- Налоговое право

Постановление по главному бухгалтеру за бухгалтера

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление по главному бухгалтеру за бухгалтера». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Таким образом, главбух увольняется по общепринятым основаниям и процедурам Трудового кодекса РФ. Если он имеет статус материально ответственного лица или руководящего работника, его увольнение может осуществляться с некоторыми нюансами. Например, потребуется инвентаризация учетной документации, экспертный аудит, ревизия.

Важный момент – передача дел новому сотруднику от уходящего главбуха. Факт такой передачи можно (и даже настоятельно рекомендуется) оформить особым передаточным актом. Этот акт не регламентируется законом, но его должны подписать обе стороны. При этом законодательством предусмотрена ответственность главбуха за случайные ошибки и умышленные проступки.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей бухгалтер или руководитель могут привлекаться к административной ответственности (как должностные лица). Для этого должна быть установлена их вина и соблюдены сроки давности. На практике бухгалтер может попасть под действие некоторых статей КоАП РФ, например:

Нарушение

Ответственность

Каковы гарантии главному бухгалтеру при увольнении, если расторжение трудовых отношений вызвано сменой собственника организации, нужно смотреть в статье 181 ТК. Здесь перечислены компенсации, на которые сотрудник может рассчитывать, включая дополнительные (3 оклада).

Независимо от причин увольнения главбуху на общих основаниях выплачивается компенсация за неиспользованные дни отпуска (правовое основание — ТК, статья 127).

Максимальная сумма компенсации регулируется Постановлением Правительства № 922 от 24 декабря 2007 года. За основу расчета берется средний дневной заработок, умножается на число оставшихся дней отпуска.

Расчет среднего дневного заработка при увольнении производят делением суммы, заработанной главным бухгалтером за расчетный период, на 12 и на среднее число календарных дней (29,3).

На компенсацию за отпуск начисляется НДФЛ.

За что, при каких условиях и как могут наказать бухгалтера

Статья 178 ТК РФ фиксирует необходимость выдавать выходное пособие при увольнении главного бухгалтера, если таковое является следствием ликвидации предприятия либо сокращения штата. Размер компенсации приравнен к среднему месячному заработку. Специалист может рассчитывать также на компенсацию среднего заработка в период поиска новой работы (в течение двух месяцев). Выплаты не облагаются налогом.

Несмотря на ключевое положение главного бухгалтера в компании, он остается обычным сотрудником, который имеет общие с остальными работниками права. Таким образом, когда главбух увольняется на общих основаниях (по собственной инициативе и пр.), дополнительное выходное пособие не положено, если иные указания не содержатся во внутренних правилах организации.

Выплата трех окладов при увольнении главного бухгалтера возможна только при определенных обстоятельствах:

  • ликвидации компании;
  • смене собственника;
  • сокращении штата.

Также основанием для дополнительных компенсаций может стать досрочное расторжение трудового договора по медицинским показаниям.

Показатель Требования
Требования к образованию Высшее образование или
Среднее профессиональное образование
Требования к обучению Дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки
Требования к опыту практической работы Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью.
При наличии высшего образования – не менее 3 лет из последних 5 календарных лет


АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2016 года N 541-па


Об оплате труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений Приморского края

(с изменениями на 16 июля 2020 года)

(в ред. Постановлений Администрации Приморского края от 28.03.2018 N 132-па, от 31.07.2019 N 489-па, от 31.12.2019 N 951-па, Постановления Правительства Приморского края от 16.07.2020 N 620-пп)




В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Приморского края от 25 апреля 2013 года N 188-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Приморского края», на основании Устава Приморского края Администрация Приморского края постановляет:


1. Утвердить прилагаемое Положение об оплате труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений Приморского края (далее — учреждения).


2. Установить предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей и главного бухгалтера) в размере от 1 до 8.


3. Установить предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей и главного бухгалтера) в размере, который не превышает и не может быть равным размеру, установленному для руководителей соответствующих учреждений.


4. Установить, что без учета предельных уровней соотношения размеров среднемесячной заработной платы, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего постановления, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений, включенных в перечень, утвержденный Администрацией Приморского края.


5. Отраслевым органам в срок до 1 декабря 2016 года разработать и утвердить:


целевые показатели эффективности работы руководителей учреждений;


предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения за предыдущий календарный год (без учета заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера учреждения) для каждого учреждения;


предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы заместителей руководителя и главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения за предыдущий календарный год (без учета заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера учреждения) для каждого учреждения;


состав комиссии и порядок оценки выполнения целевых показателей эффективности работы руководителя учреждения.


6. Департаменту государственной гражданской службы и кадров Приморского края, отраслевым органам, руководителям учреждений провести организационные мероприятия, обеспечивающие реализацию настоящего постановления.


1.1. Настоящее Положение устанавливает условия оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений Приморского края (далее — Положение, учреждения).


1.2. Заработная плата руководителя, его заместителей и главного бухгалтера учреждения состоит из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат.


1.3. Условия оплаты труда руководителя, его заместителей и главного бухгалтера учреждения определяются трудовыми договорами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.


1.4. Заработная плата руководителя, его заместителей и главного бухгалтера учреждения устанавливается в пределах фонда оплаты труда работников учреждения, формируемого за счет бюджетных средств, для краевых государственных автономных и бюджетных учреждений — также за счет средств, поступающих от иной приносящей доход деятельности учреждения.


1.5. Руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру учреждения может выплачиваться материальная помощь в порядке, предусмотренном разделом IV настоящего Положения.


1.6. Информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах отраслевых органов, учреждений в соответствии с Порядком, установленным Правительством Приморского края.


(в ред. Постановления Администрации Приморского края от 31.12.2019 N 951-па)


1.7. Размеры окладов руководителя, его заместителей и главного бухгалтера учреждения подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

Компенсация при увольнении главного бухгалтера


2.1. Максимальный размер среднемесячной заработной платы руководителя учреждения определяется по формуле:


МЗПрук. = Пус x ЗПр, где:


МЗПрук. — максимальный размер среднемесячной заработной платы руководителя учреждения, в рублях;


Пус — предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения за предыдущий календарный год (без учета заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера учреждения) для каждого учреждения;


ЗПр — среднемесячная заработная плата работников учреждения за предыдущий календарный год (без учета заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера учреждения), в рублях.


Размер заработной платы руководителя учреждения зависит от выполнения целевых показателей эффективности работы руководителя учреждения.


2.2. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения за предыдущий календарный год (без учета заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера учреждения) для каждого учреждения (далее — предельный уровень соотношения заработной платы для руководителя учреждения) устанавливается отраслевым органом в размере, не превышающем размера, который установлен приложением к настоящему Положению, и подлежит пересмотру не реже одного раза в два года.


Расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера учреждения) производится на основании справки, предоставленной учреждением отраслевому органу, сформированной в соответствии с порядком расчета, утверждаемым Правительством Российской Федерации.


2.3. В структуре заработной платы руководителя учреждения размер оклада и компенсационных выплат без учета районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате, премии по итогам работы, премии за выполнение особо важных и ответственных работ составляет 60 процентов.


2.4. Размер оклада руководителя учреждения устанавливается трудовым договором.


3.1. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы заместителей руководителя и главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения за предыдущий календарный год (без учета заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера учреждения) для каждого учреждения (далее — предельный уровень соотношения заработной платы для заместителей руководителя и главного бухгалтера учреждения) определяется отраслевым органом в размере, который не превышает и не может быть равным размеру, установленному для руководителя соответствующего учреждения отраслевым органом, и подлежит пересмотру не реже одного раза в два года.


Расчет соотношения среднемесячной заработной платы заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера учреждения) производится на основании справки, предоставленной учреждением отраслевому органу, сформированной в соответствии с порядком расчета, утверждаемым Правительством Российской Федерации.


3.2. Оклады заместителей руководителя и главного бухгалтера учреждения устанавливаются руководителем учреждения на 10 — 30 процентов ниже оклада руководителя этого учреждения в трудовом договоре.


3.3. Компенсационные выплаты заместителям руководителя и главному бухгалтеру учреждения устанавливаются с учетом условий их труда в процентах к окладам, если иное не установлено федеральным и краевым законодательствами, в соответствии с перечнем видов компенсационных выплат, утвержденным Правительством Приморского края, в размерах, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.


(в ред. Постановления Администрации Приморского края от 31.12.2019 N 951-па)


Компенсационные выплаты заместителям руководителя и главному бухгалтеру учреждения и их конкретные размеры устанавливаются в трудовом договоре.


3.4. Заместителям руководителя и главному бухгалтеру учреждения в соответствии с перечнем видов стимулирующих выплат, утвержденным Правительством Приморского края, могут устанавливаться следующие стимулирующие выплаты:


(в ред. Постановления Администрации Приморского края от 31.12.2019 N 951-па)


выплаты за интенсивность и высокие результаты работы: надбавка за интенсивность труда, премия за выполнение особо важных и ответственных работ, в том числе по результатам независимой оценки качества условий оказания услуг;


(в ред. Постановления Администрации Приморского края от 31.07.2019 N 489-па)


надбавка за качество выполняемых работ;


премия по итогам работы.


Стимулирующие выплаты заместителям руководителя и главному бухгалтеру учреждения устанавливаются в абсолютных размерах в трудовом договоре.


Стимулирующие выплаты заместителям руководителя и главному бухгалтеру учреждения и их конкретные размеры устанавливаются с учетом выполнения ими показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения, утверждаемых руководителем учреждения.


3.4.1. Доля максимального размера надбавок в заработной плате заместителей руководителя и главного бухгалтера учреждения без учета районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате, премии по итогам работы; премии за выполнение особо важных и ответственных работ должна составлять 40 процентов.


Расчет максимального размера надбавок в заработной плате заместителей руководителя и главного бухгалтера учреждения определяется по формуле в соответствии с пунктом 2.6.1 настоящего Положения.


4.1. В пределах экономии фонда оплаты труда руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру учреждения может быть оказана материальная помощь в трудной жизненной ситуации. Условия выплаты материальной помощи и ее предельные размеры устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами учреждений.


4.2. Решение об оказании материальной помощи заместителям руководителя и главному бухгалтеру учреждения и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании письменных заявлений соответственно заместителей руководителя и главного бухгалтера учреждения.


4.3. Решение об оказании материальной помощи руководителю учреждения и ее конкретном размере принимает работодатель на основании письменного заявления руководителя учреждения.



Приложение
к Положению
об оплате труда
руководителей,
их заместителей и
главных бухгалтеров
государственных
учреждений
Приморского края



ПРЕДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ И СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ЗА ПРЕДЫДУЩИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГОД (БЕЗ УЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ И ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА УЧРЕЖДЕНИЯ)

(в ред. Постановления Администрации Приморского края от 31.12.2019 N 951-па)

N п/п

Государственные учреждения Приморского края, подведомственные органам исполнительной власти Приморского края

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя государственного учреждения Приморского края и среднемесячной заработной платы работников государственного учреждения Приморского края за предыдущий календарный год (без учета заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера учреждения)

1

2

3

1.

Государственные учреждения Приморского края, подведомственные министерству образования Приморского края

8

2.

Государственные учреждения Приморского края, подведомственные министерству здравоохранения Приморского края

7

3.

Государственные учреждения Приморского края, подведомственные министерству культуры и архивного дела Приморского края

8

4.

Профстандарт для главного бухгалтера в 2019 году

Марья Ивановна прекрасно понимает, что работать по трудовому договору, даже соблюдая выше перечисленные меры подстраховки, не гарантирует 100% безопасность.

Изучив многочисленные судебные решения, в которых фигурирует ст.199 УК РФ, любознательный главбух не раз натыкалась на следующий вывод судов:

«Согласно п.7 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006г. №64 к субъектам преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера)».

Поэтому, взвесив все за и против трудовых отношений, она убедила руководство в выгодах аутсорсинга. Конечно же, нужно все хорошенечко продумать: просто уволиться, подписать договор аутсорсинга и преспокойно работать, не получится.

Во-первых, вывод бухгалтера на аутсорсинг должен сопровождаться определенными деловыми целями. Например:

  • можно указать на разный функционал штатной бухгалтерии и аутсорсинга;

  • штатные бухгалтеры не справляются со своими должностными обязанностями;

  • бухгалтерия на аутсорсинге более выгодна в экономическом плане, т.к. снижает расходы компании (транспортные, различного рода компенсации, предоставляет более дешевые услуги в сравнении со штатными бухгалтерами и т.д.);

  • выведение бухгалтерии на аутсорсинг было предусмотрено планом развития компании;

  • повышение эффективности работы бухгалтерии, упрощение учета, повышение качества обслуживания клиентов (Постановление ФАС Московского округа от 14.02.2007 №КА-А40/467–07, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.2012 №А03-8363/2011).

Во-вторых, Марье Ивановне для отвода подозрений налоговиков о несамостоятельности и взаимозависимости желательно вести бухгалтерию еще какой-нибудь сторонней компании. И желательно, но не обязательно, чтобы, например, эти 2 компании, никак не соприкасались в работе. Желательно, но не обязательно, например, в Постановлении АС Волго-Вятского от 21.08.2014г. №А29-6059/2013 взаимозависимость аутсорсинговой и основной компаний не может указывать на недобросовестность налогоплательщиков.

В-третьих, исключить возможность признания трудовых отношений. В договоре на аутсорсинг любой неправильно сформулированный или непрописанный пункт может указать на трудовые отношения.

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Главные признаки трудового договора:

  • отсутствие перечня и объема работ или услуг в договоре (Постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2016 №Ф10-469/2016);

  • социальные гарантии исполнителю (Постановление АС Дальневосточного от 26.03.2015 №Ф03-559/2015);

  • прием на работу по личному заявлению, издание соответствующего приказа, включение должности в штатное расписание (Постановление АС Московского округа от 28.01.2015 №Ф05-16264/2014).

При возникновении претензий целесообразно предъявить акты о приемке выполненных работ и платежные документы. Из них должно следовать, что компания рассчиталась с исполнителем только после сдачи работы и в том размере, который стороны оговорили при заключении договора (Постановление АС Северо-Западного от 16.03.2015 № Ф07-697/2015).

В ходе допросов исполнитель может признаться, что он несамостоятелен, выполняет указания руководства или считает себя штатным работником компании. Это один из главных признаков трудовых отношений. При наличии таких показаний суд, скорее всего, встанет на сторону проверяющих (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.07.2012 №А43-14361/2011).

Согласно Закону № 402-ФЗ требования к уровню образования предъявляются к главбухам следующих организаций:

  • ПАО, кроме банковской сферы;
  • страховых;
  • НПФ (негосударственных пенсионных фондов);
  • инвестиционных фондов и их управляющих структур;
  • торгующих ценными бумагами;
  • управляющих органов внебюджетных фондов РФ.

Закон предъявляет следующие требования к главному бухгалтеру:

  • высшее образование по профилю;
  • стаж бухгалтера или аудитора от 3 лет из последних пяти либо от 5-и лет из 7-и последних при отсутствии высшего образования;
  • отсутствие непонятной или непогашенной судимости за экономические преступления.

Список требований к главбуху открыт и может дополняться иными предписаниями, установленными федеральным законодательством. Итак, Закон № 402-ФЗ определяет требования к квалификации главбухов определенных категорий юр. лиц.

Центральный банк установил требования к главбухам кредитных и не кредитных финансовых структур. Человек должен иметь высшее образование экономиста или юриста, опыт на руководящей должности в кредитной компании, занимающейся банковскими операциями, от года, а при окончании иного ВУЗа — от двух лет.

Руководитель микрофинансовой организации (МФО) не может вести бухучет самостоятельно, он обязательно должен возложить эти обязанности на главбуха.

В Положении указано, что главбухом может стать человек без высшего образования и со стажем от трех лет по решению руководства компании. Однако Верховный Суд в 2020 году объявил эти нормы недействительными и противоречащими федеральному законодательству. Такие разъяснения приведены им в Решении № АКПИ14-965 от 22.10.14.

В судебных разбирательствах, касающихся, в частности, правомерности увольнения главбуха, не имеющего достаточный уровень образования, судьи руководствуются нормами Закона № 402-ФЗ.

Профстандарт действует с 07.02.15. Он содержит минимальные требования к главному бухгалтеру. Специалист должен высшее или среднее образование по данному профилю либо знать дополнительные программы повышения квалификационного уровня и профпереподготовки.

Последние 5 из семи лет он должен трудиться в сфере бухучета, составления отчетности или аудитором. Для окончивших ВУЗ граждан этот период сокращается до трех лет из пяти последних.

Эти правила обязательны для бухгалтеров всех предприятий.

Многие организации сейчас используют профстандарт «Бухгалтер» в качестве рекомендаций. Исключением являются случаи, связанные с предоставлением сотруднику дополнительных компенсаций и льгот либо для работы в данной должности имеются ограничения. Претендовать на нее вправе кандидат, подходящий под предписания Стандарта или справочника.

В трудовое соглашение наименование должности должно вноситься так, как оно записано в Стандарте (ст. 57 ТК).

Если ТК РФ и иными федеральными законами определены профессиональные требования, необходимые для выполнения трудящимся своих функций, то работодатель должен обязательно применять Стандарт в части этих требований (ст. 195.3 ТК). То есть к обязательным относятся требования Стандарта, предусмотренные федеральным законодательством, ТК РФ и иными нормативами.

Не обнальных дел главбух: какие «хитрости» избавят от УК РФ?

При приеме гражданина главбухом главную роль играют квалификационные требования:

  • организация и ведение учета всех хозяйственных операций организации;
  • оценка учетных данных и предоставление необходимых консультаций;
  • формирование отчетности в соответствии с законодательством;
  • знание и применение на практике трудового, налогового, гражданского права;
  • использование в работе современных программных продуктов.

Дополнительно специалист должен умело использовать прикладные программы, онлайн-сервисы по подготовке и сдаче документов в налоговую и фонды.

Каждое крупное предприятие предъявляет к главбуху особые требования, зависящие от специфики его деятельности.

К особым умениям, которыми должен обладать соискатель, относятся:

  • работа с большим объемом данных;
  • аккуратность в ведении документов;
  • способность разбираться в бумагах финансового, бухгалтерского, налогового, кадрового назначения и их грамотное сопоставление;
  • своевременное выполнение поставленных задач.

Из личных качеств главбуху должны быть присущи исполнительность, аккуратность, тактичность, оперативность, честность и порядочность. Он должен уметь правильно организовать работу бухгалтерской службы и четко контролировать труд вверенных ему специалистов.

Вакансия требует от человека математического склада ума, трудолюбия, способности к анализу.

Коммуникабельность, грамотность и знание своего дела нужны для взаимодействия главбуха с представителями контрагентов, государственных и налоговых структур.

Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 (в редакции от 27.03.2018), предусмотрены следующие требования к квалификации главного бухгалтера:

  • высшее профессиональное (экономическое) образование;

  • стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.

А вот профессиональным стандартом «Бухгалтер», как старым, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н, так и новым, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н, для главного бухгалтера допустимо наличие среднего профессионального образования,а не высшего. При этом новым стандартом, в отличие от предыдущего, установлено несколько уровней для работника, в чьи трудовые обязанности входит сдача бухгалтерской отчетности, – 6, 7 и 8. И для каждого уровня свои требования к квалификации.

Для главного бухгалтера 6-го уровня – основной трудовой функцией является составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта – установлено два варианта квалификации:

  • высшее образование – бакалавриат и не менее 5 лет бухгалтерско-финансовой работы;

  • среднее профессиональное и не менее 7 лет бухгалтерско-финансовой работы.

Главный бухгалтер 7-го уровня, который занимается составлением и представлением бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, у которого есть обособленные подразделения, должен иметь высшее образование – магистратура или специалитет – и не менее 5 лет бухгалтерско-финансовой работы на руководящих должностях.

А главбух 8-го уровня, составляющий и представляющий консолидированную отчетность, должен иметь высшее образование (магистратура или специалитет), а также:

  • из последних 7 лет – не менее 5 лет работы, связанной с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью (в том числе на руководящих должностях);

  • из последних 5 лет – не менее 3 лет работы, в том числе на руководящих должностях, при наличии высшего образования в области экономики по специализации «Бухгалтерский учет» и (или) «Аудит».

К сведению: под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности определяется как группа (ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»).

Если высшее или среднее образование у работников всех уровней непрофильное, они должны иметь дополнительное образование по программам профессиональной переподготовки.

Новое требование профстандарта заключается в том, что главные бухгалтеры всех уровней должны получать дополнительное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 определено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов. То есть согласно данному постановлению указанные организации должны были до начала 2020 года провести работу по внедрению профстандартов:

  • установить, какие стандарты и в отношении каких работников приняты;

  • провести анализ профессиональных качеств работников на соответствие этим требованиям;

  • составить планы подготовки работников и дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.

При этом в ст. 195.3 ТК РФ сказано, что если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Таким образом, обязательными считаются только те требования профстандартов, которые предусмотрены или Трудовым кодексом, или федеральными законами, или иными нормативными актами. Для остальных случаев требования профстандартов носят рекомендательный характер. На сегодняшний момент нормативных документов, устанавливающих обязательность применения профстандартов государственными и муниципальными учреждениями в других случаях, нет. И решение о том, применять ли профстандарты в части требований к квалификации, не установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами, принимает работодатель. Если он так решит, положения профстандарта в части квалификации будут обязательны. При этом трудовые обязанности, установленные профстандартом, в любом случае носят рекомендательный характер и могут стать основой для составления должностных инструкций.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) ведение бухгалтерского учета руководитель организации может возложить на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее образование;

  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;

  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Но соблюдать их должны только главные бухгалтеры открытых акционерных обществ, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компании паевых инвестиционных фондов и государственных внебюджетных фондов и их территориальных отделений. Государственные и муниципальные учреждения в данный перечень не входят.

Вопрос:

Нужно ли уволить главбуха, не соответствующего требованиям профстандарта?

Ответ:

Если работодатель государственного или муниципального учреждения внедрил в организации профстандарт для главного бухгалтера и установил, что квалификация сотрудника на этой должности не соответствует требованиям стандарта, уволить главбуха за это нельзя, поскольку законодательством не предусмотрено увольнение за несоответствие квалификации.

Если до начала применения профстандарта главный бухгалтер уже работал, уволить его можно только по результатам аттестации после того, как работодатель предложит ему пройти повышение квалификации. То есть до начала 2020 года его нужно было включить в план профессиональной подготовки работников.

Если работник, чей уровень не соответствует требованиям применяемого стандарта, откажется от обучения – в отношении него проводится аттестация. По ее результатам работника могут признать не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, и тогда его можно будет уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, предложив предварительно перевод на другую имеющуюся работу, соответствующую его квалификации.

При этом работнику, не имеющему специальной подготовки или стажа работы, но обладающему достаточным практическим опытом и выполняющему качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, аттестационная комиссия может рекомендовать продолжать работать на соответствующей должности.

К сведению: соответствие работника требованиям профстандарта может быть установлено и в результате прохождения им с его согласия и по направлению работодателя независимой оценки квалификации, которая проводится в центрах независимой оценки.

Вопрос:

Можно ли в госучреждение временно перевести бухгалтера со средним образованием на должность главного бухгалтера с высшим образованием?

Ответ:

Считаем, что переводить временно на должность с более высокими квалификационными требованиями нельзя, если такие требования установлены федеральными законами или другими нормативными актами.

Но поскольку на государственные учреждения требование о наличии высшего образования, установленное Законом № 402-ФЗ, не распространяется и работодатель считает, что с обязанностями главного бухгалтера сотрудник справится, его можно временно перевести на эту должность.

Сразу оговоримся, что рассматриваемый документ не является представлением к награде. То есть характеристика на главного бухгалтера для награждения лишь сопровождает письменную позицию руководства о необходимости поощрения работника за профессиональный вклад в развитие своего дела. Поэтому включать в характеристику формулировки – достоин к награждению или т.п. – бессмысленно.

Характеристика на бухгалтера для награждения почетной грамотой – это документ оценочный. В нем описываются профессиональные достижения, трудовая деятельность, деловые и личные качества. Для руководителей в документе важно отразить наличие сплоченного и стабильного коллектива, управленческие и организаторские способности.

Квалификационные требования к главному бухгалтеру

Личные сведения о сотруднике традиционно включают в себя следующие информационные материалы:

  • полное имя, с указанием фамилии, отчества;
  • год рождения;
  • уровень образования;
  • оконченное образовательное учреждение;
  • дата поступления на работу.

Основная задача этого блока – предоставить некоторые биографические сведения о работнике.

Данная графа характеризует уровень профессионализма бухгалтера, поэтому позволяет определить степень его пригодности:

  • награды и поощрения;
  • занимаемая должность;
  • надежность и компетентность;
  • уважение среди других работников.

Эти позиции должны описываться с объективной точки зрения и соответствовать действительности.

Здесь происходит отображение списка обязательств бухгалтера на его рабочем месте:

  • мероприятия по начислению зарплаты другим сотрудникам;
  • подготовительные мероприятия по отчетам в службу ФСС;
  • предоставление материалов в налоговые органы;
  • перерасчет и его подача в ПФР;
  • работа с числовыми значениями и показателями фирмы.

Такой набор описаний обеспечивает полноценность характеристики работника за короткие сроки.

Характеристику с места работы бухгалтера может составить его непосредственный руководитель – главный бухгалтер, а также руководитель предприятия или сотрудник кадровой службы.

Если, к примеру, документ заполняет кадровик, то лучше перед подачей его на подпись руководителю ознакомить с ним еще и главного бухгалтера:он является непосредственным начальником рядового бухгалтера и, как никто другой, знает о том, как проявил себя специалист в рабочей деятельности.

Характеристика не имеет установленной формы, она составляется в произвольном виде на фирменном бланке компании.

Пример характеристики на главного бухгалтера для награждения: пример

В первичных учетных документах и в бухгалтерской отчетности подпись главного бухгалтера теперь не обязательна. вместо двухуровневой подписи, предусмотренной Законом № 129-ФЗ, Закон о бухучете ввел одноуровневую подпись — только руководителя организации. Главному бухгалтеру теперь остается лишь визирование финансовых документов и отчетности, причем только в том случае, если порядок визирования работодатель установит в локальном нормативном акте.

В настоящее время вносим изменения в должностную инструкцию главного бухгалтера. «Споткнулись» на его полномочиях. Например, право подписи документов. Как известно, в настоящее время на финансовой документации достаточно одной подписи — руководителя организации. Но как же быть с требованиями о двухуровневой подписи, содержащимися в нормативных документах по бухучету, которые официально не отменены?

В новом Законе о бухучете отсутствуют положения о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства, а также на документах, которыми оформляются операции с денежными средствами, как это было предусмотрено ранее в абз. 3 п. 3 ст. 7, абз. 2 п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о бухучете до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления Закона в силу. В числе таких документов, например, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н (далее — Положение о бухучете).

Абзацами 2 и 3 п. 14 Положения о бухучете предусмотрено, что документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Минфина России). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. Таким образом, Положение о бухучете по существу повторяет и уточняет утратившие силу нормы Закона № 129-ФЗ.

Нормы подзаконных нормативных правовых актов, прямо корреспондирующие с утратившими силу положениями Закона № 129-ФЗ, Также утратили силу. Закон о бухучете устанавливает требования к первичным учетным документам, среди которых отсутствуют требования наличия подписи главного бухгалтера. Специальных требований для каких-либо отдельных видов первичных учетных документов в Законе не содержится.

Статья 30 Закона № 402-ФЗ говорит только о применении правил ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. При этом нормы абз. 3 п. 14 Положения о бухучете не содержат правил ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, а касаются вопросов действительности финансовых и кредитных обязательств и понятия таких обязательств.

Между тем данные вопросы регулируются гражданским законодательством РФ и не относятся к сфере регулирования бухгалтерского учета исходя из понятия бухгалтерского учета, данного в статье 1 Закона о бухучете. На этом основании нормы абз. 2, 3 п. 14 Положения о бухучете с 1 января 2013 г. не подлежат применению.

Вместе с тем после 31 декабря 2012 г. порядок подписания документов, которыми оформляются операции с денежными средствами, продолжает регулироваться нормативными правовыми актами, утвержденными уполномоченными органами на основании законодательства РФ, в частности Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П, Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П. На этом основании подпись главного бухгалтера по-прежнему нужна на кассовых документах: в кассовой книге 0310004, на приходных кассовых ордерах 0310001, на расходных кассовых ордерах 0310002.

Согласно ч. 8 ст. 13 Закона о бухучете бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. В отличие от п. 5 ст. 13 Закона № 129-ФЗ подпись главного бухгалтера (должностного лица, ведущего бухгалтерский учет) на бухгалтерской отчетности теперь не нужна.

По Закону № 129-ФЗ (п. 2 ст. 7) главный бухгалтер нес ответственность за своевременность сдачи бухгалтерской отчетности, ее полноту и достоверность. Но даже тогда налоговые инспекторы пытались привлечь к ответственности за непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности не главного бухгалтера, а руководителя организации, хотя оспорить это в суде было совсем не сложно (постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18, Волгоградского областного суда от 06.03.2012 № 7а-131/12).?

Кто в настоящее время несет ответственность за нарушение сроков сдачи бухгалтерской отчетности или ее неполное представление?

В Законе о бухучете нет четкого разграничения полномочий руководителя и главного бухгалтера применительно к составлению и представлению отчетности, в нем сказано только, что ее составляет экономический субъект, т. е. организация, а не конкретное должностное лицо (ч. 2 ст. 13).

При этом «общая ответственность» за бухгалтерский учет и отчетность не возложена ни на руководителя, ни на главбуха. в отношении руководителя сказано, что он организует ведение бухгалтерского учета (а не несет за него ответственность), единоличная же ответственность возлагается на него только при наличии разногласий с главным бухгалтером, т. е. закреплен закрытый список ситуаций (ч. 1 и 8 ст. 7 Закона о бухучете).

В настоящее время запланирована разработка предложений по внесению изменений в законодательство за нарушение сроков раскрытия бухгалтерской отчетности (п. 17 плана Минфина на 2012-2015 гг., утв. приказом Минфина от 30.11.2011 № 440). Поэтому до принятия таких изменений при выборе должностного лица для привлечения к административной ответственности за опоздание со сдачей отчетности или ее неполное представление (ч. 1 ст. 15.6 коАП РФ) налоговая инспекция «по привычке» может выбрать главного бухгалтера.

На кого возложена ответственность за формирование учетной политики?

По Закону № 129-ФЗ главный бухгалтер также нес ответственность за формирование учетной политики. в Законе о бухучете аналогичной нормы нет, в нем сказано опять же, что экономический субъект, а не конкретное должностное лицо самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8). Получается, что за формирование учетной политики, скорее всего, в случае налоговой проверки ответственность будет нести руководитель организации, который «в ответе за все».

Можно ли взыскать с главного бухгалтера уплаченные организацией налоговые и страховые штрафы и пени?

Взыскать с главного бухгалтера уплаченные организацией налоговые и страховые штрафы и пени нельзя, поскольку законным представителем организации и перед налоговой инспекцией, и перед внебюджетными фондами является руководитель организации (п. 1 ст. 27 НК РФ, подп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «об обществах с ограниченной ответственностью», п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «об акционерных обществах», ч. 4 и 6 ст. 5.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Впервые на законодательном уровне введены специальные квалификационные требования к лицам, на которых возложено ведение бухгалтерского учета в общественно значимых компаниях, акции которых котируются на международном рынке. Установление этих требований является дополнительной мерой защиты интересов потенциальных инвесторов общественно значимых компаний, в том числе зарубежных, поскольку Закон о бухучете ставит во главу угла оценку финансового состояния экономического субъекта.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Указанным требованиям также должны соответствовать физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридические лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям (ч. 6 ст. 7 Закона о бухучете).

Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами (ч. 5 ст. 7 Закона о бухучете).

Как видим, установленные Законом о бухучете требования к главным бухгалтерам достаточно простые. При этом ответственность за их нарушение не установлена. Это связано с тем, что ответственность является предметом других отраслей законодательства и обращаться в этом случае нужно к другим законам. Помните только, что у всех общественно значимых компаний, акции которых котируются на международном рынке, есть надзорные органы, контролирующие соблюдение действующего законодательства и имеющие для этого соответствующие механизмы воздействия.

Указанные требования обязательно нужно учесть специалистам кадровых служб общественно значимых компаний при заполнении формы для размещения вакансии и составления анкет кандидатов (соискателей) на вакантную должность главного бухгалтера.

Я работаю в отделе кадров страховой организации. В соответствии с новым Законом о бухучете к лицам, на которых в нашей организации возложено ведение бухгалтерского учета, предъявляются определенные квалификационные требования. Однако главный бухгалтер не имеет требуемого стажа работы. Является ли это основанием для его увольнения?

Перечисленные требования не применяются в отношении лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета на день вступления в силу Закона о бухучете (1 января 2013 г.). На это указано в ч. 2 ст. 30 Закона о бухучете. Фактически данной нормой закреплено конституционное право работника на неухудшение условий вследствие изменения законодательной базы. Следовательно, ранее заключенные трудовые договоры (как и договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета) в случае несоблюдения требований ч. 4 и 6 ст. 7 Закона о бухучете на этом основании расторгаться не могут.?

В Законе о бухучете нет никаких упоминаний о необходимости профессиональной аттестации бухгалтеров как обязательном условии выполнения ими работы по должности главного бухгалтера любой компании.

Формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров было предложено в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283. в рамках реализации этого Постановления было разработано Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, одобренное Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, протокол № 8 от 30.09.1998 (далее — Положение об аттестации).

В пункте 1.2 Положения об аттестации установлено, что аттестация профессиональных бухгалтеров подтверждает:

  • соответствие специалиста требованиям профессиональной компетенции (уровень специальной подготовки, приобретенных навыков и накопленного опыта в соответствующей сфере деятельности);
  • способность специалиста в случае необходимости организовать качественную работу соответствующих служб в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, а также самостоятельно консультировать по вопросам бухгалтерского учета;
  • готовность специалиста к соблюдению норм профессиональной этики.

Аттестованным профессиональным бухгалтерам вручается квалификационный аттестат (п. 1.3 Положения об аттестации).

Пунктом 1.5 Положения об аттестации рекомендовано в организациях, подлежащих обязательному аудиту, назначение специалиста на должность главного бухгалтера производить только при наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, содержит перечень квалификационных требований к должности главного бухгалтера любой организации — это высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет. При этом в п. 10 «Общие положения» Квалификационного справочника указано, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Квалификационный справочник не является нормативным правовым документом, он носит лишь рекомендательный характер для организаций различных отраслей экономики, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (п. 2 постановления Минтруда России от 21.08.1998 № 37).

С 1 января 2013 г. указанные положения Квалификационного справочника в отношении должности главного бухгалтера общественно значимых компаний применять нельзя, поскольку они не соответствуют нормам ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете.

Кроме того, были изданы:

  • Положение об аттестации Ассоциированных членов Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, претендующих на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, утв. решением президентского Совета института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 12/-05 от 21.12.2005);
  • Положение об аттестации Ассоциированных членов института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, претендующих на получение квалификационного аттестата резерва профессионального бухгалтера, утв. решением президентского Совета института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 12/-05 от 21.12.2005).

В настоящее время многие бухгалтеры сдали (и продолжают сдавать) квалификационные экзамены, являются (становятся) членами института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России), регулярно повышают уровень своей профессиональной подготовки.

Тем не менее наличие квалификационного аттестата профессионального бухгалтера так и не получило законодательно определенного статуса. Закон о бухучете не выдвигает таких требований к главным бухгалтерам ни общественно значимых, ни обычных компаний.

Полагаем, что при размещении вакансий и в анкетах соискателей на должность главного бухгалтера вы можете указывать, что наличие квалификационного аттестата профессионального бухгалтера приветствуется как дополнительный фактор оценки профессиональной подготовки специалиста. так же как приветствуется в таких случаях наличие дипломов программ сертификации бухгалтеров по международным стандартам — МСФО ДипиФр (DipIFR), CPA, ACCA, CMA и др.

Главный бухгалтер меньше рискует, если… Правила защиты от субсидиарки

Теперь возложить ведение бухгалтерского учета на себя может только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, кроме кредитных организаций (ч. 3 ст. 7 Закона о бухучете). раньше вести бухучет лично могли руководители любых организаций (подп. «г» п. 2 ст. 6 Закона № 129-ФЗ).

Какие организации относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства?

Критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации» и в постановлении Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Это, в частности, организации, у которых:

  • в 2011-2012 гг. не были превышены:
    • средняя численность работников — 100 и 250 человек соответственно;
  • годовая выручка — 400 млн руб. и 1 млрд руб. соответственно (без учета НДС);
    • не более 25% уставного капитала принадлежит компаниям, не являющимся малыми и средними предприятиями, государству, муниципалитетам и ин

Порядок действий работодателя:

  1. Независимо от обстоятельств, которые стороны трудового договора не могли предвидеть – работодатель издает приказ об увольнении работника, ссылаясь на эти обстоятельства;
  2. После издания приказа работник подлежит увольнению.

Как уволить главного бухгалтера при реорганизации в форме присоединения

Эта процедура еще не может служить поводом для того, чтобы расторгнуть трудовое соглашение с работником. Если в новом штатном расписании содержится должность специалиста, тогда руководитель не имеет права его уволить. В том случае, когда реорганизация предполагает изменения в трудовом договоре, бухгалтера об этом извещают в письменной форме. Если он принимает новые условия, тогда он продолжает выполнять свои должностные обязанности.

Для того чтобы не усложнять создавшуюся ситуацию, все разногласия пытаются урегулировать с помощью переговоров.

В соответствии с постановлением Министерства финансов РФ решение об увольнении главного бухгалтера любого бюджетного предприятия необходимо согласовать с местным Государственным казенным учреждением. Специалист может сложить свои полномочия по своему желанию или по причине достижения пенсионного возраста. Руководитель фирмы обязан подготовить все положенные документы, запрошенные казначейской службой государства. При увольнении учитывают квалификацию бухгалтера и дают профессиональную оценку его деятельности.

Как правило, основную массу бухгалтеров лишают полномочий по причине недоверия. Тем не менее без веских оснований здесь не обойтись. Во-первых, руководитель обязан представить доказательства расхищения имущества фирмы или предумышленной траты материальных средств. С этой целью необходимо обратиться в полицию. Учтите, что вы можете оперировать исключительно доказанными действиями бухгалтера, а не косвенными подозрениями. Владелец предприятия не имеет права уволить специалиста, когда тот находится на больничном, в отпуске или в период беременности. В той ситуации, когда было обнаружено невыполнение трудовых обязанностей, руководитель обычно требует предоставить объяснения в письменной форме, а если получает отказ – составляет надлежащий приказ.

Прежде чем уволить главного бухгалтера за недоверие, работодатель взимает дисциплинарный штраф в течение 30 дней после того, как был обнаружен факт проступка. В данном случае сотрудника не только увольняют, но и применяют в отношении него дополнительные санкции. Например, ему не выплачивают пособие по безработице в течение первых трех месяцев с момента ухода из компании, могут запретить занимать руководящую должность на конкретный период времени.

Материальная ответственность главного бухгалтера

Чтобы минимизировать все риски и возможные конфликты или судовые процессы из-
за увольнения без должных причин нужно тщательно подходить к указанию причины увольнения данного сотрудника с его должности в заявлении об увольнении.

Как показывает практика, чаще всего работодатель увольняет сотрудника по собственному желанию исходя из договоренностей с работником, чтобы не портить человеку карьеру и не тратить лишнее время и средства на судовой процесс.

Само заявление имеет произвольную форму и пишется на имя руководства организации, также в документе указывается дата написания, ФИО сотрудника и руководителя и реквизиты самой компании.

Трудовые отношения между организацией и сотрудником прекращаются на основании подписанного и правильно оформленного приказа об увольнении.Данный документ оформляется по специализированной форме (№Т-8) в кадровом отделе и подписывается работодателем.

В приказе должна присутствовать следующая информация:

  • ФИО увольняемого сотрудника и его должность.
  • Реквизиты организации.
  • ФИО работодателя.
  • Дата оформления и расторжения трудового договора.
  • Порядковый номер самого приказа.
  • Основания для увольнения по инициативе работодателя.
  • Документ, который демонстрирует отсутствие материальных претензий к увольняемому сотруднику.

Трудовым Кодексом предусмотрен порядок окончательного расчета с сотрудником в случае его увольнения, независимо от причины.

Работодатель рассчитывает:

  1. Оплату за отработанные дни до увольнения.
  2. Сумму компенсации за неиспользованный по причине увольнения отпуск.
  3. Если трудовым договором предусмотрена компенсация при увольнении, то эта сумма подлежит оплате сотруднику.

Заработанную плату исчисляют по правилам согласно политике компании, при этом учитывают отработанные дни и ставки оплаты. Последним рабочим днем принято считать день увольнения, он то же входит в оплату труда.

Если компания не следовала положениям ТК РФ и не предоставляла отпуска главному бухгалтеру, то он может рассчитывать на денежное возмещение неиспользуемых отпусков.

Но при расторжении трудового договора по инициативе работодателя есть свои правила:

  • если сотрудник проработал в компании больше 11 месяцев, которые учитываются при исчислении отпуска, то сотруднику компенсируются полная сумма отпускных;
  • при ликвидации, реорганизации предприятия или при увольнении по причинам несоответствия занимаемой должности сотрудник получает полную компенсацию за неиспользованный отпуск;
  • не выплачивается выходное пособие сотруднику, увольнение которого было по его вине, в том числе и по инициативе работодателя;
  • также не выплатят выходного пособия сотруднику, оформившего срочный трудовой договор на оказание бухгалтерских услуг в качестве главного бухгалтера.

Деятельность любой организации начинается с определения ее структуры (деления на подразделения, отделы, цеха, блоки и распределения функций между ними). Кроме того, за подразделениями закрепляется ответственность за решение вопросов, относящихся к кругу их задач. При этом некоторые функции могут быть отданы в ведение не 1, а 2 или нескольких подразделений или, наоборот, не быть отданными ни под чей контроль.

Чтобы исключить дублирование функций и отсутствие ответственных за их выполнение, а также для однозначного распределения обязанностей между подразделениями, действующая структура организации и основные функции подразделений закрепляются внутренним распорядительным документом. Затем цели, задачи, функции, структура и порядок взаимодействия с иными подразделениями юрлица прописываются в положении о каждом подразделении. Целью руководителя организации (или назначенного им лица) при утверждении этих документов является контроль за полнотой отражения функций, выполняемых подразделением, и исключение их дублирования.

Положение о подразделении, давая представление об объеме работы, которую этому подразделению предстоит выполнять, служит основой для определения его штатной численности, установления уровня квалификации и должностей нужных сотрудников, распределения обязанностей между ними и разработки их должностных инструкций. В т. ч. оно дает материал и для должностной инструкции руководителя подразделения.

Обязанность разрабатывать положения о подразделениях и должностные инструкции на законодательном уровне не закреплена. Однако они существенно облегчают жизнь самой организации, внося ясность в распределение задач между подразделениями и сотрудниками внутри них, а также определяя круг ответственных за решение тех или иных вопросов.

Должностная инструкция, разработанная для определенной должности, позволяет:

  • определить конкретные функции для этой должности и упростить порядок ознакомления с ними;
  • облегчить подбор кадров на вакантную должность;
  • ознакомить сотрудника с его функциями под роспись, тем самым закрепив за ним ответственность за их неисполнение и его право отказаться от выполнения чужой работы без дополнительной оплаты;
  • проконтролировать эффективность работы конкретного сотрудника и правильность распределения функций.

Инструкции для ряда должностей могут быть типовыми, но лучше все-таки разрабатывать их для каждой организации самостоятельно и индивидуально, исходя из специфики деятельности конкретного юрлица, особенностей его отраслевой принадлежности, структуры и разграничения зон ответственности между подразделениями. Юридическую силу этому документу придает его утверждение руководителем организации.

Увольнение заместителя руководителя и главного бухгалтера

Главный бухгалтер крупного предприятия практически не имеет возможности заниматься собственно учетом. Приоритетными в его работе оказываются:

  • организация схемы бухучета, охватывающей в полном их многообразии все аспекты деятельности предприятия;
  • организация сложного документооборота;
  • разработка учетной политики, которая существенно подробнее и объемнее, чем в небольшом юрлице;
  • распределение функций бухгалтерии между бухгалтерами, организация их четкой работы, взаимодействия и взаимозаменяемости;
  • контроль и увязка данных, используемых для составления всех видов отчетности, в т. ч. внутренней и статистической;
  • формирование отчетности в максимально полном объеме с применением всех форм существующих отчетов и составлением необходимых пояснений;
  • расчет большего количества налогов, ряд которых для небольшой организации обычно неактуален;
  • обязательное участие в финанализе, расчете прогнозных данных;

О способах анализа отчета о финрезультатах читайте в статье «Методы проведения анализа отчета о прибылях и убытках».

  • работа с проверяющими при аудиторских проверках;
  • большой объем работы с целью ответа на разного рода запросы, касающиеся вопросов бухучета и налогообложения.

Строго установленной формы должностной инструкции нет, поэтому ее разрабатывают и оформляют в порядке, который действует в отношении оформления такого рода документов в самой организации.

Непременным условием вступления должностной инструкции в силу является ее утверждение руководителем юрлица. Для работника она становится обязательной с момента его ознакомления с ней под роспись.

Образец должностной инструкции главного бухгалтера вы найдете на нашем сайте.

Должностная инструкция — достаточно важный документ, определяющий конкретные функции сотрудника. Поскольку главный бухгалтер является одной из серьезных фигур в любой организации, его должностной инструкции следует уделить особое внимание.

Источники:

  • постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37
  • закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ

Должностная инструкция — это внутренний распорядительный документ, основным назначением которого является указание полномочий, ответственности, а также обязанностей по конкретной должности.

Правильно оформленный документ позволяет:

  • рационально распределить между сотрудниками функциональные обязанности и тем самым повысить их взаимодействие между собой;
  • установить определенные права и обязанности для конкретной должности;
  • повысить личную ответственность каждого работника;
  • довести до сведения каждого сотрудника необходимый уровень ожидаемых от него действий, а также критерии, по которым будут оцениваться результаты его труда.

Помимо перечисленного при необходимости должностная инструкция может служить доказательством наличия трудовых отношений.

Обратите внимание! В трудовом законодательстве нет норм, обязывающих оформлять указанный документ. Однако составление этого документа рекомендовано с целью разделения полномочий между сотрудниками, а также установления ответственных лиц.

При разработке должностных инструкций необходимо руководствоваться:

  1. Сферой деятельности предприятия, бизнес-планами и т. д.
  2. Внутренними документами организации (положениями о структурных подразделениях, отделах и пр.).
  3. Трудовым законодательством РФ и иными законами для определенных должностей. Например, при составлении инструкции для бухгалтера следует уделить особое внимание закону «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  4. Единым классификационным справочником (ЕКС).
  5. Единым тарифно-классификационным справочником (ЕКТС).
  6. Профстандартами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *