Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ликвидация муниципальных предприятий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Ликвидация унитарного предприятия может быть инициирована органами местного самоуправления либо судебными органами. Основания и порядок судебной ликвидации прописан в Гражданском Кодексе РФ и других ФЗ.
Среди видов прекращения деятельности предприятия выделяют: добровольная ликвидация, принудительная ликвидация, банкротство, слияние, присоединение, реорганизация.
Наиболее популярным видом ликвидации предприятия, который влечет его прекращение существования в полной мере, является добровольная ликвидация или банкротство.
Основным отличием в процессе признания унитарного предприятия банкротом от других видов юридических лиц является спорный вопрос по законности права руководителя такой организации самостоятельно подавать в арбитражный суд заявление о признании лица банкротом.
Из отражающих процесс ликвидации юридических лиц законопроектов получить однозначный ответ вам не удастся. Загвоздка состоит в том, что МУПы не обладают правом собственности, на них возложены лишь обязанности управления и хозяйственного ведения подведомственного имущества.
На законных основаниях в суд может обратиться собственник, а руководитель унитарного предприятия должен своевременно направить ему письменное предложение при наличии первых признаков банкротства организации (невозможности рассчитаться с кредиторами даже путем продажи имущества с торгов).
Кроме собственника имущества унитарного предприятия, подать заявление в суд имеет право кредитор или др. уполномоченные органы.
Основным критерием, при наличии которого унитарное муниципальное образование может претендовать на признание банкротства, является:
- Задолженность в государственный бюджет либо внебюджетные органы в размере от 100 тыс. руб.
- Нарушение сроков погашения данных обязательств (см. п. 1) более, чем на 3 месяца.
Непосредственно порядок ликвидации МУПа через процедуру банкротства проводится аналогичным образом, как и для других юридических образований:
- Наблюдение. На данном этапе необходимо проанализировать финансовое состояние компании, эта задача возложена на финансового управляющего. На основании изученных данных составляется реестр требований кредиторов. Переход к следующему этапу инициируется собранием кредиторов.
- Финансовое оздоровление.
- Внешнее управление.
- Конкурсное производство. Этап конкурсного производства осуществляется по стандартного схеме для любого юридического лица и начинается с инвентаризации имущества предприятия. Далее проводятся мероприятия по максимальному сбору возможной дебиторской задолженности. В итоге полученные средства (конкурсная масса) идут на погашение обязательств перед кредиторами в соответствии с составленным на этапе наблюдения реестром требований кредиторов. Для погашения долгов компании так же возможно организовать торги для реализации имущества предприятия.
- Если появляется возможность, оформление мирового соглашения.
- После завершения всех возможных законных способов расчета с кредиторами, оставшиеся долги организации признаются аннулированными. Итогом процесса банкротства является внесение данных о ликвидации в ЕГРЮЛ и получение соответствующего свидетельства о признании предприятия банкротом.
Все подробности законного проведения процедуры банкротства можно узнать из ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Основания для принудительной ликвидации унитарного предприятия соответствуют общим основаниям для любых юридических образований:
- Осуществление деятельности без соответствующих разрешений и лицензий.
- Грубые и систематические нарушения законодательства РФ, которые имеют неустранимый характер.
- Проведение деятельности, противоречащей Уставу и целям создания организации.
- Отказ устранения причин, которые послужили основанием для приостановки государственными органами деятельности организации.
- Иные причины, установленные ГК РФ.
Помните, что Арбитражный суд в праве признать недействительным ликвидацию юридического лица даже в том случае, когда оно уже удалено из ЕГРЮЛ. Причиной тому могут послужить грубые нарушения порядка и сроков ликвидации.
Поэтому, начиная процесс прекращения деятельности организации независимо от способов ликвидации, придерживайтесь установленного законного порядка.
Итак, закрытие предприятия (МУПа) практически не отличается от прекращения деятельности других видов юридических лиц, но имеет некоторые тонкости и нюансы (в том числе в формах заявлений). Поэтому перед началом процесса закрытия МУПа, уточните все «подводные камни», с которыми вы можете столкнуться.
Владелец предприятия может принять решение о прекращении деятельности муниципального образования по ряду причин:
- пропадает интерес собственника в продолжении функционирования компании;
- показатели рентабельности достигают минимума, повышенная убыточность;
- были достигнуты поставленные перед предприятием задачи;
- истекает период действительности двухстороннего соглашения.
Выделяются причины ликвидации предприятия муниципального типа судом:
- при создании юридического лица были допущены нарушения в законодательстве, исправление которых не является возможным;
- функционирование хозяйственного субъекта происходило без лицензирования, несмотря на то, что осуществляемая специализация требовала наличия лицензии;
- при выполнении хозяйственной деятельности и поставленных перед образованием задач были нарушены законодательные нормы;
- осуществление деятельности, не предусмотренной действующей законодательной системой;
- другие основания, предусматриваемые ГК РФ.
Порядок ликвидации муниципального предприятия
Принудительная форма ликвидации вызывается решением государственных органов или суда.
Прекратить деятельности предприятия можно только в судебном порядке. Именно судебная инстанция определяет срок, в продолжение которого выполняется процедура.
Если не будут соблюдаться положения постановления, вынесенного судом, то последний самостоятельно назначает ликвидатора.
При добровольной ликвидации в 2020 году необходимо придерживаться такого порядка:
- Принятие решения о проведении ликвидации, составление соответствующего приказа.
- Формирование состава ликвидационной комиссии.
- Составление уведомления, направляемого государственным структурам о начале процедуры.
- Оповещение персонала о предстоящем сокращении в письменной форме.
- Опубликование соответствующего объявления в СМИ.
- Составление ликвидационного баланса, утверждение документа проводится на общем собрании.
- Погашение требований кредиторов в установленном порядке.
- Документы сдаются в архив, после чего уничтожаются печати.
- Предприятие исключается из реестра.
В соответствии с ФЗ №129 в орган регистрации сведения о ликвидации должны быть направлены в течение трех суток.
Кредиторы имеют возможность подать свои требования для составления реестра в продолжение двух месяцев.
Сама процедура может проводиться в различные сроки – все зависит от выбранного способа прекращения деятельности.
Ликвидация муниципального предприятия завершается, когда в единый реестр вносятся сведения о завершении процедуры.
Если при прекращении деятельности были допущены законодательные ошибки, то весь процесс может быть признан незаконным.
Чтобы избежать ошибок, можно привлечь к деятельности специалистов таких областей: антикризисной, финансовой, профильной и т.д.
Банкротство и ликвидация государственных и муниципальных предприятий
Согласно законопроекту осуществлять свою деятельность унитарные предприятия смогут только в случаях, когда:
создание унитарного предприятия прямо предусмотрено федеральным законом, актом Президента РФ или Правительства РФ;
учредителями являются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, для обеспечения обороны и безопасности РФ;
деятельность осуществляется в сфере естественных монополий.
ФАС России предлагается наделить полномочиями по выдаче заключений о соответствии антимонопольному законодательству создания государственного или муниципального унитарного предприятия либо изменения им вида деятельности.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления законопроекта в силу и осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 1 января 2021 года, а в случае непринятия или неисполнения такого решения — по иску антимонопольного органа в судебном порядке.
Вступление законопроекта в силу предусматривается с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений, вступление которых в силу запланировано на иные сроки.
Порядок ликвидации ООО: подробная пошаговая инструкция
После того, как истек период обращения за погашением обязательств перед сторонними лицами, в том числе кредиторами, составляется промежуточный ликвидационный баланс. Он вместе с формой Р15003 подается в налоговую инспекцию. Увольнять сотрудников ООО можно только после осуществления выплат по обязательствам в полном объеме. Выплаты проводят в такой очередности:
В каждом из вышеперечисленных случаев ликвидация имеет свои нюансы оформления и сложность процесса. Процедура включает не только снятие с регистрации, но и правильный расчет зарплаты и пособий, оформление трудовых книжек, закрытие счетов и расчет с кредиторами. Наиболее проста с юридической стороны процедура закрытия фирмы в общем порядке.
В трехдневный срок после составления протокола о ликвидации и назначения комиссии (ликвидатора) необходимо сдать в налоговую инспекцию нотариально заверенные копии протокола и уведомления (по форме Р15001). Через 5 дней ИФНС выдает свидетельство, подтверждающее, что ООО находится в процессе ликвидации.
Ликвидация ИП не осуществляется, а происходит прекращение его деятельности с внесением в ЕГРИП записи о прекращении деятельности, снятием с учета во всех фондах. Долги ИП при этом могут быть оплачены как до, так и после прекращения деятельности (в отличие от ООО). К тому же срок процедуры закрытия ИП гораздо короче и, как правило, не занимает больше 2-3 недель.
Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).
Обратите внимание! В большинстве случае извещать фонды при ликвидации ООО в 2020 году необходимости нет. Всю информацию им должны передать налоговые органы. Но на всякий случай этот момент следует уточнить у их представителей при передаче им пакета документов.
Некоторые владельцы фирм думают, что процесс ликвидации ООО настолько сложный и утомительный, что и браться за него не стоит. Это не совсем так. Для организаций, которые вели грамотный документооборот и в соответствии со всеми сроками совершали налоговые платежи эта процедура вполне по силам. Осуществить закрытие ООО в 2020 году можно даже самостоятельно, воспользовавшись специальной инструкцией.
Ликвидация муниципального предприятия пошаговая инструкция 2020
- при создании юридического лица были допущены нарушения в законодательстве, исправление которых не является возможным;
- функционирование хозяйственного субъекта происходило без лицензирования, несмотря на то, что осуществляемая специализация требовала наличия лицензии;
- при выполнении хозяйственной деятельности и поставленных перед образованием задач были нарушены законодательные нормы;
- осуществление деятельности, не предусмотренной действующей законодательной системой;
- другие основания, предусматриваемые ГК РФ.
- пропадает интерес собственника в продолжении функционирования компании;
- показатели рентабельности достигают минимума, повышенная убыточность;
- были достигнуты поставленные перед предприятием задачи;
- истекает период действительности двухстороннего соглашения.
По решению учредителя Правом ликвидировать унитарные предприятия наделена администрация региона. Если процедура не связана с несостоятельностью, поводом может служить низкая рентабельность, нерациональное использование доверенного имущества и площадей, достижение целей. Решением суда Арбитраж начинает делопроизводство при наличии доказанных фактов грубого нарушения закона. В связи с банкротством Ликвидация при несостоятельности осуществляется при долгосрочном (в течение 3-х месяцев) невыполнении финансовых обязательств. Инициаторами являются кредиторы.
Муниципальное унитарное предприятие — субъект без прав на собственность, в том числе на раздел имущества в случае ликвидации. Это главное отличие при проведении процедуры. Устав структуры данной формы собственности должен содержать информацию о субъектах, которым принадлежат активы предприятия.
Решение о ликвидации унитарного предприятия принимается учредителем или судом, если для последнего есть законные причины – неустранимые нарушения при регистрации, систематические грубые в ходе деятельности, противоречие уставу и прочее.
После принятия решение начинается делопроизводство по ликвидации в порядке, определенном законом.
Постановление о ликвидации МУП может быть вынесено администрацией округа и подписано главой местного государственного органа управления. Решение выносится на обсуждение советом депутатов.
Правом инициировать ликвидацию наделены другие собственники предприятия, при условии согласования с органами местной власти.
После решения учредителем МУП назначается ликвидационная комиссия, которая наделяется правом управления структурой в процессе делопроизводства.
На практике к полной ликвидации МУП прибегают редко, более распространенная процедура относительно муниципальных учреждений – реорганизация, в этом случае сохраняется большинство рабочих мест и функции учреждения в социально-экономической жизни региона.
Так же, как и для остальных юридических лиц, обязательна публикация решения о ликвидации в печатных источниках.
Гражданский кодекс регламентирует такие способы ликвидации, как добровольная, принудительная, банкротство.
Устав МУП оговаривает добровольный вид ликвидации как единственно допустимый. Обязанностью администрации является извещение собственника об угрозе банкротства, после чего собственник в лице государственной власти может принять решение о ликвидации.
При невыполнении требований закона ликвидация может быть назначена судом. Решение выносится с указанием сроков проведения процедуры, в случае их несоблюдения арбитраж назначает стороннего ликвидатора.
Ликвидация при несостоятельности проводится с введением временного управления, которое наделено полномочиями на время проведения процедуры.
Банкротство может быть проведено в досудебном порядке при согласии кредиторов.
Ликвидация предприятия банкрота производится при невозможности выполнения финансовых расчетов с кредиторами. В данном случае организация исключается из реестра без перехода прав собственности.
Признать банкротом суд может только не казенное предприятие, об этом гласит 65 статья Гражданского Кодекса.
Руководство МУП, имеющее задолженности без возможности оплаты обязано обратится в арбитраж для признания несостоятельности.
Схема делопроизводства при несостоятельности МУП в соответствии с законом о банкротстве:
Наблюдение | Цель – обеспечение сохранности имущества в ходе процесса, формирование реестра на основании требований кредиторов, проведение собрания кредиторов. |
Оздоровление | Действия, направленные на восстановление платежеспособности, улучшение финансового состояния субъекта. |
Внешнее управление | Процедура, при которой права на распоряжения и действия переходят к управляющему, назначенному арбитражем. |
Конкурсное производство | Действия по эффективному удовлетворению требований кредиторов. |
В любое время может быть принято мировое соглашение, при согласии всех кредиторов.
Ликвидация предприятия — Процедура и аспекты процесса
В случае невыполнения законных норм и правил, ликвидация может быть признана недействительной даже после исключения субъекта из реестра юридических лиц.
С целью не допустить нарушения в делопроизводстве осуществляется проверка предприятия налоговой службой.
При необходимости ликвидационная комиссия имеет право привлечь специалистов в лице:
- антикризисного управляющего;
- специалистов государственных финансовых служб;
- комиссий из соответствующих министерств.
Есть несколько видов предприятий, и для каждого предусмотрена своя процедура ликвидации. Тем не менее есть основные моменты, характерные для всех юридических лиц.
И закрытие фирмы по стандартной процедуре проходит в несколько этапов. В первую очередь необходимо утверждение состава ликвидационной комиссии и принятие ею решения о закрытии компании.
Она также устанавливает сроки и частный порядок закрытия компании. После этого заполняется официальная форма сообщения о ликвидации. Оно отправляется в местный орган, занимающийся налогами, в течение 3 суток после решения о ликвидации.
Вместе с этим, оно публикуется в официальных печатных СМИ. Это необходимо, чтобы оповестить кредиторов об их праве потребовать расчет по всем долгам муниципального или обычного предприятия.
Выполняющими эту функцию изданиями являются «Вестник государственной регистрации» и «Вестник Высшего арбитражного суда РФ».
Чтобы сроки, в течение которых процедура будет реализована, максимально сократились, необходимо подготовить ряд документов.
Отдельного рассмотрения заслуживает закрытие муниципального унитарного юридического лица. Данная форма компании достаточно специфична, ключевая характеристика такого предприятия – отсутствие права владения имуществом, каким компания распоряжается.
Вторая особенность – это неделимость имущества. Таким образом, после ликвидации муниципального предприятия, по вкладам его распределить не удастся. Всем выделенным унитарному предприятию имуществом можно управлять, но полностью распоряжаться им не получится.
Как принудительная, так и добровольная ликвидация муниципального унитарного предприятия имеет установленный нынешним законодательством порядок осуществления.
После этой процедуры, деятельность организации прекращается. При этом перехода прав и того, что компания обязана делать, муниципального предприятия к другим владельцам не наблюдается.
Но, несмотря на отличия, ликвидация муниципального унитарного предприятия в целом похожа на подобный процесс касаемо остальных типов юридических лиц.
Точно так же должен быть произведен расчет, проведены компенсации после того, как было осуществлено сокращение работников.
Надо выдать и выходное пособие всем, кому организация была должна. Также назначается ликвидационная комиссия, которая получает полномочия по руководству всеми делами муниципального юридического лица.
Она обязана представлять ликвидируемое предприятие в суде. Если во время процедуры установлено, что расчет и компенсации в адрес кредиторов не могут быть выплачены, то муниципальное юридическое лицо должно обратиться в арбитражный суд, чтобы его признали банкротом.
Очень часто после выполнения нескольких шагов добровольной ликвидации оказывается, что организацию нужно было ликвидировать принудительно.
Ликвидация Муниципального Унитарного предприятия
Обычно срок ликвидации любого предприятия достаточно большой. В некоторых случаях, чтобы оформить нужные документы, выплатить пособие после сокращения, произвести расчет по кредитам и компенсации по другого рода обязательствам нужно потратить несколько лет.
Максимального срока осуществления этой процедуры нет. А какой же минимальный? Всего пару месяцев.
Для муниципального предприятия сроки могут растянуться в силу вышеперечисленных проблем.
Минимальная продолжительность процедуры на уровне двух месяцев установлена потому, что именно столько времени должно хватить, чтобы все кредиторы ликвидируемого предприятия успели подать заявление о компенсации.
Но скорость прохождения процедуры в каждом случае будет определяться индивидуально ликвидационной комиссией.
После оповещения о том, что произвелось сокращение сотрудников, надо выплатить каждому из них выходное пособие. Такой порядок ликвидации предприятия.
После того как случится сокращение и будут выплачены все компенсации, назначено выходное пособие, необходимо еще и завершить процедуру. А на все это уходит время.
Статья 35.1. Запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках
1. Не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:
1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;
3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;
4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;
7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.
2. Не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 настоящей статьи.
3. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной частями 1 и 2 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему решение в срок, не превышающий двух месяцев.
Статья 35.2. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные организации, уполномоченные на осуществление действий по созданию унитарных предприятий (далее — заявитель), вправе направить в антимонопольный орган запрос о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.
2. Форма запроса, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным антимонопольным органом.
Статья 35.3. Порядок рассмотрения антимонопольным органом запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
1. В течение тридцати дней с даты получения запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, предусмотренного статьей 35.2 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган обязан рассмотреть этот запрос и направить в письменной форме заявителю одно из следующих заключений:
1) о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, если создание унитарного предприятия либо изменение видов его деятельности осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона;
2) о несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов е��о деятельности антимонопольному законодательству, если создание унитарного предприятия либо изменение видов его деятельности осуществляется в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона.
Пересмотрен перечень случаев, когда могут создаваться унитарные предприятия. В частности, к ним отнесено ведение деятельности:
— в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
— за пределами России;
— в сферах естественных монополий;
— в области обращения с радиоактивными отходами;
— для обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных местностях;
— в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента или Правительства.
Запрещено создавать унитарные предприятия путем преобразования юрлиц иных организационно-правовых форм.
Прописаны антимонопольные требования к унитарным предприятиям. С 1 января 2025 г. при переходе товарного рынка в состояние конкурентного рынка, в т. ч. из состояния естественной монополии, антимонопольный орган будет выдавать предписания учредителям унитарных предприятий, которые ведут деятельность на таком товарном рынке, о необходимости ликвидации или реорганизации этих предприятий.
Закон вступает в силу по истечении 10 дней после опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Муниципальное унитарное предприятие — субъект без прав на собственность, в том числе на раздел имущества в случае ликвидации. Это главное отличие при проведении процедуры. Устав структуры данной формы собственности должен содержать информацию о субъектах, которым принадлежат активы предприятия.
Остальные правовые нормы применимы к МУП в случае проведения ликвидации, а также банкротства, слияния и прочих подобных административных процедур.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Регламентом для ликвидации служит Гражданский Кодекс, Федеральный закон и другие применимые законодательные акты.
Порядок ликвидации муп пошаговая инструкция
Основания для ликвидации МУП аналогичны, как и с предприятиями других форм собственности.
В частности причиной для принудительной ликвидации являются:
- деятельность при отсутствии лицензии;
- признание регистрации недействительной;
- деятельность, не оговоренная в уставе или противоречащая уставу;
- многократное допущение грубых нарушений законодательства;
- иные нарушения.
Перечень оснований является базовым для ликвидации юридических лиц.
В случае, когда ликвидация проводится добровольно, решение принимается государственными органами управления, представитель которых обязательно должен быть включен в состав назначенной комиссии.
Причиной добровольной ликвидации может служить неэффективная деятельность унитарного предприятия, нерациональное расходование средств.
Порядок ликвидации муниципальных субъектов оговорен в законе 161 ф3 редакции 2007 года. Статус «унитарного» может быть присвоен только государственным предприятиям, следовательно, их имущество принадлежит Российской Федерации.
Этим обусловлено главное отличие при ликвидации МУП от юридических лиц других форм собственности – остаточные активы, финансовые средства и прочее имущество не распределяется между пайщиками, работниками, а переходит в фонд государства.
Уполномоченные органы власти прибегают к ликвидации МУП крайне редко, так как данные предприятия оказывают прямое влияние на экономическо-социальную жизнь региона. Альтернативой может быть реорганизация или слияние.
Слияние или присоединение возможно при условии наличия общего владельца фондов, имущества и активов. В противном случае реорганизация допустима при изменении права собственности.
Статья 65 Гражданского Кодекса исключает возможность признать банкротом даже убыточное казенное учреждение.
Решение о ликвидации унитарного предприятия принимается учредителем или судом, если для последнего есть законные причины – неустранимые нарушения при регистрации, систематические грубые в ходе деятельности, противоречие уставу и прочее.
После принятия решение начинается делопроизводство по ликвидации в порядке, определенном законом.
Постановление о ликвидации МУП может быть вынесено администрацией округа и подписано главой местного государственного органа управления. Решение выносится на обсуждение советом депутатов.
Правом инициировать ликвидацию наделены другие собственники предприятия, при условии согласования с органами местной власти.
После решения учредителем МУП назначается ликвидационная комиссия, которая наделяется правом управления структурой в процессе делопроизводства.
На практике к полной ликвидации МУП прибегают редко, более распространенная процедура относительно муниципальных учреждений – реорганизация, в этом случае сохраняется большинство рабочих мест и функции учреждения в социально-экономической жизни региона.
Так же, как и для остальных юридических лиц, обязательна публикация решения о ликвидации в печатных источниках.
Порядок ликвидации МУП в 2019 г. подразумевает преимущественно виды процедуры, при которых осуществляется реорганизация субъекта.
Реорганизация МУП имеет следующие формы:
- Слияние. Участвовать могут два и более предприятия.
- Присоединение к МУП одного и более субъектов.
- Разделение предприятия на два и более.
- Выделение из МУП одной или нескольких структур.
- Преобразование МУП в юридическое лицо иной формы собственности.
Условие для слияния или присоединения – наличие общего собственника. При слиянии права и обязательства ликвидируемых учреждений переходят к вновь образованному.
В случаях, когда реорганизация, создание филиалов и прочие виды, при которых частично или полностью сохраняются функции МУП и рабочие места, нецелесообразна, принимается решение о ликвидации.
Данная процедура может иметь следующие формы, в зависимости от инициатора:
Порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия
Унитарное предприятие — правовая форма коммерческой организации, имущество которой не является собственностью предприятия и не подлежит разделу над доли между участниками.
Основные законопроекты, которые регулируют деятельность данного вида организаций, являются Гражданский Кодекс РФ и ФЗ №161 «О государственных и муниципальных предприятиях».
Согласно ст. 61 ГК РФ ликвидация унитарного предприятия — комплекс правовых мер (юридических и бухгалтерских), направленный на полное прекращение деятельности организации без передачи прав и обязанностей третьим лицам (без правопреемства).
Ликвидация унитарного предприятия зависит от вида организации:
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
- ликвидация государственного унитарного предприятия;
- ликвидация муниципального унитарного предприятия;
- ликвидация федерального государственного унитарного предприятия.
Ликвидация муниципального унитарного предприятия
Ликвидация унитарного предприятия может быть инициирована органами местного самоуправления либо судебными органами. Основания и порядок судебной ликвидации прописан в Гражданском Кодексе РФ и других ФЗ.
Среди видов прекращения деятельности предприятия выделяют: добровольная ликвидация, принудительная ликвидация, банкротство, слияние, присоединение, реорганизация.
Наиболее популярным видом ликвидации предприятия, который влечет его прекращение существования в полной мере, является добровольная ликвидация или банкротство.
Пошаговая инструкция о ликвидации обособленного подразделения в статье по ссылке.
При добровольной ликвидации порядок ее проведения таков:
- Принятие решения о необходимости ликвидации организации органами местного самоуправления. Составление соответствующего приказа.
- Назначение ликвидационной комиссии, в том числе ее главы либо ликвидатора в единственном числе. Единственный ликвидатор назначается, если предприятие небольшое. В состав комиссии при ликвидации муниципального унитарного предприятия должен входить представитель органов местного самоуправления. С момента создания комиссии, ее члены выступают полномочными представителями компании с правом ведения дел, в том числе имеют право представляет интересы предприятия в суде.
- Уведомление государственных структур (ФНС) о начале процесса ликвидации унитарного предприятия. Форма уведомления о решении по вопросу ликвидации предприятия — P15001, форма уведомления о сборе ликвидационной комиссии — P15002.
- Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия проводится с оповещением сотрудников о предстоящей ликвидации/ реорганизации предприятия (не менее, чем за 2 месяца до закрытия). Подготовка обязательной документации для предстоящего сокращения штата, уведомление ближайшей службы занятости. Оповещение в данном случае должно быть составлено в письменной форме и включать данные по численности и должностям сокращаемых сотрудников.
- Размещение соответствующего объявления о начале процедуры ликвидации в официальном издании «Вестник государственной регистрации».
- Оповещение кредиторов о начале процесса ликвидации в письменном виде.
- Спустя 2 месяца после официального оповещения (срок для предъявления требований кредиторов), составление промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ). Утверждение данного документа должно проводится на общем собрании участников предприятия либо другими органами, принявшими решение о прекращении деятельности.
- При необходимости (если средств организации не хватает для погашения всех обязательств) организация публичных торгов для полной или частичной продажи имущества предприятия.
- Погашение задолженностей перед кредиторами происходит в порядке законной очередности (ст. 64 ГК РФ) сразу после утверждения ПБ, в том числе утверждения очередности погашения задолженностей.
- Итогом полного погашения обязательств перед кредиторами станет составление ликвидационного баланса (ЛБ).
- Оставшееся имущество после погашения кредиторской задолженности передается собственнику.
- Исключение предприятия из ЕГРЮЛ. В ФНС направляется заявление по форме P15002
- Прекращение деятельности МУПа завершается уничтожением печатей, сдачей документации в архив.
В случае, если по итогам проверки ликвидационной комиссии и составления промежуточного ликвидационного баланса выявляется неспособность рассчитаться по обязательствам организации перед кредиторами, глава комиссии (либо кредитор) должен обратится в местный Арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.
В случае, если денежных средств не хватило для погашения задолженностей, кредиторы имеют право потребовать через суд возмещения задолженности за счет личного имущества собственника предприятия.
Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме: слияния двух или нескольких унитарных предприятий; присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий; разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий; выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий; преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях. 3.
61 ГК РФ ликвидация унитарного предприятия — комплекс правовых мер (юридических и бухгалтерских), направленный на полное прекращение деятельности организации без передачи прав и обязанностей третьим лицам (без правопреемства). Ликвидация предприятия зависит от вида организации: ликвидация государственного унитарного предприятия; ликвидация муниципального унитарного предприятия; ликвидация федерального государственного унитарного предприятия. Порядок ликвидации Ликвидация унитарного может быть инициирована органами местного самоуправления либо судебными органами.
Этим и объясняется тот момент, что фирменное наименование унитарного предприятия, согласно действующему законодательству, должно содержать указание на то, кто является собственником его имущества. Ну а в уставных документах такого юридического лица должно быть указано, кому конкретно принадлежит имущество унитарного. Откладывает свой отпечаток на процедуру ликвидации и тот факт, что по своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем своим имуществом, но при этом ответственности по обязательствам собственника данного имущества оно не несет. Порядок и этапы. Ликвидация муниципального унитарного предприятия может быть осуществлена: по решению собственника его имущества. по решению суда. В обоих случаях данная процедура происходит в определенном порядке, установленном действующим законодательством.
Юридические лица: муниципальные унитарные предприятия
Подача требований кредиторов длится не менее двух месяцев. Начало подачи претензий начинается в день опубликования сообщения; подается извещение о начале процедуры в налоговую службу, банковские организации, центр занятости (с приложением перечня сотрудников) и внебюджетные фонды; выявляются известные должники и кредиторы. Комиссия в письменном виде оповещает их о начале ликвидации унитарного образования, предпринимает соответствующие меры в получении дебиторской задолженности; составляется промежуточный и ликвидационный баланс. Промежуточный баланс отображает состояние финансового положения предприятия в период принятия решения о ликвидации. На его базе ликвидационная комиссия проводит соответствующие расчеты с заимодавцами и составляет иски в отношении должников.
Основания для ликвидации МУП аналогичны, как и с предприятиями других форм собственности.
В частности причиной для принудительной ликвидации являются:
- деятельность при отсутствии лицензии;
- признание регистрации недействительной;
- деятельность, не оговоренная в уставе или противоречащая уставу;
- многократное допущение грубых нарушений законодательства;
- иные нарушения.
Перечень оснований является базовым для ликвидации юридических лиц.
В случае, когда ликвидация проводится добровольно, решение принимается государственными органами управления, представитель которых обязательно должен быть включен в состав назначенной комиссии.
Порядок ликвидации муниципальных субъектов оговорен в законе 161 ф3 редакции 2007 года. Статус «унитарного» может быть присвоен только государственным предприятиям, следовательно, их имущество принадлежит Российской Федерации.
Этим обусловлено главное отличие при ликвидации МУП от юридических лиц других форм собственности – остаточные активы, финансовые средства и прочее имущество не распределяется между пайщиками, работниками, а переходит в фонд государства.
Уполномоченные органы власти прибегают к ликвидации МУП крайне редко, так как данные предприятия оказывают прямое влияние на экономическо-социальную жизнь региона. Альтернативой может быть реорганизация или слияние.
2.1. Создание муниципальной организации возможно при наличии оснований, предусмотренных настоящим Порядком. Органы местного самоуправления муниципального образования «Город Новодвинск» вправе вносить предложения о создании муниципальной организации.
Глава V. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий (ст.ст. 29 — 35)
4.1. Ликвидация муниципальной организации возможна в любое время ее существования.
4.2. Решение о ликвидации муниципальной организации может быть принято учредителем муниципальной организации по согласованию с Городским Советом депутатов муниципального образования «Город Новодвинск». Органы местного самоуправления муниципального образования «Город Новодвинск» вправе вносить предложения о реорганизации муниципальной организации.
Сегодня срок ликвидации унитарного предприятия составляет довольно внушительный промежуток, который может длиться несколько лет. Максимального срока этой процедуры и вовсе не существует, а минимальный несколько превышает два месяца — именно столько времени, согласно действующего украинского законодательства, должно обязательно отводиться на то, чтобы все кредиторы муниципального унитарного предприятия успели подать заявления о компенсации.
Разумеется, это может отнять и куда больше времени — все зависит от компетентности ликвидатора. И поэтому мы рекомендуем доверять эту непростую процедуру только опытным профессионалам в данной сфере, лучшие из которых работают в юридической компании Варантум.