- Экономика

Обязательный Аудит Для Ооо В 2019 Году Критерии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный Аудит Для Ооо В 2019 Году Критерии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

• Отчетность составляется банковскими и страховыми учреждениями. • Выручка в прошлом году составила более 400 000 000 рублей.

При определении этого значения не учитывается НДС, акцизы и пошлины.

Определение обязательного аудита содержит в себе ежегодную, независимую оценку аудитором бухгалтерской, налоговой и другой финансовой отчетности предприятия, компании, фирмы или частного предпринимателя, с целью отражения независимого мнения о правильности отражения всех показателей в представленной к проверке документации.

Приведем в таблице для обязательного аудита критерии 2019 года для ООО и организаций иных форм. При наличии хотя бы одного из перечисленных условий проведение аудита является обязательным.

Обязательный аудит за 2019 год: критерии Критерий Условие Организационно-правовая форма или вид деятельности — акционерное общество; — кредитная организация; — бюро кредитных историй; — профессиональный участник РЦБ; — страховая организация; — клиринговая организация; — общество взаимного страхования; — организатор торговли; — негосударственный пенсионный или иной фонд; — акционерный инвестиционный фонд; — управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов) Обращение ценных бумаг допущены к организованным торгам Выручка от продажи продукции (выполнения работы, оказания услуг)

Важно Чиновники планируют изменить в 2019 году критерии проведения аудита.

Проект закона (№ 273179-7). Планируется:

  1. поднять сумму активов бухбаланса по состоянию на конец каждого из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет — до 200 млн руб.
  2. увеличить объем выручки за каждый из предшествовавших отчетному году двух последовательных лет до 600 млн руб.
  3. Ввести критерий по численности работников — не более 100 человек за каждый из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет.

При принятии решения о проведении проверки отчетности обществу надо не только учитывать требования, перечисленные выше, но и законы, регулирующие сферу деятельности. Несмотря на то что критерии обязательного аудита изложены в отдельной статье закона (мы перечислили их выше), последний подпункт п.

1 ст. 5 закона № 307-ФЗ говорит о наличии дополнительных критериев, устанавливаемых отдельными законами (см.

таблицу)

Обязательный аудит для ООО в 2019 году: критерии

Проводиться данное мероприятие должно по требованию, поскольку отказ от этого грозит наказанием. Штрафы являются достаточно большими. Например, если на вашем предприятии не будет проводиться обязательный аудит, то размер штрафа составит 5-10 тысяч рублей на должностных лиц. Повторное нарушение грозит штрафом в 20 тысяч рублей, а также дисквалификацией на одн-два года.

В 2017 году в России в процедуре проведения обязательного аудита появились существенные изменения, вызванные введением в действие Международных стандартов аудита (МСА). Что это за изменения, как они отразятся на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По данным Минфина России, в 2015 году среди аудиторских заключений 77,6% содержали положительное мнение, 21,6% мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,5%, а отказ от его выражения — 0,3% [5] .

Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.

В случае обязательного аудита нарушением считается:

  • Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 – 5 000 рублей;
  • Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
  • Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 – 10 000 рублей.

Все ООО, подпадающие под законодательные требования, должны проходить обязательную проверку, иначе придется платить большие штрафы. Также важно отслеживать сроки сдачи аудиторских заключений в органы статистики, их нарушение также повлечет за собой наложение штрафных санкций.

Обязательный аудит – это проверка всех бухгалтерской и финансовой отчётности компании, которая происходит ежегодно. Среди тех, кто должен проводить обязательный аудит, есть либо аудиторские организации, либо отдельные индивидуальные аудиторы с квалификационным аттестатом. Подробнее об этом можно прочесть в Федеральном законе 307, доступном к ознакомлению по ссылке.

Также ещё одно из требований к обязательному аудиту состоит в том, что только аудиторские организации могут проводить проверку, если компания является:

  • Государственной компанией.
  • Негосударственным пенсионным фондом.
  • Организацией, не менее 25% процентов которой имеет государство.
  • Кредитные и страховые компании.

Аудиторская проверка производится согласно российскому законодательству, а также в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Целями обязательного аудита признаются:

  1. Выражение мнения о достоверности данных в финансовой и бухгалтерской отчётности.
  2. Выявление ошибок учёта.
  3. Анализ бизнеса – выявление рисков, факторов развития, разработка рекомендаций по улучшению финансово-хозяйственной деятельности.

Последний пункт особенно важен, так как бизнес-рекомендации также входят в окончательное заключение, поэтому мнение в этой части должно быть выстроено корректно и взвешено, чтобы избежать неправильной трактовки.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

После определения, кто попадает под обязательный аудит, нужно понять, как проводится контроль. А провести аудиторскую проверку не так просто, как кажется изначально. Это масштабный и трудоёмкий процесс, включающий в себя следующие шаги:

Планирование и подготовка. Сначала разрабатывается тактика обязательного аудита, его график и программа, которая обязательно обсуждается с владельцем организации. Собирается аудиторская группа, которая осуществляет проверку. Аудиторам налаживают связь со всеми подразделениями компании, представляют исчерпывающую информацию о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица.

Аудиторская проверка. На этом этапе происходит сбор всех необходимых данных и их анализ. Специалист проверяет все первичные и уставные документы, данные расчётов, учётная политика компании. На соответствие требованиям законодательства проверяется и вся бухгалтерская документация, в том числе и валюта баланса. Составляется список рекомендаций, согласно которым нужно будет устранить недочёты. Закон обязывает передать рекомендации и подробные отчёты об ошибках руководству организации.

Аудиторское заключение. Вся собранная и проанализированная информация становится базой для составления аудиторского мнения о достоверности финансовой отчётности. Главный итог организованной проверки, аудиторское заключение, может быть одного из двух типов:

  • Немодифицированное – составляется, если к компании нет нареканий, и её бухгалтерская отчётность соответствует реальному положению дел.
  • Модифицированное – когда отчётность содержит необоснованные искажения данных. Тогда аудитор может выдать мнение с оговоркой, отрицательно мнение или вовсе отказаться от подведения итогов. По правилам, перед вынесением заключения аудитором организация имеет право исправить все ошибки, если их мало и они небольшие.

Подача заключения в Росстат. С января 2014 года все организации, которые проходят аудиторскую проверку, отправляют результаты этого процесса в статистику. Делается это в момент подачи годовой бухгалтерской отчётности.

Сейчас в России не так много компаний получают модифицированные заключения. Всего около 1% из проходящих обязательный аудит получают отрицательное мнение или отказ. Почти 80% проходят аудиторские проверки успешно.

Меры наказания за отказ в осуществлении аудиторской проверки есть, но прямо в законе они не прописаны. Сначала организации будет отказано в принятии бухгалтерской отчётности за год. А так как она не будет сдана, это приведёт к административному штрафу до 20 000 рублей.

Небольшие штрафы могут быть наложены и за то, что вместе с отчётностью не предоставлены результаты обязательного аудита.

Недавние изменения в законодательстве открыли ещё одну возможность организациям получить штраф – данные проведённого обязательного аудита должны быть в открытом доступе. Руководителя компании могут дисквалифицировать и заставить его выплатить штраф до 50 000 рублей.

Санкциям может быть подвергнут и тот, кто проводил контроль. Согласно Кодексу по Административным Правонарушениям, наказание может быть назначено за:

  • Недостоверные данные в заключении.
  • Убытки из-за некачественного отчёта об аудиторской проверке.

Также для тех, кто проводит обязательный аудит, готовится законопроект об уголовной ответственности за серьёзные правонарушения.

Аудиторская проверка, проводящаяся по новым правилам, несёт в себе как положительные, так и отрицательные черты.

Говоря о первых, стоит сказать о прозрачности работы предприятий, что несомненный плюс – риск внутренних нарушений снижается, потенциальные партнёры и инвесторы могут оценивать успешность работы с тем или иным юридическим лицом.

Обязательный аудит в 2019 году претерпел некоторые изменения, которые компании должны учитывать в своей производственной деятельности. В этой статье мы рассмотрим критерии обязательного аудита в 2019 году для ООО и компаний других форм собственности, а также рассмотрим изменения, которые уже действуют и которые только могут вступить в силу.

Обязательный аудит проводится ежегодно. Законом установлено ограничение, что любая компания должна пройти аудиторскую проверку до 31 декабря года, следующего за отчётным.

То есть если мы говорим об аудиторской проверке за 2018 год, пройти её нужно до 31 декабря 2019 года. Однако большинство компаний старается сделать это ещё до сдачи отчётности в налоговую, то есть до 1 апреля.

Обязательный аудит для ООО в 2019 году: новые критерии, организации

Компания ГАРАНТ

Организация (ЗАО) подлежит обязательному ежегодному аудиту. Сумма активов, отраженная в бухгалтерском балансе, превышает 60 млн. руб. Какие сроки установлены для проведения ежегодного обязательного аудита? Может ли организация не проводить аудит? Какая установлена ответственность за непроведение ежегодного обязательного аудита?

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ)).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательному аудиту, в частности, подлежат организации, у которых объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн. руб.

— квартальную бухгалтерскую отчетность — в течение 30 дней по окончании квартала;

— годовую бухгалтерскую отчетность — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В соответствии с пп. «г» п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности и подтверждает ее достоверность, если в соответствии с федеральными законами в организации должен проводиться обязательный аудит.

Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ содержит перечень случаев обязательного аудита, но исчерпывающим он не является. Наиболее полно субъекты обязательного аудита перечислены в «Информации Минфина РФ» от 11.01.2017.

Указанные в «Информации» случаи обязательного аудита представляют собой таблицу из 69 пунктов, сгруппированных по основным критериям, с указанием норм законодательства, отчетности, которая должна при этом проверяться, а также требований к аудиторам, имеющим право на проведение таких проверок.

Так, исходя из критериев, обязательный аудит проводится следующими организациями:

  1. акционерными обществами, фондами, ФГУП, госкорпорациями, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями (пункты 1-9 Информации);
  2. компаниями, чьи ценные бумаги допущены к торгам, кредитными организациями, бюро кредитных историй, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, профобъединениями страховщиков, профучастниками рынка ценных бумаг, клиринговыми организациями, организаторами торговли, депозитариями, также проведение обязательного аудита осуществляется акционерными инвестфондами, НПФ, микрофинансовыми организациями, организаторами лотерей и азартных игр, кредитными и жилищными накопительными кооперативами, саморегулируемыми организациями, политическими партиями, застройщиками и т.п. (пункты 10- 50 Информации);
  3. проводят обязательный аудит организации, чей объем выручки за предыдущий год более 400 млн рублей, либо сумма активов по балансу свыше 60 млн рублей (пункт 68 Информации);
  4. обязательный аудит отчетности проводят у себя ЦБ РФ, Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Госкорпорация «Роскосмос», АО РЖД, Фонд содействия кредитованию и другие (п. 11-67 Информации);
  5. обязательный аудит проводят все организации, представляющие и/или публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 69 Информации).

Если компания вовремя не позаботилась о проведении обязательной аудиторской проверки в 2017 году, или же не представила вовремя заключение этой проверки, она может быть оштрафована. Штрафы, действующие в 2017 году очень существенные. Так руководитель (должностное лицо) будет наказан на сумму от 10000 до 20000 рублей, а сама организация – от 20000 до 700000 рублей.

Аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, подаваемой в ИФНС, но оно должно присутствовать в комплекте бухотчетности, представляемой в органы статистики.

Непредставление аудиторского заключения в составе отчетности для Росстата, или нарушение срока представления для организации обернется штрафом от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц – 300-500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Если аудит вовсе не проводился, и у организации нет обязательного для нее аудиторского заключения – это грубое административное нарушение, за которое предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. руб., налагаемый на руководство компании. При повторном нарушении штраф вырастет до 20 тыс. руб. либо должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-2 года (ст. 15.11 КоАП РФ).

Если отсутствует обязательный аудит по критериям 2017 г. для ООО, штрафы будут аналогичны.

Для АО штрафы намного существеннее – раскрытие информации не в полном объеме, в том числе бухотчетности без аудиторского заключения, грозит административным штрафом в размере, установленном п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ:

  • 30-50 тыс. руб. для должностных лиц (или их дисквалификация от 1 года до 2-х лет),
  • 700 тыс. – 1 млн руб. для организации.

Непредставление аудиторского заключения в составе отчетности для Росстата, или нарушение срока представления для организации обернется штрафом от 3 до 5 тыс. руб. для должностных лиц – 300-500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Если аудит вовсе не проводился, и у организации нет обязательного для нее аудиторского заключения – это грубое административное нарушение, за которое предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. руб. налагаемый на руководство компании. При повторном нарушении штраф вырастет до 20 тыс. руб. либо должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-2 года (ст. 15.11 КоАП РФ).

Может ли организация быть наказана за непроведение обязательной аудиторской проверки? Да, но санкции последуют не напрямую. Прежде всего, ей будет отказано в принятии годовой бухгалтерской отчетности. Такая несдача привет к возложению на нее административной ответственности.

Также может быть установлен факт грубого нарушения правил ведения бухгалтерской отчетности, что приведет к административному штрафу в размере до 20000 рублей. Небольшие штрафы могут быть наложены за непредоставление заключения вместе с отчетностью и органами статистики.

По сравнению с предыдущими периодами почти ничего не изменилось, за исключением требований о включении данных об обязательности аудита в Единый государственный реестр согласно закону 129-ФЗ и требований об обязательной публикации результатов аудита.

Неисполнение этого требования может стать основанием для привлечения к административной ответственности, руководитель может быть дисквалифицирован или подвергнут штрафу до 50000 рублей (п. 6, 7, 8 ст. 14.2 КоАП ).

Санкции, накладываемые на самих аудиторов, ужесточились. За недостоверность заключения они могут подвергнуться санкциям согласно КоАП, а также предполагается ввести уголовную ответственность, если подготовка некачественного отчета привела к существенным убыткам. Закон об уголовной ответственности пока находится на рассмотрении.

Изменения в порядке проведения проверки, с одной стороны, носят позитивный характер, повышая прозрачность работы предприятий и доверие к ним инвесторов и партнеров, с другой стороны, раскрытие дополнительной информации, которая перестала быть налоговой тайной, может привести к повышению стоимости банковских кредитов ввиду публичности некоторых рисков. Но в конечном итоге анализ документации по новым правилам должен пойти на пользу бизнесу .

Зачем нужен аудит? Подробности — в данном видео.

Если ООО обязано, но не проводит обязательный аудит, грозят штрафы.

Минфин письмом от 19.01.18 № 07-04-09/2694 опубликовал Рекомендации аудиторам. Из раздела II документа следует, что аудиторы не будут делать замечаний, если в учетной политике компания не стала переписывать способы из-за поправок в ПБУ 1/2008.

С 6 августа 2017 года компании должны по-новому выбирать способы учета. Правила поменялись для случаев, когда в стандарте нет способов. Тогда их нужно разработать самим. При этом нужно учитывать последовательно:

  • МСФО;
  • федеральные и (или) отраслевые стандарты по аналогичным вопросам;
  • рекомендации по бухучету.

В первую очередь следует придерживаться международных правил, если в отечественных стандартах способов нет. К примеру, в ситуации с лизингом нужно брать за основу правила, которые прописаны в МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н).

По мнению ведомства, компании и раньше должны были разрабатывать свои способы с учетом международных стандартов. Поэтому обновленное ПБУ 1/2008 не добавило обязанности читать международные стандарты. Она была и раньше.

Изменения в правила составления учетной политики вступили в силу 6 августа 2017 года. При этом не прописали специальных сроков для применения новой редакции ПБУ 1/2008. В таком случае учетную политику надо скорректировать. А изменения способов учета отразить ретроспективно (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

Многие компании до сих пор применяют способы из старых инструкций отраслевых ведомств и министерств. Есть риск, что проверка по новому алгоритму покажет, что способы применять нельзя. Тогда нужно выбрать правильно и пересчитать весь год.

Минфин рекомендовал аудиторам не считать нарушением, если компания не стала менять способы учета, которые приняла до вступления в силу приказа от 28.04.17 № 69н. Те способы, которые компании разработали по правилам до корректировок в ПБУ 1/2008, отменять не нужно.

В Минфине считают редкостью ситуации, когда отечественные способы противоречат международным. Аудиторы не должны считать нарушением, что в компании действовали собственные способы, принятые раньше августа 2017 года.

Не исключено, что аудиторы решат, что вообще не нужно проверять в политике способы учета, если они не записаны в федеральных стандартах.

Если компания попадает под критерии об обязательной аудиторской проверке в 2017 году, то она обязана предоставить в Росстат заключение об этой проверке. Как правило заключение передается вместе с пакетом бухгалтерской отчетности, однако можно сделать это отдельно в течение десяти рабочих дней, начиная со следующего дня даты, указанной в заключение, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, а потому представлять его в налоговую инспекцию вместе с годовой отчетностью не нужно (ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

А вот в Росстат заключение, полученное по результатам обязательного аудита, представить необходимо. Сделать это нужно вместе с годовой отчетностью. А если на момент сдачи такой отчетности в Росстат аудиторская проверка еще не завершена, то досдать аудиторское заключение в орган статистики нужно не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

​Аудит представляет собой очень трудоемкий процесс, поэтому непосредственно перед проверкой составляется ее подробный план. В начале изучаются сведения о предприятии, на котором она будет проходить. На основании этой информации определяется стратегия и тактика, разрабатывается программа аудита, составляется график и план. Все согласовывается с клиентом.

В 2017 году нормы законодательства несколько изменились, с учетом внедрения международных правил и стандартов проведения аудиторских проверок. Помимо основных законов регулируется обязательный аудит по новым нормам Приказом Минфина №192н. вышедшим 24 октября 2016 года. Им введено в силу 30 международных стандартов аудита .

Также чуть позже был принят Приказ №203н, который утвердил еще 18 стандартов. Среди наиболее значимых изменений :

  • внедрение принципов поэтапного аудита;
  • введение понятия аудиторских доказательств;
  • изменение формы заключения, вместо стандартного отчета предлагается расширенный документ с анализом деятельности организации, рисков бизнеса и других вопросов;
  • подготовка модифицированного заключения;
  • аудиторское заключение, выполненное для организаций, для которых требуется обязательный аудит, должно публиковаться.

Ответственность аудиторских организаций с введением новых стандартов усилилась, увеличится и конкуренция, так как публикация отчетов даст возможность всем желающим ознакомиться с качеством работы аудиторов до заключения договоров.

Также серьезное влияние на работу аудиторов окажет отмена с 2018 года положений об аудиторской тайне. Пока этот закон принят только в первом чтении. Согласно ему на сотрудников аудиторских компаний будет возложена обязанность сообщения в органы финансового мониторинга о так называемых «странных» операциях клиентов.

Новые стандарты существенно увеличили трудоемкость работы проверяющих отчетность специалистов. Серьезно измененные требования, необходимость заполнения дополнительных таблиц увеличили трудозатраты специалистов на 30-40%. пропорционально должна была увеличиться и цена на эти услуги.

Но если договор на проведение проверки в 2017 году заключен еще в 2016, она может быть проведена по старым правилам, а значит, не увеличится и ее стоимость. Но аудит финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год будет проводиться в 2018 уже по новым правилам .

В любом случае, стоимость услуг аудитора должна быть утверждена участниками общества, поэтому при вынесении вопроса об обязательном аудите на собрание участников цена должна быть определена.

Аудиторская проверка и ее суть не претерпели каких-либо изменений. Стандартно проверяется правильность ведения бухгалтерского учета на основании документов по определенной выборке, сплошной аудит не проводится. Но существенно увеличился объем предоставляемой информации, а значит, и нагрузка на бухгалтера.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляет и публикует Минфин России. В 2019 году список приведен в информации ведомства от 16.01.19 № ИС-аудит-27.

Согласно изменениям в перечне, общее количество случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год составило 73 (в 2017-2018 гг. – 71). Актуальный перечень включает следующие новые случаи обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО “Почта России”.

Если по указанным параметрам для предприятия аудит обязателен к проведению,под ревизию попадает вся документация юрлица. В ходе такой проверки можно привести учет компании в порядок, получить отчет о существующих и потенциальных рисках деятельности.

Аудитор утверждается на собрании учредителей (участников), после чего заключается договор на оказания аудиторских услуг. Приступая к работе, аудитор оценивает объем проверки, исходя из специфики деятельности аудируемого субъекта. После чего:

  1. Согласовывает с руководством план работ с учетом сроков готовности форм отчетности до их сдачи.
  2. Проводит проверку путем сбора данных, тестирования средств контроля на предприятии, анализа полученной картины.
  3. Информирует руководство о рисках в деятельности и о недостатках собственных систем учета и контроля.
  4. Оформляет результат проверки в виде заключения.

Этот документ является официальным. Заключение содержит:

  • перечень адресатов данного документа;
  • данные об аудируемой организации;
  • данные о самом аудиторе;
  • указание периода и перечня проверенной отчетности, охватываемые проверкой с обозначением, как распределена ответственность в отношении отчетности между аудируемым субъектом и аудитором;
  • информацию о произведенной работе (ее объем);
  • мнение о достоверности отчетности с уточнением факторов, влияющих на достоверность;
  • результаты проверки;
  • дату составления заключения.

Заключение представляется в Росстат одновременно с годовым отчетом. В случае если на время сдачи отчетности проверка не завершилась, можно сдать заключение в срок до десяти рабочих дней от даты документа, но успеть необходимо до завершения года. В налоговую сдавать заключение по аудиту не нужно.

Обратите внимание, что с 2020 года в шапке бухгалтерского баланса теперь необходимо указывать, подлежит ли отчетность обязательному аудиту. И если да, то указывают данные об аудиторе/аудиторской фирме.

Также с 1 января 2020 года вступили в силу Нормы Закона № 444-ФЗ. С этой даты, в частности, Росстат прекратил собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 01.01.2018.

​Аудит представляет собой очень трудоемкий процесс, поэтому непосредственно перед проверкой составляется ее подробный план. В начале изучаются сведения о предприятии, на котором она будет проходить. На основании этой информации определяется стратегия и тактика, разрабатывается программа аудита, составляется график и план. Все согласовывается с клиентом.

Специальных положений для проведения обязательного аудита ООО в законе не установлено (Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Есть норма о том, что общее собрание участников вправе принять решение о проверке отчетности. Но это уже инициатива руководства компании, а не требование закона. Если в вашем уставе такого указания нет, сверьтесь с общими критериями обязательного аудита.

Ознакомившись с порядком проведения обязательного аудита финансовой отчетности, не забудьте посмотреть следующие ссылки, они помогут не допускать ошибок:

Проведение обязательного аудита финансовой отчетности имеет целью оценку специалистами в области аудита достоверности бухотчетности проверяемой фирмы.

Такая оценка важна лицам, заинтересованным получить независимую информацию о состоянии дел в фирме, то есть пользователям ее бухотчетности.

Для них результаты обязательного аудита это один из основных источников достоверной и объективной информации.

В числе лиц, заинтересованных в ее получении – практически все, с кем у фирмы в той или иной форме существуют деловые отношения, в том числе:

  • ее владельцы;

  • высшее руководство фирмы;

  • ее контрагенты по ГП договорам;

  • банки, у которых фирма берет кредит или просто заказывает текущее обслуживание;

  • страховщики;

  • контролирующие органы, прежде всего – налоговые инспекции;

  • статистическая служба страны в лице Росстата;

  • обычные сотрудники фирмы и т.д.

Кроме того, так как сведения из бухотчетности, а также результаты обязательного аудита финансовой отчетности считаются открытыми, общедоступными и официально публикуются, эта информация входит в состав сведений про проверке контрагентов. Результаты обязательного аудита организации – контрагента могут:

  • либо подтвердить добросовестность потенциального или действующего контрагента,

  • либо же, наоборот, послужить предостережением от заключения рискованных сделок с точки зрения налогового контроля.

Результаты обязательного аудита это дополнительная возможность снизить налоговые риски при проверке контрагентов.

Именно поэтому, учитывая общественную важность аудиторский проверок, российское законодательство очень детально регламентирует все, что касается таких проверок и их результатов. Аудит является обязательным если это устанавливает или профильный Закон от 30.12.08 № 307-ФЗ, или другие общероссийские законы.

Обязательный аудит организации – это независимая проверка сведений, отраженных в ее бухотчетности. Данные сведения отражаются в бухгалтерских отчетных формах на основании данных из бухучета.

Бухотчетность юрлица содержит информацию о его финансовом состоянии и результатах ведения деятельности.

Обязательный аудит организации имеет целью сформировать и сделать общеизвестным независимое профессиональное мнение профильных специалистов о достоверности бухотчетности, которую составляют и публикуют отдельные фирмы.

Таким образом, ежегодному обязательному аудиту подлежат не все юрлица, а только те из них, которые упомянуты в профильном Законе от 30.12.08 № 307-ФЗ или же в другом федеральном законе.

Так, на сегодняшний день ежегодному обязательному аудиту подлежат следующие группы экономических субъектов.

  1. Акционерные общества.
  2. Фирмы*, которые сдают или раскрывают годовую консолидированную бухотчетность.
  3. Юрлица – эмитенты ценных бумаг, котирующихся на торгах.
  4. Фирмы, имеющие выручку от продаж за год, предшествующий отчетному, более 400 млн р.
  5. Фирмы**, у которых активы по бухгалтерскому балансу за год, предшествующий отчетному, составляют больше 60 млн р.
  6. Кредитные юрлица.
  7. Бюро кредитных историй.
  8. Фирмы – профучастники рынка ценных бумаг, в том числе:
  • брокеры;

  • дилеры;

  • управляющие;

  • депозитарии и т.д.

  1. Страховщики.
  2. Клиринговые центры.
  3. Биржи.
  4. Общества взаимного страхования.
  5. Пенсионные негосударственные фонды (НПФ).
  6. Инвестиционные акционерные фонды и их управляющие компании.
  7. ПИФы (инвестиционные паевые фонды).

Кроме того, в соответствии с отдельными законами федерального уровня ежегодному обязательному аудиту подлежат также:

  • Банк России (Центробанк);

  • госкорпорации;

  • госкомпании;

  • фирмы – застройщики;

  • юрлица, ведущие микрофинансовую деятельность;

  • фирмы – организаторы азартных игр;

  • саморегулируемые организации;

  • накопительные жилищные кооперативы;

  • потребительские кредитные кооперативы;

  • организаторы и операторы лотерей;

  • политические партии и т.д.

В связи с тем, что ежегодному обязательному аудиту подлежат очень разные юрлица из мало связанных между собой сфер экономики России, чтобы независимая профессиональная проверка бухотчетности таких юрлиц приводила к желаемым результатам, законодатели четко определили порядок проведения обязательного аудита финансовой отчетности. Придерживаться указанного порядка обязаны как аудиторские фирмы, так и индивидуальные специалисты.

По действующим правилам обязательный независимый аудит проводится как фирмами, так и индивидуальными специалистами, на основании специального договора, заключаемого с проверяемым юрлицом. Однако для последних действуют ограничения по проверяемым экономическим субъектам.

Например, индивидуальные специалисты не вправе выражать мнение о достоверности бухотчетности акционерных обществ.

Поэтому, чтобы результаты независимой проверки не вызывали сомнений, и деньги не были потрачены зря, при заключении договора проверяемому юрлицу рекомендуется ознакомиться с ограничениями и требованиями к обязательном аудиту финансовой отчетности.

Обязательный аудит для ООО в 2019 году – это трудоемкий процесс, поэтому для упрощения перед проверкой необходимо подготовить ее подробный план.

В первую очередь рассматриваются данные о компании, в которой запланирована проверка. Это позволяет выбрать конкретные стратегию и тактику работы, сформировать программу аудита, а также график и план.

Все этапы проведенной подготовки должны обязательно быть согласованы с клиентом.

Проведение обязательного аудита финансовой отчетности имеет целью оценку специалистами в области аудита достоверности бухотчетности проверяемой фирмы.

Такая оценка важна лицам, заинтересованным получить независимую информацию о состоянии дел в фирме, то есть пользователям ее бухотчетности.

Для них результаты обязательного аудита это один из основных источников достоверной и объективной информации.

В числе лиц, заинтересованных в ее получении – практически все, с кем у фирмы в той или иной форме существуют деловые отношения, в том числе:

  • ее владельцы;
  • высшее руководство фирмы;
  • ее контрагенты по ГП договорам;
  • банки, у которых фирма берет кредит или просто заказывает текущее обслуживание;
  • страховщики;
  • контролирующие органы, прежде всего – налоговые инспекции;
  • статистическая служба страны в лице Росстата;
  • обычные сотрудники фирмы и т.д.

Кроме того, так как сведения из бухотчетности, а также результаты обязательного аудита финансовой отчетности считаются открытыми, общедоступными и официально публикуются, эта информация входит в состав сведений про проверке контрагентов. Результаты обязательного аудита организации – контрагента могут:

  • либо подтвердить добросовестность потенциального или действующего контрагента,
  • либо же, наоборот, послужить предостережением от заключения рискованных сделок с точки зрения налогового контроля.

Результаты обязательного аудита это дополнительная возможность снизить налоговые риски при проверке контрагентов.

Именно поэтому, учитывая общественную важность аудиторский проверок, российское законодательство очень детально регламентирует все, что касается таких проверок и их результатов. Аудит является обязательным если это устанавливает или профильный Закон от 30.12.08 № 307-ФЗ, или другие общероссийские законы.

Обязательный аудит организации – это независимая проверка сведений, отраженных в ее бухотчетности. Данные сведения отражаются в бухгалтерских отчетных формах на основании данных из бухучета.

Бухотчетность юрлица содержит информацию о его финансовом состоянии и результатах ведения деятельности.

Обязательный аудит организации имеет целью сформировать и сделать общеизвестным независимое профессиональное мнение профильных специалистов о достоверности бухотчетности, которую составляют и публикуют отдельные фирмы.

Таким образом, ежегодному обязательному аудиту подлежат не все юрлица, а только те из них, которые упомянуты в профильном Законе от 30.12.08 № 307-ФЗ или же в другом федеральном законе.

Так, на сегодняшний день ежегодному обязательному аудиту подлежат следующие группы экономических субъектов.

  1. Акционерные общества.
  2. Фирмы*, которые сдают или раскрывают годовую консолидированную бухотчетность.
  3. Юрлица – эмитенты ценных бумаг, котирующихся на торгах.
  4. Фирмы, имеющие выручку от продаж за год, предшествующий отчетному, более 400 млн р.
  5. Фирмы**, у которых активы по бухгалтерскому балансу за год, предшествующий отчетному, составляют больше 60 млн р.
  6. Кредитные юрлица.
  7. Бюро кредитных историй.
  8. Фирмы – профучастники рынка ценных бумаг, в том числе:
  • брокеры;
  • дилеры;
  • управляющие;
  • депозитарии и т.д.
  1. Страховщики.
  2. Клиринговые центры.
  3. Биржи.
  4. Общества взаимного страхования.
  5. Пенсионные негосударственные фонды (НПФ).
  6. Инвестиционные акционерные фонды и их управляющие компании.
  7. ПИФы (инвестиционные паевые фонды).

Кроме того, в соответствии с отдельными законами федерального уровня ежегодному обязательному аудиту подлежат также:

  • Банк России (Центробанк);
  • госкорпорации;
  • госкомпании;
  • фирмы – застройщики;
  • юрлица, ведущие микрофинансовую деятельность;
  • фирмы – организаторы азартных игр;
  • саморегулируемые организации;
  • накопительные жилищные кооперативы;
  • потребительские кредитные кооперативы;
  • организаторы и операторы лотерей;
  • политические партии и т.д.

В связи с тем, что ежегодному обязательному аудиту подлежат очень разные юрлица из мало связанных между собой сфер экономики России, чтобы независимая профессиональная проверка бухотчетности таких юрлиц приводила к желаемым результатам, законодатели четко определили порядок проведения обязательного аудита финансовой отчетности. Придерживаться указанного порядка обязаны как аудиторские фирмы, так и индивидуальные специалисты.

Изменения в правила составления учетной политики вступили в силу 6 августа 2017 года. При этом не прописали специальных сроков для применения новой редакции ПБУ 1/2008. В таком случае учетную политику надо скорректировать. А изменения способов учета отразить ретроспективно (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

  1. Сумма выручки за год, предшествующий отчетному >400 млн руб.;
  2. Сумма активов по бухбалансу на конец года, предшествующий отчетному >60 млн руб.;
  3. Ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  4. Организация является кредитной/страховой/клиринговой, бюро кредитных историй, профучастником рынка ценных бумаг, обществом взаимного страхования, организатором торговли, НПФ, АИФ, управляющей компанией АИФ, ПИФ или НПФ (исключение — внебюджетные фонды);
  5. Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.

Рекомендации проверяющим можно найти в письме Минфина от 19.01.18 № 07-04-09/2694. Раздел II фиксирует: аудиторы не должны акцентировать внимание на отсутствии в учетной политике компании переписанных способов из-за поправок в ПБУ 1/2008. С 6.08.2017 г. фирмы должны использовать новый подход к выбору способов учета. Правила изменились для случаев, когда в стандарте отсутствуют способы – тогда их разрабатывают самостоятельно, последовательно учитывая:

  • МСФО;
  • федеральные и (или) отраслевые стандарты по аналогичным вопросам;
  • рекомендации по бухучету.

Прежде всего, необходимо следовать международным правилам, если необходимая информация отсутствует в российских стандартах. Допустим, если речь идет о лизинге, берутся правила из МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н). Считается, что и раньше фирмы должны были использовать собственные способы, опираясь на международные стандарты. А значит, обновленное ПБУ 1/2008 не вводит дополнительную обязанность по чтению международных стандартов, она была раньше.

Поправки, внесенные в принципы подготовки учетной политики, действуют с 6.08.2017 г. При этом не прописаны специальные сроки для использования новой редакции ПБУ 1/2008, значит, учетная политика должна пройти корректировку, изменения способов учета должны быть отражены в ретроспективном порядке (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

Немало фирм все еще работают со способами, взятыми из уже устаревших инструкций отраслевых ведомств и министерств. Проверка по новому алгоритму может показать, что такой подход не должен использоваться, поэтому нужно пересчитать весь год. Согласно рекомендации Минфина, компания ничего не нарушает, если не меняет способы учета, принятые до подписания приказа от 28.04.17 № 69н.

Не отказывайтесь от способов, которые разработаны в ООО до изменений в ПБУ 1/2008. По мнению Минфина, крайне редко приходится сталкиваться с ситуациями, когда отечественные способы вступают в противоречие с международными. Использование компанией собственных способов, принятых до августа 2017 года не считается нарушением. Есть вероятность, что аудиторы решат не оценивать способы учета, если те отсутствуют в федеральных стандартах.

Если компания публикует сводную бухгалтерскую отчетность, она должна пройти обязательный аудит. Организационно-правовая форма, статус юридического лица, специфика коммерческой деятельности, применяемый режим налогообложения значения не имеют. Данная норма закреплена ФЗ №307 (ст. 5 п. 5).

Что касается сводной отчетности, она должна формироваться, публиковаться в соответствии с требованиями, установленными ФЗ №208 (27.10.2010). Отражает такая отчетность реальное финансовое положение, результаты деятельности организации.

Составляются документы по МСФО. Отчетным периодом является календарный год. На представление консолидированной отчетности организации отводится 120 дней с момента окончания отчетного периода.

Просрочка грозит серьезными финансовыми, юридическими последствиями.

Обязательный аудит в организациях, формирующих консолидированную отчетность, проводится до момента ее публикации. Заключение публикуется вместе с отчетными документами. Контролирует раскрытие отчетности преимущественно Центробанк.

С необходимостью проводить обязательный аудит может столкнуться компания, ранее не сталкивавшаяся с проверками такого рода. Причина – превышение суммы активов или выручки. Достаточно 1 рубля, чтобы аудит для юридического лица стал обязательным.

Актуальные финансовые лимиты:

  • По выручке – 400 миллионов рублей. Важно учитывать всю выручку (от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг).
  • По сумме активов – 60 миллионов рублей. Определяется сумма активов по данным годового бухгалтерского баланса.

Важный момент: для того чтобы аудит для компании стал обязательным, достаточно превышения по одному из указанных выше критериев (только по выручке или только по сумме активов).

В этом году правила представления отчетности и аудиторского заключения организациями, проходящими обязательный аудит, меняются. За 2019 год в органы статистики большинство компаний будут сдавать только результаты аудита. Бухгалтерскую отчетность будет принимать только налоговая. Но есть исключения.

Обязанность по представлению в Росстат бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения остается у организаций, в отчетности которых фигурируют сведения, относящиеся к гостайне. Также отдельные случаи сдачи в статистику полного пакета отчетности будут устанавливаться правительством РФ.

Что касается сведений о бухгалтерской отчетности, они все так же будут отражаться в реестре. Обязанности по ведению информационного ресурса возлагаются на ФНС. Доступ к сведениям будет платным.

Сроки представления отчетности в налоговую и аудиторского заключения в Росстат остаются неизменными.

Обязательный аудит организации – это независимая проверка сведений, отраженных в ее бухотчетности. Данные сведения отражаются в бухгалтерских отчетных формах на основании данных из бухучета.

Бухотчетность юрлица содержит информацию о его финансовом состоянии и результатах ведения деятельности.

Обязательный аудит организации имеет целью сформировать и сделать общеизвестным независимое профессиональное мнение профильных специалистов о достоверности бухотчетности, которую составляют и публикуют отдельные фирмы.

Критерии обязательного аудита для ООО в 2020 году

Обязательный аудит – это проверка всех бухгалтерской и финансовой отчётности компании, которая происходит ежегодно. Среди тех, кто должен проводить обязательный аудит, есть либо аудиторские организации, либо отдельные индивидуальные аудиторы с квалификационным аттестатом. Подробнее об этом можно прочесть в Федеральном законе 307, доступном к ознакомлению по ссылке.

Обязательный аудит проводится ежегодно. Законом установлено ограничение, что любая компания должна пройти аудиторскую проверку до 31 декабря года, следующего за отчётным.

То есть если мы говорим об аудиторской проверке за 2019 год, пройти её нужно до 31 декабря 2020 года. Однако большинство компаний старается сделать это ещё до сдачи отчётности в налоговую, то есть до 1 апреля.

Обязательный аудит на то и обязательный, что невыполнение данного требования может повлечь за собой массу штрафов, оснований для этого есть несколько:

  1. Компания не представила аудиторское заключение в Росстат за положенный срок. В таком случае должностное лицо будет оштрафовано на сумму 300-500 рублей. С юридического лица могут взыскать 3-5 тысяч рублей штрафа. Дополнительно могут оштрафовать за то, что бухгалтерская отчётность была представлена не полностью.
  2. Акционерное общество не опубликовало аудиторское заключение на официальном сайте в установленные сроки. Должностное лицо могут оштрафовать на 30-50 тысяч рублей и дисквалифицировать на 1-2 года. Юридическое лицо могут оштрафовать на сумму от 700 тыс. до 1 млн. рублей.
  3. Компания не внесла информацию о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юр. лиц (или внесла, но несвоевременно). За просрочку или невнесение данных сведений полагается штраф в размере 5-50 тысяч рублей.
  4. Компания нарушила сроки хранения аудиторского заключения. То есть при проведении выездной налоговой проверки фирма не смогла показать аудиторские заключения за последние 5 лет. В таком случае может быть наложен штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ предусматривает понятие аудиторской тайны. Согласно статье 9 упомянутого закона, любая информация, полученная в ходе проверки, является аудиторской тайной и не может быть разглашена третьим лицам (если только фирма сама не разгласила эти сведения). Однако с 2019 года это понятие претерпело некоторые изменения. В Налоговом Кодексе появилась статья 93.2, которая разрешает налоговым органам запрашивать у аудитора сведения, полученные в результате проверки.

Иными словами, допустим, налоговая инспекция подозревает, что компания не уплачивает налоги и скрывает какое-то имущество, являющееся налоговой базой. Она запрашивает эти сведения у налогоплательщика, но тот отказывается предоставлять их. В такой ситуации налоговая инспекция может затребовать эти сведения у аудитора, и он должен будет предоставить эту информацию в течение 10 дней.

Компании ежегодно проводят обязательный аудит, а роль проверяющих играют независимые аудиторские компании, получившие необходимую для этого лицензию. По итогам аудита проверяющий выдает заключение относительно того, насколько правильно компания отражает факты ведения хозяйственной, финансовой деятельности. Однако стоит отметить, далеко не любое ООО должно проходить обязательный аудит.

Ежегодно проверки проходят:

  • акционерные общества;
  • кредитные учреждения
  • страховые фирмы;
  • НПФ;
  • инвестиционные фонды;
  • компании, ценные бумаги которых участвуют в торгах на бирже, пр.

Остальные проходят черед данную проверку при условии, что в своей деятельности они превышают фиксированные финансовые показатели.

В 2018 году установлены следующие цифры:

  • выручка свыше 400 млн рублей, не считая НДС;
  • активы фирмы на конец года более 60 млн рублей.

В п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ можно подробнее ознакомиться с критериями, обязывающими собственников ООО организовывать проверку. Если результаты деятельности компании подходят под одно из перечисленных в документе требований, необходимо проводить аудит. Учитывается информация за предыдущий год, поэтому, если после завершения года деятельность ООО отвечала одному из требований, в следующем году его ждет обязательный аудит.

Не существует специальных норм проведения обязательного аудита для ООО. В случае, когда активы или выручка фирмы оказываются выше установленных норм, ООО проходят обязательную проверку каждый год – данная частота закрепляется в уставе или устанавливается участниками ООО, тогда это называется инициативным аудитом.

Есть список требований к проведению аудиторской проверки. А именно обязательный аудит для ООО в 2019 году должен соответствовать таким критериям:

  • Проверка проводится по всей деятельности организации: осуществляется оценка всех активов, обязательств, материальных запасов, анализируются бухгалтерская, налоговая отчетности.
  • Необходима проверка достоверности расчетов с учредителями, контролирующими органами, бюджетными фондами.
  • Заключение проверяющих должно быть определенным. Иными словами, аудитор должен вынести четкий вердикт относительно точности отраженных в финансовых отчетах сведений.

При проведении аудита обязательно соблюдаются все стандарты. До 2017 года правила осуществления аудиторской проверки устанавливало российское законодательство, теперь деятельность проверяющих должна отвечать требованиям международных стандартов.

Обязательный аудит на то и обязательный, что невыполнение данного требования может повлечь за собой массу штрафов, оснований для этого есть несколько:

  1. Компания не представила аудиторское заключение в Росстат за положенный срок. В таком случае должностное лицо будет оштрафовано на сумму 300-500 рублей. С юридического лица могут взыскать 3-5 тысяч рублей штрафа. Дополнительно могут оштрафовать за то, что бухгалтерская отчётность была представлена не полностью. (п. 6, 7, 8 ст. 14.2 КоАП).
  2. Акционерное общество не опубликовало аудиторское заключение на официальном сайте в установленные сроки. Должностное лицо могут оштрафовать на 30-50 тысяч рублей и дисквалифицировать на 1-2 года. Юридическое лицо могут оштрафовать на сумму от 700 тыс. до 1 млн. рублей.
  3. Компания не внесла информацию о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юр. лиц (или внесла, но несвоевременно). За просрочку или невнесение данных сведений полагается штраф в размере 5-50 тысяч рублей.
  4. Компания нарушила сроки хранения аудиторского заключения. То есть при проведении выездной налоговой проверки фирма не смогла показать аудиторские заключения за последние 5 лет. В таком случае может быть наложен штраф от 5 до 10 тысяч рублей.Небольшие штрафы ждут компанию за отсутствие заключения при подаче отчетности в органы статистики. В 2019 году мало что изменилось, кроме требований о включении данных об обязательном аудите в Единый государственный реестр в соответствии с законом 129-ФЗ и об обязательной публикации итогов проверки.

Помимо прочего, ужесточились наказания, применяемые по отношению к самим аудиторам. При выдаче недостоверного заключения их ждут санкции, согласно КоАП. Предполагается ввести даже уголовную ответственность, если низкое качество отчета стало причиной серьезных убытков. Отметим, что закон об уголовной ответственности на данный момент только рассматривается.

С одной стороны, изменения порядка осуществления обязательного аудита для ООО в 2019 году имеют позитивный характер, ведь с их помощью повышается прозрачность работы предприятий, доверие инвесторов и партнеров. С другой стороны, раскрытие дополнительной информации, раньше считавшейся налоговой тайной, может стать причиной для роста стоимости банковских кредитов ввиду публичности некоторых рисков. Но, в конечном счете, новые правила анализа документов должны быть полезны компаниям.

Рекомендации проверяющим можно найти в письме Минфина от 19.01.18 № 07-04-09/2694. Раздел II фиксирует: аудиторы не должны акцентировать внимание на отсутствии в учетной политике компании переписанных способов из-за поправок в ПБУ 1/2008. С 6.08.2017 г. фирмы должны использовать новый подход к выбору способов учета. Правила изменились для случаев, когда в стандарте отсутствуют способы – тогда их разрабатывают самостоятельно, последовательно учитывая:

  • МСФО;
  • федеральные и (или) отраслевые стандарты по аналогичным вопросам;
  • рекомендации по бухучету.

Прежде всего, необходимо следовать международным правилам, если необходимая информация отсутствует в российских стандартах. Допустим, если речь идет о лизинге, берутся правила из МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н). Считается, что и раньше фирмы должны были использовать собственные способы, опираясь на международные стандарты. А значит, обновленное ПБУ 1/2008 не вводит дополнительную обязанность по чтению международных стандартов, она была раньше.

Поправки, внесенные в принципы подготовки учетной политики, действуют с 6.08.2017 г. При этом не прописаны специальные сроки для использования новой редакции ПБУ 1/2008, значит, учетная политика должна пройти корректировку, изменения способов учета должны быть отражены в ретроспективном порядке (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

Не отказывайтесь от способов, которые разработаны в ООО до изменений в ПБУ 1/2008. По мнению Минфина, крайне редко приходится сталкиваться с ситуациями, когда отечественные способы вступают в противоречие с международными. Использование компанией собственных способов, принятых до августа 2017 года не считается нарушением. Есть вероятность, что аудиторы решат не оценивать способы учета, если те отсутствуют в федеральных стандартах.

Если вы организуете обязательный аудит для ООО в 2019 году, получили аудиторскую справку, то выполните требования законодательства. Однако не нужно думать, что обязательный аудит – это спасение от всех трудностей. Дело в том, что его целью является только выражение мнения о точности финансовой отчетности. Аналогично, то есть только с позиции достоверности, рассматривается налоговая отчетность.

Обязательный аудит для ООО в 2019 году, проведенный в установленные сроки, не ограждает вас от налоговых рисков, переплат по налогам. На самом деле, подобные случаи встречаются достаточно часто, даже в ООО, где завершен обязательный аудит. Допустим:

  • предотвращено доначисление налогов и штрафных санкций на 586 млн рублей;
  • обнаружен резерв на 1 млн рублей, так как удалось узнать, что фирма уплачивала налог на имущество по недвижимости, не относящейся к объектам обложения.

А что если и ваша компания платит лишние налоги?

Обязательный аудит — независимая аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Т.е., при проведении обязательного аудита, налоговая отчетность компании проходит аудиторскую проверку только с точки зрения достоверности бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса и др.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *