- Экономика

О признании дохода в виде штрафных санкций по договору

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О признании дохода в виде штрафных санкций по договору». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров в бухгалтерском учете отражаются в составе прочих расходов в суммах присужденных судом или признанных самой организацией ( п. 11, п. 14.2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

При этом надо учитывать общие требования п. 16 ПБУ 10/99 к признанию расходов в бухгалтерском учете:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Применительно к неустойке такая уверенность имеется при наличии:

  • судебного решения вступившего в законную силу ( если конфликт с контрагентом дошел до суда);
  • факта добровольной уплаты выставленных контрагентом санкций или направлением контрагенту письменного подтверждения готовности их уплатить (если размер и срок уплаты неустойки согласован сторонами без обращения в суд).

По нормам ПБУ 10/99 расходы признаются в бухучете независимо от намерения получить выручку или прочие доходы и от формы произведенного расхода (денежной, натуральной или иной), в том отчетном периоде, когда эти расходы имели место, независимо от времени фактической выплаты.

Таким образом, с учетом конкретной ситуации, в целях бухучета датой признания в расходах неустойки за нарушение условий договора может быть:

  • дата вступления в законную силу судебного решения;
  • дата признания организацией претензии (например, это может быть подтверждено направлением письменного подтверждения, выражающего готовность организации заплатить штраф) либо дата оплаты санкции.

Пример 1: Организация выполняла работы по договору подряда. Заказчик выставил исполнителю штраф в связи с нарушением сроков сдачи работ, установленных договором подряда. Исполнитель частично признал претензию, окончательная сумма штрафа была согласована двусторонним актом.

Ситуация отражается в учете Исполнителя проводками:

  • На основании двустороннего акта отражен в расходах штраф за нарушение договорных обязательств: Дебет 91 Прочие расходы Кредит 76 «Расчеты по претензиям»
  • Оплачен штраф за нарушение договорных обязательств: Дебет 76 «Расчеты по претензиям» Кредит 51

В бухгалтерской отчетности расходы в виде штрафных санкций, пени ( неустойки) по хоздоговорам отражают в составе прочих расходов по строке 2350 Отчета о финансовых результатах (форма утверждена приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

Согласно действующему законодательству в сфере закупок (44-ФЗ), в любом контракте должен быть установлен претензионный порядок. При невыполнении данного требования заказчика могут подвергнуть дисциплинарному, административному, гражданско-правовому или уголовному наказанию. Пострадавшая сторона может подать иск по ст. 317.1 ГК РФ по просроченным договорным обязательствам, в отношении которых установлен претензионный порядок, только в том случае, если весь регламент соблюден сторонами (п. 43 Постановления Пленума ВС № 7 от 24.03.2016).

Возможность предъявления претензионного требования о выплате неустойки определена п. 1 ст. 330 ГК РФ. Пострадавшая сторона вправе предъявить требование виновной в момент неисполнения либо ненадлежащего исполнения существенных обязательств по контракту. Должник обязан выплатить взыскание в независимости от получения кредитором ущерба. Таким образом, письмо направляется должнику в любом случае — при наличии или отсутствии у пострадавшей стороны убытков (Определение Верховного Суда РФ № 51-КГ17-2 от 21.03.2017).

Претензионное письмо может быть направлено только в момент наступления ненадлежащего исполнения участником контрактных отношений существенных условий договора. В том случае, если неисполнение образовалось в связи с наступлением непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств, кредитор не имеет права требовать взыскания (Постановление Президиума ВАС РФ № 4051/97 от 21.10.1997 по делу № 224/8).

Случаи, при которых составляется претензия о взыскании неустойки:

  • нарушение сроков и условий поставки — претензия о выборке товара и уплаты неустойки;
  • нарушение сроков оплаты — претензионное требование к заказчику;
  • ненадлежащее исполнение либо невыполнение принятых стороной обязательств при закупке товаров, работ, услуг.

Помимо требования о взыскании, в гражданско-правовом законодательстве предусмотрены иные правоустанавливающие документы, фиксирующие расчетные взаимоотношения заказчика и исполнителя:

  1. Мотивированный отказ — документ, содержащий факт отказа от совершения стороной выполнения требований или иных действий. Это может быть и отказ от заключения контракта, и от приемки товара, и от подписания акта выполненных работ в рамках 44-ФЗ.
  2. Рекламационный акт — это документ заказчика, который содержит сведения о некачественном предоставлении ТРУ. Он составляется в письменном виде и имеет полную юридическую силу. В акт необходимо включить перечень документов, иллюстрирующих объективность предъявленной претензии по выполненной работе, полученному товару или оказанным услугам.
  3. Решение об одностороннем отказе (одностороннем расторжении контракта) — решение, которое принимает заказчик по основаниям, установленным ГК РФ при условии, что это было предусмотрено в самом тексте контракта (ч. 9 ст. 95 44-ФЗ). Такое решение принимается при значительных нарушениях поставщиком договорных условий. Односторонний отказ возможно осуществить только после уведомления об этом поставщика и в случае, если в течение 10 дней от даты уведомления вторая сторона не устранила нарушение условий контракта. Если же нарушения были устранены, то осуществляется отмена такого решения. Поставщик также вправе принять решение об одностороннем отказе. Стороны могут потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба в соответствии с ч. 23 ст. 95 44-ФЗ.

Срок предъявления претензии о взыскании устанавливается сторонами либо по обоюдному усмотрению, либо, в соответствии с действующим законодательством, в течение 2 недель. Направить письмо надлежит заказным письмом с уведомлением и описью вложений, продублировав действие посредством электронной почты или факсимильной связи.

Как оформить ответ на претензию

Должнику необходимо составит письмо-ответ о согласии оплатить образовавшиеся штрафные санкции, затем непосредственно произвести оплату требуемой суммы и предоставить кредитору копию платежного поручения. Участник договорных отношений также может составить грамотный ответ на претензию, чтобы не платить неустойку.

Энциклопедии спорных ситуаций по НДС, в том числе о начислении НДС с санкций: – за несвоевременную оплату товаров (работ, услуг); – за нарушение лимитов потребления тепло- и электроэнергии; – за сверхнормативный простой судов; – за простой транспорта (оборудования, вагонов) ——————————–

Расчеты по присужденным судом или признанным должником (арендатором) неустойкам (штрафам, пеням) и другим видам санкций за нарушение условий договоров учитываются на субсчете 76-3 «Расчеты по претензиям» Напомним, согласно данному пункту в случае невнесения Арендатором платежей в сроки, установленные договором аренды, Арендодатель имеет право взыскать с Арендатора пени в размере 0,5% с просроченной суммы за каждый день просрочки. «…» Не выполняя расчет за просрочку оплаты, допущенную Арендатором за предыдущий срок в полном объеме, минимальный размер пени за каждый день просрочки в настоящий момент составляет:11 147 (Одиннадцать тысяч сто сорок семь) рублей 52 коп. Расчет произведен следующим образом: По состоянию на 08 апреля 2016 г.
И если проверяющие учтут позицию судов, то требовать от продавца уплаты налога с сумм, поступивших ему от покупателей за несоблюдение иных (не связанных с оплатой) условий договора, они не должны.

Расходы в виде штрафных санкций по договорам: бухучет и налогообложение

Глава 21. штрафные санкции за нарушение условий договора Внимание Правоприменительную практику по вопросу о том, увеличивается ли налоговая база по НДС на суммы санкций (штрафы, пени), полученные покупателем (заказчиком) от поставщика (подрядчика, исполнителя), см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС. Вопрос о том, увеличивают ли уплаченные покупателем суммы штрафных санкций налоговую базу у продавца, долгое время оставался спорным и сейчас окончательно не решен.

Основные сведения:

Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации»). Если в договоре аренды не согласовано условие о штрафе В этом случае добросовестная сторона будет не вправе требовать уплаты штрафа за нарушение условий договора (ст.

Так, если перевозчик задержал доставку багажа, то за каждые сутки просрочки он уплачивает пассажиру (получателю) пени в размере 3% платы за перевозку, но не более чем сумма всей платы за перевозку. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает (п.
2 ст. 332 ГК РФ). 21.3. ФОРМА СОГЛАШЕНИЯ ОБ УПЛАТЕ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ Соглашение о неустойке должно быть заключено в письменной форме, в противном случае оно будет считаться недействительным (ст. 331 ГК РФ).

Скачать Как отменить штраф Также организация вправе претендовать на полную отмену наказания. Для этого нужно отправить ходатайство об отмене штрафа в налоговую.
Обстоятельства, при которых можно отменить штраф, установлены в ст. 111 НК РФ, а именно:

  • стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация или факторы непреодолимой силы;
  • лицо, совершившее неправомерное деяние, находилось в болезненном состоянии;
  • выполнение официальных письменных разъяснений уполномоченных органов, в части выявленного правонарушения;
  • прочие обстоятельства, которые могут быть признаны ИФНС или судом как смягчающие.

Скачать Образец ходатайства, отменяющего наказание Составим документ на аналогичном примере. ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» представило декларацию по налогу на прибыль за 1-й квартал 2018 года с опозданием — 11 мая (крайний срок 28 апреля).

Не забываем указать обязательную информацию:

  1. ФИО руководителя налоговой инспекции.
  2. Информация о вашей организации: наименование, ИНН/КПП, адрес, телефон.
  3. Наименование, номер и дата документа, устанавливающего налоговое наказание.
  4. Подробное описание результатов проведенной проверки.
  5. Указание смягчающих факторов.
  6. Просьба о смягчении наказания.
  7. Перечень приложенных подтверждающих документов.
  8. Дата и подпись ответственного лица (руководителя или главного бухгалтера).
  9. Печать учреждения, если таковая имеется.

Скачать Образец ходатайства в налоговую о смягчении штрафа Составим документ на примере. ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» представило декларацию по налогу на прибыль за 1-й квартал 2018 года с опозданием — 11 мая (крайний срок 28 апреля). ИФНС направила Акт камеральной проверки.

Штрафные санкции учитываются в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ при условии, что суммы признаны должником или имеется судебное решение о взыскании с должника сумм убытков или ущерба, вступившее в законную силу. В ситуации, когда имеется просрочка исполнения обязательств, но ответственность должника еще не признана, как в добровольном, так и в судебном порядке, суммы штрафных санкций не образуют внереализационного дохода. Иными словами, наличие просрочки не является основанием для образования внереализационного дохода. Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 16.08.2010 № 03-07-11/356 от 31.12.2008 № 03-03-06/4/103 (п. 2) и УФНС России по г. Москве от 21.01.2010 № 16-15/004664.2

Доходом по выданным займам и кредитам признаются проценты к получению (п. 6 ст. 250 НК РФ). Для беспроцентного кредита по контролируемой сделке доход определяется иным способом. Здесь доходом является сумма процентов к получению, если бы сделка состоялась, была заключена между независимыми лицами на тех же условиях (письмо Минфина России от 18.07.2012 № 03-01-18/5-97). Иными словами, в случае с беспроцентным кредитом, признанным в силу п. 1 ст. 105.14 НК РФ контролируемой сделкой, доход определяется как предполагаемая сумма процентов по неконтролируемой сделке при аналогичных условиях.

См. также «Перечень доходов, не учитываемых при установлении размера базы по прибыли согласно ст. 251 НК РФ».

Согласно норме, содержащейся в п. 8 ст. 250 НК РФ, не только безвозмездно полученное имущество (работы, услуги, имущественные права), право требования на имущество третьих лиц должны учитываться как внереализационные доходы. Также учитывается и безвозмездное право пользования любым имуществом. В частности, Президиум ВАС РФ в п. 2 информационного письма от 22.12.2005 № 98 указывает на то, что право безвозмездного пользования нежилым помещением также включается во внереализационные доходы. Того же мнения придерживаются как нижестоящие суды (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.09.2012 № А29-10589/2011), так и чиновники (письма Минфина России от 12.05.2012 № 03-03-06/1/243, УФНС России по г. Москве от 28.05.2009 № 16-15/053909).

Кроме этого, безвозмездно полученными средствами признаются прощенные по кредитному договору денежные средства, если они остаются в распоряжении заемщика (п. 8 ст. 250 НК РФ). При этом если лицом, простившим организации долг, является ее участник (акционер), то при прощении долга возникает также факт увеличения размера чистых активов. Если долг прощен подобным образом, то это влечет за собой прекращение обязательств по ст. 415 ГК РФ и одновременно предоставляет налогоплательщику-организации право не учитывать такие суммы как внереализационные доходы на основании подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ. Объем прощеного долга (доли участника), приведший к увеличению размера чистых активов, значения не имеет. С такой позицией согласны официальные органы: письма Минфина России от 25.06.2014 № 03-03-06/1/30267, ФНС России от 02.05.2012 № ЕД-3-3/[email protected]

Для того чтобы налоги на прибыль доходы, полученные в целях увеличения размера чистых активов, не увеличивали, необходимо оформить решение участника, в котором будет указано, что целью прощения долга является увеличение чистых активов. При наличии такого документа у налоговой инспекции не будет оснований для предъявления претензий на несоответствие дохода подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ. Однако применить такую льготу правомерно только в отношении суммы основного долга. Если компания прощает проценты по кредитному соглашению, то их размер необходимо включать в сумму внереализационных доходов (п. 18 ст. 250 НК РФ).

В финансовом ведомстве указывают, что при зачете процентов отсутствует факт передачи средств, поэтому такие операции нельзя отнести к безвозмездному получению имущества (письма Минфина России от 25.06.2014 № 03-03-06/1/30267, ФНС России от 02.05.2012 № ЕД-3-3/[email protected]). Приведенное правило распространяется на прощенные сверхлимитные, не включенные в расходы проценты, то есть проценты, превышающие предельно допустимую величину, установленную ст. 269 НК РФ. При этом проценты, включенные в состав расходов ранее, должны быть учтены в доходах на момент прощения долга, на что указывается также и в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 21.11.2013 № А32-21786/2011. Судьи сочли неправомерным повторное уменьшение налогооблагаемой базы посредством применения положения подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ к включенным ранее в расходы процентам.

Основываясь на положениях подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ, не является доходом передача акционером (участником) имущества (имущественных прав) для увеличения чистых активов дочернего предприятия. Указанная норма применяется независимо от размера доли участника (письма Минфина России от 20.04.2011 № 03-03-06/1/257, ФНС России от 22.11.2012 № ЕД-4-3/19653). То же правило распространяется на ситуации, когда дочернее предприятие передает полученное имущество третьим лицам (письмо Минфина России от 18.04.2011 № 03-03-06/1/243). Представленные положения не распространяются на некоммерческие организации, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы и унитарные предприятия. Они не могут применять положения подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ (письма Минфина России от 04.07.2013 № 03-03-07/25624).

В Минфине РФ также считают, что нельзя применять положения данной статьи в отношении полученного от участника на безвозмездной основе права пользования имуществом, потому что оно не увеличивает чистые активы, поскольку учитывается обособленно на забалансовом счете (абз. 2 п. 5 ПБУ 1/2008, Инструкция по применению Плана счетов). Право пользования имуществом имеет временную основу и должно быть учтено в структуре внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ). Аналогичные выводы содержатся в письме Минфина России от 05.12.2012 № 03-03-10/128, письме ФНС России от 20.12.2012 № ЕД-4-3/[email protected]

Применение подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ ограничено в отношении обратной передачи имущества или прав на него для дочерних компаний. В ситуациях, когда дочерняя компания прощает задолженность акционеру общества по договору займа или цессии, передает вексель материнской компании, действует иной порядок налогообложения.

Списанная по истечении срока исковой давности просроченная кредиторская задолженность должна быть учтена в налоговом учете во внереализационных доходах при применении п. 18 ст. 250 НК РФ. Основанием для включения кредиторской задолженности в доходы может стать ликвидация предприятия или его исключение из ЕГРЮЛ на основании ст. 21.1 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (письма Минфина России от 25.03.2013 № 03-03-06/1/9152, ФНС России от 02.06.2011 № ЕД-4-3/8754, постановление ФАС Московского округа от 03.04.2014 № Ф05-1769/2014).

Включение в доходы данного вида задолженности должно производиться в последний день срока окончания давности (письма Минфина России от 28.01.2013 № 03-03-06/1/38, УФНС России по г. Москве от 12.11.2009 «16-15/119132).

При этом судьи не приходят к однозначному выводу по поводу даты принятия кредиторской задолженности с истекшим сроком в состав доходов. На данный вопрос в судебной практике существует 2 точки зрения:

  1. Просроченная кредиторская задолженность учитывается в доходах налогового периода истекшего срока давности. Данная обязанность предусмотрена независимо от факта инвентаризации задолженности и составления приказа о ее списании согласно п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н. Такой вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 17462/09. Аналогичные выводы содержат постановления ФАС Центрального округа от 26.08.2011 № А64-3070/2010, ФАС Уральского округа от 22.03.2012 № Ф09-10012/11. В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22.04.2010 № А27-18504/2009 содержится вывод о том, что при отсутствии приказа о списании кредиторской задолженности в срок налогоплательщик получает необоснованную налоговую выгоду.
  2. В отсутствие приказа по списанию кредиторской задолженности у налогоплательщика не имеется оснований для ее налогового учета как внереализационного дохода согласно п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета (Президиум ВАС РФ от 15.07.2008 № 3596/08). Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 25.01.2010 № Ф03-8058/2009).

Подробнее о периоде включения кредиторской задолженности с истекшим сроком в доходы, см. материал «Списание кредиторской задолженности с истекшим сроком давности».

Внереализационные доходы — все доходы налогоплательщика, которые не являются доходом от реализации. Алгоритм учета таких доходов зависит от вида и метода учета доходов: кассовый или способ начисления. В ст. 250 НК РФ поименованы основные доходы, кторые можно отнести к внереализационным. Но этот список является открытым и налогоплательщик вправе дополнить перечень по собственному усмотрению.

Для целей исчисления налога на прибыль санкции за нарушение договорных обязательств, признанные должником добровольно или подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, учитываются в составе внереализационных доходов организации (п. 3 ст. 250 НК РФ).

На основании ст. 317 НК РФ, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, при методе начисления дата получения дохода в виде санкций за нарушение договорных обязательств является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина РФ от 25.08.2017 N 03-03-07/54554. Другими словами, если судом принято решение о выплате организации неустойки, то у налогоплательщика обязанность по начислению внереализационного дохода в части установленной судом суммы неустойки возникает на дату вступления в силу решения суда.

По присужденным судом пеням, точная сумма которых еще не понятна (т.е. пени, которые ответчику исчисляются со дня принятия решения судом до момента исполнения решения) правила признания в пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ не установлены.

Для этой ситуации Минфин РФ разъяснил, что такие доходы признаются по общим принципам признания доходов при методе начисления. То есть, доходы в виде суммы пеней со дня принятия судом решения до момента фактического погашения долга, подлежащие уплате на основании данного решения суда, учитываются для целей налогообложения прибыли на конец соответствующего отчетного периода (налогового периода) или на дату фактического погашения долга — в зависимости от того, какое событие произошло ранее (смотрите письмо Минфина РФ от 15.01.2018 N 03-03-06/1/1026).

Если же должник готов признать санкции по хоздоговору без обращения в суд, то дата признания внереализационного дохода у получающей стороны определяется по дате документа, свидетельствующего о согласии уплатить сумму санкций. Форма такого документа произвольна.

К ним можно отнести, например, двусторонний акт, подписанный сторонами, соглашение о расторжении договора, акт сверки, письмо должника, подтверждающее факт признания должником нарушения обязательства и позволяющий определить размер признанной суммы (смотрите, например, пункт 3 письма Минфина РФ от 10.11.2017 г. N 03-03-06/2/74188).

Кроме того, обстоятельством, свидетельствующим о признании должником обязанности уплатить пени, является также фактическая уплата их кредитору (письмо Минфина РФ от 19.02.2016 N 03-03-06/1/9336).

Если при невыполнении контрагентом договорных обязательств организация не предпринимала мер по истребованию предусмотренной договором неустойки, а контрагент не совершает никаких действий по ее признанию, то внереализационный доход не возникает.

Наступление определенных договором обязательств, являющихся основанием для предъявления должнику претензии или подачи иска в суд, само по себе не приводит к образованию дохода, учитываемого на основании пункта 3 ст. 250 НК РФ (письмо Минфина РФ от 16.08.2010 N 03-07-11/356).

Письмо о неприменении штрафных санкций по договору

Начисление штрафных санкций в день присуждения (вступления решения суда в законную силу) или признания:

Дт 47423 «Требования по прочим операциям»

Кт 70601 «Доходы», символ 17101 «По операциям привлечения и предоставления (размещения) денежных средств».

Формирование резервов на возможные потери по требованиям по штрафным санкциям:

Дт 70606 «Расходы», символ 25302 «Отчисления в резервы на возможные потери»

Кт 47425 «Резервы на возможные потери»

Погашение требований по штрафным санкциям клиентом:

Дт счета по учету денежных средств

Кт 47423 «Требования по прочим операциям».

Порядок формирования резервов на возможные потери по требованиям по процентам установлен Положением Банка России от 20 марта 2006 г. № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (далее – Положение № 283-П). В соответствии с пунктом 5.1.1.

Положения № 283-П по требованиям по получению процентных доходов резерв на возможные потери формируется в размере, равном отношению размера сформированного резерва по соответствующей ссудной задолженности, определенного с учетом порядка, предусмотренного Главой 6 Положения № 254-П, к сумме ссудной задолженности.

Часто возникает вопрос: как определить размер резерва по требованиям по процентам, если соответствующая ссудная задолженность погашена? Проще всего в такой ситуации взять за основу размер резерва, созданного по ссудной задолженности на момент ее погашения.

Однако это не всегда бывает правильно, так как с течением времени меняется как финансовое положение заемщика, так и качество обслуживания им долга.

А значит, если мы хотим создать адекватный резерв, следует применить к оценке риска по процентам тот же подход, что и по ссудной задолженности.

Начисленные штрафные санкции также подлежат резервированию: в соответствии с пунктом 2.3. Положения № 283-П элементами расчетной базы резерва на возможные потери являются требования, отраженные на отдельных лицевых счетах балансового счета № 47423 «Требования по прочим операциям».

В других случаях обязанность уплатить штрафы и пени может быть предусмотрена законодательством при неисполнении определенного рода обязательств.

Например, статьей 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ предусмотрена ответственность перевозчика за невывоз груза в виде штрафа в размере 20 процентов платы за перевозку. А за несвоевременное предоставление транспорта, контейнера перевозчик должен уплатить штраф в размере:

  • 5 процентов провозной платы при перевозке транспортом городского или пригородного сообщения;
  • 1 процента среднесуточной провозной платы при перевозке транспортом междугородного сообщения.

За задержку отправления пассажирского транспортного средства междугородного сообщения или прибытие его с опозданием более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3 процентов стоимости проезда за каждый час задержки.

А пунктом 3 статьи 23.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность за нарушение установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара в размере 0,5 процента суммы предварительной оплаты за каждый день просрочки.

За просрочку исполнения требования в отношении векселя, выставленного к оплате и подлежащего оплате на территории РФ, на основании статьи 3 Федерального закона от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» можно потребовать уплаты пеней в размере учетной ставки Банка России.

Сама по себе просрочка исполнения обязательства, при наступлении которой должнику могут быть предъявлены соответствующие претензии для взыскания штрафов и пеней или подан иск в суд, не приводит к образованию внереализационного дохода (письмо Минфина России от 16 августа 2010 г. № 03-07-11/356). С этим согласны и судьи.

ФАС Московского округа в постановлениях от 28 ноября 2005 г., от 22 ноября 2005 г. № КА-А40/11772-05 указал, что обществом не было реализовано право требования у должника уплаты санкций, а должник при этом не совершал действия, которые свидетельствовали бы о признании суммы штрафа и готовности ее уплатить.

Поэтому для включения сумм санкций в доходы оснований нет.

А вот что следует понимать под признанием долга в виде штрафов и пеней, чиновники и судьи к единому мнению не пришли. Итак, внереализационными доходами считаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате по решению суда штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба (п. 3 ст. 250 Налогового кодекса).

Неустойка, причитающаяся организации за неисполнение условий договора, относится к прочим доходам и принимается к учету в сумме, признанной должником, в том отчетном периоде, в котором она фактически признана (п. 7, 10.

2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н ).

Если неустойка подлежит уплате по решению суда, то она принимается к учету в том отчетном периоде, в котором судебное решение вступило в силу.

Порядок признания доходов при методе начисления

Любая бюджетная организация, а также должностные лица в своей деятельности обязаны руководствоваться требованиями БК РФ при работе с государственными денежными средствами. Несоблюдение правил (неполное соблюдение) и рекомендаций является нарушением бюджетного законодательства и влечет за собой применение карательных мер.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства – прежде всего, административная и выражается она в штрафах и пенях. Основная информация о том, какие меры принуждения государство имеет права применять к нарушителям, содержится в статье 282 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно статье 282 БК РФ, государство имеет право применять к нарушителям законодательства следующие меры:

  • Вынесение предупреждения;
  • Блокировка денежных средства;
  • Изъятие бюджетных средств, поступивших на счет предприятия;
  • Приостановление операций по счетам;
  • Наложение штрафа;
  • Начисление пени.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства чаще всего выражается в наложении административных штрафов, однако представители Федерального казначейства имеют право в бесспорном порядке списывать часть или полную суммы ранее выделенных государством средств.

Что понимается под несоблюдением законодательства? Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований БК РФ относительно работы с государственными средствами. В статье 283 описаны основания, которые позволяют контролирующим органам говорить о том, что был эпизод несоблюдения требований закона.

К основаниям относятся:

  • Нецелевое использование выделенных средств;
  • Несвоевременное или неполное перечисление средств получателю;
  • Ошибки при составлении бюджетов и другой необходимой документации;
  • Несоблюдение предусмотренного законом порядка работы с бюджетом (например, штраф за неведение бухгалтерского учета расходования средств или неправильное ведение бухучета);
  • Несоблюдение прочих требований законодательства.

Список конкретных случаев несоблюдения закона достаточно обширный (они подробно описаны в статьях 289-306 БК РФ), но главную ответственность за нарушение бюджетного законодательства в виде пени организации несут за нецелевое использование и несоблюдение положенных процедур. Бездействие, приведшее к нарушению БК РФ, также карается законом.

Основными документами, в которых описана ответственность за нарушение бюджетного законодательства в виде штрафов и пени являются БК РФ и КоАП РФ, а также в редких случаях УК РФ (для случаев нецелевого расходования или хищения государственных средств).

Согласно пояснению Минфина, основный документом должен быть признан БК РФ и меры наказания, которые он предусматривает. Вместе с тем, допустимо при повторных эпизодах применять ужесточенные меры, представленные в КоАП РФ.

Судебная практика по данному вопросу достаточно разнообразна.

Согласно статье 306 БК РФ, решение о применении мер ответственности принимает финансовый орган: это может быть Федеральное казначейство в лице руководителя (заместителя) или местный финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Кроме того, поскольку несоблюдение правил работы с бюджетом часто происходит в зоне действия КоАП, то применять меры могут также Счетная палата РФ, арбитражный суд и другие уполномоченные органы.

Меры применяются как к должностным лицам, так и юридическим (организациям).

БК РФ предусматривает следующую ответственность за нарушение бюджетного законодательства:

  • Нецелевое использование средств. Бесспорное взыскание денежных средств, в размере суммы, потраченной на нецелевые нужды или в размере платы за пользование ими (статья 306.4);
  • Невозврат либо несвоевременный возврат государственного кредита. Возврат непогашенного остатка и уплата пеней за несвоевременный возврат (в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (статья 306.5).
  • Несвоевременное перечисление платы за пользование кредитом. Взыскание суммы платы за пользование кредитом и начисление пеней в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (статья 306.6).
  • Нарушение условий предоставленного кредита. Взыскание суммы средств, использованных с нарушением и (или) платы за пользование средствами (статья 306.7).
  • Нарушение условий предоставления межбюджетных трансферов. Взыскание суммы средств, использованных с нарушением и (или) платы за пользование средствами (статья 306.8).

Кто выставляет: Федеральное казначейство.

Классификация доходов и порядок их признания в бухгалтерском учете регламентируются ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

Согласно п. 8 ПБУ 9/99 штрафы, пени, неустойки включаются в состав внереализационных доходов, в суммах, в которых они признаны должником или судом.

В какой момент штрафные санкции отражаются в бухгалтерском учете?

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг). Кроме того, в п. 2 ст. 153 НК РФ предусмотрено, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Следовательно, суммы штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров включаются в налоговую базу, если они связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). На них распространяется норма, содержащаяся в пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

В качестве примера таких санкций можно привести штрафные санкции, выплаченные покупателем поставщику за несвоевременную приемку поступивших от него грузов.

К таким санкциям относятся штрафные санкции, полученные покупателем от поставщика за несвоевременную поставку товаров, некачественно выполненные работы, неподходящий ассортимент поставленных товаров.

В соответствии с п. 19 Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг-продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» при получении денежных средств в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) счета-фактуры выписываются в одном экземпляре получателем указанных средств и регистрируются им в книге продаж. В этом счете-фактуре поставщик должен отразить полную сумму полученных штрафных санкций, а в качестве налоговой ставки НДС — 18/118. В соответствующей графе отражается сумма исчисленного налога. Данные этого счета-фактуры поставщик регистрирует в книге продаж.

Для целей налогообложения прибыли штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба, согласно п. 3 ст. 250 НК РФ являются внереализационным доходом.

Момент, когда они будут признаны для целей налогообложения прибыли, зависит от того, какой метод учета доходов и расходов применяет организация-кредитор.

При методе начисления, согласно пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, указанные суммы включаются в налоговую базу либо на дату признания должником, либо на дату вступления в законную силу решения суда.

Для целей налога на прибыль все виды штрафных санкций за несоблюдение договорных обязательств включаются в состав внереализационных доходов.

При использовании метода начисления в состав внереализационных доходов штрафные санкции за несоблюдение договорных обязательств включаются в том отчетном (налоговом) периоде, когда они признаны должником, или при вступлении в законную силу решения суда.

Мы выяснили, что поставщик, получивший от покупателя штрафные санкции за несвоевременную оплату товаров (работ, услуг), обязан исчислить в бюджет НДС с полной суммы полученных пеней.

Дает ли это покупателю право принять к вычету НДС, уплаченный им в сумме штрафных санкций?

Обратимся к ст. 171 НК РФ. Суммы НДС, предъявленные поставщиком налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), покрываются за счет трех источников.

Пени и штрафы по хоздоговорам: бухучет и налогообложение у получателя

  • Налоговые льготы
  • Налоговая ответственность
  • Налоговые споры
  • Налоговые проверки
  • Оффшоры
  • Оптимизация налогов
  • Налоговая отчетность
  • Налог на прибыль
  • НДС
  • Страховые взносы
  • Налог на имущество
  • НДФЛ
  • Транспортный налог
  • Земельный налог
  • УСН
  • ЕНВД
  • ЕСХН
  • Регистры налогового учета

Вместе с тем в установленных НК РФ случаях доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Так, распределение доходов с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов предусмотрено ст. 271 НК РФ в следующих случаях:
— если доходы относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам;
— если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
— если производство имеет длительный (более одного налогового периода) технологический цикл, в случае когда условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг).
Каждое из указанных обстоятельств является самостоятельным основанием для распределения налогоплательщиком в налоговом учете доходов с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Вопрос о порядке признания доходов от реализации продукции при применении метода начисления рассмотрен в Письме Минфина России от 24.09.2010 N 03-03-06/1/615.
Как разъяснило финансовое ведомство, НК РФ предусмотрено равномерное распределение доходов от реализации работ и услуг.
При этом при производстве продукции (товаров) с длительным производственным циклом распределение доходов от их реализации не производится.
Таким образом, основным принципом распределения дохода от реализации между отчетными (налоговыми) периодами является принцип формирования расходов.
Налоговые органы поддерживают мнение Минфина России по данному вопросу (см., например, Письмо МНС России от 15.09.2004 N 02-5-10/54).
Сложившаяся судебная практика в подавляющем большинстве использует ту же позицию (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 31.05.2006 по делу N А36-4182/2005).
Поэтому в ситуации, когда, скажем, организация заключила договор о выполнении работ в период с 10.12.2010 по 24.02.2011 и оплата производится 24.02.2011, доходы по этому договору распределяются пропорционально произведенным расходам. Позиция налогового органа, считающего, что доходы налогоплательщика должны быть распределены равномерно между налоговыми периодами, неверна.

Исходя из п. 2 ст. 271 НК РФ по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, в случае если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) налогоплательщик распределяет самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).
Согласно позиции налоговых органов под производством с длительным циклом в целях исчисления налога на прибыль следует понимать производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды независимо от количества дней осуществления производства. Указанное распространяется только на случаи заключения договоров, не предусматривающих поэтапную сдачу работ, услуг (независимо от продолжительности этапов) (см., например, Письмо МНС России от 15.09.2004 N 02-5-10/54).

Штрафные санкции по хозяйственным договорам

По мнению Минфина России (см., например, Письмо от 14.07.2004 N 03-03-05/3/59), распределению подлежат расходы только по договорам, предусматривающим получение доходов в течение нескольких периодов.
В то же время, как следует из Письма Управления ФНС России по г. Москве от 14.03.2006 N 20-12/19599, налоговые органы полагают, что налогоплательщик обязан учитывать расходы равномерно по любым длящимся договорам, а не только по тем, которые предусматривают получение доходов в течение нескольких периодов.

Штраф представляет собой одну из мер воздействия на сотрудников. Назначается при обнаружении дисциплинарного нарушения. Однако нужно учитывать, что законодательством не предусмотрена мера воздействия в виде штрафа. Работодателю доступны только эти инструменты: замечание, выговор и увольнение.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа о назначении штрафа за курение на предприятии .docСкачать пустой бланк приказа о депремировании .docСкачать образец приказа о назначении штрафа за курение на предприятии .docСкачать образец приказа о депремировании .doc

Работодатель может использовать штраф в качестве меры воздействия, но при этом нужно придерживаться определенной схемы. В обратном случае работодатель будет привлечен к ответственности. Штраф можно накладывать на том основании, что руководитель имеет право регулировать размер премий в зависимости от трудовых достижений сотрудников.

Ввести внутреннюю систему штрафов возможно тогда, когда в компании работникам выплачивается заработок, состоящий из премии и оклада. Уменьшать размер оклада работодатель не имеет никакого права. Штраф может представлять собой сокращение размера премии.

Санкции применяются по отношению к работникам на основании приказа руководителя и коллективного соглашения. Приказ отличается этими функциями:

  • Установление размера штрафа в процентном соотношении от премии (как правило, от 5% до 100%).
  • Введение перечня нарушений, за которые будет назначаться штраф.

По сути, при использовании штрафной системы применяется депремирование.

Сотрудник допустил правонарушение, которое содержится в распоряжении о депремировании. В этом случае ему требуется составить объяснительную записку. Работодатель, в зависимости от тяжести правонарушения, сокращает размер премии на определенный процент. Составляется отдельное распоряжение о депремировании работника.

ООО «Колумбия»

г. Москва

16 октября 2017

Приказ №66

о введении штрафов за курение на рабочем месте

В целях предупреждения пожаров и снижения негативного влияния табака на здоровье

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Запретить курение на территории ООО «Колумбия».
2. За нарушение положений распоряжения привлечь сотрудника к штрафу в размере 50% от ежемесячной премии.
3. Руководителей подразделений ознакомить с распоряжением под роспись.
4. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

Гендиректор (подпись) Зайцев К.Ц.

Отражаем доход в виде неустойки в налоговом и бухгалтерском учете (Тяпухин С.В.)

Наряду с поощрениями вы можете применять и различные штрафы для работников. Но не каждый сотрудник способен адекватно отнестись к санкциям и пережить наложение штрафа — он может уволиться или даже подать на вас жалобу. Давайте разберемся, в каких случаях вы имеете право штрафовать своих работников. Можно ли штрафовать сотрудников Необходимо запомнить, наложение штрафа — незаконно.

С изменениями от Москвы правил и норм, регламентирующих их деятельность, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря г.

N «О дополнительных полномочиях органов управления г. Москвы на период проведения радикальной экономической реформы» ввести систему ответственности за нарушение правил и норм, регламентирующих деятельность предприятий потребительского рынка г. Москвы: 1. Утвердить порядок наложения штрафов приложение N 1. Установить размеры штрафов, взыскиваемых с предприятий, осуществляющих торговую деятельность в г. Москве, за нарушение правил и норм, регламентирующих их деятельность приложение N 2.

Признать утратившим силу пункт 2 постановления правительства Москвы от Поручить заместителю премьера правительства Москвы, руководителю Департамента потребительского рынка и услуг Малышкову В. Контроль за выполнением данного распоряжения возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы Никольского Б. Мэр Москвы Ю. Лужков Приложение 1. Порядок наложения штрафов за нарушение правил и норм, регламентирующих деятельность предприятий потребительского рынка г.

Москвы Приложение 1 к распоряжению мэра Москвы от 19 февраля г. N РМ 1. Органы управления административных и муниципальных округов, Департамент потребительского рынка и услуг, соответствующие контролирующие организации вправе: Пункт в редакции распоряжения премьера правительства Москвы N РП от Проводить на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания г.

Москвы, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности в дальнейшем именуемых предприятия , у граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере потребительского рынка в дальнейшем именуемых гражданами — предпринимателями , проверки выполнения правил и норм, регламентирующих их деятельность, а также документов, подтверждающих право осуществления деятельности на данной территории.

Запрашивать и получать у должностных лиц предприятий, граждан — предпринимателей необходимые материалы, объяснения, справки по вопросам, возникающим при указанных в п.

Составлять по результатам проверок справки акты с указанием конкретных нарушений. Налагать на предприятия потребительского рынка за допущенные его работниками нарушения правил и норм, регламентирующих их деятельность, а также за действия, препятствующие осуществлению контроля, или уклонение от него штрафы в размере от 1 до 10 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда.

Пункт в редакции распоряжения премьера правительства Москвы N РП от В таких же размерах налагаются штрафы за указанные нарушения на допустивших их работников потребительского рынка, граждан-предпринимателей, решения о чем принимают по материалам в отношении них административные комиссии, действующие на территории совершения правонарушения.

Применять к указанным предприятиям за неисполнение в добровольном порядке в десятидневный срок предписания контролирующего органа о наложении штрафа либо повторные в течение года нарушения, перечисленные в п. Права контролирующих органов, предусмотренные пунктами 1.

Должностные лица контролирующих органов осуществляют проверку деятельности предприятий при предъявлении служебного удостоверения. Справка акт , составляемая по результатам проверки, должна содержать сведения о профиле и организационно — правовой форме предприятия, его адрес, телефон и фирменное наименование, дату и время проверки, характер выявленных нарушений, состав проверяющих.

Справку акт подписывают все участники проверки, руководитель проверенного предприятия. В случае его отказа подписать справку акт в ней делается соответствующая запись. К справке акту прилагается объяснение руководителя предприятия, гражданина предпринимателя.

Первый экземпляр справки акта проверки передается проверяющим не позднее следующего рабочего дня руководителю контролирующего органа, по поручению которого проводилась проверка, второй — руководителю проверенного предприятия, третий — в подразделение префектуры административного округа, координирующее деятельность по защите прав потребителей. Предписание контролирующего органа о наложении штрафа на предприятие потребительского рынка направляется по его юридическому адресу.

Действия должностных лиц контролирующих органов могут быть обжалованы в вышестоящем органе, а затем в суде. Пункт утратил силу на основании распоряжения премьера правительства Москвы N РП от Должностные лица контролирующих органов несут персональную ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну проверяемых предприятий, граждан — предпринимателей.

Направлять взимаемые в соответствии с пп. В соответствии с решениями органов управления административных и муниципальных округов, Департамента потребительского рынка и услуг, Мосгосторгинспекции, других контролирующих органов о применении в безакцептном порядке штрафных санкций городская налоговая инспекция обеспечивает своевременное изъятие соответствующих сумм с расчетных счетов предприятий граждан — предпринимателей.

Приложение 2. Размеры штрафов за нарушение правил и норм, регламентирующих деятельность предприятий потребительского рынка г. Москвы Приложение 2 от 19 февраля г.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим такого взыскания ст. До истечения года со дня его применения работодатель имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников. Работник может обжаловать дисциплинарное взыскание в государственную инспекцию труда и или комиссию по трудовым спорам или суд. Может, просто следует относиться к персоналу лояльнее? Воронцова, юрист Штраф за опоздание на работу Все мы живые люди и порой опаздываем на работу. Кто-то проспал, у кого-то дома прорвало трубу, а некоторые оказались в пробк. Начальник злится, обещает уволить, а также грозит про штраф за опоздание на работу. Ни в одном нормативно-правовом документе, ни в Кодексе законов о труде Украины нет определения слову опоздание.

В процессе подписания договора о сотрудничестве между сторонами, оговариваются все обязательства с обеих сторон. В случае, если одни из них не выполнили свои обязательстве им будут начислены штрафные санкции, в размере, который указан в документе сотрудничества.

При этом Гражданский Кодекс РФ предусматривает возможность снижения суммы штрафа в нескольких случаях, если:

  • судом было вынесено решения о том, что в сложившейся ситуации виноваты обе стороны;
  • все меры для устранения этого конфликта были приняты;

Размер взыскания штрафной пени всегда должен оговариваться при составлении договора о сотрудничестве, в противном случае, данная сумма ущерба выноситься на рассмотрение в суд.

Штрафные санкции по договорам: бухгалтерский и налоговый учет

Решение о начисление, в том числе и оплате НДС по полученным денежным средствам в виде штрафных санкций решаются в индивидуальном порядке. Законом это никак не предусмотрено.

Однако любое решение должно быть отображено в учетной политике.

В программе “1С: Бухгалтерия” общая сумма начисленного НДС следует отображать документом “Операция (бухгалтерский и налоговый учет)”. Для того чтобы сформировать счет-фактуру по начисленному НДС, включая штрафную пеню, достаточно создать документ “Отображение начисления НДС”.

В соответствии с п. 35 ФСБУ «Концептуальные основы» объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, источники финансирования деятельности субъекта учета, доходы, расходы, иные объекты, в том числе факты хозяйственной жизни, установленные данным стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Начисленная сумма пеней, штрафов признается доходом учреждения. При начислении этих сумм до 01.01.2018 применялся счет 0 205 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках». Приказом Минфина РФ от 31.03.2018 № 66н данный счет исключен из Инструкции № 174н. Вместо него при отражении таких операций используется счет 0 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)». Принимая во внимание необходимость формирования входящих остатков на 01.01.2018 с учетом перехода на применение федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, отметим, что показатели по счету 0 205 41 «Расчеты по доход от штрафные санкции за нарушение законодательства о закупках» необходимо перенести на счет 0 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» с использованием счета 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (Письмо Минфина РФ от 18.10.2018 № 02-07-10/75014).

Здесь же укажем, что не всегда поставщики (подрядчики) согласны с размером выставляемой им неустойки. В случае если на момент предъявления требования по штрафным санкциям размер поступлений не определен ввиду оспаривания исполнения требования со стороны поставщика, критерии признания доходов в полной мере не выполняются. Поэтому до урегулирования требований, предъявленных недобросовестным исполнителям контрактов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, начисление задолженности (расчетов с дебиторами) следует отражать посредством применения счета 0 401 40 141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)».

Применяемый счет учета доходов при начислении штрафа, пеней недобросовестному исполнителю контракта

0 401 10 141 (если сумма неустойки не оспаривается исполнителем)

0 401 40 141 (если на дату признания дохода размер штрафа, пеней не урегулирован – при отражении оспариваемых требований)

Бюджетное учреждение в 2017 году заключило контракт на сумму 560 000 руб., согласно которому исполнитель обязан выполнить обусловленные контрактом работы в срок до 01.10.2017. Уплата аванса – в размере 30 % от стоимости контракта (168 000 руб.). Фактически работы были выполнены 15.02.2018. Размер штрафа и пеней за несвоевременное исполнение условий контракта составил 3 000 руб. Уплата неустойки была учтена при совершении расчетов по контракту. Оплата контакта производится за счет приносящей доход деятельности.

Согласно действующему законодательству в сфере закупок (44-ФЗ), в любом контракте должен быть установлен претензионный порядок. При невыполнении данного требования заказчика могут подвергнуть дисциплинарному, административному, гражданско-правовому или уголовному наказанию. Пострадавшая сторона может подать иск по ст. 317.1 ГК РФ по просроченным договорным обязательствам, в отношении которых установлен претензионный порядок, только в том случае, если весь регламент соблюден сторонами (п. 43 Постановления Пленума ВС № 7 от 24.03.2016).

Возможность предъявления претензионного требования о выплате неустойки определена п. 1 ст. 330 ГК РФ. Пострадавшая сторона вправе предъявить требование виновной в момент неисполнения либо ненадлежащего исполнения существенных обязательств по контракту. Должник обязан выплатить взыскание в независимости от получения кредитором ущерба. Таким образом, письмо направляется должнику в любом случае — при наличии или отсутствии у пострадавшей стороны убытков (Определение Верховного Суда РФ № 51-КГ17-2 от 21.03.2017).

Претензионное письмо может быть направлено только в момент наступления ненадлежащего исполнения участником контрактных отношений существенных условий договора. В том случае, если неисполнение образовалось в связи с наступлением непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств, кредитор не имеет права требовать взыскания (Постановление Президиума ВАС РФ № 4051/97 от 21.10.1997 по делу № 224/8).

Случаи, при которых составляется претензия о взыскании неустойки:

  • нарушение сроков и условий поставки — претензия о выборке товара и уплаты неустойки;
  • нарушение сроков оплаты — претензионное требование к заказчику;
  • ненадлежащее исполнение либо невыполнение принятых стороной обязательств при закупке товаров, работ, услуг.

Помимо требования о взыскании, в гражданско-правовом законодательстве предусмотрены иные правоустанавливающие документы, фиксирующие расчетные взаимоотношения заказчика и исполнителя:

  1. Мотивированный отказ — документ, содержащий факт отказа от совершения стороной выполнения требований или иных действий. Это может быть и отказ от заключения контракта, и от приемки товара, и от подписания акта выполненных работ в рамках 44-ФЗ.
  2. Рекламационный акт — это документ заказчика, который содержит сведения о некачественном предоставлении ТРУ. Он составляется в письменном виде и имеет полную юридическую силу. В акт необходимо включить перечень документов, иллюстрирующих объективность предъявленной претензии по выполненной работе, полученному товару или оказанным услугам.
  3. Решение об одностороннем отказе (одностороннем расторжении контракта) — решение, которое принимает заказчик по основаниям, установленным ГК РФ при условии, что это было предусмотрено в самом тексте контракта (ч. 9 ст. 95 44-ФЗ). Такое решение принимается при значительных нарушениях поставщиком договорных условий. Односторонний отказ возможно осуществить только после уведомления об этом поставщика и в случае, если в течение 10 дней от даты уведомления вторая сторона не устранила нарушение условий контракта. Если же нарушения были устранены, то осуществляется отмена такого решения. Поставщик также вправе принять решение об одностороннем отказе. Стороны могут потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба в соответствии с ч. 23 ст. 95 44-ФЗ.

Регламент написания и предъявления требования о взыскании установлен в следующих НПА:

  • ст. 15 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • ФЗ № 44;
  • ФЗ № 223.

Законодательно установленной формы для письма с претензией по оплате неустойки нет, организации вправе самостоятельно разработать такой документ.

В самом требовании об уплате взыскания необходимо указать реквизиты обеих сторон, номер госконтракта, его основные условия, наличие неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств, основание начисления штрафных санкций, факт выполнения кредитором своих обязанностей по договору. Также в письме должна быть рассчитана неустойка на момент предъявления претензии и указан период, за который она была исчислена. Расчет суммы взыскания можно привести как непосредственно в тексте обращения, так и прикрепить к претензионной форме приложение в виде отдельного документа — бухгалтерской справки. Кредитор указывает свои расчетные реквизиты для перечисления денежных средств.

Обязательными приложениями к претензии являются:

  • копия контракта;
  • копия акта выполненных работ (при наличии);
  • платежные поручения (при наличии);
  • документальное подтверждение недобросовестного выполнения договорных обязательств;
  • расчет суммы взыскания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *