- Экономика

Создание искусственных земельных участков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создание искусственных земельных участков». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Информация об аукционах на право заключить договор о создании искусственного земельного участка размещается в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

СОЗДАНИЕ ИСКУСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА ЗЕМЛЯХ ВОДНОГО ФОНДА

1. По договору о создании искусственного земельного участка (далее также — договор) одна сторона (лицо (лица), с которым заключен договор) в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц обязуется выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 и 4 части 6 настоящей статьи, другая сторона (орган государственной власти или орган местного самоуправления) обязуется выполнить обязательства в соответствии с пунктом 5 части 6 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 213-ФЗ.

2. Договор о создании искусственного земельного участка является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон по договору о создании искусственного земельного участка применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в договоре о создании искусственного земельного участка, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа договора о создании искусственного земельного участка.

3. Договор заключается с победителем открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи и частями 25 и 28 статьи 8 настоящего Федерального закона.

4. Договор о создании искусственного земельного участка заключается:

1) федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, являющимися инициаторами создания искусственного земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей части и пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи;

2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае создания искусственного земельного участка на водном объекте в акватории морского и речного порта;

3) уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в случаях, если инициатором создания искусственного земельного участка является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей части и пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 213-ФЗ.

5. Без проведения открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка такой договор заключается:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с лицом, определенным указом или распоряжением Президента Российской Федерации либо распоряжением Правительства Российской Федерации;

2) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с лицом, осуществляющим создание морского порта или расширение территории морского порта на основании предусматривающего создание искусственного земельного участка решения Правительства Российской Федерации о создании морского порта или расширении территории морского порта;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 177-ФЗ.

1. Аукцион на право заключить договор о создании искусственного земельного участка (далее в настоящей статье — аукцион) является открытым по составу участников и форме подачи предложений о цене предмета аукциона.

2. Аукцион проводится на основании разрешения на создание искусственного земельного участка в срок не позднее чем в течение трех месяцев со дня выдачи такого разрешения.

3. В качестве организатора аукциона выступает орган, уполномоченный на заключение договора, или действующая на основании договора с ним специализированная организация.

4. Орган, уполномоченный на заключение договора, определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора. Методика определения начальной цены предмета аукциона может быть установлена Правительством Российской Федерации.

5. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.

6. Извещение о проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определенном соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее — официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

7. Извещение о проведении аукциона, подлежащее опубликованию, должно содержать следующие сведения:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона организатора аукциона;

2) указание на официальный сайт, на котором размещено извещение о проведении аукциона;

3) место, дата, время проведения аукциона;

4) адрес места приема заявок на участие в аукционе, порядок их подачи;

5) реквизиты разрешения на создание искусственного земельного участка;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 213-ФЗ.

6) местоположение и планируемые границы искусственного земельного участка;

7) начальная цена права на заключение договора.

Искусственный земельный участок

1. Разрешение на проведение работ по созданию искусственного земельного участка выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации для выдачи разрешения на строительство, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в том числе при одновременном строительстве на искусственном земельном участке объектов капитального строительства. Форма разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 213-ФЗ.

2. Разрешение на проведение работ по созданию искусственного земельного участка выдается:

1) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в случае создания искусственного земельного участка на водном объекте в акватории морского или речного порта, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в случае создания искусственного земельного участка на основании решения о создании морского порта или расширении территории морского порта, а также в случае создания искусственного земельного участка на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 213-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 177-ФЗ.

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае создания искусственного земельного участка на территориях двух и более муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов);

3) органом местного самоуправления муниципального района в случае создания искусственного земельного участка на территориях двух и более поселений, на межселенной территории в границах муниципального района, а также на территориях сельских поселений в границах муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 357-ФЗ.

4) органами местного самоуправления городского округа, поселения в иных случаях.

3. Для выдачи разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на создание искусственного земельного участка, либо лицо (лица), с которым заключен в соответствии с настоящим Федеральным законом договор о создании искусственного земельного участка, направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 213-ФЗ.

1) материалы, содержащиеся в проектной документации искусственного земельного участка:

а) пояснительная записка;

1. К заявлению (заявлениям) о выдаче разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию (далее также — разрешение на ввод в эксплуатацию) прилагаются следующие документы:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 213-ФЗ.

1) разрешение на проведение работ по созданию искусственного земельного участка либо разрешение на строительство объекта капитального строительства в случае, указанном в статье 16 настоящего Федерального закона;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 213-ФЗ.

2) акт приемки искусственного земельного участка (в случае, если предоставление такого акта для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации);

3) документ, подтверждающий соответствие искусственного земельного участка требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим его создание;

4) документ, подтверждающий соответствие параметров искусственно созданного земельного участка проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим его создание;

5) заключение органа государственного строительного надзора о соответствии искусственно созданного земельного участка требованиям технических регламентов и проектной документации, заключение государственного экологического надзора.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ.

2. Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию допускается требовать только указанные в части 1 настоящей статьи документы.

3. Орган, выдавший разрешение на проведение работ по созданию искусственного земельного участка, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия документов, указанных в части 1 настоящей статьи, правильности их оформления и выдать заявителю разрешение на ввод в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

4. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию является:

1) отсутствие документов, указанных в части 1 настоящей статьи;

2) несоответствие искусственно созданного земельного участка требованиям, установленным в разрешении на проведение работ по созданию искусственного земельного участка;

3) несоответствие параметров искусственно созданного земельного участка проектной документации.

1. С даты ввода искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию такой объект, а также образованные из него земельные участки находятся в собственности:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 213-ФЗ.

1) Российской Федерации в случае, если создание искусственного земельного участка осуществлено за счет средств федерального бюджета;

2) субъекта Российской Федерации в случае, если создание искусственного земельного участка осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

3) муниципального образования в случае, если создание искусственного земельного участка осуществлено за счет средств местного бюджета;

4) физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, или юридического лица в случае, если создание искусственного земельного участка осуществлено такими лицами на основании заключенного с ними договора о создании искусственного земельного участка, за исключением случаев, если он создан на основании концессионного соглашения;

5) Российской Федерации в случае, если создание искусственного земельного участка осуществлено в соответствии с решением о создании морского порта или расширении территории морского порта на основании концессионного соглашения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 177-ФЗ.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц на приобретение в собственность искусственных земельных участков определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

1. Разрешение на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию является:

1) переводом земель водного фонда или в случае, если иное не предусмотрено частью 4 настоящей статьи, земель иных категорий, занятых водным объектом, в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;

2) установлением и (или) изменением предусмотренных документацией по планировке территории искусственного земельного участка вида, видов разрешенного использования искусственного земельного участка.

2. Принятие решений о переводе земель водного фонда в земли иных категорий и об установлении и (или) изменении вида, видов разрешенного использования искусственного земельного участка не требуется.

3. В случае, если в соответствии с разрешением на создание искусственного земельного участка предусмотрено его отнесение к землям населенных пунктов, разрешение на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию является основанием для внесения изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, генеральные планы субъектов Российской Федерации — городов федерального значения, схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов. При этом проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы, не требуется. До утверждения генеральных планов, схем территориального планирования принятие решений о включении искусственных земельных участков в границы населенных пунктов не требуется.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 357-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 455-ФЗ.

4. В случае создания искусственного земельного участка на водном объекте, расположенном на землях, не относящихся к землям водного фонда, такой искусственный земельный участок со дня ввода в эксплуатацию относится к землям той же категории, что и искусственный земельный участок, на котором располагались водный объект или его часть, если в разрешении на создание искусственного земельного участка не предусмотрено его отнесение к землям иной категории.

5. Изменение категории, установление и (или) изменение вида, видов разрешенного использования искусственного земельного участка осуществляются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Сентябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

2020

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012

Отличительной характеристикой земельных ресурсов является их нерукогворность. Человечество может пользоваться только теми земельными массивами, которые даны природой (как операционнопространственным базисом для размещения различных объектов, средством производства в сельском и лесном хозяйстве). Однако, в весьма незначительных масштабах возможно «отвоевывание» площадей у морей и океанов — создание искусственных земельных участков. Большой опыт в этом накоплен в Голландии, Японии, Арабских Эмиратах. С 2011 года это предусмотрено и отечественным законодательством1. Кратко рассмотрим, как урегулирован законодательством вопрос о создании таких участков.

Искусственный земельный участок представляет собой сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий. Земельным участком это сооружение признается после ввода его в эксплуатацию. При этом искусственный участок может быть как изолированным от существующих земельных участков, так и прилегать к ним. Для его создания не требуется предоставления уже существующего земельного участка или водного объекта (его части).

УТВЕРЖДЕН
распоряжением
Службы государственного
строительного надзора
и экспертизы Санкт-Петербурга
от 30 декабря 2016 года N 9-р
(В редакции, введенной в действие
с 6 февраля 2020 года распоряжением
Госстройнадзора Санкт-Петербурга
от 4 февраля 2020 года N 1-р/20. —
См. предыдущую редакцию)


Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

регистрация заявления о выдаче разрешения на строительство, заявления о внесении изменений в разрешение на строительство и (или) заявления о выдаче разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка и прилагаемых к ним документов;

подготовка и направление межведомственного запроса в иной орган (организацию) о предоставлении документов (информации), необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги заявителю (при необходимости);

принятие решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, внесении изменений в разрешение на строительство и (или) разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка, либо уведомления об отказе в выдаче разрешения и оформление принятого решения;

выдача заявителю разрешения на строительство объекта капитального строительства, измененного разрешения на строительство и (или) разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка или уведомления об отказе в выдаче такого разрешения, направление копии разрешения на строительство в органы государственной исполнительной власти, в случаях, предусмотренных законодательством.

3.1. Регистрация заявления о выдаче разрешения на строительство, заявления о внесении изменений в разрешение на строительство и (или) заявления о выдаче разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка и прилагаемых к ним документов

3.1.1. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала административной процедуры, является направление заявителем заявления о выдаче разрешения на строительство (по форме, установленной в приложении N 2 к настоящему Административному регламенту), заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия разрешения на строительство (по форме, установленной в приложении N 5 к настоящему Административному регламенту), уведомления (заявления) о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с переходом прав на земельный(-ые) участок(-и), образованием земельного участка путем объединения, раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков (по форме, установленной в приложении N 8 к настоящему Административному регламенту), заявления о внесении изменений в разрешение на строительство (по форме, установленной в приложении N 10 к настоящему Административному регламенту) или заявления о выдаче разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка (по форме, установленной в приложении N 3 к настоящему Административному регламенту), и прилагаемых к заявлению документов, предусмотренных пунктами 2.6.1-2.6.5 настоящего Административного регламента.

3.1.2. Заявление и прилагаемые документы подаются заявителем посредством Портала и интегрированной с Порталом ЕССК. Заявления составляются в электронном виде с помощью форм, размещенных на Портале.

Регистрация заявления и приложенных документов осуществляется автоматически посредством ЕИС Службы «Стройформ» — в день поступления заявления в Службу, если заявление поступило до 16.00, и на следующий рабочий день, если заявление поступило после 16.00 либо в выходные дни.

Максимальный срок выполнения административной процедуры — 1 рабочий день.

Должностное лицо, указанное в пункте 3.1.3 настоящего Административного регламента проводит проверку полномочий лица, подавшего документы, правильности оформления заявления, проводит проверку комплектности приложенных к заявлению документов, соответствие предмета заявления полномочиям Службы, и возвращает заявителю заявление и приложенные документы без рассмотрения в случаях, установленных пунктом 2.11 настоящего Административного регламента.

4.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, осуществляется начальником Управления выдачи разрешений — отдела подготовки выдачи разрешений на строительство.

4.2. Начальник Управления выдачи разрешений — отдела подготовки выдачи разрешений на строительство осуществляет контроль за:

надлежащим исполнением настоящего Административного регламента работниками подразделения, иных нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги;

обеспечением сохранности принятых от заявителя документов и соблюдением работниками подразделения требований к сбору и обработке персональных данных заявителя и иных лиц.

4.3. Начальник Управления выдачи разрешений — отдела подготовки выдачи разрешений на строительство и работники подразделения, непосредственно предоставляющие государственную услугу, несут персональную ответственность за своевременность оформления и отправления межведомственных запросов, соответствие результатов рассмотрения документов требованиям законодательства, принятие мер по проверке представленных документов, соблюдение сроков и порядка предоставления государственной услуги, подготовки отказа в предоставлении государственной услуги, за соблюдение сроков и порядка выдачи документов. Персональная ответственность начальника подразделения и работников подразделения закрепляется в должностных регламентах и должностных инструкциях в соответствии с требованиями законодательства.

В частности, работники подразделения несут ответственность за:

требование у заявителей документов или платы, не предусмотренных настоящим Административным регламентом;

отказ в приеме документов по основаниям, не предусмотренным настоящим Административным регламентом нарушение срока предоставления государственной услуги;

направление необоснованных межведомственных запросов;

нарушение сроков подготовки межведомственных запросов и ответов на межведомственные запросы;

необоснованное непредставление информации на межведомственные запросы.

4.4. Оператор Портала (специалисты СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр») осуществляет контроль за своевременностью доставки электронных заявлений в Личный кабинет исполнителя ЕССК и за своевременное и корректное направление электронных заявлений в ведомственные информационные системы Службы, интегрированные с ЕССК. Персональная ответственность специалистов СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» закрепляется в должностных инструкциях в соответствии с требованиями законодательства.

Специалисты СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» несут ответственность за:

технологическое обеспечение работы Портала;

обеспечение технической поддержки заявителей по вопросам работы с Порталом.

Приложение N 1
к Административному регламенту
Службы государственного строительного
надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
по предоставлению государственной услуги
по выдаче разрешений на строительство при
осуществлении строительства и реконструкции
объектов капитального строительства, на
проведение работ по созданию искусственного
земельного участка в случаях, установленных
действующим законодательством

Блок-схема предоставления государственной услуги


Приложение N 2
к Административному регламенту
Службы государственного строительного
надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
по предоставлению государственной услуги
по выдаче разрешений на строительство при
осуществлении строительства и реконструкции
объектов капитального строительства, на
проведение работ по созданию искусственного
земельного участка в случаях, установленных
действующим законодательством


Образец

Начальнику Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга

Застройщик

/наименование юридического лица

(ФИО физического лица); ИНН, юридический и почтовый адрес;
ФИО руководителя; телефон, адрес электронной почты застройщика(ов); серия и номер документа,

Приложение N 3
к Административному регламенту
Службы государственного строительного
надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
по предоставлению государственной услуги
по выдаче разрешений на строительство при
осуществлении строительства и реконструкции
объектов капитального строительства, на
проведение работ по созданию искусственного
земельного участка в случаях, установленных
действующим законодательством


ОБРАЗЕЦ

Начальнику Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга

/наименование юридического лица (физического лица); ИНН,

юридический и почтовый адрес; ФИО руководителя; телефон;

адрес электронной почты; серия и номер документа удостоверяющего личность,

кем и когда выдан, адрес регистрации по месту жительства в отношении

Статья 11.2. Образование земельных участков

    • Адрес
    • 199004, Санкт-Петербург, Средний пр., дом. 26
    • Телефон:
    • (812) 323-37-36
    • Факс:
    • (812) 328-76-71
    • Карта проезда
    • Телефонный справочник Невско-Ладожского бассейнового водного управления

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 349.41

Пономарева Екатерина Владимировна

к.ю.н., старший преподаватель ФГКОУ ВО УЮИ МВД России

г. Уфа, Российская Федерация Абдуллина Юлия Ириковна курсант 3 курса ФГКОУ ВО УЮИ МВД России г. Уфа, Российская Федерация

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННО

СОЗДАННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Аннотация

Создание искусственных земель является одним из путей разрешения проблемы, нехватки территории для развития городов. Для создания и грамотного использования искусственных земельных участков необходимо обеспечить определенным правовым механизмом регулирования общественных отношений в сфере создания, использования и их оборота.

Ключевые слова

Искусственный земельный участок, правовое регулирование, нормативно-правовой акт, территория, водный объект, федеральная собственность, проблема, федеральный закон, общественные отношения.

Искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее также — искусственный земельный участок, искусственно созданный земельный участок), — сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком [1]. На сегодняшний день практика показывает, что на водных объектах в большом количестве создаются данные земельные участки странами, не обладающими обширной территорией. Так исторически масштабное создание искусственных земельных участков осуществляется в Голландии, а именно Нидерланды состоит из 40 % искусственно земельных участков [4]. Так же ярким примером может стать такая страна как Япония, это обуславливается тем, что происходит быстрый рост населения, что приводит к нехватке территорий. Аналогичные работы практикуются в Аргентине, США, Бразилии, Китае и других странах.

Кроме того, не стоит забывать и о нашей стране во время подготовки к Олимпийским играм в г. Сочи в 2014 году. Так в подтверждение тому является проект «Федерация» в Краснодарском крае (г. Сочи), который заключается в сооружение насыпного острова площадью 250 га [2]. Так же в настоящее время активно практикуется расширение территорий за счет искусственных земельных участков в виде морских портов. К примеру, в Санкт-Петербурге исчисляются сотнями гектаров намытой земли, пригодной для застройки и активно продаваемой [3, с. 28-32]. Таким образом, расширение территорий за счет искусственно созданных земельных участков с экономической точки зрения позволят снизить рыночную стоимость земли.

Создание искусственных земель является одним из путей разрешения проблемы, нехватки территории для развития городов. Для создания и грамотного использования искусственных земельных участков необходимо обеспечить определенным правовым механизмом регулирования общественных отношений в сфере создания, использования и их оборота.

В России правовое регулирование искусственных земельных участков ограничивается отношениями, связанными с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения[1]. Однако возникает проблема, касающаяся правового регулирования искусственно созданных земельных участков на водных объектах, находящихся в иных формах собственности (например, искусственно созданные земельные участки на водных объектах, находящиеся в частной собственности). Поднятый аспект

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

остается не решенным и является актуальным на сегодняшний день как науке, так и на практике.

Образование земельных участков происходит:

  • при разделе земельного участка;
  • при объединении смежных земельных участков;
  • при выделе земельного участка;
  • при перераспределении смежных земельных участков;
  • при создании искусственных земельных участков;
  • из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Проекты разрешений на создание искусственных земельных участков

Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы:

  • кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
  • правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).

Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

В решениях об образовании земельных участков может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.

млрд руб.

февраль 2023 года –
январь 2024 года

(1 и 2 очередь)

  • Документ размещен 6 апреля 2020
    Реестр 2019
  • Документ размещен 9 января 2019
    Реестр 2018
  • Документ размещен 24 ноября 2017
    Реестр 2017
  • Документ размещен 24 ноября 2017
    Реестр 2016
  • Документ размещен 24 ноября 2017
    Реестр 2015
  • К примеру, более половины части суши Голландии является польдером, то есть участком, образованным искусственно посредством осушки озер и болот. Острова Пальм в Объединенных Арабских Эмиратах – это архипелаг, состоящий из искусственных островов, площадь которых составляет 60,35 квадратных километров. В Японии новые территории создаются даже из прессованного мусора. Также планируется получить участок из коралловых ростков и признать его территорией, принадлежащей Японии.

    Несмотря на то, что Россия – самая большая страна на планете, образование искусственных островов является актуальной и для нее. Это необходимо в приморских городах, характеризующихся плотной застройкой. Например, в СПб часть территории является насыпной. Для Сочи разработан проект намывного острова «Федерация», площадь которого составляет 250 гектаров. Таким образом, искусственные земельные участки – это актуальная тема в настоящее время. Поэтому таким важным является регулирование процесса их образования.

    В настоящее время главным правовым актом, который регламентирует порядок образования и освоения созданных подобных наделов, служит закон об искусственных земельных участках, образованных на водных объектах, расположенных в федеральной собственности, № 246-ФЗ. До того момента, пока он вступил в законную силу, определение данного участка содержалось в законе о морских портах в РФ № 261-ФЗ. При этом правительство изменило определение искусственных земельных участков.

    В законе о морских портах под ним понимался надел, то есть фрагмент земной поверхности. Только последующее описание позволяло определить, что речь идет о рукотворном объекте. Действие данного закона имело ограниченный характер и относилось к строительству, а также к открытию и закрытию морских портов. В результате подобный участок изучался как территория, которая нужна лишь для создания инфраструктуры порта. Порядок самого образования в этом случае не затрагивался.

    Промежуточным шагом для получения понятия, раскрытого в документе № 246-ФЗ, можно назвать определение, которое содержится в Пояснительной записке к проекту закона об искусственных земельных участках. Там с самого начала говорится о территории, а не об участке. От данной дефиниции впоследствии отказались из-за того, что Комитет госдумы негативно отозвался по поводу местного самоуправления, посчитав его применение неправильным. Причина этого объяснялась тем, что территория как таковая не может быть образована человеческим трудом.

    В результате законодатель определил данный участок сооружением или объектом капитального строительства, который может быть признан участком земли при наличии требований, установленных законом. Из-за этого искусственный участок земли утратил характеристику неотделимого фрагмента земной поверхности. Определение приобрело более нормативный характер, так как участок может быть признан земельным, из чего следуют соответствующие правовые выводы.

    Хоть закон и появился, спорные моменты относительно искусственного земельного участка на водных объектах остаются. Например, некоторые теоретики считают, что само определение не является правильным, так как к земле относятся природные объекты, появившиеся без человеческого участия, а потому не могут быть образованы им.

    Другие специалисты исходят из двойственной природы данных объектов, которые до введения в эксплуатацию признаются результатом капитального строительства, а после этого – участком земли. Но на самом деле, трудно назвать его и объектом капитального строительства. Например, в Пояснительной записке прямо указывается, что к этим участкам данное описание применяется не в общеупотребительном значении, закрепленном с Градостроительном кодексе. Безусловно, дефиниция искусственных земельных участков больше, чем «объекты капитального строительства». Основное значение в данном случае придается их незавершенному характеру.

    Определение, представленное в законе № 246-ФЗ, указывает на то, что искусственно созданный земельный участок образуется не с поверхности дна водного объекта, а с применением земель водного фонда. В ст. 102 ЗК РФ говорится, что к землям данного вида относятся такие, которые покрыты водами, а также заняты сооружениями, расположенными на водоеме. В ВК не содержится понятия поверхностных вод, но указывается о единстве их и покрытых ими земель в рамках береговой линии. В совокупности это составляет понятие поверхностных водных объектов. Получается, что поверхностные воды являются неделимым целым с покрытыми землями.

    Однако при создании искусственных земельных участков данная связь утрачивается, и земли водного фонда переводятся в иную категорию. Согласно положениям закона о переводе земель и участков из одной категории в другую № 172-ФЗ, земли водного фонда и участки в их составе могут переводиться при прекращении наличия водных объектов, изменении границ, русла и других, в т. ч. образованных искусственных земельных участков, в соответствии с действующим законодательством.

    Приращение, как способ приобретения права собственности, не может применяться к искусственным земельным участкам. Земельным правом, в частности, законом № 246-ФЗ, указывается о его образовании. Поэтому способом появления собственности определяется создание. В соответствии со ст. 218 ГК РФ, собственником такого объекта является тот, кто его создал.

    Мероприятия по образованию надела заканчиваются при подписании официальных бумаг, которые подтверждают соответствие участка техрегламентам, проекту, акту приемки. После этого объект вводится в эксплуатацию. В соответствии со ст. 14 закона ФЗ об искусственных земельных участках, такое разрешение – это и есть решение о переводе земель водного фонда в другие категории, а также установления видов разрешенного пользования надела. Если участок предполагается отнести к землям населенных пунктов, то после ввода его в эксплуатацию следует внести изменения в генпланы городов и поселений, а также в схемы планирования территории муниципалитетов в отношении изменения границ.

    Образование ЗУ путем перераздела, объединения или разделения имеющихся участков должно происходить при строгом соблюдении следующих условий:

    • наличие согласия (зафиксированного в письменной форме) всех владельцев и пользователей участков;
    • определение категории земель (при отличии целевого назначения исходного и создаваемого участков, необходимо приведение их к одному виду, а затем образование новых ЗУ);
    • соблюдение предельно допустимых размеров участков (зависит от расположения участка и его назначения);
    • новые ЗУ не должны становиться помехой в использовании имеющихся зданий, строений, мешать эксплуатации территории.

    Понятие «многоконтурный земельный участок» пришло на смену понятию «единое землепользование» после принятия в 2008 г. закона «О государственном кадастре недвижимости».

    Многоконтурным земельным участком (МЗУ) называют территорию, состоящую из нескольких отдельных участков. Это могут быть:

    • несколько контуров, которые разделены между собой;
    • ЗУ с вкраплениями (с «дырами»).

    На практике многоконтурные ЗУ — это, к примеру, частное подворье, в котором огород или хозяйственный двор отделены от основного двора дорогой или рекой или фермерское хозяйство, где поля и животноводческая инфраструктура находятся на разрозненных участках.

    МЗУ присваивается один кадастровый номер, совершать сделки можно только со всеми частями участка одновременно.

    Многоконтурный ЗУ может быть образован тем же путем, что и любой другой участок. Единственное требование: все его контуры должны находиться в черте одного населенного пункта, хотя они могут быть расположены в разных его районах.

    ИСКУССТВЕННЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ КАК ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

    Формирование ЗУ из сельскохозяйственных угодий может происходить как выделение собственной земельной доли для:

    • продажи или сдачи участка в аренду;
    • расширения домашнего хозяйства;
    • создания фермерского подворья.

    Постановление о выделении ЗУ из общих земель с/х назначения выносится собранием всех собственников долей. Это же собрание должно определить расположение выделяемого участка. Если процедура не была осуществлена, собственник доли должен известить о начавшемся процессе всех участников и опубликовать информацию в печатном СМИ местного значения.

    На опротестование месторасположения выделяемого участка всем собственникам долей отводится один месяц. Если протестов не поступило – участок признается выделенным. Он должен быть освоен в течение трех лет: продан, сдан в аренду, занят растениеводческим или животноводческим хозяйством.

    При создании ЗУ путем раздела исходной территории:

    • образуется несколько участков меньшей площади;
    • правом собственности на образовавшиеся участки наделяется владелец «исходника».

    Владельцы разделяемого участка, имеющие право общей собственности, в равной степени получают право на образовавшиеся земли, если другой порядок не предусмотрен их соглашением.

    Разделение ЗУ может осуществляться только с согласия владельца и, если участок передан другому лицу, арендатора или пользователя. После осуществления процедуры раздела, арендатор имеет право преимущественного заключения нового договора аренды на образовавшиеся участки. При согласии сторон, договор аренды может остаться прежним, но в него должны быть внесены соответствующие изменения.

    Раздел на основе межевания территории может быть осуществлен лицом, заключившим договор о комплексном освоении разделяемых ЗУ.

    ЗУ могут объединяться, если они имеют смежные границы. Объединение влечет следующие изменения:

    • образуется один ЗУ;
    • у владельца исходных участков появляется право собственности на новый;
    • разные собственники участков, подлежащих объединению, получают право совместного владения на «вторичный» участок.

    Недопустимо объединение земель, которые переданы в бессрочное (или безвозмездное) пользование и предоставленных вправе наследства. Подобные операции допустимы, только если владелец этих участков – один человек.

    Основное отличие выдела от раздела — при последнем исходный участок перестает существовать. Дальнейшее существование «первичного» участка, но с изменением его контуров, подразумевает выдел.

    Выделены могут быть одна или несколько долей. При этом собственник, потребовавший выделения своей доли, утрачивает право на общую землю, но приобретает право собственности на выделенный ЗУ.

    В результате водопользования для создания намывных территорий производится преобразование (изменение внешнего облика) дна и берега водного объекта, изменяются площадь акватории водного объекта и его границы, кроме того, увеличивается площадь поверхности земли. Создание намывных территорий может являться самостоятельной целью водопользования <5>.

    ВВЕДЕНИЕ … 3 1 Понятие искусственного земельного участка … 6 2 Порядок создания искусственного земельного участка … 11 3 Договор о создании искусственного земельного участка … 16 4 Внесение изменений в нормативно-правовые акты … 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ … 35

    1 Понятие искусственного земельного участка

    Земельный участок традиционно рассматривается как природный объект и составная часть окружающей среды. Между тем опыт создания искусственных земель насчитывает не одно столетие и представляет собой образование новых участков за счет прибрежных вод путем намыва или подсыпки грунта. В Санкт-Петербурге часть города, выходящая к дельте Невы и к Невской губе, расположена на насыпной территории . По разным оценкам, 40% земель Нидерландов и 60% земель Дании образовано в результате деятельности человека. Аналогичные работы широко ведутся в США, Китае, Бразилии, Аргентине и других странах, где наряду с традиционными способами строительства применяются новые технологии. В Японии построен остров из прессованного мусора, а также осуществляются мероприятия по «выращиванию» на остатках кораллового рифа территории из коралловых ростков с целью последующего признания международным сообществом данного участка и омывающих его вод японской территорией. Есть и более экзотические примеры, к числу которых относится дубайский насыпной архипелаг «The World» в форме земного шара, подводный отель «Посейдон» на Багамских островах и плавающие острова в акватории г. Тель-Авива .

    2 Порядок создания искусственного земельного участка

    Е.А. Галиновская и Н.В. Кичигин правильно отмечают, что процесс создания искусственного земельного участка похож на возведение объекта капитального строительства, но в результате образуется земельный участок, ничем не отличающийся от других участков. Ученые подчеркивают, что искусственный земельный участок как единый объект распадается на два объекта: объект капитального строительства и земельный участок. Однако действующее законодательство и предлагаемый законопроект не содержат ответа на вопрос: по каким признакам надлежит отличать искусственный земельный участок от объекта капитального строительства? При этом градостроительное и земельное законодательства не в полной мере учитывают специфику отношений по возведению и приобретению прав на такие объекты.

    3 Договор о создании искусственного земельного участка

    В соответствии со статьями 6 и 7 Закона об искусственных земельных участках по договору о создании искусственного земельного участка одна сторона (лицо, с которым заключен договор, далее для удобства именуемое застройщиком) обязуется осуществить следующие работы:

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В качестве положительных моментов, можно выделить то, что ФЗ № 246-ФЗ упорядочил деятельность по созданию искусственных земельных участков, закрепил их правовой статус, определил правовые последствия их создания и влияние на дальнейшее использование территории.

    Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые другие федеральные законы дополнены нормами, предписывающими обеспечить свободный доступ граждан к береговой полосе водного объекта общего пользования. Так, договор аренды земельного участка в пределах береговой полосы может быть заключен только при условии обеспечения указанного права граждан, а проект планировки территории должен содержать линии, обозначающие проходы к береговым полосам.

    Так определение искусственного земельного участка было указано только в технических нормах 1 . отдельные разновидности искусственных земельных участков упоминались в строительных нормах и правилах 2 . При этом легальное определение искусственного земельного участка отсутствовало. Единственным законодательно определенным основанием создания земельного участка, согласно ст.

    6 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являлось строительство или расширение морского порта.

    Павлова Мария Анатольевна Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения бакалавр юриспруденции, студентка второго курса магистратуры по специализации «юриспруденция» Аннотация В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением правовой сущности договора о создании искусственного земельного участка как смешанного договора. Автор проводит сравнительный анализ указанного договора с иными видами договоров, поименованными в законодательстве Российской Федерации и широко применяемыми в инвестиционной деятельности.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *