- Транспортное право

Изменение в законе о оружии 2014

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение в законе о оружии 2014». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

У нарушителей правил охоты отберут ружья

Принят Государственной Думой 21 марта 2014 года

Одобрен Советом Федерации 26 марта 2014 года

Внести в статью 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 2009, N 7, ст. 770; N 30, ст. 3735; 2010, N 14, ст. 1554, 1555; N 23, ст. 2793; 2011, N 1, ст. 10; 2012, N 29, ст. 3993; 2013, N 27, ст. 3477) следующие изменения:

1) часть десятую изложить в следующей редакции:

«Спортивное огнестрельное короткоствольное оружие с нарезным стволом и патроны к нему имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которые являются спортсменами высокого класса и которым выданы спортивный паспорт или удостоверение, подтверждающее спортивное звание по виду спорта, связанному с использованием такого спортивного оружия. Перечень профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень видов спорта, занятие которыми дает право на приобретение спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, устанавливается из видов спорта, включенных в программы Олимпийских игр, и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.»;

2) в части двадцатой:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия;»;

б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5) совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административное правонарушение, связанное с нарушением правил охоты, либо административное правонарушение в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, — до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;».

Президент Российской Федерации

В. Путин

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об оружии», Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации


Принят
Государственной Думой
16 декабря 2014 года


Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2014 года



Внести в статью 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст.5681; 2009, N 7, ст.770; N 30, ст.3735; 2010, N 14, ст.1554, 1555; N 23, ст.2793; 2011, N 1, ст.10; 2012, N 29, ст.3993; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 14, ст.1555; N 30, ст.4228) следующие изменения:

1) в части седьмой слова «спортивный паспорт либо» исключить;

2) в части девятой слова «выданы спортивный паспорт или» заменить словом «выдано»;

3) в части десятой слова «выданы спортивный паспорт или» заменить словом «выдано»;

4) в части девятнадцатой слова «спортивного паспорта либо» исключить.

Федеральный закон «Об оружии» (150-ФЗ) 2020, 2019

Принят Государственной Думой 25 апреля 1997 года

(в ред. Федеральных законов от 29.11.2001 N 157-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и их определения, используемые в настоящем Федеральном законе

Федеральный закон №150 регламентирует изготовление, хранение и использование любого вида вооружения, в том числе и холодного. Настоящий закон призван защитить жизнь и здоровье граждан Российской Федерации, а также предотвратить нелегитимную куплю продажу оружия.

Определение термина «холодное оружие» дается в вышеуказанном законе в первой статье — это предмет, который предназначается для попадания в живую цель при использовании силы мускулов при контакте с жертвой нападения.

К холодному оружию относят ножи, шашки, кинжалы, кастеты, стилеты и т. д. Они бывают разного вида — колющего, режущего, рубящими. Следует помнить: к холодному оружию не причисляют предметы для бытовых и хозяйственных нужд, несмотря на их схожую конструкцию — кухонные, садовые, перочинные ножи.

Холодное оружие обладает следующими характеристиками:

  • длина лезвия — больше 9-и сантиметров;
  • толщина лезвия — больше 0,24 сантиметра;
  • угол соприкосновения обуха и лезвия — до 70 градусов;
  • отклонение при поперечном изгибе — 0,9 сантиметров;
  • твердость стали — 25 роквелл минимум;
  • глубина проникновения — больше 2 сантиметров;
  • есть ограничитель для пальца.

Допустимая длина лезвия ножа по закону для ношения по улице — меньше 9 сантиметров. При возникновении подозрений предмет можно отнести на криминалистическую экспертизу, где дадут точный ответ.

Особых правил хранения не прописано в законодательстве. Однако хранение холодного оружия по закону «Об оружии» предполагает соблюдение некоторых норм. В первую очередь использование чехлов и хранение в закрытом месте. В любом случае это не считается нелегитимным действием и, следовательно, наказание за хранение холодного оружия не предусмотрено.

Закон о ножах в России предполагает уголовную ответственность за незаконное изготовление холодного вооружения — ножей, клинков. Согласно статье 223 УК РФ нарушение повлечет за собой:

  • обязательные работы — до 480 часов;
  • исправительные работы — от 1-го года до 2-х лет;
  • ограничение свободы — до 2-х лет;
  • лишение свободы — до 2-х лет и штраф от 50.000 — 80.000 рублей или зарплата за 6 месяцев до инцидента.

[Закон об оружии]

Части первая — вторая утратили силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 170-ФЗ.

Граждане Российской Федерации имеют право продавать находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием или на коллекционирование или экспонирование оружия, либо государственным военизированным организациям с предварительным уведомлением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа, выдавших им разрешение на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия, а также гражданам, имеющим лицензию на приобретение оружия, его коллекционирование или экспонирование, либо иное предусмотренное настоящим Федеральным законом основание для приобретения оружия, после перерегистрации оружия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе по месту учёта указанного оружия.

Дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел.

Продажа, дарение и наследование оружия, имеющего культурную ценность, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учётом положений Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и настоящего Федерального закона.

Отдельные модели боевого холодного клинкового оружия (кортики), переданные некоторым категориям граждан Российской Федерации для пожизненного хранения и ношения с военной формой одежды, могут быть унаследованы в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданами Российской Федерации, получившими лицензии на приобретение оружия в порядке, установленном статьёй 9 настоящего Федерального закона. Отдельные модели боевого холодного клинкового оружия (кортики) в двухнедельный срок со дня их получения в порядке наследования подлежат регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе по месту жительства. Гражданам Российской Федерации, зарегистрировавшим полученные в порядке наследования отдельные модели боевого холодного клинкового оружия (кортики), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства выдается бессрочное разрешение на хранение данного оружия.

Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ (последняя редакция)

В законе Об оружии предлагается установить следующие правила ношения оружия:

  • запрет на ношение оружия лицом, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения,
  • запрет на ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения на территории образовательных и медицинских учреждений,
  • а также в организациях общественного питания, реализующих алкогольную продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.
  • Возраст для приобретения оружия

    Закон об Оружии будет позволять приобретать оружие с 21 года:

  • минимальный возраст, с которого граждане РФ могут приобретать оружие, увеличивается с 18 лет до 21 года.
  • предоставляется возможность снижения указанного возраста на 5 лет по решению субъекта РФ, а также для лиц, отслуживших военную службу по призыву.
  • Медицинская справка для разрешения приобретения оружия

  • медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, может выдаваться исключительно медицинской организацией государственной муниципальной системы здравоохранения.
  • Государственный федеральный закон № 150-ФЗ, принятый еще в 1996 году (декабрь) регулирует правоотношение, которое может возникать при обороте различного вида оружия. Территория распространения упомянутого закона – Россия. Основная его направленность: сохранить жизнь, здоровье граждан; обеспечить всеобщую безопасность.

    Закон об оружии в новой редакции 2018 с комментариями

    Эрудированный консультант, знающий закон об оружии с изменениями на 2018 год, даст ответы на все вопросы о холодном, огнестрельном и других его видах. Члены гос думы, комментируя нововведения, признались, что принимать ужесточенные меры вынудили участившиеся случаи применения гражданскими лицами травматических средств поражения.

    Вступать в дебаты по данному вопросу бессмысленно, поскольку лидеры некоторых партий считают, что следует вовсе запретить гражданскому населению содержать средства защиты (СО). Это относится и к жителям Кыргызской Республики, ЛНР, РК.

    Российский закон №150-ФЗ:

    1. приводит классификацию вооружений (холодный, ручной, боевой, стрелковый и другие виды; длина ствола также влияет на классификацию);
    2. определяет, как получить лицензию, какие документы понадобятся;
    3. установлен порядок производства боеприпасов, патрон.
    4. Настоящий документ рассматривает возможные причины для отказа выдать лицензию и право уполномоченных органов ее лишить; приводит меры ответственности за нарушение правил, установленных на законодательном уровне в соответствии с Гражданским, Административно-правовым кодексами РФ.

      Находить информацию о правилах хранения, ношения можно на официальных российских ресурсах. Новые поправки:

    5. Лица, имеющие лицензию на травматическое оружие, обязаны каждые 5 лет продлевать ее действие.
    6. Перед приобретением стрелковых устройств необходимо пройти соответствующую подготовку (знать правила оказания доврачебной помощи, Гражданский, Административный кодекс).
    7. Нынешние владельцы СО будут ежегодно сдавать медицинские анализы, чтобы доказать отсутствие наркотических, психотропных веществ.

    Данный документ разбит на 32 статьи, которые призваны регулировать оборот оружейными средствами (боеприпасами к нему), их приобретение, хранение. Еще в 2010 году (февраль месяц) начались разработки дополнений действующего законопроекта с целью усилить контроль незаконного оборота. С июля 2010г. этой редакцией обретена законная сила, т.е. ФЗ начал действовать.

    Нововведение затронуло положения о травматическом, огнестрельном, пневматическом видах вооружений (списанное к огнестрельному не относится). Не осталась без внимания перевозка, которая требует наличие разрешения. Оговорены требования к сейфу для хранения.

    Планируются изменения в законе об оружии

    Презентация изменений законопроекта об охотничьем оружии вызвала общественный резонанс. Не все охотникам понравились ужесточившиеся требования. Если раньше, нарушив правило охоты, можно было только уплатить штраф, то теперь при повторном подобном случае за год любитель охоты вовсе лишиться билета, лицензии с последующим изъятием ружья, патронов. Приобрести огнестрельное спортивное ружье с нарезным стволом возможно только для олимпийских видов спорта.

    Бесплатно скачать актуальный текст ФЗ, чтобы ознакомиться с порядком применения, ношения (других действий) СО предлагают многие ресурсы сети интернет. Информация предоставлена в открытом доступе. Официальная версия документа составлена с учетом всех изменений и дополнений.

    Федеральный закон об оружии с изменениями на 2018 год скачать можно здесь:

    Для ее просмотра достаточно указать номер документа, месяц редакции (июль, август, ноябрь). Приобретенная пневматика, охотничье ружье, сигнальный, стрелковый пистолет должны быть зарегистрированы в ОВД (документ предоставляется на 5 лет).

    Номер документа: 1176
    Дата принятия: 03/08/2000
    Состояние документа: Действует
    Начало действия документа: 03/08/2000
    Органы эмитенты: Правительство

    Текущая редакция принята: 24/06/2019 документом Постановление Правительства Республики Казахстан Об утверждении Правил формирования Государственной пулегильзотеки № 429 от 24/06/2019
    Вступила в силу с: 07/07/2019


    Редакция от 13/05/2017, принята документом Постановление Правительства Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 3… № 260 от 13/05/2017
    Вступила в силу с: 09/06/2017


    Редакция от 29/12/2016, принята документом Постановление Правительства Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 3… № 909 от 29/12/2016
    Вступила в силу с: 03/02/2017


    Редакция от 04/02/2016, принята документом Постановление Правительства Республики Казахстан О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 3 августа 2000 года… № 53 от 04/02/2016
    Вступила в силу с: 20/02/2016


    Редакция от 14/11/2014, принята документом Постановление Правительства Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 3… № 1198 от 14/11/2014
    Вступила в силу с: 26/12/2014


    Редакция от 17/04/2014, принята документом Постановление Правительства Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 3… № 363 от 17/04/2014
    Вступила в силу с: 12/06/2014


    Редакция от 14/11/2013, принята документом Постановление Правительства Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 3… № 1231 от 14/11/2013
    Вступила в силу с: 05/01/2014


    Редакция от 07/11/2011, принята документом Постановление Правительства Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан по… № 751 от 01/07/2011
    Вступила в силу с: 06/05/2012


    Редакция от 01/07/2011, принята документом Постановление Правительства Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан по… № 751 от 01/07/2011
    Вступила в силу с: 17/09/2011


    Редакция от 18/06/2010

    По закону, полиция создана для осуществления:

  • защиты граждан от умышленных и не умышленных действий третьих лиц;
  • для обеспечения охраны здоровья населения;
  • охраны прав и свободы граждан Российской Федерации, иностранных персон, лиц без гражданства;
  • охраны общественного порядка;
  • для сохранения общественной безопасности.
  • Для выполнения своих функций, сотрудникам полиции разрешается пользоваться оружием.

    23 статья раскрывает положения об использовании и применении огнестрельного оружия. Состоит 23 статья ФЗ «О полиции» из 6 пунктов:

    1-ый пункт содержит информацию о правах сотрудника полиции применять огнестрельное оружие:

  • сотрудник полиции вправе воспользоваться им для осуществления защиты себя от неправомерных действий третьих лиц;
  • сотрудник полиции вправе применять огнестрельное оружие с целью защиты другого лица от посягательства на его здоровье или жизнь;
  • при возникновении ситуации, когда третье лицо пытается завладеть имуществом полиции (специальной техникой, боевой техникой, транспортным средством полиции, оружием), работник полицейского участка обязан применять в действие огнестрельное оружие;
  • оружие используется при захвате заложников;
  • применяется оружие при задержании третьего лица, которого застали при совершении преступления. При условии, что преступление соответствует критериям — особо тяжкое против жизни, тяжкое, угрожающее здоровью и безопасности. Также если преступник пытается скрыться и иными способами его не задержать;
  • по закону, полиция использует оружие для проведения задержания лица, которое отказывается выполнять требования полиции. Например, отказывается сдать имеющееся при себе оружие, боеприпасы, взрывные устройства, ядовитые и опасные для здоровья вещества;
  • полиция применяет оружие, чтобы отразить нападение на охраняемый объект одного или группы преступников.
  • 2-ой пункт обуславливает значение «вооруженного сопротивления». Данный термин означает совершение нападения с применением какого-либо оружия.

    Федеральный Закон «О полиции» был принят членами Государственной Думы 28 января 2011 года. В законную силу вступил закон 7 февраля того же года. Последние изменения были внесены в закон 18 июня 2016 года. Изменения коснулись 8 главы статьи 45.

    Ст 45 Федерального Закона «О полиции»

    Данная статья содержит положения, касающиеся прав сотрудника полиции и всех членов его семьи на медицинское обеспечение. Положения о медицинском обеспечении указаны в 5 пунктах. Данные пункты гласят, что мед. обеспечение работника полицейского участка проводится в специализированных медицинских учреждениях федерального органа исполнительной власти в области МВД. Полицейский имеет право на получение бесплатной медицинской помощи. Бесплатная помощь также распространяется на изготовление и ремонт зубных протезов. Бесплатная медицинская поддержка касается и получения лекарственных препаратов, по назначенному врачом рецепту.

    По закону Российской Федерации, сотрудник правоохранительных органов вправе применять:

  • физическую силу (ст. 18-20);
  • специальные средства (ст. 21-22);
  • огнестрельное оружие (ст. 23).
  • По закону, в случае применения вышеуказанных действий свыше своих полномочий — сотруднику полиции грозит привлечение к ответственности. Согласно закону, за неправомерное применение оружия наступает ответственность:

    При неправомерном использовании оружия, в следствии чего произошло убийство — ответственность наступает по 105 статье УК РФ.

    П 1 ст 105 УК России

    Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции регулируется Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – закон). Глава 5 настоящего закона включает статьи, разъясняющие право сотрудников полиции на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст.18), порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст.19), случаи, в которых сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие (ст.23), а также гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции (ст.24).

    В соответствии со статьей 18 сотрудник полиции имеет право на применение огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим законом и другими федеральными законами. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

    Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении огнестрельного оружия, если оно осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим законом и другими федеральными законами.

    Статья 19 закона обязывает сотрудника полиции перед применением огнестрельного оружия сообщить лицам, в отношении которых предполагается его применение, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

    Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить огнестрельное оружие, если промедление в его применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

    Сотрудник полиции действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

    В случае, если гражданин получил телесные повреждения в результате применения огнестрельного оружия, сотрудник полиции обязан оказать ему первую помощь, а также в возможно короткий срок принять меры по предоставлению медицинской помощи.

    О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

    В соответствии со статьей 23 закона сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

    2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

    Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

    — для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

    — для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

    — для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения;

    — для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

    — для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

    — для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

    — для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

    — для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

    Для обеспечения личной безопасности сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения. Также при попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие.

    Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

    Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

    1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять оружие в следующих случаях:

    1) для защиты граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;

    2) для пресечения попытки завладеть оружием, боевой, специальной и иной техникой, собственными объектами войск национальной гвардии;

    3) для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;

    4) для задержания лиц, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающихся скрыться либо оказывающих вооруженное сопротивление;

    5) для производства предупредительного выстрела, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

    6) для пресечения попыток лиц незаконно проникнуть на территории (акватории) (покинуть территории (акватории) охраняемых войсками национальной гвардии объектов, а также постов и других мест несения войсками национальной гвардии боевой службы, если невозможно пресечь эти попытки иным способом;

    7) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна) путем его повреждения, если водитель (капитан) отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников полиции или военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии;

    8) для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии;

    9) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности по основаниям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона.

    2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение боевой и специальной техники.

    3. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие без предупреждения при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов.

    4. Запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии.

    5. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии, и на собственные объекты войск национальной гвардии.

    6. Вооруженным сопротивлением или вооруженным нападением признается сопротивление или нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с оружием или внешне не отличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Но не все согласны с тем, что новая редакция закона «О военном положении» является чем-то радикальным, а предлагаемые изменения едва ли связаны с событиями в Украине. Такого мнения придерживается, например, Валентин Стефанович, правозащитник (ПЦ «Вясна»).
    «Ничего принципиально нового, что может повлиять на белорусов, в этой редакции закона я не увидел, — говорит он. – По-настоящему важные изменения в законы произошли накануне президентских выборов 2006 года. Тогда были внесены изменения в закон «Об органах внутренних дел» и в закон «О внутренних войсках». В частности, статьи, которые регулируют применение огнестрельного оружия и боевой техники, были дополнены очень интересными с правовой точки зрения пунктами.

    Если раньше случаи возможности использования огнестрельного оружия не оглашались, то есть были закрытыми (указано было только несколько случаев, когда можно открыть огонь по гражданам), то потом эти статьи были дополнены пунктами «и в иных случаях, определяемых президентом Республики Беларусь». То есть органы внутренних дел и внутренних войск уже и так могут применять огнестрельное оружие — не только в каких-то закрытых случаях, известных только им, но и в «иных». В 2006 году изменения меня больше волновали, потому что они не связаны с военным положением. Они являются значительно более небезопасными, потому что не оговоривают, когда оружие можно использовать. Мы как правозащитники уже тогда высказывали большую обеспокоенность этими изменениями, потому что, по нашему мнению, перечисление ситуаций, когда может быть применено огнестрельное оружие в отношении граждан, должно быть исчерпывающим и не подлежать расширенному толкованию. Какие такие «иные случаи»?»
    Что касается применения оружия по предлагаемым изменениям в законопроект «О военном положении», которые позволят военнослужащим применять оружие в условиях профессионального риска, то, по словам Валентина Стефановича, если они будут приняты, то просто снимут ответственность с военных, которые это оружие будут применять по тому или иному приказу. «Вот есть президент, он дает приказ, что в данном конкретном случае вы обязаны применить огнестрельное оружие. По новым изменениям вы еще и не несете ответственности за это, потому что это было обусловлено рядом фактором типа профессионального риска и т.д. Это перекладывает ответственность за возможные негативные последствия на президента – вот он у нас все решает и сам отвечает. Ничего нового я тут не вижу.
    При этом внесение подобных изменений в законопроект практически сразу во время обострения ситуации в Украине не говорит о том, что в Беларуси власти чего-то испугались, также считает правозащитник.
    «Военное положение – это прежде всего то, что связано с внешней угрозой национальной безопасности, угрозой нарушения территориальной целостности страны, внешней агрессией для страны, террористических атак и т.д, что требует мобилизации страны, перевода предприятий на другой режим работы и т.д.Так было, например, во время войны России и Грузии. На Украину пока никто не нападал. То, что происходит там, скорее близко с чрезвычайному, но не военному положению, хотя сейчас там никто официально даже чрезвычайного положения не объявлял.

    Если события в Украине перерастут в гражданскую войну, то, возможно, будет введено и военное положение, но пока они рассматриваются как массовые беспорядки. Поэтому я бы не стал увязывать этот законопроект с событиями в соседней стране. Не думаю, что у нас в Беларуси можно прогнозировать гражданскую войну или другие военные вмешательства из вне. Чтобы сегодня навести порядок в стране, у власти достаточно и тех норм законодательства, которые у нас есть сейчас».

    Источник информации: http://tut.by/

    В ней говорится, что адреса мест жительства в подписном листе могут не содержать наименование субъекта РФ, района, города, улицы, номера дома и квартиры, «если это не препятствует их однозначному восприятию».

    Эксперты отмечают, что подписанным законом актуализируются положения, касающиеся образования избирательных участков, формирования избирательных комиссий, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования выборов, а также содержащие требования к помещению для голосования. Специалисты обращают внимание на то, что закон предусматривает возможность применения в помещениях для голосования камер видеонаблюдения.

    Также Путин подписал изменения в законодательство, касающиеся порядка голосования на выборах и референдумах, формирования избирательных участков, работы наблюдателей. В пояснительной записке говорится, что «законом устанавливается новый порядок голосования избирателей, участников референдума по месту нахождения на основании заявления, который может применяться вместо голосования по открепительным удостоверениям и досрочного голосования».

    Также закон отменяет пятилетний срок формирования избирательных участков, предусматривает основания для уточнения их границ, в том числе возможность уменьшения до полутора тысяч численности избирателей.

    Изменения «закрепляют возможность установления федеральными законами иного регулирования в отношении назначения наблюдателей», отмечают специалисты. Так, могут не учитываться положения о назначении не более двух наблюдателей на один участок, назначение конкретного наблюдателя только на один участок, заблаговременное представление списков наблюдателей в соответствующую комиссию.

    Президент — это глава государства, который выбирается путем тайного и прямого голосования, в котором принимают участие все граждане Российской Федерации, достигшие совершеннолетия. Период правления главы государства длится в настоящее время 6 лет. Закон «О выборах Президента» много раз редактировался и видоизменялся. Какие изменения коснулись закона в последней редакции, рассмотрим в статье.

    Закон о ношении холодного оружия

    За шесть последних лет изменения в закон о выборах президента вносились 15 раз, подсчитали эксперты движения «Голос». Их доклад публикуется в пятницу, когда Совет Федерации должен принять постановление о назначении президентских выборов на 18 марта 2018 г. Всего, по данным «Голоса», были изменены 59 из 87 статей закона, а также все четыре приложения к нему. Кроме того, поправки вносились и в положения закона об основных гарантиях избирательных прав, касающиеся выборов главы государства, которые не дублируются в законе о выборах президента.

    Произведенные изменения «Голос» называет существенными и не имеющими единого вектора. Хотя самая первая поправка, внесенная в мае 2012 г. и резко сократившая число подписей, необходимых для регистрации кандидата (с 2 млн до 100 000 для выдвиженцев непарламентских партий и до 300 000 — для самовыдвиженцев), была направлена на демократизацию выборов, говорится в докладе. Уменьшение числа подписей в «Голосе» считают правильным шагом, но различие в требованиях к кандидатам непарламентских партий и самовыдвиженцам находят «юридически некорректным и политически неоправданным». Конституционный суд разъяснял, что представление подписей необходимо для подтверждения достаточного уровня поддержки кандидата избирателями, поэтому такое требование не может быть разным для разных кандидатов, поскольку достаточный уровень поддержки избирателями может быть только единым, считают эксперты.

    Большая часть других изменений, внесенных в закон в 2012-2016 гг., имела противоположную направленность: речь шла об ограничении пассивного избирательного права, дополнительных ограничениях для регистрации, сужении возможностей для наблюдения, сокращении сроков обжалования итогов голосования и результатов выборов.

    Так, в мае 2012 г. права быть избранными в органы власти бессрочно лишились граждане, которые когда-либо были осуждены по тяжким и особо тяжким статьям Уголовного кодекса. Конституционный суд признал такой подход не соответствующим Конституции, после чего законодатели уточнили, что осужденные по тяжким статьям не смогут избираться до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости, а осужденные по особо тяжким статьям — до истечения 15 лет. Это положение тоже неоднократно обжаловалось в КС, в частности, этот запрет обжаловали осужденные условно, но суд их жалобы отверг. В «Голосе» считают эту норму антидемократической и приводящей к снижению конкурентности выборов.

    В 2013 г. появилось требование при выдвижении в президенты предоставлять в ЦИК для регистрации дополнительные сведения (например, о недвижимом имуществе за рубежом), был также введен запрет для кандидатов на владение зарубежными счетами. Такие требования на выборах более низкого уровня неоднократно приводили к отказам в регистрации известных кандидатов, напоминают в «Голосе». Кроме того, были внесены изменения в правила предвыборной агитации — запрещено использование в агитматериалах изображений лиц, которые не имеют права вести агитацию. Также изменился порядок образования избирательных участков и формирования избиркомов, сроки подачи заявлений об отмене решения избиркома об итогах голосования сократились до десяти дней, а срок подачи заявления об отмене решения избиркома о результатах выборов — до трех месяцев.

    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

    В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

    1) огнестрельное оружие — оружие, в котором выбрасывание пули, снаряда, гранаты из канала ствола происходит в результате воздействия энергии порохового или иного заряда;

    2) сигнальное оружие — оружие, используемое для подачи звуковых, световых и дымовых сигналов;

    3) газовое оружие — оружие, применение которого основано на использовании слезоточивых или раздражающих веществ;

    4) криминалистические требования — специальные технические требования, предъявляемые к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему в целях их идентификации и исключения возможности незаконной переделки;

    5) оружие — устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также для подачи сигналов;

    6) оборот оружия — производство, сборка, переделка, реализация (торговля), передача, дарение, награждение, наследование, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Республики Казахстан и вывоз его из Республики Казахстан;

    7) изготовитель оружия – организация, имеющая лицензию на разработку, производство, ремонт, торговлю оружием;

    8) пользователь оружия – физическое или юридическое лицо, получившее оружие от владельца во временное пользование;

    9) приобретение оружия – покупка, получение оружия в качестве подарка, награды;

    10) владелец оружия – физическое или юридическое лицо, владеющее оружием на основании разрешения на приобретение, ношение и хранение оружия;

    11) производство оружия — исследование, разработка, изготовление, испытание, сборка, художественная отделка, ремонт, переделка и уничтожение оружия, изготовление патронов и их составных частей;

    12) метательное оружие — оружие, у которого средство непосредственного поражения цели получает направление и движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства;

    13) боеприпасы (патроны) — устройства или предметы, конструктивно предназначенные для выстрела из оружия соответствующего вида и поражения цели (далее — патроны);

    14) пневматическое оружие — оружие, средство поражения цели которого получает направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа;

    15) холодное оружие — оружие, у которого средство непосредственного поражения цели приводится в действие с помощью мускульной силы человека;

    16) электрическое оружие — специальное приспособление, применение которого основано на действии электрического разряда.

    Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 29 декабря 2006 г. N 209 (порядок введения в действие см. статью 2); с изменениями, внесенными Законом РК от 29.03.2016 № 479-V (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

    Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере государственного контроля за оборотом отдельных видов оружия

    Законодательство Республики Казахстан в сфере государственного контроля за оборотом отдельных видов оружия основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.

    Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются нормы международных договоров.

    Статья 3. Виды оружия

    Оружие по своему предназначению подразделяется на:

    1) боевое ручное стрелковое и холодное;

    2) гражданское;

    3) служебное.

    Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными Законом РК от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

    Статья 4. Боевое ручное стрелковое и холодное оружие

    К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых, оперативно-служебных и учебных задач, принятое на вооружение соответствующими государственными органами Республики Казахстан и их подразделениями (далее – Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, специальные государственные и правоохранительные органы), а также изготавливаемое для поставок в другие государства.

    Боевое ручное стрелковое оружие и патроны к нему являются одним из видов вооружения.

    Сноска. Глава 1-1 дополнена — Законом РК от 29 декабря 2006 г. N 209 (порядок введения в действие см. статью 2).

    Статья 7-1. Объекты технического регулирования в сфере оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему

    К объектам технического регулирования относятся: гражданское и служебное оружие и патроны к нему, а также процессы его производства, сборки, переделки, ремонта, реализации (торговли), приобретения, коллекционирования, экспонирования, хранения, ношения, перевозки, использования, уничтожения.

    Статья 7-2. Требования безопасности к гражданскому и служебному оружию

    1. Гражданское и служебное оружие при непосредственном заряжании, выстреле, перезаряжании, а также техническом обслуживании должно соответствовать специальным требованиям безопасности, установленным для данного вида (типа) оружия.

    2. Огнестрельное гладкоствольное, бесствольное оружие, газовые пистолеты и револьверы с соответствующими патронами травматического, светозвукового и газового действия должны соответствовать требованиям, установленным техническими регламентами в сфере здравоохранения.

    3. Механические, аэрозольные распылители и другие устройства, снаряженные слезоточивыми, раздражающими веществами, а также другими веществами, должны соответствовать требованиям, установленным техническими регламентами в сфере здравоохранения.

    Статья 7-3. Требования безопасности к патронам

    Патроны к гражданскому и служебному оружию по своим размерам, форме, конструкции, весу, маркировочным обозначениям, безопасности функционирования, а также показателям давления пороховых газов и кинетической энергии должны соответствовать специальным требованиям безопасности в области технического регулирования.

    Статья 7-4. Требования безопасности в сфере оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему

    1. При производстве, сборке и переделке гражданского и служебного оружия и патронов к нему требуются соблюдение всего комплекса мер по обеспечению безопасности, определенного проектной документацией, и обеспечение возможности контроля выполнения всех технологических операций, от которых зависит безопасность.

    Если для обеспечения безопасности в процессе или после изготовления, сборки, переделки гражданского и служебного оружия и патронов к нему требуется проведение испытаний, то они должны быть проведены в полном объеме с выполнением всех требований проектной документации.

    2. Реализация (торговля), приобретение, ремонт, коллекционирование, экспонирование, хранение, ношение, перевозка, использование, уничтожение гражданского и служебного оружия и патронов к нему с нарушением требований, установленных техническими регламентами в сфере оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, запрещаются.

    Статья 8. Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему

    Государственный кадастр (далее — Кадастр) гражданского и служебного оружия и патронов к нему является официальным сборником, содержащим систематизированные сведения о гражданском и служебном оружии и патронах к нему, разрешенных к обороту на территории Республики Казахстан.

    Кадастр издается на основании перечня моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему, сведения о которых вносятся в Кадастр и исключаются из него. Кадастр разрабатывается, утверждается и издается уполномоченным органом в сфере контроля за оборотом оружия. В Кадастр не включаются сведения о холодном клинковом и метательном оружии, а также о единичных экземплярах гражданского оружия, ввозимых на территорию Республики Казахстан, производимых на территории Республики Казахстан или вывозимых за границу.

    Изменения в Кадастр вносятся по истечении не более трех месяцев, прошедших после утверждения перечня моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

    Порядок разработки, издания и ведения Кадастра устанавливается Правительством Республики Казахстан.

    Сноска. В статью 8 внесены изменения — Законом РК от 29 декабря 2006 г. N 209 (порядок введения в действие см. статью 2).

    Статья 9. Подтверждение соответствия гражданского и служебного оружия и патронов к нему

    Обязательному подтверждению соответствия подлежат производимые на территории Республики Казахстан, ввозимые на территорию Республики Казахстан и вывозимые из Республики Казахстан модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

    Подтверждение соответствия гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом Республики Казахстан в области технического регулирования.

    Документ в сфере подтверждения соответствия является основанием для оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Республики Казахстан.

    Технические требования и методы испытания гражданского и служебного оружия и патронов к нему устанавливаются техническими регламентами в сфере оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

    Сноска. Заголовок главы 3 в редакции Закона РК от 29.03.2016 № 479-V (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

    Статья 10. Лицензирование разработки, производства, ремонта, торговли, коллекционирования, приобретения и экспонирования оружия и патронов к нему

    Сноска. Заголовок статьи 10 в редакции Закона РК от 29.03.2016 № 479-V (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

    1. Разработка, производство, ремонт, торговля, коллекционирование, приобретение и экспонирование оружия и патронов к нему подлежат лицензированию.

    2. Лицензии на разработку, производство, ремонт, торговлю, коллекционирование, экспонирование гражданского и служебного оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел.

    3. Лицензии на осуществление разработки, производства, ремонта, торговли, коллекционирования, экспонирования оружия и патронов к нему являются генеральными, выдаваемыми без ограничения срока, и действуют на всей территории Республики Казахстан.

    Лицензии выдаются как на несколько видов деятельности с учетом единого технологического комплекса, так и на отдельные виды.

    4. Лицензия выдается на основании документов, перечень которых определен законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

    5. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

    1) непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений;

    2) невозможность обеспечить условия безопасности производства, учет и сохранность оружия либо необеспечение этих условий;

    3) другие основания, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

    Примечание ИЗПИ!
    Часть вторая пункта 5 предусмотрена в новой редакции в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).

    В случае отказа в выдаче лицензии указанные органы обязаны письменно проинформировать об этом заявителя с пояснением причин отказа. Отказ в выдаче лицензии либо нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в суде.

    Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными законами РК от 12 января 2007 года N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования); от 10.01.2011 № 383-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 29.03.2016 № 479-V (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования); от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

    Статья 11. Приостановление действия и лишение лицензии

    Основанием для приостановления действия лицензии является неисполнение требований, предусмотренных настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

    Лишение лицензии осуществляется в судебном порядке.

    Статья 12. Субъекты, имеющие право на приобретение оружия

    Право на приобретение оружия на территории Республики Казахстан имеют:

    1) Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, специальные государственные и правоохранительные органы, а также субъекты, указанные в Законе Республики Казахстан «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе»;

    2) государственные органы, должностные лица которых наделены правом хранения и ношения огнестрельного оружия;

    3) юридические лица с особыми уставными задачами;

    4) юридические лица, занимающиеся производством оружия или торговлей им (далее — юридические лица — поставщики);

    5) юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия;

    6) охотохозяйственные организации;

    7) спортивные организации;

    8) организации образования;

    9) граждане Республики Казахстан;

    10) иностранцы;

    11) юридические лица, уполномоченные проводить научные медицинские исследования в области применения оружия, в том числе с патронами травматического и газового действия.

    Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными законами РК от 27 июля 2007 года N 318 (порядок введения в действие см. ст.2); от 27 июля 2007 года N 320 (порядок введения в действие см. ст.2); от 23.04.2014 № 200-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

    Статья 13. Право на приобретение оружия Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями, специальными государственными и правоохранительными органами, и иными субъектами

    Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, специальные государственные и правоохранительные органы, субъекты, указанные в Законе Республики Казахстан «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе», имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Из оружия с нарезным стволом, принятого на вооружение, за исключением находящегося на длительном хранении, производится контрольный отстрел для формирования Государственной пулегильзотеки в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

    Сноска. Статья 13 в редакции Закона РК от 23.04.2014 № 200-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

    Статья 14. Право на приобретение оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами

    Сноска. Статья 14 с изменением, внесенным Законом РК от 29.12.2010 № 372-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

    1. Юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское или служебное оружие у юридических лиц-поставщиков после получения соответствующего разрешения в органах внутренних дел. Виды, типы, модели и количество оружия для использования работниками юридических лиц с особыми уставными задачами устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

    2. Приобретенное оружие подлежит регистрации в соответствующем органе внутренних дел в недельный срок со дня его приобретения. При регистрации оружия выдается разрешение на хранение, хранение и ношение этого оружия сроком на пять лет на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия.

    Владелец оружия обращается в орган внутренних дел по месту регистрации оружия до окончания срока действия разрешения для получения нового.

    Форма разрешения утверждается уполномоченным органом в сфере контроля за оборотом оружия по согласованию с уполномоченным органом в сфере разрешений и уведомлений и уполномоченным органом в сфере информатизации.

    3. Руководители организаций (юридических лиц с особыми уставными задачами) передают оружие штатным работникам на период исполнения ими своих функций. Оружие выдается после прохождения работниками соответствующей подготовки. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение служебного оружия.

    Статья 21. Производство оружия и патронов к нему

    Производство оружия, его основных частей, сборка, переделка или ремонт оружия с целью возврата ему утраченных поражающих свойств, а также патронов к нему подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

    Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за ним, соответствующее качество выпускаемой продукции, ее учет и сохранность.

    Каждая единица изготовленного оружия, за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, должна иметь индивидуальный номер.

    Боевое ручное стрелковое оружие и патроны к нему изготавливаются только для поставок Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям, специальным государственным и правоохранительным органам, а также для поставок в другие государства в соответствии с правилами оборота вооружения и военной техники, утвержденными Правительством Республики Казахстан.

    Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными законами РК от 12 января 2007 года N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования); от 23.04.2014 № 200-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

    Статья 22. Торговля гражданским и служебным оружием и патронами к нему

    1. Торговля гражданским и служебным оружием и патронами к нему осуществляется организациями, получившими в установленном законодательством порядке лицензии на данный вид деятельности. Лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему выдаются уполномоченным органом в сфере контроля за оборотом оружия только организациям, специально созданным для этих целей.

    2. Организации, осуществляющие торговлю оружием и патронами к нему, обязаны:

    1) иметь сертификат соответствия на продаваемое оружие;

    2) обеспечивать учет приобретаемого и продаваемого оружия, а также хранение учетной документации в течение 10 лет;

    3) требовать от покупателя (юридического лица) предъявления лицензии на приобретение данного вида оружия, за исключением оружия, на приобретение которого лицензии не требуется;

    4) регистрировать в лицензии или разрешении покупателя продаваемое гражданское и служебное оружие, подлежащее регистрации, а также в удостоверении охотника — охотничье холодное оружие;

    5) представлять в органы внутренних дел ежемесячно сведения о проданном служебном и гражданском оружии и его покупателях в установленном уполномоченным органом в сфере контроля за оборотом оружия порядке;

    6) обеспечивать сохранность и безопасность их хранения;

    7) представлять в Государственную пулегильзотеку пули и гильзы, отстрелянные из продаваемого служебного и гражданского оружия;

    8) обеспечить знание персоналом законодательства об обороте оружия.

    3. Запрещаются торговля оружием физическим и юридическим лицам, не представившим разрешение на приобретение данного вида оружия, а также продажа оружия без номера и клейма либо патронов без знака соответствия требованиям технических регламентов в сфере оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

    Торговля гражданским и служебным оружием и патронами к нему должна быть приостановлена:

    1) по требованию Службы государственной охраны на срок, необходимый для проведения охранных мероприятий;

    2) в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

    4. Юридическое лицо, занимающееся торговлей гражданским и служебным оружием и патронами к нему, не вправе осуществлять иную предпринимательскую деятельность, за исключением деятельности по разработке, производству, ремонту, приобретению, экспонированию, ввозу и вывозу данных видов оружия, приобретению, ввозу, вывозу и торговле запасными частями к нему, спортивными товарами, охотничьими и рыболовными принадлежностями, гражданскими пиротехническими веществами и изделиями с их применением бытового назначения, а также открытию и функционированию стрелковых тиров (стрельбищ) и стендов.

    Статья 28. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере оборота оружия

    Правительство Республики Казахстан в сфере оборота оружия:

    1) исключен Законом РК от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования);
    2) (исключен — от 12 января 2007 года N 222);
    3) исключен Законом РК от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования);

    3-1) устанавливает порядок формирования Государственной пулегильзотеки;

    4) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

    5) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

    6) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

    7) (исключен — от 12 января 2007 года N 222)

    8) (исключен);

    9) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

    10) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

    11) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

    12) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

    Сноска. Статья 28 с изменениями, внесенными законами РК от 13 декабря 2004 г. № 11 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 29 декабря 2006 г. № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); от 12 января 2007 года N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования); от 27 июля 2007 года № 318 (порядок введения в действие см. ст.2); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

    Статья 29. Компетенция органов внутренних дел в сфере оборота гражданского и служебного оружия

    1. Уполномоченный орган в сфере контроля за оборотом оружия:

    1) исключен Законом РК от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования);

    2) организует и осуществляет государственный контроль за оборотом гражданского и служебного оружия;

    Бóльшая часть населения страны полагает, что во взрослом возрасте о собственном вакцинировании можно не заботиться, прибегая разве что к сезонной вакцинации от вируса гриппа. Однако современная медицина предусматривает систему ревакцинации для взрослых, ведь против некоторых инфекций иммунитет вырабатывается организмом человека не на всю жизнь.

    Отдельные заболевания, такие как дифтерия, коклюш и столбняк, требуют проведения ревакцинации по достижении ребенком совершеннолетия. В последствии прививаться от дифтерии и столбняка взрослым необходимо каждые 10 лет.

    Вакцинирование по закону проводится бесплатно в районных поликлиниках. От пациента потребуются паспорт и полис ОМС.

    Прививание от туберкулеза положено проводить повторно взрослым гражданам в возрасте 21 и 28 лет.

    От кори следует вакцинироваться гражданам:

    • до 35 лет — не привитым в детстве либо привитым однократно;
    • от 35 до 55 лет — входящим в «группу риска» — сотрудникам медицинских и образовательных учреждений, работникам сферы услуг (торговля, транспорт и др.).

    Вирусный гепатит B, которым в России заражены миллионы людей, является крайне опасной инфекцией, разрушающей печень. 20% зараженных инфекция приводит к циррозу, 10% — к раку печени. Взрослым в возрасте от 18 до 55 лет согласно действующим нормативам положено бесплатное вакцинирование от вируса гепатита группы B.

    Особенно часто негативное отношение и аргументация «против» связана именно с вирусом гепатита B. Противники вакцинации утверждают, что прививки от него не работают. Однако в России их начали ставить только в 1996 году. Многие взрослые граждане были заражены еще до того. Если же обратиться к «детской» статистике, за 10 лет в период с 2005 по 2015 годы показатель заболеваемости снизился в 5 раз.

    Детям и взрослым крайне рекомендуется ежегодно ставить прививку от гриппа. Традиционно кампания проводится с конца августа по октябрь. В состав вакцины Минздравом, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, закладываются штаммы наиболее опасных и актуальных на предстоящий сезон вирусов. По закону бесплатна данная процедура для:

    • Детей от полугода;
    • Школьников и студентов;
    • Призывников;
    • Пенсионеров старше 60 лет;
    • Беременных женщин;
    • Граждан с тяжелыми хроническими заболеваниями;
    • Работников государственных организаций в сфере оказания услуг (медицинских, образовательных и др.)
    • Иных категорий в соответствии с региональными законами.
    • Новые тарифы ОСАГО — должен утвердить Банк России.
    • Установления тарифного коридора (минимальных и максимальных значений тарифов) по ОСАГО — страховые компании смогут применять тарифы в рамках указанного коридора.
    • Прекращение страхования по ОСАГО техники на неколесном движителе (гусеничном, санном и т.п.)
    • Прекращение страхования по отдельным договорам ОСАГО прицепов — будет делаться специальная отметка в полисе тягача с определенной доплатой к тарифу.
    • Полисы ОСАГО должны продаваться в любом подразделении/филиале страховой компании.
    • Данные о заключенных договорах ОСАГО должны быть занесены в АИС РСА в течение 1 дня с момента заключения договора.
    • При заключении договора ОСАГО обязательно использовать данные АИС РСА о значении КБМ и о прохождении ТО.
    • Ответственность страховщика за несанкционированное использование бланков полисов. Страховщик обязан платить по всем своим полисам, кроме тех, которые были ранее заявлены как похищенные.
    • При досрочном прекращении договора ОСАГО удерживается часть страховой премии, предназначенной для осуществления страховых выплат, возвращается часть премии пропорционально оставшемуся сроку действия договора или периоду использования ТС.
    • Срок выплаты потерпевшему (или направления мотивированного отказа) сокращается до 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней.
    • Возможность выплаты по ОСАГО путем направления на ремонт в случае, если у страховщика заключен договор со станцией технического обслуживания.
    • Единая методика независимой технической экспертизы утверждается Банком России.
    • Правительство аттестует экспертов-техников.
    • Применение Закона «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной Законом об ОСАГО.
    • Пени за каждый день просрочки выплаты — 1% от суммы выплаты.
    • Штраф за каждый день просрочки срока направления отказа — 0,05% от страховой суммы.
    • Расширен перечень регрессов при Европротоколе: виновник ДТП не направил Извещение о ДТП в течение 5 дней, не представил свое ТС на осмотр страховщику или приступил к его ремонту до осмотра страховщиков в течение 15 дней после ДТП.
    • Досудебный порядок возмещения ущерба по ОСАГО.
    • 50% штраф от суммы занижения выплаты по суду.
    • Реорганизация управления РСА на принципах равных прав его членов.
    • Расширение перечня ППД РСА; размещение в интернет ППД, затрагивающих интересы страхователей и потерпевших.

    • Повышение лимита выплат по ущербу имуществу с 120 000 до 400 000 руб.
    • Отменяется общий лимит выплат при нескольких потерпевших (160 000 руб.) и пропорциональные выплаты — теперь каждый потерпевший в ДТП может получить по 400 000 руб. вне зависимости от их количества.
    • Аналогично повышаются лимиты компенсационных выплат РСА.
    • Снижение максимального возможного значения износа при расчете возмещения по ОСАГО с 80% до 50%.
    • «Безлимитный» Европротокол (размер выплаты ограничен только страховой суммой — 400 000 руб.) в Москве, МО, СПб и ЛО при условии предоставления фото- или видеосъемки, а также данных системы ГЛОНАСС или других навигационных систем. Только для ДТП, оба участника которого заключили договоры уже после 1 октября 2014 года. Для случаев не подтвержденных техническими средствами фиксации лимит выплат — 50 000 руб.
    • Страховщики должны привести свои правила каско и ДАГО в соответствие с новым Законом в части использования Европротокола.

    • Создание единой автоматизированной информационной системы, содержащей страховую историю всех клиентов страховых компаний по каско и ДСАГО. Объединение информации с АИС РСА по ОСАГО.

    Изменения в ОСАГО, вступающие в силу с 1 апреля 2015 года

    Комплекс поправок в части выплат за вред жизни и здоровью:

    • Повышение лимита выплат по жизни и здоровью каждому потерпевшему со 160 000 до 500 000 руб.
    • Аналогично повышаются лимиты компенсационных выплат РСА.
    • Выплаты в случае травм пострадавших будут осуществляться по специальной таблице.
    • Упрощается порядок подтверждения факта причинения вреда здоровью в ДТП и порядок получения выплаты по ОСАГО.
    • Расширяется перечень выгодоприобретателей в случае смерти потерпевшего (по сравнению с Гражданским кодексом).

    Комплекс поправок по введению электронного полиса ОСАГО.

    Изменения в ОСАГО, вступающие в силу с 1 октября 2019 года

    • «Безлимитный» Европротокол (размер выплаты ограничен только страховой суммой — 400 000 руб.) по всей России при условии предоставления фото- или видеосъемки, а также данных системы ГЛОНАСС.

    Наиболее ожидаемой поправкой в Закон об ОСАГО является повышение страховых сумм (лимитов выплат по каждому страховому случаю/потерпевшему). В настоящий момент установленные лимиты выплат по ОСАГО в России — самые маленькие среди всех европейских стран, даже в Беларуси и Украине лимиты выше.

    Сейчас по Закону установлены следующие лимиты выплат:

    Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

    а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей;

    б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;

    в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.

    Всем понятно, что этих страховых сумм не хватает для полной выплаты довольно часто. Чтобы защитить себя от нехватки страховой суммы по ОСАГО многие автомобилисты покупают в дополнение к ОСАГО полисы Добровольного страхования гражданской ответственности (ДАГО). По договорам ДАГО страховая сумма увеличивается до 500 тыс. руб., 1 миллиона руб. или более…

    Утверждено следующее повышение страховым сумм по ОСАГО:

    а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;

    (абзац вступает в силу с 1 апреля 2015 года)

    б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей.

    (абзац вступает в силу с 1 октября 2014 года)

    Таким образом, лимиты выплат увеличатся:

    • по жизни и здоровью в 3,125 раза;
    • по имуществу отдельного потерпевшего в 3,33 раза;
    • снимается ограничение на размер суммарных выплат при нескольких потерпевших (ДТП с участием более двух машин).

    Применение оружия закона о полиции

    Судебная практика сейчас: ЗЗПП распространяется на ОСАГО в полном объеме, что позволяет при взыскании страховой выплаты через суд взыскать дополнительные средства со страховой компании.

    Негативные последствия (для страховых компаний): взыскание со страховщиков штрафов, неустойки и морального вреда по ЗЗПП. Появилась целая новая отрасль — «автоюристы», которые зарабатывают себе на жизнь путем выкупа у потерпевших права требования к страховой компании по ОСАГО.

    Предлагается (инициатива страховщиков) установить в Законе точечное распространение ЗЗПП на ОСАГО, а именно:

    • Неустойка — применяется специальная неустойка, предусмотренная Законом об ОСАГО (1/75 или 1/150 ставки Банка России за каждый день просрочки в зависимости от того, была просрочена выплата или отказ), взыскивается если страховщик в установленные сроки не осуществил выплату в неоспариваемой части либо не направил мотивированный отказ;
    • Штраф (50% от суммы страховой выплаты) — взыскивается если страховщик в установленные сроки не осуществил выплату в неоспариваемой части;
    • Моральный вред — не возмещается.

    Последствия для потерпевших: никаких, так как штрафы и пени как правило взыскиваются в пользу автоюристов, которые предварительно выкупают у потерпевших права требования;

    Плюсы для страховщиков: существенное снижение расходов, связанных с судебными разбирательствами.

    Вероятность внедрения — 50%

    Предполагаемые сроки внедрения — 2014-2015 годы.

    Предлагается полностью отказаться от бумажного варианта полиса ОСАГО и перейти на электронный полис.
    Заключение договора ОСАГО в электронном виде будет подтверждаться фактом занесения в Единую Базу Данных (ЕБД) всей информации о договоре.
    Еще одним вариантом электронного полиса может быть чип-карточка, на которой будет размещаться информация о договоре ОСАГО.

    Для переходного периода, который растянется на 5 лет, то есть до 1 января 2024 года, новый закон определил следующие положения:

    • ДНП, дачные кооперативы, дачные хозяйства, огороднические партнёрства и другие некоммерческие организации граждан, созданные до до 1 января 2019 года, реорганизовывать не требуется
    • С 1.01.2019 г. ко всем созданным ранее садоводческим или дачным некоммерческим партнёрствам, а также огородническим некоммерческим партнёрствам будут применяться требования нового закона даже до приведения их уставов в соответствие с новым законом:
      1. или в соответствии с положениями о садоводческих некоммерческих товариществах
      2. или в соответствии с положениями об огороднических некоммерческих товариществах
    • Приведение учредительных документов садоводческих или дачных некоммерческих партнёрств и огороднических некоммерческих партнёрств, созданных до введения нового закона, производится после вступления нового закона в силу через внесение изменений:
      1. в учредительные документы (правоустанавливающие, устав и иные документы) и регистрации этих изменений в ЕГРН
      2. изменения наименований некоммерческих объединений при этом не требуется, но может проводиться по желанию заинтересованных сторон
      3. изменение наименований не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования
    • Здания на садовых участках, зарегистрированные в ЕГРН до 1.01.2019 г. с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами:
      1. замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 1.01.2019 здания или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов недвижимости не требуется
      2. замена документов и наименований зданий может быть выполнена по желанию правообладателей объектов недвижимости
    • Расположенные на садовых участках нежилые здания, строения для сезонного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей и не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, зарегистрированные в ЕГРН до 1.01. 2019, признаются садовыми домами:
      1. замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 1.01.2019 указанные строения или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов не требуется
      2. замена документов и наименований перечисленных строений может быть выполнена по желанию их правообладателей

    Распределение участков между членами товарищества проводится на основании решения общего собрания членов товарищества в соответствии с реестром членов товарищества.

    Садовые и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

    Реестр членов товарищества должен быть сформирован в течение 1 месяца со дня государственной регистрации СНТ или ОНТ в ЕГРН (статья 15 нового закона). Создаёт реестр председатель товарищества или уполномоченный на это член правления.

    Реестр членов товарищества содержит следующие сведения:

    1. о членах товарищества
    2. кадастровый (условный) номер каждого земельного участка, правообладателем которого является член СНТ или ОНТ (после осуществления распределения земельных участков между членами товарищества)

    Члены товарищества обязаны предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра, и своевременно информировать председателя товарищества или уполномоченного члена правления об изменении сведений.

    Неисполнения требования о предоставлении сведений член СНТ или ОНТ несёт риск наложения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием в реестре актуальной информации.

    Закон ввёл принцип территориального подчинения, по которому запрещается действие на одной территории нескольких товариществ с общей инфраструктурой и одной территорией общего пользования. Иными словами, садовое товарищество внутри огородного появиться не может.

    Цели введения этого принипа вполне очевидны:

    1. исключение ситуаций «перетягивания» преимуществ в использовании, к примеру, трансформаторной будки, принадлежащей одному юридическому лицу, и пожарного водоёма, принадлежащего другому юридическому лицу, то есть расположенных на территориях разных юридических лиц (товариществ), но обеспечивающих электричеством и водой каждое из этих товариществ
    2. установление юридических взаимоотношений между товариществами по использованию иженерной инфраструктуры и территории общего пользования
    3. управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество

    С момента введения нового закона в действие собственники садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, вправе создать только одно садоводческое или огородническое некоммерческое объединение. Его границы должны определяться в соответствии с документацией по планировке территории:

    • документация по планировке территории до её утверждения муниципальными властями должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества
    • подготовка и утверждение проекта планировки территории для огороднического товарищества не требуются, а установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории ОНТ проводятся в соответствии с утверждённым проектом межевания территории

    В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества включаются земельные участки, соответствующие одновременно следующим требованиям:

    1. участки находятся в собственности учредителей товарищества
    2. участки составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования

    При формировании новых садоводств и огородничеств и подготовке документации по планировке их территории в границы их территорий также включаются:

    1. участки находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам (их общая площадь должна составлять не менее 20% и не более 25% суммарной площади садовых или огородных земельных участков, попадающих в границы территории садоводства или огородничества)
    2. участки и территории общего пользования, определённые в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории)

    Запрещено установление границ территорий садоводств или огородничеств, ограничивающих или прекращающих свободный доступ с иных земельных участков к территориям общего пользования, или к земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами границ образуемых территорий товариществ.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *