Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для отказа в приватизации земельных участков». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В соответствии с действующим законодательством невозможно приватизировать земельный участок в том случае, если он:
- подпадает под ограничения в обороте, установленные федеральным законодательством, или же полностью был исключен из оборота;
- находится под запретом частного выкупа, который устанавливается какими-либо федеральными законами;
- находится в перечне резервных земель, которые планируется использовать для реализации каких-либо государственных или муниципальных нужд.
Какие-либо причины, за исключением вышеуказанных, не могут являться основанием для того, чтобы уполномоченные сотрудники государственных органов отказывали заинтересованным лицам в предоставлении земельного участка.
Федеральное законодательство может накладывать какие-либо ограничения на право выкупа земельного участка, но определение таких ограничений со стороны органов местного самоуправления или государственной власти отдельных субъектов не может быть применено.
Даже если полностью отсутствуют какие-либо основания для отказа в предоставлении возможности выкупа земельного участка, заинтересованное лицо может не купить участок, принадлежащий муниципальным или государственным органам, по той причине, что не будут соблюдены какие-либо формальные законные требования.
К примеру, если заявитель изначально игнорирует установленную процедуру обращения за приобретением земельного участка в частную собственность или не предоставляет все необходимые бумаги, предусмотренные установленными правилами, ему могут отказать в предоставлении недвижимости.
Подобные причины являются особенно актуальными в том случае, если на территории земельного участка находятся всевозможные постройки, находящиеся в собственности третьих лиц.
Когда возможен отказ в приватизации земельного участка
Судебное обжалование вынесенного отказа в предоставлении земельного участка предусматривается на протяжении трех месяцев с того момента, как этот отказ был получен заинтересованным лицом.
В процессе оформления искового заявления при подаче его в арбитражный суд нужно будет заполнить три раздела:
- описательный, в котором указывается ссылка на вынесенный отказ;
- мотивировочный, в котором перечисляется полный список аргументов, присутствующих у заявителя;
- просительный, в котором указывается обоснование установленных требований на восстановление нарушенных законных прав.
В процессе рассмотрения дел, затрагивающих отказы, вынесенные органами территориальной власти, суды должны принимать во внимание доводы, предоставленные каждой из сторон, а также принять во внимание все предоставленные аргументы.
Расхождение границ земельного участка
В одном из судебных дел владелец недвижимости просил суд принудить администрацию территориального образования заключить с ним договор купли-продажи земли, на которой располагаются строения и здания, принадлежащие заявителю.
С этим требованием гражданин обратился в суд из-за того, что местная администрация не действует в решении вопроса предоставления ему земельного участка.
В судебном заседании представитель администрации свое бездействие объяснил тем, что существуют расхождения в площади земельного участка (фактическая и та, которая указана в правоустанавливающих документах на надел).
Суд удовлетворил требования истца, заявив о том, что разница в площади может возникнуть из-за неверного обмера земельного надела. Обмер был сделан при межевании.
Земельное законодательство за последние десятилетия претерпело значительные изменения.
В их результате возникают ситуации, когда 20 лет назад предоставленный участок земли в настоящее время оказывается, согласно мнения местной администрации, не подлежащим приватизации.
Причина отказа довольно проста — часть испрашиваемого земельного надела располагается в пределах 20 метровой береговой полосы. По закону она запрещена (ст. 27, ч. 8).
Обычно суды, изучив материалы подобных дел, заявляют, что истец правомерно занимает площадь земельного надела, так как на момент выдела его 20 метровой береговой зоны не было.
Исходя из этого, суд в своем решении руководствовался универсальным правилом о том, что закон не имеет обратной силы. Но это правило действует не во всех случаях.
Отказ в приватизации оспаривается заинтересованными гражданами. Они могут воспользоваться двумя путями:
- Досудебный процесс.
- Обращение за помощью к судебной инстанции.
В порядке претензионного урегулирования спорного вопроса составляется жалоба. Она адресуется тому органу, который вынес необоснованное решение. В жалобе обязательно указывается следующая информация:
- обстоятельства спорного дела: кто обращается, какую цель при этом преследует, что произошло в результате рассмотрения заявления от заинтересованных лиц;
- обоснованность вынесенной претензии: причины, по которым заявитель считает, что претензия носит необоснованный характер;
- требования к уполномоченному органу.
Жалоба на уполномоченный орган обычно направляется в прокуратуру. Это проще всего, так как поможет избавить заявителя от выбора вышестоящей инстанции. В обязанности прокуратуры входит обработка сообщения, а также выявление несоответствия законодательству, вынесение предписания об устранении нарушений.
По факту обращения необходимо написать иск. Он передается в суд районного уровня. В деле действует исключительная подсудность, что означает передачу иска по месту нахождения участка земли. Исковое заявление формируется по определенным правилам, указанным в ст. 131 ГПК РФ. В иске нужно указать следующие данные:
- обстоятельства спора: в иске указывается аналогичная информация, то та, что написана в жалобе;
- ссылка на вынесенное неодобрение, отсылка к решению муниципалитета;
- позиция истца: она должна быть аргументирована, с указанием документов, норм права, которые подтверждают правоту заявителя;
- требования о передаче в собственность земельного надела.
К иску обязательно прикладываются документы, которые связаны с земельным наделом и его характеристикой.
Какие основания отказа в приватизации земельных участков
Согласно закону нельзя приватизировать недвижимость следующих видов:
- Комнаты в общежитиях. Отказ может быть получен в том случае, если общежитие является федеральной собственностью. Приватизировать можно только те помещения, которые принадлежат муниципалитетам. Если бывшее общежитие какого-либо предприятия или учебного заведения передано на баланс муниципалитета, то после этого оно становится многоквартирным домом, и у жильцов появляется возможность приобрести комнаты в собственность беспрепятственно.
- Квартиры в военных городках. Большинство проблем и спорных вопросов в последнее время связано с оформлением в собственность жилья в военных городках. В настоящее время многие военные поселения были исключены из числа закрытых. Но до сих пор попытки оформления сталкиваются с проблемой отсутствия сведений о квартирах в БТИ и Едином реестре прав на недвижимость (читайте о приватизации квартир военнослужащих).
- Квартиры в аварийных и ветхих домах. Если зданию власти присвоили статус аварийного, приватизировать находящуюся в нём квартиру будет невозможно. Однако отказ можно обжаловать, если статус аварийного администрация присвоила дому на словах, но постановление пока не вынесла.
- Служебные квартиры. Приватизировать такую жилплощадь можно только при наличии согласия собственника, то есть предприятия, на балансе которого она стоит. Трудность получения такого согласия иногда может быть связана с необходимостью самому предприятию получать разрешение на передачу квартиры физическому лицу от Федерального Агентства по управлению имуществом.
Отказ в оформлении собственности квартир в ветхих домах незаконен, поскольку запрета на их приватизацию нет.
По закону участвовать в бесплатной приватизации жилья можно однократно и добровольно. Каждый гражданин, зарегистрированный в квартире, должен дать своё согласие на оформление её в собственность. Дети с 14 до 18 лет также дают согласие. На несовершеннолетних до 14 лет доля выделяется по заявлению родителей.
Перед составлением договора, ответственные лица проверяют факты участия в приватизации кого-либо из заявителей. Если кто-то из прописанных уже приватизировал другое жилое помещение, он должен написать заявление-согласие на приватизацию без его участия. При отсутствии такой бумаги, заключить сделку передачи жилья в собственность будет невозможно.
Можно ли получить отказ в приватизации квартиры в связи с перерывом в прописке?
По этой же причине зачастую отказ получают граждане, у которых имеется длительный перерыв в регистрации на данной жилплощади. Власти отказывают, мотивируя это тем, что проживая в другом месте они могли приватизировать там жилплощадь.
По закону администрация обязана послать запросы в территориальные органы по месту предыдущей прописки граждан. Если недвижимого имущества за ними не числится, отказ в приватизации по причине перерыва в прописке неправомерен.
Отказ в приватизации будет получен также, если кто-либо из прописанных не даст своего согласия на проведение процедуры. Особенно актуален этот вопрос при оформлении в собственность комнат в коммунальных квартирах.
Причиной отказа в этих случаях является несоответствие документов, ошибки в них или их отсутствие.
Если участники приватизации не могут представить документ. На основании которого они проживают в данном помещении (ордер, договор найма), то процедура затянется на неопределённый срок. Документы необходимо будет восстановить в ЕИРЦ или в организациях, выделявших в своё время жильцам квартиру.
Трудности в этом вопросе могут возникнуть у жильцов «бесхозных» домов. Зачастую наниматели квартир сталкиваются с проблемой невозможности получить документ из-за того, что их дом не стоит на балансе ни у одной организации.
При ликвидации многих предприятий принадлежавшие им дома должны быть переданы муниципалитетам. Но случается так, что дом «висит в воздухе». И документы на него не оформлены должным образом.
Действующее законодательство устанавливает формально ограниченный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность под расположенными на нем объектами недвижимости.
Данные основания могут быть разбиты на несколько основных групп:
- участок не может быть предоставлен в собственность в силу установленного публичного запрета на его приватизацию;
- участок не может быть предоставлен в собственность исключительно данного заявителя, так как на участке расположены объекты недвижимости иных лиц;
- объект, расположенный на участке, не является объектом недвижимости, либо является объектом незавершенного строительства, для оформления прав на землю под которыми установлены специальные правовые режимы.
Публичными запретами, исключающими возможность предоставления участка в собственность, являются:
- изъятия земельного участка из оборота;
- ограничение в обороте земельного участка (в случае, если федеральным законом не установлено разрешение на предоставление таких участков в собственность граждан и юридических лиц);
- установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков;
- резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Наличие на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иному лицу, исключает возможность предоставления земельного участка в единоличную собственность одного из них.
В этой ситуации существует два варианта оформления прав на землю:
- выкуп участка в долевую собственность всех собственников объектов недвижимости, расположенных на нем, на основании их совместного заявления, если участок является неделимым;
- раздел земельного участка, который является делимым. В этом случае должны быть сформированы отдельные участки, занятые объектами недвижимости, принадлежащими соответствующему собственнику. После раздела каждый собственник самостоятельно обращается за выкупом земельного участка, занятого принадлежащими именно ему объектов недвижимости.
В ряде случаев основанием для отказа в выкупе земельного участка могут являться претензии публичного органа к самим объектам недвижимости, расположенным на участке.
Ни для кого не секрет, что до недавнего времени достаточно широко была распространена схема выкупа земельных участков под расположенными на них «квазиобъектами» недвижимостями: заборами, разворотными площадками, будками охраны, силосными траншеями и пр. Данные «объекты» зачастую возводились на участках на основании декларации об объектах недвижимости как вспомогательные объекты, то есть без оформления разрешений на строительство.
Совершенно очевидно, что все указанные выше объекты не являются ни недвижимостью, ни объектами вспомогательного назначения, в связи с чем выкуп земельных участков под ними невозможен.
В настоящее время судебная практика, как правило, также исходит из невозможности выкупа земельного участка под указанными выше объектами, а также под любыми иными объектами, которые были зарегистрированы в обход закона как вспомогательные объекты.
Следует уточнить, что две данные процедуры не идут параллельно друг другу, а одна вытекает из другой.
Оформление в собственность – это обобщенное название какой-то конкретной процедуры: заключение договора купли-продажи, приватизация, наследование. В каждом случае в результате получаются свои правовые последствия. Проще говоря, если оформление в собственность происходит в результате наследования или приватизации, то владелец данной собственности не будет делить ее с супругом, как совместно нажитое имущество. По крайней мере, до получения соответствующего судебного решения. А в случае с договором купли-продажи земельного участка, он сразу же попадает в список совместно нажитого имущества супругов.
Приватизация – это название конкретного процесса, в данном случае – переход земельного участка из муниципальной или государственной собственности, в частную собственность инициатора приватизации. Как было сказано выше, такой процесс не относит земельный участок к списку совместно нажитого имущества супругов.
Каким именно способом получить земельный участок в собственность, решать вам. В процессе решения обязательно учитывайте стоимость и сроки реализации выбранной процедуры, а также правовые последствия ее совершения.
Приватизация земельного участка
До 1 марта 2016 года в Земельном кодексе РФ (далее – ЗК РФ) действовали статьи 28 и 36. Они регламентировали основные положения, касающиеся цены приватизации земельных участков. На данный момент эти статьи утратили силу, в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.06.2015 года №171-ФЗ, которые вступили в силу 01.03.2016 года. Закон № 171-ФЗ известен как закон о приватизации земельных участков.
Теперь, приватизация земли после 1 марта 2016 года осуществляется исключительно на безвозмездной основе. ЗК РФ в п. 1 ч. 1 ст. 39.1 и ст. 39.5 дает перечень случаев, когда гражданин или юридическое лицо может получить земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета или государства, в свою собственность, безвозмездно:
- Если гражданин взял земельный участок в безвозмездное пользование для занятия фермерским или личным подсобным хозяйством на срок не более 6 лет (п. 6 ч. 2 ст. 39.10 ЗК РФ) – по прошествии 5 лет;
- Если гражданин взял земельный участок в безвозмездное пользование для осуществления строительства индивидуального жилья, либо ведения подсобного хозяйства на срок не более 6 лет (п. 7 ч. 2 ст. 39.10 ЗК РФ) – по прошествии 5 лет;
- Гражданам с 3 и более детьми. В данном случае, предоставление земельного участка осуществляется единожды (однократно) (пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ и п. 1 ст. 39.19 ЗК РФ);
- Иным категориям граждан, которые, согласно федеральному законодательству имеют право на получение земельных участков.
- Собрать все необходимые документы.
12.01.2016 года был издан Приказ Минэкономразвития РФ №1, которые сформировал несколько иной список необходимых документов, нежели тот, что был перед ним. В этот список вошли:
- Заявление о безвозмездном предоставлении земельного участка в собственность или Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка – в том случае, если нужно уточнить границы участка, либо образовать его (п. 1 и п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ);
- Если пользование участком осуществляется на основании безвозмездного пользования, не более чем на 6 лет – подается заявление о прекращении действия такого права (необходимо подать до завершения срока его действия);
- Документ, удостоверяющий личность человека, подающего заявление (если подает представитель – документ, подтверждающий полномочия представителя);
- Если земельный участок приобретается в собственность одним из супругов – нотариально заверенное согласие второго супруга;
- Документ, в котором закреплено право заявителя на соответствующий участок земли;
- Кадастровый паспорт или выписку на соответствующий участок;
- Выписку ЕГРП о правах на участок и расположенных на нем объектах недвижимости, либо уведомление из ЕГРП об отсутствии необходимых сведений – предоставляется по желанию (для ускорения процесса лучше предоставить);
- Документ (приказ о приеме на работу, выписка из трудовой книжки, контракт или трудовой договор), подтверждающий основное место работы в муниципальных образованиях по специальностям, определенных в соответствующих законах субъекта РФ – для граждан, попадающих в данную категорию;
- Документ, подтверждающий наличие условий для выделения участка – для семей с 3 детьми и более (пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ);
- Документ, подтверждающий право определенных категорий граждан на приобретение участка (пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ).
Список может несколько изменяться, в зависимости от оснований проведения приватизации, поэтому, его лучше заранее уточнить в органе, осуществляющем данную процедуру.
- Предоставить все собранные документы.
Пакет документов подается в:
- Администрацию муниципального образования;
- Территориальное управление Росимущества;
Конкретное место подачи документов зависит от того, кому принадлежит земельный участок, указанный в документах. Данные о принадлежности участка закреплены в выписке из ЕГРП.
Спорные вопросы, связанные с отказом от приватизации со стороны компетентных органов, рассматриваются судами районного уровня. Если был отказ в приватизации юридическим лицам, они подают иск в АС РФ. Таким образом, иск – заявление, составлено на отказ уполномоченного органа дать согласие на приватизацию, рассматривается судами:
- общей юрисдикции районного уровня, если иск подает гражданин;
- АС РФ, если истцом выступает организация или предприятие.
Иск составляется по правилам, которые, соответственно, указаны в ГПК и АПК РФ. В частности, требования закона ориентированы на структуру составления искового заявления, его структуру и описания сути происходящих спорных процессов. Исковые требования заявитель должен отразить отчетливо, четко, без ошибок и недочетов. Обязательно при описании ситуации, в которой, по мнению заявителя, были нарушены его права, необходимо указывать статьи закона.
При составлении иска при его подаче в суд общей юрисдикции, а также в АС РФ соблюдает четкую структуру документа. В нее входят три части:
- Описательный раздел: в нем указывается ссылка на отказ.
- Мотивировочный: в нем перечисляется список документов, которые были предоставлены заявителем.
- Просительный: обоснование требований заявителя, ведущие к восстановлению нарушенного правомочия.
В исковом заявлении необходимо указать полный перечень оснований, по которым заявителю было отказано.
Судьи часто рассматривают спорные дела, обусловленные отказом от приватизации со стороны уполномоченных органов. Судьи, принимая решение по этому вопросу, опираются на доводы, приведенные истцом. В обязанность этой стороны входит доказывание фактов, имеющих значение для истца, судьи. На основании собранных доказательств, судья анализирует действия уполномоченных органов.
Процедура наделения правом использовать конкретный участок гражданином РФ детально прописана в земельном законодательстве.
При несоблюдении одного из правовых условий со стороны уполномоченного на то органа государственной или муниципальной власти может последовать постановление, в котором и будет прописан официальный отказ в подобном правомочии гражданина.
Что собой представляет официальный отказ со стороны государственных и муниципальных органов власти в выделе надела? Это мотивированное решение, которое детерминировано указанием конкретной причины принятия подобного постановления.
Однако как показывает практика, очень часто отказ в выделе земли без проведения торгов является нелегитимным. Поэтому следует более детально рассмотреть ситуации, когда подобное решение будет правомочным:
- Отказ будет легитимным в том случае, если выдел земельного участка происходит из территорий, которые ограничены в своем обороте.
- Легитимность решения будет подтверждена и в той ситуации, если гражданин претендует на земельный участок, который согласно федеральному законодательству, не подлежит приватизации.
- Не считается нелегитимным решение уполномоченных представителей власти и в том случае, если отказ дан по причине того, что земельный участок был зарезервирован для обеспечения государственных или же муниципальных нужд.
При этом официальное решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов из собственности государства или муниципалитета должно быть адресовано заявителю в срок, который не будет превышать семи дней с момента его подписания.
Полный перечень оснований, которые могут обусловить собой отказ в предоставлении участка без проведения торгов, зафиксирован в ст. 39.
16 действующего Земельного кодекса РФ.
Всего предусмотрено 25 различных детерминант подобного решения со стороны государственных органов, остановимся на самых важных из них:
- С заявлением в уполномоченный на то орган обратилось лицо, которое не может претендовать на предоставление земельного участка без проведения торгов.
- Обращение гражданина на предоставление земельного участка подразумевает выдел территории, которая принадлежит иному субъекту правоотношений на праве бессрочного или возмездного пользования, договора найма или аренды.
- Территория, которая указана в заявлении, принадлежит на различных основаниях некоммерческой организации, которая подразумевает использование данной земли для огородничества, садоводства, облагораживания участка и пр. Исключением из данной ситуации считаются участки земли, которые причисляются к категории имущества общего пользования.
- На площади земельного участка находится строение, недостроенное здание, которое принадлежит физическому или юридическому лицу на праве собственности. При этом во внимание могут быть приняты сведения о том, что сооружение расположено на территории в соответствии с сервитутом. Это является основанием для удовлетворения заявления о предоставлении земли со стороны заинтересованного лица.
- Если интересуемый участок находится на территории, которая стала предметом заключения договора о благоустройстве или застройке участка. Исключением из общего правила будет считаться ситуация, когда с заявлением обратилось лицо, с которым был заключен контракт на комплексное освоение территорий, подразумевающее использование земли для строительства федеральных или региональных объектов.
- Не может быть предоставлен земельный участок из муниципальной или государственной собственности без осуществления торгов и в том случае, если надел выступает в качестве предмета аукциона, причем постановление о проведении торгов было опубликовано в свободном доступе в Интернете.
- Основанием для отказа в выделе интересуемой территории последует и в том случае, если заявитель намерен использовать участок не по его целевому назначению.
- Кроме того, со стороны уполномоченного органа будет отказано в удовлетворении заявления и по причине того, что территория земельного надела будет превышать максимальный размер, который закреплен федеральным законодательством РФ.
- Детерминантой для отказа в удовлетворении иска является и тот факт, что предоставить заявленный участок гражданину невозможно на том виде прав, которое его интересует.
- Кроме того, выделение территории невозможно, если земельный надел не был причислен к какой-либо конкретной категории земель.
Перечисленные основания для отказа в предоставлении земельного участка не являются исчерпывающими.
Полный перечень детерминант зафиксирован в ЗК РФ и иных нормативно-правовых актах, которые принимаются во внимание со стороны уполномоченных на то органов государственной или же региональной власти.
- Причины для отказа в приватизации земли
- Другие причины отказа
По Конституции Российской Федерации, каждый гражданин страны имеет право приобрести в собственность земельный участок. Исключением являются только те земельные участки, которые по Земельному кодексу РФ не могут быть переданы в частную собственность.
Собственники зданий, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земли, находящуюся в собственности государства или муниципальной собственности, на которой эти строения расположены. Независимо от цели приобретения земельного участка, решение об отказе в приобретении в собственность земли любой гражданин России может обжаловать в суде.
Но, по Земельному кодексу предусмотрены и такие случаи, когда уполномоченный орган может осуществить отказ в предоставлении земельного участка без торгов, если есть в наличии хотя бы одно из оснований, предусмотренных законом.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка такие:
- Есть решение об изъятии земельного участка из оборота или об ограничении в обороте.
- Заявление о предоставлении земельного участка поступило от гражданина, который по земельному законодательству России без торгов права на приобретение участка не имеет.
- Если земельный участок, который указан в заявлении на его приобретение, уже в бессрочном, безвозмездном пользовании или используется в пожизненном наследовании или аренде.
- Исключение: На земельный участок претендует лицо, имеющее на то законное право.
- Если земельный участок предоставлен некоммерческой структуре, которую создали граждане, под садоводство, дачное хозяйство, огородничество. Если территорию отдано под единоличное жилищное строительство.
- Исключением может быть случай, когда с заявлением о предоставлении участка обращается член этой же некоммерческой организации, а земельный участок принадлежит к земле общего пользования.
- Если площадь участка, указанного на приобретение в собственность некоммерческой организацией, которая создана для развития огородничества или садоводства, превышает размер, который установлен федеральным законом.
- Если на земельном участке, указанном в заявлении, уже построены сооружения, есть незавершенное строительство, и они принадлежат гражданам или юридическим лицам. Исключение: если здания находятся на делянке на условиях сервитута (ограниченное право на использование чужой земли) или заявление о предоставлении земли обратился человек, имеющий все юридические права на эти здания.
- Если участок земли, на который претендует заявитель, зарезервированный для нужд государства или муниципалитета, а заявитель просит предоставить участок в бессрочное пользование или аренду на срок, который превышает срок принятого решения о его резервировании.
- Есть определенный порядок резервирования, который предусматривает постановление Правительства:
- принимается решение исполнительного органа;
- сведения о резервации должны быть включены в Госкадастр недвижимости;
- осуществляется государственная регистрация обременения участка таким резервированием.
- Если земельный участок, заявленный на приватизацию, находится на территории, которая пребывает в распоряжении лица, с которым заключен договор о дальнейшем развитии строительства на нем.
- Исключение: На земельный участок претендует собственник зданий и помещений, расположенных на нем, или человек, имеющий юридические на него права.
- Если в заявлении указан земельный участок, который находится в пределах территории, на которой предусмотрено договором с другим лицом развитие территории или комплексное освоение земельного участка.
- Исключение: Если земля предназначена для строительства сооружений федерального значения и заявитель является уполномоченным на строительство данных объектов.
- Если земельный участок, на который претендует заявитель, состоит из участка, по которому есть решение о договоре комплексного освоения территории или развитии уже застроенного участка, и есть постановление о размещении сооружений федерального, регионального или местного значения.
- Исключение: Если претендент на участок, лицо, с которым заключено соглашение о комплексном освоении, развитии строительства на участке и договор предусматривает его обязательства по развитию объектов.
- Если земельный участок, указанный заявителем, предмет торгов. И объявление о проведении таких торгов размещено согласно ЗК Российской Федерации.
- Если земельный участок, на который претендует заявитель, выставлен на торги и уже опубликовано объявление о его предоставлении под индивидуальное жилищное, дачное строительство, садоводство, ведение индивидуального подсобного, фермерского хозяйства.
- Если решение об использовании земельного участка не отвечает цели его использования, которое указано претендентом на землю, на он не будет предметом торгов.
- Исключение: Расположение объекта согласно, утвержденного проекта планирования участка.
- Если земельный участок не утвержден постановлением Правительства России в перечне участков, которые предоставлены для потребностей обороны и безопасности, а временно с этой целью не используется.
- Если земельная территория, на которую претендует заявитель, предназначена для строительства, согласно с госпрограммой, а заявитель – не уполномоченное на это лицо.
Предоставление земельных участков для строительства осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предшествует предоставлению земельных участков проведение работ по их формированию, если участок не сформирован.
Это предполагает проведение работ по установлению границ земельного участка и осуществление его постановки на государственный кадастровый учет.
При предоставлении в собственность или в аренду земельного участка, предоставленного для целей, не связанных со строительством, право собственности или пользования данным земельным участком также возникает с момента его государственной регистрации на основании договора, заключенного с уполномоченным органом местного самоуправления.
Особенностью предоставления в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством является лишь то, что предприниматель не вправе возводить на нем объекты капительного строительства.
На таком земельном участке могут быть возведены постройки, но лишь временного характера и при условии получения необходимого разрешения.
А вот на предоставленном в собственность земельном участке предприниматель вполне может осуществить постройки, получив на них разрешение.
Заключение с предпринимателем или представителем юридического лица договора аренды или купли-продажи земельного участка является основанием для регистрации в территориальном органе Росреестра в установленном порядке прав на земельный участок.
Иными словами, после заключения с лицом договора купли-продажи земельного участка право собственности на него возникает с момента его государственной регистрации.
При заключении с лицом договора аренды право пользования и владения данным земельным участком возникает также с момента его государственной регистрации.
Обязанность осуществить государственную регистрацию перехода прав на земельный участок возлагается на лицо, с которым заключен договор.
Как действовать при отказе в приватизации земельного участка
Земельные участки садового товарищества используются для некоммерческого использования. Целью извлечь прибыль или продать выращиваемую продукцию нет – это земля для выращивания фруктов и овощей для личных нужд, а также участок под домом. Не выкупленный и не приватизированный надел в СНТ принадлежит муниципалитету. Пользователь земли, если она была получена до 2001 года, т.е. до вступления в силу Земельного кодекса, может приватизировать участок в упрощенном порядке и совершенно бесплатно.
Существует мнение, что пользование неприватизированным участком в СНТ выгоднее, нежели оформлять его в собственность. Но это спорное утверждение. На самом деле каждый человек сам принимает решение – продолжать пользоваться не своим участком в СНТ или подать заявку и переоформить землю в личную собственность.
Отвечая на вопрос, для чего нужна приватизация, приведем несколько жизненных последствий:
- Потеря земельного участка – если вы пользуетесь, но не владеете наделом, вас могут попросить освободить землю в любой момент. Причем оспорить решение администрации, а по факту собственника участка, вы не сможете даже в суде.
- Истечение договора аренды участка – грозит невозможностью приватизировать землю в дальнейшем. Договор – это основание предоставления земли в СНТ его участникам. Если договор истек, то земля возвращается муниципалитету, а член товарищества теряет всякие права на участок. Обычно землю выдают в бессрочное пользование или по праву пожизненно наследуемого владения.
- Изменение (сокращение) земельного надела – межевание со стороны соседей может легко затронуть близлежащие участки. Чтобы определить точные границы земли нужно иметь кадастровые документы (схемы). Если участок не приватизирован и нет документов – существует риск расстаться с драгоценными «пядями» земли.
Срок получения земельного участка в пользование влияет на процедуру приватизации. Как мы уже выяснили, если вы получили землю до 2001 года, приватизация пройдет в упрощенном порядке согласно ФЗ «О дачной амнистии». Все что позже указанной даты – по основной (административной) процедуре. Оба способа регламентируются законодательными положениями.
Нормативные основания для приватизации земли в СНТ:
- Земельный кодекс РФ № 136 от 25 октября 2001 года – регламентирует земельные правоотношения, в том числе вопросы приватизации земельных участков в садовых товариществах.
- Федеральный закон № 93«О дачной амнистии» от 30 июня 2006 года – продлевает приватизацию дачной, садовой и иной недвижимости до 1 марта 2020 года. Соответствующий Указ был подписан В.В. Путиным совсем недавно. А со 2 августа 2019 года — до 1 марта 2022 года.
- Федеральный закон № 217 от 29 июля 2017 года – вносит изменения в отдельные положения уже существующих норм. Вступил в законную силу с 1 января 2019 года. Дачные товарищества упразднили, теперь оставили лишь садоводческие и огороднические — СНТ, ДНТ, СТД и прочие.
Переоформление земельных участков бывает двух видов: коллективное и индивидуальное. Первый случай – это типичный пример участия в процедуре сразу нескольких членов СНТ. Коллективная приватизация предполагает проведение общего собрания, на котором проводится голосование и уже на его основе выносится решение – кто сможет перевести участки в СНТ в свою собственность.
Основные нюансы:
- Не имеет значения характер приватизации: коллективная или индивидуальная, так как процедура имеет общие условия для упрощенной схемы.
- Для приватизации земельного участка в СНТ недостаточно одной только членской книжки. Если документов на землю нет, придется заказывать кадастровые работы, чертить схемы и вносить изменения в Росреестр.
- Коллективная приватизация – это участие ВСЕХ членов СНТ в приватизации земельных участков.
- Выписку из Устава СНТ, членскую книжку, справку от председателя товарищества можно получить только в органах управления СНТ.
- Всеми вопросами коллективной приватизации занимается председатель садового товарищества. Члены СНТ освобождаются от юридических хлопот – тем не менее, по завершению процедуры они получат правоутверждающий документ (с 2016 года — это выписка из ЕГРН).
Приватизировать землю согласно «дачной амнистии» (ФЗ № 93) проще всего. От соискателя потребуются членская книжка, правоустанавливающие документы, заявление и паспорт. Такой порядок еще называют заявительным – не нужно обращаться в администрацию за разрешением. Можно сразу подать документы в Росреестр и зарегистрировать право собственности. Разумеется, при условии, что участок был получен до введения Земельного кодекса, т.е. до 25.10.2001.
Административная или разрешительная процедура несколько сложнее. Поэтому имеет смысл ознакомиться с ней более детально:
ЭТАП №1. Сбор документов
Подготовьте правоустанавливающие документы на земельный участок в СНТ. Например, акт о передаче земли местной администрацией, договор аренды, бессрочного пользования, пожизненно наследуемого надела и т.д.
ЭТАП №2. Обращение в органы местного самоуправления
Важное значение играет территориальное расположение земли: если это участок в границах населенного пункта – обращение в муниципалитет, если за пределами – отделение Росимущества. Напишите заявление о приватизации земельного участка в СНТ. Останется дождаться официального постановления о праве на оформление земли.
ЭТАП №3. Кадастровый учет участка
Чтобы определить точные границы участка нужно получить кадастровые сведения. Если вы являетесь членом СНТ, попросите копии документов у председателя садового товарищества. Сведения прикладываются к полученному разрешению от местной администрации. Далее, информация заносится в ЕГРН и публичную кадастровую карту.
ЭТАП №4. Регистрация прав
Обратитесь в МФЦ или Росреестр по месту нахождения участка. От вас потребуются заявление и документы на земельный участок. Сразу после завершения регистрации вы получите бумажную или электронную выписку из ЕГРН — как свидетельство о владении земельным участком в садовом объединении.
Комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) примет положительное решение только в случае предоставления полного пакета документов от заявителя:
- оригинал + копия паспорта;
- заявление установленного образца;
- нотариально заверенный Устав и генеральный план СНТ;
- договор или акт на передачу участка в пользование садового товарищества;
- выписка из ЕГРН о некоммерческом статусе приватизируемого участка;
- графическая (кадастровая) карта территории — с отметкой нужного участка;
- членская книжка (при наличии).
После передачи заявления и пакета прилагаемой документации, материалы рассматриваются на предварительном согласовании не дольше 5 дней. Если этап предварительного согласования предоставления земельного участка пройден, пакет документации передаётся на рассмотрение административной комиссии. Если нет – он возвращается заявителю с приложением мотивированного решения об отказе.
Если администрация отказывает в предоставлении земельного участка, то нужно обратиться в суд в течение 10 дней после получения отрицательной резолюции в ответ на поданную жалобу. Если за этот период обращение в суд не произойдёт, то принятое администрацией решение о неполучении заявителем надела, вступит в силу.
Процедура наделения правом использовать конкретный участок гражданином РФ детально прописана в земельном законодательстве. При несоблюдении одного из правовых условий со стороны уполномоченного на то органа государственной или муниципальной власти может последовать постановление, в котором и будет прописан официальный отказ в подобном правомочии гражданина.
Что собой представляет официальный отказ со стороны государственных и муниципальных органов власти в выделе надела? Это мотивированное решение, которое детерминировано указанием конкретной причины принятия подобного постановления.
Однако как показывает практика, очень часто отказ в выделе земли без проведения торгов является нелегитимным. Поэтому следует более детально рассмотреть ситуации, когда подобное решение будет правомочным:
- Отказ будет легитимным в том случае, если выдел земельного участка происходит из территорий, которые ограничены в своем обороте.
- Легитимность решения будет подтверждена и в той ситуации, если гражданин претендует на земельный участок, который согласно федеральному законодательству, не подлежит приватизации.
- Не считается нелегитимным решение уполномоченных представителей власти и в том случае, если отказ дан по причине того, что земельный участок был зарезервирован для обеспечения государственных или же муниципальных нужд.
При этом официальное решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов из собственности государства или муниципалитета должно быть адресовано заявителю в срок, который не будет превышать семи дней с момента его подписания.
Приватизация земли по закону 2019: процедура и нюансы оформления участка
Полный перечень оснований, которые могут обусловить собой отказ в предоставлении участка без проведения торгов, зафиксирован в ст. 39.16 действующего Земельного кодекса РФ. Всего предусмотрено 25 различных детерминант подобного решения со стороны государственных органов, остановимся на самых важных из них:
- С заявлением в уполномоченный на то орган обратилось лицо, которое не может претендовать на предоставление земельного участка без проведения торгов.
- Обращение гражданина на предоставление земельного участка подразумевает выдел территории, которая принадлежит иному субъекту правоотношений на праве бессрочного или возмездного пользования, договора найма или аренды.
- Территория, которая указана в заявлении, принадлежит на различных основаниях некоммерческой организации, которая подразумевает использование данной земли для огородничества, садоводства, облагораживания участка и пр. Исключением из данной ситуации считаются участки земли, которые причисляются к категории имущества общего пользования.
- На площади земельного участка находится строение, недостроенное здание, которое принадлежит физическому или юридическому лицу на праве собственности. При этом во внимание могут быть приняты сведения о том, что сооружение расположено на территории в соответствии с сервитутом. Это является основанием для удовлетворения заявления о предоставлении земли со стороны заинтересованного лица.
- Если интересуемый участок находится на территории, которая стала предметом заключения договора о благоустройстве или застройке участка. Исключением из общего правила будет считаться ситуация, когда с заявлением обратилось лицо, с которым был заключен контракт на комплексное освоение территорий, подразумевающее использование земли для строительства федеральных или региональных объектов.
- Не может быть предоставлен земельный участок из муниципальной или государственной собственности без осуществления торгов и в том случае, если надел выступает в качестве предмета аукциона, причем постановление о проведении торгов было опубликовано в свободном доступе в Интернете.
- Основанием для отказа в выделе интересуемой территории последует и в том случае, если заявитель намерен использовать участок не по его целевому назначению.
- Кроме того, со стороны уполномоченного органа будет отказано в удовлетворении заявления и по причине того, что территория земельного надела будет превышать максимальный размер, который закреплен федеральным законодательством РФ.
- Детерминантой для отказа в удовлетворении иска является и тот факт, что предоставить заявленный участок гражданину невозможно на том виде прав, которое его интересует.
- Кроме того, выделение территории невозможно, если земельный надел не был причислен к какой-либо конкретной категории земель.
Перечисленные основания для отказа в предоставлении земельного участка не являются исчерпывающими. Полный перечень детерминант зафиксирован в ЗК РФ и иных нормативно-правовых актах, которые принимаются во внимание со стороны уполномоченных на то органов государственной или же региональной власти.
В юридической практике стали распространены процессы, в рамках которых отказ в предоставлении земельного участка подлежит обжалованию со стороны участников сделки. При этом обжаловать решение уполномоченного органа, который отказал в предоставлении участка земли, можно независимо от целей, которые преследовал субъект правоотношений при подаче заявки на выдел участка. Это является его законным правом, другое дело, будет ли удовлетворен подобный иск или же нет.
Следует отметить, что обжалование решения госорганов и органов местного самоуправления может быть осуществлено гражданином только посредством направления искового заявления в суд.
При этом для решения данной конфликтной ситуации привлекается не только сам заявитель, но и уполномоченный орган, который вынес постановление об отказе в предоставлении земельного участка из государственной или же муниципальной собственности.
Судья при обжаловании решения принимает во внимание следующие обстоятельства:
- имеет ли орган правомочия в предоставлении или, наоборот, в отказе на выдел земельного участка;
- были ли соблюдены основные условия принятия решения, в том числе сроки, законодательный порядок, форма и пр.;
- соответствует ли решение, которое оспаривается в суде, требованиям, установленным законам и др.
Если органом юстиции будет выявлено хоть один факт нарушения законодательного порядка, то исковое заявление гражданина об обжаловании постановления может быть удовлетворено. Это накладывает на госорган обязательства предоставить заявителю интересуемые его земельные участки.
Земельные правоотношения, в т.ч. приватизация, регулируются параллельно комплексом правовых нормативов.
Особенно стоит выделить такие законодательные документы:
- Земельный Кодекс РФ – в статье №22 ЗК РФ перечислены основные условия подписания соглашения аренды, тогда как в статье №25 ЗК РФ дана характеристика права на приватизацию;
- ФЗ №173, датированный 21-го декабря 2001 года (с последними поправками) – детерминирует специфику процедуры переоформления муниципальных объектов, а также госимущества;
- ФЗ №1541-I «О приватизации…» (в новой редакции) – представляет фундаментальный перечень основных правил, что описывают порядок перевода недвижимости в гражданскую собственность;
- ФЗ №93, широко известный как закон «О дачной амнистии» – детерминирует особенности процедуры оформления недвижимого имущества упрощенным способом.
Арендуемый надел по закону может быть приватизирован юр. лицом – организацией либо физ. лицом – гражданами страны. Параллельно с этим арендатор должен иметь на руках действующее соглашение аренды участка земли у муниципального органа. Как правило, такого рода договор подписывается на срок 20-30 лет (в некоторых случаях и на 49 лет).
В качестве оснований для приватизации земельного надела, пребывающего в аренде, выступают:
- Арендатор застроил надел нежилыми, жилыми строениями, что переоформлены на его имя.
- Срок действия соглашения аренды – как минимум двадцать лет.
- Общий срок использования недвижимого объекта – как минимум от 3-х лет.
Располагают правом на приватизацию дееспособные совершеннолетние граждане. При этом крайне важно, дабы лицо имела возможность произвести приватизацию. В бесплатном порядке допустимо приватизировать землю исключительно 1 раз в жизни – повторная приватизация запрещается.
Рассмотрим пример:
Гражданин Петров получил в 2009-м году земельный надел от муниципального органа. Договор подписывался на срок – 25 лет, с возможностью последующей пролонгации. Петров решил, раз он получил землю в личное пользование для ИЖС, значит он по закону вправе реализовать приватизацию. Через четыре месяца гражданин подал в администрацию заявку для того, чтобы перевести надел в частную собственность. Выяснилось, что Петров на момент подачи иска уже начал постройку объекта – бани. И все же спустя два месяца административный орган утвердил негативное решение в отношении приватизации. При этом основанием для отказа стали следующие нарушения условий безвозмездного переоформления земли: аренда участка после 01.11.2001; использование надела меньше чем на протяжении трех лет со дня получения. Для Петрова был предложен следующий выход из ситуации: выкуп участка земли спустя три года.
Что делать, если отказали в приватизации участка
Не имеет значения, что именно переоформляется: надел, предназначенный под постройку индивидуального подсобного хозяйства либо участок с возведенным домом. В целом, порядок проведения процедуры аналогичен. Прежде всего необходимо собрать всю требуемую документацию, а также отправить в административную структуру первичный запрос.
Как правило, непосредственно административный орган выступает в качестве распорядителя арендуемого участка. И все же такие сведения необходимо выяснить в предварительном порядке. К примеру, детально изучите соглашение аренды – в нем указано, кто, на каком основании произвел передачу земли.
Таким образом, выбираем среди одного из 2-х субъектов: департамент Росимущества (за пределами города), Земельный отдел (в рамках населенных пунктов) либо же городская администрация.
Процесс приватизации состоит из таких этапов:
Этап №1:
- Установление собственника надела (в соответствии с соглашением аренды);
- Составление заявки.
Этап №2:
- Осуществление кадастровых работ.
- Подача иска в Росреестр, оформление заказа услуг геодезистов;
- Межевание земли, определение границ, оформление технического плана надела;
- Получение в Росреестре (ЕГРН) кадастровой выписки.
Этап №3:
- Подача заявления, пакета документации в департамент Росимущества (через МФЦ) либо в местную административную структуру;
- Расторжение ныне действующего соглашения аренды земельного участка;
- Ожидание решения Земельного комитета;
- Выдача разрешительного документа (акта).
Этап №4:
- Сбор документации для Росреестра;
- Совершение оплаты госпошлины;
- Инициирование обращения в МФЦ с новым иском, документацией;
- Выдача правоутверждающего документа — выписки из ЕГРН.
По факту окончания процедуры регистрации в Росреестре заявитель по праву считается полноценным владельцем объекта недвижимости. С этого дня допустимо распоряжаться участком, не учитывая положений соглашения аренды.
Специального шаблона заявки на приватизацию арендованного земельного участка не существует. Не смотря на это, иск в обязательном порядке должен соответствовать основным правилам и принципам делопроизводства. Составляется заявка на имя руководителя департамента Росимущества или же главы местной административной структуры.
Заявка на приватизацию арендованного участка земли состоит из таких сведений:
- ФИО (целиком), должность, рабочее место представителя административного органа;
- ФИО (целиком) истца, адрес, паспортная информация;
- местоположение надела, его суммарная площадь, характеристика границ, отличительные черты;
- дата получения надела в аренду;
- ходатайство санкционировать приватизацию земли;
- целевое применение участка (СНТ, ведение ЛПХ либо ИЖС);
- данные о капитальных недвижимых объектах (о жилых, нежилых);
- список справок, выписок, прочих документов;
- дата составления, подпись истца.
Очень важно максимально расположить к себе фактического владельца надела. В частности, при условии, если вы используете землю в течении долгих лет, нужно упомянуть в заявлении, что вы своевременно перечисляете аренду, оплачиваете налог, следите за состоянием надела и т.д.
Завершив этап обхода всех уполномоченных структур, необходимо собрать полный пакет документации на арендованный надел земли.
Для Росимущества либо для административного органа нужно подать:
- паспорт истца (копию);
- кадастровые документы (схему, паспорт и план);
- оформленный, подписанный иск на приватизацию;
- соглашение аренды участка (копию).
По факту получения на руки акта на приватизацию допустимо приступать к новому этапу – обращение с документацией в Росреестр либо же в департамент МФЦ.
Для регистраторов подаются такие бумаги:
- иск от соискателя, составленный в письменной форме;
- справки на получение дополнительных льгот (в случае наличия);
- правоустанавливающая документация на строения (в отдельных случаях);
- выписка из ЕГРН либо кадастровый паспорт;
- акт, полученный от департамента Росимущества либо же от местной административной структуры.
В дополнительном порядке перечень требуемых документов допустимо узнать в департаментах Росреестра, а также в местных отделениях административной структуры.
Приватизация земельного участка в водоохранной зоне не запрещена. Чиновники местной администрации не должны без причин препятствовать передаче земельного участка в собственность. Но основания для отказа в приватизации все же существуют, например:
1. установлено, что участок находится в пределах береговой полосы объекта (20 метров и ближе к воде);
2. на участке нет объектов недвижимости (жилого дома, хозяйственных построек);
3. владелец земельного участка в процессе пользования своим наделом не соблюдает правила охраны водных объектов от загрязнения (заиления);
4. участок частично расположен на территории, изъятой из оборота, или земля зарезервирована для государственных и муниципальных нужд.
Отдельно скажем про оформление участков в собственность юридическими лицами. Если на земельном участке частной компании располагаются коммерческие объекты, с учетом вероятности сброса загрязняющих веществ на них устанавливаются централизованные системы водоотведения, локальные очистные сооружения и прочее.
Требования нельзя назвать слишком строгими. На землях водоохранной зоны сегодня не запрещены размещение дачных и садовых участков, выделение участков под индивидуальное строительство, заправка топливом, мойка автомобилей и пр.
Строительство домов и использование земельных участков в водоохранной зоне связано с особыми проблемами. Мы упомянули в статье о дополнительных разрешениях от администрации и о более жестких требованиях к ведению хозяйственной деятельности. Однако это не все.
Если вы столкнулись с неправомерными действиями соседей или чиновников, проконсультируйтесь с юристом по земельным вопросам. Вы имеете возможность отстаивать свои имущественные интересы и гражданские права. Закон един для всех, каждый обязан соблюдать его требования.
Кизимов Денис Юрьевич
Адвокат по земельным вопросам
Отвечая на вопрос, в чем смысл приватизировать землю в аренде, следует сказать о преимуществах такой процедуры.
Почему так удобно приватизировать землю в аренде:
- гораздо выгоднее перевести участок в собственность бесплатно, чем платить государству деньги за выкуп арендованной земли;
- собственник получает возможность продать, подарить, заложить, включить в наследство, обменять, выделить, объединить свой надел;
- право на получение компенсации за изъятие участка на нужды муниципалитета (арендованную землю заберут без денежной компенсации).
Основной плюс от приватизации арендованной земли – статус полноправного собственника недвижимости. Именно с этой целью люди прибегают к оформлению участков в частные руки.
Неважно, что переоформляется: земля с построенным домом или участок под ведение личного подсобного хозяйства. Процедура в принципе совпадает. Первое, о чем следует позаботиться – подготовить документы и направить первичный запрос в администрацию.
Именно администрация чаще всего и является распорядителем арендуемой земли. Но эту информацию лучше уточнить заранее. Например, внимательно прочитать договор аренды – там прописано, кто и на каком основании передал вам участок. Итак, выбираем одного из двух адресатов: администрация города или Земельный Департамент (в пределах города), отделение Росимущества (за пределами населенных пунктов).
Переходим к рассмотрению вопроса о том, как приватизировать землю на основании арендного договора:
- Во-первых, нужно подготовить документы.
- Во-вторых, провести кадастровый учет территории (если не проводился).
- В-третьих, обратиться в администрацию или отделение Росимущества (через МФЦ).
- В-четвертых, получить разрешительный акт на приватизацию земли.
- Наконец, зарегистрировать надел в МФЦ или Росреестре.
Соблюдение всех этапов гарантирует успешное завершение приватизации земельного участка в аренде. Но это вкратце, а что из себя представляет процедура более подробно?
Как поступить, если пришел отказ в приватизации участка
Основная процедура приватизации включает в себя следующие шаги:
- Первый этап:
- Определение собственника участка (по договору аренды).
- Подготовка заявления.
- Второй этап:
- Проведение кадастровых работ.
- Подача заявления в Росреестр, заказ геодезистов.
- Межевание, установление границ, составление техплана.
- Получение кадастровой выписки из ЕГРН (в Росреестре).
- Третий этап:
- Направление заявления и документов в местную администрацию либо отделение Росимущества — посредством Многофункционального центра (МФЦ).
- Расторжение действующего договора аренды земли.
- Ожидание вердикта Земельного комитета.
- Получение разрешительного акта.
- Четвертый этап:
- Подготовка документов для Росреестра.
- Оплата государственной пошлины.
- Обращение в МФЦ с документами и заявлением (новым).
- Получение правоутверждающего документа — выписки из ЕГРН.
Специального образца заявления на приватизацию арендованного участка не предусмотрено. И тем не менее, заявление должно отвечать правилам делопроизводства. Обращение оформляется на имя главы местной администрации либо начальника отделения Росимущества.
Заявление на приватизацию арендованной земли содержит:
- ФИО, должность и место работы представителя администрации;
- ФИО заявителя, адрес, паспортные сведения;
- местоположение участка, его площадь, описание границ, отличительные особенности;
- дата получения земли в аренду;
- просьба разрешить приватизацию участка;
- целевое использование надела (ИЖС, ведение ЛПХ, СНТ);
- информация о капитальных объектах недвижимости (жилые и нежилые);
- перечень документов;
- дата и подпись.
Закончив с обходом всех инстанций, останется сформировать пакет из документов на арендованный земельный участок.
Документация для администрации (Росимущества):
- копия договора аренды земли;
- заполненное и подписанное заявление на приватизацию;
- документы кадастрового характера (план, паспорт, схема);
- копия паспорта заявителя.
После получения акта на приватизацию можно переходить к следующей стадии – обращению с документами в отделение МФЦ или Росреестра.
Документация для регистраторов:
- письменное заявление от соискателя;
- полученный акт от местной администрации/отделения Росимущества;
- кадастровый паспорт или выписка из ЕГРН;
- правоустанавливающие документы на постройки (не всегда);
- документы на получение льгот (если имеются).
Определить точное время приватизации земли в аренде довольно проблематично. Обычно процедура укладывается в срок от 10 дней до 3 месяцев. Что это значит?
- Если порядок действий подпадает под ФЗ «О дачной амнистии» – приватизаций займет от силы 10-12 дней.
- Остальные случаи считаются стандартными – на это уходит 2-3 месяца в зависимости от загруженности органов власти.
Вопреки опасениям граждан, бесплатная приватизация земельных участков по «дачной амнистии» продлена до 1 марта 2020 года. Нет необходимости спешить с оформлением – лучше подготовить документы неспеша и выполнить переоформление с первого раза.