Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Звонкие и глухие согласные звуки правило». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Мягкие и твёрдые согласные
Алфавит
Гласные звуки и буквы, их обозначающие
Согласные звуки и буквы, их обозначающие
Слог
Ударение
Фонетический разбор
Звуки и буквы
Изучаем глухие и звонкие согласные звуки, таблица
Во время произношения или чтения звуков голосовые связки напрягаются и сближаются. Воздух, выдыхаемый при этом, заставляет связки вибрировать. В итоге – получаются звонкие звуки.
Классификация звонких согласных:
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | b | [b] | [б] | celebration [seli’breiʃən], exhibition [eksi’biʃən], good-bye [’gud’bɑi] |
2 | d | [d] | [д] | blade [bleid], children [’tʃildrən], credit [’kredit] |
3 | g | [g] | [г] | begin [bi’gin], dog [dɔg], fog [fɔg] |
4 | g, j | [dʒ] | [дж] | gadget [’gœdʒit], geography [dʒi’oɔgrəfi], jump [dʒʌmp] |
5 | g, s | [ʒ] | мягкий [ж] | garage [‘gœrɑ:ʒ], hedge [hedʒ], illusion [/ɪˈluːʒn] |
6 | th | [ð] | кончик языка – между зубами, и произносится [з] | brother [’brʌðə], father [’fɑ:ðə], mother [’mʌðə] |
7 | v | [v] | [в] | extravagant [iks’trœvigənt], favour [’feivə], forgive [fə’giv] |
8 | s, z | [z] | [з] | dozen [dʌzn], excuse [iks’kju:z], heavens [’hevənz] |
Во время произношения глухих согласных органы речи находятся в расслабленном состоянии. Воздух, выдыхаемый при этом, проходит свободно. На образование звука влияют лишь зубы, язык и губы.
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | c | [k] | [к] с придыханием | uncle [’ʌnkl], actress [’œctris], biscuit [’biskit] |
2 | ch | [tʃ] | [ч] | chance [tʃɑ:ns], children [’tʃildrən], watch [wɑːtʃ] |
3 | f | [f] | [ф] | wife [wɑif], afternoon [’ɑ:ftə’nu:n], careful [’kɛəful] |
4 | p | [p] | [п] | trip [trip], unpleasant [ʌn’pleznt], company [’kʌmpəni] |
5 | s | [s] | [с] | tourist [’tuərist], understand [,ʌndə’stœnd], west [west] |
6 | sh | [ʃ] | мягкий [ш] | bookshop [’bukʃɔp], english [’iηgliʃ], shilling [’ʃiliη] |
7 | t | [t] | [т] | variety [və’rɑiəti], wallet [’wɔlit], winter [’wintə] |
8 | th | [θ] | кончик языка – между зубами, и произносится [с] | birthday [’bə:θdei], cathedral [kə’θi:drəl], thing [θiη] |
9 | h | [h] | слабый звук [х], получаемый при выдохе | rehearsal [ri’hə:səl], hold [hould], heart [hɑ:t] |
Сонорные – это особая группа согласных. При их произношении воздушный поток слаб и имеет лишь незначительные преграды, голос преобладает над шумом. Сонорные в английском языке называют английскими сонантами. Также они не имеют звучную пару (звонкий – глухой), как, например, v – f или z – s.
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | l | [l] | [л] | real [‘riəl], school [sku:l], television [’teli’viʒən] |
2 | m | [m] | [м] | remember [ri’membə], summer [’sʌmə], swim [swim] |
3 | n | [n] | [н] | sun [sʌn], technology [tek’nɔlədʒi], national [’nœʃnəl] |
4 | ng | [ŋ] | звук [н] произносится задней стенкой языка | strong [strɔη], rebuilding [’ri:’bildiη], youngster [’jʌηstə] |
5 | r | [r] | [р], как в слове «жребий» | rest [rest], revolver [ri’vɔlvə], tomorrow [tə’mɔrou] |
6 | y | [j] | [й] | yard [jɑ:d], yesterday [’jestədi], yellow [’jelou] |
7 | w | [w] | губы готовятся к получению звука [у], но произносится [в] | own [own], reward [ri’wɔ:d], warm [wɔ:m] |
Смычный согласный получается, когда активные органы речи, смыкаясь, препятствуют прохождению воздуха. Один из видов смычных согласных – взрывные.
Звук размыкающихся органов речи похож на маленький взрыв.
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | b | [b] | [б] | baby [’beibi], assembly [ə’sembli] |
2 | p | [p] | [п] | peace [pi:s], newspaper [’nju:speipə] |
3 | d | [d] | [д] | dress [dres], episode [’episoud] |
4 | t | [t] | [т] | tender [’tendə], understand [,ʌndə’stœnd] |
5 | g | [g] | [г] | garden [gɑ:dn], forget [fə’get] |
6 | с | [k] | [к] с придыханием | cat [kœt], detective [di’tektiv] |
Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
Звук называется носовым, если он произносится при сомкнутых органах речи и воздух при этом выходит через носовую полость.
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | m | [m] | [м] | empty [’empti], madam [’mœdəm] |
2 | n | [n] | [н] | dinner [’dinə], man [mœn] |
3 | ng | [ŋ] | [н] произносится задней стенкой языка | driving licence [’drɑiviη ’lɑisəns], morning [’mɔ:niη] |
При произношении щелевых согласных артикуляционные органы не смыкаются полностью, оставляя щель выходящему воздуху.
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | th | [θ] | кончик языка помещается между зубами, и произноситься [c] | nothing [’nʌθiη], something [sʌmθiη] |
2 | th | [ð] | кончик языка помещается между зубами, и произноситься [з] | another [ə’nʌðə], breathe [bri:ð] |
3 | sh | [ʃ] | [ш] | brush up [brʌʃ ʌp], cashier [kœ’ʃiə] |
4 | g, s | [ʒ] | [ж] | hedge [hedʒ], measure [’meʒə] |
5 | s | [s] | [с] | kiosk [ki’ɔsk], last [lɑ:st] |
6 | s, z | [z] | [з] | easy [’i:zi], zebra [’zi:brə] |
7 | h | [h] | слабый [х] с придыханием | happy [’hœpi], holiday [’holidei] |
8 | f | [f] | [ф] | hopeful [’houpful], food [fu:d] |
9 | v | [v] | [в] | give [giv], heavy [’hevi] |
10 | w | [w] | губы готовятся к получению звука [у], но произносится [в] | Norwegian [nɔ:’widʒən], water [wɔ:tə] |
11 | r | [r] | [р], как в слове «жребий» | umbrella [ʌm’brelə], rubber [’rʌbə] |
12 | y | [j] | [й] | yellow [’jelou], Yorkshire [’jɔ:kʃiə] |
13 | l | [l] | [л] | title [’tɑitl], lobster [’lɔbstə] |
Смычно-щелевые согласные образуются путём медленного открывания сомкнутых органов речи, создающих щель.
№ | Буквы | Транскрипция | Произношение на русском | Примеры слов |
1 | ch | [tʃ] | [ч] | cheese [tʃi:z], chance [tʃɑ:ns] |
2 | g, j | [dʒ] | [дж] | jump [dʒʌmp], German [’dʒə:mən] |
Укажите, какие из этих букв обозначают звонкие, а какие глухие звуки. Назовите к ним соответствующие парные звуки.
/в/, /ж/, /ч/, /т/, /м/, /р/, /с/, /б/, /к/, /х/, /ц/
Слушайте и пишите слоги
да — та | го — ко |
по — бо | жа — ша |
ву — фу | су — зу |
Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных
Перепишите в транскрипции
Сегóдня я пойдý с дрýгом в парк.
Дай мне чистый нож, лóжку и крýжку!
Я сдéлал в диктáнте однý ошибку.
На обéд у меня был вкýсный пирóг.
Наш пóезд прибыл на вокзáл с опоздáнием.
Под окнóм растёт большóй дуб.
В теáтре мы смотрéли нóвую скáзку.
Я всегдá гуляю с брáтом в садý.
Мы сдéлали отбóр экспонáтов на выставку.
В цирк я пойдý с женóй и сыном.
Ключ
[1]Оливериус, З. Фонетика русского языка. Praha : SPN, 1978. 164 c. [2]Брызгунова, Е. А. Звуки и интонации русской речи. Москва : Русский язык, 1977. 279 с.
Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б, ф или в, т или д , с или з, к или г, ш или ж. Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими), а также перед j (на письме – перед разделительными ъ и ь, см. § 27–28). Примеры:
Согласные в корнях и суффиксах:
1) на конце слова: дуб (ср. дуба, дубок), глуп (глупа, глупый), грабь (грабить), сыпь (сыпать), нос (носы), воз (возы),год (года), крот (крота), женат (женатый), рукав (рукава), кровь (крови, кровью), штраф (штрафы, штрафовать, штрафной), вымок (вымокать, мокнуть, мокрый), синяк (синяки), мог (могут, могла), малыш (малыша, малышня),монтаж (монтажа, монтажный), дрожь (дрожи, дрожать); ср. изморозь (изморози, морозы, морозить) и изморось(измороси, моросить);
2) перед согласными:
а) перед глухими: дуб ки (ср. дубы, дубок), тряпка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё), купца (купец), овца (овец),лов кий (ловок), рукав чик (рукава), шкафчик (шкафы), низ кий (низок), миска (мисок), Васька (Вася), Кузька (Кузя, Кузьма), кадка (кадок), меткий (меток), когти (коготь), локти (локоть), бегство (бегу, беглый), ложка (ложек, ложечка), комнатушка (комнатушек), крылышко (крылышек); ср. вперемежку (перемежаться) и вперемеш ку(перемешать), супчик (супы) и субчик (субъект);
б) перед парными звонкими (кроме в): молотьба (молотить), свадьба (свадеб, свадебный ; не проверять словомсватать), ходьба (ходить), прось ба (просить), резьба (резать), волшба (волшебный), божба (божиться), вражда(вражеский), жгу (жёг, обжигать), ждать (поджидать).
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
ж ш ц ч щ й |
В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.
Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.
Звонкие звуки | Глухие звуки | ||
[б] | [ж] | [к] | [х] |
[в] | [з] | [п] | [ц] |
[г] | [л] | [с] | [ч] |
[д] | [м] | [т] | [ш] |
[й] | [н] | [ф] | [щ] |
Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.
Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.
Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].
Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие звуки. Таблица, памятка 1-2 класс
Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.
- Начальная школа
- Окружающий мир
- Математика
- Логические задачи
- Русский язык
- Литература
- Английский язык
- История
Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы входят в русскую языковую знаковую систему. Самая широкая и основная группировка букв – разделение на согласные и гласные. Русский примыкает к группе языков консонантного типа, то есть в нем преобладают согласные письменные знаки.
Количественное соотношение букв в русском языке выглядит следующим образом: 10 гласных, 21 согласных и 2 буквы, не относящиеся к данным категориям (ь, ъ).
Несоответствие количества букв и звуков в русском языке объясняется и особым назначением букв ь (мягкий знак) и ъ (твердый знак). Изначально данные графические символы в языке играли совершенно конкретную роль: они обозначали на письме звуки речи, которые подвергались редукции (произносились недостаточно четко).
С течением некоторых исторических процессов буквы ъ и ь утратили данную функцию и перестали вообще обозначать какие-либо звуки.
Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы соотносятся со звуками в языке. Но понятия «звук» и «буква» недопустимо смешивать. Буква – это не более чем изображение, картинка. Она не обладает какими-либо свойствами и не различает слова, а выступает в качестве описательного элемента.
Звук – это минимальный элемент речи, который является результатом сложных артикуляционных манипуляций. Звуки речи обладают определенными характеристиками с точки зрения восприятия речи и акустики. Артикуляционно все звуки делятся на 2 больших класса – гласные и согласные.
Основные отличия букв от звуков представлены в таблице ниже:
Буква | Звук |
Визуальный элемент (видим, читаем) | Аудиальный элемент (слышим, произносим) |
Обозначающий элемент | Обозначаемая единица |
Не обладают никакими характеристиками, делятся только на гласные и согласные | Обладают следующими характерными особенностями: твердость/мягкость, глухость/звонкость. Бывают ударными и безударными. |
Не определяют выбор звука речи | Определяют выбор буквенного знака |
Согласные – это класс звуков речи, который противоположен по своим акустическим и артикуляционным признакам классу гласных звуков.
Согласные звуки принято разделять на группы на основании разных критериев:
- по степени шума и голоса (глухие, звонкие, сонорные);
- наличие палатализации (смягчения): твердые, мягкие.
За пределами школьной лингвистики рассматриваются и другие, более сложные группировки согласных звуков.
Выделение согласных в группы по основным лингвистическим характеристикам представлены в таблице ниже:
Согласные звуки | Твёрдые | Мягкие | ||||
парные по твёрдости/мягкости | ||||||
Звонкие | [л], [м], [н], [р] | [л’], [м’], [н’], [р’] | [j’] | |||
парные по звонкости/глухости | [ж] | [б], [в], [г], [д], [з] | [б’], [в’], [г’], [д’], [з’] | |||
Глухие | [ш] | [п], [ф], [к], [т], [с] | [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] | |||
[ц] | [х] | [х’] | [ч’], [щ’] | |||
Значительная часть согласных звуков в русском языке образует пары по твердости/мягкости. Для обозначения мягкого парного звука в русском алфавите не предусматривается отдельной буквы. Мягкость звука на письме обозначается либо мягким знаком, либо гласными е, ё, ю, я, в составе которых присутствует мягкий согласный [j’].
Парные согласные звуки по твердости/мягкости:
[б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’].
3 согласных не имеют мягкого парного звука:
[ж], [ш], [ц].
3 согласных не имеют твердого парного звука:
[ч’], [щ’], [j’].
При произнесении звонких согласных поток воздуха создает колебания голосовых связок. Если голосовые связки не задействованы, то звук считается глухим.
Но в русском языке звонкая буква не всегда обозначает звонкий звук (и наоборот: глухой согласный не всегда обозначает глухой звук). Это зависит от положения буквы в слове.
Звонкий согласный часто оглушается в конце слова. Например в слове «дуршлаг» мы на конце читаем «к», потому что звук в слабой позиции. Также может оглушаться перед глухим согласным. Например, слове «походка» мы произносим как «пахотка».
Чтобы определить, какую букву будет правильно написать, букву нужно поставить в однокоренном слове в сильную позицию (то есть перед гласной или согласными М, Л, Н, Р).
Например: «лодка» — «лодочка», «гриб» — «грибной».
В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.
Парные и непарные согласные звуки
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.
Звонкие согласные звуки: [б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [д] [д’] [з] [з’] [ж] [л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’] [й]
Глухие согласные звуки: [п] [п’] [ф] [ф’] [к] [к’] [т] [т’] [с] [с’] [ш] [х] [х’] [ч’] [щ’]
Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:
Звонкие [б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [д] [д’] [з] [з’] [ж]
Глухие [п] [п’] [ф] [ф’] [к] [к’] [т] [т’] [с] [с’] [ш]
Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:
Звонкие [л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’] [й]
Глухие [х] [х’] [ч’] [щ’]
Звонкие и глухие согласные:
Парные |
Звонкие |
Глухие |
Б |
П |
|
В |
Ф |
|
Г |
К |
|
Д |
Т |
|
Ж |
Ш |
|
З |
С |
|
Непарные
|
Л, М, Н, Р, Й (сонорные) |
Х, Ц, Ч, Щ |
Твердые и мягкие согласные:
Парные Перед А, О, У, Ы, Э – твердые. Перед И, Е, Ё, Ю, Я – мягкие. |
Твердые |
Мягкие |
|||
бук |
б |
б‘ |
бег |
||
вал |
в |
в‘ |
висок |
||
год |
г |
г‘ |
гид |
||
дом |
д |
д‘ |
день |
||
зал |
з |
з‘ |
земля |
||
кора |
к |
к‘ |
кит |
||
лом |
л |
л‘ |
лиса |
||
мак |
м |
м‘ |
мера |
||
нос |
н |
н‘ |
нёс |
||
парк |
п |
п‘ |
пир |
||
рубль |
р |
р‘ |
рис |
||
сом |
с Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку. Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка. Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными. Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:
В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума. Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов. Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.
В первую очередь ребенок должен узнать, что все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Русский язык имеет 33 буквы, но 42 звука. Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что в русском языке есть звуки гласные и согласные . Одна буква может представлять два звука. Ниже приведен список букв, а также количество звуков, которое представляет каждая из них.
Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.
Когда ребенок выучит, что в русском языке 21 согласная буква, и запомнит каждую из них (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), можно смело рассказывать ему о том, что существуют согласные твердые и мягкие. Начнём с исключений. Существуют всегда мягкие согласные звуки, которые никогда не становятся твердыми, какая бы буква за ними не следовала. Есть и их полная противоположность всегда твердые согласные, которые не хотят становиться мягче. За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознавать твердость и мягкость согласных по положению губ. Если, произнося слог, ребенок улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такой слог содержит в себе мягкий звук. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то наоборот — твердый. Так учить мягкие и твердые звуки станет проще и веселее. «Звонкие и глухие согласные» (5 класс).Оглушение согласных — это замена звонкого согласного звука на парный ему глухой звук. Звонкие согласные оглушаются, если стоят в конце слова или перед глухими согласными. Например: враг [к], резкий [с]. Наша речь состоит из слов, которые объединяются в предложение. Каждое слово можно рассматривать как смысловой компонент предложения, наполненный содержанием, а также как звучащий объект. Слово можно разделить на слоги, которые состоят из отдельных звуков. С точки зрения фонетики слово складывается из звуков. Звук — это основная единица языка, как слово и предложение. Звуки формируют слова на уровне фонетики. Звуки в зависимости от их набора, количества, а также расположения в определенной последовательности помогают отличать одно слово от другого:
В зависимости от того, как формируются звуки в речевом аппарате, в русском языке различают гласные и согласные звуки. Гласные звуки [а], [о], [э], [у], [и], [ы] полностью состоят из голоса. При их образовании воздух свободно проходит через напряжённые голосовые связки и рот, не встречая никаких препятствий на своем пути. В русском языке гласные звуки музыкальные. Их можно долго тянуть и петь: а-а-а, о-о-о, у-у-у. конспект урока по русскому языку «Парные согласные на конце слова» + презентация Предлагаю вашему вниманию конспект урока во втором классе по теме «Парные согласные на конце слова»… Похожие записи:
|