Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отмена опеки над несовершеннолетним». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
На основании п. 7 ст. 10 Федерального закона об опеке и попечительстве исполнение обязанностей опекуна/попечителя над несовершеннолетним ребенком, оставшимся без родителей, может быть возложено сразу на несколько лиц, например, обоими супругами при совместно поданном заявлении о желании взять под опеку. В случае расторжения брака, совместная опека/попечительство сохраняется за обоими супругами.
Федеральным законом об опеке попечительстве РФ предусмотрена норма, допускающая назначение, так называемой, предварительной опеки/попечительства. Особенность такой формы устройства несовершеннолетнего ребенка заключается в отсутствии необходимости всесторонней проверки гражданина, который принимает на себя исполнение обязанностей опекуна/попечителя. Соответственно, чтобы получить разрешение на опеку и попечительство, гражданину достаточно предъявить только документ, удостоверяющий личность, а специалисты органов опеки и попечительства должны проверить условия его жизни.
Семейное законодательство РФ предусматривает возможность назначения опеки и попечительства над несовершеннолетним ребенком единственным родителем, в случае его смерти. В этом случае родитель должен написать заявление и подать его в орган опеки и попечительства по месту проживания ребенка. Данное заявление может быть изменено или отменено путем предоставления нового заявления.
Прекращение и попечительства возможно по трем основаниям:
— при достижении подопечным определенного возраста: опека прекращается при достижении ребенком 14 лет, при этом она автоматически переходит в. Попечительство прекращается при достижении совершеннолетия либо при возникновении полной дееспособности ранее 18 лет.
— при освобождении от обязанностей опекуна или попечителя.
Отмена опеки над несовершеннолетним
1. и над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.
2. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.
Опека и попечительство это основной способ защиты детей, которые остались по ряду причин без родителей. Опекун (попечитель) – это гарант в осуществлении прав и свобод ребенка. Оформить опеку или попечительство над несовершеннолетним ребенком достаточно сложно. При этом лишиться права исполнять обязанности попечителя (опекуна) очень легко. Семейный и Гражданский кодексы РФ направлены на максимально возможную защиту прав детей, оставшихся без родителей.
Прекращение опеки и попечительства связаны с несколькими факторами.
Согласностатье 29 Федерального закона от 24. 04. 2008 N 48 — ФЗ «Об опеке ипопечительстве» опека или попечительство прекращается. — в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного; — по истечении срока действия акта оназначении опекуна или попечителя; — при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;
в отношении детей несовершеннолетних родителей– помимо вышеуказанных оснований, также по достижении такими родителямивозраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданскойдееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
Опекун, попечитель могут бытьосвобождены от исполнения своих обязанностей: по их просьбе; — органами опеки ипопечительства, в том числе временно, — в случае возникновения противоречиймежду интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.
Орган опеки и попечительствавправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на нихобязанностей в случае: 1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей; 2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе приосуществлении или в корыстных целях либо при оставлении подопечногобез надзора и необходимой помощи; 3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушенияопекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правилохраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом
При этом лицо, отстраненное от исполнения обязанностей опекуна или попечителя, в дальнейшемутрачивает потенциальную возможность стать усыновителем, опекуном, попечителем, приемным родителем (статьи 127, 146 Семейного кодекса РФ).
Ст 39, 40 Гражданскогокодекса Российской Федерации также предусмотрено, что и попечительствонад совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решенияо признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособностипо заявлению опекуна, попечителя или органа и попечительства.
Для обеспечения и защиты интересов граждан, не обладающих дееспособностью или обладающих ею частично, существует институт опеки и попечительства. Он позволяет осуществлять приобретение и реализацию гражданских прав и обязанностей недееспособными или не полностью дееспособными лицами с помощью опекунов и попечителей.
1. Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.
2. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.
3. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27).
Гражданский кодекс РФ в статьях 39-40 и ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» в 6-й главе содержит основания отказа от опеки. К ним относятся:
- Обстоятельства, при которых опека прекращается (смерть подопечного, его совершеннолетие или восстановление дееспособности).
- Отстранение опекуна из-за невыполнения им своих обязанностей и угрозы подопечному с его стороны.
- Просьба опекуна освободить его от выполнения обязанностей.
Согласно 29 статье ФЗ «Об опеке» и 39 статье ГК РФ обратиться с просьбой освободить от обязанностей опекун вправе в любое время. Но обращение нужно обосновать. Исчерпывающего перечня причин в законодательстве нет, но наиболее распространены следующие:
- Смена места жительства опекуна при отказе подопечного переехать вместе с ним.
- Болезнь опекуна. При этом неважно, какое именно заболевание (необязательно, чтобы оно было включено в перечень тех, которые препятствуют назначению опеки), главное, что оно не позволяет опекуну полноценно выполнять свои обязанности в отношении подопечного.
- Заболевание подопечного, о котором опекун не знал, когда принимал на себя обязанности опеки.
- Изменение семейных обстоятельств опекуна. Женитьба, смерть супруга и иные события, меняющие образ жизни и возможности опекуна, также могут быть признаны основанием для отказа от опекунства над несовершеннолетним.
- Материальные проблемы, приведшие к сложностям в выполнении обязанностей опекуна.
- Строгая отчётность. Дело в том, что опекун обязан сохранять и предъявлять органам опеки для проверки все платёжные документы, подтверждающие расходы на подопечного. За нарушение порядка отчётности предусмотрены штрафы. Это нередко отпугивает опекунов, особенно в условиях, когда у них нет корыстного мотива в уходе за подопечным.
Прежде рассмотрения заявления и принятия по нему решения, органы власти должны получить имущество подопечного и его документы, которые были выданы опекуну в момент его назначения. К ним относятся:
- Свидетельство о рождении и паспорт.
- Страховой полис и медсправки о состоянии его здоровья.
- Документы, которые подтверждают статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
- Удостоверение опекуна.
- Опись материальных ценностей, принадлежащих ребёнку.
Получив эти документы и вещи, органы местной власти рассмотрят заявление об отмене опеки.
На рассмотрение заявления и вынесение постановления (или отказе в нём) отводится 3-14 дней.
В течение принятия решения ребёнок может:
- Продолжать жить с опекуном.
- Вернуться к родителям.
- Быть передан под опеку (предварительную) другого человека.
- Отправиться в детский дом.
Как только решение принято, обязанности опекуна и подопечного по отношению друг к другу прекращаются.
После получения постановления об отмене опеки над несовершеннолетним опекун должен в течение 3 дней подать отчёт о расходовании средств, выделяемых на ребёнка (пособия, алименты и т.п.). Также в отчёте должна содержаться информация об использовании и распоряжении имуществом подопечного в течение последнего года (на основании 25 статьи ФЗ «Об опеке»).
Отчёт необходимо подтвердить платёжными документами (чеки, банковские выписки, налоговые декларации и т.д.).
Отказ от опекунства над несовершеннолетним
Опекунство – процедура, позволяющая защитить незащищенные слои населения, например несовершеннолетних детей или пенсионеров.
Процедура установления опекунства упрощена до минимума. В связи с чем, нужно принести минимум документов и выделить небольшое количество времени для оформления.
Главное условие – подходить подо все требования, которые оговариваются действующим законодательством.
Соответствие им строго обязательно. При нарушении хотя бы одного пункта, в продолжении процедуры оформления опекунства будет отказано. Помимо требований, предъявляемых к опекуну, также нужно знать основные нюансы при оформлении.
Оформление процедуры опекунства подразумевает в себе не мало особенностей и нюансов.
Так например, Семейный кодекс оговаривает все требования, предъявляемые к потенциальному попечителю. Федеральный закон № 48 «Об опеке и попечительстве» оговаривает также требования, но уже предъявляемые к попечителю несовершеннолетнего ребенка.
Требования следующие:
- Каждый попечитель должен быть совершеннолетним дееспособным гражданином.
- При усыновлении факт возрастной разницы обязан присутствовать. При усыновлении попечитель и подопечный должен быть с разницей в 16 лет.
- Попечитель обязан быть дееспособным гражданином, у которого нет никаких ограничений, указанных в статье 29 Гражданского кодекса.
Многие граждане, взявшие на себя обязательства по опеке над малышом, желают знать, как отменить опекунство над несовершеннолетним.
Опека над детьми прекращается автоматически по достижению ими совершеннолетнего возраста.
Чаще опека переходит в попечительство, когда ребенок достигает возраста 14 лет.
Согласно законодательству, опекун переходит в попечителя автоматически, даже не подавая заявление на переквалификацию.
Не требуется решение об окончании попечительства и после достижения ребенком 18 лет.
Основаниями для прекращения попечительства становятся:
- приобретение ребенком полной дееспособности после наступления совершеннолетнего возраста;
- вступление в брак, будучи несовершеннолетним ребенком;
- освобождение от обязательств на добровольной основе или при определенных условиях;
- ненадлежащее выполнение обязательств;
- использование полученных денежных средств в своих интересах;
- не оказание помощи опекаемому, оставление без надзора.
В третьем случае освобождение от опеки осуществляется органами опеки и попечительства. И это возможно только при передаче ребенка родителям или усыновителям.
Также решение о помещении ребенка в лечебное или воспитательное учреждение становится поводом для освобождения опекуна от исполнения обязательств.
Отменить опекунство может любой заинтересованный человек, который докажет корыстность действий попечителя.
Если опекун действует неподобающе, то есть оставляет без надзора недееспособного человека, не обеспечивает его, не помогает в защите своих прав, то его могут лишить права опекать человека.
Также попечитель вправе самостоятельно отказаться от опеки, предоставив доказательства.
Например, если ухудшилось финансовое положение или попечитель нуждается в медицинской помощи. В этом случае опека автоматически снимается. Возможен отказ от опекунства в судебном порядке.
Заявление на отказ от опеки над несовершеннолетним
Процедура отказа от опекунства над конкретным человеком включает в себя несколько этапов. Изначально попечитель приходит в орган опеки и попечительства и подает соответствующее заявление.
Возможна подача заявления и самим опекаемым. Комиссия рассматривает поданное заявление и принимает решение. Вместе с этим составляется акт.
Заявление включает в себя следующие реквизиты:
- наименование организации, в которую подают заявление;
- фамилия, имя и отчество заявителя, место проживания;
- изложение своей мысли с ссылкой на законодательную базу;
- причина отказа от опекунства;
- фамилия, имя и отчество подопечного;
- дата и подпись с расшифровкой.
Помимо заявления человек должен предоставить:
- при добровольном отказе – справки, подтверждающие ухудшение здоровья или финансового состояния;
- при принудительном – справки из медицинского учреждения о побоях и ссадинах, справка из наркодиспансера, иные справки, подтверждающие халатное отношение попечителя.
В случае принудительного лишения опекунства, нужно подать заявление в суд. Приложить к нему:
- справка о рождении детей;
- справка из медицинского учреждения об установлении инвалидности;
- заключение органа опеки и попечительства;
- акт обследования жилищных условий.
Возврат ребенка из замещающей семью негативно отражается на статистике отдела опеки. Поэтому специалисты будут пытаться не допустить возврата.
С целью сохранения опекунской семьи будет предложено кризисное сопровождение. Если основной причиной возраста является конфликт с подопечным на почве детско-родительских отношений, то сопровождение будет применено обязательно.
Форма заявления об отказе от исполнения обязанностей опекуна законом не устанавливается. Даже региональные законодатели не регламентируют данный вопрос. Поэтому заявление оформляется в свободной форме.
Документ должен содержать следующие сведения:
- должность и Ф.И.О. руководителя органа местного самоуправления;
- данные заявителя;
- название документа;
- информация о назначении опеки;
- данные ребенка;
- причины отказа от воспитания;
- просьба об освобождении от исполнения обязанностей;
- дата и подпись.
Образец заявления об освобождении от обязанностей опекуна
Документ для отказа от опеки над недееспособным подопечным должен содержать следующие данные:
- должность и Ф.И.О. главы местной администрации;
- данные заявителя;
- наименование документа;
- просьба о снятии полномочий;
- сведения о назначении опеки, реквизиты приказа;
- данные подопечного;
- причины освобождения от опеки;
- дата и подпись.
Образец заявления об освобождении от обязанностей опекуна над недееспособным
Отписаться от опекунства над недееспособным или малолетним можно в силу различных причин. Конкретного перечня не приводится ни в одном нормативно-правовом акте.
Основания освобождения от опекунства могут быть следующими:
- возникновение проблем со здоровьем;
- пожилой возраст опекуна и невозможность справляться с обязанностями;
- разногласия между сторонами;
- конфликты опекуна и представителей власти;
- споры с родственниками подопечного;
- переезд в другую местность одной из сторон;
- невозможность исполнять обязанности опекуна из-за материальных трудностей;
- появление в семье опекуна других иждивенцев.
Чаще всего причиной освобождения от опекунства является сложность с подачей отчетов в контролирующие органы. Требования к заполнению этих документов действительно жесткие.
Гражданину необходимо не только наблюдать за сохранением имущества подопечного, нужно фиксировать в отчетах все сделки с собственностью, подтверждать их фактами.
Итак, как написать отказ от опекаемых ребенка или недееспособного лица?
Законодательство, регламентирующее вопрос, состоит из следующих актов.
- Гражданский кодекс. В п. 2 ст. 39 ГК РФ сказано о возможности освободить опекуна от своих обязанностей навсегда или на определенное время. Для этого достаточно лишь его просьбы.
- Закон № 48-ФЗ. В п. 3 ст. 29 этого акта продублировано право опекуна отписаться от своей деятельности.
- Семейный кодекс. В п. 2 ст. 153.2 прописаны основания прекращения опеки, установленной в порядке заключения договора.
- Правила деятельности уполномоченных органов, утвержденные Постановлением № 423. В этом акте содержится порядок действий представителя власти в случае поступления заявления об отказе опекать малыша или недееспособного гражданина. Конкретный алгоритм действий для территориальных отделов по делам с детьми могут прописываться в локальных регламентах.
Законодатель не разработал специальной формы для заявления. Бланк документа иногда размещают местные органы власти на своих сайтах. В шапке заявления рекомендуется указать следующее:
- в какой орган местного самоуправления направляется;
- Ф.И.О. заявителя;
- прописка;
- контактные сведения – телефон и адрес электронной почты.
Далее нужно составить описательную часть документа. В ней указывается:
- кто является подопечным заявителя, его дата рождения;
- основания установления опеки;
- адрес проживания малолетнего или недееспособного лица.
В просительной части следует написать причину освобождения от обязанностей опекуна. В конце желательно написать, что заявитель обязуется предоставить своевременно отчет по работе, а также передать имущество подопечного и всю документацию по проведенным сделкам. Ставится дата и подпись.
Чтобы отписаться от опекунства, заявитель должен понимать механизм решения вопроса. Проходит он так.
- Опекун обращается с заявлением и пакетом документов в МФЦ. Специалист проверяет информацию, выдает расписку о получении деловых бумаг.
- Документы передаются в орган местного самоуправления, где проводится фиксация факта обращения в специальном журнале, осуществляется сверка данных, при необходимости отправляются межведомственные запросы о получении дополнительных сведений.
- Заявление передается в орган опеки и попечительства. По результатам проверки информации готовится проект постановления об освобождении гражданина от его обязанностей по отношению к малолетнему или недееспособному лицу. Документ согласовывается с руководителем структурного подразделения.
- Глава местной администрации изучает проект и, в случае согласия с изложенным, подписывает его.
- Документ передается обратно исполнителю, его подготовившему. Далее постановление отправляется в МФЦ. Его выдают опекуну.
Весь процесс занимает от 15 дней с момента подачи документов. Иногда специалистам требуется больше времени для сбора необходимой информации.
На этом процедуру нельзя считать законченной, так как отказавшегося от опекунства ожидает подача отчетности в орган опеки, передача подопечного и его имущества ответственному лицу.
В МФЦ опекуну необходимо принести:
- заявление;
- паспорт или иное удостоверение личности.
Сотрудник Многофункционального центра отказывается принимать документы, если:
- не предоставлен действующий паспорт или иное удостоверение лица;
- в заявлении отсутствует необходимая информация;
- документы поданы с исправлениями, повреждениями или иными серьезными недостатками, препятствующими чтению и пониманию изложенного.
Если указанных проблем с деловыми бумагами не возникает, сотрудник МФЦ устанавливает личность заявителя, сканирует поданные документы, заверяет их электронной подписью и направляет в местную администрацию. Заявителю выдается расписка о приеме документов.
Да. Основная причина отказа или приостановления предоставления услуги – это несоответствующая действительности информация, указанная в заявлении опекуном.
В некоторых случаях такую проблему можно исправить в кратчайший срок.
Сотрудники органа местной власти сообщают гражданину о наличии несогласованности в предоставленных им данных, а после устранения ошибок выносят нужное постановление.
Другие причины отказа:
- выявление корыстных целей в действиях опекуна;
- несоблюдение условий соглашения, на основании которых передан ребенок или недееспособный человек опекуну;
- выявлены нарушения обязанностей в действиях опекуна.
В любом случае гражданину должны сообщить о результатах рассмотрения заявления и мотивах отказа в предоставлении услуги.
Существует 2 способа обжаловать решение органа власти. Избираются они по усмотрению заявителя.
- Внесудебный способ. Подается жалоба в вышестоящий орган власти. Узнать, куда следует обратиться в каждом конкретном случае, можно на официальных сайтах местных администраций.
- Иск в суд.
Предметом обжалования может быть:
- нарушение сроков регистрации заявления;
- нарушение порядка предоставления услуги;
- истребование непредусмотренных законодательством документов;
- отказ в приеме заявления по причинам, которые остались неизвестны гражданину;
- немотивированный отказ в предоставлении услуги.
В жалобе следует изложить обстоятельства дела, документальную основу проблемы, какие решения органов власти обжалуются и почему заявитель считает, что его права нарушены.
Шаг 1. Подготовка документов для получения заключение о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители).
Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном (попечителем) и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии. По вопросам готовности субъекта Российской Федерации к предоставлению государственной услуги в электронном виде гражданам необходимо обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложены полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними.
В случае личного обращения в орган опеки и попечительства по месту своего жительства граждане Российской Федерации, желающие стать опекунами (попечителями), при подаче заявления с просьбой дать заключение о возможности быть опекунами (попечителями) должны предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, и предоставить следующие документы:
а) заявление с просьбой о назначении его опекуном;
б) справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);
в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие имеющейся или имевшейся судимости, уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также имеющейся неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления;
д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;
з) утратил силу.
и) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). Форма свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации утверждена приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. N 623.
к) автобиография;
л) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).
В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктами «в», «г» и «л», указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этих документов гражданин обязан предоставить в орган опеки и попечительства сведения, предоставление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения этих документов.
В случае если гражданином не были представлены копии документов, указанные в подпунктах «е», «и» и «л», орган опеки и попечительства изготавливает копии указан��ых документов самостоятельно (при наличии представленных гражданином оригиналов этих документов).
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
Нормы ст.ст. 31 – 40 Гражданского кодекса определяют наиболее обобщенные положения по вопросу «установление опеки и попечительства». Cпециализация таких норм отражена в СК РФ, ФЗ № 48-ФЗ, принятом 24.04.2008 г.
Нормативные акты подразумевают под опекой и попечительством такой законодательный институт, который обладает признаками комплексности, сочетания частноправовых и публично-правовых норм.
Однако ни один из законодательных актов не дает самого определения этих понятий, ограничиваясь лишь их целями.
Установление опеки и попечительства призваны защищать права и интересы тех граждан, чья дееспособность полностью или частично ограничена. Нормы СК предполагают установление опеки и попечительства над малолетними лицами и теми, кто недееспособен полностью. Попечительство же назначается над теми, чья дееспособность ограничена, а также над теми несовершеннолетними, которым исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.
Данные формы государственного социального воздействия — установление опеки и попечительства — предусмотрены в отношении несовершеннолетних не только для защиты преследуемых ими интересов, но и для проведения их воспитания, оказания содействия в исполнении прав, принадлежащих им, охране от противоправных действий третьих лиц.
Такие положения Федерального закона смогли наиболее полно раскрыть суть определений опеки и попечительства, применяемых в отношении несовершеннолетних детей. Установление опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, является вынужденной мерой государства, призванной к проявлению заботы об интересах несовершеннолетних.
Последствия отсутствия родительской опеки, требуемой в отношении несовершеннолетних, проявляются в установлении над ними опеки или попечительства, Основания и порядок установления опеки и попечительства отражены в ст. 121 СК.
Исключительным случаем установления опеки является назначение опекуна над ребенком родителя, который не достиг 16-летия. Такое правило установлено ст. 62 СК.
Ошибочным является мнение о том, что установить опеку или попечительство можно только в отношении такого несовершеннолетнего, у которого родители утратили свои права.
Ребенок может быть признан не имеющим родительского попечения в случаях:
- смерти родителей;
- наличия решения, которым родители лишены прав на ребенка;
- наличия болезни у родителя, препятствующей воспитанию ребенка;
- родительского бездействия.
Данный перечень не является окончательным. Главное значение обстоятельств должно заключаться в невозможности нормального воспитания ребенка, его обучения и развития, а также создании таких условий проживания, которые угрожают здоровью и существованию несовершеннолетнего.
Одним из нововведений действующего законодательства стала обязательная недопустимость передачи братьев и сестер под опеку различных опекунов, влекущую их разлучение.
Недопустимость такой разлуки является обеспечением интересов детей. Руководствуясь теми же интересами, орган опеки может назначить братьям и сестрам разных опекунов и попечителей, однако в документе, свидетельствующем о таком решении должны быть указаны причины такого действия, а также основания, по которым одно и тоже лицо не смогло получить опекунство в отношении всех несовершеннолетних, имеющих родство.
Практика показывает, что дети, объединенные родством и лишенные попечительства своих родителей, передаются под опеку одному лицу, что позволяет не разлучать их и демонстрировать семейные ценности, которые защищаются государством.
Порядок установления попечительства и опеки над детьми, которые имеют родственную связь, не отличается в иных процедурах от общего приказного назначения лиц.
Как осуществить отказ от опеки?
Существует ряд оснований, по которым опека или попечительство прекращаются в автоматическом порядке:
- достижение ребенком 14-летнего возраста в отношении опеки и совершеннолетия в отношении попечительства;
- эмансипация ребенка, основанная на получении дееспособности в полном объеме, что возможно в результате заключения брака;
- эмансипация 16-летнего ребенка по согласию попечителя;
- получение полной дееспособности родителем ребенка, в отношении которого назначен опекун. Поводом может стать совершеннолетие родителя, его эмансипация или заключение брака, в возрасте до 18 лет;
- судебное решение, которым родители ребенка восстановлены в своих правах на него. В случаях, когда родители не были лишены родительских прав, вопрос об отмене опеки (попечительства) разрешается органом опеки;
- судебное решение, прекращающее ограничение прав родителей на ребенка;
- усыновление несовершеннолетнего
Кроме того, опекун (попечитель) может быть освобожден от своих обязанностей на основании собственного заявления, а также отстранен от обязанностей в случае их ненадлежащего исполнения.
Общее правило свидетельствует о возможности отстранения опекуна (попечителя) от его обязанностей по отношению к несовершеннолетнему, в случае:
- исполнения своих обязанностей ненадлежащим образом;
- умышленного и корыстного нарушения прав несовершеннолетнего, пребывающего под опекой;
- установления фактов нарушения правил по охране имущества опекаемого или порядка распоряжения таким имуществом.
Отстранение осуществляется незамедлительно, начиная с того момента, когда орган опеки обнаруживает факты, свидетельствующие о недобросовестном исполнении обязанностей опекуна или попечителя, вне зависимости от наличия последствий.
В законодательстве РФ не определено четкого порядка отказа от исполнения опекунских обязанностей. Однако, несколько обязательных этапов замещающему родителю все-таки пройти придется:
- Обращение в ООП.
- Сбор необходимых документов.
- Подача заявления о прекращении опекунства.
- Отчет опекуна.
- Рассмотрение ходатайства.
- Принятие решения о прекращении опекунства и оформление акта.
Каждый возврат несовершеннолетнего из замещающей семьи портит статистику ООП, именно поэтому специалисты отдела опеки и попечительства используют любую возможность, чтобы оставить малыша у опекуна. Конечно, если это не навредит ребенку.
Первое, что сделает специалист ООП – он предложит кризисное сопровождение. Особенно важно такое сопровождение в тех случаях, когда между опекуном и подопечным, либо между несовершеннолетним и членами семьи замещающего родителя возникают конфликтные ситуации. Зачастую достаточно нескольких занятий с детским психологом, чтобы конфликт угас, а отношения в замещающей семье стали теплыми и дружескими.
Важно. Замещающий родитель может самостоятельно обратиться за кризисным сопровождением семьи, но вправе отказаться от такого сопровождения.
Что включает в себя процедура кризисного сопровождения?
- Составление уникального плана реабилитации для конкретной семьи.
- Направление опекуна и его воспитанника в центр кризисного сопровождения.
- Изучение сложившейся ситуации.
- Коррекция семейных отношений.
Заявление о прекращении опеки составляется в свободной форме, но, в любом случае документ должен содержать следующую информацию:
- должность и ФИО лица, в адрес которого направляется заявление (руководитель местного муниципалитета);
- сведения о заявителе;
- название документа;
- информация о том, когда и где была назначена опека;
- сведения о подопечном;
- причина, по которой замещающий родитель просит отменить опеку;
- просьба заявителя об освобождении его от исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего ребенка;
- дата и подпись.
Опекун должен сдать в отдел опеки и попечительства следующие документы (оригиналы):
- Свидетельство о рождении подопечного.
- Опекунское удостоверение.
- Опись недвижимого имущества ребенка.
- Всю движимую детскую собственность.
Если в момент возврата детского имущества выяснится, что оно повреждено либо утрачено, ООП имеет право взыскать с опекуна денежные средства, которые будут направлены на возмещение материального вреда. В случае причинения серьезного ущерба имуществу несовершеннолетнего, замещающий родитель может быть привлечен к уголовной ответственности.
Подготовка постановления об отмене опекунства займет от трех до четырнадцати дней. В это время подопечный имеет право оставаться в замещающей семье, либо, по его желанию, перебраться в реабилитационный центр. С того момента, как постановление будет вручено замещающему родителю, все взаимные обязанности и права между взрослым и его воспитанником прекращаются.
Опекун имеет право отказаться не только от опеки над несовершеннолетним ребенком, но и над взрослым недееспособным гражданином. Основания для отказа от ухода и присмотра за взрослым гражданином аналогичны причинам отмены опеки над детьми.
В тех случаях, когда взрослый человек не был лишен дееспособности, но не имеет возможности самостоятельно ухаживать за собой, то ООП назначают не опеку, а попечительство. В этом случае порядок отказа от попечительства ничем не отличается от указанного выше.
Алгоритм действий опекуна или попечителя при отказе от опеки над совершеннолетним недееспособным гражданином следующий:
- Консультация у специалиста ООП.
- Составление заявления на расторжение договора опеки.
- Возврат опекуном документов подопечного и его имущества.
- Ознакомление опекуна с приказом об освобождении его от исполнения им обязанностей по уходу за недееспособным гражданином.
- Предоставление в ООП отчета об использовании денежных средств подопечного и его имущества.
Форма заявления об установлении опеки – простая письменная. Оно может быть составлено от руки, но чаще всего орган опеки предлагает заполнить заявителю печатную форму, включающую в себя все необходимые реквизиты. Заявление обязательно должно содержать ФИО заявителя, ФИО ребёнка, принимаемого под опеку, а также чётко выраженное желание получить статус опекуна. Без этих пунктов заявление не может быть принято во внимание.
Помимо заявления потенциальному опекуну следует предоставить в орган опеки и попечительства некоторые документы: