Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «44 фз не исполнели первый этап в еис». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Любой договор исполняется поэтапно. Рассматривая весь процесс исполнения госконтракта, можно выделить следующие фазы:
- Выполнение контрагентом обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
- Приемка заказчиком результатов, в том числе экспертиза.
- Оплата.
- Действия по изменению условий.
- Действия по расторжению.
В ЕИС первые три пункта из этого списка отображаются со статусом «Исполнение». Выполненная закупка имеет наименование «Завершено». Если происходит расторжение, заказ отображается со статусом «Прекращено». Отмена реестровой записи помечается как «Аннулирован».
Нередки случаи, когда в ЕИС неверно отображается статус заказа. К примеру, неисполненный договор помечен как «Исполнение завершено». Возникает вопрос, как вернуть контракт на этап исполнения контракта. Для этого в блоке «Сведения об исполнении (прекращении действия) контракта», закладке «Документы» карточки договора следует отменить редакцию, выбрав в контекстном меню функцию «Отметить как недействительные».
Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:
- Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
- Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
- Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
- Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.
Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.
При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.
Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.
Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.
До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:
- Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
- Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.
Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.
Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.
Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.
Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):
- Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
- СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.
Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:
- есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;
- другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.
Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней.
Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.
Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.
Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.
Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.
В случае отказа от заключения контракта:
- Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
- Возвращает участнику обеспечение контракта.
Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.
При направлении проекта контракта на втором этапе, поставщик может сформировать протокол разногласий к контракту. Срок направления протокола разногласий, также как и срок подписания контракта, для поставщика составляет пять календарных дней. У заказчика же в этом случае есть три рабочих дня на рассмотрение и обработку протокола разногласий. Порядок действий при этом, разумеется, остаётся прежним: либо соглашаемся с замечаниями и вносим изменения в проект контракта либо оставляем в проекте контракт всё как и было.
Заключение контракта 44-ФЗ: этапы, сроки, обеспечение и подписание
Несмотря на установленные Законом о контрактной системе сроки в пять календарных и три рабочих дня на различных этапах, важно не нарушить общий срок для подписания контракта.
В соответствии с ч.9 ст. 83.2 Закона о контрактной системе эти сроки составляют:
- десять календарных дней — для конкурсов в электронной форме и электронных аукционов;
- семь календарных дней — для запросов котировок и запросов предложений в электронной форме.
Дату необходимо считать от даты публикации протоколов с подведением итогов закупки.
Дата публикации: 09.04.2019
Автор статьи: Мария Петухова
Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.
В ЕИС должны быть внесены все документы, касающиеся непосредственной торговой процедуры. При этом заказчик обязан неотступно соблюдать установленные сроки.
Наименование публикуемого документа |
Запрос котировок |
Электронный аукцион |
||
Срок |
Основание |
Срок |
Основание |
|
Извещение |
Если НМЦК меньше 250 000 р., то срок не более 4 рабочих дней до даты окончания подачи заявок. При НМЦК, превосходящей 250 000 р. этот срок составляет 7 рабочих дней. |
Ст. 74 часть 1 |
При стартовой цене свыше 3 миллионов рублей – 15 суток до завершения подачи заявок. При НМЦК менее 3 миллионов – 7 суток. |
Ст. 63 часть 2 |
Разъяснения закупочной документации |
Не предусматривается |
Не позднее 2х суток с момента поступления запроса |
Ст. 65 часть 4 |
|
Извещение с внесенными корректировками |
В течение одного рабочего дня с момента принятия решения о внесение корректировок |
Ст. 74 часть 6 |
Не позднее чем за 2 суток до момента окончания предоставления заявок. |
Ст. 63 часть 6 |
Протокол рассмотрения 1 части заявки или первоначальное рассмотрение предложений |
Не предусматривается |
Не позднее даты окончания рассмотрения 1 частей предложений |
Ст. 67 часть 6 |
|
Финальный протокол рассмотрения заявки |
В день его формирования. |
Ст. 78 часть 8 |
В течение суток, следующих за датой визирования протокола |
Ст. 69 часть 8 |
Наименование публикуемого документа |
Открытый конкурс |
Запрос предложений |
||
Срок |
Основание |
Срок |
Основание |
|
Извещение |
Минимум за 20 суток до даты окончания предоставления предложений |
Ст. 49 часть 1 |
Не менее пяти суток до конца подачи предложений |
Ст. 83 часть 3 |
Разъяснения закупочной документации |
В течение пары суток со дня подачи соответствующего запроса |
Ст . 50 часть 7 |
Не предусматривается |
|
Извещение с внесенными корректировками |
В течение суток с момента принятия решения о внесении коррективов |
Ст. 49 часть 4 |
Не предусматривается |
|
Протокол рассмотрения 1 части заявки или первоначальное рассмотрение предложений |
В течение одних суток с даты подписания |
Ст. 52 часть 7 |
В течение часа с момента истечения срока подачи предложений |
Ст. 83 статья 13 |
Финальный протокол рассмотрения заявки |
В течение рабочего дня, следующего за датой рассмотрения заявок |
Ст. 53 часть 1 |
На следующий день после конца срока подведения итогов |
Ст. 83 часть 15 |
В ней должно быть согласие участника аукциона поставить товар (выполнить работы или оказать услуги) на тех условиях, которые указаны в документах об электронном аукционе. Эти условия невозможно изменить после того, как аукцион был проведен.
Также первая часть заявки включает конкретные показатели товара, соответствующие тем, которые указаны в документах аукциона, и указание на товарный знак, если он есть. Показатели нужно указывать только в том случае, если в закупке будет использоваться товар.
Такая анкета включает в себя:
- наименование, фирменное наименование;
- местонахождение (юридический адрес, то есть место регистрации компании), почтовый адрес (для юрлица);
- ФИО, паспортные данные, место жительства по прописке (для физлица). ИП не нужно указывать в анкете фактический адрес — это ошибка;
- номер телефона (это поможет связаться с участником для уточнения вопросов по контракту);
- ИНН участника закупки;
- ИНН учредителей;
- ИНН членов коллегиального исполнительного органа, например, совета директоров;
- ИНН лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника, например, директора, гендиректора или иногда управляющей компании (ИНН позволяет заказчику перед заключением контракта проверить, есть ли участник закупки и его учредители в реестре недобросовестных поставщиков).
Можно использовать рекомендованную форму анкеты участника или создать свою. Закон № 44-ФЗ не обязывает участника закупки строго следовать формам, указанным заказчиком в документации.
В состав заявок многих закупок должны входить копии документов на ТРУ. Например, для медицинских изделий это может быть регистрационное удостоверение или свидетельство о госрегистрации товара.
Заказчик может потребовать участника предоставить в составе заявки сертификат соответствия или декларацию соответствия на конкретное изделие.
Нужно обращать внимание на то, требуются ли бессрочные документы (например, регистрационное удостоверение и свидетельство о госрегистрации) или документы со сроком действия. Например, сертификат соответствия на товар обычно действует два года.
Если приложить к заявке просроченный документ, заявку отклонят. Важно проверять срок действия всех документов, которые прикладываются к заявке.
Если документы сопровождают товар при поставке, например, это паспорт качества на товар, то заказчик не имеет права требовать его в составе заявки, так как этот документ идет на конкретную партию товара и заказчик не может его предоставить при подаче заявки на участие в закупке, потому что у него еще нет товара в наличии.
Некоторые закупки не позволяют поставлять иностранные товары. В этом случае поставки иностранного товара могут привести к штрафам, например, удержанию 15 % из суммы контракта. В каждом конкретном случае нужно учитывать нюансы конкретного постановления правительства по нацрежиму.
Нужно обязательно декларировать страну происхождения предлагаемых к поставке товаров по общероссийскому классификатору стран мира. Например, можно указать, что товар из России или из Российской Федерации, но не из РФ.
Некоторые постановления предполагают, что нужно приложить определенный документ, например, сертификат СТ-1 — это сертификат о стране происхождения товаров, который подтверждает, что товар был произведен в России.
Обычно этот этап вызывает наибольшие затруднения у тех, кто начинает участвовать в закупках.
В заявку на участие в электронном аукционе нужно включать, помимо согласия участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара и указание на товарный знак (при наличии).
Параметры качества и технические характеристики товара нужно указывать, ориентируясь на ГОСТ. Например, для цементного раствора ГОСТ-28013-98 определяет назначение (кладочный или штукатурный), расслаиваемость, водоудерживающую способность, марку по подвижности и норму подвижности.
Качество саморезов по металлу определяет ГОСТ 11650-80. Здесь учитывается номинальный диаметр резьбы, шаг резьбы, высота головки, радиус сферы головки, радиус под головкой, длина самореза и материал.
В Форме 2 прописываются сведения о качестве и технических характеристиках товара, наименование товара и указание на товарный знак, требуемый параметр и значение, предлагаемое участником, и единицы измерения товара.
В каждой Форме 2 должна быть инструкция по заполнению, которая расшифровывает те или иные символы.
Участник закупки должен следовать требованиям конкурсной документации. Либо там будет указано, что нужно перевести техническое задание в утвердительную форму, либо, наоборот, нельзя будет дублировать требования и нужно будет составить предложение самостоятельно, например, привести методику выполнения тех или иных работ.
После рассмотрения первых частей заявок для участия в электронном конкурсе заказчик не может отклонить заявку, даже если предложения о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки в заявке нет.
Согласно ч. 12 Постановления от 28.11.2013 № 1084, заказчик обязан отражать сведения о выполнении, изменении и расторжении договора в реестре контрактов ЕИС в течение трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события.
Исполнение отдельного этапа контракта по 44 ФЗ требует создания определенных документов, подтверждающих данный факт, к которым относятся:
- накладные, счета-фактуры, акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг, документы экспертизы (при необходимости) и др.;
- дополнительное соглашение об изменении условий договора с приложением документов, отражающих новые условия;
- дополнительное соглашение о расторжении.
Результаты отдельной стадии, информация о поставленном товаре, работе или услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС в течении 7 рабочих дней со дня приемки, оплаты, расторжения (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ ). Отчет содержит информацию в том числе о соблюдении промежуточных и окончательных сроков. Положение о подготовке и размещении отчета утверждено Постановлением от 28.11.2013 № 1093.
К примеру, Минфин России (письмо от 15.09.2017 № 24-03-07/61189) полагает, что обязанность по размещению отчета в силу требований пп «б» п. 3 Постановления № 1093 возникает у заказчика после оплаты, в том числе частичной приемки вне зависимости от установления этапов в договоре. При этом Минфин сообщил, что рассмотрит вопрос об упрощении порядка размещения отчета, ведения РК, исключив необходимость размещения дублирующей информации в ЕИС.
Аналогичной позиции придерживалось Минэкономразвития (письма от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 01.06.2015 № Д28и-1434, от 30.11.2015 № Д28и-3467, от 27.10.2015 № Д28и-3124). Казначейство России письмом от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5 указало на необходимость составления отчета после каждой оплаты, однако учло тот факт, что требования о направлении в РК информации после каждого подписания акта приемки 44-ФЗ и иными нормативными актами не установлено.
Сроки размещения информации в ЕИС по 44-ФЗ — таблица
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 июня 2017 года N 09-04-04/35157
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело поступившее письмом Федерального казначейства от 13.01.2017 N 07-04-04/13-52 обращение ФАС России от 25.11.2016 N РП/81695/16 по вопросу о толковании понятия «этап исполнения контракта», а также исчерпывающего перечня документов и информации, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.03.2013* N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ), и сообщает следующее.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать «от 05.04.2013». — Примечание изготовителя базы данных.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов.
Ответ:
31 декабря 2017 г. принят Закон N 504-ФЗ, устанавливающий с 1 июля 2018 г. обязанность заказчиков размещать в ЕИС отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей, информацию о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ).
Формулировка ч.9 ст.94 44ФЗ в новой редакции только еще больше запутала экспертов и контролирующие органы. Единого мнения нет ни у них, ни у Минфина.
Согласно письму Минфина РФ от 18 мая 2018 г. N 24-03-07/34121, “если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 1 июля 2018 г., отчет размещается в соответствии с требованиями части 9 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, установленными до вступления в силу указанных изменений (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093). В случае если контракт заключен до 1 июля 2018 г., а обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после 1 июля 2018 г., такой отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений в часть 9 статьи 94 Закона N 44-ФЗ”.
Согласно другому письму Минфина РФ от 14 августа 2018 № 24-03-07/57438, “если в соответствии с условиями заключённого контракта осуществляется оказание услуг длящегося характера (например, услуги связи, электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения), а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), если условиями контракты этапы его исполнения (в том числе этапность оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных товаров (выполнения работ, оказанных услуг) производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), то по результатам такой частичной приемки, оплаты, экспертизы товара (работы, услуги) необходимо составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении отдельного этапа поставки товара (выполнения работы, оказания услуги)”.
Минфин на сайте проектов нормативных актов выложил новый порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки, устанавливается он проектом постановления правительства и вступит в силу с 01.01.2019. С этой даты уйдет в прошлое постановление правительства № 835 от 22.08.2016, которое сейчас регулирует общественный контроль за крупными тендерами.
ВАЖНО! Госзакупки, которые планировали обсуждать в 2020 году, проводите по правилам, которые действовали до дня вступления в силу нового порядка.
В п. 2 постановления указано с какой суммы общественное обсуждение закупок по 44-фз в 2020 году — 1 млрд. руб.
Не обсуждают тендеры:
- Закрытые.
- В рамках гособоронзаказа.
- На выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства, начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК), которых не больше 2 млрд. рублей и проводятся они в форме электронного аукциона.
В п. 3 нового порядка указано, что обязательное общественное обсуждение закупки начинается с даты когда разместили в ЕИС план-график с информацией о закупке, которая подлежит обсуждению. Этой же нормой зафиксировано, что обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается не позже срока, до истечения которого определение поставщика вправе отменить по ст. 36 44-ФЗ.
Если по закону о контрактной системе не формируют план-график, то обсуждать начинают от даты публикации в ЕИС извещения.
В п. 2 постановления правительства № 835 от 22.08.2016 указано, что обязательное общественное обсуждение проводится в следующих случаях:
- максимальная стоимость заключаемого договора превышает 1 млрд рублей;
- тендер проводится конкурентным способом.
Если закупаете на региональном или местном уровне учитывайте, что региональные и местные власти устанавливают дополнительные случаи, когда придется обязательно обсуждать госзакупки. Например, при проведении закупок муниципальными заказчиками г. Красногорска обсуждают их при НМЦК 500 млн руб. Это указано в п. 3.1 Постановления администрации городского округа Красногорск МО от 27.06.2017 № 1452/6.
Исключения составляют случаи:
- проводятся закрытые закупочные процедуры;
- при гособоронзаказе;
- проводится повторный конкурс или аукцион в электронной форме;
- осуществляется запрос котировок для оказания гуманитарной помощи и ликвидации последствий чрезвычайного характера (ст. 82 ФЗ № 44).
В ч. 1 ст. 20 44-ФЗ указано на каком этапе начинается обязательное обсуждение закупок — на стадии планирования. Обсуждать тендер начинают с момента публикации в ЕИС планов графиков со сведениями о торгах, подлежащих общественному контролю.
Завершается процедура в тот момент, когда у заказчика появляется право отменить торги. Этот срок зависит от процедуры. Например, для электронного конкурса или аукциона он составляет пять дней до окончания приема заявок.
Проводят общественную процедуру в два этапа: в ЕИС и путем очных слушаний.
На первом этапе знакомят со сведениями, которые содержатся в плане графике. Этот этап проходит виртуально в ЕИС, а затем в форме публичного слушания. В ЕИС тендер обсуждается не менее 20 дней с момента публикации плана графика. В это время участники оставляют замечания и предложения. Непосредственный организатор мероприятия в течение двух дней направляет ответ на поступившее замечание или предложение.
После окончания первого этапа составьте протокол. В нем укажите:
- Замечания и предложения, которые поступили от участников.
- Ответы на них.
- Решение:
- отменить закупку;
- проводить тендер дальше без учета результатов обсуждения;
- продолжить подготовку закупки с учетом этих результатов.
Сформируйте протокол в ЕИС, выберите пункт меню «Сформировать протокол первого этапа» в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» или загрузите готовый файл с компьютера.
Протокол разместите в ЕИС в течение двух дней с дня, когда проводили очные слушания.
В течение десяти дней после окончания той части, что проходит в ЕИС, проводятся очные публичные слушания. Информацию о них размещают в ЕИС за пять дней до начала. В день проведения слушаний обеспечьте возможность присутствовать на них желающим. Обязательно присутствует руководитель или его заместитель и руководитель контрактной службы или его заместитель. Это указано в п. п. 22, 25 постановления Правительства № 835 от 22.08.2016.
Процесс проходит так:
- участники, которые присутствуют на слушаниях, высказывают замечания и предложения по тендеру,
- отвечают и поясняют.
ВАЖНО! Не забудьте включить аудиозапись.
Второй этап включает обсуждение информации, которая содержится в извещении и документации о проведении торгов. Срок начала — с момента публикации извещения и документации в ЕИС. Завершается эта процедура за три дня до момента, когда заказчик вправе отменить процедуру. Сама процедура аналогична той, что проводится в рамках первого этапа, то есть участники в ЕИС оставляют замечания и предложения, а организатор в течение двух дней отвечает на них.
В протоколе указывают такие данные:
- Замечания и предложения, которые поступили от участников.
- Ответы на них.
- Решение:
- отменить закупку;
- проводить закупку дальше без учета результатов обсуждения;
- продолжить закупку с учетом этих результатов.
Сформируйте протокол в ЕИС при помощи в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок».
Протокол разместите в ЕИС в течение двух дней с даты окончания второго этапа.
Как и любая другая закупочная процедура, проведение открытого конкурса в электронной форме подразумевает определенные этапы, которые необходимо пройти организатору торгов для его успешного завершения.
- Принятие решения о проведении конкурса. Сюда же входит вся подготовительная работа, включая создание конкурсной комиссии для рассмотрения поступающих заявок и назначение ответственных лиц, которые будут публиковать, и следить за ходом процедуры на ЭТП. Все это требуется сделать за 20 дней до момента предполагаемого окончания приема заявок.
- Разработка конкурсной документации. На этом этапе организатор должен разработать и утвердить положения планируемой процедуры. Он может сделать это самостоятельно, либо путем привлечения сторонней организации. В любом случае необходимо ориентироваться на типовые проекты документов, которые можно найти в сети в качестве образца.
- Публикация извещения о процедуре в ЕИС. Этот пункт обязателен для любой закупочной процедуры и представляет собой размещение проектной документации и условий конкурса в базе единой информационной системы. Здесь же указывается ЭТП, на которой вы планируете опубликовать свой конкурс. Внести изменения в данное извещение можно не ранее чем за пять дней до окончания приема заявок.
- Прием заявок. На данный этап отводится 15 рабочих дней с момента подачи извещения в ЕИС. Заявки поступают в строго определенной форме и регистрируются в специальном регистрационном журнале. В том случае если заявок нет или пришла одна единственная заявка, конкурс признается несостоявшимся.
- Рассмотрение заявок. Данный пункт требует внесение информации в специальный протокол рассмотрения, куда заносятся данные по заявке и ее статус, то есть, допущена ли она к участию или нет. Отклоненные заявки также регистрируются в протоколе с указанием причины отказа.
- Определение победителя. Данный этап может проходить сразу после переторжки, которая является необязательной, и часто не применяется. Срок определения победителя с даты рассмотрения заявок не может превышать 20 рабочих дней. На этом этапе составляется еще один протокол, который фиксирует все рассмотренные заявки с причинами отклонения и выбора наилучшей заявки. Все протоколы после проведения процедуры загружаются в ЕИС.
- Заключение контракта. С владельцем наилучшей заявки заключается контракт на поставку или подряд, который должен быть направлен на подписание победителю в течение 5 рабочих дней с момента публикации итогового протокола в единой информационной системе.
Заявка на участие в закупке: как заполнить, чтобы не отклонили
Организатор должен составить необходимую для старта процедуры документацию, которая состоит из трех основных частей:
- Описательная часть. Сюда входят сроки и условия проведения закупочной процедуры, выбранная ЭТП, юридическая информация об организации и ответственном за проведение конкурса должностном лице.
- Проект контракта. В данный документ, который лучше всего составлять по стандартному образцу, включены условия поставки, требования к поставщику и товару/услуге.
- Извещение. Документ, сформированный из первых двух частей, который публикуется в ЕИС в качестве основного регламента планируемого конкурса.
Заявка на участие в конкурсе состоит из двух частей и предложении по цене контракта. Первая часть является описательной, куда поставщик вносит данные о поставляемом товаре либо услуге с перечислением их характеристик.
При этом в первой части не указывается конкретная цена, а лишь необходимые критерии, указанные в регламенте конкурса, вроде квалификационных характеристик и соблюдении принятых правительственных норм и постановлений.
Сроки рассмотрения первых частей зависят от суммы НМЦК. Отклонить заявку могут, если в ней указанны данные об организации или должностном лице участника, цена контракта. Также возможно отклонение по причине несоответствия описанных характеристик товара или квалификационных критериев, заявленных в условиях конкурса.
Переторжка проводится с целью пересмотра и улучшения ценового предложения участника процедуры. Она длится 3 часа в указанную дату, которая объявляется всем участникам процедуры с одобренными первыми частями заявок.
По ходу переторжки участник имеет право:
- однократно снизить изначальную цену контракта или оставить ее без изменений;
- иметь достаточно времени для переторжки, 3 часа которого синхронизируются с его часовым поясом.
Во второй части участник указывает свои юридические данные, куда входят:
- информация о должностном лице, включая ФИО, ИИН и другие данные, а также документы их подтверждающие;
- информация об организации, включая регистрационные данные и документы.
Срок рассмотрения этих частей также зависит от суммы НМЦК:
- 1 день при сумме до 1 млн. рублей;
- 3 дня при сумме от 1 млн. рублей;
- при закупках в сфере науки, искусства или культуры — сроки до 5 рабочих дней вне зависимости от суммы.
На этом этапе отклонение заявок часто происходит по причине недостоверно указанных данных, либо не предоставленным требуемым документам.
По ходу рассмотрения заявок составляется три протокола:
- По рассмотрению первых частей заявок. В него вносятся все присланные заявки, а сам документ играет роль регистрационного журнала. Требуется занести дату и время рассмотрения заявки, соответствие и несоответствие критериям предмета конкурса.
- По рассмотрению вторых частей заявок. В этот документ попадают только те заявки, которые не были отклонены после первого этапа рассмотрения. В протокол вносят даты рассмотрения, сведенья о потенциальных поставщиках.
- Итоговый протокол. Это последний документ, который составляется на основе двух предыдущих, с указанием каждого участника и решения по его заявке. Участники ранжируются по уровню соответствия критериям регламенту конкурса, с указанием причин одобрения и неодобрения заявок.
Сроки составления протоколов совпадают со сроками рассмотрения заявок, поскольку происходят одновременно.
После формирования итогового протокола и публикации его в ЕИС, организатор конкурса должен направить проект контракта победителю процедуры, который в свою очередь должен подписать его в течение 5 рабочих дней.
Если у участников на данном этапе возникают, какие либо разногласия, составляется специальный протокол разногласий, который также публикуется в ЕИС.
Исполнение контракта — это исполнение каждой из сторон своих обязательств в рамках договора подписанного между ними.
Исходя из решения Заказчика для приема доставляемого товара, работы или услуги, итог каждого из этапов выполнения договора должен оформляться и создаваться протокол комиссией Заказчика, состоящей не менее, чем из 7 человек.
Прием итога выполнения договора, должен осуществляться в установленном порядке и в установленные сроки, прописанные в договоре и регламентированные документацией с подписью Заказчика.
В 26 часть и 95 статье 44-ФЗ не описывается непосредственное размещение нужных сведений в реестр контрактов. Но в тоже время и иных правил по размещению других норм в 44 Федеральном Законе не указывается.
Исходя из этого, Заказчику рекомендуется данные об изменении или расторжении договора размещать в реестр контрактов в срок — 1 день, а также все отчеты на сайте ЕИС в тот же срок, для того, чтобы не возникало споров.
- Инструкции по работе с ЕИС
- Калькулятор НМЦК
- Калькулятор размера обеспечения
- Полезные ресурсы
Как проходят обязательные общественные обсуждения закупок
- Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
- Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
- Запреты и ограничения из-за эпидемии
- Все изменения по проверкам организаций
- Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
- Переносы сроков по налогам и сборам
- Как снизить страховые взносы до 15%
- Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
- Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+
Планирование закупок – важный этап закупочной деятельности. В соответствии с Законом № 44-ФЗ планирование осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок. Все сроки, которые необходимо соблюдать при составлении и ведении данных документов, определены в следующих постановлениях Правительства РФ:
- от 05.06.2015 № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»;
- от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд».
Для наглядности и удобства представим основные сроки в таблице.
Любую процедуру закупки можно разделить на несколько этапов: подготовка документации, ее размещение в ЕИС, сбор заявок или предложений, определение победителя и заключение контракта. Практически для каждого этапа Законом № 44-ФЗ определены сроки совершения тех или иных действий, для каждого вида закупок (открытый конкурс, запрос котировок и т. д.) они свои.
Для примера рассмотрим самые распространенные формы определения поставщика: конкурс и электронный аукцион.
Мало соблюдать сроки при проведении закупки и заключении контракта с победителем. В ходе исполнения контракта Законом № 44-ФЗ определено множество действий, сроки выполнения которых заказчик обязан не нарушать.
Например, это касается оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта. Совсем недавно (с 01.05.2017) были скорректированы сроки осуществления оплаты по госконтрактам.
По общему правилу срок оплаты по контракту должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приеме, за исключением некоторых случаев (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
В частности, если закупка проводилась среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, контракт, заключаемый с такой организацией, должен содержать обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приеме (ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).
Если сроки оплаты заказчиком товаров, работ или услуг не включены в проект контракта и документацию, это может обернуться штрафом по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ – в размере 3 000 руб.
После заключения контракта заказчик должен направить определенную информацию по нему в федеральное казначейство, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну») для включения ее в реестр контрактов.
Сделать это необходимо не позднее трех рабочих дней с даты заключения контракта. В этот же срок нужно сообщить в казначейство информацию по изменившимся условиям контракта.
Кроме того, в течение трех рабочих дней заказчик обязан направить в казначейство:
- информацию об исполнении контракта, в том числе сведения об оплате контракта, начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом;
- информацию о расторжении контракта с указанием оснований;
- документ о приеме в случае принятия решения о приеме поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно ч. 4 – 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ заказчик должен направить в контрольный орган (ФАС, ее территориальные органы) информацию об участнике закупки и поставщике для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Передать такую информацию необходимо в следующие сроки (ст. 104 Закона № 44-ФЗ):
- в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником, заявке или предложению которого присвоен второй номер, если победитель определения поставщика уклонился от заключения контракта;
- в течение пяти рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта, если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, уклонился от его заключения;
- в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Несоблюдение данных сроков чревато административной ответственностью по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ: должностному лицу грозит штраф в сумме 20 000 руб.
Напомним, что такой отчет размещается в ЕИС согласно ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ. Сроки его размещения установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Отчет публикуется заказчиком в ЕИС в течение семи рабочих дней:
- со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приеме результатов исполнения контракта и (или) результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – со дня подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
- со дня оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приеме поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии – со дня подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
- со дня расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее – исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Несоблюдение этого срока квалифицируется контролерами как административное правонарушение согласно ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, за которое налагается штраф:
- на должностных лиц – в размере 15 000 руб.;
- на юридических лиц – в размере 50 000 руб.
Отметим, что для соблюдения сроков интерес представляет расторжение контракта в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения. Случаи принятия такого решения в обязательном порядке названы в ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Итак, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик должен в течение трех рабочих дней с даты его принятия:
- разместить в ЕИС;
- направить поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой надлежащего уведомления поставщика признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по адресу, обозначенному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.
Вот инструкция как зарегистрировать госконтракт с поэтапным выполнением обязательств:
Шаг 1. Укажите количество стадий, установив переключатель «Один» или «Несколько».
Шаг 2. Заполните поле «Дата начала».
Шаг 3. Укажите даты завершения (если установили переключатель «Несколько стадий»).
Шаг 4. Нажмите на гиперссылку «Добавить», чтобы добавить новую стадию или «Удалить» для удаления.
Шаг 5. Сохраните и проверьте на нарушения по кнопке в нижней части.