Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Признание торгов несостоявшимися». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Следует различать понятия:
- отмены торгов по решению организатора — до их проведения;
- признания проведенных торгов несостоявшимися по решению организатора или суда;
- признания состоявшихся или признанных несостоявшимися торгов недействительными судом.
Общие основания для решения о несостоявшихся торгах состоят в следующем:
- Регистрация на торгах только одного участника (п. 5 ст. 447 ГК РФ). Иногда встречаются другие формулировки: о признании удовлетворительной одной заявки либо о прохождении предквалификации (отбора) одним участником (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53, ч. 4 ст. 56 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).
- Уклонение победителя от подписания протокола торгов, который приравнивается к договору. Правило выведено Верховным судом из п. 5 ст. 448 ГК РФ (решение ВС РФ от 01.07.2013 № АКПИ13-430). Уклонение — это нежелание совершить необходимое действие или отсутствие воли на его совершение (см. постановление ФАС УО от 25.09.2013, дело № А50-16269/2012).
Из этого правила есть исключения. Так, п. 16 ст. 110 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ на случай уклонения предусматривает обязанность заключить договор с участником, предложившим самую высокую цену, определенную без учета цены победителя.
Признание торгов несостоявшимися
Во многих случаях обязательных торгов после признания первых из них несостоявшимися предусматривается проведение повторных торгов:
- по пп. 1, 2 ст. 58 Закона об ипотеке для этого установлены 2 условия: торги должны быть признаны несостоявшимися и после этого залогодатель не достиг соглашения с залогодержателем о покупке объекта ипотеки по начальной цене с зачетом обеспеченных этим залогом требований в оплату;
- по ч. 2 ст. 55 закона № 44-ФЗ — если не было участников (в том числе отклонены все заявки, никто не прошел предквалификацию) или участник под номером 2 отказался от заключения контракта;
- по п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве — в случае незаключения договора.
Повторные торги проводятся в большинстве случаев в сокращенные сроки по сравнению с первыми торгами (предполагается, что при первом извещении круг заинтересованных лиц уже предварительно проинформирован). Снижение начальной цены на повторных торгах может составлять до 10% и более (на 15% — п. 3 ст. 58 Закона об ипотеке).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, основным регламентирующим документом закупки является Положение о закупке, утвержденное высшим руководящим органом юридического лица из числа организаций, перечисленных в ч. 2 ст. 1 названного закона. Правила о последствиях несостоявшихся торгов должны содержаться в Положении.
Истцы зачастую ошибаются, оспаривая торги или предъявляя требование о понуждении к заключению договора, основываясь на законе № 44-ФЗ, тогда как торги (конкурс) проводились в соответствии с законом № 223-ФЗ. Так, во многих случаях согласно нормам положений о закупке заключение договора с единственным участником не обязанность, а право организатора. Кроме того, такого права в положении может не быть, а общие нормы ГК РФ не дают оснований для таких утверждений. В связи с этим суды нередко отказывают в удовлетворении требования о заключении договора (см., например, определение ВАС РФ от 22.03.2013 № ВАС-2846/13).
Последствия признания торгов несостоявшимися (нюансы)
Случаи признания торгов несостоявшимися:
1. В соответствии с частью 5 статьи 447 Гражданского кодекса аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
2. Если в установленный документацией срок не поступила ни одна заявка.
3. Если только один участник из подавших заявку на участие в торгах признан участником соответствующей процедуры торгов.
4. Если по результатам рассмотрения заявок на участие в процедуре были отклонены все поданные заявки.
Необходимо различать:
Недействительные торги (ст.449 ГК РФ)
— Проведены с нарушением закона.
— Влекут недействительность договора, заключенного по итогам торгов.
Несостоявшиеся торги (п.5 ст.447)
— Правомерны. «Отрицательный результат – тоже результат».
— Торги не состоялись, если:
- Нет ни одного участника.
- Есть только один участник.
- Есть только один участник, который соответствует требованиям документации и законодательства.
В связи с тем, что 223-ФЗ (в отличие от 44-ФЗ) не регламентирует последовательность действий заказчиков по результатам несостоявшихся закупок, то последствия и порядок действий заказчика в случае признания закупок несостоявшимися должны быть указаны в Положении о закупке.
Признание процедуры несостоявшейся должно включать комплекс юридических и фактических действий, которые фиксируют юридический̆ статус такой̆ закупки.
От их полного и правильного оформления зависит легитимность проведения дальнейшей̆ процедуры в упрощенном порядке.
1. Выявление и анализ причин, послуживших основанием для признания закупки несостоявшейся.
2. Правовая оценка и принятие решения о признании закупки несостоявшейся (составление и подписание протокола, его опубликование на сайте).
3. Принятие решения о последствиях признания закупки несостоявшейся (проведение повторной процедуры, проведение иной (упрощенной) процедуры, заключение договора с ЕП).
В отличиеот императивных правил госзакупок, 223–ФЗ дает возможность предусмотреть последствия признания закупок несостоявшимися в виде диспозитивных норм.
Иными словами, в Положении о закупке можно предусмотреть возможность выбора заказчиком последствий признания закупки несостоявшейся: провести новую закупку, провести иную (упрощенную закупку) или заключить договор с ЕП на условиях несостоявшихся торгов. Для этого в Положении необходимо предусмотреть возможность выбора последствий и использовать формулировку не «обязан», а «может».
Например:
По результатам несостоявшейся закупки заказчиком могут быть приняты следующие решения:
1) о закупке у единственного поставщика – в случае, если проведение новых процедур закупок нецелесообразно (например, исчерпаны лимиты времени на проведение процедур закупок, проведение новой закупки независимо от формы и способа закупки не приведет к изменению круга участников закупки);
2) о заключении договора – в случае, если предоставленная заявка и участник, подавший ее, соответствуют требованиям извещения, документации;
3) о проведении повторной закупки любым из способов, в любой форме поименованным в Положении, который заказчик сочтет целесообразным использовать.
Последствия признания несостоявшимися торгов и «не торговых» процедур могут быть различными.
Гражданское законодательство устанавливает случаи признания закупки несостоявшейся применительно к торгам (конкурсам, аукционам).
Законодательство о госзакупках приравнивает последствия признания закупки несостоявшейся для торгов (конкурс и аукцион) и других способов закупки (запрос котировок, запрос предложений). Однако, в связи с тем, что 223-ФЗ не содержит таких условий, юридически для заказчика нет препятствий в целях оптимизации процесса не признавать несостоявшимися запрос котировок и запрос предложений с единственным участником и заключать с ними договоры не как с ЕП, а как с победителями в рамках соответствующей процедуры (при условии указания такой возможности в Положении).
В соответствии с правилами Положения о закупках, запрос предложений и запрос котировок, при наличии хотя бы одной заявки, могут быть проведены и оформлены именно как конкурентная процедура. Итогом такой процедуры будут являться протокол и договор.
1. Особенности заключения договора с единственным участником по результатам несостоявшейся закупки:
Заказчик обязан заключить договор с единственным допущенным участником конкурентной закупки, если:
а) данный участник закупки был допущен закупочной комиссией к участию в закупке;
б) договор заключается на условиях документации и проекта договора;
в) договор заключается по цене, в объеме и на условиях, указанных таким единственным участником в его заявке (а для аукциона по согласованной сторонами цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора), или на лучших для заказчика условиях (в том числе достигнутых по результатам преддоговорных переговоров).
г) изменения в План закупок не вносятся, в ежемесячный отчет данный договор включается.
В настоящее время поставщики все реже хотят участвовать в неэлектронных закупках.
Для увеличения доли состоявшихся процедур нужно проводить больше закупок на электронной площадке.
При проведении закупки в электронной форме электронная площадка многие действия осуществляет за участников закупок и закупщиков, что позволяет максимально расширить возможный круг участников закупок.
Вопрос: Что делать, если к аукциону были допущены несколько участников, а во время аукциона подал ценовое предложение только один из этих участников?
Ответ: В таком случае аукцион признается состоявшимся, поскольку цена в ходе его проведения была снижена по сравнению с первоначальным уровнем. Однако в случае, когда заказчик работает по 44-ФЗ, ему необходимо в такой ситуации прежде чем заключать договор с этим участником, получить на это разрешение контролирующих органов, поскольку 44-ФЗ это запрещает.
Вопрос: При проведении электронной закупки подана одна заявка, которая соответствует требованиям. Закупка признана несостоявшейся. Публикуется итоговый протокол, заключается договор с единственным поставщиком. Необходимо ли публиковать извещение о закупке у единственного поставщика?
Ответ: Нет, если заключается договор с единственным участником, то извещение о закупке у единственного поставщика публиковать не нужно.
Вопрос: При проведении запроса котировок не подано ни одной заявки. Решено провести закупку у единственного поставщика. Договор пока не заключен, но изменились объем и стоимость закупки. Что делать, как внести данные об изменениях на сайте?
Ответ: В таком случае формируется новое извещение, договор, протокол. Необходимо выяснить, в связи с чем изменились стоимость и объем. Если причины объективные, например, за прошедший период цены выросли, то можно изменить условия договора, внеся в них эти изменения.
Вопрос: Если на запрос предложений не было подано ни одной заявки, как правильно это оформить на официальном сайте?
Ответ: В протоколе указывается в таком случае, что на проведенный запрос предложений не было подано ни одной заявки, в связи с чем комиссия заказчика приняла решение признать данную закупку несостоявшейся.
Вопрос: Что делать в ситуации, когда товар слишком востребован, и поставщик не желает участвовать в закупке?
Ответ: Можно попробовать воспользоваться другим способом закупок.
Вопрос: Учреждение планировало приобрести на бюджетные средства автомобиль по 223-ФЗ, закупка была включена в план. В процессе закупки оказалось, что нужно было ее осуществлять по 44-ФЗ. Получилось, что по 223-ФЗ закупка не состоялась. Как это отражать на официальном сайте?
Ответ: Во-первых, эту закупку можно было проводить по 223-ФЗ. Это не капитальные вложения в объекты государственной и муниципальной собственности, поэтому это совершенно законно. Во-вторых, если закупка только планировалась, но по ней не были размещены документация и извещение, то такую закупку нельзя считать несостоявшейся. Таким образом, в этой ситуации все, что нужно сделать, это внести поправки в план, исключив эту закупку.
Вопрос: Если по результатам аукциона заказчиком и подрядчиком принято обоюдное решение расторгнуть договор по соглашению сторон, то как следует оформить данное расторжение?
Ответ: Нужно просто оформить дополнительное соглашение о расторжении договора.
Вопрос: Можно ли в положении о закупке прописать, что если во время проведения закупки путем запроса котировок подана одна заявка и допущен один участник, то закупка признается состоявшейся.
Ответ: Да, в таком случае в положении должно быть написано, что если при проведении закупки получена только одна заявка, которая соответствует требованиям документации, то договор может быть заключен с единственным участником, подавшим эту заявку.
Вопрос: Верно ли что договор с единственным участником и договор с единственным поставщиком – это разные вещи и в отчетах их нужно отражать по-разному?
Ответ: Да, верно, они имеют разную правовую природу. С точки зрения закупочного законодательства такие договоры имеют различные основания для заключения. Соответственно в отчетах сведения о таких договорах также будут отражаться в разных категориях.
Вопрос: Если торги признаны несостоявшимися, можно ли заключить договор с единственным поставщиком на месяц, а затем повторно провести торги? Нужно ли в этом случае вносить изменения в план закупок? Закупка более ста тысяч рублей.
Ответ: Если закупка признана несостоявшейся по причине того, что не было подано ни одной заявки при проведении торгов, можно заключить договор с единственным поставщиком. Если сумма договора более ста тысяч рублей, нужно разместить на официальном сайте все необходимые документы для проведения закупки – извещение, проект договора и протокол. Впоследствии можно провести повторно торговую процедуру, но в документах должны быть отражены требования с учетом уже тех обязательств, которые возникнут на тот момент перед тем единственным поставщиком, с которым будет заключен договор. В план возможно лучше изменения не вносить в таком случае, поскольку в итоге процедура этой закупки все равно будет конкурентной.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Система государственных закупок в нашей стране пока только набирает обороты – в связи с этим у участников торгов нередко возникают самые разнообразные вопросы по данной теме. Один из самых актуальных – когда вроде бы прошедшие торги признаются несостоявшимися?
Представитель ТУ Росимущества в АК в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежаще.
В случае заключения такого договора купли-продажи государственного или муниципального имущества по результатам несостоявшегося аукциона, должностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по признакам преступления, предусмотренного ст. 286 «Превышение должностных полномочий» либо ст. 293 «Халатность» Уголовного кодекса РФ.
Согласно п. 4 ст. 350.2 ГК РФ, п. 2 ст. 58 Закона об ипотеке в течение десяти дней после объявления первых торгов несостоявшимися залогодержатель по соглашению с залогодателем вправе приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом.
Правовые нормы, регулирующие вопросы признания недействительными сделок и применения последствий недействительности ничтожных сделок, а также вопросы участия прокурора в рассмотрении арбитражным судом дел этой категории содержатся в ГК, АПК, Законе о прокуратуре, постановлениях Пленума ВАС РФ, совместном…
При этом согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок не требуется, даже если аукцион был признан несостоявшимся до 31 декабря 2014 г.
Если действует первый сценарий, то исход понятен — аукцион придется проводить заново. При этом возможно изменение способа закупки на запрос предложений — на тех же условиях, что и при отсутствии заявок.
В случаях, когда организатор торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб и возвратить денежные средства, полученные у претендентов за продажу конкурсной документации.
Организатор торгов обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить внесенный участниками несостоявшихся торгов задаток. Внесенный победителем торгов задаток ему не возвращается.
Организатор торгов в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов. При этом могут быть изменены их условия.
Если указанное соглашение между залогодержателем и залогодателем не достигнуто, а начальная цена заложенного имущества по заявлению залогодержателя или залогодателя судом не изменена, проводятся повторные торги со снижением начальной цены на 15% (кроме случаев объявления первичных торгов несостоявшимися ввиду неоплаты победителем торгов предложенной им цены).
Однако возникает закономерный вопрос: как восстановить права заинтересованного лица при частично исполненном договоре, заключенном по результатам торгов, признанных недействительными?
Если предположить, что извещение организатора торгов является офертой на заключение договора, имеющего предметом проведение торгов, то заявка потенциального участника действительно должна считаться акцептом. Но участник торгов не несет никаких обязательств по проведению торгов, поскольку предоставление требуемых документов и внесение задатка являются его правами, но не обязанностями.
Эта норма распространяется на все виды обязательных торгов (см. постановление АС ПО от 26.03.2015, дело № А65-9335/2014). По несостоявшимся торгам срок подачи жалобы — 3 месяца (ч. 5 п. 1 ст. 18.1), в ином случае — 10 дней.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Об ответственности налогового агента по НДФЛ за представление недостоверных сведений о доходах физли…
Суд округа не принял во внимание доводы заявителя, поскольку они основаны на неверном понимании сути спорных правоотношений и правовых норм, подлежащих применению к ним.
В этом случае заказчику не с кем заключать контракт, так как желающих нет. Однако для того, чтобы не тратить драгоценное время на проведение нового аукциона, частью 4 статьи 74 предусмотрена возможность изменить вид торгов на запрос предложений. При этом заказчик не вправе менять предмет закупки.
Что касается сроков исполнения и цены, они не обязательно должны оставаться прежними, но формально и их рекомендуется “не трогать”. Приглашения к участию представитель заказчика направляет тем, кого считает способными исполнить контракт.
Одно из самых важных условий – наличие положительного опыта сотрудничества по аналогичным закупкам в течение последних 1,5 лет. Читать подробнее…
Что делать, если закупка по 223-ФЗ не состоялась
ПРАВОСУДИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Признание недействительными несостоявшихся торгов как способ защиты гражданских прав
КУЗНЕЦОВА Ольга Анатольевна,
профессор кафедры гражданского права и процесса Пермского государственного национального исследовательского университета, доктор юридических наук
Российское законодательство предусматривает множество случаев проведения торгов в качестве особого способа заключения договоров. Гражданско-правовая судьба торгов двояка: они могут состояться либо могут быть объявлены несостоявшимися. Правовая сущность состоявшихся и несостоявшихся торгов различна.
При этом ст. 449 ГК РФ (если исходить из буквального ее толкования) регулирует только последствия нарушений правил проведения состоявшихся торгов: «1. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. 2. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги». Регламентация последствий нарушений, допущенных при несостоявшихся торгах, в ГК РФ отсутствует.
Длительное время российская судебная практика по этим вопросам считалась стабильной и базировалась на правовой позиции, согласно которой «несостоявшиеся торги не могут быть признаны недействительными». Еще в августе 2010 г. такой же вывод делал и Высший Арбитражный Суд РФ: «Торги, на участие в которых было подано менее двух заявок, признаются несостояшими-ся. Следовательно, по результатам таких торгов договор не может быть
заключен, и такие торги как способ заключения сделки не могут быть признаны недействительными»1.
Однако спустя четыре месяца, в декабре 2010 г., Президиум ВАС РФ признал несостоявшийся аукцион недействительным2.
В сентябре 2011 г. ВАС РФ сформулировал позицию, диаметрально противоположную сложившейся в арбитражных судах практике по данному вопросу: «По смыслу положений пункта 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации …. объявление публичных торгов несостоявшимися является результатом проведения таких торгов. Будучи проведенными с нарушением правил, установленных законом, они могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица (статья 449 Кодекса)»3. Другими словами, несостоявшиеся торги могут быть признаны недействительными. При этом в постановлении от 9 декабря 2010 г. ВАС РФ высказался мягче, введя неизвестную ст. 449 ГК РФ формулировку «недействительность результатов торгов».
Следует отметить, что на настоящий момент арбитражная практика оперативно не изменилась: суды по-прежнему настаивают на том, что несостоявшиеся торги не могут быть признаны недействительными4
1 Определение ВАС РФ от 5 августа 2010 г. № ВАС-8730/10 по делу № А50-15701/2009.
2 См. постановление Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2010 г. № 9461/10.
3 Постановление Президиума ВАС РФ от 6 сентября 2011 г. № 2436/11.
4 См. постановление ФАС Восточно-Си-
бирского округа от 25 января 2012 г. № А69-
860/2011.
и приводят новые аргументы такой позиции. Например, отмечается, что «Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено оспаривание несостоявшихся торгов»5.
Действительно, в соответствии со ст. 12 ГК РФ лицо может использовать только способы защиты гражданских прав, предусмотренные законом. Ни один акт гражданского законодательства не содержит таких способов защиты, как признание недействительными несостоявшихся торгов или признание недействительными результатов торгов.
И проблема здесь не столько в самой возможности судебных органов формулировать новые способы защиты прав с учетом конституционного принципа разделения властей, сколько в сущности понятия «недействительность». Недействительный — это не имеющий законной силы, не существующий на самом деле, мнимый6. Трудно представить не имеющим законной силы явление, которого не было, которое не состоялось, и тем более наличие у такого явления результата. Опасность такого подхода заключается еще и в том, что он может стать началом креативных научно-исследовательских и правоприменительных подходов, например, в части признания недействительными несостоявшихся сделок, договоров, браков и др.
Пробельность законодательства и кардинальная смена правовых подходов судов к рассматриваемому вопросу негативно сказывается на российской экономике, нуждающейся в «стабильности и предсказуемости правового регулирования экономических отношений, справедливой правоприменительной системы, ко-
торая способна гарантировать защиту основных экономических прав — права собственности и свободы экономической деятельности»7.
В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.
Рассмотрим это для разных этапов процедуры.
Все основания собраны в таблице.
Подача заявок | Рассмотрение | Заключение контракта | ||
---|---|---|---|---|
1. Отсутствуют предложения.
2. Подана только одна заявка.
1. Отклонены все предложения.
2.Только одна признана соответствующей требованиям.
1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.
2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
1. Отсутствуют предложения.
2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.
3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.
Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.
Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).
Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.
Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).
При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).
Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).
Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.
Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.
Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).
Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.
Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).
В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч. 10 ст. 57). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.
Несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона и конкурса признается в случаях аналогичных открытым способам определения поставщика. Однако, согласно ст. 92, кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.
В ходе электронных торгов — аукцион, согласно законодательству, может не состояться. Условия признания его таковым регулируются статьями 66-69 закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг…». Данная норма закона описывает применяемый порядок проведения процедур на электронной площадке.
В частности, признание аукциона несостоявшимся позволяет подписать контракт с одним участником либо провести торги в другой форме.
Речь идет о том, что при закрытии тендеров без заявок, госпредприятие получает возможность провести подбор поставщика методом запроса предложений. Рассмотрим наиболее типичные сценарии несостоявшихся торгов.
Если, с учетом требований 44 ФЗ, не было зарегистрировано ни одной заявки, то также аукцион признан несостоявшимися. Это влечет в большинстве случаев повторный тендер, регулируемый статьями федерального закона. Так же, это справедливо, если участники не стали заключать контракт на выполнение заказа по данной закупке.
Итак, тендер признается несостоявшимся, если:
-
подана одна заявка;
-
отсутствие заявок;
-
зарегистрированные заявки поданы с нарушениями и не могут быть приняты комиссией;
-
в случаях, если в установленное время отсутствовало предложение по цене.
Лот достается участнику торгов, предложившему самую высокую цену. Однако аукционы проходят в три этапа, и у каждого из них есть свои особенности.
Это начальный этап мероприятия, на котором устанавливается стартовая цена на объект, близкая к его рыночной стоимости.
Участники торгов имеют право повышать ставку раз в 30 минут, основываясь на величине шага. Этот показатель определяется заранее и известен на этапе подачи заявки.
Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если (ст. 449 ГК РФ):
- кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
- на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
- продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
- были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
- были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
К иным существенным недостаткам порядка проведения торгов относятся нарушения, допущенные их организатором. Сказанное действительно при условии если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты.
Например, от его действий зависело формирование стоимости реализованного имущества или определение победителя, что могло привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
В ____________________ арбитражный суд
Истец: ______________________________,
(Ф.И.О. или наименование
участника торгов)
адрес: _______________________________
_____________________________________,
(для предпринимателя: дата и место
рождения, место работы или дата
и место государственной регистрации
в качестве предпринимателя)
телефон: ___________, факс: _________,
эл. почта: __________________________
Ответчик-1: _________________________,
(наименование или Ф.И.О.
организатора торгов)
адрес: ______________________________,
телефон: ___________, факс: _________,
эл. почта: ___________________________
Ответчик-2: _________________________,
(наименование или Ф.И.О.
победителя торгов)
адрес: ______________________________,
телефон: ___________, факс: _________,
эл. почта: ___________________________
Госпошлина: _______________ рублей
Исковое заявление
о признании недействительными результатов торгов и договора, заключенного с лицом, выигравшим торги
“___”__________ ____ г. ответчиком-1 были организованы торги __________
(указать_____________________, что подтверждается ________________________________. предмет торгов)
Истец являлся участником торгов, что подтверждается _________________________.
Вариант:
Истцу было отказано в участии в торгах на следующем основании: _________________________, что подтверждается ( указать документы).
Победителем торгов был признан ответчик-2, с которым был заключен договор от “___”__________ ____ г. N _____, что подтверждается _________________________.
Вместе с тем торги были проведены с нарушением законодательства, а именно: _________________________, что подтверждается
_________________________.
Согласно ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов незаконными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, их выигравшим.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПРОШУ:
1) Признать недействительными результаты торгов, проведенных ответчиком-1
“___”__________ ____ г.
2) Признать недействительным договор от “___”__________ ____ г. N _____,
заключенный по результатам торгов между ответчиками.
В _______________________ районный суд
Истец: _______________________________
адрес: ______________________________,
телефон: __________, факс: __________,
адрес электронной почты: _____________
Ответчик: ____________________________
(наименование организатора торгов)
адрес: ______________________________,
телефон: __________, факс: __________,
адрес электронной почты: _____________
Госпошлина: _______________ рублей
Исковое заявление
о признании недействительными торгов
(на примере продажи недвижимого имущества)
“___”__________ ____ г. в ___________________ было дано объявление о проведении “___”__________ ____ г. торгов в форме ________________по продаже принадлежащей истцу недвижимости, а именно: _______________, расположенной по адресу: _________________________.
Организация и проведение торгов были поручены ответчику, который выступал продавцом. Истец считает, что ответчиком были нарушены следующие правила проведения торгов, установленные ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации:
– _____________________________________________________________;
– _____________________________________________________________;
– _____________________________________________________________,
что подтверждается ____________________________________________________.
Считаю, что торги как организованные с нарушением правил их подготовки, установленных ст. ст. 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат признанию недействительными в соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с тем что предметом торгов является недвижимое имущество, объявление, являющееся офертой, в соответствии с требованиями ст. ст. 435 и 554 ГК РФ, должно содержать существенные условия договора. Это сведения, позволяющие достоверно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю – победителю торгов, в том числе данные, определяющие расположение объектов в составе комплекса.
Объявление о проведении торгов таких данных не содержит. Поскольку указанное объявление противоречит действующему законодательству, его нельзя признать надлежащей офертой, так как оно не соответствует ее признакам, прописанным в ст. 435 ГК РФ, а именно определенности и признаку наличия существенных условий договора.
Несоответствие подготовки и организации предстоящих торгов действующему законодательству сделало невозможным участие в них потенциальных покупателей в силу явной возможности признания их незаконными и, как следствие, недействительности заключенного договора с победителем.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 435, 447 – 449 и 554 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ПРОШУ:
Признать недействительными результаты публичных торгов по продаже следующего недвижимого имущества: _______________________, расположенного по
адресу: _________________________.
Статья 28.3. Признание торгов несостоявшимися
Вместе с тем такая на первый взгляд вполне логичная позиция нашла и оппонентов (надо сказать, немногочисленных), которые отмечали, что несостоявшиеся торги все-таки могут быть опровергнуты.
Руководствуясь этим выводом, судьи, придерживающиеся данного подхода, указывали на то, что восстановление нарушенных прав потенциального участника торгов, неправомерно признанных несостоявшимися, возможно лишь путем оспаривания самих торгов.
Обратимся к практике.
ЗАО предъявило иск, в рамках которого оспаривались торги, а также государственный контракт, заключенный вследствие признания их несостоявшимися.
В ходе разбирательства ЗАО (возможно, изучив практику по аналогичным спорам) частично изменило предмет иска: вместо требования о недействительности торгов ЗАО просило признать незаконным решение о признании их несостоявшимися.
Поводом же для исследования Президиумом ВАС РФ данного вопроса послужило заявление одного из банков о пересмотре в порядке надзора судебных актов, вынесенных в рамках дела N А41-11850/10.
Банк предъявил иск о признании недействительными торгов по продаже недвижимого имущества, право на которое принадлежало банку как залогодержателю.
В качестве основания исковых требований банк ссылался на нарушение процедуры указанных торгов, выразившееся в том, что информация об их проведении была опубликована в ненадлежащем периодическом издании, вследствие чего торги были признаны несостоявшимися.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу, что так как оспариваемые торги не состоялись, то они не могут быть признаны недействительными.
Безусловно соглашаясь с правомерностью толкования п. 5 ст. 447 ГК, данного Президиумом ВАС РФ, нельзя не отметить, что оно выявило необходимость некоторой корректировки ст. 449 ГК.
Так, в силу п. 2 этой статьи «признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги» (выделено мной. — Д.Ч.). Представляется, что формулировка «лицо, выигравшее торги» вступает в определенное противоречие с указанными разъяснениями ВАС РФ. Ведь если исходить из того, что признание торгов несостоявшимися — результат их проведения, то нельзя забывать, что именно такой результат является в ряде случаев основанием для заключения договора, о чем было сказано выше. Следовательно, в этой ситуации мы имеем а) результат торгов и б) договор, заключенный на этом основании, но не с «лицом, выигравшим торги», поскольку «игра» (состязание участников) как таковая не состоялась. Вместе с тем, как верно указала Л.А. Новоселова, «при нарушении порядка проведения… торга и, следовательно, неправильном определении лица, с которым должен быть заключен договор, последний не может быть признан имеющим юридическую силу» <23>. Однако буквальное прочтение п. 2 ст. 449 ГК не позволит это сделать в том случае, когда недействительными признаны несостоявшиеся торги ввиду отсутствия в таком случае «выигравшего лица». В связи с чем полагаем необходимым изложить п. 2 ст. 449 ГК в следующей редакции: «…признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного в результате их проведения».
<23> См.: Новоселова Л.А. Указ. соч.
Кроме того, представляется целесообразным прямо указать в ГК на то, что признание торгов несостоявшимися не является препятствием для их оспаривания. Ведь нельзя забывать, что споры, связанные с торгами, не ограничиваются стенами арбитражных судов, а разъяснения ВАС РФ для судов общей юрисдикции обязательной силы не имеют. При этом хотелось бы отметить, что проводимая в настоящий момент реформа ГК, предусматривающая, в частности, и внесение поправок в ст. 449, указанных вопросов не коснулась <24>.
Должно быть принято решение суда о признании торгов недействительными, поскольку без государственных органов не обойтись в данном вопросе. Нарушения соблюдения определенных нормативных актов могут стать основаниями для признания торгов недействительными согласно судебной практике. Но не всегда причина «лежит» на поверхности. Нередко судебным органам власти приходится искать причину, которая привела к подобным решениям.
Последствия признания торгов несостоявшимися
В Кировский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области
Истец:
П. действующая в интересах несовершеннолетнего Макара Андреевича
Ответчик 1: Территориальное управление Росимущества в Свердловской области
Адрес мест нахождения: 620075, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Восточная, дом 52
Ответчик 2: Ц.
Третье лицо: Илья Андреевич
Государственная пошлина: 200 рублей
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании несостоявшимися торгов по продаже имущества должника, признании недействительным договора по продаже имущества, заключенного по итогам торгов, применении последствий недействительности сделки
На протяжении многих лет до настоящего времени я, совместно со своим несовершеннолетним ребенком Макаром Андреевичем проживаю и пользуюсь квартирой, расположенное по адресу: Свердловская область, город Екатеринбург. Макар Андреевич обладает 1/5 права собственности на данное жилое помещение на основании договора купли.
В настоящее время мне стало известно о проведенных торгах по реализации ранее указанной квартиры. В результате чего с Ц. был заключен договор купли-продажи квартиры.
Считаю, что торги были проведены с нарушением требований законодательства Российской Федерации и подлежат признанию несостоятельными, а сделку, заключенная по результатам проведенных торгов надлежит признать недействительной по причине не соответствия ее требованиям закона (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 87 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона. В соответствии с ч. 3 ст. 57 Федерального закона РФ от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее, чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При проведении спорных торгов порядок извещения о предстоящих публичных торгах не был соблюден. Извещение о дате, времени и месте проведения торгов по реализации арестованного имущества в адрес моего места жительства направлено не было. Иным образом информация (размещение на сайте, в СМИ, телефонным звонком, факс и иные подобные формы извещения) о проведении торгов доступна не была. При таком положении нарушение процедуры проведения и реализации недвижимого имущества не вызывает сомнения.
Дополнительно необходимо отметить социальные последствия такого нарушения, которое повлекло нарушение моих конституционных прав и прав моего несовершеннолетнего ребенка.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей. Каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.
Из указанных правовых норм следует, что несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей. Такое соглашение выступает предпосылкой вселения ребенка в конкретное жилое помещение. При этом закон не устанавливает какого-либо срока, по истечении которого то или иное лицо может быть признано вселенным.
Нужно учитывать, что законными представителями несовершеннолетнего являются родители (п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 28 ГК РФ, п. 1 ст. 64 СК РФ). Ребенок вправе воспитываться родителями, общаться с ними, совместно проживать с ними. Главное, чтобы это соответствовало интересам ребенка. Полагаю, что в жилищных правоотношениях с участием несовершеннолетних вышеназванные нормы семейного и гражданского законодательства должны обязательно учитываться.
При регулировании правоотношений законодатель исходит из абсолютной защиты интересов ребенка, в связи с чем, сделка заключенная между ответчиками нарушает права не только меня, но и моего несовершеннолетнего ребенка.
Однако, реализация моих семейных прав, как родителя, поставлена, таким образом, в зависимость от решения суда о признании заключенной между ответчиками сделки.
Вынесение решения суда по моему заявлению обеспечит защиту охраняемых законом интересов несовершеннолетнего ребенка, а также будет способствовать осуществлению моих жилищных и семейных прав.
По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд либо уполномоченный государственный орган принимает решение о признании торгов недействительными, в результате чего заключенный по результатам таких незаконных торгов договор расторгается и процесс по избранию победителя начинается с самого начала.
Однако, практика признании торгов недействительными показывает, что существуют исключения – если договор уже находится в стадии исполнения, например, часть работ уже выполнена, зачастую такие хоть и незаконные торги не отменяют.
Публичные торги – это одна из самых распространенных форм современной реализации имущества, которая чрезвычайно популярна. Открытый аукцион поводится в разных случаях. Возможна реализация государственного или частного имущества, а также имущества, которое принадлежало нынешним обанкротившимся организациям.
Сегодня все чаще упоминается такое понятие как признание торгов недействительными. Обычно они признаются недействительными в том случае, если не соблюдается верный порядок их поведения.
Главное – это своевременное обращение с иском в суд для принятия справедливого решения уполномоченными представителями власти с помощью нашего профессионального юриста, который не только составит для Вас иск о признании конкурса недействительным, но и сопроводит судебный процесс до исполнения решения суда.
Читайте еще по вопросам торгов, аукционов и их сопровождения:
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Для заказчика существует два варианта развития событий, которые зависят от количества заявок, поданых на участие в процедуре.
Так, если не было ни одной заявки:
- в запросе котировок или конкурсе можно увеличить срок приема заявлений на 4 и 10 дней соответственно. Если участников не было и после продления, необходимо внести изменения в план-график закупок и через день провести повторное размещение процедуры;
- в аукционе, признанном несостоявшимся, или повторно проводимом конкурсе следующая процедура проводится путем запроса коммерческих предложений.
Если был зарегистрирован только один участник, подходящий по требованиям документации, организатор торгов имеет право подписать контракт с этим единственным поставщиком.
Для поставщиков все еще проще. Если ваша заявка оказалась единственной поданной в процедуре либо прошедшей проверку на соответствие документации, вы обязаны заключить контракт с заказчиком.
При этом при проведении аукциона действуют следующие правила:
- заключение контракта по сумме НМЦК, если никто из претендентов (включая вас) не совершил ни одной ставки, но ваша заявка подходит под требования документации;
- по указанной вами цене, если вы являетесь единственным поставщиком, вторая часть заявления которого полностью соответствует требованиям заказчика.
При этом единственный поставщик не может отказаться от заключения контракта. В противном случае он может быть добавлен в список недобросовестных поставщиков на законных основаниях.
За годы работы на рынке залоговых договоров наша компания приобрела обширную базу постоянных клиентов, которые возвращаются к нам снова и снова. Такого успеха команде СКС Ломбард удалось достичь благодаря правильности выбранной стратегии: ориентируясь на долгосрочное сотрудничество, мы предлагаем каждому, обратившемуся за помощью, оптимально выгодные условия и гарантируем полную прозрачность сделок.
С огромным удовольствием сообщаем всем жителям Стерлитамака : теперь услуги СКС Ломбард доступны и в вашем городе!
У нас вы сможете без лишних проволочек получить деньги под залог практически любого ценного имущества:
- транспортного средства (автомобиля);
- золота;
- меховых и ювелирных изделий;
- техники и электроники.
И сумма залога будет зависеть только от реальной рыночной стоимости внесённого залога!
Для вашего удобства на сайте СКС Ломбард созданы подразделы по видам залога.
Например, перейдя в автоломбард, вы получаете возможность ознакомиться с условиями получения денег под залог транспортного средства и контактную информацию. Точно так же — по всем остальным категориям имущества.
- Залог под залог автомобиля выдаётся после оценки машины, на которую понадобится не более 15 минут.
Нефтекамское отделение «СКС Ломбард» — выгодные займы под залог!
Хотите оперативно получить необходимую сумму под залог автомобиля, ювелирных изделий или другого ценного имущества? СКС Ломбард предложит Вам самые выгодные в Нефтекамске условия!
Именно так можно охарактеризовать сотрудничество СКС Ломбард с каждым из обратившихся к нам клиентов. Приоритетными ориентирами для нашей команды стали:
- долговременное партнёрство;
- оптимально выгодные именно для клиентов условия — приемлемо низкие проценты, честная и быстрая оценка рыночной стоимости;
- оперативность — получить деньги под залог у нас можно максимально быстро, без проволочек и задержек;
- полная прозрачность сделок.
За годы нашей деятельности в этом смогли убедиться тысячи клиентов, многие из которых стали постоянными.
Срочно нужны деньги? К вашим услугам в Нефтекамске:
- Автоломбард — оперативная оценка стоимости принадлежащего вам транспортного средства, низкие процентные ставки, возможность выбрать наиболее приемлемые для себя условия.
- Ювелирный ломбард — скупка золота и других драгоценностей, мгновенные кредиты под минимальные проценты, оперативная оценка.
- Деньги под залог техники и электронных устройств — чтобы получить мгновенный займ, от вас потребуется только паспорт и залоговое имущество!
- Залог меховых изделий — честная экспресс-оценка, низкие проценты, идеальные условия хранения.
Обратившись к нам, любой житель Нефтекамска приобретает возможность в кратчайшие сроки получить деньги под залог автомобиля и ПТС, техники, мехов и драгоценных изделий на условиях, выгодно отличающихся от тех, которые предлагаются в банковских учреждениях.
СКС Ломбард в городе Октябрьский, займы под залог, автоломбард
Ситуация, когда срочно нужны деньги, знакома каждому. Не всегда есть возможность взять быстрый кредит наличными в банке. СКС Ломбард в городе Октябрьский готов предоставить экпресс займы физическим лицам на максимально для Вас выгодных условиях.
Мы заинтересованы в том, чтобы клиент, воспользовавшись единожды нашими услугами, при необходимости, снова обратился к нам за займом или рекомендовал Ломбарды СКС своим знакомым. Все сделки максимально прозрачны и понятно, а условия приемлемы для различных групп населения.