Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Командир ставит себя высоко как подчиненому оставновить его». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Ваш «товарищ» по работе зорко следит за каждым вашим шагом, безосновательно придирается к каждой мелочи, изматывает вас нападками, упреками и подколками? Не спешите плескать лимонадом в физиономию нахала или отправлять его в далекое путешествие по известному адресу — для начала убедитесь, что исчерпаны все культурные методы.
- «Не хотите чашечку кофе?». И поболтать по душам. Вы удивитесь, но доброжелательность иногда не просто обескураживает нахала и лишает его «колючек», но и быстро решает проблему. В конце концов, взрослые адекватные люди всегда в силах найти общий язык.
- Будьте гибче и ищите компромисс. Даже, если ничего не выйдет, ваша совесть будет чиста — вы хотя бы попытались.
- «У вас петрушечка в зубах застряла». Сводите все нападки к шутке. С улыбкой, но категорично «съезжайте» с любого упрека. И продолжайте спокойно делать свое дело. По принципу «улыбаемся и машем». На 10-й раз коллега устанет от ваших ответных подколок и «недеяния» (лучший ответ хамам — именно недеяние!) и найдет себе другую жертву.
- «Ваши предложения?». А действительно — пусть покажет и расскажет. Дайте человеку возможность проявить себя, а себе возможность — перейти к нормальному диалогу с коллегой. Спокойно выслушайте его возражения и предложения. Также спокойно согласитесь либо, в случае несогласия, аргументированно и, опять же, спокойно озвучьте свою точку зрения.
- «И действительно. И как я сразу не сообразила? Спасибо, что заметили! Исправим». Не надо лезть в бутылку. Самый бескровный вариант — согласиться, улыбнуться, сделать, как вас просят. Особенно в том случае, если вы не правы, а коллега — более опытный в вашей работе человек.
В вашем коллективе завелся «засланный казачок»? И все больше по вашу душу? Если вы примерный работник и имеете твердую привычку держать язык за зубами, то можно не волноваться. Впрочем, знать о правилах поведения со «стукачами» не помешает.
- Помещаем коллегу в информационный вакуум. Все важные и личные вопросы обсуждаем только вне работы. Пусть товарищ голодает без пищи для доносов. И, конечно, ответственно подходим к своей работе. Если вы приходите за полдень, убегаете задолго до окончания рабочего дня, а большую часть своего рабочего времени проводите в «курилке», то начальник и без кляузников определит вас в бессрочные отпускники.
- Действуем от обратного. Спокойно и уверенно запускаем «дезу», и пусть доносчик греет свои длинные уши и разносит эту дезу по компании. Минимум, что его ждет — выговор от начальства. Метод радикальный, и вполне может оказаться палкой о двух концах, поэтому выбирайте материал для «дезы» крайне обстоятельно.
- «Кто здесь?». Игнорируем самого коллегу и его попытки испортить вам жизнь. А что касается начальства, здесь переживать не стоит: стукачей не любит никто. Поэтому не вздумайте бежать следом за коллегой-стукачом к руководителю и вставлять свои 5 копеек. Просто «сидите на берегу реки и ждите, пока труп вашего врага проплывет мимо вас».
- «Ну что, поговорим?». Разговор «по душам» вполне реальный вариант решения проблемы. Но без начальства и в присутствии свидетелей — других коллег. И желательно, тех коллег, что находятся на вашей стороне. В процессе задушевного разговора можно объяснить коллеге, что о его действиях всем известно, что эти действия никто не поддерживает, и что во все времена участь стукачей была незавидной (тон разговора и эпитеты каждый выбирает в меру своей интеллигентности). Стоит отметить, что в результате таких разговоров стукачи весьма часто осознают свои ошибки и встают на путь исправления. Главное — донести до человека, что в вашем дружном и крепком коллективе с такими жизненными «принципами» долго не задерживаются.
- К черту деликатность, считаем стукачу ребра! Это — наиболее худший вариант развития событий. Вашу «карму» он не повысит однозначно. Поэтому эмоции — в сторону, трезвость мышления и спокойствие — превыше всего. А еще лучше снять напряжение поможет юмор. Именно юмор, а не сарказм и умело вставленные «шпильки».
В вопросе с доносами всегда тяжелее, чем при обычном хамстве. Хама можно, при желании, перетянуть на свою сторону, успокоить, вывести на разговор, превратить в друга из недруга. Но дружить со стукачом — этого гордость, как правило, не позволяет никому. Поэтому, если в вашем дружном коллективе завелась змея, лишайте ее яда сразу.
- На каждый хамский выпад отвечаем шуткой. Так и нервы будут целее, и ваш авторитет среди коллег — выше. Главное — не перейти грань в своих шутках. «Ниже пояса» и черный юмор — не вариант. Не опускайтесь до уровня коллеги.
- Включаем диктофон. Едва только хам открывает рот, вытаскиваем из кармана диктофон (или включаем его на телефоне) и со словами «Погоди, погоди, я записываю» нажимаем кнопку записи. Не нужно пугать хама, что вы отнесете эту аудио-коллекцию шефу, записывайте «Для истории!» — демонстративно и непременно с улыбкой.
- Если хам самоутверждается таким образом за ваш счет, лишите его такой возможности. Он достает вас во время обеденного перерыва? Кушайте в другое время. Мешает во время рабочего процесса? Переведитесь в другой отдел или на другой график работы.
Нет такой возможности? Игнорируйте выпады и смотрите пункт 1.
- «Хотите поговорить об этом?». Каждый раз, когда вас пытаются вывести из себя, «включайте» своего внутреннего психиатра. И смотрите на своего оппонента всепрощающими глазами психиатра.
Специалисты никогда не перечат своим буйным пациентам. Они гладят их по головке, ласково улыбаются и соглашаются со всем, что пациенты говорят. Для особо буйных — смирительная рубашка (камера телефона вам в помощь, и всю серию видео-роликов на ютуб).
- Растем личностно. Займитесь собой — своей работой, увлечениями, ростом. При личностном росте все хамы, доносчики и сплетники остаются где-то за пределами вашего полета. Как муравьи под ногами.
Эффективный руководитель: кто это и как им стать?
Фильм начинается с записи переговоров в эфире. На записи многократно повторяется «взываю огонь на себя». Речь идет об огне артиллерии…
«Воинское служение во все времена сопряжено с испытаниями человеческого духа, — говорит ведущий Сергей Пестов. — На этом пути всегда видны тени павших героев и зрительно уловимый силуэт смерти. Этот путь связан с повышенными трудностями, с жесткой регламентацией многих сторон жизни и высокой степенью риска, в котором человек находит свой личный жизненный смысл ради блага Отчества».
Пестов напоминает, что за год до описываемых событий, в июле 1993 года, произошло нападение таджикских и афганских боевиков на 12-ю заставу Московского погранотряда. Тогда погибли 22 пограничника и 3 военнослужащих 201 мотострелковой дивизии. Сама застава была полностью разрушена. После этого было решено усилить группу пограничных войск России в регионе. Это было очень верное решение: новая серьезная провокация произошла относительно недалеко.
На сентябрь 1994 года были назначены выборы президент Таджикистана. «Оппозиция» и ее зарубежные друзья были заинтересованы в дестабилизации военно-политической обстановки в регионе. И в августе для прорыва границы боевики вновь выбрали то же самое направление, что и год назад.
Объектом нападения боевики назначили временный пограничный пост Тург — стратегическую высоту, захват которой имел огромное значение. Главной задачей противника было прорвать границу и закрепиться в Таджикистане, а в последствии — подготовить плацдарм для ведения крупномасштабных боевых действий в Средней Азии.
С 1992 года 117-м Краснознаменным Московским пограничным отрядом группы погранвойск РФ в республике Таджикистан командовал подполковник Василий Масюк. Он всегда выезжал на самые опасные участки границы, лично руководил боевыми операциями по уничтожению вооруженных формирований противника и даже проводил переговоры с боевиками. Офицер пользовался большим авторитетом не только среди подчиненных, но и среди населения территории, ответственность за которую лежала на нем.
В ночь с 18 на 19 августа 1994 года бандиты предприняли попытку прорыва границы, осуществив штурм поста Тург. Тяжелый бой длился несколько часов. 11 пограничников сдерживали натиск около двухсот боевиков, отразив 15 атак. Отступать было некуда. Когда боеприпасов почти не осталось, лейтенант Олег Хмелев передал координаты и произнес в эфире: «Вызываю огонь по моей позиции!»
Артиллерия и установки «Град», казалось, не оставляли никому шанса выжить. Но защитники высоты продолжали сражаться под огнем дружественной артиллерии и наступавших бандитов. И примерно в 3.20 утра стало понятно, что противник отступает.
Семь пограничников тогда погибли. Хмелев выжил в том страшном бою и сейчас участвует в военно-патриотической работе.
Федеральное агентство новостей пообщалось с членом экспертного совета Общероссийской организации «Офицеры России» Виктором Крюковым. В те дни он являлся начальником оперативного отделения 201-й дивизии и был причастен к событиям на границе, находясь в Душанбе. В его задачи входило планирование, выделение сил и средств усиления для пограничников, а также контроль несения ими службы.
Крюков уже посмотрел фильм и составил о нем впечатление.
«Описаны реальные события. Все очень правильно рассказано — абсолютно все как было, — констатировал он. — Видно, что приложил руку Василий Кириллович, командир 117-го погранотряда. Он управлял боем, и именно он дал команду на открытие огня. Его голос звучит: «Всем в укрытие, работает артиллерия!».
По мнению собеседника ФАН, боевики, осуществившие штурм, ставили перед собой две цели. Тактическая — овладение плацдармом, и в этом смысле бой за Тург был продолжением событий июля 1993 года. И стратегическая — показать всему миру силу «оппозиции» и ее возможности.
Виктор Крюков убежден, что во многом благодаря героизму защитников Турга в нашей стране до сих пор не воюют исламисты.
«Как раз в то время ими продвигалась идея разделения России «исламистским поясом» на европейскую часть и зауральскую. Пояс должен был начинаться в Таджикистане и идти через Казахстан, Киргизию и дальше на территорию РФ — в Татарстан. А потом — дроби, делай что хочешь. Мне это докладывали разведчики, изучавшие военно-политическую обстановку», — объяснил Крюков.
От идеи расчленения России наши недруги не отказываются до сих пор, уверен собеседник ФАН.
«Те события — прообраз действий нынешнего «Исламского государства»1 (террористическая организация, запрещенная в РФ. — Прим. ФАН). Таким же образом сейчас шатают обстановку в Казахстане, — обращает внимание Крюков. — Казахам внушают идею «исламского государства от моря до моря». Если внимательно следить за происходящим в этой стране, можно четко увидеть, как некоторые силы пытаются объединить исламский мир под одним крылом и выступить единым фронтом. Пока еще не уточняют, против кого. Но если говорят об этом, то понятно, что не против себя».
Предлагая вниманию читателей фильм «Бой за высоту Тург», ФАН напоминает: у России есть не только союзники и враги, но и настоящие, а не выдуманные герои, которых нужно помнить, которыми надо гордиться.
1 Организация запрещена на территории РФ.
Высокая организованность и крепкая дисциплина – необходимое условие успешной деятельности любого воинского коллектива, тем более корабельного. Это обусловливается прямой зависимостью боеготовности и боеспособности корабля от состояния воинской дисциплины его экипажа. Такая зависимость существовала всегда. Но в современных условиях она значительно усилилась, так как новое оружие и боевая техника требуют не просто согласованных действий всего экипажа, но точно выверенных по времени и последовательности сложных мыслительных операций различных корабельных специалистов – от рядового матроса до командира корабля. Ракетно-ядерное оружие, новейшие технические средства, автоматизация и механизация боевых процессов по-иному ставят вопрос о взаимоотношениях человека и техники на современном корабле. Следовательно, по-новому должен рассматриваться вопрос и о взаимоотношениях между людьми, управляющими этой техникой и оружием. Теперь необходимо все делать быстрее и точнее, чем прежде: оценивать обстановку, производить расчеты, осуществлять маневр, поражать цель. Повышение этих требований включает многие действия личного состава, несоблюдение которых – уже не просто упущение или недостаток, как было прежде, а нарушение (нередко грубое) воинской дисциплины.
Состояние воинской дисциплины на корабле зависит от дисциплинированности каждого моряка. Вместе с тем, оно характеризуется и дисциплиной корабельного коллектива. Следовательно, для ее укрепления необходимо проводить работу и с отдельной личностью, и с экипажем в целом. Но для этого следует выяснить, какие элементы включает в себя само понятие дисциплины корабельного коллектива.
Воинская дисциплина основывается на сознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своей Отчизны. Это требование исходит из моральных и правовых норм, установленных в Вооруженных Силах по отношению к отдельной личности. Когда же дается оценка состояния дисциплины воинского коллектива в целом (части, корабля, подразделения), то имеются в виду не сами эти требования, а то, в какой мере коллективное поведение соответствует им. Следовательно, высокий уровень дисциплины воинского коллектива предполагает наиболее полное соответствие коллективного поведения уставным требованиям. Оно достигается целенаправленной работой по укреплению воинской дисциплины, включающей наведение уставной организации службы и создание на корабле таких условий, которые способствуют дисциплинированному поведению экипажа. Среди них особую роль играет формирование психологии корабельного коллектива и повышение его сплоченности.
Корабль для моряка – родной дом, а экипаж – его боевая семья. На корабле матросы, старшины, мичманы и офицеры общаются друг с другом постоянно. Они совместно несут ходовую вахту, выполняют обязанности по всем расписаниям и тревогам, обеспечивают боевую готовность оружия и технических средств. В свободное от работ и занятий время они также все делают коллективно: проводят свой досуг, спят в одинаковых условиях, из одного котла питаются, слушают общие для всех радиопередачи, читают одни и те же книги. Одни для всех успехи и радости, горести и печали моряки часто переживают сообща.
Все это способствует возникновению между всеми категориями личного состава, в том числе между начальниками и подчиненными, близости, основанной на взаимном уважении и доброжелательстве, взаимопонимания и доверия, при которых выполнение боевых задач, преодоление трудностей происходят в дружной, спокойной, деловой и в то же время взаимотребовательной обстановке. Такая обстановка наиболее благоприятна для повышения дисциплины коллектива. Она создает условия для достижения такого единства экипажа и такой высокой социальной сплоченности, которые умножают его силы, неизмеримо повышают боевые возможности корабля.
Но это совершенно не означает, что на корабле нет факторов, отрицательно влияющих на сплочение коллектива. Корабельная служба, длительные океанские походы усложняют решение некоторых задач, которые на берегу не вызвали бы особых трудностей. Чаще эти отрицательные моменты проявляются в отношениях людей, настроениях, чувствах и переживаниях экипажа.
Успешное решение задач похода требует огромной затраты физических и психических сил, творческой энергии, больших знаний и опыта. В этих условиях особую роль приобретают внимание, уважение, чуткость со стороны сослуживцев, командиров, коллектива. Дружеское участие, чувство локтя помогают в преодолении трудностей, улучшают общее психическое состояние, поднимают настроение человека. Они оказывают благотворное влияние на поведение и деятельность, на выполнение задач кораблем. Это особенно заметно в трудные минуты плавания, в критической и опасной обстановке. Известный подводник М. Гаджиев, обращаясь к экипажу, говорил: «Помните: победа достается упорным трудом, дружной работой всего экипажа. Один человек, каким бы сильным и отважным он ни был, не в силах добыть ее. Если же каждый из вас будет думать о том, что он отвечает за успех похода, мы вернемся победителями» [15, с. 145]. А сделать это не так просто, особенно когда корабль получил повреждение в бою и, чтобы его спасти, нужны быстрые и решительные действия всего экипажа, основанные на самоотверженности, твердой уверенности в том, что никто не подведет, каждый до конца выполнит свой долг. Такие действия под силу только дружному, сплоченному коллективу. Отдавая должное высокому значению боевой сплоченности экипажа, писатель Е. Щекотов следующим образом описывает действия личного состава эсминца «Деятельный» при боевом повреждении в годы Великой Отечественной войны: «Наблюдая за спокойной и спорой работой личного состава, слушая неторопливые, четкие распоряжения офицеров и старшин, даже не хотелось верить, что находишься на тонущем корабле. Люди действовали так, словно ничего и не случилось» [15, с. 145].
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Чем отличается прямой руководитель от непосредственного?
Автоботы Командир рекеров
Клиффджампер, Уилджек, Балкхэд, Топсип, Уорпат, Роудбастер, Сиспрей, Импактор Десептиконы, члены общества Трипредакус
кибертронские вертолет и автомобиль Желтый, зеленый, серебристый
Спрингер — умный и решительный командир. Он прекрасно знает характеры и возможности своих подчиненных, что позволяет наилучшим образом организовывать их работу. И, в отличии от довольно строгого и отстраненного Импактора, старается находится в дружеских отношениях с каждым из рекеров (даже Сиспреем).
Однако, гибель наставника самым негативным образом повлияла на Спрингера. Он не только мучает себя беспочвенным чувством вины, но и постоянно проводит сравнения между собой и предшественником (разумеется, в пользу последнего).
Спрингер обладает ростом в 8,6 земных метра, да и физической силой не обделен. Благодаря отличным навыкам рукопашного боя, знанию множества приемов и довольно крепкой броне — командир рекеров легко расправляется с подавляющим большинством врагов. В качестве оружия использует мощную плазменную пушку, созданную Конгломератом. Она способна работать в нескольких режимах и снабжена прицелом.
Спрингер — девиант, он обладает двумя альтернативными формами: кибертронского штурмового вертолета и бронеавтомобиля. В обоих режимах может использовать свою плазменную пушку, как встроенное оружие.
Помните: ваши сотрудники не станут увлеченными, состоявшимися в профессиональном плане и высоко мотивированными в один миг. Для этого руководителям придется взять на себя определенные обязательства и применить стратегический подход.
«Во многих организациях моральный дух сотрудников так низок, потому что высшему руководству попросту не до этого, — считает Родд Вагнер, вице-президент компании BI Worldwide. — Руководители большинства фирм не занимаются управлением, то есть регулярным взаимодействием с сотрудниками, не следят за определенными бизнес-функциями, у них другие приоритеты».
Для повышения мотивации сотрудников вам придется приложить усилия, причем до того, как вы заметите снижение морального духа или производительности труда. Не ждите, пока настроение ваших сотрудников упадет ниже плинтуса. Действуйте на опережение и держите руку на пульсе. Лучше заранее подстелить соломку, чтобы не разбиться о твердый асфальт.
Мотивация сотрудников — это не то, что можно наладить один раз и успокоиться на этом. Мало просто повесить на стене офиса лозунг о том, какая у вас замечательная культура. Если вы хотите, чтобы у вас был высоко мотивированный персонал, мотивируйте его — по крайней мере, почаще общайтесь с сотрудниками с глазу на глаз.
Во время таких личных встреч задавайте каждому из своих подчиненных простой и честный вопрос:
Вы чувствуете себя увлеченным работой?
В зависимости от ответов старайтесь выявить закономерности, указывающие, например, на чрезмерную загруженность тех или иных отделов или на участки, где требуются дополнительные ресурсы.
Хотя руководители должны стремиться получать ответы на свои вопросы, Санчез советует передавать инициативу в таких разговорах сотрудникам. «У них должна быть возможность регулярно делиться с начальством своими сомнениями, проблемами и целями. Регулярность здесь особенно важна. Встречаясь с сотрудниками еженедельно, руководитель получает возможность оценивать изменения их мотивации со временем и прорабатывать прошлые проблемы».
Когда заходит речь о личных разговорах, специалисты по работе с персоналом слышат от руководителей одну и ту же жалобу: «У меня нет времени нянчиться с каждым своим подчиненным!».
«Я отвечаю: это значит, что у вас слишком много подчиненных, — говорит Вагнер. — Если вы не в состоянии уделить каждому из них немного личного внимания, значит, вы не способны эффективно ими управлять».
- Репортажное видео
- Все видеопрограммы / радиопрограммы
- Ток-шоу
- Всё видео
- Расписание видеопрограмм
- Слушать / скачать последние программы
- Все радиопрограммы / видеопрограммы
- Подписаться на подкасты
- Расписание передач
- Как слушать
Старые деревянные двери не меняли ещё с открытия первых станций. Двери на станции «Смоленская» весят 110 кг: чтобы открыть их, нужно приложить усилие, как если бы ты поднимал 10 кг. На станциях, построенных после 1959 года, ставили алюминиевые двери. Они в три раза легче, но из-за поршневого эффекта их называют «шальными». Если не вписаться в ритм их движения, придётся обращаться к врачу.
Хорошая новость: алюминиевые двери постепенно заменят на новые — пожароустойчивые и менее травмоопасные. Новость похуже: тяжёлые деревянные двери сохранят как памятник культурного наследия.
Пользуйтесь свободными проходами/дверями. Придерживайте двери для других. На сильном сквозняке открывайте дверь на себя, чтобы не ударить идущих сзади.
На эскалаторе: будьте внимательнее в платье и на шпильках
Я ни разу не видела пассажиров, сидящих на ступенях эскалатора. Зато регулярно слышу истории о зажёванной одежде и обуви. Моя подруга отделалась порванной юбкой, но и этого можно было избежать.
Аварии происходят, когда края длинной одежды или шнурки попадают в зазор между движущимися и неподвижными частями эскалатора. Обратите внимание на специальные щёточки по бокам эскалатора и жёлтые полосы на его ступенях. Их задача — не подпустить вас слишком близко к неподвижным частям эскалатора.
Все, с кем я разговаривала о безопасности в метро, спрашивали, как спастись от поезда на рельсах. Удивительно: повсюду висят инструкции и плакаты, а мы до сих пор рассуждаем, ложиться или бежать.
Упавшего с платформы человека поджидают две опасности: контактный рельс с напряжением 825 В и поезд, прибывающий на скорости 60 км/ч. Контактный рельс закрыт оранжевым кожухом, идёт вдоль перрона, спрятан под краем платформы. Как защититься от поезда?
- Не приближайтесь к краю платформы (там проходит контактный рельс).
- Бегите к началу платформы по ходу движения поезда.
- Остановитесь за чёрно-белой рейкой и ждите помощи.
- Ложитесь в лоток между рельсами головой к поезду, лицом вниз.
- Снимите со спины рюкзак, придержите полы верхней одежды и не двигайтесь.
- Ждите помощи.
Двери могут открыться во время движения, если произошла авария или в кабине машиниста сработал тумблер открытия дверей.
Двери могут открыться не с той стороны. Мы с подругой заболтались и прослушали объявление машиниста. Двери разъехались прямо за спиной. Мы удержали равновесие, но пьяному или пожилому человеку это далось бы сложнее. Не прислоняйтесь к дверям вагона, это вредная привычка.
ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обратитесь за помощью к сотруднику метро или нажмите SOS на красно-синем терминале в вестибюле.
Отойдите от дверей. Вызовите машиниста по экстренной связи и сообщите о происшествии. Назовите номер вагона, он указан на коробке вызывающего устройства.
Оставайтесь внутри вагона. Ждите указаний машиниста.
Мужчина выскочил у меня из-за спины и схватил мою сумку за ремень. В этот момент я крепко её держала, поэтому вор запрыгнул в уходящий поезд без моих вещей. Иначе мне пришлось бы восстанавливать карты и документы, что заняло бы от 10 дней до месяца.
На платформе держите вещи перед собой или прижимайте к себе: обычно воры вырывают их перед самым закрытием дверей. Если почувствовали неладное, резко развернитесь и шагните в сторону. Если видите, как воруют у другого, поднимайте шум.
Что делать, если вас обокрали
Запомните время происшествия, номер вагона и приметы преступника. Сообщите о краже:
- кнопкой SOS через красно-синий терминал в вестибюле;
- машинисту вагона по экстренной связи;
- любому сотруднику метрополитена на станции.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал пилотов А321 героями.
«Пассажиры самолёта и члены экипажа остались живы. Желаем скорейшего выздоровления тем, кто пострадал, и поздравим героев-лётчиков, которые спасли жизни людей и посадили самолёт», — передаёт РИА Новости слова Пескова.
О том, что катастрофы удалось избежать благодаря профессионализму экипажа, заявил и премьер-министр России Дмитрий Медведев.
«У нас произошло авиационное происшествие. Благодаря очень умелому действию экипажа удалось предотвратить катастрофу, удалось предотвратить гибель людей», — рассказал Медведев во вторник на заседании правительства.
Он отметил, что в причинах произошедшего должна разбираться специальная комиссия. Медведев также указал на то, что лётчиков следует представить к наградам.
«Очевидно, что действия экипажа заслуживают самой высокой оценки. По итогам рассмотрения этой ситуации необходимо будет, видимо, подготовить документы о том, чтобы их представить к наградам государственным», — сказал он.
Профессионализм и слаженность действий экипажа высоко оценили официальные лица и эксперты. Так, глава Росавиации Александр Нерадько отметил, что команда действовала «грамотно, профессионально и мужественно».
«Экипаж принял единственно верное решение в такой ситуации — произвести посадку прямо перед собой на кукурузное поле», — передаёт ТАСС слова чиновника.
При этом профессионализм члены экипажа проявили не только непосредственно при посадке, но и после неё, при организации эвакуации пассажиров из самолёта.
Очевидцы рассказали RT подробности аварийной посадки. По их словам, сразу после взлёта они услышали характерный звук двигателя, который не может завестись.
«Мы не начали набирать нормальную высоту, которая должна быть. Начали постепенно падать. Характерный звук периодически возникал, когда пытается завестись, но никак не заводится. Жёсткая посадка, тишина… Нас не предупредили — в том плане, что готовьтесь. Много, может, фильмов посмотрели с этим. Там не было ничего такого, просто мы сами понимали, что всё. У меня маленький ребёнок, три годика, я её прижала к сиденью, чтобы её не трясло, хотя она была пристёгнута», — поделилась впечатлениями пассажирка.
При этом она уверена, что главный пилот самолёта сделал всё от него зависящее, чтобы провести успешную посадку.
«Мы видели поле, я вижу, что мы приближаемся, уже начали группироваться, я начала детей прижимать. Но за несколько секунд мы понимали, что мы падаем. Он (командир воздушного судна. — RT) максимально хорошо сработал, посадил. Ему надо отдать должное. Он выходил, мы ему аплодировали, мы все побежали говорить ему спасибо. Я думаю, он сделал всё, что мог», — заключила девушка.
Некоторые пассажиры утверждают, что во время посадки видели пламя.
«Я видела огонь, который извергался хлопками. Огонь был достаточно сильный», — рассказала RT одна из женщин.
Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и младшие
Из 226 пассажиров, находившихся на борту, за медицинской помощью обратились 74 человека, из них 19 детей, сообщает РИА Новости со ссылкой на подмосковный главк МЧС. Один человек госпитализирован. Погибших в результате инцидента нет.
Все пассажиры рейса застрахованы и получат выплаты, цитирует ТАСС слова коммерческого директора авиакомпании Кирилла Скуратова. Он также сообщил, что после медицинского осмотра пассажиры будут доставлены в Домодедово, откуда их несколькими рейсами доставят в Симферополь.
Однако некоторые пассажиры в итоге отказались лететь в Симферополь, сообщили в Жуковском. 50 человек вернули билеты, остальные сменили даты вылета.
- Популярные публикации
- Все публикации
- Последние комментарии
- Теги публикаций
- Все блоги
К ним, как говорят врачи, могут относиться: головная боль или чувство сдавливания в висках, ощущение тяжести, головокружение, шум в ушах, «мушки» перед глазами, общая слабость, нарушения сна (частые кошмары), раздражительность, нарушения сердечного ритма.
Артериальная гипертензия может быть крайне опасна, и даже приводить к смертельным осложнениям. Она является главной причиной инсульта и относится к основным факторам риска развития атеросклероза сердечных сосудов и инфаркта миокарда. Высокое давление также может приводить к расстройствам работы почек, серьёзным изменениям в сетчатке глаза.
Артериальная гипертензия, зачастую, ставится тем, кто:
- имеет ближайших родственников с таким диагнозом;
- испытывает частые стрессы;
- мало занимается физической активностью;
- страдает ожирением;
- злоупотребляет солёными продуктами;
- курит;
- чрезмерно употребляет алкоголь.
Давно замечено: при передаче информации смысл ее часто искажается, поскольку один и тот же набор сведений воспринимается разными людьми по-разному. Корень непонимания (когда, казалось бы, совершенно очевидное не выполняется или игнорируется) между руководителем и подчиненными кроется именно в этом: в неспособности людей одинаково оценивать одну и ту же ситуацию. Снизить уровень такого непонимания призваны несколько методик целеполагания.
Самая известная и распространенная — применение так называемых SMART-критериев, которым должны соответствовать цели.
Аббревиатура SMART расшифровывается следующим образом:
- Specific — конкретный,
Measurable — измеримый,
Attainable — достижимый,
Relevant — значимый,
Time-bounded — обозначенный во времени.
Ставя перед сотрудником цель и формулируя задание, руководитель имеет свое видение желаемого результата. У сотрудника же формируется свое представление о результате, которое может отличаться от видения руководителя. Избежать такой ситуации можно, используя обратную связь с подчиненным — убедившись, что он понял поставленную перед ним задачу так, как ее задумал руководитель.
Обратная связь может быть реализована различными способами:
- подробное объяснение задачи;
- разговор с подчиненным, в результате которого он сам объясняет, что, по его мнению, от него требуется;
- наблюдение за процессом выполнения работы;
- промежуточные отчеты подчиненного о степени выполнения поставленной задачи.
М. Винтер, К. Бланчард и С. Джонсон разработали технологию обратной связи под названием «менеджмент одной минуты». Она состоит из трех частей:
- постановка «цели одной минуты»;
- «похвала одной минуты»;
- «критика одной минуты».
1. Постановка «цели одной минуты» заключается в следующем: нужно определить цели и пути их достижения, записать каждую цель на отдельном листе бумаги, при этом уложившись в 250 слов, и озвучить подчиненному цель за одну минуту. В дальнейшем руководитель каждый день проверяет, достигается ли цель.
При постановке цели руководитель должен применять четыре приема:
- дирижирование (начальник сам ставит цель, дает подробные указания подчиненному и контролирует процесс выполнения работы);
- тренировка (цели формулируются совместно с подчиненными, руководитель предлагает им незнакомые задачи и подталкивает к самостоятельной оценке своей работы);
- «секундирование» (руководитель предоставляет сотруднику возможность самостоятельно формулировать цель и способы ее достижения, лишь поддерживая и при необходимости направляя его;
- делегирование (подчиненный имеет все полномочия для достижения цели и несет за это полную ответственность).
2. «Похвала одной минуты». Сотрудники обязаны в конце каждой недели предоставлять подробные отчеты о проделанной работе, успехах и трудностях в достижении целей. Для подчиненных это еще один способ проанализировать ситуацию и, возможно, найти новые пути решения проблем. А для руководителя — обратная связь с сотрудниками. Она в данном случае должна служить инструментом похвалы, а не указания на недостатки. Свыше 87% сотрудников улучшают показатели работы после похвалы, в то время как 40–50% ухудшают их после выговора. Правильная похвала имеет свои секреты:
- хвалите подчиненного сразу же после того, как заметили позитив в его работе;
- говорите, что именно он сделал очень хорошо;
- докажите на конкретных примерах, что его успешная работа приносит пользу всей компании;
- стимулируйте подчиненного продолжать в том же духе;
- найдите такие слова, чтобы человек ощутил вашу поддержку.
3. «Выговор одной минуты». Если сотрудник при выполнении работы отклоняется от намеченного пути, руководитель должен вмешаться и сделать замечание, соблюдая при этом следующие правила:
- реагировать на ошибку подчиненного сразу же, как только она замечена;
- делать замечание наедине;
- за одну ошибку критиковать только один раз;
- давать возможность сотруднику в ходе беседы объясниться;
- делать замечание или выговор, только проверив факты.
Правильный выговор состоит из двух этапов.
На первом:
- сообщите, что именно подчиненный сделал не так;
- однозначно дайте понять, что вы думаете по этому поводу;
- сделайте паузу, чтобы подчиненный воспринял информацию.
На втором этапе:
- напомните сотруднику, как высоко вы его цените;
- дайте ему понять, что на этом выговор окончен и к данному вопросу вы не будете возвращаться.
Шабалин А.О.- потомственный северянин. Юношей плавал на кораблях Мурманского тралового флота матросом. После окончания штурманских курсов при Мурманском морском техникуме стал штурманом траулера.
В 1936 году призван на службу Военно-Морской флот. С весны 1938 года служит на Северном флоте. В мае 1939 года назначается командиром торпедного катера.
11 сентября 1941 года Шабалин А.О. одержал первую победу над врагом потопив транспортное судно противника. Спустя полтора месяца торпедным залпом уничтожает еще один транспорт, на борту которого было 2000 горных егерей. За уничтожение транспортного судна Шабалин удостоен ордена Ленина.
Атаки Шабалина всегда были дерзкими до отчаянности, но продуманными.
Успех своих дерзких атак Шабалин объяснял просто:
В журнале «Костер» №5 за 1976 год в статье «История двух награждений» Шабалин А.О. рассказывает об операции по высадке разведчиков на берег врага для захвата «языка».
За успешное проведение операции Шабалин А.О. награжден орденом Отечественной войны 2 степени.
В журнале «Костер» №11 за 1984 год в статье Олега Орлова «Коридор смерти» опубликованы воспоминания Шабалина А.О. об участие в операции по высадке десанта в порт Лиинахамари.
За прорыв «Коридора смерти» и удачную высадку десанта Шабалин А.О. получил вторую Звезду Героя.
«Коридор смерти»
Чтобы попасть в порт Печенгу нужно пройти длинным и нешироким заливом Линиахамари… В 1944 году в Печенге были фашисты, и город и порт назывался — Петсамо. Залив же фашисты нарекли «Коридором смерти». Это потому,что, как они думали, никто живым по заливу к порту не пройдет…
Так рассказывал мне Александр Осипович Шабалин, дважды Герой Советского Союза. Сейчас Александра Осиповича нет в живых, а я жалею, что все-таки мало встречался с ним и так мало узнал о его удивительных подвигах и смелых атаках его торпедного катера — от него самого, от Александра Осиповича…
-Так вот, смотри,— говорил Александр Осипович, и на листке бумаги он нарисовал узкий залив и в конце его кружочек — порт. Здесь — вход в залив, тут боны и сети, которые тоже нужно было преодолеть. А по берегам у фашистов — пушки и пулеметы. Лучшие инженеры трудились здесь. И когда наши решили штурмовать порт, первых десантников на головном катере приказали высадить мне. Вот так же я размышлял над картой залива в ночь перед операцией. Правый берег, отметил я про себя, — высокий, обрывистый, левый — отлогий. По разведданным на правом — у фашистов особенно тяжелые пушки и больше всего пулеметный гнезд… Посадил я на свой ТК-114 десантников и пошел. За мной — другие катера. Вот и вход в залив. Фашисты нас сразу обнаружили. Вспыхнули прожектора. С обоих берегов разом потянулись к моему катеру светящиеся трассы пуль и снарядов. Огонь все усиливался и казалось, и метра не будет воды, куда не пристрелялись бы фашисты. И вот тут что-то мне словно подсказало, переложил я штурвал вправо и — под высокий берег. Фашисты сперва, наверное решили , что подбили меня. А я понимаешь, еще когда прошлой ночью карту изучал, подумал не здесь ли под высоким берегом для нас — спасение. Так и вышло. Пушки и пулеметы фашистов простреливали весь залив и особенно — середину его — фарватер, а под крутым берегом была «мертвая зона», стволы пушек не опускались так, чтобы бить круто вниз… Этим мы и воспользовались. Катер мой просто исчез из поля зрения артиллеристов правого берега. Ход, правда, пришлось сбавить, чтобы не налететь на прибрежные камни. Так по самому краю »Коридора смерти» мы и пошли. А за мной —другие катера. С левого берега стреляли, но это был уже не тот огонь, на который рассчитывали фашистские инженеры, когда строили свои укрепления… Словом прошли мы «Коридор смерти» и тут уж на «самом полном»— к причалам. По заливу мы шли полчаса, а на бросок к причалу потратили тридцать секунд. Миг — и мои десантники попрыгали с палубы, залегли с пулеметами на берегу, окопались. Еще немного — и остальные катера подоспели. Вот и все…
Так скромно рассказывал мне Александр Осипович. Его рисунок — чертеж залива с «Коридором смерти» я сохранил. Позднее, листая газеты военного времени я нашел приказ Верховного Главнокомандующего, где было сказано, что «войска Карельского фронта прорвали сильно укрепленную оборону немцев северо-западнее Мурманска и сегодня, 15 октября, при содействии кораблей и десантных частей Северного флота овладели городом Петсамо (Печенга) — важной военно-морской базой и мощным опорным пунктом обороны немцев на Крайнем Севере». За прорыв «Коридора смерти» Александр Осипович получил свою вторую Золотую Звезду Героя.
Олег ОРЛОВ
Шабалин А.О. умер 16 января 1982 года и похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Его именем названы:
- большой десантный корабль Балтийского флота.
- большой морозильный рыболовный траулер Мурманского тралового флота.
- пассажирский теплоход Соловецкого музея-заповедника.
- улицы в Архангельске, Мурманске и Севастополе, а также площадь в Онеге.
Памятники:
- бронзовый бюст установлен в Онеге.
- торпедный катер «ТКА-12» которым командовал Шабалин А.О. установлен на постамент на площади Мужества в Североморске Мурманской области.
Виталий Беляев. Последний бой командира
Новиков в суде просил учесть наличие у него троих малолетних детей, а также то обстоятельство, что его гражданской супруге в ближайшие дни требуется срочное проведение операции. Соответственно, детям будет не с кем остаться дома. Кроме того, муниципальный служащий указывал, что является пенсионером МВД РФ, генерал-майором в отставке, ветераном боевых действий, ликвидатором аварии на ЧАЭС, имеет награды и только положительные характеристики.
Один из свидетелей в суде рассказал, что Новикова пытались остановить с помощью проблесковых маячков и звукового сигнала, которые водитель проигнорировал. Новиков двигался на высокой скорости, сотрудники ГИБДД поехали за ним. Вскоре чиновник притормозил и пояснил, что не заметил, как его несколькими минутами ранее останавливали правоохранители.
Глава Октябрьского района предъявил документы на автомобиль, а водительское удостоверение показать не смог, пояснил, что забыл его в пиджаке. «Новиков стал показывать пенсионное удостоверение, пояснять, что он является генералом полиции в отставке, просил его отпустить, сделать вид, что его не заметили, просил не составлять в отношении него административный материал, на что получил отказ», – говорится в постановлении суда.
Судья посчитала, что Новикову за совершенное правонарушение необходимо назначить наказание в виде ареста, «поскольку только так в данном случае могут быть достигнуты цели административного наказания».
В итоге чиновник получил 10 суток ареста. Причем в этот период будет засчитан срок административного задержания Новикова, который исчисляется с момента его доставления в полицию.
Постановление может быть обжаловано в Крутихинском районном суде в течение 10 суток. Пока информации об этом нет, но можно не сомневаться, что Вячеслав Новиков воспользуется такой возможностью.
24.07.2020 14:46 — гость —
Заказуха явная, ее исполняют. с генералами такого просто так не бывает.
24.07.2020 15:01 гость
наверняка, в бытность руководителем, многим жизнь испортил, нервов потрепал и карьеру сломал. раньше частенько эта фамилия фигурировала в СМИ . вот и аукнулось
24.07.2020 15:05 Гость
Гнать таких С..к надо из власти он никогда закон не соблюдал НА ЗОНУ ЛЕТ на 20 НА исправления
24.07.2020 15:05 — гость —
Новиков действовал в состоянии крайней необходимости, так как имела место угроза жизни и здоровью, ему требовалась медицинская помощь.
ПДД явно запрещают эти действия
24.07.2020 15:07 Стрэк
Как такого можно ставить на серьёзную руководящую должность, заврался мама не горюй.
Человечешко просто дерьмо.
24.07.2020 15:31 1
Позорище!!!!!!!!!!!!!!!!!! Гнать в шею. Человек представляющий власть в своем обличии. Мнение о власти у народа какое должно быть???
24.07.2020 15:32 — гость —
«чиновник почувствовал себя плохо, и как следует из его объяснений, «был вынужден на своем автомобиле самостоятельно поехать за медпомощью». При этом вызывать скорую Новиков посчитал нецелесообразным.»
2.7. Водителю запрещается:
«»управлять транспортным средством … в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
гнать ее в шею, такие чиновники нам не нужны.
24.07.2020 15:39 — гость —
В итоге чиновник получил 10 суток ареста. Причем в этот период будет засчитан срок административного задержания Новикова, который исчисляется с момента его доставления в полицию.
ну все, считай он уже отсидел.
24.07.2020 15:41 — гость —
как же он такой болезный с тремя малолетними детьми то останется?)
в одного ??
и супруга малолетнаяя тоже?
вот как начинают кеды менять аж противно.фу, срамота.
24.07.2020 15:42 — гость —
24.07.2020 15:01
гость
вот тут вы правы на 100 процентов..
однако Новиков считал, что Бога за яйцы ухватил, однако…..
24.07.2020 15:46 обезьяна
честно говоря, он трезвый то не пойми чего говорит, с дикцией реально проблемы.
а как он в пьяном виде изъясняется — это вопрос.
с сурдопереводчиком наверное.
Спрингер (Имперская вселенная)
Бардак и безденежье на флоте за годы горбачевской перестройки и ельцинского безвременья к 2000 году достигли гигантских размеров. Я видел заместителя командующего флотом по боевой подготовке – начальника управления боевой подготовки Северного флота в чине вице-адмирала, торговавшего в Мурманске польской картошкой на складах Северовоенморстроя. Офицеры в гарнизоне Западная Лица ходили в гости на чаепитие со своей заваркой. А в Североморске по вечерам офицеры и мичманы уносили с кораблей свой ужин домой, чтобы поделиться с семьей.
Когда на пирсе в Североморске я, будучи корреспондентом «Красной звезды» по Северному флоту, спросил премьер-министра Виктора Черномырдина: когда российское правительство начнет финансировать флот, он ответил: а мы и не прекращали… По-своему он был прав – какие-то крохи из бюджета перепадали ВМФ, но они составляли только 15 процентов от потребности. В условиях дефицита ГСМ коммерсантам в аренду сдавали тыловую инфраструктуру в обмен на мазут для боевых кораблей. А в 90-е по флоту прокатилась даже волна самоубийств офицеров – как следствие той безысходности и полной безнадеги, в которую их ввергли Ельцин и члены его «семьи».
С приходом в правительство РФ Владимира Путина офицеры начали ежемесячно (без многомесячных задержек) получать денежное довольствие, но флот продолжал по инерции катиться под откос. Этого, судя по всему, не понимал главнокомандующий ВМФ Владимир Куроедов, чей взлет по карьерной лестнице с должности командира бригады тральщиков Приморской флотилии разнородных сил до главкома не сопровождался расширением горизонтов ментальности, присущей людям, занимавшим ранее эту высокую должность. С его подачи Верховный главнокомандующий заявил на заседании Совета безопасности 23 ноября 1999 года, что присутствие Военно-Морского Флота России в Мировом океане будет расширяться. Налицо была попытка включить ВМФ в механизм большой политики после триумфальной боевой службы «Курска» в Средиземном море осенью 1999 года. Тогда и решили отправить «Курск» на вторую боевую службу в составе авианосной многоцелевой группы кораблей – 15 октября 2000 года. Москва делала большие ставки, не имея на руках козырей.
Сегодня, казалось бы, уже не осталось секретов о первичном чрезвычайном происшествии на «Курске», развившемся в катастрофу. Им стал взрыв в торпедном аппарате № 4 перекисно-водородной торпеды 65-76А (серийный № 1336А), построенной на машиностроительном заводе им. С. М. Кирова в Алма-Ате в 1990 году. В декабре 1993-го – январе 1994 года она прошла средний ремонт на заводе «Арсенал» в Санкт-Петербурге, где доработали электрическую схему системы контроля окислителя через разъем ввода данных устройства АЭРВД-100. Иными словами, сделали так, чтобы одна система контролировала работу другой.
Слухи об аварийном состоянии торпеды либо механическом повреждении ее во время транспортировки от базы до пирса и при погрузке на лодку не подтверждены фактами и документами расследования уголовного дела. Но объективности ради надо вспомнить, что общий срок ее службы – до 20 лет – истекал как раз в 2000 году. Кроме того, как утверждается в письме адвоката, представлявшего интересы членов семей погибших подводников, торпеда 65-76А – в просторечии «толстушка» – была укомплектована сигнализатором давления СТ-4, генератором ГСК-1500М и вилкой АЭРВД-100 с истекшими сроками годности. Однако следователи не нашли причинно-следственной связи этих изъянов с взрывом.
Здесь мы подошли к самой главной беде того времени – очковтирательству. За восемь месяцев до трагедии на «Курске» должны были провести проверку и обезжиривание торпедного инструмента, воздушных шлангов и систем технического воздуха. На акте проверки стоит дата 15 декабря 1999 года и подписи членов корабельной комиссии, командира подводной лодки. Но адмирал Рязанцев утверждает, и повторял это не один раз: «Подписи членов комиссии и командира подводной лодки поддельные».
А было ли обезжиривание? Это важная отправная точка расследования причин катастрофы, произошедшей через восемь месяцев после данной процедуры. Дело в том, что перекись водорода при соприкосновении с органическими маслами, металлической стружкой, грязью и пылью начинает бурно разлагаться. Этот процесс заканчивается взрывом.
В сохранившемся вахтенном журнале есть запись командира БЧ-3 о том, что 11 августа торпедисты произвели «подбивку» воздуха высокого давления (ВВД) в воздушный резервуар. Если Рязанцев прав, то в воздушный резервуар практической торпеды попала грязь, скопившаяся в трубопроводах и шлангах за время их бездействия. Пока торпеда лежала на стеллаже и запирающий воздушный клапан на ней был закрыт, а на воздушном курковом кране стояли предохранительные устройства, – «толстушка» вела себя смирно. Но перед загрузкой в торпедный аппарат № 4 на ней открыли запирающий клапан, сняли первую ступень предохранения куркового крана, подвели к нему ВВД и в таком состоянии загрузили торпеду. В момент погрузки должны были проверить положение курка и его фиксацию предохранительным устройством. Если курковый зацеп был хотя бы чуть-чуть приподнят, воздух начал поступать в трубопроводы торпеды и в пусковые баллоны топлива и окислителя.
Как следует из материалов уголовного дела, в 11 часов 20 минут командир АПЛ «Курск» дал команду окончательно приготовить торпедный аппарат № 4 к стрельбе. Задняя его крышка закрыта на кремальерный замок. Кольцевой зазор – пространство между внутренней поверхностью аппарата и корпусом торпеды – заполнен водой. В отсеке ждут команду «Пли!». В это время происходит первый взрыв…
В 1986 году на К-219 в Северной Атлантике в закрытой шахте № 6 взорвалась баллистическая ракета. Она разорвала крышку, но сама шахта уцелела. На «Курске» был разрушен весь торпедный аппарат за пределами прочного корпуса. Остается загадкой, почему заднюю крышку аппарата внутри прочного корпуса отбросило с такой силой, что она пролетела через весь отсек и вварилась в переборку между первым и вторым отсеками. «Была или открыта, или в закрытом состоянии, но с отдраенной кремальерой», – пишет Валерий Рязанцев о крышке в своей книге «В кильватерном строю за смертью».
Адвокат Борис Кузнецов в книге «Она утонула…» сообщает, что в беседах с Артуром Егиевым, в то время – следователем по особо важным делам Главной военной прокуратуры, они много раз обсуждали варианты развития событий. «Торпедисты могли просто недокрутить… Но более вероятной представляется другая причина: как только они начали отворачивать кремальеру, чуть ослабив жим крышки, огонь, сорвав ее, под огромным давлением вырвался из аппарата в 1-й отсек». И уточняет: «Кремальера на задней крышке торпедного аппарата была недовернута на два часа».
В свою очередь генеральный прокурор РФ Владимир Устинов в своей книге «Правда о «Курске» пишет: «Задняя крышка была задраена. Взрыв топливной смеси внутри аппарата выбил эту крышку. Но вся загадка заключается в том, что этого не должно было случиться!».
Теперь уже никто и никогда не узнает, почему взрыв сорвал заднюю крышку торпедного аппарата. Если бы не сорвал – подводники вернулись бы в Видяево к своим семьям и жили более или менее счастливо до, образно говоря, следующей игры в русскую рулетку.
По плану боевой подготовки в августе 2000 года предстояло провести сбор-поход кораблей под руководством командующего флотом. Главной фишкой мероприятия должна была стать отработка действий кораблей авианосной многоцелевой группы (АМГ), которой через два месяца предстояло отправиться на боевую службу в Средиземное море.
Вероятно, средств обеспечения не хватило, поэтому, как это бывало не раз в предыдущие годы, при старом командовании, решили провести сбор-поход в форме комплексной боевой подготовкой сил АМГ, не установленной ни одним служебным документом. План мероприятия в Главный штаб не представляли, главком ВМФ план не утверждал. Наверное, его это полностью устраивало. Ведь вся ответственность в этом случае ложилась на командующего флотом.
Вместе с ним за гибель «Курска» ответили еще 13 высших и старших офицеров. Правда, наказание было мягким – кого-то отправили в отставку, кто-то даже получил хорошие должности в Москве и Санкт-Петербурге. Вывести адмиралов из-под уголовной ответственности было политическим решением.
«Что греха таить: мы же знаем, в каком состоянии тогда находились Вооруженные силы. Откровенно говоря, ничего удивительного нет. Но трагедия колоссальная, столько людей погибло», – сказал президент России в фильме Андрея Кондрашова «Путин» через много лет после гибели «Курска».
Сегодня мы с болью в сердце вспоминаем об этой национальной трагедии, как и о многих других, случившихся в отечественном подводном флоте. Но боюсь, что ее уроки так и не выучены. Уже другой командующий Северным флотом через два года после катастрофы не мог не исполнить абсурдную директиву главкома ВМФ от 2002 года № ДФ-04, требовавшую в срочном порядке, буквально за три месяца, перевести из Гремихи в завод «Нерпа» 10 аварийных атомных подводных лодок. В результате возникшей спешки К-159 утонула, забрав с собой жизни девяти подводников.
1 июля 2019 года на атомной глубоководной станции АС-31, находившейся на полигоне боевой подготовки Северного флота, произошло возгорание и взрыв аккумуляторов нового типа. Погибли 14 акванавтов, в том числе два Героя России. Еще четырем это звание было присвоено посмертно.
Служба подводников – тяжелее и опаснее, чем у космонавтов на орбите. С Международной космической станции всегда можно вернуться на землю на пристыкованных к ней кораблях, а всплыть из глубины в спасательной камере и остаться в живых удалось только одному человеку – мичману Виктору Слюсаренко. Космонавтов готовят к каждому полету в течение нескольких лет, а подводников к походу – несколько недель, если не дней. У космонавтов одновременно готовят к полету основной и дублирующий экипаж, а на подводниках экономят. Хотя был короткий период в истории флота, когда пытались иметь по два экипажа на каждом ракетном подводном крейсере стратегического назначения, да еще и технический в придачу, чтобы он обслуживал и содержал материальную часть в период между походами. В начале 90-х от такой роскоши отказались. Кто знает, быть может, в таком случае удалось бы избежать многих авралов, очковтирательства, формального выполнения регламентных работ.
Стране нужно, чтобы подводники возвращались домой живыми и здоровыми, успешно выполнившими поставленную задачу. Особенно это нужно их семьям.