- Налоговое право

Росстат количество негосударственных пенсионных фондов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Росстат количество негосударственных пенсионных фондов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» на 01.01.2019. Рейтинг финансовой надежности негосударственного пенсионного фонда представляет собой мнение кредитного рейтингового агентства «Эксперт РА» о возможности полного и своевременного выполнения фондом своих текущих и будущих обязательств по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования

Название Рейтинг Дата актуализации Прогноз
АО «НПФ «НЕФТЕГАРАНТ» ruAA+ 02.11.2018 Развивающийся
Алмазная осень ruAA 04.06.2018 Стабильный
НПФ «Альянс» ruAA 29.03.2018 Стабильный
Атомгарант ruAA 27.06.2018 Стабильный
БОЛЬШОЙ ruAA- 21.02.2018 Стабильный
НПФ ВТБ Пенсионный фонд ruAAA 21.03.2018 Стабильный
ГАЗФОНД ruAAA 28.03.2018 Стабильный
Национальный НПФ ruAA 07.12.2018 Стабильный
НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления ruAAA 06.06.2018 Стабильный
АО НПФ «Ренессанс пенсии» ruAA- 28.03.2018 Стабильный
НПФ Сбербанка ruAAA 12.12.2018 Стабильный
НПФ «Социум» ruAA- 15.10.2018 Стабильный
АО «НПФ «Сургутнефтегаз» ruAA 16.08.2018 Стабильный
Ханты-Мансийский НПФ ruBBB- 31.07.2018 Стабильный

Статистика и рейтинг НПФ в 2020 году в России по надежности и доходности

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) помогают копить деньги на достойную старость. Вы или ваш работодатель делаете в них отчисления, а фонды инвестируют эти средства, чтобы они не обесценивались со временем. Когда вы выходите на заслуженный отдых, эти сбережения начинают постепенно выплачивать вам в виде пенсии.

НПФ может помочь вам увеличить пенсию двумя способами:

  1. С 2002 по 2013 год часть обязательных пенсионных отчислений работодателей шла не на общий счет Пенсионного фонда России (ПФР), а на индивидуальные пенсионные счета сотрудников. Эти суммы можно оставить там же, в ПФР (они все равно останутся персональными), а можно перевести в один из НПФ. Эти индивидуальные счета можно пополнять самостоятельно — тогда государственная пенсия будет больше. Подробнее об этом можно прочитать в статье про роль НПФ в обязательном пенсионном страховании (ОПС).

    Начните с расчета личного пенсионного плана.

    Василий рассудил, что он хотел бы получать на пенсии 30 000 рублей в месяц. На пенсию он выйдет примерно через 30 лет и, согласно хладнокровной статистике, проживет после этого еще около 20 лет (это называют сроком дожития).

    Предположим, что страховая часть государственной пенсии Василия составит 13 000, и ему надо добавлять к этим деньгам еще по 17 000 рублей ежемесячно, чтобы в итоге получалось 30 000 рублей. На 20 лет ему нужно накопить как минимум 4 000 000 рублей (17 000 х 12 месяцев x 20 лет). И если поделить эту сумму на количество месяцев до пенсии (4 000 000 рублей / 30 лет будущего трудового стажа / 12 месяцев), то получается, что Василию нужно откладывать около 11 000 рублей в месяц.

    Такой грубый расчет не учитывает инфляцию. Через 30 лет на 30 000 рублей Василий сможет позволить себе меньше, чем сегодня. Именно поэтому он должен не просто складывать деньги в конверт, а постараться сделать так, чтобы они приносили доход, опережающий инфляцию.

    1. Рассчитайте, по примеру Василия, какую пенсию вы хотите получать в будущем и сколько вам нужно для этого откладывать ежемесячно. Вы можете сами выбрать, как часто будете делать взносы, и определиться с суммой платежа (впрочем, нижняя планка у НПФ обычно есть — например, не менее 500 рублей). Через несколько лет, возможно, план нужно будет подкорректировать на величину инфляции или на случай, если ваши аппетиты возрастут.
    2. Выберите НПФ и выясните все условия.
      • Решите, какой вариант пенсии вам больше подходит: пожизненная или в течение какого-то срока, скажем 20 лет. Можно выбрать комбинированный вариант — с разовой выплатой какой-то крупной суммы сразу после выхода на пенсию.
      • Как правило, договор с НПФ заключается на весь период накопления и выплаты пенсии. Обязательно выясните, что будет, если вы захотите его расторгнуть раньше. Возможно, средства вам вернут без учета инвестиционного дохода или даже меньше, чем вы внесли.
      • Узнайте, можно ли передать накопления по наследству. И получат ли что-то наследники, если вам уже начнут выплачивать пенсию.
      • Инфляция в последние годы сильно замедлилась, но нулевой она быть не должна в любом случае. А потому стоит выяснить, будет ли фонд индексировать вам пенсию, когда вы уже начнете ее получать, и в каком размере.
      • Инвестиции — всегда риск. Но некоторые фонды берут на себя обязательства начислять вам доход в любых обстоятельствах, даже если вложения оказались совершенно неудачными и не принесли никакой прибыли. Узнайте, будет ли это делать ваш фонд.
    3. Заключите с НПФ договор, если вас все устроило. Некоторые фонды предлагают заключить договор онлайн — это удобно и быстро.
      Зато лично, в офисе фонда, вы сможете задать вопросы, которые не удалось выяснить самостоятельно, уточнить у сотрудников непонятные моменты договора.
    4. Начинайте делать отчисления. Их можно делать онлайн, например через личный кабинет банка, через банкоматы, отделения банков, можно даже настроить ежемесячные отчисления по месту работы — все зависит от условий конкретного НПФ.
    5. Спустя положенное количество лет получайте дополнительную пенсию. Как и государственную, ее можно начать получать, достигнув пенсионного возраста. Но в договоре с фондом могут быть прописаны и другие условия для начала выплаты дополнительной пенсии.

    Чтобы вложения в НПФ были более выгодными, ежегодно оформляйте налоговый вычет с уплаченных взносов — это еще один плюс добровольных отчислений в НПФ. Правда, вернуть вы можете максимум 15 600 рублей в год, потому что вычет рассчитывают с суммы, не превышающей 120 000 рублей.

    Договор с НПФ — это не пожизненный контракт. Фонд можно сменить в поисках большего дохода или из опасений за устойчивость своего НПФ. Правила смены фонда по обязательному государственному пенсионному страхованию едины и определены законом. А по добровольным пенсиям — прописаны в договоре с конкретным фондом. И эти условия выхода из личного пенсионного плана стоит заранее внимательно изучить.

    Во всем мире НПФ — главный источник «длинных денег» для экономики. Поскольку контракты с ними рассчитаны на много лет, фонды могут инвестировать средства в долгосрочные проекты с повышенной доходностью.

    Но у этого есть и оборотная сторона: если вы хотите забрать деньги до окончания договора, фонд может получить убытки. Поэтому все НПФ заранее оговаривают порядок расчета выкупной суммы, то есть денег, которые вам вернут, если вы захотите выйти из пенсионного плана раньше времени.

    Вы можете остаться без инвестиционного дохода за несколько лет или вообще за все время. А иногда вы получите даже меньше, чем внесли. Такие детали надо выяснять заранее.

    Для начала, необходимо разобраться что такое накопительная часть пенсии, где конкретно происходят накопления и в каких размерах отчисляются.

    Накопление определенной части пенсии применимо для граждан, которые родились до 1967 года включительно. Условием накопления является принятие ими добровольного решения о таких отчислениях, с уведомлением ПФР РФ.

    Отчислению подлежат шесть процентов. При этом гражданин сам выбирает в какую организацию будут перечисляться средства. Это зависит о того, каким способом планируется приумножить такие накопления.

    Кто может стать страховщиком ваших накоплений и как сменить страховщика – вся информация на картинке:

    Не так уж редки случаи, когда люди умирают, не дожив до выхода на пенсию – по причине болезни, несчастного случая или иным другим. Что тогда происходит с деньгами, которые страхователь отчислял всю свою трудовую жизнь? Могут ли снять накопительную пенсию досрочно родственники умершего? Ведь у них возникает множество трат, и эти деньги лишними не будут.

    Да, могут, но закон устанавливает определенные условия. Фактически, такие денежные средства являются наследством, которое оставляет умерший. Как же в этом случае определить сколько может снять каждый из наследников, если их несколько? Возможно, сам наследодатель не желал получения этих денег одним из наследников.

    Поэтому, законом установлено требование – еще при жизни застрахованное лицо должно сделать распоряжения на случай своей смерти относительно таких средств. Нужно подать письменное заявление в организацию, где размещены средства. В нем указать круг лиц, которым должны выплачиваться накопления и долю каждого.

    Конечно, мало кто ожидает смерти, если только не продолжительная болезнь, потому закон предусматривает процедуру выплаты, если заявления нет. Накопления выплатят наследникам двух первых очередей в равных долях.

    Но накопления будут выплачены только в случаях:

    • выплаты еще не были установлены умершему;
    • выплаты установлены, но есть невыплаченный остаток;
    • выплата должна быть единовременной, но сумма не выплачена.

    Важно: при установлении бессрочной выплаты умершему, правопреемникам выплаты не производятся.

    Государство предоставило право гражданам самостоятельно определять, в каком фонде должна формироваться накопительная часть пенсии. На финансовом рынке достаточно много организаций, которые окажут услугу по размещению средств граждан, с целью формирования пенсии. Но все они имеют договор доверительного управления пенсионными накоплениями с ПФР РФ и контролируются им.

    Если выбран негосударственный фонд, это не значит, что денежные средства нельзя перемещать. У граждан есть возможность переводить их из НПФ в ПФР и обратно, а также, доверить управление средствами финансовой УК.

    Существует устойчивое мнение, что размещение в частном фонде даёт право на обналичивание пенсионных накоплений в любой момент. Это не так. Как и в случае с государственным фондом, договор на размещение является условным. Значит, чтобы забрать деньги нужно дождаться наступления события или факта. И сам факт наступления придется подтвердить документально.

    Как же вывести накопления, если они доверены частной организации? Рассмотрим, например, как снять деньги с НПФ Сбербанка.

    Официальный сайт Сбербанка содержит информацию о том, как можно забрать деньги накопительной части пенсии и по каким основаниям:

    • накопления должны быть размещены в НПФ на момент подачи заявления;
    • наступление возраста выхода на пенсию;
    • заявителем на получение средств является наследник лица, разместившего средства в НПФ;
    • наступление события, которое является страховым случаем и закон предусматривает его в качестве основания для досрочного получения пенсионных выплат: получение группы инвалидности, потеря кормильца, получение статуса многодетности и другие;
    • пенсионер относится к льготной категории.

    В НПФ обращаются с заявлением, к которому прикладывают необходимые документы. В том числе, и подтверждающие наступление факта, являющегося основанием для досрочного расторжения договора. Каждый такой случай индивидуален, поэтому лучше проконсультироваться со специалистом НПФ.

    Однако, нужно помнить, что частные фонды связаны теми же требованиями закона, что и ПФР РФ.

    При достижении определенных условий и наличии необходимого пакета документов, нужно обратиться с заявлением о перечислениях. В зависимости от выбранного способа выплат, расчет суммы ежемесячного платежа производят по формулам. Но, точную сумму может назвать только специалист фонда.

    После того, как выплаты согласованы и одобрены, определен их размер, перечисление начинается именно со дня подачи заявления. Поэтому в организации лучше потребовать копию документа с входящим номером и печатью.

    Как правило, для накопительной части выплачиваемых пособий, размер определяют просто: вся сумма делится на равные части, а далее все зависит от выбранного варианта выплат. Накопительная часть не подлежит налогообложению.

    Как рассчитать размер накопительной части пенсии, смотрите на картинке:

    Рейтинг негосударственных пенсионных фондов (НПФ) России

    Одиночное плавание

    Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовило первый рейтинг негосударственных пенсионных фондов России

    Рейтинг негосударственных пенсионных фондов (НПФ) России

    Я советую просто принять к сведению расчеты и выбрать собственную пенсионную стратегию. Честно говоря, не знаю, стоит ли менять ПФР на НПФ или наоборот. Результаты за последние восемь лет не означают, что дальше тенденции не изменятся. А может, вообще все накопления отберут и поделят. Уж точно не стоит бездумно ломиться туда, где лучше результаты, просто потому, что Т—Ж об этом написал.

    Пускать на самотек тоже опасно. Например, если накопительный компонент разморозят, у молчунов он все равно уже не будет расти за счет взносов работодателя. Все их страховые взносы и дальше пойдут на формирование страховой пенсии. Такое решение приняли в 2013 году: тех, кто за 2014—2015 годы или ранее не распорядился пенсионными накоплениями, фактически исключили из накопительной пенсионной системы. Мол, не хотели — сами виноваты. Правда, сейчас разницы нет: накопительный компонент за счет взносов не пополняется ни у кого. Но если опять будут что-то отменять или отнимать, молчуны окажутся в группе наибольшего риска.

    У нас несколько вариантов накопить себе на старость.

    Обязательный только один — обязательное пенсионное страхование. В рамках ОПС формируется накопительная пенсия. Взносы на нее делает работодатель, а вы могли участвовать в софинансировании, можете делать дополнительные взносы или пополнять за счет материнского капитала.

    Эта статья рассказывает о программах негосударственного пенсионного обеспечения — НПО. Их предлагают негосударственные пенсионные фонды.

    Страховые компании предлагают похожий продукт: добровольное пенсионное страхование. Здесь будут другие плюсы и минусы. Например, нельзя прекращать взносы, а в случае смерти страховая не всегда делает выплату родственникам.

    Банки тоже предлагают долгосрочные пенсионные вклады.

    Если вы делаете добровольные взносы по пенсионной программе, но находите противоречия с текстом статьи — проверьте, возможно, у вас не НПО.

    31 (121) — 2012

    Пенсионное обеспечение

    УДК 336.6

    ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ

    Н. А. ИСТОМИНА,

    кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Е-mail: [email protected] ш П. В. КАШИНСКАЯ, ассистент кафедры государственных и муниципальных финансов Е-mail: [email protected]Ыer. ги Уральский государственный экономический университет

    Реформирование пенсионной системы Российской Федерации обусловило значительное повышение роли негосударственных пенсионных фондов как институтов, обеспечивающих управление пенсионными накоплениями граждан. В статье представлены основные тенденции развития негосударственных пенсионных фондов за последнее десятилетие, описаны наиболее важные результаты и дана характеристика перспектив их развития.

    Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, тенденция, развитие, пенсия, пенсионные накопления.

    Развитие пенсионной системы России в последнее десятилетие было основано на сочетании распределительного и накопительного элементов. Развитие накопительного компонента системы позволило приблизить пенсионную систему России к пенсионным системам большинства развитых стран, в которых государство решает вопросы обеспечения пенсионеров минимально гарантированными пенсиями, а частные пенсионные системы

    обеспечивают накопление трудовых и профессиональных пенсий, зависящих от заработка человека, и достойный размер пенсии (в совокупности с государственными институтами).

    Для пенсионной системы РФ 2012 г. является знаменательным — в этом году исполняется 10 лет с начала пенсионной реформы в нашей стране. Федеральный закон от 17.12.2001 N° 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вступил в силу с 01.01.2002. В нем впервые был предусмотрен накопительный элемент в структуре трудовой пенсии по старости. Принятые впоследствии законы и нормативные акты дали старт управлению пенсионными накоплениями граждан, развитию системы институтов, участвующих в управлении пенсионными накоплениями и обеспечении пенсионных выплат населению.

    Задачу управления пенсионными накоплениями (формирования накопительных пенсий) в Российской Федерации решает система негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которая представлена 147 фондами, имеющими лицензию

    Пенсионное обеспечение

    31 (121) — 2012

    Таблица 1

    Основные финансово-экономические показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов в России за 2007—2011 гг. [4]

    Показатель 01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012

    Количество фондов 256 246 173 150 147

    Собственное имущество фондов, млн руб. 602 779,4 579 429,2 742 496,7 908 071,1 1 200 573,2

    Имущество для обеспечения уставной деятельности 96 431,7 579 400 742 500 101 037,3 99 182,2

    (ИОУД), млн руб.

    Пенсионные резервы, млн руб. 472 888,8 462 900 564 400 643 267,8 700 313,8

    Пенсионные накопления, млн руб. 26 504,6 35 541,1 77 168,3 295 750 393 786,2

    Численность участников фондов, тыс. чел. 6 746,3 6 746,3 6 756,9 6 609,1 6 595,9

    Численность застрахованных лиц, тыс. чел. 1 877,2 3 639,3 5 680,2 11 150 11 875,9

    Численность участников, получающих 1 026,2 1 131,4 1 358,3 1 358,3 1 470,9

    негосударственную пенсию, тыс. чел.

    Сумма пенсионных взносов за истекший год, млн руб. 56 397,2 58 913,1 60 012,3 63 402,1 61 215

    Сумма пенсионных выплат за истекший год, млн руб. 13 842,8 17 515,4 22 152,1 26 269,9 31 304,9

    на право деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

    В настоящее время негосударственные пенсионные фонды обслуживают свыше 15 млн граждан России. В негосударственных пенсионных фондах накопительную часть трудовой пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования формируют свыше 11,5 млн чел.

    В августе 2015 года Банк России аннулировал лицензии семи негосударственных пенсионных фондов (НПФ):

    • АО НПФ «Солнце. Жизнь. Пенсия» (бывший «Ренессанс Жизнь и Пенсии»);
    • АО НПФ «Адекта-Пенсия»;
    • НКО НПФ «Уралоборонзаводский»;
    • АО НПФ «Защита будущего»;
    • АО НПФ «Солнечное время» (бывший НПФ «Пенсионный фонд «Промышленно-строительного банка»);
    • АО НПФ «Сберегательный Фонд Солнечный берег» (бывший ЗАО НПФ «СберФонд РЕСО»);
    • АО НПФ «Сберегательный».

    В арбитражный суд направлены заявления о принудительной ликвидации данных фондов.

    C момента аннулирования лицензии договоры обязательного пенсионного страхования с фондами считаются прекращенными, а клиенты этих НПФ переходят в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Полученные от Банка России средства передаются ПФР в доверительное управление государственной управляющей компании «Внешэкономбанк», в «расширенный» портфель.

    Если негосударственные пенсионные фонды, потерявшие лицензию, не смогут компенсировать все суммы средств пенсионных накоплений, которые причитались гражданам, Центральный Банк России в соответствии с законодательством будет возмещать ПФР номинал страховых взносов. Инвестиционный доход при этом не компенсируется.

    Средства по состоянию на дату аннулирования лицензии фонда будут переданы в ПФР не позднее 30 октября 2015 года.

    За кампанию 2014 года в территориальные органы ПФР по Ивановской области поступило 26 заявлений о выборе в качестве страховщика одного из семи НПФ с аннулированной лицензией:

    • РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ И ПЕНСИИ –12;
    • СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ –3;
    • СБЕРФОНД РЕСО – 11.

    Уточнить, где на сегодняшний день формируются пенсионные накопления, клиенты этих фондов могут в территориальных органах ПФР, на сайте ПФР в «Личном кабинете застрахованного лица» или на портале госуслуг.

    Консультации по телефону «горячей линии» Отделения ПФР (4932) 31-24-47.

    УДК 369.5

    Т. В. Муравлева

    ВИДЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

    Настоящая статья, посвященная различным видам негосударственных пенсионных фондов в России, включает в себя рассмотрение отличительных особенностей их работы. Особое внимание в статье уделено корпоративным негосударственным пенсионным фондам и трансформации их деятельности на открытом пенсионном рынке. Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды, корпоративные фонды, пенсионный рынок.

    T.V. Muravieva

    TYPES OF NON-STATE PENSION FUNDS AND THEIR BEHAVIOR IN CURRENT SITUATION

    This article is about different types of non-state pension funds in Russia and looks at the peculiarities of their work. A special attention is paid to corporate non-state pension funds and transformation of their activity on the open pension market.

    The key words: pension fund, corporate pension fund, pension market.

    Все негосударственные пенсионные фонды (НПФ) по степени их открытости для работы со сторонними юридическими и физическими лицами делятся на закрытые и открытые. Наибольшее распространение на сегодняшний день в России получили именно закры-тые негосударственные пенсионные фонды, которые работают с определенным кругом вкладчиков, действующих в определенной сфере экономики. Это корпоративные и отраслевые негосударственные пенсионные фонды. То есть фонды, созданные для организации дополнительного пенсионного обеспечения определенной компании или отрасли. Корпоративные фонды -это пенсионные фонды, созданные на основе крупных отраслей. К числу отраслевых негосударственных пенсионных фондов можно отнести НПФ «Нефтегарант», «НПФ электроэнергетики», «Газфонд».

    Фонды, которые создаются по чисто корпоративному принципу — когда в какой-то отрасли несколько предприятий объединяются, чтобы для своих сотрудников сделать такой фонд, называются глобальными фондами, они пытаются объять отрасль. Примерами корпоративных фондов могут служить «Лукойл-Гарант», «Те-леком-Союз» и многие другие

    Почему они сегодня наиболее жизнеспособны и устойчивы? Им очень просто собрать статистику о тех профессиональных группах, которые они будут обеспечивать, обслуживать через свои отделы кадров, свои вычислительные центры и научно-исследовательские институты. Поэтому они всегда сами готовы профинансировать своих работников, знают всю статистику, все проблемы, которые связаны с людьми, с миграцией кадров именно в данной отрасли, с утечкой кадров, с пенсионными проблемами.

    Часть крупнейших корпоративных фондов на сегодняшний день не предусматривает доступ участников, не имеющих отношения к учредителю, а в остальных эта возможность хотя и декларируется, но на практике реализуется не очень эффективно. Такие фонды созданы для организации дополнительного пенсионного обеспечения работников тех отраслей, которые их учредили, и являются закрытыми для сторонних лиц. Корпорация (предприятие) обычно назначает несколько попечителей, которые отвечают за фонд. Предприятие

    подбирает и администрацию корпоративного фонда. Если фонды мелкие, они могут не иметь собственной администрации, а управляются специализированной административной компанией, которая предлагает свои услуги нескольким фондам.

    Наиболее мощные негосударственные пенсионные фонды сформированы финансово-промышленными группами и крупнейшими предприятиями топливно-энергетического комплекса. Из 53 негосударственных фондов 11 фондов относятся к этому комплексу. Доля пенсионных резервов в общем объеме пенсионных резервов, приходящаяся на эти фонды, составляет 66,13%, т.е. значительно больше половины (табл. 1).

    Они объединяют более половины всех участников корпоративных фондов как по программам негосударственного пенсионного обеспечения, так и программам обязательного пенсионного страхования. Так, по программам негосударственного пенсионного обеспечения одними из лидеров среди НПФ по количеству участников являются «НПФ электроэнергетики», который по состоянию на 1.01.08 объединяет 474,7 тыс. чел, что составляет 7,02% в общем количестве участников и НПФ «Лукойл-Гарант» — 264,5 тыс. чел., т.е. 3,91% в общем количестве участников.

    Эти же фонды занимают первые позиции в рейтингах НПФ по количеству застрахованных по обязательному пенсионному страхованию. Так, в «Лукойл-Гаран -те» количество застрахованных по состоянию на 1.01.08 составляет 329,3 тыс. чел, что составляет 17,54% в общем количестве застрахованных, а в «НПФ электроэнергетики» — 97,4 тыс чел., что составляет 5,19% в общем количестве застрахованных лиц. То есть на 2 фонда приходится четвертая часть всех застрахованных. Это весьма значительная часть. Финансовый потенциал этих фондов определяется как высоким уровнем оплаты труда в этих отраслях, так и мощной финансовой поддержкой головных компаний-учредителей.

    «Эксперт РА» — рейтинговое агентство на территории Восточной Европы и стран СНГ, ведущий аналитико-коммуникационный центр. Рейтинг — это экспертную оценка, которая показывает степень надежности фонда.

    Специалисты агентства «Эксперт РА» разработали систему классов для определения данного показателя, в соответствии с которыми и проводится оценка надежности негосударственных фондов:

    Рейтинг надежности Расшифровка
    А++ сверхнадежные НПФ, непоколебимые никакими кризисами
    А+ стабильные и надежные фонды с высокой репутацией
    А проверенные надежные фонды, не входящие в группу «непотопляемых»
    В++ фонды с удовлетворительным уровнем надежности, репутация которых не подмочена плохими отзывами
    В+ уровень надежности данных фондов вызывает сомнения в некоторых ситуациях (например, в случаях, когда необходимы значительные выплаты)
    В уровень надежности фонда низкий, без гарантии стабильности
    С++ ненадежные НПФ с большой вероятностью отзыва лицензии или банкротства
    С+ неудовлетворительная надежность и очень высокая вероятность отзыва лицензии у фонда
    С фонды с плохой репутацией, например, случаи невыполнения перед клиентами своих обязательств
    D фонды-банкроты
    Е фонды, которые лишились лицензии или находятся в процессе ликвидации

    НПФ — участник рынка, который имеет большое накопление средств, увеличивающихся каждый год, при этом, если на протяжении длительного периода их доходность находится на хорошем уровне, то это будет лучшей моделью по управлению накопленными средствами, при которой хорошая пенсия людям обеспечена.

    По данным Центробанка в пятерку лучших моделей за несколько последних лет входят достаточно известные фонды:

    1. Сбербанк.
    2. Доверие.
    3. ВТБ.
    4. Стальфонд.
    5. Лукойл-Гарант.

    Они все стабильно приносят прибыль, а что очень важно, их долгосрочная доходность обогнала инфляцию. Данные свидетельствуют, что каждый клиент, который вложился в популярный Европейский фонд за последние 6 лет удвоил свои средства, повысив благосостояние людей. А один из крупных по вложениям ПФ Електроэнергетики, стабильно приносит прибыль, но она скромнее уровня инфляции, немного ниже результат у государственного ВЭБ (Внешэкономбанка).

    Рейтинг НПФ по доходности на 2020 год по данным Центробанка

    Кажется, что чем больше застрахованных в фонде, тем это лучше. Но судить о НПФ по одному этому критерию не совсем правильно, лучше это делать в совокупности с рейтингами по доходности и надежности за какой-то определенный срок, желательно 5 лет.

    Рейтинг показывает места НПФ по количеству человек, которые передали пенсионные накопления конкретному фонду на 1 октября 2017 года:

    НПФ Количество застрахованных
    1 НПФ Сбербанка (АО) 6 819 773
    2 НПФ ГАЗФОНД 6 233 147
    3 НПФ БУДУЩЕЕ (АО) 4 433 865
    4 НПФ ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ (АО) 3 501 825
    5 НПФ РГС (ОАО) 3 157 498
    6 НПФ САФМАР (АО) 2 267 492
    7 НПФ Доверие (АО) 1 957 579
    8 НПФ ВТБ Пенсионный фонд (АО) 1 540 942
    9 НПФ Согласие (АО) 1 139 920
    10 НПФ электроэнергетики (АО) 1 057 727
    11 МНПФ «Большой» (АО) 408 807
    12 Национальный НПФ (АО) 279 734
    13 НПФ Социум (АО) 238 816
    14 НПФ Магнит (АО) 221 908
    15 Ханты-Мансийский НПФ (ОАО) 128 078

    Если выбирать 5 лучших НПФ, то обращать свое внимание нужно на соотношение доходности и надежности. Пятерка лучших выглядит так:

    1. НПФ Гефест (АО). Он дает 14,21% дохода на вложенные накопления, однако он не участвует в рейтинге по шкале «Эксперт РА».
    2. НПФ Алмазная осень (АО). При стабильном рейтинге по надежности А+ доходность вложений равна 11,94%
    3. Национальный НПФ (АО). Доходность немного ниже — 11,83%, но при этом он надежный. По оценке экспертов у него рейтинг А++.
    4. УГМК-Перспектива. В 2017 году начислял доход практически 11,28% годовых, ему присвоен рейтинг А++. Следовательно, что даже в неблагоприятных ситуациях сохранена вероятность, что он будет выполнять свои обязательства.
    5. НПФ Первый промышленный альянс показало 11% доходности вложений и ему присвоен рейтинг А+.
    • Английский язык
    • Астрономия
    • Алгебра
    • Биология
    • География
    • Геометрия
    • Информатика
    • История
    • Литература
    • Математика
    • Медицина
    • Музыка
    • МХК
    • ОБЖ
    • Обществознание
    • Окружающий мир
    • Педагогика
    • Немецкий язык
    • Французский язык
    • Русский язык
    • Технология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экология
    • Экономика
    • Детские презентации
    • Шаблоны, фоны презентаций
    • Разное
    • Образование
    • Искусство
    • Юриспруденция
    • Маркетинг
    • Менеджмент
    • Страхование
    • Логистика

    • Английский язык
    • Астрономия
    • Алгебра
    • Биология
    • География
    • Геометрия
    • Информатика
    • История
    • Литература
    • Математика
    • Медицина
    • Музыка
    • МХК
    • ОБЖ
    • Обществознание
    • Окружающий мир
    • Педагогика
    • Немецкий язык
    • Французский язык
    • Русский язык
    • Технология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экология
    • Экономика
    • Детские презентации
    • Шаблоны, фоны презентаций
    • Разное
    • Образование
    • Искусство
    • Юриспруденция
    • Маркетинг
    • Менеджмент
    • Страхование
    • Логистика

    Как снять пенсионные накопления в ПФР и как забрать из НПФ?

    Если частный фонд, управляющий пенсионным капиталом, показывает низкую доходность или каким-либо иным образом не устраивает гражданина, то он может перейти в другую организацию.

    Как часто можно менять НПФ? Законом устанавливается, что подобного рода переходы могут быть срочными и досрочными.

    1. Срочный переход. Для того, чтобы сохранить свои накопления допускается переход из одного негосударственного пенсионного фонда в другой через 5 лет после заключения договора. В этом случае инвестиционный доход будет оставлен за гражданином в полном объеме.
    1. Досрочный переход. Гражданин вправе осуществить его в любое время, но не чаще, чем один раз в год. При этом денежные средства от инвестирования не будут сохранены.

    До 2014 года пенсионные накопления на лицевом счете формировались за счет обязательных взносов с зарплаты, добровольных платежей от гражданина и его работодателя. С 2015 года государство ввело мораторий на пополнение счета из страховых взносов. Поэтому на данный момент можно распоряжаться накоплениями, сформированными до 2014 года (при наличии), либо добровольными отчислениями, сделанными после 2015 года.

    По умолчанию все накопления находятся под управлением ПФР. Это тоже позволяет получить минимальный доход, так как средства передаются для инвестирования в ВТБ (банк с государственным участием). Так как направления для инвестирования накоплений через ВТБ определяет государство, ежегодный доход обычно не превышает 1-2%. Чтобы получить больший доход от своих накоплений, можно подать заявление на переход из ПФР в НПФ.

    Помимо желания получить инвестиционный доход от накоплений, необходимость перехода из ПФР в НПФ может быть вызвана и другими причинами. Например, работодатели в некоторых сферах деятельности (нефтегазовая промышленность, металлургия и т.д.) работают с профильными НПФ, перечисляют дополнительные взносы за своих работников. Это дает расширенные возможности для увеличения будущей пенсии.

    с выбранным НПФ заключается договор, открывается пенсионный счет;.

    Перечень НПФ, среди которых вы можете выбирать, опубликован на официальном сайте Банка России. НПФ должен соответствовать требованиям, установленным в законодательстве. Согласно ст. 36.1 Закона № 75-ФЗ от 07 мая 1998 г., НПФ должен иметь лицензию на деятельность, связанную с пенсионным страхованием, вступить в систему гарантирования прав застрахованных граждан и зарегистрировать страховые правила в Банке России.

    Пенсионные основания.

    При выборе НПФ необходимо учитывать не только процентную ставку, но и другие показатели деятельности:

    • наличие действующей лицензии;
    • период работы компании (желательно выбирать фонды, созданные до 2002 или до 1994 года, которые успешно пережили финансовые кризисы);
    • основные показатели работы (доходность, количество вкладчиков, объем пенсионных накоплений и зарезервированных средств);
    • состав учредителей (надежными учредителями являются крупные банки и компании, добытчики полезных ископаемых, металлургические заводы, электроэнергетические предприятия);
    • публичность и порядок предоставления информации, возможность в любой момент ознакомиться с отчетностью фонда;
    • качественное обслуживание (горячая линия, личный кабинет, отделения и офисы);
    • обязательно должны присутствовать отзывы клиентов с профильных ресурсов, освещающих пенсионный вопрос, «живые» страницы или группы в социальных сетях.

    Потенциальный клиент НПФ должен помнить, что зачисляемая на счета доходность не может быть выше официального значения. Показатель надо рассматривать вместе с количеством клиентов. Предпочтительнее меньший процент дохода при большем количестве вкладчиков. Стоит обратить внимание на уровень прибыли за несколько лет. К другим значимым показателям относят рейтинг по версии Эксперт РА и НРА (выбирать компанию с рейтингом от А).

    обязательно должны присутствовать отзывы клиентов с профильных ресурсов, освещающих пенсионный вопрос, живые страницы или группы в социальных сетях.

    Существует несколько вариантов смены НПФ. При выборе необходимо учитывать необходимость сделать это срочно. Вариантов может быть 2:

    • досрочный переход;
    • срочный переход.

    У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Важнее всего оценить возможные потери, ведь это напрямую скажется на размере переводимых в новый НПФ средств.

    Досрочный Срочный
    Плюсы Это самый быстрый вариант перевода средств Доход инвестиционного дохода не потеряется
    Минусы Потеря дохода за период после последней фиксации. Чтобы избежать потери, можно дождаться очередной фиксации, а уже потом поменять НПФ (на 5-м году текущего периода фиксации). Может сгореть и часть фиксированной суммы. Ждать придется долго
    Сроки В ближайший год. Вы пишете заявление до конца календарного года, переход в новый НПФ осуществляется до конца марта следующего года. Через 5 лет после написания заявления

    Помните, что первая фиксация инвестиционного дохода произошла в 2015 году, даже если до этого средства в НПФ хранились дольше. Отсчитывается «заморозка» после этой даты уже от момента перехода в новый НПФ. Получается, те, кто сменил свой НПФ в 2016 году, при переходе в другой НПФ в 2020 году потеряют свои накопления за 2017, 2018 и 2019 год.

    Пример . В текущей НПФ Виссарионову в 2017 году был зафиксирован инвестиционный доход вместе с вложениями в размере 45 000 руб. В 2018 году УК получила прибыль в размере 3 000 руб., а в 2019 – убытки на сумму 2 500 руб. Итого за период доход составил 500 руб. Как лучше поступить Виссарионову. Вариантов тут несколько:

    • Сразу перейти в новый НПФ. Тогда деньги будут переведены в размере 45 000 руб., инвестиционный доход ему перечислен не будет.
    • Дождаться новой фиксации. Тогда перейти в НПФ можно будет только в 2022 году, но зато вся сумма выплаты сохранится, включая инвестиционный доход.

    Устанавливать срок в 5 лет в данном случае нецелесообразно, т. к. тогда вместо 3 лет придется ждать 5.

    Пример . Войтко перешел в другой НПФ в 2016 году и имел на счету 64 000 руб. В 2017, 2018 и 2019 вложения были убыточными. Потери составили 1 500, 500 и 2 500 руб. соответственно. Следовательно, общая сумма убытка равна 4 500 руб. Войтко хочет сменить НПФ. Как ему это лучше сделать? Варианты такие:

    • Досрочно перевести вложения. Но тогда из фиксированной суммы вычтут убыток, т. е. вместо 64 000 руб. в новый НПФ он переведет только 59 500 руб.
    • Дождаться новой фиксации. И если инвестдоход не окажется положительным за все 5 лет, то размер фиксации останется на уровне 64 000 руб.

    Если НПФ вкладывает деньги и несет убытки, то лучше дождаться окончания 5 лет, иначе можно потерять еще больше.

    Как ему это лучше сделать.

    Негосударственный пенсионный фонд «Открытие»

    Есть два способа сменить организацию, управляющую вашими пенсионными накоплениями: медленный, но верный – срочный; и быстрый, но требующий осторожного подхода – досрочный.

    Медленно, но верно – это срочный переход. Вы направляете в ПФР заявление, и через четыре полных года (не считая тот год, в котором вы подали заявление) ваши деньги перейдут новому страховщику в полном объеме – в том числе накопленный за прошедшие годы инвестиционный доход. Подробнее о том, какие именно документы нужно подать, читайте в статье «Как перевести пенсионные накопления другому страховщику?».

    Дело в том, что каждые пять лет происходит фиксинг: заработанный вашим страховщиком инвестиционный доход прибавляется к вашему пенсионному счету. С этого момента он принадлежит вам. А до истечения полных пяти лет вы можете этот дополнительный доход потерять – если воспользуетесь досрочным переходом, то есть потребуете перевести ваши пенсионные накопления новому страховщику не через пять лет, а раньше.

    Таким образом, именно тот момент, когда ваш страховщик зафиксировал доход и зачислил его на ваш счет, а новая «пятилетка» еще не началась, является идеальным для перевода денег к другому страховщику (если текущий вас чем-то не устраивает).

    Если же разорвать отношения со своим фондом досрочно, инвестиционный доход, заработанный с момента последнего фиксинга, будет для вас безвозвратно утерян. То есть в новую организацию перейдут только накопления – без «процентов» (накопленного инвестиционного дохода).

    Вот почему досрочный – чаще одного раза в пять лет – переход совсем невыгоден будущему пенсионеру. Но решение в любом случае за вами.

    То есть в новую организацию перейдут только накопления без процентов накопленного инвестиционного дохода.

    Идея государственного софинансирования в механизме стимулирования добровольных пенсионных накоплений призвана в своей практической реализации уж если не решить, то смягчить проблемы пенсионного обеспечения. Во всяком случае, на первый взгляд представляется именно так.

    Существуют разные оценки фактического дефицита ПФР в 2008 г. Минэкономразвития России оценивает его в 469 млрд руб., Минздравсоцразвития России — в 495 млрд руб., Счетная палата РФ — в 422,5 млрд руб. Она даже рискнула оценить дефицит ПФР в 2018 г. — около 1,5 трлн руб. (при инерционном развитии нынешней ситуации).

    Следует особо подчеркнуть, что речь идет о фактическом дефиците, потому что формально (с учетом бюджетного финансирования) дефицит не планируется. Как видно из приведенных оценок, ситуация заставляет предлагать пути для решения этой проблемы.

    Красноречивы цифры и по динамике объема трансфертов внебюджетным фондам из средств федерального бюджета на период до 2010 г. Если в 2007 г. соответствующий показатель составляет 1060,4 млрд руб. (19,4% расходной части федерального бюджета), то в 2010 г. трансферты составят 1840,8 млрд руб. (22,8%). Показательно в первую очередь, насколько возрастает доля трансфертов внебюджетным фондам (главным образом ПФР). Увеличение на 3,4 процентных пункта — это много, очень много.

    Нарастание дефицитности государственной пенсионной системы заставляет оценить, насколько эти проблемы могут быть смягчены негосударственным пенсионным обеспечением (табл. 1).

    Страна

    Годы

    2000

    2001

    2002

    2003

    2004

    2005

    2006

    Россия

    13,9

    14,5

    16,4

    19,9

    19,2

    18,9

    16,8

    Казахстан

    10,0

    2,7

    3,8

    3,8

    4,8

    5,8

    5,9

    Франция

    11,8

    12,5

    13,7

    12,5

    12,4

    11,5

    нет данных

    Германия

    9,3

    9,5

    10,1

    10,4

    10,6

    10,7

    — » —

    Греция

    4,1

    5,6

    7,4

    6,3

    5,8

    7,8

    — » —

    Корея

    10,7

    6,4

    2,2

    3,9

    6,3

    4,4

    — » —

    Польша

    8,4

    9,9

    6,0

    5,3

    4,1

    2,4

    — » —

    США

    2,4

    1,8

    2,5

    2,4

    1,9

    0,4

    — » —

    Источник: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Росстат.

    Отметим, что статистики не относят пенсионные накопления к сбережениям (ни обязательные, ни добровольные). В таковые они включают прирост финансовых активов (вклады в банках, приобретение облигаций и сертификатов, прирост средств физического лица, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт, приобретение акций и пр.), а также покупку недвижимости. Исключаются из сбережений деньги на руках населения, исходя из предположения, что они будут потрачены на текущее потребление.

    Отсюда следует, что норма сбережения домохозяйств является достаточно объективным показателем оценки перспектив развития института добровольных пенсионных накоплений, взносы на которые в структуре расходов населения учитываются как «обязательные платежи и добровольные взносы». Если норма сбережения велика, значит, есть резервы для перераспределения средств в пользу добровольных пенсионных накоплений.

    Реализация инициативы по государственному софинансированию добровольных пенсионных накоплений предполагает наличие некоторых ограничений. Так, по расчетам Минфина России, сумма добровольных отчислений на одного человека в год должна составить около 12 000 руб. Соответственно, сумма бюджетного софинансирования будет такой же — 12 000 руб. в год на человека. Рассчитывают финансисты и на то, что количество «добровольцев» в первый год реализации инициативы, т.е. в 2008 г., не превысит 500 000 человек. Заметим, что это ограничение будет выдержать значительно сложнее, ведь речь все-таки идет о добровольцах. И гораздо смелее Минфин России в своих прогнозах на 2018 г.: количество добровольцев в столь отдаленном будущем должно составить 5 млн человек. Значит, если сумма софинансирования со стороны государства на 2008 г. оценивается в 6 млрд руб., то на 2018 г. — в 60 млрд руб.

    Надо сказать, что представленные оценки вызывают определенные вопросы. Оценки по 2018 г. вообще до неприличия точны. Так бывает, когда хочется показать научную проработанность. И все-таки не очень понятно, зачем понадобилось давать эти цифры.

    Очевидно, что для определения потенциального числа добровольцев в 2008 г. (500 000 человек) необходимо было задействовать инструментарий социологических опросов. Однако никакой информации на этот счет не было и нет.

    Мониторинг проведенных опросов по схожим проблемам показал, что только однажды у нас было что-то подобное. В 2004 г. «Финансовые известия» опрашивали своих читателей с целью выявить их мнение о том, согласны ли они отдать добровольно часть своего заработка (тогда речь шла о 4%) при условии, что государство добавит к этим накоплениям еще некоторую сумму (2% заработной платы, т.е. в пропорции один к двум). Сегодня трудно реанимировать параметры тех предложений, так как тогда даже не были разработаны конкретные официальные документы.

    Аналитическая оценка идеи о государственном софинансировании добровольных пенсионных накоплений заставляет ответить на вопрос, почему нельзя было стимулировать также накопления через развитие негосударственных и в первую очередь корпоративных пенсионных фондов. Если посмотреть успешный зарубежный опыт, то там как раз идут по такому пути.

    У нас сегодня, как уже отмечалось, динамика развития НПФ вполне неплохая. И это без особых льгот в целях стимулирования их деятельности. Если фондам предоставить льготы по уплате ЕСН, то их развитие будет еще более динамичным. К этому можно добавить и другие меры, в частности:

    • установить налоговые вычеты для физических лиц, перечисляющих средства из заработной платы на добровольные пенсионные накопления;
    • увеличить доли средств (в настоящее время 5%), которые корпоративные пенсионные фонды могут вкладывать в бумаги учредителей и вкладчиков;
    • разрешить направлять средства на солидарные счета.

    Ко всему этому необходима еще и информационно-разъяснительная работа на должном уровне.

    Получается, что государство даже не попыталось задействовать менее затратные меры — косвенное стимулирование. Но институциональная теория подсказывает, что в рыночной экономике меры подобного характера оказываются зачастую значительно более действенными по сравнению с мерами прямого бюджетного софинансирования. И это естественно, потому что рыночная экономика есть либеральная экономика, в которой косвенное воздействие является более сильным по сравнению с прямым.

    Но почему тогда предложен путь прямого софинансирования? Для ответа на этот вопрос следует обратить внимание на то, что суммарные накапливаемые средства (добровольцев и государства) предлагается размещать, обеспечивая необходимую доходность. В этом случае решается задача пополнения активов управляющих компаний, в том числе за счет бюджетных средств. Управляющие компании в свою очередь активизируют свою деятельность на фондовом рынке, разогревая его. Подобного рода предположение выглядит вполне обоснованным, если учесть, что в первой половине 2007 г. рынок находился не то что в стагнации, он падал.

    Тогда получается, что главной решаемой задачей является именно пополнение активов управляющих компаний, причем наполовину за счет бюджетных средств, а отнюдь не уменьшение дефицита Пенсионного фонда РФ и не стимулирование добровольных пенсионных накоплений с целью повышения уровня пенсионного обеспечения в перспективе. Верность такого предположения подтверждается и при оценке предлагаемого государственного софинансирования по существу. Тот, для кого размеры подобного софинансирования значимы, никогда не пойдет на это по причине, что безболезненно отдать 1000 руб. при средней заработной плате 12 000 — 13 000 руб. невозможно. С другой стороны, те, для кого эта тысяча не является значительной суммой, имеют уже иные более-менее зарекомендовавшие себя формы сбережения — ценные бумаги, недвижимость, банковские депозиты. Получается, что «одни не могут, другие не хотят». Ситуация не самая обнадеживающая для того, чтобы начинать что-то практически реализовывать.

    Пенсионные средства НПФ и ПФР за II квартал увеличились на 2,9%

    • Authors
    • Files
    • Резюме
    • Abstract
    • Keywords
    • References

    Законодательством России четко обозначен правовой статус и другие нюансы создания, организации, работы, ликвидации фондов. В первую очередь, они являются некоммерческими образованиями, в подавляющем большинстве носят статус неприбыльных. Те, которые занимаются предпринимательством, за счет этой деятельности осуществляют только те задачи, которые обусловлены статусом и Уставом фонда.

    Нормативные документы — том числе ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» в ст. ст. 3, 7,14, 18, 32 и ст. 118 — 119 ГК России рассматривают создание фондами хозяйственных обществ или участия в таковых. Основным законодательным документом, регламентирующим все внутренние нюансы работы фонда, является Устав.

    Главной характеристикой для любого типа фондов является накопление финансовых потоков, аккумуляция денежных средств, чтобы в дальнейшем их распределять согласно целей деятельности. Основные из них фонды:

    • взаимопомощи,
    • трастовые и
    • резервные.

    Наиболее ярким примером является МВФ — финансовое объединение, которое кредитует государств при условии упадка платежеспособности.

    В современном правовом поле деятельность фондов в общих чертах можно характеризовать как накопление свободных средств, предоставляемых юридическими и физическими лицами на добровольных началах и распределение их нуждающимся. То есть, накопление, аккумулирование, и переориентирование денежных потоков для улучшения жизни населения и отдельных лиц.

    Далее мы поговорим про ответственность, права и обязанности участников фонда, их количество (число), состав, реестр, а также выход.

    О том, каким может быть устав фонда на примере покажет данный видеоролик:

    Правовая часть учреждения и участия в объединениях, организующихся для реализации переделенных совместных благородных целей, прописана отечественными нормами и актами Правительства.

    • Российское законодательство в части п. 1 ст. № 15 ФЗ « О некоммерческих…» оговаривает, что участниками и учредителями подобных организаций могут быть юридические и физические лица, граждане, достигшие совершеннолетия.
    • ФЗ «О некоммерческих…» ст. 15 п. 2 регламентирован пункт, что количество учредителей не ограничивается.
    • Ст. 15 п. 2 этого же Закона, второй абзац прописана возможность учреждения фонда единолично.

    Изменение состава, лиц принимающих участие в учреждении объединения производится двумя путями. Пересматривать состав в законодательном поле можно исключительно до завершения создания и регистрации организации во всех необходимых инстанциях. Учредительский состав может быть исключительно уменьшен при начале процесса ликвидации фонда и в случае смерти гражданина – учредителя.

    О том, чей становятся собственностью добровольные взносы участников фонда, а также о видах и правовом режиме капиталов фондов, резервов поговорим ниже.

    Что надо знать о накопительной пенсии в 2020 году

    О гарантированном пенсионном продукте пока известно не так много. Предполагается, что гражданин сможет самостоятельно определять размер взносов из своей зарплаты, которые пойдут на формирование его будущей пенсии. «В рамках этой системы человек будет полностью управлять своими взносами и без всяких там уведомлений он просто взять и перестать платить может. То есть сегодня хочу, а завтра не хочу. Это будет полное право человека», — рассказал журналистам заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев. Инициативу могут поддержать социально ответственные работодатели, осуществляя софинансирование пенсии сотрудника.

    По словам Алексея Моисеева, гражданин сможет получать выплаты не только в случае выхода на пенсию, но и досрочно, в тяжёлой жизненной ситуации, будь то серьёзная болезнь или, как вариант, необходимость персонального банкротства.

    Ожидается появление специального института – центрального оператора, который будет отвечать за онлайн-информирование участников о текущем состоянии накопительного пенсионного счета, хранить данные об уже произведённых взносах и обеспечивать для пользователей сервис «единого окна». По данным СМИ, его роль будет выполнять Национальный расчётный депозитарий (НРД).

    Идеологи ГПП подчеркивают, что будет обеспечена гарантия сохранности на государственном уровне как минимум совокупного объёма произведённых пенсионных взносов. Также сообщалось, что в новой системе будут предусмотрены налоговые льготы для бизнеса и налоговые вычеты для граждан. Так, например, по словам Алексея Моисеева, работники смогут получить налоговый вычет за взносы в ГПП в размере до 6%.

    Но все (или почти все – сказать трудно, поскольку законопроект об ИПК так и не увидел свет) эти параметры были заложены и в идею индивидуального пенсионного капитала. Что же изменилось?

    Ранее обсуждавшееся присоединение к ИПК должно было стать автоматическим для всех граждан, с возможностью дальнейшего выхода из этой системы (после написания соответствующего заявления и передачи пенсионных накоплений в обязательную страховую пенсионную систему). Гарантированный пенсионный продукт, напротив, подразумевает исключительно добровольное вступление.

    Как пишет 25 октября газета «РБК», гражданин сможет подать заявление о присоединении к новой системе через портал Госуслуги или через своего работодателя.

    Зачем же понадобилось переименовывать ИПК в ГПП, если разница между ними заключается лишь в концепции присоединения к новой системе?

    — Пока Правительство публично не озвучило четкие параметры ГПП, но можно предположить, что само название «гарантированный» означает, что государство продолжит обеспечивать безопасность пенсионных накоплений и в негосударственной пенсионной системе, — комментирует Юлия Финогенова, профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова. – В настоящее время Агентство по страхованию вкладов (АСВ) гарантирует возмещение пенсионных накоплений (если, например, к моменту начала выплат накопительной пенсии у страховщика не окажется достаточной для этого суммы или НПФ лишится лицензии), но за исключением инвестиционного дохода.

    Юлия Финогенова надеется, что в концепции гарантированного пенсионного капитала уровень гарантий расширится также на возмещение части инвестиционного дохода.

    По данным РБК, НПФ обяжут не реже чем раз в пять лет отражать (фиксировать) размер средств накопленных пенсионных резервов на пенсионном счете участника ГПП. Размер суммы каждой фиксации должен быть не меньше предыдущего значения. В случае получения убытков от размещения средств пенсионных резервов, НПФ за счет собственных средств должны будут возместить их.

    Какие условия необходимы для успешной реализации анонсированной реформы?

    По мнению Финогеновой, возможность самостоятельно определять ставку взносов – очень важный параметр, дающий гражданам с разными уровнями доходов участвовать в накопительной системе в доступной для них доле. Но для того чтобы формируемые накопления влияли на размер будущих пенсий, необходимо установить минимальный размер взносов, даже если он будет уплачиваться на паритетных с работодателем условиях.

    Работодателя, в свою очередь, нужно стимулировать участвовать в формировании ГПП сотрудников за счет налоговых льгот – например, освобождения части пенсионных взносов от налога на прибыль, считает Юлия Финогенова.

    Ранее сообщалось, что у граждан появится возможность присоединить к гарантированному пенсионному продукту пенсионные накопления, имеющиеся в системе обязательного пенсионного страхования. Сейчас в обязательной накопительной системе участвуют более 70 млн. граждан, причем количество тех, кто остался в ПФР – 33 млн. человек, а тех, кто перевел свои накопления в НПФ — 37 млн. человек, напоминают в РЭУ им. Плеханова. В системе добровольного пенсионного обеспечения участвует около 6 млн. человек. «В процессе реформирования основная задача –не «потерять» большую часть тех граждан, чьи обязательные пенсионные накопления сейчас находятся в НПФ», — говорит Юлия Финогенова.

    — Наделение ГПП конкурентными преимуществами перед банковскими депозитами – важнейшая задача Правительства, — считает Финогенова. – Необходимо налоговое стимулирование бизнеса и граждан, а также обеспечение инвестиционного дохода на пенсионные накопления в размере, превышающем доход по депозитам.

    Успех новой системы пенсионных накоплений во многом зависит от того, какую доходность продемонстрируют НПФ. По мнению Финогеновой, стратегия инвестирования пенсионных накоплений должна быть более четко проработана с целью изменения излишне консервативных требований к структуре инвестиционного портфеля по ГПП.

    В СРО пенсионных фондов – НАПФ и АНПФ на запросы Finversia о гарантированном пенсионном продукте не ответили. В НАПФ пояснили, что не хотят комментировать данную тему до появления соответствующего законопроекта.

    Как сообщил 23 октября на Уральской конференции НАУФОР заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин, после объединения систем обязательного пенсионного страхования (ОПС) и негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), которое планируется в рамках внедрения гарантированного пенсионного продукта, к управлению пенсионными накоплениями на этапе выплат могут быть допущены, помимо НПФ, управляющие компании (УК) и банки.


    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ


    ПРИКАЗ


    от 25 сентября 2013 года N 382


    Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за иностранными инвестициями и финансовыми вложениями

    ____________________________________________________________________
    Утратил силу с отчета за январь-март 2015 года на основании
    приказа Росстата от 27 августа 2014 года N 535
    ____________________________________________________________________

    В соответствии с пунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 420, и во исполнение Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 671-р,

    приказываю:

    1. Утвердить прилагаемую квартальную форму федерального статистического наблюдения N П-6 «Сведения о финансовых вложениях и обязательствах» с указаниями по ее заполнению (приложение) и ввести в действие с отчета за январь — март 2014 года.

    2. Установить предоставление данных по указанной в пункте 1 настоящего приказа форме федерального статистического наблюдения по адресам и в сроки, установленные в форме.

    3. С введением указанного в пункте 1 настоящего приказа статистического инструментария признать утратившими силу приложение N 10 «Форма федерального статистического наблюдения N 1-ИНВЕСТ «Сведения об инвестициях в Россию из-за рубежа и инвестициях из России за рубеж» и приложение N 11 «Форма федерального статистического наблюдения N П-6 «Сведения о финансовых вложениях», утвержденные приказом Росстата от 27 июля 2012 года N 423.

    Временно исполняющий обязанности
    Руководителя Федеральной службы
    государственной статистики
    В.Н.Забелин


    Негосударственные Пенсионные Фонды: вся правда об НПФ в России

    Код по ОКЕИ: тысяча рублей — 384

    Наименование показателя

    N

    Остаток

    Изменения за период

    Остаток

    Доход

    строки

    на начало отчетного года

    Поступило за период

    Выбыло (погашено)

    Переоценка

    Прочие изменения

    на конец отчетного

    за период с начала

    Код по ОКЕИ: тысяча рублей — 384

    Наименование показателя

    N

    Остаток

    Изменения за период

    Остаток

    строки

    на начало

    Поступило

    Погашено

    Результат

    Прочие

    на конец

    отчетного года

    за период с начала отчетного года

    с начала отчетного года

    Код по ОКЕИ: тысяча рублей — 384

    Наименование показателя

    N строки

    Остаток на начало предыдущего года

    Остаток на конец предыдущего года

    А

    Б

    1

    2

    Капитал и резервы

    700

    Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд), за вычетом собственных акций, выкупленных у акционеров (стр.720 + стр.730)

    710

    — участие нерезидентов

    БЛАНКИ

    Исковое заявление о признании недействительной сделки, нарушающей требования закона

    Заявление о совершении преступления (незаконный перевод пенсионных накоплений путем подделки договора об обязательном пенсионном страховании)

    В распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ оказались материалы весьма любопытного прецедента, которые как нельзя лучше иллюстрируют уязвимость действующего порядка досрочной смены пенсионного фонда.

    История началась в декабре 2015 года, когда А. оформила договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ “С”. Однако уже в апреле 2017 она получила уведомление о том, что этот договор был прекращен в связи с заключением нового договора с НПФ “Б”, о существовании которого до того момента А. даже не подозревала. Запросив в новом фонде копию якобы заключенного с ней договора, она получила документ, в котором были указаны в том числе ее паспортные данные и СНИЛС. При этом:

    • местом заключения договора значился регион, который она никогда не посещала;
    • ее подпись была подделана (причем налицо старание третьих лиц повторить оригинальную подпись, образцом которой они, очевидно, располагали);
    • в качестве контактного телефона указан номер, никогда ей не принадлежавший.

    А. решила пойти по самому непростому пути и добиться справедливости. Причем задействовала она все указанные выше способы: оформление доверенности представителю НПФ “С” на обращение в суд с требованием о признании договора с НПФ “Б” недействительным; подача жалобы в Банк России; обращение с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.

    Однако “стройная” в теории система споткнулась о беспощадную практику. На момент подготовки данного материала (апрель 2018 года) какого бы то ни было вразумительного решения ни по одному из своих обращений А. не получила.

    Договор так и не признан недействительным. В ноябре НПФ “С” направил в Замоскворецкий районный суд г. Москвы коллективный иск к НПФ “Б”, однако иск был возвращен. Как пояснили порталу ГАРАНТ.РУ представители фонда “С”, определение судьи было основано на доводах о разделении коллективного иска на индивидуальные. Но поскольку фонд не осуществляет ведение индивидуальных исков, юристы НПФ “С” рекомендовали А. обратиться в суд самостоятельно. Примечательно, что сразу после подачи НПФ “С” гражданского иска представители службы безопасности фонда “Б” несколько раз звонили А. с предложением отказаться от исковых требований за денежное вознаграждение (наличными без оформления каких-либо документов). На встречное предложение заключить мировое соглашение они ответили отказом. Затем в адрес А. пришло письмо, в котором сотрудники фонда “Б” “угрожали” ей судебными расходами, которые “могут превысить суммы инвестиционного дохода”. Как первое, так и второе “предложение” А. проигнорировала. На данный момент она направила в суд ходатайство об ознакомлении с материалами дела с намерением в дальнейшем обратиться в суд с индивидуальным иском к фонду “Б”.

    Виновные лица так и не привлечены к административной ответственности. Получив в мае 2017 года обращение А. о допущенном нарушении, регулятор направил в НПФ “Б” и ПФР предписание и запрос на предоставление документов и сведений в отношении изложенных фактов. 15 декабря 2017 года полученные материалы были направлены Банком России в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по г. Москве. В том случае, если из правоохранительных органов поступят документы, подтверждающие предоставление НПФ “Б” недостоверных сведений в ПФР, а также подложность договора и заявления, Банком России будет рассмотрен вопрос о привлечении фонда к административной ответственности (п. 10.1 ст. 15.29 КоАП). Однако пока никакой информации от правоохранителей ни регулятор, ни А. не получили. Как пояснили А. в ведомстве, сотрудник, который занимался этим запросом, вышел на пенсию, а поиск обращения по входящему и исходящему номерам не дал результатов. В связи с этим А. направила соответствующий запрос на имя руководителя УЭБиПК по г. Москве.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *