- Экономика

Как отказать инвалиду в трудоустройстве на квотируемое рабочее место

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отказать инвалиду в трудоустройстве на квотируемое рабочее место». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При трудоустройстве они получают на карьерный рост, участие в частных и государственных программах повышения квалификации, равную оплату труда, свободное устройство в госорганизациях, пользование услугами служб занятости.

За инвалидами также закрепляется право отказа от деятельности, вредной для здоровья и занятия вакансии, на которой они трудились до увечья. При заключении трудового договора работодателю необходимо учитывать ограниченность возможностей гражданина: 1 группа Человек полностью потерял трудоспособность.


Важно Согласно п.1 ст. 83 ТК он остается в штате при сокращении. Если работник получил инвалидность, компания, по п.1. ст. 83 ТК может разорвать с ним договор только по заключению МСЭ. При увольнении инвалид получает выходное пособие, равное заработку за 14 дней.

2 группа Лицо трудоспособно лишь частично, поэтому принимается в штат на основании ТК.

Как отказать инвалиду в трудоустройстве на квотируемое рабочее место

ВНИМАНИЕ! ИПР сотрудника с ограниченными возможностями обязательно должна выполняться каждой организацией. Гарантии и льготы По законодательству люди с ограничениями по здоровью имеют индивидуальный рабочий процесс.

Рабочие часы У инвалидов I и II групп рабочая неделя сокращается до 35 часов, и это никак не отражается на зарплате. Для инвалидов III группы — 40-часовая неделя остается без изменений. Но если в его ИПР указано, что она должна быть меньше, то работодатель обязан следовать этому пункту.

Также Трудовой кодекс РФ регламентирует продолжительность рабочей смены.

Для инвалидов она указывается в медицинском заключении без привязки к группе.

О наличии каких-то противопоказаний или особых рекомендаций относительно рабочих условий можно узнать из следующих документов:

  • заключение медицинской экспертизы;
  • программ реабилитации (индивидуальная).

Индивидуальная программа реабилитации На предприятии любой формы собственности должны создаваться специальные условия труда, отвечающие рекомендациям программы реабилитации. В программу занесены сведения о противопоказаниях на некоторые виды работ, обозначены необходимые условия труда.

Указывается все вплоть до продолжительности рабочего дня.
Документ выдается на руки инвалиду вместе со справкой, устанавливающей его статус. Для человека с ограниченными возможностями реабилитационная программа является рекомендацией, от которой можно отказаться полностью или частично.

В ситуации, когда согласно справке медико-социальной экспертизы, предъявленной инвалидом , устраивающимся на работу , труд. деятельность, которую он может выполнять, ему противопоказана, предприятие вправе отказаться трудоустраивать этого инвалида.

Здесь важно обратить внимание вот на какой момент: Администрация предприятия должна сделать соответствующую отметку в направлении местного центра занятости населения и зафиксировать дату явки инвалида на предприятие для трудоустройства и причину отказа в приёме на работу.

Разумеется, после этих нехитрых манипуляций работодатель должен возвратить направление инвалиду и пожелать ему good luck.

Что значит: квотируемое рабочее место

Узнав про отказ в трудоустройстве, инвалид вправе направить в суд исковое заявление о дискриминации.

При этом, вопрос о том, была ли дискриминация на самом деле, решается судом, рассматривающим дело.

Если суд сочтет, что дискриминация при отказе в приеме инвалида на работу действительно имела место быть, то придется оформить с инвалидом тр.договор с даты, которая будет указана в решении суда.

В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

При устройстве на работу инвалид не обязан предоставлять эти документы, так как их нет в перечне, представленном в статье 65 трудового кодекса. Но в случаях, если будущая должность предусматривает определенные требования к состоянию здоровья, то инвалиду придется дополнить пакет предъявляемых документов справкой из МСЭ и ИПР.

На федеральном уровне квотируются рабочие места для инвалидов и людей с особенными потребностями. Что касается региональных квот, то они могут существенно отличаться друг от друга. Так в столице и области, защищенным категориями считаются:

  • Дети в возрасте 14-18 лет.
  • Сироты.
  • Граждане, освободившиеся из тюрем.
  • Выпускники закрытых школ, требующие индивидуального подхода.
  • Выпускники училищ, которым не исполнилось 20 лет.

Для сравнения квоты на трудоустройство в тюменской области имеют следующие категории:

  1. Дети, воспитываемые одним родителем.
  2. Учащиеся детских домов.
  3. Дети из многодетных или малообеспеченных семей.
  4. Граждане пенсионного возраста.
  5. Ликвидаторы аварии на ЧАЭС.
  6. Несовершеннолетние, стоящие на учете или освободившиеся из колоний.
  7. Дети 14-18 лет, при условии, что их родители признаны безработными.
  8. Матери одиночки.

Важно! В отдельном регионе стране, категории людей, нуждающиеся в помощи государства в трудоустройстве свои.

По закону, создавать такие вакансии или принимать на имеющиеся обязаны работодатели, если среднесписочная численность сотрудников превышает 35 человек. Такие расчеты провести несложно, ведь квота государства составляет 3%. То есть если на предприятии трудиться от 35 до 70 человек, то подобное рабочее место должно быть как минимум 1. Если же количество работников 70, то не меньше 2 мест.

Причем на больших предприятиях, где работников 100 и более действует квота не 3, а 4%, то есть у них штате должно быть не меньше 4 таких вакансий. Далее с ростом количества сотрудников квота не будет превышать 4%, даже если штат огромный и измеряется тысячами сотрудников.

Важно! Работодатель может принимать в штат более количество льготников, чем это предписывает закон, но меньше нельзя.

Отказ инвалиду в трудоустройстве

Зачастую под квоту попадают инвалиды, именно эта категории подлежит квотированию на федеральном уровне. Инвалид может обратиться непосредственно к работодателю или зарегистрировать в центре занятости.

При обращении прямо к работодателю, следует предоставить такие документы:

  1. Справку, которая подтверждает инвалидность.
  2. Программу реабилитации.

Данные документы помогу работодателю определить к какой именно категории льготников принадлежит соискатель. Процесс оформления, если будущий работник принадлежит к квотируемой категории, не отличается от стандартной процедуры.

Что касается поиска работы через центр занятости, то инвалиду следует стать на учет в центр. В случае освобождения иди создания нового вакантного места ему оно будет предложено, так как работодатели регулярно передают отчеты о таких вакансиях.

Необоснованный отказ в приеме на работу инвалида повлечет за собой наложение штрафных санкций на предприятие. Так, размер штрафа для юрлиц установлен от 5 до 10 тыс. руб. Если же компания отказывает инвалиду, несмотря на наличие квот, данное решение можно обжаловать в суде. Если у человека есть профессиональные навыки, необходимые для данной работы, то судебная инстанция примет его сторону и обяжет компанию взять сотрудника. Причем работодатель будет обязан оформить трудовой договор с той даты, которую укажет судья в своем решении. Кроме того, придется заплатить инвалиду за время, которое он потратил на суд. Инвалид, кроме приема на работу, сможет потребовать у предприятия компенсацию морального вреда. Но только в том случае, если посчитает, что имела место дискриминация.

Если работодатель не берет инвалида на работу по объективным причинам, то он должен отказать ему в тактичной форме, подробно объяснив все причины такого решения. Лучше всего оформить отказ письменно и отправить человеку в письме. Написать можно о том, что у инвалида не достаточно деловых качеств или опыта для данной должности.

Также отказать человеку с ограниченными возможностями можно в том случае, если в медико-санитарном заключении написано, что человеку противопоказана данная трудовая деятельность. В таком случае работодателю штрафы не грозят, и суд будет на его стороне.

Рабочие места по квоте выделяются:

  • инвалидам, по статье 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  • выпускникам средних школ, средних специальных учебных заведений молодежи до 18 лет из незащищенных слоев населения (сироты, детдомовцы, дети из малоимущих, многодетных семей, единственные кормильцы и пр.). Бывшие студенты этой группы должны быть трудоустроены приоритетно.

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов
Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Молодые люди, которые не смогли самостоятельно найти работу, должны обратиться в Центр занятости.

Во все времена в России принимали на работу людей с ограниченными возможностями, создавая для них облегченные условии труда. В период преобразований 90-х годов эта традиция была забыта. Сейчас государство, законодательно прививает привычку заботиться о социально незащищенных гражданах.

Инвалиды, это не только те, кто ограничен в движении, многие люди с синдромом Дауна, другими отклонениями могут беспрепятственно выполнять свою работу, иногда однообразную, иногда творческую в доброжелательной обстановке.

Чувство нужности, общение с людьми, позволяет инвалидам ощущать себя полноценными членами общества и приносить пользу другим людям.

Первичный инструктаж при приеме на работу

Обходной лист при приеме на работу

Сотрудники-инвалиды

Проверка кандидатов при приеме на работу

Дискриминация по возрасту при приеме на работу

Отдельные категории граждан испытывают проблемы при трудоустройстве. Сложности могут возникать по разным причинам: состояние здоровья, отсутствие опыта, возраст (пенсионный или наоборот, не достигший совершеннолетия). Государство оказывает дополнительную помощь гражданам — федеральным законодательством предусмотрено обязательное квотирование рабочих мест для инвалидов и иных категорий граждан, которым сложно устроиться на работу (в частности, молодых людей). Так что это такое, квотируемое место, для кого оно предоставляется? Давайте разберемся.

Это вакантные места, которые предназначены для найма определенных категорий граждан, которые испытывают сложности при поиске работы. Нормы обязательного квотирования рабочих мест конкретизируются в законодательстве субъектов РФ. По общему правилу предусматривать рабочие места для указанных категорий граждан должны «крупные» работодатели, имеющие численность работников больше ста человек.

Для предоставления инвалидам гарантий занятости работодатели обязаны выделять гражданам рабочие места для работы, создавать все необходимые условия для труда, предоставлять необходимую информацию для организации трудоустройства инвалидов.

Если численность работников на предприятии составляет более сотни, то законодательством субъекта РФ в отношении работодателя устанавливается квота для организации рабочих мест инвалидам в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников предприятия. В случае, если численность работников более 35, но менее 100 человек, то законодательством субъекта РФ в отношении работодателя может устанавливаться квота для устройства на работу инвалидов в размере не более 3 процентов от среднесписочной численности работников.

Например, в Москве для предприятий, в которых численность работников более сотни человек, определены квоты для предоставления рабочих мест следующим категориям граждан:

1) инвалидов (без деления на категории);

2) молодых людей следующих категорий:

  • несовершеннолетних — от 14 до 18 лет;
  • детей, оставшихся сиротами и детей без попечения родных (до 23 лет);
  • выпускников, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, которые ищут работу первый раз (совершеннолетние, но не старше 24 лет);
  • выпускников, имеющих высшее профессиональное образование и впервые устраивающихся на работу, возрастом от 21 до 26 лет.

Размер квот составляет 4% от численности работников компании и делится пополам для инвалидов (2%) и для трудоустройства молодежи (2%). Квоту работодатель должен рассчитать самостоятельно.

Работодатели в течение месяца после регистрации в налоговой инспекции должны встать на учет в Государственном учреждении города Москвы «Центр квотирования рабочих мест». Обратите внимание, если работодатель не встал на учет, это не освобождает его от выполнения норм законодательства.

Трудовые отношения / 11:30 19 февраля 2019
Механизм квотирования рабочих мест для инвалидов усовершенствуют

Прием на работу / 12:25 13 июня 2018
Работодателей на Дальнем Востоке обяжут квотировать рабочие места

Прием на работу / 18:53 16 ноября 2016
Роструд запустил сервис «Работа для инвалидов»

Сотрудники-инвалиды
Требования к условиям труда

Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.

2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.).

Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

До приема на работу, одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона (часть 2 статьи 24 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г.

N 181-ФЗ) и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона, направленного на защиту инвалидов, обеспечение им равных возможностей с другими гражданами, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан».

Что происходит на практике Тем не менее, судебная практика нижестоящих судов по данному вопросу в некотором роде не соответствует требованиям закона.

При получении группы инвалидности человек сталкивается с проблемой трудоустройства. Не только потому что ему устанавливают ограниченный список профессий и должностей, на которых он может осуществлять трудовую деятельность, но и с тем, что работодатель не всегда хочет принимать такого сотрудника.

Первоначальные данные Законодательство Российской Федерации четко высказывается по поводу данной возможности для трудоустройства инвалидов. Каждый работодатель ежегодно отчитывается о наличии у него квот для приема людей с инвалидностью на работу и о тех условиях, которые созданы для них.

Поделись, пожалуйста, ссылкой

Так, квотирование рабочих мест для инвалидов в 2018 году в Москве подчиняется отдельному местному закону.

Квотируемое рабочее место — что это такое?

Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством.

Согласно Федеральному Закону №181, работодатели не имеют права отказать в трудоустройстве гражданам с ограниченными возможностями в тех случаях, если данные ограничения не препятствуют выполнению прямых обязанностей.

Данное квотирование применяется вне зависимости от сферы и специфики деятельности организации.
Обычно, количество льготных мест для инвалидов зависит от общей штатной численности сотрудников, и может составлять до 30% от количества занятых на производстве граждан.

При этом инвалиды обретают право получать и другие виды льгот во время осуществления трудовых обязанностей.
Необходимость предоставления квот инвалидам касается не только основных офисов и промышленных фабрик.

Если компанией организованы филиалы и представительства в других городах, в них так же должны быть предусмотрены места для лиц с ограниченными возможностями.

Ни из Закона № 181-ФЗ, ни из областного закона № 74-оз или закона Санкт-Петербурга № 280-25 не вытекает обязанность работодателя по поиску работников указанной категории для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для трудоустройства инвалидов.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (см. Постановление Верховного Суда РФ от 27.08.2012 № 46-АД12-17).Во избежание споров с контролирующими органами рекомендуется издать приказ, подтверждающий выделение указанных рабочих мест.

Поскольку унифицированная форма такого приказа отсутствует, его возможно издать в произвольной форме (см.

Приложение).
Кроме того, необходимо учитывать, что работодатели обязаны предоставлять работающим у них инвалидам ряд льгот, а именно:1) Для инвалидов I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочей недели – не более 35 часов в неделю в соответствии с ч.
1 ст. 92 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), ст. 23 Закона № 181-ФЗ;2) В соответствии со ст. 23

Внимание

Закона № 181-ФЗ инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

То есть, работодатель обязан предоставлять инвалидам ежегодный дополнительный отпуск в количестве не менее 2 дней, поскольку по общему правилу в соответствии со ст.
115

ТК РФ продолжительность ежегодного отпуска составляет 28 дней;3) В соответствии с ч.

2 ст.
К тому же обязанностью работодателя является только создание этих самых рабочих мест для инвалидов и информирование о их наличии центра занятости. В обязанности работодателя не входит целенаправленный поиск сотрудников с такими параметрами.

Так что отсутствие работников-инвалидов на вакантных местах не будет являться нарушением законодательства.

Это подтверждает и судебная практика в отношении таких вопросов.

Одним из методов регулирования трудовых отношений с инвалидами является установление квоты на рабочие места для таких граждан, о чем мы и расскажем в статье, представленной ниже.

Из данной статьи вы узнаете:

  • что такое квотирование рабочих мест для инвалидов;
  • какую информацию должен содержать приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов;
  • обязаны ли работодатели отчитываться о выполнении государственных законов, касающихся квотирования рабочих мест для инвалидов;
  • какие предприятия освобождены от соблюдения законов о квотировании рабочих мест для инвалидов;
  • какая ответственность предусмотрена за несоблюдение законов о квотировании.

Квотирование рабочих мест для инвалидов Органами государственной власти устанавливаются квоты на рабочие места для инвалидов, что является одним из видов гарантий при трудоустройстве.

Прием на работу инвалидов в пределах квоты: что нужно знать работодателю

Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2018 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя. Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу. Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, при отказе работодатель обязан обосновать причины и изложить их письменно, а соискателю-инвалиду, в свою очередь, дано право требования от работодателя письменного отказа. Письменный отказ дает инвалиду право восстановления и защиты своих прав в органах суда. Так, если суд признает отказ в приме на работу необоснованным, то работодатель будет обязан предоставить инвалиду рабочее место, согласно имеющееся квоте. Последнее определяет положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации.

Освобождаются от необходимости установления квоты работников-инвалидов общественные организации инвалидов, а также компании, в уставном капитале которых присутствуют доли граждан с ограниченными возможностями. Одновременно с этим, предусмотрены и льготы предприятиям, где работают инвалиды.

При этом государство стимулирует работодателя на проведении подобным мероприятий. За рабочие места, которые полностью оборудования для труда инвалидов государство выплачивает организаций повышенную выплату. Такое рабочее место в обязательном порядке должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических нормативов, не находится в подвале, иметь систему кондиционирования воздуха и обладать нужной площадью.

  • органы исполнительной власти в соответствии с данным Федеральным Законом обязаны разрабатывать нормы квотирования для каждой организации по определению наименьшего количества рабочих мест для данной категории, подлежащих трудоустройству;
  • органы государственной власти ответственны за принятие законодательных актов, в соответствии с которыми определяется конкретный процент квоты. При этом существует ряд организации, которые освобождаются от обязательного трудоустройства подобных работников. В их число входят трудовые объединения инвалидов или компании, в доле уставного капитала которых присутствует часть средство объединения инвалидов.

Как рассчитать среднесписочную численность. В справочной литературе дается рекомендация рассчитывать численность в порядке, предусмотренном статистической формой № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности» 6. Так, в списочную численность персонала включаются наемные сотрудники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. Но эти указания утратили силу. Кроме того, следует обратиться к тексту закона субъекта РФ и выяснить, в сторону уменьшения или увеличения необходимо округлять число работников, подлежащих трудоустройству в счет квоты. Так, в Камчатском крае при определении количества рабочих мест в процентном соотношении десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения 7 ; в Москве – напротив, дробь округляется в сторону уменьшения. Неясным остается вопрос, включать ли в среднесписочную численность сотрудников, работающих в структурных подразделениях за пределами региона, где зарегистрирована головная организация.

Суд первой инстанции принял доводы прокурора и обязал ОАО «РЖД» создать в Красноярском центре организации работы железнодорожных станций рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3% от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест, а также ежемесячно предоставлять в КГБУ «Центр занятости населения г. Красноярска» информацию о наличии вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. ОАО «РЖД» обжаловало данное решение. Суд второй инстанции подтвердил решение нижестоящего суда, указав следующее. По делу установлено, что проведенная прокуратурой проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов Красноярским центром организации работы железнодорожных станций выявила нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов. Штатная численность указанного предприятия по состоянию на 14. 04.

Люди, оформившие инвалидность, имеют право на труд в согласии с ФЗ «О защите прав инвалидов». Статья 64 гласит, что наниматели при приёме на работу должны учитывать профессиональные навыки человека, а не социальный статус.

Статьей 21 федерального закона предприятие вправе получать льготы на налоги, если там служат:

  • 35-100 работников – количество инвалидов – около 3% сотрудников;
  • больше 100 сотрудников – общий состав людей с инвалидностью до 4% от всего количества рабочих.

Точные нормативы определяются региональным законодательством.

Если на предприятии трудится недостаточное число инвалидов или лица с таким статусом получают отказ в трудоустройстве беспричинно, на работодателя налагают штрафные санкции. В согласии с пунктом 42 ст. 5 Кодекса об административных правонарушениях размер штрафа составляет 5000-1000 рублей.

Лицо с ограниченными возможностями вправе располагать на привилегии относительно работы и возобновления состояния организма.

Управленческому аппарату учреждения предлагаются такие вариации:

  • Рабочая обстановка должна максимально отвечать индивидуальной программе реабилитации (ИПР).
  • В согласии с ИПР рабочая обстановка должна быть изменена, но сохранены гарантии на труд. Организациям разрешено снижение нормативов или, следуя статье 160 ТК, переводить такого человека на иное рабочее место.
  • При отсутствии у работодателя возможностей к установлению благоприятных условий труда, инвалид переводится на иное место.

При переводе человека с группой инвалидности на работу с пониженным окладом, он вправе сохранить на месячный срок заработную плату с предыдущей должности.

Квотирование рабочих мест

Общественные организации инвалидов (когда подобных граждан трудится в компании более 80%) вправе не выплачивать НДС, а также не облагаются имущественным и земельным налогом.

Вправе получать подобные льготы учреждения, где формирование уставного капитала осуществляется путем вкладывания денег общественными инвалидными организациями. Нужно чтобы число людей с таким статусом составляло не меньше 50 % всего штата. Причем сотрудников, которые работают, заключив гражданско-правовой договор, учитывать не следует.

После приема на работу инвалиды вправе получать конкретные льготы. Но для этого должна быть предоставлена справка, которая подтверждает наличие статуса. Согласно оформленной группе, работник получает льготы относительно трудовой деятельности. Работнику из социально незащищенной группы на законных основаниях предоставляется:

  • ежегодный 30-дневный тарифный отпуск;
  • дополнительный отпуск без сохранения зарплаты до 2-х месяцев ежегодно;
  • персональный трудовой почасовой график, не превышающий 35 часов за неделю;
  • запрещено привлечение лица, имеющего инвалидность, к сверхурочному либо ночному труду, отправление в командировку на дальние расстояния. Но это возможно в случае предоставления нанимателю инвалидом собственноручно составленного письменного согласия;
  • оплачиваемый больничный лист.

Получить субсидию или пониженную тарифную ставку для взносов в сосцстрах может любая фирма, использующая труд инвалидов.

Тогда как освобождение от уплаты налогов имеет свои особенности:

  • Общественные организации должны на 80% состоять из лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Коммерческие предприятия (ООО, фирмы, бюро, конторы и пр.) должны иметь в составе сотрудников 50% инвалидов, выделять на оплату их труда не меньше четверти от общего заработного фонда, и либо иметь в уставном капитале вклады от общественных организаций инвалидов, либо использовать для уставных целей имущество этих организаций.

При этом не каждая уставная цель может стать основанием для освобождения от уплаты налогов в бюджет.

В 2019 году в расчёт принимаются следующие виды деятельности:

  • Производство и реализация товаров, услуг или работ;
  • Образование, досуг, оздоровление, информирование и другие направления деятельности по социальной реабилитации инвалидов;
  • Правовая и иная поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей.

Снижение налогового бремени доступно следующим категориям предприятий:

  • Компания организована обществом инвалидов, среднесписочный состав которой на 80% представлен людьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • Фирма с уставным капиталом от общественной организации инвалидов при условии, что в данном учреждении каждый второй сотрудник признан ограниченно трудоспособным, а на оплату их труда уходит не меньше 25% от общего зарплатного фонда;
  • Организации, чьё имущество находится в собственности у общества инвалидов.

Все вышеперечисленные организации полностью освобождаются от перевода в бюджет:

  • Налога на добавочную стоимость;
  • Подоходного налога;
  • Имущественного налога;
  • Земельного.

Однако эти преференции действуют только в случае реализации уставных целей данных учреждений и организаций.

При неуставном использовании имущества или получении неуставных доходов предстоит полная выплата, без каких бы то ни было скидок.

Отчисления в системе социального страхования идут на:

  • Будущую пенсию сотрудников;
  • Выплаты по больничным листам;
  • Компенсацию реабилитационного лечения в санаториях и на курортах.

Сотрудники с ограниченными возможностями здоровья регулярно получают курс реабилитационных процедур, по состоянию здоровья имеют продолжительные листы нетрудоспособности, получают пенсию согласно установленной группе инвалидности.

Новая программа трудоустройства инвалидов была запущена с принятием ФЗ №11. Этот нормативный акт внес ряд изменений в другие правовые документы, действовавшие в этой сфере. В частности, корректировкам подверглись:

  • ФЗ №181, регламентирующий соцзащиту лиц с ограниченными возможностями;
  • КоАП;
  • ФЗ №1032-1, регламентирующий занятость населения в РФ.

Общая направленность внесенных изменений — содействие в трудоустройстве инвалидов. Кроме этого, была поставлена цель усилить ответственность нанимателей за нарушения предписаний.

В прежнее время руководители предприятий и учреждений должны были выделять или создавать квотируемые рабочие места для инвалидов. С принятием закона у нанимателей появилась новая обязанность. В настоящее время они должны утверждать особые локальные нормативные документы. В таких актах должны присутствовать сведения о квотируемых рабочих местах.

Существенные изменения были внесены в ст. 5.42 КоАП. В этой статье предусмотрена ответственность за нарушение прав лиц с ограниченными возможностями в области занятости. Ранее к руководителю могли применять санкции исключительно за отказ в приеме на работу инвалидов в пределах квоты. Наряду с этой ответственностью, появилась и другая. Сейчас наказание предусмотрено и за неисполнение обязанности по выделению либо созданию должностей для инвалидов согласно установленной квоте. Кроме этого, значительно увеличен размер штрафа, причем не только для нанимателей, но и для службы занятости.

В соответствии со ст. 8 ТК, работодатели, кроме физлиц, которые не являются ИП, утверждают внутренние документы, в которых присутствуют положения трудового права. Следует напомнить ключевые правила их принятия:

  1. Утверждение локального акта осуществляется в рамках компетенции руководителя в соответствии с ТК и прочими отраслевыми юридическими документами, коллективными соглашениями;
  2. В предусмотренных в кодексе, федеральных и иных законах случаях, договорах, при принятии учитывается мнение выборного органа работников (при его наличии);
  3. Нормы внутренних документов, ухудшающие положение сотрудников в сравнении с определенными в ТК и прочих отраслевых актах, а также утвержденные без установленного порядка учета мнения профсоюза, применению не подлежат.

Квотированные рабочие места создаются в рамках локального нормотворчества. Во внутренних документах руководитель предприятия должен предусмотреть ключевые этапы процедуры. Первой стадией выступает заключение договора. Соглашение подписывается между органами местной власти и предприятиями. В договоре, кроме общих данных, должна присутствовать следующая информация:

  1. Название должности.
  2. Категория лиц, для которых созданы квотированные рабочие места.
  3. Рекомендации медико-социальной экспертизы и санитарно-гигиенические требования по режимам и условиям осуществления деятельности.
  4. Источники финансирования.
  5. Ответственность стороны, не исполнившей договорные условия.

Изучив нормативную базу, можно сказать следующее:

  1. Руководитель предприятия, штат сотрудников в котором превышает 30 человек, должен предоставить квотированные рабочие места в количестве 4% от среднесписочной численности. Округление следует производить в сторону уменьшения до целого числа.
  2. При штате более 100 сотрудников, квотированные рабочие места могут создаваться и для несовершеннолетних. Однако здесь есть ограничение. Несовершеннолетние сотрудники не должны занимать больше 1% от общего числа квотированных мест.

Некоторые небольшие компании трудоустраивают своих близких, являющихся инвалидами. При этом таким родственникам, в общем-то, можно и не посещать предприятие. Им устанавливается определенная оплата, обычно МРОТ. Так соблюдаются предписания законодательства, а руководство, в свою очередь, избегает необходимости выплачивать «пошлину» за неисполненные квоты. Как правило, это практикуется в тех регионах, где выплата за непринятого в штат гражданина с ограниченными возможностями не более 1 МРОТ.

Россия, согласно Конституции, является социально ориентированным государством, которое заботится о правах и достойной жизни всего населения. Право на труд также закреплено основным законом страны. Но некоторым людям устроиться на работу проблематично: по состоянию здоровья, из-за переселения или по другим объективным причинам. Чтобы облегчить положение этих людей, предусматривается квотирование рабочих мест.

Это требование закреплено 25 статьёй ФЗ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 года. Акт защищает трудовые права инвалидов. Его положения дублируются ещё одним ФЗ «О социальной защите в РФ» от 24 ноября 1995. Впрочем, инвалиды не единственная категория населения, кому доступно трудоустройство о квоте. Региональные власти вправе издать свой акт, где утвердить перечень льготников.

Квота — что это такое? Это понятие актуально не только для сферы трудоустройства и означает определённую долю в общем числе. В области трудовых отношений используется термин «квотируемое рабочее место» — то есть рабочее место, которое «зарезервировано», закреплено для трудоустройства человека из списка имеющих на него прав. Например, для инвалида или беженца.

Государство обязывает работодателей предусматривать квотируемые рабочие места, чтобы создавать более благоприятные, равные условия для социально незащищённых граждан. Без принуждения со стороны власти большинство работодателей не задумались бы о квотах или посчитали бы их невыгодными. Впрочем, даже наличие квот не делает жизнь социально незащищённых россиян безоблачной. Квотирование рассматривается коммерческими организациями как «обязаловка» и они выполняют его чисто формально, обычно назначая минимальную заработную плату без перспектив карьерного роста.

Квотированные рабочие места. Закон о предоставлении рабочих мест инвалидам

Учитывая большой перечень потенциальных кандидатов на квотируемые вакансии, изначально это понятие всё-таки касается граждан с инвалидностью. Квотируемое рабочее место для инвалидов — требование для всех предприятий, численность сотрудников которых перешла отметку в 35 сотрудников. То есть, малого бизнеса квотирование не касается, только среднего и крупного.

Федеральное законодательство устанавливает нормативные границы квотирования, а региональные утверждают конкретное значение. Как это работает?

  • от 35 человек — не выше 3%;
  • от 100 человек — от 2% до 4%.

Предположим, власти региона устанавливают норму 1% вакансий для инвалидов в организациях, где численность штата не превышает сотню сотрудников. В организации насчитывается 70 рабочих мест. Сколько из них попадут под квоту: 70 х 1% = 0,7 = 1. То есть, предприятию достаточно 1 вакансии по квоте.

Очевидно, что люди с инвалидностью не всегда в состоянии работать наравне со здоровыми людьми. Поэтому квота для инвалидов подразумевает создание достойных, удобных условий труда. Это могут быть дополнительные источники освещения, специальное программное обеспечение на компьютере или оборудовании, пандусы и аналогичные приспособления, делающие работу инвалида возможной.

Инвалид вправе разрешить организации не создавать специальные условия для его труда, если уверен, что справится без них: в таком случае пишут письменный отказ от специального оснащения.

Власти субъектов федерации могут пересматривать перечень категорий граждан, имеющих право на работу по квоте, а также устанавливать точные значения квот в регионе (в соответствии с границами, предусмотренными федеральными органами власти). Такие полномочия должны помогать регулировать и улучшать рынок труда в конкретном регионе, делать работу доступной для большего числа незащищённых людей.

Нормы трудоустройства по квоте фиксируются специальным законодательным актом, разработанным и действующим на уровне всего региона. Предприятия с численностью от 35 человек должны быть знакомы с ним: им придётся исполнять не только требования федерального закона, но и этого документа. За нарушение квотирования придётся нести ответственность (подробнее в соответствующем разделе).

Расчёт количества квотируемых мест производится на основе местных, а не федеральных законов. Местные и так должны полностью соответствовать общим нормам страны. Нужно найти соответствующий законодательный акт: поискать в интернете или напрямую обратиться в департамент/министерство труда.

Первый пример расчёта мы рассмотрели в разделе «Квоты для инвалидов». Рассмотрим ещё один. На заводе трудятся 115 человек, в регионе предусмотрено максимальное значение квоты — 4%. Сколько специальных рабочих мест должно обеспечить такое предприятие:

115 х 4% = 4,6 = 5.

Примечательно, что в результате вычисления в большинстве случаев получается дробное число. В законах нет конкретного указания, как округлять его, поэтому результат округляют по общим правилам: до 0,5 в меньшую сторону, выше 0,5 в большую.

Работодатель обязан предусмотреть в штате вакансии по квоте, известить о них службу занятости, принять обратившегося к нему кандидата на должность. Но совсем не обязан искать таких сотрудников самостоятельно, такой инициативы закон не требует.

Кандидаты на квоту обращаются на предприятие самостоятельно, увидев в вакансию в интернете или через службу занятости. Работодатель обязан рассмотреть их кандидатуру на квотируемое место. Может ли он отказать в трудоустройстве? Теоретически да, если кандидат совсем не соответствует профессиональным требованиям. Но отказывать на основании того, что кандидат — инвалид, и для его работы будет необходимо затратить средства на переоборудование рабочего места, категорически запрещено. Штраф за нарушение трудовых прав будет таким, что многократно перекроет затраты на пандус или освещение.

Прежде всего создание квот предназначено для поддержки людей, которые в силу объективных причин испытывают сложности с поиском работы.

На федеральном уровне действует обязательство только по трудоустройству инвалидов. Это положение закреплено в ст. 25 ФЗ «О занятости населения в РФ». Там же указано, что содействие в поиске работы другим категориям граждан и специальное резервирование для них рабочих мест находится в ведении субъектов РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *