- Экономика

Изменения в законе о микрофинансовых организациях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в законе о микрофинансовых организациях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Что касается нового закона, то в нём установлено два новых вида МФО — микрофинансовая компания и микрокредитная компания. В соответствии с п. 2.1 и 2.2 п. 2 ст. 2 микрофинансовая компания — это организация, осуществляющая деятельность с учётом ограничений, установленных в п. 1 и 2 ст. 12 закона, удовлетворяющая требованиям как законодательства, так и нормативных актов Центробанка, в первую очередь, в плане собственных средств (капитала). Важной характеристикой микрофинансовой компании является возможность привлечения для осуществления своей деятельности денежных средств от физических лиц, не являющихся её участниками (акционерами).

Минимальный размер собственных средств (капитала) для микрофинансовой компании устанавливается в 70 миллионов рублей.

Микрокредитная организация — это такая МФО, деятельность которой ограничена п. 1 и 3 ст. 12 закона и она не имеет права привлекать для осуществления своей деятельности средства физических лиц, не являющихся её участниками (акционерами).

Микрофинансовым организациям, которые только что переоформили свои учредительные документы и внесли, в соответствии с ранее действовавшим законодательством, изменения в наименование организации, теперь придётся повторить процедуру, так как п. 16 ст. 5 закона требует, чтобы в названии компании теперь был отражён её статус — либо «микрофинансовая компания», либо «микрокредитная компания».

Значительный раздел посвящён изменениям в процедурах ликвидации и банкротства микрофинансовых организаций, но для тех компаний, которые собираются продолжать своё существование, самыми важными являются следующие основания для лишения статуса МФО:

1) неоднократное в течение года нарушение требований двух законов: «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и «О потребительском кредите (займе)», а также актов Банка России;

2) осуществления МФО деятельности, запрещённой законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»;

3) неоднократного в течение года нарушения некоторых положений закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

4) неоднократного в течение года представления МФО существенно недостоверных отчётных данных;

5) непредоставления в течение года ни одного микрозайма;

6) неоднократного в течение года снижения собственных средств микрофинансовой компании ниже 70 миллионов рублей либо наличие менее этой суммы в течение 180 календарных дней.

Наиболее существенные изменения внесены в ст. 12, которая устанавливает общие ограничения для микрофинансовых организаций. Эта статья разделена на три пункта, из которых первый устанавливает требования ко всем микрофинансовым организациям, второй — к микрофинансовым компаниям и третий — к микрокредитным компаниям.

Закон о микрофинансовых организациях 2019 — последние изменения

Общие требования ко всем микрофинансовым организациям сформулированы через запреты. Всем МФО запрещается:

1) предоставлять любым образом обеспечение по обязательствам своих учредителей (участников, акционеров). Не допускается ни поручительство, ни предоставление залогов в их интересов, безотзывных гарантий и т.п.

2) отчуждать любое имущество, находящееся в собственности МФО и составляющее более 10% балансовой стоимости, без согласия высшего органа управления (общего собрания, единственного участника).

3) выдавать займы в иностранной валюте.

4) в одностороннем порядке изменять размер процентных ставок или порядок их определения, комиссионное вознаграждение и сроки действия договоров микрозайма с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами.

5) в одностороннем порядке увеличивать размер процентных ставок или изменять порядок их определения, сокращать срок их действия, увеличивать или устанавливать комиссионное вознаграждение по договорам микрозайма с физическими лицами.

6) применять к заёмщику — не юридическому лицу штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма.

7) осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (оказывать брокерские, регистраторские услуги).

8) выдавать заёмщику — индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу микрозаймы, если сумма основного долга превысит 3 миллиона рублей.

9) начислять заёмщику — физическому лицу проценты и иные платежи по краткосрочному (менее года) договору потребительского займа, кроме неустойки и платежей за услуги, если сумма процентов и иных платежей достигнет четырёхкратной суммы займа. Это условие должно быть отражено на первой странице такого договора перед таблицей, содержащей условия договора.

10) использовать похожее фирменное наименование с ранее зарегистрированной не аффилированной микрофинансовой организацией. Это требование установлено в ответ на многочисленное «клонирование» микрофинансовых организаций в реестре.

Микрофинансовая компания

Микрокредитная компания

Вправе привлекать займы: от учредителей

Вправе привлекать денежные средства только от учредителей либо от юридических лиц

— от прочих займодавцев — от 1,5 миллиона рублей

— от приобретателей облигаций разного вида

Выдавать физическому лицу микрозаймы на сумму основного долга до 1 миллиона рублей

Выдавать физическому лицу микрозаймы на сумму основного долга до 500 тысяч рублей

В 2019 году ограничения и требования к МФО были перенесены в ФЗ (Федеральный закон) №353 от 21.12.2013 года. Одновременно они были существенно ужесточены. Так как новый закон о микрозаймах о начислении процентов включает в себя множество различных изменений, поправки принимались постепенно. В частности – в три этапа, один – в январе текущего года, второй – летом, в июле и в окончательной редакции все заработает только с 2020 года.

Вводится дополнительное ограничение по максимальной ставке. Это уже касается всех остальных типов микрокредитов, а не только тех, которые выдаются в сумме до 10 тысяч рублей на 15 дней. Лимит по ставке составляет 1,5% в сутки. У МФО больше нет возможности устанавливать огромный процент. Раньше ставка могла достигать 750% годовых, что составляло более 2% в сутки. Например, если клиент оформил в феврале заем на 50 тысяч рублей на 3 месяца, то заплатит он не больше 135% от суммы. Это все равно существенная переплата, но это все же существенно меньше, чем было раньше. Таким образом, микрокредиты стали более выгодными для населения. Это может привлечь больше потенциальных заемщиков. И хоть выдавать им кредиты станет не так выгодно, это будет сполна компенсироваться повышенными оборотами.

Несмотря на ограничение по процентной ставке, вводится дополнительный лимит на общую сумму переплаты по любым кредитам, оформляемым на срок менее 1 года. Вне зависимости от условий, выставленных компанией, размера штрафа и других особенностей, переплата не может составлять более 250% от тела кредита. Примечательно, что это уже вместе со всеми возможными штрафами. Так, например, если человек взял кредит в сумме 50 тысяч рублей, то уже за 3 месяца он должен переплатить, как показано выше, 135% от суммы. Проще говоря, вернуть придется около 117 тысяч рублей. За следующие 3 месяца (всего пройдет полгода) размер переплаты должен вырасти до 270%, но фактически он будет заморожен на стадии 250%. При этом, даже если остаток года заемщик не будет выполнять свои обязательства и не будет погашать задолженность, никакие штрафы уже начисляться не будут. Проще говоря, если взять 50 тысяч рублей в долг менее чем на 12 месяцев, то в конечном итоге переплата не будет выше 175 тысяч рублей.

Начиная с января 2019 года, заниматься кредитованием населения могут только те компании, которые позиционируют свою деятельность как «выдача потребительских займов» и, как следствие, имеют все соответствующие лицензии. Любые другие МФО, которые так или иначе обходили закон, больше не смогут официально заниматься кредитованием населения в любой форме. Такая мера существенно снизит число действующих на рынке компаний и, автоматически, сделает получение займа более сложной задачей. С другой стороны, останутся только те фирмы, которые стараются честно вести дела и не ориентированы на прямой обман своих клиентов. Для заемщиков это плюс, пусть и достаточно условный. Примечательно что, если компания проигнорирует данное требование, ее никто не будет закрывать. Зато она автоматически лишается права требовать возврат долга любым способом, начиная от коллекторов и заканчивая судебным разбирательством.

Взыскать задолженность с клиентов теперь будет существенно сложнее. Не секрет, что большинство МФО не имеют собственной службы взыскания. Они предпочитают продавать права требования по выданному кредиту коллекторам, которые самостоятельно «выбивают» деньги с должника. Теперь продажа будет возможна только в том случае, если покупатель имеет соответствующую лицензию и официально занимается своей деятельностью (что существенно ограничивает возможности по давлению на заемщика). Также останется возможность продажи права требования физическим лицам, но только и исключительно с разрешения должника. МФО больше не смогут продавать такие права по собственному усмотрению. Специалисты считают, что данные ограничения могут негативно сказаться на условиях предоставления займов и сделают их получение более сложной задачей. Кроме того, есть мнение, что клиентов будут в обязательном порядке заставлять подписывать разрешение на продажу права требования еще на момент оформления займа.

Рассматриваемый федеральный закон об МФО, как уже было сказано выше, вступает в силу постепенно. Так, например, начиная с 01.07.2019 года, максимальная ставка по кредиту, ранее, еще в январе установленная на уровне 1,5%, снижается до максимума в 1% за день. Также уменьшается максимальная сумма переплаты с 250% до 200%. Если человек оформил кредит в июле 2019 года на полгода он заплатит не более 200%. Например, если взять 50 тысяч рублей, то всего за год переплата не может быть больше 150 тысяч рублей. Если взять ту же сумму всего на 1 неделю, то заплатить придется всего на 7% больше (на 3500 рублей).

Статья 11. Правовое положение микрофинансовой организации

1. Микрофинансовая организация (за исключением кредитного товарищества) создается в организационно-правовой форме акционерного общества или хозяйственного товарищества.

2. Микрофинансовой организации запрещается выпускать облигации, за исключением выпуска облигаций для целей их размещения на организованном рынке ценных бумаг Республики Казахстан и (или) допуска к торгам на фондовой бирже, функционирующей на территории Международного финансового центра «Астана».

Сноска. Статья 11 в редакции Закона РК от 03.07.2019 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

Статья 12. Формирование уставного капитала микрофинансовой организации

1. Учредители микрофинансовой организации обязаны полностью оплатить минимальный размер уставного капитала создаваемой микрофинансовой организации к моменту ее государственной регистрации (перерегистрации).

2. Минимальный размер уставного капитала микрофинансовой организации устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа.

3. Уставный капитал микрофинансовой организации формируется исключительно деньгами в национальной валюте Республики Казахстан.

Статья 13. Наименование микрофинансовой организации

1. Наименование микрофинансовой организации (за исключением кредитного товарищества и ломбарда) должно в обязательном порядке содержать слова «микрофинансовая организация» или аббревиатуру «МФО».

1-1. Наименование кредитного товарищества или ломбарда должно в обязательном порядке содержать соответственно слова «кредитное товарищество» или «ломбард».

2. Юридическое лицо, не зарегистрированное в качестве микрофинансовой организации, кредитного товарищества, ломбарда, не имеет право использовать в своем наименовании слова «микрофинансовая организация», «кредитное товарищество», «ломбард», производные от них слова или аббревиатуры, предполагающие, что оно осуществляет деятельность по предоставлению микрокредитов.

Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными Законом РК от 03.07.2019 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

Статья 14. Учетная регистрация микрофинансовых организаций и требования, предъявляемые к руководящим работникам и учредителям (участникам) микрофинансовой организации

Примечание ИЗПИ!
Статья 14 предусмотрена в новой редакции в соответствии с Законом РК от 03.07.2020 № 359-VI (вводится в действие с 01.01.2021).
Сноска. Заголовок статьи 14 в редакции Закона РК от 03.07.2019 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

1. Юридическое лицо, имеющее намерение осуществлять деятельность по предоставлению микрокредитов, подлежит учетной регистрации в течение шести месяцев со дня его государственной регистрации (перерегистрации) в Государственной корпорации «Правительство для граждан» в качестве микрофинансовой организации, кредитного товарищества, ломбарда.

1-1. Для прохождения учетной регистрации микрофинансовая организация представляет в уполномоченный орган заявление и иные документы, перечень которых устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа.

2. Правила прохождения учетной регистрации микрофинансовых организаций, а также ведения и исключения из реестра микрофинансовых организаций разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом.

3. Уполномоченный орган рассматривает заявление для прохождения учетной регистрации в течение десяти рабочих дней со дня представления полного пакета документов.

4. В срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, уполномоченный орган обязан внести микрофинансовую организацию в реестр микрофинансовых организаций и уведомить ее о данном решении либо дать мотивированный ответ в письменном виде о причинах отказа в учетной регистрации.

5. Реестр микрофинансовых организаций, прошедших учетную регистрацию, размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа.

6. Руководящими работниками микрофинансовой организации признаются первый руководитель и члены исполнительного органа (коллегиального или единоличного), члены наблюдательного совета (при наличии), члены совета директоров (при наличии), главный бухгалтер.

Статья 26. Пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты, устанавливаемые для микрофинансовой организации

В состав пруденциальных нормативов и иных обязательных для соблюдения норм и лимитов входят:

1) минимальный размер уставного капитала;

2) минимальный размер собственного капитала;

3) достаточность собственного капитала;

4) максимальный размер риска на одного заемщика;

5) коэффициент левереджа.

Статья 27. Компетенция уполномоченного органа и Национального Банка Республики Казахстан

Сноска. Заголовок статьи 27 с изменением, внесенным Законом РК от 03.07.2019 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

Уполномоченный орган:

Примечание ИЗПИ!
Подпункт 1) предусмотрен в новой редакции в соответствии с Законом РК от 03.07.2020 № 359-VI (вводится в действие с 01.01.2021).

1) проводит учетную регистрацию;

2) ведет реестр микрофинансовых организаций;

3) разрабатывает и утверждает пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению микрофинансовой организацией нормы и лимиты, методику их расчетов в отношении соответствующего вида микрофинансовой деятельности;

4) исключен Законом РК от 03.07.2019 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020);

4-1) утверждает порядок расчета и предельное значение коэффициента долговой нагрузки заемщика микрофинансовой организации (за исключением кредитного товарищества и ломбарда);

4-2) утверждает перечень документов, необходимых для получения микрокредита, а также порядок ведения кредитного досье по договору о предоставлении микрокредита, указанному в пункте 3-1 статьи 4 настоящего Закона;

4-3) по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Казахстан утверждает порядок организации деятельности ломбардов, включая вопросы хранения вещей в ломбарде, установления требований по обеспечению безопасности и технической укрепленности помещений ломбардов, мер по противодействию обороту в ломбардах незаконно добытых вещей;

Примечание ИЗПИ!
Статью 27 предусмотрено дополнить подпунктом 4-4 в соответствии с Законом РК от 03.07.2020 № 359-VI (вводится в действие с 01.01.2021).

5) разрабатывает и утверждает по согласованию с государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, правила осуществления классификации активов и условных обязательств по предоставленным микрокредитам и создания провизии (резервов) против них;

6) осуществляет проверку деятельности микрофинансовой организации;

6-1) осуществляет контроль за соблюдением микрофинансовыми организациями требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

Примечание ИЗПИ!
В подпункт 7) предусмотрены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.2020 № 359-VI (вводится в действие с 01.01.2021).

7) подает иск в суд о принудительной реорганизации либо ликвидации:

микрофинансовых организаций в случае невыполнения требования, предусмотренного пунктом 5 статьи 16 настоящего Закона;

юридических лиц, зарегистрированных в качестве микрофинансовых организаций, кредитных товариществ, ломбардов, не прошедших учетную регистрацию в соответствии с пунктом 1 статьи 14 настоящего Закона, а также не выполнивших требования, предусмотренные частями первой и третьей пункта 2 статьи 15 настоящего Закона;

юридических лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению займов (за исключением лиц, зарегистрированных в качестве кредитных товариществ, ломбардов, а также микрофинансовых организаций, прошедших учетную регистрацию и внесенных в реестр микрофинансовых организаций), не прошедших государственную регистрацию (перерегистрацию) в качестве микрофинансовой организации в соответствии с настоящим Законом;

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о микрофинансовых организациях

Нарушение законодательства Республики Казахстан о микрофинансовых организациях влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 31. Переходные положения

1. Микрокредитные организации, за исключением некоммерческих микрокредитных организаций, в срок до 1 января 2016 года подлежат государственной перерегистрации в соответствии с законами Республики Казахстан.

В случае несоблюдения требования, установленного настоящим пунктом, микрокредитные организации подлежат принудительной реорганизации либо ликвидации в соответствии с законами Республики Казахстан.

2. Некоммерческие микрокредитные организации в срок до 1 января 2016 года подлежат реорганизации либо ликвидации в соответствии с законами Республики Казахстан.

Примечание ИЗПИ!
Пункт 3 предусмотрено исключить Законом РК от 03.07.2020 № 359-VI (вводится в действие с 01.01.2021).

3. Микрокредитная организация, перерегистрированная либо преобразованная в микрофинансовую организацию, для прохождения учетной регистрации в соответствии со статьей 14 настоящего Закона дополнительно представляет в уполномоченный орган копию налоговой декларации за последние три года, отражающей доходы по выданным микрокредитам и исчисленную сумму корпоративного подоходного налога.

Примечание ИЗПИ!
Пункт 4 предусмотрено исключить Законом РК от 03.07.2020 № 359-VI (вводится в действие с 01.01.2021).

4. Микрокредитные организации до 1 января 2016 года руководствуются в своей деятельности нормами, предусмотренными в подпунктах 2) – 5) и 8) статьи 1, пунктах 2 и 3 статьи 2, статье 3, пунктах 1, 3 и 4 статьи 4, пунктах 1 и 3 статьи 5, статье 6, пункте 1, подпунктах 1) – 6) и 12) пункта 2, пункте 3 статьи 7, статьях 8-10, пункте 2 статьи 11, пункте 3 статьи 12, статьях 17 и 18, подпунктах 1) – 9) и 12) пункта 1 статьи 19, статьях 20, 21 и 23, пункте 2 статьи 24, статьях 25, 30 и 31 настоящего Закона.

Действие пункта 3 статьи 12 настоящего Закона не распространяется на некоммерческие микрокредитные организации.

Примечание ИЗПИ!
Пункт 5 предусмотрено исключить Законом РК от 03.07.2020 № 359-VI (вводится в действие с 01.01.2021).

5. Микрокредитные организации до 1 января 2016 года вправе осуществлять классификацию активов и условных обязательств по предоставленным микрокредитам и создавать против них провизии (резервы) в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом по согласованию с государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Примечание ИЗПИ!
Пункт 6 предусмотрено исключить Законом РК от 03.07.2020 № 359-VI (вводится в действие с 01.01.2021).

6. До 1 января 2016 года уполномоченный орган рассматривает заявление для прохождения учетной регистрации в течение тридцати рабочих дней со дня представления полного пакета документов, предусмотренных статьей 14 настоящего Закона и пунктом 3 настоящей статьи.

По мнению финансовых аналитиков, количество МФО, насчитывающихся на конец 2018 года согласно статистических данных порядка 2000 организаций в России, сократиться в несколько раз. Оставшиеся организации должны будут переориентироваться на предоставление длительных займов на крупные суммы, что приравнивается к банковской деятельности.

С 12 октября 2020 года:

  • Уточнены виды деятельности, которыми вправе заниматься ломбарды;
  • Определены надзорные полномочия Банка России;
  • Определены особенности и ограничения в отношении деятельности по предоставлению потребительских займов ломбардами;
  • Изменен порядок реализации невостребованного имущества;

С 11 января 2021 года:

  • Изменено понятие ломбарда;
  • Определены требования к органам управления ломбарда;
  • Определены требования к акционерам (участникам) ломбарда;
  • Установлено требование о внесении сведений об организации в государственный реестр ломбардов и устанавливается порядок внесения сведений;

С 10 июля 2021 года:

  • Установлены новые требования к залоговому билету и договору займа.

Закон о микрофинансовых организациях в 2019 году

С 12 октября 2020 года:

  • Установлены новые основания для отказа в исключении сведений об организации из государственного реестра МФО;
  • Определены новые обязанности микрофинансовой организации в отношении Банка России;
  • Определены новые полномочия Банка России в отношении микрофинансовой организации.

С 11 января 2021 года:

  • Изменен порядок внесения сведений об организации в государственный реестр МФО;
  • Установлены новые основания для отказа в исключении сведений об организации из государственного реестра МФО (дополнительно к основаниям, установленным с 12.10.2020);
  • Установлен новый порядок предоставления отчетности.

С 10 июля 2021 года:

  • Банку России предоставлены полномочия по определению перечня информации, необходимой для раскрытия микрофинансовой организацией в местах оказания услуг, в том числе на официальном сайте.

С 12 октября 2020 года:

  • Изменено понятие кредитного потребительского кооператива;
  • Изменены требования к уставу;
  • Определены новые полномочия Банка России в отношении КПК;
  • Установлены принципы общности КПК;
  • Предъявлены новые требования к членам КПК и изменен порядок вступления в члены КПК;
  • Изменен порядок выхода из членов КПК;
  • Изменен порядок проведения общего собрания членов КПК;
  • Определены новые полномочия правления кооператива и единоличного исполнительного органа;
  • Внесены изменения относительно деятельности по привлечению денежных средств.

С 11 января 2021 года:

  • Изменен порядок предоставления отчетности;
  • Определены новые полномочия Банка России.

С 10 июля 2021 года:

  • Установлено требование о передачи сведений, содержащихся в реестре членов кредитного кооператива (пайщиков), в Банк России.

С 13 октября 2021 года:

  • Установлены ограничения в отношении кооперативов, осуществляющих деятельность на основании территориального принципа.

С 12 октября 2020 года:

  • Определена цель создания СКПК;
  • Определены требования к наименованию СКПК;
  • Определены новые полномочия Банка России.

С 11 января 2021 года:

  • Определены требования к должностным лицам СКПК;
  • Изменен порядок направления отчетности.

Как уже говорилось выше, последние изменения вносились в закон 1 мая 2017 года. Статья 7 была дополнена новым абзацем.

Статья 7

Ч 1 ст 7 изложена в новой редакции. Абзац перечисляет ситуации, в которых Банк России удаляет информацию о юридическом лице из государственного реестра.

К исключению из реестра могут привести следующие обстоятельства:

  • Микрофинансовая организация была ликвидирована;
  • Микрофинансовая компания получила статус банка с начальной лицензией;
  • Сотрудники МФО получили заявление в соответствии с частью 1.4 настоящей статьи.

Поправки были внесены в пункты: 1.10, 1.11, 1.12, 1.13.

Чтобы получить статус банка с базовой лицензией или небанковской кредитной компании, в Банк России предоставляются специальные документы. Во время сбора официальных бумаг и оформления ряда документов запрещается привлекать денежные средства физических лиц и индивидуальных предпринимателей, если они не являются учредителями этой компании.


Управляющим компаниям, региональным операторам по обращению с ТКО, специализированным потребкооперативам, ресурсным организациям запрещено передавать коллекторским агентствам просроченную задолженность граждан по жилищно-коммунальным платежам. Заключенный в таком случае договор об уступке будет ничтожным.

Право требования можно уступать только профессиональным участникам рынка ЖКХ.

Также запрещено погашать долги за счет соседей. Каждый собственник отвечает только по своим обязательствам.

Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования.

Закон о микрофинансовых организациях

Федеральный закон № 151 «О микрофинансовых организациях» гласит, что компании, которые имеют отличную репутацию, связанную с документацией и прочее, а главное, занесенные в специальный реестр, будут автоматически принимать статус МКК. Есть возможность переоформить на МФК, по желанию. То есть, формально, МФО перестанут существовать, а что касается условий кредитования, в 2019 году скорее всего будут снижены ставки по займам в обязательном порядке.

С даты своего принятия закон изменялся и дополнялся более 10 раз, последние изменения были внесены в мае 2017 года. Они коснулись статуса МФК. В основном они касаются соблюдения установленных нормативов.

Распространение микрофинансовых компаний, их популяризация и востребованность повлекли за собой необходимость узаконить их деятельность. Закон об МФО определяет основы регулирования микрофинансовой деятельности, принципы деятельности МФО. В нем сформированы принципы и условия деятельности компаний, их клиентов-заемщиков и вкладчиков, определены ограничения в деятельности.

19.02.2014

В федеральный закон «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее – Закон) были внесены существенные изменения. Прежде всего, законодатель внес поправки в перечень организаций, осуществляющих денежные операции и операции с имуществом. При этом, некоторые виды организаций были исключены из перечня, а определенные виды внесены в список.

Изменения в законодательстве коснулись исключения из перечня следующих организаций:

— страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;

— религиозные организации, музеи и организации, использующие драгметалллы, драгоценные камни в научно-исследовательских, в медицинских целях, в составе инструментов, и изделиях производственно-технического назначения.

Законодатель добавил определенные виды юридических лиц в перечень организаций, указанных в статье 5 Закона, и тем самым существенно расширил его. В настоящее время действие Закона распространяется на:

— сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

— общества взаимного страхования;

-негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

— операторов связи, оказывающих услуги подвижной радиотелефонной связи.

Поправки, внесенные в Закон, коснулись и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом. Требования положений Закона теперь должны исполняться:

— страховыми брокерами;

— предпринимателями, осуществляющими куплю-продажу драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий и лома таких изделий;

— предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Таким образом, законодатель возлагает обязанности и на организации, и на предпринимателей. Так, при разработке правил внутреннего контроля возникал вопрос: должны ли предприниматели составлять подобные правила. Изменения, внесенные в статью 5 Закона, однозначно решает вопрос с разработкой правил: индивидуальные предприниматели обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и руководствоваться ими в работе.

Помимо разработки правил внутреннего контроля, данные организации также обязаны разработать программу по идентификации клиентов, законодательно основанную на положениях Закона; назначить ответственное лицо за соблюдением правил внутреннего контроля и должностных инструкций; в случае классификации операции с денежными средствами как сомнительной, в течение 3-х дней сообщить о данной сделке в компетентный государственный орган. Перечень обязанностей данных организаций не ограничивается только вышеуказанными условиями. При создании такого рода организаций необходимо учитывать требования положений Закона «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», поскольку статьями Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены значительные по сумме штрафы за нарушение норм Закона.

С 1 января 2014 года были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, в результате внесенных поправок микрофинансовые организации не могут применять упрощенную систему налогообложения и должны находится на общей системе налогообложения.

В последнее время участились проверки микрофинансовых организаций со стороны Службы Банка России по финансовым рынкам. Подобная активизация госоргана, как показывает практика, связана с увеличением количества микрофинансовых организаций, а также с формирование новой структуры в Центробанке – Службы Банка России по финансовым рынкам. Проверке подлежит как сама финансовая деятельность организации, так и учредительные и локальные документы организации. Так, в соответствие с Федеральным законом «О микрофинансовых организациях», устав МФО должен содержать порядок раскрытия информации неограниченному кругу лиц сведений о лицах, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые исполнительными органами микрофинансовой организации. Если учредительные документы организации не содержат подобных сведений и в результате проверки будет обнаружен данный факт, то Служба Банка России обязана вынести предписание об устранении данного нарушения в течение определенного срока. В случае не исполнения предписания госоргана, последний вправе привлечь к административной ответственности организацию.

Таким образом, микрофинансовая организация в своей деятельности должна руководствоваться несколькими федеральными законами, невыполнение требований которых может повлечь привлечение к административной ответственности в виде штрафов. МФО также необходимо разработать внутрифирменные инструкции и приказы, регулирующие процесс выдачи займов, а также обеспечить сдачу отчетности в соответствующие государственные органы. В связи с этим подобные организации должны иметь в штате организации сотрудника, контролирующего исполнение требований всех федеральных законов, регламентирующих деятельность МФО, либо обратиться к квалифицированным специалистам Казанского юридического центра.


Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; N 30, ст.3029; N 44, ст.4295; 2003, N 27, ст.2700, 2708, 2717; N 46, ст.4434; N 50, ст.4847, 4855; 2004, N 31, ст.3229; N 34, ст.3529, 3533; N 44, ст.4266; 2005, N 1, ст.9, 13, 40, 45; N 10, ст.763; N 13, ст.1075, 1077; N 19, ст.1752; N 27, ст.2719, 2721; N 30, ст.3104, 3131; N 50, ст.5247; N 52, ст.5574; 2006, N 1, ст.4, 10; N 2, ст.172; N 6, ст.636; N 10, ст.1067; N 12, ст.1234; N 17, ст.1776; N 18, ст.1907; N 19, ст.2066; N 23, ст.2380; N 31, ст.3420, 3438, 3452; N 45, ст.4641; N 50, ст.5279, 5281; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.21, 29; N 16, ст.1825; N 26, ст.3089; N 30, ст.3755; N 31, ст.4007, 4008; N 41, ст.4845; N 43, ст.5084; N 46, ст.5553; 2008, N 18, ст.1941; N 20, ст.2251, 2259; N 30, ст.3604; N 49, ст.5745; N 52, ст.6235, 6236; 2009, N 7, ст.777; N 23, ст.2759; N 26, ст.3120, 3122; N 29, ст.3597, 3642; N 30, ст.3739; N 48, ст.5711, 5724; N 52, ст.6412; 2010, N 1, ст.1; N 19, ст.2291; N 21, ст.2525; N 23, ст.2790; N 27, ст.3416; N 30, ст.4002, 4006, 4007; N 31, ст.4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; N 41, ст.5192; N 49, ст.6409; 2011, N 1, ст.10, 23, 33, 54; N 7, ст.901; N 15, ст.2039; N 17, ст.2310; N 19, ст.2714, 2715; N 23, ст.3260; N 27, ст.3873; N 29, ст.4290, 4298; N 30, ст.4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст.6406; N 47, ст.6602; N 48, ст.6728; N 49, ст.7025, 7061; N 50, ст.7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст.621; N 10, ст.1166; N 19, ст.2278, 2281; N 24, ст.3069, 3082; N 29, ст.3996; N 31, ст.4320, 4330; N 47, ст.6402, 6403, 6404, 6405; N 49, ст.6757; N 53, ст.7577, 7602, 7640; 2013, N 14, ст.1651, 1666; N 19, ст.2323, 2325; N 26, ст.3207, 3208, 3209; N 27, ст.3454, 3469, 3470, 3477; N 30, ст.4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; N 31, ст.4191; N 43, ст.5443, 5444, 5445, 5452; N 44, ст.5624, 5643; N 48, ст.6161, 6163, 6165; N 49, ст.6327, 6341, 6343; N 51, ст.6683, 6685, 6695, 6696; N 52, ст.6961, 6980, 6986, 6994, 7002; 2014, N 6, ст.557, 559, 566; N 11, ст.1092, 1096; N 14, ст.1562; N 19, ст.2302, 2306, 2310, 2317, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2335; N 26, ст.3366, 3379; N 30, ст.4211, 4214, 4218, 4228, 4233, 4248, 4256, 4259, 4264, 4278; N 42, ст.5615; N 43, ст.5799; N 48, ст.6636, 6638, 6642, 6643, 6651; N 52, ст.7541, 7548, 7550, 7557; 2015, N 1, ст.29, 35, 67, 74, 83, 85; N 10, ст.1405, 1416; N 13, ст.1811; N 18, ст.2614, 2620; N 21, ст.2981; N 24, ст.3370; N 27, ст.3945, 3950; N 29, ст.4354, 4359, 4374, 4376, 4391; N 41, ст.5629, 5637; N 44, ст.6046; N 45, ст.6205, 6208; N 48, ст.6706, 6710, 6716; N 51, ст.7249, 7250; 2016, N 1, ст.11, 28, 59, 63, 84; N 10, ст.1323; N 11, ст.1481, 1490, 1491, 1493; N 18, ст.2514; N 23, ст.3285) следующие изменения:

1) примечание к статье 2.4 после цифр «14.56,» дополнить словами «частью 3 статьи 14.57,»;

2) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова «статьями 14.57, 14.62,» заменить словами «частью 1 статьи 14.57, статьей 14.62,», после слов «частями 1-6 статьи 12.21_1,» дополнить словами «частью 4 статьи 14.57,», после слов «частями 1 и 2 статьи 14.13, частями 1 и 3 статьи 14.51,» дополнить словами «частями 1 и 3 статьи 14.57,», после слов «частью 6 статьи 14.40,» дополнить словами «частью 2 статьи 14.57,», после слов «восьмисот тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьей 11.7_1,» дополнить словами «частью 4 статьи 14.57,», после слов «статьями 14.40, 14.42, частью 3 статьи 14.51» дополнить словами «, частью 4 статьи 14.57»;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2016 года Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 471-ФЗ.

3) абзац первый части 1 статьи 3.12 после слов «в области охраны собственности,» дополнить словами «в области деятельности по возврату просроченной задолженности,»;

4) статью 14.57 изложить в следующей редакции:

«Статья 14.57. Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности


Внести в часть 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3451; 2009, N 48, ст.5716; 2011, N 23, ст.3263; N 31, ст.4701; 2013, N 14, ст.1651; N 51, ст.6683) следующие изменения:

1) в пункте 5 слова «в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору,» исключить;

2) пункт 7 после слов «третьих лиц» дополнить словами «, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»,».

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Часть 13 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 422-ФЗ «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст.42) изложить в следующей редакции:

«13. Лица, имеющие право требовать погашения задолженности, осуществляют взаимодействие с заемщиками в порядке, предусмотренном статьями 4 и 6-11 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».».


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Президент
Российской Федерации
В.В.Путин

Незнание законодательства не исключает ответственности, поэтому, прежде чем воспользоваться услугами МФО, банков или любых других кредитных организаций, желательно изучить все нормативно-правовые акты в этой области. Основной из них — закон о микрозаймах в 2017 году.

До определенного момента кредитование и микрофинансирование почти никак не регулировались, с точки зрения закона. Банки пользовались этим и вписывали в договор высокие проценты еле заметным шрифтом. А потом выяснялось, что кредит выдан не под 15%, заявленных в рекламе, а под 50—70% годовых.

Итак, чтобы не возникло трудностей при получении денежных средств во временное пользование, необходимо знать ряд законов:

  1. Российский Гражданский Кодекс Часть Вторая.
  2. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. №ФЗ о потребительском кредите (займе).
  3. ФЗ о кредитных историях.
  4. ФЗ о защите прав и интересов физлиц при взыскании просроченной задолженности и внесении поправок в ФЗ о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях.
  5. ФЗ об ипотеке.
  6. Федеральный закон от 2 июля 2010 г. № 151 ФЗ о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях.
  7. ФЗ о кредитной кооперации.
  8. ФЗ о жилищных накопительных кооперативах.
  9. ФЗ о банках и их деятельности.
  10. ФЗ о несостоятельности, т. е. банкротстве кредитных организаций.
  11. ФЗ о ломбардах.
  12. Уголовный кодекс РФ.
  13. Административный Кодекс РФ.
  14. Указ российского президента о жилищных кредитах.
  15. Указание Центрального банка РФ о расчете полной стоимости кредита и информирования об этом заемщика.
  16. Закон о коллекторах.

Закон о микрозаймах составлен в интересах потребителей, поэтому там четко оговаривается, что вправе делать любая микрофинансовая организация, а что нет. Итак, МФО на законных основаниях не может:

  • менять размер процентных ставок без желания заемщиков;
  • устанавливать клиенту штраф за то, что он досрочно погасил займ, после предупреждения об этом не позднее чем за 10 суток;
  • кредитовать население в любой другой валюте кроме национальной;
  • заниматься не только финансами, но также торговлей или производством.

Несмотря на заинтересованности властей в отсутствии материальных проблем у граждан, вариант законной неуплаты микрозайма не предусмотрен. Через суд можно оспорить сумму начисленных процентов или уменьшить сам долг, но выплачивать его будет нужно при любых обстоятельствах.

Федеральный закон о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях отдельно акцентирует внимание на процентах за пользование займом, устанавливаемых каждой компанией. Может быть, скоро примут новый законопроект о МФО, и в нем будут указаны другие правила, но сейчас они таковы:

  • процентная ставка по краткосрочному займу указывается в соглашении за весь год, и неважно, каков период кредитования;
  • любые коррективы, связанные с процентами, легальны, только если согласованы с заемщиком;
  • установлен максимальный размер процентов по микрокредиту – они не могут превышать сам заем больше, чем вчетверо; при этом не имеет значения, на сколько выдаются денежные средства.

МФО вправе сообщать данные своих клиентов в Национальное бюро кредитных историй, что полезно знать желающим доказать свою платежеспособность. Если у заемщика образуется задолженность, компания имеет право воспользоваться услугами коллекторских агентств.

Закон об МФО в 2018 году: что изменилось, какой сейчас максимальный процент?

Как уже коротко упоминалось выше, микрофинансовые компании в 2017 году теперь разделились на МФК и МКК. Эта поправка к закону о микрофинансовых организациях – гарант того, что клиенты не станут обращаться в сомнительные фирмы, которые дают деньги под завышенные проценты. На данный момент микрофинансовый рынок находится в переходной стадии, когда компаниям дано время на приобретение первого или второго статуса. МФК, которыми могут стать только 20% МФО, имеют более широкие возможности по предоставлению займов населению, а у МКК есть лишь минимальный перечень прав в этой области.

МФК могут быть лишь те организации, которые выполняют все требования Центробанка. Например, их уставной капитал должен составлять как минимум 7 млн руб. Это сделано в интересах частных инвесторов, вкладывающих свои средства в МФО, которые при банкротстве компаний нереально вернуть, т. к. они не застрахованы.

Еще одно преимущество МФК – возможность выдавать микрокредиты онлайн, то есть на расстоянии.

По этой причине все больше МФО сейчас стремится соответствовать необходимым требованиям.

МКК, несмотря на ограниченность своих ресурсов могут и далее выдавать займы на суммы дорублей, но при этом у них нет возможности оказывать услуги через интернет и получать инвестиции. Но собственным капиталом они вправе распоряжаться на свое усмотрение.

Как избавиться от микрозаймов законно и не платить деньги МФО

Как избавиться от кредитов законно и не платить долг

Приход XXI века ознаменовался в России ростом потребительского предложения на фоне резкого снижения платежеспособности населения. Не имея возможности приобрести желаемые товары за счет собственных средств, граждане активно начали обращаться в микрофинансовые структуры. Начали открываться новые МФО и МФК, что вызвало необходимость приведения их деятельности к законодательному регулированию. В 2010 г. правительство принимает закон 151 ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Он становится главным документом для регулирования деятельности данных компаний.

По закону, микрофинансовая организация — это юридическое лицо, созданное с участием российского или иностранного капитала. Чтобы выдавать займы, МФО не требуется лицензия. Компании, предоставляющие микрозаймы, не обладают статусом кредитной организации, правовое регулирование их деятельности отлично от требований, предъявляемым к банкам. Поэтому любому человеку, который пользуется услугами финансовых структур, необходимо знать и понимать законодательные аспекты деятельности МФО.

Закон о микрозаймах состоит из 5 глав, 17 статей. Им определяется правовая основа деятельности, возможности и ограничения функционирования системы микрофинансирования в целом, подчинение и ответственность МФК.

Закон определяет микрофинансовую деятельность, как предоставление услуг по выдаче денег в долг на определенных условиях. Оказывать услуги могут специализированные организации, микрофинансовые компании (МФК), микрокредитные компании (МКК), микрофинансовые организации (МФО).

151 ФЗ о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях


В части 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст.4163) слова «, за исключением случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности» исключить.

  • Президент ПМР
  • Биография
  • Поздравления и обращения
  • Официальное фото
Номер документа: 124
Дата принятия: 23/07/2002
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 02/08/2002
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 23/03/2020 документом Закон Кыргызской Республики О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере взимания неналоговых доходов и признании утратившим… № 29 от 23/03/2020
Вступила в силу с: 27/03/2020


Редакция от 06/08/2018, принята документом Закон Кыргызской Республики О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия финансированию террористической… № 88 от 06/08/2018
Вступила в силу с: 01/09/2018


Редакция от 16/12/2016, принята документом Закон Кыргызской Республики О введении в действие Закона Кыргызской Республики О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской… № 207 от 16/12/2016
Вступила в силу с: 21/06/2017


Редакция от 24/07/2013, принята документом Закон Кыргызской Республики О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики № 162 от 24/07/2013
Вступила в силу с: 15/08/2013


Редакция от 26/04/2013, принята документом Закон Кыргызской Республики О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики № 60 от 26/04/2013
Вступила в силу с: 18/05/2013


Редакция от 06/10/2012, принята документом Закон Кыргызской Республики О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики № 169 от 06/10/2012
Вступила в силу с: 01/01/2013


Редакция от 27/03/2009

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О Положении об общих принципах классификации активов и формировании резервов…»

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О Правилах регулирования деятельности микрофинансовых организаций на территории…»

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных квалификационных требованиях…»

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных актах Национального банка Кыргызской Республики»

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О Положении «О лицензировании, реорганизации и ликвидации микрофинансовых…»

Закон Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)»

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной…»

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О Положении «О создании и деятельности микрокредитных компаний и микрокредитных…»

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О консервации коммерческих банков и микрофинансовых…»

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении «Правил создания и/или приобретения дочерних или зависимых…»

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка…»

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты…»

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О предупредительных мерах и санкциях, применяемых…»

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской…»

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты…»

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции по работе с банковскими счетами, счетами по вкладам…»

от 17 мая 2004 года №38

О микрофинансовых организациях

(по состоянию на 29 декабря 2010 года)

Настоящий Закон регулирует правовые и организационные основы микрофинансовой деятельности в целях формирования и развития рынка микрофинансовых услуг и предпринимательства в республике.

Номер документа: 38
Дата принятия: 17/05/2004
Состояние документа: Утратил силу
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 29/12/2010

Закон Республики Таджикистан «О банковской деятельности»

Положение о микрозаемных фондах

Положение о микрозаемных организациях

Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении Положения об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности»

Меморандум между Беларусью и Таджикистаном о взаимопонимании в области банковского надзора

Инструкция №177 о порядке формирования и использования резерва на покрытие потенциальных потерь и фонда покрытия возможных потерь по ссудам

Закон Республики Таджикистан «О Национальном банке Таджикистана»

Закон Республики Таджикистан «О микрофинансовых организациях»

Ссылка на Закон Республики Таджикистан О микрофинансовых организациях

Ссылка на Конституция Республики Таджикистан

Ссылка на Гражданский кодекс Республики Таджикистан (часть первая)

Ссылка на Закон Республики Таджикистан О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Ссылка на Закон Республики Таджикистан О лицензировании отдельных видов деятельности

Законодательство в сфере налогообложения обязывает вести бухучёт в любой организации, а это значит, что в штате сотрудников должен присутствовать главный бухгалтер. Однако, если организация небольшая, то это же законодательство допускает его отсутствие. В этом случае выполнять обязанности главного бухгалтера может ведущий бухгалтер или же руководитель организации.

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Во время проведения бухгалтерских операций на основании договоров займа в микрофинансовых организациях следует понимать, что деньги выданные заемщику в качестве кредита не являются расходами, тогда как доходами не признаются денежные средства, которые вернул заёмщик. В таком случае эта сумма основного долга может считаться финансовым вложением. Доходом микрокредитной организации будет являться сумма процентов и пени.

Важно! Финансовым вложением не будет считаться беспроцентный денежный займ.

Поскольку договора займа подразумевает операции выдачи средств и их поступления, то проводки по ним будут выглядеть так, как представлено в таблице.

Операция Вариация Бухгалтерские проводки
Дебет Кредит
Выдача займа (финансовые вложения) Безналичный перевод средств Счёт 58.03 Счёт 51
Выдача наличных из кассы Счёт 58.03 Счёт 50
Погашение задолженности (возврат финансовых вложений) Безналичный перевод средств на счёт организации Счёт 51 Счёт 58.03
Внесение наличных в кассу Счёт 50 Счёт 58.03
Начисление процентов по кредиту Счёт 76 Счёт 90
Оплата процентов кредита Безналичный перевод средств на счёт организации Счёт 51 Счёт 76
Внесение наличных в кассу Счет 50 Счёт 76

Важно! Проценты по кредиту – доходы от финансовых вложений. И как они будут учитываться зависит от применяемого ПБУ.

Если основанием для учета процентов является ПБУ 9/99, то эти средства будут учитываться как прочие доходы. В случае же с применением Правила бухгалтерского учёта N19/02 процентные начисления будут являться доходами от общих видов деятельности. Так как в микрофинансовых организациях выдача денежных средств в качестве займа является основной деятельностью, то целесообразно применять схему учета процентов, представленную в данной статье.

Резерв потери по займам представляет собой сумму денежных средств, отражающую в бухучёта риск невозврата заемщиком денежных средств и неуплату процентов. Эта сумма имеет значение только, как цифра на бумаге, реального же резервирования денежных средств на расчетном счету Центральный Банк России от микрофинансовых организаций не требует (Указание ЦБ России N3321 от 14.07.14). Данный резерв рассчитываешься ежеквартально, после чего он сравнивается с предыдущим и положительная разница начисляется, а отрицательная – списывается.

Для резервов имеют место следующие проводки:

  • Начисление резервов по основному долгу: Дебет – счёт 91.02, Кредит – счёт 59;
  • Начисление резервов по процентам:
  • Дебет – счёт 91.02, Кредит – счёт 63;
  • Учёт разницы в резервах: Дебет – счёт 63, Кредит – счет 91.01;
  • Списание безнадёжной задолженности за счёт резерва: Дебет – счёт 59;
  • Кредит – счёт 58.03 либо счёт 76.02.

В связи с тем, что в Законе о потребительском кредите в прошлом году произошли серьезные изменения, потенциальные пользователи банковских кредитных услуг нередко ищут информацию об этих нововведениях в интернете. Потенциальные заемщики желают знать, какие существенные изменения претерпела предыдущая редакция ФЗ N 353-ФЗ о потребительском кредите (займе).

Изменения в законе о потребительском кредитовании произошли путем внесения дополнений и изменений в редакцию закона от 03.07.2016 года. Нововведения коснулись основных условий кредитного договора, который заключается между заемщиком и банковской организацией.

Самое главное изменение — возникновение у банка права на изменение процентной ставки по кредиту в одностороннем порядке, которая была зафиксирована в договоре о потребительском кредитовании.

Обновленный закон призван регулировать отношения, возникающие во время пользования кредитными средствами. Потребительское кредитование предполагает, что участниками правоотношений становятся физическое лицо и банковская организация. Гражданин может получить потребительский кредит лишь в том случае, если он не планирует осуществлять коммерческую деятельность. Новый Федеральный закон не распространяется на отношения, возникающие между участниками сделки при оформлении ипотечного кредита.

Банк обязан информировать потенциального заемщика о возникновении риска и последствиях неисполнения взятых гражданином обязательств по договору потребительского кредита. Упомянутый риск существенно возрастает если:

  • Гражданин оформляет банковский кредит от 100 000 рублей.
  • В течение 12 месяцев суммарный размер выплат по имеющимся кредитам заемщика на момент обращения к кредитору превышает отметку 50% от его годового дохода.

В ситуации, когда клиент банка, получивший в рамках договора потребительского кредитования денежные средства, не исполняет свои обязательства банковская организация, как кредитор имеет право применить штрафные санкции к недобросовестному должнику. Штрафы применяются лишь тогда, когда регулярные платежи по кредиту, направленные на погашение обязательства, действительно не поступают в банк. Согласно нового закона банк обязан перед подписанием кредитного договора проинформировать будущего заемщика о возможном применении штрафных санкций в тех или иных ситуациях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *