- Налоговое право

Как подать жалобу на действия заказчика в процессе проведения госзакупки в ФАС по 44-ФЗ?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подать жалобу на действия заказчика в процессе проведения госзакупки в ФАС по 44-ФЗ?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прежде, чем подать жалобу:

  • На этапе подачи заявки можно запросить у заказчика разъяснения любого пункта закупочной документации. Возможно, этого будет достаточно, чтобы урегулировать споры.
  • Убедитесь, что другой участник закупки не успел подать жалобу на эти же действия заказчика или ЭТП, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.

Жалоба в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ

Есть несколько способов доставки:

  • почтовым отправлением,
  • доставка заявителем лично,
  • доставка курьером под расписку,
  • на электронную почту, подписав квалифицированной электронной подписью. Адрес почты лучше уточнить по телефону. А после отправки выясните, получен ли документ и какой номер ему присвоен.

Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается (письмом, курьером, лично, по электронной почте).

ФАС может вернуть жалобу, отправленную почтой в последний день срока: датой подачи считается день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в почтовое отделение. Обратите на это внимание и, если есть возможность, передавайте документы лично.

В течение двух рабочих дней комиссия примет или вернет жалобу, разместит информацию на официальном сайте и уведомит о ней заинтересованных лиц. Если жалоба принята, то в течение трех рабочих дней решение разместят в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту, номеру жалобы или извещения о закупке.

В Контур.Закупках можно посмотреть, сколько жалоб подали на заказчика, какой статус у каждой, а за подробностями быстро перейти в реестр жалоб в ЕИС.

Законом установлены четкие сроки, в которые должна быть подана жалоба в Федеральную Антимонопольную службу. Сделать это можно не позднее, чем через 10 дней после публикации итогового протокола (для конкурса это протокол подведения итогов, для аукциона — протокол рассмотрения вторых частей заявок, для запроса котировок — протокол рассмотрения котировочных заявок и так далее).

В случае, если указанный срок пропущен, жалоба не будет принята и обращаться придется уже в Арбитражный суд.

В вопросах, касающихся действий оператора электронной площадки, у заявителя есть 30 дней, которые начинаются с момента совершения действия/бездействия.

Жалобы может быть подана как в электронном, так и в бумажном виде. В первом случае она может быть направлена на адрес электронной почты, при этом должна быть в обязательном порядке заверена электронной подписью лица, уполномоченного на подачу жалобы.

В случае, если жалоба подается в бумажном виде, ее можно направить по почте или принести лично. При этом все листы в обязательном порядке должны быть прошиты и пронумерованы!

Участники торгов, контролирующие организации и объединения юрлиц могут обжаловать решение, действие или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, контрактного управляющего. Все обращения на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматривает ФАС России.

В законе 44-ФЗ не дается отдельный список нарушений, когда участник торгов имеет право пожаловаться. Но его достаточно легко определить с помощью КоАП РФ, поскольку за каждый проступок законодатель предусмотрел наказание. Итак, обратиться можно, если нарушены:

  • способ и условия определения победителя;
  • порядок определения начальной цены контракта;
  • процедура и сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок;
  • сроки обнародования информации и документов в ЕИС;
  • регламент рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • правила возврата обеспечения, блокирования операций по счету участника;
  • процедура заключения, изменения или расторжения контракта;
  • порядок проведения е-аукциона или порядок аккредитации на него;
  • требования к пакету документов, представляемых участниками, либо к размерам и способам обеспечения заявки или исполнения контракта.

Существует несколько причин, по которым могут отказать в рассмотрении заявления.

  1. Жалуется лицо, которое не участвовало в процедурах закупки. Фактически его права нарушены не были, поэтому рассматривать обращение не станут.
  2. Пропущены сроки. В таком случае обжаловать решение, действие или бездействие можно только в суде.
  3. В одном заявлении содержатся указания на нарушения по нескольким разным процедурам. В рассмотрении такого дела откажут, поскольку в одном заявлении должны содержаться противоправные факты только в ходе одной закупки.
  4. Обращение по тем же фактам уже было, и решение по нему вынесено.

Добавим, что каждый имеет право на защиту в суде. Обращаться с иском надо до истечения трех месяцев со дня, когда участник узнал о нарушении своих прав и интересов.


Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ

  • Как рассчитать штрафы и пени по 44‑ФЗ
  • Составляем возражение на жалобу в ФАС — образец
  • Где и как обжаловать результаты электронного аукциона
  • Новые правила расчета пеней и штрафов по государственным контрактам
  • Реестр недобросовестных поставщиков по 44‑ФЗ
  • Штрафные санкции на заказчиков за нарушение законодательства о закупках

Процедура рассмотрения заявлений состоит из нескольких этапов: предварительного ознакомления, изучения материалов по существу, изготовления и направления текста решения. На первый этап дается 2 рабочих дня.

В это время заявителю и лицам, чьи действия оспариваются, направляется информация о дате и месте рассмотрения жалобы. Предприниматель может лично присутствовать на заседании либо отправить туда своего представителя.

На изучение материалов антимонопольщикам дается 5 рабочих дней. Еще 3 рабочих дня придется подождать, пока будет подготовлено решение.

Такие же сроки предусмотрены для обнародования материалов в сети Интернет. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2015 N 1148, информация о нарушениях закона 44-ФЗ должна фиксироваться в ЕИС в сфере закупок. ФАС Москвы реестр жалоб дублирует. На специальной странице ведомства можно найти и уведомления о приеме писем к рассмотрению, и более ранние решения по похожим ситуациям.

Существует несколько причин, по которым могут отказать в рассмотрении заявления.

  1. Жалуется лицо, которое не участвовало в процедурах закупки. Фактически его права нарушены не были, поэтому рассматривать обращение не станут.
  2. Пропущены сроки. В таком случае обжаловать решение, действие или бездействие можно только в суде.
  3. В одном заявлении содержатся указания на нарушения по нескольким разным процедурам. В рассмотрении такого дела откажут, поскольку в одном заявлении должны содержаться противоправные факты только в ходе одной закупки.
  4. Обращение по тем же фактам уже было, и решение по нему вынесено.

Добавим, что каждый имеет право на защиту в суде. Обращаться с иском надо до истечения трех месяцев со дня, когда участник узнал о нарушении своих прав и интересов.

В 2019 году сроки обжалования сократили. Раньше участникам давалось 10 дней, но после вступления в силу изменений в ч. 3 и ч. 4 ст. 105 44-ФЗ срок сократился до 5 дней. Он отсчитывается с даты размещения итогового протокола в ЕИС.

Также изменился список документов, которые вместе с жалобой необходимо предоставлять в ФАС (ч. 5.1 ст. 106 № 44-ФЗ). Из него исключили бумаги, которые содержатся в ЕИС:

  • закупочную документацию;
  • заявки на участие;
  • протоколы;
  • аудио-, видеозаписи;
  • прочие бумаги, которые имеют отношение к процедуре определения поставщика или аккредитации участника на ЭТП.

Если у участника есть претензии к документации, бумагу нужно успеть направить в ФАС до окончания срока подачи заявок. Позже её не примут. Могут подавать как подавшие заявку, так и все остальные участники.

Если жалоба касается нарушений, связанных с аккредитацией на ЭТП, подать ее можно в течение 30 дней. Срок отсчитывается с даты нарушения. Жалобы, касающиеся процедуры заключения контракта, принимаются только от победителей процедуры не позже даты подписания контракта.

Куда жаловаться на заказчиков с 1 июля. Схема адресатов и три совета, чтобы избежать ошибокС 1 июля 2019 года поменяли правила, по которым подают жалобы на заказчиков. Жаловаться теперь надо в разные органы контроля. Если направите не тому контролеру, ее даже не рассмотрят, а вы просто потеряете время.

Читайте, кому теперь нужно направлять рекламации в зависимости от статуса заказчика-нарушителя. Также в статье — разбор трех примеров с анализом ошибок поставщиков, жалобы которых оставили без удовлетворения.

Чтобы направить жалобу через интернет, заполните форму обращения на сайте ведомства. Укажите вид обращения, личные данные, суть нарушения, обстоятельства дела, прикрепите подтверждающие документы.

После того, как жалоба принята к рассмотрению, ФАС в течение 2 рабочих дней размещает информацию в ЕИС, а также уведомляет участника и заказчика (или другое заинтересованное лицо) о месте и времени рассмотрения. Заказчик вправе участвовать в рассмотрении. Он может направить возражения, а также непосредственно присутствовать при рассмотрении (лично или направить представителя).

ФАС обязана рассмотреть апеляяцию в течение 5 дней с момента поступления документов. В этот же срок ведомство должно уведомить автора жалобы о результатах рассмотрения.

Обратите внимание, что в течение 2 дней претензию могут вернуть без рассмотрения, если она:

  • не соответствует требованиям;
  • не подписана или имеет подпись лица, на которого не предоставлена доверенность;
  • подана позже срока;
  • ранее была рассмотрена и ФАС уже вынесла решение;
  • подана участником, включенным в РНП.

Автора жалобы письменно уведомляют о причинах возврата. Кстати, участник и сам может отозвать свою жалобу. Важно успеть сделать это до того, как ведомство рассмотрит ее по существу.

Обратите внимание: закон не запрещает одновременно направлять жалобу в ФАС и иск в суд. А если участника не устроит решение антимонопольного ведомства, он вправе обжаловать его в суде.

Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ

Перечень жалоб в ЕИС находится здесь. Искать жалобы можно по:

  • закону;
  • статусу — рассматривается или рассмотрена;
  • результату рассмотрения — признана обоснованной (целиком или частично) или необоснованной.

Также доступен расширенный поиск. У каждой жалобы есть карточка, в которой есть:

  • номер закона;
  • статус;
  • реестровый номер жалобы;
  • орган контроля, к которому пришла жалоба;
  • субъект жалобы;
  • уполномоченное учреждение;
  • лицо, подавшее жалобу;
  • номер извещения закупки и сведения о процедуре;
  • дата и время рассмотрения жалобы.

Закупки для государственных и муниципальных нужд, и соответственно все процедуры по выбору поставщика/подрядчика, по заключению и исполнению госконтракта должны быть максимально прозрачными и открытыми.

Ведь они осуществляются на бюджетные деньги, сформированные из налоговых платежей граждан и предпринимателей. Несмотря на существование довольно таки открытой и прозрачной электронной системы zakupki.gov.

ru в ряде случаев госзаказчики все-равно умудряются ограничивать конкуренцию на рынке, используют различные коррупционные схемы и расходуют бюджетные деньги не по целевому назначению.

Для понимания масштабов рынка госзакупок стоит привести немного цифр. Согласно докладу Минэкономразвития России о результатах мониторинга применения 44-ФЗ в 1-м квартале 2017 г. объем закупок за 1-й квартал 2017 года снизился на 9% по сравнению с прошлым годом и составил 925 млрд рублей, а извещений госзаказчики разместили на сумму 1,04 трлн рублей.

Несомненно, такие огромные денежные потоки привлекают не только добросовестных поставщиков, но коррумпированные организации, прямо или косвенно аффилированные с госзаказчиками.

Нередки случаи, когда компании, участвующие в закупочных операциях на общих началах, сталкиваются с незаконными действиями уже на этапе проведения закупки.

В дальнейшем, в случае победы в закупке и подписания контракта, такую компанию могут поджидать препятствия со стороны заказчика при исполнении контракта.

Как же выполнять такой контракт? К чему готовиться при вступлении в бой с недобросовестным госзаказчиком? Давайте рассмотрим возможный порядок действий добросовестной компании в подобных ситуациях.

К сожалению, действующее законодательство имеет множество лазеек, которыми активно пользуются недобросовестные участники правоотношений. Не исключение из правил и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе).

К примеру, одним из главных правил описания объекта закупки, которые перечислены в ст. 33 Закона о контрактной системе, является объективный характер описания. Но что считается объективными критериями, а что нет, законом не установлено.

Определить на законодательном уровне жесткие критерии описания невозможно, так как каждый объект имеет свои индивидуальные характеристики, нюансы и особенности.

Наиболее понятно и конкретно описывается объект закупки на поставку какого-либо товара. Заказчику удается схитрить в исключительных случаях, потому что критерии товара, его описание и характеристики в большинстве случаев можно найти в интернете, а также при анализе конкурентов на рынке. Трудности начинаются при закупках на оказание услуг и на выполнение работ.

Здесь заказчик допускает ошибки как от незнания, что ему нужно (да, и такое бывает), и от безграмотности в данной сфере работ/услуг, так и от желания сделать победителем закупки «свою» компанию.

В подобных случаях заказчик может использовать для описания закупки не конкретные критерии, размытые формулировки и вносить требования, ограничивающие количество возможных участников.

Добросовестным участникам при желании участвовать в подобных закупках стоит быть крайне грамотным, знать предмет закупки вдоль и поперек.

Только профессионал, обладающий исключительными познаниями в спорной области, сможет заметить нарушение правил описания объекта закупки. Итак, участник обнаружил нарушения правил описания объекта закупки.

Что делать дальше? Такие незаконные действия заказчика нужно незамедлительно обжаловать в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Жалоба на положения документации о закупке может быть подана с момента опубликования документации по дату окончания подачи заявок на участие в закупке. Если вы пропустите этот срок, то жаловаться можно будет только в суд.

В суде же такие вопросы рассматриваются без особого энтузиазма, т.к. смысла в таком решении суда на момент его вынесения уже никакого нет: закупка завершена, контракт выполняется, а к вступлению решения суда в законную силу может быть уже исполнен.

Поэтому действовать стоит по горячим следам. Ещё одним из действенных способов воздействия на заказчика является подача запроса о даче разъяснений положений документации в порядке ст. 65 Закона о контрактной системе.

Ответ на такой запрос может также служить доказательством при рассмотрении жалобы на действия заказчика в ФАС.

Это основной действенный способ, которым участники госзакупки отстаивают интересы. Обжалование действия и бездействия заказчиков допускается, если есть:

  • необоснованные причины отклонения заявки;
  • ошибки в планах и закупочных документах;
  • ошибки в работе электронных площадок;
  • противоправные действия, которые связаны с заключением контракта.
  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+

Как жаловаться в ФАС в закупках по 223‑ФЗ

После передачи жалобы в ФАС по результатам ее рассмотрения она может быть возвращена заявителю по одному из следующих оснований:

  1. В ней отсутствуют сведения, которые относятся к обязательным по требованиям законодательства.
  2. Она не соответствует установленным нормам.
  3. Она подана с нарушением установленных сроков (при пропуске законных сроков заявителю придется обращаться в суд).
  4. Она подписана лицом, которое не наделено на это соответствующими полномочиями (уставом или доверенностью).
  5. При наличии вступившего в силу судебного акта, в котором содержатся выводы, что заказчик не нарушал требования 44-ФЗ о контрактной системе и 223-ФЗ о закупках отдельными юрлицами.
  6. Антимонопольная служба уже приняла решение по обжалуемому действию или бездействию заказчика.

Заявитель также наделен правом отзыва жалобы до того момента, пока она не будет рассмотрена по существу.

  • для обжалования документации об аукционе — до окончания срока подачи заявок;
  • в случае допущения нарушения при рассмотрении 2-й части заявки — до заключения контракта;
  • для обжалования действий оператора в ходе аккредитации участника на торговой площадке — 30 дней с момента совершения нарушения;
  • для обжалования действий заказчика или иного лица, правомочного заключать госконтракт, совершаемых в связи с заключением контракта, — до даты заключения контракта.

Внимание

В течение 2 дней со дня поступления жалобы от участника закупок ФАС сообщает о времени и месте ее рассмотрения. А решение принимается в течение 5 дней после поступления. Если отправитель жалобы — гражданин, не участвующий в закупках, жалоба будет рассматриваться до 30 дней.

Вся информация по итогам рассмотрения публикуется в интернете, на сайте госзакупок.

На основании ч. 8 ст. 105 44-ФЗ жалоба на действия и бездействия заказчика в обязательном порядке содержит следующие сведения:

  1. Информация о заказчике: его наименование, адрес и телефон (при наличии).
  2. Сведения о заявителе: его наименование, а также контактная информация.
  3. Сведения о закупке. Стоит учесть, что жалоба подается на противоправные действия заказчика в рамках конкретной закупки (а не на его действия в целом). Недопустимо ссылаться на несколько закупок одновременно, иначе антимонопольная служба может вернуть ее без рассмотрения по существу. Разъяснения по этому поводу приводятся в письме Минэкономразвития от 2015 года №Д28и-2221.
  4. Указание на действия и бездействие заказчика, а также доводы жалобы. Согласно позиции ФАС, участник в обязательном порядке указывает нормы законодательства о контрактной системе, которым не соответствуют действия заказчика. На это указывает сложившаяся практика рассмотрения жалоб (например, решение Архангельского УФАС от 2016 года по делу №321 мз-16). Между тем суды считают подобные требования избыточными, так как 44-ФЗ не содержит указания на обязательное включение в текст жалобы ссылок на нарушенные нормы (например, по решению Красноярского УФАС от 2016 года №796).

В ч. 9 ст. 105 44-ФЗ подчеркивается, что к жалобе прикладываются документы, которые подтверждают ее обоснованность. Жалоба в обязательном порядке содержит перечень таких документов. Но сам список документов законодательно не установлен.

Минимальный комплект документов по 44-ФЗ включает:

  1. Доверенность, которая подтверждает полномочия на подписание жалобы, или решение (приказ) о назначении директора (если он подписывает жалобу лично).
  2. Закупочная документация или иные документы, на которые заявитель ссылается в жалобе (это, например, заявка на участие, решение комиссии, протокол и пр.).

При этом исходя из разъясняющих писем ФАС от № ИА/41224/14 от 2014 года и Минэкономразвития №Д28и-2779 от 2014 года можно сделать вывод, что отсутствие документов не может являться основанием для отклонения жалобы или для оставления ее без рассмотрения.

В некоторых случаях приложение подтверждающих документов невозможно по объективным причинам, например, при жалобе участника на отсутствие проектной документации в закупке объекта капитального строительства.

Но практика рассмотрения споров по указанному вопросу противоречива. Например, Санкт-Петербургское УФАС признало необоснованной жалобу на закупку товаров, которые отсутствуют в свободном доступе, так как поставщик не предоставил доказательств отсутствия товара в продаже на свободном рынке (на основании решения №44-838/16 от 2016 года).

Для того чтобы сделать жалобу в ФАС обоснованной, участник может сослаться на конкретные позиции законодательных актов или вынесенные определения ФАС по аналогичным вопросам. Например, если заказчик в закупочной документации по проведению текущего ремонта здания затребовал от поставщика допуск в СРО, то участник может сослаться в жалобе на Приказ Минрегиона от 2009 года №624. Если заказчик объединил в один лот виды деятельности, которые подпадают под лицензию и не подпадают под ее действие, то участник может обосновать жалобу со ссылкой на письмо ФАС от 2015 года №АЦ/5147/15. При объединении заказчиком в один лот проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ ссылаться допустимо на Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2014 года №09АП-39582/2014.

Закон о контрактной системе четко регламентирует действия заказчиков, в том числе и основания, по которым можно отклонить предложение участника торгов. Нарушения в этой области и могут стать поводом для обращения с жалобой в ФАС.

Основания отклонения заявки по 44 ФЗ регламентированы статьями 67 и 69. Это могут быть:

  1. Отклонение по первым частям заявок 44 ФЗ, к примеру, конкретные показатели в предложении участника не соответствуют тем, которые требует заказчик или они вовсе отсутствуют в предложении (ч. 4 ст. 67).
  2. Отклонение второй части заявки по 44 ФЗ, например, отсутствуют необходимые документы (лицензии, декларации), а также если на основании таких документов комиссия делает вывод о том, что участник не соответствует требованиям заказчика (ч. 6 ст. 69).

Если произошло необоснованное отклонение заявки по 44 ФЗ, поставщик имеет право обратиться за защитой своих прав в Федеральную антимонопольную службу.

Итак, поставщик подал жалобу в ФАС на отклонение заявки. Какие дальнейшие действия? Уточним, что в каждом регионе России имеется отдельное обособленное подразделение данной службы, уполномоченное рассматривать жалобы в рамках 44-ФЗ.

Обязательно помните о сроках подачи жалобы в ФАС:

  • при осуществлении торгов в формах конкурса, запроса котировок, запроса предложений — не позднее 10 дней с момента размещения протокола;
  • при проведении электронного аукциона — не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов.

Важно учесть, что если обжалуются действия, совершенные после вскрытия конвертов либо после рассмотрения заявок, то жалобу может подать только участник.

Предположим, бюджетную организацию отклонили в процессе рассмотрения первых частей. Она посчитала подобный отказ необоснованным и подала жалобу в ФАС. Антимонопольная служба в течение двух рабочих дней обязана принять решение: либо принять обращение, либо вернуть его.

Поданное обращение должно быть рассмотрено в течение пяти рабочих дней комиссией службы. Она состоит из должностных лиц ФАС России, число которых должно быть не менее трех. О дате и времени рассмотрения должны быть уведомлены и податель заявления, и заказчик (они вправе также участвовать в самом процессе). Комиссия антимонопольного органа рассматривает все доводы поступившего заявления с учетом положений 44-ФЗ, а также саму закупку на предмет нарушений законодательства.

События развиваются аналогично и в случае, если поставщик жалуется на действия заказчика в процессе рассмотрения вторых частей заявок или подведения итогов той или иной закупочной процедуры.

Во время заседания комиссии ФАС принимается решение о признании жалобы обоснованной либо необоснованной. Обоснована она будет в случае, если доводы, приведенные в заявлении, действительно нарушили права и законные интересы бюджетной организации.

По результатам рассмотрения заявления комиссией антимонопольной службы составляется решение (в необходимых случаях — предписание).

Решение направляется всем участвующим сторонам в течение трех рабочих дней с момента его принятия.

Предписание выдается, если обнаружены нарушения в процессе проведения закупочных процедур. К примеру, об отмене протокола подведения итогов торгов и возврате на этап рассмотрения вторых частей.

Также все перечисленные документы публикуются в ЕИС в течение трех рабочих дней.

В базе проектов НПА выложили законопроект о поправках в 44-ФЗ, которые усовершенствуют правила обжалования действий или бездействия контролирующих органов. По плану, изменения вступят с силу с 01.04.2020. В таблице — суть основных поправок. Суть поправок Для чего это делают Разрешат подавать жалобы в ФАС по 44-ФЗ дистанционным способом через ЕИС.

С 2020 года участвуют в закупках только поставщики, которые зарегистрированы в этой системе. Исключают потребность в излишней идентификации лица, которое жалуется. Утвердят общую стоимостную предварительную квалификацию участников закупок.

Жалуясь на закупки с НМЦК более 20 млн руб., исполнитель должен иметь хотя бы один исполненный контракт по 44-ФЗ с не менее 20% от НМЦК по госзакупке, на которую подают жалобу в ФАС. Предмет контракта роли не играет. Перестанут обжаловать госзакупки, в которых исполнители не поучаствуют.

Утвердят срок подачи обжалования в электронном виде до истечения половины срока, когда подается сама заявка. Страхуются от злонамеренного затягивания определения поставщика.

Жаловаться на документацию о госзакупке разрешат только один раз.

Уменьшают риск затягивания госзакупки путем направления более чем одной жалобы от каждого участника. Жаловаться на работу заказчиков разрешат, когда такие действия или бездействие относится непосредственно к заявке участника госзакупки. Запретят подачу жалоб по заявкам других участников госзакупки.

Антимонопольная служба поделилась планами по изменениям.

Инструкция: как жаловаться на заказчика по 44-ФЗ через сайт ФАС

Составляя образец, как написать жалобу в УФАС по 44-ФЗ, помните, что в обращении заявитель подробно излагает, какие действия или решения госзаказчика или оператора не являются законными, подкрепив выводы документами. Для аргументации используются:

  1. подзаконные акты: постановления правительства, приказы, распоряжения;
  2. закон о контрактной системе, 135-ФЗ и другие федеральные законы;
  3. арбитражная практика: решения и постановления судов;
  4. разъяснительные письма Минфина, Минэкономразвития, ФАС;
  5. решения УФАС, особенно убедительны для комиссии решения, которые вынесены в том же УФАС их коллегами или комиссией.

В жалобе необходимо указать: 1.

наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации); 2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии); 3. указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке; 4.

указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы; 5.

документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы; 6.

В соответствии с , граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в ФАС России и ее территориальные органы. Виды обращений Граждане могут направлять в ФАС России и ее территориальные органы: 1) предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности ФАС России и ее территориальных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; 2) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе ФАС России, ее территориальных органов и должностных лиц, либо критика деятельности ФАС России, ее территориальных органов и должностных лиц; 3) жалобу — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц; 4) иные обращения.

Порядок рассмотрения По антимонопольному законодательству Обращение гражданина, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, рассматривается центральным аппаратом ФАС России или ее территориальным органом 30 дней с возможностью продления на 60 дней (например, в случае запроса дополнительной информации).

Подробнее про порядок подачи жалобы читайте . Как правильно подать жалобу на действия страховой организации при оформлении полиса ОСАГО читайте .

По рекламному законодательству Обращения граждан, указывающие на признаки нарушения рекламного законодательства, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России или ее территориальными органами 30 дней с момента регистрации с возможностью продления на 30 дней (например, в случае запроса дополнительной информации).

Подробнее про порядок подачи жалобы читайте . Как правильно подать жалобу на незаконную СМС-рекламу читайте .

По закону о контрактной системе Обращения, квалифицированные как жалоба на нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в течение 5 рабочих дней с момента их регистрации (в случае надлежащего оформления жалобы).

Подробнее про порядок подачи жалобы читайте . По закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Обращения, квалифицированные как жалоба на нарушение законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в течение 7 рабочих дней со дня поступления жалобы(в случае надлежащего оформления жалобы). Подробнее про порядок подачи жалобы читайте По законодательству о градостроительной деятельности Обращение гражданина, указывающие на признаки нарушения процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, рассматривается центральным аппаратом ФАС России или ее территориальным органом 7 рабочих дней с возможностью продления на 7 дней (например, в случае запроса дополнительной информации).

Подробнее про порядок подачи жалобы читайте Порядок составления и рассмотрения письменного обращения (предложения, заявления) в ФАС России, направленного по почте или факсу Согласно ст. 7., гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает: — либо наименование государственного органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица; — свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии); — почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения; — суть предложения, заявления или жалобы; — ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в ФАС России, ее территориальный орган или должностному лицу (статья 8).

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию ФАС России и ее территориальных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (статья 8 ). Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ

«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Федеральным законом от 21.07.2011 №169-ФЗ в статью 32 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» внесены изменения, исключающие требование от заявителя документов и сведений, находящихся в распоряжении других органов власти.

При этом указанные изменения не лишают заявителя права предоставлять такие документы в антимонопольный орган. Порядок рассмотрения обращений (предложений, заявлений), направленных в электронном виде Обращения (предложения, заявления), направленные в электронном виде через официальный сайт ФАС России или по электронной почте на адрес , регистрируются в Управлении делами ФАС России с последующим направлением в структурное подразделение ФАС России для подготовки ответа по существу вопроса (входящий номер можно узнать в общественной приемной ФАС России или в Личном ��абинете на сайте ФАС России).

При нарушении законов №223-ФЗ, 44-ФЗ и 135-ФЗ жалоба может быть передана в антимонопольную службу в письменной форме:

  • лично;
  • с помощью курьера;
  • посредством почты РФ;
  • факсимильной связью;
  • с помощью электронной почты.

При оправке жалобы с помощью электронной почты УФАС разъяснило, что она должна быть подписана заявителем с помощью ЭЦП. Заверение жалобы квалифицированной подписью не требуется.

Жалоба, передаваемая в стандартной бумажной форме, должна содержать подпись заявителя и его представителя. В последнем случае потребуется доверенность на представление интересов в нотариальной заверенной форме.

Письменные пояснения в ФАС, образец

Сроки для обжалования по ч. 10 ст. 3 ФЗ-223 законодательно не установлены. Участник закупки может в любой момент обратиться в ФАС при нарушении заказчиком данных пунктов.

Сроки обжалования действий организатора торгов составляют 10 дней со дня подведения итогов торгов. Если договор не был заключен, то указанные сроки продлеваются до 3 месяцев.

Если обжалованию подлежат действия оператора электронной площадки, которые связаны с аккредитацией участника закупки, то на это отводится 30 дней со дня их совершения.

Сроки рассмотрения жалобы ФАС (формально) и принятие решения о ее перенаправлении в иной орган или о возврате заявителю составляют 3 рабочих дня после ее поступления независимо от того, в рамках какого закона она была подана.

Жалоба по существу по 223-ФЗ рассматривается в течение 7 рабочих дней после ее поступления, а решение контролирующей инстанции направляется заявителю в течение 3 рабочих дней. При необходимости проведения дополнительной проверки ФАС вправе продлить сроки рассмотрения жалобы еще на 7 рабочих дней.

Обжаловать решение о недопуске заявки к участию и о нарушении при определении победителя при закупках по 44-ФЗ можно в течение 10 дней после размещения протокола в ЕИС. Обжалование положений закупочной документации допускается в течение всей закупки до подписания контракта с победителем. Сроки для обжалования действий заказчика по 44-ФЗ прописаны в ч. 3-6 ст. 105 44-ФЗ.

Рассмотрение жалобы по существу по 44-ФЗ в ФАС происходит в течение 5 рабочих дней со дня, который следует за днем поступления жалобы. Под датой поступления понимается дата регистрации документа в уполномоченной инстанции. На отправку решения заявителю у ФАС также есть 3 рабочих дня со дня оглашения резолюции.

Стоит отметить, что указанные выше сроки рассмотрения жалоб применимы только к участникам закупок. Тогда как если заявитель не является участником торгов, то его заявление о нарушении законодательства о контрактной системе подается согласно ФЗ-59 и рассматривается в течение 30 дней.

Также законодательство предусматривает возможность обжалования принятого ФАС решения. На это заявителю отводится три месяца.

\r\n\r\n

Сразу скажем, что подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) можно до тех пор, пока заказчик не подписал контракт с победителем торгов. После подписания контракта любые претензии участников закупки рассматриваются только в арбитражном суде.

\r\n\r\n

Сроки подачи жалобы в ФАС зависят от того, что послужило поводом для жалобы, и на кого именно жалуется поставщик (см. табл.).

\r\n\r\n

Таблица

\r\n\r\n

Сроки, отведенные участникам торгов для подачи жалобы в ФАС

\r\n\r\n

Жалобу на операторов ЭТП нужно подавать в центральный орган ФАС.

\r\n\r\n

Жалобу на заказчика нужно подавать в территориальный орган, то есть управление ФАС того региона, в котором находится заказчик.

\r\n\r\n

Если поставщик одновременно жалуется на заказчика и на оператора ЭТП, то жалобу нужно подавать в управление ФАС того региона, в котором зарегистрирована ЭТП.

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Участник торгов может направить жалобу по почте. При этом нужно учитывать одну важную деталь: датой подачи считается дата, когда жалоба поступила в ФАС, а не в почтовое отделение. Следовательно, отправить письмо лучше заблаговременно, чтобы жалобу не вернули из-за пропущенного срока.
\r\nТакже жалобу можно передать лично, вручить курьеру под расписку, либо направить по электронной почте. В последнем случае файл должен быть подписан квалифицированной электронной подписью.

\r\n\r\n

\r\n\r\n

В течение двух рабочих дней комиссия должна решить, принять или отклонить жалобу. Если жалобу примут, то в течение следующих трех рабочих дней комиссия примет решение по существу. Данное решение разместят в реестре жалоб на ЕИС и разошлют всем заинтересованным участникам. Найти жалобу в реестре можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту или номеру жалобы, либо по номеру извещения о закупке.

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Комиссия вправе не принять жалобу по одной из следующих причин:

\r\n\r\n

    \r\n\t

  • несоответствие требованиям, установленным Законом № 44-ФЗ;
  • \r\n\t

  • отсутствие подписи (либо подпись поставлена лицом, полномочия которого не подтверждены документально);
  • \r\n\t

  • истечение срока, отведенного для подачи жалобы;
  • \r\n\t

  • аналогичная жалоба уже была подана другим участником закупки.
  • \r\n

\r\n\r\n

Если жалобу не приняли, участник может устранить все недочеты и подать ее повторно. Есть и другой вариант — оспорить отклонение жалобы в суде.

\r\n\r\n

\r\n\r\n

В случае, когда жалоба принята и признана обоснованной, в ЕИС вместе с решением опубликуют и предписание. Вот примеры предписаний: внести изменения в закупочную документацию, отменить протокол подведения итогов, аннулировать результаты конкурсной процедуры и проч.

\r\n\r\n

Однако если комиссия пришла к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на исход торгов, или контракт с победителем уже заключен, предписания не будет.

\r\n\r\n

Если жалобу приняли, но признали необоснованной, то в Единой информационной системе (ЕИС) опубликуют решение без предписания. В решении должны быть указаны ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Это решение поставщик сможет обжаловать в суде в течение трех месяцев.

\r\n\r\n

Обратите внимание: для работы системе ЕИС, а также для участия во многих видах закупок необходима специальная электронная подпись.

Жалобу на операторов ЭТП нужно подавать в центральный орган ФАС.

Жалобу на заказчика нужно подавать в территориальный орган, то есть управление ФАС того региона, в котором находится заказчик.

Если поставщик одновременно жалуется на заказчика и на оператора ЭТП, то жалобу нужно подавать в управление ФАС того региона, в котором зарегистрирована ЭТП.

  • На практике деятельность антимонопольной службы может быть очень полезна как простым людям, так и юридическим лицам.
  • В сфере государственных закупок самым распространенным случаем является подача жалобы в ФАС на ошибки в документации и неправомерные действия заказчика
  • Чтобы воспользоваться своими правами нужно, во-первых, их знать, а во-вторых, грамотно составить обращение в соответствующий орган.

Статья актуальна на 1 января 2020

Защищайте свои права, если нарушение заказчика или оператора ЭТП очевидно. В третьем квартале 2019 года обоснованной была признана каждая третья жалоба. Условия обжалования прописаны в законе о контрактной системе, а все жалобы и итоги их рассмотрения публикуются на официальном сайте. Подать жалобу при участии в госзакупках несложно.

Обжалование результатов размещения — обращение в органы государственной власти и управления, уполномоченные на рассмотрение споров. Такими органами являются: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует госзакупки и согласует применения закрытых способов отбора. Полномочия ФАС в основном касаются процедуры проведения закупок, рассмотрения жалоб, проведения проверок и привлечения участников к административной ответственности.

Участник может подать жалобу в ФАС только в определенные законом сроки, и пока не подписан контракт. Если сроки вышли, действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в арбитражном суде.

Жалоба на оператора площадки:

  • на «зависание» площадки во время проведения процедуры,
  • на несвоевременное предоставление или публикацию документов.

Жалобу может подать только подавший заявку участник в течение 30 дней со дня обжалуемых действий.

С 1 января 2020 года все действия на электронной торговой площадке можно фиксировать с помощью плагина Независимый регистратор.

Прежде, чем подать жалобу:

  • На этапе подачи заявки можно запросить у заказчика разъяснения любого пункта закупочной документации. Возможно, этого будет достаточно, чтобы урегулировать споры.
  • Убедитесь, что другой участник закупки не успел подать жалобу на эти же действия заказчика или ЭТП, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.

При составлении жалобы придерживайтесь требований п. 8 ст. 105 44-ФЗ. Жалоба должна содержать:

  • Лица, на которые подается жалоба (заказчик, оператор площадки, уполномоченный орган или специализированная организация при наличии): наименование, место нахождения, почтовый адрес, телефон.
  • Заявитель: наименование и место нахождения для ЮЛ, ФИО и место жительства для ФЛ, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс.
  • Номер закупки, наименование и способ отбора, если жалоба связана с закупкой.
  • Обжалуемые действия, доводы и доказательства жалобы.
  • Полный перечень документов, прилагаемых к жалобе.

В жалобе можно указать, какой результат хотите получить от заказчика. Например:

  • внести изменения в закупочную документацию,
  • отменить закупку (процедура пройдет заново с этапа публикации извещения),
  • отменить протокол рассмотрения заявок,
  • приостановить заключение контракта с выигравшим участником.

Есть несколько способов доставки:

  • почтовым отправлением,
  • доставка заявителем лично,
  • доставка курьером под расписку,
  • в некоторые УФАС заявление можно послать на электронную почту, подписав квалифицированной электронной подписью. Адрес почты лучше уточнить по телефону. А после отправки выясните, получен ли документ и какой номер ему присвоен.

Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается (письмом, курьером, лично, по электронной почте).

ФАС может вернуть жалобу, отправленную почтой в последний день срока: датой подачи считается день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в почтовое отделение. Обратите на это внимание и, если есть возможность, передавайте документы лично.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *