Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания и условия временного отстранения от должности в уголовном процессе по ст». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Иногда работодатели путают понятия отстранения и освобождения от должности, а ведь они имеют абсолютно разную специфику:
- освобождение – применяется работодателем, например, в случае сдачи работником крови или выполнения важных государственных, общественных дел, при этом за самим сотрудником сохраняется его должность и размер заработка (т. е. на время освобождения зарплата платится);
- отстранение – по сути, это недопуск сотрудника к работе по инициативе работодателя (при уголовном расследовании – по инициативе судебных органов).
Причем на время отстранения оплата труда сохраняется за ним только в случае, если имеются в виду ситуации, когда в отстранении сам сотрудник не виновен. В противном случае за ним не сохраняется заработок.
1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.
2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.
Временное отстранение от должности может быть особой мерой процессуального принуждения. Применяться она может к работникам разных организаций или даже государственным служащим. В этом случае процедура обладает следующими особенностями:
- применяется данная мера в уголовных и административных процессах;
- она является репрессивным методом принуждения;
- для ее использования нужно не только решение, принимаемое следователем или оперативником, но и решение суда;
- отстранение от должности генералов или губернаторов может осуществляться на основании решения, принимаемого Президентом;
- данный процесс заключается в том, что человек не может далее справляться со своими трудовыми обязанностями, поэтому теряет свой заработок;
- в качестве компенсации выступает специальное пособие, предлагаемое государством и равное прожиточному минимуму, установленному в конкретном регионе;
- данное пособие выплачивается каждый месяц до того момента, пока не будет снято ограничение.
Применяется такая мера только к людям, которые занимают высокие должности. Это обусловлено тем, что во время реализации своих трудовых обязанностей они имеют возможность злоупотреблять властью. Например, никогда не встречается отстранение от должности какого-либо кассира или просто рядового продавца. Поэтому данная принудительная мера применяется только к людям, наделенным определенной властью. Например, в истории встречаются случаи отстранения Президента от должности другими лицами или всем народом.
За работодателем закреплено право отстранять своих подопечных от их обязанностей в строго определенных случаях. Полный их список приведен в ст. 76 ТК РФ. В частности, обстоятельства могут быть следующими:
- нарушение трудовой дисциплины (пребывание на работе в нетрезвом виде);
- непрохождение обязательного обучения, переобучения или проверки навыков по охране труда;
- выявление противопоказаний к работе.
Конкретно самовольное отстранение от должности в связи с возбуждением уголовного дела работодателем законом не предусматривается. Что это значит? Что если в отношении служащего возбуждено уголовное дело, работодатель без прошений и ходатайств иных органов отстранить работника не может. Такая позиция вполне логична, ведь до момента вынесения приговора судом подследственный считается невиновным. Поэтому и оснований у работодателя на внедрение таких мер нет.
Указанный в трудовом кодексе перечень причин для отстранения от работы не является исчерпывающим. В законодательных актах, регулирующих различные сферы деятельности, могут содержаться и другие основания для отстранения от должности или работы.
Например, в законе о госслужбе (№ 79-ФЗ), указано, что причиной для временного отстранения работника может стать проверка достоверности сведений о его доходах.
Также госслужащего могут отстранить от должности на время проверки его персональных данных или урегулирования ситуации с «конфликтом интересов».
Отстранить от должности можно и единоличного директора акционерного общества, на основании принятого собранием акционеров или наблюдательным советом решения о временном приостановлении полномочий, этого должностного лица (закон об акционерных обществах № 208-ФЗ).
Решение об отстранении от должности может быть принято и в том случае, когда у работника-иностранца закончился патент на работу в России. В случае бессрочного трудового договора, отстранение от должности трактуется как временное приостановление трудовых отношений. На переоформление этого документа должно быть потрачено не более 30 дней, в противном случае трудовое соглашение расторгается.
Наниматель вправе применить временное отстранение от должности и к тем сотрудникам, которые не прошли аттестацию. Руководство может не только понизить такого работника в должности или уволить его, но и дать время на повышение квалификации или повторное прохождение аттестации.
Временно отстранить сотрудника можно и на период приостановления допуска к работе с информацией ограниченного распространения. В этом случае решение вопроса зависит от того, насколько возможным является выполнение работы без доступа к таким данным.
Поскольку отстранение от должности влечет за собой негативные для работника последствия, такое решение нанимателя может быть оспорено. Поэтому важно не только тщательно обосновать применение этой меры, но и документально оформить каждый этап процедуры отстранения.
Первым ее этапом является подготовка необходимых документов для обоснования этого решения. К ним относятся:
- постановления и предписания госорганов и судов;
- служебные записки кадровых подразделений или непосредственного руководства отстраняемого работника;
- акты о нарушениях;
- протоколы аттестационных комиссий и т. д.
На основании этих документов, руководитель принимает решение об отстранении подчиненного от должности и издается соответствующий приказ. Затем с этим распоряжением ознакамливают отстраняемого работника.
В случае отказа от ознакомления, необходимо в присутствии свидетелей составить акт, в котором зафиксировать информирование работника.
Время, на которое сотрудник был отстранен от работы, засчитывается как простой, с проставлением в табеле соответствующей отметки.
После того, как причина отстранения будет устранена, приказом руководителя, сотрудник возвращается к выполнению должностных обязанностей.
Наиболее часто отстранение от должности осуществляется в рамках ведения какого-либо уголовного дела. В этом случае инициатором процесса выступают представители государственной власти. Основной целью процедуры является прекращение работы специалиста, который злоупотребляет своими полномочиями, нарушая требования законодательства.
Основные сведения о том, как происходит отстранение обвиняемого от должности, содержатся в ст. 114 УПК. Выполняться процесс может даже в рамках предварительного расследования какого-либо уголовного дела. Ходатайство может подаваться дознавателем или следователем. Для этого предварительно придется получить разрешение от руководителя организации, если не он является обвиняемым, а также нужно согласие прокурора.
Судья принимает решение относительно отстранения руководителя от должности в течение двух суток. Если данное решение является положительным, то соответствующее постановление направляется в компанию, где работает подозреваемый. Отменить этот документ может не только судья, но и даже следователь, если в определенный момент времени исчезает необходимость в этой мере.
Если требуется отстранение от должности какого-либо должностного лица субъекта России, то этот человек должен обвиняться действительно в серьезном преступлении. Предварительно Генеральному прокурору РФ придется направить специальное письмо президенту. Именно он выносит окончательное решение в течение двух суток.
Согласно ст. 114 УПК РФ, следователь или дознаватель должны ходатайствовать в суде об использовании подобной меры. Судья уже принимает решение исходя из тех оснований, которые были перечислены в прошении этих лиц. Также он обязан убедиться, что имеются причины подозревать гражданина в том, что он может быть преступником.
К самому ходатайству должны быть приложены следующие документы:
- документ, подтверждающий инициирование дела в уголовном порядке;
- бумаги, которые могут подтвердить получение лицом статуса подозреваемого;
- процессуальные бумаги, обосновывающие необходимость использования меры.
Особенности. Рассмотрение прошения может происходить как единолично самим судьей, так и в процессе судебного заседания. В нем может участвовать и само лицо, в отношении которого планируется применить эту меру. Однако это не его обязанность, а право.
Во время заседания судья обязан выслушать мнения всех участников процесса, после чего он уходит, для того чтобы принять окончательное решение.
Временное отстранение от должности может быть особой мерой процессуального принуждения. Применяться она может к работникам разных организаций или даже государственным служащим. В этом случае процедура обладает следующими особенностями:
- применяется данная мера в уголовных и административных процессах;
- она является репрессивным методом принуждения;
- для ее использования нужно не только решение, принимаемое следователем или оперативником, но и решение суда;
- отстранение от должности генералов или губернаторов может осуществляться на основании решения, принимаемого Президентом;
- данный процесс заключается в том, что человек не может далее справляться со своими трудовыми обязанностями, поэтому теряет свой заработок;
- в качестве компенсации выступает специальное пособие, предлагаемое государством и равное прожиточному минимуму, установленному в конкретном регионе;
- данное пособие выплачивается каждый месяц до того момента, пока не будет снято ограничение.
Применяется такая мера только к людям, которые занимают высокие должности. Это обусловлено тем, что во время реализации своих трудовых обязанностей они имеют возможность злоупотреблять властью. Например, никогда не встречается отстранение от должности какого-либо кассира или просто рядового продавца. Поэтому данная принудительная мера применяется только к людям, наделенным определенной властью. Например, в истории встречаются случаи отстранения Президента от должности другими лицами или всем народом.
Статьи по предмету Уголовный процесс
Наиболее часто отстранение от должности осуществляется в рамках ведения какого-либо уголовного дела. В этом случае инициатором процесса выступают представители государственной власти. Основной целью процедуры является прекращение работы специалиста, который злоупотребляет своими полномочиями, нарушая требования законодательства.
Основные сведения о том, как происходит отстранение обвиняемого от должности, содержатся в ст. 114 УПК. Выполняться процесс может даже в рамках предварительного расследования какого-либо уголовного дела. Ходатайство может подаваться дознавателем или следователем. Для этого предварительно придется получить разрешение от руководителя организации, если не он является обвиняемым, а также нужно согласие прокурора.
Если процесс реализуется в рамках уголовного дела, то порядок временного отстранения от должности заключается в выполнении следующих действий:
- первоначально следователь убеждается в необходимости применения данной меры, что позволит пресечь дальнейшее нарушение со стороны какого-либо должностного лица;
- им составляется специальное ходатайство, передающееся в суд;
- в течение двух суток судья принимает решение;
- если оно является положительным, то формируется специальное постановление, на основании которого определенное должностное лицо временно отстраняется от реализации своих должностных обязанностей;
- данный документ направляется в организацию, где работает подозреваемый;
- документация вручается руководителю предприятия, который далее должен привести указание в исполнение;
- по указанию директора человек должен сразу оставить свое рабочее место, после чего отправляется домой.
В течение действия данной меры человек может получать пособие от государства, так как он не сможет рассчитывать на заработную плату от работодателя.
Порядок отстранения от должности по УК должен реализоваться при учете некоторых важных условий. К ним относится:
- применяется данная мера только при наличии веских оснований, например, если следователь уверен, что должностное лицо будет пользоваться разными способами, позволяющими препятствовать расследованию, или будет влиять на свидетелей, находящихся в подчинении;
- нередко целью применения отстранения выступает предотвращение ситуации, когда обвиняемый сможет уничтожить важные документы, являющиеся доказательством его вины;
- чтобы суд принял положительное решение, у дознавателя должны иметься подтверждения того, что конкретное должностное лицо действительно виновато в тех или иных противозаконных действиях;
- допускается выполнить процесс даже в отношении работников правоохранительных органов, но для этого нужно следовать требованиям, которые приводятся в Приказе МВД № 630.
Специалисты правоохранительных органов отстраняются от своей работы, если они приходят на службу в нетрезвом виде или если заканчивается срок, в течение которого они допускаются до сведений, являющихся государственной тайной.
Дознаватель должен подготовить множество документов, чтобы судья принял положительное решение по его ходатайству. С помощью такой документации он сможет доказать, что действительно имеется острая необходимость в реализации данной меры. К таким документам относится:
- непосредственное ходатайство, где следователь просит об отстранении какого-либо должностного лица, являющегося подозреваемым или обвиняемым в определенном серьезном преступлении;
- документ, который подтверждает, что в уголовном процессе было инициировано соответствующее дело;
- бумаги, доказывающие, что конкретное должностное лицо получило статус подозреваемого в преступлении;
- процессуальные документы, выступающие основанием для использования вышеуказанной меры.
Документация рассматриваться судьей, причем иногда это осуществляется в рамках проведения судебного заседания. К этому заседанию может привлекаться обвиняемый.
Если человек был временно отстранен от реализации своих трудовых обязанностей, у него все равно сохраняются определенные права. Они заключаются в следующем:
- обвиняемый имеет право на свободное передвижение и общение с родственниками, друзьями или коллегами;
- он получает ежемесячное пособие, равное МРОТ, так как в течение всего периода отстранения ему не будет выплачиваться официальная зарплата;
- из получаемого пособия не удерживается НДФЛ, а также по решению суда выплата может значительно увеличиваться, для чего учитывается средний заработок гражданина на месте работы;
- если отстраняется от должности работник правоохранительных органов, то он отдает свое табельное оружие и удостоверение.
Но при этом гражданин не может посещать место работы или получать доступ к официальной документации. Процедура отстранения не выступает аналогом увольнения, поэтому если гражданин не будет признан виновным по какому-либо делу, то он возвращается к реализации своих должностных обязанностей.
Если человек не может обеспечить материально свою семью с помощью получаемого пособия, то он имеет право заняться бизнесом или найти подработку.
Временное отстранение от должности
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
201
2014. Вып. 3
УДК 343.1
Е. Ф. Тенсина, Л.Г. Татьянина
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ВРЕМЕННОГО ОТСТРАНЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПО УПК РФ
В статье рассматриваются некоторые дискуссионные вопросы применения меры процессуального принуждения — временного отстранения от должности. Авторы отстаивают мнение о необходимости рассмотрения указанного вопроса в судебном порядке при участии стороны защиты, поскольку решается вопрос об ограничении конституционного права, поэтому лицо должно иметь возможность отстаивать свою позицию в судебном порядке. Обосновывается необходимость рассмотрения вопроса о применении указанной меры пресечения в отношении подозреваемых, обвиняемых в обязательном порядке в случае решения вопроса о применении к ним меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста.
Ключевые слова: временное отстранение от должности, обвиняемый, подозреваемый, мера процессуального принуждения, суд, должностное лицо, сроки, основания применения.
В условиях реализации государственной программы противодействия коррупции особое место отводится уголовно-процессуальным мерам как самым жестким в реакции на преступления такой направленности. В системе уголовно-процессуальных мер принуждения предусмотрена такая мера, как временное отстранение от должности (ст. 114 УПК РФ), которая имеет ограничительно-обеспечительный характер. Эффективность ее применения во многом зависит от правовой определенности, что, к сожалению, далеко от совершенства. Действующая законодательная конструкция, определяющая основания, участников, сроки и порядок применения, не продумана, а порой противоречива.
В первую очередь возникает вопрос о личности подозреваемого, обвиняемого, к которым допустимо применение данной принудительной меры. Некоторые ученые считают, что временное отстранение от должности может быть применено лишь в отношении должностного лица в контексте с примечанием к ст. 285 УК РФ. Полагаем такой подход слишком узким. Действительно, раскрывая природу института временного отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности, необходимо говорить о его межотраслевом характере, то есть в регулировании отношений, возникающих в ходе его применения необходимо руководствоваться не только уголовно-процессуальными нормами, но и нормами уголовного и трудового законодательства. Поэтому в вопросе о личности подозреваемого, обвиняемого нужно ориентироваться на ст. 47 УК РФ, которая регулирует применение такого вида уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такой подход позволяет расширять границы применения исследуемого института принуждения, а значит, эффективнее использовать его в практике.
Дефиниция ст. 114 УПК РФ не содержит указания на материальные основания для избрания исследуемой меры принуждения, ограничиваясь оценочной фразой «при необходимости», а также на сроки ее применения. О некорректности указанной формулировки указывалось и ранее1. Позиция В.С. Чистяковой, которая полагает, что для решения вопроса о применении мер процессуального принуждения «необходимы основания полагать, что должностное лицо … будет иметь возможность продолжать преступную деятельность, мешать установлению истины.»2, представляется более обоснованной. Поскольку временное отстранение подозреваемого, обвиняемого от должности входит в систему уголовно-процессуальных мер принуждения, в решении данного вопроса, на наш взгляд, необходимо применять уголовно-процессуальную аналогию, руководствуясь общими основаниями для избрания меры пресечения (ст. 97 УПК РФ). В постановлении органа расследования должна быть обоснована возможность подозреваемого, обвиняемого в случае сохранения занимаемой должности скрыться от правоохранительных органов или суда, продолжать заниматься преступной деятельностью либо воспрепятствовать производству по уголовному делу или исполнению приговора (ст. 97 УПК РФ).
1 См.: Булатов Б.Б. Государственное принуждение в уголовном судопроизводстве: монография. Омск, 2003. С. 173.
2 См.: Чистякова В.С. Законность и обоснованность применения мер уголовно-процессуального принуждения. М., 1978. С. 43.
- Меры уголовно-процессуального принуждения имущественного характера в России и Казахстане: сравнительный анализ 2016 /
- Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности и его альтернативы 2015 / Марфицин Павел Григорьевич, Гапонова Валентина Николаевна
- О взаимозаменяемости временного отстранения от должности с мерами пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста по уголовно-процессуальному законодательству Казахстана и России: о спорных аспектах теории и правоприменительной практики 2017 / Каштанова Наталья Сергеевна
- О взаимозаменяемости временного отстранения от должности с мерами пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста по уголовно-процессуальному законодательству России: спорные аспекты теории и правоприменительной практики 2017 / Каштанова Наталья Сергеевна
- Проблемы применения меры принуждения ввиде временного отстранения от должности 2010 / Кутуев Э.К., Кудрина Е.В.
- Основания применения временного отстранения от должности 2012 / Бикмиев Р. Г.
- Возмещение причиненного вреда обвиняемому (подозреваемому), незаконно подвергнутому временному отстранению от должности в ходе производства по уголовному делу 2010 / Булатов Борис Борисович
- О необходимости замены в уголовном судопроизводстве письменного протокола электронным документом 2015 / Пастухов Павел Сысоевич
- Соотношение ареста подозреваемого по УПК Монголии с задержанием подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ 2017 / Даш Тамир
- Процессуальный порядок временного отстранения от должности обвиняемых в преступлениях коррупционного характера 2014 / Суколенко Екатерина Александровна
ны в электронной форме . Хотя традиции документооборота еще длительное время будут определять необходимость их использования в письменном виде
Современная уголовно-процессуальная доктрина исходит из того, что документ, исходящий от некомпетентного органа, должностного лица, от ненадлежащего гражданина, доказательством не является . Мы думаем иначе: сведения, самостоятельно полученные лицом, заинтересованным в исходе дела, в ряде случаев могут быть признаны судом доказательством . Во-первых, так будет, когда процессуальный противник не возражает и принимает факт, подтверждаемый электронными данными (это случай договорного установления фактов по делу). А во-вторых, когда компьютерная экспертиза, проведенная по решению суда, подтверждает аутентичность носителя электронной информации
Мы поддерживаем подходы отечественных процессуалистов, которые пытаются увеличить круг источников доказательственной информации за счет расширительного толкования понятия «иной документ» . В этом мы усматриваем попытку освободить доказательственное право от излишнего формализма и догматизма, включить в круг доказательств не только данные официальные, т . е . исходящие от предприятий, учреждений и организаций, но и частные данные: письменные (буквенные, цифровые и др .); графические (схемы, графики, чертежи, эскизы и др . ); технические (фото-, видеосъемка,
звукозапись) . Они могут быть получены путем следственных действий и составлены органом уголовного процесса или истребованы им, а также представлены участниками уголовного процесса либо иными лицами Следовательно, любой фактический материл, независимо от формы, источника происхождения, способа собирания может быть проверен и оценен судьей как доказательство . Понятно, что такой подход реализуем только в рамках системной реформы российского уголовно-процессуального права
1 Поляков М. П. Тайные участники уголовного судопроизводства (проблемы уголовно-процессуальной интерпретации результатов ОРД) // Умножение субъектов и процедур отечественного уголовного судопроизводства : учеб . пособие / под общ . ред . В . Т. Томина . Н . Новгород, 2000. С . 46 .
2 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / науч . ред . В . Т. Томин, М . П . Поляков . 7-е изд ., перераб . и доп . М ., 2014 . С . 253 .
3 Концепция полицейского расследования как унифицированной правовой деятельности, включающей в себя производство негласных оперативно-розыскных мероприятий и гласных следственных действий, направленной на раскрытие и расследование преступления и подготовку оснований для выдвижения обвинения против обвиняемого в суде, разработана специалистами нижегородской школы процессуалистов (см ., напр .: Александров А. С. Реформа полиции, реформа обвинительной власти России — путь к евроинтегра-ции // Юридическая наука и правоохранительная практика .
2013 . № 4 (26) . С . 49-57 ; Александров А. С., Поздняков М. Л. Путь институциональной реформы предварительного расследования // Вестник Нижегородской академии МВД РФ
2014 . № 1(25) . С . 78-82) .
УДК 343.13 © В. Н. Гапонова, 2015
Отстранение от должности как мера уголовно-процессуального принуждения
В. Н. Гапонова
В статье анализируется предусмотренная ст. 14 УПК РФ мера процессуального принуждения в виде отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности. Показаны опыт регулирования отечественным уголовно-процессуальным законодательством данной меры принуждения, подходы ученых к характеристике ее особенностей и сущности, предлагается ее авторская дефиниция.
Ключевые слова: мера принуждения, отстранение, должность, подозреваемый, обвиняемый,
уголовное судопроизводство.
В юридической литературе есть несколько ва- странение подозреваемого или обвиняемого от долж-риантов использования названия рассматриваемой ности, временное отстранение от должности . Такое меры принуждения: отстранение от должности, от- явление вполне объяснимо, если учесть ретроспек-
тиву использования данного словосочетания законодателем. Кроме того, в уголовно-процессуальном праве имеются различные технико-юридические приемы формулирования понятий 1 .
- Дисциплинарное взыскание за опоздание на работу В наше время не редкость, когда сотрудники компаний злоупотребляют дисциплиной труда, время от времени опаздывая на работу. При этом зачастую несвоевременный приход на рабочее место случается по неуважительной причине. Порой такое опоздание может нанести фирме существенные убытки. Мы расскажем, каким образом можно наказать нерадивого сотрудника. На примерах вы увидите, какие документы и каким образом следует заполнить, чтобы исключить в дальнейшем споры в суде
- Как подготовиться к приходу трудовой инспекции? Проверка организации государственной инспекции труда часто застает руководство врасплох. Особенно с учетом того, что по закону трудовой инспектор имеет право посетить организацию в любое время суток и без предупреждения. По результатам проверки к ответственности могут привлечь не только руководителя организации или его заместителя, но и руководителя кадровой службы, а также главного бухгалтера.
Наложение ареста на имущество и ценные бумаги
Прежде чем приступать к детальному рассмотрению процедуры отстранения, следует понимать, когда допустима её инициация.
В частности, работодатель не имеет права использовать этот механизм для приостановки деятельности сотрудников просто по своей инициативе – его применение допустимо исключительно в случаях, определенных Трудовым кодексом.
Действующим законодательством предусмотрены следующие основания для отстранения работника от работы:
- Медицинское заключение. В случае, если по каким-либо причинам работнику противопоказано ведение трудовой деятельности на занимаемой им должности, работодатель может временно отстранить работника от исполнения трудовых обязанностей.
- Лишение специальных прав, необходимых для исполнения рабочих обязанностей. К таковым может относиться решение суда о дисквалификации, лишение или временное изъятие водительских прав, отзыв лицензии и иные основания, в случае, если длительность такового периода составляет не более одного месяца.
- Непрохождение обязательного медицинского осмотра, когда таковой предусмотрен нормативами действующего законодательства.
- Нахождение на рабочем месте в состоянии опьянения – алкогольного, токсического и наркотического.
- Требования государственных органов и должностных лиц, например, инспекторов по труду.
- Отсутствие факта прохождения работником инструктажа по технике безопасности или охране труда, когда таковой является обязательным к прохождению.
Данный перечень является общим и обязательным к применению. Для некоторых профессий и должностей могут быть установлены более широкие рамки ситуаций, в которых может применяться отстранение от работы. В частности, к таковым расширенным основаниям для недопущения сотрудников к исполнению трудовых обязанностей можно отнести:
- Окончание срока действия полиса медицинского страхования, вида на жительство, патента, разрешения на работу или разрешения на временное проживание, если работник является иностранцем либо лицом без гражданства.
- Отказ от использования средств индивидуальной защиты, несоблюдение иных требований безопасности, установленных федеральным законодательством, наличие при себе огнеопасных предметов, алкоголя, наркотических веществ или личного имущества, способного нести угрозу безопасности являются причинами для отстранения от подземных работ.
- Ведение уголовного процесса в отношении педагогических работников, а также иных лиц, чья работа заключается в оказании услуг, направленных на детей по отдельным статьям УК РФ – вплоть до вынесения судом окончательного решения.
Сроки отстранения от работы устанавливаются для каждой ситуации отдельно. В целом, общепринятые нормативы трудового законодательства предполагают, что длиться таковое недопущение к работе может до устранения причин отстранения.
Действующая процедура отстранения имеет достаточно слабое правовое регулирование, поэтому работодателю следует придерживаться простых, но эффективных методов, позволяющих реализовать данные нормы Трудового кодекса. В большинстве ситуаций, механизм отстранения производится следующим образом:
- Работодатель получает документ, на основании которого может быть применено отстранение работника. Таким документом может выступать медицинское заключение, докладные иных работников, постановления инспекции по труду, решения суда или иных органов о приостановлении действия специальных прав работников и другие документы.
- Работодателем издается приказ об отстранении работника от исполнения рабочих обязанностей до устранения причин, повлекших его.
- Копия приказа вручается работнику под акт, подписываемый двумя иными сотрудниками. В случае отказа от получения, также составляется акт. При отсутствии возможности вручить документ работнику, копия его направляется почтовым отправлением с описью и уведомлением.
- Работник отстраняется от должности, а на время отстранения в табель учета рабочего времени вносится соответствующая отметка.
В некоторых ситуациях отстранение от работы является невозможным в силу действий сотрудника. Например – при состоянии опьянения. В таком случае работодатель имеет право воспользоваться помощью правоохранительных органов.
Если работник же отказывается покидать рабочее место и исполняет свои рабочие обязанности, не взирая на отстранение, с документальной точки зрения он всё равно считается отстраненным с соответствующими правовыми последствиями.
Отстранение от работы ТК РФ предусматривает в случаях, перечисленных в ст. 76 этого законодательного акта. При этом такая мера является одним из самых частых поводов для обращений сотрудников в трудовую инспекцию или суд. О том, как работодателю правильно оформить подобную процедуру, читайте в нашей статье.
- Порядок отстранения от работы по инициативе работодателя
- Отстранение работника от работы по медицинским показаниям
- Образец приказа об отстранении от работы
- Итоги
Отстранение сотрудника от работы – это временное его недопущение к выполнению прямых должностных обязанностей. Случаи, когда работодатель имеет полное право не допустить сотрудника на его рабочее место, можно увидеть в ст. 76 ТК РФ:
- нахождение человека под действием алкоголя, наркотиков и других токсических веществ;
- отсутствие у сотрудника медицинского и психиатрического допуска до его профессиональной деятельности;
- медицинские противопоказания, выявленные по результатам очередного медицинского освидетельствования и несовместимые с его рабочей деятельностью;
- требования государственных органов или должностных лиц, уполномоченных на это согласно законодательству РФ.
Во время отстранения от работы сотруднику не начисляется положенная ему заработная плата.
На практике нередки ситуации, когда отстранение работника было признано судебным органом незаконным. Поэтому работодателю следует внимательно относиться к данной процедуре и не нарушать требований ст. 76 ТК РФ. В противном случае, если подобное отстранение сочтут незаконным, оно будет признано вынужденным прогулом, а работодатель понесет материальную ответственность за свои действия.
Все рабочие дни вынужденного прогула должны будут оплачены сотруднику. Работник имеет право на выплату неполученного заработка, который ему мог бы быть начислен, если бы он находился на рабочем месте и выполнял свои трудовые функции. При вынужденном прогуле сотрудник также может рассчитывать и на денежное возмещение причиненного морального вреда.
Каждое отстранение работника от его работы, а также его отсутствие на рабочем месте, следует зафиксировать актом. Для составления такого документа необходимо создать комиссию, в которую можно также включить членов отдела по охране труда. В дальнейшем это поможет подтвердить законность действий работодателя.
Как правильно составить акт об отсутствии сотрудника на работе, вы узнаете из нашей статьи «Акт об отсутствии работника на рабочем месте – образец».
Ряд профессий и должностей предусматривает прохождение первичного и последующего медицинского освидетельствования.
К примеру, работники сферы общепита и продуктов питания: продавцы, бармены, повара, официанты, подсобные рабочие и другие.
Обязательному прохождению психиатрической комиссии подлежат работники учебных заведений: воспитатели детских садов, преподаватели средних и высших учебных заведений, учителя в школах.
Если сотрудник не прошел необходимую комиссию и не получил должного медицинского заключения о допуске его к работе, то он может быть отстранен от рабочей деятельности. В случае, когда во время очередной медицинской комиссии он не получил допуска до работы, он также отстраняется от работы до получения соответствующего положительного медицинского заключения.
При этом, если сотрудник, был признан инвалидом 1 группы согласно медико-социальной экспертизе и является нетрудоспособным, то работодатель может расторгнуть с ним трудовой договор. Если не установлена инвалидность 2 или 3 группы, и человек не желает больше работать, то он может уволиться по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ).
Узнайте о процедуре увольнения сотрудника по собственному желанию из нашей статьи «Порядок увольнения по собственному желанию».
Если работник пожелает остаться на работе, то работодатель обязан создать рабочие условия, пригодные для его дальнейшей трудовой деятельности согласно индивидуальной программе реабилитации.
Отстранение от должности: основания и правовые последствия
Отстранение сотрудника от работы оформляется соответствующим приказом руководителя организации. В нем следует отразить причины, по которым работник не допускается до рабочей деятельности. Приказ будет служить основанием для бухгалтера-расчетчика о приостановлении начисления заработной платы. Образец приказа об отстранении работника от работы вы можете скачать на нашем сайте.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Статья 76 ТК РФ перечисляет ситуации, в которых работник обязательно отстраняется от работы:
- состояние опьянения (наркотическое, алкогольное, токсическое);
- сотрудник не прошел обучение и проверку знаний по охране труда;
- отсутствие результатов медицинского осмотра;
- медицинские противопоказания для выполнения работы;
- приостановление действия специального разрешения или права работника;
- требование уполномоченных государственных органов или должностных лиц (инспекция труда, суд и др.);
- другие случаи, о которых упоминается в действующем законодательстве.
Отстранение от работы по требованию госорганов или должностных лиц
Различают такие виды отстранения:
- на весь период трудоустройства;
- временно, пока исчезнет причина отстранения.
Срок отстранения на время определяют обстоятельства, к примеру, уголовного дела. Он может быть прекращен в ходе производства, если в нем больше нет необходимости.
То же можно сказать и о работнике, являющимся носителем возбудителя инфекции, но его отстраняют до полного выздоровления.
В трудовом праве отстранение от работы может быть незаконным. Здесь имеют ввиду каждый повод, не предусмотренный законом, или отсутствие на то достаточных оснований.
Согласно нормам ТК, тогда работодатель возмещает своему работнику недополученный заработок. Также он может понести дисциплинарную ответственность – штраф, дисквалификацию, приостановление деятельности.
Отстранение работника от выполнения ним своих обязанностей длится весь период, пока не будут устранены обстоятельства, послужившие основанием для этого.
Желательно, чтобы этот период был ограничен определенными временными рамками. Но не всегда их удается установить. Тогда условие действует до определенных событий.
Например, отстраненный за то, что не прошел медосмотр, допускается к работе после того, как пройдет его.
Если работник не согласен с решением работодателя и считает его незаконным, он вправе обратиться в суд.
Что может требовать истец (работник):
- признания незаконности приказа;
- взыскания недополученной зарплаты, среднего заработка, сумм за простой, который имел место по вине работодателя;
- восстановления (если за отстранением последовало увольнение);
- изменения записи в трудовой книжке, если он был уволен;
- компенсацию морального вреда и возмещения расходов на услуги защиты.
Как показал опыт, если работодатель допускает ошибки в процедуре отстранения, то вероятность выигрыша дела в суде достаточна высока.
Источник: https://naim.guru/trudovoi-dogovor/otstranenii.html
Реферат: Отстранение от должности: основания и правовые последствия
Органы расследования и суд для выполнения назначения уголовного судопроизводства по уголовным делам вправе применять меры процессуального принуждения, предусмотренные разд. IV УПК. Они призваны обеспечивать эффективную и нормальную деятельность органов расследования и суда в сфере реализации норм уголовно-процессуального закона. В частности, с помощью этих мер следователь и дознаватель могут успешно проводить следственные действия, связанные с собиранием доказательств, в том числе с участием подозреваемого, обвиняемого, предотвращать и пресекать возможность со стороны подозреваемого или обвиняемого скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, противодействовать расследованию преступлений с их стороны и других лиц, являющихся участниками уголовного процесса по уголовным делам.
Задачи производства по делам в отношении отдельных категорий лиц предопределяются назначением уголовного судопроизводства и его реализацией при расследовании данной категории дел. Реализация положений ст. 6 УПК РФ при особом производстве по делам в отношении отдельных категорий лиц не исключает решения частных задач, свойственных только для данной стадии уголовного процесса.
Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает наличие свидетельского иммунитета, дипломатической неприкосновенности (ч. 2 ст. 3 УПК РФ), а также особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, предусмотренных разделом XVII «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц». К числу таковых относятся члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы; депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и др.
Согласно ч. 2 ст. 447 УПК РФ, порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 данной статьи, устанавливается с изъятиями, предусмотренными гл. 52.
Применительно к рассматриваемому вопросу исключения касаются порядка возбуждения уголовного дела, привлечения лица в качестве обвиняемого, изменения обвинения, влекущего ухудшение его положения.
Кроме того, ряд изъятий содержится в правовых нормах, расположенных вне гл. 52 УПК РФ. Это правила, устанавливающие специальные основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования (ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 27), а также определяющие подследственность уголовных дел данной категории (ч. 2 ст. 151).
Рассмотрение и разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении определенного лица либо о привлечении его в качестве обвиняемого (если уголовное дело было возбужденно в отношении другого лица или по факту совершения деяния) осуществляется согласно п. 1-14 ч. 1 ст. 448 УПК РФ в особом порядке.
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает ограниченный перечень мер процессуального принуждения, применяемых к лицам, обладающим процессуальным иммунитетом.
В соответствии со ст. 449 УПК РФ член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.
Исключением из перечня оснований, изложенных в ст. 91 УПК РФ, по которым указанные лица могут быть задержаны по подозрению в совершении преступления и должны быть немедленно освобождены при установлении их личности, является задержание указанных лиц на месте совершения преступления согласно п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ (когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения).
В случае задержания на месте преступления Уполномоченного по правам человека в РФ лицо, произведшее задержание, обязано немедленно уведомить Государственную Думу, которая должна принять решение о необходимости данной процессуальной меры или ее нецелесообразности.
Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также обыск (за исключением задержания на месте преступления), выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров в отношении лиц, обладающих процессуальным иммунитетом, производятся в соответствии со ст. 448 УПК РФ в порядке, установленном гл. 13 и 25 УПК РФ.
Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного суда РФ или квалификационной коллегии судей.
Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.
Мотивированное решение Конституционного суда, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5-ти суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета РФ и соответствующего судебного решения.
Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета РФ, а в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта федерации – с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту федерации (ст. 450 УПК РФ).
Следует учитывать также, что не допускается привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также при задержании на месте преступления (ч. 2 ст. 42 федерального закона «О прокуратуре»).
Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые, в соответствии с УПК РФ, не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, если уголовное дело в отношении него не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК.
Общий порядок направления уголовного дела в суд регламентируется ст. 222 УПК РФ. Изъятия из этой статьи устанавливает ст. 451 УПК РФ. Из всех категорий лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, регламентирующий особый порядок производства по уголовным делам, исключение составляют члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.
В случае, когда уголовное дело было возбуждено либо привлечение лица в качестве обвиняемого состоялось в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ, после окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении такого лица, направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии с подсудностью, установленной ст. 31-36 УПК РФ.
После окончания предварительного расследования ведущий его следователь составляет обвинительное заключение и утверждает его у соответствующего прокурора. Последний направляет обвинительное заключение Председателю Следственного комитета РФ для того, чтобы тот направил ходатайство о даче согласия о направлении уголовного дела в суд соответственно в отношении члена Совета Федерации – в верхнюю, а в отношении депутата Государственной Думы – в нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации. Решение палат о направлении или ненаправлении уголовного дела в суд является основанием для передачи уголовного дела в соответствующий суд или о прекращении уголовного дела в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.
Отстранение от работы — основания и порядок действий по статье тк рф
Обязанности работников и нанимателей
Наименование должностей и профессий
В период отстранения работник принес больничный лист, который согласно ст.9 Закона N 255 подлежит оплате.
Если работник согласится на перевод, то при переводе такого работника на другую нижеоплачиваемую работу у данного работодателя за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, — до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника (ст. 182 ТК РФ). Закона N 255 подлежит оплате.
На основании ст.
76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.
В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Поэтому имеет значение дата выдачи работнику направления на мед.
осмотр.
Если направление на медицинский осмотр (обследование) работником не было получено в связи с заболеванием, то работник не обязан проходить медицинский осмотр в случае нахождения его на больничном.
На основании ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.
осмотр.
Если направление на медицинский осмотр (обследование) работником не было получено в связи с заболеванием, то работник не обязан проходить медицинский осмотр в случае нахождения его на больничном.
Если в период медицинского осмотра работник отсутствовал на работе по причине нетрудоспособности, то данная причина будет являться уважительной в случае представления работником в день выхода
Условия, основания и порядок применения мер принуждения в уголовном процессе
Какие есть виды отстранения Фактически можно выделить два основных направления подобных мер воздействия: приказ об отстранении от работы на ограниченный промежуток времени (пока фактор, спровоцировавший такую реакцию руководства, не будет устранен) и на весь период трудоустройства. Как можно заметить, схема до боли проста.
На срок прекращения деятельности сотрудника могут влиять различные причины, и от них зависит конкретное количество дней, на протяжении которых работа будет недоступна. Другими словами, пока проблема или причина, из-за которой отстранение от работы имело место быть, не будет решена, сотрудник не сможет вернуться к своим обязанностям.
В качестве примера можно привести уголовное дело или инфицирование работника. Если при наличии оснований на временный перевод до 4-х месяцев работник даст свое согласие на временный перевод, то в течение 1 месяца ему нужно сохранить среднюю заработную плату в размере не менее той, которая была до перевода.
Как правило, при наступлении болезни либо проведении определенных медицинских мероприятий больничный лист оформляется сразу же при обращении.
Однако в ряде случаев оговоренный документ не выдается.
В силу п.26 Приказа №624н листок нетрудоспособности не подлежит выдаче в следующих случаях:
- при обращении в медицинское учреждение, если в ходе осмотра признаков недомогания не выявлено;
- при направлении на МСЭК либо лечение военными комиссариатами;
- при нахождении под арестом;
- во время прохождения периодического медицинского осмотра;
- в процессе обследования либо получения различных амбулаторных процедур;
- во время нахождения в отпуске по уходу за малышом;
- в случае, если больничный уже оформлен, но по другому основанию, к примеру, для подготовки к родам;
- в период пребывания в административном отпуске, но только, если период нетрудоспособности полностью приходится на время освобождения от трудовых обязанностей;
- в течении ученического отпуска, учитывая, что сотрудник итак освобожден от трудовых обязанностей.
Как правило, во всех случаях листок нетрудоспособности оплачивается в размере среднего заработка пропорционально к имеющемуся стажу в рамках норм ст.7 ФЗ №255, но не всегда.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ
Так, размер больничных выплат будет ограничен независимо от имеющегося стажа в следующих случаях:
- если заболевание наступило уже после увольнения, но на протяжении последующих 30 дней до 60% прежнего средней оплаты труда;
- если сотрудник оформил листок по уходу за ребенком, который болеет свыше 10 дней, и соответственно начиная с 11 дня заболевания, пособие будет равняться уже 50% заработка.
Если же речь идет о нарушении режима лечения, который подтверждается кодировкой в листе нетрудоспособности, компенсация времени восстановления трудоспособности будет рассчитываться исходя из установленного в регионе МРОТ, но с учетом коэффициентов, которые применяются в области.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.