- Налоговое право

Задачи о преступлении несовершеннолетних наказание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Задачи о преступлении несовершеннолетних наказание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

В Уголовном кодексе в отношении несовершеннолетних существует несколько форм реализации уголовной ответственности. Наиболее распространенной формой ее реализации является уголовное наказание.

Уголовный кодекс содержит раздел «Особенности ответственности несовершеннолетних». В части 1 статьи 81 УК приводится исчерпывающий перечень наказаний, назначаемых несовершеннолетним. В этот перечень входят:

  • штраф;
  • обязательные общественные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы.

Статья 87 УК предусматривает основания для освобождения от ответственности или наказания с применением принудительных мер.

То есть, несовершеннолетний, впервые совершивший преступление, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобожден от ответственности с передачей материалов на рассмотрение межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних, если с учетом характера совершенного деяния, личности виновного и иных обстоятельств дела его исправление возможно без применения наказания.

В отношении несовершеннолетнего, впервые совершившего менее тяжкое преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более 5 лет, или совершившего повторно преступление, не представляющее большой общественной опасности, при наличии оснований, предусмотренных в части первой статьи 87, суд обязан обсудить вопрос об освобождении его от наказания и применении принудительной меры.

При существенном отставании возрастного развития несовершеннолетнего, лишающим его способности в полной мере сознавать значение совершенного деяния, суд обязан обсудить вопрос о целесообразности вместо наказания применить принудительные меры.

В статье 237 Уголовно-процессуального кодекса предусмотрены виды мер пресечения. Мерами пресечения являются:

  • подписка о надлежащем поведении;
  • личное поручительство, поручительство общественного объединения или коллектива;
  • залог;
  • домашний арест;
  • заключение под стражу;
  • отдача несовершеннолетнего под присмотр;
  • наблюдение командования за поведением военнослужащего.

К одному лицу допускается применение одновременно только одной из этих мер.

Если преступление совершил несовершеннолетний, то к нему могут применить такую меру пресечения как отдача несовершеннолетних под присмотр, что также предусмотрено статьей 253 УПК.

Отдача под присмотр родителей, опекунов, попечителей или руководителей детского учреждения состоит в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к дознавателю, следователю, прокурору и в суд, и другое.

Отдача под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других лиц возможна лишь с их согласия, а также с согласия самого несовершеннолетнего.

Конспект урока по обществознанию на тему: «Преступление и наказание» (9 класс)

Семнадцатилетние Дронов и Перов поместили в большую спортивную сумку одиннадцатилетнего Сухова, застегнули ее и сдали в камеру хранения железнодорожного вокзала. Ночью Сухов вылез из сумки, осмотрелся и обыскал содержимое ряда чемоданов и сумок. Изъятые им вещи и деньги положил на дно сумки, в которую под утро залез обратно. Утром Дронов и Перов забрали сумку с Суховым.

Два брата Максим М., 13 лет и Илья М., 10 лет гуляли с собакой около одной из школ. Увидев 10-летнюю девочку, которая возвращалась из магазина, они решили отобрать у нее деньги. Старший брат подошел к девочке, достал из кармана нож и стал требовать у нее деньги. Та, испугавшись, деньги отдала.

Согласно нормам действующего законодательства несовершеннолетними лицами признаются лица, не достигшие возраста 18 лет. Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Обязанность загладить причиненный вред назначается с учетом имущественного положения и трудовых навыков несовершеннолетнего.

Важно! К лицам, не достигшим возраста 18 лет, не применяется наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Таким образом, низкий уровень образования, отсутствие должного внимания со стороны близких, наличие большого количества свободного времени, как и отсутствие увлечений способствует росту детской преступности.

Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). Права человека // Сб. международно-правовых документов / Сост. В.В. Щербов. Мн.: Белфанс, 1999.

Девочка сообщила об угрозе взрыва в школе № города М. Школу эвакуировали, взрывное устройство не нашли но «лжетеррористку» вычислили. Оказалось, что это ученица 10-го класса данной же школы.

Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Права человека // Сб. международно-правовых документов / Сост. В.В. Щербов. Мн.: Белфанс.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за ряд преступлений. Кто из этих ребят не будет привлечен к уголовной ответственности, если на момент совершения преступления им всем было по 14-и лет?

Лейкина Н.С., Грабовская Н.П. Возраст и его влияние на уголовную ответственность // Курс советского уголовного права. Часть Общая. Т.1. Л., 1968.

Может ли приговор суда применительно к подростку шестнадцати лет состоять в назначении исправительных работ, если да, то на какой срок?

Два первоклассника очень хотели есть и поэтому в магазине спрятали себе в карман по две пачки печенья.

Важно! Если к несовершеннолетнему лицу применены принудительные меры, он обязан отмечаться в инспекции по делам несовершеннолетних с определенной периодичностью.

Конвенция о правах ребенка. Права человека. Сб. международно-правовых документов / Сост. В.В. Щербов. Мн.: Белфанс, 1999.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Особенности назначения наказания несовершеннолетним обусловлены не только требованиями ст. 89 УК, но и вытекают также из других уголовно-правовых норм и сложившейся судебной практики.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 УК при назначении несовершеннолетнему наказания суд помимо общих начал назначения наказания, закрепленных в ст. 60 УК, должен учитывать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. На необходимость строгого соблюдения этих требований законодательства указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 40 от 11 июня 1999 г. «О практике назначения судами уголовного наказания».

Назначаемое несовершеннолетнему наказание должно быть в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части УК, однако с учетом ограничений по видам и размерам наказаний, предусмотренных для несовершеннолетних нормами Общей части, а также с учетом иных положений Общей части например, о снижении назначаемого наказания в случае неоконченного преступления, наличия смягчающих обстоятельств, перечисленных в п. «и», «к» ч. 1 ст. 61 УК и т.п.

В ст. 60 УК законодатель ориентирует суды на то, что более строгий вид наказания может быть назначен судом лишь тогда, когда менее строгое наказание не способно обеспечить достижение целей наказания. Развивая эти положения, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 7 от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» требует от нижестоящих судов при назначении наказания несовершеннолетнему прежде всего обсуждать возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы.

При этом суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда его исправление невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре такое решение.

В соответствии с ч. 2 ст. 60 УК более строгое наказание, чем предусмотрено статьями Особенной части УК, может быть назначено лишь по совокупности преступлений или по совокупности приговоров Однако при этом необходимо иметь в виду, что максимальный размер окончательного наказания не может превышать максимальных сроков соответствующих наказаний, установленных для несовершеннолетних.

Например, для наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, совершивших тяжкие преступления в возрасте от 14 до 16 лет, этот срок не может превысить 6 лет, а при совершении ими особо тяжких преступлений, а равно в случае совершения лицами в возрасте от 16 до 18 лет тяжкого или особо тяжкого преступления, входящего в совокупность, максимальный размер лишения свободы не должен превышать 10 лет.

Выход за нижнюю границу санкции соответствующей статьи может быть обусловлен либо более низким порогом, установленным для данного вида наказания в отношении несовершеннолетнего (в этом случае применение ст. 64 УК не требуется), либо назначением наказания ниже низшего предела в соответствии со ст. 64 УК.

При назначении наказания суд должен принимать во внимание характер и степень общественной опасности содеянного, т> е. категорию совершенного преступления, форму вины, характер и размер причиненного вреда, наступление дополнительных, не указанных в законе последствий, характер участия и роль подростка в совершении группового преступления, личность виновного (положительная или отрицательная характеристика по месту работы или учебы, совершение в прошлом преступлений или правонарушений, употребление спиртных напитков или наркотических средств, совмещение учебы и работы, наличие на иждивении у подростка больных или престарелых родителей и т.п.), обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, из числа перечисленных в ст. 61 и 63 УК. При этом необходимо помнить, что перечень обстоятельств, смягчающих наказание, может быть расширен, а отягчающие обстоятельства носят исчерпывающий характер.

Статья 61 УК относит несовершеннолетие виновного к обстоятельствам, смягчающим наказание, что в соответствии с ч. 2 ст. 89 УК должно оцениваться в совокупности с другими обстоятельствами, смягчающими и отягчающими наказание.

Законодатель также требует от суда учитывать при назначении наказания его влияние на возможность исправления осужденного и на условия жизни его семьи. Поэтому назначаемое наказание не должно нарушать получение подростком общего (среднего) или профессионального образования, существенно ухудшать положение лиц, находящихся на его иждивении, препятствовать его медицинской реабилитации и т.п.

Суд также должен учитывать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, т.е. один он проживает или с родителями, наличие у подростка собственной семьи, каковы условия жизни, достаточность жилой площади, ее соответствие социальным и санитарным нормам, состояние, возможность заниматься, каков доход семьи, полная семья или нет, каково влияние родителей на подростка (положительное, отрицательное), имели ли место случаи вовлечения подростка в употребление спиртных напитков или наркотических средств, не нарушены ли права несовершеннолетнего в связи с приватизацией или обменом, продажей жилья родителями или законными представителями подростка, посещал ли и как подросток школу, техникум или высшее учебное заведение, работал или нет, каково влияние на него учебного или производственного коллектива и т.п.

Методическая разработка урока по праву. Тема: «Преступление»

Подразделение обеспечивает устойчивый моральный климат в колонии, помогающий исправлению несовершеннолетних. Психологическая служба решает следующие задачи:

  • предоставляет необходимую психологическую помощь подросткам для проживания в местах лишения свободы;
  • оказывает и корректирует педагогическое воздействие на подростка, совершившего преступление;
  • психологически подготавливает несовершеннолетнего к последующей реабилитации в обществе после выхода из колонии;
  • обеспечивает педагогический и обслуживающий персонал необходимыми знаниями, чтобы осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях, не провоцировали конфликтов.

К несовершеннолетним нарушителям закона в рамках Уголовного кодекса РФ применяются такие меры воздействия:

  • осужденные несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательной колонии, освобождаются от уголовного наказания с использованием принудительных воспитательных мер;
  • несовершеннолетним нарушителям определяется уголовное наказание;
  • подростки освобождаются от наказания и помещаются в закрытые специальные учреждения учебно-образовательного типа.

Совокупность действий администрации колонии по обеспечению надзора за осужденными подростками и их охраны, выявлению запрещенных предметов посредством обысков, организации режима, контролю над выполнением распорядка называется режимом исполнения. К нему относится предоставление работы осужденным, учебного времени, досуга и отдыха, обеспечение нормальных условий проживания, свиданий, получение вестей от родных, посылок, покупка продуктов.

Отбывание наказания определяет распорядок проживания, трудовой деятельности, учебного процесса, отдыха подростков в учреждении закрытого типа воспитательного направления. Понятие включает в себя условия для отбывания срока наказания в рамках обязательных для исполнения стандартных правил, определяющих поведение несовершеннолетних преступников.

По закону условия отбывания наказания в воспитательных колониях позволяют получать там наказание несовершеннолетним нарушителям, осужденным на сроки лишения свободы. Помимо этой категории в стенах исправительного учреждения содержатся лица, оставленные в колонии до возраста 19 лет. Воспитательная колония создает отдельные зоны, существующие как исправительные учреждения строгого режима, для тех заключенных, которые в процессе отбывания срока достигли 18 лет. Если нет возможности для создания такого участка, то осужденные переводятся в колонию на общих условиях.

Задачи по уголовной ответственности несовершеннолетних

Таким несовершеннолетним осужденным по разрешению и постановлению начальника колонии допускается жить в общежитии за границей территории воспитательного учреждения, но под присмотром административных работников. Эта популярная мера позволяет адаптироваться подростку перед выходом на волю после срока.

Те, кто в воспитательных колониях отбывают наказание в льготном режиме, используют на продукты сумму без ограничения, которая находится на их счетах. На количество краткосрочных свиданий не устанавливается квота, длительные свидания ограничены числом 6. Свидания осужденные осуществляют как в пределах колонии, так и за ее границами. Одежду разрешается носить гражданскую.

Для таких несовершеннолетних подростков предусмотрено проживание в изолированных комнатах закрытой зоны. Помещения закрываются на ключ во время, не занятое для учебы или работы. Осужденные покупают продукты и личные вещи в месяц на сумму 1 тыс. руб., свидания разрешены только краткосрочные, не более 6 раз в год. Подростки проживают в более щадящих условиях, чем в исправительной тюрьме, где осужденные заперты в течение всего времени.

При организации судебных процессов по делам несовершеннолетних учитываются их возрастные особенности, по возможности предупреждается отрицательное воздействие на несовершеннолетних участников судебного заседания, особенно по делам о преступлениях против половой неприкосновенности. В связи с этим закон предусматривает, что если исследование отдельных обстоятельств уголовного дела, по мнению суда, сторон, участвующих в процессе, может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего подсудимого, суд вправе своим решением удалить его из зала судебного заседания на время исследования этих обстоятельств. Отрицательное влияние на несовершеннолетнего подсудимого может оказать исследование в судебном заседании в его присутствии аморального поведения родителей подростка, эпизодов преступной деятельности, связанных с развратными действиями, проявлениями жестокости, садизма, унижения человеческого достоинства. В ходе дальнейшего разбирательства председательствующий ставит в известность в необходимых пределах и объеме несовершеннолетнего подсудимого о результатах исследования обстоятельств дела в его отсутствие, предоставляет ему возможность задать вопросы допрошенным без него лицам (ст. 429 УПК).

Законные представители несовершеннолетнего подсудимого вызываются в судебное заседание, если их участие может способствовать выяснению обстоятельств, относящихся как к событию преступления, так и к личности несовершеннолетнего, условиям его жизни и воспитания, уровню интеллектуального развития. Вопрос о вызове законного представителя в суд решается судьей при назначении дела к рассмотрению в судебном заседании.

Права, предусмотренные ч. 1 ст. 428 УПК, разъясняются законному представителю в подготовительной части судебного заседания. При необходимости получения от законного представителя показаний он допрашивается по правилам допроса свидетелей.

Законный представитель может быть отстранен от участия в судебном разбирательстве по определению или постановлению суда, если есть основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого. В этом случае допускается другой законный представитель.

Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство ориентировано па обеспечение в первую очередь воспитательного, а не карательного воздействия наказания на несовершеннолетнего. Поэтому при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего суд обязан обсудить вопрос о возможности его освобождения от наказания, условного осуждения либо назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы. При отказе суда назначить условное осуждение несовершеннолетнему подсудимому в приговоре должны быть приведены мотивы такого решения. Также должен быть мотивирован в приговоре и отказ суда назначить несовершеннолетнему наказание, не связанное с лишением свободы, или освободить его от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

В случаях рассмотрения уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести, если будет установлено, что несовершеннолетний может быть исправлен без применения уголовного наказания, суд может прекратить уголовное дело и назначить ему принудительные меры воспитательного воздействия либо постановить обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего подсудимого от наказания и назначить данные меры (ст. 431 и ч. 1 ст. 432 УПК).

Как мы можем знать из того же гражданского кодекса иногда за несовершеннолетних несут ответственность их законные представители.

Ответственность родителей за несовершеннолетних детей статья статья 54 Семейного кодекса РФ.

В распространенных случаях – это родители, но также законными представителями могут быть и попечители и опекуны.

Законные представители выполняют функцию родителей и в свою очередь несут ответственность за действия и поступки несовершеннолетнего, в том числе за все уголовные преступления.

Какие уголовные наказания могут назначить несовершеннолетним?

При назначении наказания несовершеннолетним учитывается множество факторов.

Так, например, судьи тщательно исследуют вопросы, которые касаются моментов, отвечающих за жизнь несовершеннолетнего в семье, его воспитание и окружение, особенности его характера и личности, а также влияние на него взрослых людей.

  • Виды наказаний по уголовному кодексу РФ

    Виды наказаний в уголовном праве: штраф; лишение права занимать определенные должности; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; исправительные работы; арест; лишение свободы; смертная казнь.

    контрольная работа [37,4 K], добавлен 24.09.2008

  • Система и виды наказаний

    Классификация наказаний, основные и дополнительные наказания. Штраф. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение специального, воинского или почетного звания, чина. Ограничение свободы.

    курсовая работа [41,5 K], добавлен 21.02.2007

  • Особенности дополнительных наказаний в уголовном праве

    Сущность дополнительных наказаний. Штраф, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Лишение специального, воинского или почетного звания, чина и государственных наград в качестве дополнительного наказания.

    реферат [25,7 K], добавлен 27.08.2011

  • Система и виды наказаний

    Состав и основные элементы системы наказаний. Характеристика уголовных наказаний: штраф, обязательные, исправительные и принудительные работы, арест, ограничение свободы, пожизненное лишение свободы и лишение на определённый срок, смертная казнь.

    курсовая работа [46,8 K], добавлен 22.12.2014

  • Система и виды наказаний

    Система наказаний в уголовном праве. Виды наказаний и их характеристика. Лишение права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью. Обязательные и исправительные работы. Лишение свободы на определённый срок, смертная казнь.

    курсовая работа [39,7 K], добавлен 21.04.2009

  • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

    Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, предусматривающие и не предусматривающие ограничение свободы. Назначение наказания и освобождение от наказаний несовершеннолетних.

    курсовая работа [37,9 K], добавлен 20.11.2013

  • Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

    Уголовно-правовые нормы, общие понятия и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, не предусматривающие и предусматривающие ограничение свободы. Освобождение от наказаний несовершеннолетних.

    курсовая работа [38,2 K], добавлен 28.02.2011

  • Виды административных наказаний

    Понятие и характеристика основных видов административных наказаний, порядок их назначения. Предупреждение, административный штраф, изъятие и конфискация орудия правонарушения, лишение специального права, административный арест и дисквалификация.

    курсовая работа [30,8 K], добавлен 17.08.2014

  • Виды административных наказаний

    Характеристика административного наказания — меры ответственности, применяемой за совершение административного правонарушения. Виды административных наказаний: предупреждение, административный штраф и арест, дисквалификация, лишение специального права.

    контрольная работа [16,8 K], добавлен 15.02.2010

  • Виды наказаний в уголовном праве

    История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания.

    курсовая работа [71,5 K], добавлен 02.06.2013

Число некриминальных событий, в результате которых несовершеннолетние становятся жертвой, достаточно велико и имеет тенденцию к росту. Причинами и условиями гибели детей при пожарах, в дорожно-транспортных происшествиях, на водоемах, на строящихся объектах, при контактах со взрывоопасными предметами и т.д. являются не только их возрастные особенности, но и безнадзорность, слабый контроль со стороны взрослых, беспечность родителей и воспитателей. Наибольшую распространенность имеют криминальные события — преступления против несовершеннолетних.

Отношения преступника и потерпевшего, защита жертвы, оказание ей социально-психологической, медицинской, материальной и юридической помощи — проблемы, приобретающие все большую актуальность. Это объясняется, с одной стороны, ростом жестокости и насилия, а с другой — неадекватностью государственноправовых, организационных мер по обеспечению защиты личности потерпевшего.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

О целях уголовного наказания несовершеннолетних и молодёжи

Т.И. Романова, соискатель, А.И. Морозов, к.ю.н., Оренбургский ГАУ

В научной среде активно ведутся дискуссии о целях уголовного наказания и уголовной ответственности. Спектр точек зрения широк, взгляды многоаспектны. В полной мере это нашло отражение в работе VI Российского конгресса уголовного права в МГУ им. М.В. Ломоносова «Категория «цель» в уголовном, уголовно-исполнительном праве и криминологии», ставшего некоторым срезом современных взглядов по данной проблематике. Нельзя не согласиться с профессором В.С. Комиссаровым в том, что сегодня найти ответ на все вопросы, связанные с целями в уголовном праве, задача нереальная, что не исключает необходимости к этому стремиться [1].

В части 2 ст. 43 УК РФ закрепляется положение, что «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений». Ещё несколько десятилетий назад М.М. Бабаев ёмко и точно отмечал: «Сущность наказания в первую очередь проявляется в тех основных целях, которые ставит перед собой и стремится достичь эта специфическая мера государственного принуждения» [2].

Уголовное законодательство России, принимая во внимание возрастную специфику физического, психического и социального развития и становления человека, предусматривает особые правила применения мер уголовноправового воздействия к лицам, совершившим преступления. Возрастная специфика уголовного права отражается: 1) в установлении возраста уголовной ответственности и его вариантов; 2) в установлении в уголовном законе прямого возрастного протекционизма, независимо от совершения конкретного преступления конкретным несовершеннолетним; 3) в смягчении наказания несовершеннолетним в связи с наличием специальных указаний в уголовном законе, касающихся возраста несовершеннолетних; 4) в освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания или только от наказания по основаниям, указанным в законе и связанным с их возрастом; 5) во введении в уголовный закон, наряду с институтом наказания, специального института принудительных мер воспитательного воздействия, относящихся только к несовершеннолетним [3].

Можно предположить, что цели уголовной ответственности и наказания несовершенно-

летних также должны иметь определённую специфику. Их карательная составляющая должна быть сведена к минимуму, а на первый план выходит необходимость возвращения ребёнка к нормальному развитию в обществе. Концептуальной линией современной уголовной политики является признание того, что, с одной стороны, государство не может полностью отказаться от наказания молодых людей за совершённые ими преступления, с другой — должно учитывать особенности возрастной вменяемости и социальной зрелости человека. Следуя принципам справедливости и гуманизма, даже те несовершеннолетние, которые по уровню своей возрастной зрелости могут быть признаны ответственными, должны подвергнуться таким мерам уголовно-правового воздействия, которые максимально способствовали бы их исправлению, а также предупреждению совершения ими новых преступлений, устранению причин и условий совершения преступлений. Здесь очевидна необходимость поиска тонкого баланса между наказанием как возмездием за совершённое деяние (иначе нужно вообще отказаться от уголовного наказания несовершеннолетних), восстановлением социальной справедливости (в т.ч. в аспекте учёта интересов потерпевших) и необходимостью возвращения оступившегося молодого человека в нормальное русло социализации, т.е. его исправление. Необходимо отметить мнение, высказанное Г.М. Миньков-ским, о том, что недопустимо трактовать требование гуманизации уголовной политики как требование максимального (во что бы то ни стало) смягчения участи несовершеннолетнего при любых условиях, отмечая необходимость учета при этом комплекса задач общей превенции, обеспечения реальной безопасности населения и реального исправления преступника [4].

Действительно, не следует сбрасывать со счетов ещё одно предназначение наказания — общее предупреждение преступлений, в частности воспитательное воздействие на других членов молодежного сообщества примера неотвратимой ответственности конкретного правонарушителя. Д.А. Керимов отмечал, что «воспитательное значение правовых норм запретительного характера проявляется не только в отношении лиц, совершивших недозволенные действия, но и в отношении всех граждан, на которых возлагается обязанность воздерживаться от совершения любых действий, нарушающих существующий правопорядок, посягающих на интересы других граждан или общества в целом» [5].

В литературе предлагается законодательно закрепить ещё, как минимум, две цели наказания для несовершеннолетних: ресоциализацию [6] и воспитание (перевоспитание). О.Н. Бибик приводит в пример опыт ФРГ: ювенальное уголовное право ФРГ уделяет значительное внимание проблемам воспитания субъекта; употребляется понятие «воспитательное уголовное право», поскольку в ювенальном уголовном праве воспитательные меры и принудительные средства в значительном объёме заменяют наказание, которое к тому же в большей степени, нежели в общем уголовном праве, ориенти��овано на цель воспитательной ресоциализации преступника и предупреждения рецидива [7].

Введение.

ГЛАВА 1. Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления.

§1.1. Понятие и объективные признаки вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления.

§ 1.2. Субъективные признаки вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления.

ГЛАВА 2. Криминологическая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления.

§2.1. Состояние, структура и динамика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений.

§ 2.2. Криминологическая характеристика личности вовлекающего несовершеннолетнего в совершение преступления.

§ 2.3. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления.

ГЛАВА 3. Уголовное наказание и его предупреждающее воздействие за преступления по вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений.

§ 3.1. Правовые формы определения наказания и его назначения за преступления по вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений.

§ 3.2. Предупреждение преступлений по вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений.

  • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

    Характеристика преступности несовершеннолетних. Исследование основных видов и порядка назначения наказаний, оснований освобождения от уголовной ответственности. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания и замена наказания.

    курсовая работа [61,9 K], добавлен 05.11.2012

  • Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

    Характеристика уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды и пределы данных наказаний. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия на них.

    реферат [25,6 K], добавлен 01.08.2010

  • Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

    Криминологические особенности преступности несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: общие положения, виды наказания, особенности освобождения, порядок исчисления сроков давности и погашения судимости.

    курсовая работа [121,4 K], добавлен 11.07.2011

  • Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

    Критерии и причины наступления уголовной ответственности. Предпосылки и главные факторы, способствующие становлению несовершеннолетнего на преступный путь. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, условия освобождения.

    курсовая работа [53,4 K], добавлен 18.05.2014

  • Уголовная ответственность несовершеннолетних

    Понятия и формы реализации уголовной ответственности несовершеннолетних. Основания привлечения к уголовной ответственности лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности освобождения от наказания и применение принудительных мер воспитательного воздействия.

    дипломная работа [338,7 K], добавлен 05.04.2016

  • Характеристика правовых институтов уголовной ответственности и уголовного наказания несовершеннолетних в Российской Федерации

    История становления уголовного законодательство об ответственности несовершеннолетних в России. Признание физических лиц несовершеннолетними. Особенности уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетним, порядок освобождения от них.

    дипломная работа [84,3 K], добавлен 20.04.2012

  • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

    Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, предусматривающие и не предусматривающие ограничение свободы. Назначение наказания и освобождение от наказаний несовершеннолетних.

    курсовая работа [37,9 K], добавлен 20.11.2013

  • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

    Понятие несовершеннолетнего в уголовном праве. Виды наказаний для несовершеннолетних и особенности их назначения. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Особенности исчисления сроков давности и погашения судимости у несовершеннолетних.

    курсовая работа [63,0 K], добавлен 03.01.2017

  • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

    Исследование история развития законодательства России об уголовной ответственности. Особенности назначения наказания несовершеннолетним и иных мер уголовно-правового характера, воспитательного воздействия. Освобождение несовершеннолетних от наказания.

    дипломная работа [865,7 K], добавлен 21.10.2014

  • Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

    Возраст уголовной ответственности. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и уголовного наказания.

    курсовая работа [39,0 K], добавлен 11.11.2002

Одним из признаков современной преступности несовершеннолетних является ее высокий динамизм, она растет непропорционально быстро. Для характеристики этого роста используют такие термины: «катастрофический», «обвальный», «бурный» рост. Что это означает? Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой роста населения подросткового возраста.

Сейчас же прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%.

Преступления несовершеннолетних

Рецидивист опасен не только и не столько потенциальной возможностью совершения им нового преступления, сколько возможностью приобщения неустойчивых подростков и юношей к преступному образу жизни. Он в одиночку не действует, а организует преступные группы, втягивая в них новичков, т.е. начинает криминализировать подростково-юношеское население, порождать первичную преступность. Рецидивист становится учителем и наставником подростков и юношей в сфере преступного промысла.

Вместе с тем преступность несовершеннолетних характеризуется неравномерностью динамики по различным временным показателям (времени суток, дням недели, сезонам года), что объясняется не только рядом объективных факторов, но и возрастными психологическими особенностями подростков.

До 7% преступлений совершается в учебное время, когда подростки должны были быть на занятиях в школе. До 10% преступлений совершается в период производственной практики и других работ. При этом до 18-20% преступлений совершается в выходные и праздничные дни. Меньше всего совершается преступлений в понедельник. В течение года «пик» преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за несовершеннолетними, свертыванием работы лагерей труда и отдыха, разрушением ранее существовавшей системы работы с учащимися в каникулярное время.

Знание динамики преступности несовершеннолетних имеет практическую значимость для более эффективной разработки стратегии и организации системы профилактики, распределения обязанностей и ответственности между субъектами профилактической работы.

Административная деятельность полиции

Наказание, будучи основной формой выражения и реализации уголовной ответственности несовершеннолетних, применительно к этой категории преступников имеет свои существенные особенности, вытекающие из уголовной ответственности несовершеннолетних. Эти особенности наказания отличают его от другой формы ответственности несовершеннолетних — от принудительных мер воспитательного характера.

Для уяснения этих особенностей отправным является положение о том, что сущностью наказания является кара. Это положение, хотя в несколько негативной форме, но достаточно ясно выражено в законе. В то же время наказание нельзя сводить только к каре, оно имеет более сложные структуру и формы проявления. К ним могут быть отнесены и цели наказания, и его функции, которые могут меняться в зависимости от того, в каких условиях и в отношении каких правонарушителей оно применяется, от характера и направления уголовной политики. При всём этом сущностью, а не просто составной частью наказания остается кара, имеющая решающее значение при определении всех свойств и форм проявления наказания.

В настоящее время правовое просвещение является одним из самых актуальных элементов внеклассного досуга. Современное состояние всех сфер общественной жизни диктует условия, при которых нужно формировать у школьников миропонимание, основанное на уважении к закону. Необходима профилактика правонарушений. Классный час на эту тему должен решить все поставленные цели и задачи.

Существует множество видов противоправных деяний, о которых в рамках одного классного часа поговорить будет затруднительно. Поэтому необходимо выбрать самые актуальные (например, для того муниципального района, в котором расположена школа) темы.

  • «Хулиганство. Вандализм. Массовые беспорядки»
  • «Жестокость на улицах»
  • «Подростковый алкоголизм и наркомания»

Зачастую подобный классный час имеет обобщающее название:

  • «Подросток и правонарушение»
  • «Преступление и наказание»
  • «Мы в ответе за свои поступки»
  • «Страна Закония» (для младших классов)

Практика показывает, что наибольшее влияние на школьников оказывают мероприятия, где они выступают главными действующими лицами, а не просто наблюдателями и слушателями. Поэтому на эту тему классный час лучше проводить в игровой или дискуссионной форме.

Школьники могут стать создателями деловой игры, организация и участие в которой принесут им только положительные эмоции. Кроме того, такая форма мероприятия будет реализовывать принцип совместной деятельности, диалоговое общение, имитационное и игровое моделирование.

Возможно использование открытого типа игр (рефлексивные игры, живой квест), где нет заранее продуманного сценария.

Для того чтобы привлечь внимание школьников к проблеме возможно приглашение инспектора по делам несовершеннолетних, составление социального паспорта класса, проведение анкетирования, которое позволит проанализировать внеклассную занятость детей.

Классные часы по данной теме целесообразно проводить с учениками раннего подросткового возраста (и старше), однако и младшие классы нуждаются в ознакомительной беседе о правах ребенка и существующих законах.

Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних

Закончить статью можно рядом выводов:

  1. Уголовная ответственность несовершеннолетних преступников наступает лишь после 16 лет, но в отдельных случаях может быть определена и с 14 лет.
  2. В 16 лет подросток является ограниченно дееспособным. В учет принимается психическое состояние ребенка и условия его социального проживания.
  3. За совершенные преступления могут быть применены разные виды наказаний. За тяжкие и особо тяжкие злодеяния может быть применено наказание в виде заключения.

Как мы можем знать из того же гражданского кодекса иногда за несовершеннолетних несут ответственность их законные представители.

Ответственность родителей за несовершеннолетних детей статья статья 54 Семейного кодекса РФ.

В распространенных случаях – это родители, но также законными представителями могут быть и попечители и опекуны.

Законные представители выполняют функцию родителей и в свою очередь несут ответственность за действия и поступки несовершеннолетнего, в том числе за все уголовные преступления.

Какие уголовные наказания могут назначить несовершеннолетним?

При назначении наказания несовершеннолетним учитывается множество факторов.

Так, например, судьи тщательно исследуют вопросы, которые касаются моментов, отвечающих за жизнь несовершеннолетнего в семье, его воспитание и окружение, особенности его характера и личности, а также влияние на него взрослых людей.

Несовершеннолетние лица могут понести за свои действия такую ответственность:

  1. Административная – хулиганство, вандализм, несоблюдение тишины, нарушение правил дорожного движения без отягчающих последствий, нарушение избирательных прав и др. По общему правилу административная ответственность наступает с 16 лет. Основной вид административной ответственности – штраф. Если ребенок не имеет своего заработка, тогда денежную компенсацию выплачивают его родители.
  2. Гражданско-правовая – нарушение прав собственности, условий договора.
  3. Уголовная – кража, грабеж, разбой и т. д. По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет, но есть составы и их много, при которых ответственность наступает с 14 лет. Это касается особо тяжких преступлений: убийство, умышленное причинение вреда другому человеку, кражи, разбои, грабежи.

Несовершеннолетними в России признаются лица в возрасте от 14 до 18 лет.

Несовершеннолетние, т. е. лица в возрасте от четырнад­цати до восемнадцати лет (ст. 87 УК РФ), с одной стороны, достигают уже доста­точно высокого уровня сознания и могут понимать характер своего поведения и его последствия, осознавать общественную опасность большинства из них, с другой — они находятся в стадии активного процесса дальнейшей социализации личности (продолжается или завершается обучение в школе или в другом учебном заведении, начинаются приобретаться профессиональные навыки, устанавливаются новые для себя отношения в различных сферах жизни

Особенностью уголовной ответственности несовершеннолетних явля­ется то, что они не могут быть субъектами некоторых преступ­лений:

1) преступления, где несовершеннолетние оказываются потерпевшими, например, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ), вовлечение несовер­шеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ), неисполнение обязанностей по воспитанию несовер­шеннолетнего (ст. 156 УК РФ);

2) преступления, где субъектами могут быть лица старше восемнадцати лет: военнослужащие – с 18 лет (глава 33 УК РФ), судьи и прокуроры – с 25 лет (ст. ст. 299, 300, 301, 303, 305 УК РФ) и т.д. Имеются и другие категории преступле­ний, за совершение которых несовершеннолетние также фак­тически не могут быть привлечены к уголовной ответственнос­ти. Таким, например, является незаконное помещение в пси­хиатрический стационар (ст. 128 УК РФ – субъект врач-психиатр или судья).

Педагогические задачи уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних

Несовершеннолетний может быть освобождён от уголовной от­ветственности по общим правилам в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ), в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ), в связи с истечением срока давности (ст. 78 УК РФ). В соответствии со ст. 94 УК РФ, срок давности, предусмот­ренный ст. 78 УК РФ, при освобождении несовершеннолетних от уго­ловной ответственности сокращается наполови­ну.

Часть 4 ст. 79 УК РФ устанавливает норму применения сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, по усмотрению суда. Эта норма не применяется к несовершеннолетнему, поскольку несовер­шеннолетнему не может быть назначено наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы. Не применяется к не­совершеннолетним и ч. 5 ст. 78 УК РФ, поскольку несовершеннолетние не несут ответственности за указанные в этой статье преступления.

Таким образом, максимальный срок давности уголовной от­ветственности несовершеннолетнего — 7,5 года. Истечение сро­ков давности, установленных ст. ст. 78 и 94 УК РФ в отношении несо­вершеннолетнего, не препятствует возбуждению уголовного дела по факту совершения преступления и производству необходимых действий для установления истины по делу, в частности, установ­ления возможного участия в преступлении взрослых лиц. Предус­мотренные ст. 94 УК РФ сокращённые сроки давности могут быть применены при наличии оснований, предусмотренных ст. 96 УК РФ, к лицам в возрасте от 18 до 20 лет. При этом суд должен учиты­вать, что преступление было совершено лицом, психически и со­циально незрелым ввиду юного возраста. Возрастной характер этой незрелости должен быть достаточно очевиден ко времени решения судом вопроса о применении ст. 96 УК РФ.

Несовершеннолетний может быть освобождён от наказания по общим нормам об услов­но-досрочном освобождении (ст. 79 УК РФ) и замене неотбытой части наказа­ния более мягким (ст. 80 УК РФ), освобождении от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 801 УК РФ), освобождении от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ), отсрочке отбывания наказания (ст. 82 УК РФ), осво­бождении в связи с истечением сроков давности исполнения при­говора (ст. 83 УК РФ).

Условное осуждение целесообразно применять к совершенно­летним и лицам, совершившим преступление незадолго до дос­тижения совершеннолетия, если, назначив наказание в виде ис­правительных работ или лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания.

Статья 93 УК РФ устанавливает сокращённые сроки, после отбытия которых несовершеннолетний может быть условно-досрочно ос­вобождён от отбывания наказания. Условно-досрочное освобож­дение от отбывания наказания может быть применено к несовер­шеннолетним, осуждённым только к ли­шению свободы, после фактического отбытия:

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;

б) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

На несовершеннолетних распространяются предусмотренные в ст. 79 УК РФ общие нормы об основании применения условно-дос­рочного освобождения (ч. 1 ст. 79 УК РФ), о возложении на условно-дос­рочно освобождённого определённых обязанностей (ч. 2), об обя­зательном минимальном сроке отбытия наказания (ч. 4) и о при­менении условно-досрочного освобождения к лицам, ранее ус­ловно досрочно освободившимся (п. «в» ч. 3), о контроле за пове­дением условно-досрочно освобождённого (ч. 6), об отмене ус­ловно-досрочного освобождения и назначении наказания в слу­чае совершения условно досрочно освобождённым нового пре­ступления в течение неотбытой части наказания (ч. 7).

Предусмотренные ст. ст. 93 и 94 УК РФ особенности освобождения от наказания несовершеннолетних могут применяться и к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, при нали­чии оснований, предусмотренных ст. 96 УК РФ. К несовершеннолетним, как и ко взрослым преступникам, мо­гут применяться амнистия и помилование.

Наряду с общими видами освобождения от уголовной ответ­ственности и наказания, в отношении несовершеннолетних пре­дусмотрены специальные виды:

1) освобождение от уголовной ответственности с назна­чением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ);

2) освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ (ч. 1 ст. 92 УК РФ);

3) освобождение от наказания с помещением в специальное учебно-вос­питательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ч. 2 ст. 92 УК РФ).

Все специальные виды освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания связаны с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Предусмот­ренные уголовным законом принудительные меры воспитатель­ного воздействия — это не являющиеся уголовным наказанием меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой, сред­ней тяжести либо тяжкие преступления, с целью их исправления. Принудительные меры вос­питательного воздействия могут применяться, по общему правилу, к лицам, не достигшим совершеннолетия. Нецелесообразно применять эти меры к лицам, хотя и совершившим преступление до наступления совершеннолетия, но достигшим его к момен­ту решения вопроса о применении этих мер.

Применение принудительных мер в отношении несовершен­нолетнего является альтернативой уголовной ответственности или наказания.

Применение принудительных мер воспитательного воздей­ствия возможно при соблюдении ряда условий:

1) преступление не должно быть особо тяжким;

2) суд должен признать возможным исправление несовершеннолетнего мерами воспитательного воздействия.

Совершение преступления впервые или повторно не имеет значения для применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним. Только наличие совокупности указанных условий даёт суду законные основания для применения к несо­вершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздей­ствия и освобождения его от уголовной ответственности или от наказания.

Статья 90 УК РФ предусматривает следующие виды принудитель­ных мер воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причинённый вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

В соответствии с ч. 1 ст. 91 УК РФ, предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причинённого его де­янием, и последствий повторного совершения преступлений, пре­дусмотренных УК РФ. Предупреждение имеет важное воспитательное и правовое значение. Факт совершения преступления лицом, в отношении которого выносилось предуп­реждение, может свидетельствовать об устойчивой ценностной дезориентации личности.

Законодатель прямо указывает на тот факт, что несовершеннолетние дети находятся под ответственностью родителей (опекунов). Ключевые положения семейной законодательной базы указывают на то, что родители могут быть ответственными за неправильное воспитание ребенка. Следовательно, в ряде ситуаций официальные законные представители подростка могут стать фигурантами дел различной юрисдикции, включая и уголовное судопроизводство.

Фельдшер Шурыгина отказалась оказать срочную помощь пострадавшему при аварии трактористу Молеву, ссылаясь на то, что он находился по середине раскисшего от осенних дождей поля и она на своих легких выходных туфлях на «шпильках» дойти до туда не сможет. Молев скончался от большой потери крови.
Классифицируйте действия Шурыгиной.

Ивин задумался отомстить соседу, которого ревновал к своей жене. С этой целью он изготовил из охотничьего ружья обрез, который хранил дома.
Квалифицировать действия Ивина.

Субъектом этого преступления является медицинский работник – лицо, достигшее возраста 16 лет, имеющее право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью (врач, фельдшер, медицинская сестра), на котором лежит обязанность оказания первой помощи больному (ст. 38 и 39 Основ).Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью в виде небрежности, общественно опасных последствий о нежелании причинения смерти, только активное поведение виновного, направленное на ее предотвращение. Это условие вытекает из смысла части 2 ст.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *