- Экономика

Обеспечение исполнения контракта по положениям статьи 96 Федерального закона “О контрактной системе”

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обеспечение исполнения контракта по положениям статьи 96 Федерального закона “О контрактной системе”». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

[44-ФЗ «О госзакупках»] [Глава 3] [§ 7]

1. Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.

2. Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 83.1, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

2.1. Не действует с 1 января 2017 г.

3. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьёй 95 настоящего Федерального закона.

4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ — это процедура перечисления денег поставщику, который исполнил обязательства по госконтракту. Эти деньги возвращаются как в полном объеме, так и частично.

Скачать бланк письма о возврате обеспечения исполнения контракта

Скачать образец письма о возврате обеспечения исполнения контракта

Организует возврат денег контрактная служба или управляющий. Они передают сведения о выполнении обязательств в бухгалтерию. Контрактная служба обязана это сделать по требованию пп. 9 п. 14 Приказа Минэкономразвития № 631 от 29.10.2013 об утверждении типового положения о контрактной службе. Для управляющего такая обязанность прописана в должностной инструкции или другом локальном акте. Бухгалтерия перечислит деньги, которые обеспечивают госконтракт, на счет поставщика, который указан в реквизитах.

С 01.07.2019 сроки возврата обеспечения контракта по 44 ФЗ — не больше 30 дней от даты выполнения поставщиком обязательств. Если закупка проводилась с ограничением для субъектов малого предпринимательства по ст. 30 44-ФЗ, то не больше 15 дней. Это закреплено в ч. 27 ст. 34 закона о контрактной системе. Эти положения нужно обязательно прописать в проекте договора.

Если расторгаете сделку по соглашению сторон и срок не прописали, то деньги получите в срок, который зафиксировали для возврата при полном исполнении обязательств. Этот срок нужно отсчитывать от даты расторжения.

Если в госконтракте этот срок не установлен, то получите деньги в течение 7 дней от даты, когда отправили требования вернуть деньги. Если не потребовали, то вернут в разумный срок. Этот вывод следует из п. 2 ст. 314 ГК.

Возвращают только денежные средства, а не банковскую гарантию. Эти средства удержат, если нарушили обязательства. Их сумма зависит от условий договора. Если в нем прописано, что из обеспечения могут быть удержаны неустойка (пени, штрафы), причиненные убытки или другие выплаты, то удержат только эти суммы.

До удержания получите претензию, в которой будет расписано, какие условия нарушили, расчет суммы, которую взыскивают, и возможность их удержания за счет денег, которые обеспечивают госконтракт.

Если добровольно погасили сумму неустойки по претензии, то денежные средства вернут полностью. Если нет, то удержат требуемую сумму, а то, что осталось, вернут на счет.

В случае когда в контракте прямо указано, что обеспечение исполнения контракта может быть удержано в полном объеме, то его удержат полностью.

Основные тезисы Реквизиты документа
О порядке удержания и возврата денежных средств, которые обеспечивают контракт Письмо Минфина № 24-03-08/73616 от 08.11.2017
О возможности возврата в случае неисполнения обязательств Письмо Минэкономразвития № Д28и-1638 от 10.04.2017
Об оплате госконтракта и возврате обеспечения Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-2568 от 07.03.2017
О возвращении банковской гарантии Письмо Минэкономразвития № Д28и-3143 от 14.11.2016
Как обеспечивать контракт в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения обязательств по нему Письмо Минэкономразвития № Д28и-2829 от 21.09.2015

Что касается денег, внесенных в качестве обеспечения, здесь ситуация складывается несколько сложнее. Единственное, что определено пунктом 27 статьи 34 Федерального закона № 44 — это то что срок возврата определяется заказчиком так, как ему удобно, а информация о нем должна быть в обязательном порядке включена в проект контракта, являющийся необъемлемой частью аукционной/конкурсной документации, а в дальнейшем и в сам контракт. В итоге получается, что обеспечение будет возвращено после исполнения всех обязательств по контракту, а вот когда — определяет заказчик.

Возникает вопрос — когда контракт считается исполненным. Фактически, этот момент наступает тогда, когда стороны подписывают акт выполненных работ/оказанных услуг или товарную накладную. Единственные обязательства, которые остаются после этого у исполнителя/поставщика/подрядчика — это гарантийные, однако это не означает, что деньги, предоставленные для того, чтобы подтвердить добросовестность, будут находиться на счету заказчика до тех пор, пока они не закончатся.

Пунктом 7 статьи 96 Федерального закона №44 определено право исполнителя уменьшить обеспечение исполнения контракта пропорционально выполненным обязательствам, то есть вернуть часть денег еще до того, как контракт полностью исполнен. При этом можно выбрать иной способ обеспечения: вместо суммы, которая должна остаться на счету заказчика, предоставить банковскую гарантию. На практике этот момент, как правило, применяется лишь в случаях, когда контракт заключается на большую сумму и предполагает поэтапное исполнение.

Вопрос обеспечения исполнения контракта был в достаточной мере урегулирован как прежним законодательством в сфере проведения торгов, так и действующим в настоящее время Федеральным законом от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Зачастую именно требование обеспечения обязательств отталкивает многие коммерческие структуры от участия в закупочных процедурах. Рассмотрим же подробнее – так ли страшен черт, как его малюют?

В соответствии со статьей 37 закона “О контрактной системе” при снижении начальной максимальной цены контракта более, чем на 25% начинают действовать антидемпинговые меры, которые заключаются в том, что обеспечение контракта, предоставляемое победителем, должно быть увеличено в 1,5 раза от изначально запланированного. То есть, если в документации к электронному аукциону размер обеспечения указан в 10% от НМЦК (например 100000 рублей), то при снижении во время торгов цены на 25 и более процентов он увеличится до 15% от НМЦК (150000 рублей для примера выше).

Обеспечение в полуторакратном размере можно не осуществлять в том случае, если начальная цена контракта менее 15 миллионов рублей и участник закупки может предоставить сведения о своей добросовестности. Более подробно об этом вы можете прочитать здесь.

Собираясь участвовать в государственном тендере, следует себе представлять, когда и какие расходы понесет ваша компания, какие средства придется изъять из оборота. Одним из важных моментов будет обеспечение исполнения контракта, если результат торгов окажется для вас положительным.

Как именно победителю конкурса подтвердить серьезность своих намерений по исполнению контракта, определяет Федеральный закон от 5 апреля 2014 г.№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — № 44-ФЗ).

В некоторых случаях заказчик может использовать более мягкие нормы, приведенные в Федеральном законе от 18 июля 2001 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — № 223-ФЗ).

Тендерный протокол с итогами конкурса размещается в единой информационной системе. После этого победителю конкурса дается 10 дней на то, чтобы оформить обеспечение исполнения контракта. Это подтверждение серьезности намерений исполнителя.

При наличии обеспечения контракт подписывается. Если требования не выполнены, победитель считается уклонившимся от заключения контракта и может быть внесен в Реестр недобросовестных поставщиков.

Далее заказчик вправе предложить контракт участнику, занявшему второе место. На подписание контракта и предоставление обеспечения у этого участника также есть 10 дней.

Однако, если по каким-то причинам он не выполнит эти условия, его репутации ничего не грозит. В этом случае конкурс будет признан несостоявшимся.

Это документ, в котором фиксируется обязательство финансовой организации (банка) оплатить долг подрядчика перед заказчиком, если обязательства по контракту не выполнены в определенный срок.

Таким образом, финансовая ответственность за исполнение контракта переходит к банку, и в течение срока действия банковской гарантии он не может отказаться от взятых на себя обязательств ни при каких условиях («принцип безотзывности»). Банковская гарантия может быть принята в качестве обеспечения, только если выдавший ее банк есть в Реестре Минфина России. Информация о гарантии должна быть внесена в Реестр в течение одного дня после ее выдачи.

Статья 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

Положения 44-ФЗ «О контрактной системе…» об обеспечении исполнения контракта не применяются в 3 случаях (ч. 8 ст. 96):

  1. контракт заключается с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением т.е. государственное или муниципальное казенное учреждение является Исполнителем Контракта;
  2. в результате осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
  3. в случаях заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями Контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Регулирование деятельности учреждений осуществляется в рамках параграфа 7 «Некоммерческие унитарные организации» главы 4 «Юридические лица» части первой Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, различается 3 вида государственных или муниципальных учреждений:

  1. казенное,
  2. бюджетное,
  3. автономное.

Т.е. учреждение будет являться либо казенным, либо бюджетным, либо автономным. Так как закон освобождает от внесения обеспечения только государственное или муниципальное казенное учреждение, то нам важно понять, чем оно отличается от бюджетного и автономного учреждения.

В частности, согласно ст. 298 Гражданского кодекса РФ эта разница проявляется в следующем:

И автономное учреждение, и бюджетное учреждение вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, только с согласия собственника. Прочим имуществом, которое находится у них на праве оперативного управления, автономное или бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, за исключением установленных законом случаев. Автономное или бюджетное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, но только для достижения целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. Такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах. Доходами, полученными от ведения такой деятельности, и приобретенное за счет указанных доходов имущество, автономное или бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение должно осуществлять приносящую доходы деятельность только в соответствии со своими учредительными документами, утверждаемыми собственником. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают сразу в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, п. 1 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ «О контрактной системе…» не распространяется на государственные или муниципальные бюджетные и автономные учреждения. Следовательно, для контрактов, заключаемых с такими учреждениями, установленное в ч. 1 ст. 96 Закона №44-ФЗ требование об обеспечении обязательно (см. также Письмо Минэкономразвития России от 14.05.2014 N Д28и-801).

Но государственное или муниципальное бюджетное учреждение не предоставляет обеспечение исполнения контракта в 2 случаях:

1) при закупке услуг по предоставлению кредита (п. 2 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ)

2) при заключении Контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии (п. 3 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ).

Также существуют существенные различия между государственными или муниципальными казенными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

Регулирование деятельности унитарных предприятий осуществляется в рамках параграфа 4 «Государственные и муниципальные унитарные предприятия» главы 4 «Юридические лица» части первой Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

  • федеральное государственное предприятие,
  • государственное предприятие субъекта Российской Федерации,
  • муниципальное предприятие.

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия):

  • федеральное казенное предприятие,
  • казенное предприятие субъекта Российской Федерации
  • муниципальное казенное предприятие.

Согласно ст. 4 указанного Закона №161-ФЗ, полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Таким образом, казенное учреждение и казенное предприятие – это разные виды юридических лиц. Государственные или муниципальные унитарные предприятия, отдельной формой которых являются казенные предприятия, освобождены от предоставления обеспечения исполнения контракта в случаях:

  1. закупки услуг по предоставлению кредита (п. 2 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ)
  2. заключения Контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии (п. 3 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ).

Теги: 44-ФЗ, участие в торгах, освобождение от внесения обеспечения исполнения контракта,

N 44-ФЗ ст 96. Обеспечение исполнения контракта

Любой договор исполняется поэтапно. Рассматривая весь процесс исполнения госконтракта, можно выделить следующие фазы:

  1. Выполнение контрагентом обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
  2. Приемка заказчиком результатов, в том числе экспертиза.
  3. Оплата.
  4. Действия по изменению условий.
  5. Действия по расторжению.

В ЕИС первые три пункта из этого списка отображаются со статусом «Исполнение». Выполненная закупка имеет наименование «Завершено». Если происходит расторжение, заказ отображается со статусом «Прекращено». Отмена реестровой записи помечается как «Аннулирован».

Нередки случаи, когда в ЕИС неверно отображается статус заказа. К примеру, неисполненный договор помечен как «Исполнение завершено». Возникает вопрос, как вернуть контракт на этап исполнения контракта. Для этого в блоке «Сведения об исполнении (прекращении действия) контракта», закладке «Документы» карточки договора следует отменить редакцию, выбрав в контекстном меню функцию «Отметить как недействительные».

Согласно ч. 12 Постановления от 28.11.2013 № 1084, заказчик обязан отражать сведения о выполнении, изменении и расторжении договора в реестре контрактов ЕИС в течение трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события.

Исполнение отдельного этапа контракта по 44 ФЗ требует создания определенных документов, подтверждающих данный факт, к которым относятся:

  • накладные, счета-фактуры, акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг, документы экспертизы (при необходимости) и др.;
  • дополнительное соглашение об изменении условий договора с приложением документов, отражающих новые условия;
  • дополнительное соглашение о расторжении.

Результаты отдельной стадии, информация о поставленном товаре, работе или услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС в течении 7 рабочих дней со дня приемки, оплаты, расторжения (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ ). Отчет содержит информацию в том числе о соблюдении промежуточных и окончательных сроков. Положение о подготовке и размещении отчета утверждено Постановлением от 28.11.2013 № 1093.

К примеру, Минфин России (письмо от 15.09.2017 № 24-03-07/61189) полагает, что обязанность по размещению отчета в силу требований пп «б» п. 3 Постановления № 1093 возникает у заказчика после оплаты, в том числе частичной приемки вне зависимости от установления этапов в договоре. При этом Минфин сообщил, что рассмотрит вопрос об упрощении порядка размещения отчета, ведения РК, исключив необходимость размещения дублирующей информации в ЕИС.

Аналогичной позиции придерживалось Минэкономразвития (письма от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 01.06.2015 № Д28и-1434, от 30.11.2015 № Д28и-3467, от 27.10.2015 № Д28и-3124). Казначейство России письмом от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5 указало на необходимость составления отчета после каждой оплаты, однако учло тот факт, что требования о направлении в РК информации после каждого подписания акта приемки 44-ФЗ и иными нормативными актами не установлено.

Исполнение госконтракта состоит из определенных стадий и включает:

  1. Выполнение поставщиком или исполнителем своих обязательств перед государственным или муниципальным заказчиком.
  2. Взаимодействие сторон в процессе изменения государственного контракта или его расторжения.
  3. Приемка результатов по поставке товара, выполнению работ и услуг или их оплата.

Некоторые государственные контракты ввиду их долгосрочного характера реализуются поэтапно. В этом случае приемка и оплата заказчиком происходит по результатам каждого этапа.

В процессе исполнения государственного контракта заказчик и исполнитель берут на себя определенные обязательства. Заказчик должен делать все от него зависящее, чтобы контракт был реализован максимально эффективно. В частности, от него требуется своевременно передавать необходимые разрешения, производить приемочные работы и оплачивать отдельные этапы работ.

Исполнитель обязан своевременно исполнить свои обязательства по поставке товара или выполнению услуг и работ с должным уровнем качества (согласно условиям контракта).

По общему правилу существенные условия контракта должны оставаться неизменными в процессе его исполнения. В ст. 95 44-ФЗ перечислен ограниченный спектр условий, при которых позволительно вносить изменения в контракт.

Например, сроки реализации государственного контракта допускается перенести при изменении условий предоставления бюджетных денег, при подписании контракта на период 6 месяцев и более. Изменения вносятся только в том случае, если возможность внесения правок допускается условиями контракта.

Цену допускается изменять в сторону понижения:

  • при сохранении объема поставок, работ и услуг;
  • при ее изменении на 10% с пропорциональным изменением объема поставки;
  • при невозможности исполнить условия государственного контракта по указанной цене, так как она превышает лимит, определенный органами власти;
  • при изменении регулируемых тарифов и уменьшении размеров бюджетного финансирования.

Также цена пересматривается в некоторых частных закупках: например, при изменении перечня услуг для пациента, который проходит зарубежное лечение (по назначению врача).

Изменения в государственный контракт согласуются сторонами и прописываются в дополнительном соглашении.

Обеспечение исполнения контракта

Важным этапом при исполнении контракта выступает приемка результатов работ. Заказчик прописывает порядок приемки в условиях государственного контракта. В процессе приемки заказчик проводит экспертизу как собственными силами, так и путем привлечения сторонних экспертных организаций.

При несоответствии результатов потребностям заказчика, условиям контракта или законодательным нормам заказчик должен оформить письменный мотивированный отказ от приемки результатов работ. В этом документе заказчиком устанавливается достаточный временной промежуток для исправления допущенных недочетов. Если поставщик не сможет исправить выявленные недостатки, то заказчик вправе расторгнуть с ним контракт в одностороннем порядке.

1. Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

2. Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 83.1, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

2.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.

2.2. Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

3. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

6. В случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи. При этом, если:

1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;

2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.

6.1. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона).

6.2. Если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключаетс�� контракт.

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

  • Вебинар от 05.08.2020 «Новые требования к обеспечению исполнения контракта»
  • Как обеспечить возврат аванса по контракту?
  • Письмо Минфина России от 29.01.2020 № 24-03-08/5373 «Об установлении требований к предоставлению обеспечения исполнения контракта и гарантийного обязательства»
  • Письмо Минфина России от 26.03.2020 № 24-03-08/24024 «О возможности выплаты неустойки за ненадлежащее исполнение (неисполнение) основного обязательства по контракту за счет банковской гарантии»
  • Письмо Минфина России от 03.03.2020 № 24-03-07/15872 «Об освобождении участника закупки, являющегося СМП, с которым заключается контракт по результатам электронного аукциона на право заключить контракт, от предоставления ОИК»

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) одним из способов обеспечения исполнения контракта является оформление банковской гарантии.

Для оформления банковской гарантии нужно:

1. Определить банк, который будет выступать гарантом исполнения контракта по банковской гарантии. При этом указанный банк должен входить в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведется Министерством финансов России и размещен на его официальном сайте (ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, ст. 74.1 Налогового кодекса российской Федерации РФ).

2. Уточнить условия выдачи банковской гарантии и перечень документов, требуемых конкретным банком для оформления банковской гарантии.

Освобождение от внесения обеспечения исполнения контракта по закону №44-ФЗ

1. Общие требования к банковской гарантии

Общие требования к банковской гарантии, которая представляет собой разновидность независимой гарантии, установлены параграфом 6 главы 23 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 368 ГК РФ банковская гарантия выдается в письменной форме, позволяющей достоверно определить ее условия и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром.
В соответствии с п. 4 ст. 368 ГК РФ в банковской гарантии должны быть указаны:
— дата выдачи;
— принципал;
— бенефициар;
— гарант;
— основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией;
— денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения;
— срок действия гарантии;
— обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) установлены дополнительные требования к банковским гарантиям, которые предоставляются заказчику в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, а также в качестве обеспечения исполнения контрактов (далее также — банковские гарантии).

2. Требования, предъявляемые к банковской гарантии, используемой для целей Закона N 44-ФЗ

Согласно ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ заказчики принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Банковская гарантия должна быть безотзывной (ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).
Дополнительными требованиями (далее — Дополнительные требования), утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005 (далее — Постановление N 1005), установлено, что банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. При оформлении банковской гарантии в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах все листы банковской гарантии должны быть пронумерованы, прошиты, подписаны и скреплены печатью банка (п. «в» Дополнительных требований).
Согласно ч.ч. 8, 8.1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ банковская гарантия, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, должны быть включены либо в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (далее — ЕИС)*(1), либо (если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну) в закрытый реестр банковских гарантий, который в ЕИС не размещается.

3. Условия, подлежащие включению в банковскую гарантию, используемую для целей Закона N 44-ФЗ

Актуальный перечень банков см. на сайте Минфина России по адресу htto://www. m іnfіn. ru/ru/perfomance/tax relations/policy/ban kwarrantv/. [6] [7] [8] [9] [10] [11]

осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

1. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ).

2. Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий

(часть 8 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ).

2.1. Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ).

2.2. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации

(часть 8.2 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ).

3. В реестр банковских гарантий и закрытый реестр банковских гарантий включаются следующие информация и документы

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ):

1) наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

2) наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, идентификационный номер налогоплательщика или в . соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

5) копия банковской гарантии, за исключением банковской гарантии, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр банковских гарантий в соответствии с частью 8.1 настоящей статьи

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ);

6) иные информация и документы, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации

4. Утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 498-ФЗ.

5. Банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 настоящей статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий информацию для включения в закрытый реестр банковских гарантий

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ).

> Постановление правительства Российской Федерации № 1005 от 08.11.2013 года «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Победитель аукциона в обеспечение исполнения обязательств по контракту оформил банковскую гарантию.
Возможна ли замена одной банковской гарантии на другую (выдает другой банк) в процессе исполнения муниципального контракта (объективных причин для замены гарантии нет; желание исполнителя заменить гарантию вызвано тем, что его не устраивают условия предоставления указанной гарантии со стороны выдавшего ее банка)?

В соответствии с ч. 1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи. При этом в качестве способа такого обеспечения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть выбрана либо банковская гарантия, соответствующая требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ, либо внесение денежных средств на указанный заказчиком счет (ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 96 Закона № 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с указанным Законом.

Приведенные нормы свидетельствуют о том, что заключение контракта без предоставления обеспечения, в том числе в виде банковской гарантии, очевидно является невозможным. Вместе с тем, ни положения Закона № 44-ФЗ, ни иные нормы законодательства о контрактной системе не содержат прямого запрета на замену в ходе исполнения контракта первоначально предоставленного обеспечения в виде банковской гарантии другой банковской гарантией с аналогичными условиями, выданной иным банком, однако и не предусматривают возможности такой замены и не регулируют механизм ее осуществления.

Единственной нормой, которая косвенно подтверждает возможность такой замены, является ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, согласно которой в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. В отношении банковской гарантии, которая не содержит условия о возможности уменьшения суммы, на которую она выдана, данная норма фактически означает, что уменьшение обеспечения исполнения контракта может производиться только путем выдачи новой банковской гарантии на меньшую сумму.

Тем не менее при реализации такой возможности следует учитывать положения гражданского законодательства о банковской гарантии, которые применяются к отношениям, связанным с исполнением контракта, в силу ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ.

В частности, необходимо помнить, что согласно ст. 368 ГК РФ банковской гарантией является обязательство банка (гаранта) по просьбе другого лица (принципала) уплатить кредитору принципала (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства, а также то, что она вступает в силу с момента ее отправки (передачи) гарантом и не может быть отозвана или изменена гарантом, если в ней не предусмотрено иное (ст. 371, 373 ГК РФ). Обращаем Ваше внимание на то, что на сегодняшний день положения ст. 368 ГК РФ и других статей параграфа 6 главы 23 ГК РФ посвящены такому способу обеспечения исполнения обязательств, как независимая гарантия. После изменений, внесенных в указанные статьи Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ, гарантия выплаты денежных средств как средство обеспечения исполнения обязательств может предоставляться не только банками, но и другими кредитными организациями, а также прочими коммерческими юридическими лицами (п. 3 ст. 368 ГК РФ). Однако только гарантии банков и других кредитных организаций могут называться банковскими гарантиями. Учитывая, что Закон № 44-ФЗ в качестве возможного способа обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту называет только банковские гарантии, в дальнейшем, упоминая статьи параграфа 6 главы 23 ГК РФ, мы будем использовать термин “банковская гарантия”, так как данные статьи применяются к ней как к разновидности независимой гарантии.

Приведенные нормы свидетельствуют, в первую очередь, о том, что банковская гарантия представляет собой одностороннюю сделку (п. 2 ст. 154 ГК РФ, смотрите также п. 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о банковской гарантии, направленного информационным письмом ВАС РФ от 15.01.1998 № 27, п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 14 “Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий”), то есть, по сути, ее выдача – это одностороннее волеизъявление со стороны банка. В связи с изложенным поставщик (подрядчик, исполнитель) по контракту не имеет полномочий по прекращению выданной банковской гарантии.

Более того, в силу общего запрета на отзыв сам банк, выдавший ее, не может в произвольном порядке прекратить ее действие, если иное не предусмотрено условиями гарантии. А п. 1 ст. 378 ГК РФ установлен закрытый перечень оснований, по которым может быть прекращена банковская гарантия. В частности, помимо объективных оснований ее прекращения – выплаты бенефициару суммы, на которую выдана независимая гарантия, и окончания срока, на который она была выдана (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378 ГК РФ), – законодательство называет лишь два основания, зависящие от воли гаранта и бенефициара: отказ бенефициара от своих прав по гарантии и соглашение гаранта с бенефициаром о прекращении этого обязательства (пп. 3 и 4 п. 1 ст. 378 ГК РФ).

Статья 95 44-ФЗ — Изменение, расторжение контракта

Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается на основании ч. 6, 7 ст. 96 44-ФЗ. По ч. 6 размер обеспечения составляет 5-30% НМЦК. Конкретная величина обеспечения устанавливается заказчиком по своему усмотрению и прописывается в извещении или в проектной документации.

Если НМЦК превышает 50 млн р.,заказчик устанавливает требование об обеспечении исполнения контракта в размере 10-30% НМЦК, но не менее размера выплаченного аванса. Если аванс превысил 30% от цены контракта, то обеспечение приравнивается к сумме авансирования.

В ч. 6 ст. 96 44-ФЗ предусмотрены также антидемпинговые меры. Если НМЦК контракта в ходе торгов снизилась более, чем на 25%, поставщик вносит обеспечение в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения, указанный в закупочной документации.

Размер обеспечения по контрактам, которые подписываются с представителями малого предпринимательства и социально ориентированными НКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, определяется на основании цены контракта, а не с опорой на НМЦК. При этом такое обеспечение не должно быть меньше авансирования.

Величина обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% от НМЦК.

На основании п. 8 ст. 96 44-ФЗ заказчик не должен выдвигать требования об обеспечении контракта в случае:

  1. Подписания договора с государственными и муниципальными казенными учреждениями.
  2. Закупки услуг кредитования.
  3. Заключения контракта банковской гарантии унитарным предприятием.

Заказчик имеет право, но не обязан требовать внесения обеспечения исполнения контракта в трех ситуациях:

  1. Заказчик проводит государственную закупку в форме запроса котировок, если НМЦК контракта не превышает 500 тыс. р.
  2. Заказчик проводит закупку в форме запроса предложений, и предметом государственного контракта являются спортивный инвентарь и оборудование для олимпийской сборной; лекарства по решению врачебной комиссии; изделия народных промыслов; услуги по защите интересов страны в международном суде.
  3. Заказчик проводит неконкурентную закупку у единственного поставщика. По ст. 93 44-ФЗ речь идет о закупках в пределах 300 тыс. р. (с июля 2019 года), до 600 тыс. р. – для учреждений культуры и образования.

В ч. 2 ст. 96 44-ФЗ прописан исчерпывающий перечень обстоятельств, когда заказчик может отказаться от обеспечения. В остальных случаях заказчик обязан установить требование об обеспечении исполнения контракта.

Таким образом, обязательность установления обеспечения зависит от формы закупки. Если закупка происходит в формате конкурса или аукциона (включая их закрытые или электронные формы), то обеспечение устанавливается заказчиком в обязательном порядке, тогда как при запросе предложений и котировок, закупках у единственного поставщика заказчик может установить такое требование по своему усмотрению.

Нарушение положений ст. 96 44-ФЗ грозит ответственность как для поставщика, так и для заказчика. Поставщик, который не предоставит обеспечение исполнения контракта в установленные законом сроки, будет считаться уклонившимся от подписания государственного контракта (на основании п. 5 ст. 96 44-ФЗ). В этом случае заказчик обязан передать сведения о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Включение в РНП фактически закрывает возможности для такой компании дальше участвовать в закупках в рамках контрактной системы.

Стоит отметить, что сроки для внесения обеспечения контракта и подписания соглашения являются достаточно ограниченными. Так, при проведении закупки через электронный аукцион у поставщика есть 5 дней на подписание государственного контракта после получения проекта от заказчика.

Для заказчика предусмотрено два типа ответственности за нарушение положений ст. 96 44-ФЗ. Это административная ответственность по нормам КоАП и дисциплинарная – по положениям Трудового кодекса.

Меры ответственности к контрактному управляющему или специалисту контрактной службы могут быть применены в случаях:

  1. Если заказчик не установил обязательное требование об исполнении государственного контракта в закупочной документации, в проекте контракта и прочих документах, которые должны содержать указание на обеспечение.
  2. Если заказчик установил размер обеспечения с нарушением положений законодательства в сфере закупок.
  3. При установлении сроков действия гарантии с нарушением норм законодательства.

Дисциплинарная ответственность наступает по нормам ст. 192 Трудового кодекса. Решение о привлечении сотрудника к ответственности принимает руководство государственного или муниципального заказчика. Дисциплинарная ответственность может предполагать предупреждение, выговор, строгий выговор или даже увольнение. Мера ответственности зависит от тяжести последствий от противоправного деяния специалиста контрактной службы.

Административная ответственность наступает по нормам КоАП ч. 4.2 ст.7.30. К такой ответственности заказчика могут привлечь по результатам внеплановой проверки со стороны антимонопольной службы. Данная статья предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере 3000 р.

21 октября 2019 года Минтранс опубликовал проект ФЗ, который может изменить ст. 96 44-ФЗ в части внесения обеспечения.

В качестве предполагаемых нововведений законодателями указаны новые формы и особенности внесения обеспечения при наличии этапов в реализации государственного контракта. Проект ФЗ предлагает дополнить ст. 96 частями 3.1, 3.2. Здесь предполагается наделить государственного и муниципального заказчика правом требования поэтапного обеспечения исполнения государственного контракта. Это нововведение распространяется не на все контракты, а на те, которые заключаются в отрасли строительства, реконструкции или капитального строительства.

В этом случае поэтапное обеспечение исполнение контракта вносится поставщиком в виде банковской гарантии, сроки которой превышают на месяц сроки выполнения обязательств по этапу контракта.

Также заказчик сможет установить требование об обеспечении по годам исполнения госконтракта, если проект закона будет принят.

Указанные нововведения в части строительных контрактов являются актуальными ввиду их долгосрочного характера. Поставщикам приходится нести большие издержки при получении банковской гарантии, а обеспечивать контракты денежными средствами на длительный период является весьма обременительной практикой. Изменения могли бы способствовать благоприятному развитию конкуренции в строительной отрасли при закупках по 44-ФЗ.

Таким образом, вопросы внесения обеспечения исполнения контракта регламентируются в ст. 96 44-ФЗ. Установление обеспечения является обязанностью заказчика, а в ограниченных случаях – его правом. Обеспечение устанавливается заказчиком в размере 5-30%, но не менее размера аванса по контракту. Для субъектов малого бизнеса предусмотрены льготы при внесении обеспечения, а в некоторых случаях они вправе не вносить его. Государственный контракт может быть подписан только после того, как поставщик перечислит обеспечение на счет заказчика или передаст ему банковскую гарантию. В противном случае, его признают уклонившимся от подписания государственного контракта, и сведения о нем будут переданы в реестр недобросовестных поставщиков. Нарушение указанных норм заказчиком грозит ему привлечением к административной ответственности.

В п.1 ст.96 Закона №44-ФЗ говорится об обязательном установлении требования обеспечения исполнения контракта.
При этом п.2 содержит положение о ПРАВЕ установления требования. Таким образом, заказчик может установить или не установить обеспечение по своему усмотрению.

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), пунктами 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

При запросе котировок (параграф 3 глава 3 Закона № 44-ФЗ) обеспечение не обязательно, кроме случаев, когда заказчик на свое усмотрение устанавливает такое требование. Важно отметить, что проведение запроса котировок для заказчика возможно только при НМЦК до 500000 рублей, и при этом годовой объем закупок по котировкам не превышает 10% общего объема закупок и не превышает 100 млн рублей (ч.2 ст.72 Закона № 44-ФЗ).

В силу указанных в ч.2 ст.96 случаях, при запросе предложений обеспечение не требуется, если таковое не устанавливается заказчиком в положении о закупках.

Право устанавливать обеспечение контракта в запросе предложений возможно в следующих случаях согласно п.п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ:

  1. Поставка спортинвентаря, оборудования, экипировки для сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для их участия в Олимпийских и Паралимпийских Играх.
  2. Лечение гражданина РФ за границей при заключении контракта с иностранной организацией. Контракт может быть заключен только федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2013 № 1011.
    • Список федеральных органов исполнительной власти, которые могут заключать подобные контракты: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Минюст, Минздрав, Министерство культуры, Минобрнауки, Министерство природных ресурсов и экологии, Минпромторг, Минвостокразвития, Минсвязь, Министерство сельского хозяйства, Министерство спорта, Минстрой, Минтранс, Министерство труда и социальной защиты, Минфин, Министерство экономического развития, Министерство энергетики, Служба внешней разведки, ФСБ, Федеральная служба войск национальной гвардии, ФСО, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ГУСП, Управление делами Президента РФ, ФАС, Росстат, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Федеральное агентство научных организаций, Государственная фельдъегерская служба, Федеральное агентство по делам национальностей.
    • Закупки лекарств для назначения одному пациенту по решению врачебной комиссии. Объем лекарственных препаратов не должен превышать общий объем лекарств на весь срок лечения пациента.
    • Закупки изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
    • Услуги по защите интересов РФ в случае подачи в иностранные судебные органы, международные суды и арбитражи исков к РФ.

    При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.

    Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

    При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.

    Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:

    • закупки у естественных монополий (п.1),
    • у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
    • контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
    • закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
    • выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
    • контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
    • закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
    • закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
    • поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
    • закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
    • произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
    • закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
    • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
    • направление работника в служебную командировку (п.26)
    • закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
    • заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
    • аренда помещений на территории других государств (п.32),
    • контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
    • закупки для органов внешней разведки (п.40),
    • закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
    • заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
    • закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
    • услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
    • закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
    • и другие.

    Закон о контрактной системе в сфере закупок по 44

    Текущее Постановление от 11 марта 2016 № 182 действует до 1 января 2017 года (ч.2 ст.3 390-ФЗ). Оно почти полностью повторяет Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 года № 199: из списка исключили торги, участниками которых являются только СМП (субъекты малого предпринимательства) и по ним предусмотрен аванс.

    То есть в 2016 году для тендеров с участием только СМП или СОНО, где установлен аванс, обеспечение контракта обязательно; если аванс по таким контрактам не предусмотрен, заказчик имеет право не устанавливать требования об обеспечении контракта.

    Обеспечение исполнения контракта рассчитывается от стоимости самого контракта. Однако чтобы быть точнее и ответить на вопрос – сколько процентов от цены контракта составляет обеспечение контракта – обратимся к Федеральному закону №44.

    Итак, согласно пунктам 4, 5, 6 статьи 96 Федерального закона 44-ФЗ:

    «4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

    6. Размер обеспечения исполнения контракта (по 44-ФЗ) должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн.

    рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

    В случае, если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

    В случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на более чем на 25% по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона».

    В случае победы в аукционе Вам необходимо будет внести на виртуальный счет площадки денежные средства (обеспечение исполнения контракта). Размер необходимых денежных средств будет указан в извещении на проведение аукциона. Согласно Федеральному закону №44, размер обеспечения исполнения контракта может составлять от 5% до 30% от суммы контракта.

    Когда сумма контракта невелика, то и размер обеспечения контракта – небольшая сумма. Но что делать, если сумма контракта – несколько миллионов? Обеспечение исполнения контракта в этом случае становится проблемой для многих. Наше правительство предусмотрело решение банковскую гарантию как обеспечение контракта (по 44-ФЗ).

    Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ:

    1. Заказчики в качестве обеспечения исполнения контрактов и заявок принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

    Важно учитывать, что банковская гарантия в данном случае заменяет внесение денежных средств для обеспечения исполнения контракта.

    Банковская гарантия – отличный вариант, если на кону крупный контракт, а вы не готовы вывести большую сумму денег для обеспечения исполнения контракта. Стоимость банковской гарантии будет ниже в несколько десятков раз.

    Например, когда для обеспечения исполнения контракта необходимо перевести на торговую площадку 500 000 р., стоимость банковской гарантии этого же контракта может составить всего 40 000 р.

    Обеспечение исполнения контракта возвращается только после успешного исполнения контракта. Деньги находятся на виртуальном счете торговой площадки все время, пока длится контракт.

    Если контракт не был выполнен, то обеспечение исполнения контракта не возвращается (согласно 44-ФЗ).

    Деньги, затраченные на банковскую гарантию, не могут быть возвращены в любом случае, поскольку такая гарантия оформляется на один конкретный контракт.

    Порой внести большое количество денежных средств труднее, чем оплатить стоимость банковской гарантии. Поэтому в каждом конкретном случае решение о том, как обеспечить исполнение контакта в торгах, остается за исполнителем контракта.

    Заявку на банковскую гарантию Вы можете подать через наших менеджеров. Закажите звонок, и наши специалисты свяжутся с Вами.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *