- Новостройка

Закон рф о бухгалтерском учете 2013

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон рф о бухгалтерском учете 2013». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»» Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц (далее — экономические субъекты):

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

3. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета.

4. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

5. Настоящий Федеральный закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение настоящего Федерального закона.

Законодательная база Российской Федерации

1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Комментарий к статье 1

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц (далее — экономические субъекты):

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 247-ФЗ.

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяетсям с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций бюджетной сферы, распространяются на иные организации в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 247-ФЗ.

3. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета.

4. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».


Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Комментарий к статье 4

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»


Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Комментарий к статье 5

1. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

2. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

3. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

4. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

5. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

6. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Комментарий к статье 8

1. Активы и обязательства подлежат инвентаризации.

2. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

3. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Комментарий к статье 11

ФЗ-402 о бухгалтерском учете был принят 22 ноября 2011 года Государственной Думой РФ. Закон вступил в силу 1 января 2013 года.

Последние поправки в ФЗ-402 были внесены в 3 статью закона 23 мая 2016 года.

Цель внедрения закона — создание единых правил ведения бухучета.

ФЗ-402 применим к следующим категориям граждан РФ:

  • предприятия коммерческого и некоммерческого типа;
  • государственные органы управления;
  • Центробанк РФ;
  • индивидуальные предприятия, в категорию которых входят частные адвокаты, нотариусы и другие;
  • филиалы международных организаций, находящиеся на территории РФ.

Применение ФЗ-402:

  • при составлении финансовой отчетности предприятия;
  • при ведении доверительной бухгалтерской политики на предприятии;
  • при ведении бухгалтерской отчетности в ходе осуществления договора о делении имущества.

Федеральный Закон № 402 о бухгалтерском учете не применяется для составления внутренней отчетности компании, также для предоставления данных кредитным организациям.

Последние изменения закон претерпевал 23 мая 2016 года. Поправки были внесены в главу 9 статьи 3. Из перечня организаций государственного сектора были убраны Государственные Академии Наук.

Статья 1

В статье 1 ФЗ-402 указана информация о целях и предмете закона. В ней представлено понятие бухучета. При последних изменениях, вносимых в закон, в статью 1 поправки не вносились.

Статья 5

Статья 5 ФЗ-402 описывает объекты бухучета, к которым относятся:

  • расходы и прибыль предприятия;
  • привлеченные источники финансирования экономического субъекта;
  • активы организации;
  • обязательства и другие.

После последней редакции ФЗ-402 новых изменений не вносилось.

Статья 6

В статье 6 ФЗ-402 обозначены обязанности при ведении бухучета. Любой экономический субъект должен вести бухгалтерский учет с момента регистрации предприятия до его закрытия.

Правовым актом обозначена категория граждан, имеющим право не вести бухгалтерский учет:

  • индивидуальные предприниматели, сдающие декларацию о доходах и расходах;
  • филиал иностранной компании, действующий по законам своего государства.

Статьей 6 предусмотрено ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме.

НОВЫЙ ЗАКОН «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ»

  1. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из (статья 3):
    • Федерального закона «О бухгалтерском учете»;
    • Других федеральных законов;
    • Указов Президента РФ;
    • Постановлений Правительства РФ
  2. Нормативная база бухгалтерского учета состоит из (пункт 2 статьи 5):
    • Планов счетов бухгалтерского учета и инструкций по их применению;
    • положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, устанавливающих принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
    • других нормативных актов и методических указаний по вопросам бухгалтерского учета;
    • положений и стандартов, устанавливающих принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей
  1. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из (статья 4):
    1. Федерального закона «О бухгалтерском учете»;
    2. Других федеральных законов;
    3. Принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов
  2. К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся (статья 21):
    • федеральные стандарты (обязательны для применения);
    • отраслевые стандарты (обязательны для применения, устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности);
    • рекомендации в области бухгалтерского учета;
    • стандарты экономического субъекта

Остановимся на новшествах, вводимых Законом № 402-ФЗ.

Стандарт бухгалтерского учета — это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (пункт 3 статьи 3 Закона N 402-ФЗ). Согласно части 1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ различают федеральные, отраслевые стандарты и стандарты экономического субъекта. Международные стандарты (МСФО) не поименованы в числе документов в области регулирования российского бухгалтерского учета, они лишь являются основой при разработке федеральных и отраслевых стандартов (п. 4 ст. 20 Закона N 402-ФЗ).

Законом N 402-ФЗ установлена строгая иерархия документов, регулирующих бухгалтерский учет, и установлено правило непротиворечивости этих документов (часть 15 статьи 21 Закона N 402-ФЗ):

  • федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному закону «О бухгалтерском учете»;

  • отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам;

  • рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (пункт 1 статьи 1)

Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными
настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности
(статья 3)

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом

Международный стандарт — стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта

Отчетный период — период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность

План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета

Стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета

Факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3)

Законом № 402 вводя в объекты учета факты хозяйственной жизни вместо хозяйственных операций, добавляет такие новые объекты бухгалтерского учета, как сделки и события (причем не только те, которые уже оказывают влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств, но и те, которые способны оказать такое влияние).

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения (пункт 1 части 2 статьи 6)

Адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете (пункт 2 статьи 4)

Организации, применяющие УСН (кроме бухучета основных средств и нематериальных активов) (п. 3 статьи 4)

Филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, находящиеся на территории РФ — в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством (пункт 2 части 2)

Из Закона № 402-ФЗ следует, что с 2013 года:

  • всем организациям придется вести бухгалтерский учет в полном объеме, включая организации, прменяющие УСН будут вести бухгалтерский учет наряду с остальными и еще представлять бухгалтерскую отчетность в ИФНС и статистическое ведомство. Как отмечает Минфин РФ в своем Письме ПЗ-10/2012 при этом допустимым является применение для регистрации и накопления информации обо всех фактах хозяйственной жизни только одного регистра бухгалтерского учета — книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни. В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 402-ФЗ форма такого регистра бухгалтерского учета утверждается руководителем экономического субъекта;

  • упрощенцам, сдающим бухгалтерскую отчетность впервые, потребуется привести сопоставимые данные за предыдущие два года, т.е. — придется восстановить учет за несколько лет. Как это сделать, законодательство не уточняет, поэтому подойдут любые способы. Некоторые данные можно получить, проведя инвентаризацию остатков таких показателей, как товары, денежные средства, кредиторская задолженность и т. д. Часть сведений можно взять из книг учета доходов и расходов.

Статья 9. Первичные учетные документы

Бухгалтерия — обязательная составляющая любой организации, и частной, и государственной. Контроль за движением денежных средств, выдача заработных плат, расчет прихода-расхода — задачи специалистов по бухучету. Их деятельность, права, обязанности, особенности оформления документов, состав отчетности, порядок учета — все это регулируется федеральным законом № 402 — «О бухгалтерском учете».

Настоящий ФЗ 402 был принят Государственной Думой РФ 22 ноября 2011 года и одобрен Советом Федерации — 29 ноября 2011 года. Предмет его рассмотрения — бухгалтерский учет и отчетность, а точнее — установление единых государственных требований к этим важным составляющим экономики страны.

Среди основных понятий, используемых в законе, стоит отметить следующие:

  • Бухгалтерская отчетность — информация о финансовом положении субъекта экономики;
  • Стандарт бухучета — документ, который устанавливает минимальные требования к предмету закона;
  • Отчетный период — время составления бухгалтерской отчетности;
  • Организации государственного сектора — муниципальные учреждения, имеющие отношение к финансовой деятельности.
  • Последняя редакция федерального закона «О бухгалтерском учете» вступила в силу 18 июля 2017 года. Результат — отдельные положения закона были изменены или дополнены (подробно изменения будут описаны далее в статье).

    За все время его существования, изменения в настоящий федеральный закон вносились неоднократно. Вносились поправки в определения понятий, особенности бухгалтерского учета и в порядок внутреннего контроля в этой сфере. Последняя редакция от 18 июля 2017 года затронула несколько другие составляющие ФЗ 402.

    Измененные пункты закона о бухгалтерии:

    • ч. 1, ст. 21 дополнена пунктом 2.1. Теперь в список документов, связанных с контролем бухгалтерского учета, входят и нормативные акты Центробанка РФ;
    • п. 5, ч. 3, ст. 21 изменен. В новой редакции под федеральные стандарты не попадают планы счетов бухучета и для некредитных финансовых организаций (раньше это относилось только к кредитным);
    • ч. 6, ст. 21 изменена и дополнена. В результате внесенных изменений, нормативные акты Центрального Банка РФ регулируют не только сами планы счетов бухучета, но и порядок их применения, группировку, формы раскрытия информации и др.;
    • ч. 15, ст. 21 изменена и дополнена. В тексте последней редакции данной части федерального закона № 402 добавлен ряд ссылок на часть 6 статьи 21, с той же пометкой — они не должны противоречить стандартам и нормативам Центробанка РФ. Это же касается рекомендаций в области бухгалтерского учета и стандартов экономических субъектов;
    • п.1, ч.1, ст. 23— изменен и дополнен. В этом пункте теперь присутствует ссылка на часть 6 статьи 21 ФЗ 402, которая незначительно расширяет полномочия Центрального Банка Российской Федерации в отношении бухгалтерского учета;
    • ст. 30— дополнена частью 1.1. В ней говорится, что положения по бухучету, принятые Минфином РФ начиная от 1 октября 1998 года признаются федеральными стандартами.

    Закон о бухгалтерском учёте в последней действующей редакции от 31 декабря 2017 года.

    Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

    Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

    Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

    Так, например, Закон о бухгалтерском учёте не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

    Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

    Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учёте» создан с целью совершенствования системы формирования, регулирования бухгалтерского учёта и повышения качества контроля финансовой отчётности. Федеральный закон определяет основные понятия и объекты бухгалтерского учёта, перечень юридических лиц, к которым применяется действие закона, а также перечень экономических субъектов, которые освобождаются настоящим законом от ведения бухгалтерского учёта.

    Новый Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» с изменениями устанавливает особенности организации бухгалтерского учёта организаций, требования, предъявляемые к главному бухгалтеру организаций, на которого возлагается обязанность ведения бухгалтерского учёта. Федеральный закон устанавливает перечень первичных документов, электронных документов, бухгалтерских регистров, необходимых для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» определяет состав, порядок предоставления и требования к финансовой отчётности за отчётный период.

    Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из

    настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические

    основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации,

    других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений

    Правительства Российской Федерации.

    Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с 01.01.2020г.

    Бухгалтерский учет в Российской Федерации регулируется на федеральном уровне рядом правовых документов. Основополагающим документом в этой сфере является Федеральный закон 06.12.2011 № 402-ФЗ — он так и называется «О бухгалтерском учете». Этот закон — относительно новый, он действует с 1 января 2013 года. До его принятия в конце 2011 года бухучет в России регулировал другой документ — Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ с аналогичным названием. Кратко специалисты привыкли называть и первый, и второй документы просто — ФЗ о бухгалтерском учете.

    Новый закон «О бухгалтерском учете» — это более современный документ, пришедший на смену закону 15-летней давности. В нем обновлен понятийный аппарат (обновлены старые, введены новые и переименованы устаревшие термины), уточнены ключевые моменты ведения учета, например, порядок изменения учетной политики, состав первичных учетных документов, состав отчетности. В нем также содержатся новые нормы, связанные с получением информации от контролирующих органов, например, использование электронного документооборота в учете, внутренний мониторинг в экономических субъектах и многое другое. В действующем ФЗ о бухгалтерском учете заложены основы сближения российских правил ведения учёта и международных стандартов финансовой отчётности. 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» состоит из четырех объемных глав.

    Первая глава — «Общие положения» — устанавливает цели, предмет и сферу действия самого закона. В ней также вводятся ключевые термины, используемые в документе. Так, бухгалтерская отчетность определена как «информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями закона». А международный стандарт описан, как «стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта».

    Вторая глава закона устанавливает общие требования к бухгалтерскому учету. Она состоит из 14 статей и рассматривает все основные аспекты: учетная политика, первичные документы, регистры бухучета, инвентаризация, отчетность и т. п.

    Именно в законе 402-ФЗ, в главе второй, устанавливаются квалификационные требования к претенденту на должность главного бухгалтера, которые обязательны для исполнения в ОАО, ПИФах, государственных органах, участниках рынка ценных бумаг. Эти требования касаются высшего образования, определенного стажа работы и отсутствия судимости по экономическим статьям.

    Важное нововведение закона 402-ФЗ, которое активно обсуждалось в процессе принятия документа, — право организации самостоятельно утверждать формы первичных учетных документов. Оно закреплено в статье 9, которая так и называется — «Первичные учетные документы». Практика показывает, что этим правом пользуются очень немногие компании, однако забывать о нем не стоит. Еще одно интересное новшество закона 402-ФЗ — внутренний контроль. Новый ФЗ о бухгалтерском учете обязывает предприятие организовывать и осуществлять внутренний контроль фактов своей хозяйственной жизни.

    Глава третья говорит о регулировании бухгалтерского учета в России в целом. Она устанавливает принципы, определяет субъектов регулирования, распределяет функции государственного и негосударственного регулирования бухучета. В этой главе отдельно отметим статью, посвященную разработке федеральных стандартов в области бухгалтерского учета. Эти стандарты разрабатываются госорганами или негосударственными организациями в сфере регулирования бухучета по специальной программе и определенным правилам (закреплены приказом Минфина). Проекты этих стандартов публикуются в Интернете и выносятся на общественное обсуждение, после чего дорабатываются, принимаются и вводятся в действие.

    И, наконец, глава четвертая содержит заключительные положения закона. Но в ней есть одна важная для всех статья — посвященная хранению бухгалтерских документов. В ней закреплен срок хранения — не менее пяти лет.

    Отметим, что ФЗ о БУ — это не единственный правовой акт, регулирующий учет в организациях. Особое практическое значение также имеют ПБУ — положения о бухгалтерском учете (всего их сейчас 26), каждое из которых устанавливает стандарты ведения учета тех или иных активов, обязательств или фактов хозяйственной деятельности. Также важными и обязательными к исполнению являются приказы Минфина и ФНС.

    [Закон о бухгалтерском учёте] [Глава 2]

    1. Данные, содержащиеся в первичных учётных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учёта.

    2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учёта в регистрах бухгалтерского учёта, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учёта в регистрах бухгалтерского учёта. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учёта понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учёта понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учёта резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

    3. Бухгалтерский учёт ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учёта, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учёта вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учёта.

    4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учёта являются:

    • 1) наименование регистра;
    • 2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;
    • 3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
    • 4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
    • 5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учёта с указанием единицы измерения;
    • 6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
    • 7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

    5. Формы регистров бухгалтерского учёта утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта. Формы регистров бухгалтерского учёта для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    6. Регистр бухгалтерского учёта составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

    7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учёта другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счёт на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учёта, составленного в виде электронного документа.

    8. В регистре бухгалтерского учёта не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учёта должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

    9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учёта, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учёта.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


    О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и признании утратившей силу статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»



    Принят
    Государственной Думой
    13 декабря 2013 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    18 декабря 2013 года


    Признать утратившей силу статью 1 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 339-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7017).


    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

    Президент
    Российской Федерации
    В.Путин



    Москва, Кремль
    21 декабря 2013 года
    N 357-ФЗ



    Электронный текст документа
    подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

    Российская газета,
    N 291, 25.12.2013

    • Нормативное регулирование бухгалтерского учета

      Положительные и отрицательные моменты Закона о бухгалтерском учете. Влияние Закона «О бухгалтерском учете» на руководство бухгалтерским учетом в масштабах страны. Общие принципы организации бухгалтерского учета. Обзор новых нормативных документов.

      курсовая работа [40,6 K], добавлен 04.06.2002

    • Новый закон о бухгалтерском учете — ориентир к переходу на МСФО

      Цели Закона № 402-ФЗ — установление единых требований к бухгалтерскому учету, создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Подробный обзор изменений, вводимых в практику учета новым законом. Круг лиц, на которые он распространяется.

      презентация [227,2 K], добавлен 24.06.2014

    • Особенности инвентаризации и оценка материально-производственных запасов в бухгалтерском учете

      Значение адекватного отражения состояния материально-производственных запасов предприятия в бухгалтерском учете. Классификация материально-производственных запасов, особенности их оценки. Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами.

      курсовая работа [124,7 K], добавлен 23.09.2014

    • Методика отражения в бухгалтерском и налоговом учете прочих расходов организации

      Понятие и классификация прочих расходов в бухгалтерском и налоговом учете, сходство и различия в их признании. Отражение прочих расходов в отчётности организации. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Особенности налогового учета прочих расходов.

      курсовая работа [476,4 K], добавлен 14.01.2018

    • Бухгалтерский учет в России

      Уровни системы регулирования бухгалтерского учета в России. Федеральный закон «О бухгалтерском учете», его особенности, недостатки и необходимость изменения. Действующий план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению на практике.

      контрольная работа [23,9 K], добавлен 24.09.2010

    • Разработка и применение плана счетов в бухгалтерском учете

      План счетов — схема регистрации фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов и субсчетов. В балансе организации приводятся обобщенные данные об объектах бухучета на определенную дату.

      курсовая работа [93,3 K], добавлен 10.12.2008

    • Изменения учетной политики в проекте нового Положения о бухгалтерском учете

      Обсуждение новшеств и сравнительный анализ нового проекта Положения о бухгалтерском учете с предыдущими редакциями. Формирование учетной политики, механизм ее изменения. Значение учетной политики в бухгалтерской отчетности. Изменения оценочных значений.

      реферат [14,3 K], добавлен 23.09.2011

    • Отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций

      Формирование стоимости импортных товароматериальных ценностей и порядок отражения их приобретения в бухгалтерском учете. Составление журнала регистрации данных хозяйственных операций. Денежная оценка операций в иностранной валюте и в рублевом эквиваленте.

      контрольная работа [31,8 K], добавлен 08.02.2015

    • Отражение в бухгалтерском учете оказанных услуг мебельным салоном

      Порядок отражения операций в бухгалтерском учете, связанных с оказанием продавцами мебели дополнительных услуг покупателям. Услуги по доставке и сборке мебели. Консультации дизайнера по оформлению интерьера жилого помещения. Бухгалтерские записи.

      статья [27,0 K], добавлен 24.02.2013

    • Доходы и расходы организации в бухгалтерском и налоговом учете

      Понятие и составляющие доходов и расходов организации в бухгалтерском и налоговом учете. Классификация прочих доходов и расходов для целей бухгалтерского учета. Методика проведения внутреннего аудита доходов и расходов. Обобщение результатов аудита.

      дипломная работа [722,5 K], добавлен 05.07.2010

    \r\n\r\n

    Если старый закон о бухучете разрешал принимать в работу только унифицированные документы, форма которых утверждена Госкомстатом, то теперь следует пользоваться формами, которые разрабатывает сама организация и утверждает ее руководитель.

    \r\n\r\n

    Эти формы можно разработать самостоятельно, а можно использовать и унифицированные, предварительно проверив наличие в них всех обязательных реквизитов, установленных новым законом.

    \r\n\r\n

    \r\n\r\n

    Документы, применяемые организацией для учета фактов своей хозяйственной жизни, должны быть утверждены руководителем организации. При этом руководитель должен утвердить еще и перечень должностных лиц, имеющих право подписи этих первичных учетных документов.

    \r\n\r\n

    Если в организации решили использовать привычные унифицированные формы, их надо всё равно утвердить в качестве применяемых организацией первичных учетных документов. Видимо, большое количество организаций так и поступят, тем более что большинство популярных бухгалтерских программ уже настроено на применение старых унифицированных форм.

    \r\n\r\n

    В связи с этим, очень часто звучит вопрос, надо ли убирать из утверждаемого образца слова «унифицированная форма». Считаю, что если организация утвердит первичный документ с такой надписью, это никак не вступит в противоречие с новым законом.

    \r\n\r\n

    Главное, чтобы этот документ имел все необходимые реквизиты и был утвержден руководителем организации.

    \r\n\r\n

    Часто спрашивают, будет ли являться легитимным первичный учетный документ, на котором совсем не будет указано, кем и когда он утвержден, то есть не будет имени руководителя организации и даты утверждения. На мой взгляд, это уже явно излишние опасения. Отразите эти сведения на бланке — хорошо, не отразите — тоже нормально. Данные сведения не являются обязательным реквизитом.

    \r\n\r\n

    \r\n\r\n

    Когда сопоставляешь нормы старого и нового законов о бухгалтерском учете, сразу обращаешь, что в новом тексте нет запрета на исправление кассовых и банковских документов. Но это вовсе не означает, что введено послабление для бухгалтеров. Речь только о наведении порядка в субординации между нормативными актами.

    \r\n\r\n

    Ведь наличный и безналичный оборот регулируются другими законами, вот им на откуп и отдали регулирование документооборота по кассе и банку. В законе о бухучете оставили лишь хорошо знакомую всем фразу «если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета».

    \r\n\r\n

    Таким актом, в частности, является упомянутое нами выше Положение ЦБ РФ № 373-П, где написано, что исправлять кассовые документы нельзя.

    \r\n\r\n

    Что касается других первичных документов, то их исправлять можно. При этом необходимо поставить дату исправления и подписи лиц, заверявших эти документы изначально, с указанием фамилий и инициалов.

    Если старый закон о бухучете разрешал принимать в работу только унифицированные документы, форма которых утверждена Госкомстатом, то теперь следует пользоваться формами, которые разрабатывает сама организация и утверждает ее руководитель.

    Эти формы можно разработать самостоятельно, а можно использовать и унифицированные, предварительно проверив наличие в них всех обязательных реквизитов, установленных новым законом.

    Закон 402 «О бухгалтерском учете»

    Документы, применяемые организацией для учета фактов своей хозяйственной жизни, должны быть утверждены руководителем организации. При этом руководитель должен утвердить еще и перечень должностных лиц, имеющих право подписи этих первичных учетных документов.

    Если в организации решили использовать привычные унифицированные формы, их надо всё равно утвердить в качестве применяемых организацией первичных учетных документов. Видимо, большое количество организаций так и поступят, тем более что большинство популярных бухгалтерских программ уже настроено на применение старых унифицированных форм.

    В связи с этим, очень часто звучит вопрос, надо ли убирать из утверждаемого образца слова «унифицированная форма». Считаю, что если организация утвердит первичный документ с такой надписью, это никак не вступит в противоречие с новым законом.

    Главное, чтобы этот документ имел все необходимые реквизиты и был утвержден руководителем организации.

    Часто спрашивают, будет ли являться легитимным первичный учетный документ, на котором совсем не будет указано, кем и когда он утвержден, то есть не будет имени руководителя организации и даты утверждения. На мой взгляд, это уже явно излишние опасения. Отразите эти сведения на бланке — хорошо, не отразите — тоже нормально. Данные сведения не являются обязательным реквизитом.

    Когда сопоставляешь нормы старого и нового законов о бухгалтерском учете, сразу обращаешь, что в новом тексте нет запрета на исправление кассовых и банковских документов. Но это вовсе не означает, что введено послабление для бухгалтеров. Речь только о наведении порядка в субординации между нормативными актами.

    Ведь наличный и безналичный оборот регулируются другими законами, вот им на откуп и отдали регулирование документооборота по кассе и банку. В законе о бухучете оставили лишь хорошо знакомую всем фразу «если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета».

    Таким актом, в частности, является упомянутое нами выше Положение ЦБ РФ № 373-П, где написано, что исправлять кассовые документы нельзя.

    Что касается других первичных документов, то их исправлять можно. При этом необходимо поставить дату исправления и подписи лиц, заверявших эти документы изначально, с указанием фамилий и инициалов.

    Федеральный Закон о бухгалтерском учете устанавливает единые требований к бухучету, составлению бухгалтерской отчетности, устанавливает правовой механизм регулирования бухгалтерского учета. Последняя редакция Закона действует с 01.01.2014 г., сам же ФЗ «О бухгалтерском учете» за N 402-ФЗ вступил в силу с 06.12.2011 г. Он является основным документом в Законодательстве РФ о бухгалтерском учете наряду с принимаемыми в соответствии с ним соответствующими нормативными правовыми актами.

    Руководствоваться им обязаны все действующие на территории России коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, филиалы иностранных компаний, а также Центробанк РФ и государственные органы из числа бюджетных и внебюджетных фондов.

    Закон РФ о бухгалтерском учете устанавливает стандарты бухгалтерского учета. Их нарушение может повлечь за собой административную или уголовную ответственность. Нормы, указывающие на возможность привлечения к соответствующему виду ответственности, закреплены в ст. 18. Они являются отсылочными к соответствующим положениям УК РФ и КоАП РФ. Любые консультации по последним изменениям в Закон о бухгалтерском учете могут дать региональные отделения ИФНС (инспекции федеральной налоговой службы).

    Комментируемый закон дополняет перечень документов, регулирующих бухгалтерский учет, новым видом документа – нормативным актом Центрального банка РФ. С 19 июля 2017 год нормативные акты ЦБ РФ будут устанавливать планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, порядок их применения, а также порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета кредитными и некредитными финансовыми организациями. В этих целях дополнена, в частности, статья 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

    Положения по бухучету, утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу закона о бухучете, признаются с 19 июля 2017 года федеральными стандартами. Поправка об этом внесены в ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

    Также появилось уточнение о том, что к ПБУ не применяется требование о том, что отраслевые стандарты и соответствующие нормативные акты ЦБ не должны противоречить федеральным стандартам.

    1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

    2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

    3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

    4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

    1) наименование регистра;

    2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

    3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

    4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

    5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

    6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

    7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

    5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

    7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа.

    8. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

    9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

    АПК РФ

    ГК РФ (часть I)

    ГК РФ (часть II)

    ГК РФ (часть III)

    ГК РФ (часть IV)

    ГПК РФ

    ГрК РФ

    Жилищный кодекс

    КАС РФ

    КоАП РФ

    НК РФ (часть I)

    НК РФ (часть II)

    Семейный кодекс

    ТК РФ

    УИК РФ

    УК РФ

    УПК РФ

    Бюджетный кодекс

    Воздушный кодекс

    Водный кодекс

    Земельный кодекс

    Лесной кодекс

    Ст. 9 ФЗ 402 о первичных документах включает в себя 8 пунктов. Изменения за 2016 год коснулись 1, 2, 3, 4 пунктов статьи.

    • В п 1 ст 9 402 ФЗ указано, что не принимается к бухучету первичная документация, через которую оформлены не существующие факты, находящиеся в составе мнимых и притворных договоров. Определение притворных и мнимых договоров указано во втором пункте статьи;
    • В п. 2 ст 9 402 ФЗ указано понятие мнимых и притворных сделок. Это несуществующие факты, объекты, расходы-доходы, обязанности вписанные в бухучет не по факту действия. Составление документации на основании недостоверных данных, карается административной и уголовной ответственностью;

    Притворный объект учета — объект, подменяющий другой предмет сделки в документах, для прикрытия притворных договоров. В список мнимых объектов не входят резервные фонды, указанные в законе РФ, и траты на их формирование. Другими словами, во 2 пункте статьи 9 указано, что вносить в учетную документацию незарегистрированные сделки хозяйственно-финансового характера неправомерно, также как и внесение записей в учет на основе фальшивой документации;

    Перечень обязательных сведений о первичных учетных актах установлен в пункте 2 ст. 9. Ниже перечисленные реквизиты необходимо указать в обязательном порядке:

    • Название акта;
    • Число и год написания;
    • Название предприятия-составителя;
    • Состав факта хоздеятельности;
    • Денежный или натуральный эквивалент величины измерения факта хоздеятельности (единицы измерения нужно указать);
    • Должность сотрудника, заключившего договор, проводившего операцию, лиц отвечающих за оформление сделки;
    • Личную подпись ответственных за совершение и оформление договора и операций лиц, а также инициалы или идентификационную информацию.

    Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учету (ст.ст. 5 — 19)

    Бухучет для фирм на УСН «доходы» тоже обязателен, несмотря на то, что для расчета величины уплачиваемого налога нужны только доходы и суммы платежей, которые могут уменьшить начисленный налог.

    Как ведут учет ИП на УСН

    У ИП нет обязанности вести бухгалтерский учет (подп. 1 п. 2 закона № 402-ФЗ). Это дополнительно подтверждено письмами Минфина России от 20.05.2015 № 03-11-11/28947 и от 17.10.2014 № 03-11-11/52522. Для них обязателен только налоговый учет, на основании которого заполняется декларация по УСН. При желании вести бухгалтерский учет ИП может либо организовать его с помощью одного из вышеописанных способов, либо использовать какой-то свой метод.

    Ведение бухгалтерского учета при УСН обязательно только для юридических лиц. Если юрлицо, применяющее УСН, является субъектом малого предпринимательства, оно имеет возможность применять упрощенный способ ведения учета и формировать отчетность по упрощенной форме. Выбранные способы учета, применяемый план счетов, формы документов, отчетности, порядок хранения документов и многие другие аспекты организации и ведения учета организация разрабатывает самостоятельно и утверждает в учетной политике.

    Источники:

    • Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
    • Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н
    • Налоговый кодекс РФ

    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

    Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

    1) аккредитация – признание уполномоченным органом правомочий профессиональных организаций бухгалтеров и организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров, предусмотренных настоящим Законом, подтвержденных свидетельством по форме, утвержденной Правительством Республики Казахстан;

    2) первичные учетные документы (далее — первичные документы) — документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет;

    3) аккредитованная организация по профессиональной сертификации бухгалтеров (далее – организация по сертификации) – юридическое лицо, осуществляющее сертификацию кандидатов в профессиональные бухгалтеры, аккредитованное в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;

    4) аккредитованная профессиональная организация бухгалтеров (далее – профессиональная организация) – некоммерческая организация, являющаяся объединением бухгалтеров и (или) бухгалтерских организаций, аккредитованная в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;

    5) регистры бухгалтерского учета — формы для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для ее отражения в системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

    6) бухгалтерская организация — организация, предоставляющая услуги в сфере бухгалтерского учета, являющаяся членом профессиональной организации;

    6-1) дочерняя организация – организация, которая в соответствии с международными стандартами признается как подконтрольная основной организации и представляет финансовую отчетность основной организации для составления консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам;

    7) организации публичного интереса – финансовые организации (за исключением юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой), акционерные общества (за исключением некоммерческих), организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые), хлебоприемные предприятия и организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, а также государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

    8) профессиональный бухгалтер – физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, являющееся членом профессиональной организации;

    Примечание ИЗПИ!
    Статью 1 предусмотрено дополнить подпунктом 8-1) в соответствии с Законом РК от 13.05.2020 № 325-VІ (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

    9) сертификат профессионального бухгалтера (далее — сертификат) — документ, выданный организацией по сертификации, удостоверяющий профессиональную квалификацию бухгалтера;

    10) депозитарий финансовой отчетности (далее – депозитарий) – электронная база данных, содержащая годовую финансовую отчетность и аудиторские отчеты, ежегодно сдаваемые организациями, списки аффилированных лиц акционерных обществ, а также информацию о корпоративных событиях акционерных обществ, с открытым для пользователей доступом;

    11) стандарт финансовой отчетности — документ, устанавливающий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

    12) национальные стандарты финансовой отчетности (далее — национальные стандарты) — стандарты финансовой отчетности, утвержденные уполномоченным органом;

    13) международные стандарты финансовой отчетности (далее – международные стандарты) и международный стандарт финансовой отчетности для организаций малого и среднего бизнеса (далее – международный стандарт для малого и среднего бизнеса) – стандарты финансовой отчетности, утвержденные Советом по международным стандартам финансовой отчетности;

    13-1) основная организация – организация, которая в соответствии с международными стандартами признается как контролирующая одну и более дочерние организации и представляет консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам;

    14) уполномоченный орган — центральный государственный орган, осуществляющий регулирование деятельности в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

    Статья 4. Цель бухгалтерского учета и финансовой отчетности

    Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.

    Статья 5. Принципы и основные качественные характеристики бухгалтерского учета и финансовой отчетности

    1. Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность.

    2. Основными качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

    Статья 6. Система бухгалтерского учета

    1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

    2. Учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению индивидуальным предпринимателем или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности.

    3. Операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться:

    1) адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий;

    2) хронологическая и своевременная регистрация операций и событий;

    3) приведение в соответствие синтетического (итогового) учета с аналитическим (детальным).

    4. Операции и события отражаются на синтетических счетах способом двойной записи на основании типового плана счетов бухгалтерского учета организаций, соответствующего требованиям, установленным уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан.

    Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица (далее — руководство), которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации.

    5. Индивидуальные предприниматели и организации обеспечивают ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности на государственном и (или) русском языках.

    Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2012 № 30-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 26.12.2012 № 61-V (вводится в действие с 01.01.2013).

    Статья 7. Бухгалтерская документация

    Примечание РЦПИ!
    До 1 января 2013 года по тексту статьи 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» слова «идентификационный номер» считать словами «регистрационный номер налогоплательщика» в соответствии с Законом РК от 05.07.2012 № 30-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

    1. Бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

    Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.

    2. Формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

    Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

    С изменениями и дополнениями, внесенными
    Законами Украины
    от 11 мая 2000 года N 1707-ІІІ,
    от 8 июня 2000 года N 1807-ІІІ,
    от 22 июня 2000 года N 1829-ІІІ,
    от 9 февраля 2006 года N 3422-ІV,
    от 8 июля 2010 года N 2457-VІ,
    от 2 декабря 2010 года N 2756-VІ,
    от 15 февраля 2011 года N 3024-VІ,
    от 12 мая 2011 года N 3332-VІ
    (изменения, внесенные подпунктами 3, 4 пункта 1 Закона Украины
    от 12 мая 2011 года N 3332-VІ, вступают в силу с 1 января 2012 года),
    от 7 июля 2011 года N 3614-VІ,
    от 22 декабря 2011 года N 4224-VІ,
    от 13 апреля 2012 года N 4652-VІ,
    от 2 октября 2012 года N 5406-VІ,
    от 16 октября 2012 года N 5463-VІ,
    от 24 октября 2013 года N 663-VІІ,
    от 2 сентября 2014 года N 1669-VІІ,
    от 14 октября 2014 года N 1702-VІІ,
    от 17 июля 2015 года N 652-VІІІ,
    от 3 сентября 2015 года N 675-VІІІ,
    от 2 июня 2016 года N 1405-VІІІ,
    от 3 ноября 2016 года N 1724-VІІІ
    (изменения, внесенные Законом Украины от 3 ноября 2016 года N 1724-VІІІІ,
    вводятся в действие с 3 января 2017 года),
    от 13 апреля 2017 года N 2019-VІІІ,
    от 5 октября 2017 года N 2164-VІІІ,
    от 16 ноября 2017 года N 2210-VІІІ,
    от 18 сентября 2018 года N 2545-VІІІ,
    от 16 января 2020 года N 465-ІX,
    от 30 марта 2020 года N 540-IX,
    от 17 июня 2020 года N 720-IХ

    (В тексте Закона слова «предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения» во всех падежах и числах заменены словами «субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих областях» в соответствующем падеже и числе согласно Закону Украины от 18 сентября 2018 года N 2545-VІІІ)

    Данный Закон определяет правовые принципы регуляции, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине.

    1. Данный Закон вступает в силу с 1 января 2000 года.

    Административные штрафы, которые могут быть наложены в соответствии с Законами Украины на руководителей и других должностных лиц предприятий в связи с допущенными методологическими ошибками или арифметическими описками ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, связанными с введением национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, применяются с 1 января 2001 года.

    (пункт 1 раздела V дополнен абзацем вторым согласно
    Закону Украины от 22.06.2000 г. N 1829-III)

    11. Первым отчетным периодом, за который предприятия, обязанные применять международные стандарты, подают финансовую отчетность на основании таксономии по международным стандартам в электронной форме, является 2020 год.

    (раздел V дополнен пунктом 11 согласно
    Закону Украины от 16.01.2020 г. N 465-IX)

    12. Лица, ответственные за своевременное и в полном объеме представление и обнародование финансовой отчетности, определенные статьей 11 данного Закона, освобождаются от ответственности за нарушение сроков обнародования финансовой отчетности за 2019 год или консолидированной финансовой отчетности за 2019 год вместе с аудиторским отчетом в случае если такая отчетность будет обнародована в период действия карантина, установленного в целях предотвращения распространения на территории Украины коронавирусного заболевания (COVID-19), или в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем завершения такого карантина, но не позднее 31 декабря 2020 года, а для предприятий, являющихся эмитентами ценных бумаг, в течение срока, установленного пунктом 7 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», но не позднее 31 декабря 2020 года.

    (раздел V дополнен пунктом 12 согласно
    Закону Украины от 30.03.2020 г. N 540-ІX)

    2. Кабинету Министров Украины:

    подготовить и подать в Верховную Раду Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающие из данного Закона;

    привести свои нормативно правовые акты в соответствие с данным Законом;

    обеспечить разработку министерствами и другими центральными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов, предусмотренных этим Законом, а также пересмотр и отмену их нормативно-правовых актов, противоречащих данному Закону.

    Президент Украины

    Л. КУЧМА

    г. Киев
    16 июля 1999 года
    N 996-XIV

    Основная статья: Бухгалтер

    Для того, чтобы овладеть профессией бухгалтера, необходимо знать теорию бухгалтерского учёта — теоретические, методологические и практические основы его организации.

    Большее значение имеет понимание функций бухгалтерского учёта — контрольной, информационной и аналитической. Для достижения успеха в профессии бухгалтера требуется также овладение методами бухгалтерского учёта.

    • Каморджанова Наталия Александровна, Карташова Ирина Валериевна. Бухгалтерский учет. Краткий курс. — 6-ое. — Питер, 2009. — 320 с. — ISBN 978-5-91180-661-3
    • Пачолли, Лука Трактат о счетах и записях. — ФиС, 1994. — 320 с. — ISBN 5-279-01215-7
    • Jane Gleeson-White = Double Entry: How the Merchants of Venice Created Modern Finance. — Allen & Unwin, 2012. — P. 294. — ISBN 978-1743311431

    Программа сочетает глубокую теоретическую подготовку и решение реальных практических задач. Она подойдёт слушателям, которые только начали осваивать бухгалтерский учет, а также тем, кто хочет обновить свои знания в соответствии с современными нормативными документами.

    Наши преподаватели отлично знают, с чем сталкивается новичок, какие задачи перед ним будет ставить руководство и как их решать легче всего. С первого занятия вы будете осваивать самые важные разделы будущей работы.

    Вы научитесь:

    • регистрировать предприятие;
    • формировать уставной капитал;
    • оформлять первичные документы;
    • начислять заработную плату сотрудникам;
    • и, конечно, составлять бухгалтерскую отчетность.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *