- Налоговое право

Правила международного договора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила международного договора». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 73. Случаи правопреемства государств, ответственности государства и начала военных действий

Положения настоящей Конвенции не предрешают ни одного из вопросов, которые могут возникнуть в отношении договора из правопреемства государств, из международной ответственности государства или из начала военных действий между государствами.

Статья 74. Дипломатические и консульские отношения и заключение договоров

Разрыв или отсутствие дипломатических или консульских отношений между двумя или несколькими государствами не препятствует заключению договоров между этими государствами. Заключение договора само по себе не влияет на положение в области дипломатических или консульских отношений.

Статья 75. Случай государства-агрессора

Положения настоящей Конвенции не затрагивают никаких обязательств в отношении договора, которые могут возникнуть для государства-агрессора в результате мер, принятых в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций в связи с агрессией со стороны этого государства.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ УКРАИНЫ

1. Генеральный Секретарь Организации Объединенных Наций составляет и ведет список мировых посредников из числа квалифицированных юристов. С этой целью каждому государству — члену Организации Объединенных Наций или участнику настоящей Конвенции предлагается назначить двух мировых посредников, и имена назначенных таким образом лиц образуют указанный список. Мировые посредники — включая мировых посредников, назначенных для заполнения открывшейся случайно вакансии, — назначаются на срок в пять лет, и этот срок может быть возобновлен. Мировой посредник, по истечении срока, на который он был назначен, будет продолжать выполнять любые функции, для осуществления которых он был избран в соответствии с положениями следующего пункта.

2. Ecли к Генеральному Секретарю направляется просьба в соответствии с положениями статьи 66, он передает спор на рассмотрение согласительной комиссии, образованной следующим образом.

Государство или государства, являющееся или являющиеся одной стороной в споре, назначают:

а) одного мирового посредника, являющегося гражданином этого государства или одного из этих государств, из числа лиц, включенных в упомянутый в пункте 1 список, или из числа других лиц; и

b) одного мирового посредника, не являющегося гражданином этого государства или одного из этих государств, из числа включенных в упомянутый список лиц.

Государство или государства, являющееся или являющиеся другой стороной в споре, назначают двух мировых посредников таким же образом. Четыре избираемых сторонами мировых посредника должны быть назначены в течение шестидесяти дней с той даты, когда Генеральный Секретарь получает соответствующую просьбу.

Эти четыре мировых посредника в течение шестидесяти дней с даты назначения последнего из них назначают из числа включенных в список лиц пятого мирового посредника, который будет председателем.

Если председатель или какой-либо из других мировых посредников не назначаются в течение предусмотренных выше для их назначения сроков, то они назначаются Генеральным Секретарем в течение шестидесяти дней с даты истечения соответствующего срока. Назначение председателя может быть произведено Генеральным Секретарем либо из числа лиц, включенных в список, либо из числа членов Комиссии международного права. Любой из сроков, в течение которых должны быть произведены назначения, может быть продлен с согласия сторон в споре.

Любая вакансия должна быть заполнена тем же способом, который был указан для первоначального назначения.

3. Согласительная комиссия сама устанавливает свою процедуру. Комиссия может, с согласия сторон в споре, предложить любому из участников договора представить ей свое мнение устно или письменно. Комиссия принимает решения и делает рекомендации большинством голосов своих пяти членов.

4. Комиссия может обращать внимание сторон в споре на любые меры, могущие облегчить полюбовное решение спора.

5. Комиссия заслушивает стороны, рассматривает претензии и возражения и вносит на рассмотрение сторон предложения, направленные на достижение полюбовного решения спора.

6. Комиссия должна представить свой доклад в течение двенадцати месяцев, следующих за датой ее образования. Этот доклад направляется Генеральному Секретарю и передается сторонам в споре. Доклад Комиссии, включая любые содержащиеся в нем выводы о вопросах факта и вопросах права, не является обязательным для сторон и представляет собой лишь рекомендацию, предложенную на рассмотрение сторон с целью облегчения полюбовного решения спора.

7. Генеральный Секретарь предоставляет Комиссии помощь и средства обслуживания, в которых она может нуждаться. Расходы Комиссии покрываются Организацией Объединенных Наций.

Изменения в отдельных законах в связи с принятием закона о госкорпорации по атомной энергии «Росатом»

Принят Государственной Думой 16 июня 1995 года

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры — существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации.

Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

2. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров).

КОНВЕНЦИЯ КДПГ

ПРЕАМБУЛА:
ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ, ПРИЗНАВ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ УНИФИКАЦИИ УСЛОВИЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ, В ЧАСТНОСТИ, ЧТО КАСАЕТСЯ ДОКУМЕНТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ТАКОЙ ПЕРЕВОЗКИ, И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА, СОГЛАСИЛИСЬ О НИЖЕСЛЕДУЮЩЕМ:

Глава 1
Область применения конвенции

Статья 1
Настоящая Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов транспортными средствами за вознаграждение, когда место принятия груза и место, предназначенное для сдачи груза, указанные в договоре, находятся в двух разных странах, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции, независимо от местожительства и национальности сторон договора.
При применении настоящей Конвенции под “транспортным средством” следует понимать автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы, так как они определяются в статье 4 Конвенции о дорожном движении от 19 сентября 1949 года.
Настоящая Конвенция применяется также тогда, когда перевозки, входящие в область ее применения, осуществляются государствами или правительственными учреждениями, или организациями.
Настоящая Конвенция не применяется:
a) к перевозкам, осуществляемым согласно международным почтовым конвенциям;
b) к перевозкам покойников;
c) к перевозкам обстановки и мебели при переездах.
Договаривающиеся Стороны согласились не изменять положения настоящей Конвенции путем специальных соглашений между двумя или несколькими Договаривающимися Сторонами, за исключением отмены ее применения к их пограничным перевозкам или разрешения использования накладных, представляющих право собственности на груз при перевозках, осуществляемых исключительно в пределах своих территорий.

Статья 2
Когда транспортное средство, содержащее груз, часть пути перевозит по морю, железной дороге, внутреннему водному пути или воздушным путем, и, кроме случая, когда применяются положения статьи 14, груз с транспортного средства не перегружается, настоящая Конвенция применяется ко всей перевозке в целом. Однако, если будет доказано, что утрата груза, его повреждение или просрочка в доставке произошли во время перевозки, осуществляемой другим видом транспорта, и не были вызваны действием или упущением автомобильного перевозчика, а были вызваны событием, которое могло произойти только во время и по причине перевозки, осуществляемой этим другим видом транспорта, ответственность автомобильного перевозчика определяется не настоящей Конвенцией, а таким образом, каким определялась бы ответственность перевозчика другого вида транспорта, если бы договор перевозки груза был бы заключен отправителем с перевозчиком другого вида транспорта в соответствии с императивными нормами закона о перевозке груза этим видом транспорта.
Однако, если такие императивные нормы отсутствуют, то ответственность автомобильного перевозчика определяется настоящей Конвенцией.
Если автомобильный перевозчик также осуществляет перевозки и другими видами транспорта, его ответственность также определяется пунктом 1 настоящей статьи, как если бы его функция автомобильного перевозчика и функция перевозчика другим видом транспорта осуществлялись бы двумя различными лицами.

Глава 2
Ответственность перевозчика за других лиц.
Статья 3
При применении настоящей Конвенции перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов, своих служащих и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты, служащие или другие лица действуют в рамках, возложенных на них обязанностей.
Глава 3
Заключение и исполнение договора перевозки

Статья 7. Действие международных договоров по вопросам налогообложения

Договор начинает действовать с момента вступления его в силу. Действующий договор — это договор, обретший и не утративший юридическую силу.

В международно-правовых актах и литературе для обозначения действия договора нередко используется термин «применение» (например, в разделе Венской конвенции о праве международных договоров «Применение договоров» говорится о территориальной сфере действия договоров, о том, что они не имеют обратной силы, как определяются права и обязанности государств-участников последовательно заключенных договоров). «Применением» иногда именуется действие договора в конкретной ситуации. Считается, что с момента вступления в силу договор действует, но не применяется, пока не возникнет та ситуация, на которую он рассчитан. В доказательство различия этих терминов приводятся соглашения о правилах ведения войны. Пока нет вооруженного конфликта, договоры действуют; с его возникновением, они начинают применяться.

Если стремиться к адекватности и юридической точности в терминологии, то в указанной ситуации (т. е. когда возникает вооруженный конфликт) более уместен был бы термин «реализация», ибо речь идет о действии или бездействии, соответствующих требованиям норм договоров (об исполнении, использовании или соблюдении договорных норм). О применении можно говорить, если положения договора в процессе реализации нарушены (или их исполнение ставится под угрозу) и по этому поводу принято решение (правоприменительный акт) государством, судом или каким-либо иным органом (не случайно все большее распространение получает выражение «применимое право» в связи с деятельностью судебных органов).

Таким образом, термин «применение» следует понимать по-разному (в зависимости от ситуации): 1) как действие договора, подтверждение его юридической силы (он является действующим); 2) как доказательство того, что договор является подходящим, приложимым к данной ситуации, что отношения, возникшие. в этом случае, им регулируются, подпадают под его действие; 3) как особого рода юридическую деятельность государств, органов или организаций, в результате которой принимается решение (правоприменительный акт).

Как общее правило, договор действует с момента вступления в силу до прекращения и не имеет обратной силы. Однако государства могут оговорить его временное применение до вступления в силу. Так, ст. 23 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Республикой Узбекистан о создании международной радиоастрономической обсерватории на плато Суффа от 27 июля 1995 г. предусмотрела его временное применение со дня его подписания и вступление в силу в день последнего уведомления о выполнении необходимых внутригосударственных процедур.

В некоторых случаях договор продолжает оставаться регулятором длящихся отношений и после прекращения. Согласно п. 4 ст. IX Соглашения между Правительством РФ и Правительством США относительно международной торговли в области коммерческих услуг по космическим запускам 1993 г. (с изменениями и дополнениями 1996 г.) любой контракт,» заключенный в соответствии с Соглашением, будет регулироваться его положениями даже в случае, если срок действия такого контракта не завершится к моменту истечения срока действия Соглашения. Прекращение действия Соглашения не отразится на контрактах, заключенных в соответствии с ним.

Договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории, если иное не явствует из договора или не установлено иным образом (ст. 29 Венской конвенции о праве международных договоров). Именно по этому критерию (субъектно-территориальной сфере действия) международные договоры делятся на универсальные, охватывающие все или подавляющее большинство государств (и их территории), и локальные, в которых участвуют два или несколько государств; они распространяются на ограниченное пространство.

Международные конвенции и соглашения регулируют общие условия международных автомобильных перевозок по вопросам:
— дорожного движения;
— дорожных транспортных средств;
— инфраструктуры;
— условий работ;
— налогового обложения;
— частного права;
— таможенных вопросов;
— организации перевозок специфических категорий грузов.
Ряд актов международного законодательства, действующих в рассматриваемой сфере, приведен в комментарии к преамбуле настоящего Закона.
Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций за время его существования разработано более 50 конвенций, соглашений и других международных документов по вопросам автомобильного транспорта с целью создания условий, способствующих развитию международных перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом, расширения и укрепления международного сотрудничества в этой области (среди них, например: «Сокращения ИНКОТЕРМС — алфавитный код для ИНКОТЕРМС 2000». Рекомендация N 5 ЕЭК ООН; «Упрощенная отгрузочная маркировка». Рекомендация N 15 ЕЭК ООН; «Согласование кодов статуса перевозки». Рекомендация N 24 ЕЭК ООН; «Код фрахтовых расходов — КФР. Согласование описания фрахтовых расходов и других сборов». Рекомендация N 23 ЕЭК ООН и др.).
Сегодня экспорт услуг автотранспортных перевозок считается одной из выгодных областей внешнеэкономической деятельности, поскольку он не связан с продажей за рубеж материальных ценностей и сырьевых ресурсов. С 2001 по 2006 год объем перевозок в экспортно-импортном направлении только между Европейским союзом и Россией возрос на 272 тыс. тонн. А объем перевозок автомобильным транспортом в общем объеме перевозок составляет 61%. Поэтому можно сказать, что важность соблюдения международных договоров и соглашений в процессе осуществления автомобильных перевозок в международном сообщении подкрепляется еще и востребованностью данной сферы международных отношений, ее перспективностью и важностью в общем потоке международных перевозок.

  • Таможенное декларирование товаров
  • Таможенное оформление
  • Таможенный склад
  • Таможенное оформление товаров физическими лицами
  • Растаможка автомобилей
  • Сертификация
  • Страхование грузов
  • Международные перевозки
  • Таможенный брокер (представитель)
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Таможенные правила
  • Таможня и налоги
  • Таможенные документы

Раздел III ЦИМ-КОТИФ полностью посвящен ответственности перевозчика по договору международной железнодорожной перевозки груза. Раздел состоит из 19 статей (статьи 23 — 41). Здесь рассматриваются основания ответственности перевозчика и бремя доказывания, ответственность различных перевозчиков, которые по тем или иным основаниям исполняли договор перевозки, предположения о повреждении, порче или утрате груза, возмещение за повреждение, порчу или утрату груза, возмещение за превышение срока доставки, особые случаи возмещения, потеря перевозчиком права на ограничение ответственности, ответственность при перевозке груза в прямом международном железнодорожно-морском сообщении и др.
Основные концептуальные положения относительно ответственности перевозчика содержатся в статьях 23 и 25 Единых правил. Положения § 1 статьи 23 прямо указывают на то, что перевозчик должен императивно нести ответственность за ущерб, вызванный повреждением, порчей, полной или частичной утратой груза, а также нарушением срока доставки груза. Необходимое уточнение говорит о том, что перевозчик несет ответственность за причиненный ущерб, независимо от того, услуги какой инфраструктуры перевозчик использовал. Договор перевозки и ответственность по нему отделены от договора об использовании инфраструктуры. Здесь же установлен период ответственности перевозчика — с момента приема груза к перевозке до момента его выдачи. У перевозчика есть основания для освобождения его от ответственности, но бремя доказывания отсутствия вины лежит именно на перевозчике (§ 1 статьи 25). СМГС по общему правилу не декларирует презумпцию вины перевозчика.
Перевозчик должен быть освобожден от ответственности за повреждение, порчу, полную или частичную утрату груза, а также при превышении сроков доставки, если ему удастся доказать, что обстоятельства, ставшие причинами требований правомочного лица, не вызваны виной перевозчика (§ 2 статьи 23). Основаниями для освобождения перевозчика от ответственности являются вина правомочного по договору лица, а также обстоятельства, не связанные с виной перевозчика. Единые правила, в частности, конкретно указывают на внутренний дефект, присущий грузу (гниение, усушка и пр.), а также на обстоятельства, наступление которых перевозчик не мог избежать и последствия которых предотвратить не мог (форс-мажор).
Единые правила содержат каталог исключений — перечень особых рисков, ссылка на один из которых предполагает освобождение перевозчика от ответственности, если перевозчику удастся доказать, что повреждение, порча или утрата груза вызваны одним или несколькими поименованными обстоятельствами (§ 3 статьи 23). Таковыми обстоятельствами (особыми рисками) являются:
— перевозка груза на открытом подвижном составе, если она была согласована сторонами договора, о чем в накладной имеется соответствующая запись (пункт «a» § 3 статьи 23) (Речь идет об ущербе, причиненном грузу атмосферными явлениями. Пункт «a» § 3 статьи 23 не может, однако, служить основанием для освобождения перевозчика от ответственности, если было утрачено большое количество груза или были утрачены целые грузовые места (§ 3 статьи 25));
— отсутствие или ненадлежащая тара или упаковка груза, если по условиям перевозки данный груз должен перевозиться в таре или упаковке (пункт «b» § 3 статьи 23);
— осуществление погрузки груза отправителем, а выгрузки — получателем груза (пункт «c» § 3 статьи 23);
— особые естественные свойства груза, приводящие к поломке, ржавлению, самопроизвольной порче, усушке, утечке (пункт «d» § 3 статьи 23);
— неправильная, неточная или неполная маркировка грузовых мест (пункт «e» § 3 статьи 23);
— перевозка живых животных (пункт «f» § 3 статьи 23);
— перевозка груза в соответствии с договором в сопровождении проводника, если утрата или повреждения стали следствием риска, которые проводник, как предполагалось, должен был предотвратить (пункт «g» § 3 статьи 23).
Данный каталог исключений является исчерпывающим только в отношении прямых международных железнодорожных перевозок. Если грузы перевозятся в прямом железнодорожно-морском сообщении по линиям, указанным в статье 24 КОТИФ, каталог исключений из ответственности перевозчика может быть пополнен следующими основаниями: пожар не по вине перевозчика, спасение людей или имущества на море, погрузка груза на палубе с согласия отправителя, морские риски или опасности. Перевозчик может воспользоваться указанными основаниями только в том случае, если докажет, что они произошли на морском участке пути (статья 38 Единых правил).

Последний раздел V ЦИМ-КОТИФ посвящен взаимоотношениям между перевозчиками. Этот раздел насчитывает четыре статьи (статьи 49 — 52).
Прежде всего любой перевозчик, который взыскал или должен был взыскать при отправлении провозные платежи и иные сборы, должен выплатить другим перевозчикам, участвующим в реализации договора перевозки, причитающуюся им долю. Расчеты долей должны устанавливаться соглашением между перевозчиками (статья 49). Статьей 50 устанавливается право перевозчика, уплатившего возмещение, на регресс к другим перевозчикам. При этом перевозчик, по вине которого произошла потеря, повреждение или нарушение срока доставки, должен считаться единственным ответственным за нарушение. Если виновными являются несколько перевозчиков, то сумма возмещения должна распределяться пропорционально доказанной вине каждого. Если установить вину каждого перевозчика невозможно, каждый из них должен отвечать за ущерб в равных долях. Каждый из перевозчиков имеет право доказать, что потери или утраты не явились результатом его вины.
Положения статей 49 и 50 являются диспозитивными. Перевозчики, участвующие в реализации того или иного договора перевозки, могут договориться между собой о применении положений, отступающих от статей 49 и 50 (статья 52).
Статья 51 Единых правил устанавливает процедуру регресса, т.е. отношений между перевозчиком, который имеет право на регресс, и перевозчиком, против которого выдвигается регрессный иск. В частности, не подлежит оспариванию обоснованность платежа, произведенного перевозчиком, осуществляющим свое право на регресс.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

УДК 342.4:341.24

М. Ф. МАТЮНИН, старший преподаватель

Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия

СООТНОШЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

Цель: доказать приоритет Конституции РФ над международными договорами путем соотношения национальных и международных актов.

Методы: всеобщий диалектический метод как метод последовательного развития и изменения правовых явлений в национальном и международном праве, а также системный и формально-юридический.

Результаты: на основе анализа теорий (доктрин) соотношения национального и международного права, сложившихся в науке международного права, а также на основе действующего российского законодательства и судебной практики был сделан вывод о приоритете Конституции РФ над международными договорами.

Научная новизна: впервые на основе соотношения национального и международного права был сделан вывод о приоритете Конституции РФ над международными договорами, так как она имеет верховенство на всей ее территории.

Практическая значимость: сформулированные в настоящем исследовании теоретические результаты могут быть использованы в учебном процессе, в научной, законотворческой и правоприменительной деятельности и в работе научно-педагогических кадров в области юриспруденции.

Ключевые слова: Конституция РФ; международный договор.

Введение

Проблема соотношения национального и международного права до сих пор остается насущной и дискуссионной. Существующие подходы к их соотношению не дают нам однозначного ответа на вопрос об их равенстве или о приоритете одного над другим.

В теории международного права сложились две доктрины (теории) относительно соотношения международного и национального права. Данные доктрины основаны на различиях и сходстве двух правовых систем.

Первая доктрина называется «монистической», согласно которой международное и национальное право являются единой правовой системой [1]. Последователи данной доктрины основываются на сходстве двух систем.

Вторая доктрина называется «дуалистической», согласно которой международное и на-

циональное право представляют собой две самостоятельные правовые системы, не подчиненные друг другу [1].

При рассмотрении в юридической литературе точек зрения на монистическую доктрину можно столкнуться с различными ее толкованиями, например, о приоритете норм международного права над национальным правом и наоборот. Так, признается факт единства международного и внутригосударственного права, однако приоритет международного права в этом случае возможен только по согласию государства. Несмотря на эти различия, основная идея теории — это единство норм международного и национального права.

В дуалистической теории тоже встречаются различные точки зрения, например, о том, что международное право, несмотря на различие, в некоторых случаях может регулировать внутригосударственные отношения, при условии

санкционирования государственными органами таких норм права. Это происходит с помощью законодательных либо судебных органов при применении норм международного права. Поэтому определяющим в подходе является политика государства как суверенного субъекта.

Результаты исследования

Какова же позиция нашего государства в вопросе соотношения российской правовой системы и международного права? Ответ на этот вопрос поможет нам понять, как соотносятся между собой Конституция РФ и международные договоры.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора1.

Из буквального толкования указанной статьи Конституции РФ можно сделать вывод, что государство в вопросе соотношения национального и международного права занимает позицию монистического подхода. Формулировка статьи о том, что нормы международного права являются составной частью правовой системы России, становятся тому доказательством.

Но можно ли однозначно утверждать, что в такой ситуации международные договоры имеют приоритет над Конституцией РФ?

Думается, что нельзя. Тот факт, что между двумя правовыми системами существует взаимодействие, является очевидным. Полного совпадения между национальным и международным правом нет и не должно быть. Предметы их правового регулирования по объективным причинам во многих случаях не совпадают.

На лекции глава комитета указал и на то, что в конституции теперь закреплен принцип единства публичной власти, «которая должна работать в системе, защищая права граждан независимо от того, региональный это уровень, федеральный или муниципальный».

«Чтобы новый принцип единства публичной власти заработал де-юре, нужно закрепить механизм взаимодействия всех уровней власти для наиболее эффективного решения общегосударственных задач на соответствующих территориях. Необходимо принятие законов «О Государственном совете РФ», «О правительстве РФ», внесение изменений в законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». После этого можно и нужно будет вносить корректировки в региональные уставы и конституции», — добавил Крашенинников.

Документ о правительстве России, учитывающий изменения в конституции, будет вноситься в Госдуму как проект отдельного закона, а не в виде поправок к действующему, принятому в 1997 году, добавил Крашенинников.

«С учетом огромного количества поправок, так как речь идет о формировании правительства, о требованиях к правительству, конечно, лучше не раздирать закон, а сделать его целостным», — сказал глава комитета.

По его словам, «шли дискуссии о том, чтобы вносить поправки [в нынешний закон «О правительстве РФ»]». «Но с точки зрения применения и юридико-технической текст должен быть единым, с ним удобнее работать», — отметил Крашенинников.

Он уточнил, что в новом законе будет указано, как формируется кабинет министров, как принимаются решения о внесении правительственных законопроектов, как проходят заседания кабмина. Кроме того, в новый закон будет включено положение о том, что правительство входит в систему публичной власти.

Согласно новым нормам Конституции РФ, вступившим в силу с июля этого года, Госдума будет утверждать председателя правительства, его заместителей и остальных членов кабинета министров, за исключением тех, кто непосредственно подчиняется президенту (это главы Минобороны, МВД, МИД, Минюста и др.). Их назначает глава государства после консультаций с Советом Федерации.

Одной из самых распространенных форм правового сотрудничества государств и иных субъектов международного права является заключение международных договоров и соглашений.

Международный договор — это явно выраженное соглашение между двумя или несколькими субъектами международного права, регулирующее их отношения путем создания взаимных прав и обязанностей в политической, культурной и других областях. Международный договор является основным источником международного права. В то же время это важный инструмент осуществления внешней функции государств. В настоящее время в мире насчитывается свыше полумиллиона международных многосторонних и двусторонних договоров.

Действительным считается международный договор, если он в целом или в какой-либо части не противоречит основным принципам или императивным нормам международного права. Одним из важнейших условий действительности договора является соблюдение установленных правил его заключения. Венская конвенция 1969 г. указывает конкретные обстоятельства недействительности международных договоров. Международный договор является недействительным, если:

  • он заключен с явными нарушениями внутренних конституционных норм;
  • согласие на обязательство по договору дано по ошибке;
  • государство заключило договор под влиянием обманных действий другого участвующего в переговорах государства;
  • согласие государства было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством;
  • согласие представителя получено под принуждением или угрозами, направленными против него;
  • договор в момент заключения противоречил основным принципам международного права.

Прекращение действия международных договоров есть утрата его юридической силы. Прекращение договора возможно в следующих случаях:

1. При исполнении международных договоров.

2. При истечении срока договора.

3. При обоюдном согласии сторон.

4. При возникновении новой императивной нормы общего международного права.

5. Денонсация договора означает правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре, осуществляется высшим органом государственной власти, с уведомлением контрагента.

6. Признание договора недействительным в силу принуждения государства к его подписанию, обмана, ошибки, противоречия договора норме jus cogeiu.

7. Прекращение существования государства или изменение его статуса.

8. В силу коренного изменения обстоятельств не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу, и в результате изменения обстоятельств при нарушении договора стороной, ссылающейся на эти обстоятельства.

9. Аннулирование — признание договора недействительным в одностороннем порядке. Правомерными основаниями являются: существенное нарушение контрагентом обязательств по договору, недействительность договора, прекращение существования контрагента и т. д.

10. Наступление отменительного условия; в договоре может быть предусмотрено условие, при наступлении которого прекращается действие договора.

11. Приостановление договора — прекращение его действия на определенное (неопределенное) время. Это временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств. Приостановление действия договора имеет следующие последствия (если участники не согласились об ином):

  • освобождает участников от обязательства выполнять его в течение периода приостановления;
  • не влияет на другие установленные договором правовые отношения между участниками.

Комментируемая статья НК РФ посвящена одной из важнейших проблем налогово-правового регулирования — соотношению национального (внутригосударственного) законодательства и международных договоров по налоговым вопросам.

Интернационализация хозяйственной жизни, развитие процессов интеграции и специализации международных гуманитарных контактов и ряд других причин объясняют неизбежность международно-правовой регламентации налоговых отношений.

Принцип суверенитета предполагает, что каждое государство может регулировать налоговые отношения в одностороннем порядке с помощью национального налогового законодательства. Однако если государство, регламентируя налоговые отношения, не принимает во внимание интересы других стран, налогоплательщиков-нерезидентов, незамедлительно наступают осложнения в межгосударственных экономических отношениях и международных отношениях в целом.

В системе источников права можно выделить две составные части — внутреннее (национальное) налоговое законодательство и международно-правовые договоры и соглашения, касающиеся вопросов налогообложения.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации становятся составной частью российской правовой системы. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения норм международного права органами государственной власти, в том числе органами правосудия. Заинтересованные лица могут при разрешении споров ссылаться непосредственно на нормы международного права.

В этой же статье Конституции РФ закрепляется: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Данная конституционно-правовая норма, устанавливающая приоритет (примат) норм международных договоров Российской Федерации перед внутренним (национальным) законодательством, воспроизведена в комментируемой статье НК РФ.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации установлен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Этот законодательный акт применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол и т.д.).

Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к международным договорам, полностью урегулированы Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации», поэтому данный Закон должен применяться в единстве с двумя Венскими конвенциями о праве международных договоров (одна из них — Конвенция 1969 г. — касается договоров с участием государств, другая — Конвенция 1986 г. — касается договоров с участием государств и международных организаций) и нормами международного обычного права, которые регулируют вопросы, не нашедшие своего решения в положениях Венских конвенций.

Нормы, регулирующие налоговые отношения, могут содержаться как в специальных налоговых соглашениях (конвенциях, договорах), так и в различных международных договорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается налоговых вопросов.

Международные налоговые соглашения обеспечивают «стыковку» налоговых законов разных государств. И в этом смысле они очень важны для международных экономических отношений. Так, определяя значение международных налоговых соглашений, В.А. Кашин отмечал: «Налогоплательщикам — гражданам и предприятиям — они дают гарантию, что их доходы и капиталы не будут облагаться двойными налогами, и представляют защиту от дискриминационного налогообложения за рубежом; для налоговых органов они обеспечивают возможность взаимных прямых консультаций и контактов для решения всех спорных вопросов, а также для контроля над международной деятельностью своих налогоплательщиков; для государства налоговые соглашения являются средством закрепления на договорной основе своих прав на получение справедливой доли от налогообложения доходов и прибылей, реализуемых налогоплательщиками в сфере международной экономической деятельности».

Международные налоговые соглашения представлены различными типами:

а) соглашения об оказании административной помощи в налоговой сфере: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Туркменистана о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства (Москва, 21 января 2002 г.);

б) соглашения об избежании двойного налогообложения: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Новой Зеландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (Веллингтон, 5 сентября 2000 г.); Договор между Российской Федерацией и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Вашингтон, 17 июня 1992 г.); Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 г.);

в) соглашения, регулирующие порядок косвенного налогообложения: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (Москва, 2001 г.); Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (Баку, 29 ноября 2000 г.);

г) иные разновидности налоговых соглашений: Конвенция о налоговом режиме иностранных автомашин (Женева, 30 марта 1931 г.) и др.

Источник права – это официальные юридические формы (акты), в которых закреплена та или иная правовая норма.

В статье 1186 ГК РФ закреплён перечень источников МЧП РФ:

— международные договоры РФ;

— российское законодательство;

— обычаи, признаваемые в РФ.

Специфическая особенность источников МЧП состоит в их двойственном характере. Нормы МЧП закреплены не только во внутреннем национальном законодательстве, но и в международных договорах, в состав которых входят унифицированные частноправовые нормы. В качестве источника закрепления частноправовых норм выступает также международный обычай. Таким образом, двойственный характер источников МЧП выражается в том, что к ним относятся как национально-правовые формы (внутреннее национальное законодательство, национальные обычаи), так и международно-правовые формы (международные договоры и международные обычаи).

В некоторых странах в качестве источника МЧП официально признан судебный прецедент. В РФ ни судебная и арбитражная практика, ни наука официально не признаются источником МЧП. Однако они играют большую роль в деле создания норм права, их толкования и правильного применения.

Некоторые авторы, на мой взгляд, необоснованно относят судебную и арбитражную практику и науку к источникам МЧП РФ. Более того, совершенно феерический список источников МЧП называет И.В. Гетьман-Павлова, относя к ним международное коммерческое право (lex mercatoria), доктрину (науку) права, аналогию права и аналогию закона, автономию воли сторон, общие принципы права цивилизованных народов. Всё это свидетельствует о неоднозначном понимании термина источник права различными авторами, что не даёт терминологической ясности и не способствует правильному и единообразному пониманию основных категорий права.

Правила международных перевозок (Конвенция КДПГ/CMR)

Понятие международного договора РФ и его соотношение с национальным законодательством. Определение международного договора дано в ФЗ РФ «О международных договорах Российской Федерации».Это определение соответствует определениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г.

Сторонами международных договоров выступают только субъекты международного права. В соответствии с Венской конвенцией 1969 года, «каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры».[1] В свою очередь, правоспособность международной организации заключать договоры «регулируется правилами этой организации». [2]

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Цель обычно определяется в преамбуле либо в первых статьях договора.

по кругу участников
  • двусторонние (то есть договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой — несколько);
  • многосторонние
    • с неограниченным числом участников (универсальные, общие).
    • с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные).
по возможности присоединения других участников
  • закрытые (то есть договоры, участие в которых зависит от согласия их участников);
  • открытые (то есть договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств).
по объекту
  • договоры по политическим вопросам
  • договоры по правовым вопросам
  • договоры по экономическим вопросам
  • договоры по гуманитарным вопросам
  • договоры в области безопасности и т. д.
по форме договора
  • письменные
  • устные
по времени действия
  • бессрочные
  • срочные
  • краткосрочные
по пространству действия
  • региональные
  • универсальные

Общая характеристика международного договора

РФ и Китай договорились о расширении режима упрощенного таможенного контроля

16.08.2015

Россия и Китай договорились увеличить с двух до пяти число пунктов пропуска, где будет реализовываться проект «Взаимное признание результатов таможенного контроля».

В связке рубль–юань доллар становится лишним

14.07.2015

Резкое падение российского рубля в декабре 2014 года привело к тому, что многие компании-импортеры потеряли значительные денежные средства на своих контрактах.О том, что сегодня российский валютный

Доставка оборудования из Китая, поиск производителей.

11.07.2015

Наша компания осуществляет доставку оборудования из Китая. Также возможны регулярные поставки оборудования из Китая от производителя.


  • Разное
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция
  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

Применение правил международного договора в автомобильных перевозках

    Одним из основных видов коммерческих контрактов международного плана является договор международной купли-продажи. Движимое материальное имущество – предмет договора. Существуют унифицированные материально-правовые нормы, которые применяются в мире для регулирования торговых операций.

    Главным правовым документом с регламентом купли-продажи в торговом обороте международного масштаба является Венская конвенция 1980 года. Те отношения, которые конвенцией не урегулированы, оформляются по договоренности сторон на основании обычаев, которые хорошо известны и применимы в договорных отношениях подобного рода. То, что не учтено в конвенции, восполняется при применении:

    • общих принципов конвенции;
    • прав, применимых в силу норм МЧП.

    Венская конвенция применяется при заключении международных договоров купли-продажи товаров, производящихся на предприятиях разных стран. То, что коммерческие предприятия находятся в разных государствах не имеет значения, если это не отмечено в договоре, либо при деловом взаимодействии. Конвенция применяется вне зависимости от национальной принадлежности сторон, их гражданского или правового статуса, а также гражданского или торгового характера договора. В ст. 2 размещен список тех видов купли-продажи, к которым документ не может быть применен: купля-продажа товаров для личного пользования, ценных бумаг, акций, денег, водных и воздушных судов, электрической энергии.

    Конвенция определяет правила международных коммерческих отношений:

    • что подразумевается под договором международной купли-продажи;
    • как заключается договор между отсутствующими;
    • форма договора международной купли-продажи товаров;
    • права и обязанности продавца и покупателя;
    • ответственность сторон.
    Замечание 1

    Контракт международной купли-продажи между отсутствующими заключается в особом порядке. Он основан на «доктрине получени»: оферта вступает в силу после получения товара покупающей стороной. Договор считается заключенным с того момента, как вступил в силу акцепт оферты. Местом заключения контракта является место получения акцепта.

    Определение 1

    Понятие «оферта» определяется как предложение одному или нескольким лицам.

    Если такое предложение носит конкретный характер, то это говорит о намерениях оферента считать себя связанным обязательствами в случае акцепта. Выделяется отзывная и безотзывная оферта. В Венской конвенции определено право оферента отозвать оферту, также определено когда оферта утрачивает силу.

    Определение 2

    Акцепт – это заявление адресата оферты.

    Оферент получает согласие, следовательно, акцепт оферты вступает в силу. Для акцепта в конвенции утверждено течение срока. Оферент устанавливает срок, и в течение этого периода акцепт должен быть получен. Если срок оферентом не указан, то имеет силу разумный период, который определяется по фактическим обстоятельствам договора. Акцептом может считаться измененный документ, содержащий дополнительные или отличные сведения. Конвенция дает ответ на вопрос, в каких случаях это происходит. Также в конвенции дано понятие «встречная оферта».

    Требования к сделке в конвенции составлены с учетом международной практики, а она доказывает, что жесткие требования в форме договора здесь не эффективны. Договор купли-продажи может заключаться как письменно, так и устно. Доказательствами факта договоренности могут выступать любые средства. Конвенцией закреплены «правила о заявлении». Это означает, что государство может потребовать соблюдения письменной формы, так как она предусмотрена национальным законодательством, а одна из сторон контракта расположена на территории этого государства. Это положение носит императивный характер.

    Товар должен быть соотнесен с требованиями контракта. Товар может быть признан не соответствующим условиям контракта в случаях, когда:

    • товар непригоден для целей, в которых используется;
    • товар непригоден для определенной цели, которая была освещена в договоре;
    • товар не соответствует образцу;
    • товар не имеет надлежащей упаковки.

    Покупающая сторона должна известить об этом продавца в течение разумного срока.

    Замечание 2

    В конвенции не рассматривается вопрос о переходе права собственности от продавца к покупателю. Такие вопросы решаются сторонами самостоятельно.

    Конвенция подробно рассматривает момент перехода риска случайного уничтожения или повреждения товара, юридические последствия перехода риска. Современное право использует такой переход. Инкотермс тоже не учитывает момент перехода права собственности, но скрупулезно прописывает момент перехода риска.

    Довольно много серьезных аспектов договора купли-продажи осталось за границами действия конвенции. Нерешенными остались вопросы:

    • действительности договора;
    • ответственности продавца за причинение здоровья или смерть, которые наступили вследствие использования товара;
    • заключения договора через агента;
    • использования стандартных условий договора сторонами;
    • контроля государства экспорта и импорта определенных типов товаров.

    В конвенции есть обращения, которые напрямую обращены к национальному законодательству:

    • договорные требования;
    • получение судебного решения об исполнении обязательств в натуре;
    • договорные отношения без указания цены (прямого или косвенного).

    Если вопрос не урегулирован в конвенции, он решается по общим принципам, на которых базируется конвенция.

    К общим принципам относятся:

    • свобода договора;
    • диспозитивность положения конвенции;
    • добросовестное отношение к международной торговле;
    • презумпция действия торгового обычая;
    • устойчивые взаимоотношения сторон;
    • добросовестное взаимодействие при исполнении обязательств;
    • разумность;
    • требование исполнения обязательств с приоритетом эквивалентного возмещения;
    • разделение существенных и несущественных нарушений.

    Для восполнения пробелов Венской конвенции, можно использовать Принципы УНИДРУА. Они обусловлены различиями правовых систем государств. Принципы значительно облегчают задачу судей при определении критериев толкования Венской конвенции. Многие ситуации интересны. Например, когда оферта и акцепт имеют типовые бланки. Бланки имеют стандартные условия, которые различаются у многих стран. Появляется вопрос: заключен ли договор, если да, то по каким типовым условиям? Когда готовился проект Венской конвенции, вносились предложения, чтобы согласованными считались те условия, которые совпадают по существу в той и другой проформе. А те условия, которые абсолютно несовместимы не должны быть частью договора. Но в Венскую конвенцию это правило не вошло. Конвенция гласит о том, что если есть разночтения в условиях, которые существенно не меняют оферту, то главенствующими условиями становятся условия подтверждения заказа, если оферент в указанные сроки не представил возражения. Если имеются разночтения по типовым условиям, следует считать, что заключения договора не происходило.

    Принципы УНИДРУА подробным образом разъясняют ситуацию использования стандартных условий договора.

    Определение 3

    Стандартные условия – это условия для многократного использования, которые применяются без переговоров между сторонами. Используя стандартные условия, стороны придерживаются общих норм Принципов УНИДРУА.

    Если у сторон есть соглашение помимо стандартных условий, договор заключается на основе согласованных условий. Противоречащие условия исключают друг друга. Суд определяет наиболее справедливые условия и подходящие к ситуации взамен исключенных.

    Определение 4

    Венская конвенция – это компромисс между континентальной и англосаксонской системами права. Может быть поэтому ее нормы не до конца последовательны.

    Вопросы исков Венская конвенция тоже не регулирует. Исковую давность регламентирует Нью-Йоркская конвенция ООН «Об исковой давности в международной купле-продаже товаров». Она была написана в 1974 году, в 1980 г. дополнялась. Нью-Йоркская конвенция применяется при поиске коммерческих предприятий на территории различных государств. Нормы конвенции диспозитивного характера. Сроком исковой давности считается четырехгодичный период. Как только возникает право на иск, начинается срок исковой давности. Право на иск появляется при нарушении договорных обязательств в день, когда имело место нарушение. Право на иск по причине несоответствия товара возникает в день фактической передачи товара. Когда срок исковой давности истекает, стороны не могут предъявить требования друг другу.

    Участниками Нью-Йоркской конвенции являются 30 государств. Некоторые государства обозначили, что нормы конвенции не применяются к контрактам предприятий государств, не участвующих в конвенции. Большинство государств таких условий не выдвинуло.

    Конвенция может применяться к контрактам предприятий государств, не участвующих в конвенции, если применимым правом является законодательство государства. Россия в Нью-Йоркской конвенции участия не принимает, но российский суд руководствуется нормами конвенции при рассмотрении исков.

    Толкование международных договоров: принципы, виды и способы толкования

    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила административного судопроизводства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, применяются правила договора. 3. Предусмотренные настоящим Кодексом общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных настоящим Кодексом.

    4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

    В соответствии с указанным постановлением Россия в порядке исключения вправе отступить от исполнения возлагаемых на нее обязательств, если такое отступление является единственным возможным способом избежать нарушения основополагающих конституционных принципов. Следовательно, согласно позиции Конституционного суда, Конвенция о защите прав и свобод человека подлежит реализации лишь с учетом верховенства Конституции.

    Не противоречит ли постановление Конституционного суда российской Конституции?

    Решение не противоречит Конституции. Девятнадцать лет назад, в феврале 1996 года, Российская Федерация подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

    Ключевые слова: источники уголовного права, общепризнанные принципы и нормы права, бланкетные нормы.

    On the sources of criminal law Mayorovа Elena Ivanovna distinguished research fellow at the Research Institute of Russia’s Ministry of Home Affairs, PhD (Law), Associate Professor, Moscow, Russia Abstract: On the basis of analysis of the norms of the Criminal Code of the Russian Federation, the Satversme of the Russian Federation, as well as international legal acts reveal Vaeth the sources of criminal law, concludes that it is necessary to consider the sources -sti in the narrow and broad sense.

    Это публично-правовые акты, сторонами которых являются суверенные государства. Международный договор – источник международного права и его нормы адресованы к государствам – участникам таких отношений.

    Соотношение международных договоров и российского национального законодательства определено в п.4 ст.15 Конституции РФ (см. тему 1) и сводится к следующему:

    1. Международные договоры РФ входят в национальную правовую систему РФ;
    2. Международные договоры имеют приоритетное значение в применении перед нормами национального законодательства.

    Соответствующие правила содержатся и в отраслевом законодательстве (ст. 7 ГК РФ, ст.6 СК РФ).

    В федеральном законе «О международных договорах РФ» определены порядок и правовые формы присоединения России к международным договорам. Согласие России на обязательность для неё международного договора может быть выражено в форме федерального закона. Например, ФЗ о ратификации принимается, если исполнение договора требует изменения действующих или принятия новых законов или договор устанавливает иные правила, чем предусмотрены законом, и в некоторых др. случаях (п.1 ст. 15 ФЗ). Такое согласие может быть выражено также в форме Указа Президента или постановления Правительства РФ. Все эти акты являются теми формами, с помощью которых международный договор вводится в правовую систему России и становится обязательным для применения внутри государства.

      Перед тем, как рассмотреть вопросы относительно международных договоров, необходимо дать определение соответствующим понятиям.

      Определение 1

      Международным договором называется соглашение, заключаемое между отдельными государствами или иными участниками международного права. Положения такого договора регулируются нормами международного права и опираются на его основополагающие принципы.

      Нормы международного права – это общепринятые и обязательные для всех правила, которыми руководствуются государства (или иные участники международного права) в любых правоотношениях, содержащих иностранный элемент. Как любые другие правовые нормы, нормы международного права подлежат выполнению как добровольно, так и при необходимости принудительно

      Международный договор подлежит детальной разработке и проходит в процессе создания два этапа:

      • обсуждение и согласование позиций государств по обсуждаемой договорной норме;
      • достижение соглашения между государствами по вопросу признания рассматриваемой нормы обязательной для исполнения участниками договора.

      В отрасли международного права по сфере влияния выделяют международное публичное право и международное частное право.

      Международное частное право (МЧП) представлено правовыми нормами, регулирующими гражданские, трудовые, предпринимательские и иные правовые отношения частного характера (имущественные и неимущественные), содержащие иностранный элемент. Субъектами здесь могут выступать как физические, так и юридические лица, а правовое регулирование норм носит диспозитивный характер.

      Международное публичное право (МПП) содержит в себе правовые нормы межгосударственного взаимодействия, взаимодействия между международными организациями различного рода и иными субъектами международных отношений. Правовое регулирование норм МПП носит императивный характер.

      Оба направления имеют один и тот же источник правового регулирования и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Основные конвенции и соглашения международного публичного права, так или иначе, регламентируют частноправовые отношения, и их положения обращены к правоприменительным органам государств, физическим и юридическим лицам, однако юридическую ответственность по обязательствам в итоге несет государство.

      Международные договоры можно классифицировать по нескольким признакам:

      1. по субъектам договора:
        1. межгосударственные;
        2. межправительственные;
        3. межведомственные;
      2. по числу субъектов:
        1. двусторонние;
        2. многосторонние;
      3. по степени открытости:
        1. открытые (участниками могут быть любые государства);
        2. закрытые (на участие в таком договоре требуется согласие всех уже существующих участников);
      4. по объекту регулирования:
        1. экономические;
        2. научно-технические и пр.

      Внедрение норм международных договоров в правовую систему отдельного государства имеет свои особенности:

      1. Международным правовым нормам свойственна дуальность: изначально они обладают всеми свойствами международного права и одновременно с этим в рамках национального законодательства служат внутренними нормами.
      2. Международные нормы не являются национальными нормами права, но это не лишает их способности быть регулятором внутренних правоотношений.
      3. В общем смысле, норма, закрепленная в международном договоре, не есть норма как таковая, а предпосылка для придания ей юридической силы волей государства.

      В международных договорах как источниках международного права по большей части содержатся самоисполнимые нормы (нормы прямого действия), т.е. содержащие точные, конкретные предписания. В таком случае, чтобы реализовать международный договор на практике во внутреннем праве, необходимо его подписать и ратифицировать. Международные договора международного частного права также устанавливают перед государством обязательства общего характера (например, внести изменения во внутреннее законодательство).

      Замечание 1

      При этом, как было отмечено выше, положения международных договоров обращены непосредственно к субъектам гражданских правоотношений, т.е. практически возможно применение норм международного договора напрямую, непосредственно в судебной практике.

      Если международный договор официально был опубликован в РФ и не предполагает издания внутригосударственных актов, его положения могут применяться в РФ непосредственно. В других случаях международный договор сопровождает соответствующий внутригосударственный нормативный акт. Таким образом, возможна ситуация, когда одновременно будут применимы договорная норма и национальная: договорная норма находится в приоритете (Конституция РФ, ст.15, п.4).

      Международные договоры всегда остаются элементом международного права, не становясь актом внутреннего законодательства. Международные договоры МЧП имеют целью сформировать единую унифицированную схему регулирования имущественных и неимущественных отношений. В общем, можно говорить о том, что реализация международных норм через внутреннее законодательство выражает не только волю самого государства по рассматриваемому вопросу, но и согласованную волю иных государств.

      Основная часть международных договоров устанавливает необходимость обращения к нормам национального права в отношении вопросов, не регулируемых этим договором. В этом случае национальное право и его коллизионные нормы выполняют важную функцию субсидиарного статута, дополняя международный договор регулированием нерассмотренных в нем вопросов.

      Замечание 2

      Все международные договоры в сфере МЧП представляют собой элементы отдельной системы. Чаще всего такие договора являются двусторонними (договоры о торговле, консульские конвенции и пр.). Ключевое значение для межгосударственного сотрудничества имеют международные договоры, закрепляющие единообразие правового регулирования на общемировом уровне. В ХХ веке начались попытки по созданию универсального кодифицирования в сфере международного права и продолжаются по сей день.

      На сегодняшний момент существует несколько конвенций, содержащих нормы для регулирования почти всех направлений международного частного права (Венская, Брюссельская, Гаагская, Женевская конвенции). Разработаны, заключены и вступили в действие соглашения на тему защиты иностранных инвестиций, внешнеторговых сделок, защиты прав интеллектуальной собственности и пр. Однако большинство этих соглашений имеют недостаточно представительский характер – участвует недостаточное количество субъектов. Есть и такие универсальные международные договора, которые, не набрав достаточное число участников, так и не вступили в силу.

      Уникальный опыт демонстрирует универсальное международное соглашение регионального характера – успешно действующая Конвенция о международном праве (20.02.1928 г., Гавана), называемая Кодекс Бустаманте. Участниками этой конвенции являются государства Центральной и Южной Америки. Этот Кодекс является на сегодняшний момент единственной в своем роде полномасштабной кодификацией коллизионных унифицированных норм, на которые опирается судебная практика стран-участников. Помимо этого, в 60-х годах впервые был проведен (и проводится по сей день) Международный Симпозиум по Кодексу Бустаманте, участники которого – правительства ряда государств из разных регионов (Египет, Польша, Австрия и пр.)

      Тенденцией настоящего времени является повышение значимости международных договоров в качестве источника международного частного права. Многие европейские страны (Бельгия, Польша, Эстония и др.) «идут по пути наименьшего сопротивления» и для регулирования отраслей МЧП используют отсылки к соответствующим коллизионным нормам международного права.

      Гражданский Кодекс Российской Федерации в статье 1186 (п.3) содержит правило, которое исключает реализацию коллизионных норм, если возникшее правоотношение регулируется непосредственно международным договором. Эта особенность законодательства создает затруднения для процесса правоприменения: необходимо точно знать, какие международные договоры входят в правовую систему Российской Федерации; какие оговорки имеют юридические последствия. Государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями, могут издавать дополнитель��ые акты. Но подобные акты являются единичными случаями и не могут стать правовой основой для других органов.

      ВВЕДЕНИЕ 3

      1. Международный договор в системе источников международного

      частного права

      4

      1.1. Международные договоры Украины 4

        1. Объекты интеллектуальной собственности в определениях норм

      Разумеется, это крайне несостоятельное утверждение для специалиста в области права. Поэтому законы Союза имеют приоритет над законами РСФСР и РФ, это положение незыблемо, вне зависимости от того признаем мы принятие Конституции РФ в 93 году или не признаем, поскольку статьей 15 Конституции РФ устанавливается приоритет норм международного права и международного договора, а Союзный Договор для РФ именно международный. Что и снимает проблему легальности РФ.

      Утверждение обратного приводит к несовместимому с юридическим существованием РФ выводу, о том, что это иностранное, по отношению к СССР, государство, незаконно (с грубыми нарушениями законов) и нелегитимно (вопреки воле народа) образованное на территории СССР, а его госслужащие являются служащими иностраного государства, без всяких на то правовых оснований захватившими управление на территории РСФСР (парламентской РФ).

      Никакого правопреемства тут не возникает, тк не имело места прекращение СССР или прекращение РФ, существовавшей на момент голосования за проект новой Конституции 12 декабря 1993 года. Обращаю так же внимание на заключение Конституционного Суда РФ о недействительности Указа Президента РСФСР Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе…», согласно которому следует вывод, что вопрос о проекте новой Конституции РФ был поставлен на голосование неуполномоченным лицом и был отвергнут участниками голосования. (Списочный состав участников по официальным данным ЦИК РФ — 106 170 835 чел., для принятия проекта новой Конституции требовалось более половины голосов, а подано за лишь 32 937 630, что составляет менее трети голосов)

      Что же касается бытующих расхожих ссылок на то, что Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 марта 1996 г. № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР», отражает лишь гражданскую и политическую позицию депутатов, то довод неотносим к делу, поскольку недействительность ничтожной сделки* не порождается самим постановлением Госдумы, а лишь правомерно и верно констатируется — признается. И подтверждается, что для Российской Федерации — России юридическую силу результаты референдума СССР по вопросу о сохранении Союза ССР, состоявшегося на территории РСФСР 17 марта 1991 года, имеют.

      * Никакого утверждения Съездом народных депутатов РСФСР (РФ) названого Беловежского соглашения не имеется. В компетенцию Президента РСФСР такое полномочие не входит (Статья 121-5 К. РСФСР), равно как и в полномочия Верховного Совета РСФСР (ст. 109 К.РФ).

      Соглашение о расторжении договора и заключении нового договора является сделкой, как известно, а сделка с нарушением закона — ничтожна.

      Прежде чем рассматривать конкретные формулировки, определим, какие задачи решает контракт на поставку импортного товара.

      Первое, что приходит на ум, это формализация условий сделки и защита в случае невыполнения обязательств другой стороной, в том числе в суде. Разумеется, данная цель — первая и основная.

      Но не единственная!

      Помимо наших экономических отношений с поставщиком, контракт будет самым тщательным образом прочитан ещё как минимум дважды:

      • банком для перевода платежа за границу;
      • таможней в момент выпуска.

      Банк осуществляет контроль валютных платежей и потому очень придирчиво проверяет контракт. Ваш денежный перевод за границу не будет выполнен до приведения текста в полное соответствие с требованиями банка (и представлениям о прекрасном конкретного инспектора ОВК).

      В отличие от банка, чьи претензии приведут максимум к задержке оплаты (вымотанные нервы не в счёт), риски на таможне гораздо серьёзнее. Выявление любых неточностей или расхождение с данными реальной поставки чревато отказом в выпуске товара по заявленной стоимости, что приведёт к значительным финансовым потерям (подробнее в этой статье).

      Для разовой поставки лучше всего подойдёт контракт, в явном виде фиксирующий все параметры сделки: товар, цену, сроки, порядок оплаты и т.п. Его преимущество в компактности и удобстве анализа.

      Однако если же вы планируете регулярные поставки, то однозначно нужно выбирать «рамочный» контракт ВЭД. Он содержит общие условия сотрудничества, а параметры каждой отдельной поставки согласовываются в приложениях, обычно, спецификациях. Такой способ оправдан с точки зрения таможенного оформления импорта, особенно если вы везёте товар ниже риска. Единожды подтвердив цены на таможне, все остальные поставки по контракту будут выпускаться практически «на автомате».

      Что должно быть обязательно упомянуто в тексте?

      Ниже советы по составлению контракта. Они приведены в той же последовательности, как обычно идут в тексте договора. А конкретные формулировки смотрите в образце внешнеторгового контракта.

      Всё банально и скучно: номер и дата контракта, место подписания, наименование сторон и их дальнейшее именование в тексте: «Поставщик», «Покупатель», вместе «Стороны»…

      Но есть и нюансы:

      • Позаботьтесь о том, чтобы в шапке контракта фигурировало название поставщика, написанное на языке его страны нахождения и укажите дополнительный уникальный идентификатор компании — аналог ИНН/ОГРН для российских фирм (например, в Китае это номер бизнес-лицензии). В случае судебного разбирательства это исключит любые инсинуации, связанные с установлением ответчика;
      • Номер и дата для внешнеторгового контракта являются де-факто обязательными реквизитами;
      • Если по контракту будет приобретаться заранее известный товар, то необходимо явно прописать его, хотя бы товарную группу. Формулировку последней лучше всего выбирать с оглядкой на ТН ВЭД;
      • Желательно явно прописать, что закупаемый товар предназначен для ввоза на территорию РФ и его дальнейшее планируемое использование — в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным потреблением. Такая формулировка проясняет некоторые аспекты таможенного оформления импорта.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *