- Налоговое право

О восстановлении на работе служащего достигшего предельного возраста

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О восстановлении на работе служащего достигшего предельного возраста». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Главным законом, регулирующим общие правила вступления в трудовые отношения и освобождения от должности сотрудников, является Трудовой кодекс РФ. Вопросам увольнения посвящена глава 13.

Специальным законом, устанавливающим особенности, применимые только к местным служащим, является Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Статья 19 указанного закона содержит специальные условия освобождения от должностей местных служащих. Они применяются только к этой категории работников.

Как происходит восстановление сотрудника на работе

С местной службы гражданин увольняется по общим основаниям, установленным Трудовым кодексом РФ, и к нему применяют специальные основания для увольнения муниципального служащего. Общие основания собрали в таблице:

Статья ТК РФ Основание Пояснение
ст. 78 ТК РФ Соглашение сторон Трудовой договор расторгается в любой момент, если к тому есть волеизъявление и сотрудника и работодателя
ст. 79 ТК РФ Истечение срока договора По общему правилу, трудовой договор — бессрочный, но в ст. 59 ТК РФ установлено ограниченное количество случаев, когда договор заключается на определенный срок, например, на время отсутствия основного сотрудника. Истечение срока договора ведет к освобождению от должности сотрудника
ст. 80 ТК РФ По инициативе работника Решение о прекращении трудовых отношений принимает сам сотрудник, о чем подает соответствующее заявление
ст. 71 и 81 ТК РФ По инициативе работодателя Увольнение по инициативе работодателя требуется обосновать. Трудовой кодекс устанавливает закрытый перечень случаев, когда работник освобождается от должности, реализации каждого из этих случаев должна сопутствовать определенная процедура
ст. 83 ТК РФ По обстоятельствам, не зависящим от воли сторон К таким обстоятельствам относятся, например, призыв работника на военную службу, его смерть, восстановление на работе гражданина, ранее занимавшего эту должность, чрезвычайная ситуация

Трудовой кодекс РФ в ст. 75 содержит основание для увольнения руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера, если в организации сменился собственник. Спорным является вопрос, относятся ли к этому основанию случаи увольнения муниципальных служащих при смене руководства органа власти.

Основанием для увольнения является смена собственника. В случае местного органа это приватизация имущества из муниципальной собственности в частную.

Если в организации просто сменился руководитель либо даже местный орган реорганизован, у него изменилась подведомственность, форма собственности осталась прежней, оснований для кадровых перестановок нет.

Срок расторжения отношений с муниципальным служащим зависит от основания, по которому это происходит:

  1. Если основанием является сокращение численности штата, предупредить сотрудника необходимо как минимум за два месяца.
  2. Если сотрудник увольняется добровольно, вся процедура займет две недели.
  3. По соглашению сторон трудовой договор расторгается в течение периода, о котором договорятся работник и работодатель. Допустимо сокращение периода увольнения до одного дня.
  4. В связи с утратой доверия и при неоднократном неисполнении должностных обязанностей — не менее двух рабочих дней. Увольнение по этим основаниям является дисциплинарным взысканием. Прежде чем его применить, работодатель обязан затребовать у работника письменное разъяснение. На его предоставление работнику дается два рабочих дня. Издавать приказ об увольнении до истечения этого срока является нарушением трудовых прав работника.
  5. В случае достижения предельного возраста увольнение оформляется со дня, следующего за днем рождения служащего. Законодательно не оговаривается специальная процедура уведомления о грядущем расторжении договора с сотрудником, но следуя соображениям деловой этики, работодателю стоит заблаговременно известить сотрудника о том, что договор с ним не продлят после наступления предельного возраста.

Процедура снятия с должности состоит из этапов:

  1. Выявление и документальное оформление оснований.
  2. Издание приказа.
  3. Оформление записи в трудовой книжке гражданина и выдача всех документов.
  4. Полный расчет.

Например, увольнение муниципального служащего по собственному желанию предполагает следующую последовательность действий.

Нюансы пенсионного обеспечения гражданских госслужащих

Гарантии предоставляются в случае, если расторжение трудового договора происходит в связи с ликвидацией или расформированием органа власти.

Тогда работодатель обязан предоставить работнику возможность либо перевестись на другую, более низкооплачиваемую должность, либо дать информацию о возможности трудоустройства в другом органе власти.

Если работник отказывается от предоставленных возможностей, оформляется расторжение.

В пп. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ сказано, что гражданин, осужденный к лишению свободы, не вправе оставаться на местной службе.

Трудовой кодекс РФ относит осуждение сотрудника к лишению свободы к основаниям расторжения договора, не зависящим от воли сторон. Расторжение трудовых отношений в связи с приговором реализуется только после вступления в силу решения суда. Вступившее в силу решение становится для работодателя основанием для расторжения трудового договора.

Определение судебной коллегии по гражданским делам
Челябинского областного суда от 23 марта 2000 г. по делу N 33-1076

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Корыстина С.А., судей Стельмах О.Ю., Ломакиной Л.Г., с участием прокурора Терюшовой И.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 23 марта 2000 г. дело по кассационной жалобе Антонова П.Д. на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 21 января 2000 г., заслушав доклад судьи Корыстина С.А. судебная коллегия установила:

Антонов П.Д. обратился в суд с иском к Главному управлению юстиции Челябинской области о восстановлении на работе, оплате временного вынужденного прогула, компенсации морального вреда, отмене приказа лишении премии и довзыскании премии.

Рассмотрим основные шаги, которые нужно сделать при восстановлении сотрудника.

Выделяют два условия восстановления сотрудника: отмена приказа об увольнении и фактическое допущение к работе. То есть работника не нужно заново устраивать в компанию. Достаточно вернуть все на круги своя. Для отмены документа требуется издать приказ. В нем прописывается причина отмены прежнего решения. Также указывается прочая важная информация (к примеру, реквизиты судебного решения).

Существует альтернативный вариант, часто используемый работодателями, – издание дополнительного приказа, в котором прописано требование о восстановлении. В законе не оговорена форма этого документа, поэтому приказ составляется в свободной форме.

Однако в документе в любом случае должно содержаться ФИО сотрудника, основание восстановления, а также дата восстановления.

Если руководитель не издает приказ об отмене прежнего решения об увольнении, то в рассматриваемый документ включается требование об отмене. В том случае, если приказ оформляется на основании судебного решения, вступившего в силу, в нем можно прописать следующие данные:

  • продолжительность вынужденного прогула,
  • размер выплат сотруднику за пропущенные дни,
  • размер компенсации за моральный ущерб.

Важно! Если издается приказ об отмене прежнего, с ним нужно ознакомить работника под роспись. Если сотрудник отказывается от ознакомления с приказом, оформляется специальный акт.

При восстановлении сотрудника нужно сделать 2 категории выплат:

  • Зарплата за период вынужденного прогула. Рассчитывается на основании средней зарплаты сотрудника. Сначала находится среднесуточный доход (совокупный доход работника за текущий год делится на число дней с начала года), а затем показатель умножается на количество дней вынужденного прогула.
  • Компенсация за моральный ущерб. Выплачивается только в том случае, если сотрудник указал соответствующее требование в иске. Точный размер компенсации устанавливает суд.

Выплаты сотруднику отражаются в бухучете как зарплата. В сущности, это и есть зарплата, не полученная служащим вовремя по вине работодателя.

Восстановление на работе через суд

Разобрались, каков пенсионный возраст в России для госслужащих. Теперь ответим на вопрос: может ли служащий, который достиг предельных лет нахождения на службе, продолжить работу. Максимальный возраст нахождения на гражданской службе равен 65 годам. Гражданскому служащему в таком возрасте, имеющему статус помощника (советника), могут продлить служебный срок при его согласии (максимум до 70 лет). Решение об этом принимает представитель нанимателя. В результате срок службы такого чиновника удлиняется до завершения полномочий его руководителя. Помощники (советники) есть, например, у руководителей государственных органов.

Лицу в статусе руководителя высшей группы должностей гражданской службы его служебный период может быть увеличен максимум до 70 лет. Соответствующее решение, при согласии госслужащего, принимает госорган либо должностное лицо, назначившее его на пост.

Есть и другой вариант продолжить работу в госоргане: служащего в предельном возрасте могут перевести на труд, не относящийся к гражданской службе. Такие переводы происходят по решению представителя нанимателя при согласии переводимого лица, которое продолжает работать в госоргане по срочному трудовому договору.

К сожалению, жизненные реалии таковы, что работодатель по отношении к работнику заведомо находится в выигрышном положении, он всегда имеет возможность вовремя составить документы, которые будут являться письменным доказательством в суде, а также в подчинении многочисленных сотрудников, которые, выступая свидетелем в суде, могут попросту «забыть» подробности произошедших событий. Следовательно, для успеха запланированного дела уволенному сотруднику, решившему восстановиться самостоятельно, не прибегая к помощи юристов, придется не только набраться терпения, но и значительно улучшить свои знания в области трудового и гражданского законодательства, а также по возможности использовать любые ресурсы, вплоть до электронной переписки и поиска свидетелей, который позволит защитить его права и законные интересы в суде. Итак, что следует знать о восстановлении после увольнения с точки зрения российского законодательства:

  1. В соответствии с нормами статьи 391 Трудового кодекса РФ дела по увольнениям рассматриваются только судом, а согласно ст. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ трудовые споры подсудны исключительно федеральным судам общей юрисдикции, при этом исковое заявление подается по юридическому адресу работника. Также существуют альтернативы – иск можно подать по месту нахождения дочерней организации ответчика или выполнения определенной трудовой функции.
  2. В соответствии со статьей 392 ТК РФ истец должен подать заявление в суд в течении месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня получения им на руки трудовой книжки, также, при наличии уважительной причины, суд может восстановить срок подачи иска.
  3. Исходя из обстоятельств конкретного дела, работник в качестве исковых требований может ставить восстановление на работе или изменения формулировки увольнения. Одновременно с этими требованиями истец вправе потребовать взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула или разницу в заработной плате, если он временно выполнял работу с более низкой оплатой труда – статья 394 ТК РФ. Кроме того, суд по требованию истца может взыскать компенсацию морального вреда.
  4. Статья 393 устанавливает для истца возможность освобождения от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с трудовыми отношениями.
  5. В соответствии со статьей 211 ГПК РФ судебный приказ или решение суда о восстановлении работника подлежит немедленному исполнению в независимости от момента вступления решения в законную силу, даже в случае, если работодатель намерен подавать апелляцию на это решение. Исполнительный лист согласно ст. 428 ГПК РФ выдается на руки истцу сразу же после принятия судебного решения.
  6. Требование о восстановлении на работе можно считать фактически исполненным, если уволенный работник допущен к исполнению прежних обязанностей, а приказ о его увольнении отменен.
  7. Согласно статье 320 ГПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска работник имеет право обжаловать решение суда в вышестоящую инстанцию.

В соответствии с нормами гражданского законодательства исковое заявление о восстановлении на работе оформляется в письменной форме, оно должно содержать следующие сведения:

  • наименование судебного органа, куда направляется иск;
  • данные истца – ФИО, адрес места жительства, телефон;
  • данные ответчика – ФИО, адрес места жительства, телефон;
  • полное наименование документа (в одном иске можно предъявить требования о восстановлении на работе и выплате морального вреда или иной компенсации, соответственно и название иска должно соответствовать требованиям);
  • изложить суть сложившейся ситуации – подробно, но избегая излишней эмоциональности, следует указать нормы закона, в соответствии с которыми осуществлено увольнение и разъяснить суду, почему истец не согласен с этим увольнением, в качестве доводов приводятся не только нормы действующего законодательства, но и факты-доказательства позиции истца;
  • далее в документе истец обращается к суду с просьбой восстановить его на работе и взыскать с работодателя необходимые денежные компенсации;
  • обязательно в документе прописываются приложения, это:
    • копии исков для ответчика,
    • копия приказа о приеме на работу,
    • копия приказа об увольнении,
    • справка о заработной плате,
    • выписка из трудовой книжки,
    • другие документы, которые могут служить доказательством незаконных действий работодателя;
  • ставится дата подачи документа и подпись истца с полной расшифровкой.

Если с момента получения копии постановления судебного пристава в течении одних суток работодатель не исполняет решение суда о восстановлении на работу уволенного сотрудника, на него налагается обязанность по уплате исполнительского сбора. Приставом-исполнителем выносится постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливается новый срок для должника для исполнения решения суда. При не исполнении требований по вновь установленному сроку приставом в отношении должника составляется протокол об административном правонарушении и снова устанавливается срок для исполнения требований. В случае неисполнения законных требований штраф для организации может составлять до 70 000 рублей.

Важно! Исполнительный сбор возвращается должнику в полном объеме, если отменен:

  1. судебный акт или иной документ, на основании которого был выдан исполнительный документ;
  2. непосредственно исполнительный документ;
  3. постановление судебного пристава исполнителя о взыскании исполнительного сбора.

Приложение
к постановлению Администрации городского округа Самара
от 25 сентября 2012 года N 1309

(в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 27 марта 2015 г. № 252)

(в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 27 марта 2015 г. № 252)

1.1. Настоящий Порядок устанавливает порядок продления срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих Администрации городского округа Самара, состоящих на кадровом учете в Департаменте по управлению персоналом и кадровой политике Аппарата Администрации городского округа Самара (далее — муниципальные служащие), достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — предельный возраст).
1.2. Предельный возраст, установленный для замещения должности муниципальной службы, составляет 65 лет.
1.3. Продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего сверх предельного возраста допускается с учетом результатов и эффективности его служебной деятельности в случае необходимости в использовании профессиональных и деловых качеств муниципального служащего, его знаний и опыта работы.
1.4. Срок нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего предельного возраста, за исключением муниципального служащего, указанного в пункте 1.4.1 настоящего Порядка, продлевается решением должностного лица, уполномоченного Главой городского округа Самара на осуществление прав и обязанностей работодателя в отношении муниципального служащего (далее — Уполномоченное лицо), на основании личного заявления муниципального служащего по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку и представления непосредственного руководителя муниципального служащего по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору с муниципальным служащим о продлении срока нахождения муниципального служащего на муниципальной службе (далее — дополнительное соглашение к трудовому договору). (пункт 1.4 в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 27 марта 2015 г. № 252)

1.4.1. Срок нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего предельного возраста, права и обязанности работодателя в отношении которого осуществляет непосредственно Глава городского округа Самара, продлевается решением Главы городского округа Самара на основании личного заявления муниципального служащего по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. (пункт 1.4.1 в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 27 марта 2015 г. № 252)

1.5. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего предельного возраста, допускается не более чем на один год.
1.6. Действие дополнительного соглашения к трудовому договору начинается на следующий день после даты достижения муниципальным служащим предельного возраста, а в случае последующих продлений срока нахождения муниципального служащего на муниципальной службе — на следующий день после даты окончания срока действия трудового договора, продлённого в связи с достижением предельного возраста.

(в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 27 марта 2015 г. № 252)


2.1. Департамент по управлению персоналом и кадровой политике Аппарата Администрации городского округа Самара (далее — Департамент) ведет учет муниципальных служащих, которые в течение текущего календарного года достигают предельного возраста, а также учет муниципальных служащих, с которыми трудовой договор продлен в связи с достижением муниципальным служащим предельного возраста.
2.2. Департамент не позднее чем за два месяца до достижения муниципальным служащим предельного возраста или истечения срока трудового договора, продленного в связи с достижением муниципальным служащим предельного возраста, уведомляет муниципального служащего в письменной форме под личную подпись о предстоящем расторжении трудового договора.
2.3. Муниципальный служащий вправе обратиться в Департамент с заявлением о продлении ему срока нахождения на муниципальной службе (далее — заявление) на имя

Приложение № 1
к Порядку продления срока нахождения на муниципальной службе муниципальных
служащих Администрации городского округа Самара, достигших предельного
возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы

__________________________________________________
(наименование должности,
__________________________________________________
Ф.И.О. представителя нанимателя (работодателя)
от ______________________________________________

_________________________________________________
(наименование должности и подразделения, Ф.И.О.
муниципального служащего)

Заявление


В связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы частью 2 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», прошу продлить срок нахождения на муниципальной службе в должности ____________________________________________________________________ до «___» _________ 20___ г.

____________________________
(подпись, дата)

Статья 25. Основания для прекращения государственной службы

  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции» Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 318-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции» Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений» Изменения в отдельные законодательные акты РФ в части установления обязанности лиц, замещающих госдолжности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов ФЗ РФ N 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законы РФ» Изменения в ФЗ «О полиции» и ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в части уточнения ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел, и оснований прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел

Принят Государственной Думой 17 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Работодатель расторгает трудовой договор с работником по соглашению сторон, производит окончательный расчет с работником, выдает на руки трудовую книжку и начинает поиск нового работника на данную должность. Работник тем временем понимает, что не хочет расставаться с этой работой: коллектив хороший и заработная плата в принципе устраивает да и от дома не далеко. Работник обращается в суд с иском о восстановлении на работе и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула.

Работник подает заявление о восстановлении на работе в районный суд в течение месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки.

Фрагмент документа

Статья 392 Трудового кодекса РФ

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Суд, рассмотрев материалы дела, решает, что расторжение трудового договора незаконно и работника необходимо восстановить на работе.

Судебная практика

Гражданин К. работал грузчиком в ОАО «С». Исполнительный директор ОАО «С» издал приказ об увольнении К. по соглашению сторон (п. 1 ст. 77 ТК РФ). Работник не согласился с действиями руководства предприятия и подал иск в районный суд. Он потребовал восстановления на работе, компенсацию в размере 10 000 руб. за причинение морального вреда и возмещение расходов на оплату услуг представителя.

В иске он указал, что написал заявление об увольнении сам, но соглашение о прекращении трудового договора подписал по принуждению представителей администрации. По словам истца, работодатель отстранил его от работы по подозрению в соучастии в хищении товарно-материальных ценностей, изъял пропуск на территорию ОАО, угрожал увольнением по «соответствующей» статье. К. побоялся, что не сможет устроиться после этого на другую работу, а у него на иждивении находятся двое малолетних детей, поэтому ему пришлось принять предложенные работодателем условия прекращения трудового договора.

Однако в том же месяце К. узнал, что приказ об отстранении его от работы был отменен по протесту прокурора. Кроме того, он не смог еще поступить на новую работу. Эти обстоятельства послужили поводом для обращения в суд. Но представитель ОАО «С» не признал иск, так как указал, что К. уволился добровольно. Районный суд отказал К. в удовлетворении исковых требований. Тогда К. подал кассационную жалобу в областной суд.

Судьи, рассмотрев жалобу и выводы районного суда, встали на сторону работника. Они указали, что согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась его добровольным волеизъявлением. Если истец утверждает, что работодатель заставил его уволиться «по собственному желанию», то это обстоятельство нужно проверить. Причем бремя доказывания лежит на работнике. Данное разъяснение справедливо и при рассмотрении споров по увольнению по соглашению сторон.

На протяжении всего судебного разбирательства истец, объясняя мотивы своего поведения при написании заявления об увольнении, его переписывании и подписании соглашения придерживался одних и тех же доводов, изложенных им еще в исковом заявлении. Он говорил, что подписал соглашение о прекращении трудового договора под незаконным морально-психологическим воздействием (насилием) со стороны руководства предприятия. Районный суд счел доводы истца недоказанными и в обоснование своего вывода сослался на пояснения самого истца, а также на показания нескольких свидетелей.

Однако упомянутые свидетели не опровергли в своих показаниях доводы К. Более того, один из свидетелей, который общался с К. от лица работодателя, заявил, что именно он предложил К. написать заявление об увольнении по собст­венному желанию в связи с попыткой кражи. Следовательно, К. уволился не по собственной инициативе. К тому же перед этим грузчика незаконно отстранили от работы и отобрали пропуск. При этом ответчик не представил доказательств наличия законных оснований увольнения. У ОАО «С» были только подозрения в соучастии К. в хищении.

Работодатель на основании решения (определения) суда издает приказ по личному составу о восстановлении работника на работе. Унифицированная форма приказов для такой ситуации не разработана, поэтому он составляется в свободной форме, но со всеми необходимыми реквизитами. Необходимо ознакомить работника с этим приказом под подпись, с указанием даты ознакомления (см. Пример 1).

Отметим, что восстановление работника на работе требует точного соблюдения всех установленных сроков и положений трудового законодательства. Решение о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению, то есть на следующий день после его вынесения судом и до вступления в законную силу. Поэтому работник может обратиться, например, в тот же суд с жалобой на незаконные действия работодателя, который не исполнил немедленно решение о восстановлении на прежней работе с сохранением всех ранее установленных трудовым договором (контрактом) условий труда, а также о выплате среднего заработка за все время неисполнения этого решения и о возмещении морального вреда. Оплата за вынужденный прогул взыскивается с организации, а не с виновного должностного лица.

Итак, согласно статье 64 ТК РФ нельзя отказывать в заключении ­трудового договора:

  • по причинам, носящим дискриминационный характер ­и не связанным с деловыми качествами работника (ч. 2 ст. 64 ТК РФ).
    Как уже было отмечено, к таким причинам относится отказ в приеме на работу по обстоятельствам, обусловленным полом, расой, цветом кожи, национальностью и т.п. Действующий ТК РФ по сравнению с КЗоТ значительно расширяет перечень дискриминационных обстоятельств. Так, в настоящее время дискриминационными признаются ограничения прав или установление преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от цвета кожи, социального и должностного положения. Примечательно, что Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ в перечень обстоятельств, по которым не допускается установление преимуществ при заключении трудового договора, был дополнительно включен возраст кандидата. Очень часто одним из требований работодателя при поиске кандидата на вакантную должность является наличие постоянной или временной регист­рации в регионе, где работодатель осуществляет свою деятельность. Трудовое законодательство четко относит такое требование к дискриминационному. Отказ в приеме на работу гражданина РФ по причине отсутствия у него регистрации по месту жительства или пребывания незаконен, так как нарушает право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Помимо статьи 64 ТК РФ недопустимость отказа по данному основанию отмечается и в пункте 11 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г.;
  • женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ч. 3 ст. 64 ТК РФ).
    Эта норма ТК РФ не означает, что работодатель обязан заключать трудовой договор со всеми беременными женщинами или женщинами, имеющими детей, обратившимися к нему. В этом случае, как и в отношении всех иных кандидатов, оценке подлежат деловые и профессиональные качества женщины. Незаконным будет отказ в приеме на работу, обусловленный именно беременностью женщины или наличием у нее детей, а не отсутствием необходимых деловых качеств;
  • работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (ч. 4 ст. 64 ТК РФ).
    Такое жесткое требование, установленное ТК РФ к работодателю, пригласившему работника, представляется вполне логичным, по­скольку в данной ситуации работник, согласившийся трудиться у другого работодателя, теряет прежнее место работы, и именно новый работодатель должен взять на себя определенную ­ответственность за его трудоустройство.
    Следует обратить внимание, что запрет отказа в приеме на работу ограничен сроком в один месяц со дня увольнения работника. При этом ТК РФ не предусматривает какой-либо возможности увеличения указанного срока автоматически в зависимости от наличия уважительных причин (болезни самого работника, членов его семьи и др.). После истечения данного срока заключение трудового договора с таким работником – право, но не обязанность работодателя. Вместе с тем по соглашению сторон месячный срок может быть увеличен (например, если работнику требуется время для переезда в другую местность).

Пример 1

Бухгалтер ООО «Теплотехника» Сидоров А.А. был уволен в порядке перевода в другую организацию по письменному приглашению ОАО «Сервис Плюс». Из-за болезни Сидоров А.А. явился в ОАО «Сервис Плюс» лишь спустя полтора месяца после своего увольнения. В заключении трудового договора ему было отказано, а на его должность к этому времени уже был принят новый бухгалтер. Возникает вопрос: правомерны ли действия работодателя?

В соответствии с пунктом 5 статьи 77 ТК РФ перевод работника по его просьбе или с его согласия к другому работодателю является основанием прекращения трудового договора с прежним работодателем. Днем увольнения является последний день его работы. Согласно статье 64 ТК РФ запрещается отказывать в приеме на работу такому работнику в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы, перерыв в течение этого срока не предусмотрен. Таким образом, отказ ОАО «Сервис Плюс» Сидорову А.А. в заключении с ним трудового договора полностью соответствуют ­действующему законодательству.

В соответствии со статьей 72.1 ТК РФ перевод работника на по­стоянную работу к другому работодателю осуществляется, как правило, по согласованию между руководителями организации с письменного согласия (или просьбы) самого работника и на основании письменного запроса о переводе.

Отметим, на какие именно условия можно сослаться, отказывая ­в заключении трудового договора:

  • недостижение лицом, поступающим на работу, возраста, с которого допускается заключение трудового договора (ст. 63 ТК РФ). По общему правилу, заключение трудового договора возможно с работником, достигшим возраста 16 лет. В ряде случаев трудовой договор может быть заключен и в более раннем возрасте (ч. 2, 3, 4 ст. 63 ТК РФ);
  • непредставление лицом, поступающим на работу, документов, которые согласно ТК РФ должны быть предоставлены при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ);
  • несоответствие категории соискателя в силу физических или психических причин характеру предполагаемой работы. Так, согласно статье 253 ТК РФ запрещено принимать женщин на работу, связанную с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. А в статье 265 ТК РФ определены работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет;
  • невыполнение лицом, поступающим на работу, требований, установленных ТК РФ. Например, отказ несовершеннолетнего от обязательного медицинского освидетельствования при заключении трудового договора (ст. 266 ТК РФ);
  • наличие в трудовой книжке лица, поступающего на работу, записи о том, что в качестве меры наказания это лицо лишено права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение установленного срока (подп. «б» ч. 1 ст. 44 и ст. 47 УК РФ).

Кроме того, не допускаются к педагогической деятельности в образовательных учреждениях лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (ст. 53 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»).

На руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица не могут быть назначены лица, подвергнутые ­административному наказанию в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ).

Определенные ограничения для заключения трудового договора предусматривает Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В частности, знание русского (государственного) языка является обязательным условием для принятия на государственную службу.

Существует и ряд дополнительных нормативных актов, ограничивающих прием на работу. Например, постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755 утвержден Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу. Постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 определен перечень лиц, которые не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности ­и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Предположим, что соискатель не подходит вашей организации, а ссылка на условия, установленные федеральными законами, в данном случае невозможна, тогда отказ в заключении трудового договора может быть обусловлен только деловыми качествами соискателя на вакансию.

ТК РФ не устанавливает, что именно относится к деловым качествам работника. Определение этого понятия приводится в постановлении Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. Так, под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенные трудовые функции с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по специальности в данной отрасли). Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами работника, то такой отказ будет обоснованным (п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г.).

По мнению ряда специалистов, определение деловых качеств, приведенное в постановлении Пленума ВС РФ, является не совсем удачным, нуждается в конкретизации, и целесообразнее установить лишь критерии, по которым данные качества будут оцениваться. Однако следует признать, что довольно широкое определение понятия «деловые качества работника» в первую очередь служит интересам работодателя, и на сегодняшний день ­правоприменительная практика исходит именно из указанного определения.

Получить представление о деловых качествах соискателя можно различными способами. Например, документ об образовании содержит информацию о профессиональных знаниях, записи в трудовой книжке свидетельствуют о практическом стаже работы по специальности, о предыдущей работе. На практике распространены иные способы получения представления о деловых качествах работника – тестирование, ­собеседование, проведение деловых игр и др.

Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона (например, наличие российского гражданства, являющегося обязательным условием для принятия на гражданскую службу, если иное не предусмотрено международным договором РФ), либо необходимые в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, навыки работы на компьютере).

Одной из новелл ТК РФ является норма, предусматривающая, что, отказывая конкретному соискателю в заключении с ним трудового договора, работодатель обязан объяснить ему причину отказа и по требованию обратившегося лица изложить ее в письменной форме (ст. 64 ТК РФ). Данная норма носит императивный характер, соответственно, любой соискатель, обратившийся к работодателю, вправе потребовать письменного объяснения причин отказа в заключении с ним трудового договора, а работодатель в свою очередь, при наличии указанного требования, обязан это объяснение предоставить.

Если, по мнению соискателя, отказ в приеме на работу является необоснованным, он вправе обжаловать его в судебном порядке (ч. 6 ст. 64 ТК РФ). Причем в соответствии со статьей 3 ТК РФ лицо, считающее, что оно подверглось дискриминации при заключении трудового договора, вправе требовать в судебном порядке устранения в отношении него дискриминации, возмещения причиненного ущерба и компенсации морального вреда. Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, то вопрос о том, не имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается в суде при рассмотрении конкретного дела (п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г.).

В соответствии со статьями 381 и 391 ТК РФ индивидуальный трудовой спор об отказе в приеме на работу рассматривается непосредственно в судах и относится к компетенции мировых судей, поскольку трудовой спор между работодателем и лицом, выразившим желание заключить трудовой договор, не является спором о восстановлении на работе, так как он возникает между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор, а не между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях (п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

Согласно статье 28 ГПК РФ иск к организации предъявляется по месту ее нахождения. А поскольку гражданский процесс носит состязательный характер, то работник должен доказать обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного спора. Но и работодатель, участвующий в деле как ответчик, представляет свои возражения. Так, гражданин, обратившийся в суд, должен доказать несоответствие данного отказа действующему трудовому законодательству, а работодатель – законность отказа в приеме на работу, в частности, то, что деловые качества соискателя не соответст­вуют требованиям работодателя к кандидатам, претендующим на данную вакансию.

Поскольку заключение трудового договора с конкретным лицом является правом, а не обязанностью работодателя и работодатель не должен немедленно заполнять вакантные должности, Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что при рассмотрении дел об отказе в приеме на работу судам необходимо проверять, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступления перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявления), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора (п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г.).

Таким образом, даже если объявление о вакансии было доведено до потенциальных соискателей всеми возможными способами, ­главное – ­правильно сформулировать основание отказа в приеме на работу.

Пример 2

Иванова А.П. обратилась в ООО «Ромашка» с целью трудоустройства по специальности маркетолог. После прохождения собеседования и психологического теста в приеме на работу Ивановой А.П. было отказано по причине несоответствия психологического портрета требованиям, принятым в ООО «Ромашка». В данной ситуации налицо необоснованный отказ ­в заключении трудового договора.

Пример 3

Петров О.А. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Вымпел» о признании необоснованным отказа в приеме на работу. Однако ответчик иск не признал, пояснив, что истец ранее выполнял работы инструктора по оснастке, тогда как в ООО «Вымпел» требовался инженер-конструктор по конструированию автомобилей. Опыта такой работы Петров О.А. не имел. Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, суд отказал истцу ­в удовлетворении заявленных требований.

Хотя работник наделен правом обжалования в суде необоснованного, на его взгляд, отказа в приеме на работу, конкретного правового механизма реализации данного права трудовое законодательство не предусматривает. Например, не установлены правовые последствия признания отказа ­в заключении трудового договора необоснованным.

Существуют различные точки зрения относительно того, каким может быть решение суда по исковым заявлениям работников. Ряд специалистов считает, что при доказанном случае необоснованного отказа в заключении трудового договора суд выносит решение, обязывающее работодателя заключить с работником трудовой договор со дня обращения на работу. Согласно иной точке зрения ТК РФ не содержит соответствующих норм, и правила, обязывающие работодателя заключить трудовой договор, ­противоречат принципу свободы трудового договора.

Вместе с тем, согласно разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума ВС РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», в резолютивной части решения должно быть четко сформулировано, что именно суд постановил по заявленному иску, а также какие конкретно действия должен произвести ответчик (в нашем случае работодатель) в целях восстановления нарушенных прав истца (лица, которому незаконно отказано в приеме на работу).

Лица, виновные в необоснованном отказе в заключении трудового договора, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. В частности, к виновным должностным лицам работодателем могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

Кроме того, согласно статье 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере до 5 000 рублей. Повторное совершение данного нарушения лицом, ранее подвергнутым административному ­наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до 3 лет.

Таким образом, не предусмотрено действительно серьезной ответст­венности за необоснованный отказ в приеме на работу. Исключением является отказ в заключении трудового договора с беременной женщиной и женщиной, имеющей детей в возрасте до 3 лет. В соответствии со статьей 145 УК РФ должностные лица, наделенные правом приема на работу и увольнения с работы, могут быть привлечены к уголовной ответственности за необоснованный отказ в заключении трудового договора с беременной женщиной и женщиной, имеющей детей в возрасте до 3 лет. На них может быть наложен штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо в виде обязательных работ на срок от 120 до 180 часов.

Справка

Более суровые санкции за нарушение работодателем антидискриминационного законодательства установлены в ряде европейских стран. Так, во Франции лицо, отказывающее работнику в приеме на работу по причине этнического или национального происхождения, расы, религии, подлежит тюремному заключению (от двух месяцев до одного года) и штрафу. При этом суд может потребовать вывесить приговор у ворот предприятия и опубликовать его в средствах массовой информации за счет виновного.

Восстановление на работе или отмена приказа об увольнении?

Как видно, свобода работодателя в заключении трудового договора с соискателем на вакантное рабочее место несколько ограничена. Но, вместе с тем, юридическая обязанность по приему на работу любого обратившегося также отсутствует. Золотой серединой в данном случае является правомерное поведение работодателя, заключающееся в соблюдении норм трудового законодательства, направленных на недопущение необоснованного отказа в заключении трудового договора. Отказывая в приеме на работу, необходимо сообщить причину отказа, обосновать свой отказ отсутствием необходимых деловых качеств у соискателя или их несоответствием особенностям вакантной должности и при наличии соответствующего требования соискателя, выдать ему на руки письменное объяснение причины отказа. Соблюдение указанных правил позволит снизить вероятность возможных споров о правомерности отказа в приеме на работу.

МУНИЦИПАЛИТЕТ НОВОСИБИРСКА

ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 19 сентября 1996 года N 220


О положении «О муниципальной службе»

(с изменениями на 22 декабря 2006 года)
_______________________________________________________________________
Утратило силу — решение городского Совета от 30.05.2007 N 615
_______________________________________________________________________

________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
решением городского Совета от 24.10.96 N 237,
решением городского Совета от 21.11.00 N 382 ,
решением городского Совета от 24.05.06 N 275 («Вечерний Новосибирск», N 105, 07.06.2006),
решением городского Совета от 22.12.2006 N 443
________________________________________


Рассмотрев положение «О муниципальной службе», в соответствии с Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города, городской Совет


решил:


1. Утвердить положение «О муниципальной службе» (прилагается).

2. Данное решение вступает в силу с 01.10.96.

3. Установить, что ограничения, предусмотренные пунктом 2 статьи 10 положения «О муниципальной службе», не распространяются на муниципальных служащих, избранных депутатами городского Совета, до вступления в силу данного решения.

4. Контроль за выполнением данного решения возложить на заместителя председателя городского Совета Кривощекова В.Г.

Глава городского самоуправления В. А. Толоконский

Приложение
Утверждено
решением городского Совета
от 19.09.96 N 220

Настоящее Положение устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», Законом Новосибирской области «О муниципальной службе в Новосибирской области» и Уставом города Новосибирска правовые основы организации муниципальной службы в Новосибирске. (В редакции, введенной решением городского Совета от 21.11.00 N 382,

(Статья 1 в редакции, введенной решением городского Совета от 21.11.00 N 382,

Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной».

Статья 2. Муниципальный служащий

1. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, установленном Уставом города Новосибирска, нормативными правовыми актами муниципалитета в соответствии с федеральными, областными законами обязанности по этой должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета города». (Пункт в редакции, введенной решением городского Совета от 21.11.00 N 382

2. На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренными Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации. (Пункт в редакции, введенной решением городского Совета от 21.11.00 N 382,


Статья 3. Классификация должностей муниципальной службы

1. Муниципальные должности подразделяются на группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы;

2. Наименование муниципальных должностей устанавливается на основании перечня муниципальных должностей муниципальной службы Новосибирска (приложение 1) в соответствии с Реестром муниципальных должностей в Новосибирской области. (Пункт в редакции, введенной решением городского Совета от 21.11.00 N 382,

3. Гражданам, претендующим на муниципальные должности, необходимо иметь:
1) для высших и главных должностей — высшее профессиональное образование по специализации должностей муниципальной службы или высшее профессиональное образование с дополнительной профессиональной переподготовкой по специальности «государственное и муниципальное управление» или по специализации должностей муниципальной службы;
2) для ведущих и старших должностей — высшее профессиональное образование;
3) для младших должностей — среднее профессиональное образование».
(Пункт 3 в редакции, введенной решением городского Совета от 21.11.00 N 382,


1. Право поступления на муниципальную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, отвечающие квалификационным требованиям по замещаемой муниципальной должности.

2. Не допускается установление при приеме на муниципальную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений и преимуществ в зависимости от расы, пола, национальности, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

3. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу или занимать муниципальную должность в случаях:
1) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
2) лишения его судом права занимать муниципальные должности в течение определенного срока;
3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных обязанностей;
4) наличия близкого родства или свойства ( родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если их служба связана с непосредственной подконтрольностью одного другому (кроме случаев, когда иное установлено законом).

3. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:
1) личное заявление;
2) документ, удостоверяющий личность;
3) трудовую книжку;
4) документы, подтверждающие профессиональное образование;
5) справку из органов налоговой службы о предоставлении сведений о своем имущественном положении;
6) медицинское заключение о состоянии здоровья;
7) другие документы, если это предусмотрено законодательством.

4. Прием на муниципальную службу осуществляется в порядке выборов, назначения или конкурса. Гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора (контракта). Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется соответствующим распорядительным документом о назначении его на должность муниципальной службы.
Трудовой договор (контракт) с муниципальными служащими, назначаемыми мэром заключается на срок полномочий мэра.

5. Муниципальный служащий при назначении на муниципальную должность, а также при переводе на муниципальную должность другой группы либо иного профиля муниципальных должностей, предоставляет документы, подтверждающие его квалификацию, или сдает квалификационный экзамен по муниципальной должности (далее — квалификационный экзамен). Квалификационный экзамен принимает квалификационная комиссия, создаваемая мэром. Квалификационная комиссия оценивает уровень профессиональной подготовки муниципального служащего и по результатам квалификационного экзамена выдает свидетельство о соответствии уровня его профессиональной подготовки требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям определенной группы и специализации, дает заключение о возможности работы муниципального служащего на соответствующей муниципальной должности, а также рекомендации о перспективах его продвижения по службе.

Статья 21. Конкурс на замещение вакантной должности
муниципальной службы

1. Конкурс на замещение муниципальной должности проводится среди подавших заявление об участии в конкурсе муниципальных служащих и других граждан Российской Федерации.

2. Конкурс на замещение муниципальной должности проводится конкурсной комиссией, создаваемой мэром, в виде конкурса документов либо конкурса — испытания.

3. Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса документов на основании документов об образовании, о прохождении муниципальной или государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования. Конкурс — испытание может включать в себя прохождение испытания на соответствующей муниципальной должности и завершается квалификационным экзаменом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Положению
«О муниципальной службе»
(Приложение 1 в редакции,
введенной решением городского
Совета от 21.11.00 N 382, —
см. предыдущую редакцию)


ПЕРЕЧЕНЬ
муниципальных должностей муниципальной службы Новосибирска

N должности

Группа
должности

Наименование должности

1

2

3

1

Высшая

Первый заместитель мэра

2

Высшая

Заместитель мэра

3

Высшая

Директор (начальник) департамента
Глава администрации района — заместитель мэра

4

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Текст искового заявления на восстановление на работу должен содержать:

  • наименование районного суда, куда обращается работник;
  • данные об истце (Ф.И.О., место жительства) и его представителе (если имеется);
  • данные о работодателе (наименование, место нахождения);
  • цена иска;
  • существо спора: в чем, по мнению работника, нарушены его права, соответствующие обстоятельства и необходимые доказательства со ссылкой на требования законодательства (при возможности);
  • требование работника (восстановление на работе, выплата за вынужденный прогул, а также возмещение морального вреда);
  • перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению.

В составляемом заявлении обязательно указывается основание иска о восстановлении на работе. Причиной обращения в суд может стать:

  • нарушение сроков предварительного уведомления об увольнении;
  • принуждение сотрудника к написанию заявления по своему желанию;
  • увольнение во время отпуска, периода временной нетрудоспособности, беременности, при наличии ребенка до 3-х лет.
  • незаконное применение наказания при отсутствии состава дисциплинарного проступка

О положении «О муниципальной службе» (с изменениями на 22 декабря 2006 года)

Так как рассмотрение подобной категории дел входит в компетенцию суда, от составления искового заявления может зависеть исход процесса. Важность правовых последствий разбирательства об оспаривании неправомерного увольнения требует особо тщательного подхода к установлению оснований предъявленного иска и оформлению надлежащих доказательств. Наиболее оптимальным вариантом станет обращение к юристу, обладающему практическим опытом ведения подобных дел в суде.

Ввиду необходимости соблюсти интересы всех сторон трудового конфликта при увольнении по инициативе руководства, законодательством установлен предельно короткий срок для обращения в суд с исковым заявлением. Уволенный сотрудник обязан предъявить иск не позднее одного месяца с момента вручения ему копии приказа о прекращении трудовых отношений, либо выдачи трудовой книжки.

По общему правилу, установленному в ст. 261 ТК РФ, руководство не может принудительно уволить беременную женщину, за исключением следующих случаев:

  • Прекращение деятельности предприятия (фактическая ликвидация);
  • Прекращения деятельности ИП;
  • Истечения срочного трудового соглашения (в этом случае женщине предлагается перейти на другую должность до окончания периода беременности, либо срок договора может продлеваться до момента прекращения отпуска по беременности).

Рассмотрение трудовых споров о восстановлении на работе входит в компетенцию районных судов общей юрисдикции. В этом случае у истца есть возможность выбора места предъявления иска:

  • По месту своего жительства;
  • По месту исполнения трудового соглашения;
  • По месту расположения обособленных подразделений предприятия, если условия его контракта были связаны с деятельностью филиала или представительства.

Порядок прохождения службы в органах внутренних дел определен Федеральным законом от 30.11.2011 № 342 – ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно статье 74 вышеуказанного закона восстановлению в органах внутренних дел подлежат сотрудники, признанные в установленном порядке незаконно уволенными со службы.

Случаи восстановления на службе руководителем мне не известны, на практике восстановиться можно только через суд. Суд восстанавливает сотрудника, если последнему удается доказать, что его уволили незаконно, т.е.

1. Сотрудник органов внутренних дел, признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, освобожденным, отстраненным от должности или переведенным на другую должность в органах внутренних дел либо незаконно лишенным специального звания, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании.

2. Сотрудник органов внутренних дел, находившийся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения и признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, подлежит восстановлению на службе и зачислению в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или о ее прекращении по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

3. Основанием для восстановления сотрудника органов внутренних дел на службе в органах внутренних дел является решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо вступившее в законную силу решение суда.

4. Сотрудник органов внутренних дел, подлежащий восстановлению на службе в органах внутренних дел, с его согласия может быть назначен на равнозначную должность в органах внутренних дел.

5. Сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, время вынужденного прогула засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на дополнительный отпуск, ежемесячную надбавку за стаж службы (выслугу лет), пенсию за выслугу лет и на иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания.

Чтобы восстановиться в МВД после сокращения, необходимо выполнить такие шаги:

  1. Написать заявление и заполнить соответствующую анкету.
  2. Составить автобиографию. В ней важно описать род деятельности, которой человек занимался после ухода из правоохранительных органов. Заполненные бумаги и документы подаются в отдел кадров, который запрашивает личное дело с предыдущего места службы.
  3. Пройти общую медкомиссию.
  4. Пройти медицинскую военно-врачебную комиссию (ВВК). Она определяет пригодность для работы в правоохранительных органах.
  5. Сдать нормативы по физической подготовке.

После всех проверок кандидат подписывает контракт для восстановления на службе.

Чтобы оспорить законность отставки, уволенный может составить исковое заявление о восстановлении на службу в полиции. Оно пишется в районный суд.

  • Данные истца.
  • Данные ответчика (МВД РФ).
  • Сроки и место прохождения службы.
  • Данные приказа об увольнении, включая причину.
  • Основания, свидетельствующие о незаконности принятого решения.
  • Расчет денежного довольствия, которое полицейский не получает в связи с вынужденным прогулом.
  • Также обязательным пунктом является просьба о зачислении на работу и выплате материальной компенсации.

    При возобновлении работы в правоохранительных органах по условиям ст. 74 ФЗ о службе в МВД РФ должность и звание сохраняются такими, какими были на момент увольнения или сокращения.

    При увольнении работника он пишет заявление. Часто работодатели просят написать заявление на увольнение по собственному желанию. Если вы считаете, что увольнение незаконное, то ни в коем случае не нужно его писать. После того как выйдет приказ об увольнении, можно обращаться в инспекцию труда. Делается это просто. Пишется заявление, в котором четко указываются все обстоятельства дела, без домыслов и ваших суждений.

    Единственным минусом будет длительность рассмотрения жалобы. Особенно если спорный вопрос имеет мало доказательств. При грубом нарушении трудового законодательства, восстановление на работу в судебной практике, происходит легче, меньше времени затрачивается на выяснение обстоятельств дела. Если же нет действительных письменных подтверждений нарушения работодателем прав его работника, тогда рассмотрение дела может затянуться.

    Но в последнее время судьи стараются такие споры о восстановлении на работе решать быстрее, в течение месяца. Затянуться процесс может только в случае очень спорных вопросов. Если очевидность незаконности увольнения сотрудника велика, то дело по восстановлению на работу в судебной практике рассматривается намного быстрее.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *