Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли взять деньги на ремонт авто по каско». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Полис добровольного автострахования КАСКО, оформляемый автовладельцем, предполагает защиту движимого имущества от большинства возможных проблем.
Однако практика показывает, что получить выплату, особенно в крупном размере, бывает проблематично.
Какие ситуации признаются страховыми случаями, и что требуется, чтобы получить выплату по автостраховке, читайте далее. В настоящее время какого-либо отдельного закона о добровольном автостраховании не существует, поэтому стороны, заключившие соглашение КАСКО обязаны руководствоваться:
- Правилами, разработанными страховой организацией и являющиеся обязательными для всех сотрудников;
- Гражданским Кодексом, на основании которого разрабатываются индивидуальные правила.
Страховые регулируются ГК РФ:
- необходимость предоставления всех сведений о страхуемом автомобиле, в том числе и установленного на транспортном средстве дополнительного оборудования, например, противоугонной системы ().
Как получить деньги по каско вместо ремонта в 2020 году
» Рассмотрим случай, когда вашим полисом предусмотрен только ремонт, но необходимо получить от страховой компании деньги. Условия КАСКО определяются Гражданским кодексом РФ, Правилами страхования, которые утверждаются в каждой компании и страховым договором.
Если клиент выбирает программу с возможностью получения денег вместо проведения ремонта на СТО страховщика или дилера, то компания не вправе навязывать ему иной вариант возмещения. При заключении договора страхователь выбирает:
- вариант осуществления выплаты (наличными или в виде оплаты счетов СТО);
- страхование с учетом износа или без него;
- СТО страховщика, дилера или любое на выбор клиента.
- агрегатную или неагрегатную страховую сумму;
Произвольно менять условия договора нельзя, если для этого нет веских оснований.
Однако многие клиенты, ссылаясь на требования ГК РФ, обращаются в суд и иногда добиваются возмещения в денежном виде.
Каждый автовладелец, имеющий на руках полис КАСКО, имеет полное право воспользоваться им при наступлении того страхового случая, который указан в договоре страхования.
Когда только наступает страховой случай по полису КАСКО, то договором может быть предусмотрено несколько вариантов возмещения ущерба имуществу автовладельца.
К таким способам относятся:
- Выплата страховщиком денежной суммы, которая должна покрывать всю стоимость ремонтных работ вместе с покупкой запчастей и материалов.
- Выдача клиенту направления на ремонт у официального дилера станции техобслуживания автомобилей.
- Выдача направления на ремонт битой машины в автомастерской страховщика, либо СТОА по усмотрению компании.
- Выдача направления на ремонт повреждений авто в автомастерской по усмотрению держателя полиса.
Очень часто сложности возникают именно в случаях, когда направление выдано автовладельцу на постановку для ремонта его машины в автосервисе от имени страховщика либо его официального дилера.
Страховой случай по КАСКО: когда можно просить деньги вместо ремонта?
Случаи отказов в выдаче направления на ремонт авто для автомобилей, которые находятся после покупки еще на гарантийном сроке, не редки.
Случается это по той причине, что страховщику слишком затратно ремонтировать новый автомобиль, находящийся на гарантии, чем автомобиль, снятый уже давно с гарантийного обязательства.
В таких случаях клиент всегда должен ориентироваться на условия договора – если в них прописано, что страховщик обязан отправить поврежденный автомобиль на восстановление, то он должен это сделать.
Если компания отказывается, тогда клиент вправе обращаться в соответствующие инстанции, чтобы страховщик, либо выплатил неустойку, либо его принудительно заставили выдать направление на ремонт.
То же самое касается случаев, когда направление выдается компанией на ремонт поврежденной машины у неофициального сомнительного дилера.
Перед тем как принять отремонтированную машину нужно еще и правильно ее сдать в ремонт. Поэтому в обязанность представителя страховой компании по техническим вопросам ремонтов входит подготовить и предоставить в автомастерскую все необходимые документы.
А в обязанность владельца авто входит присутствовать при сдаче в ремонт машины. Осмотр должен проводиться при отличном освещении в помещении. Среди всех повреждений также отмечаться должны и царапины с вмятинами, а не только битые фары, или поломки агрегатных систем.
В акте приема машины обязательно должны присутствовать следующие ключевые моменты:
- Перечень повреждений от страховщика, отремонтировать которые поручено автомеханикам мастерской.
- Перечень нужных деталей на замену вместо поврежденных экземпляров.
- Дефекты, либо неисправности, не входящие в задачу устранения именно автосервисом по договору страхования.
- Скрытые повреждения.
- Описание полной комплектации машины.
- Отметки по замечаниям собственникам автомобиля по тем или иным неисправностям, а также его пожеланиям касательно ремонтных работ.
Когда делают описание комплектации автотранспортного средства, то все лишние элементы или дополнительное оборудование оставляются в гараже, у владельца.
Все запасные детали, которые должны быть применены в восстановлении машины, обязательно должны быть отражены в договоре, заключенном между владельцем машины и автомастерской.
Испорченные детали могут быть утилизированы, оставлены в автомастерской для дальнейшего использования, а могут быть возвращены владельцу – здесь может решать их судьбу сам владелец машины.
Документы при приемке авто после ремонта, которые должны выдаваться на руки автовладельцу:
- акт приема-передачи;
- акт работ, которые реально были проделаны;
- оригинал заказа-наряда;
- квитанция, подтверждающая частичную оплату ремонта клиентом;
- платежный документ, подтверждающий оплату ремонта страховой компанией;
- платежный документ, подтверждающий оплату автомастерской при покупке нужных деталей, материалов;
- талон гарантии с указанием срока для проверки и тестирования ремонтных работ, сделанных автомастерской.
При приеме машины из ремонта не стоит сразу бросаться подписывать акт приемки или иные документы, которые подсовывают техники СТОА. Сначала нужно все проверить, протестировать авто, а уже потом подписывать документы.
Если были обнаружены работы, проведение которых было сделано по машине без согласия ее собственника, и он не удовлетворен этим, тогда он вправе писать на имя руководителя автомастерской требование с условием переделки, либо требовать компенсацию или подавать жалобу в суд.
Обратите внимание! Автомастерские – это такие сервисные службы, где рабочий порядок подразумевает частую смену мастеров при проведении восстановительных операций по ремонту авто с КАСКО.
Поэтому принять машину у другого техника, не у того, кто ее принял на обслуживание – является нормой для автовладельцев.
За сроки проведения ремонтных мероприятий отвечать всегда должна страховая фирма, а за качество ремонта – автосервис. Поэтому договора следует заключать и с той и с другой организацией.
Ответственность за ненадлежащий ремонт автомастерская несет, прежде всего, перед автовладельцем и страховой компанией, с которой у нее заключен свой договор о партнерстве.
Подать в суд на СТОА может как страховщик, так и клиент – страхователь. Решением суда могут быть определены штрафные санкции и компенсации, которые полностью покроют некачественный ремонт, либо компенсируют ущерб, нанесенный плохим ремонтом.
Еще решением суда автомастерскую обяжут переделать, если то, что они «наваяли» еще подлежит переделке.
Но обычно практика показывает, что все подобные вопросы решаются при помощи влияния страховой компании на автомастерские, сотрудничающие с ней.
Кроме проблем со сроками, недоплатой ремонтным мастерским со стороны стразовой компании либо отказов клиенту в выдаче направления на ремонт, есть еще одна проблема – это проведение техниками ремонта низкого качества.
Мало того, что страховщики зачастую исключают УТС (Утрату товарной стоимости), не учитывают тот факт, что битая машина после ремонта уже не будет стоить дорого, так еще ремонт некачественный, что еще больше снижает стоимость авто.
Если сделали некачественно только лишь ремонт бампера по КАСКО – это еще можно исправить.
Но если речь идет о рихтовке, покраске, замене конструктивных деталей, агрегатов и прочего, что влияет на безопасность техники в дальнейшем при ее эксплуатации, а также на внешний вид, то здесь ремонт должен быть идеальным.
В случае некачественного ремонта у клиента есть несколько путей решения вопроса:
- Обратиться к техникам автомастерской с тем, чтобы они сделали все, как полагается и машина была на ходу и имела нормальный внешний вид.
- Обратиться к страховщику, если в автомастерской отказали в переделывании восстановительных работ.
- Если отказали в обоих случаях, тогда следует идти в суд.
Для обращения в суд недостатки ремонтных работ и некоторые условия должны быть существенными, например, такими как:
- некачественные детали, которые не дают машине нормально трогаться с места, тормозить, ездить и другое;
- поверхность кузова, фар, бампера и прочих элементов заметно имеет царапины, вмятины;
- плохо восстановлен салон;
- детали или восстановительные работы находятся на гарантийном сроке, который служит одновременно и сроком давности для обращения с иском в судебную инстанцию;
- сроки давности для деталей или ремонтно-восстановительных работ без гарантийного срока – в течение 10 лет.
Обращаться в автомастерскую или к страховщику с просьбой о переделке следует в письменном виде.
Причем второй экземпляр требования (претензии), заверенного учреждением как входящий документ, необходимо всегда иметь у себя, как доказательство того, что вы, действительно, обращались в досудебном порядке.
И лишь потом только можно подавать иск в суд, когда будет отказано в переделывании ремонта. В судебную инстанцию обращаются уже как к последней инстанции, когда отношения со страховщиком испорчены.
Кроме обращения в суд, можно еще подавать жалобы в такие учреждения, как: РСА, Банк России или Общество по Защите потребительских прав, которые имеют значимое влияние на страховую компанию и автомастерские.
При текущих обстоятельствах и изменениях в страховом законодательстве наличие полиса добровольного страхования КАСКО является практически единственной возможностью получить денежную выплату при наступлении страхового случая, а не направление на восстановительный ремонт в автосервис. Ведь по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности для восстановления после аварии в превалирующем большинстве случаев страховщики выдают направление на восстановительный ремонт в СТО.
Конечно, есть исключительные случаи, которые прописаны в 12 статье ФЗ «Об ОСАГО», при которых можно получить компенсацию в денежном эквиваленте:
- Тотальная гибель автомобиля;
- Смерть потерпевшего;
- Причинение вреда здоровью потерпевшего тяжкой и средней степени.
При этом под потерпевшим понимается владелец данного автомобиля.
Как получить выплату по каско и что дадут — ремонт или деньги?
Вариант со страховым возмещением в виде ремонта автомобиля на СТОА после ДТП лучше всего подходит собственникам новых автомобилей, которые все еще находятся на гарантийном обслуживании. Но тут важно, чтобы у вашей страховой компании был заключен договор с официальным дилером марки вашего автомобиля. Этот вопрос лучше всего выяснить еще на этапе подбора полиса КАСКО.
Все опытные автомобилисты прекрасно знают, что ремонт не у официального дилера приведет к тому, что гарантийное обслуживание автомобиля будет окончено раньше установленного срока. В том случае, если у страховой компании нет соглашения с официальным дилером вашей марки автомобиля, то лучше всего согласиться на денежную компенсацию.
Когда время гарантийного обслуживания вашего транспортного средства закончилось, упрощаются и требования к СТОА, в котором можно производить восстановительный ремонт. Достаточно только убедиться, что у вашего страховщика в целом есть заключенные договоры о сотрудничестве с дилерскими автоцентрами.
А у самого автосервиса можно поинтересоваться, есть ли у них проблемы с перечислением средств от данного страховщика. Некоторые страховые компании могут умышленно растягивать сроки согласования необходимых ремонтных работ, а также несвоевременно переводить средства за ремонт.
С такими СК лучше не связываться, но если все же так вышло, что полис КАСКО оформлен в «проблемной» компании, то настаивайте на выплате страховой компенсации в денежном эквиваленте.
Если дилерский автоцентр утверждает, что никаких проблем при сотрудничестве с данной страховой компанией нет, то можно соглашаться на получение направления на восстановительный ремонт.
Обязательно нужно ознакомиться с правилами страхования, а пристальное внимание уделить наличию или отсутствию в них указания о том, что страховая компания учитывает нормы износа деталей при восстановительном ремонте.
Если в правилах страхования есть такая оговорка, то владельцу автомобиля придется доплачивать разницу между той суммой, которую насчитает независимый эксперт с учетом естественного износа деталей, и суммой, в которую обойдется покупка новых деталей для авто.
Как уже отмечалось выше, данный вариант страховой компенсации наиболее предпочтителен для тех автомобилей, которые уже не находятся на гарантийном обслуживании, либо для тех автовладельцев, которые проживают в удаленности от официальных дилерских центров, и, соответственно, пользоваться их услугами возможности не имеют. К примеру, в Крыму практически нет дилеров ведущих автомобильных компаний, а потому страхователям при оформлении КАСКО необходимо выбирать, какой именно вариант страхового возмещения им подходит.
В таких ситуациях главным мотиватором для выбора денежной компенсации является отсутствие возможности проведения ремонта в официальном дилерском центре.
Ведь если СТОА находится за пару сотен километров, доставить туда неисправный автомобиль очень сложно и дорого, а услуги по доставке неисправного после ДТП автомобиля до дилерского автоцентра на эвакуаторе предоставляют далеко не все страховые компании.
Но даже в том случае, если страховщик погасит расходы на доставку автомобиля в СТОА, ремонт может серьезно затянуться, по сравнению с ситуацией, при которой владельцем автомобиля будет выбрана денежная компенсация и ремонт будет организован им самостоятельно.
При наступлении страхового случая компания, в которой был приобретен добровольный полис КАСКО, должна выполнить свои обязательства. Для этого имеются два способа: денежная компенсация и ремонт пострадавшей машины. При угоне или хищении речь может идти только о выплате.
Если произошло повреждение машины, то возможны компенсация или ремонт автомобиля. Ремонт может произвести сама страховая компания на станции техобслуживания, с которой у нее заключен договор.
Альтернативным решением будет ремонт по инициативе страхователя с последующим предоставлением счетов по оплате в страховую компанию.
Для того, чтобы происшествие, в результате которого произошло повреждение или угон, было признано страховым случаем, следует направить в страховую компанию подтверждения.
Документы, предоставляемые при угоне:
- оригинал договора КАСКО о страховании
- российский паспорт страхователя
- паспорт транспортного средства в оригинале
- оригинал документа, подтверждающего регистрацию машины
- документ о праве владения машиной
- копия постановления о том, что возбуждено уголовное дело
Кроме документов должны быть представлены ключи от автомобиля и противоугонных устройств, установленных дополнительно владельцем машины. В случае, если ключи и документы похищены вместе с машиной, необходимо предоставление сведений, подтверждающих это. В договоре может иметься пункт о компенсации при краже ключей.
Документы, предоставляемые при нанесении ущерба:
- оригинал договора КАСКО о страховании
- копия водительских прав человека, управлявшего автомобилем при совершении ДТП
- оригинал документа, подтверждающего регистрацию транспортного средства
- паспорт машины
- документы из ГБДД при совершении ДТП со схемой происшествия и его подробном описании
- извещение в случае, если ДТП оформлялось по Европротоколу
- сведения о лицах, явившихся виновниками ДТП
- документы о наступлении страхового случая – справка из Пожарной инспекции, МВД о стихийном бедствии, заключение независимой экспертизы, если она проводилась
- чеки и счета из СТО, если страхователь самостоятельно произвел ремонт
- чек, подтверждающий стоимость эвакуации
Страховая компания может затребовать дополнительные документы, необходимые, по мнению ее сотрудников. Известить страховую компанию о произошедшей аварии необходимо немедленно, а подавать заявление с приложенными документами можно в течение установленного срока.
Как проводится ремонт по КАСКО в 2020 году
Ремонт поврежденного транспортного средства может быть произведен разными способами. Элементом риска является ремонт автомобиля, находящегося на гарантии, по направлению страховщика. У страховой компании имеется список станций обслуживания, с которыми у нее заключен договор. Такое ограничение может привести к потере прав гарантии на машину.
При некачественном ремонте придется доказывать свои права в суде. У владельца полиса КАСКО имеется право потребовать дополнительные действия. Необходимо отслеживать сроки ремонта и не допускать его затягивания.
При нахождении повреждений, которые были обнаружены только при ремонте, необходимо поставить в известность об этом страховую компанию. Если ремонт производится на станции техобслуживания по инициативе владельца машины, то в страховую компанию предъявляют имеющиеся документы и чеки.
Согласно ним будет произведена выплата, покрывающая расходы по ремонту.
Некоторые автомобилисты в целях снижения стоимости страховки выбирают полис с франшизой, которая предусматривает, что ремонт по КАСКО без ДТП или после аварии частично будет осуществлён за собственный счёт. В данном случае уже при заключении договора следует определиться, какую часть суммы ущерба вы готовы компенсировать самостоятельно. Франшиза может составлять 10, 20 или даже 30% от размера компенсации. Чем она выше, тем меньше будет стоить страховой полис.
В случае c восстановлением гарантийного автомобиля есть свои нюансы, о которых его владельцу следует узнать заранее. Работы по восстановлению повреждённых машин могут осуществляться как на обычных, так и на СТО официальных дилеров автомобильных брендов. Во втором случае стоимость услуг будет существенно выше, поэтому некоторые страховые компании могут направить клиента в выгодную для себя организацию.
Согласно решению Президиума Верховного суда РФ от 30.01.13 (раздел “Страховая выплата”) ремонт авто, находящегося на гарантийном обслуживании, должен проводиться только силами организаций, занимающихся гарантийным ремонтом транспортных средств тех или иных марок. Как правило, такими организациями являются СТО официальных дилеров. Направление в другие автосервисы является нарушением условия гарантийного обслуживания, что в дальнейшем лишит собственника ТС права на бесплатное устранение дефектов, допущенных изготовителем. Ремонт повреждённой машины на СТО, не принадлежащих дилерам, возможен только при наличии письменного согласия страхователя.
Если ваш автомобиль получил царапины, вмятины во дворе жилого дома или на парковке, действовать нужно согласно условиям договора КАСКО. Когда предусмотрено возмещение по упрощённой системе, можно сразу обратиться в страховую компанию и подать заявление на получение выплат или устранение повреждений на СТО. Если по условиям договора требуется фиксация факта причинения вреда, потребуется помощь сотрудников ГИБДД.
Повреждения лобового стекла – это трещины, бой, царапины, скол или потёртости. Являют ли они страховыми случаями, зависит от условий действующего договора. Если предусмотрен упрощённый порядок возмещения, достаточно подать заявление на получение компенсации. В противном случае может понадобиться официальное подтверждение ущерба из ГИБДД.
Что делать при ДТП по КАСКО или ОСАГО?
Ремонт авто у официального дилера по КАСКО обойдётся примерно на 30% дороже по сравнению с обычными частными сервисами. Если полис КАСКО оформлен с франшизой, дополнительные расходы затронут и собственника автомобиля. Однако высокая стоимость в данном случае оправдана следующими моментами:
- квалифицированные сотрудники, которые регулярно проходят обучение и аттестацию у производителя ТС;
- наличие современного и качественного оборудования;
- гарантия на проведённые работы и заменённые узлы;
- наличие оригинальных запасных частей на складе;
- высокое качество ремонта.
Качество услуг частного автосервиса не всегда хуже СТО официального дилера. Всё зависит от отношения руководства организации к своей работе и клиентам. Одни автосервисы готовы выполнить все работы на высоком уровне и поддерживают профессионализм своих сотрудников, а другие стараются сэкономить, устанавливая неоригинальные или даже фальсифицированные запасные части. Перед приобретением полиса следует уточнить, где именно будет проводиться ремонт, и заранее оценить возможности ремонтной организации. Например, если у вас вмятина на двери, обычный автосервис, скорее всего, будет её выпрямлять, а официальный дилер заменит дверь.
А теперь несколько слов о том, сколько действует направление на ремонт и как оно выдаётся. На практике страховая компания сотрудничает с несколькими СТО и предоставляет своим клиентам возможность выбора организации. Единой формы направления на ремонт по страховке не существует, поэтому каждая компания использует свой шаблон, в котором должны быть указаны следующие сведения:
- Ф.И.О. страхователя;
- номер полиса КАСКО;
- наименование страховщика;
- номер и дата акта о наступлении страхового случая;
- данные автомобиля – марка, модель, год выпуска, госномер и VIN-код;
- сумма ремонта по результатам оценки;
- наименование СТО;
- размер франшизы, если она предусмотрена по договору страхования;
- перечень повреждений и необходимых работ (составляется в виде таблицы);
- приложения (калькуляция размера компенсации, отчёт экспертизы и т. п.);
- подпись ответственного лица и штамп компании.
Получив направление на ремонт от своей страховой компании, собственник автомобиля может столкнуться со сложностями на СТО, которая иногда отказывает в осуществлении ремонта, мотивируя свои действия следующими причинами:
- отсутствие необходимых запасных частей;
- задолженность страховой компании перед СТО;
- отсутствие в штате организации подходящих специалистов;
- истёк срок договора со страховой компанией.
Итак, при что надо делать при аварии, если у Вас полис ОСАГО и/или КАСКО:
1.Если у Вас при ДТП есть только ОСАГО и Вы виноваты:
_ Возмещения по ремонту Вашей машины НЕ будет,
_ Возмещение на ремонт пострадавшей машины — 400 000 руб.
_ Вы получите возмещение до 400 000 руб. на ремонт Вашего авто,
_ НО!!! если у того, кто Вас «подбил» нет ОСАГО, Вам придется с ним судиться или ремонтировать свой авто за свой счёт,
_ При любом раскладе виновник будет ремонтировать свой авто сам.
Ремонт автомобиля по КАСКО или получить деньги?
_ Обратитесь в свою компанию с полисом КАСКО и Вы получите полное возмещение (на ремонт Вашего авто),
_ Пострадавший получит возмещение до 400 000 руб. по Вашему полису ОСАГО (пункт 1) или по его полису КАСКО (если он у него есть)
4. Если у Вас при ДТП есть полис КАСКО и вы НЕ виноваты:
_ Вы можете обратиться за возмещением на ремонт Вашего автомобиля по полису КАСКО или ОСАГО. Но мы рекомендуем обращаться по КАСКО, так как по ОСАГО Вам дадут возмещение с учетом износа, а по КАСКО — без износа деталей ТС (уточните наличие этого пункта в Вашем полисе КАСКО),
_ Пострадавший получит возмещение до 400 000 руб. по Вашему полису ОСАГО (пункт 1) или по его полису КАСКО (если он у него есть).
1. Попали в аварию — включите аварийку. Сразу после того, как Вы включили аварийку, постарайтесь выдохнуть и взять себя в руки. Не теряйте контроль.
2. Установите аварийный знак. 15 метров от машины — в городе, не менее 30 — на трассе. Если вдруг у Вас его нет аварийного знака — СРОЧНО купите. Это необходимо, по тому, как машины могут не заметить Ваше авто на дороге (тем более, если это ночь) и «врезаться» в Ваш авто еще раз.
3. Не конфликтуйте с другими участниками ДТП. Это не приведет к тому, что страховая Вам выплатит потом больше денег. Берегите свои нервы и действуйте по инструкции.
4. Вызовите «скорую помощь», если при аварии есть пострадавшие.
5. Вызовите ГИБДД (если нет возможности оформить ДТП по Европротоколу). Не слушайте никого, обязательно вызывайте работников ГИБДД для того, чтобы они зафиксировали сам факт ДТП + все повреждения. Помните, что в состоянии стресса и аффекта, Вам будет очень сложно самостоятельно оценить ситуацию!
6. Не трогайте авто с места до приезда ГИБДД. В правилах дорожного движения прописаны Ваши обязанности при ДТП, а именно: остановить транспортное средство, включить «аварийку», выставить аварийны знак.
7. Сделайте пару фото происшествия вместо разборок с другими участниками ДТП. Их можно будет приложить к протоколу.
8. Когда приедет ГИБДД не будьте пассивными. Не оставляйте работников ГИБДД (инспектора) с другими участниками ДТП на едине. Вы можете не стесняться подсказать инспектору заглянуть под крылья и капот, дабы зарегистрировать ВСЕ повреждения. Это важно, по тому как возмещение будет производиться исходя из того, что инспектор укажет в своём протоколе.
9. Проверьте, чтобы в протоколе были зафиксированы ВСЕ повреждения. Так же рекомендуем попросить инспектора указать в протоколе все возможные СКРЫТЫЕ повреждения.
10. Запишите данные остальных участников ДТП. Это может быть ФИО, адрес, где работает и т.д.
На месте никаких справок Вам не выдадут.
Теперь (после осмотра и составления протокола) Вы можете отогнать свой авто.
Для того, чтобы получить выплату по КАСКО (деньгами или ремонтом), прежде всего, необходимо правильно заявить о событии, которое может быть признано страховым случаем. Страховщик, как Вы помните, обязан выплатить возмещение, только если событие, в результате которого поврежден автомобиль, является страховым риском. То есть, если Ваша машина повреждена в результате ДТП, так и пишите в своем заявлении – повреждена в результате ДТП. Если в результате ПДТЛ, так и пишите – повреждена в результате противоправных действий третьих лиц.
Забудьте такие словосочетания, как машина повреждена в результате «не знаю, чего», «не знаю, когда», «не знаю, кем». Также забудьте слова «пришел и увидел повреждения». Конечно, бывают ситуации, когда Вы просто выходите на улицу и обнаруживаете вмятину или царапину на двери или след от удара. Что делать в таких ситуациях?
Прежде всего, не надейтесь 100% на страховщика. Прежде чем звонить ему, внимательно посмотрите, от чего могло быть получено повреждение, поищите свидетелей происшествия. Если на Вашей машине след от другой машины, то для оформления происшествия вызывать надо сотрудников ГАИ, так как машина была повреждена в результате ДТП. Если на машине следы множественных ударов, с разными траекториями их нанесения, то вполне возможно, что машину повредили Третьи лица. В таком случае нужно вызывать сотрудников ОВД и участкового милиционера.
Запомните: страховщик платит только за событие, которое является страховым риском, то есть страховым случаем.
Если в справке ГАИ или ОВД будет написано, что обстоятельства, время и/или место происшествия не установлены, то данное событие невозможно будет отнести к страховому риску. Внимательно следите за тем, что Вам напишут в справке. Если сотрудники органов необоснованно засомневаются в описанных Вами обстоятельствах, смело жалуйтесь на них начальству или в прокуратуру.
Еще одна уловка. При обращении в ОВД, Вам могут предложить не возбуждать уголовное дело по факту повреждения авто из-за незначительности. Сотрудник службы попросит написать заявление, где Вы сами просите не возбуждать дело в связи с тем, что ущерб для Вас незначителен. Если клиент согласен на такое, то взамен он получит обещание быстро получить все справки. Не верьте. Если Вы откажетесь от возбуждения дела из-за незначительности ущерба, то страховщик получит законное право отказать клиенту в выплате страховки, так как Вы лишите страховщика права на суброгацию, согласно статье 965 ГК РФ. Про суброгацию можете прочитать в ГК РФ (часть 2) или 48 главу ГК РФ.
Обратите внимание, что если Вы заявляете в милицию о факте ПДТЛ, то желательно наличие свидетелей происшествия. Поэтому не поленитесь и пройдите по соседям, окна которых выходят на то место, где произошло событие. Наличие свидетелей также желательно в ситуациях, когда ДТП происходит во дворе или при отсутствии водителя. То есть кто-то царапнул при маневре Ваше авто и скрылся, не оставив паспортных данных на лобовом стекле Вашего авто, номера кредитки или на крайний случай банковский чек.
Полная гибель автомобиля (тотал) по КАСКО
Теперь, получив от страховщика на руки расписку о получении бумаг, можете просто отсчитать положенный срок на получение возмещения и получить страховку в том или ином виде. Для пущей уверенности можете навещать страховую компанию с периодичностью раза два в неделю и напоминать о себе.
Если выплату в срок не произвели, тогда ни в коем случае не ждите и не тешьте себя надеждами. Они обязаны сделать это в срок, установленный в правилах или прислать автовладельцу мотивированный отказ. В случае, когда ни то ни другое не произошло – берите лист бумаги, пишите претензию и относите ее в страховую компанию, а позже – в суд.
Помните: страховщики относятся к клиенту так, как он себя поставит в самом начале диалога. Поэтому изучайте правила страхования и желаем Вам не гвоздя ни жезла ни страховых событий!
При наступлении страхового случая автовладелец должен подать заявление о возмещении. Стоит учесть, что отправить его необходимо в срок до 5 дней (если иное в договоре не указано). К нему прикрепляют следующие документы:
- паспорт гражданина РФ;
- полис КАСКО;
- СТС;
- свидетельство, подтверждающее право собственности;
- справки и выписки из ГИБДД (МЧС), в которых подтверждается факт страхового случая.
На свое усмотрение к заявлению можно добавить дополнительные документы, предоставляющие более детальную информацию о происшествии. После подачи документов автомобиль предоставляют для проведения технической экспертизы.
Срок действия направления – не ограничен, если иного не указано в договоре, подписанным со страховщиком. Многие из них устанавливают срок действия документа всего 3 месяца. То есть, за этот период автовладелец обязан обратиться в СТО, в противном случае – направление теряет свою юридическую силу.
Также необходимо учесть, что срок действия может ограничиваться датой, до которой действует сам полис КАСКО. Однако затягивать с посещением СТО не стоит, так как страховщик оставляет за собой право провести повторную экспертизу. И если при этом будут обнаружены новые повреждения, но при этом они не зафиксированы протоколом от ГИБДД, полиции или МЧС, то это вовсе может привести к отказу в выполнении ремонта или компенсации. Более того, подобное может расцениваться как мошенничество с сопутствующими последствиями для владельца автомобиля.
К официальному дилеру направляют в том случае, если автомобиль, который и является предметом страхового случая, на момент обращения к страховщику находится на гарантии. При этом автовладелец с направлением на ремонт обращается к официальному дилеру. Никаких денег он уплачивать при этом не обязан (и может даже востребовать компенсацию, если понадобился эвакуатор).
В течение 14 дней сервисный центр согласовывает все нюансы проводимого ремонта с самим владельцем ТС и страховой компанией. Далее начинается восстановление авто, которое может занимать до 45 дней.
Необходимо помнить, что несоблюдение любых условий договора КАСКО – это ущерб для застрахованного лица и он вправе требовать компенсировать свои убытки. В каждом подобном случае необходимо документально фиксировать нарушение условий и с ними уже обращаться с претензией к страховщику. Если это не поможет, то следует отправляться сразу в суд.
Особенности и нюансы проведения ремонта по КАСКО
Если сроки затянули и, по мнению автовладельца, на это нет уважительных причин, то ему следует:
Написать претензию к страховой компании. Желательно в ней потребовать указать точные причины, по которым ремонт затянули, а также период, до которого автомобиль будет полностью восстановлен.
Если в течение 3-х дней никакой реакции не последовало – обращаться в суд, прикрепив документы, где подтверждается нарушение тех самых «разумных» сроков ремонта.
В дальнейшем решение выносится на судебном заседании.
Самые распространенные проблемы, с которыми ещё сталкиваются автовладельцы, чьи автомобили должны отремонтировать по КАСКО, следующие:
СТО отказывается принимать на ремонт авто. Чаще всего это обусловлено тем, что страховая компания не оплатила или задолжала сервисному центру по предыдущим случаям сотрудничества.
В направлении на ремонт указаны не все дефекты. В принципе, страховщик может и не виновен в этом, так как первичная экспертиза не позволяет ему выполнять разборку транспортного средства, только его внешний осмотр. В этом случае необходимо получить смету уже от СТО и с ней повторно обратиться в страховую.
Ремонт проводится для того, чтобы восстановить состояние авто до того состояния, которое у него было до наступления страхового случая. Если же, по мнению автовладельца, ремонт выполнен не качественно, то следует:
- заказать проведение независимой экспертизы;
- получив результаты проверки – отправить претензию к страховой компании;
- при отсутствии реакции (в течение 10 дней) – обращаться в суд.
За независимую экспертизу деньги владелец транспортного средства может потребовать у страховщика вернуть впоследствии.
После страхового случая по договору, владелец авто обязан направить письменное уведомление по почте или лично написать в офисе компании о проблеме. Необходимо будет предоставить авто на экспертизу для анализа степени повреждения.
Если ТС угнали, то нужна справка из ГИБДД либо официальная справка из МВД об закрытии дела по факту угона машины (вывод по ней – найти авто не смогли).
Восстановление автомобиля на станции техобслуживания проводят, если это в принципе возможно и экономически целесообразно. То есть большая часть составляющих авто должна быть сохранена. В договоре КАСКО обычно указывают, в каких случаях ремонт не делают (например, машина разрушена на 70 — 80%). Но если он поможет вернуть ТС к состоянию, позволяющему безопасное использование, владелец может рассчитывать на:
- исправление дефектов покрытия кузова;
- замену стеклянных элементов;
- ликвидацию вмятин;
- замену безнадежно поврежденных деталей «внутренностей» машины;
- восстановление функций разных ее систем.
Добровольное страхование регламентируется несколькими правовыми документами. Существует закон №4015-1 от 27.11.1992 г. «Об организации страхового дела в РФ», с изменениями от 2018 года. В пункте 4 статьи 10 сказано:
Условиями страхования имущества …в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты… в случае повреждения имущества, не повлекшего его утраты, — организацией и (или) оплатой страховщиком в счет страхового возмещения ремонта…
Существует еще Гражданский Кодекс РФ, в котором добровольному страхованию посвящена целая глава. Там есть информация и о ремонте. В соответствии со статьей 313 отвечает за него компания, с которой заключил договор автовладелец.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ №20 от 27.06.2013 г. тоже настаивает на главной роли страховщика в обеспечении восстановления авто. А если он недостаточно ответственно к ней относится, разрешает собственнику машины ускорить и улучшить процесс. Статья 44 правового акта гласит:
Если договором добровольного страхования предусмотрен восстановительный ремонт ТС …, осуществляемый за счет страховщика, то в случае неисполнения обязательства по производству восстановительного ремонта в установленные договором страхования сроки страхователь вправе поручить производство восстановительного ремонта третьим лицам либо произвести его своими силами и потребовать от страховщика возмещения понесенных расходов в пределах страховой выплаты.
Отсчет периода, в который автовладелец может ожидать получения направления на ремонт, начинается сразу после подачи им заявления о возмещении вместе с другими документами. Его продолжительность может быть прописана в договоре. Тогда действует часть 1 статьи 313 ГК РФ:
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Если в документе срок ремонта не оговорен, направление должно быть получено в течение 7 дней, как требует часть 2 той же статьи. В ином случае автовладелец вправе исправить машину за свой счет на выбранной им станции техобслуживания. А потом потребовать у страховой компенсации.
Сроки ремонта законом не регламентируются. Сказано лишь, что они должны быть разумными, но страховщик может понимать это слово иначе, чем клиент. Поэтому автовладельцу не стоит ждать восстановления ТС дольше 45 дней при серьезных повреждениях. А если автомобиль находится на гарантии и отправлен к авторизованному дилеру, привести его «в божеский вид» обязаны в течение 1 месяца.
Иногда вместо ремонта стоит предпочесть денежное возмещение. Например, при незначительных повреждениях авто, когда есть возможность восстановить его самостоятельно и не оставаться на это время без своего транспорта.
То же бывает выгоднее и при серьезных дефектах машины. Ремонт может длиться долго из-за загруженности СТО или отсутствия нужных деталей. И лучше взять деньги, а машину отправить в самостоятельно выбранный сервис, где ее сделают быстрее. Компенсация в этом случае будет состоять из цены ремонта и утраты товарной стоимости ТС.
Возможен ли ремонт по КАСКО без оформления ДТП в ГИБДД
Первым шагом к восстановлению ТС становится подача заявления о возмещении по страховому случаю. Затем автовладельцу нужно как можно скорее представить:
- собственный паспорт и его копию;
- полис КАСКО;
- копии документов из ГИБДД, полиции или МЧС (зависит от того, что стало причиной повреждения автомобиля);
- СТС;
- свидетельство о праве собственности на машину (требуется не во всех компаниях).
Все это дает возможность получить направление на ремонт, в котором должно быть указано:
- название страховой фирмы, адрес и телефон;
- данные собственника машины;
- сведения о самом автомобиле;
- описание полученных дефектов;
- сумма, выделенная на устранение всех повреждений;
- список прилагающихся документов (отчет эксперта, калькуляция и др.);
- печать страховщика и подпись ответственного лица.
Автомобиль, застрахованный по КАСКО, должен быть восстановлен до состояния, при котором его можно эксплуатировать. Но так бывает не всегда. И некачественный ремонт означает неисполнение страховщиком условий договора. Именно компания отвечает перед клиентом за ошибки и плохую работу СТО. Поэтому автовладельцу следует:
- заказать независимую экспертизу ТС, которая подтвердит ненадлежащее качество ремонта и высчитает нужную сумму для полного восстановления;
- составить претензию в адрес страховщика, приложить к ней заключение специалиста;
- в отсутствие реакции от фирмы в течение 10 дней или при отрицательном ответе подать иск в суд.
В претензии можно настаивать на исправлении недостатков ремонта за счет страховщика или бесплатно, выплате компенсации за это. В заявлении в суд указывают те же требования. Cтраховщик еще и заплатит штраф за невыполнение условий договора.
В течение многих лет страховые компании ограничивались только выдачей направления на ремонт, а вся ответственность за проведение работ ложилась на плечи работников СТОА. Но в последнее время за ремонт отвечают страховые компании, и все сроки по ремонту автомобиля прописываются еще при заключении договора КАСКО.
Во время оформления и подписания договора страхования клиенту потребуется сразу определиться, в какой форме он хочет получать компенсацию от страховой компании. Будет ли это финансовая выплата в виде наличных или перевода на счет в банке, или же это будет стабильное техническое обслуживание на соответствующей СТОА.
При возникновении страхового случая и успешном предоставлении доказательств этого факта в страховую компанию вы получаете два варианта развития событий в зависимости от вашей машины:
-
Возможен ли ремонт по КАСКО гарантийного автомобиля. Если ваш автомобиль находится на гарантии, значит устранением неисправностей должен заниматься дилер, у которого приобреталось транспортное средство. Оплату своих услуг дилер будет взимать в дальнейшем со страховой компании, у которой владелец авто приобретал полис КАСКО.
-
Если гарантии на автомобиль нет, то чаще всего страховщики направляют автовладельца к той ремонтной организации, с которой у них имеется договор. И выбрать другую СТО по желанию в подавляющем большинстве случаев не получится.
-
В некоторых случаях страховая компания может в договоре специально прописать, что вместо официальных дилеров, у которых стоимость ремонта будет намного дороже, компания страховщик организует перенаправление автомобиля на ремонт к неофициальному дилеру в целях экономии.
Неправильно или недостаточно проведенный ремонт автомобиля может обернуться не только потраченными нервами автовладельца, но и повышением риска попадания в ДТП во время движения по автостраде. Поэтому подобное недобросовестное решение проблемы нельзя пропускать и допускать. Если хозяин машины получил неполноценный ремонт, он может воспользоваться защитой прав потребителей.