- Налоговое право

Альтернативные способы разрешения споров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Альтернативные способы разрешения споров». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Действующее законодательство не дает единого определения альтернативных способов разрешения споров.

В то же время многие законодательные акты содержат правила о таком урегулировании конфликтов:

  • ГК РФ (ст. 202);
  • все процессуальные кодексы;
  • главы 60 и 61 ТК РФ;
  • нормы о взаимосогласительной процедуре и досудебном обжаловании налоговых споров НК РФ;
  • закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ;
  • закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» от 29.12.2015 № 382-ФЗ.

Помимо законодательной документальную основу альтернативного урегулирования составляют и другие акты, например, «Положение об общественном примирителе на финансовом рынке (финансовом омбудсмене)», утвержденное Ассоциацией российских банков 20.09.2010.

Исходя из комплексного толкования норм, так или иначе посвященных данному вопросу, а также анализируя правоприменительную практику и современные научные подходы, можно составить отсутствующее в законе определение.

Альтернативный способ разрешения споров (АСРС) — это установленные законом, соглашением сторон или внутренними локальными актами процедуры, методы и механизмы, направленные на разрешение возникших конфликтов во внесудебном порядке.

ВАЖНО! В ряде случаев (как, например, при проведении медиации), характерной чертой является наличие обоюдной доброй воли противоборствующих сторон на разрешение спора. Однако это присуще не всем альтернативным способам. Например, обязательное досудебное претензионное урегулирование спора не предполагает добровольного взаимодействия оппонентов.

Альтернативные способы разрешения споров — понятие и виды

Перечень видов альтернативных способов урегулирования также нигде не закреплен и ничем не ограничен. По сути, новые способы могут появляться в любой момент. Главное, чтобы они выполняли поставленную перед ними задачу, а именно — сглаживали конфликтные ситуации. Перечислим наиболее распространенные виды.

  1. Альтернативное урегулирование с участием третьей стороны:
    • Медиация. Осуществляется в соответствии с ФЗ о медиации. Стороны добровольно прибегают к услугам посредника-медиатора, который является незаинтересованным лицом.
    • Примирение с участием омбудсмена. Примирителем в рамках своей компетенции выступает уполномоченный по правам человека соответствующего уровня, а также профилированные омбудсмены, например, финансовый омбудсмен.
    • Третейское разбирательство. АСРС с участием арбитра (третейского судьи) или коллегии арбитров.
    • Примирительная комиссия. Этот орган рассматривает коллективные трудовые споры (ст. 402 ТК РФ).
  2. Альтернативное урегулирование без участия третьей стороны:
    • Претензионная переписка. Законодательством в ряде случаев предусматривается обязательный досудебный порядок разрешения спора путем направления претензии оппоненту.
    • Переговоры. Это такая форма примирительной процедуры, при которой стороны самостоятельно ищут выход из сложившейся ситуации. Положительный результат переговоров может быть выражен в мировом соглашении, предусматривающем компромиссный вариант, а также в полном отказе сторон от своих требований. Например, отказ от иска о расторжении брака после примирения сторон.

Далее рассмотрим некоторые способы более подробно.

Участники спора на основании заключенного ими арбитражного соглашения (или арбитражной оговорки в другом договоре) могут передать свой спор на рассмотрение как постоянно действующего арбитражного учреждения, так и третейского суда, созданного ими специально для решения спорного вопроса.

Порядок проведения арбитража, принятия арбитражного решения, распределение расходов и иные вопросы определяются в соответствии с ФЗ об арбитраже, соглашением сторон, а также иными нормативными документами, например, Положением о МКАС при ТПП РФ.

Особенности третейского разбирательства:

  • Если стороны вверили судьбу своих разногласий на откуп арбитрам, то они обязаны добровольно выполнить вынесенный вердикт.
  • Если в арбитражном соглашении не указано иное, то решение арбитров можно оспорить в государственных судах в соответствии с подведомственностью (основания для отмены решения арбитров указаны в соответствующем процессуальном кодексе).
  • Сторона, заинтересованная в воплощении в жизнь принятого решения, вправе обратиться в суд за выдачей исполнительного листа на его принудительное исполнение.

ВАЖНО! Решение третейского суда не может служить основанием для внесения записи в государственные и другие реестры (ст. 43 ФЗ об арбитраже). В связи с этим, если требуется внести сведения в ЕГРП, ЕГРЮЛ, реестр акционеров и т. п., следует обращаться в орган, входящий в структуру судебной системы РФ.

Обращаем внимание, что новый ФЗ об арбитраже действует с 01.09.2016. В отношении третейских разбирательств, которые были начаты, но к названной дате не завершены, следует руководствоваться законом «О третейских судах в РФ» от 24.07.2002 № 102-ФЗ.

Такой способ, как медиация, имеет законодательный базис — ФЗ о медиации, в соответствии с которым определим ее основные черты:

  • наличие обоюдной доброй воли сторон на разрешение конфликта, оформленной в виде соглашения о применении или проведении процедуры медиации;
  • участие посредника-медиатора, занимающегося примирением на профессиональной или непрофессиональной основе;
  • соблюдение принципов конфиденциальности, равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Достигнутый компромисс в процессе медиации оформляется медиативным соглашением, которое может стать мировым, если спор уже находится на рассмотрении у судей.

ВАЖНО! Не может быть утверждено в качестве мирового медиативное соглашение, если оно затрагивает права иных заинтересованных лиц (постановление АС МО от 16.07.2016 № А40-48355/2011).

Медиация применяется при разрешении конфликтов в различных областях:

  • в предпринимательской деятельности;
  • индивидуальных трудовых спорах;
  • семейных правоотношениях;
  • образовательном процессе.

Нельзя прибегать к медиации в коллективных трудовых спорах, а также спорах, которые затрагивают интересы третьих лиц или публичные интересы (например, налоговые споры).

Направление претензии представляет собой призыв к разрешению конфликта без обращения в судебную инстанцию. Посредством такой переписки можно убедить оппонента в необходимости устранить допущенное им нарушение или найти иное взаимоприемлемое решение.

При ведении претензионной работы важно помнить о необходимости сохранения доказательств отправки писем. Такими доказательствами могут быть:

  • копия претензии с отметкой о вручении уполномоченному представителю оппонента;
  • квитанция об отправке почтового отправления с уведомлением о вручении адресату.

В спорах, подведомственных арбитражному суду, ведение предварительной претензионной работы является, по общему правилу, обязательным. Исключения из этого правила установлены в ч. 4 ст. 5 АПК РФ. На ведение переписки кодекс отводит оппонентам 30 дней, если специальным законом или договором не предусмотрен иной срок. Споры, рассматриваемые по ГПК РФ, требуют претензионного урегулирования, если оно предусмотрено соглашением сторон или особо оговорено в законе. В качестве примеров можно назвать споры:

  • о сервитуте;
  • об изменении или расторжении договора;
  • о грузоперевозках;
  • соглашении об алиментах;
  • перевозках пассажиров;
  • об ОСАГО;
  • о договоре связи;
  • турпутевках.

К претензионной работе относится и обязательное предварительное обжалование в вышестоящий орган актов, действий или бездействия налоговых органов.

Альтернативное разрешение споров

Альтернативное разрешение спора (ADR) – это посредничество и примирительная процедура, которая является дружественным способом урегулирования споров при содействии нейтрального третьего лица. Посредничество/примирительная процедура теоретически является дешёвой и быстрой формой разрешения споров, но, в отличие от арбитража, не носит обязательного характера, и стороны вправе проигнорировать решение посредника. Как правило, стороны не обязаны принимать участие в разбирательствах ADR, если только они не договорятся об ином, так что они могут просто отказаться от посредничества/примирительной процедуры, если ADR их не устраивает.

Будет ли ADR успешным, зависит от таких факторов, как обязательство обеих сторон по дружественному разрешению, а также личных навыков и стремления посредника/примирителя помочь. В большинстве правовых систем соглашение, достигнутое в результате обращения к посреднику/примирителю, имеет природу договора, а не судебного решения.

Стороны, которые нуждаются в услугах эксперта, могут обратиться в Международный центр экспертизы ICC с просьбой о назначении эксперта в конкретной интересующей их сфере. Центр, созданный в 1976 году, осуществляет свою деятельность в соответствии с Регламентом ICC для экспертизы. Центр занимается техническими, финансовыми, правовыми и другими вопросами, требующими специальных знаний. Стороны могут ссылаться на применяющийся в Центре Регламент для экспертизы в своих договорах или использовать его впоследствии.

Любая сторона или состав арбитража могут обратиться в Центр с просьбой предложить кандидатуру эксперта. При этом запрашивающая сторона или арбитры вправе не воспользоваться услугами эксперта, который им был предложен. Стороне может потребоваться мнение эксперта в различных ситуациях в рамках или за рамками спора. Например, за рамками спора сторона может обратиться за консультацией по техническим вопросам до заключения договора. Разрешая спор, состав арбитража может захотеть получить экспертное заключение по техническому вопросу или конкретному вопросу права.

В качестве альтернативы обращению в Центр с просьбой о предложении эксперта, стороны могут обратиться в Центр с просьбой о назначении эксперта для предоставления анализа по какому-либо вопросу, часто в форме письменного отчёта или рекомендации. Выбор эксперта, сделанный Центром, является обязательным для сторон, которые должны будут обратиться к такому эксперту за помощью при дружественном разрешении вопросов или установлении определённых фактов.

Среди услуг, оказываемых Центром, Регламентом предусмотрены базовые процедуры, начиная от запроса о назначении эксперта и заканчивая уведомлением о подготовке экспертом окончательного экспертного отчёта. Примеры дел Центра включают в себя оценку производственной мощности какой-либо единицы оборудования, оценку коррозии материалов, финансовую проверку компании в ходе поглощения, переоценку суммы контракта и оказание содействия советам по вынесению решений по спорам в ходе международных строительных проектов.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 347.91/.95

Приженникова Алена Николаевна

доцент кафедры «Гражданский и арбитражный процесс», кандидат юридических наук, доцент Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва

[email protected]/ru

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Аннотация

Все большее распространение получают альтернативные способы разрешения споров, внедряясь во все отрасли взаимоотношений. В Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 N° 124(1)) речь идет о необходимости укрепления альтернативных способов разрешения споров, примирительных процедур.

Ключевые слова

альтернативные способы разрешения споров, медиация, третейский суд, омбудсмен, примирительные процедуры, процедура медиации, суд общей юрисдикции, арбитражный суд.

В международной практике для разрешения правовых конфликтов стали применяться следующие примирительные процедуры, а именно: урегулирование спора самими сторонами путем переговоров (negotiation); урегулирование спора с помощью независимого посредника, который способствует достижению сторонами соглашения (mediation, conciliation); урегулирование спора с помощью посредника -арбитра, который в случае недостижения соглашения уполномочен разрешить спор в порядке арбитража (med-art); урегулирование спора с участием руководителей предприятий, их юристов и третьего независимого лица, возглавляющего слушание дела (mini-trial) [7].

В исламском праве мирное урегулирование спора может быть достигнуто тремя способами: 1) примирение (sulh), 2) арбитраж (tahkim) и 3) медиация (wasaatah).

1. Примирение в исламской традиции — это контракт, который устраняет спор с помощью согласия сторон.

2. Арбитраж характеризуется назначением судьи спорящими сторонами, признающими определенный спор или проблему.

3. Посредничество с точки зрения исламского закона — это доброжелательная и необязательная процедура, которая может привести к окончанию спора. Она характеризуется одним или более человеком, вовлекаемым в спор по инициативе одной из сторон. В этом случае независимый посредник, предлагая свои варианты решения спора, должен искать условия, при которых стороны пожелают оформить мировое соглашение[3].

В России, 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее Закон о медиации), в котором, по словам экспертов, заложена основа развития медиации в России.

Медиация — процесс, контролируемый сторонами, которые вправе в любой момент выйти из этой процедуры и обратиться в суд[9].

Медиация, наряду с другими формами альтернативного разрешения споров, представляет технологию, в которой сами стороны в переговорах с участием третьей стороны работают над своим конфликтом. Она

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

тесно связана с посредничеством. Посредничество — более широкое понятие по участию третьей стороны в решении проблем и конфликтов[2].

По мнению Е.И. Носыревой, медиация представляет собой процедуру урегулирования спора с помощью избираемого сторонами третьего лица, именуемого посредником, который содействует сторонам в ведении переговоров и достижении соглашения по спору[8, с. 63].

Т.А. Савельева полагает, что посредничество (медиация) — это способ урегули-рования конфликта между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального посредника с целью выработки обязательного для сторон соглашения по спорному вопросу. Вместе с тем исследователем подчеркивается, что посредник не имеет полномочий на вынесение обязательного для сторон решения [1, с. 34].

На наш взгляд, медиацию следует определить как альтернативную форму разрешения спора с участием третьего нейтрального лица — медиатора (посредника), который помогает восстановить, затем укрепить связи между конфликтующими сторонами с целью достижения взаимопонимания и выработки определенного соглашения по спору путем составления договора, который должен содержать согласованные условия сторон.

По состоянию на четвертый квартал 2014 года более чем в 60 субъектах Российской Федерации были созданы организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации[14].

Альтернативные способы разрешения споров



  • В данной статье рассматриваются проблемные аспекты разрешения трансграничных споров в области электронной торговли.
  • Ключевые слова: потребитель, трансграничность, электронная торговля, интернет-платформы.
  • Развитие международных рынков товаров и услуг во второй половине XX века, а также популяризация электронных технологий обусловили необходимость выработки законодательной базы для урегулирования отношений, связанных с трансграничной электронной торговлей.

Как отмечает А. Ю.

Нехай «трансграничная электронная торговля это любая международная торговая деятельность, при ведении которой достижение соглашения между сторонами осуществляется посредством электронных сообщений с использованием сети Интернет, а именно путем передачи информации, подготовленной, отправленной, полученной или хранимой с помощью электронных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными, электронную почту, но не ограничиваясь ими». [1]

Возрастающее влияние интернет-коммерции можно подтвердить статистическими данными. По данным Росстата за период 2015–2018 годы наиболее используемыми интернет-платформами для покупок товаров в интернете среди российских граждан являются такие сайты как: Amazon, eBay, AliExpress, Wildberries. Более чем 43 % покупок совершается путем заключения интернет-сделок.

Преимущества электронной коммерции очевидны: высокая скорость поиска информации, передачи документов и достижения соглашения между участниками интернет-сделок, но нужно отметить и ряд проблем:

− покупатели не могут оценить качество товара в интернет-магазине, что снижает спрос на некоторые категории;

− сложности в организации доставки.

Она может выразиться в ошибке менеджера магазина в определении номенклатуры при передаче заказа на комплектацию или возможна также ошибка склада, после чего потребитель либо совсем не получает свой товар, либо получает абсолютно не то, а магазину приходится устранять недостатки за счет своих средств. Так как мы рассматриваем отношения трансграничного характера, то в некоторых ситуациях решение данной проблемы может растянуться на очень длительный срок;

− технические неполадки в работе веб-сайтов и работы интернет линий провайдеров. Зачастую с данной проблемой можно столкнуться при оплате заказа- денежные средства с вашей банковской карты будут списаны, а из-за неполадок системы сайт просто не отобразит факт оплаты. [2]

На наш взгляд, из числа приведенных недостатков наибольшего внимания заслуживают следующие вопросы: «какое право будет применяться для данного вида отношений?», «в каком органе будут разрешаться возникающие споры?» на них мы более подробно и остановимся.

Технические специалисты, которые поддерживают функционирование крупнейших электронных международных платформ по продажам товаров и разрабатывающие методы пересылки сообщений через сеть Интернет, рассматривают его как целостную и единообразную систему.

Они не задумываются о том, откуда «появился» потребитель- из Австрии, Китая или России и что его функционирование определяется разными правовыми системами.

Для достижения надежной уверенности в исполнении сделки необходимо решение проблемы- какое право будет применяться к каждой конкретной сделке.

Только определение применимого права позволит определить, насколько существенные условия контракта, его форма, система доказательств выполнения обязательств, ответственность сторон изложены в контракте достаточно полно и ясно с точки зрения применимого права с тем, чтобы контракт имел выполнимый характер.

Основные вопросы по международной купли-продаже товаров регулируются в рамках универсальных международных конвенций:

1) Гаагская конвенция 1986 г. устанавливает (ст. 8): если стороны не выбрали право, подлежащее применению к договору купли-продажи, то таким правом будет право государства, где продавец имел свое коммерческое предприятие в момент заключения договора [3];

2) Гаагская конвенции о праве, применимом к агентским соглашениям (1978), предусмотрено: если применимое право не было определено сторонами, применяется право государства, на территории которого в момент заключения агентского соглашения агент имел свое коммерческое предприятие или свое обычное место жительства и многих других. Общей формулой прикрепления для них является «закон страны продавца».

Существующие на данном этапе развития правовой системы универсальные международные конвенции не регулируют права потребителей, и сфера их применения не охватывает товары для личного пользования. Таким образом, правовая защита данной категории отношений строится на национальном законодательстве. [4]

Рассмотрим их на конкретном примере. Российский потребитель желает приобрести товар с глобальной виртуальной торговой площадкой «AliExpress», то есть мы понимаем, что при заключении сделок подобного рода происходит столкновение двух правовых систем – КНР и Российской Федерации.

Нормы международного частного права содержатся в Общих положениях гражданского права КНР в Разделе 8 «Применение законодательства в гражданских отношениях с заграницей», в котором размещены статьи 142, 145 и 150, содержащие правила о применимом к договору праве, и закреплен принцип автономии воли сторон, а именно: «Стороны договора, имеющего отношение к загранице (т. е. договора, осложненного иностранным элементом), могут избрать применимое право для разрешения спора, вытекающего из договора, если иное не установлено прочими правовыми нормам��».

Далее китайский законодатель устанавливает правило для случаев отсутствия выбранного сторонами права, а именно: «Если стороны не сделали выбора, применяется право государства, наиболее тесно связанного с договором».

Желание контрагента внешнеэкономической сделки избежать рассмотрения дела в суде иностранного государства, а следовательно, и свести к минимуму влияние вышеперечисленных негативных моментов, возникающих при рассмотрении дела в суде иностранного государства, и способствовало поиску новых, экономичных, эффективных и простых методов урегулирования конфликтов.

К таким дополнительным способам урегулирования споров во внешнеэкономической деятельности относятся альтернативные способы разрешения споров (далее — АРС). Альтернативные способы разрешения коммерческих споров рассматриваются как одно из главных направлений совершенствования работы не только государственных судов, но и всей системы разрешения коммерческих споров.

Как отмечается в постановлении VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г.

, гарантией эффективной защиты прав является также возможность обращения к АРС, поскольку субъекты гражданского оборота должны иметь возможность выбрать любую удобную процедуру, соответствующую их требованиям о времени, стоимости, конфиденциальности, императивности и последствиям решения, а задача судебной власти — содействовать функционированию альтернативных процедур. Т. е., АРС нельзя рассматривать в отрыве от судебной системы. Носырева Е.И. Альтернативное разрешение споров в США. — М.: Изд. дом «Городец», 2010. — С. 29. Таким образом, АРС представляют собой дополнительную гарантию субъектам в реализации конституционного права на выбор наиболее адекватного варианта разрешения спора или урегулирования конфликта с целью защиты прав и законных интересов и достижения необходимой процессуальной цели. Важно подчеркнуть, что к АРС спорящие стороны обычно обращаются в следующих случаях: 1) когда они обоюдно стремятся урегулировать спор мирным путем; 2) когда они хотят определить свое правовое положение в споре, поскольку при его рассмотрении как сами стороны, так и посредник выдвигают друг другу аргументы и их оценка зачастую позволяет сторонам определить сильные и слабые моменты, чтобы принять решение — согласиться с тем, что международный коммерческий арбитраж является институтом, противоположным институту государственных судов, которые представляют собой органы судебной системы какого-либо государства. Наиболее распространенным является деление АРС на три основных вида: 1) переговоры — урегулирование спора непосредственно сторонами без участия третьих лиц; 2) посредничество — урегулирование спора с помощью независимого нейтрального лица (посредника), который способствует достижению сторонами соглашения; 3) арбитраж — разрешение спора с помощью независимого нейтрального лица (арбитра), который выносит обязательное для сторон решение. Особое место в системе АРС занимает международный коммерческий арбитраж.

Повсеместное признание международного коммерческого арбитража в качестве лучшей альтернативы для разрешения споров, способствовало тому, что в течение, как минимум, восьмидесяти последних лет в области международных отношений осуществляется различного рода деятельность, имеющая целью создать благоприятные условия для использования арбитражного способа разрешения споров.

Термином «международный коммерческий арбитраж» обозначаются три взаимосвязанных понятия, отражающих различные аспекты единого социального явления.

Во-первых, под международным коммерческим арбитражем понимается определенный механизм разрешения споров между коммерсантами различных государств, совокупность средств и способов, посредством которых устраняется коллизия в материальноправовых отношениях.

Во-вторых, данный термин означает учреждение, которое создается для рассмотрения и разрешения споров, вытекающих из международных коммерческих отношений. В данном случае речь идет о конкретных арбитражных учреждениях, создаваемых при национальных торгово-промышленных палатах, ассоциациях, биржах и т. п.

В-третьих, международный коммерческий арбитраж — это состав третейского суда, определенный состав арбитров, рассматривающих конкретный гражданско-правовой спор.

Важно отметить, что для эффективного исследования международного коммерческого арбитража как альтернативного способа разрешения споров необходимо, во-первых, выявить преимущества и недостатки третейского разбирательства по сравнению с государственными судами и, во-вторых, рассмотреть проблемы, связанные с юрисдикцией международного коммерческого арбитража и государственного суда. Следовательно, характеристика коммерческого арбитража обычно складывается из двух аспектов, а именно: в сравнениях его с другими альтернативными средствами урегулирования споров и с гражданским судопроизводством. Ценность международного коммерческого арбитража как метода урегулирования споров, возникающих в контексте международных коммерческих отношений, была подтверждена в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 2006 г. № 61/33.

Такая оценка является следствием признания того, что международный арбитраж представляет собой правовой механизм, позволяющий равноправно участвовать в международном экономическом сотрудничестве всем участникам этого процесса независимо от уровня их экономического развития и политического влияния в мире.

Существенное развитие экономики и социальной сферы, стремительно меняющийся рынок заставляют задуматься о применении альтернативных методов разрешения конфликтов.

Граждане, а также предприниматели часто используют нестандартные подходы, так как иногда они приносят более действенные результаты и представляются эффективными и перспективными.

Нужно внимательно проверять, не противоречат ли такие методы действующему законодательству.

Альтернативные методы разрешения споров представляют собой процедуры, при помощи которых возможно разрешение конфликта во внесудебном порядке.

Фактически, к таким методам можно отнести практически любой способ разрешения конфликта, который позволяет решить проблему без обращения в судебные инстанции и к государственным органам.

Альтернативные способы разрешения споров в законодательстве РФ представлены достаточно скудно, однако законодатель допускает их применение при условии отсутствия нарушений действующих норм.

Популярность таких методов обуславливается несколькими факторами:

Альтернативные метода разрешения конфликтов В некоторых случаях позволяют разрешить ситуацию за более короткий срок
Таким способы позволят существенно сэкономить денежные средства В сравнении с использованием судебной процедуры
Современные суды существенно загружены Поэтому процедура разрешения конфликта через альтернативные методы позволит более внимательно изучить вопрос

В последнее время альтернативные методы становятся всё более востребованными и государству необходимо более тщательно регулировать данный вопрос.

На данный момент существует несколько способов разрешения конфликта при помощи альтернативной процедуры.

К таким методам относят:

  1. Привлечение эксперта для дачи экспертного определения.
  2. Переговоры сторон, в том числе с привлечением посредника.
  3. Примирение сторон посредством заключение соглашения.
  4. Третейское разбирательство.
  5. Независимое разрешение с привлечение стороннего лица.
  6. Использование комиссий по разрешению споров.
  7. Частный суд.

Данный список не является исчерпывающим. В России далеко не все перечисленные методы нашли распространение на практике. Фактически применяется медиация, третейские суды, переговоры и ещё несколько методов.

Российское законодательство содержит некоторые условия о применении альтернативных методов урегулирования конфликтов в следующих правовых актах:

  1. ФЗ «О международном коммерческом арбитраже».
  2. ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».
  3. ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Существует несколько подзаконных актов, с помощью которых можно получить более подробную информацию о применении подобных методов урегулирования конфликтов.

Альтернативные способы разрешения конфликтов бывают следующих типов:

  1. Переговоры – способ урегулирования возникшей спорной ситуации конфликтующими
  2. Медиация – способ урегулирования конфликта при помощи медиатора – незаинтересованного не в чьих интересах лица, оказывающего содействие в достижении компромисса
  3. Третейский суд – способ урегулирования конфликта при помощи – третейского судьи, который в соответствии с достигнутыми договоренностями между сторонами о разрешении споров в третейском суде, рассматривает спор и выносит обязательное для сторон судебное решение

Условиями определения выше указанных способов, является обязательное личное участие стороннего независимого спеца имеющего соответствующие полномочия.

Элементы этих трех «чистых» видов входят составной частью во многие другие процедуры альтернативного урегулирования конфликтов.

Так, переговоры почти всегда имеют место в любой другой альтернативной форме, а посредничество часто используется как предварительная процедура до начала судебного разбирательства.
Кроме того, компоненты основных видов, смешиваясь друг с другом, образуют совершенно новые комбинированные формы, такие как:

  • Посредничество – третейский суд способ решения спора с помощью посредника-арбитра, который при отрицательном результате при переговорах между конфликтующими, имеет правомочия по дальнейшему разрешению спорной ситуации в арбитражном суде
  • «Мини-суд» – часто используемый метод по решению коммерческих споров, получивший название от внешнего сходства с судебной процедурой и представляющий собой решение конфликта при непосредственном участии собственников бизнеса и руководителей предприятий, а так же юристов и независимого специалиста по возникшему спору, который является председательствующим
  • Заключение эксперта – один из эффективных способов достижения сторонами договоренностей на основе выводов эксперта по спорным моментам, имеющего специальные познания в определенной области и соответствующее образование
  • Омбудсмен – уполномоченное правительством лицо для решения конфликтов, связанных с недостатками в деятельности государственных учреждения и частных компания, принимающим определённые меры по жалобам заинтересованных лиц
  • Максимально эффективно, юридически грамотно решаем проблемы и всегда добиваемся поставленных целей.
  • Оперативно оказываем юридические услуги на самом высоком профессиональном уровне.
  • Гарантируем строгую конфиденциальность и защиту представленной информации.
  • Используем нестандартные и оригинальные методики вместо шаблонных подходов.
  • Не только организуем высочайшее качество юридических услуг, но и всесторонне, комплексно и углубленно решаем любые задачи.
  • Предоставляем гибкую систему скидок и бонусы на весь комплекс юридических услуг.
  • Обеспечиваем безопасность, проводим полный юридический анализ и прогнозирование возможных последствий выбранной стратегии.

Загруженность российских судов хорошо известна всем, кто хоть раз был причастен к их работе. Тяжбы длятся годами, судебные решения не удовлетворяют спорщиков и не выполняются. Это приводит к негативной тенденции в обществе – правовому нигилизму, то есть неверию в справедливость нашей судебной системы.

В последнее время в практику внедряются и получают все более широкое распространение Alternative Dispute Resolution, или ADR – альтернативные способы разрешения споров. Они становятся реальной и эффективной альтернативой государственной судебной системе.

Таким образом, альтернативные способы разрешения споров как система возникли в XX в. и их развитие продолжается. Так, появляются новые формы, усложняются предыдущие. В целом, такая система способов является положительным явлением, которое позволяет не только формально решить спор в судебном органе, но и урегулировать конфликт в целом между сторонами, более полно удовлетворить их потребности. Несмотря на их развитие как альтернативы государственному суду, при рассмотрении спора судом теперь также используются зачастую технологии из альтернативных способов, что позволяет делать это более эффективно.

Литература:

Давыденко Д. Л. Вопросы юридической терминологии в сфере «альтернативного урегулирования споров» // Третейский суд. 2009. № 1.

Носырева Е. И. Альтернативное разрешение споров в США. М.: ОАО Издательский Дом «Городец». 2005. Лазарев С. В.

Альтернативное разрешение споров: система и принципы

Альтернативные методы разрешения споров представляют собой процедуры, при помощи которых возможно разрешение конфликта во внесудебном порядке.

Фактически, к таким методам можно отнести практически любой способ разрешения конфликта, который позволяет решить проблему без обращения в судебные инстанции и к государственным органам.

Альтернативные способы разрешения споров в законодательстве РФ представлены достаточно скудно, однако законодатель допускает их применение при условии отсутствия нарушений действующих норм.

Популярность таких методов обуславливается несколькими факторами:

В Российской Федерации далеко не все альтернативные методы разрешения конфликтов получили своё распространение. Так, к наиболее распространённым можно отнести:

Третейский суд Существует два варианта таких судов. Первый создаётся сторонами для разрешения конкретного спора, а второй представляет собой действующий на постоянной основе орган. Подобный орган вправе рассматривать конфликты, которые возникают между субъектами, не связанными с предпринимательской деятельностью, но чаще всего он используется именно предпринимателями
Проведение переговоров Могут проводиться сторонам самостоятельно, а может привлекаться третье лицо для вынесения им независимого мнения
Медиация представляет собой процедуру урегулирования спора При условии, что он рассматривается с привлечением стороннего лица, не заинтересованного в результате разрешения спора

Каждый из методов применяется в определённой сфере, при этом любой альтернативный метод не может применён при отсутствии желания хотя бы одной из сторон.

На практике существует множество типов разногласий, которые могут быть рассмотрены одним из существующих альтернативных методов, например:

  1. Конфликты между субъектами предпринимательской деятельности.
  2. Споры с участием резидентов различных государств.
  3. Споры между простыми гражданами, которые не имеют отношения к предпринимательской сфере.

Каждый из типов споров может предполагать различные основания для своего возникновения. Так, например, споры между предпринимателями могут одновременно предполагать, что данные лица являются резидентами различных государств.

Каждый тип конфликта подразумевает наличие разногласий по совершенно разнообразным основаниям.

Они могут касаться сферы предпринимательской деятельности, семейных отношений, ранее заключенных договоров и иных моментов.

Претензионный порядок разрешения споров часто используется как в коммерческой сфере, так и при разрешении конфликтов, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Суть претензии в том, что она представляет собой документ, указывающий на позицию отправителя. В требовании указывается, что хочет сторона, какие вопросы считает необходимыми к разрешению и как предлагает действовать дальше.

Если вторая сторона не согласна с данными утверждениями, то она вправе направить возражение на претензию, в которой укажет свою позицию относительно возникшего спора.

Любой конфликт может быть разрешён в судебном порядке в любой период, то есть даже по истечению срока исковой давности сторона не лишается права на обращение в суд.

Но ответчик вправе заявить об окончании срока исковой давности, в таком случае суд должен отказать в удовлетворении исковых требований.

Срок исковой давности начинает рассчитываться с момента нарушения права истца, а не с момента возникновения обязательства.

Если ответчик просрочил возврат долга, то срок рассчитывается в того момента, как он должен был вернуть денежные средства, а не с момента заключения договора займа.

Альтернативные методы рассмотрения споров не содержат сроков исковой давности. В этом и заключается их особенность.

Давность конфликта будет учтена при разрешении спора посредством третейских судов или процедуры медиации.

Глава 1. Альтернативные способы разрешения споров

Поддерживаем клиентов для предотвращения и/или разрешения конфликтной ситуации:
• Создаем проекты документов и/или оцениваем документы клиента: перспективна ли защита его интересов, если возникнет конфликтная ситуация (можно включить в документы наиболее приемлемые правила разрешения конфликтов, условия о доказательствах и пр.): разрабатываем стратегию поведения, чтобы предотвратить конфликтную ситуацию или выйти из нее; оцениваем риски возникновения судебных споров и их перспективы; собираем доказательства для ведения переговоров, которые укрепляют позицию клиента в возникшем споре.
• Разрабатываем комплекс правовых механизмов, направленных на скорейшее восстановление нарушенных прав клиента
• В некоторых ситуациях для защиты интересов клиента (возврат денежных средств, исполнение договора и т. д.) недостаточно просто обратиться в суд с соответствующим иском. Это связано с тем, что даже получение положительного решения суда и исполнительного листа не даст желаемый результат (например, у контрагента отсутствуют денежные средства в силу чьих-либо недобросовестных действий; в процессе банкротства участвует большое количество кредиторов; налицо мошенничество со стороны контрагентов и пр.). В таких случаях юристы разрабатывают специальную правовую стратегию для скорейшей и эффективной защиты интересов клиента.
• Разрабатываем стратегию и тактику ведения судебного процесса или группы взаимосвязанных судебных процессов.

Стороны конфликта могут направить свой спор в третейский суд по факту заключения между сторонами арбитражного договора.

Важно Третейский суд ― это специализированный орган негосударственной основы, который занимается рассмотрение гражданско-правовых конфликтов по договоренности конфликтующих.

Характерные черты третейских процессов:

  • третейские судьи производят судейство на добровольной основе и выносят свое решение непредвзято;
  • если в тексте арбитражного договора участников конфликта не прописано иное, то вердикт третейских судей можно обжаловать в органах государственной судебной власти;
  • истец имеет право обратиться в судебную инстанцию за исполнительным листом, если ответчик не изъявляет желания приводить в действительность решение судьи.

Обратите внимание

Вердикт третейского суда не имеет силы влиять на государственные реестры. Так, если полученное решение необходимо внести, например, в ЕГРП, то необходимо обратиться в государственный орган судебной власти страны.

Таким образом, альтернативные методы урегулирования конфликтов применяются в различных областях. Понятие таких методов не регламентируется законом, однако в кодексах обозначены правила их применения. Такие методы относятся к досудебным способам ликвидации конфликтов. Зачастую осуществляются по личному желанию сторон.

Согласно ст. 352 Трудового кодекса РФ каждый может защищать свои трудовые права и свободы не только путем обращения в суд, но и другими, не запрещенными законами способами. Указывается несколько вариантов:

  • самозащита;
  • государственный надзор;
  • обращение в профсоюзы;
  • судебная защита.

При этом выбор вида защиты права может отличаться в зависимости от спора:

  • Например, индивидуальный трудовой спор допускается передавать на рассмотрение исключительно в комиссию по трудовым спорам (КТС) или суд (ст. 382 ТК РФ). Роструд такие конфликты не разрешает (определение ВС РФ от 20.07.2012 № 19-КГ12-5).
  • При коллективном трудовом споре может быть использован такой вид самозащиты трудового права, как забастовка (ст. 409 ТК РФ). Но она применяется исключительно в том случае, если не было достигнуто согласие в ходе примирительных процедур (примирительной комиссии, переговоров с посредником, трудового арбитража).

Что касается обращения в суд, то досудебный и внесудебный порядок урегулирования трудовых споров не является обязательным (п. 2 постановления президиума ВС РФ от 17.03.2004 № 2). Обязательным он может стать, если стороны сами об этом договорились и указали в трудовом договоре, упомянув или подробно разъяснив способ урегулирования конфликтов.

В российской практике в качестве альтернативы суду наиболее распространенными вариантами досудебного (внесудебного) урегулирования индивидуальных споров стали:

  • проведение переговоров;
  • рассмотрение заявления комиссией по трудовым спорам;
  • обращение к медиатору.

Каждый из перечисленных способов имеет свои нюансы. Рассмотрим их.

Медиация — это относительно новый способ урегулирования спора. К нему прибегают только при наличии согласия обеих сторон.

Согласно п. 5 ст. 1 закона «Об альтернативной процедуре…» от 27.07.2010 № 193-ФЗ медиация при коллективных трудовых спорах не применяется. Индивидуальных трудовых споров такой запрет не коснулся. В п. 2 ст. 1 закона № 193-ФЗ споры, вытекающие из трудовых правоотношений, указываются как разрешенные для применения медиации.

Медиация осуществляется на конфиденциальной основе с участием посредника — медиатора. В результате медиации оформляется медиативное соглашение (подробнее об этом см. в статье «Заключаем медиативное соглашение (нюансы)»). Для начала процесса медиации работник и работодатель должны заключить соглашение о применении, а потом и проведении процедуры.

Медиация возможна и во время судебного процесса (п. 2 ст. 4 закона № 193-ФЗ).

Работа медиатора по разрешению конфликта в организации заключается в следующем:

  1. Он организует процесс переговоров работника и работодателя.
  2. Если стороны дают на то разрешение, высказывает предложения по урегулированию спора.
  3. Помогает оформить и подписывает медиативное соглашение, которое в дальнейшем может быть признано мировым.

Медиатором может быть любое совершеннолетнее лицо, не имеющее судимости (п. 2 ст. 15 закона № 193-ФЗ).

Медиатор не может быть допрошен в качестве свидетеля, если это касается обстоятельств, ставших ему известными в силу профессиональной деятельности (подп. 1 п. 3 ст. 69 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Комиссия по трудовым спорам формируется из равного числа представителей и работника, и работодателя. Из сформированного состава определяются председатель комиссии, его заместитель и секретарь.

КТС образуется по инициативе работодателя или работника, а заявление принимает только от работника и может существовать как временно, так и постоянно.

КТС рассматривает:

  • все индивидуальные споры, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции суда (ст. 391 ТК РФ);
  • заявления, поданные в течение 3 месяцев со дня нарушения права работника (факта нарушения или наступления осведомленности о нарушении).

Решение по спору принимается КТС путем тайного голосования и выдается на руки работнику и работодателю в течение 3 дней со дня его вынесения.

Со дня вручения решения идет 10-дневный отсчет для его обжалования в суде.

Если срок обжалования прошел, а решение комиссии не исполнено, КТС выдает работнику удостоверение, которое имеет силу исполнительного документа. Предъявить его в ФССП можно в течение 3 месяцев со дня выдачи.

Таким образом, законодательство допускает использование для разрешения трудовых споров других, несудебных форм (способов). При этом досудебное урегулирование не является обязательным.

Переговоры и медиация проводятся только на добровольной основе, рассмотрение же заявления в КТС производится по инициативе работника.

КТС является особым органом, разрешающим трудовые споры.

Наиболее предпочтительным, с практической точки зрения, попыткой классификации ADR выступает упорядочение всех методов в соответствии со степенью контроля, который остается в руках сторон Ray, supra, at 67; Guidance for Agency Dispute Resolution Specialists, supra, at 4-7..

На одном спектре этих процедур пребывают стороны, которые практически целиком сохраняют контроль, без какого-либо вмешательства со стороны нейтральных лиц или не участвующих сторон. Это традиционная концепция добровольных неструктурированных переговоров (negotiation) между или среди сторон.

На другом конце спектра располагаются процедуры, в которых стороны передают полномочия по разрешению спора какой-либо третей стороне. Это другая традиционная концепция ADR — обязывающий арбитраж (arbitration). С практической точки зрения, обязывающее решение арбитража ничем не отличается от судебного разрешения спора. Между этими двумя экстремальными точками спектра ADR располагается огромное множество промежуточных точек, сочетающих в себе в различной степени свойства названных выше методов.

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров представляет собой взаимные действия сторон, направленные на разрешение возникших разногласий без вмешательства судебных органов.

Хозяйствующий субъект (юридическое лицо или гражданин — предприниматель), считающий, что его права нарушены ненадлежащими действиями другой стороны хозяйственной деятельности, обращается к нарушителю обязательств с требованием в установленный срок устранить нарушение. Получатель претензии рассматривает ее и, если находит доводы обоснованными, предпринимает необходимые меры к устранению допущенных нарушений.

Значение возможности претензионного порядка урегулирования споров заключается в том, что такой порядок ведет к более быстрому и взаимовыгодному разрешению возникших разногласий и споров.

В иностранных государствах подобными государственными судами являются обычно так называемые «коммерческие суды», а в России — «государственные арбитражные суды» (данный термин, предусмотренный, к сожалению, законом, крайне неудачен, поскольку он постоянно вводит в заблуждение российских и иностранных предпринимателей, которые под термином «арбитражный суд» понимают «арбитраж», т.е. «третейский суд». Пора бы законодателю покончить с этой правовой неразберихой).

Деятельность государственных судов регламентирована в России Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а в иностранных государствах — гражданским процессуальным законодательством.

Что касается третейских судов, то их деятельность регулируется законодательством соответствующей страны и регламентами третейских судов.

Однако в предпринимательской деятельности стороны контрактов зачастую используют для разрешения споров не указанную систему государственных или третейских судов, а так называемые «альтернативные» способы, которые не входят в эту систему. Некоторые из них в какой-то мере стоят скорее ближе к третейскому производству, хотя и являются самостоятельными.

Законодательство и международно — правовая практика выработали систему «альтернативных», т.е. дополнительных способов урегулирования споров во внешнеэкономической деятельности, и стороны их используют.

Альтернативные способы разрешения налоговых споров

Примирительное производство регулируется специальным «Регламентом о добровольном примирительном производстве» (Rules of optional conciliation). Цель примирения — содействие сторонам для достижения мирового соглашения. Регламентом предусматривается следующая примирительная процедура:

  • Экономические споры международного характера могут быть переданы для примирительного производства, которое выполняет «Единоличный примиритель» (Sole conciliator), назначаемый МТП.
  • Сторона, испрашивающая примирение, должна обратиться в Секретариат Суда МТП, указав цель обращения и представив доказательства уплаты сбора, необходимого для регистрации обращения (четвертая часть сбора, взимаемого при арбитражном производстве).
  • Секретариат Суда уведомляет об этом другую сторону в споре, которая должна сообщить в 15-дневный срок Секретариату о своем согласии или несогласии на примирительное производство. При согласии Секретариат информируется в указанный срок. При отсутствии ответа в этот срок или в случае отказа от примирительного производства Примирение считается отклоненным, о чем первая сторона уведомляется Секретариатом.
  • При согласии обеих сторон Генеральный Секретарь Суда назначает Примирителя, который извещает стороны о своем назначении и о сроке заседания, к которому стороны должны сообщить ему свои аргументы.
  • Место заседания определяется Примирителем. Стороны могут быть представлены своими адвокатами.

В международной коммерческой практике часто возникают обстоятельства, когда в ходе исполнения контрактов возникают трудности и с целью их устранения необходимо принять срочные меры временного характера. Для этого стороны могут обращаться к третьему лицу. Чтобы разрешить такие вопросы, Международная торговая палата разработала «Доарбитражное производство с участием Рефери Международной торговой палаты», действующее с 1 января 1990 года (ICC Prearbitral Referee Procedure).

Это производство применяется только при наличии письменного соглашения сторон, которое может быть частью контракта или заключено впоследствии отдельно. Решение о срочных мерах принимает «Рефери» (Referee). Он избирается сторонами или назначается Председателем Международного арбитражного суда МТП. Рефери предоставляются широкие полномочия для принятия решений (приказов — orders), носящих хотя и временный, но обязательный характер.

Основные черты указанного доарбитражного производства с участием Рефери:

  • это процесс, основанный на контрактных отношениях, используемый в тех случаях, когда возникает необходимость у сторон в принятии срочных мер для ликвидации или приостановлении возникших трудностей;
  • это быстрый процесс и меры, которые предписано предпринять, являются обязательными и действуют до тех пор, пока Рефери или компетентное учреждение (суд или арбитраж) не примут иного решения. Принятие сторонами решения об использовании доарбитражного производства лучше использовать в контексте с другими способами разрешения споров в рамках МТП, например с примирительным или арбитражным производством.

МТП рекомендует сторонам использовать следующую типовую оговорку относительно доарбитражного производства:

«Любая сторона настоящего контракта имеет право обратиться и будет обязана соблюдать Доарбитражное производство с участием Рефери МТП в соответствии с ее Регламентом».

Что касается положений самого Регламента, то он состоит из 7 статей и приложения об оплате сборов.

Эти способы урегулирования коммерческих споров применяются в ряде стран довольно часто, поскольку они позволяют сторонам достигнуть соглашения без обращения в суд или арбитраж, в короткие сроки и с наименьшими затратами.

Страной, активно использующей указанные способы, является, например, Англия, где были созданы соответствующие центры «Альтернативных способов урегулирования споров» (АСУС) — (ADR centres — Alternative Dispute Resolution centres).

В 80-е годы в России стала создаваться международно — правовая основа, касающаяся гарантий и защиты иностранных инвестиций в Российской Федерации и российских инвестиций в иностранных государствах. С этой целью СССР, а затем и Россией были заключены более 30 международных договоров по этому вопросу. Одно из важных средств защиты инвестиций по указанным договорам — предусмотренная в них возможность разрешения инвестиционных споров, возникающих между инвестором и принимающим государством, в третейских судах, формируемых в государстве ином, чем спорящие стороны.

Одним из таких арбитражных институтов является «Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров» — «МЦУИС» (International Centre for Settlement of Investment Disputes). Этот Центр был создан международной многосторонней «Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств», подписанной в Вашингтоне 18 марта 1965 года (Convention on the settlement of investment disputes between states and nationals of other states).

Этот вид урегулирования инвестиционных споров применяется, если оба государства являются участниками Вашингтонской Конвенции, т.е. Договаривающееся государство и юридическое или физическое лицо другого Договаривающегося государства. Он может, таким образом, иметь место, когда Россия станет участницей этой Конвенции.

В Конвенции примирительному производству целиком посвящена Глава III (ст. 28 — 35). Сторона в споре, желающая начать примирительную процедуру, должна обратиться с письменным Заявлением (Request) к Генеральному Секретарю Центра и уведомить другую сторону. В Заявлении указывается предмет спора, наименование сторон и их согласие на эту процедуру.

Спор рассматривается Комиссией, состоящей из Единоличного примирителя или из любого нечетного числа примирителей, назначенных по соглашению сторон. Примирители могут быть назначены как из имеющегося у Центра Списка примирителей (Panel of Conciliatiors), так и вне его (кроме Председателя). Примирительное производство осуществляется в соответствии с «Регламентом примирительного производства», утвержденным Административным Советом «МЦУИС» в 1984 году — Roles of Procedure for Conciliation Proccedings (Conciliation Rules).

Если Комиссии удастся убедить стороны прийти к соглашению путем дачи им необходимых рекомендаций, то стороны заключают об этом мировое соглашение. В ином случае дело производством прекращается и Комиссия отражает это в своем Докладе (Report). Что касается Регламента, то в нем подробно регулируются все вопросы формирования Комиссии, процедуры принятия решений. Регламент состоит из 6 глав и 24 статей. Принцип деятельности Примирительной Комиссии во многом схож с примирительным производством, используемым в сфере внешней торговли, о чем говорится выше.

Альтернативные способы разрешения предпринимательских споров

Введение … 2 1 История развития и понятие медиации … 4 1.1 История возникновения и развития медиации … 4 1.2 Понятие и особенности медиации … 10 2 Медиация в современном российском законодательстве … 19 2.1 Принципы, стадии и классификация процедуры медиации … 19 2.2 Роль медиатора в процедуре медиации … 31 2.3 Правовой характер медиативного соглашения … 35 2.4 Сроки проведения процедуры медиации … 40 3 Проблемные вопросы внедрения медиации в России и возможные пути их решения … 48 3.1 Проблемные вопросы развития медиации в России … 48 3.2 Недостатки процедуры медиации и возможные пути их устранения … 56 Заключение … 60 Список использованных источников … 65

Что такое конфликт?

Обратимся к Википедии:

Конфликт (от Латинского – столкнувшийся) – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Обратите внимание, ключевые слова (фразы): «столкнувшийся»; «наиболее острый способ»; «негативные эмоции»; «выходящий за рамки правил и норм».

Какие эмоции вызывают у вас эти фразы?

Лично у меня они вызывают ощущение беспокойства, выбивают меня из состояния душевного покоя и заметьте, я не являюсь стороной конфликта.

А что происходит с теми, кто стал участником конфликта?

Альтернативой судебному урегулированию спора всегда были переговоры, в которых решение принимают сами стороны, исходя из своих интересов.

В Российской Федерации применяются следующие альтернативные виды разрешения споров:

  • Третейский суд;
  • Медиация;
  • Переговоры;
  • Мировое соглашение.

Самыми распространенными из альтернативных способов разрешения споров стали медиация и третейский суд, которые набирают свою популярность, в том числе и в медицинских спорах. Подробнее о них я расскажу в следующих статьях.

В заключении хочу добавить: есть конфликтные ситуации, которые разрешить альтернативным способом невозможно и выходом из таких конфликтов может быть только судебное разбирательство.

Альтернативные способы разрешения споров: актуальные вопросы.

На наш взгляд, медиацию следует определить как альтернативную форму разрешения спора с участием третьего нейтрального лица — медиатора (посредника), который помогает восстановить, затем укрепить связи между конфликтующими сторонами с целью достижения взаимопонимания и выработки определенного соглашения по спору путем составления договора, который должен содержать согласованные условия сторон. Существует мнение, что медиацию можно рассматривать как существенный недостаток альтернативных способов разрешения споров так как, не бывает специалиста общей компетенции (например, юрист в целом). Например, медиатор может быть эффективен только в рамках своей специализации: медиатор, который специализируется на медиации семейных конфликтов, будет явно не к месту в качестве медиатора в споре между участниками внешнеторговой сделки[6]. 3. Посредничество с точки зрения исламского закона — это доброжелательная и необязательная процедура, которая может привести к окончанию спора.

Она характеризуется одним или более человеком, вовлекаемым в спор по инициативе одной из сторон. В этом случае независимый посредник, предлагая свои варианты решения спора, должен искать условия, при которых стороны пожелают оформить мировое соглашение[3]. В силу ч. 1 ст.

169 ГПК РФ и ч. ч. 1и 2 ст. 13 Закона о медиации суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий 60 дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора и с согласия медиатора отложение дела судом допускается на срок проведения процедуры медиации до 180 дней.

Все большее распространение получают альтернативные способы разрешения споров, внедряясь во все отрасли взаимоотношений. В Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08. 12. 2014 № 124(1)) речь идет о необходимости укрепления альтернативных способов разрешения споров, примирительных процедур. В международной практике для разрешения правовых конфликтов стали применяться следующие примирительные процедуры, а именно: урегулирование спора самими сторонами путем переговоров (negotiation); урегулирование спора с помощью независимого посредника, который способствует достижению сторонами соглашения (mediation, conciliation); урегулирование спора с помощью посредника -арбитра, который в случае недостижения соглашения уполномочен разрешить спор в порядке арбитража (med-art); урегулирование спора с участием руководителей предприятий, их юристов и третьего независимого лица, возглавляющего слушание дела (mini-trial) [7]. Альтернативные Способы Разрешения Споров Комерческое Право

Спор можно урегулировать при содействии третьего лица, одинаково дружелюбно или нейтрально настроенного к каждому из участников конфликта. Данную процедуру принято называть альтернативным разрешением корпоративных споров (ADR).

ADR ни к чему не обязывает стороны конфликта. А это значит, что они могут прислушаться к мнению третьего лица, или же полностью его проигнорировать.

Любая из конфликтующих сторон также вправе отказаться от участия в ADR, если по каким-то причинам предлагаемые процедуры ее не устраивают.

Кроме того, достигаемые в процессе альтернативного разрешения споров соглашения, по своей сути является договором, и не имеет ничего общего с судебным решением.

Как ранее было отмечено, экономические конфликты с участием иностранных физических и юридических лиц отличаются своей спецификой, что создает трудности при их разрешении. В связи с различием правовой регламентации процедуры медиации в различных государствах, возникает необходимость в выработке единообразного нормативного подхода в регулировании медиации для международных коммерческих споров.

Международные коммерческие связи требуют не только единообразных норм, регулирующих такие отношения, но и развития унифицированных процедур разрешения споров и урегулирования конфликтов субъектов международного коммерческого оборота. Так, успешная унификация и гармонизация правовых норм, регулирующих международный коммерческий арбитраж, способствовала его успешному развитию, что привело к закреплению за ним ведущего способа разрешения международных коммерческих споров. В начале XXI века в связи с ростом популярности процедуры медиации международные организации начали активно проводить работу по гармонизации правового регулирования медиации путем принятия рекомендательных документов.

Одним из документов рекомендательного характера, принимаемых международными организациями, является так называемый «модельный закон», обладающий внешними признаками и системностью нормативно-правового акта. Модельный закон представляет собой текст, который рекомендуется государствам для принятия своих национальных законов. Одним из главных преимуществ модельного закона является предоставленная государствам возможность внесения изменений в его текст для отражения национальной специфики.

Как уже отмечалось выше, на протяжении длительного времени медиация применяется во многих государствах, однако в каждой стране имеются свои особенности проведения медиации. В связи с чем регулирование медиации на международном уровне нормами рекомендательного характера оправдано.

В 1999 году в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (UNCITRAL) была создана рабочая группа по международному арбитражу и согласительной процедуре, разработавшая модельный закон, предлагающий решение ряда вопросов проведения примирительной процедуры по коммерческим спорам, впоследствии известный как Типовой закон ЮНСИТРАЛ от 24 июня 2002 года «О международной коммерческой согласительной процедуре»56 (далее – Типовой закон). Данный Закон был принят с целью содействия применению согласительной процедуры и обеспечения большей предсказуемости и определенности при ее применении57.

Примечательно, что Типовой закон обращен к государствам в качестве современного образца для развития национального правового регулирования отношений в сфере медиации. Положения Типового закона неоднократно учитывались при разработке национального законодательства о медиации в самых разных странах. В частности, в 2004 году Канадская конференция по унификации законодательства (ULCC) создала рабочую группу по разработке унифицированных норм для внедрения их в национальное законодательство58. В итоге в 2005 году был принят разработанный на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ Единообразный закон «О международной коммерческой медиации» и рекомендован для одобрения провинциями59.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ представляет собой нормативный текст, который рекомендуется государствам для принятия соответствующих законов. Инкорпорируя текст типовых нормативных положений в свою правовую систему, государство может изменить или исключить какие-либо положения. Тем не менее – это международный акт, направленный на сближение права. Два положения особо подчеркивают международный характер этого документа. Во-первых, в Руководстве по принятию и применению Типового закона государствам рекомендуется вносить «как можно меньшего числа изменений при инкорпорации Типового закона в свои правовые системы, при том чтобы, если такие изменения будут вноситься, они оставались в рамках основных принципов Типового закона»60. Во-вторых, Типовой закон в статье 2 закрепляет ориентиры в его толковании судами и другими национальными органами: положения Типового закона (или положения акта, вводящего в действие Типовой закон), хотя и приняты в качестве части национального законодательства и в связи с этим носят национальный характер, должны толковаться с учетом его международного происхождения, с тем чтобы обеспечивать единообразие в толковании Типового закона в различных странах.

При рассмотрении Типового закона ЮНСИТРАЛ заслуживает внимание раскрытие следующих вопросов, отраженных в нем: сфера действия Типового закона; понятийный аппарат; принципы согласительной процедуры; течение срока исковой давности; приведение в исполнение достигнутого сторонами в ходе согласительной процедуры соглашения об урегулировании спора.

Сфера действия Типового закона ограничена сферой международных коммерческих отношений, что закреплено в п.1 ст.1 Типового закона. При этом предусматривается возможность распространить действие данного Закона на внутренние коммерческие отношения. Определение термина «коммерческий» в Типовом законе предполагается толковать широко, с тем чтобы охватить вопросы, вытекающие из любых правовых отношений коммерческого характера, будь то договорных или нет. Закон закрепляет неисчерпывающий перечень отношений коммерческого характера: любые торговые сделки на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; дистрибьюторские соглашения; коммерческое представительство или агентские отношения; факторинг; лизинг; строительство промышленных объектов; предоставление консультативных услуг; инжиниринг; лицен��ирование; инвестирование; финансирование; банковские услуги; страхование; соглашения об эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозка товаров или пассажиров воздушным, морским, железнодорожным или автомобильным транспортом.

Развитие рыночной экономики, изменение условий жизни привело к существенному увеличению конфликтов в самых разных областях, особое увеличение количества споров наблюдается в международных коммерческих отношениях. С увеличением количества споров появились и новые, не характерные ранее для нашей страны, способы их урегулирования. Судебный способ разрешения спора, конечно, до настоящего времени является преобладающим, но все чаще предприниматели прибегают к новым, альтернативным способам, одним из которых является медиация. Исследованием проблем альтернативного разрешения правовых споров, в том числе медиации, отечественные ученые-юристы занимаются с конца XIX века152. С начала XXI века эта проблематика актуализировалась в исследованиях представителей российской юридической науки, в том числе по гражданскому процессуальному, арбитражному процессуальному праву153. В последнее десятилетие на государственном уровне идет формирование идеи необходимости интеграции института медиации в российскую правовую систему в целях обеспечения доступности правосудия, повышения его качества, что, в свою очередь, должно стать одним из направлений современной судебной политики России154. Такой подход представляется правильным и подтверждается опытом развития примирительных процедур, в том числе медиации, за рубежом.

С учетом зарубежного опыта абсолютное большинство российских ученых отмечают, что альтернативные методы разрешения споров являются одним из наиболее эффективных способов разрешения правовых конфликтов, признавая наличие в России всех необходимых условий как исторического, так и правового характера для внедрения альтернативных способов разрешения споров155. Во многом развитие медиации и иных способов АРС связывается с государственной поддержкой их становления. И государство (органы государственной власти всех ветвей), действительно, в какой-то мере осознав потенциал и значительную социальную ценность способов АРС во многих общественных процессах, стало проводником идей АРС в российском обществе156.

Первым программным документом, в котором было указано на необходимость развития в России медиации, можно, пожалуй, считать принятую в 2006 г. Правительством России Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы»157, в которой большое внимание уделялось внедрению внесудебных и досудебных способов урегулирования споров. При этом предполагалось широкое внедрение процедур медиации в качестве механизма реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон. В Программе выделяется необходимость разработки нормативных актов, определяющих механизм реализации данных положений, а также статус соответствующих организаций, осуществляющих функции медиации, и регламент (процедуру) их работы.

В настоящее время идея применения альтернативных способов разрешения споров, в том числе международных коммерческих споров, активно поддерживается Президентом РФ и другими государственными должностными лицами, судьями158. Президент РФ в своем Поручении по итогам VII

Всероссийского съезда судей от 12 января 2009 г.159, а также в своих выступлениях неоднократно указывал на необходимость более широкого использования альтернативных процедур урегулирования споров с целью снижения нагрузки на суды, обеспечения доступности и эффективности правосудия.

Однако, использование медиации как альтернативного способа урегулирования споров, основанного на соглашении сторон, их сотрудничестве и взаимопонимании, еще не стало общепринятым.

Как отмечает Е.И. Носырева, главной особенностью развития медиации в России является прежде всего то, что она сформировалась не как социальный институт, а как правовой институт160. В России, в отличие от многих зарубежных государств (например, США, Германии, Нидерландов), где первоначально развивалась и складывалась практика медиации, происходило ее внедрение экспериментальным путем, и лишь затем, с учетом накопленного опыта, выявления потребностей, осуществлялось правовое регулирование, развитие медиации проходит сверху вниз, то есть правовые акты опережают реальные общественные отношения. Более того, правовые нормы создаются для формирования общественных отношений, что отмечается в планируемых законодательных инициативах161.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *