- Транспортное право

Конституция рф медицинская помощь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституция рф медицинская помощь». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Здоровье — одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами (выбор профессии, свобода передвижения и др.). В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. О праве на охрану здоровья и медицинскую помощь говорится в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

1. Слово «риск» имеет два значения: «возможная опасность» и «действие наудачу в надежде на благоприятный исход». Уголовный закон, говоря об обоснованном риске как обстоятельстве, исключающем преступность деяния и, следовательно, ответственность за причинение вреда охраняемым интересам, имеет в виду такое поведение лица, когда надежда на благополучный исход имеет под собой достаточные основания.

Риск — это принятие решения при отсутствии необходимой информации, адекватно отражающей обстановку. Чем больше неопределенность, тем больше риск, и наоборот. Риск состоит в возможном причинении вреда; он является побочным продуктом рискованных действий, и его наступление носит вероятностный характер. Неизбежность вреда не исключает преступность деяния.

2. Риск приобретает уголовно-правовое значение лишь в случаях, когда в результате рискованной деятельности причиняется вред интересам, охраняемым уголовным законом. В комментируемой статье сформулированы условия, при которых признается, что риск был обоснованным, вследствие чего причинение вреда охраняемым интересам не считается преступлением:

— действие, связанное с риском причинения вреда, должно быть направлено на достижение общественно полезной цели;

— данная общественно полезная цель не может быть достигнута действием (бездействием), не связанным с риском;

— со стороны лица, допустившего риск, предприняты достаточные меры для предотвращения возможных вредных последствий.

«ж» ч. 1 ст. 61 УК). Это имеет место, когда лицо рискует для достижения общественно полезной цели, в то время когда она могла быть достигнута не связанным с риском действием (бездействием), а также когда лицо, допустившее риск, не приняло достаточных мер для предотвращения вреда охраняемым интересам, хотя и имело такую возможность. Преступление, совершенное при нарушении условий правомерности риска, может быть как умышленным (с косвенным умыслом), так и неосторожным.

5. Обоснованный риск как обстоятельство, исключающее преступность деяния, имеет много общего с крайней необходимостью. Однако при крайней необходимости вред причиняется для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, ее правам и другим правоохраняемым интересам. При обоснованном риске такой непосредственной опасности может не быть (например, при испытаниях новой техники), либо она лишь вероятна. Однако, стремясь к общественно полезной цели, не достижимой не связанными с риском действиями (бездействием), лицо создает опасную ситуацию.

Конституции Российской Федерации

Статья 41 Конституции РФ гласит:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Ст. 41 КРФ

Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комм. Ноздрачев А.Ф.

В ч.1 ст.41 признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со ст.25 Всеобщей декларации прав человека и ст.12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст.2 Протокола No.1 oт 20 марта 1952г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Медицинская помощь включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.
Основным актом, регулирующим отношения в области охраны здоровья граждан, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г.. В них содержатся правовые основы организации охраны здоровья, определяются права граждан и их гарантии, обязанности и ответственность медико-социальных учреждений.
Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др.
Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Внесение поправок в Конституцию — это закономерный процесс развития страны. Существует мнение, что законы никогда не догоняют реальную жизнь, они всегда перманентно отстают. Это объективная реальность, право по-другому не работает. Но это отставание не должно быть чрезмерно большим, поэтому сейчас пришло время закрепить в Конституции то, чего мы достигли на сегодняшний день.

Одной из самых больших достижений внеправового плана — это то, что Конституция вернулась в повестку дня общества. Люди вспомнили, что она есть, ее активно обсуждают. И это хорошо.

Есть разные модели конституционного устройства. Например, в США Конституция существует более 200 лет и в нее было внесено всего 27 поправок, причем 10 из них — одновременно и касались Билля о правах. Но это не значит, что она у них мертвая, она живет через судебную практику, через прецеденты, которые создает верховный суд. А есть страны, в которых Конституция активно видоизменяется. Например, в некоторых странах Латинской Америки она неоднократно полностью менялась.

В России Конституция достаточно стабильна. И с принятием поправок ее основные несущие конструкции, правовые ценности, основы конституционного строя, которые она отражает, останутся в неизменном виде. Разделении властей, демократия, народовластие, самостоятельность местного самоуправления, экономическая и идеологическое многообразие — никто на это не покушается.

Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь…

Тот блок, который касается системы власти, нацелен на формирование более гибкой, многоцентровой и, в конечном итоге, более ответственной системы власти. Сейчас создается более устойчивая конструкция, которая опирается на целый ряд институтов в выработке и принятии целого ряда правовых решений. Все это делается, чтобы граждане чувствовали себя более защищенными в нашей стране.

Перераспределение полномочий, которые предусмотрены поправками, нацелены на более гибкое балансирование ветвей власти. Например, существенно расширяется роль парламента обеих палат в формировании системы исполнительной власти, их влияние на принятие кадровых решений. Это, в свою очередь, повышает требование к составу Государственной думы и Совета Федерации. А также увеличивает роль политических партий в отборе кандидатов.

Что касается поправки об «обнулении» срока, то мы все прекрасно понимаем, что она персонифицированная. Роль личности в истории велика, а в российской — особенно. Естественно, что эта поправка притягивает внимание. На мой взгляд, она отражает вопросы конституционной тактики, а не стратегии. Есть вопросы, куда более значимые с точки зрения долгосрочного влияния на общество и государство. Я бы не ставил эту поправку в противовес всем остальным. Никакие конституционные нормы, которые касаются сроков и количества сроков осуществления президентских полномочий, не определяют, кто будет главой государства. Это мы решим на выборах.

С правовой точки зрения, Конституция устанавливает минимальные условия для вступления конституционных поправок в силу. Они должны быть приняты по той же процедуре, что и федерально-конституционный закон: необходимы 2/3 голосов депутатов Государственной думы, 3/4 Совета Федерации и одобрение в 2/3 законодательных органах субъектов федерации.

Надо четко разделять с юридической точки зрения две вещи: принятие и вступление в силу — они не совпадают. Принятие — это процедура, а вступление в силу — это соблюдение определенных условий.

Принятие поправок не означает, что они вступили в силу. Они приняты, когда завершена правовая процедура. И она на данный момент завершена, потому что закон о поправках одобрен обеими палатами Федерального Собрания в установленном порядке, подписан президентом РФ. Есть заключение Конституционного суда, и набрано необходимое количество голосов в законодательных органах субъектов федерации.

Однако закон предусматривает возможность устанавливать дополнительные условия вступления поправок в силу. Так, президент РФ Владимир Путин вынес весь пакет поправок на «всенародное голосование». В предыдущих четырех случаях, когда менялась Конституция, дополнительных условий не выдвигалось. Скорей всего, его решение связано с масштабностью изменений — поправки вносятся в несколько десятков статей и появляются новые. Это прямое проявление демократических принципов, которые закреплены в Конституции РФ. Если большинство проголосует «за», поправки вступят в силу, если «против» — Конституция останется в прежнем виде.

Комментарий к главе 1


Комментарий к главе 2

Комментарий к главе 3

Конституция рф здравоохранение статьи


Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
(Статья дополнительно включена с 4 июля 2020 года Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ)

Комментарий к главе 4


Комментарий к главе 5


Комментарий к главе 6

  • Решение Верховного суда: Определение N 301-КГ17-13556, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные по делу доказательства в совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 31, 49, 51, 99 Закона о контрактной системе, статей 2, 32, 35 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной…
  • Решение Верховного суда: Определение N 310-КГ16-5089, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Исходя из положений статей 2, 39, 40, 42 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации статей 10, 32, 37, 100 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию…

Конституция РФ об охране здоровья граждан

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В статье 72 сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей не только являются частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение.

В данной норме не выделен институт отцовства (в отличие от ч. 2 ст. 7 и ст. 72 Конституции РФ), в силу, как представляется, особой значимости защиты института материнства, незаменимости, особенно в начальный период детства, матери для нормального развития ребенка. Семейное законодательство, опираясь на Конституцию РФ, в ч. 1 ст. 1, объединяя отцовство, материнство, детство и семью в одну статью, говорит, что все они находятся под защитой государства. И это не случайно, ведь термины «материнство» и «отцовство», как и «детство», неотделимы от понятия семьи, поэтому рассматривать их необходимо в контексте единого института «защиты семьи, материнства, отцовства и детства».

Детство — это период возрастного развития от рождения до 18 лет либо иного возраста, с которым закон связывает дееспособность в гражданско-правовом смысле. Материнство — реализованная способность женщины к рождению, вскармливанию и воспитанию детей*(164). Отцовство — кровное родство между отцом и его ребенком (детьми)*(165). Семья — это социальный институт и одновременно общественный механизм репродукции человека. Понятием «семья» охватываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими в семейной иерархии и основанная на указанных отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью*(166).

Терминологически защита семьи, материнства, отцовства и детства понимается в нескольких значениях. Во-первых, это отношение к ним как к ценности, во-вторых, создание необходимых условий для развития семьи, материнства*(167), отцовства и детства, в-третьих, охрана в случае нарушения их прав и законных интересов. Термин защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеет двоякое значение. С одной стороны, он включает предусмотренные меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов, с другой стороны, может рассматриваться в узком смысле слова — как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке*(168).

Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой — обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Семья в комментируемой статье находится на третьем месте, в отличие от п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 (в ред. от 5 октября 2002 г.) были утверждены Основные направления государственной семейной политики, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути разрешения проблем семьи и детства. Она исходит из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, из необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества, из учета потребности судом.

Защита материнства — одна из приоритетных задач российского государства. В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке государства. Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты развития семьи, материнства и детства. Одной из важнейших задач государства является правовая защита материнства от неблагоприятных воздействий, максимальное сохранение физического и психического здоровья матери и ребенка.

Каждый имеет право на жизнь. Это незыблемое право человека закреплено в нормах международного права, в Конституции России. С ним неразрывно связаны другие права человека и гражданина, в том числе право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 20, 41 Конституции РФ).

Медицинская помощь — лишь часть более широкого понятия — охраны здоровья. Раскрывают это широкое понятие Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Согласно Основам, охрана здоровья — это совокупность всех мер, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его долголетней и активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Санаторно-курортное лечение — это лечение граждан, перенесших определенные заболевания, с использованием, как правило, благоприятных природно-климатических факторов. Осуществляется такое лечение в санаториях различного профиля, часть из которых находится в непосредственном ведении органов здравоохранения (детские санатории, туберкулезные санатории и др.). Санаторно-курортное лечение предоставляется не всем гражданам, а лишь тем из них, которые нуждаются в нем по заключению лечебного учреждения. Именно оно определяет медицинские показатели для санаторно-курортного лечения. Его заключение, которое обычно содержится в справке, выдаваемой больному, носит предварительный характер, ибо решение о выдаче путевки принимает соответствующий орган (профсоюзный комитет, орган социальной защиты населения и т.д.).

Больные направляются в санатории, находящиеся в ведении органов здравоохранения, этими органами. Лечение в санаториях, как правило, бесплатное. По существу это продолжение стационарного лечения. Непосредственно из стационарных лечебных учреждений на долечивание в санатории направляются граждане после перенесенного острого инфаркта миокарда, оперативного вмешательства по поводу аортокоронарного шунтирования и аневризмы сердца, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки и после удаления желчного пузыря. При этом за время пребывания в таких санаториях работающим выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в таком же порядке, как и за время пребывания в стационарном лечебном учреждении (больнице, клинике и т.п.).

Лечение и обслуживание в других санаториях осуществляется по путевкам, которые выдаются на льготных условиях за счет средств государственного социального страхования или за счет бюджетных средств. Порядок выдачи «соцстраховских» путевок определяется Фондом социального страхования (часть путевок выдается бесплатно, а часть— с частичной оплатой их стоимости). Те ведомства, которые имеют свои санатории (Минобороны РФ, МВД РФ и т.д.), на основе соответствующих актов самостоятельно определяют правила предоставления санаторно-курортного лечения в этих санаториях. Так, Инструкция о порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации утверждена приказом Министра обороны РФ от 29 августа 1999 г.

Бесплатное или на льготных условиях санаторно-курортное лечение — дефицитный вид лечения, как в прошлом, так и сейчас. Безусловного права на получение такого лечения, в том числе в санаториях органов здравоохранения, все граждане пока еще не имеют. В связи с этим в нормативных правовых актах, регулирующих порядок выдачи путевок на санаторно-курортное лечение, предусматривается право отдельных категорий граждан на преимущественное их получение. Так, преимущественное право на получение соцстраховской путевки в санаторий по месту работы предоставляется инвалидам и участникам войны; неработающие инвалиды и участники войны обеспечиваются путевками в первоочередном порядке органами, которые осуществляют их пенсионное обеспечение.

Учитывая дефицитность санаторно-курортного лечения и невозможность предоставления такого лечения всем нуждающимся, некоторым категориям граждан предоставлено право получать денежную компенсацию взамен путевки. Так, по желанию инвалидов войны вместо путевок в санаторно-курортные организации один раз в два года им выдается соответствующая денежная компенсация. Денежная компенсация выплачивается также инвалидам из числа несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, жертвам политических репрессий, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (всем им выплачивается компенсация один раз в год). Порядок и размеры денежной компенсации устанавливаются Правительством РФ.

Гарантированное право на санаторно-курортное лечение имеют Герои Советского Союза, Герои России, полные кавалеры ордена Славы, а также Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы: все они имеют право на получение бесплатной путевки в санаторий (профилакторий, дом отдыха) один раз в год либо в органах, осуществляющих их пенсионное обеспечение, либо в поликлинике, либо по месту последней работы. Такое гарантированное право имеют также некоторые другие категории граждан, например пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

  • Конституция Российской Федерации, М., «Юридическая литература», 1993, 1997, 2005, 2009 гг.

Глава 1. Основы конституционного строя

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

«Медицинская помощь» и «медицинская услуга»

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Новая конституция РФ 2020 года

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств бюджетной системы, страховых взносов и иных поступлений. Данные конституционные положения нашли свое закрепление и развитие в новых федеральных законах:

  • 1) Закон об основах охраны здоровья граждан;
  • 2) Закон об обязательном медицинском страховании;
  • 3) Закон о страховых взносах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
  • 4) Закон об обращении лекарственных средств.

Кроме этих важнейших законов принят целый ряд специальных законов, посвященных различным вопросам охраны здоровья граждан: Закон о донорстве крови; от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»; от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и др.

Статья 130

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 131

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Статья 132

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статья 133

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статья 135

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Статья 136

Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Статья 137

1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Раздел первый. Основные положения

  • Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)
  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)
  • Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)
  • Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)
  • Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)
  • Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)
  • Глава 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129)
  • Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения


Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Статья 1

  1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
  2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

  • Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
  2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
  4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 4

  1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
  2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
  3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

  1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
  2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
  3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
  4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

  1. 1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
  2. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
  3. 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

  1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

  1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
  2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

  1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
  2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

  • Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

  1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
  2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

  • В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

Как изменится действующая Конституция РФ с принятием поправок

Статья 65

  1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
    • Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;
    • Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
    • Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
    • Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения;
    • Еврейская автономная область;
    • Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
  2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Статья 66

  1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
  2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.
  3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
  4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
  5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 67

  1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
  2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
  3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Статья 68

  1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
  2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
  3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Статья 69

  • Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 70

  1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
  2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

Статья 80

  1. Президент Российской Федерации является главой государства.
  2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
  3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
  4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

  1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
  3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
  4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 82

  1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
  2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 83
Президент Российской Федерации:

  • а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
  • б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
  • г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
  • е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
  • е1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
  • е2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации;
  • ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
  • з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
  • к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
  • л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 84
Президент Российской Федерации:

  • а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
  • б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
  • в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • д) подписывает и обнародует федеральные законы;
  • е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 85

  1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
  2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Статья 94

  • Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

  1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
  2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  3. Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
  4. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации — представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
  5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 96

  1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
  2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Статья 97

  1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
  2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 98

  1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
  2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 99

  1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
  2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
  3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
  4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Статья 100

  1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
  2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
  3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Статья 101

  1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
  2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
  3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
  4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
  5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Статья 102

  1. К ведению Совета Федерации относятся:
    • а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
    • б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
    • в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
    • г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
    • д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
    • е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
    • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
    • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
    • и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

    Статья 110

    1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
    2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

    Статья 111

    1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
    2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
    3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
    4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

    Статья 112

    1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
    2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

    Статья 113

    • Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

    Статья 114

    1. Правительство Российской Федерации:
      • а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
      • б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
      • в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
      • г) осуществляет управление федеральной собственностью;
      • д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
      • е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
      • ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
    2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

    Статья 115

    1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
    2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
    3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

    Статья 116

    • Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

    Статья 117

    1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
    2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
    3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
    4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
    5. В случае отс��авки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

    Статья 118

    1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
    2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
    3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

    Статья 119

    • Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

    Статья 120

    1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
    2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

    Статья 121

    1. Судьи несменяемы.
    2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

    Статья 122

    1. Судьи неприкосновенны.
    2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

    Статья 123

    1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
    2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
    3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
    4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

    Статья 124

    • Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

    Статья 125

    1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
    2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
      • а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
      • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
      • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
      • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
    3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
      • а) между федеральными органами государственной власти;
      • б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
      • в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
    4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
    5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
    6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
    7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

    Статья 126

    • Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Статья 127

    • Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

    Статья 128

    Конституция Российской Федерации

    © 2008

    В учебнике даются определение заболевания, классификация, клиника, первая помощь и тактика медицинского работника при оказании неотложной помощи по хирургической, терапевтической, эндокринологической и другой патологиям. В приложения входят перечень медикаментов, необходимых для оказания неотложной помощи, а также рисунки по отдельным разделам.

    Учебник написан в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации и предназначен для студентов фельдшерских отделений медицинских колледжей, а также рекомендован в качестве учебника при прохождении практики по неотложной терапии для студентов 4-го курса медицинских вузов.

    © Т.В. Отвагина, 2012

    Эта книга является уникально удобным инструментом работы врача – и не менее удобным справочником пациента. Под одной обложкой собраны методики клинического анализа с их стандартами и значениями и методики медицинских исследований с технологией подготовки к прохождению исследования и другими нюансами.

    © Е.Г. Каллаур, Л.И. Колб, И.В. Яромич,, 2010

    Даны краткая характеристика патологических состояний, требующих скорой и неотложной медицинской помощи, и алгоритмы действия медицинских работников.

    Для учащихся медицинских училищ и колледжей, среднего медицинского персонала больниц и фельдшерско-акушерских пунктов.

    © В.С. Ткаченок, 2013

    Освещены особенности работы фельдшера бригады скорой и неотложной медицинской помощи, правила транспортировки пациентов, разработаны алгоритмы по диагностике неотложных клинических состояний, представлена техника выполнения различных манипуляций, даны рекомендации по применению медицинской аппаратуры и инструментария.

    Для учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, а также фельдшеров бригад скорой и неотложной медицинской помощи, амбулаторий поликлиник, студентов медицинских вузов.

    Конституция рф воспитание детей

    Текст Ст. 41 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

    1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

    2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

    3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

    Согласно статье 18 ФЗ № 323-ФЗ, каждый человек обладает неотъемлемым правом на получение квалифицированной медицинской помощи.

    Помощь можно получить бесплатно по Базовой программе ОМС, предъявив полис обязательного медицинского страхования. При этом пациент может рассчитывать не только на то, что помощь будет оказана специалистами, обладающими необходимой квалификацией, но и на гуманное и уважительное отношение со стороны медицинских работников.

    Важно! Если право на оказание помощи было нарушено, пациент имеет право предъявить жалобу либо руководителю лечебно-профилактического учреждения, либо другому должностному лицу.

    Человек получает статус пациента при обращении в любое лечебно-профилактическое учреждение. Пациент обладает следующими правами:

    • выбор специалиста и организации, где ему будет оказываться необходимая помощь;
    • проведение лечебных и диагностических процедур в соответствии с существующими санитарно-эпидемиологическими требованиями;
    • проведение консилиума и обращение за мнением любого специалиста соответствующего профиля;
    • облегчение болевых ощущения (в том числе и с применением наркотических препаратов);
    • получение интересующих сведений, касающихся состояния здоровья пациента;
    • выбор людей, которые могут получать информацию о состоянии его здоровья (родителей, супруга, законных представителей, если нуждающийся в лечении несовершеннолетний — сирота);
    • получение сбалансированного питания в период стационарного лечения;
    • неразглашение сведений, являющихся врачебной тайной;
    • отказ от диагностических и лечебных вмешательств;
    • допуск юристов (в том числе и адвоката) для защиты собственных прав;
    • допуск священника или создание условия для совершения религиозных ритуалов (в случае, если это не входит в противоречие с распорядком лечебно-профилактического учреждения).

    Имеет пациент и определенные обязанности:

    • предпринимать действия, направленные на укрепление собственного здоровья;
    • обращаться за помощью своевременно;
    • проявлять по отношению к медицинским работникам должное уважение;
    • предоставлять медикам сведения о состоянии собственного здоровья, в том числе и о принимаемых лекарственных препаратах и имеющихся хронических заболеваниях;
    • в срок выполнять предписания лечащего врача;
    • соблюдать правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения;
    • содержать в чистоте свою койку и тумбочку (в случае, если это возможно по состоянию здоровья пациента);
    • соблюдать санитарный режим (проходить в лечебно-профилактическое учреждение в бахилах, оставлять куртку или пальто в гардеробе и т. д.);
    • не курить на территории лечебно-профилактического учреждения.

    К основным характеристикам медицинских услуг относятся:

    • доступность. Человек должен иметь свободный доступ к лечебно-профилактическим учреждениям вне зависимости от места своего проживания;
    • адекватность, то есть соответствие потребностям пациента;
    • непрерывность. Эта характеристика предполагает, что работа специалистов различного профиля должна быть скоординирована на всех этапах лечения и диагностики;
    • эффективность, то есть направленность на оптимальный для пациента результат;
    • ориентированность на нужды пациента. Гражданин имеет право на участие в принятии решений, касающихся состояние его здоровья и хода лечения;
    • безопасность. Во время лечения для жизни и здоровья пациента не должно создаваться дополнительных угроз;
    • своевременность. Помощь должна оказываться по мере необходимости;
    • сведение к минимуму возможных ошибок во время диагностики и лечения. Достичь этого возможно благодаря координированной работе специалистов, регулярным консилиумам, привлечению к лечебно-диагностическому процессу высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля.

    Качество медпомощи обеспечивается следующими мерами:

    • стандартизация. В современных условиях широко применяются всевозможные стандарты, которые позволяют оказывать помощь на высоком уровне с максимальной экономией ресурсов. Каждый медик должен иметь доступ к существующим нормам оказания медицинских услуг и применять их на практике;
    • экспертиза качества. В любом лечебно-профилактическом учреждении регулярно проводятся экспертизы качества оказываемых услуг с целью выявления имеющихся недочетов.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *