6.

Перечисления за отходы не производят при их вывозе на спецобъекты, установленные законами РФ и препятствующие отрицательному влиянию на экологию.

Из суммы платежа исключаются расходы на процедуры по уменьшению негативного действия отходов на экологию отдельно для каждого класса опасности в пределах начисленных сумм. К ним относятся следующие подтвержденные документами затраты:

  • Внедрение лучших доступных технологий;
  • Строительство, создание проектов, реконструкция сооружений и устройств по переработке отходов;
  • Установка оборудования для использования, транспортировки, обезвреживания отходов.

Если фирма в течение 11 месяцев накапливает отходы для последующей утилизации либо обезвреживания, то плата за их размещение не взимается.

Платежи за вывоз мусора вносятся по месту фактического нахождения объекта его размещения.

Отчетным периодом является год, а документ нужно подать до 1 марта года, следующего за периодом отчета. Этот срок действует для субъектов малого и среднего бизнеса. Остальные предприниматели обязаны ежеквартально вносить плату(кромеIV квартала). Перечисление следует производить до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Размер квартальной платы равен четверти суммы, перечисленной за предшествующий год.

ООО «Жилстрой» является крупной организацией. За 2015 год оно внесло плату за размещение мусора в размере 22 500 рублей. Из них в счет погашения задолженности за 2014 год было уплачено 6 500 рублей, из них 5 000 рублей — по решению суда и 1 500 рублей в добровольном порядке.

За первый квартал 2016 фирма обязана заплатить:

(22 500-6 500)/4 = 4 000 рублей.

Аналогично рассчитываются суммы за остальные кварталы 2016 года. То есть за текущий год сумма платежа рассчитывается только из сумм прошлого года! Перечисления за более ранние периоды в расчет не идут! Все предприятия, зарегистрированные в 2016 году, не перечисляют квартальные авансы. Всю сумму платы они должны перечислить до 1 марта 2017 года!

Декларация по отражению сумм за размещение отходов представляют плательщики до 10 марта следующего за отчетным года.

Переплату можно вернуть по заявлению или оставить в счет будущего периода.

Для перечисления сумм по экологии за мусор применяется КБК: 048 1 12 01040 01 6000 120. В платежке на перечисление средств за размещение отходов следует указывать код ОКТМО той территории, где расположен объект нахождения отходов: полигон, свалка и т. п.

Когда платить авансовые платежи за НВОС в 2020 году

Как известно, одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (ст. 3 Закона об охране окружающей среды). Сначала для сравнения приведем п. 2 ст. 16 названного закона в прежней (недействующей) редакции.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

С 1 января 2016 года ст. 16 Закона об охране окружающей среды действует в новой редакции, в соответствии с которой плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

2) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

3) хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Таким образом, с 2016 года виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые необходимо вносить плату, сокращены, а некоторые и видоизменены. Так, в новой редакции закона говорится, что вносить плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух необходимо, только если они осуществлены от стационарных источников. То есть предприятия общепита – владельцы транспортных средств вносить плату в этой части не должны.

Итак, мы выяснили, что физические лица и ИП – владельцы автомобилей начиная с 2016 года освобождены от обязанности вносить соответствующую плату в силу прямого указания на это в Законе об охране окружающей среды. Но уже годом ранее изменения были внесены в другой федеральный закон – от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с его ст. 28 начиная с 01.01.2015 с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. То есть согласно этому закону начиная с 2015 года платить за автомобильные выхлопы не нужно. Вместе с тем форма расчета[1] до сих пор содержит страницу (раздел 2), предназначенную для исчисления платы за выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ от передвижных объектов. По понятным причинам природопользователи пребывают в сомнениях, нужно ли оплачивать выбросы 2015 года в атмосферный воздух от передвижных средств.

Возникшую коллизию разрешило Минприроды. В письмахот 23.07.2015 № 02-12-44/17039, от 10.03.2015 № 12-47/5413 (см. также Письмо Росприроднадзора от 03.08.2015 № АА-06-01-36/13498) оно разъяснило, что с 1 января 2015 года взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством РФ не предусматривается. Аналогичная информация размещена на официальном сайте Росприроднадзора.

Далее поговорим о другом виде негативного воздействия на окружающую среду – хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (в 2015 году – размещение отходов производства и потребления), поскольку такие отходы образуются практически на каждом предприятии.

В 2015 году по вопросу о том, кто должен вносить плату за размещение отходов, сложилась устойчивая практика. В частности, и Росприроднадзор (см. информацию на официальном сайте) и ВС РФ (определения от 21.03.2016 № 306-ЭС16-644, от 30.06.2015 по делу № 301-ЭС15-211, А82-817/2014) сошлись во мнении, что плательщиками являются собственники отходов. Это означает, что если в договоре со специализированной организацией, занимающейся вывозом мусора, не предусмотрен переход права собственности на отходы, то вносить соответствующую плату обязано предприятие, от деятельности которого эти отходы образовались.

С 01.01.2016 Закон об охране окружающей среды дополнен ст. 16.1 «Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду», в соответствии с которой плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие на территории РФ хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц (ИП), ведущих деятельность исключительно на объектах IV категории.

Кроме того, в абз. 2 п. 1 указанной статьи конкретизирован плательщик за НВОС, размещающий отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Итак, на основании изложенного делаем три важных и актуальных вывода.

Платить за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) должны предприятия (ИП), от деятельности которых они образовались

Не обязаны вносить плату за размещение отходов предприятия (ИП), осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории

Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами

А теперь об этих выводах подробнее.

Раздел 3.1. Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов

А как обстоят дела в другом исключающем внесение платы случае? Определение отходов содержится в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Отходы
производства и потребления

Вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению

Твердые
коммунальные отходы

Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам относятся также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, ИП и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами

Из формулировок российского законодательства следует, что если от деятельности предприятий общепита формируются отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, то начиная с 2016 года вносить соответствующую плату они не должны.

Сложившуюся ситуацию прокомментировал Росприроднадзор в Письме от 11.04.2016 № АС-06-01-30/6155: в Федеральном законе от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен переходный период (до 1 января 2017 года) для введения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектами РФ, введения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ, проведения конкурсного отбора регионального оператора и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

До дня утверждения единого тарифа на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства.

На этом основании Росприроднадзор сделал вывод, что в настоящее время плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, должны исчислять и уплачивать юридические лица и предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы. То есть, по мнению этого ведомства, в 2016 году продолжают действовать прежние правила.

С одной стороны статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (редакция от 29.07.2018, далее — Закон № 89-ФЗ) с 1 января 2019 года будет изложена в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018, далее — Закон № 219-ФЗ), и в данной статье будет отсутствовать такое понятие как отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов для предприятий малого и среднего бизнеса, а по объектам негативного воздействия III категории должна будет предоставляться отчетность об образовании, использовании (утилизации), обезвреживании, о размещении отходов (п. 5 ст. 18 Закона № 89-ФЗ в редакции Закона № 219-ФЗ). При этом проекта подзаконного НПА, регламентирующего предоставление данной отчетности пока нет.

С другой стороны в статьях 5 и 6 Закона № 89-ФЗ в новой редакции остаются полномочия у соответствующих органов исполнительной власти федерального и региональных уровней принимать данную отчетность.

Теперь у пользователей сервиса 1С:Отчетность появилась возможность отправлять отчетность в Росприроднадзор по телекоммуникационным каналам связи напрямую из программ 1С. Рассмотрим, как это можно сделать в !1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.0.

Если организация впервые подключается к 1С-Отчетности, то при создании заявления на подключение к этому сервису пользователю необходимо выбрать направление Росприроднадзор наряду с другими контролирующими органами, куда планируется представлять электронную отчетность.

Если же организация уже подключена к сервису 1С-Отчетность, то для изменения настроек существующего подключения необходимо сформировать так называемое «вторичное» заявление на изменение реквизитов подключения к 1С-Отчетности. Для этого в форме элемента справочника Организации следует перейти на вкладку ЭДО и создать заявление (рис. 3).

Раздел заполняется лицами, обязанными вносить плату за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся от источников сжигания и (или) рассеивания попутного нефтяного газа.

При заполнении раздела 1.1 указываются:

  • категория, наименование и код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
  • адрес места нахождения объекта;
  • номер, дата выдачи и срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • метод расчета (агрегирования или дифференциации) интегрального показателя сжигания и (или) рассеивания попутного нефтяного газа;
  • объем добычи попутного нефтяного газа (в млн. куб. м.);
  • объем сжигания попутного нефтяного газа (в млн. куб. м.);
  • объем использования попутного нефтяного газа (без учета технологических потерь) (в млн. куб. м.);
  • технологические потери (в млн. куб. м.);
  • уровень использования попутного нефтяного газа (в %).

В столбце 1 в строках указывается порядковый номер строки.

В столбце 2 в строках указывается наименование загрязняющего вещества, по которому установлены ставки платы, в привязке к каждой факельной установке сжигания и (или) источнику рассеивания попутного нефтяного газа.

В столбце 2 по строке «Источник сжигания и (или) рассеивания ___» указывается наименование или номер и ОКТМО факельной установки по сжиганию и (или) источника рассеивания попутного нефтяного газа.

В столбце 2 во всех остальных строках указывается наименование конкретного загрязняющего вещества.

Внимание!
Порядок и условия заполнения соответствующих строк и столбцов 3-17 раздела 1.1 осуществляются аналогично порядку и условиям заполнения соответствующих строк раздела 1.

В строке «Всего по всем источникам сжигания и (или) рассеивания столбцов 14, 15, 16, 17 указывается сумма платы в целом по всем источникам сжигания и (или) рассеивания попутного нефтяного газа объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *