- Экономика

Порядок оформления заявки на закупку товара по требованиям 44-ФЗ и ее содержание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок оформления заявки на закупку товара по требованиям 44-ФЗ и ее содержание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Заказчик может включать в состав документации примерную форму заявки на участие или рекомендации по ее оформлению. Совет: придерживайтесь таких рекомендаций, и не изобретайте особых способов оформления. Это упростит и вашу работу, и работу комиссии заказчика по рассмотрению поданных заявок, и позволит избежать досадных недоразумений.

Для участия в закупочных процедурах в электронной форме участник должен подавать заявку только в виде электронного документа. А к заявке на электронный аукцион предъявляются свои, особые требования (ст. 66 № 44-ФЗ).

Заказчик указывает формулировку согласия участника на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и способ оформления информации о конкретных характеристиках товара и товарном знаке. Также заказчик может рекомендовать способ оформления информации об участнике закупки (наименование, место нахождения, ИНН и др.).

В состав документации заказчика должна быть включена инструкция по заполнению заявки на участие в закупочной процедуре. Эта инструкция, конечно, не имеет силы закона, но на практике ее лучше придерживаться, чем игнорировать.

Чтобы снизить вероятность необоснованного отклонения заявки, при ее заполнении следует:

  • использовать общепринятые обозначения и наименования;
  • избегать формулировок, допускающих неоднозначное толкование;
  • уделить особое внимание заполнению всех документов, которые представляются в составе заявки.

При составлении заявки участник должен обязательно указать следующие сведения:

  1. согласие поставить товары, выполнить работы, оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией о закупке;
  2. наименование поставляемого товара (в случае, если поставляется товар или выполняются работы, оказываются услуги, для выполнения, оказания которых используется товар);
  3. товарный знак (при наличии);
  4. количество;
  5. конкретные показатели поставляемого товара, которые соответствуют значениям, установленным в документации заказчика (при этом участник размещения заказа может предложить товар с улучшенными характеристиками);
  6. документы, подтверждающие соответствие дополнительно установленным требованиям заказчика (например, к гарантии, условиям поставки, новизне товара, году выпуска, описанию выполняемых работ, оказываемых услуг и др.).

Особое внимание обратите на описание характеристик товара, если вы предлагаете эквивалент. Вы должны учесть все параметры эквивалентности, которые указал заказчик. И ваш товар должен полностью им соответствовать. Варианты «но ведь отличается совсем чуть-чуть» в госзакупках не проходят.

Также нужно указывать и другие характеристики товаров, если заказчик их устанавливает в документации, ведь по ним он будет определять соответствие заявки участника требованиям.

При закупке заказчик вправе установить следующие требования для участника закупки:

  1. требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметов закупки;
  2. непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и решения об открытии конкурсного производства;
  3. неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в процедурах закупки;
  4. отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленным требованиям в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в процедуре закупки не принято.

Также заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Закона №223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом №44-ФЗ (ч. 7 ст. 3 Закона о закупках).

Кроме того, заказчик может установить в документации о закупке требование к квалификации участника закупки (наличие опыта работы в данной области), включая наличие у такого участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, выполнения работы, оказания услуги поставка (выполнение, оказание) которого является предметом договора.

При этом в документации о закупке могут быть установлены четкие параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками указанными в документации ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие участника закупки установленным требованиям.

В зависимости от способа проведения закупки заказчик осуществляет оценку заявок, поданных участниками закупки. Оценка заявок на участие осуществляется в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями оценки, установленными документацией. Критерии оценки заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие каждой заявке присваивается порядковый номер. Заявке на участие, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие, которая поступила ранее других заявок на участие, содержащих такие условия.

Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках, должны оцениваться и сопоставляться такие заявки по критериям, указанным в документации.

Основными критериями оценки заявок на участие могут быть:

  1. цена договора (один из существенных критериев);
  2. функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
  3. качество работ, услуг и (или) квалификация участника при осуществлении закупки на выполнение работ, оказание услуг;
  4. расходы на эксплуатацию товара;
  5. расходы на техническое обслуживание товара;
  6. сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  7. срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
  8. объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
  9. Результаты рассмотрения и оценки заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях договора, обо всех участниках размещения заказа, подавших заявки, об отклоненных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг, сведения о победителе в процедуре закупки, предложение которого содержит лучшие условия по цене договора, следующие после предложенных победителем в проведении процедуры закупки условий. Протокол в день его подписания размещается заказчиком на официальном сайте.

Прежде, чем подать жалобу:

  • На этапе подачи заявки можно запросить у заказчика разъяснения любого пункта закупочной документации. Возможно, этого будет достаточно, чтобы урегулировать споры.
  • Убедитесь, что другой участник закупки не успел подать жалобу на эти же действия заказчика или ЭТП, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.

Есть несколько способов доставки:

  • почтовым отправлением,
  • доставка заявителем лично,
  • доставка курьером под расписку,
  • на электронную почту, подписав квалифицированной электронной подписью. Адрес почты лучше уточнить по телефону. А после отправки выясните, получен ли документ и какой номер ему присвоен.

Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается (письмом, курьером, лично, по электронной почте).

ФАС может вернуть жалобу, отправленную почтой в последний день срока: датой подачи считается день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в почтовое отделение. Обратите на это внимание и, если есть возможность, передавайте документы лично.

Закупки по закону 223-ФЗ. Практическое пособие

На официальном сайте вместе с решением публикуют предписание заказчику, например:

  • внести изменения в закупочную документацию,
  • отменить протокол подведения итогов,
  • аннулировать результаты конкурсной процедуры.

Иногда предписание не выдается. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения поставщика или контракт с победителем уже заключен.

Информацию о принятом решении размещают на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Такое решение комиссии можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.

Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в ФАС, лучше сконцентрируйтесь на участии в другой закупке и у другого заказчика.

В описание объекта закупки не должны включаться: требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя и т д.

Также заказчику запрещено устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33).

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (п. 1 ч. 1 ст. 33).

При описании характеристик товара заказчик указывает минимальные и (или максимальные) значения показателей. При этом участники в своих заявках должны указывать конкретное значение, присущее тому или иному товару. В заявках участников не допускается двусмысленное толкование значений, слова «или эквивалент», «от и до», «не более», «не менее», за исключением тех случаев, которые предусмотрены Государственными стандартами.

Как через техническое задание заказчик может ограничить конкуренцию?

  • Включение разнородной продукции,
  • Установление нереальных сроков поставок, выполнения работ, оказания услуг,
  • Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака.

Все эти приемы могут быть признаны незаконными и стать основанием для возбуждения дела об административном производстве.

  • Закупки в условиях карантина. Ответы на вопросы
  • История о том, как один поставщик влез в закупку под другого поставщика и выиграл
  • Электронные торговые площадки: гид для начинающих
  • Соответствие участника закупки единым требованиям
  • Нацрежим в вопросах и ответах
  • Электронная подпись для торгов

В том случае если в ходе изучения документации о закупке у вас возникли какие-либо вопросы, то вы можете направить в адрес заказчика запрос на разъяснение положений документации. При участии в электронном аукционе участник может подать не более 3-х таких запросов. Количество запросов для других процедур 44-ФЗ не регламентировано.

Такой запрос может быть направлен участником закупок не позднее чем за 5-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (ч.7 ст.50 44-ФЗ) и не позднее чем за 3-и дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (ч.4 ст.65 44-ФЗ) или закрытом аукционе (ч.4 ст.87 44-ФЗ).

Заказчик также может вносить изменения в документацию о закупке, как по собственной инициативе, так и в связи с поступившим запросом от участника закупки не позднее чем:

  • за 5-ть до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (ч.6 ст.50 44-ФЗ);
  • за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (ч.6 ст.63 44-ФЗ);
  • за 2 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок (ч.6 ст.74 44-ФЗ);
  • за 5-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закрытом аукционе (ч.7 ст.87 44-ФЗ).

Важный момент: Изменять объект закупки не допускается. В случае внесения изменений в документацию срок подачи заявок продлевается.

Заказчик может механически влиять на количество участников закупки. Очень часто в документации устанавливаются требования по товару таким образом, чтобы соответствовать этим требованиям мог только один или несколько участников.

Ограничения можно установить в документации, выдвинув требование для одного товарного знака. Также способом уменьшения участников пользуются при помощи включения в позицию контракта нескольких видов продуктов, для которых требуют различные характеристики. Иногда пользуются вариантом, когда к одному лоту выдвигают требования по множеству характеристик, взаимосвязанных между собой в документации.

Такие действия заказчика считаются нарушением. Законодательством предусмотрено четкое описание товаров (работ, услуг), которые являются объектом закупки.

Необоснованные требования, установленные заказчиком в документации, могут быть обжалованы участником в ФАС. Поэтому, обращайте пристальное внимание на установленные заказчиком требования еще на этапе изучения документации.

Согласно ч.15 ст.53 44-ФЗ протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, заявки на участие в конкурсе, конкурсная документация, изменения, внесенные в конкурсную документацию, разъяснения положений конкурсной документации и аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе хранятся заказчиком не менее чем три года.

Вот мы и рассмотрели с вами основные моменты, относящиеся к документации о проводимой закупке. Правильно составленная документация позволит участникам закупок безошибочно подготовить свои заявки, а заказчикам избежать штрафов и проверок со стороны контрольных органов.

На этом сегодня все. Если у вас остались вопросы, то можете задавать их ниже в комментариях к этой статье.

Если закупочная комиссия обнаружила несоответствия участника единым требованиям закупки или тот предоставил недостоверную информацию, его отстранят. Отстранение от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки осуществляют в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона №44).

Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования по ч. 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия условиям и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (письмо Минфина №24-03-08/70136 от 25.10.2017).

То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным в ч. 1.1 ст. 31. Если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверке по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26.09.2017).

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  1. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.

По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):

  • государственный орган или орган муниципальной власти;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • бюджетное или казенное учреждение;
  • корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).

При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):

  1. Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
  2. Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
  3. Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
  4. Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
  5. Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
  6. В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.

223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:

  • государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
  • дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
  • дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.

В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.

Нормы закона 223-ФЗ определяют:

  • цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
  • правовые основы закупки;
  • принципы и основные моменты при проведении закупки;
  • информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
  • контролирующие мероприятия при проведении закупок;
  • ответственность за нарушение законодательства о закупках.

По результатам рассмотрения комиссией поданных заявок в соответствии с ч.8 ст. 67 44-ФЗ аукцион может быть признан несостоявшимся.

Происходит это в том случае, когда аукционная комиссия отказывает всем участникам в участии или принимает решение о допуске единственного участника.

После того как оператору ЭТП будет направлен протокол аукционной комиссии, в течение часа участникам должна быть направлена информация о решении по заявке. А также оператор направляет сведения о предложениях других прошедших отбор участников, в том числе о поставках товаров отечественного происхождения, если закупочной документацией или законодательством в отношении данного вида закупки установлены ограничения касательно поставок зарубежных ТРУ.

В том случае, если заявка участника не прошла отбор, он должен быть уведомлен о мотивированных причинах такого отказа, в том числе с указанием положений заявки, не соответствующих закупочной документации и/или положениям закона, с конкретным указанием нормативно-правовых актов, послуживших основанием принятия решения комиссии.

Участник, заявка которого содержит согласие на предоставление ТРУ, соответствует закону и документации о закупке и не возвращена оператором ЭТП, считается допущенным к участию.

В таком случае оформление протокола в соответствии с ч.10 ст. 67 44-ФЗ не требуется.

Декларация соответствия по 44-ФЗ в бумажной форме готовится только при стандартных бумажных закупках (например, при открытом конкурсе в бумажном виде). При электронном декларировании дополнительно ничего не подается: главное, не забыть поставить галочку в форме подачи заявки на ЭТП. При участии в электронных процедурах разрешается отсканировать бумажную декларацию и приложить ее к заявке на участие. Оба способа подтверждения соответствия законны.

Каких-либо специальных требований к форме и составу декларации документально не устанавливается. Поэтому допускается ее оформление в произвольном формате с указанием обязательных реквизитов и условий, перечисленных в ст. 31 44-ФЗ.

В документе указывается:

  1. Наименование юрлица и его реквизиты.
  2. ФИО индивидуального предпринимателя.
  3. Подтверждение соответствия требованиям п. 3-9, 11 ст. 31 44-ФЗ. Все нужные пункты из данной статьи копируются.
  4. В завершение руководитель ставит свою подпись.

Перед передачей декларации заказчику участнику нужно проверить, содержит ли документ обязательные требования к поставщику:

  1. Он не находится в процессе ликвидации.
  2. Поставщик не находится в процессе своего банкротства.
  3. В его отношении не приостановлена деятельность.
  4. У поставщика отсутствует задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет.
  5. Руководство и главный бухгалтер компании не имеют судимости за экономические преступления по ст. 289, 290-291.1 УК.
  6. Организация за последние два года не привлекалась к ответственности по ст. 19.28 КоАП (за дачу взятки).
  7. Между участниками и организаторами закупки отсутствует конфликт интересов.
  8. Отсутствуют ограничения для участия в закупках у данного поставщика.
  9. Поставщик соответствует требованиям закупки: он обладает всеми необходимыми допусками и лицензиями.
  10. Участник закупочной деятельности не зарегистрирован в офшоре.
  11. В отношении участника не установлены ограничения для участия в закупках.

Дополнительно можно добавить, что участник не включен в РНП. Также в некоторых закупках от участников требуется подтверждение его соответствия дополнительным условиям. В частности, наличие у них опыта исполнения аналогичных контрактов, квалифицированного персонала, оборудования и финансовых ресурсов.

Образец формы декларации соответствия по 44-ФЗ можно посмотреть здесь, а по 223-ФЗ тут.

Таким образом, участники закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ обязаны подтверждать, что они подходят для исполнения государственных контрактов. В этих целях ими подается декларация соответствия единым требованиям, установленным законодательством о закупочной деятельности.

Поставщик или исполнитель имеет право подать заявку на участие в аукционе в установленные сроки: от размещения извещения о его проведении до содержащихся в документации даты и времени подачи заявок.

Заявка направляется оператору ЭТП в виде двух электронных документов одновременно (первая и вторые части заявок). Участник вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.

Согласно ч. 9 ст. 66 ФЗ-44, оператор ЭТП должен присвоить номер участнику аукциона и подтвердить получение заявки. Он несет ответственность за конфиденциальность поступивших заявок. Также он обязан вернуть участнику поступившую заявку в течение 1 часа следующих случаях:

  • если она нарушает требования ч. 6 ст. 24.1 или ч. 9 ст. 24.2 ФЗ-44;
  • если участник одновременно подал 2 и более заявки;
  • при нарушении сроков подачи заявки;
  • при наличии сведений об участниках в реестре недобросовестных поставщиков.

Указанный перечень причин является исчерпывающим. Оператор площадки обязан не только вернуть заявку, но и направить в электронном виде причину ее отклонения.

За исполнителем закреплено право отзыва заявки до окончания сроков электронного аукциона.

  • Правомерно ли заказчик снижает цену контракта на 15% если другие участники указали недостоверную информацию о стране происхождения товара?
  • Предлагается расширить перечень запрещенной к закупкам импортной продукции
  • Будет ли являться надлежащим подтверждением соответствия закупки промышленных товаров, установленным требованиям предоставление в составе заявки только информации о совокупном количестве баллов?
  • Распространяется ли ПП РФ № 616 на закупки по 223-ФЗ?
  • На какие товары распространяется постановление 616 в рамках гособоронзаказа?

В соответствии со ст. 33 44-ФЗ, описание товара, работы или услуги должно носить объективный характер.

Заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

Заказчик не должен устанавливать требования в отношении:

  • товарных знаков;

  • знаков обслуживания;

  • фирменных наименований;

  • патентов;

  • полезных моделей;

  • промышленных образцов;

  • наименование места происхождения товара;

  • наименования производителя;

Также заказчик при проведении электронного аукциона по 44-ФЗ не должен устанавливать требования к товарам, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, кроме предусмотренных законом случаев.

Заказчик не имеет права в требованиях установить конкретный товарный знак без слова «эквивалент», однако в 44-ФЗ есть исключение, а именно «если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки».

Также по умолчанию поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено документацией. Исключение могут составлять только те товары (материалы), выпуск которых был прекращен.

В случае, если в документации электронного аукциона заказчик установил требования об одновременном соответствии предлагаемых участником закупки показателей товара как значениям, предусмотренным нормативным документами, т.е. ГОСТам, так и требованиям, указанным в документации, последние не должны противоречить нормативным документам, а также не должны вводить поставщиков в заблуждение.

Например: в документации заказчиком установлено требование по показателю материала «Песок для строительных работ»: «Истинная плотность зерен должна быть 2,9 до 3,2 г/см3». А в ГОСТ 8736-2014, регламентирующим данный материал, указано, что: «Истинная плотность зерен должна быть 2,0 до 2,8 г/см3».

Как мы видим, требования, установленные заказчиком, противоречат требованиям, установленным в нормативном документе. В этом случае, участнику необходимо подать запрос на разъяснение документации заказчику, если же его ответ будет неполный или не будет содержать четких инструкций, чем руководствоваться в данном случае, то поставщик может подать жалобу в ФАС на документацию, в противном случае высока вероятность, что первую часть заявки отклонят.

Также ФАС обращает внимание на то, что участник электронного аукциона 44-ФЗ не обязан иметь в наличии товар на момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать химический состав или компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Эта позиция отражена в письме ФАС России от 01.07.2016 г. № ИА/44536/16. Т.е. такие требования установлены необоснованно, и Вы можете подать жалобу на документацию.


Также заказчик не имеет права устанавливать в документации электронного аукциона описание объекта закупки:

  1. характеристики которого указывают на товар только одного производителя (например, технические условия, ТУ);

  2. в котором установлены требования к расходным материалам;

  3. в котором вычисление значений показателя производится по формулам;

  4. в котором установлены требования к материалам, из которых состоит данный товар;

  5. в котором установлены излишние требования к упаковке.

Следующий этап проведения аукциона в электронной форме: это рассмотрение вторых частей заявок участников.

Общий срок рассмотрения вторых частей не может превышать три рабочих дня с даты размещения на ЭТП протокола проведения закупки.

За порядок признания заявки несоответствующей требованиям отвечает часть 6 статьи 69 44-ФЗ, в которой указано что она может быть отклонена в следующих случаях:

  • непредставление или неполное предоставление информации и документов, указанных в требованиях к участникам, а также заведомо ложное предоставление информации с недостоверными данными;
  • несоответствие товаров и услуг, являющихся объектом закупки, нормативам, указанным в требованиях и ГОСТах;
  • несоответствие кандидатуры исполнителя контракта требованиям, в том числе квалификационного характера;

На предмет несоответствия требованиям статья 69 44-ФЗ дает общие положения со ссылками на другие статьи данного федерального закона.

Поэтому перед началом работы следует изучить данные положения, а также внимательно ознакомиться с требованиями и условиями аукциона или другой закупочной процедуры.

Ч. 8 ст. 69 44-ФЗ гласит, что итоговый протокол является завершающим процедуру документом, который составляется по ходу рассмотрения всех участвующих заявок с последующей публикацией данного документа как на электронной торговой площадке, так и в единой информационной системе (ЕИС).

Протокол должен быть подписан всеми членами аукционной комиссии и выложен в общий доступ участникам торгов не позднее чем через один рабочий день после составления.

В итоговый протокол вносятся следующие данные:

  • идентификационные номера всех заявок, ранжированных по присвоенным порядковым номерам или величинам ценовых предложений (в случае если соответствующих заявок было меньше пяти);
  • даты поступления всех рассматриваемых заявок;
  • заключение каждого члена комиссии по всем рассматриваемым заявкам с обоснованием их соответствия требованиям, указанным в закупочной документации.

Лицо, признанное победителем аукциона, определяется положениями, указанными в ч. 10 ст. 69 44-ФЗ, а также нижеследующих частях в зависимости от вида подведения итогов торгов.

Согласно закону 44-ФЗ, есть два способа проведения аукционов:

  • «Классический». Когда участники предлагают наименьшую цену на поставку того или иного типового товара, оказание услуг или выполнения работ. Победителем признается тот, кто предложит наименьшую цену;
  • «Аукцион со сниженной ценой контракта». Организатор торгов изначально снижает цену контракта до половины процента от максимальной, и дает участникам право самостоятельно повышать цену. Победителем в этом случае становится максимально совершенная ставка.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!

Несостоявшимся аукцион может быть признан исходя из положений ч. 13 ст. 69 44-ФЗ, в которой указано что закупочная процедура отменяется в случаях:

  • полного несоответствия всех заявок требованиям и условиям аукциона;
  • получения одной единственной заявки (даже соответствующей требованиям).

В обоих случаях конкурентного и рыночного определения стоимости произойти не может, а потому аукцион признается несостоявшимся.

Процедура закупки базируется на том, что заказчик документально бронирует за собой определенный товар, который находится пока у поставщика, чтобы потом получить его.

Заявка нужна в ситуации, когда стороны в процессе проведения сделки не определились с ассортиментом товара. Тогда нужные изделия указываются в документе. Заявка на покупку товара может рассматриваться как согласие на оплату относительно условий, которые предлагает поставщик.

Оформленная заявка возлагает на покупателя обязанность принять и оплатить доставленный товар, если количество и качество товара соответствует указанному перечню в документе.

Заявка составляется таким образом, чтобы в случае судебного разбирательства по поводу купли-продажи определенных товаров, были понятно оговорены все значимые условия.

Составление документа начинается с указания полного наименования вступающих в договорные отношения организаций. Должны быть указаны адреса (юридический и фактический), номера контактных телефонов и факсов, платежные банковские атрибуты заказчика и исполнителя договорных обязательств.

В одном из пунктов излагаются подробно все данные договора, положенного в основу заявки. Этот пункт необходим, заполнение его обязательно по той причине, чтобы не допустить несогласованности в ходе исполнения обоюдных обязательств. Здесь нужно указать номер договора, дату его заключения.

Следующий шаг предусматривает изложение о самом факте заявки (наименование товара, технические характеристики, ассортимент и спрос к свойствам изделий, количественная величина и ценовые данные).

Новый пункт отражает сроки поставки. При последовательных поставках в несколько приемов необходимо отразить график доставления с конкретными датами, определенным количеством товара. Оговариваются условия доставки (сроки и суммы платежей).

Заканчивается документ подписями лиц, уполномоченных от организаций, проставляются печати. Если представители организаций пользуются доверенностями, то указываются номера и время выдачи их.

Организация-исполнитель заявки обязана отметить у покупателя принятие заявки к исполнению. Может отправить покупателю письменное подтверждение.

В некоторых случаях принимается устное обращение по телефону. Каждое такое заявление фиксируется в особом журнале под определенным номером. Позже такое обращение может быть подтверждено в письменной форме.

В какой бы форме ни составлялась заявка, всегда имеются условия относительно заполнения:

  • название «заявка», дата заполнения, наименование покупающей организации, указываются данные об уполномоченном представителе на ведение документации по заявке;
  • при поставке товаров в пределах договорных условий отмечаются реквизиты этого договора;
  • заполняется таблица, информирующая о товарах.

В таблице должны быть отображены сведения, полностью характеризующие изделие:

  • артикул;
  • характерные особенности изделий;
  • число продукта по всем позициям;
  • цена;
  • общая сумма по каждому положению;
  • итоговая стоимость.

В этих бумагах могут оговариваться общие установки относительно товарной упаковки, габаритов, метода и даты доставки, адрес получателя груза. Покупатель должен четко ориентироваться по срокам, которые включают в себя время подготовки и последующей доставки товара.

Стороны, заключившие между собой договор, могут решить, что сразу после получения определенной заявки поставщик должен отправить товар. Также могут быть заранее предусмотрены какие-то сроки отправки. Заявка может приниматься в свободной форме – если это возможно, то подобный пункт указывается в договоре.

Если необходима строгая форма, тогда ее прикрепляют к договору в качестве приложения, и производить в ней какие-либо изменения запрещено. Возможность изменений может быть оговорена отдельно. Также поставщик может использовать собственный бланк, составив его на основе образца и своих требований, и сделать обязательным для заполнения при сотрудничестве с другими компаниями. Как правило, если у поставщика есть свои бланки, он может выложить их на своем сайте или странице, чтобы клиентам было удобнее.

Использование заявки при этом будет актуальным в различных случаях, касающихся сотрудничества между поставщиком и клиентами:

  • Если в момент заключения определенного договора клиент не может определиться с конкретным ассортиментом и наименованиями, необходимыми ему, то после того, как этот вопрос прояснится, можно будет отправить поставщику заявку на определенный товар.
  • Заявка может выступать в качестве подтверждения и использоваться для резервирования продукции, если клиент хочет забронировать какие-то товары.
  • Заявка может выступать в роли документа, акцентирующего обязательства в договорных отношениях. Например, покупатель обязан принять товары, проверить их и оплатить при отсутствии замечаний.

Правильное оформление заявки поможет использовать этот документ при возникновении каких-либо спорных вопросов, касающихся соблюдения сроков поставки, качества продукции, ассортимента товара или своевременной оплаты.

Утвержден порядок определения НМЦК при осуществлении закупок медицинских изделий

Непосредственной основанием для завоза товаров в розничное торговое предприятие является заказ на завоз товаров (которое работники торговли еще называют»заявки»)

Как правило, заказы составляют в двух экземплярах по установленной форме, в нем приводится перечень названий товаров, которые необходимо завезти в магазин, указываются их основные ассортиментные признаки (вид, со орт, цена единицы по прайс-листу и др.), а также необходимое количество товаров каждого наименования.

При заговоры товаров по прайс-листам, прейскурантами или другими документами по систематизированным перечнем товаров, названия товаров целесообразно записывать в том порядке и с теми кодами и ссылками на ассортиментные признаки, по которым они перечислены в таком документе.

При составлении заказа для более обоснованного определения количества товаров, которые нужно заказать, заведующий магазином, или товаровед может советоваться с продавцами, которые обладают полученной в процессе общения с посетителями магазина информацией о конъюнктуре торговли отдельными товарами. Если заказ составляется на товары сложного ассортимента, то количество изделий в внутри-групповому ассортименте (по видам, размерам, фасонам и др.

При составлении заказа товары в нем целесообразно записывать в определенном порядке, в частности, рекомендуется сначала записывать те товары, которые предусмотрены ассортиментным перечнем магазина (утвержденным м ассортиментным минимумом), но на время составления заявки их нет в продаже, потом — товары, запасы которых в магазине нужно пополнить, а затем — товары, на которые приняты заказы от покупателей а потому что введение которых в ассортимент позволит нарастить розничный товарооборот.

При этом товары-новинки, которые раньше в магазине не реализовывались, целесообразно заказывать в небольших количествах.

Определенную пользу для организации процессов товароснабжения может дать указания в заказе информации о запасах товаров на дату составления заявки и установлен норматив товарных запасов, о фактических и объемы среднедневной реализации товаров в магазине, о наличии в нем остатков излишне завезенных и неходовых товаров с указанием их количества.

Сложившееся в письменной форме заказа подписывает директор или заведующий магазина, после чего его заверяют печатью предприятия и передают поставщику для выполнения. Для облегчения контроля поданных заказов их целесообразно регистрировать в специальном журнале с указанием даты подачи.

В практике отечественной торговли, как правило, заказ на поставку я продовольственных товаров подаются за 1 день до их завоза, на непродовольственные товары — за 2-3 дня. Вместе с тем при децентрализованном методе товароснабжения заказ подается непосредственно в день предприятия-поставщика во время личного отбора товаров.

Способ передачи заказа зависит от принятого метода отпуска товаров от выбранного поставщика. Заказы могут передаваться телефону, в письменной или устной форме, во время личного отбора товаре.

Личный отбор товаров применяется преимущественно по товарам сложного ассортимента (ткани, швейные изделия, обувь, галантерейные товары и др.), когда выбор фасонов, рисунка, колористического оформления я требует личного участия работника торгового предприятия.

Во время личного отбора представитель покупателя имеет возможность непосредственно на складах, в ассортиментном кабинете, в демонстрационном зале или в зале (комнате) товарных образцов ознакомиться с имеющимся ассортиментом предлагаемых товаров, а также временно отсутствующими товарами, на которые может быть принято заказ. Информацию о выбранные товары (с соответствующими кодами), их ассортиментные признаки, необходимость на количество и тп, представитель покупателя отмечает в специальном формуляре.

Как правило, во время личного отбора прием заказов и оформление на их основе отборных листов (отборочных сведений тощ в) осуществляют товароведы по отдельным группам товаров (на оптовых базах) или менеджеры по продажам предприятия-поставщика. Оформленные таким образом заказа и отборочные листы передаются на склад для подбора товаров и выписки счетов-фактур и накладных.

Заказы на товары простого ассортимента могут выполняться и подаваться в письменной или устной форме, в т ч — по телефону, с регистрацией в специальном журнале времени их подачи и требований магазина по а ассортимента и количества товаров ответственными работниками поставщика (например, торговым отделом, диспетчерской службой, отделом логистики). Письменные заказа рекомендуется составлять на бланках, в которых приведен перечень товаров и графы для указания количества каждого товара (это упрощает составление заказа и снижает вероятность пропуска товаров), иногда бланк заказа делится на кол а отрывных частей согласно количеству секций состава, которые выполняют заказы.

Многие Поставщики сталкиваются с ситуацией, когда поставка товара или оказание услуги, согласно условиям контракта, осуществляется не единовременно, а по заявке Заказчика. Сегодня мы разберем типичные ситуации, возникающие при таких условиях и поможем выработать варианты разрешения трудностей.

Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается на условиях, предусмотренных, в том числе документацией о закупке. Все необходимые условия заказчик устанавливает в проекте контракта, который является неотъемлемой частью документации о закупке.

Обратите внимание, что Заказчик может включить в проект контракта информацию об условиях и сроках поставки товара, в том числе о количестве партий, их объеме, а также обязательном уведомлении стороны Заказчика перед поставкой. Также допускается указание информации о том, что товар поставляется по заявке заказчика без указания количества партий и их объема.

В общем порядке, при поставке каждой партии товара вы делаете ровно то же самое, что при поставке всей партии, но повторяете это много раз.

Первое, на что вам стоит обратить внимание при подготовке к участию в конкурсной процедуре, это условия контракта, на которых вы будете поставлять товар. Существуют особые положения, применяемые с целью сбросить недобросовестных или «чужих» поставщиков, как например предоставление экземпляров товара, подлежащего дальнейшей поставке.

Пример: в условиях контракта сказано, что после подписания контракта, Заказчик вправе потребовать от Поставщика предоставить экземпляры продукции по спецификации, для контроля качества и соответствия заявленным характеристикам. Сроки предоставления экземпляров – 5 рабочих дней. В случае не предоставления экземпляров, контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке.

Вывод: если вы планируете принять участие в закупке, обратите внимание на то, что хоть законом и не предусмотрено непосредственное наличие товара на вашем складе на момент участия в процедуре, условия контракта могут оказаться невыполнимыми в случае фактического отсутствия товара.

Обратите внимание на то, что никто не будет вам компенсировать расходы, связанные с доставкой товара. При этом, не допускается требований о доставки в места, не указанные в проекте контракта. Если вас обязывают везти товар в неоговоренное в аукционной документации место, вы можете либо отказаться от поставки, составив соответствующую претензию, либо, поставив товар по месту требования Заказчика, и отразив это документально, потребовать оплаты дополнительных услуг через суд.

Обратите особое внимание к требованиям, предъявляемым к сроку годности или периоду изготовления товара. Опасно приобретать заранее всю партию товара, поскольку в период хранения, до момента поставки, сроки годности могут достигнуть неудовлетворительных пределов.

Пример: Заказчик требует к поставке товар 2017 года выпуска. Поставка рассчитана на год, и затрагивает 2018. Возможно, что в 2018 году невозможно будет найти товар 2017 года выпуска.

Заявка на конкурс требует самое большое количество документов. Этот комплект включает:

  • сведения об участнике

Как правило, заказчик предоставляет рекомендуемую форму для заполнения, и лучше пользоваться ею.

  • выписка из реестра не старше 6 месяцев до публикации извещения (юрлица и ИП)
  • копии документов, удостоверяющих личность (физлица)
  • полномочия лица на осуществление действий от имени участника (копия решения о назначении, об избрании либо копия приказа о назначении физлица на должность; доверенность на осуществление действий от имени участника)
  • документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям закона (п. 1 ч. 1 ст. 31). Так, например, если деятельность лицензирована, то нужно будет представить копию лицензии, независимо от того, написал об этом заказчик в документации или нет.
  • документы, подтверждающие квалификацию участника (если установлено требование — ч. 2 ст. 31 44-ФЗ)
  • декларация о соответствии участника требованиям закона (п.п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ)
  • копии учредительных документов участника (ЮЛ)
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки
  • документы, подтверждающие право участника на получение преференций
  • документы, подтверждающие соответствие участника и (или) предлагаемых им ТРУ условиям, запретам и ограничениям национального режима
  • декларация о принадлежности участника СМП или СОНКО (если необходимо)
  • предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки
  • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям законодательства (если установлено требование)
  • документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса (как антидемпинговая мера)

Согласно п. 1 ст. 37 44-ФЗ, если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем 5 млн руб. и участник закупки предлагает цену на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, то он должен предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса.

  • документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие (либо банковская гарантия, либо платежное поручение)

Особенности участия в электронном аукционе

  1. цель осуществления закупки;
  2. обоснование закупки;
  3. код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг;
  4. информация об обязательном общественном обсуждении закупки.
  1. при формировании плана закупок;
  2. при формировании плана-графика;
  3. при осуществлении закупок.
  1. Президентом Российской Федерации;
  2. Исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией;
  3. Правительством Российской Федерации;
  4. Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
  1. с планом закупок;
  2. с планом-графиком;
  3. с решением заказчика;
  4. с планом финансирования.
  1. 3 дня;
  2. 10 дней;
  3. не имеет значения.
  1. организациям инвалидов;
  2. социально ориентированным некоммерческим организациям;
  3. социальным и благотворительным фондам;
  4. учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы.
  1. не менее 10% и не более 20% общего годового объема поставок товаров, работ, услуг;
  2. не менее чем 15% совокупного годового объема закупок;
  3. не более чем 15% совокупного годового объема закупок.
  1. наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  2. опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  3. отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики;
  4. финансовых ресурсов для исполнения контракта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *