- Налоговое право

Цитологические основы наследственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Цитологические основы наследственности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Цитологические основы наследственности

2.5% ) с аномальными кариотипами донашивается до окончания беременности.
МейозВид деления, при котором количество хромосом уменьшается наполовину с диплоидного до гаплоидного, состоящий из 2-х последовательных делений ядра.

называется мейоз. При каждом оплодотворении изначальное количество хромосом восстанавливается.

Половое размножение, таким образом, можно представить себе как следующий большой цикл событий:В половых железах (гонадах) взрослого организма — семенниках и яичниках — некоторые клетки размножаются посредством мейоза, образуя соответственно сперматозоиды и яйцеклетки, то есть гаплоидные клетки.

Эти гаметы содержат по одному набору из 23 хромосом. При оплодотворении образуется зигота с двойным набором хромосом; а при митотическом делении из нее вырастает взрослый организм, и цикл начинается сначала.Механизм деления — образование центриоли, веретена и т. п.

— при мейозе тот же самый, что и при митозе, только хромосомы ведут себя при этом несколько иначе.

Мейоз

Рис. 5.4. Процесс мейоза (в общих чертах) в клетке с двумя парами хромосом; одна из парных хромосом обозначена жирной линией, другая пунктирной.

Профаза I: хромосомы становятся видимыми и образуют пары. Метафаза I: парные хромосомы выстраиваются напротив друг друга в середине клетки. Анафаза I: каждая из парных гомологичных хромосом полностью отходит к одному из полюсов клетки. Обратите внимание: хроматиды не расходятся и по-прежнему соединены центромерами.

Телофаза I: начальное деление завершается. Профаза II: хромосомы снова становятся видимыми, как и при митотическом делении. Метафаза II: хромосомы снова выстраиваются посреди клетки. Анафаза II: на этот раз хроматиды отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам.

Телофаза II: деление заканчивается образованием четырех гаплоидных клеток

Биологическое значение мейоза:

    1. Половое размножение – этот процесс обеспечивает постоянство числа хромосом в ряду поколений размножающихся половым путем организмов.
    2. Генетическая изменчивость – создает возможность для новых генных комбинаций. Это ведет к изменениям в генотипе и фенотипе потомства.

Патология мейоза: под влиянием внешних повреждающих факторов: простое, последовательное и двойное нерасхождение.

Простое нерасхождение:

При патологии мейоза 1 все зрелые гаметы будут иметь пат.набор хромосомМейоз 2 – кол-во хромосом только в части гамет изменяется.

Последовательное нерасхождение – затрагивает оба деления 1 и 2, нормальные гаметы не образуются.

Двойное нерасхождение – крайне редко – мейоз поврежден у обоих родителей.

Раздел 3. Цитологические основы наследственности.

Тема 6. Молекулярная структура генетического материала. Особенности геномов про — и эукариот. Избыточность ДНК. Повторы ДНК в геноме. Уровни упаковки хроматина. Эухроматин и гетерохроматин.

Тема 7. Молекулярные механизмы наследственности. Репликация ДНК. Регуляция синтеза ДНК. Транскрипция ДНК. Процессинг, сплайсинг. Процесс созревания пре-мРНК, пре-тРНК, пре-рРНК. Трансляция м-РНК. Генетический код.

Тема 8. Структура гена. Развитие представление о гене. Структурные и регуляторные части гена. Экзоны и интроны. Гены, кодирующие белки, гены р-РНК, гены т-РНК, генымя-РНК. Псевдогены. Онкогены.

Тема 9. Регуляция действия генов. Уровни регуляции экспрессии генов. Индуцируемые и репрессируемые опероны прокариот. Особенности регуляции генетической активности у эукариот. Тканеспецифическая и неспецифическая регуляция. Амплификация генов р-РНК.

Раздел 4. Изменчивость.

Тема 10. Ненаследственная изменчивость. Модификации и морфозы. Норма реакции генотипа. Адаптивный характер адаптаций. Фенокопии.

Тема 11. Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость: механизмы возникновения, роль в эволюции. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций. Генные, хромосомные и геномные мутации.

Тема 12. Мутагенез и антимутагенез. Экзогенные и эндогенные факторы спонтанного мутагенеза. Мобильные генетические элементы. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова. Индуцированный мутагенез. Классификация мутагенов. Антимутагенез, классификация антимутагенов. Репарация ДНК.

Раздел 5. Внеядерная наследственность.

Тема 13. Внеядерная наследственность. Открытие и методы изучения внехромосомоного наследования. Материнский эффект цитоплазмы. Митохондриальная наследственность. Пластидная ДНК.

Раздел 6. Популяционная генетика.

Тема 14. Генетика популяций человека. Классификация элементарных популяций человека. Генетические и демографические характеристики популяций человека. Понятие о внутрипопуляционном полиморфизме и генетическом грузе. Элементарные факторы эволюции, специфика их действия в популяциях человека.

Раздел 7. Генетика онтогенеза.

Тема 15. Генетические основы онтогенеза. Онтогенез как реализация наследственных программ развития. Генетический контроль процессов детерминации и дифференцировки клеток. Гомеозис. Гомеобоксные последовательности ДНК. Понятие о генетическом гомеостазе.

Раздел 8. Основы генной инженерии.

Тема 16. Генетическая инженерия. Сущность методологии генной инженерии. Анализ первичной структуры ДНК. Ферменты рестрикции. Рекомбинантные ДНК. Векторы. Метод микроинъекций ДНК в ядро.

1. Строение клетки.

2. Передача наследственной информации в процессе размножения клеток и при оплодотворении.

3. Мейоз.

4. Гаметогенез.

5. Оплодотворение.

Основной единицей живого является клетка. Она имеет все свойства живого, то есть, способна размножаться, видоизменяться и реагировать на раздражения. Более мелкие единицы материи этих свойств не проявляют. Р. Вирхов писал: «Клетка есть последний морфологический элемент всех живых тел, и мы не имеем права искать настоящей жизнедеятельности вне её» (1858).

Среди живых организмов встречаются два типа организации клеток: прокариотическая клетка (у прокариот — бактерий и сине-зеленых водорослей) и эукариотическая клетка (у эукариот, то есть всех остальных одно — и многоклеточных организмов — растений, грибов и животных).

1. Строение клетки. Прокариотическая клетка покрыта цитоплазматической мембраной, играющей роль активного барьера между цитоплазмой клетки и внешней средой. Снаружи от мембраны расположена клеточная стенка. У прокариотических клеток нет морфологически выраженного ядра, но имеется зона, заполненная ДНК, несущей наследственную информацию. В основном веществе цитоплазмы прокариотических клеток располагаются многочисленные рибосомы.

Бактерии размножаются путем простого деления. Находящаяся в ядерной области ДНК прикреплена к мезосоме — структуре, образуемой цитоплазматической мембраной. Деление бактериальной клетки начинается с деления мезосомы; затем две половинки мезосомы расходятся, увлекая за собой ДНК, последняя также делится на две части, из которых впоследствии образуются ядерные области двух дочерних клеток.

Клетка эукариот организована сложнее, чем прокариотическая (рис. 1). Она покрыта цитоплазматической мембраной, которая играет важную роль в регулировании состава клеточного содержимого, так как через нее проникают все питательные вещества и продукты секреции. Каждая клетка содержит небольшое шаровидное или овальное тельце, называемое ядром.

Ядро служит важным регулирующим центром клетки; оно содержит наследственные факторы (гены), определяющие признаки данного организма, и управляет многими внутриклеточными процессами.

Ряд опытов, доказывающих важную роль ядра в регуляции клеточного роста, провел Геммерлинг на одноклеточном растении ацетабулярии. Это морская водоросль, которая, может быть длиной 5 см; она внешне напоминает гриб и имеет «корни» и «ножку», заканчивающуюся вверху большой дисковидной «шляпкой». Все растение представляет собой одну-единственную клетку и содержит лишь одно ядро, находящееся около основания «стебля».

«Цитологические основы наследственности»

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Прокариотическая клетка покрыта цитоплазматической мембраной, играющей роль активного барьера между цитоплазмой клетки и внешней средой. Снаружи от мембраны расположена клеточная стенка.

У прокариотическх клеток нет морфологически выраженного ядра, но имеется зона, заполненная ДНК, несущей наследственную информацию. В основном веществе цитоплазмы прокариотических клеток располагаются многочисленные рибосомы. Бактерии размножаются путем простого деления. Находящаяся в ядерной области ДНК прикреплена к мезосоме— структуре, образуемой цитоплазматической мембраной. Деление бактериальной клетки начинается с деления мезосомы; затем две половинки мезосомы расходятся, увлекая за собой ДНК, последняя также делится на две части, из которых впоследствии образуются ядерные области двух дочерних клеток.

Клетка эукаряот организована сложнее, чем прокариотическая. Она покрыта цитоплазматической мембраной, которая играет важную роль в регулировании состава клеточного содержимого, так как через нее проникают все питательные вещества и продукты секреции. Каждая клетка содержит небольшое шаровидное или овальное тельце, называемое ядром.

Схема строения эукариотической клетки Ядро служит важным регулирующим центром клетки, оно содержит наследственные факторы (гены), определяющие ври знаки данного организма, и управляет многими внутриклеточными процессами Оболочка, окружающая ядро и отделяющая его от цитоплазмы, ядерная мембрана — регулирует движение веществ из ядра и в ядро. В полужидком основном веществе ядра-кариоплазме размещается строго определенное число вытянутых нитевидных образований, называемых хромосомами. На окрашенном срезе неделящейся клетки хромосомы обычно имеют вид неправильной сети из темных тяжей и зернышек, в совокупности называемых хроматином.

12 стр., 5663 слов

  • Медицинская генетика

    История развития медицинской генетики. Типы хромосомной ДНК. Морфология и строение хромосом человека. Заболевания, связанные с числовыми аномалиями половых хромосом. Патогенез и классификация наследственных болезней. Спонтанные и индуцированные мутации.

    шпаргалка [58,2 K], добавлен 25.05.2015

  • Наследственные заболевания

    Понятие наследственных заболеваний: изменение числа или структуры хромосом. Классификация хромосомных нарушений, обусловленных изменениями половых и неполовых хромосом. Основные типы наследственности. Болезни обмена вещества и нарушения иммунитета.

    презентация [1,8 M], добавлен 21.11.2010

  • Биохимические основы наследственности

    Понятие белков, их сущность и особенности, строение и функции в организме. Нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК, их строение и значение. Сущность и роль в организме процессов транскрипции и трансляции. Практическое применение в медицине молекулярной генетики.

    реферат [16,9 K], добавлен 22.02.2009

  • Значение генетики для медицины и здравоохранения

    Предмет и задачи генетики человека. Методы изучения наследственности и изменчивости человека. Наследственные болезни человека, их лечение и профилактика, основные пути предотвращения. Генные мутации и нарушения обмена веществ. Виды хромосомных болезней.

    реферат [11,6 K], добавлен 28.11.2010

  • История развития, основные достижения и проблемы медицинской генетики

    Понятие генетики, ее сущность и особенности, история зарождения и развития генетической науки. Этапы развития медицинской генетики, выдающиеся деятели и их открытия. Роль генетики в диагностике и профилактике различных наследственных заболеваний.

    реферат [15,9 K], добавлен 18.02.2009

  • Цитогенетические методы диагностики наследственных заболеваний

    Морфологические типы хромосом. Получение популяции активно делящихся клеток. Методы дифференциального окрашивания. Исследование анафазы-телофазы. Классификация хромосомных аномалий. Диагностика синдромов, обусловленных микроперестройками хромосом.

    презентация [4,4 M], добавлен 05.09.2013

  • Этические аспекты медицинской генетики

    Предмет и задачи медицинской генетики. Рассмотрение вопроса искусственного оплодотворения. Изучение основных положений биоэтики, «Основ законодательства по охране здоровья». Повышение информированности населения, касающейся проблем генетики и технологий.

    презентация [954,7 K], добавлен 15.04.2015

  • Патофизиология клетки

    Фазы жизненного цикла клетки. Общие механизмы повреждения клетки. Патогенез повреждения клеточных мембран. Стадии острого и хронического повреждения клетки. Специфические и неспецифические проявления повреждения. Виды гибели клетки. Некроз и апоптоз.

    лекция [12,4 M], добавлен 20.02.2013

  • Менструальный цикл. Беременность, роды. Взаимоотношения материнского организма и плода. Физиология лактации

    Понятие и значение менструального цикла в жизни женщины, методы и уровни регулирования, связь с гормональной системой. Основные этапы менструального цикла, механизм оплодотворения яйцеклетки. Внутриутробное развитие, периоды: эмбриональный, фетальный.

    презентация [1,2 M], добавлен 10.01.2014

  • Хромосомные болезни

    Синдромы, развитие которых обусловлено изменениями числа или структуры хромосом. Частота хромосомных болезней среди новорожденных детей. Синдром Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса. Аномалии сочетания половых хромосом. Синдромы частичных моносомий.

    презентация [2,7 M], добавлен 06.01.2013

· Тимолянова Е. К. Медицинская генетика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

· Бочков Н. П. Медицинская генетика. – М.: Мастерство, 2002.

1 За неполных 100 лет после переоткрытия законов Г. Менделя генетика прошла путь от философского понимания законов наследственности и изменчивости через экспериментальное накопление фактов формальной генетики к молекулярно-биологическому пониманию сущности гена, его структуры и функции.

От теоретических построений о гене как Абстрактной единице наследственности — к пониманию его материальной природы как фрагмента молекулы ДНК, кодирующего аминокислотную структуру белка, до клонирования индивидуальных генов, создания подробных генетических карт человека, животных, идентификации генов, мутации которых сопряжены с тяжелыми наследственными недугами, разработки Методов биотехнологии и Генной инженерии, позволяющих направленно получать организмы с заданными наследственными признаками, а также проводить направленную коррекцию мутантных генов человека, то есть генотерапию наследственных заболеваний.

Генетика — это наука, изучающая основные закономерности наследственности и изменчивости. Она раскрывает сущность того, каким образом каждая живая форма воспроизводит себя в следующем поколении, и как в этих условиях возникают наследственные изменения, которые передаются потомкам, участвуя в процессах эволюции и селекции.

Наследственность — это свойство организма передавать свои признаки и особенности потомству. Сохраняются и передаются не сами признаки, а генетическая информация о признаках, закодированная в ДНК.

Изменчивость — это свойство (способность) живых организмов отличаться от своих родителей и приобретать новые признаки и свойства.

2 Генетика человека изучает закономерности хранения, передачи и реализации генетической информации (гены, строение, функции), механизм возникновения закономерности передачи изменений, их проявление и последствия.

Редупликация молекул ДНК является основой наследственности. Наследственность объясняет сохранение видов во времени и пространстве. Кроме этого молекуле ДНК присуща способность к рекомбинации, в процессе которой изменяется последовательность нуклеотидов в генах, и в результате чего образуются новые комбинации генов и соответствующих признаков.

Происходят изменения генетической информации и под влиянием факторов окружающей среды. Многочисленные сигналы внешней и внутренней среды поступают к генам, регулируют их активность, осуществляя ответ организма на воздействия сигналов.

Возникновение новых признаков у потомства обеспечивает адаптацию особей к меняющимся условиям жизни, передачу этих признаков потомству т. е. развитие вида во времени, его эволюцию.

3 Медицинская генетика изучает роль наследственности и изменчивости с точки зрения патологии человека, закономерности передачи от поколения поколению наследственных болезней, а также разрабатывает методы диагностики, лечения и профилактики наследственной патологии, в том числе и болезней с наследственной предрасположенностью, объединяя, таким образом, медицинские и генетические открытия и достижения для борьбы с болезнями.

Медицинская генетика, являясь важнейшей частью теоретической медицины, выясняет значение наследственных (сочетание генов, мутаций) и средовых факторов, а также их соотношения в этиологии болезней.

Как теоретическая и клиническая дисциплина медицинская генетика продолжает интенсивно развиваться в разных направлениях: изучение генома человека, цитогенетика, молекулярная и биохимическая генетика, иммуногенетика, генетика развития, популяционная генетика, клиническая генетика.

1. Доменделевский (до 1865 года)

2. До переоткрытия законов Менделя (1865-1900)

Г. Мендель проводил опыты с горохом и проанализировав результаты он обнаружил специфические особенности распределения признаков родительских особей в их потомстве.

Согласовано на заседании ЦМК « » 2011г. Председатель ЦМК

Примерные вопросы для проведения срезовых работ по генетике человека с основами медицинской генетики в гр.23

Раздел 1. Цитологические и биохимические

15. Какой процесс, происходящий в профазе 1 мейоза, ведет к редукции хромосом в дальнейшем?

Раздел 2. Закономерности наследования признаков(теория — 8 ч, практика-2 ч).

26. Рецессивные гены проявляются при браке каких родителей-

33. В каждую гамету идет по одному из пары аллельных генов. Это правило=

37. Явление сцепления имеет место, если гены, детерминирующие разные признаки, локализованы где?

38. Гемофилия наследуется как?

38. Почему у женщин дальтонизм встречается реже, чем у мужчин?

Раздел 3. Методы изучения наследственности и изменчивости человека(теория — 4 ч, практика 2 ч).

47. Метод составления и анализа родословной

48. Графическое изображение брака в родословной

49. Метод, при котором определяется степень влияния внешней

Среды на формирование признака

50. Метод определения нарушений обмена веществ с помощью изучения активности ферментов

51. Перечислить инвазивные методы пренатальной диагностики

52. Метод изучения хромосомного набора, составление и анализ идиограмм

Раздел 4. Виды изменчивости человека

56. Свойство живых организмов приобретать новые признаки и особенности развития

57. Изменения, возникающие под влиянием внешней среды и не затрагивающие генотип

58. Изменение наследственного материала, возникающие под влиянием факторов внешней среды

59. Изменения набора хромосом

60. Выпадение участка хромосомы

61. Изменения только фенотина, сходные с признаками наследственных болезней

Раздел 5. Наследственность и патология(теория — 10 ч, практика-2 ч).

64. По аутосомно-рецессивному типу наследуется болезнь

План лекции цитологические основы наследственности

3. Органическое вещество, содержащее помимо белковой небелковую часть

4. Написал книгу Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений

9. Система белковых нитей в цитоплазме.

13. Тип нуклеиновой кислоты, содержащей дезоксирибозу

18. Химический элемент, количество которого в клетке составляет до 0,001 %

19. Захват плазматической мембраной твердых частиц и перенос их внутрь клетки.

21. Липиды, не содержащие жирных кислот и имеющие особую структуру

1. Сложные эфиры, образуемые жирными кислотами и многоатомными спиртами

2. Написал книгу Тайны природы, открытые с помощью совершеннейших микроскопов

5. Органическое вещество, состоящее только из белков

6. Из этих мономеров состоят нуклеиновые кислоты

7. Вещества, плохо или вовсе нерастворимые в воде

8. Примерами этого углевода являются рибоза, глюкоза, фруктоза

10. Функция некоторых элементов клетки, при расщеплении которых освобождается некоторое количество энергии

11. Соединение, состоящее из большого числа аминокислотных остатков.

12. Вещества, хорошо растворимые в воде

14. Тип нуклеиновой кислоты, содержащей рибозу

15. Метод цитологии, в котором рузрушенные клетки в пробирке вращают с очень большой скоростью в особых приборах

16. Утрата белковой молекулой своей природной структуры

17. Принятие белками различных пространственных форм

20. Это слово образовано от греческого слова peptos

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Красноярский медицинский техникум»

По дисциплине «Генетика человека с основами

Специальность: 060501 Сестринское дело,

По теме: «Цитологические и биохимические основы наследственности»

1. Конспект лекции

2. Методическое пособие для студентов по практическому занятию.

3. Контроль знаний.

4. Презентация по теме.

5. Список литературы.

-общие понятия о клетке и ее функциях, химическая организация клетки; плазмолемма, цитоплазма и ее компоненты, органеллы и включения.

-клеточное ядро: функции, компоненты. Морфофункциональные особенности компонентов ядра

2.Строение и функции хромосом человека.

3.Основные типы деления эукариотических клеток.

-Жизненный цикл клетки. Митоз его значение. Патология митоза

-Клеточный цикл и его периоды.

7. Гены и их структура.

8.Генетический код и его свойства.

9.Реализация генетической информации.

Чтобы понять основы наследственности и изменчивости человека, необходимо знать строение и функции клетки

Дата добавления: 2015-10-20 / Просмотры: 986 / Нарушение авторских прав

Http://flatik. ru/citologicheskie-i-biohimicheskie-osnovi-nasledstvennosti-teori

Http://medlec. org/lek3-116999.html

Хромосомная теория наследственности [1] — теория, согласно которой хромосомы, заключённые в ядре клетки, являются носителями генов и представляют собой материальную основу наследственности, то есть преемственность свойств организмов в ряду поколений определяется преемственностью их хромосом.

Хромосомная теория наследственности возникла в начале 20 в. на основе клеточной теории и использовалась для изучения наследственных свойств организмов гибридологического анализа.

Пол, как и любой другой признак организма, наследственно детерминирован. Важнейшая роль в генетической детерминации пола и в поддержании закономерного соотношения полов принадлежит хромосомному аппарату.

У раздельнополых организмов (животных и двудомных растении) соотношение полов обычно составляет 1:1, то есть мужские и женские особи встречаются одинаково часто.

От чего же зависит рождение мужских и женских особей? Рассмотрим это на примере определения пола у дрозофилы. В ходе гаметогенеза у самок образуется один тип гамет, содержащий гаплоидный набор аутосом и одну X-хромосому.

Самцы образуют два типа гамет, половина из которых содержит три аутосомы и одну X-хромосому (ЗА Х), а половина — три аутосомы и одну У-хромосому (ЗА У).

При оплодотворении яйцеклеток (ЗА Х) сперматозоидами с X-хромосомами будут формироваться самки (6А ХХ), а от слияния яйцеклеток со сперматозоидами, несущими У-хромосому, — самцы (6A XY).

Поскольку число мужских гамет с X — и У-хромосомами одинаково, то и количество самцов и самок тоже одинаково. В данном случае пол организма определяется в момент оплодотворения и зависит от хромосомного набора зиготы.

Сходный способ определения пола (XY-тип) присущ всем млекопитающим, в том числе и человеку, клетки которого содержат 44 аутосомы и две X-хромосомы у женщин либо XY-хромосомы у мужчин.

Таким образом, XY-тип определения пола, или тип дрозофилы и человека, — Самый распространенный способ определения пола, характерный для большинства позвоночных и некоторых беспозвоночных.

У всех птиц, большинства бабочек и некоторых пресмыкающихся самцы являются гомогаметным полом, а самки —- гетерогаметным (типа XY или типа ХО). Половые хромосомы у этих видов обозначают буквами Z и W, чтобы выделить таким образом данный способ определения пола;

Доказательства того, что половые хромосомы определяют пол организма, были получены при изучении нерасхождения половых хромосом у дрозофилы. Если в одну из гамет попадут обе половые хромосом, а в другую — ни одной, то при слиянии таких гамет с нормальными могут получиться особи с набором половых хромосом ХХХ, ХО, ХХУ и др.

Выяснилось, что у дрозофилы особи с набором ХО — самцы, а с набором ХХУ — самки (у человека — наоборот). Особи с набором ХХХ имеют гипертрофированные признаки женского пола (сверхсамки).

(Особи со всеми этими хромосомными аберрациями у дрозофилы стерильны). В дальнейшем было доказано, что у дрозофилы пол определяется соотношением (балансом) между числом X-хромосом и числом наборов аутосом.

Цитологические основы наследственности. Конспект занятия.

3.5. Закономерности наследственности, их цитологические основы.

Моно– и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов.

Законы Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система.

Размножение соматических клеток происходит с помощью митоза. Клеточный (митотический) цикл эукариот состоит из двух периодов — интерфазы и митоза :

  1. Интерфаза (период клеточного роста, синтеза ДНК и белков, подготовки к делению клетки), состоит фазы G1 (перерыв 1), фазы S (синтез ДНК), фазы G2 (перерыв 2).
  2. Митоз состоит из профазы, метафазы, анафазы и телофазы, завершающихся цитокинезом (делением клетки)

Если длительность митотического цикла составляет, например, сутки, то непосредственно деление занимает около 2 часов. Основную часть жизни клетка находится в интерфазе. В интерфазу хромосомы деспирализованы (раскручены). Только на деспирализованных хромосомах происходит процесс транскрипции и они способны удваиваться. В период интерфазы происходит удвоение молекул ДНК. Каждая хромосома становится двухроматидной, а число хромосом не меняется (2n). Во время митоза хромосомы скручиваются и утолщаются, то есть спирализируются, что облегчает их распределение между дочерними клетками.

Итак, митоз – деление соматических клеток, в результате которого сначала происходит удвоение, а затем равномерное распределение наследственного материала между дочерними клетками. В итоге хромосомы точно распределяются между двумя дочерними клетками — набор в них такой же, как у исходной; каждая клетка генетически полноценна. Патологии митоза могут воз­никнуть на разных стадиях под действием радиации, химических ве­ществ, вирусов (вплоть до разрыва хромосом).

Получение навыков решения задач по схемам митоза, мейоза для клеток с различным хромосомным набором.

  • Видео лекция со встроенными вопросами;
  • 50 тестовых заданий для самоконтроля;
  • примеры решения задач;
  • 7 индивидуальных заданий;
  • Вебинар «Анализ результатов самостоятельной работы, ответ на вопросы слушателей»

Курс рассчитан на 12 часов для учащихся 10-11 классов

Продолжительность курса – 2 недели с момента зачисления

Курсы предполагают дистанционное обучение в электронной информационно-образовательной среде с онлайн консультацией преподавателем СибГМУ по вопросам решения задач в режиме вебинара.

  • уникальная программа обучения, разработанная лучшими преподавателями университета;
  • уровень освоения предметов, достаточный для сдачи ЕГЭ/ вступительных испытаний СибГМУ;
  • скидки при выборе двух и более предметов;
  • обучение в удобное время и удобном месте;
  • самостоятельный выбор интенсивности обучения;
  • индивидуальная консультация от преподавателей СибГМУ;
  • контроль уровня знаний;
  • возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС;
  • круглосуточный доступ к материалам.

Перед началом клеточного деления большая часть хроматина уплотняется, образуя хромосомы. Число хромосом в клеточных ядрах всех особей какого-либо вида постоянно и представляет собой один из его признаков.

Зигота содержит диплоидный набор хромосом. Одинарный набор хромосом называют геномом. Набор хромосом, свойственный тому или иному виду животных называют кариотипом.

Различают пары аутосом и последнюю пару половых хромосом.

Митоз – это непрямое деление соматических клеток, при котором каждая из двух дочерних клеток получает такое же количество и те же типы хромосом, какие имела материнская клетка. Промежуток времени между окончанием одного клеточного деления и окончанием последующего называют митотическим циклом, который подразделяется на митоз и интерфазу. Интерфаза включает тир периода.

В первом периоде интерфазы, идущим вслед за прошедшим митозом и обозначаемой G1 (пресинтетическая фаза), осуществляется синтез белков иРНК. Затем следует период синтеза ДНК (фаза S – синтетическая), в течение которого количество ДНК в ядре клетки удваивается.

В постсинтетический период (фаза G2) происходит синтез РНК и белков (в особенности ядерных) и накапливается энергия для следующего митоза.

Митоз делится на четыре стадии: профазу, метафазу, анафазу и телофазу. В первой стадии митоза – профазе – происходит формирование хромосом. Каждая хромосома состоит из двух хроматид, спирально закрученных друг относительно друга. Хроматиды утолщаются и укорачиваются в результате процесса внутренней спирализации.

Начинает выявляться слабо окрашенная и менее конденсированная область хромосомы – центромера. Во время профазы ядрышки постепенно уменьшаются в размерах, пока в конце концов их материал не диспергируется. Ядерная оболочка также распадается, и хромосомы оказываются в цитоплазме.

В это время центриоль делится и дочерние центриоли расходятся в противоположные концы клетки. От каждой центриоли отходят тонкие нити в виде лучей; между центриолями формируются нити веретена деления.

После разрушения ядерной оболочки каждая хромосома прикрепляется к нитям веретена при помощи своей центромеры.

Мейоз (от греч. уменьшение) был открыт В.Флеммингом у животных в 1882 году. Мейоз – это уменьшительное деление половых клеток (яйцеклеток и сперматозоидов). Мейоз состоит из двух клеточных делений, при которых число хромосом уменьшается вдвое, так что гаметы получают вдвое меньше хромосом, чем другие клетки тела.

Отличительной особенностью первого деления мейоза является сложная и сильно растянутая по времени профаза I, в которой выделяют пять стадий: лептотена, зиготена, пахитена, диплотена и диакинез.

Лептотена (стадия тонких нитей) – начало конденсации хромосом, в целом напоминает раннюю профазу митоза, отличаясь более тонкими хромосомами и крупными ядрами.

Зиготена (стадия сливающихся нитей) – сближение и начало коньюгации (попарного временного сближения гомологичных хромосом, при котором возможен обмен их гомологичными участками – кроссинговер) гомологичных (сходных) хромосом; к концу ее все гомологи объединяются в биваленты (двойни гомологичных хромосом).

В пахитене (стадия толстых нитей) происходит кроссинговер.

Диплотена (стадия двойных нитей, или стадия четырех хроматид) начинается взаимным отталкиванием гомологов и появлением хиазм (места соединения хроматид разных хромосом); у подавляющего большинства организмов в диплотене происходит дальнейшая спирализация хромосом и редукция числа ядрышек. Завершается обмен гомологичными участками хроматид. Для диакинеза (стадия обособления двойных нитей) характерны уменьшение числа хиазм и значительная компактность бивалентов. Биваленты гомологичных хромосом отходят к периферии ядра, так, что их легко подсчитать. На этом завершается профаза I.

Метафаза I начинается с момента исчезновения ядерной оболочки. Биваленты располагаются в экваториальной плоскости клетки. Формируется веретено деления.

В анафазе I начинается движение гомологичных хромосом к полюсам клетки. То есть именно в анафазе происходит редукция – сокращение числа хромосом.

Телофаза I характеризуется обособлением двух дочерних ядер. Ее нередко рассматривают как состояние покоя между двумя делениями мейоза интеркинез.

Второе деление мейоза происходит в обоих дочерних ядрах так же, как и в митозе. Моновалентные хромосомы (каждая из которых состоит из двух хроматид) сокращаются (профаза II) и ориентируются по экватору (метафаза II). Возникает веретено деления из ахроматиновых нитей.

В стадии анафазы II хроматиды отделяются друг от друга и быстро расходятся к разным полюсам. В телофазе II происходят образование ядер, деспирализация хромосом.

В результате двух последовательных делений мейоза из одной исходной диплоидной клетки образуются 4 гаплоидные генетически разнородные клетки.

Гаметогенез – это развитие половых клеток (гамет). Сперматогенез – развитие мужских гамет (спермиев). Оогенез – развитие женских гамет (яйцеклеток). Диплоидные клетки, из которых развиваются гаметы, называют оогониями и сперматогониями. Их быстрая пролиферация (разрастание) путем митоза приводит к образованию огромного количества клеток (ооцитов и сперматоцитов).

В сперматогенезе различают четыре периода: размножения, роста, созревания и формирования. В первом периоде диплоидные клетки – сперматогонии несколько раз делятся путем митоза и в последней интерфазе (премейотической) в них происходит репликация ДНК.

Во втором периоде они растут и называются сперматоцитами 1-го порядка; ядро их проходит длинную профазу мейоза, во время которой совершается коньюгация гомологичных хромосом, кроссинговер и образуются биваленты. В третьем периоде происходят два последовательных деления созревания, или мейотических деления.

В результате первого деления из каждого сперматоцита 1-го порядка образуются два сперматоцита 2-го порядка, а после второго деления – четыре одинаковые по размерам сперматиды; при этих делениях происходит уменьшение (редукция) числа хромосом вдвое. Сперматиды вступают в четвертый период формирования и превращаются в спермии.

В результате сперматогенеза из одной диплоидной сперматогонии образуется четыре гаплоидных спермия. Сперматогенез совершается у большинства видов животных в семенных канальцах семенника.

  1. Химические основы наследственности
  2. Хромосомные и химические основы наследственности
  3. 1.5.2. Цитологические и культуральные методы диагностики Malassezia-инфекций
  4. 3.4.2 Свойства ДНК как вещества наследственности и изменчивости 3.4.2.1. Самовоспроизведение наследственного материала. Репликация ДНК
  5. Радиация и наследственность
  6. 6.4.1. Наследственные болезни человека
  7. 6.4.4. Пренатальная диагностика наследственных заболеваний
  8. 3.1. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ — ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВОГО
  9. 8. Появление наследственности
  10. Умозрительные гипотезы о природе наследственности
  11. 4.1. МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ У ЧЕЛОВЕКА
  12. 3.2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО СУБСТРАТА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ
  13. 3.6.7. Биологическое значение геномного уровня организации наследственного материала
  14. 6.4. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧЕСКИ ИЗМЕНЕННОГО ФЕНОТИПА ЧЕЛОВЕКА
  15. 11.7. НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ПОЛИМОРФИЗМ ПРИРОДНЫХ ПОПУЛЯЦИЙ. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ГРУЗ

УМК «Цитологические основы наследственности»

«Наследование сцеплённое с полом» — Найдите соответствия: Решение задачи. Наследование, сцепленное с полом».

Организационный момент Актуализация знаний учащихся. Половые хромосомы Аутосомы. Тема урока: «Генетика пола. F. 1. Пара различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки.

Цесаревич Алексей и царица Александра Федоровна.

«Закон Менделя по биологии» — Грегор Иоганн Мендель.

  • Митоз, мейоз и гаметогенез
  • Кариотип и его особенности у животных различных видов и птицы
  • Аллельные гены, наследование аллельных признаков при разных типах взаимодействия генов (моногибридное скрещивание)
  • Дигибридное и полигибридное скрещивание
  • Взаимодействие неаллельных генов
  • Летальные и полулетальные гены и их влияние на характер проявления признаков
  • Сцепленное наследование признаков и наследование признаков, сцепленных и ограниченных полом
  • Моделирование синтеза нуклеиновых кислот, генного контроля первичной структуры белков в норме и при мутациях
  • Числовые и структурные мутации хромосом
  • Генетические последствия загрязнения окружающей среды
  • Методы определения групп крови у сельскохозяйственных животных и птицы
  • Изучение полиморфизма белков с помощью электрофореза
  • Определение достоверности происхождения потомков и анализ генетического сходства с родоначальником
  • Генетические аномалии и типы их наследования у животных различных видов
  • Генеалогический метод определения роли наследственности и типа наследования аномалий и болезней у животных
  • Расчет вероятности гетерозиготного носительства рецессивных генов у самцов и самок многоплодных видов животных (свиньи, собаки, кошки), а также самцов малоплодных видов животных в разных типах проверочных спариваний

Цитологические основы наследственности (стр. 1 из 2)

Развитие клеточной теории во второй половине XIX в. стало основной предпосылкой для признания законов Г. Менделя. Независимо от гибридологического анализа цитология обосновала роль ядра в наследственности.

Уже в 1855 г. Р. Вихров (1821-1902) выдвинул фундаментальное положение «Omnis cellule е cellulae» («Всякая клетка от клетки»), выразившее в концентрированной форме представление о самовоспроизведении клетки. Тем самым было положено начало пристальному изучению процесса клеточного деления — кариокинеза, или митоза, как его назвал В. Флемминг (1879-1882), подробно описавший деление ядра в клетках кожи саламандры. Этой работой Флемминг привлек внимание исследователей к поведению хромосом. Правда, сам термин «хромосома» был введен несколько позже — в 1883 г. В. Вальдейером.

В. Флемминг обнаружил, что при митозе хромосомы «делятся» вдоль, а Е. Ван Бенеден (1883) обратил внимание на то, что дочерние хромосомы, распределяющиеся между дочерними клетками, до мельчайших деталей повторяют строение материнской хромосомы. Современники по достоинству оценили это важное открытие. А в 1884 г. Э. Страсбургер выделил такие стадии митоза, как профаза и метафаза, что означает: фаза перед (про-) и фаза после (мета-) расщепления хромосом.

3.1. Жизненный цикл клетки. Деление клеток. Митоз.

3.2. Половое и бесполое размножение организмов.

3.3. Образование половых клеток. Мейоз.

3.4. Строение и функции половых клеток. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов.

3.5. Оплодотворение. Эмбриональное развитие организмов.

3.6. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша.

3.7. Постэмбриональное развитие организмов.

3.8. Организм как единое целое.

4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ – 28 часов 4.1. Предмет, задачи и методы генетики.

4.2. Основные этапы развития генетики.

4.3. Генетическая символика и терминология.

4.4. Цитологические основы наследственности. Хромосомы, строение и функции.

4.5. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя.

4.6. Второй закон Менделя.

4.7. Анализирующее скрещивание. Анализ потомства.

4.8. Правило неполного доминирования. Промежуточное наследование признаков.

4.9. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

5.1 Задачи современной селекции.

5.2. Значение работ Н.И.Вавилова. Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений.

5.3. Селекция растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

5.4. Селекция животных. Типы скрещивания.

5.5. Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышленности.

5.6. Основные направления биотехнологии.

6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ – 20 часов 6.1. Экология как наука. История развития экологии. Структура экологии 6.2. Глобальные экологические проблемы современности.

6.3. Окружающая среда. Среды жизни.

6.4. Факторы внешней среды. Абиотические факторы.

6.5. Биотические факторы. Антропогенные факторы.

6.6. Закономерности действия факторов внешней среды.

6.7. Вид, его экологическая характеристика. Внутривидовые взаимоотношения.

6.8. Межвидовые взаимоотношения.

6.9. Популяция. Факторы, вызывающие изменение численности популяций.

6.10. Экологическая система. Структура и состав экосистем. Устойчивость экосистем.

6.11. Биоценозы. Пространственная структура биоценоза.

6.12. Связи в биоценозах. Цепи питания. Правило экологической пирамиды.

6.13. Саморегуляция. Смена биогеоценозов. Развитие и эволюция экосистем. Сукцессии.

6.14. Меры по сохранению биогеоценозов.

6.14. Агроценозы как экосистемы. Виды агроценозов. Городские экосистемы.

6.16. Биосфера и ее границы. Структура биосферы.

6.17. Функции живого вещества в биосфере.

6.18. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.

6.19. В.И.Вернадский о возникновении биосферы.

6.20. Роль человека в биосфере. Последствия нарушения природных закономерностей.

7.1. Этапы развития эволюционных идей.

7.2. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.

7.3. Движущие силы эволюции. Наследственная изменчивость.

7.4. Борьба за существование. Формы борьбы за существование.

7.5. Естественный и искусственный отбор.

7.6. Доказательства эволюционного процесса.

7.7. Гипотезы происхождения жизни на Земле.

7.8. Этапы химической эволюции и возникновение жизни.

7.9. Краткая история развития органического мира.

7.10. Многообразие органического мира. Принципы систематики.

7.11. Классификация организмов.

7.12 Микроэволюция. Видообразование. Географическое и экологическое видообразование.

7.13. Приспособление – результат действия факторов эволюции.

7.14. Элементарные факторы эволюции. Дрейф генов. Изоляция.

Популяционные волны.

7.15. Макроэволюция. Направления эволюционного процесса.

Биологический прогресс. Биологический регресс.

7.16. Пути эволюционного процесса. Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация.

7.17. Основные ароморфозы в эволюции органического мира.

7.18. Филогенетическая эволюция. Дивергенция. Конвергенция.

Модуль 5.1. Задачи и теоретические основы селекции 5.1.1. Задачи современной селекции. Этапы селекционной работы.

Селекция как наука о выведении новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Генетические основы селекции. Методы селекционной работы (гибридизация и искусственный отбор). Этапы селекционной работы: отбор исходного материала, скрещивание (гибридизация), искусственный отбор, размножение гибридных особей.

Выбраковка. Сортоиспытание.

5.1.2. Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений.

Н.И. Вавилов, значение его работ. Центры многообразия и происхождения культурных растений (Южноазиатский тропический, Восточноазиатский, Юго-западно-азиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский, Южно-американский). Значение исходного материала для селекции.

Основные формируемые понятия:

селекция, порода, сорт, штамм, задачи современной селекции, генетические основы селекции, этапы селекционной работы, методы селекционной работы, центры многообразия и происхождения культурных растений, значение исходного материала для селекции.

Модуль 5.2. Селекция растений, животных и микроорганизмов.

5.2.1. Селекция растений.

Роль естественного отбора в селекции. Самоопыление. Гетерозис.

Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Методы селекционногенетической работы И.В.Мичурина: биологически отдаленная гибридизация (межвидовая, межродовая), метод ментора, метод посредника, воздействие условиями среды. Достижения селекции растений.

5.2.2. Селекция животных. Типы скрещивания.

Методы селекции животных: подбор родительских пар, скрещивание (гибридизация), испытание производителей по потомству. Типы скрещивания: неродственное (аутбридинг), близкородственное (инбридинг).

Отдаленная гибридизация у домашних животных.

5.2.3. Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышленности.

Задачи селекции микроорганизмов. Методы селекции микроорганизмов:

искусственный мутагенез, отбор, гибридизация. Использование методов генной инженерии в селекции микроорганизмов. Получение антибиотиков, ферментативных препаратов, стимуляторов роста, кормовых дрожжей.

Значение микробиологического синтеза для фармацевтической и пищевой промышленности.

5.2.4. Основные направления биотехнологии.

Использование живых организмов и биологических процессов в производстве. Биологическая очистка сточных вод. Биологическая защита растений. Синтез в промышленных условиях кормовых белков, аминокислот, гормонов. Генная и клеточная инженерия как составная часть биотехнологии.

Основные формируемые понятия:

гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, метод ментора, метод посредника, воздействие условиями среды, подбор родительских пар, скрещивание, испытание производителей по потомству, типы скрещивания: неродственное (аутбридинг), близкородственное (инбридинг), задачи селекции микроорганизмов, биотехнология, основные направления биотехнологии.

Модуль 6.1. Экология как наука. Взаимоотношения 6.1.1. Экология как наука. История развития экологии.

Структура экологии. Экология как наука о взаимоотношениях между организмами и окружающей средой. Э. Геккель – основатель экологии.

Экология как наука. Задачи экологии. Разделы экологии. Классическая экология. Ландшафтная экология. Экология урбанизированных территорий.

Агроэкология. Социальная экология. Глобальная экология.

6.1.2. Глобальные экологические проблемы современности.

История взаимоотношений человека и окружающей среды. Глобальные экологические проблемы современности. Решения ученых Римского клуба.

Конференция ООН по проблемам окружающей среды в Сан-Франциско.

Концепция устойчивого развития.

6.1.3. Окружающая среда. Среды жизни.

Окружающая среда как среда обитания живых организмов (водная, наземновоздушная, почвенная, внутриорганизменная). Структура окружающей среды. Природная среда (живые организмы). Среда, измененная человеком (агроэкосистемы, парки, сады). Искусственная среда (жилище, урбанизированные территории, промышленность, транспорт). Социальная среда (взаимоотношения между людьми).

6.1.4. Факторы внешней среды. Абиотические факторы.

Условия окружающей среды, как факторы, обеспечивающие жизнедеятельность организмов. Группы экологических факторов:

биотические, абиотические, антропогенные. Абиотические факторы, как условия среды, обеспечиваемые неживой природой. Температура. Свет.

Влажность. Давление. Химический состав окружающей почвы, воды, воздуха. Кислотность среды (Рh). Магнитное поле Земли.

6.1.5. Биотические факторы. Антропогенные факторы.

Биотические факторы как взаимовлияние живых организмов.

Репродуктивные отношения (размножение). Пищевые отношения (пищевые связи, цепи питания). Территориальные отношения(размещение организмов на одной территории). Внутривидовые взаимоотношения. Межвидовые взаимоотношения. Антропогенный фактор как влияние человека на живые организмы и среды их обитания (положительное и отрицательное влияние).

6.1.6. Закономерности действия факторов внешней среды.

Комплексное воздействие факторов на организм. Закон оптимума (графическое выражение интенсивности действия фактора). Предел выносливости организмов. Закон минимума (ограничивающего фактора).

Основные формируемые понятия:

экология как наука, задачи экологии, разделы экологии, классическая экология, ландшафтная экология, экология урбанизированных территорий, агроэкология, социальная экология, глобальная экология, глобальные экологические проблемы современности, окружающая среда, факторы внешней среды, абиотические факторы, окружающая среда, среды жизни, биотические факторы, антропогенные факторы, комплексное воздействие факторов на организм, закон оптимума, закон минимума.

Модуль 6.2. Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения 6.2.1. Вид, его экологическая характеристика. Внутривидовые взаимоотношения.

Экологическая характеристика вида. Внутривидовые взаимоотношения организмов: отношения по поводу пищи (взаимопомощь и конкуренция), территории (территориальное поведение), размножения (репродуктивные).

6.2.2. Межвидовые взаимоотношения.

Взаимоотношения между особями различных видов: положительные, отрицательные, нейтральные. Симбиоз (комменсализм, протокооперация, мутуализм). Антибиоз (хищничество, паразитизм, конкуренция).

6.2.3. Популяция. Факторы, вызывающие изменение численности популяций.

Популяция как форма существования вида. Основные характеристики популяций: численность, плотность, рождаемость, смертность, темп роста, возрастная и половая структура. Факторы, вызывающие изменение численности популяций. Популяционные волны. Способы самоограничения численности популяций.

Основные формируемые понятия:

внутривидовые взаимоотношения, межвидовые взаимоотношения, симбиоз, комменсализм, протокооперация, мутуализм, антибиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция, основные характеристики популяций: численность, плотность, рождаемость, смертность, темп роста, возрастная и половая структура; факторы, вызывающие изменение численности популяций, популяционные волны.

Модуль 6.3. Экологические системы 6.3.1. Экологическая система. Структура и состав экосистем.

Устойчивость экосистем.

Понятие экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии как условие существования устойчивых экосистем. Необходимые составляющие экосистемы: запас биогенных элементов, продуценты, консументы и редуценты.

6.3.2. Биоценозы. Пространственная структура биоценоза.

Разнообразие природных биогеоценозов. Структура природных биогеоценозов. Ярусность. Количественные соотношения видов.

Доминанты. Средообразователи. Устойчивость биогеоценозов.

6.3.3. Связи в биоценозах. Цепи питания. Правило экологической пирамиды.

Прямые и косвенные связи в биогеоценозах. Пищевые цепи и трофические уровни. Принципы передачи энергии по цепям питания. Правило экологической пирамиды. Биологическая продуктивность в экосистемах разного типа. Условия стимулирующие и лимитирующие.

6.3.4. Саморегуляция. Смена биогеоценозов. Развитие и эволюция экосистем. Сукцессии.

Биоценоз как основа функционирования экосистемы. Регулирующие связи в биогеоценозах: межвидовые и внутривидовые. Динамика экосистем.

Обратимые и необратимые изменения в экосистемах. Понятие сукцессии как процесса развития и восстановления нарушенных сообществ. Развитие сообществ от неустойчивых к устойчивым.

6.3.5. Агроце��озы как экосистемы. Виды агроценозов. Городские экосистемы.

Особенности видового состава агроценозов. Упрощение структуры сообществ. Нарушение естественных регуляторных механизмов. Виды агроценозов. Городские экосистемы.

6.3.6. Меры по сохранению биогеоценозов.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА – 24 часа 7.1. Этапы развития эволюционных идей.

Идеи развития в биологии. Метафизический период в истории биологии.

К.Линней. Первое эволюционное учение Ж.Б. Ламарка. Ч.Дарвин – создатель теории эволюции.

7.2. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.

История создания эволюционного учения Ч.Дарвиным. Жизнь и труды.

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Значение эволюционной теории в развитии биологии.

7.3. Движущие силы эволюции. Наследственная изменчивость.

Наследственная изменчивость и борьба за существование как движущие силы эволюции. Изменчивость, формы изменчивости. Наследственная изменчивость.

7.4. Борьба за существование. Формы борьбы за существование.

Борьба за существование: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды.

7.5. Естественный и искусственный отбор.

Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость в природных условиях. Формы естественного отбора. Творческая роль естественного отбора. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.

7.6. Доказательства эволюционного процесса.

Группы доказательств эволюционного процесса: морфофизиологические, анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Рудименты.

Атавизмы. Биогенетический закон Мюллера –Геккеля.

7.7. Гипотезы происхождения жизни на Земле.

История развития представлений о возникновении жизни Гипотезы происхождения жизни на Земле: абиогенез, биогенез, креационизм, панспермия.

7.8. Этапы химической эволюции и возникновение жизни.

Гипотеза возникновения жизни на Земле А.И. Опарина. Этапы химической эволюции. Возникновение макромолекул, мадмолекулярных структур, зарождение обмена веществ. Теория протобионтов. Симбиотическая теория происхождения клетки.

7.9. Краткая история развития органического мира.

Палеонтология как наука, изучающая остатки древних организмов. Развитие жизни в архейской, палеозойской, мезозойской и кайнозойской эрах.

Прогрессивное и регрессивное направления эволюционного процесса.

7.10. Многообразие органического мира. Принципы систематики.

Царства живых организмов. Характеристика царства растений, животных, бактерий и грибов. История создания классификации живых организмов.

7.11. Классификация организмов. Основные принципы классификации живых организмов.

Систематические таксоны. Современная классификация растений и животных. Классификация – как отображение эволюции.

7.12. Микроэволюция. Видообразование. Географическое и экологическое видообразование.

Микроэволюция. Образование новых видов в природе. Географическое и экологическое видообразование. Связь между популяциями – механизм поддержания единства вида.

7.13. Приспособление – результат действия факторов эволюции.

Виды приспособлений организмов. Относительный характер приспособленности. Генетическая и экологическая разнокачественность популяций в пределах вида.

7.14. Элементарные факторы эволюции.

Дрейф генов. Изоляция (географическая, биологическая, экологическая).

Популяционные волны. Причины изменения генофонда популяций (мутационный процесс, случайное выпадение генов при низкой численности, нарушение свободного скрещивания и естественный отбор).

7.15. Макроэволюция.

Направления эволюционного процесса. Биологический прогресс.

Биологический регресс. Сравнительная характеристика прогрессивного и регрессивного направлений эволюционного процесса.

7.16. Пути эволюционного процесса.

Пути эволюционного процесса. Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация. Соотношение направлений и путей эволюционного процесса.

7.17. Основные ароморфозы в эволюции органического мира.

Важнейшие ароморфозы в эволюции растительных и животных организмов.

Многоклеточность. Фотосинтез. Приспособления организмов к наземновоздушной среде обитания.

7.18. Филогенетическая эволюция.

Филогенез как процесс исторического развития организмов. Дивергенция.

Конвергенция. Параллелизм.

7.19. Результаты эволюции.

Приспособленность организмов. Многообразие видов.

7.20. Антропогенез.

Доказательства происхождения человека от животных. Систематическое положение человека. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Ч.Дарвин о происхождении человека.

7.21. Этапы антропогенеза.

Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Речь как средство общения у человека. Отличительные особенности человеческого общества.

7.22. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы эволюции человека.

Роль социальных и биологических факторов в эволюции человека и их взаимосвязь. Биологическая эволюция человека. Вторая сигнальная система:

память, речь, мышление, интеллект.

7.23. Особенности эволюции современного человека.

Роль труда, речи и обучения (негенетической наследственности) в создании культуры. Соотношение биологической и социальной эволюции в антропогенезе.

7.24. Человеческие расы, их происхождение и единство.

Овуляция представляет собой процесс, который происходит всего один раз за цикл, когда в результате изменения количества гормонов яйцеклетка выходит из яичника. Как правило, овуляция наступает за 12-16 дней до «прихода» следующих месячных. Перед овуляцией в организме женщины производится большое количество такого гормона, как эстроген, который обуславливает нарастание оболочки в матке и помогает создать подходящую среду для спермы.

Увеличенный уровень эстрогена вызывает возрастание уровня лютеинизирующего гормона (ЛГ). Его выброс провоцирует выход яйцеклетки из яичника, в результате чего наступает овуляция. Оплодотворение может осуществиться в течение суток после этого процесса. Если же этого не происходит, наросшая оболочка отслаивается, и начинается менструация. С первого дня месячных отсчитывается новый цикл.

Определить, наступил ли идеальный момент для зачатия, бывает очень непросто. Девушки с нерегулярным менструальным циклом для этого нужно постоянно мерить температуру, ведь одним из признаков овуляции является повышенная температура. При этом делать это приходится не самым приятным и удобным способом. Градусник нужно ежедневно вводить в прямую кишку сразу после пробуждения, не меняя позы, в одно и тоже время. Также приходится внимательно следить за своим календарём. Считается, что у здоровой девушки овуляция наступает на «экваторе» менструального цикла.

Узнай, какие витамины пить при планировании беременности.Стоит ли беременным пить цикорий? Узнайте из нашей статьи.

Впрочем, специалисты настаивают, что эти методы определения лучшего времени для старта новой жизни, сильно устарели. Что подтверждается высокой погрешностью и низкими результатами. Эффективность снижается, если женщина лечила «нехорошие болезни», передающиеся половым путём, а также имеет гормональные расстройства. Более того, медицине известны случаи, когда овуляция значительно смещалась в «графике», казалось бы, без каких-либо объективных причин. Именно поэтому был изобретён и пользуется большим спросом тест фраутест (Frautest), позволяющий точно определить самый удачный момент, чтобы зачать новую жизнь. Существует также фото, как пользоваться тестом на овуляцию.

В период цикла в яичника происходит созревание фолликула. Пока он созревает, в его клетка производятся эстрогены. Когда их уровень максимален, осуществляется выброс ЛГ. Затем в течение 1-2 суток происходит разрыв фолликула – наступает овуляция. Яйцеклетка, которая стремится к оплодотворению, начинает своё движение по маточной трубе, чтобы встретиться со сперматозоидами.

Нарушение овуляции может произойти по нескольким причинам. К примеру, ановуляция может быть в следующих случаях:

  • при гормональном нарушении;
  • нарушение функций яичников;
  • нарушение работы щитовидной железы;
  • при вынашивании малыша;
  • после рождения ребёнка;
  • при стрессе;
  • после проведения аборта;
  • при системных заболеваниях;
  • при возникновении климакса.

Тест на овуляцию можно приобрести в любой аптеке. Однако тут и возникает сложность: какой же выбрать, ведь их так много?

Основные виды тестов на овуляцию:

  • тест-полоски напоминают тест на беременность и выглядят как узкие полоски, изготовленные из специальной бумаги, которая пропитана реактивом. Для использования необходимо на 5-10 секунд опустить в ёмкость с мочой, через некоторое время можно наблюдать результат;
  • тест-планшеты (или кассеты), которые представляют собой ёмкость из пластмассы с небольшим окошком. В данном случае можно не собирать мочу, а просто подставить планшет под струю или же капнуть немного в окошко, в котором затем появится результат;
  • многоразовые тесты являются портативным прибором, который включает большое количество тест-полосок. Полоску отправляют в мочу, а затем помещают в прибор, показывающий итог;
  • электронные тесты дают реакцию не на мочу, а на слюну. Под линзу помещается немного слюны, а затем при помощи микроскопа изучается полученный узор. В инструкции имеется полное и точное описание каждого возможного узора.

Тест на овуляцию в отличие от теста, подтверждающего или отрицающего беременность, проводится не один раз, а два раза в день в течение семи дней. А объясняется это тем, что максимальный уровень ЛГ держится около 24 часов и может быть, как в утреннее время, так и в вечернее. Именно по этой причине специалисты рекомендуют делать такой тест и утром, и вечером. Это позволит не пропустить момент, когда в организме будет больше всего лютеинизирующего гормона.

Многих девушек волнует вопрос, когда же начинать такое тестирование. Врачи утверждают, что следует начинать тестирование за 17 дней до начала менструации. К примеру, если цикл составляет 28 дней, то в первый раз тест необходимо провести на 11 день цикла.

Тема: «Цитологические основы наследственности»

Мейоз, или редукционное деление, — особый тип деления клеток, характерный только для спорогенных тканей. При этом число хромосом в дочерних клетках уменьшается вдвое, т.е. происходит редукция числа хромосом. Мейозу предшествует интерфаза, которая аналогична таковой при митозе. В S-период интерфазы происходит редупликация хромосом, поэтому хромосомы, вступающие в процесс мейотического деления, состоят из двух хроматид. Мейоз (рис. 3.1) состоит из двух ядерных делений, которые следуют одно за другим.

При первом делении (мейоз I) число хромосом в клетке уменьшается в два раза. Второе деление (мейоз II) протекает по типу митоза. Как и при митозе, первое и второе деления мейоза подразделяются на следующие фазы: профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Соответственно эти фазы обозначают: метафаза I, метафаза II, анафаза I и т.д.

  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Рефераты
  • Посмотреть список всех работ

Скрещивание, в котором родительские особи анализируются по одной паре альтернативных признаков, называется моногибридным, по двум – дигибридным, по трем и больше – полигибридным.

Знак скрещивания – х, родительские формы обозначают латинской буквой Р (от лат. parentes – родители), гаметы – G, потомков – F (от лат. phylii – сыны), номер поколения потомков – индекс снизу – F1 , F2, F3 …, материнскую особь – знаком ♀, мужскую – ♂. Генотип материнской особи записывают, как правило, первым, отцовской – вторым.

Г. Мендель для исследований выбирал два сорта гороха, которые четко отличались по какому-нибудь признаку: желтая или зеленая окраска семян, гладкая или морщинистая поверхность семени, расположение цветков вдоль всего стебля или на его концах и т. д. Выращивал такие растения ряд поколений, пока не убеждался, что они размножаются в чистоте – чистые линии. Мендель использовал метод гибридизации. Он скрещивал такие растения между собой и получал поколение, имеющее лишь один из этих признаков. Второй не развивался. То есть ученый получил единообразие в первом поколении растений. Признак, сохраняющийся и подавляющий другой, называют доминантным, подавляемый – рецессивным.

Явление единообразия гибридов первого поколения и проявление в нем только одного из альтернативных признаков – доминантного, имеет название закона доминирования или первого закона Менделя.

Формулировка: при скрещивании гомозиготных особей, которые отличаются по одной паре альтернативных признаков, все гибриды первого поколения единообразны по фенотипу и генотипу.

При самоопылении гибридов первого поколения во втором гибридном поколении Мендель наблюдал растения с признаками родителей (доминантным и рецессивным). Соотношение их составляло: 3 – растения с доминантным признаком, 1 – с рецессивным. Например, во втором поколении из 926 растений 705 имели красные цветки, а 224 – белые (соотношение 3,15:1), из 8023 семян гороха 6022 были желтые, а 2001 – зеленые (3,01:1) и т. д.

Явление расщепления признаков при скрещивании гибридов первого поколения имеет название закона расщепления или второго закона Менделя.

Формулировка: при скрещивании двух гетерозиготных особей (гибридов первого поколения) у потомков наблюдается расщепление 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу.

Соотношение особей с доминантным и рецессивным признаками тем точнее приближается к 3:1, чем больше численность изучаемого потомства, Менделевские законы доминирования и расщепления являются универсальными. Им подчиняются все живые организмы, независимо от простоты или сложности их организации.

Простейшим из разновидностей полигибридного скрещивания является дигибридное.

Г. Мендель скрестил растения гороха посевного с желтым гладким семенем (доминантные признаки) и зеленым морщинистым (рецессивные признаки). Растения разводились в «чистоте», то есть являлись гомозиготами по обоим признакам.

В первом поколении он получил растения, которые имели желтые гладкие семена – единообразие первого поколения по доминантным признакам.

При скрещивании гибридов первого поколения (самоопылении) наблюдалось расщепление: 315 семян желтых гладких, 108 зеленых гладких, 101 желтое морщинистое, 32 зеленых морщинистых.

Во втором поколении образовалось четыре фенотипа в соотношении 9:3:3:1. Произошло независимое расщепление признаков: соотношение желтых и зеленых семян 3:1 соответственно, гладких и морщинистых – 3:1. Эта закономерность получила название независимого комбинирования признаков или третьего закона Менделя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *