1. А. Предусмотренное п. «а» полномочие Совета Федерации корреспондирует норме ч. 3 ст. 67 Конституции, согласно которой границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Необходимость утверждения Советом Федерации таких изменений обусловлена тем, что они могут затронуть интересы и самой Федерации, и других ее субъектов, требуется согласование этих интересов.
Границы между субъектами РФ — это не государственные, а административные границы. Они исключают создание пограничного контроля и таможенного режима. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Порядок изменения административных границ между субъектами РФ отличается от порядка изменения Государственной границы РФ, в том числе и в тех случаях, когда субъект РФ граничит с другим государством. Границы между субъектами РФ изменяются с их взаимного согласия (см. комментарий к ч. 3 ст. 67). На практике границы между субъектами РФ изменялись обычно в связи с передачей некоторых населенных пунктов из одного субъекта РФ в другой (между Владимирской и Ивановской, Вологодской и Костромской областями и др.), иногда передавались районы (например, передача Сокольского района из Ивановской в Нижегородскую область). Такие изменения чаще всего обусловлены экономическими связями территорий, характером путей сообщения, созданием удобства для населения в связи с тяготением граждан к определенным центрам и т.д. Многие из таких изменений были связаны с пожеланиями граждан определенных поселений. До передачи поселений проводились референдумы среди населения, как это предусматривает законодательство РФ, относящееся к муниципальными образованиям.
В соответствии со ст. 145 Регламента Совета Федерации при рассмотрении вопроса об изменении границ между субъектами РФ в Совет Федерации представляются: соглашение об изменении границ, утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов, обоснование изменения границ, согласованное субъектами РФ, и карта местности. Эти документы направляются Председателем Совета Федерации в Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике для подготовки заключения. Оно рассматривается на заседании Совета Федерации, который большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает постановление об утверждении новых границ. Однако остается неурегулированным в правовом отношении вопрос: как быть, если Совет Федерации не согласится с мнением субъектов РФ и не утвердит их соглашение об изменении границы.
Б. Статья 102 Конституции, устанавливая предметы ведения Совета Федерации, относит к ним утверждение указа Президента РФ о введении военного положения. Таким образом, данное полномочие относится к исключительному ведению Совета Федерации. Президент в случае агрессии против Российской Федерации, непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях. Конституционной обязанностью Президента является незамедлительное сообщение об этом Государственной Думе и Совету Федерации. Если сообщение в Государственную Думу носит уведомительный характер, то Совет Федерации утверждает введение военного положения Президентом.
Вопрос об утверждении указа о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа. В случае если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее указанного срока. Решение об утверждении указа Президента о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.
В случае если данный указ Совет Федерации не утвердил, такое решение также оформляется постановлением Совета Федерации. Указ Президента о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после принятия такого решения, о чем население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении такого положения.
В. Введение чрезвычайного положения — временная мера, применяемая исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ. Целью введения является устранение обстоятельств, послуживших основанием для него. Полномочие по его введению принадлежит Президенту с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Сообщение в Государственную Думу носит в основном уведомительный характер. Совет Федерации, согласно Конституции, утверждает указ Президента о введении чрезвычайного положения. Порядок такого утверждения установлен Законом о ЧП.
После объявления указа Президента о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации в максимально возможно короткие сроки без специального вызова обязаны прибыть к месту заседания. Вопрос об утверждении такого указа Президента рассматривается Советом Федерации в качестве первоочередного. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа, рассматривает вопрос о его утверждении и принимает соответствующее постановление. Рассматривая этот вопрос, Совет Федерации проверяет обоснованность принятия указа о чрезвычайном положении.
Если Совет Федерации не принял такой указ, то последний утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем оповещается население. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории, не может превышать 30 суток, а вводимого в отдельных местностях — 60 суток.
При введении чрезвычайного положения Совет Федерации и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.
[…]