- Экономика

Нужен ли агентский договор при перевыставлении перевозки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужен ли агентский договор при перевыставлении перевозки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Внимание

При этом налогоплательщик для принятия НДС к вычету должен принять работы (услуги) на учет (Постановление ФАС Московского округа от 24.06.2014 N Ф05-5989/2014 по делу N А40-137020/13).Суды признают правомерным применение вычета по счетам-фактурам, выставленным покупателю поставщиками товаров по транспортным услугам, которые фактически оказывались перевозчиками, поскольку гл.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении коммунальных услуг, которые арендаторы обязаны возмещать арендодателям в соответствии с условиями договора аренды.

Напомним, что Минфином России было выпущено Письмо от 03.03.2006 N 03-04-15/52. Общий смысл его разъяснений сводится к тому, что арендодатель не может являться поставщиком услуг, так как сам получает их от энергоснабжающей организации. Поэтому поставка электроэнергии в рамках договора аренды не будет считаться реализацией.

Соответственно, такая операция не является объектом обложения НДС, счет-фактуру по ней выставлять не нужно, следовательно, арендатор не может принять налог к вычету.

В Письме от 24.03.2007 N 03-07-15/39 Минфин подтвердил свою точку зрения. В нем специалисты прямо указали, что если арендатор компенсирует отдельной суммой коммунальные услуги (а также услуги связи, услуги по охране, уборке), которые не входят в стоимость аренды, то счет-фактура на эти услуги арендодателем не выставляется, так как реализации нет. И учитывая п. 1 ст.

Самое печальное, что некоторые суды принимают сторону налоговиков (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.05.2006 N А43-33504/2005-31-1070).

Некоторые организации прибегают к заключению агентских договоров. Однако рекомендуем в них не указывать, что комитент (арендатор) приобретает коммунальные услуги через агента (арендодателя), так как арендодатель, пусть и выступающий в качестве агента, не может в принципе оказывать коммунальные услуги (см. выше).

«4. При приобретении товаров (работ, услуг) через поверенного (агента) основанием у доверителя (принципала) для вычета налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) является счет-фактура, выставляемый продавцом на имя доверителя (принципала).

  1. Если счет-фактура выставлен продавцом на имя комиссионера (агента), то основанием у комитента (принципала) для принятия налога на добавленную стоимость к вычету является счет-фактура, полученный от посредника. Счет-фактура выставляется посредником комитенту, принципалу с отражением показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом посреднику. Оба счета-фактуры у посредника в книге покупок и книге продаж не регистрируются».

Поэтому многие организации идут другим путем. Указывают, что арендодатель в качестве агента производит расчеты с энергоснабжающей организацией (а не приобретает электроэнергию для арендатора). В этом случае налоговики могут разрешить арендатору вычет на основании перевыставленных счетов-фактур, но гарантировать полное отсутствие для арендатора налоговых рисков мы, к сожалению, не можем. В данной ситуации мы можем лишь предложить варианты, которые позволили бы минимизировать налоговые риски.

Кстати говоря, обратите внимание на Постановление ФАС Центрального округа от 25.11.2005 N А09-5523/05-12. В этом документе судьи сделали вывод, что относить договор аренды в части, предусматривающей возмещение арендатором арендодателю 30% стоимости потребленных арендодателем коммунальных услуг, к комиссионной сделке нельзя.

Но в данном споре договор аренды, судя по всему, всего лишь содержал обязанность арендатора компенсировать коммунальные платежи арендодателя, что нельзя считать агентскими условиями. А если бы организация составила отдельный агентский договор либо в договор аренды включила агентские формулировки, то, возможно, суд вынес бы решение в ее пользу.

Если покупатель возмещает продавцу товара транспортные расходы, налоговые органы и финансисты рассматривают возникающие взаимоотношения как посреднические и требуют перевыставления счета-фактуры продавцом-посредником, считая неправомерным возмещение НДС покупателем на основании «оригинального» счета-фактуры транспортной компании.

Избежать необходимости заключать посреднический договор и перевыставлять счета-фактуры можно, применяя иную схему формирования продажной цены товара, в которую в качестве переменной части закладывается стоимость перевозки товаров до места, указанного покупателем.

Декабрь 2012 г.

Я
Sasha_1CK

Организация А привезла товар в контейнере для себя и для организации Б. За что заплатила транспортной компании В.Пусть товара поровну, а транспортная компания выставила счет на 118 руб (в т/ч 18 руб НДС). Все участники процесса плательщики НДС.

Sasha_1CK

апну

Sasha_1CK

(6) Угу.
Получается следующий алгоритм
1. ПТУ. Отношу расходы на 76.09. Включаю опцию «НДС включать в стоимость». Регистрирую СФ. В таком раскладе в журнал учета СФ попадает, в книгу покупок не попадает и НДС не выделяется. Получаю проводку 76.09/60.01

2. РТУ.

НДС при возмещении транспортных расходов

Для регистрации в программе возникших взаимоотношений агента и принципала оформляется договор с контрагентом, в котором указывается вид договора: с комиссионером (агентом) или с комитентом (принципалом). Для договоров этого вида, в отличие от обычных договоров с поставщиком или покупателем, предусмотрена возможность указания порядка начисления комиссионного вознаграждения.

Размер комиссионного вознаграждения в программе может быть рассчитан как процент от стоимости реализованных товаров или услуг, как процент от разности между стоимостью, по которой товары или услуги были переданы агенту и стоимостью их реализации покупателю, а также задан вручную. Параметры расчета комиссионного вознаграждения могут остаться не заполненными, в этом случае их нужно будет указывать вручную каждый раз при формировании документов Отчет комиссионера (агента) о продажах или Отчет комитенту (принципалу) о продажах (см. рис. 1).

Рассмотрим теперь тот же самый пример с точки зрения принципала.

При передаче товаров на комиссию оформляется документ Реализация товаров и услуг с видом операции Продажа, комиссия. На основании этого документа впоследствии можно зарегистрировать документ Отчет комиссионера (агента) о продажах. Документ будет автоматически заполнен товарами, переданными на комиссию, в него необходимо будет затем добавить также и перечень реализованных в рамках агентского договора услуг. В документе Отчет комиссионера, также как и в отчете комитенту, указывается порядок расчета агентского вознаграждения, по умолчанию наследуемый из условий договора. Сумма вознаграждения рассчитывается для каждой услуги и каждого товара отчета.

На закладке Вознаграждение образом, аналогичным документу Отчет комитенту (принципалу) оформляется факт зачета агентского вознаграждения из стоимости оплаченных покупателями товаров и услуг.

Из отчета комитента можно оформить выданный счет-фактуру на реализованный товар и зарегистрировать полученный счет-фактуру на агентское вознаграждение — см. рис. 5.

К существенным условиях агентского договора относятся:

  • предмет договора (как правило, это различные юридические и фактические действия);
  • указание, от чьего имени действует агент: от своего или от имени принципала (иногда одним и тем же договором определяется, что в одних сделках агент выступает от своего имени, а в других – от имени принципала).

Что касается срока агентского договора, то по закону он не относится к существенным условиям, поскольку может заключаться как на определенный срок, так и без указания срока действия.

Если договор заключен на определенный срок, то он истекает с окончанием этого срока. Что же касается бессрочного договора (он вполне может иметь место, поскольку агентский договор, в отличие от договора на выполнение конкретных работ, всегда имеет длящийся характер), то он может быть прекращен в одностороннем порядке (при отказе одной из сторон от дальнейшего исполнения своих обязанностей).

Есть еще причины, по которым агентский договор будет однозначно прекращен:

  • смерть агента;
  • признание агента недееспособным;
  • признание агента безвестно отсутствующим;
  • признание агента частично недееспособным;
  • признание агента банкротом (это относится к индивидуальным предпринимателям и организациям, которые являются агентами).

Размер вознаграждения, сроки и порядок выплат указываются в договоре, а если по каким-то причинам сумма не указана, то оплата производится в соответствии с общепринятым тарифом на аналогичные услуги. Если же в договоре не указаны сроки выплат, то вознаграждение выплачивается в течение недели с момента предоставления агентом отчета о выполнении поручения принципала.

Агентский договор: учет у принципала и агента

У агентского договора есть определенные особенности (ближе с ними можно ознакомиться, изучив образец агентского договора), к которым можно отнести следующее:

  • Агентский договор имеет длящийся характер, что означает, что он не может быть заключен для совершения какой-то одной определенной сделки. То есть по агентскому договору агент обязуется совершать (а не совершить) для принципала определенные действия.
  • Как и договор комиссии, агентский договор может ограничивать действия агента определенной территорией.
  • Договор может содержать положение о том, что агент обязуется не заключать подобных договоров с другими принципалами или аналогичное условие для принципала, по которому он не может заключать такие договоры с другими агентами.
  • Принципал полностью финансирует агента для исполнения своих поручений, так как агент всегда действует от имени принципала.
  • Агентский договор в большинстве случаев предполагает возможность заключения агентом субагентского договора. То есть агент может переложить свои обязанности по договору на третье лицо (исключение составляют договоры, в которых такая возможность исключена по соглашению сторон).

Стоит отметить, что агентский договор не может применяться в некоторых сферах коммерческой деятельности. К таким сферам относятся сектор торговли продуктами питания (это значит, что магазины не имеют право брать на реализацию продукты с возможностью в любое время их вернуть), сфера энергоснабжения и газоснабжения (агентирование в данных направлениях является необоснованным, так как потребители в конкретном месте, как правило, лишены возможности выбора ресурсоснабжающей организации).

В вопросах налогообложения по агентскому договору вроде бы все понятно: для агента налоговая база складывается из суммы вознаграждения, а для принципала – расходы на оплату являются прочими расходами, которые связаны с производством, а также реализацией товаров и услуг.

Но, в то же время налоговые органы считают некоторые агентские договоры инструментом для оптимизации налога с доходов. И поэтому их особое внимание привлекают такие моменты, как:

  • выступление в качестве агенте иностранной компании;
  • наличие у агента фирм-однодневок;
  • использование агентом специального налогового режима.

При этом чтобы подтвердить реальные агентские отношения и деловую цель заключения договора, агент может работать с теми категориями третьих лиц (покупателями и т.д.), которые не могут быть охвачены самим принципалом, или способствовать расширению территории присутствия принципала. Кроме того, у налоговиков вызывают больше доверия те агенты (речь идет об индивидуальных предпринимателях и организациях), которые ведут свою деятельность самостоятельно и имеют для этого нужную компетенцию и ресурсы. Не последнее место занимают и своевременные отчеты агентов, соответствующие фактическим взаимоотношениям сторон, которые являются демонстрацией реальной работы на принципала.

Отдельного комментария в отношении налогов заслуживает агентский договор между принципалом и агентом, по которому агент берет на реализацию товар. По сути, передача товара агенту не является реализацией (реализацией считается конечная продажа), так как средства за товар при передаче его агенту на счет принципала не перечисляются, а товар агент может вернуть в любой момент. Следовательно, счет-фактура не оформляется и продавцом товара является принципал, хотя и действует через посредника. Это значит, что вся выручка за товар должна быть учтена при исчислении налога на прибыль и НДС. Агент же получит свое вознаграждение из дохода принципала. А налоговой базой для агента будет считаться его вознаграждение и некомпенсируемые принципалом расходы.

А если при реализации товар был продан за большую цену, чем минимальная цена, которую установил принципал, то дополнительная выгода делится поровну между сторонами договора (хотя договор может предусматривать и другое разделение). При этом доля агента, которую он получит от более выгодной торговли, все равно считается в составе выручки принципала и должна учитываться при исчислении НДС и налога на прибыль. На практике же часто принципал не учитывает разницу между рекомендуемой ценой и ценой реализации в составе налоговой базы, что является нарушением, ведь налицо недоимка по налогу на прибыль и НДС.

Комментарий к Письму Минфина России от 15.08.2012 N 03-07-11/299 «О применении вычетов НДС и выставлении счетов-фактур по транспортным расходам, возмещаемым покупателем товаров их продавцу»

Пожалуй, в подавляющем большинстве случаев товар, продукция или иные ценности, приобретенные покупателем у продавца, должны быть физически перемещены из одного места в другое, например перевезены со склада поставщика до склада покупателя. Причем нередко речь идет не о доставке купленного товара на соседнюю улицу или в пределах одного города, а о транспортировке в другие населенные пункты или даже в другую страну.
О том, как правильно исчислять НДС в одном из частных случаев, возникающих при перевозке товаров, рассказано в комментируемом Письме Минфина России от 15.08.2012 N 03-07-11/299.

Учет агентских договоров в «1С:Бухгалтерии 8»

В Письме подчеркнуты два момента.

Во-первых, счета-фактуры выставляются только при реализации товаров, работ, услуг в ситуациях, когда согласно условиям договора поставки продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель — возместить понесенные продавцом транспортные расходы (п. 3 ст. 168 НК РФ). В этом случае услуги по транспортировке товаров, реализуемые перевозчиком, а не самим продавцом, в счете-фактуре, выставляемом продавцом по отгруженным товарам, указывать не надо.

Если покупатель возмещает продавцу товара транспортные расходы, налоговые органы и финансисты рассматривают возникающие взаимоотношения как посреднические и требуют перевыставления счета-фактуры продавцом-посредником, считая неправомерным возмещение НДС покупателем на основании «оригинального» счета-фактуры транспортной компании.

Избежать необходимости заключать посреднический договор и перевыставлять счета-фактуры можно, применяя иную схему формирования продажной цены товара, в которую в качестве переменной части закладывается стоимость перевозки товаров до места, указанного покупателем.

Декабрь 2012 г.

НДС

Проблема заключается в том, что коммунальные платежи никак не прописаны в статьях 606, 614 и главе 34 Гражданского Кодекса РФ, которые посвящены вопросам аренды помещений. Поэтому, каким образом возмещать эти расходы, решать придется самим.

Самый простой способ – включить коммунальные платежи в сумму арендной платы в виде одной и той же суммы каждый месяц.

Арендная плата в бухгалтерском учете будет отнесена в строку «Доходы от реализации», если сдача помещений в аренду – это основной источник дохода арендодателя, или в строку «Внереализационные доходы» в других случаях.

Конечно, бумаг будет меньше – не нужно собирать документы для отражения понесенных коммунальных затрат.

Минусом будет то, что вся эта сумма попадет под налогообложение как полученный доход, хотя фактически таковым не является.

После того, как будет заплачен налог, арендодатель имеет право, предъявив документы о понесенных расходах по ЖКХ, получить налоговый вычет на эту сумму. И вроде бы как будто он ничего не теряет. Но потери есть всегда:

  1. Проходит время между уплатой налога и получением вычета.
  2. Точно подсчитать сумму понесенных расходов на услуги ЖКХ не получится.
  3. Арендатор не будет заинтересован экономить коммунальные ресурсы и плата может вырасти и по этой причине.

Еще есть вариант разделить арендную плату на постоянную часть и изменяющуюся. К последней и будут относиться расходы на коммуналку. Получая счета на оплату от ресурсоснабжающих организаций, арендодатель по арендуемой площади или по имеющимся счетчикам вычленяет часть, приходящуюся на арендатора, и выставляет ему отдельный счет.

Его также можно потом оформить как налоговый вычет. То есть одна и та же сумма пройдет в доходах в целях налогообложения и в расходах, не изменив итоговую сумму.

Агентский договор: налоговый и бухгалтерский учет

Если в договор аренды добавить пункт о посреднической деятельности при покупке коммунальных услуг или заключить агентский договор, то речь пойдет о возмещении расходов по их приобретению.

Единственно, нужно проставить некоторую небольшую дополнительную сумму за оказание услуг посредника. В этом случае в доход арендодатель поставит лишь стоимость только этих услуг.

НДС на коммунальные платежи не начисляется, только на агентскую доплату.

Существует чисто теоретическая возможность для арендатора попробовать заключить договор о поставках коммунальных услуг напрямую с РСО.

На практике такой путь применяется редко, потому что возражать будут коммунальщики – им придется разделить счета и производить дополнительные расчеты, особенно если арендатор не один, а их десятки или даже сотни.

Так что самым удобным способом перевыставления коммунальных услуг будет заключение агентского договора. Его образец находится в интернете достаточно просто.

Жилищным кодексом предусмотрены 3 варианта управления многоквартирными домами: непосредственное, при участии ТСЖ (товарищества собственников) или УК (управляющей компании).

  • При первом и втором варианте соглашения на поставку услуг заключают все собственники квартир. Оплата перечисляется поставщикам ресурсов.
  • Если домом управляет УК, она и заключает контракты поставки ресурсов, потребляемых населением. Это значит, что УК можно считать агентом жильцов, выступающих в роли принципалов.

При заключении агентских контрактов с населением необходимо учитывать условия ст. 1005 ГК:

  • соглашения с населением заключаются раньше, чем с поставщиками (п.6 письма Президиума ВАС);
  • обязательна четкая формулировка управляющей компании в качестве агента;
  • необходимо определить сроки предоставления отчетности (п.11 ст. 162 ЖК – ежегодно);
  • обязательно выделение отдельным пунктом объема агентского вознаграждения (чаще всего это часть платы за управление).

При аренде помещений любого назначения суть подобного соглашение – обязанность владельца здания покупать услуги для нанимателей (пункт 3 статьи 421 ГК). У подобных отношений плюсов гораздо больше, чем минусов:

  • доход владельца здания составляет вознаграждение, полученное за посредничество, поэтому исключаются проблемы при начислении налогов (письмо Минфина № 03‑11‑06/2/9);
  • отпадает необходимость рассчитывать и перечислять НДС (исходя из п. 1 ст. 996, ст. 1011 ГК РФ приобретенные ресурсы принадлежат арендаторам).

Владелец здания бывает и посредником поставщиков ресурсов (параграф 6 гл. 30 ГК), поэтому перевыставляет счета от их или своего имени (ст. 1005 ГК). Создаются расходы на ресурсы, НДС подлежит вычету. В этой ситуации так же прибылью считается вознаграждение (п. 2 ст. 254 НК), на которое и начисляется НДС.

Существует множество видов подобных соглашений:

  • на оказание услуг;
  • на покупку ресурсов;
  • на оплату и возмещение задолженностей;
  • на начисление и прием платежей;
  • на выставление счетов.

При этом:

  • Если заключается контракт на предоставление ресурсов, в обязанности агента входит проведение мероприятий, обеспечивающих заказчику поставку: заключение договоров и своевременное перечисление оплаты.
  • Если соглашение заключается на покупку, то посредник обязан необходимые принципалу ресурсы купить. Яркий пример – управляющие многоквартирными домами компании. Они электроэнергию, воду, тепло и др., по сути, покупают. В условиях России при несвоевременной оплате ресурсов жильцами долг образуется у УК, если компания является посредником, который действует в интересах жильцов.
  • Контракты на оплату заключаются в случаях, когда приобретается недвижимость, по которой все договора уже заключены. Посредник занимается оплатой счетов до момента, когда срок действия старых контрактов на поставки закончится и новый владелец оформит новые соглашения.
  • При заключении контракта на начисление и прием платежей между УК и поставщиками в обязанности посредника входит:
    • начисление и перерасчет платежей;
    • формирование и распечатка счетов;
    • расчет пени и социальных компенсаций;
    • прием денег от жильцов и перечисление принципалу;
    • обработка данных.
  • Особый вид соглашений заключается при аренде помещений. Для расчетов за коммунальные услуги между владельцами зданий и нанимателями существует несколько схем:

При выборе первого варианта сложности создает невозможность заранее определить точные суммы. Основной недостаток второго варианта – завышение суммы, облагаемой налогом, для владельца недвижимости. Но этот минус компенсируется возможностью учесть в расходах все суммы, перечисленные поставщикам.

Скачать Перевыставление счетов за электроэнергию пример: http://bit.ly/2vEWodU

потребления (например, плата за электроэнергию), доходом арендодателя не признается. Они заключаются в следующем. Перевыставление счетов-фактур арендодателем Пример отражения арендатором в бухучете и при расчете единого налога при упрощенке Рассмотрим данную ситуацию на примере.

Перевыставление транспортных услуг

Принципалом; 2.1.6. по требованию Принципала представлять отчеты о выполненной работе с приложением копий документов и договоров, заключенных во исполнение обязанностей по настоящему Договору. Принципал, имеющий возражения по отчету Агента, должен сообщить о них Агенту в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения отчета. В противном случае отчет считается принятым Принципалом без возражений; 2.2. Агент обязан исполнять данные ему поручения в соответствии с указаниями Принципала. Указания Принципала должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными. 2.3. Оплата всех расходов Агента, вызванных выполнением обязательств по настоящему Договору, осуществляется за счет Принципала.
2.4.
Документация предоставляется Принципалом в течение 2 (двух) дней с момента направления Агентом соответствующего запроса, в противном случае срок выполнения работ переносится соразмерно периоду просрочки предоставления документации Принципалом; 2.5.4. оплатить все расходы, возникающие у Агента в связи с выполнением обязательство по настоящему Договору. Оплата расходов осуществляется Принципалом в течение 5 (пяти) банковских дней с момента предоставления Агентом требования об оплате расходов, с приложением копий документов, подтверждающих понесенные расходы. 3. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ 3.1. Вознаграждение Агента по настоящему Договору (за весь период оказания услуг) составляет ( ) рублей в т.

РЕКВИЗИТЫ СТОРОН Приложение к Агентскому договору № от « » 20 г. АКТ приема-сдачи оказанных услуг г. Москва « » 20 г.
В случае несвоевременной оплаты счетов за услуги и выплаты вознаграждения Агенту Принципал уплачивает ему неустойку в размере % от суммы долга за каждый день просрочки. 4.3. Сторона, причинившая своими действиями другой стороне убытки, обязана возместить их в полном объеме. 4.4. Иные меры ответственности Сторон за неисполнение своих обязательств по настоящему договору определяются в соответствии с действующим законодательством РФ. 5. Срок действия договора 5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до окончания действия Договора аренды нежилого помещения . 6. Заключительные положения 6.1. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, — по одному для каждой из Сторон. 6.2. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ. 7.

Аренлдодатель ежемесячно нам выставляет счета фактуры за аренду торговой площади, за электро энергию, за телефон. Лицензии у арендодателя на предоставление услуг телефонии и электроэнергии нет.
Вопрос: Может ли арендодатель в счетах фактурах писать возмещение затрат по электроэнергии и возмещение затрат за телефон?

Автор: Мара
Добавлено: #2&nbsp&nbspЧт Ноя 14, 2013 11:02:32
Заголовок сообщения:
Он не предоставляет вам услуги телефонии и электроэнергии, а выставляет возмещение своих расходов на эти услуги.
Автор: Даниэла
Добавлено: #3&nbsp&nbspЧт Ноя 14, 2013 11:04:29
Заголовок сообщения:
Таня К говорит:
Вопрос: Может ли арендодатель в счетах фактурах писать возмещение затрат по электроэнергии и возмещение затрат за телефон?

да может, он же пишет, что возмещение этих затрат.

Автор: Таня К
Добавлено: #4&nbsp&nbspЧт Ноя 14, 2013 11:06:48
Заголовок сообщения:
Мара говорит:
выставляет возмещение своих расходов на эти услуги.

В связи с перемещением товара от продавца к покупателю появляется необходимость в посреднике, который организует перевозку и осуществит её. Нередко эту роль берут на себя индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на оказании транспортных услуг. В таком случае к договору купли-продажи добавляются договоры:

  1. Перевозки. С перевозчиком подписывается договор на обычную операцию по транспортировке груза. Вопросами организации перевозочного процесса, подготовкой груза к отправке, а также оформлением необходимых документов на груз занимается отправитель.
  2. Транспортного экспедирования. Договор экспедирования подразумевает предоставление дополнительных услуг, связанных с транспортировкой груза — организация перевозки, поиск перевозчика, подготовка груза к отгрузке. В рамках такого соглашения грузоотправитель (или грузовладелец) оформляет заявку с точными инструкциями для экспедитора, но сам непосредственным оформлением и подготовкой груза не занимается.
  3. Агентирования. Агентский договор заключается между индивидуальным предпринимателем — посредником, организующим перевозочный процесс, и транспортной компанией, которая выполнит доставку груза. В рамках договора агентирования экспедитор является посредником, которому необходимо найти транспортную компанию для осуществления перевозки груза.

Агентский договор: НДС у агента и принципала

Договор экспедиции предусматривает проведение посреднических операций, налогом облагается прибыль с получаемой платы за услуги экспедитора. Деньги от заказчика, переданные для исполнения обязательств по договору, не являются прибылью, налоги с них не выплачиваются. Кроме этого, расходы экспедитора по исполнению условий договора возмещаются клиентом и не учитываются при исчислении налогов. Об этом говорят письма Минфина России от 24.05.2012 № 03–03–06/1/270, от 30.01.2012 № 03–11–06/2/13, от 14.06.2011 № 03–07–08/185, от 01.12.2009 № 03–11–06/2/252, от 30.03.2005 № 03–04–11/69.

А также экспедитор уплачивает налог на добавленную стоимость с суммы вознаграждения (письма Минфина России от 14.06.2011 № 03–07–08/185, от 30.03.2005 № 03–04–11/69, от 21.06.2004 № 03–03–11/103). После оказания индивидуальным предпринимателем иных транспортных услуг по контракту исчисляется сумма НДС и выставляется счёт-фактура в течение пяти дней.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении коммунальных услуг, которые арендаторы обязаны возмещать арендодателям в соответствии с условиями договора аренды.

Напомним, что Минфином России было выпущено Письмо от 03.03.2006 N 03-04-15/52. Общий смысл его разъяснений сводится к тому, что арендодатель не может являться поставщиком услуг, так как сам получает их от энергоснабжающей организации. Поэтому поставка электроэнергии в рамках договора аренды не будет считаться реализацией. Соответственно, такая операция не является объектом обложения НДС, счет-фактуру по ней выставлять не нужно, следовательно, арендатор не может принять налог к вычету.

В Письме от 24.03.2007 N 03-07-15/39 Минфин подтвердил свою точку зрения. В нем специалисты прямо указали, что если арендатор компенсирует отдельной суммой коммунальные услуги (а также услуги связи, услуги по охране, уборке), которые не входят в стоимость аренды, то счет-фактура на эти услуги арендодателем не выставляется, так как реализации нет. И учитывая п. 1 ст. 169 НК РФ, согласно которому документом для принятия НДС к вычету служит счет-фактура, возместить налог на добавленную стоимость нельзя, так как указанного документа у арендатора не будет. Но даже если и будет, налоговики на основании этого документа применить вычет не позволят.

Самое печальное, что некоторые суды принимают сторону налоговиков (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.05.2006 N А43-33504/2005-31-1070).

Некоторые организации прибегают к заключению агентских договоров. Однако рекомендуем в них не указывать, что комитент (арендатор) приобретает коммунальные услуги через агента (арендодателя), так как арендодатель, пусть и выступающий в качестве агента, не может в принципе оказывать коммунальные услуги (см. выше).

А из п. 1 ст. 169 НК РФ следует, что счет-фактура составляется продавцом для покупателя либо агентом (комиссионером), через которого осуществляется оказание услуг, реализация товаров для принципала (комитента). То есть агент составляет счет-фактуру для принципала в том случае, когда принципал приобретает товары (работы, услуги) через агента. Такой вывод можно сделать как из самого Налогового кодекса РФ, так и из официальных разъяснений чиновников. В частности, в Письме МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 сказано:

«4. При приобретении товаров (работ, услуг) через поверенного (агента) основанием у доверителя (принципала) для вычета налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) является счет-фактура, выставляемый продавцом на имя доверителя (принципала).

  1. Если счет-фактура выставлен продавцом на имя комиссионера (агента), то основанием у комитента (принципала) для принятия налога на добавленную стоимость к вычету является счет-фактура, полученный от посредника. Счет-фактура выставляется посредником комитенту, принципалу с отражением показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом посреднику. Оба счета-фактуры у посредника в книге покупок и книге продаж не регистрируются».

Поэтому многие организации идут другим путем. Указывают, что арендодатель в качестве агента производит расчеты с энергоснабжающей организацией (а не приобретает электроэнергию для арендатора). В этом случае налоговики могут разрешить арендатору вычет на основании перевыставленных счетов-фактур, но гарантировать полное отсутствие для арендатора налоговых рисков мы, к сожалению, не можем. В данной ситуации мы можем лишь предложить варианты, которые позволили бы минимизировать налоговые риски.

Кстати говоря, обратите внимание на Постановление ФАС Центрального округа от 25.11.2005 N А09-5523/05-12. В этом документе судьи сделали вывод, что относить договор аренды в части, предусматривающей возмещение арендатором арендодателю 30% стоимости потребленных арендодателем коммунальных услуг, к комиссионной сделке нельзя.

Но в данном споре договор аренды, судя по всему, всего лишь содержал обязанность арендатора компенсировать коммунальные платежи арендодателя, что нельзя считать агентскими условиями. А если бы организация составила отдельный агентский договор либо в договор аренды включила агентские формулировки, то, возможно, суд вынес бы решение в ее пользу.

Ранее мы отмечали, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено перевыставление счетов-фактур. Однако в п. 6 ст. 171 НК РФ сказано, что вычет могут применять и те организации, которым налог был предъявлен заказчиком-застройщиком при проведении капитального строительства. Заказчик-застройщик, как известно, по отношению к подрядным организациям выступает заказчиком проектировочных и строительных работ. Следовательно, счета-фактуры выписываются в его адрес (а не в адрес инвестора — фактического «приобретателя» работ).

Вместе с тем действительным «приобретателем» проектировочных и строительных работ является инвестор, ведь на его средства приобретаются работы, необходимые для реализации инвестиционного проекта. Следовательно, право на вычет возникает не у заказчика-застройщика, а у инвестора. Чтобы у инвестора возникло право на вычет, необходим документ. Этим документом является сводный (т.е. на все затраты) счет-фактура, который составит для него заказчик-застройщик на основании счетов-фактур, полученных в свое время от подрядных организаций.

Таким образом, инвестор имеет полное право требовать от заказчика-застройщика перевыставления затрат. То есть он может требовать не только счет-фактуру на услуги заказчика-застройщика, но и сводный счет-фактуру на стоимость затрат, произведенных в ходе реализации инвестиционного проекта. Данный вывод подтвержден и Минфином России в Письме от 24.05.2006 N 03-04-10/07.

И напоследок хотелось бы обратить ваше внимание на один интересный момент. Если посмотреть Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, то п. 26 был исключен из них еще в 2004 г. Этот пункт звучал так:

«Счета-фактуры, в которых продавцы указывают работы или услуги других продавцов, оплачиваемые покупателем сверх стоимости товаров, регистрируются в книге продаж только в части стоимости этих товаров».

Как видим, Правительство РФ ранее официально разрешало выписывать счета-фактуры, в которых содержались и перевыставленные суммы затрат. При этом логично, что продавец товаров не исчислял НДС с этих затрат. Поэтому понятен смысл п. 26, регламентирующего включать в книгу продаж только стоимость товаров (без учета стоимости работ и услуг сторонних организаций).

Но в настоящее время этот пункт не действует. Что это означает?

Ответить на этот вопрос довольно сложно. Остается лишь догадываться, что Правительство РФ своими действиями фактически дало понять, что продавец не должен перевыставлять стоимость услуг и работ сторонних организаций своим покупателям.

А.Исанова

Налоговый консультант

Агентский договор на первыставление электроэнергии

Порядок определения места реализации работ (услуг) для целей исчисления и уплаты НДС определен статьей 148 НК РФ. В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 данной статьи местом реализации услуг по перевозке и/или транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и/или транспортировкой признается Российская Федерация при соблюдении двух условий:

  • услуги оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями;
  • пункт отправления и/или пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Таким образом, в отношении услуг по перевозке грузов по территории РФ либо перевозке грузов, вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию Российской Федерации, а также транспортно-экспедиционному обслуживанию данных грузов, оказываемых российскими субъектами предпринимательской деятельности, местом реализации услуг признается Российская Федерация.

Местом оказания услуг как по перевозке грузов, так и их транспортно-экспедиционному обслуживанию Российская Федерация не признается в следующих случаях (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ):

  • оказания услуг российской организацией, если пункт отправления и пункт назначения расположены вне пределов РФ;
  • оказания услуг иностранной фирмой независимо от места расположения начального и (или) конечного пункта перевозки.

Дополнительно следует отметить, что по услугам (работам), непосредственно связанным с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита*, оказываемых (выполняемых) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности признается территория Российской Федерации (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ), но при этом применяется ставка 0 % (подробнее об этом см. далее).

Примечание:
* Международный таможенный транзит — таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 167 ТК РФ).

В соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 статьи 154 НК РФ, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг). Как отмечалось ранее*, размер дохода по договору транспортной экспедиции может быть определен двумя способами:

  • исходя из полной стоимости договора;
  • в виде вознаграждения.

Примечание:
* Правовой анализ определения размера дохода по договору транспортной экспедиции приведен в статье, опубликованной в статье И.А. Баймаковой «Договор транспортной экспедиции: проблемы налогообложения».

С учетом принятого в организации порядка формирования дохода налогоплательщику при определении налоговой базы по НДС следует руководствоваться статьей 156 либо статьей 157 НК РФ.

В случае, если организация по договору транспортной экспедиции выполняет услуги перевозчика, то необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 157 НК РФ, согласно которому при осуществлении перевозок грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортном налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее суммы налога). По мнению автора, в таком же порядке необходимо исчислять налоговую базу и по договору транспортной экспедиции, если стоимость услуг транспортной экспедиции определяется как общая сумма договора.

При осуществлении посреднических услуг по договору транспортной экспедиции для правильного определения налоговой базы следует обратиться к статье 156 НК РФ «Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров».

Как показывает практика, в большинстве случаев ни налоговые органы, ни суды категорично не возражают против применения данной нормы НК РФ при определении налоговой базы в подобной ситуации, несмотря на то обстоятельство, что договор транспортной экспедиции среди вышеуказанных договоров не поименован.

Например, категоричные выводы, подтверждающие изложенную позицию, были сделаны в постановлениях ФАС ВВО от 19.03.2007 по делу № А31-384/2006-15 и № А31-11508/2005-19: «особенности определения налоговой базы (по НДС) налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, в том числе договора транспортной экспедиции, предусмотрены в статье 156 НК РФ». Таким образом, в соответствии с частью первой пункта 1 указанной статьи налоговая база по договору транспортной экспедиции определяется как сумма дохода, полученная в виде вознаграждения.

Ставка по НДС в размере 0 % применяется в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом абзацем вторым рассматриваемой нормы предусмотрено, что «положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги)».

При этом ставка НДС в размере 0 % применяется к стоимости всей услуги по организации перевозки, оказываемой налогоплательщиком как на территории иностранного государства, так и на территории Российской Федерации. Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 04.08.2006 № 03-04-08/175.

Таким образом, с учетом изложенного выше порядок обложения НДС российских организаций и предпринимателей при оказании услуг по перевозке грузов, а также оказания услуг транспортной экспедиции можно представить в следующей таблице:

Маршрут

Место реализации

Ставка НДС

Основание

Пункт отправления и пункт назначения расположены на территории РФ

РФ

18 %

п. 4.1 п. 1 ст. 148, п. 3 ст. 164 НК РФ

Пункт отправления или пункт назначения расположены вне территории РФ

РФ

0 %

п. 4.1 п. 1 ст. 148, подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ

Пункт отправления и пункт назначения расположены вне пределов территории РФ

Не РФ

подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ

Дополнительно стоит отметить, что применение ставки НДС в размере 0 % законодательством о налогах и сборах также предусмотрено:

  • в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • в отношении работ (услуг), выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг) (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ).

На первый взгляд, рассмотренный порядок исчисления и уплаты НДС при оказании услуг по договору транспортной экспедиции выглядит простым и понятным. Вместе с тем анализ арбитражной практики показывает, что количество рассмотренных судами споров данной категории значительно. Причем проблемы возникают не только у экспедиторов, но и у заказчиков данных услуг. Рассмотрим наиболее спорные моменты.

Перевыставление счетов за электроэнергию

Как показывает практика, ранее нулевая ставка по НДС применялась в основном организациями-перевозчиками, в том числе при оказании услуг по договору транспортной экспедиции. С учетом внесенных в НК РФ изменений (исключения требования о выполнении работ/оказании услуг российскими перевозчиками) с 1 января 2006 года действующее законодательство о налогах и сборах не ограничивает каким-либо образом круг субъектов предпринимательской деятельности, правомочных применять ставку НДС в размере 0 % при оказании услуг по перевозке и/или транспортно-экспедиционному обслуживанию. Следовательно, в таких условиях уже не должны возникать вопросы о правомерности применения нулевой ставки по НДС экспедиторами, оказывающими исключительно посреднические услуги.

Однако налоговые органы не всегда считают такой подход правомерным. Так, например, в постановлении ФАС МО от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07 по делу № А41-К2-7034/07 отмечено следующее:

«По мнению инспекции, поскольку само общество не оказывало услуги по перевозке, а только заключало от своего имени договоры на организацию перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении с перевозчиками грузов, то такая деятельность общества является посреднической. Поэтому налоговый орган считает, что заявитель неверно определяет налоговую базу по НДС, необоснованно применяя налоговую ставку 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренную пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, вместо п. 1 ст. 156 НК РФ».

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что деятельность общества по транспортно-экспедиционному обслуживанию является самостоятельным видом деятельности и положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяются на работы (услуги) по организации перевозок грузов, осуществляемых как организациями-перевозчиками, так и посредниками.

Можно предположить, что количество споров, связанных с правомерностью применения экспедиторами, не являющимися перевозчиками, нулевой ставки по НДС уменьшится с выходом Определения ВАС РФ от 10.01.2008 № 17600/07. Вынося данное Определение, судьи указали, что «перечень работ (услуг), а также организаций, имеющих право их выполнять (оказывать) не имеет исчерпывающего характера и связан с обеспечением доставки груза до получателя». С учетом данного обстоятельства суды пришли к выводу, что экспедиторские услуги непосредственно связаны с обеспечением доставки груза до получателя, поэтому их реализация облагается НДС по налоговой ставке 0 % в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Кроме того, заслуживает внимания Определение ВАС РФ от 30.11.2007 № 16092/07. В рамках данного дела было установлено, что общество, выступая экспедитором, осуществляло услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке экспортируемых и импортируемых товаров, применяло по данным операциям налоговую ставку 0 процентов в соответствии со ст. 164 НК РФ. По мнению инспекции, экспедитор вправе претендовать на применение ставки 0 % «лишь по работам и услугам, выполненным в отношении экспортированных товаров собственными силами». Принимая решение в пользу налогоплательщика, суд указал, что НК РФ «не устанавливает ограничений, связанных с личным выполнением таких услуг лицом, заключившим договор транспортной экспедиции».

Кроме того, в Определении дополнительно отмечено, что «положения НК РФ согласуются с правилами статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, включающей в обязанности экспедитора не только выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, но и организацию их выполнения». Аналогичная позиция высказана также в постановлении ФАС СКО от 08.07.2008 № Ф08-3671/2008.

опубликовано: № 42 (852) — октябрь 2008, добавлено: 22.10.2008

Тематики: Налог на прибыль организаций

Показано только начало документа. Для просмотра всего текста необходимо оформить подписку на журнал АМБ-Экспресс:

Организация занимается оптовой торговлей (общая система налогообложения).

При доставке товара мы предъявляем транспортные услуги покупателю в одном счете-фактуре и одной накладной формы ТОРГ-12 отдельной строкой. Акт выполненных работ мы не выставляем. При этом транспортные услуги мы перепредъявляем покупателю, так как своего транспорта нет, есть договор с поставщиком на оказание транспортных услуг.

Необходимо ли выставлять покупателю акт выполненных работ на транспортные услуги или достаточно указать их в накладной формы ТОРГ-12 вместе с товаром?

В № 29 «А-Э» мы подробно писали об учете транспортных расходов поставщика.

В законе нет четких указаний, касающихся последовательности перевыставления счетов. Не оговорены и нюансы принятия к вычету НДС. Но нужно обязательно ориентироваться на положения законов, косвенно касающихся правил перевыставления, на судебную практику. Это позволит уменьшить риск появления претензий от уполномоченных органов.

Есть общие нормы, касающиеся перевыставления счетов. В частности, нужно обязательно подтвердить траты, понесенные посредником за счет заказчика. Для этого используются документы. Соответствующее правило оговорено в пунктах 1-2 статьи 1008 ГК РФ.

Главные правила реализации продукции через посредника:

  • Если в продаже товара участвует посредник, данные о нем прописываются в счете на оплату. Счет оформляется в нескольких экземплярах.
  • Копия счета выдается заказчику.
  • Заказчик должен составить счет-фактуру, который нужен посреднику.

При оформлении счета-фактуры (СФ) в первой строке документа прописываются его номер и дата заполнения. Нужно зафиксировать дату подачи счета агенту. Принципалу необходимо внести отметку на основании счета-фактуры в книге покупок.

В рамках рассматриваемых сделок доходом будет считаться агентское вознаграждение. То есть именно с него будет уплачиваться НДС. Соответствующие положения содержатся в статьях 41, 153 НК РФ.

Перевыставление СФ – процедура, которая регламентируется этими нормативными актами:

  • Статья 169 НК РФ. В ней указано, что счета-фактуры могут выставляться агентами, продающими товары/услуги от собственного имени.
  • Статьи 171, 172, 169 НК РФ. В этих статьях указаны условия вычета НДС. В частности, это следующие обстоятельства: принятие продукции на учет, использование в работе, облагаемой НДС, или использование под перепродажу, получение от поставщика счета-фактуры.
  • Статья 1011 ГК РФ. СФ сначала заполняется на агента.

При заполнении нужно учитывать положения Правительственного Постановления №1137 от 26 декабря 2011 года.

Агент может от собственного имени реализовывать продукцию принципала при наличии поручения последнего. В этом случае нужно проделать следующие действия:

  • Заполнение двух СФ.
  • Одна бумага направляется приобретателю.
  • Вторая бумага регистрируется в журнале учета СФ.
  • Регистрировать документ в книге продаж не требуется.
  • Значения СФ направляются принципалу.

Принципал при получении значений от агента осуществляет эти действия:

  • Выставление на имя агента СФ.
  • Регистрация счета в книге продаж.

Все эти сведения нужно зафиксировать в части 2 журнала СФ.

Если продукция покупается для принципала, порядок создания счетов-фактур будет другим:

  1. СФ на имя агента выставляется поставщиком.
  2. Документ регистрируется в книге продаж.
  3. Агент заносит счет во вторую часть журнала учета СФ.
  4. Агент от собственного имени заполняет СФ с такими же значениями в адрес принципала. В строке «продавец» фиксируется действительный поставщик.
  5. Агент заносит СФ в часть 1 учетного журнала.

Последний шаг – регистрация принципалом СФ, ранее выданной агентом. Для регистрации используется книга покупок.

Рассмотрим схему заполнения СФ посредниками (ими могут быть, к примеру, застройщики, экспедиторы):

  • Строка 1 – дата создания СФ агентом.
  • Стр. 1а – номер исправления, занесенного в СФ.
  • Стр. 2 – название фирмы-продавца.
  • Стр. 2а – адрес продавца, содержащийся в ЕГРЮЛ, адрес экспедитора.
  • Стр. 2б – ИНН и КПП продавца.
  • Стр. 3 – название грузоотправителя (должно соответствовать информации, зафиксированной в учредительной документации).
  • Стр. 4 – название получателя груза (если СФ составляется на услуги, в строках проставляется прочерк).
  • Стр. 5 – реквизиты платежных бумаг о перечислении денег агентом продавцу.
  • Стр. 6 – название покупателя.
  • Стр. 6а – адрес покупателя, зафиксированный в ЕГРЮЛ.
  • Стр. 6б – ИНН и КПП приобретателей.
  • Стр. 7 – название валюты, которая фигурирует в сделке.
  • Стр. 8 – эту строку нужно заполнять только при выставлении СФ при работе над государственным контрактом.
  • Графа 1 – название товаров.
  • Гр. 1а – код вида продукции.
  • Гр. 2– единица измерения (если ее нет, проставляется прочерк).
  • Гр. 3 – объем продукции.
  • Гр. 4 – цена продукции.
  • Гр. 5 – стоимость всей продукции.
  • Гр. 6 – суммы акциза, если это подакцизная продукция.
  • Гр. 7 – ставка по налогам.
  • Гр. 8 – НДС.
  • Гр. 9 – цена всей продукции.
  • Гр. 10 – государство, в котором изготовлена продукция (нужно указать код и краткое название).
  • Гр. 11 – эта графа заполняется тогда, когда государство происхождения продукции – не Россия.

К СВЕДЕНИЮ! Агент является элементом между принципалом и торговцем. Он обязан перевыставлять СФ. Агент, торгующий от собственного лица, фиксирует себя в роли продавца в СФ. На основании счета покупатель имеет право заявить НДС-вычет. Если агент покупает продукцию по велению принципала, при перевыставлении нужно прописать в строках 2, 2а и 2б сведения о поставщике.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *