- Экономика

Калькуляция обучения пенсионеров компьютерной грамотности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Калькуляция обучения пенсионеров компьютерной грамотности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Не каждый человек может позволить себе посещение очных занятий по освоению компьютерных навыков, в том числе из-за смущения и неуверенности в себе. Многие возрастные ученики хотели бы работать без выхода из дома. Поэтому для них идеально подойдут виртуальные курсы. Для поиска соответствующих программ необходимо создать запрос:

  • «бесплатные курсы по освоению компьютера»;
  • «программы обучения пенсионеров компьютерной грамотности».

Есть платные и бесплатные программы. Порой платные курсы предоставляют бесплатные пробные уроки в качестве бонуса, которым может воспользоваться каждый посетитель сайта. Если не хочется платить, можно воспользоваться видеоресурсом YOUTUBE, который позволит научиться азам компьютерного дела на бесплатной основе.

Бесплатное обучение компьютерной грамотности для пенсионеров

Отдельное направление – организация курсов по обучению работе не на компьютерах, а ноутбуках и смартфонах. Задачи программ те же, но сводятся к тому, чтобы потенциальный пользователь устройства мог управлять сенсорными кнопками и осваивать новые знания. Кроме того, в смартфонах, обычно, установлена другая операционная система, а это означает, что обучение, по сути, нужно начинать заново.

Бесспорным плюсом освоения данной техники считается повышение мобильности человека, поскольку появляется возможность пользоваться всеми услугами за пределами собственного жилища.

Пример бесплатных видеокурсов для пожилых граждан можно найти ниже.

  • Все о пенсиях
  • Курсы, семинары
  • Компьютерный ликбез
  • Культурные анонсы
  • Документы
  • Пресс-релизы
  • СМИ о нас
  • Полезные сайты
  • Карта сайта
  • Реклама на сайте

Естественно, при работе с компьютером можно не только получать информацию, но и развлекаться, снимать стресс после долгого занятия. Именно в таких случаях можно расслабиться и сыграть в компьютерные игры.

Наиболее популярными играми для пенсионеров являются следующие варианты:

  1. Шарики Стрелялки. Увлекательная игра, во время которой нужно стрелять шариками разного цвета в подобные им мячи, чтобы получилась пирамидка длиной в три шара.
  2. Прыгающие Мячики. Игра из раздела головоломок.Для победы в ней нужно разбить цепочку длиной в три шара посредством стрельбы такими же мячиками.
  3. Четыре в Ряд. Цель этой игры — составить ряд из 4 одинаковых по цвету фишек. Ряды могут располагаться в любой плоскости. При игре стоить тщательно продумывать каждый последующий шаг.
  4. Большая Ферма. В этой игре пользователь выступает в роли фермера, который развивает свой участок, улучшает здания и покупает животных.
  5. Семейная Ферма. В этом варианте игры пользователю предоставляется территория, на которой можно выращивать цветы, продавать их, а также повышать свой уровень и состояние зданий.
  6. Bricks Breaking. Чтобы добиться победы игроку нужно разбить как можно больше кубиков за минимальное количество ходов.Для того чтобы кубики исчезли, нужно ставить рядом с ними такие же по цвету предметы.
  7. Ludo King Online. В этой игре участвует от 2 до 4 человек. Цель игры — довести свою фишку до определенного места. Первый участник, который довел фишку, является победителем.
  8. Маджонг Веселье. В этой игре пользователь должен убрать блок с карты посредством присоединения аналогичного блока. Уровень должен быть пройден за минимальное время.
  9. Smarty Bubbles.Игра является улучшенной версией варианта с мячиками.

    Цель та же — убрать с поля как можно больше шаров за минимально использованное время.

  10. Piano Tiles. Эта игра является симулятором игры на пианино. Единственным отличием можно назвать наличие красных полос, к которым участник не должен прикасаться.

Компьютерные курсы для пенсионеров намного облегчают жизнь людей старшего поколения. Благодаря обучению пенсионеры могут общаться в интернете, не тратить время в очередях, делиться своим жизненным опытом. Большим плюсом такого обучения является доступность для всех желающих.
риборов.

  1. Это вредно для здоровья. Глаза ослепнут, спина не разогнется и так далее. Конечно, если сидеть за компьютером с утра до вечера — можно испортить здоровье. Но от пары часов ничего не случится — вы даже не почувствуете, как они пролетят!
  2. Это вредно для психики. И вообще интернет отупляет. Конечно, отупляет, если целыми днями смотреть всякую ерунду. Но вы же не будете этого делать! Сейчас интернет — это хранилище знаний всей истории человечества. Здесь можно читать книги, совершать виртуальные экскурсии по музеям мира, смотреть фотографии и видео разных стран и городов, учиться и самообразовываться.
  3. Это сложно — в пожилом возрасте сложно научиться новому. А вот и неправда! На самом деле азы компьютерной грамотности под силу освоить каждому. Далее мы приведем примеры курсов и программ, где все объясняется буквально на пальцах.
  4. Это дорого. Простенький нетбук (маленький ноутбук) стоит в районе 10 тысяч рублей. Если не потянете сами — попросите подарок у детей и внуков, они только обрадуются вашей активности и современности.
  5. Я не привык (ла), мне проще по старинке. Ну привыкли же вы когда-то пользоваться сотовыми телефонами и оценили их удобство! Поверьте, компьютер пригодится в жизни еще больше — в нем масса полезных функций.

В основном курсы компьютерной грамотности обучают азам — самому основному. Вот что входит в большинство стандартных программ:

  1. Из каких составляющих состоит компьютер (ноутбук).
  2. Возможности компьютера, важные программы и кнопки.
  3. Как работать с интернетом:
  • как зарегистрироваться и общаться в соцсетях;
  • как завести электронную почту;
  • как пользоваться поисковыми системами;
  • как делать покупки и оплачивать счета через интернет;
  • как сохранять и скачивать нужную информацию.

Если вам понравится и вы захотите разбираться дальше — более подробную информацию вы легко найдете в интернете — теперь вы это сможете! В свободном доступе имеются многочисленные видеоуроки и вебинары (видеосеминары) на самые различные, даже узкоспециализированные темы.

  1. Если у вас еще нет компьютера, онлайн-курс пройти вы не сможете. Как вариант — воспользоваться компьютером детей и внуков. В этом случае советуем посетить бесплатные курсы, которые есть во многих городах и проводятся за счет государства — как правило, в учебных центрах, библиотеках, обществах пенсионеров, советах ветеранов. Информацию о них можно узнать в центре социальной защиты населения.
  2. Видеоуроки, статьи на разных сайтах. В этом случае искать их вам придется самостоятельно. И не просто искать, а систематизировать — проходить уроки от простого к сложному, например. Это достаточно сложно, если вы вообще не в теме.
  3. Онлайн-курсы — как бесплатные, так и платные. О некоторых мы расскажем в этой статье. Удобство такого способа — вы сами выбираете время, когда удобнее заниматься. Просто сохраняете статьи или видеоуроки и смотрите когда захотите — хоть ночью, если бессонница. А еще занятия на таких курсах уже упорядочены от простого сложному — от вас потребуется только смотреть их последовательно.

Пока я искала информацию для этой статьи, поняла, что бесплатных курсов в интернете больше, чем платных. Это неожиданное и приятное открытие!

Однако в бесплатных курсах разбираются преимущественно одни и те же вещи. Если вы хотите изучить матчасть подробнее — возможно, есть смысл раскошелиться на платные курсы. Их несомненное достоинство — много практики (придется выполнять домашние задания), оперативное общение с преподавателями и выдача сертификата об обучении.

Специалисты рекомендуют для пенсионеров воспользоваться следующими возможностями поиска компьютерных курсов:

  1. Меняя поисковые системы, наберите в поиске «Бесплатные курсы по изучению компьютера в городе…». Если по ссылкам предлагаются платные курсы с первым бесплатным уроком, не отказывайтесь, пройдите 1 урок. Возможно, на спонсорских началах для пенсионеров в одном из образовательных центров проводится специальная акция, по которой набираются группы из пенсионеров. Такое можно увидеть в областных центрах России.
  2. Прекрасным ресурсом для обучения любым навыкам и увлечениям является всем известный YouTube. Освоив здесь основы работы с компьютером, некоторым пожилым людям хочется поделиться собственными знаниями со всем миром, поэтому они создают видеоканалы в этом же ресурсе, причем успешно ведут их и даже зарабатывают на просмотрах пользователей деньги.

В нашей стране глобальная информатизация общеобразовательных учреждений началась с 1984 года, когда после проведения общеобразовательной реформы было решено ввести в школьную программу основы информатики и вычислительной техники. С того же момента в советские школы поступила первая партия компьютеров ЭВМ, что стало настоящим переломным моментом в структуре всего советского образования.

В это же время появился термин «компьютерная грамотность», представляющий собой определенное знание структуры решения задач при помощи компьютерной техники и осознание важности информатики и соответствующих технологий в обычной жизни.

Таким образом, началась компьютеризация образования, а также различных отраслей и сфер общества. Компьютеризация имела в своей основе два основных направления: обучение и обеспечение общества компьютерной грамотностью, а сама компьютерная техника была объектом изучения и понимания.

Естественно, что само понятие компьютерной грамотности менялось точно так же, как изменялась и совершенствовалась сама компьютерная техника и технологии, с ней связанные.

Изначально, под этим понятием понимали определенное знания языков программирования, а также общих основ вычислительной техники. Данное обучение, в целом, проводилось для узкой прослойки населения (преимущественно программистов), потому что в те времена компьютер ещё не был предназначен для бытовых нужд.

Конец 90-х годов был обусловлен переосмыслением значимости компьютерной грамотности, которая, по мнению Г.К.Селевко, должна включать в себя следующие моменты:

  • понимание азов вычислительной техники и информатики;
  • общее устройство компьютера и понимание того, как именно он функционирует;
  • умение работать в текстовом редакторе;
  • знание и умение работать с программными оболочками;
  • общие представления о языках программирования.

Актуальное направление малого бизнеса для фермеров: разведение кур в домашних условиях.

Бизнес в кризисное для страны время. Чем заняться: аналитика, идеи, подсчеты и многое другое в нашей статье.

В нынешнее время компьютерную грамотность отождествляют с компьютерной компетенцией. Исходя из этого, произошла корректировка общих задач и понимания данного понятия. По мнению А.Л. Семенова, компьютерная грамотность сегодня должна включать в себя:

  • умение самостоятельно обрабатывать полученную информацию посредством компьютерной техники;
  • самостоятельное принятие определенных решений во внештатных ситуациях, применяя информационные технологии;
  • владение навыками компьютерного ввода;
  • умение оперировать экранными представлениями информационных моделей;
  • умение пользоваться большими объемами информации, в том числе печатной литературой;
  • выборочное запоминание определенных фактов, т.е. своеобразный информационный фильтр.

Вообще, как отмечают многие специалисты, компьютерная грамотность не должна сводиться только лишь к изучению компьютерных программ и навыкам пользования ими. Должен происходить общий процесс обучения человека, повышающий его духовную и информационную культуру.

Пенсионеры являются одной из самых социально уязвимых групп населения наряду с детьми. Поэтому постоянно меняющаяся социальная среда, общие изменения в экономике и довольно низкий уровень жизни приводят к необходимости обучения компьютеру с нуля для пенсионеров. В данном аспекте компьютерная грамотность придает определенный смысл в жизни для пожилого человека, позволяя ему почувствовать себя не выброшенным на обочину жизни, а владеющим тем же багажом знаний, что и современный человек. Безусловно, данная социальная функция позволяет взглянуть на компьютерную грамотность с новой, не только технической стороны.

Уроки компьютерной грамотности для пенсионеров могут решить как минимум две проблемы:

  • довольно непростая жизнь людей пенсионного возраста, которые, в силу различных причин, оказались в социальной и информационной изоляции. Это явилось следствием довольно ограниченного передвижения таких людей, а также неумением пользоваться информацией и компьютерной техникой. Кроме того, отсутствие полноценной работы в Интернете не дает им возможности получать необходимую социальную, юридическую и другие виды информации;
  • слишком большая пропасть между людьми старшего поколения и молодежью. Обучение компьютерной грамотности позволяет пенсионерам понять не только сам компьютер, но и молодых людей в целом, ведь обладание общим знанием сближает, устраняя различные недопонимания.

Как мы видим, обучение компьютерной грамотности является не только определенным бизнесом, но осуществлением целого ряда важных социальных функций. Кроме обучения информационным технологиям, это даст возможность пенсионерам больше общаться со своими детьми или внуками, которые находятся в других городах, заводить новые знакомства и осуществлять прочие виды коммуникаций. Кроме того, в современном мире без владений компьютером довольно сложно устроиться на работу, а этот вопрос так же стоит перед многими пенсионерами.

В силу того, что люди старшего поколения не имели элементарной возможности познакомиться с компьютерной техникой и освоить её, когда они были в более молодом возрасте, во многих городах существует целый ряд компьютерных курсов, предлагающих различное обучение, реализуются всевозможные программы компьютерной грамотности для пенсионеров.

Об актуальности таких мероприятий говорит тот факт, что на некоторые занятия очередь расписана буквально на полгода. Это вполне объяснимо, ведь в эпоху большого объема поступающей информации пенсионерам все сложнее ориентироваться и быть в курсе не только каких-то политических или развлекательных событий, но и в важных социальных и юридических вопросов.

Большинство пожилых людей, даже если у них дома есть персональный компьютер, испытывает определенные сложности при поиске нужной информации в Интернете, а также в других моментах, связанных с компьютером. Поэтому их стремление познать что-то новое — вовсе не сиюминутный каприз, а вполне необходимое и оправданное желание.

Кроме того, многие пенсионеры имеют еще достаточно активную жизненную позицию и определенные амбиции, что обусловливается их желанием трудоустроиться. Понятно, что физическая работа уже им не под силу, а вот работа в офисе вполне приемлема. И тут опять же встает вопрос о знании компьютерной техники и умении с ней обращаться. Поэтому посещение компьютерных курсов в данном случае является своеобразным вложением средств, которое позволит получать определенные дивиденды в дальнейшем.

Компьютерная грамотность граждан пожилого возраста и инвалидов

Как и любой другой вид бизнеса, компьютерные курсы должны быть зарегистрированы официально. Можно оформить ИП, но это оправдано только в том случае, если вы намереваетесь оказывать только услуги консультационного характера, не проводя профессиональное обучение компьютеру для пенсионеров.

Если же вы хотите открыть негосударственное образовательное учреждение, то следует выбрать вариант с ООО, но помните, что это предполагает получение лицензии на свою деятельность.

Кстати, согласно законодательным актам, компьютерные курсы можно преподавать как с лицензией, так и без ее наличия. Вопрос получения лицензии является сугубо личным делом предпринимателя.

Если ваши курсы обучения компьютеру для пенсионеров будут направлены на предоставление преимущественно консультационной информации, обучение определенным базовым навыкам, которые не будут применяться в профессиональной среде, а нужны человеку только для личных нужд, то получение лицензии не обязательно.

Если же вы хотите обучать определенным программам и умениям, а также выдавать сертификаты о прохождении курсов, которые понадобятся при трудоустройстве, то получение лицензии будет необходимым.

компьютерные курсы для пенсионеров бесплатно

обучение работы на компьютере

компьютер для пенсионеров

обучение пожилых людей работе на компьютере

самоучитель работы на компьютере для пенсионеров

бесплатные компьютерные курсы для пенсионеров

курсы компьютерной грамотности для пенсионеров

бесплатные компьютерные курсы для пенсионеров спб

Различные благотворительные курсы проводят по группам. Такие курсы можно найти в клубах пенсионеров, библиотеках, при школах и т.д. Курсы легко найти в интернете.

Как пример, групповые курсы для жителей Москвы:

  • «Бесплатный курс интернет-грамотности для пожилых людей» – обучение оплате за ЖКХ, онлайн-покупкам, скайпу, для регистрации нужны минимальные познания компьютера;
  • «Сети все возрасты покорны» – бесплатные курсы от МТС, здесь более опытные пользователи обучают новичков;
  • учебный центр компьютерного образования – регулярно с 10.00 до 12.00 в будние дни проводятся занятия по компьютерной грамотности.

В каждом городе можно найти массу групп, как платных, так и бесплатных.

На таких курсах изучают:

  • базовые навыки владения компьютером;
  • поиск информации в сети;
  • регистрацию в социальных сетях, почте, скайпе;
  • использование онлайн-банка;
  • регистрация на сайте ГосУслуг;
  • изучение антивирусов, способы защиты компьютера;
  • онлайн-развлечения, мультимедиа.

Обязательно учитываются особенности пенсионеров, их потребности. Новая информация регулярно повторяется и применяется на практике. В группе всегда есть более опытные пользователи, которые помогут в затруднительной ситуации, настроят на дальнейшее изучение технологий.

Обучение по книгам и учебникам наиболее понятно пожилым людям. Новую информацию можно перечитывать бесконечное количество раз, закрепляя ее в памяти.

Лучше приобрести несколько самоучителей, предварительно просмотрев каждый из них. Даже простые учебники могут показаться непонятными. Нужно найти свою ступень, с которой будет легко начать обучение без чужой помощи.

Программа курса компьютерной грамотности для пенсионеров

Неумека подойдет для любого уровня подготовки. К каждому уроку есть картинки, которые дополняют новый материал.

Сайт разделен на 3 блока:

  • компьютер для начинающих;
  • работа на компьютере;
  • обучение программам.

При переходе в каждый раздел открываются подразделы, где пользователь может выбрать интересующий его вопрос. Также возможно изучать сайт последовательно, с 1 блока, 1 подраздела, постепенно двигаясь дальше.

Пошаговая инструкция к курсу:

  1. Перейти на сайт, выбрать интересующий из 3 разделов.
  2. Открыть интересующий вопрос.
  3. Внимательно прочитать статью.
  4. Повторить все шаги, которые описывались в статье на компьютере.
  5. Если необходимо повторить еще раз.

Плюсы курса:

  • подробная информация;
  • есть картинки;
  • пошаговое обучение;
  • разобраны как базовые навыки компьютерной грамотности, так и освоение сайтов, социальных сетей.

Минусы курса:

  • для активных пользователей информация покажется слишком простой;
  • дизайн сайта давно не обновлялся;
  • чтобы выбрать новый урок, нужно постоянно возвращаться в главное меню.

Азбука интернета – это курсы для пенсионеров и людей с ограниченными возможностями, которые хотят научиться работать на ПК.

Проект работает при поддержке ПФР и «Ростелеком».

Плюсы:

  • с помощью программы происходит социализация пенсионеров;
  • базовый курс состоит из 14 глав, в каждой из которых подробно разбирается определенная тема;
  • есть расширенный курс из 7 модулей, который подойдет более продвинутым пользователям;
  • есть версия для слабовидящих;
  • урок можно скачать или посмотреть онлайн.

Минусы:

  • уроки состоят из статей и изображений, видеороликов практически нет;
  • чтобы обучаться с помощью данного сайта нужно обладать хоть какими-то навыками владения ПК.

Обучаться новому – значит не стареть. Пенсионеры способны вести активный образ жизни, читать новости, смотреть сериалы и даже вести собственный кулинарный блог. Благодаря предоставленным курсам можно за 2-3 недели стать активным пользователем интернета, научиться работать за компьютером.

1

Пройдя обучение, вы будете свободно владеть компьютерными технологиями и сможете в любой момент оплатить счета или связаться с родственниками, не выходя из дома

2

Обучение позволит усовершенствовать навыки в области компьютерной грамотности

3

Занятия позволят освоить компьютер, благодаря чему дети не сломают дорогостоящую технику

4

Самостоятельно создавать текстовые документы, устанавливать программы и искать нужную информацию в интернете

Оплачивать счета

Устроиться на работу

Общаться со своими близкими и друзьями

Применять многие возможности техники

Улучшить оценки по информатике

Специальное предложение!

Более 50 различных курсов на 30 дней всего за 390 рублей.

1

Занятия проходят в формате вебинаров. Просмотр видеозаписей лекций доступен в личном кабинете. Каждый урок доступен один раз в неделю, с учётом того, что домашнее задание по предыдущему уроку выполнено

2

Тестирование или практическое домашнее задание с проверкой и обратной связью

3

Каждый студент может пообщаться с экспертами курса, получить помощь координатора по учебному процессу

4

Из чего состоит компьютер, какие виды бывают. История компьютера. На занятии вы узнаете, о скоростях компьютера, о хранении и передаче данных, носителях и информации и других важных особенностях этой техники. Научимся включать и выключать компьютер, а также выполнять базовые команды.

Этот урок будет посвящен возможностям компьютерных технологий. Вы узнаете, как работать с компьютером, как настроить Windows, что необходимо сделать первым делом. Изучаем, что находится в кнопке «Пуск» и в панели задач. Изучение основных программ Windows. Учимся их устанавливать и удалять. Работа с файлами и папками. Перетаскиваем документы, переименовываем их и т.д. Какие диски могут быть установлены на компьютере, их назначение. Нужные клавиши на клавиатуре. Установка дополнительного оборудования.

При поддержке фонда с декабря 2010 года выпускается ежемесячная газета «ЛистОК», с уже полюбившимися читателям рубриками: «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных Листвянцев»), «Где эта улица, чей это дом?», формирующими уважение к малой Родине и её истории. По просьбе настоятеля Свято-Никольской церкви Фонд предложил кандидатуру на должность музыкального руководителя церковного хора (регента), получил одобрение и оплачивает её работу.

В Попечительском Совете Благотворительного Фонда состоят:

ректор ИГМУ , председатель Союза Пенсионеров Иркутской области , декан ИрГТУ , редактор газеты «Восточно-Сибирский путь» , генеральный директор строительной кампании «Регион Сибири» , директор картинной галереи « Ю»

В штате организации в настоящее время работает 3 человека. С организацией постоянно сотрудничает не менее 15 добровольцев.

Руководителем данного проекта является , заместитель директора Благотворительного Фонда «». Она будет отвечать за общее руководство деятельностью по проекту, обеспечивать взаимодействие с партнерами, готовить материалы для сайта, заниматься обобщением опыта по результатам реализации проекта и взаимодействием со СМИ.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

На самом деле, не все пенсионеры понимают преимущества овладения компьютерной грамотностью. Прежде всего, пенсионер получит возможность найти информацию о погоде, почитать новости и посмотреть любимый фильм.

Второй плюс – возможность пообщаться со своими сверстниками. По статистике, в стране около 24 % одиноких лиц престарелого возраста.

Другие преимущества обучения компьютерной грамотности пенсионеров:

  • оплата коммунальных услуг;
  • общение с родственниками и близкими из других стран по Skype;
  • переписка по электронной почте;
  • изучение нового.

Некоторые пенсионеры даже смогли стать видеоблогерами и рассказывают подрастающему поколению о своем опыте.

Прежде всего, курсы компьютерной грамотности для пенсионеров позволят им преодолеть пропасть между ними и молодежью, общаться на одном языке с подростками. Это шанс сблизиться с внуками и детьми.

Помимо оплаты коммунальных услуг и общения с близкими людьми, пенсионер сможет записаться самостоятельно на прием к лечащему врачу, получить результаты анализов и записаться в другое социальное учреждение. Дедушка или бабушка смогут воспользоваться порталом государственных услуг и получить требуемую услугу в режиме онлайн.

Главное – тренировка мозга. Не секрет, что с выходом на пенсию, интеллектуальные возможности человека снижаются, и требуется постоянная тренировка, чтобы клетки мозга активно работали.

В рамках требований ФЗ-273 во всех регионах страны открыта программа «Электронный гражданин». Цель программы – сгладить социальные различия и дать возможность каждому гражданину страны пользовать ПК.

Пройти бесплатные курсы для пенсионеров могут также домохозяйки, незащищенные слои населения, инвалиды. Первая задача программы – дать возможность людям пользоваться государственными услугами в режиме онлайн. Вторая задача – разнообразить жизнь пенсионеров и привлечь их к более активному общению.

Для прохождения обучения необходимо обратиться в ближайшую библиотеку по месту жительства, в пенсионный фонд или записаться на официальном сайте администрации. В последнем случае придется попросить помощи у более молодого поколения, если пенсионер совершенно не владеет компьютерной грамотностью.

Обучение проводится в очной форме. Человек получает методические материалы и рабочую тетрадь для самостоятельных занятий вне учебного заведения. По окончании курса каждый ученик проходит тестирование. В случае сдачи экзамена пенсионер получит сертификат – «Паспорт электронного гражданина».

Севастопольских пенсионеров будут бесплатно обучать компьютерной грамотности

Процедура получения дополнительного образования, под которое подпадают и курсы для пенсионеров, регламентирована ФЗ-273. Пройти бесплатно курсы появилась у людей благодаря усилиям пенсионного фонда, который ежегодно выделяет в регионы 50 млн рублей для реализации этой программы. Более чем 100 тысяч пожилых людей уже прошли курсы и могут самостоятельно использовать ПК.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • следующая ›
  • последняя »

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Россия в стратегическом капкане


В данной работе исследуются две темы: что есть современный Запад (на примере США и Канады), и куда движется Россия? В своем анализе автор прибегает к широкому арсеналу научных дисциплин: истории, экономике, политологии, социологии, культурологии, а также к своему личному опыту проживания за границей. Все вкупе позволило ему прийти к нестандартным выводам по каждой из затронутых тем, кардинально отличающихся от суждений как зарубежных, так и российских ученых и публицистов.

Книга адресована всем, кому дорога судьба России.


Предисловие

Введение

Часть I. Современный капитализм в Северной Америке

Мифы и реальность (взгляд изнутри)

Мировой капитализм: типы и модели США по Бенджамину Сорэзу

Канада

США по Владимиру Накорякову

Разъюнайтед стэйтс ов Америка: куда ни кинь, всюду клин

Долги

Безработица

Богатые и бедные

Преступность

Образование и религия

Культура, или о чт. п.м думает Америка

Два слова о религии

Идеология и демократия по-капиталистически

Куда идет Америка?

Коммуны в Америке

Часть II. Россия между прошлым и будущим

Россия и россияне

География и климат

Происхождение и история

Государство и демократия

Евразийство

Попытки европеизации России

Возврат к социализму

Ленин

Сталин

Антисоциалистический переворот (Хрущев, Брежнев)

Распад социализма в СССР

Кто развалил социализм?

Горбачев и горботяпство

Стратегический капкан: капитализация России

Разгром экономики России

Кому выгодно разрушение России?

Правящий класс России

Культура и религия

Российство и Еврейство: близнецы, но не братья

Политические программы ведущих буржуазных партий России

Антирусские партии

Ельцин Б.Н. (Е.Б.Н.) и «Наш Дом — Россия» (НДР)

Российский вариант или третий путь развития

В поисках российской идеологии

В погоне за «идентификацией» России

Г. Зюганов и идеология КПРФ

«Русский путь» по А. Подберезкину

Марксизм и Россия

Социализм и Россия

Что такое социализм?

Социализм и будущее России

Приложение

Теория глобального капитализма

Китайские уроки. Что может извлечь из них Россия?

О национальных интересах и национальной безопасности

Фундаментальные интересы России и политика стратегической безопасности в Восточной Азии


Обучение компьютерной грамотности пенсионеров

Эта книга предназначена для тех, кто пытается понять, что случилось с Россией, почему это случилось и куда она катится. Бесчисленное количество буржуазных или пробуржуазных идеологов, теоретиков, писателей и публицистов по «зову сердца» или за весомую плату у нас и на Западе исписали горы бумаг ради одной цели — убедить население России в том, что, несмотря, дескать, на временные трудности, Россия идет правильной дорогой в светлое будущее мирового капитализма. В подтверждение этой басни используется весь арсенал механизма «промывки мозгов»: от откровенного вранья до хитроумных фальсификаций под видом «объективного научного» анализа. Следует признать: результаты оболванивания населения впечатляющи. Если судить по выборам президента летом 1996 г., то больше половины избирателей оказались на крючке этой буржуазной пропаганды. Такова реальность. И ее нельзя не учитывать.

Предлагаемая книга направлена против всех, кто врет о современном капитализме. Она также против тех, кто строит капитализм в России. Потому что и те, и другие вольно или невольно, осознанно или по дурости, за плату или «из интересу» действуют против России, против русского народа. Хотя разрушительное воздействие капитализации России, так или иначе, ощущает на себе чуть ли ни каждый гражданин страны, мало кто осознает, что произошло это в результате реставрации капиталистической системы на территории бывшего советского государства. Мне кажется, что не осознают этого и лидеры крупных левых партий и движений, по крайней мере, наблюдая за их попытками убедить нынешнюю власть действовать «в интересах народа». Они идут даже на сотрудничество с этой властью, убаюкивая себя мыслью оказать на нее благотворное влияние. Все это или самообман, или намеренное нежелание всерьез защищать интересы России и ее тружеников.

В задачу данной книги входят: а) показать подлинный, а не мифический современный капитализм на примере США и Канады; б) обнажить политико-экономическую реальность нынешней России.

Несмотря на обилие сносок, эта книга не является научным трактатом в общепринятом смысле. Она написана в публицистической манере, иногда принимающей характер разговорного жанра, поскольку в ее основу положена не только прочитанная литература, но и мой личный опыт проживания за рубежом и общения с людьми разных политических и идеологических убеждений. Мне представляется, что подобная форма изложения более приемлема для широкого круга читателей. Только четыре статьи, специально помещенные в Приложении, ориентированы на специалистов — международников и экономистов.

Сразу же хочу оговориться — книга эта пристрастна и идеологизирована, хотя я и не состою ни в каких партиях. По крайней мере, на момент написания данных строк. Кстати, писал я ее вне России, в канадском городе Ванкувере и закончил в марте 1997 г. В следующем месяце вернулся на Родину, в которой не был более четырех с половиной лет. Все увиденное мной здесь не прибавило ничего такого, что заставило бы меня подкорректировать текст или выводы. Наоборот, только подтвердило мои иноземные изыскания.

Между прочим, давно хотел дать один совет капитализаторам (рыночникам и демократам) России, да все случай не подворачивался. Сейчас решил воспользоваться этим предисловием. Так вот, господа реформаторы-демократы, обратите внимание на один русский феномен, который вы не встретите ни в одной развитой капиталистической стране, а именно: русские продолжают переходить улицу на красный свет. Подумайте как следует, что это значит?

Олег Арин

Москва, июнь 1997 г.

Распад социалистической системы в Восточной Европе в 1989 г. и развал СССР в конце 1991 г. вызвали ликование всех антикоммунистических сил в мире. Фашисты и демократы, либералы и консерваторы в Северной Америке и в Европе, в Азии и в самой России праздновали победу. — Наконец-то, коммунизм удушен! — торжествовали они на всех континентах.

Господа просчитались. С мировой арены сошел не коммунизм и даже не социализм, а строй-перевертыш, рядившийся в тогу псевдосоциализма. Строй — такой же антинародный, как и его капиталистические собратья на Западе. И не надо его жалеть. Сошел — и слава богу!

Социализм был раньше. До Брежнева и Хрущева. Но даже в те годы социализм вынужден был принимать не свойственные ему авторитарные формы из-за необходимости постоянно защищать себя от врагов внешних и внутренних: от фашистской Германии и Италии, от милитаристской Японии, от демократических европ и америк. Именно они военизировали социализм, именно они объявили ему всемирную войну.

Трагедия социализма в СССР заключалась в том, что он, сумев превратить нищую, лапотную, крестьянскую Россию в мощнейшую ракетно-ядерную державу, победить бесчисленное количество врагов в гражданку и фашизм в Отечественную войну, оказался не в состоянии отстоять себя как строй, как общественно-экономическую формацию, превосходящую систему капитализма. Он не только растерял свои социалистические качества, но и позволил внутри себя возродить капитализм, который поначалу незаметно, а затем вст. п. более и более быстрыми темпами стал разрушать вст. п. то, на чт. п.м строится социалистическая формация. Его разложение стало видимым в 1989-1991 гг. С 1992 г. начался второй этап — этап легализации капитализма в России. И он не может не сопровождаться распадом и разложением самой страны, возвращением России к периоду начала века, к состоянию России-марионетки в руках промышленного и финансового капитала европейских государств. Это происходит не потому, что российский капитализм слабее западного капитализма, а потому что он никогда не будет сильнее западного капитализма по той простой причине, что капитализм и Россия — вещи несовместные.

В свое время выдающийся русский философ Г. П. Федотов призывал: «Спасти правду социализма правдой духа и правдой социализма спасти мир». В наше время его призыв становится еще более актуальным, поскольку спасение социализма практически связано со спасением России. История обернулась таким боком, что без социализма Россия просто не выживет как суверенная держава. Таковы обстоятельства.

Проблема в том, что мы в какой-то момент потеряли значение, смысл социализма. И горько за это расплатились. История наказала нас. Мы оказались в капитализме. В системе, глубоко чуждой России, чуждой культуре русского народа, нашим традициям, нашей правде. Расплачиваемся все — нищетой, вымиранием, войнами, унижением национального достоинства, позором перед миром. Так долго продолжаться не может. Этот губительный для России и россиян процесс должен быть остановлен.

* * *

Но вначале несколько слов о коммунизме. Красота, безусловно, прекрасная вещь, но мир все-таки спасет не она, а коммунизм. Бывший когда-то мечтой великих философов, утопистов и политиков, начиная с Платона через Томаса Мора, Этьена Кабэ, Фурье, Оуэна, Прудона, Сен Симона, Бабефа, Луиса Бланка и Августа Бланки и многих других до Маркса, Энгельса и Ленина, коммунизм трансформировался через свод идей в идеологию множества государств. Парадокс в том, что открытые противники коммунизма вынуждены «допускать» его основные постулаты в своих государствах и в своей деятельности на международной арене. Многие из них просто этого не замечают. Основные идеи-постулаты коммунизма заключены в немногих словах, но они универсальны — равенство и братство, общность всех людей и народов перед необходимостью ответить вызовам земных, а в будущем и космических катаклизмов. Человечество начиналось с коммунизма, оно возникло благодаря коммунизму, и выжить оно сможет только благодаря коммунизму, поскольку в нем и только в нем заложен код выживания. Экономические и политические интеграционные процессы в мире — это явления коммунизма. Попытки решить проблемы на условиях равенства и справедливости и добрососедства — это явления коммунизма. Любовь человека к человеку и неистребимая жажда мира — это явления коммунизма.

И никакие ельцины или его западные патроны, объявившие коллапс-смерть коммунизму не в состоянии уничтожить мечту человечества о братстве, равенстве и общности, не уничтожив само это человечество. Все придут к коммунизму, но идут к нему по-разному: разными темпами и даже через разные цивилизации.

Известно, что коммунизм в идеале предполагает общество с общественной собственностью, призванной удовлетворить необходимые потребности каждого члена общества. Чисто технически это возможно в любом обществе: развитом и не очень развитом. В истории было немало примеров существования коммун в различных странах и в различные эпохи (раннехристианские общины, общины в средние века, например, анабаптистов в Германии XVI века, и в эпоху раннего капитализма). Но эти очаги не были тотальны, они не являлись всеобщими. Но мне кажется, что не чисто техническая сторона — каждому по потребностям — является главным в коммунизме. Есть нечто другое.

Призрак ходит по странам Северной Америки
и Европы. Это призрак триумфа капитализма.

Джеймс Дэйл Дэвидсон

Капитализм как общественно-экономическая система имеет относительно короткую, но весьма бурную историю. Как любая новая формация, капитализм утверждался в жесточайшей борьбе с феодализмом, пробивал себе дорогу на «мировой рынок» огнем и мечом, ломал феодальные путы через крестьянские бунты и религиозные движения. Революции сметали королей и королев, а передовой авангард буржуазии устраивал войны во всех частях земного шара, пока не принял более или менее благообразную форму во второй половине XX века.

Обычно академические ученые объясняют появление и развитие капитализма промышленной революцией, которая предопределяла новые формы хозяйствования, более эффективные с производительной точки зрения. Это совершенно справедливо. Но почти все они упускают из виду или стараются не замечать одной любопытной закономерности. Она будет понятна из следующих цифр.

В 1750 г., если придерживаться современной терминологии, на страны Третьего мира (в то время это были в основном Китай и Индия) приходилось 73% промышленного производства, а на государства Западной Европы (около 20 стран без России и Восточной Европы) — чуть более 20%. В 1830 г. соотношение изменилось, хотя и не столь значительно: 60% и 30%. А в 1913 г. оно перевернулось в пользу западных стран в соотношении 80% к 8%. Приблизительно этот порядок держался до начала 50-х годов нашего столетья. И только через 40 лет, к 1993 г., Третий мир нарастил проценты до уровня 23-24%, в результате на «золотой миллиард»2 стало приходиться около 62-63%.3

Еще более ярко демонстрирует ту же тенденцию сравнение между Китаем и Великобританией. По данным Оксфордского ученого Андрэ Болто, Китай имел самую крупную экономику за весь период «писаной истории». У него же были самые высокие доходы на душу населения до 1500 г. и оставались наибольшими до 1850 г., пока Китай не был захвачен Британией. До 1830 г. на Китай приходилось 30% мирового производства, который упал до 3-4% в первой половине XX века.4

О чем говорят эти цифры? Эксперты Лондонского журнала «Экономист» этими цифрами хотели подчеркнуть, что отставание Третьего мира в развитии технологии и техники предопределило падение их экономики. В некоторой степени, в таких утверждениях есть зерно истины. Но только в некоторой степени. Они не заметили, что находящаяся рядом с Китаем Япония, закрывшаяся от западного мира почти на 200 лет и также не имевшая «западной технологии», не только не отставала в своем развитии от Запада, но по многим параметрам опережала ее. Разница между Китаем, Индией и Японией заключалась в том, что последняя избежала колонизации западными странами, а первые оказались жертвами колониализма той же самой Великобритании. Эффект был двоякий: Китай и Индия, а также другие колониальные страны резко замедлили свое развитие, колонизаторы же скачкообразно ускорили свое. XX век подтверждает ту же самую тенденцию: жертвы неоколониализма стагнируют, а империалистические державы — процветают. Отсюда вытекает один из важнейших выводов. Процветание западных государств в значительной степени являлось и является результатом ограбления Азии, Африки и Латинской Америки, т. е. стран Третьего мира. Ограбление, под каким бы соусом оно не осуществлялось или подавалось, является сутью капитализма, альфой и омегой его внутренней и внешней политики.

Теперь рассмотрим, что же он представляет из себя в настоящее время.

В американских энциклопедиях классический капитализм ХIХ века определяется как экономическая система, основанная на частной собственности на средства производства. Она предполагает также свободный рынок, где на основе конкуренции обмениваются товары в соответствии со спросом и предложением. Современный капитализм, сохраняя частную собственность как основу экономической системы (наряду с другими видами собственности, в том числе государственной и общественной), являет собой смесь, гибрид свободной конкуренции и государственного регулирования.

Его надстройкой является демократия, предусматривающая право индивидуальной свободы всех членов общества, ограниченное четким и детальным сводом законов, регламентирующих правила поведения в «свободном обществе».

Но это общие формулировки. В мире же существует много форм капитализма, и они весьма серьезно отличаются друг от друга.

Истоком этих отличий является география, климат, а также культура и исторический опыт, все вместе воплощающиеся в умострое и психологии того или иного народа. Все эти специфики образуют различные виды капитализма, которые можно расположить на пространственной или географической (горизонтальной) оси.

Но существует и историческая, вертикальная (временная) ось, на которой располагаются исторические формы капитализма, отличающиеся друг от друга даже в одной стране. Английский капитализм эпохи Кромвеля не раз и не два менял свои формы, приобретя черты государственно-монополистического капитализма «эпохи» нынешней Елизаветы II. Таким образом, на географической и исторической оси можно расположить десятки и даже сотни видов и форм капитализма в мире. Всех их объединяет общий знаменатель — «святая корова» — частная собственность как основа капиталистических обществ (что, повторяю, не исключает других форм собственности). Разъединяет — и это в числителе — формы управления, говоря по-марксистки, надстройка, т. е. политическая система. Эта система, значительно в большей степени, чем базис, дает разнообразные варианты капитализм��, начиная от сверх либерально-демократических до фашистских и расистских.

Часто можно слышать: «Канада — самая лучшая страна в мире» (Жан Кретьен). Многие же канадцы считают, что страна «испытывает глубокие и серьезные проблемы». Довольно известный экономист определяет ситуацию в Канаде еще более жестко: «Канада находится не на грани банкротства, она уже банкрот». Кто же прав и что же эта за страна в принципе?

Действительно, в соответствии с макропоказателями, используемыми ООН, Канада считается «наиболее желательным» местом для проживания. По оценке Мирового банка, Канада в 1996 г. занимала первое место в мире после Австралии по такому важному показателю как индекс «человеческого развития», который включает в себя массу параметров, отражающих условия жизни населения. Не случайно в Канаду тянется нескончаемый поток иммигрантов, в результате которого в стране оседает более 200 тыс. человек ежегодно.

На уровне макроэкономики Канада выглядит следующим образом.

При населении около 30 млн. человек (на июнь 1995 г. — 28,4 млн.) валовой внутренний продукт был равен 639,8 млрд. ам. долл. (1994), т. е. на душу населения он составлял около 23 тыс. долл. (Для сравнения: ВНП России в 1995 г. составлял 330 млрд. долл; на душу населения — 2260 долл.).

Канадская экономика, как и любая капиталистическая экономика, развивается неравномерно, хотя в 90-е годы для нее характерен умеренный ежегодный рост темпами в 2-5%. Темпы инфляции в эти же годы существенно упали и составили, например, в 1994 г. всего лишь 0,2%. Небесполезны и цифры о структуре канадской экономики: в сфере услуг занято 75% трудоспособного населения Канады, на предприятиях работает около 14%, в сельском хозяйстве — 4%, в строительстве — 3%, в других сферах — 4%.

Канада — торговая страна. Ее экспорт превышает 200 млрд. долл., а импорт перевалил за 150 млрд., что в несколько раз выше экспортно-импортной активности России. Правда, надо иметь в виду, что около 70-80% канадской торговли падает на США, остальная часть на страны Западной Европы и Азии. В последнем случае особые позиции занимают Япония и КНР.

Продолжительность жизни — один из важнейших индикаторов состояния общества — в среднем был равен 78,29 годам, для мужчин — 74,93, для женщин — 81,81 год (на июнь 1995 г.). Эта весьма высокие показатели, позволяющие Канаде занимать четвертое место в мире после Японии, Исландии и Швейцарии, обгоняя США в среднем на 1,2 года. Многие объясняют это бесплатным медицинским обслуживанием (за исключением лечения зубов и медицинской косметики), чем не могут похвастаться Соединенные Штаты.

Канада — довольно безопасное место для проживания (безопаснее только Япония и Сингапур), хотя преступность существует. Статистика показывает уменьшение одних видов преступности и увеличение других, но в целом она возрастает, о чем свидетельствует такой факт: количество заключенных возросло на 21% с 1984 г. по 1995 г. В целом же на 100 тыс. чел. приходится 113 заключенных, что меньше в три раза, чем в США (там 363 человека на 100 тыс.).

Все эти цифры характеризуют страну с «хорошей стороны». Но есть и другая сторона. Если проанализировать экономическую ситуацию в динамике, скажем, лет за 20, то картина вырисовывается не столь оптимистичная. Практически все параметры общего благосостояния значительно ухудшились, что можно было бы подтвердить множеством цифр. На их основе профессиональный экономист Джеймс Дэйл Дэвидсон утверждает: «Страна (Канада) имеет одну из слабейших экономик в промышленном мире. Уровень налогов в Канаде значительно выше, чем у его главных соперников, а его производительность труда стала ниже большинства других западных стран».12 Близка подобным утверждениям и оценка министра финансов Канады Поля Мартина, который 6 марта 1996 г. в парламенте выразил ее следующими словами: «Редко в нашей истории так много людей испытывают такую напряженность. Канадцы чувствуют, что наш способ жизни оказался на грани риска».

Есть смысл подробнее остановиться на смысле этой фразы.

Проблема №1 — федеральный долг в 550 млрд. канадских долл. (далее: все доллары канадские /Cnd$1=US$0.75/ за исключением специально оговоренных). Если добавить долг провинций (200 млрд. долл.), а также необеспеченные пенсионные обязательства (около 150 млрд. долл.), то фактический долг составит 850 млрд. долл. Другими словами, на каждого канадца, включая детей и стариков, приходится почти 30 тыс. долл. долгов. Как отмечает один из экспертов-экономистов Дуглас Кэйзи, «хотя Кретьен (премьер-министр Канады) болтливо сокрушается о канадском долге, у него нет плана сократить его. На самом деле, его недавний проект бюджета указывает на добавление еще 97 млрд. долл. к долгу в последующие 4 года».13 В 1993/94 ф. г. 25% расходов правительственного бюджета уходило на покрытие процентов за долги; эта сумма возрастет до 29% в 1996/97 ф. г.

Известно, что борьба с дефицитом может вестись двумя способами: или повышением налогов, или сокращением социальных льгот для населения. И то, и другое бьет по среднему канадцу, не говоря уже о «несредних».

Я могу понять российских идеологов капитализма, когда они вешают «лапшу на уши» населению, раздувая миф о процветающих США. Но почти невозможно понять, что на него клюют люди, считающие себя учеными. Один из таких ученых, новосибирский академик Владимир Накоряков, директор Института теплофизики СО РАН, на страницах «Литературки», видимо, прочитав какую-то работу Питера Дракера — одного из самых оголтелых идеологов капитализма, следующим образом поделился своим видением современного капитализма. Я хочу привести его «видение» США полностью с минимальными комментариями в сносках, чтобы читатель сам мог оценить «глубину» знаний некоторых ученых России о современном капитализме. Господин академик пишет:

«Посмотрим, что представляет собой современное капиталистическое общество в наше время с позиции современных западных философов и политологов. После того как стало ясно (кому? — О.А.), что понятие «капитализм» не соответствует тому определению капитализма, которое дал К. Маркс,23 написано много книг и создано множество теорий, пытающихся понять внутреннее состояние того общества, которое сейчас уже есть, например, в США. Давно всем известно, что существующее сейчас общество не имеет ничего общего с капитализмом, предшествующим первой мировой войне.

Господствующее положение в экономике до первой мировой войны занимали концерны Моргана, Рокфеллера, Форда, Круппа, Мицубиси24 и т. д. Эти фамилии олицетворяли энергию и мощь капитализма. После второй мировой войны мир капитализма стал миром профессиональных менеджеров, и начали говорить о том, что произошла революция менеджмента. Пролетариат по уровню жизни превратился, по существу, в независимый средний класс. Общество, которое мы имеем сейчас в США, — общество особого типа. Мало кто знает, что более 60 процентов капитала в крупных фирмах США принадлежит пенсионным и аналогичным фондам, 20 процентов — владельцам мелких акций, а остальная часть — крупным акционерам и государству. Основным экономическим ресурсом, средством производства является больше не капитал, не естественные ресурсы, не труд. (Извините, но до такого маразма не докатывался еще никто — О.А.).

По мнению многих философов и экономистов, основным ресурсом посткапиталистического общества уже сейчас есть и будут «знания». Вместо понятий «капитал» и «труд» основными понятиями посткапиталистической экономики стали «инновации», «производительность». Ведущей группой в обществе становятся и будут «люди знания» — те, кто творчески применяет знания в работе.

Богатство общества будет определяться и уже в значительной мере определяется суммой знаний, накопленных в обществе, и умением творчески их использовать. Образование должно быть непрерывным, а «знания» понимаются не только в смысле знаний технических, применяемых к созданию товарного продукта, а прежде всего как знания фундаментальные, касающиеся области естественных наук, культуры и искусства. По определению идеологов этого общества, каждый его член должен стремиться к тому, чтобы знать все, но что-то должен знать профессионально, чтобы на основе высокой общей культуры, знаний в области естественных и общественных наук принимать квалифицированные решения в политике, производстве товаров или производстве новых знаний, иной деятельности.

Но это общество неоднородно и небесконфликтно. Помимо людей знания, творческой части общества, большая его часть состоит из обслуживающих работников, техников на производстве, продавцов в магазине, машинисток и т. д.

Предполагается, что в новом обществе большое количество людей будет работать на добровольных началах в различных фондах, обществах типа экологических и филантропических, где человек реализует свои творческие способности, которые невозможно реализовать в своей основной деятельности. Экономическая основа существования такого общества — наукоемкое производство и в сильнейшей степени развитая информационная сеть. Более широкое название такого общества — «общество знания и информатики». В центре такого общества лежат знания и скорость их обращения. Наиболее подробно идеология такого общества изложена одним из самых популярных в США обществоведов и философов Питером Дракером в книге «Посткапиталистическое общество». 25

Трудно не согласиться со сказанным, если знать, что в большинстве (?) фирм США основными службами становятся те, которые занимаются поиском новых результатов фундаментальных исследований с целью их реализации в виде нового продукта. Совсем недавно это было не так. Основные усилия фирм были связаны с улучшением качества производимого продукта, поиском рынка и т. д. Большинство фирм планирует деятельность по циклам — от нововведения до нововведения.

В «обществе знаний» резко изменяется представление о рынке. Внедрение нового обеспечивает фирме долгое монопольное господство, о чем свидетельствует, например, процветание фирм «Эйппл», «Микрософт» и многих других, которые достаточно долго были монополистами на рынке электронных машин и программного обеспечения за счет принципиально новых разработок.

Знание, оформленное в виде информационного продукта (софтвэра), наукоемкого товарного продукта, и знания людей, полученные в процессе всей жизни, становятся основой любого процветающего общества.

Производство знания обходится недешево. Развитые страны тратят около 1/5 своего общего национального продукта на производство и распределение знания. Общепризнанно: чем больше страна вкладывает в образование, исследования, разработки, тем быстрее она завоевывает рынок и тем больше у нее надежд на будущее. Производство знаний становится определяющим фактором в конкуренции компаний и отраслей промышленности страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *