Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон оназначении пенсии страховой в 2018 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Этот закон состоит из семи глав и тридцати двух статей. Главы, кроме общих положений и механизма вступления закона в силу, рассматривают вопросы определения страхового стажа, определения суммы пенсии, видов пенсий и категорий граждан, имеющих на нее право.
Очень важно знать, какие из положений закона о пенсиях утрачивают силу после внесения изменений в законодательство. К примеру, после вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях» нормы этого акта действуют только в той части, которая не противоречит данному нововведению.
Федеральный закон «О страховых пенсиях» (400-ФЗ) 2020, 2019
Когда речь идёт о трудовых пенсиях, этим вопросом будет полезно озаботиться практически любому трудоспособному гражданину.
Трудовая пенсия включает в себя две расчетных части:
- накопительная сумма, включающая в себя те средства, которые лицо собрало на специальном счету;
- страховая часть – гарантированные государством выплаты вместе со средствами, накопленными на индивидуальном счету.
Для исчисления тех выплат, которые гарантируются государством, имеет значение наличие стажа. Для некоторых категорий работников законом устанавливаются особые условия начисления пенсий.
Так, если пенсионер не прекращает трудовую деятельность, то не утрачивает право на государственную пенсию. При этом, поскольку с его заработков постоянно следуют отчисления, и его пенсионный счет получает деньги, то его пенсия по закону проходит индексацию. Соответственно, она постоянно увеличивается, если иного не будет предусмотрено действующим законодательством.
Для государственных и муниципальных служащих установлен свой порядок определения размера пенсии, который учитывает «выслугу лет», то есть стаж непосредственно государственной службы в дополнение к общему трудовому. Это отдельная разновидность пенсии, предусматривающая большую сумму, но и специальные условия получения. Так что этой категории работников нужно обращать внимание и на стаж их службы.
В 2016-2020 годах в пенсионном законодательстве вступает в силу сразу несколько изменений, которые делают получение пенсии госслужащими более сложными, а для работающих пенсионеров уменьшают надбавку к пенсии при перерасчёте.
Это повод обратить внимание на действующие законы о пенсиях, чтобы не потерять те деньги, получение которых гарантировано государством.
- Глава I. Общие положения
- Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
- Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
- Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию
- Статья 4. Право на выбор пенсии
- Статья 5. Виды трудовых пенсий
- Статья 6. Финансовое обеспечение выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости)
- Глава II. Условия назначения трудовых пенсий
- Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости
- Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
- Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца
- Глава III. Страховой стаж
- Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж
- Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
- Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа
- Статья 13. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа
- Глава IV. Размеры трудовых пенсий
- Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости
- Статья 15. Размеры трудовой пенсии по инвалидности
- Статья 16. Размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца
- Статья 17. Определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий
- Статья 17.1. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
- Статья 17.2. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава
- Глава V. Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий
- Статья 18. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий
- Статья 19. Сроки назначения трудовой пенсии
- Статья 20. Сроки перерасчета размера трудовой пенсии
- Статья 21. Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии
- Статья 22. Прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии
- Статья 23. Сроки выплаты и доставки трудовой пенсии
- Статья 24. Выплата трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
- Статья 25. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии
- Статья 26. Удержания из трудовой пенсии
В силу п. 1 ст. 3 ФЗ № 400 от 28 дек. 2013 года “О страховых…” (далее – Закон), СП – это ежемесячная финансовая выплата, осуществляемая в целях компенсации застрахованным по ФЗ № 167 лицам утраченного заработка из-за наступления неспособности к труду вследствие старости, инвалидности или утери кормильца. Закон приобрел юридическую силу 1 января 2015 года, в связи с чем 173-ФЗ от 17 дек. 2001 года “О трудовых…” (далее – ФЗ № 173) практически утратил силу (за исключением нормативных положений, регулирующих вычисление размеров труд. пенсий и подлежащих применению для определения размеров СП в части, не противоречащей Закону). По сути, с принятием Закона, само понятие “трудовая пенсия” было заменено на “СП”. Также был пересмотрен порядок расчета. В частности, если трудовые пенсии исчислялись исходя из суммы расчетного пенс. капитала, определяемого согласно ст. 29.1. ФЗ № 173, СП исчисляются в зависимости от суммы ИПК. Кроме этого, были пересмотрены и условия назначения. Если для оформления трудовой пенсии по старости было достаточно иметь 5 лет страх. стажа, для назначения СП нужно иметь не меньше 15 лет страх. стажа (в 2018 году – не менее 9 лет), а также не менее 30 ИПК (в 2018 году – не менее 13,8).
Фиксированная выплата к страховой пенсии в 2019 году
Закон состоит из 7 Глав и 5 Приложений к ним. Навигатор по Закону:
Глава
Краткое описание
1 Расшифровка основных понятий, используемых в Законе, виды СП, кто имеет право на 2 пенсии и др. 2 Какие условия должны соблюдаться, чтобы СП была назначена 3 Какие периоды подлежат зачету в страховой стаж, как они исчисляются 4 Порядок определения размера СП, формулы для расчета. Размер ФВ, категории граждан, претендующих на повышение ФВ, порядок индексации стоимости 1-го пенсионного балла и ФВ 5 Сроки назначения и доставки СП, способы доставки, случаи приостановления и возобновления выплаты СП, порядок выплаты СП в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности и др. 6 Кто имеет право на досрочное назначение 7 Переходные положения, в частности, минимальный стаж и ИПК по годам (с 2015 по 2024), максимально учитываемое кол-во пенсионных баллов по годам и др. На основании ч. 1 ст. 4 Закона, право на СП имеют лица, которые застрахованы согласно ФЗ № 167 и удовлетворяют условиям, представленным в ст. 8, или в ст. 9, или в ст. 10 Закона. Также правом на СП обладают иностранцы и лица без установленного гражданства наравне с гражданами России. В случае, если гражданин имеет право получать сразу несколько видов СП, он должен выбрать какой-либо один вид. Сразу две пенсии – и СП, и по государственному пенсионному обеспечению, могут получать граждане, указанные в ч. 3 ст. 3 ФЗ № 166 от 15 дек. 2001 года “О государственном…”.
Чтобы получать СП по старости, гражданин должен:
- достичь пенсионного возраста – 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин) (или достичь меньшего возраста, если есть право на досрочное назначение согласно ст. 30 Закона);
- иметь не менее 15 лет страх. стажа (с 2015 по 2024 год включительно действуют переходные положения, то есть, начиная с 2015 года, минимально необходимый страх. стаж будет увеличиваться на 1 год, пока не достигнет 15 лет к 2024 году, соответственно, в 2018 году нужно не меньше 9 лет стажа, в 2019 – не менее 10 лет и. т. д.);
Для назначения СП по инвалидности и по утере кормильца кол-во пенсионных баллов не имеет значения. Для назначения СП по старости минимальное кол-во ИПК зависит от года, в котором гражданин достиг пенсионного возраста:
Год Сколько баллов нужно 2015 6,6 2016 9 17 11,4 18 13,8 19 16,2 20 18,6 21 21 22 23,4 23 25,8 24 28,2 2025 и все последующие годы 30 Ст. 5 ФЗ № 420 от 28 дек. 2017 года “О приостановлении…” регламентирует, что с 1 янв. 2018 года цена 1-го пенсионного балла установлена на отметке 81,49 рублей. 2 раза в год стоимость балла подлежит индексации – 1 февраля и 1 апреля, однако в 2018 году индексация будет проведена лишь один раз.
Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2020
В п. 57 Приказа № 14н от 19 янв. 2016 года “Об утверждении…” сказано, что основания для отказа в предоставлении госуслуги по назначению СП отсутствуют, равно, как и основания для отказа в приеме заявления и документов. Однако это не значит, что по результатам рассмотрения будет вынесено положительное решение, так как, в силу п. 94 настоящего Приказа, должностное лицо ПФР решает, есть ли у гражданина право на СП или нет. В частности, должностное лицо может вынести отказ при:
- непредоставлении документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя;
- неудовлетворении условиям, необходимым для назначения СП (не хватает стажа, пенсионных баллов и др.);
- получении уже другого вида СП и отсутствии отказа от уже получаемого вида.
Итак, в общем случае СП по старости положена мужчинам, достигшим 60 лет, и женщинам по достижении 55-летнего возраста. У некоторых граждан, работавших на Крайнем Севере или на тяжелых (вредных) работах, сохраняется право на досрочное назначение. В случае отсутствия права на СП будет назначена социальная пенсия.
- Банки
- Военкомат
- ГИБДД
- Роспотребнадзор
- Таможня
- Полиция
- Прокуратура
- Налоги
- Медицинские услуги
- Газоснабжение
- ЖКХ
- Налог на имущество
Определение, условия получения и выплат страховых пенсий в России установлены в Федеральном законе от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Страховая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.
По общему правилу ежемесячная выплата страховой пенсии состоять из двух частей:
- страховой пенсии;
- фиксированной выплаты к страховой пенсии
Виды страховых пенсий
В зависимости от оснований возникновения права на получение пенсии выделяют следующие виды страховых пенсий:
- страховая пенсия по старости;
- страховая пенсия по инвалидности;
- страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Кто имеет право получать страховую пенсию
Для получение страховой пенсии по старости необходимо наличие трех условий:
- возраст;
- стаж работы;
- минимальное количество индивидуальных пенсионных баллов.
Минимальный возраст для получения страховой пенсии по старости
Теперь для назначения трудовой пенсии по старости необходимо достижение 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.
Законом «О страховых пенсиях» для лиц предпенсионного возраста установлено поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию по общему правилу (см. таблицу ниже).
Пенсионный возраст в РФ с 2019 года повышен для мужчин до 65 лет, для женщин – до 60 лет.
Справочно. Для госслужащих и муниципальных служащих установлен иной порядок выхода на пенсию.
Таблица выхода на пенсию Год возникновения права на страховую пенсию по старости
Год назначения пенсии (сроки)
Год рождения
Возраст выхода на пенсию
I полугодие 2019
II полугодие 2019
мужчины 1959 г.р. (1 полугодие)
женщины 1964 г.р. (1 полугодие)
60,5 года — мужчины
55,5 года — женщины
II полугодие 2019
I полугодие 2020
мужчины 1959 г.р. (2 полугодие)
женщины 1964 г.р. (2 полугодие)
60,5 года — мужчины
55,5 года — женщины
I полугодие 2020
II полугодие 2021
мужчины 1960 г.р. (1 полугодие)
женщины 1965 г.р. (1 полугодие)
61,5 года — мужчины
Страховой стаж — это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой (трудовой) стаж.
Сам по себе страховой стаж представляет собой не что иное как трудовую деятельность. Более подробно о том, как рассчитывается страховой стаж и какие периоды работы в него включаются можно прочитать в статье по ссылке.
Новые льготы в законе о пенсионном возрасте
Страховая пенсия по старости определяется по формуле:
СПст = ИПК x СПК + ФВ,
где
- СПст — размер страховой пенсии по старости;
- ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;
- СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;
- ФВ — фиксированная выплата.
Таким образом, чем больше величина пенсионного коэффициента (пенсионных баллов), тем больше размер пенсии. В свою очередь размер пенсионного коэффициента зависит от стажа работы и размера заработной платы.
Размер страховой пенсии ежегодно корректируется путем увеличения стоимости одного пенсионного балла, а также увеличения размера фиксированной выплаты.
Необходимо отметить, что если человек отказался от формирования накопительной пенсии то, максимальное значение пенсионных баллов которое будет в 2021 году, достигнет значения 10 баллов, а у тех кто не отказался от накопительной части оно будет равно 6,25.
Стоимость одного пенсионного балла Дата Размер (в рублях) С 1 января 2024 года
116,63
С 1 января 2023 года
110,55
С 1 января 2022 года
104,69
С 1 января 2021 года
98,86
С 1 января 2020 года
93,00
С 1 января 2019 года
87,24
С 1 января 2018 года
81,49
С 1 февраля 2017 года
78,58
С 1 февраля 2016 года
74,27
С 1 апреля 2015 года
71,41
С 1 февраля 2015 года
71,41
1 января 2015
64,10
С 2015 г. помимо страховой пенсии в страховую часть пенсии входит и фиксированная выплата. Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии
Фиксированная выплата выплачивается к страховой пенсии по старости, к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы). Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы, а также к страховой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в сумме, равной 50 процентам установленного размера.
Не положена дополнительная выплата к пенсии лицам, которые получают военную пенсию и пенсию по выслуге лет в правоохранительных органах, то есть лицам, получающим одновременно две пенсии.
Размер фиксированной выплаты к пенсии
Размер доплаты ежегодно индексируется.
Так, на 1 января 2015 г. сумма фиксированной выплаты к пенсии составляла 3 935 рублей в месяц.
C 01 февраля 2016 г. сумма выплаты составила 4 383,59 рублей в месяц.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01.02.2016 составляла 4 558,93 руб.
С 01 февраля 2017 года фиксированная выплата составила 4805,11 рублей.
С 2019 года законом определены следующие размеры фиксированной выплаты (см. таблицу):
Размер фиксированной выплаты Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии
Размер (в рублях)
С 01.01.2019
5334,19
С 01.01.2020
5686,25
С 01.01.2021
6044,48
С 01.01.2022
6401,10
С 01.01.2023
6759,56
С 01.01.2024
7131,34
Повышенный размер фиксированной выплаты
Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 % утвержденного размера выплаты.
Также повышенные коэффициенты предусмотрены для лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, а также лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера.
Все неработающие пенсионеры имеют право на получение федеральной социальной доплаты к пенсии в случае, если их материальное обеспечение (а это и пенсия и все установленные социальные доплаты) ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. О порядке расчета социальной доплаты к пенсии и о том, кому она положена, читайте в статье по ссылке.
Об особенностях назначения и расчета пенсии работающим пенсионерам смотрите в статье по ссылке
На первое полугодие 2020 г. средняя пенсия в Латвии составила 304,30€. Этот показатель превышает аналогичный за прошедший год на 8,15€. В 2020 г. средняя пенсия латвийских пенсионеров не превышала 296,15€.
Конкретное представление о том, какая средняя пенсия в Латвии в 2020 году, дает более дробная разбивка данного показателя. Так, 53% пенсий на июль 2020 г. составляли всего 200-300€. Менее 200€ в месяц получали 12,2% латвийских пенсионеров. И только 7,3% могут похвастаться пенсией свыше 500€. Золотая середина 27,4% – это пенсионеры, получающие от государства 300-500€ в месяц.
На территории Латвии действуют как общегосударственные, так и местные льготы для граждан, достигших пенсионного возраста. Так, к примеру, для жителей Даугавпилса, достигших пенсионного возраста, обеспечен бесплатный проезд в общественном транспорте.
Целый комплекс социальных пособий имеется в Риге. Узнать о том, какие льготы у малообеспеченных пенсионеров в Риге на текущий момент, можно, обратившись в местный социальный центр:
- рижские 100-летние пенсионеры получают разовую выплату в 150€;
- имеющие инвалидность пожилые граждане получают помощь для обустройства жилья в размере 2134 €;
- малоимущим пенсионерам при месячном доходе менее 128€ полагается дотация;
- пенсионеры имеют право на дотацию для покрытия обязательного пациентского взноса в размере 71€ и доплату из местного бюджета на частичное приобретение медицинских средств и лекарств.
Заявление на получение льгот принимается после года проживания в Риге.
В достаточно сложной ситуации порой оказываются латвийские моряки. Сейчас льготная пенсия для моряков в Латвии может быть запрошена при условии работы во вредных и тяжелых условиях труда или по факту присвоения инвалидности. На особом положении находятся латвийские моряки, работающие под флагами третьих стран – в этом случае они должны добровольно присоединиться к государственному социальному страхованию и вносить необходимые взносы. Работодателем они уплачиваются только в случае принадлежности судов Латвии, Норвегии и прочим странам ЕС.
На государственном уровне пенсионерам Латвии предусмотрены следующие дотации:
- имеющие статус политрепрессированного: ежегодные льготы на протезирование зубов, два бесплатных посещения бани в месяц одиноким, старше 80 лет и проживающим в жилье без удобств, бесплатные проезд в городском транспорте и пособие на приобретение гроба и креста, а также пособие на приобретение лекарств;
- пенсионеры, состоящие на учете в ЦСП, имеют право на дотации для приобретения лекарств, зубопротезирование, бесплатную баню при условии проживания в жилье без удобств и по достижении 70 лет, а также продуктовый пакет раз в квартал и льготную установку счетчика на воду, пособие на отопительный сезон;
- бывшие блокадники Ленинграда имеют право на дотации при зубопротезировании, приобретении медикаментов, на приобретение гроба и креста, а также бесплатное питание для малоимущих в течение двух месяцев в году;
- малолетние узники концлагерей получают дотации на зубопротезирование, приобретение медикаментов, лечение и компенсацию пациентского взноса при отсутствии медицинской страховки и отсутствии иных доходов, кроме государственной пенсии.
Минимальная пенсия и льготы в Латвии в 2020 году
По общему правилу, в соответствии с действующим законодательством индексация должна производиться один раз в год на размер, который равен инфляции. Однако в силу экономических трудностей, с которыми государство столкнулось после 2014 года, этот порядок не всегда соблюдался.
Так, в 2016 году было проведено поэтапное увеличение размера материального обеспечения пенсионеров всего лишь на 4%, что значительно меньше уровня роста цен на услуги и товары. Ситуация в 2017 году улучшилась ненамного, лишь к 2018 году Правительству и Центральному Банку России удалось остановить критический скачок инфляции.
Индексация пенсий в 2020 году
Индексация пенсий в 2019 году
Индексация пенсии с 1 апреля 2020 года
Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2019 году
Являются ли самозанятые пенсионеры работающими?
Индексация пенсии по старости по годам проводилась неравномерно. Задача таких изменений – обеспечить стабильность реальных доходов пенсионеров и создать условия для роста уровня обеспеченности неработающего населения. Процедура индексирования представляет собой корректировку базовых величин выплат на коэффициент изменения потребительских цен. Это позволяет нивелировать негативный эффект от инфляционных колебаний для пенсионеров.
До 2010 года в системе пенсионного обеспечения существовало разделение пенсионных начислений на базовую и страховую части. С 2010 года использовалось только определение страховой части пенсии. С 2015 года было выведено из оборота и это понятие — оно было заменено термином «страховая пенсия». Вместо фиксированного базового размера пенсии появилась фиксированная выплата, дополняющая страховую пенсию.
Годы
Виды выплат
Страховая пенсия
Стоимость одного пенсионного балла
Социальная пенсия
2010 год
6,3%
–
12,51%
2011 год
8,8%
–
10,27%
2012 год
10,65%
–
14,1%
2013 год
10,12%
–
1,81%
2014 год
8,31%
–
17,1%
2015 год
11,4%
64,10 руб. (на 01.01.2015)
71,41 руб. (с 01.02.2015)
10,3%
2016 год
4%
74,27 руб. (с 01.02.2016)
4%
2017 год
5,8%
78,28 (с 01.02.2017)
78,58 руб. (с 01.04.2017)
1,5%
2018 год
3,7%
81,49 руб. (с 01.01.2018)
2,9%
2019 год
7,05%
87,24 руб. (с 01.01.2019)
2,4%
Пенсионеры / 15:24 5 июля 2017
Сроки выплаты проиндексированной пенсии уволенным пенсионерам сократятсяВ связи с вступлением в силу нового законодательства пенсии рассчитываются по новой формуле (представлена ниже).
С помощью сервиса «О сформированных пенсионных правах» на официальном сайте ПФР каждый гражданин может узнать, какой индивидуальный пенсионный коэффициент у него может быть в текущем году. Для этого требуется ввести размер своей gross-зарплаты (зарплаты до вычета налогов) в личном кабинете. Также можно получить информацию о том, какое количество пенсионных баллов уже есть у Вас, и узнать о своем стаже.
В случае, если у гражданина нет возможности пользоваться инструментами официального сайта ПФР, он может обратиться за интересующей его информацией в отделение пенсионного фонда по месту жительства, взяв с собой паспорт и СНИЛС. Сотрудники фонда проконсультируют его и ответят на все волнующие его вопросы.
Итак, с 2015 года вступили в силу новые условия формирования трудовой пенсии, которые применяются с некоторыми изменениями по нынешний 2020 год. Возможно, они где-то сложны для понимания ввиду того, что применяется другая система подсчета размера пенсионных выплат через перевод страховых взносов в баллы.
Еще раз обозначим наиболее важные моменты:
- Страховой стаж и «белая» (официальная) зарплата — ключ к большому размеру пенсии.
- Начинать подготовку документов для оформления пенсии лучше заранее — так увеличивается возможность получить пенсию именно тогда, когда получили на нее право.
- Вместе с ростом потребительских цен растет и размер выплат.
Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 25-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1441 г. Москва «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности» Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части выплаты пенсии по случаю потери кормильца» Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Российской Федерации» Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 420-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «О страховых пенсиях» , внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии» Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 261
Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий
1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Страховая пенсия представляет собой денежную выплату, получаемую застрахованным лицом каждый месяц. Пенсия назначается для обеспечения гражданина, не получающего зарплату или иные выплаты и вознаграждения, что связано с потерей трудоспособности на основе старости, инвалидности или же утрате дохода кормильца по его смерти.
Индексация пенсий по годам
Условия получения:
- для женщин – 55,5 лет, для мужчин – 60,5 лет;
- трудовой стаж не меньше 10 лет в 2019 году;
- достижение размера ИПК 16,2 в 2019 году;
- лицо должно быть застраховано с соблюдением всех правил, которые устанавливает Федеральный закон, и являться гражданином РФ.
Год
Требования к страховому стажу (лет)
Минимальная сумма ИПК
Максимальное значение годового балла
при формировании страховой пенсии
при формировании страховой и накопительной пенсии
2015 6 6,6 7,39 4,62 2016 7 9 7,83 4,89 2017 8 11,4 8,26 5,16 2018 9 13,8 8,70 5,43 2019 10 16,2 9,13 5,71 2020 11 18,6 9,57 5,98 2021 12 21 10 6,25 2022 13 23,4 10 6,25 2023 14 25,8 10 6,25 2024 15 28,2 10 6,25 2025 15 30 10 6,25 Условия для пенсии по потере кормильца и по инвалидности остались неизменными.
В 2019 году минимальный размер ИПК, являющийся обязательным условием для начисления страховой пенсии был установлен в размере 16.2. Он ежегодно повышается на 2,4 до достижения к 2025 году значения в 30 единиц.
Повысится также минимально необходимый стаж. В 2019 году он составляет 10 лет. Без выполнения этих условий страховая пенсия не может быть оформления
Изменения в страховой пенсии 2019 года коснулись даты проведения индексации — она была передвинута на месяц ранее. Повышение пенсий состоится с 1 января на 7,05%. В результате проведения процедуры:
- ИПК составит 87,24 рубля;
- ФВ составит 5334,19 рубля.
Пенсионный возраст в России с 2019 года будет поэтапно увеличиваться, пока не достигнет:
- 65 лет — для мужчин;
- 60 лет — для женщин.
Повышение возрастного порога будет производиться поэтапно с шагом 1 год через каждый год. Ниже можно ознакомиться с таблицей выхода на пенсию с 2019 года. Для граждан, которые будут выходить на пенсию по новому закону первыми, пенсионный возраст будет уменьшен на 6 месяцев.
Для мужчин:
Год рождения Условия выхода на пенсию в 2019-2028 годах Возраст Год выхода Баллы Стаж 1959 I полугодие 60,5 2019 II полугодие 16,2 10 1959 II полугодие 60,5 2020 I полугодие 18,6 11 1960 I полугодие 61,5 2021 II полугодие 21 12 1960 II полугодие 61,5 2022 I полугодие 23,4 13 1961 63 2024 28,2 14 1962 64 2026 30 15 1963 65 2028 30 15 Для женщин:
Год рождения Условия выхода на пенсию в 2019-2028 годах Возраст Год выхода Баллы Стаж 1964 I полугодие 55,5 2019 II полугодие 16,2 10 1964 II полугодие 55,5 2020 I полугодие 18,6 11 1965 I полугодие 56,5 2021 II полугодие 21 12 1965 II полугодие 56,5 2022 I полугодие 23,4 13 1966 58 2024 28,2 14 1967 59 2026 30 15 1968 60 2028 30 15 Пенсионный возраст и стаж в Украине. Кто сможет выйти на пенсию в 2020 году
С 01 января 2018 года в соответствии Федеральным законом от 28.12.2017 №420-ФЗ проведена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на коэффициент, равный 1,037, а так же корректировка размера страховых пенсий исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента 81 рублей 49 копеек.
Таким образом, с 01.01.2018 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии составит:
- по старости, по инвалидности II группы – 4982,90 руб. (4805,11 руб.- размер фиксированной выплаты на 01.02.2017 * 1,037);
- по инвалидности I группы или достижении возраста 80 лет – 9965,80 руб. (9610,22 руб. — размер фиксированной выплаты на 01.02.2017 * 1,037);
- по инвалидности III группы, по случаю потери кормильца – 2491,45 руб. (2402,56 руб. – размер фиксированной выплаты на 01.02.2017 * 1,037);
- лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы 4982,90 руб., т.е. 1660,97 руб. на каждого иждивенца, но не более чем на трех иждивенцев.
Для расчета страховой пенсии с 01.01.2018 необходимо сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов умножить на стоимость одного пенсионного коэффициента, который равен 81 руб. 49 коп.
Сумму ПК можно определить путем несложных расчетов, определив размер страховой пенсии по состоянию на 01.12.2017. При этом не учитывается фиксированная выплата к страховой пенсии. Полученная сумма делится на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.12.2017 – 78 руб. 58 коп.
Примеры расчета пенсий
ПРИМЕР 1: На 01.12.2017 общая сумма к выплате составляла 12697,45 руб. (в том числе 7892,34 руб. – страховая пенсия по старости + 4805,11 руб. – фиксированная выплата к страховой пенсии). Стоимость одного пенсионного коэффициента составляла на 01.12.2017 – 78,58 руб. Следовательно, 7892,34 / 78,58 = 100,437 – сумма ПК на 01.12.2017. В связи с установлением с 01.01.2018 новой стоимости пенсионного коэффициента – 81,49 руб., размер страховой пенсии с 01.01.2018 составит 8184,61 руб. (100,437*81,49). Фиксированная выплата к страховой пенсии тоже увеличится на 3,7 % и составит 4982,90 руб. (4805,11 * 1,037). Общая сумма к выплате составит 13167,51 руб. (8184,61 + 4982,90).
ПРИМЕР 2: На 01.12.2017 общий размер выплат по инвалидности (I группа) составлял 13373,92 руб. (в том числе 3763,70 руб. – страховая пенсия + 9610,22 руб. – фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности (I группа). Следовательно, 3763,70 / 78,58 = 47,896 – сумма ПК на 01.12.2017. С 01.01.2018 размер страховой пенсии составит 3903,05 руб.(47,896 * 81,49). Фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом индексации с 01.01.2018 составит 9965,80 руб. (9610,22 *1,037). Общая сумма к выплате составит 13868,85 руб. (3903,05 +9965,80).
ПРИМЕР 3: На 01.12.2017 общий размер выплат по случаю потери кормильца составлял 8100,26 руб. (в том числе 5697,70 руб. – страховая пенсия + 2402,56 руб. – фиксированная выплата к страховой пенсии). Сумма ПК на 01.12.2017 составила 72,508 (5697,70 / 78,58). Следовательно, с 01.01.2018 размер страховой пенсии составит 5908,68 руб. (72,508 * 81,49). Фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом индексации с 01.01.2018 составит 2491,45 руб. (2402,56*1,037). Общая сумма к выплате составит 8400,13 руб. (5908,68 +2491,45).
Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию.1. Законодательство Российской Федерации о накопительной пенсии состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации», других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», на накопительную пенсию. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем правила, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
1. Право на накопительную пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на накопительную пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
1. Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результат от их инвестирования и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результат от их инвестирования включаются в состав средств пенсионных накоплений и учитываются по выбору застрахованного лица при определении размера накопительной пенсии либо размера срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».
2. Размер накопительной пенсии определяется по формуле:
НП = ПН/Т,
где НП — размер накопительной пенсии;
ПН — сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. В случае установления застрахованному лицу срочной пенсионной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», средства пенсионных накоплений, исходя из которых рассчитан размер этой выплаты, не учитываются в составе средств пенсионных накоплений, исходя из которых определяется размер накопительной пенсии этому застрахованному лицу;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета размера накопительной пенсии и определяемого в соответствии с частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.3. При назначении накопительной пенсии позднее приобретения права на указанную пенсию ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается на 12 месяцев за каждый полный год (12 месяцев), истекший со дня приобретения права на назначение указанной пенсии. При этом ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета размера накопительной пенсии, не может составлять с 2015 года менее 168 месяцев.
4. При корректировке размера накопительной пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается на 12 месяцев за каждый полный год (12 месяцев), истекший со дня назначения накопительной пенсии. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, не может составлять с 2015 года менее 168 месяцев.
5. Средства пенсионных накоплений, отраженные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица и учтенные при назначении накопительной пенсии, не учитываются при корректировке размера указанной пенсии по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
1. Размер накопительной пенсии с 1 августа каждого года подлежит корректировке исходя из суммы поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, которые не были учтены при определении суммы средств пенсионных накоплений для исчисления размера накопительной пенсии при ее назначении или предыдущей корректировке, предусмотренной частью 2 настоящей статьи.
2. Корректировка размера накопительной пенсии осуществляется по формуле:
НП = НПк + ПНк/Т,
где НП — размер накопительной пенсии;
НПк — установленный размер накопительной пенсии по состоянию на 31 июля года, в котором осуществляется соответствующая корректировка;
ПНк — сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на 1 июля года, в котором осуществляется соответствующая корректировка. В случае проведения корректировки установленной застрахованному лицу срочной пенсионной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», средства пенсионных накоплений, исходя из которых осуществляется корректировка размера этой выплаты, не учитываются в составе пенсионных накоплений, исходя из которых осуществляется корректировка размера накопительной пенсии этого застрахованного лица;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета размера накопительной пенсии, по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка.3. Размер накопительной пенсии подлежит корректировке по результатам инвестирования средств выплатного резерва в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».
1. Установление накопительной пенсии и выплата накопительной пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляются страховщиком, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением накопительной пенсии формирует пенсионные накопления в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
2. Обращение за назначением накопительной пенсии может осуществляться в любое время после приобретения права на указанную пенсию без ограничения каким-либо сроком.
3. Установление накопительной пенсии и выплата накопительной пенсии, включая организацию ее доставки, застрахованному лицу, формирующему пенсионные накопления у страховщика, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляются территориальным органом страховщика по месту жительства лица, обратившегося за назначением накопительной пенсии. Застрахованное лицо, формирующее пенсионные накопления у страховщика, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации, может обращаться с заявлениями о назначении, выплате и доставке накопительной пенсии непосредственно в территориальный орган страховщика или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между страховщиком и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
4. Установление накопительной пенсии, выплата и доставка накопительной пенсии застрахованному лицу, формирующему пенсионные накопления у страховщика, которым является негосударственный пенсионный фонд, осуществляются негосударственным пенсионным фондом. Застрахованное лицо, формирующее пенсионные накопления у страховщика, которым является негосударственный пенсионный фонд, может обращаться за назначением, выплатой и доставкой накопительной пенсии к этому страховщику по месту его нахождения.
5. Работодатель вправе обращаться за назначением, выплатой и доставкой накопительной пенсии застрахованным лицам, состоящим с ним в трудовых отношениях, с их письменного согласия.
6. Страховщик, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации, при смене застрахованным лицом места жительства осуществляет выплату накопительной пенсии, включая организацию ее доставки, на основании выплатного дела по новым месту жительства или месту пребывания застрахованного лица, подтвержденным документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением застрахованного лица. Страховщик, которым является негосударственный пенсионный фонд, при смене застрахованным лицом места жительства осуществляет выплату накопительной пенсии, включая организацию ее доставки, по его новым месту жительства или месту пребывания либо по месту фактического проживания в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Фролкиной С.В.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 сентября 2018 г. гражданское дело по иску Удовик Ольги Валерьевны к государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березовском Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, об обязании включить в специальный стаж периоды работы, о назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе начальника государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Берёзовском Кемеровской области Цуры Е.Ф. на решение Березовского городского суда Кемеровской области от 7 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 февраля 2018 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Удовик О.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Берёзовском Кемеровской области (далее — УПФР в г. Берёзовском Кемеровской области, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, об обязании включить в специальный стаж периоды работы, о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Удовик О.В. указала, что с 5 августа 1992 г. она работала палатной медсестрой чистого хирургического отделения медико-санитарной части г. Шахтинска Республики Казахстан, которая 25 января 1999 г. была переименована в Коммунальное государственное казенное предприятие Р.М.О., с 23 апреля 1998 г. — медицинской сестрой операционного блока в Коммунальном государственном казённом предприятии Р.М.О., которое на основании приказа от 13 января 2005 г. N 14 было преобразовано в Коммунальное государственное казённое предприятие «Центральная больница г. Шахтинск» Республики Казахстан (впоследствии казённое государственное предприятие «Центральная больница г. Шахтинск»). Со 2 марта 2009 г. Удовик О.В. переведена старшей медицинской сестрой операционного блока названной больницы, 27 июня 2014 г. уволена с занимаемой должности по соглашению сторон в связи с переездом в Российскую Федерацию.
1 июня 2017 г. Удовик О.В. обратилась в УПФР в г. Берёзовском Кемеровской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).
Решением УПФР в г. Берёзовском Кемеровской области от 1 сентября 2017 г. Удовик О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия 30-летнего стажа медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения. Учтённый пенсионным органом специальный медицинский стаж Удовик О.В. составил 3 года 10 месяцев 8 дней.
В специальный медицинский стаж Удовик О.В. пенсионный орган не засчитал периоды её работы в должности медицинской сестры хирургического, уролого-хирургического отделения Центральной больницы г. Шахтинска Республики Казахстан с 5 августа 1992 г. по 27 июня 2014 г. (включая периоды нахождения Удовик О.В. в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет с 1 февраля 1995 г. по 1 января 1996 г., с 3 июля 2001 г. по 27 октября 2002 г.) в связи с непоступлением справок из компетентных органов.
Удовик О.В. полагает решение УПФР в г. Берёзовском Кемеровской области незаконным, поскольку при её обращении с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости она представила все необходимые для назначения пенсии документы: трудовую книжку, архивную справку о стаже от 15 мая 2014 г., выданную Государственным архивом г. Шахтинска Республики Казахстан, выписку из индивидуального лицевого счёта, справку, уточняющую особый характер работы. По мнению Удовик О.В., непредставление компетентными органами Республики Казахстан запрошенных пенсионным органом сведений, не является препятствием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости, поскольку согласно Соглашению государств-участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством за счёт средств государства их постоянного проживания (места жительства). Это Соглашение предусматривает положение о том, что для установления гражданам права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретённый ими на территории государств, являющихся участниками соглашения, а также на территории бывшего СССР, за время до вступления в силу названного соглашения.
Представитель ответчика в суде иск не признал.
Решением Берёзовского городского суда Кемеровской области от 7 ноября 2017 г. исковые требования Удовик О.В. удовлетворены частично.
Закон 400-ФЗ о Страховых Пенсиях 2020
Совершенно новое в пенсионной системе РФ с 2018 года – это появление нового вида пенсии. Она положена детям, оба родителя которых неизвестны.
Причина введения этой социальной пенсии в том, что дети, родители которых неизвестны («подкидыши»), были априори поставлены в неравное финансовое положение по сравнению с детьми-сиротами. Так, дети без родителей не имели права на пенсию по потере кормильца, так как в правовом смысле никогда не имели родителей.
Всем известно, что с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию без учета проводимых индексаций. И если пенсионер прекращает трудовую деятельность, он начинает получать полную пенсию с учетом всех индексаций, которые случились в период его занятости.
В 2016 и 2017 году практика была такова: ПФР начинал индексировать пенсию и начать её выплату в полном размере через 3 месяца с даты увольнения. С 2018 года на данную процедуру тоже будет уходить 3 месяца, но они пенсионеру будут возмещены.
Новый механизм выплаты полной пенсии ушедшему с работы пенсионеру описан ниже в примере.
Важный элемент пенсионной реформы 2018 года в том, что приостановка формирования пенсионных накоплений законодательно продлена на 2018 год. Учтите, что это не «заморозка пенсий» и не «изъятие пенсионных накоплений», которыми россиян могут пугать безответственные СМИ или мошенники.
Суть действующего моратория на формирование пенсионных накоплений в том, что те 6% страховых взносов, которые могли бы идти на накопительную пенсию, адресованы на формирование страховой пенсии. В итоге, как ни крути, все страховые взносы, сделанные работодателем за своего подчинённого, целиком участвуют в формировании пенсии.