- Экономика

Профилактика бродяжничества несовершеннолетних

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профилактика бродяжничества несовершеннолетних». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»

В последнее время достаточно актуален вопрос о проведении педагогической реабилитации несовершеннолетних, не получающих должного воспитания в семье. На сегодняшний день сохраняется тенденция роста случаев бродяжничества, правонарушений, антисоциального поведения и пр. среди подростков.

От учителей требуется выявлять и предупреждать развитие подобного рода отклонений личности, а также оказывать дальнейшую помощь по социальной адаптации подростка.

Наиболее распространенные факторы, негативно влияющие на формирование личности подростка в аспекте безнадзорности и правонарушений:

  • отсутствие воспитания в семье
  • низкий социально-экономический уровень семьи. Присутствие в семье хронических наркозависимых или алкоголиков
  • влияние внешней среды, со стороны друзей, сверстников. Также подражание криминалитету
  • поведение отчужденности. Потеря интереса к обучению, к общению и пр.

Задачи, стоящие перед педагогом по профилактике безнадзорности и правонарушения:

  1. Выявление подростков, имеющих признаки социально опасного состояния: регулярные пропуски занятий, антисоциальное поведение, проявление агрессии в отношении ровестников и пр.
  2. Отмечание подростков из неблагополучных семей с оказанием соответствующей помощи в воспитании и обучении
  3. Проявление поддержки в образовательном процессе подросткам, имеющим различные формы отсталости или отклонения в развитии
  4. Прививание социальных, морально-нравственных ценностей
  5. Пропаганда здорового образа жизни
  6. Формирование у подростков законопослушния

Службы, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений:

  • подразделения по делам несовершеннолетних отдела Министерства внутренних дел
  • территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • отделы социальной защиты населения
  • службы здравоохранения, культуры и пр.
  1. Обнаружение и изучение личностных и социальных проблем подрастающего поколения
  2. Правовая защита детей
  3. Оказание социально-педагогической помощи семье, консультации
  4. Педагогическая профилактика, проведение коррекции и реабилитации
  5. Поддержка работников сферы образования в создании благоприятной атмосферы в детском коллективе
  6. Поддержка детской самодеятельности
  7. Организационно-методическая работа

Введение.

Глава 1. Понятие социально-негативного поведения несовершеннолетних и его связь с преступностью.

§ 1. Социально-негативное поведение: понятие и виды.

§ 2.Асоциальное поведение несовершеннолетних и его связь с преступностью.

Глава 2. Бродяжничество детей и подростков как предпосылка преступности несовершеннолетних.

§ 1. Бродяжничество как особая форма социально-негативного поведения несовершеннолетних.

§ 2. Факторы, детерминирующие поведение несовершеннолетних в виде бродяжничества.

Глава 3. Противодействие социально-негативному поведению несовершеннолетних.

§ 1. Системный подход к защите прав несовершеннолетних и пути его совершенствования.

§ 2. Общесоциальные и специально-криминологические меры по профилактике бродяжничества несовершеннолетних.

ПРОФИЛАКТИКА БРОДЯЖНИЧЕСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

2.2 Особенности работы социального педагога с родителями по преодолению бродяжничества в среде подростков

2.3 Социально — педагогические технологии работы с подростками, подверженными бродяжничеству

2.4 Рекомендации по профилактике бродяжничества среди детей и подростков в условиях образовательного учреждения

Выводы по второй главе

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обращения с ними. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей — социальные факторы, игнорировать которые чрезвычайно опасно. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.

Подобный подход совершенно оправдан при изучении социальных и социально-педагогических аспектов данных явлений. Однако, если говорить о специфической социально-психологической реальности, именно «бродяжничество» выступает в данном случае родовым понятием. В этом смысле беспризорность и безнадзорность можно рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и в то же время выступающие в качестве одних из возможных его следствий.

Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка. В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети чутко реагируют на перемены в государстве, и именно положение их в обществе наиболее точно отражает и общее состояние, и уровень развития любой страны, равно как и положение дел в мире. В этой связи все более востребованными оказываются социально-педагогические технологии работы с данной категорией подростков.

Профилактика бродяжничества несовершеннолетних

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

«Горячая линия» при Губернаторе Московской области

8 902 100 49 09

Солнечногорский район

8 495 994 15 87

Профилактика бродяжничества среди подростков

Включает в себя проведение анкетирования (приложение). При анализе данных мы получили результаты, свидетельствующие о том, что подростки не владеют необходимой информацией по целому комплексу личностно значимых, прежде всего для них самих, вопросов. Они не испытывают тяги к школе (47,3%), к дому и родителям (34,9%), предпочитают проводить свое свободное время в компаниях друзей (54,8%), готовы к «приключениям» и самоутверждению «на улице» (32,5%). Большинство из респондентов (52,1%) имеют завышенную самооценку. Свой авторитет предпочитают завоевывать в кругу одноклассников и друзей «по улице» (42,1%). Готовы беспрекословно выполнять требования учителя лишь 8,6% учащихся, а требования родителей — 21,1% подростков. Бродяжничеству больше подвержены юноши (23,5%), чем девушки (9,7%).

1. Комплекс бесед (6 часов) по профилактике асоциального поведения подростков, в том числе, бродяжничества. Беседы проводились социальным педагогом, психологов, основывались на анализе конкретных ситуаций, выяснении причин нежелания больше времени проводить в школе, дома, учреждениях системы дополнительного образования, выявлении причин асоциального поведения и их социально-педагогической коррекции.

4 этап. Конечное диагностирование.

После проведения данного комплекса мероприятий в течение декабря 2008 — апреля 2009 гг.) нами было проведено повторное диагностирование. Результаты позволили указать на эффективность предложенной нами системы профилактики. Так, удалось сократить время пребывания 5,6% подростков на улице. При этом авторитет учителя повысился в глазах 3,7% учащихся, родительский авторитет — у 8,4% подростков. Подростки проявили интерес к вниуришкольной жизни, стали более активны в проведении мероприятий (4,9%). Следует сказать, что 3,6% подростков записались в спортивные секции, в занятиях спортом видят возможность своего самоутверждения.

Введение

1 Проблемы безнадзорности, беспризорности 22 бродяжничества и их решение в научной литературе

1.1. Понятия «беспризорность», «безнадзорность», 23 «бродяжничество» детей и подростков

1.1.1 Рост безнадзорности, беспризорности и бродяжничества среди детей и подростков

1.1.2. Динамика роста бродяжничества детей и подростков

1.2. Профилактика беспризорности среди детей и 45 подростков

1.2.1 Проблемы профилактики в законе Российской 47 Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

1.2.2 Система профилактики безнадзорности, 61 беспризорности и бродяжничества в образовательных Учреждениях

1.2.3 Профилактика и ее организация

2 Современные подходы к решению проблем 81 беспризорности, безнадзорности и бродяжничества

2.1. Педагогический аспект воспитания и перевоспитания 81 безнадзорных и беспризорных

2.1.1. Опыт советских педагогов в воспитании беспризорников

2.2. Психологический аспект решения проблем 97 беспризорности

2.3. Социологический аспект рассмотрения проблем 116 маргинальное™ в обществе

2.4. Клинический аспект рассмотрения проблем уходов, 126 бегства, побегов, бродяжничества

2.5. Социально-правовой аспект защиты детства

2.6. Современные научно-практические подходы решения 149 проблем бродяжничества в европейских странах

3. Методологический анализ побега, самовольного 162 ухода, бегства детей и подростков

3.1. Понятие и классификация побега, бегства, 162 самовольного ухода.

3.2. Характеристика ситуации до побега, бегства, 177 самовольного ухода

3.2.1. Характеристика семей детей, помещаемых в 178 социальные приюты

3.2.2. Характеристика семей детей, помещаемых в центры 182 временной изоляции

3.3. Характеристика ситуации собственно побега, бегства 190 или самовольного ухода

3.4. Характеристика ситуации после бегства или 216 самовольного ухода

3.5. Характеристика ситуации реабилитации, 223 ресоциализации безнадзорных несовершеннолетних

3.6. Характеристика ситуации реинтеграции и интеграции 239 беспризорника в социокультурное пространство

4. Особенности десоциализации детей группы 254 социального риска

4.1. Роль семьи в приобретении первичного асоциального опыта

4.1.1 Дисфункциональная семья — потенциальное жизненное пространство криминализации детей и подростков

4.1.2. Десоциализация детей из семей с высоким социально-экономическим уровнем

4.1.3. Десоциализация детей из семей с сенсорными, моторными, интеллектуальными, психическими, соматическими нарушениями

4.1.4 Социальное положение детей социальных сирот

4.1.5. Семьи вынужденных переселенцев и беженцев — условия десоциализации детей

4.1.6. Многодетные семьи и трудовая занятость подростков

4.2. Школьная дезадаптация — этап десоциализации детей и подростков

4.2.1. Дезадаптированные учителя — фактор дезадаптации учащихся

4.2.2. Дезадаптация и десоциализация учащихся

4.2.3. Десоциализация подростков в условиях неформального взаимодействия

5. Научно-методические основания оценки эффективности профилактической и реабилитационной работы с безнадзорниками и беспризорниками

5.1. Теоретические предпосылки создания методики «Стили поведения в конфликте»

5.2. Оценка валидности и надежности методики «Стили поведения в конфликте»

5.3. Обработка и интерпретация результатов исследования

5.4. Теоретические аспекты создания методики «Каузальная атрибуция»

5.4.1. Описание методики «Каузальная атрибуция»

5.4.2. Основные требования к созданию методики и техника проведения исследования

5.4.3. Обработка и интерпретация исследования

5.5. Результаты исследования каузальной атрибуции девиантных подростков

5.5.1. Результаты анализа каузальной атрибуции в 375 ситуациях «дом», «улица», «школа», «учреждение»

5.5.2. Результаты исследования уровня агрессивных 381 проявлений каузальной атрибуции у подростков с экстернальным и интернальным локусом контроля

5.5.3. Результаты исследования каузальной атрибуции с 389 помощью категорий теста «Рука»

5.5.4 Результаты исследования каузальной атрибуции девиантных подростков в зависимости от позиций: участника и наблюдателя

5.5.5. Результаты анализа каузальной атрибуции с использованием схем Г. Келли

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основание для разработки Программы:

Социальный заказ населения.

Основные разработчики Программы:

Педагогический коллектив школы.

Правовые и нормативные акты:

  • Федеральный закон № 120 – ФЗ от 24.06. 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Областная целевая Программа профилактики правонарушений в Ростовской области на 2007-2010гг от 15.03. 2007г.

  • Районная целевая комплексная Программа профилактики правонарушений в Зимовниковском районе на 2008-2010г. От 21.02.2008г.

Цель Программы:

  • Повышение эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Активизация работы Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

  • Улучшение координации деятельности различных структур, осуществляющих профилактическую работу с детьми и подростками «группы риска».

Задачи Программы:

  • обеспечение максимально раннего выявления детей и семей, находящихся в социально опасном положении.

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

  • социально-педагогическая реабилитация семей и детей, находящихся в социально опасном положении;

  • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий

Основные направления реализации Программы:

Программа ориентирована на повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Достижение цели Программы будет осуществляться по нескольким направлениям:

  • координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • организация профилактической деятельности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

  • охрана прав и законных интересов несовершеннолетних;

  • организация досуга и занятости несовершеннолетних.

Сроки реализации Программы:

2010-2013 учебные годы.

Механизм реализации Программы:

  • Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, своевременно представляют в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав отчеты о ходе их выполнения.

  • Совет профилактики осуществляет организацию и координацию исполнения Программы.

Ожидаемые результаты:

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

  • повысить качество работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • добиться снижения численности безнадзорных детей;

  • снизить уровень числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

  • осуществление нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания и обучения несовершеннолетних;

  • утверждение здорового образа жизни у несовершеннолетних;

  • взаимодействие с государственными организациями и учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • преодоление тенденции роста подростковой преступности и безнадзорности, среди несовершеннолетних

.

Профилактика преступности среди несовершеннолетних

Под профилактикой социальной дезадаптации несовершеннолетних имеется в виду совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению дезадаптации детей и подростков, а также разработку мер по ее предупреждению. В зависимости от степени развития социальных отклонений в профилактической работе используют меры по предупреждению, предотвращению или пресечению деприваций.

Профилактическая деятельность включает:

— профилактику по системе применяемых мер: применение социально-экономических, организованно — управленческих, правовых, психолого – педагогических, социально — медицинских, социокультурных, социотехнических мер к детям и подросткам группы «риска»;

— профилактику по объектам предупредительного воздействия: а) общую, не имеющую точного «адреса» в виде конкретной личности или группы несовершеннолетних; б) частную, направленную на предупреждение девиаций определенных групп и лиц.

Каждый из указанных аспектов профилактики включает психологические и социально-психологические вопросы, без учета которых эффективность профилактической работы снижается.

В условиях распада прежней ценностной системы и медленного формирования совокупности корм нового общества, сокращения масштабов деятельности старых воспитательно-образовательных учреждений многие дети и подростки, в том числе и нуждающиеся в целенаправленной коррекции поведения, оказались предоставленными самим себе. Ослаб воспитательно-социализирующий потенциал не только семьи, школы, но и других общественных и государственных институтов. Во многих местах перестали действовать специализировавшиеся на работе с несовершеннолетними клубы, секции, кружки, спортивные, военно-спортивные лагеря и отряды, другие центры организованного досуга, трудовой, физической, нравственной закалки и направленного формирования личности подростков. Недостаточно ведется борьба против таких социальных болезней, как наркомания и токсикомания, детская и подростковая преступность, безнадзорность и беспризорность. Особой распространенности таких форм девиантного и делинквентного поведения в современном обществе способствуют криминализация общественных отношений и сознания, инфильтрация «ценностей» преступного сообщества в нормативную систему социума, кризис семьи и коммерциализация сферы культуры и досуга.

Когда дети и подростки предоставлены сами себе и не знают, чем заполнить своё свободное время, опасность дезадаптивного поведения возрастает. А между тем в школах недостаточно внимания уделяется досугу детей и внешкольной работе с ними; актовые и спортивные залы находятся в неудовлетворительном состоянии. Многое в решении этой проблемы упирается в недостаток средств. Там, где местные администрации изыскивают средства на возобновление работы старых или создание новых культурных и спортивных учреждений, детская и подростковая дезадаптивность сокращается.

Характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних и его детерминация таковы, что в борьбе с ними должны применяться не только меры уголовной репрессии, но и в первую очередь превентивные подходы. Первостепенное значение имеют нейтрализация, блокирование, ограничение действий экономических, Социальных и морально-психологических причин и условий такого поведения. Жизненно необходима принципиально новая концепция воспитания нового поколения, основополагающей идеей которой могло бы стать превращение ребенка из объекта воспитательного воздействия в активного участника процесса социализации личности.

Достижение такой цели предполагает такие профилактические меры, которые были бы нацелены на нейтрализацию и устранение социальных причин дезадаптации, коррекции личности и образа жизни детей с отклоняющимся поведением, а не повышение степени контроля и надзора за ними, ужесточение наказаний. Социальная практика многих развитых стран свидетельствует, что правильно организованная профилактическая работа в среде детей и подростков приносит значительный общесоциальный эффект, а также снижает число девиаций в молодежной среде.

В совокупности социальная профилактика дезадаптации и отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних включает следующие основные направления:

— минимилизация, нейтрализация и по возможности устранение социальных детерминант дезадаптации и отклоняющегося поведения детей и подростков;

— сокращение виктимизации детской среды, т.е. факторов и условий, способствующих ситуациям, при которых дети становятся жертвами преступлений;

— активизация и развитие позитивных социальных и личностных факторов и процессов, обеспечивающих оптимальную социализацию детей и подростков, стимулирующих их социально-нормативное поведение и препятствующих возникновению и распространению дезадаптаций;

— обеспечение реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних, детей и подростков с отклоняющимся поведением, в том числе исправления малолетних правонарушений.

Все эти профилактические направления социальной работы с несовершеннолетними осуществляются с учетом их социального положения, уровня самосознания, ориентаций и социальной мобильности, психологической устойчивости и социальной зрелости. Имея максимально полное представление обо всех этих личностных особенностях дезадаптированного подростка, а так же особенностях, окружающей среды, можно строить с ним профилактическую работу более или менее адекватно обстоятельствам, а также прогнозировать ее результаты. Выявление меха��изма взаимосвязи и взаимозависимости личностных качеств несовершеннолетнего и его социального окружения с методологической точки зрения является непременные условием эффективности всей социально-профилактической и реабилитационной работы.

В сфере профилактики детской безнадзорности и беспризорности сотрудничество органов социальной помощи семье и детям и специализированных учреждений для несовершеннолетних нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями целесообразно осуществлять по следующим направлениям [25, 34].

Выявление семей и детей группы риска. Общественные объединения располагают собственными уникальными возможностями для оперативного получения достоверной и конкретной информации о наличии в микрорайонах, населенных пунктах и иных местах компактного проживания граждан семей, детей группы социального риска, в том числе находящихся на ранней стадии десоциализации. Это обусловлено близостью НГО к населению, неформальным и достоверным характером отношений их представителей с людьми.

Необходимо, чтобы НГО ставили в известность социальные службы о фактах девлаций в семейной и детской среде. Эти данные социальные службы используют для пополнения банка данных о детях и семьях группы риска.

Изучение социальной ситуации и окружения, в котором находятся дети группы риска, выявление причин и условий, способствующих детской безнадзорности. Эта работа является одной из приоритетных в деятельности служб помощи семье и детям, к ней целесообразно привлекать профессионально подготовленных специалистов общественных объединений. Совместная деятельность может осуществляться путем включения представителей специализированных учреждений и общественных объединений в состав различных комиссий; приглашения представителей НГО к исследовательской работе, проводимой социальными службами, и, что самое полезное, заказа специалистами НГО самостоятельных исследований причин социальной девлации несовершеннолетних, так как они располагают для этого широкими возможностями. Результаты анализов, выводы и предложения могут быть переданы НГО органом правления и службам социальной защиты населения для дальнейшей профилактической работы.

Социальная работа с семьями группы риска по профилактике детской безнадзорности. НГО имеют возможность реализовать широкий спектр форм и методов социальной поддержки – семей группы риска в рамках различных компонентов социальной работы и в соответствии с профилактическими программами, реализуемыми органами социальной помощи семье и детям и специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Взаимодействие общественных организаций с семьями может осуществляться в виде:

— медико-социальной работы – содействие в избавлении взрослых членов семьи от злоупотребления алкоголем (организация посещения соответствующих тренингов, вовлечение их в группы анонимных алкоголиков, убеждение в необходимости лечения от алкоголизма), помощь им в прохождении курса оздоровления, приобретении лекарств и д.р.;

— психосоциальной работы – привлечение государственных, муниципальных и негосударственных служб психологической помощи к проведению психодиагностических, консультационных и психокоррекциональных мероприятий для взрослых членов семей группы риска с целью восстановления их нормального психологического статуса и способности адекватного реагировать на жизненные и личные трудности; реализация мер психического воздействия для искоренения и превенции насилия и жестокого обращения с детьми, женщинами и совместно проживающими родственниками;

— социально-правовой работы – разъяснение взрослым членам семьи, ведущим аморальный образ жизни, не проявляющим должной заботы о детях и не занимающихся их воспитанием, правовых последствий подобного поведения в соответствии с действующим законодательством; привлечение внимания к таким семьям комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и участковых сотрудников милиции;

— социально-педагогической работы – мобилизация воспитательного потенциала всех институтов социальной среды обитания семьи для профилактики беспризорности и безнадзорности детей, в том числе содействие в организации содержательного семейного досуга, вовлечение в семейные клубы и коллективное проведение свободного времени вместе с социально здоровыми семьями; проведение с родителями и старшими членами семьи бесед на темы воспитания и развития способности детей, помощи им в учебе и д.р.;

— социально-экономической поддержки – оказание помощи взрослым членам семьи, лишившиеся работы, в трудоустройстве, переквалификации, организации малого бизнеса или семейного предпринимательства; оказание материальной помощи, в том числе обеспечения детей одеждой, школьными принадлежностями, книгами и т.д.;

— социальной – бытовой помощи – ориентация семей на соблюдение чистоты гигиены жилища, создание домашнего уюта; оказание в случаях острой необходимости помощи в уборке квартиры или других домашних делах.

Профилактическая работа с детьми группы риска. НГО имеют большие возможности для сотрудничества, со службами помощи семьи и детям по профилактике детской безнадзорности, восстановлению социального статуса детей группы риска среди сверстников, по месту жительства, учебы или работы. Важно, чтобы в поле зрения общественных объединений находились те аспекты девлантного поведения несовершеннолетних, которые в первую очередь приводят к утрате ими прежних социальных связей, «выталкивают» их на улицу.

  • Структура следственного управления
  • Руководство
  • Следственные отделы
  • Общественный совет

Таблица 1

Федеральные округа

Дети (до 14 лет)

Подростки (с 15 до 17 лет)

Центральный

1,5

9,1

Уральский

4,3

24,9

Приволжский

4,8

23,3

в т.ч. Пермский край

0,9

30,9

Российская Федерация

3,5

19,8

Презентация на тему «Профилактика бродяжничества»






Приложение 1
к Постановлению
КДНиЗП Пермского края
от 03.12.2014 N 11


I. Цель и задачи реализации Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних

1.1. Целью принятия Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних является улучшение положения детей в Пермском крае, создание благоприятных условий для сохранения их жизни и здоровья за счет раннего выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, оказания им и их родителям своевременной комплексной психолого-педагогической помощи.

1.2. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

1.2.1. Организовать раннее выявление несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, оказание им и их родителям своевременной комплексной психолого-педагогической помощи.

1.2.2. Организовать взаимодействие субъектов системы профилактики в процессе проведения индивидуальной коррекционной и реабилитационной работы с детьми, совершившими суицидальные попытки, а также их семьями.

1.2.3. Организовать взаимодействие субъектов системы профилактики в процессе проведения индивидуальной коррекционной и реабилитационной работы с окружением детей, совершивших суицид.

1.2.4. Внедрить систему мониторинга деятельности специалистов субъектов системы профилактики по выявлению суицидальных попыток и суицидов и организации дальнейшей реабилитационной работы.

2.3.1. Медицинская организация, сотрудники полиции выявляют факт суицида несовершеннолетнего. Незамедлительно передают информацию в муниципальную КДНиЗП. Муниципальная КДНиЗП незамедлительно сообщает информацию в краевую КДНиЗП.

2.3.2. Сотрудники следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю выдают родителям (законным представителям) памятки с контактной информацией учреждений, специалистов, оказывающих психологическую помощь взрослым и детям (в случае, если в семье воспитываются несовершеннолетние), социальную, юридическую и иную помощь.

2.3.3. Муниципальная КДНиЗП в 3-дневный срок организует рассмотрение происшествия на экстренном заседании с участием специалистов здравоохранения (в том числе психиатра), представителей образовательной организации, отдела полиции, специалистов-психологов, специализирующихся на оказании помощи в ситуации кризиса, психотерапевтов и др.

2.3.4. На заседании определяются необходимые меры по оказанию психологической помощи членам семьи (родителям, другим несовершеннолетним детям), выясняется необходимость оказания социальной, материальной и иной помощи, по согласованию с полицией, органами следствия в кратчайшие сроки организуется выход психолога, психотерапевта в образовательную организацию с целью оказания психологической помощи несовершеннолетним (одноклассникам), рекомендаций классному руководителю, психологу образовательной организации по проведению дальнейшей работы в классе.

2.3.5. В случае если в семье воспитываются несовершеннолетние дети, КДНиЗП организует профилактическую работу с несовершеннолетним и его семьей: направляет информацию в образовательную организацию для разработки индивидуального плана сопровождения несовершеннолетних и семьи.

2.3.6. На заседании КДНиЗП анализируется также проведенная работа субъектов профилактики, выявляются причины и условия, способствовавшие совершению суицида, упущений в работе учреждений, ведомств. Принимаются меры в соответствии с законодательством. КДНиЗП направляет информацию о результатах рассмотрения, анализа и принятых мерах, а также мониторинг учета фактов суицидов несовершеннолетних (по форме приложения N 7 к Порядку межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних) в краевую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в течение 7 дней.










Приложение N 2
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по профилактике суицидальных попыток
и суицидов несовершеннолетних

N п/п

ФИО учащегося

Статус семьи (полная/неполная; многодетная; малообеспеченная; опекунская)

Состоит на учете (группа риска; СОП, дата постановки)

Выявлены факторы риска (по коду) <*>.
Результаты наблюдения за эмоциональным состоянием, поведением несовершеннолетнего (в том числе после завершения программы сопровождения)

Отметка о составлении программы сопровождения (дата)

Отметка о завершении программы сопровождения (дата)

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

март







Приложение N 4
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по профилактике суицидальных попыток
и суицидов несовершеннолетних


Форма

Мониторинг учета несовершеннолетних, в отношении которых выявлены факторы суицидального риска,

__________________ муниципального района (городского округа)

Наименование образовательной организации

Количество учащихся 7-11 классов, чел.

Из них охвачены психологической диагностикой по выявлению факторов риска, чел.

Выявлено несовершеннолетних, имеющих факторы риска суицидального поведения, чел.

Из них по основаниям (кодам)

Составлены ИПС в отношении несовершеннолетних, чел.

Завершена реализация ИПС в отношении несовершеннолетних, чел.

Совершили суицидальную попытку, чел.

Из них после завершения ИПС, чел.

1

2






Приложение N 5
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по профилактике суицидальных попыток
и суицидов несовершеннолетних


Форма

__________________ муниципального района (городского округа)

ФИО н/летнего

Дата рождения

Дата поступления информации в КДН. Ведомство, передавшее информацию

Дата совершения суицидальной попытки

Описание происшествия

Анализ причин

Факт совершения ранее суицидальных попыток

Дата разработки ИПС

Куратор ИПС

Дальнейшая профилактическая работа

Результат. Дата завершения реализации программы сопровождения

Факт повторной суицидальной попытки

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся

Подростковая преступность может быть вызвана целым рядом факторов. Всех их можно распределить по двум группам. К одной из них относят причины психологические, а ко второй – социального характера. Первые из них характеризуются:

  • деформацией нравственной и правовой ориентации со смещением ценностей в направлении сиюминутных удовольствий;
  • ослаблением чувства стыда, которое наблюдается в эмоционально-волевой сфере, а также равнодушным отношением к переживанию других людей;
  • отягощенностью нервно-психических аномалий, как правило, из-за неблагоприятных условий воспитания и жизни;
  • высокой склонностью к риску;
  • пониженной самооценкой.

Малолетние преступники нередко обладают нервно-психическими аномалиями. В основном (в 80-85% случаев) они являются приобретенными по причине неблагоприятных условий воспитания и жизни.

В качестве дефектов интеллектуального и психофизического развития у подростков-преступников специалистами фиксируются:

  • различного рода нарушения, имеющие место в психофизическом развитии, которые произошли в период внутриутробного развития плода, родов, а также в раннем детском возрасте;
  • заболевание алкоголизмом;
  • физическая инфантильность, выражающаяся в форме вялости и быстрой утомляемости, пониженной работоспособности и т.д., а также отставание организма в физическом развитии, в том числе и дефекты внешности.

По данным психиатров и психологов, чаще всего принятие мер по профилактике преступности несовершеннолетних требуется по отношению к мальчикам, а не к девочкам. И этому есть объяснения психологического и биологического характера. Дело в том, что мальчики обладают более уязвимой нервной системой. Именно поэтому они чаще всего страдают от различных травмирующих обстоятельств и семейной нестабильности. Особенно опасной для мальчиков является тот момент, когда отцы не принимают участие в их воспитании. Если сын полностью зависит от энергичной и сильной матери, то он вырастает боящимся жизни, нерешительным и беспомощным.

Девочки же, напротив, становятся агрессивными и драчливыми. Они начинают стремиться к лидерству и к руководству другими детьми, что указывает на развитие в них традиционных мужских черт характера. Порой у них возникает даже склонность к сквернословию и курению.

Как объяснить явление преступности в подростковой среде? Для этого необходимо выяснить, как социальные факторы приводят к ее формированию. Их знание поможет в принятии эффективных мер профилактики преступности несовершеннолетних.

Все социальные факторы, которые влияют на развитие негативного явления, подразделяют на две больших группы. Одна из них — макросоциальные, а вторая — микросоциальные. В первую из этих двух групп входит непосредственно само общество, в котором живет молодой человек, включая его нравственные ценности, мораль, культурные традиции и историю, экономические и политические проблемы и т.д. К микросоциальным причинам относят непосредственное окружение подростка. Это, прежде всего, его друзья и семья, школьные товарищи и т.д. Рассмотрим каждую из этих групп подробнее.

Профилактика преступности несовершеннолетних требуется там, где у большей части населения отмечен низкий уровень жизни, и где существует резкий контраст по распределению доходов в обществе. В среде малообеспеченных граждан, как правило, имеет место ярко выраженный уровень алкоголизации и наркотизации. Это в большинстве случаев и является причиной, приводящей к преступности. Нередко подростки из бедных семей совершают преступления только для того, чтобы выжить.

Проведение профилактики преступности несовершеннолетних особенно актуально и в тех регионах, где имеются недостатки в развитии системы развлечений и досуга. Это выражается в слабой организации сети кружков, спортивных клубов и секций, а также в отсутствии мероприятий по привлечению и закреплению в них тех несовершеннолетних, у которых имеют место неблагоприятные условия воспитания и жизни. Очень часто за посещение подобных учреждений приходится платить. Следовательно, они недоступны детям, проживающим в бедных семьях.

Меры по профилактике преступности несовершеннолетних должны приниматься и в случае имеющихся недостатков учебно-воспитательной работы, проводимой в общеобразовательных школах, а также в профессионально-технических обучающих заведениях. Ведь в том случае, когда педагогами проявляется формализм и не учитывается индивидуальный подход к каждой личности, у подростков не возникает чувства гражданской ответственности и необходимости управлять своим поведением. Очень часто молодые люди отчуждаются от коллектива и утрачивают всякий интерес к учебе. При этом контингент среды несовершеннолетних преступников начинает пополняться за счет тех молодых людей, которые бросили школу, а также являются отстающими и второгодниками. Дело в том, что подобные обстоятельства ослабляют социальные связи и даже приводят к их утере. Это значительно облегчает контакт подростков с источниками негативных влияний.

Профилактика и предупреждение преступности несовершеннолетних должны проводиться и там, где имеются недостатки при организации трудоустройства молодых людей. Необходима она и в тех случаях, когда не проводится их воспитание в производственных коллективах.

Профилактика преступности и правонарушений среди несовершеннолетних должна осуществляться с целью ограничений проникновения в молодежную среду тех стереотипов поведения, которые являются антогонистами общественным ценностям. В их числе культивирование жестокости, насилия, половой распущенности, а также пропаганда наркотиков.

Возникновению преступности среди несовершеннолетних способствуют:

  1. Негативное влияние семьи. Эта ячейка общества считается самым важным для человека социальным институтом. Становление личности подрастающего человека происходит именно в семье. Но если она является для этого процесса неблагоприятным фоном, то это и способно привести подростка в криминогенную среду. Такими неблагоприятными факторами являются неполная семья или те случаи, когда у родителей отмечен аморальный образ жизни. Негативно влияет на формирование подростка неудовлетворительное материальное положение, а также постоянные конфликтные ситуации.
  2. Негативное воздействие неформальной группы. Под влияние асоциальных сверстников чаще всего попадает подросток, которого отличает плохая успеваемость и низкая дисциплина. Такие молодые люди не способны установить нормальные взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Для подростков-правонарушителей влияние друзей и высказываемые ими мнения оказываются более значимыми, чем замечания взрослых.
  3. Подстрекательство взрослых преступников. Подобная причина выявляется практически в 30 % случаев подростковых правонарушений. Нередко молодых людей предварительно вовлекают в азартные игры, пьянство, а также прочие формы антиобщественного поведения. Подобные действия сопровождаются пропагандой тех «преимуществ», которыми обладает жизнь преступников. Стоит отметить, что при целенаправленном воздействии преступной среды все большее распространение получает уголовный жаргон и обычаи, существующие на «зоне». Наиболее престижным при этом становится доход, полученный противоправными способами.

Социальная профилактика преступности несовершеннолетних должна проводиться в направлении устранения всех вышеперечисленных причин.

Какие мероприятия необходимо проводить по недопущению преступности среди несовершеннолетних? Для этого производятся действия, называемые профилактикой. Данный термин означает предупреждение любых нежелательных явлений. Профилактика преступности и правонарушений среди несовершеннолетних считается особым видом социальной практики. Ее осуществление позволяет обеспечить такие преобразования общественных отношений, которые устраняют или нейтрализуют факторы (причины, условия), приводящие к отклоняющемуся поведению.

Профилактика преступности среди несовершеннолетних проводится конкретными учреждениями и органами, составляющими целостную систему. В нее входят, прежде всего, комиссии по делам несовершеннолетних. Также роль субъектов профилактики преступности несовершеннолетних выполняют учреждения и органы попечительства и опеки, подразделения ОВД, организации здравоохранения, социальной защиты граждан, службы занятости и другие.

Рассмотрим функции каждого из них подробнее:

  1. Комиссии по делам несовершеннолетних. В числе функций этого органа находится оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве, а также в социальной реабилитации тех подростков, которые нуждаются в помощи. Стоит иметь в виду, что эти комиссии не наделены прямыми полномочиями для решения проблем профилактики преступности среди несовершеннолетних. Они, как правило, лишь взаимодействуют с иными организациями, которые занимаются «неблагополучными» молодыми людьми.
  2. Органы социальной защиты. Эти субъекты профилактики преступности несовершеннолетних представляют собой территориальные центры, в которых оказывается экстренная психологическая, психолого-педагогическая и социальная помощь. Основной особенностью данных органов является то, что в большей степени их деятельность направлена на проведение индивидуальной работы с подростками, оказавшимися в непростой жизненной ситуации. Это выражается в оказании бесплатных социальных услуг, а также в тесном сотрудничестве с семьей, в организации занятости и досуга несовершеннолетних.
  3. Спецучреждения для нуждающихся в проведении социальной реабилитации. Подобные организации призваны оказывать экстренную помощь подросткам, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. В списке таких учреждений находятся социальные приюты, центры помощи детям, которые остались без попечения родителей, и т.д.
  4. Органы управления и учреждения образования. Подобные институты вводят и реализуют различные методики, направленные на формирование у молодых людей законопослушного поведения, а также проводят комплексные психолого-медико-педагогические обследования, что позволяет выявить необходимую форму воспитания и обучения детей, отстающих в учебе, пропускающих занятия и т.д. К таким учреждениям образования относят школы-интернаты, а также детские дома, в которых проживают дети-сироты и те, которые остались без попечения родителей.
  5. Органы по делам молодежи, учреждения туризма, спорта и культуры, различные молодежные объединения, а также прочие общественные движения и организации. Все они принимают участие в организации занятости, досуга и воспитания молодежи.
  6. Органы здравоохранения. Проведение лечебно-восстановительного процесса становится особенно актуальным в наше время, когда имеет место постоянный рост процента наркотизации и алкоголизации, а также психических отклонений у молодых людей. Помимо этого, органами здравоохранения организуются мероприятия по распространению санитарно-гигиенических знаний, по пропаганде ЗОЖ и оказанию медицинской помощи подросткам.
  7. Подразделения ОВД по делам несовершеннолетних. Какова компетенция данных органов? Они осуществляют профилактику преступности и безнадзорности несовершеннолетних, представляющих особую опасность для общества. Помимо этого ОППН проводят работу с теми законными представителями подростков, которые не в полной мере исполняют свои обязанности по из воспитанию. Проводится органами ОВД и профилактика повторной преступности несовершеннолетних. Важной задачей ОППН является также и выявление тех лиц, которые вовлекают молодежь в антиобщественные действия и в совершение противозаконных деяний.
  8. Органы попечительства и опеки, а также службы занятости. Основные направления профилактики преступности несовершеннолетних этими элементами системы носят вспомогательный характер. Дело в том, что вся их деятельность предполагает проведение распорядительно-контрольных мероприятий, не связанных с непосредственной работой с подростками и их семьями.
  9. Возглавляет систему профилактики преступности несовершеннолетних Межведомственная комиссия, созданная при Правительстве России. Помимо этого, в перечне субъектов, выполняющих работу по предупреждению противоправных действий подростков, находится и прокуратура РФ. В ее задачи входит надзор за соблюдением свобод и прав молодых людей, а также координация работы правоохранительных органов, направленная на борьбу с преступностью.

Те меры, которые принимаются перечисленными выше субъектами для недопущения нарушений подростками законодательных актов, осуществляются в определенной последовательности. При этом каждый из этапов профилактики преступности несовершеннолетних является уникальным и представляет собой принятие определенного комплекса мер, применяемых к трудным детям. Среди них:

  1. Ранняя профилактика. На этом этапе перед субъектами предотвращения подростковой преступности ставится задача в оказании помощи тем, кто находится в сложных условиях воспитания и жизни. Принимаются эти меры еще до того момента как на молодом человеке скажутся возникшие негативные факторы.
  2. Непосредственная профилактика. Задачей данного этапа является недопущение перехода подростка на путь преступлений, а также работа по исправлению тех лиц, которые совершают непреступные правонарушения и имеют значительную степень дезадаптации.
  3. Профилактика поведения предпреступного характера. Основная цель данного этапа состоит в недопущении перехода подростка на противоправную стезю. При этом принимаются все необходимые меры, создающие условия для исправления тех лиц, которые систематически совершают противоправные действия, что указывает на большую вероятность совершения ими преступления в самом ближайшем будущем.
  4. Предупреждение рецидива. Профилактика повторной преступности несовершеннолетних ставит своей целью не только оградить подростков от антиобщественных действий, но и защитить от них законопослушную молодежь.

Рассмотрим данные этапы подробнее.

Созданию уголовно-правовых запретов предшествует появление социальной потребности в охране наиболее значимых для личности, общества и государства отношений. Когда потребность в охране этих отношений в полной мере осознается обществом и государством, она отражается в норме права, которая приобретает обязательный для исполнения характер. При этом объективным критерием трансформации потребности в уголовно-правовую норму является ее значение для поддержания целостности общества, сохранности наиболее значимых для его развития отношений.

Устанавливая ответственность за вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством, попрошайничеством (ст. 151 УК РФ), в занятие проституцией (ч. 3 ст. 240 УК РФ), склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (п. «а» ч. 3 ст. 230 УК РФ) и использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов (ст. 242.2 УК РФ), законодатель создал нормативный механизм предупреждения антиобщественного поведения подростков и подчеркнул значимость физического и психического здоровья несовершеннолетних для гармоничного развития общества, сохранения его интеллектуальных, культурных и генетических ресурсов.

Рассмотрение особенностей виктимо логической профилактики вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий в плоскости системного анализа подростковой девиантности имеет особый смысл, если учесть, что механизм вовлечения отличает тесное взаимодействие, своеобразный «обмен причинностью» между взрослым вовлекателем и несовершеннолетней жертвой.

Более того, виктимизация несовершеннолетних в сфере вовлечения в потребление психоактивных веществ, занятие проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством и порнографией в большинстве случаев является начальным этапом их криминализации. Выборочный анализ уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, рассмотренных судами в период с 2000 по 2014 г.г., показал, что 73% осужденных подростков до момента совершения преступления употребляли психоактивные вещества, 11% занимались попрошайничеством и бродяжничеством. Полученные результаты подтвердили выявленную в девиантологии закономерность: одно негативное явление, как правило, порождает другое, более опасное явление.

В современной социологии, криминологии и девиантологии сложилось понимание пьянства, наркомании, токсикомании, проституции, попрошайничества, бродяжничества и порнографии как социальных девиаций (от лат. deviatio — отклонение). При этом каждый раз, употребляя термин «девиантное поведение», приходится оговаривать — идет ли речь о любых отклонениях от признанных обществом социальных норм1, либо только о массовых социальных патологиях2.

Учитывая многогранность феномена девиантности, не следует прибегать к крайностям и искусственно упрощать его. Девиантное поведение — это, прежде всего, системное и полидетерминированное явление, в формировании которого принимает участие весь комплекс исторических, макросоциальных, социально- и нравственно-психологических факторов. Девиантность всегда связана с каким-либо несоответствием человеческих поступков распространенным в обществе нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

Одни ученые предпочитают в качестве точки отсчета («нормы») Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения/ Под ред. Ю.А. Клейберга. Тверь, 1998. С. 5. Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект. М., 1995. С. 19. использовать ожидания, а другие — эталоны, образцы поведения . Девиантность совершенно справедливо связывают с реакцией общества на него и определяют как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя»4. По мнению Я.И. Гилинского, «девиантность — это социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, субкультуре, группе) нормам и ожиданиям»5.

Употребление спиртных напитков, наркотических средств, одурманивающих и психотропных веществ, занятие попрошайничеством, бродяжничеством, проституцией и порнографией занимают особое место в структуре подростковой девиантности и объединяются общим понятием «антиобщественные» действия несовершеннолетних6. В отличие от позитивных девиаций (социальное творчество во всех его проявлениях), антиобщественное поведение дезорганизует социальную систему, делает ее неустойчивой, подверженной деградации и упадку.

Между тем, именно в дезорганизующем начале антиобщественного поведения усматривается и его социальная жизнеспособность. С. Палмер и Дж. Хамфери приводят примерный перечень латентных функций подросткового пьянства, наркомании, проституции и бродяжничества. Среди них: интеграция группы, способствование установлению и прояснению морального кодекса общества, «отдушина» для агрессивных тенденций, «бегство» или «безопасный клапан», предупредительный сигнал о неизбежных социальных изменениях,

Здесь и далее термином «антиобщественные действия», с одной стороны, охватываются все деяния подростков, упомянутые в ст. 151, 230, 242.2 УК РФ при описании признаков соответствующих составов преступлений (то есть более широкий круг, нежели привычен для уголовно-правовой трактовки данного феномена статьей 151 УК РФ), а с другой стороны, им не охватываются преступные действия несовершеннолетних, которые также являются по природе своей антиобщественными и девиантными. действенное средство социальных изменений, средство достижения и упрочения самоидентификации и др.

Под криминологической безопасностью понимаются «состояние и условия жизнедеятельности системы, которые определяются качеством реализации ее саморегулятивных функций; как способность системы при неблагоприятных внешних и внутренних криминальных воздействиях сохранять стабильное, устойчивое состояние и характеризует ее возможности решать проблемы безопасности жизнедеятельности общества»76. Виктимологическая безопасность трактуется как «состояние защищенности лиц (особенно их виктимных категорий) от всевозможных угроз, в том числе криминальных, возникающих в экстремальных ситуациях, конфликтах, обеспечиваемое государством, широким кругом его субъектов посредством снижения виктимности этих лиц, а также ослабления негативного влияния виктимологенных и иных факторов и ситуаций» .

При всех своих достоинствах, эти определения не могут в полной мере удовлетворять требованиям категоричности и однозначности. В своей основе они отражают обыденное представление о безопасности как об абстрактном состоянии, поддающемся чувственной, а не рациональной оценке. При этом выделяются объектно-субъектный состав, цели, задачи и основные этапы безопасности, что само по себе противоречит видению безопасности как явления, лишенного свойства активности. Не вносит ясности в определение природы анализируемого понятия и словосочетание «состояние защищенности», поскольку неясно, кто и кого защищает.

Профилактика правонарушений в школе


(в ред. Закона Красноярского края от 03.06.2015 N 8-3492)


(в ред. Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2898)


1. Краевая комиссия создается Правительством края и является постоянно действующим коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


(в ред. Закона Красноярского края от 03.06.2015 N 8-3492)


Положение о краевой комиссии утверждается Правительством края в соответствии с Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Правительством Российской Федерации.


2. Краевая комиссия состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, ответственного секретаря и членов комиссии.


(в ред. Закона Красноярского края от 20.02.2020 N 9-3635)


Председателем краевой комиссии является заместитель председателя Правительства края или иной член Правительства края в соответствии с возложенными Правительством края полномочиями.


Членами краевой комиссии могут быть руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, депутаты Законодательного Собрания края, Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае, представители иных государственных и муниципальных органов и учреждений, общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, другие заинтересованные лица.


Персональный состав краевой комиссии утверждается Правительством края.


3. Правовое, информационно-аналитическое, организационно-методическое и иное обеспечение деятельности краевой комиссии осуществляется государственными гражданскими служащими аппарата Правительства края.


4. Краевая комиссия имеет бланки и печать со своим наименованием.


(введена Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2898)


1. Комиссии в муниципальных образованиях ежегодно в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, направляют в органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых осуществляется их деятельность, и в краевую комиссию отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на бумажном носителе и в электронном виде.


Форма отчета о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних утверждается Правительством края.


2. Краевая комиссия формирует сводный ежегодный отчет о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории края и в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, направляет его в Правительство края.


(в ред. Закона Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2713)


1. Комиссии в муниципальных образованиях рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними и их родителями или иными законными представителями, отнесенные к их компетенции законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.


(в ред. Закона Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2713)


Производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом края от 2 октября 2008 года N 7-2161 «Об административных правонарушениях».


(в ред. Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2898)


2. Утратил силу. — Закон Красноярского края от 16.06.2016 N 10-4699.


3. В случае, если в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении комиссия в муниципальных образованиях обнаружит в действиях (бездействиях) несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей признаки административного правонарушения, рассмотрение которого не отнесено к компетенции комиссии, или признаки состава преступления, данная комиссия направляет соответствующие материалы в органы внутренних дел, прокуратуру, суд или иные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела в отношении указанных лиц.


(в ред. Закона Красноярского края от 16.06.2016 N 10-4699)


1. Комиссии в муниципальных образованиях рассматривают материалы (дела), не связанные с делами об административных правонарушениях, в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителях на основании:


а) заявления, ходатайства, жалобы или другого обращения несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;


б) информации органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о фактах безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, фактах нарушения прав несовершеннолетних;


в) информации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам, связанным с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иным вопросам, связанным с их обучением;


(пп. «в» в ред. Закона Красноярского края от 07.02.2019 N 7-2475)


г) представлений прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений;


д) ходатайства работодателя;


е) материалов прекращенных уголовных дел или материалов об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности);


ж) приговора, определения или постановления суда;


з) постановлений, материалов (дел), поступивших от комиссий в муниципальных образованиях по месту жительства, по месту фактического пребывания лица, в отношении которого поступило постановление, материалы (дело).


2. Материалы прекращенных уголовных дел или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, комиссии в муниципальных образованиях рассматривают в течение 10 суток со дня получения материалов.


Другие материалы (дела) в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не связанные с делами об административных правонарушениях, комиссии в муниципальных образованиях рассматривают в течение 30 календарных дней со дня их получения комиссиями в муниципальных образованиях, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами края.


Председатель комиссии либо заместитель председателя комиссии в случае невозможности рассмотрения материалов (дел) в связи с неявкой несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и отсутствием возможности ее обеспечить, если присутствие несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей признано обязательным, вправе продлить срок рассмотрения материалов (дел), но не более чем на 6 месяцев.


(в ред. Закона Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2713)


1. Заседания комиссии в муниципальных образованиях проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются, как правило, открытыми.


(в ред. Закона Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2713)


В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях комиссия с учетом характера рассматриваемых материалов может принять мотивированное постановление о проведении закрытого заседания.


2. Заседание комиссии в муниципальных образованиях правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов комиссии.


(в ред. Закона Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2713)


Председательствует на заседании комиссии ее председатель либо по его поручению — заместитель председателя комиссии.


(в ред. Закона Красноярского края от 16.06.2016 N 10-4699)


3. При рассмотрении материалов (дела) комиссии в муниципальных образованиях обязаны всесторонне, полно и объективно исследовать материалы (дело), установить возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, мотивы, причины и условия, послужившие поводом для рассмотрения поступивших в комиссию в муниципальном образовании материалов (дела), иные обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу.


(п. 3 в ред. Закона Красноярского края от 16.06.2016 N 10-4699)


4. Утратил силу. — Закон Красноярского края от 16.06.2016 N 10-4699.


5. Адвокат несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии в муниципальных образованиях с момента подготовки материалов к заседанию комиссии.


(в ред. Закона Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2713)


При необходимости или по просьбе адвоката может быть вызван потерпевший.


6. В начале заседания комиссии в муниципальных образованиях председательствующий объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. После этого оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы, а также обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, рассматриваются ходатайства, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.


(в ред. Закона Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2713)


Ходатайства по существу рассматриваемых материалов могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, адвокатом, специалистами, участвующими в рассмотрении материалов, а также лицами, обратившимися в комиссию с представлением в отношении несовершеннолетнего, и их законными представителями. Результаты рассмотрения заявленных ходатайств заносятся в протокол заседания комиссии.


На время исследования на заседании комиссии обстоятельств, способных отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия имеет право удалить его из зала заседания, о чем делается запись в протоколе заседания комиссии.

по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

по итогам 2002 года.

РАЗДЕЛ 1. Анализ-прогноз преступности несовершеннолетних.

Анализ оперативной обстановки по линии несовершеннолетних в Ростовской области показывает, что за последние три года число преступлений с участием несовершеннолетних сократилось на 20,9% (с 3066 в 2000 году до 2426 в 2002 году), по сравнению с 2001 годом — на 18,9% (с 2992 в 2001 г. до 2426 в 2002 г.). Удельный вес подростковой преступности за этот же период вырос на 1,3% (2000 г. — 4,8%, 2001г — 5,3%, 2002г — 6,1%).

ПОКАЗАТЕЛИ

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Совершено преступлений с участием несовершеннолетних

3066

2992

2426

Удельный вес

4,8

5,3

6,1

Пояснительная записка.3

Паспорт Программы.5

План мероприятий Программы7

Приложения9

Алгоритм10

работы с учащимися пропускающими занятия без уважительной причины10

Акт обследования семьи11

Карточка учета (характеристика)12

на учащегося МОКУ «СОШ №2» для постановки на внутришкольный учет12

Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка14

Признаки детей «группы риска»1

Примерный план изучения семьи.3

Работа с неблагополучными семьями4

Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе.7

Наименование программы.

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основание для разработки Программы.

Социальный заказ населения.

Основные разработчики Программы.

Педагогический коллектив школы.

Правовые и нормативные акты.

Федеральный закон № 120 – ФЗ от 24.06. 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Устав ОУ.

Положение о Совете профилактики правонарушений.

Цель Программы.

Повышение эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Активизация совместной работы ОУ с Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Улучшение взаимодействия с различными структурами, осуществляющими профилактическую работу с детьми и подростками «группы риска».

Задачи Программы.

обеспечение максимально раннего выявления детей и семей, находящихся в социально опасном положении.

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

педагогическое сопровождение семей и детей, находящихся в социально опасном положении;

Инструментарий.

посещения на дому;

дежурство на общешкольных мероприятиях;

анкетирование;

наблюдение ;

собеседование;

лекции;

беседы.

Основные направления реализации Программы.

Программа ориентирована на повышение эффективности взаимодействия ОУ и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Достижение цели Программы будет осуществляться по нескольким направлениям:

координация деятельности ОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

организация профилактической деятельности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

охрана прав и законных интересов несовершеннолетних;

организация досуга и занятостинесовершеннолетних.

Сроки реализации Программы.

2013-2018 учебные годы.

Механизм реализации Программы.

Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий.

Совет профилактики осуществляет организацию и координацию исполнения Программы.

Ожидаемые результаты.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

повысить качество работы учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

добиться снижения численности безнадзорных детей ОУ;

осуществление нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания и обучения несовершеннолетних;

утверждение здорового образа жизни у несовершеннолетних;

взаимодействие с государственными организациями и учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Система организации управления реализацией Программы и контроля за ее исполнением.

Управление и контроль за исполнением Программы осуществляет директор МОКУ

СОШ № 2 О.Д. Борисова

Лица, указанные в графе «ответственный», являются ответственными за выполнение соответствующих мероприятий Программы.

Исполнители программы несут ответственность за своевременное и полное выпол

нение мероприятий.

«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МОКУ СОШ № 2 на 2013-2018 учебный год

п/п

Мероприятие

Сроки

проведения

Ответственные

1

Развивать и укреплять систему работы учреждения по вопросам профилактики подростковой преступности.

в течение года

Директор школы

2

Разработать и реализовать в ОУ план работы с учащимися «группы риска». Организовать деятельность Совета профилактики ОУ

сентябрь

ЗДВР

3

Осуществлять мероприятия по более раннему выявлению неблагополучных семей, не обеспечивающих надлежащего воспитания детей. Выявлять факты жестокого обращения с несовершеннолетними.

в течение года

администрация

кл. руководители

4

Проводить анализ правонарушений среди несовершеннолетних, принятие мер по устранению причин и условий, способствующих их совершению

в течение года

совет профилактики

5

Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (обстановке, угрожающей их жизни и здоровью).

постоянно

администрация

кл. руководители

6

Проведение индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении

постоянно

администрация

кл. руководители

7

Проведение в ОУ бесед с учащимися на правовые темы с участием сотрудников органов внутренних дел

в течение года

администрация

кл. руководители

8

Проведение мероприятий антинаркотической направленности для подростков «группы риска»

в соответствии с планом работы

кл. руководители

9

Проведение профилактических мероприятий , направленных на выявление несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству, совершению правонарушений, употреблению алкоголя, наркотических средств и токсических веществ

в течение года

администрация

кл. руководители

родительский комитет

10

Оказание психолого-педагогической помощи по проблемам семейных отношений, воспитания, насилия в семье и коррекции детско-родительских отношений

постоянно

администрация

кл. руководители

11

Социально-педагогическая поддержка детей и подростков и сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (индивидуальные беседы и консультации, занятия по предметам.

постоянно

администрация

кл. руководители

12

Привлечение общественности к работе с «трудными» подростками и неблагополучными семьями

постоянно

Директор школы

13

Ведение учета детей школьного возраста, не обучающихся в ОУ, организация работы по выявлению детей и подростков, не посещающих ОУ без уважительной причины, проведение с ними профилактической работы и принятие мер к получению каждым ребенком среднего (полного) общего образования

постоянно

кл. руководители

14

Работа с учащимися с целью привлечения максимального количества детей и подростков к посещению кружков во внеурочное время.

в течение года

администрация

кл. руководители

15

Организация и проведение спортивных соревнований для детей и подростков.

в течение года

согласно плану физкультурно-озд. работы

кл. руководители

учителя физ-ры

16

Организация и проведение досуговых мероприятий для детей и подростков во внеурочное время.

в течение года

согласно плану восп. работы

ЗДВР

кл. руководители

17

Ежедневный контроль за посещаемостью уроков учащимися, в случае пропуска занятий учеником выяснить у родителей причины отсутствия

в течение года

Завуч

кл. руководители

18

Принимать меры к родителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием детей (приглашать на заседания Совета профилактики), писать ходатайства в ОП №17 о принятии мер к родителям.

по мере необходимости

Директор школы

19

Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Совета по профилактике с учащимися «группы риска»

1 раз в четверть

Совет профилактики

20

Посещение на дому учащихся, пропускающих занятия, состоящих на внутришкольном учёте и учёте ПДН.

в течение года

администрация

кл. руководители

21

Осуществлять меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних.

постоянно

Директор школы

22

Организации и проведении тематических бесед, диспутов и лекций для подростков по пропаганде здорового образа жизни

в декаду

кл. руководители

23

Оказывать содействие в трудоустройстве с целью обеспечения занятости несовершеннолетних, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ОДН ОВД.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *