- Экономика

Гражданская оборона в организации обязательна

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданская оборона в организации обязательна». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В целом это касается руководителей организаций, которые обязаны при ее отсутствии создать систему гражданской обороны в организации с нуля, 2020 год, является периодом, когда такое требование для них остается. Если же такая структура уже существует, ее следует поддерживать.

В то же время на среднем или крупном промышленном предприятии обязанности дифференцированы. Так:

Начальником гражданской обороны По-прежнему остается первое лицо такой компании
Заместителем главы ГО По инженерно-технической части назначают главного инженера, которому поручается в частности техническое руководство работами аварийно-спасательного профиля;

По эвакуации и рассредоточению сотрудников — зам гендиректора по общим вопросам;

По материально-техническому снабжению — соответственно зама по этому профилю в целом

Также на объекте создается отдел по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне.

Обязанности работодателя заключаются в следующем:

  • осуществлять планирование штатных процедур по профилю гражданской обороны;
  • их последующую реализацию;
  • обеспечивать написание программы подготовки персонала по данной дисциплине (ГО);
  • устраивать тренинги и инструктаж по ГО для персонала в соответствии с упомянутой программой;
  • разрабатывать планы эвакуации при чрезвычайной ситуации персонала предприятия (и иных лиц в зоне ответственности организации) и фондов материально-культурных ценностей;
  • монтаж систем экстренного оповещения о ЧС и поддержание их в рабочем режиме;
  • создание резерва средств по данному направлению (в том числе защитных, медицинских и технических).

Помимо этого если компания по сфере своей деятельности причисляется к потенциально небезопасным, то также требуется создать спасательное подразделение, которое обязано будет произвести экстренное реагирование, если ЧС случится.

Начинает организацию гражданской обороны в компании всегда ее руководитель. Ему требуется назначить других своих сотрудников (заместителей и других на соответственные должности в системе ГО данной компании, принять требуемые нормы и выделить средства на материальную часть).

Базовый локальный правовой акт для компании, в котором содержатся нормы, регулирующие ее функционирование в данной сфере — это Положение о гражданской обороне.

В него включаются предписания относительно:

Основных задач ГО в этой компании
Мерам Которые в чрезвычайной ситуации понадобится предпринять, чтобы защитить ее сотрудников
Действия, которые будут нацелены для достижения целей ГО В случае катаклизма, не связанного с нарушением мира, также в военное время
Структурные подразделения предприятия На которые будут возложены обязанности по данному направлению
Регламент работ Спасательного и аварийного характера
Контроль за аппаратами Предназначенными для быстрого оповещения и связи
Координация действий упомянутых подразделений этой организации Со штабами гражданской обороны в административных единицах, на территории которых она расположена (город, район, область)
Порядок обеспечения сотрудников организации Защитными средствами и медикаментами
Возвещение убежищ и сохранение их в состоянии Пригодном для использования
Наблюдение За биологической обстановкой
Иные моменты Относящиеся как к подготовке к ЧС на данном предприятии, так и к практическим действиям, если она произойдет

Оговорено, что выписка, содержащая вводные положения из числа внесенных в данный локальный акт, должна быть включена в должностные инструкции работников предприятия. Каждый из них удостоверяет своей подписью, что он ознакомился с этими нормами.

В соответствии с действующими законами № 28-ФЗ (О ГО) и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС» среди сотрудников предприятий требуется в обязательном порядке провести подготовку по дисциплине «гражданская оборона».

Требуется провести инструктаж в отношении кадров, занятых как в производственных, так и обслуживающих отраслях.

Как провести обязательный инструктаж по ГО для новых работников

Программа по ГО составляется министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС). В объем материала по данному предмету, который должны освоить занимающиеся, входят следующие разделы:

  • что делать, если раздался сигнал оповещения о чрезвычайной ситуации;
  • методы для защиты жизни и здоровья при возникновении ЧС различных типов;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы применения средств защиты, как коллективного, так и индивидуального характера;
  • действия при аварийно-спасательных операциях;
  • меры противопожарной защиты;
  • также действия при аварии на предприятии, нацеленные для защиты жизни и здоровья проживающегося поблизости населения и ценностей материального характера.

Поскольку обязанность организации обучения по гражданской обороне и созданию и поддержанию ее системы на данном предприятии в целом ложится на руководителя, ответственность за невыполнение соответствующих требований несет именно он.

Она имеет административный характер и наступает в соответствии со статьей 20.7 данного кодекса.

В ней установлено, что при невыполнении установленных законами РФ особых норм использования техсистем и объектов ГО, эксплуатации устройств оповещения, средств личной защиты и иной спецтехники влечет следующие последствия:

Административный штраф на сотрудников компании На которых возлагалась ответственность, с которой они не справились может быть наложен в размере от 5000 до 10000 рублей
Для компаний в целом Его диапазон устанавливается от 50 до 100 тысяч

Если же не были выполнены мероприятия, которые нацелены на защиту граждан и матценностей на территории страны от угроз, которые возникают вследствие военных действий (в том числе на подготовку к такой защите), то суммы административного штрафа будут следующие:

Для должностных лиц компании 10–20 тысяч
Для самой организации 100–200 тысяч

При этом сотрудники организации за непрохождение обучения ответственности не несут. Их обязанность — только пройти подготовку, когда руководитель юридического лица ее организует, при их отказе их могут ждать дисциплинарные последствия в самой компании.

Таким образом, деятельность в сфере гражданской обороны, направленная на подготовку компании к чрезвычайной ситуации, должна осуществляться каждым предприятием, таково требование правительства.

Возглавляет ее руководитель, который формирует штаб, назначает заместителей по различным направлениям ГО (в том числе из своих замов по компании в целом), курирует составление программы обучения персонала по этому предмету и принимает нормы, которыми регулируется сфера ГО в компании.

Основным документом служит план мероприятий (собственно их в нем два — для мирной и военной ситуации), также к нему могут быть приняты приложения различных типов.

Ответственность за проведения деятельности такого рода несут также должностные лица данной организации, а рядовые сотрудники обязаны только проходить подготовку.

В России все вопросы ГО регулирует специальный Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О гражданской обороне», в котором и дано определение:

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Казалось бы, при чем здесь работодатели? Ведь все эти функции выполняет Министерство чрезвычайных ситуаций и его подразделения, включая инструктаж и обучение граждан. В связи с тем, что угроза возникновения различных ситуаций, когда от граждан потребуются специфические знания и умения, значительно возросла, чиновники решили, что самый лучший способ повысить массовую информировать населения — это обязать работодателей обучать всех трудоустроенных граждан. С этим связаны поправки в действующее Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны.

Итак, начиная со 2 мая 2017 года абсолютно все организации всех форм собственности и типа управления обязаны:

  • разработать специальные программы для проведения вводного инструктажа по гражданской обороне для всех сотрудников;
  • проводить вводный инструктаж по гражданской обороне со всеми новыми работниками в течение первого месяца после трудоустройства;
  • регулярно планировать и проводить учения и тренировки по гражданской обороне.

Курсовое обучение руководителей подведомственных организаций или служб, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, должны будут организовать федеральные органы исполнительной власти. Органы региональной власти должны дважды в год организовывать и проводить тематические и проблемные обучающие семинары (вебинары) по гражданской обороне со всеми руководителями и работниками структурных подразделений, которые уполномочены на решение задач в области гражданской обороны, а также инструктировать муниципалитеты и подведомственные им организации. Особое внимание при этом им следует уделить организациям, которые по закону должны продолжать работу в военное время. В итоге создана некая вертикаль обучения ГО, верхним звеном которой является МЧС России, которому, в свою очередь, поручено не менее двух раз в год проводить специальные обучающие семинары (вебинары) по гражданской обороне с руководителями и работниками структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти. А на нижней ступени стоят организации и ИП, которые и будут доносить информацию до обычных граждан.

В настоящее время существует много коммерческих организаций, которые проводят платное обучение основам ГО. Такие курсы проводятся на основе Примерных программ МЧС России (№ 2-4-87-36-14 от 28.11.2013). Если руководитель организации или любой уполномоченный им сотрудник закончит такие курсы, он получит документы, дающие ему право на проведение инструктажа среди старых и новых сотрудников. Хотя проводить такое обучение должно само МЧС, оно до сих пор не утвердило соответствующий регламент о спецшколах. более того, появился проект постановления Правительства РФ, который отменяет обязательный инструктаж по ГО для всех сотрудников коммерческих организаций. Такую обязанность в МЧС предполагают сохранить только за теми компаниями, которые отнесены к категориям по ГО: это общественные учреждения и предприятия, обеспечивающие работу военно-промышленного комплекса.

Новый Приказ МЧС: Кого и Куда Отправлять На Обучение По Гражданской Обороне!

Итак, речь идёт о приказе МЧС России от 24.04.2020 г. № 262 «Об утверждении перечня должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны».

Приказ МЧС России от 24.04.2020 г. № 262 был опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации и зарегистрирован в Минюсте России.

Для наглядности и удобства мы сделали раскладку по объектовому уровню.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

  1. руководитель организации;
  2. сотрудник, уполномоченный решать задачи в области ГО и ЧС .

Обратите внимание, что руководитель не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС. То есть в любом случае придется обучить как минимум двух сотрудников.

Если организация наделена полномочиями защищать население и территории от чрезвычайных ситуаций,выполнять задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также если она входит в территориальную подсистему РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), то на предприятии создаются:

  1. комиссия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
  2. комиссия по устойчивости функционирования организации;
  3. эвакуационный орган муниципального образования и организации;
  4. спасательная служба муниципального образования и организации;
  5. нештатное аварийно-спасательное образование.

Руководители и специалисты этих подразделений также должны проходить обучение по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в пять лет. Но требования закона на этом не исчерпываются.

Структура и органы управления гражданской обороны

Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения президентом РФ военного положения на территории или в отдельных ее местностях.

Перевод ГО на военное положение производится в порядке, установленным Правительство РФ.

Ведение гражданской обороны включает:

— проведение первоочередных мероприятий ГО по наращиванию возможностей по обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— приведение в готовность систем и органов управления ГО;

— реализацию мероприятий ГО в соответствии с мобилизационными планами;

— приведение в готовность сил гражданской обороны;

— проведение мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий;

— обеспечение действий сил и мероприятий ГО.

ГО в условиях военного времени должна обеспечить:

— подготовку и обучение всего населения страны способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— оповещение и укрытие в инженерных сооружениях различного типа населения страны;

— представление населению средств индивидуальной защиты в соответствие с установленными нормативами;

— эвакуацию населения из опасных районов (зон), в том числе и массовую эвакуацию (по особому распоряжению) населения из крупных городов в случае возникновения реальной угрозы ядерного нападения;

— отселение населения из зон боевых действий и опасных районов;

— эвакуацию материально-культурных ценностей в безопасные районы;

— проведение комплекса мероприятий по световой и другим видам маскировки наиболее важных объектов;

— поддержание в готовности сил и средств для ликвидации последствий применения средств нападения на уровне. Обеспечивающим оказание помощи пострадавшим не позднее 4-6 часов;

— ведение постоянного контроля и наблюдения на территории страны за радиационной, химической и биологической обстановкой;

— поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— срочное восстановление (в течение суток) функционирование необходимых коммунальных служб;

— захоронение трупов в сроки, не допускающие возникновение эпидемий;

— первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— устойчивое управление мероприятиями ГО;

— осуществление мер по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения.

Заключительной главой настоящего закона, статьей 18 определено финансирование мероприятий по гражданской обороне, о чем Вам будет доложено более подробно на специальных занятиях по данному вопросу.

Заключение:

1. В современной вооруженной борьбе ГО приобретает несколько иной характер и назначение чем прежде. Сохраняя оборонную функцию, она все больше занимает социальную, гуманитарную направленность.

2. Необходимо помнить, что развитие и совершенствование оружия массового поражения и других средств нападения противника требуют непрерывного совершенствования способов защиты от него, всей системы гражданской обороны.

3. Исходя из решаемых задач, деятельность гражданской обороны чрезвычайно многогранна и совершенствование ее – всенародное дело обязанность каждого должностного лица, каждого гражданина нашей страны.

Данный документ разрабатывают только те организации, которые отнесены к категориям по гражданской обороне, а также не категорированные, расположенные в зоне возможного радиационного заражения.

В этом документе перечисляются подготовительные мероприятия по переводу деятельности предприятия с мирного на военное время.

Предприятий таких немного, но они обязаны перевооружиться в течение суток, перейдя с выпуска мирной продукции на обеспечение задач обороны страны.

Опасные производственные объекты, как правило, имеют важное значение в обеспечении обороноспособности государства.

Их защита на случай не только стихийных бедствий, но и нападения извне – задача владельцев ОПО.

В документе должен быть разработан и утвержден алгоритм действий сотрудников в случае войны, террористических угроз, стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Те компании, которые не имеют категории по ГО и (или) прекращают свою деятельность в военное время, при этом расположенные вне зоны потенциально возможных ЧС, химического заражения, затопления (в нижнем бьефе ГЭС, к примеру), зоны радиационного загрязнения, не составляют свои собственные планы ГО. В этом случае защиту работающего населения осуществляет управа города или района. Следовательно, нет никаких обязанностей по составлению документа по ГО. Таким организациям и ИП необходимо только проводить вводный инструктаж по гражданской обороне, а также курсовое обучение каждый год, не менее 16 часов в год, в группах не более 25 человек в каждой.

Приложениями к документу являются:

План ГО уточняется каждый год, а вот переработка происходит в случае изменений структуры организации по решению ее руководителя (по решению МЧС России).

Корректировки вносятся в план каждый год каждое первое число января. Это необходимо сделать до 1 марта.

Если документ претерпел корректировку, то отредактированный план также согласовывается с надзорным федеральным органом исполнительной власти, к примеру, Рособром, Роспотребнадзором, Ростехнадзором, с главным управлением по месту нахождения юридического лица или ИП – МЧС по г.Москве и МЧС России.

Документы по гражданской обороне в организации

План гражданской обороны организации 2018 является разработанным комплексом документов, с помощью которых оценивается текущая обстановка и подготавливаются мероприятия по защите работающих на предприятии сотрудников от потенциальных ЧС.

Каждый разработанный план по ГО на малом предприятии подлежит обязательному согласованию с региональным МЧС и утверждается непосредственным руководителем объекта, а также начальником штаба по ГО.

Часть планов ГО в виде текста по обеспечению защиты сотрудников на предприятии состоит из следующих разделов:

  • Раздел с краткой оценкой окружающей обстановки после вероятного нападения потенциального противника и начала военного конфликта.
  • Решение непосредственного руководителя ГО по планомерному переводу управленческих органов организации на деятельность в условиях войны.
  • Решение руководителя по выполнению рабочих задач при нападении потенциального противника.

Кроме того, организация гражданской обороны на предприятии подразумевает разработку специальных приложений к планам с детальной раскрываемостью текстовой части:

  • Главные показатели разработанного плана ГО по обеспечению необходимой защиты гражданского населения.
  • Карта вероятной обстановки после атаки противника.
  • Схема выполнения оповещения о развитии чрезвычайной ситуации.
  • План усиления инженерной защиты действующего предприятия.
  • План проведения оперативных эвакуационных мероприятий.

Пример плана мероприятий по гражданской обороне и защите населения в организации можно скачать на нашем сайте.

Для реализации мероприятий организуется штаб ГО с назначением начальника для управления проводимой подготовкой, настройки оповещения, а также разработки предстоящих планов. К ГО сотрудники подготавливаются под его руководством. Он также держит под контролем план всех предстоящих мероприятий при разных ЧС.

  • Приказ от непосредственного руководителя о проведении планируемых мероприятий ГО.
  • Создание приказа о принятии на работу сотрудника, который будет заниматься решением различных вопросов ГО.
  • Приказ об образовании специальной комиссии, решающей задачи по экстренной эвакуации работающего персонала.
  • Календарный подготовленный план занятий по вопросам ГО.
  • Определение ряда обязанностей сотрудников комиссии, занимающихся эвакуацией.
  • План предстоящей работы специальной комиссии по обеспечению деятельности предприятия при экстренных ситуациях.
  • Положение об образовании аварийно-спасательного специального формирования, необходимого для обеспечения защиты персонала при ЧС.

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 ноября 2007 года N 804

(с изменениями на 30 сентября 2019 года)


1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

2. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 года N 1231. — См. предыдущую редакцию)


Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 года N 1231. — См. предыдущую редакцию)

Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, местном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 октября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 года N 1274. — См. предыдущую редакцию)

Обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления осуществляется их соответствующими органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(Абзац дополнительно включен с 29 октября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 года N 1274)

В соответствии с Приказом МЧС России от 31.07.2006 N 440 «Об утверждении положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»

6. Количество работников в структурном подразделении или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации (представительствах и филиалах) определяется по следующим нормам:

1. В организациях, продолжающих работу в военное время:

а) отнесенных к категориям по гражданской обороне:

до 1000 работников согласно штатному расписанию — 1 освобожденный работник;
от 1000 до 5000 работников согласно штатному расписанию — 2 — 3 освобожденных работника;
от 5000 и более работников согласно штатному расписанию — 4 — 5 освобожденных работников;

б) не отнесенных к категориям по гражданской обороне:

до 200 работников согласно штатному расписанию — 1 работник (по совместительству);
от 200 и более работников согласно штатному расписанию — 1 освобожденный работник.

2. В организациях, прекращающих работу в военное время: назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно.

При определении количества работников в структурных подразделениях или отдельных работников по гражданской обороне в организациях в составе ее подразделений (представительствах и филиалах), осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучаемых.
Численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, закрепляется распорядительным документом соответствующего руководителя.

Готовый Комплект Документов по ГО и ЧС!

……………………………………………………………………………………………………..

Необходимость обучения работников в области гражданской обороны и предупреждения ЧС обусловлена требованиями следующих нормативных правовых актов:

1. Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне»Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны
1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

<……>

осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

<……>

2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации обязаны:

<……>

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

<……>

3. Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны»4. Подготовка населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по формам согласно приложению.

Подготовка является обязательной и проводится <……>, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются — учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются — курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

4. Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»2. Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются — работающее население);

……………………………………………………………………………………………………..

г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются — уполномоченные работники);

е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются — председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).

Учебный центр «ПЕРСПЕКТИВА» проводит обучение должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС организаций по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций по следующим программам: «Обучение должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС организаций по ГО и защите от ЧС» в объеме 19 часов. Обучение организуется в соответствии с требованиями федеральных законов от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», приказов и указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и осуществляется по месту работы.

Категория слушателей: государственные служащие, рабочие и служащие учреждений, предприятий и организаций, независимо от их организационно правовых форм в целях подготовки их к умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в повседневной деятельности. Программа обучения:

  • Чрезвычайные ситуации, характерные для региона (муниципального образования), присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации
  • Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения и действия по ним работников организаций
  • Средства коллективной и индивидуальной защиты работников организаций, а также первичные средства пожаротушения, имеющиеся в организации. Порядок и правила их применения и использования
  • Действия работников организаций по предупреждению аварий, катастроф и пожаров на территории организации и в случае их возникновения
  • Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера
  • Действия работников организаций при угрозе террористического акта на территории организации и в случае его совершения
  • Способы предупреждения негативных и опасных факторов бытового характера и порядок действий в случае их возникновения
  • Правила и порядок оказания первой помощи себе и пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и ЧС. Основы ухода за больными
  • Итоговый контроль знаний (тестирование)

Штрафы: В соответствии с Федеральным законом от 06.11.2011 N 295-ФЗ «О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» усилена ответственность за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны и по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

  • для должностных лиц штрафы составляют от 10 тыс. до 20 тыс.
  • для юридических лиц штрафы составляют от 100 тыс. до 200 тыс.

«Обучение должностных лиц и специалистов организаций и учреждений, отнесенных к категориям по ГО» в объеме 72 часа. Обучение должностных лиц и специалистов ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС) организуется на основании федеральных законов от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 2 ноября 2000 г. за № 841. Категория слушателей: уполномоченные на решение задач ГО и ЧС, руководители и специалисты органов (структурных подразделений), специально уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС муниципальных образований (организаций); руководителей организаций, отнесенных к категориям по ГО. Штрафы: В соответствии с Федеральным законом от 06.11.2011 N 295-ФЗ «О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» усилена ответственность за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны и по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  • для должностных лиц штрафы составляют от 10 тыс. до 20 тыс.
  • для юридических лиц штрафы составляют от 100 тыс. до 200 тыс.
  • Программа обучения:
  • Организация и проведение мероприятий ГО и защиты от ЧС
  • Организация обеспечения пожарной безопасности
  • Организация работы должностных лиц ГО и РСЧС по обеспечению и проведению мероприятий ГО и защиты от ЧС
  • Итоговый контроль знаний

Гражданская оборона (далее — ГО) — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории страны от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ).

Чрезвычайная ситуация (далее — ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации каждый обязан:

  • соблюдать общественный порядок и требования законодательства о защите населения и территорий от ЧС;
  • выполнять требования лиц, которые осуществляют мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • эвакуироваться с территории, на которой есть угроза ЧС;
  • использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • сообщить об обнаружении пострадавших уполномоченным должностным лицам и оказывать первую помощь;
  • иметь при себе документы, удостоверяющие личность.
  • От концепции Vision Zero к программе «Нулевой травматизм»
  • Нулевой травматизм в охране труда: прежде всего отношение

Территориальная система оповещения Москвы представляет собой организационно-техническое объединение:

— дежурно-диспетчерских служб в рамках ЕСОДУ Москвы;

— сил, средств, сетей связи и вещания операторов связи, действующих на территории города Москвы;

— каналов сети связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до населения, органов управления МГСЧС и гражданской обороны Москвы.

Основной задачей территориальной системы оповещения населения города Москвы является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

— населения, находящегося на территории города Москвы;

— Главного управления МЧС России по г. Москве;

— территориальных органов исполнительной власти города Москвы;

— руководящего состава, сил МГСЧС и гражданской обороны Москвы;

— дежурно-диспетчерских служб, входящих или взаимодействующих с ЕСОДУ Москвы;

— дежурно-диспетчерских служб потенциально опасных объектов;

— дежурных служб социально значимых объектов.

Основным способом оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях является передача кратких информационных сообщений по всем электронным средствам массовой информации.

Территориальная система оповещения населения города представлена:

— сетью электросиренного оповещения;

— радиотрансляционной сетью города (сеть проводного радиовещания);

— сетью УКВ-ЧМ (радиовещания);

— сетью телевещания (каналы звукового сопровождения);

— сетью кабельного телевидения города;

— сетью подвижной радиотелефонной связи;

— телефонной сетью связи города;

— территориальными элементами Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).

В связи с тем, что территориальная система оповещения населения города представляет собой организационно-техническое объединение, в том числе и дежурно-диспетчерских служб в рамках Единой системы оперативно-диспетчерского (далее ЕДДС) управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы рассмотрим ее составную часть — районное звено.

Единая дежурно – диспетчерская служба района АО города Москвы

ЕДДС района АО является органом повседневного оперативно диспетчерского управления районного звена Московской городской территориальной системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее МГСЧС), обеспечения пожарной безопасности.

ЕДДС района АО является вышестоящим органом повседневного управления для ДЦС предприятий и организаций района административного округа по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС и совместных действий при угрозе или возникновении ЧС.

Она предназначена для приема-передачи сигналов на изменения режимов функционирования МГСЧС, приема сообщений о пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других ЧС от населения и организаций, оперативного реа­гирования и координации совместных действий дежурно-диспетчерских служб (ДЦС) предприятий и организаций района , аварийно-спасательных и других сил постоянной готовности в условиях ЧС.

Общее руководство ЕДДС района АО осуществляет заместитель главы Управы района административного округа — председатель КЧС и ОПБ района

АО, непосредственно руководитель учреждения города Москвы — инженерная служба района.

ЕДДС района АО в рамках осуществления постоянного контроля : оперативной обстановкой и своевременного реагирования на ее изменение решает следующие основные задачи:

прием от вышестоящих органов управления и доведение до руководящего состава района сигналов оповещения в соответствии с требованиями директивны документов;

прием и обработка сообщений о ЧС, анализ и оценка достоверности поступивших сообщение о ЧС и обеспечение доведения этих сообщений:

сбор и обобщение информации о состоянии экологической, техногенной инженерной, медицинской обстановке, анализ данных о сложившейся обстановке, определение ее масштабов, в том числе о составе ЧС, контроль за изменением ситуации;

обеспечение оперативного руководства и управления аварийными службами района АО — при реагировании на ЧС;

организация взаимодействия в установленном порядке с вышестоящими и взаимодействующими органами управлений в целях оперативного реагирования на ЧС, обеспечение взаимного информационно-технического сопряжения ДДС предприятий и организаций района, а также с Управой района АО;

предварительная оценка (мониторинг), подготовка вариантов возможных решений на совместные действия ДДС и аварийных служб района;

обеспечение в районе АО надлежащего функционирования и развития системы связи, автоматизированных систем управления, локальных вычислительных сетей, специализированных программно-технических комплексов и других элементов современных информационных технологий;

информирование ДДС предприятий и организаций района и привлекаемых служб реагирования о сложившейся в ходе ЧС обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

подготовка проектов докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС и представление согласованных в установленном порядке редакций этих документов в вышестоящие органы управления по подчиненности;

доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления МГСЧС, до органов управле��ия района, до ДДС и сил реагирования, осуществление контроля исполнения этих задач;

обобщение сводной информации о происшедших ЧС и принятых мерах по их ликвидации.

  • Гражданская оборона. Тема 1
  • Гражданская оборона. Тема 2
  • Гражданская оборона. Тема 3
  • Гражданская оборона. Тема 4
  • Гражданская оборона. Тема 5
  • Гражданская оборона. Тема 6
  • Гражданская оборона. Тема 7

По причине роста международной напряженности и угрозы терроризма Правительство ужесточило правила обучения населения в области гражданской обороны. В 2017 году кабинет министров внес изменения в действующее законодательство, в частности, в Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841. Указанные изменения действуют со 2 мая 2017 года (постановление Правительства РФ от 19.04.2017 № 470).

Теперь, принимая на работу нового сотрудника, с ним нужно проводить обязательный инструктаж по гражданской обороне. Проинструктировать новичков нужно в течение первого месяца работы (подп. «г» п. 5 Положения об организации обучения населения в области ГО, утв. постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841). Игнорирование новшества моет обернуться крупным штрафом (до 200 000 рублей).

Действующее законодательство не устанавливает, кто должен проводить вводный инструктаж по гражданской обороне. Подразумевается, что это должен быть:

  • специалист по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (совместитель или отдельная штатная единица);
  • специалист по охране труда;
  • иной сотрудник (обычно – военный в отставке).

Понятно, что ответственного за проведение вводного инструктажа по гражданской обороне нужно назначить отдельным приказом. Так как унифицированного бланка такого приказа нет, то его можно составить в произвольной форме.

Разрабатывая программу вводного инструктажа, нужно учитывать специфику конкретной организации. Так, например, вводный инструктаж по гражданской обороне в ДОУ (детском образовательном учреждении) будет схож с вводным инструктажем по гражданской обороне в школе. То же самое касается вводного инструктажа по гражданской обороне в МБДОУ (муниципальные бюджетные ДОУ).

Организациям, которые работают с детьми, в рамках вводного инструктажа желательно детально отразить свою схему работы, упомянув про так называемые Дни защиты детей.

Создание резервов материальных и финансовых ресурсов в целях гражданской обороны

Актуально на

Федеральными законами от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены термины «подготовка населения в области гражданской обороны» и «подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», а также установлены на всех уровнях власти, объектовом уровне и для граждан полномочия и функции по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении положения о подготовке населения в области гражданской обороны» и от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» подготовка населения осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, при этом население определено по группам, в зависимости от вида занятости, социального статуса, возложенных трудовых функций в области гражданской обороны либо защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Для каждой группы населения нормативно установлены соответствующие формы подготовки и определены места ее прохождения.

№ п/п Группы населения Формы подготовки Место подготовки
1 Руководители
(органов государственной власти, субъектов РФ, местных администраций и организаций)
а) самостоятельная работа с НПА;
б) изучение своих функциональных обязанностей по ГО и защите от ЧС;
в) личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках
По месту работы
2 Председатели;
КЧС и ОПБ;
Руководители местных администраций и организаций, категорированных по ГО ;
Работники гражданской обороны и специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС ;
Работники УМЦ и курсов ГО;
Преподаватели ОБЖ и БЖД
а) получение ДПО или курсового обучения в области ГО и защите от ЧС не реже одного раза в 5 лет;
б) самостоятельная работа;
в) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях;
г) участие руководителей (работников) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО, ФО?ИВ, ОМС и организаций в тематических и проблемных обучающих семинарах (вебинарах) по ГО
1) Институт развития
АГЗ МЧС России;
2) УМЦ ГОЧС по субъектам РФ;
3) курсы ГО
3 Личный состав формирований и служб а) курсовое обучение руководителей формирований и служб;
б) курсовое обучение личного состава формирований и служб по месту работы;
в) участие в учениях и тренировках по ГО
1) УМЦ ГОЧС по субъектам РФ;
2) курсы ГО;
3) по месту службы
4 Работающее население а) курсовое обучение в области ГО и защите от ЧС по месту работы;
прохождение вводного инструктажа по ГО по месту работы;
б) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО и защите от ЧС;
в) индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС
По месту работы
5 Обучающиеся образовательных организаций а) обучение по предмету «ОБЖ» и дисциплине «БЖД»;
б) участие в учениях и тренировках;
в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике ГО и защите от ЧС
По месту учебы
6 Неработающее население а) посещение мероприятий, проводимых по тематике ГО и защите от ЧС (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов;
б) участие в учениях;
в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике ГО и защите от ЧС
По месту жительства
(учебно-консультационные пункты по ГО муниципальных образований)

В соответствии с приказами МЧС России от 13.11.2006 № 646 и от 19.01.2004 № 19 утверждены категории обучаемых из числа должностных лиц, работников ГО и РСЧС, проходящих обучение в образовательных организациях МЧС России, федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

На рисунке 1 продемонстрирована непрерывность получения знаний и умений в области ГО и защиты от ЧС всеми группами населения в рамках прохождения соответствующих форм подготовки, а на рисунке 2 представлена типовая схема организации подготовки населения в области ГО на примере Ивановской области.

2.1. раздел «Краткая оценка возможной обстановки, которая может сложиться при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», который состоит из следующих подразделов:

2.1.1. подраздел «Краткая характеристика организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне», в котором указываются:

  • а) количество зданий и сооружений, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо-, теплоснабжения объектов организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • б) перечень радиационно-, химически-, взрыво- и пожароопасных систем на объектах организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • в) перечень железнодорожных станций, автомагистралей, где возможно скопление транспортных средств с аварийно-химически опасными веществами (АХОВ), при авариях с которыми возможно влияние на жизнедеятельность организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • г) численность работников организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, находящихся одновременно на работе (наибольшей работающей смены);
  • д) силы и средства гражданской обороны организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне (состав, готовность и предназначение);

2.1.2. подраздел «Краткая оценка возможной обстановки в организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», в котором указываются:

  • а) объемы возможных разрушений зданий и сооружений, потери работников, сил и средств гражданской обороны;
  • б) возможная инженерная, радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биологическая обстановка;
  • в) объемы разрушений систем жизнеобеспечения (водо-, газообеспечения);
  • г) размеры зон воздействия вторичных поражающих факторов (по видам факторов), площади зон возможных опасностей, количество находящихся в них работников;
  • д) ориентировочный объем предстоящих АСДНР при ведении гражданской обороны и при внезапном нападении противника;

2.1.3. подраздел «Выводы из оценки возможной обстановки», в котором указываются:

  • а) расчетные данные об общих потерях (санитарных, безвозвратных) работников;
  • б) численность пострадавших работников, нуждающегося в оказании первой помощи;
  • в) численность работников, подлежащего йодной профилактике;
  • г) ориентировочный перечень и возможный объем АСДНР;
  • д) численность сил и средств гражданской обороны, необходимых для проведения АСДНР на территории организации;
  • е) численность сил и средств гражданской обороны, выделяемых для участия в проведении АСДНР на территории муниципального образования, территория которого отнесена к группе по гражданской обороне;

2.2. раздел «Ведение гражданской обороны», который состоит из следующих подразделов:

2.2.1. подраздел «Порядок ведения гражданской обороны», в котором указываются порядок, объем, сроки и организация выполнения:

  • мероприятий по гражданской обороне;
  • мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по отдельным решениям Президента Российской Федерации;

2.2.2. подраздел «Организация защиты работников», в котором указываются:

  • а) организация укрытия работников в ЗС ГО:

-порядок и сроки приведения в готовность имеющихся ЗС ГО, закладки в них запасов продовольствия, медикаментов и необходимого имущества;

-порядок строительства недостающих ЗС ГО и их материально-техническое обеспечение;

  • Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера».Мурманск
  • Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области Гражданской обороны».Мурманск
  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой гос.системе предупреждения и ликвидации ЧС».Обучение по го и чс мурманск
  • Приказ МЧС от 13 ноября 2006 года № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях».Архангельск
  • Постановление Правительства РФ от 19.04.2017 N 470 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841» обучение по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в Мурманске

Институт проводит курсовое обучение в г. МУРМАНСК по гражданской обороне го и чс, которое является одним из важнейших моментов в подготовке рабочих и служащих для защиты населения в случае чрезвычайных ситуаций.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера, а также опасностей, привлеченных военными действиями или последствиями закреплена в ФЗ «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Цель обучения по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ГО и ЧС: Донести до слушателей необходимость обучения по гражданской обороны в Российской Федерации, дать основные понятия о нормативной документации.

Обучение по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций ( курсы ГО и ЧС) включает в себя нормативное правовое регулирование и организационные основы в области Гражданской обороны (ГО),защиты населения и территорий от Чрезвычайных ситуаций (ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Участие должностных лиц гражданской обороны ГО и РСЧС в организации мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма. Организация обеспечения пожарной безопасности. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности и организация их осуществления и пр. курсы по гражданской обороне

4.1. Цель создания пунктов временного размещения (ПВР)

№№
пп

Категория обучаемых по гражданской обороне и чс

Количество учебных часов

1.

Руководители (работники) эвакуационных органов и муниципальных образований обучение по гражданской обороне дистанционно

36

2.

Председатели и члены комиссий по устойчивости и муниципальных образований вводный инструктаж по гражданской обороне го и чс

36

3.

Руководители (специалисты) органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципальных образований программа вводного инструктажа по го и чс скачать 2017

72

4.

Руководители спасательных служб и их заместители журнал вводного инструктажа по гражданской обороне скачать го и чс

72

5.

Руководители образовательных учреждений обучение по го и чс для школ

36

6.

Руководители медицинских учреждений.обучение по го и чс для медиков

36

7.

Председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.

72

8.

Председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне.

36

9.

Руководители эвакуационных органов организаций обучение по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям вы можете пройти

36

10.

Председатели комиссий по устойчивости организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне ГО и ЧС

36

11.

Руководители (работники) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны в организациях, отнесенных к категориям по ГО и чс

72

12.

Руководители (работники) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне

36

13.

Руководители (работники, специалисты) структурных подразделений, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны образовательных учреждений, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя безопасности жизнедеятельности общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования

36

14.

Руководители нештатных аварийно-спасательных формирований категорированных организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне (НАСФ)

72

15.

Руководители нештатных аварийно-спасательных формирований категорированных организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне.

36

16.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.04.2017 г. № 470 начиная со 2 мая 2017 года все работодатели должны проводить обязательный инструктаж по гражданской обороне со всеми принимаемыми на работу новыми сотрудниками. Порядок проведения обучения ГО и ЧС определяется разработанной на предприятии с учетом специфики его производственной деятельности программой вводного инструктажа по гражданской обороне.

Работодатель обязан:обучение по го и чс гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

  • разработать программу вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организовывать и проводить вводный инструктаж по ГО и ЧС с вновь принятыми сотрудниками в течение месяца с зачисления в штат;
  • разрабатывать планы, а также проводить учения и тренировки в рамках гражданской обороны с персоналом в целом.

Вводный инструктаж по гражданской обороне (ГО и ЧС) проводится на основании программы вводного инструктажа по ГО и ЧС, лицом прошедшим обучение на курсах и назначенный приказом по организации

Подробнее о некоторых категориях учащихся по гражданской обороне ГО и ЧС:

К этой категории по ГО и ЧС относятся только руководители юридических лиц: генеральные директора, руководители учреждений, главные врачи, директора школ и т.п. Длительность курса по ГО и ЧС — 36 часов. Не отнесенной к категории по ГО, является организация, не отнесенная в установленном порядке к какой-либо категории по ГО и ЧС. В каждом субъекте РФ составляется свой перечень организаций и территорий, которые отнесены к категориям по ГО.

Руководители организаций, отнесенных к категориям по ГО и ЧС Архангельск Мурманск Сургут Москва Воронеж Калининград Нижний Новгород

К этой категории относятся только руководители юридических лиц, которые отнесены к категории по ГО. Организация считается отнесенной к категории по ГО после добавления в списки категорийных организаций в установленном порядке (утв. Постановлением Правительства от 19 сентября 1998 года № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по ГО»). Списки формируются по каждому субъекту федерации.-72 часа

К этой категории относятся руководители и специалисты органов (структурных подразделений), специально уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС муниципальных образований (организаций).Длительность курсов по ГО и ЧС для этой категории 72 часа.

Руководители нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ)

Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) создаются в соответствии с Приказом МЧС РФ от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». Это самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

    Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями:

  • Имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их;
  • Имеющими важное оборонное и экономическое значение;
  • Представляющими высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время;
  • Другими организациями из числа своих работников.
  1. Позвоните или напишите в Учебный отдел Института
  2. Вышлите реквизиты с указание программы обучения по ГО и ЧС и количества слушателей
  3. Заключаем Договор и высылаем его по электронной почте
  4. Вносите оплату за обучение по го и чс
    После оплаты вы получаете учебные материалы
  5. Проходите обучение
    После изучения лекций вы сдаете итоговое тестирование
  6. Получаете документы
    Документы можно получить лично или заказным письмом через Почту России. Также возможна экспресс-доставка за счет заказчика
ВИД ДОКУМЕНТА СРОК ХРАНЕНИЯ ПРИМЕЧАНИЕ
Договоры на оказание охранных услуг 5 лет (1) (1) После истечения срока действия договора; после прекращения обязательств по договору
Схемы дислокации постов охраны 1 год (1) (1) После замены новыми
Карточки, акты учета наличия, движения и состояния оружия, патронов и специальных средств 10 лет (1) (1) При условии проведения проверки
Переписка об оформлении разрешений на право хранения и ношения оружия 5 лет
Акты аттестации режимных помещений, средств электронно-вычислительной техники, используемой в этих помещениях 5 лет (1) (1) После переаттестации или окончания эксплуатации помещения
Журналы приема (сдачи) под охрану режимных помещений, спецхранилищ, сейфов (металлических шкафов) и ключей от них 5 лет
Книги, журналы учета опечатывания помещений, приема-сдачи дежурств и ключей 1 год
Документы (протоколы, акты, справки, сведения, докладные, служебные записки, переписка) о расследовании чрезвычайных происшествий при охране зданий, перевозке ценностей 5 лет ЭПК
Документы (акты, докладные, служебные записки, заявки, списки, переписка) о выдаче, утрате удостоверений, пропусков, идентификационных карт 1 год
Книги регистрации (учета выдачи) удостоверений, пропусков, идентификационных карт 3 года
Приемные акты на бланки удостоверений, пропусков, идентификационных карт, расходные акты уничтожения удостоверений, пропусков, корешков к ним 1 год
Разовые пропуска, корешки пропусков в служебные здания и на вынос материальных ценностей 1 год
Документы (заявки, переписка) о допуске в служебные помещения в нерабочее время и выходные дни 1 год
ВИД ДОКУМЕНТА СРОК ХРАНЕНИЯ ПРИМЕЧАНИЕ
Планы повышения защищенности критически важных объектов 5 лет (1) (1) После замены новыми
Паспорта безопасности объектов (территорий) с массовым пребыванием людей 5 лет (1) (1) После актуализации паспорта безопасности
Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса 25 лет (1) (1) После актуализации паспорта безопасности
Паспорта безопасности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации 5 лет (1) (1) После актуализации паспорта безопасности
Документы (протоколы, планы, отчеты, информации, справки, акты, переписка) о повышении антитеррористической защищенности организации 5 лет ЭПК
Журналы инструктажа по антитеррористической защищенности и гражданской обороне 3 года
Положения, инструкции, порядки руководителя объектового звена Российской системы чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 3 года (1) (1) После замены новыми
Документы (планы, сведения, протоколы, докладные записки, акты, переписка) о деятельности объектового звена Российской системы чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 1 год
Документы (планы, акты, отчеты, справки, списки, переписка) об организации работы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций 5 лет
Планы подготовки и приведения в готовность нештатных формирований гражданской обороны 5 лет (1) (1) После замены новыми
Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 5 лет (1) (1) После замены новыми
Переписка о мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций 5 лет
Планы и схемы оповещения граждан по сигналам оповещения гражданской обороны, при получении информации о чрезвычайной ситуации До замены новыми
Планы-схемы эвакуации из здания при чрезвычайных ситуациях До замены новыми
Списки эвакуируемых работников и членов их семей 1 год (1) (1) После замены новыми
Журнал вводного инструктажа по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций 3 года
Журналы учета занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций 3 года
Книги учета имущества гражданской обороны 5 лет
Документы (планы, отчеты, инструкции, докладные, служебные записки, акты, справки, переписка) об обеспечении противопожарного, внутриобъектового, пропускного режимов организации 5 лет
Документы (акты, заключения, переписка) о пожарах 5 лет (1) (1) С человеческими жертвами, при уничтожении документов в результате пожара – Постоянно
Журналы учета инструктажей по пожарной безопасности 3 года
Списки противопожарного оборудования и инвентаря 5 лет (1) (1) После замены новыми
Переписка о приобретении противопожарного оборудования и инвентаря 3 года
Планы и схемы оповещения граждан, пребывающих в запасе, при объявлении мобилизации До замены новыми
  • Если организация прекращает свою деятельность в случае военной угрозы, то значит организация не относится к категори по ГО. В данном случае потребуется разработать только раздел ЧС (защиты от чрезвычайных ситуаций), это заметно упращает дело, однако (перечень документов по ЧС, вы можете посмотреть тут), как можно заметить, даже в этом случае требуется разработать не мало организационно-распорядительных документов (ОРД), схем, планов, инструкций и журналов. Подводя итог, отметим, что в вышеописанном случае на организацию не разработано (отсутствует) мобилизационное задание (МОБ задание, гриф только для служебного пользования), т.е. обязанность по выполнению мероприятий ГО в особый период (военное время). Организации, имеющие МОБ задание и входящие в систему обеспечения ГО в особый период, проверяются на предмет «готовности»со стороны соответствующих органов особо тщательно .
  • В случае если МОБ задание имеется, и организация не прекращает свою работу а переходит на режим выполнения мобилизационного задания, потребуется разработка разделов ГО (дополнительно к документации по ЧС). К дополнительной документации можно отнести план гражданской обороны объекта экономики, план основных мероприятий объекта экономики по вопросам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности и другие специализированные документы в области организации ГО в рамках МОБ задания, при наступлении особого периода (военных действий на территории РФ).
  • Общее количество работников в организации, также влияет на перечень документов и состав организационных мероприятий по Го и ЧС. Так если в организации менее 50 человек, то существует определенные различия при подготовке документов по ГО и ЧС, для количества работников менее 50 и более 50 работников. В определенных случаях, кроме работников одной организации, при планировании юридическим лицом мероприятий по ГО и ЧС, следуе учитывать также количество (среднее) посетителей «объекта», или к примеру арендаторов, субарендаторов и т.п., которые также могут находится на территориях и помещениях условного объекта экономики.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *