- Новостройка

Административные наказания основные и дополнительные

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административные наказания основные и дополнительные». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

1. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.

2. Остальные административные наказания, перечень которых дан в ст. 3.2 настоящего Кодекса, могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания.

3. Дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса.

4. В санкциях некоторых статей Особенной части Кодекса указываются наказания, которые могут (например, ст. ст. 8.17 — 8.20, 8.37, 8.39) или должны (например, ст. ст. 7.12, 7.15, 14.16, 14.17) быть назначены в качестве дополнительных. Там, где санкция сформулирована как альтернативная (например, «штраф с конфискацией… или без таковой»), дополнительное наказание может быть применено или не применено по усмотрению судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Необходимость в применении дополнительного наказания должна быть продиктована характером правонарушения, степенью вины нарушителя и другими обстоятельствами дела.

Если же санкция применяемой статьи Особенной части Кодекса не содержит альтернативы, то судья, рассматривающий дело, обязан наряду с основным назначить также и дополнительное наказание. Воздержаться от его назначения, руководствуясь характером совершенного правонарушения или личностью нарушителя, правоприменитель уже не может.

5. Комментируемая статья содержит важное положение о допустимых вариантах сочетания мер ответственности за административное правонарушение. За конкретное административное правонарушение может быть назначено либо основное, либо основное плюс одно из дополнительных административных наказаний. В качестве основного за совершение административного правонарушения может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта Федерации. Основные наказания несочетаемы друг с другом. Как общее правило недопустимо одновременное применение двух дополнительных наказаний.

При назначении административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, в решении вопроса о сочетании основных и дополнительных административных наказаний необходимо руководствоваться ст. 4.4 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 4.4).

6. Если законодатель сочтет нужным в последующем ввести новый вид административного наказания, то одновременно ему необходимо решить, будет ли это наказание применяться только как основное, или возможно его применение и как основного, и как дополнительного административного наказания.

Статья 3.3 КОАП РФ. Основные и дополнительные административные наказания

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20

      «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

    • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

    Все документы >>>

    Административные наказания. Основные и дополнительные

    • Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

    • Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)

      «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 04.11.2019 N 543

      «О Всероссийском казачьем обществе» (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества»)

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 03.06.2019 N 214

      «Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)

    Все документы >>>

    1. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация представляют собой основные административные наказания и не могут применяться в дополнение к другим. Остальные виды административных наказаний, определенные ч. 1 ст. 3.2 КоАП, могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний.

    Дополнительные административные наказания не назначаются самостоятельно, они могут применяться только наряду с основными, т.е. санкцией за административный проступок может быть основное либо основное и дополнительное административные наказания.

    2. Разделение правоохранительных санкций, применяемых к нарушителю, на основные и дополнительные в действующем законодательстве используется редко и предусмотрено ст. 45 УК. В отличие от комментируемой статьи, УК выделяет три разновидности наказаний: а) применяемые только в качестве основных видов наказаний; б) применяемые в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний и в) применяемые только в качестве дополнительных видов наказаний.

    3. В отношении юридического лица могут быть применены административные наказания, определенные п. 1 — 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП.

    • Решение Верховного суда: Постановление N 85-АД11-3, Судебная коллегия по административным делам, надзор Согласно части 3 статьи 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности…
    • Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД15-17468, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Определение размера наказания исходя из предусмотренной соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях санкции произведено судами с учетом положений статьи 3.2, 3.3, 4.1 КоАП РФ, а также правовой позиции изложенной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П. Принимая во внимание обстоятельства дела, связанные с совершением административного правонарушения, его характером и последствиями…
    • Решение Верховного суда: Постановление N 39-АД11-1, Судебная коллегия по административным делам, надзор Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при определении наказания за административное правонарушение необходимо учитывать положения части 3 статьи 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о допустимости сочетания видов административных наказаний за административное правонарушение, имея ввиду…

    За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ч. 1 ст. 3.2 КоАП):

    • o предупреждение;
    • o административный штраф;
    • o конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • o лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
    • o административный арест;
    • o административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
    • o дисквалификация;
    • o административное приостановление деятельности;
    • o обязательные работы.

    В отличие от КоАП РСФСР (1984) ныне действующий КоАП уточняет наименование отдельных видов административных наказаний (в предшествующем Кодексе — административные взыскания). При этом изменение наименования наказания в виде административного штрафа обусловлено множественностью штрафных санкций, предусмотренных, в частности, за совершение преступлений (ст. 46 УК), налоговых проступков (п. 2 ст. 114 НК), цивилистических правонарушений (п. 1 ст. 330 ГК), а также нарушений бюджетного законодательства (ст. 282 БК).

    Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания

    В зависимости от правовых последствий применения различаются административные наказания, ограничивающие имущественные права и предусматривающие обременения неимущественных прав.

    Административные наказания, ограничивающие правомочия собственника, а именно правомочия владения, пользования или распоряжения вещью, относятся к имущественным административным наказаниям. К наказаниям, устанавливающим директивные (непосредственные) имущественные ограничения, относятся административный штраф и конфискация вещи. Назначение дисквалификации либо применение к субъекту предпринимательства санкции в виде административного приостановления деятельности влечет за собой релятивные имущественные ограничения и тем самым обременяет коммерческие правомочия нарушителя. Назначение административного штрафа, исчисляемого на основе любого из правовых критериев, установленных ч. 1 ст. 3.5 КоАП, влечет за собой прекращение права собственности на имущество, выраженное в денежном эквиваленте штрафа. Право собственности на конфискуемую или изымаемую вещь прекращается также вследствие применения других имущественных административных наказаний, причем такая вещь должна находиться у нарушителя на законных основаниях. Имущественные административные наказания влекут за собой прекращение права собственности, в том числе и в случаях, когда собственником конфискуемой или изымаемой вещи является добросовестное лицо, а нарушитель лишь пользовался или распоряжался вещью.

    Согласно ч. 1 ст. 3.3 КоАП предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы представляют собой основные административные наказания и не могут применяться в дополнение к другим. Остальные виды административных наказаний, т.е. конфискация и административное выдворение, могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний.

    Дополнительные административные наказания не назначаются самостоятельно, они могут применяться только наряду с основными, т.е. санкцией за административный проступок может быть основное либо основное и дополнительное административные наказания.

    Дифференциация правоохранительных санкций на основные и дополнительные в действующем законодательстве используется редко и предусмотрено ст. 45 УК. В отличие от КоАП, УК выделяет три разновидности наказаний, применяемых:

    • o только в качестве основных видов наказаний;
    • o в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний;
    • o только в качестве дополнительных видов наказаний.

    Применительно к административному наказанию в виде конфискации предметом административного правонарушения является движимое имущество, например водные биологические ресурсы континентального шельфа (ч. 2 ст. 8.17 КоАП).

    В редких случаях орудием совершения административного правонарушения может быть и недвижимость — подлежащие регистрации воздушные и морские суда (ч. 1-3 ст. 8.17, ст. 8.20 КоАП).

    Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Ст. 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция). Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий Попов Л.Л. Административное право: учебное пособие. — М.: Юристъ, 2005..

    Административные наказания признаются разновидностью административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в соответствии с детально урегулированной правом процедурой. Важен и формальный момент — административными наказаниями могут считаться только те меры, которые названы и охарактеризованы в законе (ст. ст. 3.2 — 3.12 КоАП).

    [КоАП РФ] [Раздел I] [Глава 3]

    1. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

    2. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

    3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Если санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначается только то из административных наказаний, которое может быть назначено указанному лицу.

    Согласно статье 3.5 КоАП РФ административный штраф (далее также — АШ) является денежным взысканием. Административный штраф выражается в рублях или в величине, кратной сумме ущерба, причинного в результате совершения общественно опасного деяния, или сумме выгоды, полученной в результате совершения такого деяния.

    К физическим лицам может применяться любое из перечисленных в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административных наказаний. При этом административное наказание в виде административного приостановления деятельности применяется лишь в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    В отношении юридического лица могут применяться лишь следующие административные наказания:

    • предупреждение;
    • административный штраф;
    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • административное приостановление деятельности.
    • Исполнение предупреждения – исполняется судьей, органом или должностным лицом, которые вынесли постановление путем вручения такого постановления или направления его копии;
    • Исполнение штрафа – штраф должен быть уплачен лицом в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа за исключением некоторых случаев, установленных КоАП;
    • Исполнение о конфискации орудия или предмета административного правонарушения – постановление выносится судьей и исполняется судебным приставом;
    • Исполнение лишения специального права – исполняется должностными лицами органов внутренних дел. Осуществляется путем изъятия и хранения данного права в течении конкретного срока;
    • Исполнение административного ареста – постановление выносится судьей и исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления;
    • Исполнение административного выдворения – исполняется пограничными органами или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на это в установленным порядке;
    • Исполнение дисквалификации – исполнение производится путем прекращения договора с дисквалифицированным лицом;
    • Исполнение административного приостановления деятельности – выносится судьей, органом или должностным лицом и исполняется судебным приставом незамедлительно после вынесения постановления;
    • Исполнение обязательных работ – исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленным федеральным законодательством;
    • Исполнение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения – исполняется лицом, привлеченным к административной ответственности.

    Статья 3.3 КоАП РФ устанавливает основные и дополнительные меры административной ответственности, а также порядок их назначения.

    К основным административным наказаниям относятся:

    • предупреждение;
    • административный штраф;
    • лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида;
    • административный арест;
    • дисквалификация;
    • административное приостановление деятельности;
    • обязательные работы.

    Данные административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

    В качестве основных и дополнительных можно применять следующие виды мер административной ответственности:

    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида (лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ);
    • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
    • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

    Частью 3 статьи 3.3 КоАП РФ закреплено, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Данный принцип призван исключить возможность двойной ответственности за одно и то же правонарушение.

    Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 установлено, что при определении наказания за административное правонарушение необходимо учитывать положения ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ о допустимом сочетании видов административных наказаний за административное правонарушение, имея в виду, что за конкретное правонарушение может быть назначено только основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, предусмотренных санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ.

    Кроме того, при применении указанных норм необходимо иметь в виду, что, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.

    Глава 3. Административное наказание (ст.ст. 3.1 — 3.14)

    Последняя редакция

    1. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

    2. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

    3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Если санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначается только то из административных наказаний, которое может быть назначено указанному лицу.

    1. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП, а также закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний и носят самодостаточный характер. Причем предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие либо конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (ст. 3.3 КоАП).

    Некоторые из перечисленных видов административных наказаний вообще не могут применяться (или могут применяться с ограничениями) к определенным, точно указанным в КоАП, категориям граждан, например несовершеннолетним и др., в рамках статей 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10 КоАП.

    Основное административное наказание применяется как самостоятельная мера, в единичном варианте. Недопустимо применение вместе с предупреждением, административным штрафом, лишением специального права, административным арестом, дисквалификацией и административным приостановлением деятельности каких-либо других мер административного наказания.

    2. В свою очередь, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства не могут применяться только самостоятельно, а именно в качестве дополнения к тем видам, которые перечислены в части 1 данной статьи.

    3. Материально-административными гарантиями защиты выступает законодательное закрепление в КоАП основных принципов и правил привлечения к административной ответственности. Что является средством защиты субъектов от бюрократизации, формализации общества, свободы от тотального контроля и произвола со стороны властей. И то, что за одно административное правонарушение предусмотрено назначение основного либо основного и дополнительного административного наказания, выражает цель общих материально-административных гарантий административной ответственности, то есть обеспечение условий для правомерного привлечения лица к административной ответственности за совершенные административные правонарушения и выполнение задач производства по делам об административных правонарушениях.

    Целью материально-административных гарантий административной ответственности является создание (посредством правовых норм) предпосылок и условий для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности, от многократного, злонамеренного принуждения со стороны властей, а также для реализации своих прав и свобод.

    1. Санкцией административно-правовой нормы может быть предусмотрено несколько вариантов назначения наказания. В зависимости от этого критерия в данной статье административные наказания классифицируются на основные и дополнительные.

    2. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Согласно п.1 рассматриваемой статьи предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

    3. Дополнительными являются такие административные наказания, которые могут назначаться как самостоятельно, так и присоединяться к основным мерам наказания. В качестве как основного, так и дополнительного административного наказания, как и прежде, законодатель указывает возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискацию орудия или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

    4. Необходимость применения дополнительного наказания обусловлена характером правонарушения, личностью виновного. Оно может быть назначено только в том случае, если это прямо предусмотрено в санкции применяемой нормы. Например, нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации (ч.2 ст.18.4).

    5. В тех случаях, когда дополнительное наказание имеет альтернативный характер, назначение его является правом должностного лица, судьи. Так, за непринятие мер по таможенному оформлению или выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств, налагается штраф в размере от 1/10 до 1/2 стоимости явившихся предметами административного правонарушения товаров и (или) транспортных средств с конфискацией или без таковой (ст.16.16).

    При этом за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

    6. Применение дополнительного наказания должно быть продиктовано характером правонарушения, личностью, обстоятельствами дела.

    7. Что касается законодательства субъектов РФ, санкции могут предусматривать только основное наказание в виде предупреждения или штрафа, поскольку в соответствии с п.3 ч.1 ст.3.2 эти виды могут устанавливаться не только КоАП РФ. Очевидно, законодательство субъектов РФ об административной ответственности в части установления и применения административного наказания должно быть приведено в соответствие со ст.3.2 и 3.3 настоящего Кодекса.

    Статья 31.6. Приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания

    1. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение.
    2. Принесение протеста на постановление об административном аресте или административном приостановлении деятельности не приостанавливает исполнение этого постановления.

    Основные и дополнительные административные наказания

    Суть наказания — кара, определенное возмездие за неблагоприятное социальное поведение, имеющее своей целью предупреждение совершения новых правонарушений. Основной, таким образом, является предупредительная функция административного наказания. Законом закреплено, что административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Последнее утверждение вызывает некоторое удивление, поскольку государственное и общественное осуждение, заложенное в сущности административной ответственности, должно с неизбежностью отражаться на деловой репутации юридического лица. В противном случае административная ответственность превратится в простую формальность, не выполняющую функции предотвращения совершения правонарушений (особенно в свете того обстоятельства, что к юридическому лицу могут быть применены фактически лишь финансовые и организационные меры, достаточно легко им переживаемые). Быть привлеченным к административной ответственности для человека должно быть стыдным, а для руководства юридического лица означать определенную нечистоплотность их деятельности и связана с отрицательной деловой репутацией.

    Общие правила наложения административного наказания:

    1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.
    2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
    3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
    4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
    5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

    Всего предусмотрено 10 видов наказаний. Самое распространенное и известное, это штраф. Обратите внимание, что за каждое конкретное нарушение предусмотрена своя ответственность.

    Итак, виды ответственности:

    1. Предупреждение.
    2. Штраф.
    3. Конфискация орудия или предмета нарушения (денег, контрафактной продукции, оружия и т. д.), то есть безвозмездное их изъятие в государственную собственность.
    4. Лишение специального права (на управление транспортом, хранение и ношение оружия и других).
    5. Арест.
    6. Выдворение иностранцев и лиц без гражданства за пределы страны за нарушения миграционного законодательства.
    7. Дисквалификация, то есть запрет занимать определенные должности на государственной или муниципальной службе либо заниматься определенными видами деятельности (например, руководить организацией).
    8. Приостановление деятельности предпринимателей или организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений и т. п. полностью или частично.
    9. Обязательные работы, то есть принудительное выполнение полезных для общества работ в свободное от учебы или работы время.
    10. Запрет на посещение спортивных мероприятий.
    Определение 8

    Конфискация орудия/предмета административного правонарушения согласно статье 3.7 КоАП РФ является по своей сути принудительным безвозмездным обращением в федеральную собственность либо собственность субъектов государства тех вещей, которые не были изъяты из оборота.

    Стоит учитывать, что конфискация охотничьего оружия, боеприпасов и прочих орудий охоты/рыболовства, разрешенных законом, не может быть применена к тем лицам, которые используют охоту/рыболовство в качестве основного законного источника средств для своего существования.

    Конфискацией не является изъятие из незаконного владения правонарушителя орудия, коим это нарушение было совершено или же предмета такого нарушения, если они:

    • подлежат возврату законному владельцу на законодательном уровне;
    • изъяты из оборота или находятся в противоправном владении правонарушителя и подлежат переводу в государственную собственность/уничтожению на этом или ином основании.
    Определение 9

    Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства — это принудительное и контролируемое их перемещение через госграницу государства за его пределы или же, в случаях, предусмотренных законом — контролируемый самостоятельный выезд подобных лиц из России.

    Согласно статье 3.10 КоАП административное выдворение в качестве меры наказания назначается в судебном порядке. Если же иностранное лицо или лицо без гражданства совершило административный проступок в процессе въезда в РФ, то такая мера наказания назначается уполномоченными должностными лицами таможни или пограничных войск.

    Общая характеристика административных наказаний

    Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушении как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

    Административные наказания выполняют в известной мере функцию предупреждения преступлений.

    Административные наказания имеют сходство и различие с мерами административного пресечения. Их объединяет часто общность оснований применения (административное правонарушение), а также их целевое назначение — предупреждение правонарушений.

    Однако меры административного пресечения не являются мерами административной ответственности. Они направлены на прекращение правонарушения и привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с характером совершенного им правонарушения. Меры пресечения могут предшествовать применению административных наказаний и не влияют на их выбор органом, судьей, должностным лицом, решающим дело. При наличии обстоятельств, указанных в законе, меры административного пресечения могут предшествовать применению уголовно-процессуальных мер, если в действии (бездействии) будут установлены признаки преступления.

    Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав и др.).

    Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

    Основными видами административных наказаний являются:

    1. предупреждение;
    2. административный штраф;
    3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
    6. административный арест;
    7. административное выдворение из пределов РФ иностранного гражданина и лица без гражданства;
    8. дисквалификация;
    9. административное приостановление деятельности.

    В отношении юридических лиц могут применяться предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, конфискация, административное приостановление деятельности.

    Административные наказания, кроме предупреждения, административного штрафа, устанавливаются только КоАП РФ.

    КоАП РФ подразделяет административные наказания на основные и основные и дополнительные.

    В качестве только основных административных наказаний устанавливаться и применяться могут лишь предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности, а все другие могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания: возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

    Предупреждение — мера административного наказания. Она выражается в официальном порицании физического или юридического лица; выносится в письменной форме. Устное предупреждение не является административным наказанием. Предупреждение как наказание влечет за собой те же юридические последствия, как и все другие основные административные наказания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.

    Следует также учитывать, что в форме предупреждения могут устанавливаться меры административного пресечения. В

    каких случаях оно является административным наказанием, устанавливается КоАП РФ, законами субъектов РФ, предусматривающими административную ответственность за те или иные правонарушения.

    Административный штраф — денежное взыскание, выражающееся в рублях и устанавливаемое для граждан в размере, не превышающем пять тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей: для юридических лиц — одного миллиона рублей. Он не может быть менее ста рублей.

    Административный штраф за определенные материальные (неформальные) административные правонарушения может выражаться в величине, кратной стоимости, сумме, выручки, т.е. в зависимости от характера административных правонарушений, выраженных в денежной (стоимостной) форме.

    Предусмотрены две разновидности исчисляемого таким образом штрафа: он не может превышать: а) трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения; суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию; б) одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

    По экспертным оценкам, ежегодно в России совершается от 60 до 80 млн. нарушений административно-правового характера.

    Административная деликатность в современной России, представляет значительную опасность для существующего правопорядка. Защита общественных отношений от административных правонарушений становится одной из важнейших задач государства. Выработка стратегии противодействия этим правонарушениям — составная часть политики Российской Федерации.

    Как отмечают исследователи, многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. XX в. эта тенденция стала проявляться еще более заметно. В XXI в. законодательство об административной ответственности бурно развивается. Был принят новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1. (далее — КоАП). С 1 июля 2002 г. в него внесено более 120 поправок. Были внесены поправки в систему административных наказаний, увеличены размеры таких наказаний, как штраф, лишение прав, дисквалификация. Значительно увеличилось число составов административных правонарушений и количество субъектов, привлекаемых к административной ответственности.

    Вопросы административных правонарушений и наказаний являются весьма важным и существенным не только для юридической науки, но и для социальной практики. Особую значимость оно приобретает в современных условиях России, когда, с одной стороны, — растет число правонарушений, а с другой, — поставлена задача формирования правового государства и гражданского общества. Поэтому сейчас как никогда важно, чтобы ни один правонарушитель не мог уклониться от законной ответственности, и в то же время — ни один невиновный не был необоснованно наказан. Вместе с тем необходимо, чтобы в каждом случае, когда это возможно, были приняты меры к восстановлению нарушенного права как физических лиц, так и организаций.

    Сказанное предопределяет значение исследования административных правонарушений и наказаний за их совершение.

    Цель настоящей работы: анализ понятия и отличительных особенностей административных правонарушений, а также административных наказаний.

    Для достижения указанной цели мною были поставлены следующие задачи:

    определить понятие и признаки административных правонарушений;

    сравнить административные правонарушения с преступлениями и налоговыми правонарушениями;

    установить существующие виды административных наказаний и их классификации;

    охарактеризовать основные административные наказания;

    рассмотреть дополнительные административные наказания.

    Объектом исследования является административное правонарушение и административная ответственность. Предметом исследования — взаимосвязь административного правонарушения и административной ответственности и их место в системе права. Первая глава посвящена основанию наступления административной ответственности — административному правонарушению Во второй главе рассматриваются общие вопросы административной ответственности. Раскрывается понятие и порядок применения основных и дополнительных наказаний.

    Исходя из общих принципов права основой государственного управления при любом государственном устройстве является принуждение одной группой лиц — властной элитой — остальной части гражданского общества, сложившегося в определенном государстве. Основное выражение метод принуждения находит в юридической регламентации нормами административного права, наряду с другими его отраслями (уголовным, гражданским, налоговым и т.д.), определенного перечня прав, свобод и обязанностей индивида по отношению к личности, обществу и государству в целом. В частности, это применение государственными органами различных видов административной ответственности к субъектам административного права, которые нарушили те или иные нормативные предписания КоАП и регионального законодательства в области административного права, что, согласно административной науке и сложившейся правоприменительной практике, является административным правонарушением.

    Правонарушение обычно рассматривается как общественно вредное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного субъекта. При этом во многих случаях подчеркивается, что правонарушение является основанием юридической ответственности или что оно наказуемо.

    Следует обратить внимание на следующее.

    Во-первых, эти определения, содержат указание на все четыре элемента состава правонарушения: его объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

    Во-вторых, отмечается тесная связь между правонарушением и юридической ответственностью. То есть, если деяние не влечет (точнее не может повлечь) ответственности, оно не признается правонарушением.

    В результате большинство авторов признает только четыре вида правонарушений: уголовные, административные, дисциплинарные и гражданско-правовые. Такая классификация основана на отраслевом критерии, а большинство ученых придерживается именно отраслевого критерия классификации юридической ответственности. Некоторые ученые выделяют в особый вид материальные правонарушения, которые характерны для трудового права1 Афанасьев В.С., Сунцова Е.А. Некоторые проблемы теории правонарушений и юридической ответственности: Статья — М.: Журнал «Право и политика» № 3, 2006.. Кроме того, можно говорить и о стоящих особняком международно-правовых нарушениях.

    Такое мнение было на протяжении многих лет и даже десятилетий. Дело в том, что большинство отраслей права не предусматривало собственных штрафных, а иногда и правовосстановительных санкций. Поэтому соответствующие субъекты привлекались к уголовной или административной ответственности, если совершенные ими деяния предусматривались нормами Уголовного кодекса Российской Федерации или КоАП, а также и к дисциплинарной ответственности, если их действиями была нарушена служебная, трудовая или воинская дисциплина. Если же этими деяниями был причинен материальный (а последние годы и моральный) ущерб, то реализовались меры, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Однако в последние годы произошли существенные перемены.

    Так, появилось новое законодательство, предусматривающее собственные меры наказания и собственные процедуры реализации ответственности. Речь идет, например, о Налоговом и Таможенном кодексах Российской Федерации, закрепляющих особые составы правонарушений и устанавливающих собственные, хотя и сходные с административно-процессуальными, процедуры.

    Вместе с тем, в отечественной науке стали активно разрабатываться вопросы ответственности в других отраслях права. В связи с существенным изменением общественных отношений, повышением роли ответственности в функционировании общества и государства, принятием ряда новых нормативно-правовых актов в юридической литературе в результате научных исследований были выявлены конституционная, уголовно-процессуальная, финансовая, гражданско-процессуальная, уголовно-исполнительная ответственность Мусаткина А.А. Соотношение финансовой ответственности с иными видами юридической ответственности: Статья — М.: Журнал «Право и политика» N 8, 2005..

    Правоприменитель также оперирует понятием «налоговая ответственность» Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. N 7..

    Часть 1 ст. 2.1 КоАП устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, принимаемые в соответствии с КоАП, не должны ему противоречить.

    Проблема соотношения федеральных правоустанавливающих актов с законами субъектов Федерации является одной из самых насущных. Согласно п. 2, 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП к ведению Российской Федерации относится установление перечня видов административных наказаний, а также административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; по смыслу ч. 1 ст. 2.1 КоАП допускается установление административной ответственности также и в законах субъектов Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению. Наличие противоречия может быть установлено при принятии субъектами Федерации законов об административных правонарушениях по полномочиям, ��тнесенным к предметам ведения Российской Федерации Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2007 N 9-Г07-11 «Об оставлении без изменения решения Нижегородского областного суда от 18.04.2007, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующей ст. 7.4 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях» // СПС КонсультантПлюс..

    В последнее время в юридической литературе широкое распространение получили публикации на тему разграничения административных правонарушений и преступлений.

    Действительно, административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности близко граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение работнику милиции и др.).

    Общими признаками преступлений и административных правонарушений являются вредоносность, противоправность, виновность и наказуемость. Общие черты имеют и элементы состава административного правонарушения и преступления. Недаром одной из особенностей КоАП является использование в нем уголовно-правовой терминологии. Это дает основание для вывода о сближении уголовного и административного права. Так, новеллой КоАП является введение в него термина «административные наказания» вместо ранее использовавшегося «административное взыскание». Сторонники переименования мер административной ответственности подчеркивают, что с изменением названия создана база для изменения концептуальных и законодательных подходов к соотношению административной ответственности и ответственности уголовной.

    Такая позиция законодателя в КоАП представляется непоследовательной. Отказываясь от термина «административные взыскания», законодатель тем не менее в ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // СЗ РФ, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3. предусмотрел дисциплинарные взыскания, а не дисциплинарные наказания. Налицо двойной стандарт в названии мер различных видов юридической ответственности.

    Отграничение административного правонарушения от преступления обычно проводится по объективной стороне состава. Так, преступление, предусмотренное ст. 149 Уголовного кодекса Российской Федерации «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них», отграничивается от административного правонарушения с почти аналогичной формулировкой диспозиции правовой нормы (ст. 5.38 КоАП) по признаку использования субъектом преступления служебного положения, насилия или угрозы его применения с целью запугивания людей и тем самым воспрепятствования проведению той или иной массовой акции. При отсутствии этих квалифицирующих признаков те же действия будут рассматриваться в качестве административного правонарушения.

    Для отграничения административных правонарушений от преступлений применяется и такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет — как административное правонарушение (ст. 12.24 КоАП). При этом отсутствие тяжких последствий при административном правонарушении конкретизируется возможностью причинения только легкого вреда здоровью потерпевшего, т.е. причинения вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство; материальный ущерб не должен быть крупным, которым признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей (примечание 4 к ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации). Иногда достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил учета, хранения, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление.

    Нередко критерием является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Например, мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступления (ст. ст. 158, 159, 160 Уголовного кодекса Российской Федерации) на сумму, не превышающую одну тысячу рублей, считается административным правонарушением (примечание к ст. 7.27 КоАП), а свыше одной тысячи рублей — преступлением Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /под. ред. Гуева А.Н. — Система ГАРАНТ, 2010..

    Следует отметить, что в отличие от Уголовного кодекса Российской Федерации Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ, 1996, N 25 ст. 2954. в КоАП ничего не говорится об оконченном и неоконченном административном правонарушении. Впрочем, Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6. С. 3 — 12..

    В главе 7 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплен один из важнейших институтов — соучастие в преступлении. В то же время КоАП не дает понятие соучастия в административном правонарушении, не предусматривает виды соучастников. Таким образом, законодатель в КоАП не заимствовал уголовно-правовой термин «соучастие» применительно к административным правонарушениям, что не может не вызывать возражений.

    В КоАП говорится о совершении административного правонарушения группой лиц, но в отличие от Уголовного кодекса Российской Федерации это рассматривается не как один из видов соучастия, а только лишь как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

    ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

    Общие наказания военнослужащих включает в себя все виды, предусмотренные для гражданских лиц.

    • За совершение общеуголовных преступлений – уголовную ответственность;
    • За административные правонарушения – административную;
    • За совершение правонарушений, связанных с исполнением служебных обязанностей – дисциплинарную.

    Основание для назначения являются статьи уголовного кодекса или кодекса об административных правонарушениях, ведомственные должностные инструкции и регламент несения воинской службы и поведения в воинской части в условиях мирного времени.

    Этот вид наказаний применяется исключительно к военнослужащим, принявшим присягу. Он не может быть распространен на гражданских лиц или лиц работающих в воинских частях по контракту, но не являющихся военнослужащими. Если преступление совершается в соучастии и один из преступников является военнослужащим, а другой – гражданским лицом, при назначении наказания военный суд может применить различные наказания, не смотря на одинаковую степень вины совершивших преступление. Военнослужащий срочной службы может быть направлен для отбывания наказания в дисциплинарную воинскую часть, а гражданский преступник – получить условный или реальный срок, но в колонии соответствующего вида режима. Так же к военнослужащему могут быть применены дополнительные виды ответственности – лишение воинского звания или ограничения по службе.

    Кроме рассмотренного случая, специальные виды наказаний применяются к военнослужащим в условиях несения ими боевого дежурства, участия в военных действиях или во время вооруженного конфликта. Такие виды наказаний содержаться в специальных составах уголовного кодекса (глава XII) «Воинские преступления». Предусмотренные в ней наказания, ни при каких обстоятельствах не могут применяться к гражданскому контингенту.

    Является административным дисциплинарным наказанием, которое применяется по представлению командира воинской части или гарнизонного начальства. Срок ареста не может превышать 45 суток непрерывного нахождения в помещении камерного типа. Ето единственный вид наказания, которому подвергаются как офицеры, так и рядовой и сержантский состав.

    Существует два вида гауптвахты:

    Войсковая (корабельная). Решение об отбытии ареста на ней примимает командир воинской части или гарнизонный начальник (срок ареста не может превышать 5 суток);

    Гарнизонная – на ней содержаться военнослужащие по решению военного суда.

    Основными правонарушениями за которые военнослужащий может угодить на «губу» являются:

    • Нарушение устава гарнизонной или караульной службы;
    • Небрежное обращение с оружием;
    • Опоздание из увольнительной или из отпуска;
    • Краткосрочное самовольное оставление воинской части;
    • Состояние наркотического или алкогольного опьянения на территории воинской части или во время несения воинской службы.

    Отбывание наказания в виде ареста лица офицерского и сержантского состава отбывают раздельно. Содержаться в помещениях камерного типа под усиленной вооруженной охраной. Срок нахождения под арестом (на гауптвахте) не засчитывается в общий срок службы. Во время ареста провинившийся воин не может повышаться в воинском звании, представляться к наградам или поощрениям, назначаться на новую должность или увольняться по окончании срока службы до полного отбывания срока ареста.

    Первый вид наказания применяется к военнослужащим контрактной службы. Он может быть назначен на срок от 3 месяцев до 2 лет не только за преступления против военной службы (содержащиеся в главе XII УК РФ), но и за совершение общеуголовных преступлений, в качестве меры ответственности за которые предусмотрены исправительные работы на срок не более 2 лет.

    Суть ограничения по военной службе состоит в том, что по приговору суда командование воинской части, в которой служит военнослужащий, вводит в отношении его предусмотренные ст. 51 УК ограничения:

    • Ежемесячные материальные удержания из денежного довольствия контрактника (но не более 20%);
    • Приостановку повышения в воинском звании, классном чине или должности;
    • Срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания или начисления военной пенсии.

    Обычно осужденный к этому виду наказания военнослужащий продолжает исполнять свои должностные обязанности. В редких случаях, когда они связаны с руководством другими военнослужащими, чтобы не нарушать принципа этичности подчинении осужденному лицу, военнослужащий-контрактник может быть перемещен на другое место службы.

    Перемещение на другое место службы может быть применено в случаях повышенной ответственности осужденного контрактника на время несения боевого дежурства, участия в военных операциях, при несении гарнизонной службы, связанной с управлением боевой техникой или оборотом оружия.

    1. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.

    2. Остальные административные наказания, перечень которых дан в ст. 3.2 настоящего Кодекса, могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания.

    3. Дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса.

    4. В санкциях некоторых статей Особенной части Кодекса указываются наказания, которые могут (например, ст. ст. 8.17 — 8.20, 8.37, 8.39) или должны (например, ст. ст. 7.12, 7.15, 14.16, 14.17) быть назначены в качестве дополнительных. Там, где санкция сформулирована как альтернативная (например, «штраф с конфискацией. или без таковой»), дополнительное наказание может быть применено или не применено по усмотрению судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Необходимость в применении дополнительного наказания должна быть продиктована характером правонарушения, степенью вины нарушителя и другими обстоятельствами дела.

    Если же санкция применяемой статьи Особенной части Кодекса не содержит альтернативы, то судья, рассматривающий дело, обязан наряду с основным назначить также и дополнительное наказание. Воздержаться от его назначения, руководствуясь характером совершенного правонарушения или личностью нарушителя, правоприменитель уже не может.

    5. Комментируемая статья содержит важное положение о допустимых вариантах сочетания мер ответственности за административное правонарушение. За конкретное административное правонарушение может быть назначено либо основное, либо основное плюс одно из дополнительных административных наказаний. В качестве основного за совершение административного правонарушения может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта Федерации. Основные наказания несочетаемы друг с другом. Как общее правило недопустимо одновременное применение двух дополнительных наказаний.

    При назначении административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, в решении вопроса о сочетании основных и дополнительных административных наказаний необходимо руководствоваться ст. 4.4 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 4.4).

    6. Если законодатель сочтет нужным в последующем ввести новый вид административного наказания, то одновременно ему необходимо решить, будет ли это наказание применяться только как основное, или возможно его применение и как основного, и как дополнительного административного наказания.

    Если у вас остались вопросы по статье 3.3 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    Статья 4.1 КоАП РФ содержит материально-правовые нормы, определяющие общие правила (принципы) наложения административных наказаний, а не процессуальные нормы.

    Общие правила назначения административного наказания – правила, которыми обязаны руководствоваться все органы (должностные лица) при наложении наказаний за любое административное правонарушение.

    1) равенства перед законом. Этот принцип означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

    Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания физическому лицу:

    1) характер совершенного административного правонарушения;

    2) личность виновного;

    3) имущественное положение виновного;

    4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность;

    5) обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

    Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания юридическому лицу:

    1) характер совершенного административного правонарушения;

    2) имущественное и финансовое положение юридического лица;

    3)обстоятельства, смягчающие административную ответственность;

    4)обстоятельства, отягчающие административную ответственность

    Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

    Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

    При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

    Если лицо совершило несколько административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и дела о которых рассматриваются одним и тем же судьей, органом, должностным лицом, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В этом случае, при назначении административного наказания могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

    Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, патентного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

    При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения.

    За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

    В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки исчисляются со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

    В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

    Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

    3.Назначение отдельных видов наказаний

    Предупреждение — вид административного наказания, который выражается в официальном порицании физического или юридического лица и выносится в письменной форме. Предупреждение налагается за совершение малозначительного административного правонарушения.

    Назначение административного наказания в виде предупреждения осуществляется без составления протокола[2] . Лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года.

    Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. рублей; для должностных лиц — 50 тыс. рублей; для юридических лиц — 1 млн рублей. Административный штраф также может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения; налогов, сборов или таможенных пошлин; сумме незаконной валютной операции либо иным суммам денежных средств, определенным ст. 3.5 КоАП РФ. Размер административного штрафа не может быть менее 100 рублей.

    Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

    Административная ответственность является видом государственного принуждения, результатом ее применения становится возникновение неблагоприятных последствий для правонарушителя, ограничение прав и свобод личности. В связи с указанными обстоятельствами науку чрезвычайно интересует вопрос об основаниях привлечения к административной ответственности.

    В теории мнения о природе и числе оснований расходятся. Так, Д.Н. Бахрах выделяет три основания административной ответственности:

    • нормативное (систему норм, регулирующих ответственность);
    • фактическое (деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые правовыми санкциями);
    • процессуальное (акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное правонарушение).

    Другие авторы склонны выделять лишь два основания: закон как правовое основание и правонарушение как фактическое основание административной ответственности.

    Указанные рассуждения о многогранности основания для привлечения к административной ответственности имеют под собой определенные основания и правильны по сути. Однако следует учитывать, что с точки зрения закона единственным основанием для привлечения лица к административной ответственности является совершение административного правонарушения. Если мы вникнем в структуру термина «правонарушение», то мы поймем, что он уже подразумевает под собой наличие правового основания для привлечения к ответственности.

    Законодательное определение понятия «административное правонарушение» дано в ст. 2.1 КоАП РФ, которая определяет: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Кодекс РФ об административных правонарушениях выделяет следующие группы административных правонарушений:

    • посягающие на права граждан;
    • посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
    • в области охраны собственности;
    • в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
    • в промышленности, строительстве и энергетике;
    • в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
    • на транспорте;
    • в области дорожного движения;
    • в области связи и информатизации;
    • в области предпринимательской деятельности;
    • в области финансов, налогов, сборов и рынка ценных бумаг;
    • в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);
    • посягающие на институты государственной власти;
    • в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
    • против порядка управления;
    • посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
    • в области воинского учета.

    Все правонарушения согласно законодательному определению характеризуются следующими основными чертами:

    1. Административное правонарушение — это деяние, т.е. действие или бездействие. Совершение правонарушения в форме бездействия предполагает, что субъект правонарушения своевременно не предпринял действий, предписанных нормой административного права, т.е. бездействовал. Примером правонарушения, совершаемого в форме бездействия является правонарушение, состав которого сформулирован в ст. 16.16 КоАП РФ: непринятие лицом, перемещающим товары и (или) транспортные средства, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств в установленный срок.

    2. Административное правонарушение всегда противоправно, т.е. нарушает нормы действующего административного законодательства. Зачастую в теории подчеркивают, что административная ответственность наступает за нарушения норм не только административного, но и других отраслей права. Однако, в свете существующего соотношения одной из ведущих отраслей права, административного права, и вновь выделившихся в самостоятельные отрасли права отдельных фактически подотраслей административного права данное утверждение представляется несколько условным.

    3. За указанное деяние установлена административная ответственность. Административная ответственность, как мы указывали выше, может быть установлена исключительно КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции.

    4. Указанное деяние совершено физическим или юридическим лицом. Этот признак существенно отличает административное правонарушение от уголовного преступления и дисциплинарного проступка.

    Понятие наказаний, которые могут быть назначены судом исключительно в качестве дополнительных к уже установленным УК РФ основным наказаниям, содержится в ч. 3 ст. 45 УК РФ.

    Классификация дополнительных наказаний в уголовном праве содержит следующие наказания:

    • Утрата лицом специального чина или звания
      В данной ситуации под утратой специального чина или звания подразумевается утрата лицом привилегий, а именно – чина или звания, которые были таким лицом получены и назначены от имени государства. Как правило, данная мера ответственности за совершение преступления применяется в отношении лиц, несущих службу в государственных органах или структурах.
    • Утрата лицом присвоенного ему воинского звания
      Данный дополнительный вид наказания применяется исключительно для лиц, чья деятельность тесно связана с несением военной службы.
    • Утрата лицом имеющихся у него государственных наград
      Как правило, такой дополнительный вид наказания предусматривается в случае, если лицо вследствие совершения им преступления становится недостойным иметь награду, полученную от имени государства. Какие награды являются государственными, установлено в специальном Указе Президента РФ.
    • Утрата лицом почетного звания.
      Почетные звания назначаются гражданам государством в целях поощрения их деятельности, осуществляемой на благо всего общества. Например, почетным званием, которого лицо может быть лишено вследствие совершения преступления, является звание Народного артиста России.

    УК РФ кроме основных и дополнительных наказаний также предусматривает и смешанные наказания. Смешанными наказаниями являются такие наказания, которые могут быть назначены по усмотрению суда как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания, если такая возможность прямо предусматривается конкретной статьей уголовного кодекса.

    Система смешанных видов наказаний включает в себя такие наказания, как:

    • Штраф
      Под штрафом в уголовном законодательстве понимается денежное взыскание, которое устанавливается лицу за совершенное им преступление. Предельный размер штрафа за совершение преступления составляет 2 миллиона рублей, за исключением отдельно установленных уголовным законом случаев (ст. 46 УК РФ)
    • Лишение возможности лица осуществлять определенные виды деятельности или занимать какую-либо конкретную должность (ст. 47 УК РФ)
      Под лишением осужденного лица занимать определенные должности как правило подразумевается запрет нести государственную или гражданскую службу, а также работать в той или иной профессии. Например, преподаватель может быть лишен возможности осуществлять преподавательскую деятельность в течение определенного времени за совершение преступления, тесно связанного с осуществлением им деятельности в области образования.
    • Ограничение свободы
      Назначая осужденному меру наказания в виде ограничения свободы, суд подразумевает ограничение привычного уклада жизни лица, привлеченного к уголовной ответственности. Так, под ограничением свободы нередко понимаются запреты на смену места жительства или работы, а также на посещение определенных мест или заведений (в том числе, и в ночное время суток).


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *