Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Россия демократическое государство статья». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Основными принципами демократического государства являются:
- признание народа источником власти, сувереном в государстве;
- существование правового государства;
- подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;
- разделение властей;
- выборность и сменяемость основных органов государства;
- контроль общества над силовыми структурами;
- политический плюрализм;
- гласность.
Принципы демократического государства (применительно к РФ):
- Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства.
- Принцип верховенства закона.
- Принцип народовластия.
- Принцип федерализма.
- Принцип разделения властей.
- Принципы идеологического и политического плюрализма.
- Принцип многообразия форм экономической деятельности.
Раздел первый. Основные положения
В трактовке демократического характера РФ особенно важен тезис о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ (ст.3). Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие — «демократия» в переводе с древнегреческого). Не тот или иной класс, социальный слой или группа людей, не та или иная нация или иная этносоциальная общность, а именно российский многонациональный народ как целое, как общегосударственное единство граждан страны независимо от их социальных, этнических, конфессиональных и иных различий.
- 14. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КОНСТИТУЦИИ РФ
- § 1. Демократическое государство
- § 1. Значение выборов в демократическом государстве
- 25. Социалистические, коммунистические и социал-демократические концепции государства и права XIX в
- 22. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ВИДЫ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА
- § 4. Социальное государство
- Тема 24. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
- Глава 19. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
- 33. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
- Глава 28. СОВОКУПНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
- § 3. Правовое государство
- §1. Правовые системы иностранных государств Романо-германская правовая система
- 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции.Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.
- Нормативно-правовые акты интеграционныхобъединений государств и международные договоры
Впервые проанализировать и обосновать с юридической точки зрение это понятие удалось Р. фон Молю. Он определил, что демократическое правовое государство основано на закреплении в конституции прав и свобод граждан и обеспечении их защиты законом и судом. Следует отметить, что изначально не всеми учеными признавались реальность и возможность воплощения в жизнь этой концепции. До сих пор некоторые исследователи отмечают слабость основ для такой формы государственности, в частности на постсоветском пространстве.
Россия – демократическое государство
В истории формирования концепции социального государства можно выделить три основных этапа. Первый характеризуется принятием в различных странах таких политических решений, которые открыли путь к его формированию. На этом этапе в работах Пренса и Шершеневича впервые появилось понятие «демократическое социальное государство». Его определение было сформулировано Хеллером в XX в. Кроме того, в это время в области внутренней политики государства начинает выделяться социальная.
Второй этап – начало–средина XX в. Этот период характеризуется появлением двух традиций утверждения социальной модели государства. Первая как сборное понятие была реализована в Германии, вторая как фундаментальный принцип конституционного строя – во Франции, Испании.
Третий этап – формирование социального права. В это время появляются специальные документы, регулирующие отношения в данной области.
1. Демократическое государство с развитым гражданским обществом. Наличие эффективной правовой системы.
2. Наличие юридической основы. Она выступает в форме социального законодательства, которое отвечает принципам справедливости и быстро реагирует на изменения в обществе.
3. Наличие сбалансированной экономической основы. Она выступает в форме развитого социально ориентированного рыночного хозяйства.
Чтобы понять, кто является верховным носителем власти в демократическом государстве, необходимо рассмотреть особенность двух форм правления.
Монархия. На политической карте мира существует несколько государств с такой формой правления. Это конституционные (парламентские) монархии: Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия, Япония и Швеция. Они являются демократическими государствами. Власть монарха в этих странах значительно ограничена, и основными вопросами общественной жизни занимаются парламенты.
Россия – демократическое государство. Об этом сказано в Конституции страны. Представительская демократия в России обеспечивается выборностью Государственной думы и законно обусловленным формированием Совета Федерации. Кроме того, в стране реализуется такой признак демократического государства, как гарантии и признание основополагающих прав и свобод человека.
Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. В современном понимании демократия должна рассматриваться не как власть народа, а как участие граждан людей и их объединений в осуществлении власти. Формы этого участия могут быть различными членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов , в обращении с жалобами, заявлениями и т. Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга. Обеспечение прав и свобод человека и гражданин а — важнейший признак демократического государства.
Россия – правовое государство
Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Статья 1 имеет важнейшее значение, ибо она дает определение Российской Федерации, перечисляя ряд ее важнейших признаков, конкретизируемых в дальнейших статьях этой главы и во всей Конституции. РФ — демократическое государство. Это видно из политических и иных прав граждан, о которых говорится в ст. Демократизм государства выражается в том, что все его устройство и деятельность должны соответствовать воле народа, а государственные властные решения приниматься большинством народа или его представителей при уважении к воле меньшинства и правам человека и гражданина. Высказываемое в дискуссии о понятии «суверенная демократия» мнение о ней как о полновластии большинства без указания на то, что для него права меньшинства и каждого человека должны оставаться неприкосновенными, неприемлемо: при демократическом строе в результате последующих выборов большинство может стать меньшинством, а прежнее меньшинство большинством. Россия есть федеративное государство, состоящее из ее субъектов, то есть членов этого единого государства. Это конкретизируется затем в положениях о суверенитете РФ, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.
Учебники для вузов. Конституционное право. Раздел: Экономика. Россия — демократическое государство. Точно так же трудно себе представить реально демократическими общества и государства, основывающиеся на теократических или клерикальных началах, поскольку это не может не нарушать или серьезно ограничивать права и свободы людей иных конфессий.
Загрузить всю книгу. В Конституции РФ указывается ст. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. Выборное представительство — важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Непосредственная демократия — форма прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
За многовековой период существования российского государства (с 862 года по настоящее время) сохранялась непрерывность государственности, при этом неоднократно менялось наименование государства, форма государственности и столица нашей страны. Нынешняя Россия является исторической преемницей всех предшествующих форм российской государственности.
Название | Исторический период | Столица |
Древнерусское государство | 862 г. — середина XIII века | Новгород — до 882 г., Киев с 882 г. |
Русские княжества | середина XII века — начало XVI века | |
Русское государство | конец XV века — 22 октября 1721 г. | |
Великое княжество Московское | до 16 января 1547 г. | Москва |
Царство Русское | с января 1547 г. | Москва Санкт-Петербург — с 21 мая 1712 г. |
Российская империя | 22 октября 1721 г. — 1 сентября 1917 г. | Санкт-Петербург — до 1728 г. Москва — 1728-1732 гг. Санкт-Петербург — с 1732 г. (именовался Петроград с 18 августа 1914 г.) |
Российская республика | 1 сентября — 25 октября (7 ноября) 1917 г. | Петроград |
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) | 25 октября (7 ноября) 1917 г. с 1922 по 1991 год как республика в составе СССР |
Петроград — до 12 марта 1918 г. Москва с 12 марта 1918 г. |
Союз Советских Социалистических Республик (СССР) | 30 декабря 1922 г. — 26 декабря 1991 г. | Москва |
Российская Федерация (РФ), Россия | с 25 декабря 1991 года (переименована из РСФСР) | Москва |
В России цели демографической политики обеспечиваются мерами, составляющими суть семейной политики и направленными на улучшение условий жизни семей с детьми. Основные меры семейно-демографической политики:
- материальная поддержка семьи (пособия и финансовые льготы);
- дополнительные отпуска для родителей в связи с рождением ребенка, по уходу за детьми;
- развитие сети дошкольных детских учреждений;
- поддержка усыновления сирот;
- финансовое стимулирование рождаемости (в частности, выплата так называемого «материнского капитала» при рождении второго, третьего или последующего ребенка в семье);
- культурно-просветительская работа с подростками и молодежью по проблемам семейных отношений, по информационному и юридическому обеспечению молодых семей;
- пропаганда семьи, брака, детей как базовых ценностей.
Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии
Экономическое районирование Российской Федерации — основанное на административно-территориальном делении выявление территорий России, характеризующихся общей производственной специализацией, крепкими внутренними экономическими связями, управляемостью и определенными условиями производства: степенью экономического развития, спецификой трудовых ресурсов, уровнем концентрации и специализации производства, освоенностью местности, естественными условиями производства.Экономическое районирование Российской Федерации необходимо для лучшего руководства народным хозяйством страны. Выделяют две макрозоны — западную и восточную, каждая из которых имеет более дробное деление по районам.Западная макрозона, или европейская часть России, занимает 25 % территории страны и включает в себя:
- Центральный экономический район
- Верхневолжский экономический район
- Центрально-черноземный экономический район
- Волго-Вятский экономический район
- Северный экономический район
- Северо-Западный экономический район
- Азово-Черноморский экономический район
- Северо-Кавказский экономический район
- Нижневолжский экономический район
- Средневолжский экономический район
- Западно-Уральский экономический район
Восточная макрозона, или азиатская часть страны, занимает 75 % территории России и включает в себя:
- Восточно-Уральский экономический район
- Западно-Сибирский экономический район
- Кузнецко-Алтайский экономический район
- Енисейский экономический район
- Прибайкальский экономический район
- Якутский экономический район
- Дальневосточный экономический район
Потребности страны в электроэнергии полностью обеспечиваются за счет собственных внутренних мощностей, при этом часть вырабатываемой электроэнергии идет на экспорт в соседние страны.
По объему вырабатываемой электроэнергии Россия занимает 3-е место в мире. Из всего объeма вырабатываемой электроэнергии:
- около 67 % вырабатывается на тепловых электростанциях (из них с использованием угля — 45 %, нефти — 26, 5 %, природного газа — 15, 5 %)
- около 18 % вырабатывается гидроэлектростанциями,
- около 15 % — доля АЭС.
На территории России функционируют объединенные энергетические системы Центра, Северо-Запада, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Сибири и Дальнего Востока, входящие в Единую энергетическую систему страны. Наряду с многочисленными ТЭС действуют мощные Волжско-Камский и Ангаро-Енисейский гидроэнергетические каскады, ряд АЭС.
См. основную статью «Русская литература».Русская литература — это литература, созданная на русском языке, начиная с XI века. Она отражает искания и мировоззрение русскоязычных писателей и поэтов различных эпох, а также имеет общемировое значение: русские писатели повлияли на творчество Э. Золя, Г. Флобера, М. Пруста, Ф. Ницше, Т. Манна и других зарубежных мыслителей. Пять русских авторов удостоены Нобелевской премии в области литературы — это И. А. Бунин, М. А. Шолохов, Б. Л. Пастернак, А. И. Солженицын и И. А. Бродский.Основные периоды развития русской литературы:
- Древнерусская литература.
- Русская литература XVIII века.
- Русская литература первой половины XIX века.
- Русская литература второй половины XIX века.
- Русская литература рубежа веков.
- Советская литература и литература русского зарубежья.
- Литература Великой Отечественной войны.
- Современная литература.
См. основную статью Русская архитектура.Принятие христианства в 988 году коренным образом повлияло на развитие древнерусского искусства и архитектуры. Зодчество Древней Руси складывается на основе каменной архитектуры Византии, однако известно, что первые христианские церкви были сделаны из дерева. Первым произведением монументальной архитектуры принято считать Десятинную церковь в Киеве (989), построенную князем Владимиром рядом с княжеским теремом.В развитии русской архитектуры выделяют следующие периоды:
- Древнерусская архитектура
- Архитектура Московского княжества (XIV–XVI вв.)
- Архитектура эпохи Иоанна Грозного
- Русская архитектура после Смутного времени. XVII век
- Архитектура конца XVII – начала XVIII веков
- Архитектура Российской Империи. XVIII век
- Архитектура конца XVIII–XIX веков
- Архитектура ХХ века. Советский период. Новые течения
- Архитектура Советского Союза 1935–1955 годов
- Советская архитектура 1955–1985 годов. Хрущевско-Брежневский период
- Современная архитектура России
Статья 1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное…
- Становление демократического правового государства в Российской Федерации и принцип верховенства закона 2013 / Колесников Евгений Викторович
- Правовое государство: специфика реализации правоохранительной функции 2017 / Лавринович Кирилл Игоревич
- Идея правового государства в России: конституционная мифология и правовая реальность 2017 / Кондрашев Андрей Александрович
- Роль регионального конституционного правосудия в реализации принципа правового государства 2014 / Демидов В. Н.
- Конституционные основы построения демократической правовой государственности в Российской федерации 2016 / Колесников Евгений Викторович
- Конституция Российской Федерации и становление правового государства: некоторые вопросы теории 2014 / Колесников Евгений Викторович
- Модификация современной Конституции России 2015 / Комкова Г. Н.
- Некоторые проблемы формирования правового государства в современной России 2017 / Борискова И.В.
- Правовое государство: проблемы формирования и развития 2011 / Тихомиров Ю. А.
- Конституционные гарантии защиты жизни от произвольных посягательств со стороны представителей власти 2016 / Хорев Александр Владимирович
- Идея правового государства в России: конституционная мифология и правовая реальность 2017 / Кондрашев Андрей Александрович
- Теория правового государства в России: состояние, пути переосмысления 2015 / Раянов Фанис Мансурович
- Верховенство права в правовом государстве: терминологические вопросы конституционного права 2016 / Чиркин Вениамин Евгеньевич
- Об определении понятия «Правовое государство» 2010 / Антонов М.В.
- Верховенство права: современные варианты терминологии 2015 / Чиркин Вениамин Евгеньевич
- Правовое государство: происхождение идеи и признаки правового государства 2015 / Миронов Дмитрий Николаевич
- Концепция правового государства Раймона Карре де Мальберга 2010 / Слеженков В. В.
- Формирование теории правового государства и основные признаки современной конституционной модели правовой государственности 2017 / Атжанова Жанат Сабитовна
- Правовое или полицейское государство -выбор современной России 2016 / Никитина Юлия Сергеевна
- Влияние правового сознания на формирование правового государства 2019 / А. К. Джаркымбаева, Т. Т. Торомырзаев
Презентация позволяет наглядно показать, чем отличаются принципы образования РФ от других федеративных государств (на примере США). Органицована работа со статьями Конституции РФ.
Предложены задания для рефлекции.
по дисциплине:
Основы государственного управления
Тема: «Российская Федерация — демократическое государство с республиканской формой правления»
Выполнила студентка: Ооржак Оюу Владимировна
Специальность: Государственное и муниципальное управление
Конституция РФ устанавливает основные характеристики российского государства: 1) РФ — демократическое государство; 2) РФ — правовое государство; 3) высшая ценность РФ — права и свободы человека и гражданина; 4) форма правления РФ — республика.
Демократическая природа РФ складывается из: 1) народовластия — как непосредственного, так и представительного; 2) федеративного устройства на основе равенства субъектов РФ; 3) политического и идеологического многообразия.
Правовое государство — это государство, в котором во всех сферах жизнедеятельности общества обеспечивается верховенство закона, свобода и справедливость в соответствии с международными нормами.
Гарантированность прав и свобод личности в РФ обеспечивает реализацию принципов демократии в РФ, так как только государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может утверждать, что в нем установлена власть народа.
Провозглашение Российской Федерации демократическим государством закреплено в ряде конституционных положений:
— признание многонационального народа носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации (ч. 1 ст. 3);
— признание Основным Законом референдума и свободных выборов высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3);
— конституционный запрет на присвоение власти кем бы то ни было (ч. 4 ст. 3);
— закрепление принципа разделения властей (ст. 10), идеологического и политического многообразия (ст. 13);
— конституционная возможность граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32);
Демократическое государство Скачать 45784 0 0
… субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ). §5. Разделение властей- выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и …
Проблемы демократического процесса в Российской Федерации Скачать 38384 0 0
… права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю. По Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В государстве охраняются труд и …
Перспективы развития демократии в современной России Скачать 57780 0 0
… , глав городов и регионов, Президента; изменяющийся менталитет россиян. Говоря о политическом режиме современной России, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое — не кануло окончательно в лету. Но идеал политического развития заявлен: это — демократизм и правовое государство. Существующие ныне в стране переживающей …
Либеральное и демократическое государство: сравнительная характеристика Скачать 50850 1 0
… органы. В-третьих, представительная форма демократии возникает в ответ на необходимость выражения многообразных, в первую очередь экономических интересов гражданского общества. В-четвертых, современные либерально-демократические государства, во многом отличаясь друг от друга, строятся на системе общих либерально-демократических принципов и ценностей: признание народа источником власти; …
- Государство и его признаки
Демократический политический режим
Демократическое государство
Конституционный строй Российской Федерации
Либеральное и демократическое государство: сравнительная характеристика
Российская Федерация — демократическое государство
Россия — демократическое государство
Становление и совершенствование концепции правового государства, его понятие и основные черты
Становление современного Российского государства
Сущность и классификация политических режимов
- Рубрикатор по предметам
- Рубрикатор по типам работ
- Пользовательское соглашение
- Размещение рекламы
Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством. Демократия — такая форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства Основные характеристики демократического государства:
1) единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации, который осуществляет ее непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и местного самоуправления (представительная демократия);
3) Легитимность государственной власти. Легитимность власти означает ее формирование и осуществление в соответствии с волей народа. Легитимность как свойство власти может иметь разные основания (харизма лидера, традиционное подчинение власти, страх, рациональное подчинение законно сформированной власти). В современных демократических государствах легитимность власти устанавливается прежде всего в процессе выборов, когда население выражает свои политические предпочтения, вручая государственно-властные полномочия определенным лицам;
1.2. Отличие демократического государства от тоталитарного и авторитарного
Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
17. Российская Федерация — демократическое государство
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.
а) реальная представительная демократия;
б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
а) Представительная демократия — осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть — это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.
б) Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.
2. РФ — демократическое государство
Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства. Форма государственного устройства — это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его частями. Различаются две основные формы государственного устройства: унитарное государство и федеративное государство. Унитарное государство представляет собой государство с централизованной систему государственной власти, в нем не существует разделения предметов ведения и полномочий между центральными органами и органами составных частей государства (административно-территориальных единиц), составные части не обладают самостоятельностью в решении каких-либо государственно-правовых вопросов. Федеративное государство — форма государственного устройства, при которой составные части государства (субъекты Федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Федерация может быть образована на основе договора между несколькими государствами (договорно-правовая федерация) либо путем провозглашения государства федеративным (конституционно-правовая федерация).
Россия — демократическое государство
Российское государство принято понимать в двух смыслах:
- в качестве определенного территориального образования, где осуществляется суверенная власть многонационального народа Российской Федерации;
- в качестве специального аппарата государственной власти, распространяющего свое влияние на территорию, определенную государственными границами.
Конституция РФ закрепила основные характеристики российского государства (рис. 1):
- демократическое;
- федеративное;
- правовое;
- социальное:
- светское;
- с республиканской формой правления.
Социальным считается государство, политика и деятельность которого направлены на создание обеспечивающих достойную жизнь условий. Социальное государство характеризуется наличием определенных обязанностей:
- охрана труда и здоровья людей;
- гарантированный минимальный размер оплаты труда;
- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развитие системы социальных служб;
- выплата пенсий и пособий;
- иные гарантии социальной защиты.
Российская Федерация является республикой, что подразумевает выборность главы государства.
Суть республиканской формы правления состоит в том, что:
- во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ;
- органы государственной власти в Российской Федерации – выборные или назначаемые;
- срок полномочий органов власти не может быть пожизненным – он устанавливается федеральными законами.
Российская Федерация является смешанной республикой, где власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.
Форма гос. устройства — это внутренняя национально-тер-ная организация гос. власти, деление тер-рии гос-ва на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между гос-вом и его составными частями.
1. Унитарное гос-во — простое, единое гос-во, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками гос. суверенитета; существует единая система высших органов и единая система закон-ва (Польша, Венгрия, Болгария, Италия).
Особенности:
1.Структурными единицами явл-ся районы, города, края, области и др. административно-территориальные образования. Степень их завис-ти от центральной власти м.б. различной. С этой т.зр. они подразд-ся на централизованные и децентрализованные. В централизованных сущ-ет достаточно выс. степень завис-ти регионов от центральной власти.
2. Сущ-вание единой и единственной для всей страны системы высших представительных, исполнительных, судебных и контрольно-надзорных органов.
3. Единая тер-рия, единая Конст-ция, единая система права, единое гражд-во, единая судеб. система, единые ВС.
2. Федерация — сложное (союзное) гос-во, состоящее из гос. образ-ий, обладающих юр. определенной полит. самостоятельностью.
Особенности:
1. состоит из разл-х гос-ых образ-ий (респ-ки, штаты, провинции, земли, кантоны). Данные образ-ия являются субъектами федерации и им. свое собственное административно-территориальное деление.
2. существуют 2 системы высших органов гос. власти: федеральные органы и соотв.органы субъектов федерации. Федеральные органы осущ-ют свои полномочия и функции на всей тер-рии страны, органы субъектов — на своей тер-рии. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осущ-ся путем их закрепления в Конституции либо в Федеративном договоре.
3. тер-рия федерации состоит из тер-рий образующих ее субъектов.
4. наличие в субъектах федерации своей конституции (конституционного устава).
5.наличие, как правило, двухпалатного федерального парламента.
6. федерации м. строиться по 3 признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному.
3. Конфедерация — союз полностью суверенных гос-в, создаваемый на основе договора для достижения опред. целей (военных, внешнеполит, эконом.).
Признаки:
1) Образуется на основе договора;
2) Добровольное участие в союзе;
3) Отсутствует единое граж-во и фин. сис-ма;
4) Отсутствует единая правовая база.
1. Некоторые учёные считают, что Россия является смешанной республикой, так как у Федерального собрания (Государственной Думы) имеются важные полномочия в отношении правительства.
Во-первых, Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103,111).
Во-вторых, Государственная Дума утверждает разработанный Правительством федеральный бюджет, а также отчёт Правительства о его исполнении (ст. 114).
В-третьих, самое важное — Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, в результате которого Правительство может быть отправлено в отставку (ст. 117).
2. Но есть и иная точка зрения, согласно которой Россия относится к президентским республикам, так как первые две особенности характерны для многих президентских республик. Например, в США Сенат даёт согласие на назначение всех глав исполнительных департаментов, но это не делает США смешанной республикой. Относительно третьего фактора, следует учитывать, что в этом случае Президент решает, отправлять ли Правительство в отставку. В случае если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ст.117).
Кроме того, Президент в соответствии со ст. 111 после трёхкратного отклонения представленных им кандидатур Председателя РФ Государственной Думой назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
В связи с этим полномочия российского парламента в отношении правительства являются ограниченными и фактически не выходят за рамки, обычно устанавливаемые в президентских республиках, каковой и является Россия.
Форма государственного устройства.
Статья 1 Конституции России закрепляет федеративную форму её устройства. Российская Федерация состоит из 83 субъектов.
Основы конституционного строя в области государственного устройства Российской Федерации закреплены в статье 5 Конституции:
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Конституция устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой все субъекты равноправны.
В то же время нормы самой Конституции РФ закрепляет определённое неравенство.
Во-первых, республики имеют статус государства, тогда как другие субъекты — лишь государственные образования.
Во-вторых, в республиках принимаются конституции, а в других субъектах — уставы.
В-третьих, республики вправе устанавливать свои государственные языки (наряду с русским).
В-четвёртых, ст. 11 Конституции устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов может осуществляться, в том числе, и договорами, а это означает возможность нарушения равноправия.
В силу изложенного многие характеризуют Россию как ассиметричную федерацию.
Федерация в России действует на основе ряда принципов: государственная целостность Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации (ст.5).
Важнейшее значение имеет принцип разграничения предметов ведения. В ведении Российской Федерации находятся наиболее важные вопросы, которые обеспечивают единство, целостность, суверенность России (ст.71). Выделяется также сфера совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, в которой приоритет также отдан федерации в целом, её государственным органам (ст. 72). Субъекты федерации наделены сферой ведения по остаточному принципу (ст. 73). Акты субъектов федерации не могут противоречить федеральным актам, принятым по двум первым сферам, и, напротив, акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах ведения субъектов, имеют приоритет перед федеральными актами.
Конституционно-правовой статус России характеризуется тем, что она является суверенным государством, имеет свою Конституцию, единую правовую систему, обладает территориальным единством, общими для всей Федерации органами государственной власти, единым гражданством, единым экономическим пространством, единой денежной единицей, собственностью и т.д.
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации характеризуется тем, что они обладают своей территорией, входящей в территорию Российской Федерации; имеют право самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти на св��ей территории; формируют собственную систему законодательства, включающую принятые в пределах своего ведения законы и подзаконные акты; характеризуются собственным предметом ведения.
Владимир Путин о развитии демократических институтов в России
Россия — федеративное государство с республиканской формой управления.
Федерация потому, что включает в себя субъекты: края, республики, области. Сейчас в нашей стране 89 субъектов Федерации. Они имеют свои властные органы, могут выпускать свои законодательные акты, не противоречащие федеральным. Несмотря на то, что Россия — федерация, это одна страна, целостность которой прописана в Конституции Российской Федерации.
Республика потому, что властные структуры выбирает население на оговоренные сроки. У нас регулярно проходят выборы разного уровня: президентские, парламентские, в местные органы власти.
Республики бывают разные:
- парламентские, где страной управляет парламент, он же выбирает первое лицо государства;
- президентские, в которых последнее слово, хотя и первое тоже, принадлежат президенту, избранному народом;
- смешанного типа — президентско-парламентские или парламентско-президентские.
Хотя в нашей Конституции записано просто — республика, Россию нередко называют республикой смешанного типа, а если конкретнее, то президентско-парламентской. Объясню, почему так.
Как я уже сказала, В. Путин, став президентом, предложил кандидатуру на должность премьер-министра из числа кандидатов от партии, имеющей большинство мест в парламенте. Парламент должен утвердить или отклонить эту кандидатуру. Ни президент, ни парламент не могут сформировать правительство самостоятельно. То есть должен быть найден компромисс. В результате правительство будет нести ответственность и перед парламентом и перед президентом. Это, кстати, характерно именно для республики смешанного типа.
Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.
– Как называется наша Родина?
Учащиеся: Наша Родина называется – Россия. (слайд 1)
Учитель: Как называют людей, живущих в России?
Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.
Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?
Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины. (слайд 2)
Учитель: Какие символы государства вы знаете?
Учащиеся: Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (слайд 3)
Учитель: Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.
– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. (слайд 4)
– А кто знает, что такое Конституция?
Учащиеся: Конституция – это основной закон государства.
Учитель: Верно. (слайд 5)
– В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (слайд 6)
Учитель: Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. (слайд 7)
– Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно. (слайд 8)
– В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, — вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». (слайд 9)
– Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. (слайд №10)
– Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.
– В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз».
– Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны. (слайд 11)
– Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:
– «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». (слайд 12)
– И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. (слайд 13)
– Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу. (слайд 14)
– Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?
Заслушиваются ответы учащихся.
Значение Конституции в правовом государстве
Правовое государство в России провозглашает ст. 1 Конституции.
Российская Федерация — правовое государство, признающее верховенство права и законодательных актов в жизни государства и общества.
Конституционные положения 15 статьи рассматривают обязанность соблюдения положений Конституции РФ для органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан, объединений нескольких лиц и др.
Россия как правовое государство устанавливает в качестве верховного акта в системе права Конституцию РФ. Этот документ обладает высшей правовой и юридической силой, прямым действием. Ее использование предусмотрено для всей территории нашего государства. Никакой Закон или правовой акт не должен вступать в противоречие с Конституцией, а любой акт, издаваемый в нашей стране и ее субъектах, должен соответствовать ее идеям и принципам.
Та же 15 статья рассматривает обязанность соблюдения законами всеми субъектами, которые были перечислены выше. В состав актов, которые должны вступать в соответствие с законами, включены правительственные и президентские нормативно-правовые акты, акты, выпускаемые ведомствами, министерствами, агентствами палаты Федерального Собрания, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления и др.