- Новостройка

Форма государства в кувейте

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Форма государства в кувейте». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

Форму государства, что отражается и в определении, характеризуют три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политический режим; таким образом, это синтетическое понятие, состоящее из отдельных частей. Конструирование категории «форма государства» – попытка с различных сторон и в то же время комплексно рассмотреть организацию и функционирование государства, и прежде всего – формирование и деятельность его высших органов.

В связи с общим пониманием категории «форма государства» возникает немало проблем, к их рассмотрению мы вернемся позже, после характеристики составляющих формы государства в традиционном отечественном понимании: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

43. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Форма правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением.

Различают две основные формы правления – монархическую и республиканскую.

Монархия (в переводе с греческого – единовластие) – такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту власть, как правило, по наследству.

Монархическая форма правления весьма разнообразна, причем настолько, что из каждого из указанных признаков можно найти исключения. В силу этого ряд монархических государств не вполне соответствуют предложенному определению. Рассмотрим подробнее основные черты монархий.

Вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку – монарху. Это означает, что от монарха зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса; монарх принимает решения от своего имени; может образовать или упразднить любые органы, назначить любое лицо на любую должность и т.д. Юридических ограничений для полномочий монарха нет, и это наиболее последовательный для данной формы правления вариант. Однако власть монарха может ограничиваться, и очень существенно, иными, в первую очередь представительными, органами государства, конституцией. За монархом вообще могут оставаться лишь символические полномочия. Такие монархии называются ограниченными, о них речь пойдет ниже.

  • Čeština
  • Deutsch
  • Español
  • Français
  • Italiano
  • Nederlands
  • Polski
  • Português
  • Türkçe
  • Norsk
  • Svenska
  • Dansk
  • Suomen kieli
  • Magyar
  • Română
    • Previous article
    • Next article

    Кувейт Государство Кувейт

    Amin S. H. Middle East Systems Legal. Glasgow, 1985. P.269-282.

    and Background Sources: Amin. Legal System of Glasgow. Kuwait, 1991.

    Redden K.R. Kuwait // Modern Systems Legal Cyclopedia. Vol. 5. Buffalo, 1990.

    The I. A. Huneidi Legal Aspects of Doing Business in International // Kuwait Company and Commercial Law Vol. Review. 2. Issue 12. December 1991.

    Для понимания различий между двумя существующими формами правления важно различать понятия «источник власти» и «носитель власти».

    Источник власти — это организация, которая имеет право управлять государством, выбирая носителя власти и контролируя его. Носитель власти — это институт, который на практике занимается государственным управлением. Форма правления определяет источник и носителя власти в государстве.

    В монархиях источником власти чаще является монарх. Он передаёт власть носителю — себе или выборным органам власти. Редко, но источником власти в монархии могут быть несколько человек (Андорра, Свазиленд). В монархической форме правления обычно выделяют 3 типа:

    • абсолютная монархия. Монарх является как источником, так и носителем власти. Все институты власти ответственны перед ним, а то и напрямую подчиняются ему, они чаще наделены лишь совещательными и исполнительскими полномочиями. Абсолютная монархия сохранилась в странах Персидского залива (их шесть: Бруней, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ), богатых нефтью, где население зажиточно и поэтому его не заботит отсутствие политических прав и свобод;
    • дуалистическая монархия (Марокко, Тонга, Иордания). Монарх выполняет функцию носителя власти, передаёт себе функции главы исполнительной власти, другую часть правления перекладывает на выборные органы — парламент, являющийся законодательным органом;
    • ограниченная монархия (Швеция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Дания, Япония, Испания). Монарх остаётся формально источником власти («царствует, но не правит»), реальную власть он передаёт выборным органам — парламенту. Роль монарха в этих странах преимущественно представительно-церемониальная. Часто этот тип называют конституционной монархией, из которого можно сделать неверный вывод, что это такие монархии, у которых есть конституция. На самом деле у Великобритании нет конституции, а в Саудовской Аравии и Кувейта она есть и закрепляет абсолютную власть монарха.

    Образуют особую группу и могут быть как республиками, так и монархиями. Одни учёные считают теократию особой формой правления, другие видят в ней подтип абсолютной монархии. При теократии главой государства является глава церковной власти. Бесспорной теократией является абсолютная монархия Ватикан. Современный Иран причисляют к республикам-теократиям. При формальном подходе теократиями можно считать Великобританию, Швецию, Норвегию и Данию, так как там глава государства является и главой церкви.

    Форму государственного правления нужно отличать от титула государства. Особенно интересны титулы монархий, в них иногда отражается не только форма правления, но и историческое название титула монарха. Сегодня эти титулы формальны, а в прошлом они давали представление о положении государства в иерархии монархий. При анализе названия монархического государства необходимо быть внимательным с его переводом. Так, принцество (principality) на русский язык обычно переводится как княжество, а маликство — как королевство.

    Титул императора сохранился только у японского монарха. Помимо типичных для Европы королевств с эпохи феодальной раздробленности на политической карте сохранялись и суверенные образования формально иерархически более низкого уровня — принцества, герцогства, княжества и графства. Некоторые из них (Лихтенштейн, Монако, Люксембург) сохранились до сих пор. Формально называет себя принцеством и Андорра, однако в данном случае это название говорит не о внутренней структуре, а о внешней зависимости страны (кондоминиумной Франции и Испании).

    Западноевропейская система титулов сопоставима с арабо-мусульманской, только если в Европе отправным стал титул Римской империи, то на Ближнем Востоке таким был статус Арабского халифата. После формирования Османской империи её лидеры переняли титул главы старого образования, и турецкое государство было халифатом до XX в. С тех пор единый халифат остаётся лишь мечтой некоторых мусульман. Возникшие в частях арабского и османского халифатов, мусульманские королевства носят титул маликств (Бахрейн, Иордания, Саудовская Аравия, Марокко). Как и в Европе, в мусульманском мире были феодальные образования субнационального уровня — султанаты, эмираты и шейхства. Некоторые из них получили суверенитет и сохраняются на современной политической карте мира либо в качестве отдельных государств (султанаты Бруней и Оман, эмираты Катар и Кувейт), либо в составе союзных федераций (султанаты Малайзии, эмираты ОАЭ).

    Еще один титул имперского уровня, сохранявшийся до недавнего прошлого — шахиншахство — был до исламской революции 1978—1979 гг. в Иране. Он восходит к эпохе древнеперсидского государства и равнозначен титулу падишахства, который носило Могольское государство в Индии до британской колонизации. В составе государств с персидской системой были также феодальные образования субнационального уровня — сатрапии, шахства, эялеты и др., но до наших дней суверенные образования с такими титулами не сохранились. В прошлом остались также русско-славянская (Великое княжество Киевское, Болгарское царство) и тюркско-монгольская системы (Хазарский каганат, Золотая Орда или Улус Джучи, Хивинское ханство, Казахские жузы).

    Титулы республик не отличаются такой пестротой, однако и они иногда отражают политическую эволюцию государства, чаще всего его идеологическую ориентацию. Можно выделить следующие повторяющиеся расширительные названия республик:

    • демократическая республика (Конго, Восточный Тимор, Непал, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланка, Западная Сахара);
    • народная (или социалистическая) республика (Китай, Вьетнам);
    • народно-демократическая республика (КНДР в Северной Корее, ЛНДР в Лаосе, АНДР в Алжире);
    • федеративная республика (Бразилия, Германия, Нигерия, Эфиопия);
    • исламская республика (Афганистан, Мавритания, Пакистан, Иран).

    Существовали попытки предложить альтернативный монархическому или республиканскому титул государства. Так, Ливия времен М. Каддафи именовалась джамахирией, а Гайана называется Кооперативной Республикой. В обоих случаях такие титулы должны подчеркнуть реализацию в политических системах этих стран альтернативной модели государственного устройства.

    курсовая работа по ТГП «формы правления»

    Виды монархий Основные черты
    Абсолютная (неограниченная) монархия Все ветви власти – судебная, законодательная и исполнительная находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
    Теократическая монархия Абсолютная светская сливается с абсолютной религиозной властью, и они находятся в руках одного человека. Переход власти от одного лица к другому происходит путем выбора наследника в узком кругу уполномоченных представителей, либо божественным знамением. В наши дни данный вид правления существует в Ватикане и Тибете.
    Ограниченная монархия Власть монарха ограниченна Конституцией или иным высшим законом страны, либо власть распределена между монархом и другими органами государственной власти. Встречается ограниченная монархия двух видов: Конституционная и сословно – представительная.
    Сословно – представительная монархия Власть принадлежит монарху. Но при представителе верховной власти активно функционирует совещательный орган из представителей определенных сословий, который в зависимости от личностных качеств правителя, может оказывать давление на принятие тех или иных решений. Наиболее яркими вариантами такого органа можно назвать Земский Собор в России и Кортесы в Испании.
    Конституционная монархия Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на Дуалистическую и Парламентскую.
    Дуалистическая монархия Монарх стоит во главе исполнительной власти, а так же может частично влиять на судебные решения и законотворчество. Обычно параллельно с монархией в государстве существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
    Парламентская монархия Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (Парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Монарх при формировании данный ветвей имеет номинальное значение. Иногда, монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.
    Дуалистическая монархия Монарх стоит во главе исполнительной власти, а так же может частично влиять на судебные решения и законотворчество. Обычно параллельно с монархией в государстве существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.

    В мировой истории нового и новейшего времени известны случаи, когда глава государства в стране с республиканской формой правления по тем или иным причинам провозглашался пожизненным правителем. Такие случаи имели место в период правления И. Б. Тито (1953-1980) в Югославии, Ким Ир Сена (1948-1994) в КНДР, X. Бургибы (1959-1987) в Тунисе, X. К. Банды (1964-1994) в Малави, Ж. Б. Бокассы (1966-1979) в Центрально-Африканской Республике (ЦАР), С. Ниязова (1991-2006) в Туркменистане.

    Большинство отечественных и зарубежных специалистов по конституционному праву считают, что в этом случае форма государственного правления не меняется. Страна как была, так и остается республикой.

    Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Сам факт провозглашения президента республики пожизненным главой государства придает форме правления такие квалифицирующие признаки монархии, как наследственный характер передачи власти, неограниченный срок полномочий, обладание официальным титулом, невозможность привлечения президента к юридической ответственности, отрешения законным путем от должности.

    В Северной Корее утвердилась система передачи власти, которую впервые в мировой практике ввел в России император Петр Великий. Ее суть заключается в том, что царствующий в стране самодержец назначает по собственному усмотрению наследника престола. По сходной модели первый Президент КНДР Ким Ир Сен назначил перед смертью правопреемником на посту главы государства своего сына Ким Чен Ира. Впоследствии Ким Чен Ир передал согласно принятой традиции высшую власть в стране Ким Чен Ыну, младшему сыну, поскольку старший страдает наркотической зависимостью и ведет разгульный образ жизни. Тем самым форма государственного правления КНДР приобрела ярко выраженные черты наследственной монархии.

    Иногда институт пожизненного президентства может послужить фактическим основанием для провозглашения в стране монархии. Так. например, пожизненный Президент Центрально- Африканской Республики Ж. Б. Бокасса самостоятельно объявил себя императором, а граждан страны своими подданными. Принятая вскоре Конституция ЦАР 1976 г. нормативно оформила преобразование республики в парламентскую монархию и закрепила правовой статус императора Бокассы I, предоставив ему конституционные и личные прерогативы монарха.

    Официальное провозглашение президента республики пожизненным главой государства по существу означает, что срок его полномочий не ограничен конституционными нормами. Типичной в этом отношении была Конституция Югославии 1963 г., установившая, что «Президент Республики избирается на четырехлетний срок и может быть избран подряд еще на один избирательный срок. Для выбора на пост Президента Республики нет ограничения для Иосипа Броз Тито» (ст. 220).

    По Конституции Югославии 1963 г. И. Б. Тито мог переизбираться на должность Президента Республики неограниченное количество раз, что в условиях безальтернативных выборов обеспечивало ему пожизненное пребывание у власти. Вместе с тем в других странах с пожизненными главами государств выборы президента вообще не проводились. Тем самым срок полномочий главы государства становился в соответствии с национальной конституцией неограниченным, что является существенным признаком монархии.

    В странах с пожизненными президентами уже давно стало практикой наделять главу государства с помощью официальных средств массовой информации различными почетными титулами. Иногда в целях увековечения памяти национальных лидеров их прижизненные титулы закрепляют конституционными нормами. Так, в ныне действующей Конституции КНДР первый глава государства, родоначальник правящей в настоящее время династии Ким Ир Сен не только величается «гением идей, теории и практики руководства, всепобеждающим, стальным полководцем, великим революционером», но и провозглашается «вечным президентом» Северной Кореи.

    Получивший в свое время от отца верховную власть в КНДР Ким Чен Ир именуется северокорейской пропагандой не иначе как «великий полководец, рожденный небом», «любимый руководитель корейского народа». Едва вступивший в наследственную должность главы государства КНДР Ким Чен Ын сразу был наделен почетным титулом «верный последователь». Президент Туниса X. Бургиба, как известно, носил титул «отец арабской нации», Президент Малави X. К. Банда — «гарант демократии и процветания народа».

    Воспроизведенные здесь титулы, безусловно, отличаются от титулов глав государств в странах с монархической формой правления. Они, скорее всего, свидетельствуют о сформировавшемся культе личности у каждого из пожизненных президентов. Однако в Туркменистане пожизненному Президенту Республики С. Ниязову был присвоен официальный титул «Туркменбаши» Меджлисом (парламентом) страны, что сближает его вплоть до полного совпадения с титулом монарха.

    В учебной и научной литературе по конституционному праву высказывается мнение, что пожизненное президентство не является случаем выборной монархии. Хотя глава государства и занимает свой пост пожизненно, но он формально несет политическую ответственность перед парламентом, своей партией, народом.

    Промежуточное положение между унитарным государством и федерацией занимает регионалистское государство. Его характерная особенность заключается в том, что в нем все административно-территориальные единицы высшего уровня (регионы) наделяются конституционным статусом законодательной автономии. В этой связи оно утрачивает качественные признаки унитарного государства, поскольку регионы обретают большую степень самостоятельности в обеспечении экономического, социального и культурного развития своей территории, защите ее самобытности. Вместе с тем, регионалистское государство не превращается и в федерацию, так как характер взаимоотношений центральных органов власти с органами власти регионов остается таким же, как и в унитарном государстве. В областях и сферах государственного управления они складываются в большинстве случаев на принципах власти и подчинения.

    Сказанное дает возможность сформулировать определение регионалистского государства. Оно представляет собой государство, территория которого разделена на крупные регионы, обладающие законодательной автономией, установленной конституцией страны или специальными законами. Как полагают испанские конституционалисты, его можно с полным основанием называть «государством автономий».

    В политико-правовой литературе выделяют характерные признаки регионалистского государства. Оно складывается в результате децентрализации власти унитарного государства, когда большая часть его предметов ведения и полномочий передается на региональный уровень. Территориальную основу государства составляют регионы, каждый из которых отличается общностью исторических, природно-географических, экономических, национальных и культурных условий. В силу этих причин все регионы не могут наделяться на конституционном уровне равным статусом, что объективно предопределяет асимметричность регионалистских государств, различную степень автономии регионов. Тем не менее, государство признает самостоятельность регионов в политической и законодательной сферах, гарантирует равное право на самоорганизацию.

    В конституции и специальных законах проводится разграничение предметов ведения и полномочий между государством и регионами с закреплением остаточной компетенции за центральной властью. Однако регионы, как правило, не имеют права участвовать в осуществлении государственных полномочий. Только в рамках своей компетенции они могут принимать нормативные правовые акты в форме законов, осуществлять государственное управление подведомственными объектами.

    В соответствии с конституцией государства регионы самостоятельно формируют органы законодательной и исполнительной власти. Но на их деятельность распространяется не только конституционный и финансовый контроль центральных органов власти, но и административный, что является весьма характерным для всех регионалистских государств.

    Классическим примером регионалистского государства является Италия. Согласно Конституции политико-территориальная организация Италии базируется на двух принципах — местной автономии и широкой административной децентрализации в рамках единой и неделимой республики (ст. 5). Она предоставляет автономию всем территориальным коллективам, однако в наибольшей степени ею наделяются области, обладающие правовым статусом региона. В отличие от провинций и коммун области создаются как автономные образования с собственными полномочиями и функциями (ст. 115).

    Конституция Италии подразделяет все области на две группы: области с общим статусом и области со специальным статусом. К первой группе относятся пятнадцать областей страны, статус которых урегулирован нормами Конституции Италии и отраслевых законов, общими для всех областей (ст. 115, 117-131). Правовой статус остальных пяти областей Италии, входящих во вторую группу регионов, регулируется специальными статутами, которые устанавливаются конституционными законами Республики (ст. 116). Это объясняется тем, что они имеют особые формы и условия территориальной автономии, объективно обусловленные национальным составом населения (Трентино-Альто Адидже и Валле д’Аоста), природногеографическим, островным положением (Сицилия и Сардиния), традиционно существующей системой привилегий (Фриули-Венеция-Джулия). Кроме того, особые формы и условия автономии могут предоставляться областям Италии, не перечисленным в Конституции в качестве областей специального статуса, на основании закона Республики, принимаемого по инициативе заинтересованной области и с учетом мнения муниципалитетов.

    Конституция Италии проводит разграничение предметов ведения и полномочий между государством и областями по схеме, принятой в большинстве современных федераций. Она закрепляет предметы ведения и полномочия исключительной компетенции государства, конкурирующей компетенции государства и областей, а также предметы ведения и полномочия, отнесенные к остаточной компетенции областей. В пределах своей компетенции области могут принимать нормативные правовые акты в форме законов и осуществлять административные функции (ст. 117— 119).

    Под политическим режимом понимается сложившийся в обществе порядок осуществления власти национальной элиты, сочетающий определенные методы, способы, приемы и средства воздействия на отношения между людьми. Власть осуществляется методами убеждения и принуждения, способами господства и влияния, диктаторскими и демократическими приемами, с помощью различных материальных средств, включая армию и полицию, сеть концлагерей.

    Специфика политического режима заключается в том, что он определяет функциональные связи между обществом, государством и личностью. Она раскрывается во внешних признаках политического режима, в числе которых обычно называют:

    • состав национальной элиты, осуществляющей политическую власть;
    • легитимность политического режима;
    • экономическую основу политической власти;
    • характер национальной идеологии и способы ее выражения;
    • соотношение различных социальных норм в системе регулирования властеотношений;
    • юридическую и фактическую роль конституции и закона в иерархии нормативных правовых актов;
    • единство или разделение политической власти;
    • юридическую и фактическую роль политических институтов в государстве;
    • степень участи граждан в осуществлении политической власти;
    • реальный объем прав и свобод человека, личности и гражданина, а также наличие их гарантий;
    • степень независимости суда;
    • учет интересов меньшинств при принятии политических решений;
    • положение средств массовой информации и прозрачности в деятельности органов государственной и муниципальной власти;
    • наличие реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц страны, включая формальных лидеров национальной элиты;
    • доминирование определенных методов, способов приемов и средств в механизме осуществления политической власти.

    По сущности политические режимы классифицируются на демократические, тоталитарные и авторитарные. Однако определить их видовую принадлежность на основе анализа норм конституций современных государств исключительно трудно, поскольку политические соображения правящей элиты зачастую приводят как к стремлению выдать желаемое за действительное, так и к попыткам умолчать о существующем режиме, закамуфлировать его суть. Даже в конституциях тоталитарных государств понятие режим употребляется не иначе как с прилагательным «демократический».

    Все демократические режимы характеризуются общностью родовых признаков. В конституциях демократических стран нормативно оформляется правовое состояние народовластия, закрепляется разветвленная система прав и свобод человека и гражданина, возводятся в ранг закона институты представительной и непосредственной демократии, устанавливается режим законности. При режиме демократии граждане и их объединения в условиях свободной конкуренции принимают участие в формировании и осуществлении государственной власти, в контроле за ее функционированием. Тем самым обеспечивается правление большинства политически активных граждан при непременном условии соблюдения и охраны прав и законных интересов меньшинства.

    Однако демократические режимы неоднородны по своему составу. В их числе выделяются следующие режимы: либерально-демократический, социально-демократический, национально-демократический и клерикально-демократический.

    1. Либерально-демократический режим. Он утвердился практически во всех высокоразвитых странах Западной Европы, Северной Америке, Японии, Австралии. В этих странах политическую элиту’ составляют в основном представители среднего класса, ставшие в условиях многопартийной системы формальными и неформальными лидерами, как в гражданском обществе, так и демократическом государстве.

    Легитимность установления и развития либерально-демократического режима признается и периодически подтверждается в результате свободных выборов, всенародного референдума, легальной системы престолонаследия. Конституции и отраслевые законы регулируют порядок подготовки и проведения выборов представительных органов государственной власти и должностных лиц, всенародного референдума, замещения вакантного престола в монархических государствах (ст. 4, 24 Конституции Нидерландов).

    Экономическую основу государственной власти в странах с либерально-демократическом режимом составляет частная собственность (ст. 16 Конституции Бельгии, ст. 14 Основного закона ФРГ, ст. 43 Конституции Ирландии). Государство освобождает производителей от своей опеки и прямо не вмешивается в экономическую жизнь людей, а лишь устанавливает справедливые и равные для всех правила игры. Оно же выступает и в качестве независимого арбитра при разрешении между ними споров.

    Формы правления государств мира

    Монархия (от греч. monarhia — единовластие, единодержавие) — это форма правления государством, при которой верховная власть осуществляется единолично (или практически единолично) и переходит, как правило, по наследству. Не случайно король Франции Людовик XIV (1643 — 1715 гг.) позволил себе ставшее затем крылатым афоризмом следующее выражение: «Государство — это я».

    Как государственный институт монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она уже стала основной формой государственного правления в разных обществах и в разные времена. Самой древней в мире монархической династией считается японская.

    Согласно официально канонизированной в стране легенде свою родословную она ведет от богини солнца Аматерасу. Ее основателем считается прямой потомок богини император Дзимму, взошедший на престол 11 февраля 660 г. до нашей эры. Он следующим образом определил божественное предназначение Страны восходящего солнца: «собрать восемь углов мира под одной крышей». Сейчас 11 февраля в Японии считается государственным праздником и отмечается как день основания государства. За все время существования японской монархической династии на посту императора сменилось 125 человек.

    В последующем под влиянием особенностей внутренних и внешних факторов многие государства, используя различные способы перехода от одного типа государства к другому, посчитали необходимым избрать иные формы государственного правления. Из существующих ныне 220 государств мира (из них только 191 являются членами ООН) на сегодняшний день в 28 сохранена монархическая форма правления.

    Основными признаками классической монархической формы управления являются:

    • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах, эмир, раджи, султан, фараон);
    • наследственный порядок преемственности верховной власти;
    • юридическая безответственность монарха (невозможность применения к нему процесса импичмента). Впрочем, история подавляющего большинства государств знает многочисленные примеры «удачных» заговоров против них и революционных ситуаций. Достаточно вспомнить судьбу некоторых российских царей (Павел I, Александр II, Николай II…).

    В то же время возможны и отходы от установившихся классических канонов. Например, институт монархии в Камбодже отличается от того, который существует в Европе. Королевская власть не является наследственной в обязательном порядке. Также как и в Европе, его правовой статус в большей степени носит церемониальный характер. Трон короля не переходит к старшему наследнику. Новый монарх назначается девятью членами тронного совета. В октябре 2004 г. находившийся у власти более 60 лет король Камбоджи Нородом Сианук со ссылкой на состояние здоровья добровольно оставил трон. Его властные полномочия не по наследству (старший сын), а в результате назначения получил один из его сыновей — Нородом Сиамони.

    Насчитывается несколько основных разновидностей республиканской формы правления: парламентская и президентская.

    Парламентская республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

    В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается у власти до тех пор, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

    Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентских республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства также разделяется представителями членов федерации. В Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентской республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права. Это характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

    Глава государства в парламентской республике обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

    Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную, исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентской республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

    Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

    Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая: реально обеспечивает демократизм общественной жизни; свободу личности; создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентским республикам можно отнести ФРГ, Италию (по Конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

    Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

    Наиболее характерные черты президентской республики:

    • внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства;
    • ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
    • более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.

    Классической президентской республикой считаются Соединенные Штаты Америки. В конституции США определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — президенту (должность премьер-министра в структуре государственного аппарата США не предусмотрена), а судебная — Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) — через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих к его партии.

    Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента с 1991 г. установлен в России.

    Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства.

    В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные. Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов. Например, все государства мира с многочисленным и многонациональным составом населения, а также большими территориями являются федерациями.

    Нередко федеративное государство практически является унитарным. В основе такого несоответствия чаще всего лежит политический фактор. Посредством присвоения себе ряда важнейших полномочий федеральными органами государственной власти и, в первую очередь экономических, фактически федерация превращается в унитарное государство.

    Унитарные государства:

    • одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;
    • одна конституция, финансовая, налоговая и законодательные системы, единые вооруженные силы;
    • наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.

    Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

    В зависимости от вида контроля различают централизованные или децентрализованные унитарные государства. В некоторых унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одним или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство, получившее название «регионалистское» (Италия, Китай, Испания, Никарагуа), характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений.

    Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических, религиозных). Например, в Греции имеет статус автономного образования остров Афон. Именно там находится одна из святынь христианства — святая гора Афон. На его территории расположены 20 мужских православных христианских монастырей. Фактически это монашеская республика в составе светского государства со своими органами управления и своими строгими порядками. На острове запрещены развлекательные атрибуты светской жизни (рестораны, казино, ночные клубы…). Запрещается посещать остров женщинам, даже имеющим статус монахинь. Весьма строгие требования к одежде (запрещается носить шорты).

    Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. В унитарном государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы.

    Унитаризм по сравнению с дроблением территории на уделы, княжества, — явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.

    Федеративные государства:

    • две системы высших органов власти — федеральное и субъектов федерации;
    • территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов (штатов, республик, земель). В то же время территории всех субъектов составляют единую территорию страны;
    • граждане субъектов федерации одновременно являются гражданами всей страны;
    • федерация имеет единые вооруженные силы, финансовую, налоговую и денежную системы;
    • субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования;
    • основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

    По нашему мнению, В.Ф. Калина достаточно обоснованно предложил считать исходными принципами федерализма следующие.

    В ряде государств достаточно эффективно функционируют нетипичные формы правления. В них соединяются черты республики и монархии (Малайзия), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия).

    В развитых странах, а иногда и в развивающихся государствах на основе демократизации политических режимов практически утратились различия между монархией и республикой. По своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии. В смешанных и «гибридных» формах правления утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам.

    Такие модификации форм обусловлены несколькими причинами. Во-первых, практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не только и, может быть, не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов. Эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают концентрацию власти в руках какого-либо одного органа. Более важным является установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Отсутствие этого, как свидетельствует опыт противоборства законодательной и исполнительной власти в России (а отчасти и внутри исполнительной власти), ведет к кризису всей политической системы.

    Создание смешанных и «гибридных» форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, что создает известную неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами. Например, превалирует долговременная тенденция значительного усиления власти премьер-министра, который из первого среди равных превращается по существу в хозяина правительства в условиях парламентарной формы правления: сам назначает и смещает министров без утверждения парламента. Роль правительства как коллегиального органа вытесняется единоличной властью премьер-министра.

    Во-вторых, «чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Парламентарной же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства (а оно нередко достигается путем коалиций различных политических партий), то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. За полсотни послевоенных лет в парламентарной республике Италии сменилось более полусотни кабинетов министров. Средняя продолжительность их существования была менее года. Включение элементов президентской республики в парламентарную, а парламентаризма — в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки «чистых» форм.

    В-третьих, возникновение смешанных, «гибридных» форм связано с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием гуманистических идей и институтов. Под влиянием таких идей в эмиратах Персидского залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ, в 1992 г. в Саудовской Аравии — государстве, наиболее упорно сопротивлявшемся идеям конституционализма) приняты конституции. Правда, они остаются лишь внешней оболочкой абсолютистского по существу государства, ибо даже там, где они не приостановлены, а парламенты не распущены (в Кувейте, например, проводятся выборы), основные законы провозглашают, что вся власть исходит от монарха, парламент фактически и даже юридически (Катар, ОАЭ и др.) в соответствии с концепцией ислама аш-шура является лишь консультативным учреждением.

    Наконец, изменения в форме правления, появление «гибридных» черт связаны с давлением и борьбой прогрессивных сил. Примерами могут служить появление новой конституции Непала 1990 г. и фактическое изменение формы правления в Иордании в связи с королевскими прокламациями в 90-х годах при сохранении прежней власти одного и того же монарха.

    Модификационные процессы развиваются и в России. Их отражает новая Конституция страны. Она предусматривает создание скорее полупрезидентской, нежели полупарламентской республики с явно выраженным (прямым или скрытым) доминирующим положением Президента в структуре органов государственной власти. В этой смешанной форме учтены позитивные стороны обеих традиционных форм. Путем применения института двойной ответственности (перед Государственной Думой и Президентом), усложнения процедур вотума недоверия преодолеваются негативные стороны как президентской власти, так и для формирования стабильной и сильной демократической власти, что особенно необходимо в современных условиях России.

    Исторический аспект развития федеральных отношений в России предполагает выделение трех основных периодов.

    1. Создание основ социалистического федерализма (1918 — 1936 гг.). На протяжении тысячелетней истории Россия существовала и развивалась как унитарное государство. Считается, что оснований для цивилизованного федерализма в стране до 1917 г. не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские. Поэтому здесь могла сложиться только федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами. Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Устанавливалось новое государственное устройство на всей территории бывшей Российской империи. Начался хаотический, здесь уместен даже термин — революционный, процесс создания автономий (республик и областей) по национальному или географическому признаку, продолжавшийся до принятия в 1925 г. новой Конституции РСФСР. Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации.

    2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937 — 1985 гг.). Ко времени принятия Конституции СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы). Края и области субъектами Федерации не признавались. Но и конституционные положения не являлись гарантом от производимых репрессий. В годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.) были депортированы немцы Поволжья, калмыки и карачаевцы, чеченцы, ингуши и балкарцы; были принудительно выселены крымские татары, турки-месхетинцы, корейцы, греки, курды. Лишь в 1991 г. Законом РСФСР о реабилитации репрессированных народов эти акции были объявлены преступными, а народы реабилитированы.

    3. Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г. Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Неумение властей найти адекватные политические решения на этот вызов времени в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.), где были сильны сепаратистские направления, звучали требования выхода из состава РСФСР. Система государственного управления (вертикаль власти) практически не действовала. Государственный режим представлял собой смесь анархии и олигархии с отдельными, выгодными кому угодно, но только не государству демократическими «вкраплениями». Единое правовое пространство практически отсутствовало. На всех управленческих уровнях власти процветали кумовство, профессиональная некомпетентность и безответственность. Не было нормальной партийно-политической системы, являющейся обязательным атрибутом любого демократического государства.

    В этих сложных условиях, создавших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Федерации. Главное заключалось в том, что он разграничил предметы ведения федеральных органов власти и органов субъектов Федерации.

    Федеративное государство определяется как союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

    Основы конституционного строя в области государственного устройства Российской Федерации закреплены в статье 5 Конституции:

    1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

    2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

    3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

    Российская Федерация по состоянию на ноябрь 2005 г. состояла из 89 субъектов, а именно из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов (девять из них входят в состав краев и областей, а чукотский — непосредственно в состав Российской Федерации). Сейчас Россия является мировым лидером среди государств с федеративным устройством по количеству субъектов федерации.

    Формы правления государства: Монархия и Республика

    Формы политического (государственного) режима — это совокупность способов и методов осуществления политической власти государством. Они подразделяются на два основных, которые по своим содержательным характеристикам являются противоположными друг другу: демократические и недемократические. Польский политолог Е. Вятр под политическим режимом предлагает понимать «систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы на практике».

    Тип политического режима определяется соотношением действующих в государстве политических сил и отражает объективную характеристику сущности политической власти. Стабильный политический режим существует только в тех странах, где в силу различных обстоятельств сложился устойчивый баланс политических сил и среди них достигнуто национальное согласие.

    Возникновение демократического политического режима в государстве обусловливается рядом предпосылок. Основными из них являются политические, а именно:

    Реальное разделение политической власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;

    • легитимный характер политической власти и законность ее действий;
    • отсутствие единой, обязательной для всех членов общества официальной идеологии;
    • наличие признаваемых государством возможностей для создания политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;
    • запрет на официальное признание на законодательном уровне за одной из политических партий права на руководящую роль в государстве (наличие реального политического плюрализма);
    • роль и место политических партий в обществе должно определяться «привлекательностью» их политических платформ и практическими действиями, отражающими степень заинтересованности населения;
    • наличие и признание роли оппозиции как реальной альтернативной силы правящему большинству;
    • оказавшиеся в меньшинстве оппозиционные силы не должны нести ответственности (политической, правовой, экономической, моральной и иной) за последствия официально проводимой государством политики;
    • наличие у населения реальных возможностей для реализации провозглашаемых конституцией прав и свобод, позволяющих им осуществлять свое суверенное право на самореализацию.

    Для демократического режима характерно:

    • свобода экономической деятельности;
    • гарантированность личных прав и свобод;
    • возможность реального влияния населения на характер государственной деятельности;
    • защищенность личности от произвола и беззакония;
    • максимальный учет интересов меньшинства, индивидуальных и национальных особенностей населения;
    • демократические методы государственного властвования, позволяющие преодолевать социальные противоречия в обществе;
    • плюрализм во взаимодействии с другими элементами политической системы;
    • правовой характер деятельности всех государственных органов.

    Демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества; временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства); а в некоторых исторических условиях ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, создает условия для существования экстремистских сил.

    История знает различные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти.

    Античная демократия — политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении рабов всех прав, как говорящего орудия. Такой режим называется аристократическим (aristokratia — власть лучших в смысле знати). Близким ему является олигархический политический режим (oligarchia — власть немногих), также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров. Разновидностью этого режима является финансовая олигархия.

    Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либеральный политический режим.

    В теории государства и права либеральными называются политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на наиболее демократических и гуманистических принципах.

    Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В соотношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью.

    1. Нарисуйте шар от руки.
    2. Нарисуйте три полосы, сверху зелёную, по середине белую, а внизу красную.
    3. Нарисуйте слева чёрную трапецию.
    4. Нарисуйте и глаза и тени.
    5. (Это не обязательно). Нарисуйте арабскую «шапку»

    Форма правления – конституционная монархия.
    Глава государства – эмир (титул правителя).
    Глава правительства – премьер-министр.
    Столица – Эль-Кувейт.
    Крупнейший город – Эль-Кувейт.
    Официальный язык – арабский. Распространён английский.
    Территория – 17 818 км².
    Население – 2 646,314 чел. Арабы-кувейтцы составляют 45%, остальные жители страны – выходцы из других арабских стран (35 %), Пакистана и Индии, Ирана и других стран.
    Валюта – кувейтский динар.
    Экономика – страна является крупным экспортёром нефти. Развиты производство стройматериалов, удобрений, пищевая промышленность. Осуществляется опреснение морской воды, по которому Кувейт является лидером. Важную часть экспорта страны составляют удобрения. Также развита добыча жемчуга.
    Кувейт развивает и другие отрасли промышленности, не связанные с нефтью.
    Для сельского хозяйства пригодны только 1% территорий. Развито скотоводство (до открытия нефтяных месторождений это было главным занятием).
    Экономика Кувейта сильно пострадала во время войны в Персидском заливе. В результате иракской оккупации значительная часть нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий была уничтожена.
    Экспорт – нефть и нефтепродукты, удобрения, креветки. Импорт – продовольствие, строительные материалы, машины, запчасти, готовая одежда.
    Спорт – самый популярный вид спорта – футбол. Кувейтцы участвуют в Олимпийских и Азиатских играх.
    Образование – бесплатное (от школьного до университетского). Школьное обучение обязательное. Детский сад (2 года), начальная школа (4 года), неполная средняя школа (4 года), полная средняя школа (4 года). На базе неполной средней школы построены программы специализированных колледжей – технических, коммерческих, медицинских, педагогических, духовных. Обучение девочек и мальчиков раздельное. В настоящее время умеют читать и писать примерно 79% взрослых.
    В 1966 г. был открыт Кувейтский университет, ставший крупнейшим учебным заведением в зоне Персидского залива.
    Административное деление – 6 провинций, которые делятся на районы.
    Климат – сухой, тропический.

    Религия — ислам.

    Лето здесь сухое, а зима влажная. Летом температура воздуха может достигать +50° в тени, часто поднимаются пыльные бури. На территории Кувейта нет постоянных водотоков и естественных источников пресной воды, грунтовые воды засолены. Издавна кувейтцы научились находить водоносные горизонты и ставить на них колодцы. Сейчас пресную воду получают путем промышленного опреснения морской воды.

    Форма государства в развивающихся странах.

    Кувейт был основан в XVIII в. группой кланов бедуинского племени Аназа, переселившейся к берегу Персидского залива из Неджда (предшественник Саудовской Аравии) и Катарского полуострова. Первое поселение Бану Халид было основано в 1762 г., во главе его встал первый эмир Кувейта Сабах I.
    Постепенно Бану Халид стал крупным портом, т.к. занимал выгодное положение на берегу гавани Персидского залива. Установились торговые связи с Алеппо, Багдадом и османскими городами. Экспортировался в основном жемчуг, лошади, специи и кофе.
    Кувейт быстро стал предметом спора между англичанами и турками. Формально он находился под управлением Османской империи, но его экономические связи были более развиты с соседними арабскими эмиратами.
    Эта неопределённость привела к османскому военному вторжению в Кувейт в 1871 г. Но оно провалилось, а эмир нашёл поддержку на стороне Британии. Но шейхство Кувейт превратилось в объект межгосударственной борьбы: Великобритания организовала в мае 1896 г. государственный переворот, во время которого шейх Мухаммед был убит, а к власти пришёл шейх Мубарак. В 1897 г. в Кувейте была размещена британская военно-морская база.

    По договору от 23 января 1899 г. между Кувейтом и Британией, контроль за внешней политикой и безопасностью Кувейта переходил к Великобритании. В обмен на это Британия обязалась содержать королевскую семью.
    27 октября 1913 г. шейх Мубарак подписал обязательство о предоставлении Великобритании монопольных прав на разработку нефти в Кувейте. В 1914 г. британское правительство подписало договор, по которому Кувейт считался «Независимым княжеством под британским протекторатом».
    В 1920 г. Кувейт вступил в пограничную войну с государством Саудитов (правящая королевская династия в Саудовской Аравии).
    В это время торговля жемчугом перестала приносить доход – это было связано с изобретением искусственного жемчуга. Кувейт стал одним из беднейших государств мира, а это ещё более усилило его зависимость от Британской короны.
    В день начала Второй мировой войны Британия разместила в Кувейте (и в Ираке) крупный воинский контингент. В августе 1041 г. британцы совместно с советскими войсками заняли Иран. Последние британские солдаты покинули территорию Кувейта в 1961 г.

    Кувейт стал независимым государством 19 июня 1961 г. А уже в 70-80-е гг. благодаря экспорту нефти он превратился в одно из богатейших государств мира, где уровень жизни был одним из самых высоких в мире.
    Война в Персидском заливе
    В 1980-х годах Кувейт поддержал Ирак в ирано-иракской войне. Но, несмотря на это, 2 августа 1990 г., вскоре после окончания войны с Ираном, Саддам Хусейн оккупировал эмират и 28 августа Кувейт был объявлен 19-й провинцией Ирака под названием «Аль-Саддамия».

    1. Теологическая теория – была предложена такими деятелями, как Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Д. Мерьсе. Согласно концепции, государство создано Божьей волей, власть представляется вечной и нерушимой.
    2. Патриархальная теория — предложена Аристотелем, Р. Филмером, Н.К. Михайловским. Государство – результат увеличения семьи, где глава страны представлен отцом-патриархом по отношению к народу, который обязан его уважать и слушать.
    3. Договорная теория — берёт своё начало в 17-18 вв., представители течения – Ж. –Ж. Руссо, Г. Гроций. Власть представлена народом, где государственные службы обязаны отчитываться перед людьми за использование ресурсов и полномочий. Государство – объединение граждан, где в основе лежит договор, в котором они передают государству долю своей свободы и власти, в свою очередь правительство обязуется выполнять обязательства перед народом.
    4. Теория насилия — берущая начало в 19 в., представителями которой являлись Е. Дюринг, Л. Гумплович. Государство основывается на военных и политических органах, которые берут под контроль и управляют захваченными территориями. Государство представлено не развитием общества, а навязанной силой.
    5. Органическая теория – основанная в 19 в. Г. Спенсером, Р. Вормсом, Г. Прейсом. Согласно концепции, государство представлено единым организмом, где каждая сфера подобная органам в человеческом теле, которые вместе создают организм. В природе с помощью естественного отбора остаются сильнейшие организмы, приспосабливающиеся к окружающей среде, так и государство приспосабливается к войнам и борьбе, в ходе которых складываются государства и правительство.
    6. Материалистическая теория – предложена К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным. Теория объясняет возникновение государства из-за потребности социальных и экономических благ (производство, разделение труда, частная собственность). Вследствие владения собственностью возникает государство и власть.
    7. Психологическая теория – предложена З. Фрейдом, Г. Тардом и Л.И. Петражицким. Согласно концепции, государство – результат психической деятельности человека, потребности в общении и подчинении.
    8. Патримониальная теория – концепция К. Галлера. Государство возникло как реакция на земельную собственность.
    9. Ирригационная теория – возникновение государства объясняется строительством гидравлических построек в аграрных типах общества, в результате чего увеличилось число чиновников, обеспечивающих пользование сооружений гражданам.
    • 1 История
      • 1.1 Бану Халид
      • 1.2 Британский протекторат
      • 1.3 Независимый Кувейт
    • 2 Государственное устройство
    • 3 Административное деление
    • 4 Географические данные
    • 5 Экономика
    • 6 Транспорт
    • 7 Население
    • 8 Культура
    • 9 См. также
    • 10 Литература
    • 11 Ссылки

    Кувейт был основан в XVIII веке группой кланов бедуинского племени Анаиза, переселившейся к берегу Персидского залива из Неджда (предшественник Саудовской Аравии) и Катарского полуострова. Отдельные кланы объединились в племя Бану Утуб. Название племени происходит от арабского атабу иля аш-шамаль («повернули на север»). Там они основали первое поселение Бану Халид южнее устья Тигра, во главе которого встал первый эмир Кувейта Сабах I.

    Занимая выгодное положение на берегу естественной гавани Персидского залива Бану Халид стал крупным портом. Были установлены торговые маршруты с Алеппо, Багдадом и османскими городами. Основными статьями экспорта стали жемчуг, лошади, специи и кофе. Торговля жемчугом регулировалась крупными купцами, среди которых была в том числе семья ас-Сабах.

    Вскоре Кувейт стал предметом спора между англичанами и турками. Формально Кувейт находился под управлением Османской империи, однако его экономические связи с соседними арабскими эмиратами были гораздо более развиты, чем с турецкими городами. Это привело к османскому военному вторжению в Кувейт в 1871. Вторжение провалилось, а эмир нашёл поддержку на стороне Британии. В 1897 в Кувейте была размещена британская военно-морская база, что вызвало протест со стороны Османской империи, однако на новое вторжение турки не решились.

    В 1899 между Кувейтом и Британией был заключен договор, согласно которому контроль за внешней политикой и безопасностью Кувейта переходил к Великобритании. В обмен на это Британия обязалась содержать королевскую семью. В 1911 эмир Кувейта Мубарак ас-Сабах резко повысил налоги на экспорт жемчуга, из-за чего большинство купцов стали торговать жемчугом, а затем и всем остальным, через порты Бахрейна. Это вызвало в стране экономический кризис, тогда Мубарак принес публичные извинения за «ошибочную экономическую политику» и вернул налоги на прежний уровень.

    19 июня 1961 Кувейт стал независимым государством. Свод законов был составлен приглашенным эмиром египетским юристом. В 1980-х, опасаясь «экспорта» исламской революции, Кувейт поддержал Ирак в Ирано-иракской войне.

    Несмотря на поддержку, оказанную Ираку Кувейтом, Саддам Хусейн вскоре после окончания войны с Ираном оккупировал и аннексировал эмират 2 августа 1990. Это привело к перебоям нефтяных поставок главному импортеру кувейтской нефти — США. Американцы создали международную коалицию и в ходе войны в Персидском заливе (январь — февраль 1991) освободили Кувейт. Отступая на север, иракские войска применяли тактику выжженной земли, поджигая все нефтяные вышки и взрывая нефтепроводы. Результатом этого стали колоссальные убытки, которые понес Кувейт в результате боевых действий (свыше 5 млрд долларов).

    Основная статья: География Кувейта

    Кувейт расположен на северо-востоке Аравийского полуострова и на островах Персидского залива — Бубиян, Файлака, Варба, Куббар, Кару, Умм-эль-Марадим и др.

    Большая часть территории покрыта пустынями. Ландшафт равнинный, местами холмистый, наивысшая точка 290 м над уровнем моря на крайнем западе страны.

    Основная статья: Экономика Кувейта

    Преимущества: производство нефти и газа. Большие иностранные инвестиции. Стабильная банковская система. Процветающая торговля.

    Слабые стороны: чрезмерная зависимость от нефти и газа. Отрицательные последствия иракского вторжения в 1991 г., отсюда долги перед западными «освободителями». Зависимость от иностранных специалистов, продовольствия и сырья. Затянувшаяся приватизация.

    УДК 342.511:342.36/38

    Селютина Е.Н.,

    зав. кафедрой «Теория и история государства и права» Орловского филиала РАНХиГС, кандидат юридических наук, доцент

    ПРАВОВОЕ ПОЛОжЕНИЕ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В МОНАРХИЧЕСКИХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ СТРАНАХ

    В статье рассмотрены, особенности правового статуса главы государства в странах с различными формами правления. Отмечается, что должность главы государства, как монарха (короля, султана и т.д.), так и президента, предполагает, исполнение сходных полномочий, зачастую наделяет, привилегиями и иммунитетами, носит, представительский характер. В то же время наиболее существенные различия, в статусе монарха и. президента связаны с порядком занятия, должности и. прекращения. полномочий, положением в системе разделения властей, а также с несением, юридической, ответственности.

    Ключевые слова: глава государства, монарх, президент, форма правления, смешанная республика, абсолютная монархия, ограниченная монархия.

    Глава государства является высшим должностным лицом. Во все времена глава государства олицетворял страну во внутренних и внешних делах, являлся символом государственности народа. Зачастую на главу государства возлагалась ответственность за все промахи и поражения, которые случались, но и славу достижений и побед тоже стяжал правитель.

    В современном мире существует две формы правления — монархия и республика, возглавляемые соответственно монархом, конкретное наименование которого обусловлено историческими традициями и по большому счету не влияет на статус, и президентом. И хотя в научном мире не утихают споры о том, какая из форм более эффективна и предпочтительна для той или иной страны, разгораясь наиболее жарко в переходные периоды, представляется, что речь идет в первую очередь именно о статусе главы государства, порядке занятия должности и освобождения от нее, а также взаимоотношении с различными ветвями государственной власти. В этой статье за отправную точку взята форма правления в государстве,

    и в этом аспекте проанализирован статус главы государства, выделены особенности правового положения монарха и президента, место главы государства в системе разделения властей. Все это имеет большой познавательный и практический смысл. Проблематика правового положения главы государства изучена в отечественной юридической литературе в основном с позиций конституционализма, а теоретических, сравнительно-правовых исследований, характеризующихся высокой степенью обобщения, явно недостаточно. В то же время современная политическая жизнь постоянно дает все новый материал для исследования. Ведь научная классификация тех или иных реальных устройств государств, как, впрочем, и других политико-правовых институтов, — это не произвольное упорядочение множества самых разнообразных форм, а познание конкретных, исторически существовавших государств, их теоретическое обобщение, т.е. проникновение в закономерные, равно как и случайные начала, лежащие в основе политико-правового мироустройства, это рассмотрение государственности в ее преемственности и обновлении1. Только такой подход и позволяет эффективно усваивать, осмысливать те условия и причины, которые лежат в основе возникновения, функционирования, развития политико-правовых явлений, процессов, институтов.

    Не ставя в данной работе перед собой цели углубляться в дефиниции формы правления, примем, что под формой правления будем понимать организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании (широкий подход). С точки зрения «узкого» подхода (Л.А. Мишин2) понятие формы правления, связано, по существу, с положением одного лица — главы государства, монарха или президента.

    Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, который начали изучать ещё в Древней Греции. В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависи-

    мости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия)3. Указанный критерий используется вплоть до настоящего времени. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия4.

    5.1 Форма правления государства

    По объёму ограничений:

    1. Абсолютная монархия – монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

    2. Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867–1918 гг., Япония 1889–1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция). Парламентарная монархия – вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

    Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

    — монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;

    — замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью. Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

    По сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества:

    — монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;

    — монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;

    — при монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;

    — при монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

    — монарх гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство.

    По сравнению с республиканской диктатурой выделяют также следующие преимущества:

    — монархи обычно более уверены в прочности своей власти, поэтому они меньше склонны к массовым политическим репрессиям;

    — после смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений.

    Недостатками монархии называют:

    — монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства. (Правда, монархические правители за всю историю монархий на земле приняли значительно меньше решений, не отвечающих интересам государства, нежели какие угодно другие представители властных образований. И при этом, гораздо большее влияние на монархов, оказывали духовная ответственность перед Богом и долг перед собственным народом, а не «юридическая ответственность». Необходимость в которой, в общем-то, возникает когда на сцене появляются люди нечестные).

    Монархия с точки зрения монархистов – это принцип Верховной Власти, основывающийся на исполнении монархом Воли Бога, и от этого обретающего свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса – всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества). Монарх для монархиста – в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический. Соответственно, монархия считается «богоугодной» формой государственного устройства, в то время как республика нередко – «выдумкой дьявола».

    Монархические государства современности:

    — Бельгия – король Альберт II (с 1993);

    — Ватикан – папа римский Бенедикт XVI (с 2005);

    — Великобритания – королева Елизавета II (с 1952);

    — Дания – королева Маргрете II (с 1972);

    — Испания – король Хуан Карлос I (с 1975);

    — Люксембург – великий герцог Анри (с 2000);

    — Нидерланды – королева Беатрикс (с 1980);

    — Норвегия – король Харальд V (с 1991);

    — Швеция – король Карл XVI Густав (с 1973).

    Азия:

    — Кувейт – эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006);

    — Малайзия – король Абдул Халим (с 2011) Джохор – султан Ибрагим Исмаил (с 2010).

    — Япония – император Акихито (с 1989).

    Республика (лат. res publica, «дело народа») – форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (в том числе и другими органами). Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств – наличие писаного закона (закон, кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.

    Республике присущи следующие признаки:

    — существование единоличного главы государства – президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента – возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик;

    — выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок;

    — юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

    В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент;

    — высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий (характерно не для всех республик).

    Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий.

    По этому принципу республики разделяются по трем параметрам:

    — как избирается парламент,

    — как формируется правительство,

    — какой объём полномочий принадлежит президенту.

    Парламентская республика – разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.

    При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

    Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

    Отличительные черты президентской республики:

    — внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков — США),

    — внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства (Камерун, Кот-д’Ивуар). Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку.

    В целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

    К президентским республикам относят США, большинство республик Латинской Америки и Африки.

    Диссертация: Формы государства

    Советская республика – особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы – Советы: Советы народных депутатов, Советы депутатов трудящихся, Советы рабочих депутатов, Советы солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов, Советы матросских депутатов, Советы батрацких депутатов и т. д.

    Исламская республика – распространенная на Ближнем востоке форма теократического или близкого к нему государственного устройства, при которой роль в управлении государством играет исламское духовенство (в Иране, где эти принципы проведены наиболее последовательно, фактическим главой государства является высший по рангу исламский религиозный деятель). Представляет собой компромисс между традиционной исламской монархией (так или иначе восходящей к принципам халифата или национальным традициям) и европейским принципом республиканского строя. Неясна разница между исламской республикой (вроде Ирана с элементами демократии вроде парламента, президента и разделения властей) и такими исламскими монархиями как Саудовская Аравия.

    Не следует смешивать религиозную доктрину, устройство государства и применяемое право. Законы в исламской республике по большей части основаны на Шариате. К исламским республикам относятся прежде всего Иран, а также Афганистан, Коморские Острова, Мавритания и Пакистан; впрочем, конституция Пакистана, принятая в 1956 году, носит вполне светский характер, поэтому прилагательное «Исламская» трактуется как символ культурной идентичности — как и Православие применяется в качестве официальной религии в Греции, Болгарии, Сербии и т.д. как «прилагательное». Культура Пакистана основана на мусульманском наследии, но также включает и доисламские традиции народов Индийского субконтинента. Серьёзное влияние на нее оказало и столетнее британское господство.

    В последние десятилетия, особенно среди молодёжи, заметно и влияние американской культуры: популярны голливудские фильмы, американские видеоигры, мультфильмы, комиксы, книги, а также мода (ношение джинсов и бейсболок), фастфуд, напитки и т. д. Правительство, утверждаемое президентом, формирует и возглавляет премьер-министр, обычно представляющий партию или коалицию большинства в Национальной ассамблее. Премьер-министр должен обязательно являться мусульманином, он назначается президентом из числа членов Национального собрания. Премьер должен пользоваться доверием большинства его депутатов. По его совету президент назначает министров. Правительство разрабатывает законопроекты и вносит их на обсуждение парламента.

    Государство, как и любое другое явление, обладает целым рядом специфических черт, по которым мы можем его определить. Это:

    • единая территория (Государство занимает определенную местность и имеет свои границы);
    • публичная власть (Есть группа людей, которые управляют государством, и их власть признают все граждане);
    • государственный суверенитет (Сила государства выше и крепче любой другой в стране, и другие государства не могут вмешиваться в его дела);
    • свои законы и нормы (Только государство может создавать законы, которым должны следовать все граждане);
    • налоговая система (Государство может собирать налоги, из которых затем формируется общий бюджет).

    Государство выполняет особые функции:

    • внутренние

    Например, охрана порядка в обществе, создание благоприятных условий для жизни людей, поддержка развития образования и медицины и так далее.

    • внешние

    К ним относится развитие обороны страны, а также налаживание отношений с другими государствами в разных сферах.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *