- Новостройка

Тариф без учета НДС и общая стоимость коммунальных ресурсов для УК и ТСЖ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тариф без учета НДС и общая стоимость коммунальных ресурсов для УК и ТСЖ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Минфин и ФНС имеют четкую позицию по рассматриваемому вопросу и последовательно излагают ее в своих разъяснениях. Так, реализация коммунальных ресурсов (услуг) РСО физическим лицам, не признаваемым в соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС, по тарифам с учетом НДС не противоречит действующему законодательству (Письмо Минфина России от 24.06.2010 N 03-07-07/41). Организации коммунального комплекса при реализации коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам), размер которых установлен без учета налога на добавленную стоимость, обязаны предъявить к уплате покупателю этих услуг соответствующую сумму НДС (Письмо Минфина России от 03.03.2011 N 03-07-11/42). При реализации ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг исполнителям или непосредственно гражданам (населению) стоимость этих услуг с учетом НДС будет одинакова, а порядок предъявления этим покупателям суммы НДС для уплаты — различен, то есть исполнителю коммунальных услуг предъявляются тариф и дополнительно сумма НДС, исчисленная с этого тарифа, а непосредственно населению — тариф, увеличенный на сумму налога (Письма ФНС России от 15.06.2012 N ЕД-3-3/2088, от 13.03.2012 N ЕД-4-3/[email protected], от 11.03.2012 N ЕД-4-3/4036). Аналогичный подход отражен в Письме ФНС России от 26.05.2009 N ВЕ-20-3/695 в отношении иных услуг, и тут же добавлено, что во избежание нарушения порядка применения НДС налоговики находят целесообразным внесение изменений и дополнений в нормативный акт об утверждении тарифа с целью указания в нем конкретных лиц (организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан), для которых утверждена вышеуказанная плата, и указания того, включается ли в сумму этой платы НДС.

Тариф без учета НДС и общая стоимость коммунальных ресурсов для УК и ТСЖ

Между тем при разрешении конкретных споров некоторые арбитры вспоминали, что исполнители коммунальных услуг (и УК, и ТСЖ) не только оплачивают такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, но и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением помещений коммунальными услугами (последнее относится к ТСЖ согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57). Следовательно, если регулирующий орган установил тариф без учета НДС, то он и должен применяться в расчетах между исполнителем и РСО (Определение ВАС РФ от 29.04.2009 N 1879/09). Еще один пример — Постановление ФАС ВСО от 01.06.2010 N А33-5602/2009: установив, что в рассматриваемой ситуации ТСЖ не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при осуществлении расчетов, занимаясь сбором соответствующих денежных сумм с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета ресурсоснабжающих организаций, учитывая статус товарищества, определенный ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, а также то, что применение тарифов с НДС противоречит абз. 2 п. 15 прежних Правил предоставления коммунальных услуг, апелляционный суд обоснованно пришел к выводу о неправомерности включения НДС в стоимость ресурса.

Впрочем, большинство споров о взыскании в пользу РСО сумм НДС в составе задолженности за поставленные в МКД коммунальные ресурсы разрешалось в пользу РСО. Если утвержденный для РСО тариф не включал НДС, то РСО была вправе предъявить его дополнительно к уплате ТСЖ и УК (Постановления ФАС ВСО от 25.01.2011 N А74-1408/2010, ФАС ЗСО от 30.04.2010 N А27-18642/2009, ФАС МО от 08.12.2010 N КГ-А41/14405-10, ФАС ПО от 01.11.2010 N А72-2439/2009, ФАС УО от 14.12.2010 N Ф09-9959/10-С5). Ссылки ТСЖ на Постановление Пленума ВАС РФ N 57 суды не принимали, поскольку последнее распространяется на порядок исполнения налоговых обязательств ТСЖ, а не на отношения ТСЖ и РСО. Известны случаи, когда ТСЖ возражало против перечисления НДС в составе цены даже в том случае, если тариф был установлен с учетом налога, но вполне ожидаемо терпело поражение в суде (Постановление ФАС СЗО от 21.02.2011 N А05-8402/2010).

Такая практика складывалась вплоть до опубликования 03.05.2011 Постановления Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 N 12552/10 (далее — Постановление N 12552/10). Водоканал пытался взыскать с ТСЖ задолженность по договору, рассчитанную исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС. При этом ключевой момент состоял в том, что тариф для РСО был единым без учета НДС, для населения тариф отдельно не устанавливался. Суды апелляционной и кассационной инстанций посчитали, что при определении стоимости потребленной воды и сброшенных сточных вод следует руководствоваться тарифом, установленным для РСО органом местного самоуправления, без учета НДС, поскольку ТСЖ не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает в роли посредника при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета РСО.

Отметим, что в Постановлении N 12552/10, размещенном на сайте ВАС РФ 03.05.2011, есть оговорка: содержащееся в настоящем Постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Как ее трактовать?

По общему правилу правовая позиция ВАС РФ, сформулированная в постановлении, не содержащем прямого указания на возможность пересмотра аналогичных дел по новым обстоятельствам, учитывается судами со дня опубликования такого постановления при рассмотрении аналогичных дел, в том числе при пересмотре судебных актов в судах апелляционной и кассационной инстанций, на основании абз. 7 п. 4 ст. 170 АПК РФ (п. 11 Постановления N 52 <4>).

<4> Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам» (ред. от 23.03.2012).

Однако из этого правила есть исключение. Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 11 Постановления N 52, при условии, что постановление Президиума ВАС РФ с оговоркой об общеобязательном толковании правовых норм было принято до 28.07.2011 (дата опубликования Постановления N 52), оно может рассматриваться в качестве указания на возможность пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам (п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ). Постановление N 12552/10 как раз и является таковым (см. Определения ВАС РФ от 01.07.2011 N ВАС-8071/11, от 28.10.2011 N ВАС-13349/11).

Между тем срок подачи заявления о пересмотре по новым обстоятельствам, равный трем месяцам со дня появления нового обстоятельства (ч. 1 ст. 312 АПК РФ), истек 03.08.2011. Одновременно заинтересованным лицам нужно помнить о пресекательном сроке, который составляет шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу, если исчерпана возможность для обращения в суды апелляционной и кассационной инстанций. Именно эти сроки следовало учесть исполнителям коммунальных услуг, с которых ранее была взыскана сумма НДС в составе задолженности при условии установления тарифа без учета налога и которые были намерены потребовать пересмотра дела. Например, именно истечение пресекательного срока стало основанием для возврата заявления о пересмотре дела по новым обстоятельствам в ситуациях, рассмотренных в Постановлениях ФАС УО от 20.10.2011 N Ф09-9140/10, ФАС ПО от 19.08.2011 N А57-2258/2009.

Обращаем внимание, что рассчитывать на пересмотр дела по новым обстоятельствам в рассматриваемой ситуации можно, только если заявителем исчерпана возможность для обращения в суды апелляционной и кассационной инстанций. Соответственно, если такая возможность не исчерпана, следует обжаловать судебный акт в общем порядке. При этом суд апелляционной или кассационной инстанции учитывает определенную на уровне ВАС РФ практику применения законодательства при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта (см. п. 15 Постановления N 52).

После опубликования Постановления N 12552/10 ФСТ издала несколько разъяснений, адресованных регулирующим органам. Чиновники сообщили, что подготовили изменения к Приказу ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э «Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)», а тем временем порекомендовали оформить действующие решения регулирующих органов об установлении тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение с учетом выделения категории «население» и отражения для указанной категории потребителей установленных тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение с включением НДС. По мнению ФСТ, выделение в действующих решениях категории «население» и отражение для указанной категории установленных тарифов с включением НДС не являются пересмотром действующих тарифов, а признаются их правильным оформлением в соответствии с требованиями налогового законодательства (см. Письма от 08.08.2011 N СН-6273/5, от 07.10.2011 N СН-7917/5).

Некоторые органы регулирования последовали данным рекомендациям и в середине 2011 г. внесли изменения в действующие решения об утверждении тарифов, распространив их действие на период с 01.01.2011. Казалось бы, проблема решена. Действительно, есть примеры, когда арбитры признавали такие решения законными (например, изначально тариф был утвержден в размере 100 руб. без НДС, согласно внесенным дополнениям тариф для населения был выделен отдельной строкой с учетом НДС и составил 118 руб.), ведь находились желающие их оспорить (Постановление ФАС УО от 07.03.2012 N Ф09-1041/12, Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.04.2012 N А43-37014/2011). Точно так же внесение изменений в решение об утверждении тарифа дало арбитрам основание для взыскания с исполнителя коммунальных услуг долга с учетом НДС (Постановление ФАС ЗСО от 23.11.2011 N А46-5792/2011).

Между тем есть и противоположные примеры. Так, арбитры ФАС СЗО не приняли довод РСО о том, что в решение о тарифе были внесены изменения задним числом, и отказали во взыскании с исполнителя коммунальных услуг сумм НДС, выставленных дополнительно к тарифу, первоначально утвержденному без учета налога. Суд расценил включение НДС в тариф как увеличение тарифа до истечения срока его действия, что является незаконным (Постановления ФАС СЗО от 25.11.2011 N А05-3244/2011, от 21.11.2011 N А05-1568/2011).

Коммунальные услуги: тарифы и НДС

Как впоследствии в своем интервью сообщил председатель ВАС РФ, принятое Постановление N 12552/10 поддерживали не все судьи Президиума ВАС РФ, считая его недостаточно продуманным. Это стало очевидно, когда данное Постановление повлекло огромную волну исков по пересмотру расчетов между сторонами. В итоге, высказал опасение председатель ВАС РФ, это могло вылиться в многомиллиардные претензии к бюджету. Именно поэтому ВАС РФ пересмотрел свою позицию, и новый вариант получил оформление в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы» (далее — Постановление N 72).

Так, при рассмотрении споров по договору ресурсоснабжения судам необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера тарифа (можно запросить сведения у регулирующего органа либо назначить экспертизу). Если размер тарифа установлен без НДС, РСО вправе предъявить сумму налога к утвержденному тарифу. Если тариф содержал НДС, нельзя предъявлять к уплате исполнителю коммунальных услуг налог сверх тарифа.

Следует признать, что рекомендации Постановления N 72 — это некий компромисс между балансом интересов сторон и соблюдением закона. Действительно, в Постановлении N 72 нет ни слова о п. 6 ст. 168 НК РФ. Но ведь ВАС РФ давал судам рекомендации по разрешению споров в ситуации, когда и регулирующие органы забывали о существовании данной нормы налогового законодательства.

Новая правовая позиция ВАС РФ идет вразрез с прежней, но вовсе не делает ее недействительной и незаконной. Поэтому следует обратить особое внимание на порядок практического применения выводов из Постановления N 72.

Оно было опубликовано на сайте ВАС РФ 24.11.2011. Значит, правовая позиция ВАС РФ по рассматриваемому вопросу считается определенной с этой даты. Поскольку в Постановлении N 72 отсутствует оговорка о возможности пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, принятых на основе иного толкования норм закона, и оно принято после 28.07.2011, Постановление N 72 не может быть причиной для пересмотра дел по новым обстоятельствам. Некоторые РСО, воодушевленные изменением мнения ВАС РФ, к своему сожалению, получали подтверждение этого факта уже в суде (см., например, Постановления ФАС СЗО от 09.04.2012 N А05-615/2011, ФАС УО от 17.04.2012 N Ф09-1977/11).

Таким образом, если рассмотрение дела завершилось до 24.11.2011 и результат был предопределен подходом, изложенным в Постановлении N 12552/10, оснований для пересмотра дела нет (Определения ВАС РФ от 31.07.2012 N ВАС-9641/12, от 10.04.2012 N ВАС-855/12, от 15.03.2012 N ВАС-829/12).

Для начала определимся, что означают вышеназванные платежи. Подобные выплаты осуществляются за услуги, необходимые для обеспечения стандартных условий постоянного проживания людей в жилых помещениях. Они называются коммунальными, их перечень содержится в Правилах – инструктивном документе, принятом Правительством в 2011 году. Список включает услуги по закупке и поставке следующих ресурсов:

  • электроэнергии;
  • снабжение водой;
  • устройство канализации;
  • обеспечение природным газом;
  • отопления;
  • вывоз твердых неопасных отходов.

Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.

В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.

Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.

Рассмотрим финансовые потоки участников данной схемы.

  • Потребитель, как сторона договора с исполнителем, обязан произвести оплату.
  • Управляющая компания оплачивает закупку ресурсов у организаций коммунального комплекса, ресурсообладателей. Ситуация выглядит следующим образом. В подпункте 29 п. 3 ст. 149 НК РФ указано, что доход исполнителя от реализации коммунальных услуг не облагается НДС. Необходимым условием является закупка управляющей компанией ресурсов у соответствующих организаций.

Однако реализация этими организациями поставок ресурсов в жилищное хозяйство не освобождена законом от начисления налога на добавленную стоимость.

  • Размеры тарифов устанавливаются государственными органами власти регионов. Исполнитель изменять стоимость приобретенных ресурсов при доставке их потребителям не имеет права. Следуя букве закона, он действительно не производит начисление НДС, а поставляет закупленные ресурсы потребителю по цене, равной стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих предприятий, включающей в свой состав указанный налог.

Тарифы на коммунальные услуги и НДС

Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

Важно! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих. Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.

Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.

Для жильцов многоквартирных домов при расчете платежа учитывается площадь не только собственного жилого помещения, но и общих пространств, межквартирных лестничных площадок, самих лестниц и подвалов, которые также обогреваются в период отопительного сезона.

Для расчета начисления используются следующие данные:

  • норматив потребления гигакалорий;
  • общая площадь (площадь квартиры+площадь общих помещений, поделенная на количество квартир в доме);
  • продолжительность отопительного сезона (например, 7/12);
  • тариф тепловой компании.

Тарифы, которые приняты компанией, поставляющей тепловую энергию, применяются при расчетах за ресурсы для нужд населения управляющей компанией, независимо от того, является ли компания ИП или представляет собой другую организационно-правовую форму. При этом тарифы для жилых и нежилых помещений одинаковы.

Расчет производится на основании норматива, если в доме не установлены общедомовые и квартирные счетчики, или на основании фактического потребления, если счетчики в доме есть.

Приказом №748 от 17.12.2019 Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области «О корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Самарские коммунальные системы»» на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 года, с 01.07.2019 по 31.12.2019 года, установлены в следующих размерах/userfiles/Приказ 748 от 17.12.2019__ec5dc65b.pdf:


п/п

Наименование организации

Наименование товаров и услуг

Тариф,
руб. за куб.м

Население*,
руб. за куб.м

1

ООО «Самарские коммунальные системы»

с 01.01.2019 по 30.06.2019

Питьевая вода

23,51 (без НДС)

28,21 (с учетом НДС)**

Водоотведение

12,49 (без НДС)

14,99 (с учетом НДС)**

с 01.07.2019 по 31.12.2019

Питьевая вода

26,33 (без НДС)

31,6 (с учетом НДС)**

Водоотведение 14,49 (без НДС)

17,39 (с учетом НДС)**

с 01.01.2020 по 30.06.2020

Питьевая вода

26,33 (без НДС)

31,6 (с учетом НДС)**

Водоотведение

14,49 (без НДС)

17,39 (с учетом НДС)**

с 01.07.2020 по 31.12.2020

Питьевая вода

29,23 (без НДС)

35,08 (с учетом НДС)**

Водоотведение

16,08 (без НДС)

19,30 (с учетом НДС)**

* Тариф применяется к объемам исполнителей коммунальных услуг (управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и др.), поставляющих ресурсы и услуги населению для коммунальных нужд, а также для полива земельных участков, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.

** Выделяется в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая).

Информация о нормативах потребления коммунальных услуг на территории г.о. Самара:

Действующие нормативы потребления коммунальных услуг на территории г.о. Самара с 01.07.2019 г.

Приказом № 171 от 26.07.2016 г. Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области «О внесении изменений в некоторые приказы министерства энергетики и ЖКХ Самарской области по вопросам установления нормативов потребления коммунальных услуг на территории Самарской области» с 01.07.2019 г. в г.о. Самара вводятся в действие новые нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению./userfiles/Prikaz_171.pdf

Нормативы потребления коммунальных услуг на территории г.о. Самара до 01.07.2019 г.:

Несмотря на то, что ежегодная индексация составляет всего порядка 4%, для многих семей, состоящих из более чем трех человек, расходы увеличиваются заметно.

А если учитывать, что повышается плата не только за воду, но и электроэнергию, газ и отопление, разница в счете квитанции становится немаленькая. Поэтому новости об изменениях тарифа является актуальной информацией для плательщиков.

Ключевое изменение – ежегодная индексация – произойдет в середине года по всей стране. При этом уровень роста тарифа определяется местными органами власти каждого отдельного региона.

Так в Москве решение о принятии нового тарифа согласуется правительством столицы, департаментом экономической политики города и поставщиком ресурсов АО «Мосводоканал».

Актуальные изменения тарифов плательщики увидят в своих квиточках. Узнать информацию о текущем тарифе и тарифе на следующее полугодие можно на сайте ресурсоснабжающей компании.

Необходимо отметить, что повышение тарифа на водоснабжение, произошедшее в начале года, коснулось не всех плательщиков. Так среди москвичей стали платить по-новому только те, кто проживают в «старой» Москве. Рост составил менее 2%. Жители новых районов, не так давно вошедших в состав столицы, на новый тариф пока не перешли.

Выросли тарифы не только на холодную воду, но и на остальные составляющие, связанные с потреблением воды: подогрев, водоотведение. Плата за холодную воду возросла с 38,06 руб. до 38,70 руб.

за 1 кубометр (1000 литров). Чтобы отвести такой же объем воды, придется заплатить уже не 27,01 руб., а на 46 копеек больше, т.е. 27,47 руб. Более существенно вырос тариф на подогреваемую воду, со 188,53 руб.

/куб до 191,73 руб./куб.

Тарифы на отопление в России в 2020 году

Произошедшее в начале года изменение тарифа станет не единственным в этом году. В начала июля тарифы подрастут еще примерно на 4,2%.

На сайте Мосводоканала на данный момент представлена информация о текущем тарифе:

  • холодная питьевая вода – 38,70 руб.;
  • горячая вода – 191,73 руб.;
  • канализация – 27,47 руб.

Также на сайте в разделе «Абоненты» можно найти информацию и о новых тарифах, которые вступят в силу с начала второго летнего месяца:

  • холодная питьевая вода – 40,48 руб.;
  • канализация – 29,57 руб.

До сих пор не у всех жителей в квартирах установлен счетчик на воду. Те, кто не имеют приборы учета воды и соответственно не могут подавать показания израсходованных ресурсов, вынуждены оплачивать сумму, которая складывается из:

  • установленной нормы потребления;
  • количества проживающих в квартире;
  • повышающего коэффициента.

Для юридических лиц, клиентов Мосводоканала, действуют иные тарифы (без учета НДС):

  • холодная питьевая вода – 32,25 руб. (с 1 июля — 33,73 руб.);
  • канализация – 22,89 руб. (24,64 руб).

Для организаций, осуществляющих водопроводно-хозяйственную деятельность на территории Московской области, действуют льготные тарифы:

  • холодная питьевая вода – 23,72 руб. (с 1 июля – 24,81);
  • канализация – 19,84 руб. (20,75 руб.).

Выше указаны тарифы, действующие на питьевую воду. Юридические компании, различные сельскохозяйственные учреждения также приобретают техническую воду, тарифы на которую снижены.

Базовая ставка налога на добавленную стоимость (НДС) с 1 января 2019 года вырастет с 18% до 20%. Это может привести к росту тарифов на коммунальные услуги. Насколько серьезной окажется нагрузка на семейный бюджет — вместе с экспертами разбирался Новострой-М.

После повышения НДС Минэкономразвития предложило учесть новую ставку при расчете стоимости жилищно-коммунальных услуг. В министерстве полагают, что увеличение ставки НДС может привести к ухудшению финансового состояния ресурсоснабжающих организаций.

Поэтому МЭР предлагает учесть соответствующие изменения в тарифах ЖКХ, то есть переложить всю нагрузку или ее часть на конечных потребителей.

Сама стоимость коммунальных услуг не изменится, однако итоговая сумма тарифа вырастет за счет размера налога, который и будет включен в платеж.

Когда подорожают коммунальные услуги?

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются региональными властями, поэтому непосредственно в день повышения НДС (1 января 2019 года) расходы граждан не вырастут, считает управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE Мария Литинецкая. Пересмотр расценок на ЖКУ происходит летом, поэтому в течение полугодия поставщики услуг будут нести дополнительные расходы. Они оцениваются в 45 млрд рублей.

Выросли тарифы не только на холодную воду, но и на остальные составляющие, связанные с потреблением воды: подогрев, водоотведение. Плата за холодную воду возросла с 38,06 руб. до 38,70 руб.

за 1 кубометр (1000 литров). Чтобы отвести такой же объем воды, придется заплатить уже не 27,01 руб., а на 46 копеек больше, т.е. 27,47 руб. Более существенно вырос тариф на подогреваемую воду, со 188,53 руб.

/куб до 191,73 руб./куб.

В некоторых источниках публикуется информация о профицитном доходе, дополнительной прибыли, которую получили департаменты, заведующие ЖКХ в 2017 году в связи с тем, что Центробанком была определена инфляция в размере 4%, а в реальности она составила 2,5%. В данном случае полученный доход мог бы уравновесить убытки, связанные с повышение НДС на 2%.

Тариф на коммунальные услуги 2019 московская область

1 июля 2019 года, в свою очередь, запланировано повышение стоимости услуг ЖКХ, которое не приурочено к определенным изменениям в законодательных нормах.

Одноставочный тариф, установленный для граждан, предусматривает начисление определенных сумм за использованную электроэнергии. Стоимость одного киловатта составит 5,38 рубля. Этот показатель будет наблюдаться в первом полугодии 2019 года.

Примечательно, что уже с 1 июля эта цифра вырастет до показателя в 5,56 рубля.

Для граждан, проживающих на территории Московской области, стоимость электроэнергии будет определена в соответствии со следующими показателями – 3,77 рубля за 1 киловатт с 1 января, во втором полугодии, с 1 июля, эта цифра вырастет до 3,89 рубля. Примечательно, что во время второго этапа повышение будет наблюдаться в размере 3,3%.

Отдельно предусматриваются нормы для граждан, которые установили газовый водонагреватель – для них стоимость 1 кубометра составит 131,67 рубля. Представители власти, которые занимаются повышением тарифов, пока не опубликовали данные по поводу стоимости «голубого топлива», наблюдаемого с 1 июля 2019 года.

Рекомендуем прочесть: Какие вещи не имеют право описывать судебные приставы

Тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Инновационные технологии» на территории ЯНАО на 2019 год утверждены приказом департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа № 335-т от 18 декабря 2018 года.

Для населения 746,9 рублей м3.

Для граждан, имеющих право на льготные тарифы, стоимость услуги регионального оператора составит 622 рубля 40 копеек за 1 м3 образованных твердых коммунальных отходов. Подробную информацию по предоставлению льгот можно узнать, обратившись в органы социальной защиты по месту жительства.

Для всех юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, установлен единый тариф в размере 1002 рубля 00 копеек (без НДС) за 1 м3 образованных твердых коммунальных отходов.

Таблица

Категории потребителей Единица измерения Предельный тариф на услуги
по обращению с твердыми коммунальными отходами
1 2 3
Иные потребители (без НДС) руб./м3

с 01.01.2019 по 30.06.2019 – 1002

с 01.07.2019 по 31.12.2019 — 997,30

руб./тонна

с 01.01.2019 по 30.06.2019 – 8017

с 01.07.2019 по 31.12.2019 — 7978,39

Потребители, имеющие право на льготные тарифы<*> (без НДС) руб./м3 с 01.01.2019 по 31.12.2019 – 622,4
руб./тонна с 01.01.2019 по 31.12.2019 – 4979,2
Население<**> (включая НДС) <***> руб./м3 с 01.01.2019 по 31.12.2019 – 746,9
руб./тонна с 01.01.2019 по 31.12.2019 – 5975,2

<*> — Потребители, имеющие право на льготные тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, указанные в абзаце 2 части 1 статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 декабря 2014 года № 107-ЗАО «Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса».

<**> — Потребители, имеющие право на льготные тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, указанные в абзаце 3 части 1 статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 декабря 2014 года № 107-ЗАО «Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса».

<***>Выделяется в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая).

Норматив накопления

Норматив образования отходов для населения – 2,41 м3 в год для жителей многоквартирных домов.

3,03 м3 м3 – для собственников индивидуальных домов.

Для нежилых помещений юридических лиц, расположенных в многоквартирных домах, за исключением помещений предприятий торговли и общественного питания, установлен норматив накопления в размере 0,11 м3 на 1 м2 нежилого помещения в год.

Для помещений предприятий торговли и общественного питания, расположенных в многоквартирных домах, установлен норматив накопления в размере 0,58 м3 на 1 м2 нежилого помещения в год.

Подробная информация о нормативах ТКО

Начисляться плата за вывоз ТКО, будет на каждого человека, как за коммунальную услугу.

Стоимость услуги регоператора + тариф на захоронение отходов, умножить сумму на норматив и разделить на 12 месяцев, то можно получить стоимость услуги без учета субсидий.

Для каждого жителя многоквартирных домов Ноябрьска, например, мусор обошелся бы в 186,1 рубля, а каждый обитатель индивидуального дома платил бы 234 рубля в месяц. Таким образом, окружное

Правительство Ямала будет субсидировать по 35 рублей каждому жителю МКД и по 84 рубля – жителям частного сектора.

Сотрудники компании отмечают, что льготами при оплате коммунальной услуги могут воспользоваться многодетные и неполные семьи, одинокие пенсионеры и другие социально незащищенные категории граждан. Субсидии могут получить и те жители, чьи расходы на оплату коммунальной услуги, превышают максимально допустимую долю расходов на этот вид услуг в совокупном доходе семьи. Право на ежемесячную денежную компенсацию имеют ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, инвалиды, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, граждане, подвергшиеся радиации.

Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляется на все виды услуг, определенных Жилищным Кодексом Российской Федерации, а новая услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами входит в состав коммунальных услуг, граждане, в случае, если расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают 22% от совокупного (общего) дохода семьи, имеют право на оформление субсидии на оплату ЖКХ.

Чтобы оформить денежную компенсацию или субсидию, необходимо обратиться в органы социальной защиты. Главным условием для оформления льгот является отсутствие задолженностей за жилищно-коммунальные услуги.

Льгота в виде 50%-ного снижения платы за вывоз мусора положена:

  • инвалиды 1,2 и 3 группы;
  • инвалиды и участники ЧАЭС (в ряде регионов льготы распространяются на инвалидов и участников местных ЧС);
  • ветераны труда;
  • ветераны труда, признанные таковыми в регионе;
  • инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и члены их семей;
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • лица, пострадавшие от политических репрессий;
  • многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).

Если владельцы квадратных метров не проживают по месту регистрации, либо временно уедут их дома, за вывоз мусора им платить не придется. Для этого им следует заблаговременно обращаться в управляющую компанию или к региональному оператору с заявлениями и документами, которые подтверждают отсутствие.

Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав плательщик НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Напомним, на основании п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Однако в предусмотренных законом случаях при исполнении договора применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Как разъяснил Пленум ВАС в Постановлении от 17.11.2011 № 72 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы», согласно правилам гл. 21 НК РФ реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС. В связи с этим, основываясь на п. 1 ст. 168 НК РФ, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы РСО обязана предъявить к уплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС. Причем при ее определении необходимо знать, учтен ли налог регулирующим органом при установлении размера регулируемой цены (тарифа). Так, если при утверждении размера тарифа регулирующий орган включил в него сумму НДС, у РСО отсутствуют основания для предъявления к уплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) налога сверх утвержденного тарифа.

Сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со ст. 154 – 159, 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Это общее правило, закрепленное в п. 1 ст. 166 НК РФ. Случаи, когда с целью исчисления НДС используется расчетная ставка (10/110 или 18/118), перечислены в п. 4 ст. 164 НК РФ:

  • получение денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ;

  • получение оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, установленных п. 2 – 4 ст. 155 НК РФ;

  • удержание налога налоговыми агентами в соответствии с п. 1 – 3 и его исчисление согласно п. 8 ст. 161 НК РФ;

  • реализация имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в силу п. 3 ст. 154 НК РФ;

  • реализация сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ;

  • реализация автомобилей по правилам п. 5.1 ст. 154 НК РФ;

  • реализация ответственными хранителями и заемщиками материальных ценностей на основании п. 11 ст. 154 НК РФ;

  • передача имущественных прав согласно п. 2 – 4 ст. 155 НК РФ;

  • иные случаи, когда в соответствии с Налоговым кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом.

Как подчеркивают судьи, расчетная ставка 18/118 применяется только в случаях, прямо предусмотренных п. 4 ст. 164 НК РФ. Реализация товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам не входит в перечень операций, при осуществлении которых применяется расчетная ставка (10/110 или 18/118). Поэтому в описанной ситуации (при реализации для населения коммунального ресурса с применением тарифа, утвержденного регулирующим органом с учетом НДС) не может использоваться расчетная ставка 18/118, ставка налога в данном случае составляет 18 %. В свое время Минфин указал на это в Письме от 17.09.2014 № 03-07-РЗ/46588.

Согласно ст. 164 НК РФ обложение НДС товаров (работ, услуг), реализуемых по государственным регулируемым ценам (тарифам), производится по налоговой ставке 18 % (10 %). В связи с этим цена (тариф) таких товаров (работ, услуг) должна формироваться с учетом НДС по ставке 18 % (10 %).

При этом следует учитывать, что налоговая база при реализации коммунального ресурса определяется в общем порядке, установленном в абз. 1 п. 1 ст. 154 НК РФ, – как стоимость товаров, исчисленная исходя из цен (тарифов), без включения НДС.

Счет-фактура согласно п. 1 ст. 169 НК РФ выступает в качестве документа – основания для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм НДС к вычету, но при условии, что он составлен правильно.

В соответствии с п. 5 данной статьи в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны среди прочего:

  • цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее отражения) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, – с учетом суммы налога. Поэтому если тариф на коммунальный ресурс для населения утвержден регулирующим органом с учетом НДС, то в графе 4 счета-фактуры приводится тариф, включающий в себя налог, с учетом суммы налога (пп. «г» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС);

  • стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставленных (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога (фиксируется в графе 5 счета-фактуры);

  • налоговая ставка (в рассматриваемой ситуации – 18 %). Она отражается в графе 7 счета-фактуры;

  • сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок (это графа 8 счета-фактуры);

  • стоимость всего количества поставленных (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога (графа 9).

Пример

РСО реализовала УК тепловую энергию в количестве 1 670,458 Гкал по тарифу для населения, установленному регулирующим органом с учетом НДС, в размере 1 380,50 руб./Гкал.

Приведем фрагмент заполнения счета-фактуры в указанной ситуации.

Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права

Код вида товара

Единица измерения

Количество (объем)

Цена (тариф) за единицу измерения

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога – всего

В том числе сумма акциза

Налоговая ставка

Сумма налога, предъявляемая покупателю

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом – всего

Код

Условное обозначение (национальное)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тепловая энергия

233

Гкал

1 670,458

1 380,50

1 954 294,3

Без акциза

18 %

351 772,97

2 306 067,27

Всего к оплате

1 954 294,3

Х

351 772,97

2 306 067,27

* * *

Предприятие (РСО) при реализации коммунального ресурса исполнителю коммунальной услуги – УК при определении налоговой базы по НДС должно применять налоговую ставку в размере 18 % (расчетная ставка – 18/118 – не используется) вне зависимости от того, утвержден регулирующим органом тариф с учетом или без учета НДС. Этот момент важно учитывать при заполнении счета-фактуры. Если тариф включает в себя НДС, в графе 4 счета-фактуры должен быть указан тариф с учетом суммы налога.

Коммунальные услуги включают подачу воды, газа, электричества и тепла, канализационные стоки (водоотведение) и общедомовые нужды. Тарифы и нормативы на эти ресурсы устанавливает государство.

Тариф – установленная стоимость за единицу ресурса, а норматив — количество ресурса на одного потребителя услуги в месяц, определенное законодательством региона.

При наличии общедомового счетчика на тепловую энергию итоговая сумма за отопление распределяется между жителями в соответствии с площадью их квартир.

V – индивидуальное потребление;

V1 – общедомовое потребление;

S – общая площадь квартиры;

S1 – общая площадь жилых и нежилых помещений;

T – тариф.

Ставка НДС и счет-фактура при реализации коммунального ресурса

Стоимость тарифов ЖКХ напрямую зависят от экономической ситуации в стране и роста цен на топливно-энергетические ресурсы. Но, несмотря на это, существуют способы снижения ставок на ЖКУ. Одним из наиболее доступных способов является переход предприятий, работающих в сфере обслуживания жилья и коммунальных услуг, на упрощенную систему налогообложения. В результате данного метода, стоимость тарифов ЖКХ может быть снижена на 10-15%.

Как мы упоминали ранее, создание товарищества собственников недвижимости или жилья позволит самостоятельно устанавливать размер тарифов на жилищные услуги. При этом собственники сами смогут определять востребованность услуг и перечень необходимых работ. Более подробно методы снижения тарифов ЖКХ мы рассмотрим в следующих статьях.

Дата публикации материала: октябрь 2016.

Вам также может быть интересно:

  • Как узнать задолженность по квартплате?
  • Как передать показания счетчиков, максимально сэкономив время?
  • Сколько нужно хранить квитанции об оплате ЖКХ?

Дополнительные продукты ЖКХ:

  • Программа 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК
  • Сайт с личными кабинетами для жильцов 1С: Сайт ЖКХ
  • Мобильное приложение ЖКХ: Личный кабинет

НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.

В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.

На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.

Коммунальные услуги, которые предоставляются специализированными организациями коммунального комплекса. В соответствии с действующим законодательством не могут освобождаться от необходимости перечисления налога на добавленную стоимость.

Само понятие коммунального комплекса прописано в Законе №210-ФЗ, который был принят 30 декабря 2004 года, и представляет собой юридическое лицо, которое занимается обустройством систем коммунальной инфраструктуры, а также эксплуатацией всевозможных объектов, предназначенных для утилизации ТБО.

Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в данном случае не имеет какой-либо существенной разницы, но в то же время достаточно важную роль играет порядок использования указанной системы коммунальной инфраструктуры.

В пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса говорится о том, что в процессе реализации товарной продукции налогоплательщик в данном случае должен предъявить к изначальной стоимости товара также дополнительную сумму налога.

В соответствии с нормами, указанными в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса, говорится о том, что реализация коммунальных услуг полностью освобождается от налога на добавленную стоимость.

Данное правило применяется только в том случае, если коммунальные услуги предоставляются товариществами владельцев недвижимости, управляющими организациями, а также другими потребительскими специализированными кооперативами, формирование которых осуществлялось для того, чтобы удовлетворить потребности граждан в недвижимости, а также обеспечить оптимальное обслуживание общедомовых инженерных систем.

При этом стоит отметить тот факт, что указанная норма не предусматривает возможность освобождения от налога каких-либо коммунальных услуг, которые продаются управляющим организациям специализированными коммунальными комплексами, а также поставщиками газа и электричества.

Точно так же не освобождаются от необходимости выплаты данного налога какие-либо работы, связанные с поддержанием зданий в нормальном состоянии и проведением ремонта общедомового имущества.

На сегодняшний день управляющие компании, ведущие свою деятельность на основании упрощенной системы налогообложения, оказываются в несколько двойственной ситуации. Так как изначально тарифы указываются с учетом налога на добавленную стоимость, граждане оплачивают их с учетом данной выплаты, и если в дальнейшем компания, работающая на упрощенной системе, не оплатит в бюджет соответствующую сумму, по факту она ей будет присвоена, что в соответствии с действующим законодательством представляет собой непосредственное нарушение государственной ценовой дисциплины.

Таким образом, если компания, занимающаяся предоставлением коммунальных услуг, работает на упрощенной системе и не хочет оплачивать налог на добавленную стоимость в соответствии с общеустановленным порядком, то в таком случае ей стоит обратиться в орган местного самоуправления для того, чтобы добиться возможности указания тарифов для граждан, не включая в них указанную выплату.

Чтобы добиться реализации данной цели, можно инициировать проведение специализированной экспертизы тарифов, результатом которой будет указание на то, что отсутствие в установленных ценах налога на добавленную стоимость в конечном итоге позволит существенно сократить затраты для обычных граждан.

Как происходит возврат коммунальных платежей — читайте далее.

В этой статье мы расскажем, где оплатить коммунальные платежи.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Заполняю квитанцию на оплату коммунальных услуг через интернет-клиент банк. Не пойму — надо указывать платеж с НДС (18%) или за коммунальные услуги НДС не платится.

НДС на коммунальные услуги не платится

НДС не платится. В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Олег Борисович, этот показатель зависит от того на какой системе налогообложения находится Ваш поставщик коммунальных услуг: на общей системе налогообложения или на упрощенной. Обычно, НДС если предусмотрен в соответствии с законом, уже включен в тариф. Поэтому на Вашем месте я бы не делал никаких выделений. Удачи Вам! В случае возникновения вопросов, обращайтесь.

Уважаемый Олег Борисович !

Коммунальные услуги оплачиваются на основании квитанций, которые предоставляют ежемесячно собственникам помещений в Многоквартирных жилых домах Управляющие компании, ТСЖ, ЖСК или поставщики конкретных видов коммунальных услуг. В квитанциях таких уже указана сумма оплаты за поставку данной коммунальной услуги.

Вот эту сумму и следует указывать в квитанцию на оплату коммунальных услуг через интернет-клиент банк.

НДС чаще всего закладывается в тарифы за коммунальные услуги. Зная тариф, зная объем поставленной коммунальной услуги, легко определить сумму оплаты за конкретный месяц.

Как формируются тарифы ЖКХ

Нужно ли выставлять НДС потребителю коммунальных услуг? Минфин разъяснил, что объектом налогообложения в данном случае являются: операции по производству товаров и осуществлению работ и услуг на территории России, передача имущественных прав. Другие операции налогами не облагаются.

Согласно НК РФ реализация КУ, которые предоставляет управляющая МКД организация — не подлежит налогообложению. От налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Коммунальные услуги, которые осуществляют организации коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС. Организация коммунального комплекса — юридическое лицо, которое занимается системами коммунальной инфраструктуры, эксплуатирует объекты для утилизации ТКО. Важно, как организация использует системы коммунальной инфраструктуры. Если систему применяют для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, то при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

Бухгалтерские ошибки приводят к тяжелым последствиям — штрафам, увольнениям и уголовной ответственности. В зоне риска бухгалтеры и руководители организаций. Мы изучили типичные ошибки, которые допускают бухгалтеры, и рассказали, чем они опасны и как их избежать.

С 1 января 2010 г. от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

Существующие тарифы на коммунальные услуги в различных субъектах Российской Федерации и на различные виды коммунальных услуг утверждаются как с учетом налога на добавленную стоимость (НДС), так и без учета НДС.

В это связи возникают многочисленные разбирательства между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и УК (управляющими организациями, ТСЖ, ЖК, ЖСК).

С одной стороны Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 5 октября 2007 г. № 57 разъяснил, что из толкования во взаимосвязи ст.ст. 135 и 137 ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в данном Постановлении ВАС РФ правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами — членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на предоставление коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений в МКД.

С другой стороны, сложившаяся судебная и правоприменительная практика свидетельствуют об обратном: НДС платить надо.

Суд нижестоящей инстанции (Арбитражного суда Московской области) по мнению ФАС Московского округа не учел, что тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению были утверждены уполномоченным органом без учета НДС, в связи с чем увеличение тарифа на сумму НДС при реализации предприятием услуг водоотведения не противоречит п. 6 ст. 168 Налогового кодекса РФ, согласно которой при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).

Рассматриваемый вопрос также нашел отражение в постановлениях Президиума ВАС, причем позиции в указанных постановлениях содержатся прямо противоположные.

Постановление Президиума ВАС РФ от 22 февраля 2011 г. № 12552/10 содержит вывод о том, что расчет РСО суммы задолженности ТСЖ за услуги водоснабжения и водоотведения с учетом тарифа, установленного для РСО, увеличенного на сумму НДС, не соответствует нормам Налогового кодекса РФ , Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (действующих на момент судебного разбирательства – прим. авт.).

Президиум ВАС отметил, что при расчетах между ТСЖ и РСО подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, в то время как при определении суммы задолженности суд нижестоящей инстанции счел, что тарифы, установленные органом местного самоуправления на услуги водоснабжения и водоотведения, не включают НДС.

В Постановлении Президиума ВАС от 22 февраля 2011 г. № 12552/10 указано, что у РСО отсутствовали основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18 %.

Далее в связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров между РСО и исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, ЖК, ЖСК, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает арбитражным судам следующие разъяснения (Постановление от 17 ноября 2011 г. № 72).

Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с РСО с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости — назначена экспертиза.

Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у РСО отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.

Если при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление РСО к оплате УК дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению .

Кроме того, исполнитель коммунальных услуг, уплативший РСО сумму НДС сверх тарифа, размер которого утвержден с учетом НДС, на основании п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ вправе требовать возврата этой суммы как неосновательно приобретенной ресурсоснабжающей организацией.

Как известно, собственники жилых помещений обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 1 ст. 153 ЖК РФ). Если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, именно она предоставляет собственникам помещений коммунальные услуги (выступает в роли исполнителя) и именно к ней поступает плата за них (п. 7 ст. 155 ЖК РФ). В свою очередь, управляющая организация заключает соответствующие договоры с ресурсоснабжающими компаниями и оплачивает коммунальные ресурсы. Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Однако в случаях, предусмотренных законом, стороны обязаны применять цены (тарифы, ставки и др.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Последнее — как раз наш случай: ресурсоснабжающие организации продают коммунальные ресурсы по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством.

По норме п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление. В п. 2 ст. 157 ЖК РФ сказано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, которые устанавливают органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (а в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органы государственной власти соответствующего субъекта РФ) в порядке, определенном федеральным законом. В п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг <1> уточнено: если исполнителем является управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. При этом размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение, а также отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ. Таким образом, управляющая организация должна приобрести у ресурсоснабжающей организации и продать собственникам помещений коммунальные услуги по одному и тому же тарифу. Посмотрим, каким образом по действующему законодательству должны устанавливаться тарифы для ресурсоснабжающих организаций, ведь от этого, как мы выяснили, зависит цена коммунальных услуг, по которой управляющая организация будет продавать их собственникам помещений.

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.

В первую очередь обратимся к Закону N 210-ФЗ <2>, которым установлены в том числе основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов. В соответствии с этим Законом подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в многоквартирных домах являются ТСЖ, ЖК, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, а также непосредственно сами собственники помещений в доме. Обращаем особое внимание на то, что Законом N 210-ФЗ не регулируются тарифы по электро- и теплоснабжению.

<2> Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Особенности государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию установлены Законом N 41-ФЗ <3>. О том, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном данным Законом, сказано и в п. 1 ст. 15 Закона N 210-ФЗ. Теперь выясним, на кого возложено установление тарифов.

Начнем с тарифов организаций коммунального комплекса. Эти тарифы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ (пп. 4 п. 4 ст. 4 Закона N 210-ФЗ) и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 5 Закона N 210-ФЗ) (органы регулирования).

Органы регулирования субъектов РФ устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, только в тех случаях, когда потребители находятся:

  • в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта РФ, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80% товаров и услуг организации коммунального комплекса;
  • в границах нескольких субъектов РФ и потребители соответствующего субъекта потребляют более 80% товаров и услуг организаций коммунального комплекса.

Тарифы, НДС и проблемы управляющей организации

Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию с этого года также будет осуществляться в ином порядке. Тогда как по тарифам на услуги организаций коммунального комплекса утверждаются предельные индексы возможного изменения тарифов (%), в отношении тарифов на электрическую и тепловую энергию устанавливают предельные (максимальные и минимальные) уровни тарифов (руб.), причем с выделением таких уровней на электрическую и тепловую энергию для населения. Одно из главных новшеств — этим будет заниматься не Правительство РФ, а федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов (ФСТ). Правительство РФ будет определять только сроки. Предельные уровни могут быть установлены на срок более года, с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. Так, предельные уровни тарифов на электрическую энергию на 2009 г. утверждены Приказом ФСТ России от 05.08.2008 N 127-э/1.

В рамках предельных уровней органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов (это могут быть те же самые органы регулирования, устанавливающие тарифы для организаций коммунального комплекса, если тарифное регулирование находится в компетенции региональных властей) устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению. Например, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга установил на 2009 г. тарифы на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам (Распоряжение от 19.11.2008 N 141-р). В Ростовской области тариф на электрическую энергию на 2009 г. установлен Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской обл. от 26.12.2008 N 14/4.

В то же время органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию. Таким образом, хотя к компетенции органов местного самоуправления не относится установление тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение, орган исполнительной власти субъекта РФ может наделить их соответствующими полномочиями. Так, к примеру, поступила Региональная служба по тарифам Читинской области (см. Постановление ФАС ВСО от 18.09.2008 N А78-545/08-С1-7/20-Ф02-4564/08).

Напомним, управляющая организация, с одной стороны, покупает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающей организации, а с другой, предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме. Трудности возникают в том случае, если тариф установлен с НДС.

Итак, органы регулирования, устанавливая тарифы на коммунальные ресурсы для населения, учитывают, например, что соответствующая ресурсоснабжающая организация является плательщиком НДС, поэтому тариф включает в себя сумму налога. В данном случае при покупке коммунальных ресурсов управляющие организации, в том числе являющиеся «упрощенцами», оплачивают ресурс по цене с НДС. Поскольку «упрощенцы» согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ не являются плательщиками НДС, суммы налога, предъявленные управляющей организации поставщиком, включаются в стоимость коммунальных ресурсов (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ), к вычету они, естественно, не предъявляются.

  • Постановления
  • Письма
  • Приказы и решения
  • Кодексы Российской Федерации
  • Федеральные законы
  • Расчет отопления
  • Расчет холодного водоснабжения
  • Расчет горячего водоснабжения
  • Расчет электроснабжения
  • Расчет газоснабжения

Правила применения коммунальных тарифов порядку обложения НДС не противоречат

  • Карта сайта
  • Онлайн калькулятор
  • Обратная связь
  • Политика конфиденциальности

Человек, желающий сдать жилое помещение, должен понимать, что ему необходимо возложить на себя ряд обязанностей, среди них такие, как:

  • арендодателю нужно перед сдачей обеспечить в ней все условия, необходимые для полноценной жизни и поддерживать их;
  • собственник должен обеспечить наличие необходимых коммунальных услуг;
  • хозяин квартиры участвует в общественной жизни дома, в частности, должен участвовать в выборах управляющей компании.

О том, можно ли сдавать квартиру без оформления договора, а также о том, какая ответственность предусмотрена за незаконную сдачу жилплощади, узнайте из наших статей.

При сдаче жилья важно определиться, кто и как будет оплачивать счета по ЖКХ.

Если порядок оплаты не закреплен документально, то в случае спорной ситуации, по закону ответственность за все платежи несет собственник жилья.

Все нюансы оплаты услуг нужно письменно подтвердить. Ответственность за расходы на коммуналку может распределяться тремя способами.

Не каждый гражданин точно знает, что входит в перечень коммунальных услуг. Разберемся, на какие удобства может рассчитывать каждое лицо в Российской Федерации в 2019 году.

  • И определим, как осуществляется плата пользователями ресурсов, поставленных управляющими компаниями или ТСЖ.
  • Благодаря коммунальным услугами граждане могут рассчитывать на комфортное проживание.
  • И перечень таких услуг прописан в соглашении, что было составлено между собственниками квартир и ЖКХ, УК или ТСЖ.
  • Но не у всех образец контракта есть на руках, и поэтому часто возникает вопрос о том, что конкретно должен делать управляющий орган и за что стоит вносить плату.

Ведь нередко из-за своего незнания юридических норм, граждане не знают о своих правах, доступных льготах. В результате они переплачивают.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *