Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категория прав для езды на авто с прицепом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Подкатегория ВЕ действительно необходима для вождения легковых автомашин с прицепом, но под её действие подпадают далеко не все случаи. Всё та же статья 25 предельно чётко описывает, в каких случаях необходимы права с открытой подкатегорией ВЕ. Это перевозка прицепа весом больше 750 килограммов в нагруженном состоянии машиной категории В, т.е. полный вес которой с максимальной нагрузкой не больше 3 500 килограммов. При этом максимальный вес загруженного прицепа может превышать массу ненагруженной автомашины, которая его перевозит.
Если так вышло, что вам необходимо периодически использовать тяжёлый прицеп, вес которого больше 750 килограммов, придётся озаботиться открытием водительских прав для категории ВЕ. Для этого необходимо пройти обучение в автошколе, т.е. выучить ПДД, относящиеся к езде с прицепом, и сдать экзамен на практическое вождение. Следует знать, что открыть категорию ВЕ могут лишь те, кто провёл за рулём больше одного года и не получил за это время взысканий от работников ДПС.
Автомобиль с прицепом: какая нужна категория прав?
Водительские права категории БЕ — что это значит и как расшифровывается аббревиатура BE
Водителям автомобиля, находящегося в сцепке с тяжелыми прицепами или выходящими в тандеме за рамки максимально допустимого веса необходимо знать, что при встрече с сотрудниками ГИБДД их может ожидать солидный штраф за отсутствие категории ВЕ в правах (5-15 тыс. руб.). BE в водительском удостоверении понадобится когда:
- В свидетельстве о регистрации прицепа указана разрешенная максимальная масса больше чем 750 кг., и она превышает вес автомобиля без нагрузки (эту цифру можно отыскать в СТС автотранспорта);
- Вес прицепа больше 750 килограмм (максимально разрешенный), а суммарный тоннаж автопоезда переваливает отметку в 3,5 тонны.
Конечно можно открыть категорию BE, но лучше, все же, на начальной стадии подобрать «повозку», соответствующую «B» в ВУ. Если это затруднительно и автомобиль используется для перевозки дома на колесах, катера или иных массивных и тяжеловесных конструкций, придется проходить обучение в лицензированном учреждении, и только после, получить водительские права в ГИБДД.
Если в старых правах у водителя была категория E, то BE должна быть проставлена автоматически при замене водительского удостоверения на новое. В иных случаях предстоит пройти специальную подготовку и сдать экзамен в ГИБДД. Об этом ниже.
Обязательное требование к кандидатам, желающим управлять транспортными средствами с тяжеловесными прицепами — это наличие открытой категории В не менее 1 года с момента выдачи. При меньшем стаже вождения добавить e к b в правах не получится. Это требование зиждется на повышении безопасности дорожного движения и снижении аварийности с участием новичков на дороге.
Какой прицеп можно буксировать с категорией В
- По истечении срока
- При смене фамилии
- При утере
- Заявление в ГИБДД
- Медицинская справка
- Госпошлина за обмен ВУ
- Список документов
- Штрафы
- Замена прав через Госуслуги
- Замена прав в МФЦ
- Где поменять — Адреса ГИБДД
- Обмен в другом городе (регионе)
- Внесение изменений в ОСАГО
- Как вернуть КБМ
- Нужно ли сдавать экзамены
- Сроки — сколько времени займет
- Расшифровка категорий
- Международные (МВУ)
- После сдачи экзамена
- После лишения
- На квадроцикл
- На трактор
Как отмечалось ранее, помимо категории С, водительские права, выдающиеся на территории Российской Федерации, имеют и ряд других категорий и подкатегорий, чье значение будет дано далее в таблице:
Категория водительского удостоверения |
Тип транспорта |
А |
С данной категорией прав разрешается управлять мотоциклами. |
М |
Эта категория прав регламентирует управление скутерами и мопедами повышенной мощности. |
В |
Легковые автомобили, трициклы. |
D |
Автобусы. |
C |
Средние грузовики. |
Tm |
Трамваи. |
Tb |
Троллейбусы. |
Обучение на С-категорию водительского удостоверения проходит от четырех до шести месяцев. За это время будущий автомобилист получает теоретические знания и тренирует практические навыки по управлению машиной. После сдает экзамены: внутренний в автошколе и экзамен в ГИБДД.
При удачном завершении испытаний выпускник автошколы получает водительские права. Экзамен в ГИБДД состоит из трех этапов: теория, полигон и город. Тогда уже станет неактуальным вопрос о том, какие машины можно водить с категорией С, ведь экзамены по вождению проходят на соответствующих грузовых авто.
Как отмечалось выше, экзамен в ГИБДД включает в себя три этапа: теория, полигон и город. Теория сдается с помощью специального компьютера и включает в себя 20 вопросов. Для успешной сдачи экзамена нужно ответить на 18 вопросов.
Если теория не сдана, то к испытаниям на полигоне и в городе ученик не допускается. Если же с теоретическими знаниями все в порядке, то будущий водить и инспектор ГИБДД отправляются на полигон: там, на выбор водителя, определяются три упражнения из четырех (змейка, параллельная парковка, троганье на подъеме и разворот). После успешной сдачи этих элементов водитель и инспектор отправляются в город.
Прежде чем быть допущенным к экзамену, проводимому ГИБДД, необходимо предоставить ряд документов, таких как водительская карточка, паспорт, мед. справка, регистрация, документ, подтверждающий окончание автошколы (стоит заметить, что для категорий А и В разрешается самостоятельное обучение навыкам управления автомобилем), квитанции о госпошлинах и фотографии.
На А или М-категорию можно начать обучаться и впоследствии сдавать испытания, позволяющие получить удостоверение, с 16 лет. На категории В и С можно учиться с 17 лет.
Однако экзамен сдается при наступлении полного совершеннолетия. Средняя стоимость обучения в автошколе составляет порядка 30-40 тысяч рублей. При этом многое зависит от региона, а также от условий конкретной автошколы. Также на В и С можно обучиться бесплатно, например, в военкомате. Однако обязательным условием такого обучения является гарантированное прохождение военной службы.
Согласно своду ПДД РФ, права С позволяют водить средние грузовики, чья масса выше 3,5 т. При этом максимальный показатель равняется 7,5 т. При ответе на вопрос, какие машины можно водить с правами категории С, стоит упомянуть и о подкатегориях С1, СЕ, С1Е. С1 разрешает управлять грузовиком с массой, равной показателю 3,5 т. СЕ разрешает управлять грузовым автомобилем, с прицепом, вес которого выше не превышает 0,75 тонн. Ну а «смешанная» категория С1Е позволяет водить автомобильные поезда.
Итак, ответом на вопрос о том, какие машины можно водить с категорией С, является информация, предоставленная выше. А именно: грузовые автомобили, чья масса превышает показатель в три с половинной тонны. Стоит учитывать, что права категории С имеют подкатегории С1, СЕ и С1Е, они различаются лишь в массе автомобиля, а также весе прицепного устройства, определенного подкатегорией С.
Категория прав ВЕ — легковые автомобили с прицепом
Чаще автолюбители задают вопрос: «Нужна ли категория “Е” для управления легковым автомобилем с прицепом?». В Федеральном законе N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, какая нужна категория прав для эксплуатации автопоезда:
- Необходимость в подкатегории «ВЕ» возникает при нагрузке от 0,75 т. Если же оно относится к классу «О3», а то и к «О4», тогда «ВЕ» мало;
- При полной массе автоприцепа от 0,75 т, исключением является наличие суммарной нагрузке авто с буксируемым устройством до 3,5 т. Тогда в правах достаточно отметки «B»;
- При нагрузке, превышающей 3,5 т, предполагаются отметки «C» и «D». «E» для них является обязательной.
«BE», «CE» или «DE», а также подкатегории «C1E» или «D1E» открываются по истечении определённого срока, так же водителю придётся пересдать некоторые экзамены:
- На знание теории правил дорожного движения. Этот экзамен сдаётся по билетам.
- Практическая езда по городу;
- Практическая езда по автодрому. Включает два упражнения: прямое движение задним ходом и парковку задом.
Стоит учесть: «E» выдаётся только при наличии стажа вождения «B», «D» и «C» как минимум в течение одного года. Например, для открытия «DE» необходимо управлять автобусом сроком от 12 месяцев с соответствующей категорией «D».
Правила сдачи экзаменов на получение права для управления ТС и получения соответственного о том удостоверения от ГИБДД МВД РФ устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 (ред. от 23.03.2017) “О допуске к управлению транспортными средствами” (вместе с “Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений”).
- Водители категорий «В», «С» или «D» могут управлять автопоездом с максимально разрешённой нагрузкой автоприцепа до 0,75 т ;
- Если она выше, но менее веса снаряжённого легкового авто, а суммарная масса состава находится в пределах 3,5 т, для управления хватит отметки «В» (п. 8);
- При присутствии «Е» автомобилист может управлять тягачом «B», «D» или «C» с буксируемым агрегатом (пп. 5, п. 4).
То есть, получение категории «Е» необходимо тогда, когда прицеп более разрешённой массы в 0,75 т.
Максимальная нагрузка указывается в:
- ПТС (п 14);
- Свидетельстве о регистрации ТС (послед. строка лицевой стороны).
Кто вправе получить дополнительную отметку «E» на эксплуатацию состава ТС:
- Категорий «BE», «CE» или «DE» – гражданин, имеющий в удостоверение «B», «C» и «D» сроком от одного года;
- «C1E» или «D1E2» – лицо, удостоверенное категориями «C» или «D», подкатегориями «C1» или «D1» сроком не менее одного года.
Безопасная всем участникам дороги эксплуатация транспортного состава с перемещением груза посредством прицепа должно соответствовать нескольким правилам.
Правила перемещения груза:
- Центр тяжести должен размещаться равномерно по всей поверхности, допустимая масса прописана в соответствующих документах на прицепное устройство.
- Единственным средством для надёжной фиксации груза является фаркоп. Стоит учесть, что для сложных трасс потребуется страховочный трос/цепь.
- Даже при отдельной парковке буксируемого агрегата должны всегда использоваться фиксаторы.
- Максимально допустимый уровень выступа за пределы устройства крупногабаритных грузов и специальные для этого обозначения днём и ночью определяются правилами дорожного движения.
- Транспортировка пассажиров, огне/взрывоопасных веществ посредством трейлера запрещена.
- Разрешённая скорость для перемещения по асфальту – 60, твёрдых покрытий – 40, по грунтовке – до 20 км/час.
Все категории и подкатегории водительских прав с расшифровкой
Если для управления автопоездом требуется категория BE, но в вашем водительском удостоверении она не открыта, то управление таким автопоездом приравнивается к езде без прав (КоАП 12.7 ч.1): штраф 5000-15000 рублей. К тому же водитель отстраняется от управления транспортным средством (статья 27.12 КоАП), а транспортное средство отправляется на штрафстоянку (статья 27.13 КоАП).
Также советуем посмотреть статьи:
Когда нужны транзитные номера.
Выдержка из ПДД об эксплуатации прицепов для легковых автомобилей.
Новый регламент по регистрации ТС в ГИБДД.
Отмена доверенностей и увеличение срока постановки на учет.
ПДД достаточно четко регулируют разные спорные ситуации, связанные с применением дополнительных грузоподъемных устройств. Езда с прицепом на легковом автомобиле по новым правилам предусматривает некоторые тонкости. Это разрешено только, если:
- это не приводит к ограничениям видимости;
- не вызывает сложности в процессе вождения;
- не происходит загораживание задних ламп;
- не повреждает и не загрязняет дорогу;
- ночью он хорошо освещается;
- числится в страховке, как и транспортное средство.
Главным правилом является наличие соответствующей открытой категории и номерных знаков.
Рассмотрим ситуации, о которых следует помнить на дороге.
Прежде всего, отметим некорректную установку, нарушение норм загрузки его содержимым или езду с неисправным прицепом. Тот факт, что это устройство очень простое, и оно не имеет двигателя, не избавляет автовладельца от обязанности проводить плановый осмотр и ремонт.
Также существуют нарушения, связанные со страхованием. Мы уже упоминали, что устройство должно быть вписано в полис.
Дела обстоят сложнее, если прицеп вообще лишен номеров.
Если приспособление было собственностью другого человека, то потребуется бумага, подтверждающая снятие его с учета. Разберемся, какие документы нужны для езды с прицепом на легковом автомобиле.
Для того чтобы зарегистрировать устройство в ГИБДД необходим следующий комплект:
- Договор о покупке и продаже механизма;
- Документ, в котором отмечен пройденный техосмотр;
- Оплаченные госпошлины (квитанции);
- Паспорт личности водителя;
- Технический талон автомобиля.
Если водитель транспортного средства будет управлять своим автомобилем, относящимся к какой-то определенной категории или подкатегории, что не указана в водительском удостоверении, это будет автоматически считаться нарушением.
Сложности подобного нарушения расценивается современным законодательством, как езда без стандартного водительского удостоверения. Наказание за это может быть достаточно серьезное.
Согласно Кодексу РФ относительно административных правонарушений от 30.12.2001, управление автомобилем тем водителем, который не имеет права на управление данным транспортным средством, наказывается определенной суммой.
Штраф за управление ТС без категории A, B, C, D, E, может достигать 5 000 – 15 000 рублей.
Исключением в данном случае является только учебная езда. В этом случае штраф за езду с прицепом без категории Е или Д, Е, не будет назначен.
Категории водительских прав в Украине: что для чего
Разрешенная масса прицепа, она же полная или максимальная – это сумма его фактического веса с допустимой грузоподъемностью. Данное значение указывается в соответствующей графе ПТС и свидетельства о регистрации. Именно оно и является главным ориентиром для определения необходимости открытия категории «Е», учитывая вес авто для связки.
Для такого исключения категории «В» достаточно. На более тяжелые автоприцепы О3 и О4 обязательно требуются права «СЕ», «DЕ», «С1Е» и «D1Е».
Пункт 2.1 правил дорожного движения:
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
Неправомерное с точки ПДД использование транспортного средства в связке с автоприцепом карается законом. Обязанность каждого автомобилиста использующего прицеп убедиться в том, что он имеет право на такое вождение. Если требуется наличие категория «Е», то пользование прицепом при ее отсутствии приравнивается к езде без прав.
Вы также можете это сделать, если масса прицепа не превышает массу машины. Однако в этом случае, они вместе не должны весить больше 3,5 тонн. При превышении этой отметки данное транспортное средство будет считаться тяжелым прицепом. Если все вышеперечисленные критерии не соблюдаются, то вам придется открыть в своем удостоверении категорию BE.
Зачастую при покупке данного транспортного средства возникает вопрос — нужна ли к нему отдельная категория прав? Внимательно изучите законодательную базу, чтобы не попасть в неприятную ситуацию с сотрудниками ДПС. В данной статье мы расскажем о необходимости открытия специальной категории прав для прицепа, а также о способе ее получения.
Для того, чтобы открыть одну из этих категорий нужно предварительно иметь опыт управления транспортным средством в течение 1 года.
В большинстве случаев легковые автомобили эксплуатируются без прицепов. Поэтому автовладельцы, которые лишь изредка возят грузы на прицепе, со временем забывают пункты правил дорожного движения, регламентирующие движение с прицепом.
Категория «СЕ» — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов.
Пункт 8 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396, применяется исключительно в случаях, когда разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 кг. В случае, когда разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг, применяется пункт 7 указанных Правил.
Кодкатегория «С1Е» — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Данные разъяснения довести до сведения сотрудников Госавтоинспекции с принятием зачетов по применению указанных положений нормативных правовых актов.
Больше всего водителей интересует, можно ли с категорией б ездить на автомашине с прицепом. Если речь идет о машине с буксиром, здесь можно ограничиться правами категории «В». Для других транспортных средств существует свои нормы.
Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской. Некоторые водители, зачастую по незнанию, а некоторые умышленно пренебрегают правилами и ездят в составе автопоезда без соответствующей категории в правах. Хотим предостеречь, что если для управления вашим автопоездом требуется категории «BE», а у вас она не открыта, то правилами это приравнивается к езде без прав и грозит вам штрафом от 5000 до 15000 рублей.
Правилами дорожного движения предусмотрено, что водитель всегда должен иметь при себе и предъявлять для проверки сотрудникам полиции водительские права соответствующей категории. Вождение любого транспортного средства без открытой категории приравнивается к езде без прав.
Это означает, что категория Е к Б нужна в том случае, если ваш прицеп подходит под вышеуказанное определение.
Права категория С: какие машины можно водить?
Нарушение указанных правил управления автомобилем с прицепом влечет административную ответственность и штрафы:
-
неправильная перевозка груза — 500 рублей по ст. 12.21 КоАП;
-
отсутствие сведений о прицепе в полисе ОСАГО — 500 рублей по части 2 статьи 12.37 КОАП РФ;
-
неисправности прицепа или автомобиля — 500 рублей по ст. 12.5 КоАП;
-
отсутствие транзитных номеров на прицепе — согласно части 2 статьи 12.2 назвачается штраф в размере 5000 рублей или лишение прав;
-
отсутствие открытой категории «Е» в правах — 5000 рублей по статье 12.7 КоАП.
При отсутствии открытой категории и страхования прицепа по ОСАГО в случае ДТП, где причиной столкновения стал занос прицепа, водитель придется из собственного кармана компенсировать убытки пострадавшей стороне.
Выше мы уже писали о том, что права категории «В» являются достаточным основанием для использования автопоезда, состоящего из авто и прицепа с разрешенной максимальной массой до 750 кг.
Т.е. водитель, имеющий права категории «В», может использовать трейлер для собственных нужд, не смотря на тот факт, что масса автопоезда более 3500 кг. К примеру, владельцы Toyota Land Cruiser (max вес 3350 кг) вправе эксплуатировать легковой трейлер весом до 0,75 т, имея в удостоверении категорию прав «В».
Кроме того, автовладелец с правами категории «В» может использовать автопоезд, состоящий из авто (категория прав «В») и легкового трейлера максимальным разрешённым весом свыше 750 кг. Единственное условие – вес трейлера не должен превосходить вес снаряжённого авто. Общая же масса авто и трейлера не превышает 3,5 т.
К примеру, владельцы Ford Focus могут перевозить легковой трейлер с разрешённым весом не более 1300 кг. Поскольку снаряжённая масса авто равна 1320 кг, водителю достаточно иметь права категории «В», ведь общий вес не превышает отметку в 3,5 т.
Если ваш случай не подпадает ни под один из описанных вариантов, тогда необходимо дополнительно открывать категорию “ВЕ”.
Эксплуатацию прицепов категорий О3 и О4 регламентирует Федеральный закон N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Масса этих прицепов превышает 3,5 т. Чтобы управлять такими «тяжеловесами», водителю, конечно же, недостаточно иметь категорию «В». Для других категорий прав в обязательном порядке должна быть подкатегория «Е». Хотим обратить внимание автолюбителей на тот факт, что для категорий «C1E» и «D1E», общий вес автовагона не должен превышать отметку в 12 тыс. кг, а полная масса прицепа не должна превышать массу незагруженного авто.
К сожалению, современные водители часто пренебрегают правилами и используют прицепы без соответствующей категории. Но если новичкам ещё можно спустить подобное, то бывалые водители подвергают опасности не только себя и своих пассажиров, но и других участников дорожного движения. К сожалению, несоблюдение норм при транспортировке несоответствующих тоннажу прицепов грузов, б/у и неисправные трейлеры становятся причиной ДТП на дорогах России слишком часто.
Поэтому, если вы эксплуатируете легковой прицеп без надлежащей категории “ВЕ”, закон рассматривает подобное обстоятельство как езду без прав. Подобное грозит автовладельцу штрафом в размере 5000-15000 руб. Кроме того, сотрудник ГАИ отстранит водителя от управления автопоездом и отправит его на штрафную стоянку.
Помимо соответствующей категории прав, на легковой прицеп должно быть оформлено ещё несколько важных документов, без которых использование ТС неправомерно:
- регистрация в ГИБДД – проводится по месту жительства владельца. Регистрация обязательна не позже 10 дней с момента приобретения прицепа. Регистрация предполагает, в том числе, получение номерного знака и свидетельства;
- техосмотр легкового трейлера – в зависимости от возраста транспортного средства, определяется периодичность прохождения ТО.
Допускается использовать прицепное устройство без документов на него в течение 10 дней после покупки. Далее гражданин должен поставить его на учет и иметь при эксплуатации прицепа документы. Если он нарушает установленные сроки, то за это тоже предусмотрено наказание.
Важно! Нарушение гражданином положений о регистрации транспортных средств оценивается согласно ст. 19.22 КоАП РФ, что ведет к административному штрафу в размере от 1500 до 2000 рублей.
В остальных случаях законом предусмотрена административная ответственность за эксплуатацию прицепа без необходимых документов.
Пункт 2.1.1 ПДД обязывает водителей иметь при себе и по требованию сотрудника полиции передавать ему для проверки документы на автомобиль и прицеп к нему.
Случаются форс-мажорные обстоятельства, при которых документы остаются в другом месте: нечаянно кто-то увез их с собой, забыл дома, оставил на даче и т. д. Но это не означает, что их нет вовсе. Такие ситуации попадают под действие ст. 12.
3 КоАП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения».
Прицеп – это транспортное средство без двигателя, функция которого заключается в транспортировке грузов. Поэтому автоприцеп наравне с любым другим транспортом подлежит обязательной регистрации в ГИБДД.
Приказ МВД № 399 от 26.06.2018 года четко регламентирует это положение. Собственникам любых транспортных средств необходимо в установленные сроки зарегистрировать их или обновить регистрационные данные в течение 10 суток после покупки, снятия с регистрационного учета транспорта, замены номеров или в иных случаях, когда требуется актуализация регистрационных данных.
Важно! На прицеп после регистрации выдаются номерные знаки и соответствующие документы.
Собственник прицепа должен иметь следующие документы:
- водительское удостоверение с категорией, дающей право на управление прицепом;
- паспорт транспортного средства (ПТС) на прицеп;
- свидетельство о регистрации транспортного средства (где указана категория «прицеп»).
Изначально ПТС выдает завод – изготовитель прицепа. Но если по каким-либо причинам он утрачен (испорчен), то дубликат выдают в ГИБДД. В данном документы отражаются такие данные как номер шасси, кузова, VIN, рамы. Если прицеп является самодельным, то вместо ПТС у него должен быть сертификат о безопасности конструкции.
Свидетельство о регистрации на прицеп оформляется на имя конкретного человека (владельца), а ПТС выдается на прицеп. Данные, указанные в документах, сходные. Эти документы взаимосвязаны и должны иметься у владельца оба.
Справка. На прицепы для легковых автомобилей физическим лицам не нужно приобретать полис ОСАГО.
С 1 января 2012 года на основании п.4 ст.32 закона № 170-ФЗ от 01.07.2011 прицепы для автомобилей максимальной массой до 3,5 тонн не подлежат техническому осмотру, если находятся в собственности у физических лиц.
Существуют определенные правила по использованию прицепов:
Пункт 19.1 ПДД РФ обязывает в ночное и вечернее время, а также в условиях плохой видимости (независимо от времени суток и освещенности) и в тоннелях при движении на прицепах включать габаритные огни.
Любой автоприцеп должен быть хорошо заметен на дороге, поэтому завод-изготовитель предусмотрел световые приборы:
- указатель поворота (2 оранжевых, располагаются сзади);
- габаритные огни (2 шт. сзади красного цвета);
- стоп-сигнал (2 красных сигнала, которые находятся сзади);
- противотуманный фонарь (сзади 2 фонаря красного цвета);
- фонарь для освещения регистрационного знака.
Также должны быть установлены световозвращатели. По-другому их называют катафотами или светоотражателями:
- передние белые (как правило круглые, не треугольные);
- задние красные (треугольные, крепятся вершиной треугольника вверх);
- боковые оранжевые (как правило круглой формы, главное требование – не треугольные).
Если число, тип, цвет, расположение положенных световых приборов не соответствует выше перечисленным и не обеспечена их исправная работа, то эксплуатация запрещена на основании приложения к ПДД п. 3.1 «Внешние световые приборы».
Обязательно наличие номерных знаков на всех категориях транспортных средств. В ПДД закреплено то, что на прицепах в предусмотренных для этого местах устанавливаются номерные знаки соответствующего образца.
Если на прицепе отсутствуют номера, то это попадает под действие ст. 12.2 КоАП РФ и влечет штраф в размере 5000 рублей или лишение права управлять данным транспортным средством.
Права на прицеп – подробная инструкция
В пункте 23 ПДД РФ четко прописаны требования к перевозке грузов с использованием прицепа.
Так, водитель обязан распределить груз по осям, не превышая величин, допустимых заводом-изготовителем. Он должен следить за креплением и фиксацией груза во время перевозки. Согласно п. 23.3 груз не должен закрывать световые приборы, регистрационные знаки, не ограничивать обзор водителю и не нарушать устойчивость транспорта (в том числе и прицепа).
Крупногабаритный груз перевозится с использованием опознавательных знаков. В темное время суток и при недостаточной видимости обязательно наличие спереди фонаря белого цвета (или катафот), а сзади фонаря красного цвета (катафот).
Справка. Нарушение правил перевозки грузов наказывается согласно ст. 12.21 КоАП и влечет предупреждение или штраф – 500 рублей.
Если инспектор ДПС задержал водителя, у которого не оказалось с собой документов на прицеп, то наказания можно избежать.
Чтобы прицеп не отправили на штрафстоянку, водитель имеет право ходатайствовать в протоколе о том, чтобы ему дали время на устранение нарушения (30-60 минут). Обязательно это отразить письменно в протоколе.
Тогда появляется время, чтобы кто-то из друзей или родственников привез документы. Либо оставить автомобиль и на такси съездить за ПТС или свидетельством о регистрации.
Есть несколько групп ТС, они формируются по принципу сходства управления ими. Для каждой нужны соответствующие права. Категория ВУ означает, что водитель прошел обучение и имеет навыки езды за рулем определенного вида техники:
- Если на документе стоит знак A, человек может управлять мотоциклом любого типа и мощности, в том числе с боковым прицепом (коляской). Подобное ВУ дает возможность ездить и на технике с меньшим объемом двигателя, то есть скутерах, мотороллерах, мопедах. Для маломощных байков подойдут и права A1, которые дают в 16 лет. Но эта подкатегория не дает шанса ездить на мотоциклах, для которых нужна только A.
- Наличие на нем литеры B свидетельствует о законной возможности вести авто, имеющее количество мест до 8 и массу до 750 кг. Это практически все легковые машины, а также небольшие грузовики, джипы, микроавтобусы.
Тип прав B дает возможность использования вместе с машиной прицепа, если его масса не больше 750 кг, при этом не превышает вес самого авто без нагрузки. А вместе они не должны потянуть более чем на 3500 кг. Знак BE означает, что к легковому автомобилю водитель может присоединить тяжелый прицеп. Но условия почти те же, что с типом B. То есть масса приспособления может быть больше 750 кг. А вместе с авто они должны весить до 3,5 т.
Необходимость при наличии определенного вида техники иметь соответствующие права на вождение не только указана в законе. Есть статья в Кодексе об административных правонарушениях, регламентирующая наказание за несовпадение. Речь о 12.7, части 1, которая гласит:
Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Правда, о категории прав в ней нет ни слова. Но несоответствие ВУ транспортному средству, за рулем которого сидит водитель, делает его нарушителем. Эта ситуация приравнивается к полному отсутствию документа. Поэтому автомобилист заплатит штраф в 5000 — 15000 р. Им дело не ограничится.
Поскольку отсутствие прав означает неумение водителя управлять транспортным средством, он не может после задержания инспектором ехать на нем дальше. Машина у нарушителя отбирается и отправляется на штрафстоянку. Эти действия инспектора регламентируются статьями 27.12, частью 1 и 27.13:
Лицо, которое управляет ТС соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования ТС и управления ТС соответствующего вида, предусмотренных … частями 1 и 2 статьи 12.7, настоящего Кодекса, применяются задержание ТС, то есть исключение ТС из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого ТС и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания…
Много вопросов, спорных ситуаций при езде с прицепом. Прежде для его использования требовалась категория Е. Теперь же следует иметь права на основной вид транспорта, то есть A, B, D, C, но также и присоединенную ним литеру E.
Если ВУ автомобилиста соответствуют его машине, но не содержат информации о разрешении использовать добавочную конструкцию, это нарушение статьи 12.17. То есть ситуация законом рассматривается так, как если бы водитель оказался за рулем без прав. Штраф за это – от 5000 р. до 15000 р., точный размер его определяется судом.
После остановки сотрудником ГИБДД, составления протокола водитель отстраняется от управления, а его транспорт перемещается на спецстоянку. Эти операции производятся за счет нарушителя.
Какие категории прав нужны для управления транспортными средствами?
Если речь идет только об основном транспортном средстве, штраф придется платить, ведь в большинстве случаев нарушение очевидно. Нельзя сделать вид, что ехал с удостоверением с литерой A на мотоцикле, в то время как управлял автомобилем. Бороться имеет смысл в случае с прицепом. Очень часто сотрудники ГИБДД пытаются оштрафовать водителя за разрешенное дополнительное приспособление, соответствующее типу прав без знака E.
Можно избежать штрафстоянки, если в течение получаса после задержания автомобилиста найдется знакомый с нужным типом удостоверения. Так удастся избавиться от расходов на эвакуацию. Но об этом необходимо договориться с сотрудником ГИБДД.
Разрешенная масса прицепа, она же полная или максимальная – это сумма его фактического веса с допустимой грузоподъемностью. Данное значение указывается в соответствующей графе ПТС и свидетельства о регистрации. Именно оно и является главным ориентиром для определения необходимости открытия категории «Е», учитывая вес авто для связки.
Существует 4 весовые категории автоприцепов:
- О1 – 750 кг;
- О2 – от 750 до 3500 кг;
- О3 – от 3,5 т до 10 т;
- О4 – свыше 10 т.
Автоприцеп относящиеся к категории О1 в любом случае может использоваться водителем с правами категории «В», «С» или «D», вне зависимости от веса самого транспортного средства. Более тяжелые прицепы О2 практически всегда должны управляться водителем с категорией «Е», однако существуют исключения для прав «В». Они позволяют водить транспортное средство или автопоезд, если сам автомобиль тяжелее прицепа, а вместе они вписываются в ограничение по весу 3,5 т. Для такого исключения категории «В» достаточно. На более тяжелые автоприцепы О3 и О4 обязательно требуются права «СЕ», «DЕ», «С1Е» и «D1Е».
Для лучшего понимания, рассмотрим таблицу с примерами проведения расчетов на основании массы автоприцепа и легкового автомобиля.
Масса машины, кг | Вес автоприцепа, кг | Необходимая категория прав | Объяснение расчетов |
---|---|---|---|
720 | 750 | B | Прицеп принадлежит к категории О1. |
1250 | 1050 | B | Хотя автоприцеп относится к категории О2, но он легче машины. Вместе они не превышают 3,5 т. |
950 | 1050 | BE | Автомобиль легче прицепа категории О2. |
3100 | 850 | BE | Хотя прицеп О2 легче, но вместе с машиной они превышают 3,5 т. |
3100 | 740 | B | Прицеп весит меньше 750 кг. |
1950 | 2100 | BE | Автоприцеп тяжелее, при этом вместе с авто они превышают 3,5 т. |
Масса машины (кг) |
720 |
---|---|
Вес прицепа (кг) |
750 |
Категория прав | B |
Объяснение расчетов |
Прицеп принадлежит к категории О1. |
Масса машины (кг) |
1250 |
---|---|
Вес прицепа (кг) |
1050 |
Категория прав | B |
Объяснение расчетов |
Хотя автоприцеп относится к категории О2, но он легче машины. Вместе они не превышают 3,5 т. |
Масса машины (кг) |
950 |
---|---|
Вес прицепа (кг) |
1050 |
Категория прав | BE |
Объяснение расчетов |
Автомобиль легче прицепа категории О2. |
Масса машины (кг) |
3100 |
---|---|
Вес прицепа (кг) |
850 |
Категория прав | BE |
Объяснение расчетов |
Хотя прицеп О2 легче, но вместе с машиной они превышают 3,5 т. |
Масса машины (кг) |
3100 |
---|---|
Вес прицепа (кг) |
740 |
Категория прав | B |
Объяснение расчетов |
Прицеп весит меньше 750 кг. |
Масса машины (кг) |
1950 |
---|---|
Вес прицепа (кг) |
2100 |
Категория прав | BE |
Объяснение расчетов |
Автоприцеп тяжелее, при этом вместе с авто они превышают 3,5 т. |
Проведение расчетов не требует сложных математических вычислений, поэтому с ними справиться каждый. Необходимо учитывать, что сотрудники Госавтоинспекции проверяют водителей автомобилей с прицепом на наличие в них необходимой категории прав для передвижения. Для этого потребуется по требованию сотрудника ГАИ предоставить водительское удостоверение и свидетельство о регистрации автомобиля и автоприцепа.
Неправомерное с точки ПДД использование транспортного средства в связке с автоприцепом карается законом. Обязанность каждого автомобилиста использующего прицеп убедиться в том, что он имеет право на такое вождение. Если требуется наличие категория «Е», то пользование прицепом при ее отсутствии приравнивается к езде без прав. Согласно ч.1 ст.12.7 КоАП подобное нарушение тянет за собой ответственность в виде штрафа от 5 до 15 тыс. руб.
Помимо составления административного протокола для удержания штрафа применяется норма 27.12 КоАП. Она требует прекращение нарушения путем отстранения водителя от транспортного средства. Сам автомобиль с прицепом в соответствии со ст. 27.13 КоАП отправляется на штрафстоянку. Нахождение авто на штрафплощадке сопровождается дополнительными затратами, что в зависимости от региона и продолжительности стоянки может приравняться к сумме самого штрафа или его превысить. Таким образом езда на авто с тяжелым прицепом, масса которого требует категории «Е», крайне нежелательна.
На водителей может накладываться и штраф за перегруз прицепа, поэтому отсутствие подходящей категории прав может повлечь еще и его взвешивание. При загрузке свыше допустимой нормы применяется ст. 12.21 КоАП, предусматривающая ответственность за нарушение правил перевозки и буксировки. По ней предусматривается штраф в 500 руб.