- Новостройка

Муниципальная земельная собственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Муниципальная земельная собственность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Муниципальная собственность – относительно новый экономический институт. Первым шагом на пути отделения местного самоуправления от государственной власти стало принятие 09.04.90 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Самостоятельность муниципалитетов на конституционном уровне впервые закреплена в 1992 году.

Ст. 12 Конституции РФ от 12.12.93 г. гарантирует самостоятельность местного самоуправления. Ст. 130 Основного закона наделяет его правом самостоятельно реализовать правомочности собственника в отношении объектов муниципальной собственности.

Очевидно, что основа реальной, а не декларативной самостоятельности территориальной общины находится в экономической плоскости. Чтобы разрешать вопросы местного значения, нужны средства. Одним из главных источников наполнения местных бюджетов должны стать доходы от муниципальных земель.

Это положение особенно актуально в отношении сельских населенных пунктов, общины которых не владеют иными ценными природными ресурсами, промышленными предприятиями или коммерчески привлекательной недвижимостью. Такие муниципалитеты черпают средства путем:

  • передачи земель в аренду и собственность частным лицам;
  • самостоятельного хозяйствования на земле путем создания унитарных предприятий или участия в деятельности коммерческих структур в качестве соучредителя;
  • взимания земельного налога, отнесенного законодателем к числу местных (регламентирован гл. 31 разд. X Налогового кодекса РФ).

В объективном понимании муниципальная собственность на землю – одна из форм публичной земельной собственности. Возможно ее формирование вследствие:

  • отнесения земель к ведению муниципалитетов в силу закона;
  • разграничения с госсобственностью;
  • применения гражданско-правовых предписаний.

Полномочия по управлению муниципальной земельной собственностью реализуются общиной непосредственно либо через органы самоуправления. В субъективном понимании муниципальная собственность на землю представляет собой комплекс правомочностей по владению, пользованию и распоряжению, признанных государством за муниципальными образованиями в отношении земель, находящихся в их территориальных пределах.

Муниципальная собственность на землю

Правообладателем муниципального имущества является муниципальное образование. Исходя из определения муниципального образования, содержащегося в ст. 2 Федерального закона РФ № 31 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», право муниципальной собственности на землю признается за:

  • городскими, сельскими населенными пунктами;
  • муниципальными районами;
  • городскими округами;
  • внутригородскими районами;
  • внутригородскими территориями городов общефедерального значения (Москва, Петербург, Севастополь).

Правомочности по распоряжению муниципальной земельной собственностью от имени территориальной общины осуществляют органы местного самоуправления. Они же устанавливают правила ее оценки для целей продажи. Компетенция органов самоуправления определяется федеральным законодательством и местными правилами – локальными подзаконными нормативными актами (ст. 125, 215 ГК РФ).

Активы, пребывающие в муниципальной собственности, закреплены за муниципальными предприятиями и учреждениями. Остальное муниципальное имущество составляет муниципальную казну.

Такой перечень установлен ст. 19 Земельного кодекса России. Он включает земли:

  • признанные муниципальными;
  • право на которые возникло при разграничении с госсобенностью;
  • приобретенные по основаниям, оговоренным Гражданским кодексом РФ.

Рассмотрим примеры ситуаций, когда муниципалитеты обретают права на земельную собственность в силу закона. Участок, от права собственности на который отказался частный владелец, по умолчанию переходит в муниципальную собственность с момента регистрации прекращения права собственности в ЕГРП.

Если земли размещены в границах населенного пункта, участок переходит городскому округу, сельскому или городскому поселения; если на межселенной территории – муниципальному району (ст. 19 ЗК РФ). О собственности земель в этом случае речь не идет: муниципальные власти получают участок безвозмездно.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 244 от 03.12.08 г. в муниципальную собственность передаются участки в границах курортов общефедерального значения, право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП за государством до 26.12.08 г., если они:

  • заняты зданиями, находящимися в муниципальной собственности;
  • предоставлены органам самоуправления, предприятиям или организациям, учредителями которых они выступают.

Названный способ образования и передачи участков муниципальной собственности регламентирован гл. V.5 ЗК РФ. Основания для таких действий оговорены ст.39.30 этого Кодекса. В частности, предусмотрена безвозмездная передача:

  • поселениям и городским округам участков, находящихся на их территории при условии утверждения генпланов населенных пунктов и правил землепользования;
  • муниципальным районам участков, расположенных на межселенных территориях при условии утверждения схемы территориального планирования согласно Градостроительному кодексу РФ.

Ст. 39.30 ЗК РФ содержит прямой запрет на бесплатную передачу муниципалитетам земель:

  • предоставленных органом госвласти, государственным унитарным предприятиям и учреждениям;
  • особо охраняемых природных территорий общефедерального значения, лесного фонда;
  • зарезервированные для госнужд;
  • в границах особых экономических зон;
  • в отношении которых проведено предварительное согласование о предоставлении частным лица в собственность/пользование;
  • предоставленные ГК «Росавтодор» либо для размещения объектов общефедерального железнодорожного транспорта.

Как оформить аренду земельного участка, если он в муниципальной собственности

Земельный участок признан недвижимостью (ст.130 ГК РФ). Как и другие вещи, он может перейти в собственность муниципалитета по условиям любой из не запрещенных законом сделок (мена, дарение, наследование, продажа). Хотя такие ситуации нечасты, нельзя отрицать возможности обращения взыскание на участок, принадлежащий гражданину за долги перед муниципалитетом.

Распространенное основание возникновения права муниципальной земельной собственности – выкуп участка для публичных нужд. Основания для таких действий оговорены ст. 49 ЗК РФ. Это размещение новых или реконструкция существующих объектов электро- , газо-, тепло-, водоснабжения при отсутствии иных подходящих площадей.

Процедура и правовые последствия выкупа регламентированы ст. 279 ГК РФ.

Закон защищает права частного собственника. Выкуп может проводиться по согласованию либо в судебном порядке при условии справедливой компенсации. Оценка изымаемого участка проводится по согласованию сторон, а если частное лицо осталось недовольно ее результатами – в судебном порядке.

Ст. 8 Федерального закона № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» признает за муниципалитетом право приоритетного выкупа участка сельскохозяйственного назначения на случай его продажи по цене, за которую он реализуется (кроме случаев конкурсной продажи). Пока муниципалитеты пользуются приоритетным правом в редких случаях.

И наконец, в муниципальную собственность могут переходить участки, признанные бесхозяйными в порядке ст. 225 ГК РФ. В числе бесхозных участков те, от которых собственник отказался либо не имеющие законного собственника. Об их оценке при этом речь не идет.

Разберемся в вопросах терминологии. С позиции гражданского законодательства земельный участок – это вещь, а муниципалитет – собственник, который вправе осуществлять все обычные правомочности, в том числе – распоряжение.
В публично-правовых отношениях орган местного самоуправления действует как субъект властных полномочий. Среди прочего, он уполномочен передавать земли в собственность или пользование частным лицам. Причем, речь зачастую идет о целинных землях, муниципальная и госсобственность на которые не разграничена, а участки не образованы.

Гражданский кодекс России не предусматривает возможности совершения сделок с такими объектами.

Термин «продажа» к рассматриваемым правоотношениям неприменим еще и потому, что публичные земли зачастую предоставляются частным лицам безвозмездно.

Итак, гл. V.1 ЗК РФ «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» регламентирует не только продажу, но и другие случаи перехода земель из муниципальной собственности в частную. По общему правилу (ст. 39.3 ЗК РФ) продажа муниципальной земельной собственности осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.

Случаи возможной продажи участков вне торгов жестко ограничены. Это выкуп земель:

  • предоставленных в аренду для комплексного освоения;
  • переданных некоммерческой организации для индивидуального жилищной застройки, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства;
  • образованных в результате раздела участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях индивидуальной жилищной застройки и относящейся к имуществу общего пользования;
  • на которых размещены сооружения, принадлежащие покупателю участка;
  • сельскохозяйственного назначения фермерским хозяйствам.

Выкупная цена, а также начальная оценка участка, выставленного на торги, определяется согласно правилам, утвержденным муниципалитетом (ст. 39.4 ЗК РФ).

Определение цены временного пользования наделом зависит от того, в каком порядке заключается сделка. Так, при проведении торгов стоимость аренды муниципального земельного участка определяется по их итогам. При этом начальное значение устанавливается в размере рыночной годовой арендной платы либо в 1,5 % от кадастровой стоимости.

Стоимость аренды участка без торгов устанавливается местными органами власти. Однако ее расчет основан на кадастровой цене, поэтому такой вариант всегда дешевле предлагаемых частными собственниками.

Сроки аренды земельных участков по договору ограничены. Они устанавливаются до подписания документа и отсчитываются с момента его государственной регистрации. Это правило распространяется на сделки с периодом действия, превышающим год.

Важно учитывать, что максимальный срок земельной аренды может составлять 49 лет. Земли для индивидуального жилищного строительства в пределах населенного пункта предоставляются лишь на 20. Однако договорные отношения можно продлить, при этом добросовестный арендатор всегда остается приоритетным лицом.

Кроме того, в ряде случаев предусмотрено последующее право выкупа надела.

Статья 19 ЗК РФ. Муниципальная собственность на землю

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О государственной регистрации недвижимости»

    • Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    Местная регистрация вступающего в земельные отношения субъекта и период проживания гражданских лиц в регионе, в котором предполагается получение территории в аренду, является важным условием для предоставления земли. Законодательство предусматривает не менее 5 лет проживания человека в районе запрашиваемого участка.

    Обязательным условием для выделения территории является документ подтверждающий отсутствие у будущего арендатора других земельных участков, а при строительстве дома – справка об отсутствии собственной жилплощади.

    Одним из условий получения в аренду земли для ИЖС является пункт договора, в котором предусматривается строительство на участке жилого здания. Пункт соглашения оговаривает условия и сроки постройки.

    При предоставлении земли в пользование муниципальные власти учитывают финансовые возможности граждан, род их занятий, профессию, место работы, а также наличие или отсутствие льготного государственного обеспечения.

    Арендная плата за пользование землей является очень важным пунктом заключаемого между сторонами арендного соглашения. Она складывается из ежегодных основных базовых ставок платы за аренду земель находящейся в муниципальной и государственной собственности и рассчитывается согласно размеру арендной платы за год, которая установлена договором.

    При расчете учитывается категория земель, категория арендаторов, местоположение арендуемой территории, а также условия экономического развития региона.

    Расчет арендной платы исходит из каждого дня пользования землей в определенном периоде аренды территории. Определенный период устанавливается подписанным сторонами соглашением и может составлять квартал или месяц, именно тот период времени, за который вносится арендная плата.

    Взять территорию в аренду у муниципалитета очень выгодно с экономической точки зрения тем людям, которые желают обзавестись своим собственным приусадебным хозяйством, заняться фермерством, а также реализацией выращенной продукции. Такое решение крайне необходимо каждому, кто не имеет своей собственности, но стремится осуществить мечту о постройке индивидуального жилого дома.

    http:// Управление муниципальной собственности

    Муниципалитет выдает землю на срок (ст. 39.8 ЗК РФ):

    • от 3 до 10 лет – для возведения новых и реконструкции имеющихся ОКС (объектов капитального строительства);
    • до 49 лет – для расположения линейных объектов (газопровод);
    • 20 лет – гражданам под ИЖС или ЛПХ;
    • до 3 лет – для завершения начатого строительства;
    • от 3 до 49 лет – для сельскохозяйственного использования.

    Пользователь участка, имеющий право получить землю без торгов, сам выбирает, на какой именно срок ему арендовать земли в зависимости от ее назначения. Правда, на единственного участника аукциона такая возможность выбора не распространяется.

    Чтобы в дальнейшем не возникало проблем при взаимодействии с местной властью, нужно внимательно ознакомиться с договором аренды и неукоснительно выполнять его требования. Рассмотрим некоторые пункты договора.

    В договоре будет подробно расписан порядок взимания платежа, реквизиты, на которые должны быть перечислены средства. Также указаны обстоятельства, при которых арендодатель может поднять размер оплаты.

    В ЗК РФ оговорено, что не допускается требовать от арендатора выполнения услуг, втягивающих арендатора в дополнительные расходы и не относящихся к предмету договора.

    Данный пункт предусматривает обязательство арендатора выплачивать пени за нарушение порядка внесения арендных платежей и штрафы за порчу имущества.

    Расторжение, если арендатор не нарушил условия использования участка, возможно только по суду. Если участок будет разделен или объединен с другим, арендодатель обязан прекратить действующий договор и заключить новый.

    Аренда территории земельного участка – сложное понятие, специфика которого определяется земельным и гражданским законодательством России. В юридической литературе представлено несколько ключевых определений данной категории. Приведем, к примеру, одно из них.

    Аренда – это передача недвижимого имущества, в указанном случае земельного участка, за внесение определенной платы для использования его лицом на определенный временной срок. На сегодняшний день подобная форма землевладения признается одной из самых эффективных и популярных во всем мире.

    Предоставление земельного участка происходит гражданами — собственниками этих территорий арендаторам на основании ГК РФ и ЗК РФ. Так как земля может причисляться к собственности как физических, так и юридических лиц, то и представление территорий в наем может осуществляться данными категориями граждан.
    Согласно указанным Кодексам предоставление земельного участка может происходить следующим категориям субъектов правоотношений:

    • гражданам;
    • юридическим лицам;
    • иностранцам, а также иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства, если соблюден законодательный порядок.

    Предоставление земельного участка иностранцам и физическим лицам без гражданства может происходить также на праве аренды, но, исключая случаи, которые запрещены нормативно-правовыми актами РФ.

    На сегодняшний день в законодательстве предусмотрены случаи, когда государственная земля не может быть передана в аренду:

    • Заявление об аренде будет отклонено, если предполагается аукцион на земли исторического и культурного значения.
    • Документы не будут приняты к рассмотрению, если предполагается аренда участков, расположенных на территории заповедников и заказников.
    • Государственная земля не может быть предоставлена на определенный срок аренды, если она необходима для обеспечения гражданской обороны.
    • Оформление договора об аренде невозможно и в том случае, если участок подвержен радиоактивному, химическому, биогенному заражению.

    В подобных случаях любой договор будет признан незаключенным.

    Согласно ст. 22 ЗК РФ одной из ключевых целей заключения подобной сделки признается аренда земельного участка под строительство. Права и обязанности арендатора в данном случае регламентируются ст. 41 и 42 ЗК РФ.

    Иными словами, после предоставления земельного участка в аренду физическими или юридическими лицами, субъекты могут использовать данную территорию только по целевому назначению. Ограничение на предоставление земли может быть связано с необходимостью капитального строительства.

    Строительство – не единственная цель аренды земельного участка. Современное законодательство также регламентирует подобную сделку между владельцами собственности и гражданами в случаях, если предоставление земли происходит для:

    • ведения на ней личного подсобного хозяйства;
    • ведения дачного, садоводческого или огороднического хозяйства;
    • сельскохозяйственных нужд арендатора, в том числе открытия фермерского хозяйства;
    • размещения на территории участка иных объектов, форма которых не подходит под категорию недвижимости.

    Российская Федерация разделена примерно на 14500 муниципальных образований. Подобная форма управления способствует грамотному контролю над огромной территорией земли.

    Согласно нормативно-правовым актам РФ муниципалитеты имеют право заключать договор аренды земельного участка с гражданами. При этом должен соблюдаться законодательный порядок, который действует на территории всего государства, в ином случае, договор является незаключенным.

    Предоставление участка в аренду, который причисляется к муниципальной собственности, в большинстве случаев можно лишь с учетом уплаты стоимости.

    Государственная земельная собственность на безвозмездной основе может быть передана госучреждениям или же религиозным организациям.

    Если государственная собственность или же земля, находящаяся в муниципальной собственности, будет использоваться не для строительства, то для регистрации договора аренды потребуется заявление, написанное физическим или юридическим лицом. Причем форма заявления должна быть письменной.

    После того как заявление будет рассмотрено, идет предоставление земли из муниципальной собственности. Заявитель должен провести регистрацию, порядок которой закреплен в нормативно-правовых актах, иными словами, поставить участок на кадастровый учет. Лишь после этого принимается решение о возможности предоставления земли из муниципальной собственности в частную. Далее подписывается договор аренды земельного участка.

    Процесс покупки выделенного участка производится по установленным правилам, а список документов закреплён законом. Однако процедура выкупа может изменяться в зависимости от типа земли и её категории.

    Приватизация усложняется в случае:

    • самопроизвольного захвата земли;
    • при несформированном участке;
    • если территория, на которой находится надел, принадлежит кооперативу или придомовому владению.

    Если оговариваемый участок был взят в пользование без ведома муниципалитета, то первым дело следует выяснить, нет ли у него владельца, который ранее подписал договор аренды. Также важно проверить границы, сверившись с кадастровой картой, и определить квадратуру используемой территории.

    Перед выкупом произвольно захваченной земли следует быть готовым к оплате штрафа и возможному отказу по заявлению. Ведь даже если участок никем не использовался и находился на пустыре, он всё равно может быть собственностью иных лиц либо быть ранее арендованным.

    Что касательно несформированных участков, то владельцам строений придётся за личные средства разработать схему территории для предоставления её в администрацию местного муниципалитета. Только после рассмотрения документации и одобрения полученного плана учреждение объявляет о продаже земель путём проведения торгов.

    Участок, принадлежащий кооперативу, приватизировать можно только с разрешения всех членов сообщества, председателя и главного бухгалтера, так как сама территория находится в общей собственности всех перечисленных лиц.

    Образец договора аренды земли:

    Нередки случаи, когда на одной территории располагается сразу несколько строений, принадлежащих разным людям или организациям. Однако по закону каждый из владельцев недвижимости вправе претендовать на приватизацию земли под своими объектами, поэтому процедура выкупа, в этом случае, немного иная.

    Если имеется несколько владельцев на землю, то стоит прибегнуть к одному из приведённых ниже решений:

    • лица могут на общем собрании договориться о равном разделе находящегося в их пользовании участка;
    • составить соглашение на приватизацию спорного участка в равных долях.

    Без обоюдной договорённости оформить участки в собственность будет непросто, так как каждый их владельцев будет иметь своё право голоса на этот счёт.

    Департамент муниципальной собственности и городских земель

    • Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в безвозмездное пользование

    Большая часть водных объектов находится в федеральной собственности. Однако некоторые водные объекты могут находиться в муниципальной собственности. Такие водные объекты как пруды и обводненные карьеры, находящиеся на территории земельных участков, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям, являются собственностью муниципальных образований.

    Основанием для прекращения права собственности на такие водные объекты как пруды и обводненные карьеры является прекращение права собственности на земельные участки, на территории которых они расположены.

    В отношении таких водных объектов как пруды и обводненные карьеры законодательством закреплена возможность отчуждения их в соответствии с положениями гражданского и земельного законодательства. Однако отчуждение таких водных объектов как пруды и обводненные карьеры невозможно без одновременного отчуждения земельных участков, на территории которых они находятся. В отношении указанных земельных участков установлен запрет на их раздел, если это предполагает раздел обводненных карьеров или прудов, находящихся на их территории.

    Выкупу земельных участков из федеральной и муниципальной собственности посвящена Глава 5.1 ЗК РФ. Так в ст. 39.1 указанного акта сказано, что на основании договора купли-продажи (далее – ДКП) можно получить землю в частную собственность. Такая возможность предоставляется всем гражданам России, ИП и юридическим лицам при соблюдении определенных условий.

    Условия для выкупа земли из государственной и муниципальной собственности:

    1. Отсутствие ограничений на покупку земли.
    2. Использование земель должно осуществляться в соответствии с ее назначением и видом разрешенного пользования.
    3. Участие в аукционе, а в некоторых случаях выкуп производится без торгов по фиксированной сумме.
    4. Межевание и постановка на кадастровый учет производится за счет покупателя.

    Рассмотрим каждый пункт подробнее.

    В частную собственность могут переходить только те участки, которые не изъяты из оборота или не ограничены. Такими являются земли лесного фонда (узнайте, как заключить договор аренды на лесной участок), территории, на которых расположены стратегически важные для страны объекты или объекты, несущие угрозу причинения вреда – например изготовление ядов, наркотиков и подобных веществ. Также государство не передает гражданам земли, расположенные на границе.

    Покупка земли из государственной собственности несколько отличается от купли-продажи участков между собственниками. Однако такой способ приобретения недвижимости гораздо безопаснее. Ведь покупая федеральную или муниципальную землю можно быть уверенным в том, что у нее один собственник – государство, и после заключения ДКП не появятся «подводные камни».

    Будущий собственник подает заявление о предоставлении земли за плату или о допуске к аукциону в местный орган самоуправления.

    В заявлении указывается:

    1. Наименование органа власти.
    2. ФИО заявителя, его адрес и телефон.
    3. Цель заявления – предоставление ЗУ в собственность за плату.
    4. Данные запрашиваемого участка – категория, целевое назначение, адрес, площадь, кадастровый номер.
    5. Цель использования ЗУ.

    Подать готовое заявление можно самостоятельно, почтой или через представителя. Также гражданам во многих обращениях помогает МФЦ. Вы можете написать заявление и сдать пакет документов сотруднику местного центра.

    Однако обращение непосредственно к главе Администрации остается наиболее актуальным способом. Поскольку «на месте» вам могут сразу сказать о недостающих документах или даже сообщить есть ли у вас шансы на покупку запрашиваемой земли.

    Что такое муниципальная собственность на землю и какие участки к ней относятся?

    После принятия документов ваше заявление должно быть рассмотрено не позднее 30 дней. Орган местного самоуправления примет решение и уведомит вас письменно. Ответ может быть положительным – выкуп одобрен или вас допустили до участия в аукционе, а также отрицательным – отказ в выкупе или участии в торгах.

    1. Обратилось лицо, не имеющее прав на выкуп.
    2. В заявлении допущены ошибки.
    3. Не предоставлены соответствующие документы.
    4. На ЗУ расположены постройки принадлежащие муниципальному образованию, субъекту РФ или РФ.
    5. ЗУ находится в пользовании у другого лица или предназначен для гос. нужд.
    6. Предоставлен юр. лицу для освоения территории.
    7. ЗУ изъят или ограничен из оборота.
    8. Аукцион проведен с нарушением.

    Безусловно, когда отказ последовал из-за невнимательности заявителя, то споров не возникает. Но если такой ответ не обоснован или у вас есть сомнения, вы всегда можете обжаловать его. Для этого есть 2 варианта:

    • досудебный – урегулирование вопроса путем обращения в администрацию;
    • судебный – подача искового заявления в суд.

    Прежде, чем начинать споры с Администрацией, опишите в чате справа свою ситуацию. Наш специалист изучит ее и поможет вам выбрать рациональный путь решения проблемы абсолютно бесплатно.

    Подписав договор, покупатель приобрел право зарегистрировать купленную землю в собственность. Для этого он предоставляет свой паспорт и ДКП в территориальное отделение Росреестра. Однако данная госуслуга не бесплатна. За регистрацию права собственности на ЗУ предусмотрена госпошлина в размере 350 р. (пп.24. п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Предоставлять квитанцию не обязательно, но если платеж не поступит, то выписку ЕГРН с подтверждением возникших прав вы не получите.

    Государственная земля всегда привлекательнее для покупки. Это связано не только с юридической чистотой участка, но и с его ценой. Как правило такие земли на порядок дешевле, чем у частников.

    В настоящее время возможен выкуп земли по кадастровой стоимости (КС), ниже ее или по результатам аукционов. Последнее не требует подробного описания. Поскольку цену за участок назначает сам покупатель.

    Что касается выкупа по цене ниже КС, то законом установлено:

    1. 50 % от КС для инвалидов и пенсионеров.
    2. От 20 % до 60% для арендаторов выкупаемых ЗУ.
    3. 80 % для выкупа с изменением категории или назначения ЗУ.

    Для граждан, которые пользовались ЗУ более 10 лет, и которые имеют в собственности кап. строения на выкупаемом участке стоимость может быть снижена до 2,5 %.

    К сожалению, на практике часто встречаются неправомерные отказы в предоставлении ЗУ в собственность. Примером может послужить дело Алтайского краевого суда, рассмотренное в 2018 г.

    Истец обратился в суд с иском к Барнаульской городской думе с требованием признать незаконные положения Правил землепользования и застройки городского округа по поводу земельного участка отнесенного к санитарно-защитной зоне.

    В иске указано, что истец пользовался ЗУ и самовольно построенным на нем домом длительное время. Ранее он обращался в Комитет по земельным ресурсам и просил предоставить используемый участок в собственность. Однако истец получил отказ, обоснованный тем, что данный ЗУ находится на территории санитарно-защитной зоны Северного Промышленного района. Согласно положениям Российского законодательства строительство жилых объектов на территории таких зон запрещено.

    Однако проект защитных зон не разрабатывался и соответствующее заключение главного санитарного врача Алтайского края не было выдано. Таким образом суд установил, что ЗУ не относится к санитарно-защитной зоне Северного промышленного района и положения Правил землепользования недействительны.
    Т.е. иск был удовлетворен. Положения правил, касающиеся расположения защитных зон не действительны. А истец может повторно обратиться для выкупа ЗУ и узаконить построенный дом.

    Приобрести землю в собственность довольно затратное дело, которое «по зубам» лишь определённым категориям граждан. Поэтому чаще всего люди прибегают к её аренде, что позволяет пользоваться землёй на своё усмотрение при условии регулярного внесения арендной платы.

    Получить участок в пользование можно как на краткосрочной, так и долгосрочной основе, но какой бы ни была форма аренды, территория всё равно остаётся владением муниципалитета, который при возникшей необходимости вправе забрать землю обратно, снеся при этом то, что было на ней сооружено.

    Несмотря на то, что государство обязуется компенсировать людям их потерю, не каждый хозяин недвижимости готов столкнуться с такими трудностями.

    Поэтому арендуемые участки всё чаще стали выкупать из собственности муниципалитета, оформляя впоследствии на них право собственности.

    Процедура присвоения земли состоит из нескольких этапов и имеет ряд условий, изменяющихся в соответствии с территорией, на которой расположен участок, его общей квадратуры и прочих нюансов.

    Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

    Выкуп арендуемого земельного участка, находящегося в муниципальной собственности

    Выкуп земельного участка из муниципальной собственности в 2021 году производится по упрощённой форме, так как в 2021 был изменён алгоритм действий процедуры, что существенно её облегчило. Теперь условия присвоения арендуемой территории стали более прозрачными, а перечень необходимой документации значительно уменьшился.

    Органы, отвечающие за земельные наделы, вправе продать как муниципальные, так и федеральные участки. При этом порядок получения территории зависит от установленных норм и актов.

    В соответствии с законодательством граждане имеют право претендовать на выкуп земли при наличии следующих условий:

    • если недвижимость арендатора установлена на территории федерального или муниципального участка;
    • присвоить участок, на котором находится строение владельца, можно как при наличии договора аренды, так и при его отсутствии;
    • право выкупа предоставляется исключительно хозяевам недвижимости, никто более не вправе купить землю под строениями;
    • в случае нескольких владельцев на одной территории оформляется долевая собственность.

    Для выкупа участка следует обращаться непосредственно в городской муниципалитет, отвечающий за находящиеся на территории города земли. Для выделения надела владельцу недвижимости необходимо предоставить в управление список документации, перечень которой строго регламентирован и не может быть сокращён либо дополнен другими бумагами.

    При выкупе земли учитывается её кадастровая стоимость, именно эта цена предлагается потенциальному покупателю. На итоговую сумму влияют предусмотренные законом льготы, применяемые в большинстве случаев.

    Продажа по цене выше за кадастровую стоимость строго запрещена, исключением являются торги. При этом аукцион разрешается проводить исключительно в случае неиспользованных участков, имеющих сразу нескольких претендентов.

    Что относительно отказа в выкупе надела, то он должен быть мотивированным и соответствовать нормам закона. Если отказ не имеет ничего общего с установленными основаниями, то человек вправе обжаловать решение муниципалитета в судебном порядке.

    Аренда земли либо приобретение её в собственность возможна для всех слоёв населения. Любой гражданин, нуждающийся в территории, вправе обратиться в муниципальные органы для оформления участка в пользование.

    Право на выкуп участка, ранее снятого для личного пользования, обозначается в Гражданском Кодексе, ЗК РФ и иных федеральных законах.

    Процедура покупки такой земли имеет некоторые особенности, обосновывающиеся следующими обстоятельствами:

    • вид участка, допустимого к использованию физическими и юридическими лицами;
    • расположение территории и принадлежность её к государственной, муниципальной либо региональной собственности;
    • вид субъекта, являющегося потенциальным покупателем.

    Законным правом на выкуп арендуемой земли может воспользоваться каждый гражданин, имеющий какой-либо тип строения на оговариваемом участке. После покупки владелец получает документы на право собственности, после чего может распоряжаться землёй на своё усмотрение.

    Оплата за участок производится одним платежом, но в случае больших территорий покупатель может претендовать на выплату в рассрочку.

    По закону выкупить арендованную землю можно только после двух лет пользования. Если участок не находился в аренде, то перед тем как начать процесс присвоения, необходимо заключить данный договор. При этом если за 24 месяца владелец ничего на участке не возведёт или не начнёт строительство, то муниципалитет вправе расторгнуть договор.

    Процесс покупки выделенного участка производится по установленным правилам, а список документов закреплён законом. Однако процедура выкупа может изменяться в зависимости от типа земли и её категории.

    Приватизация усложняется в случае:

    • самопроизвольного захвата земли;
    • при несформированном участке;
    • если территория, на которой находится надел, принадлежит кооперативу или придомовому владению.

    Если оговариваемый участок был взят в пользование без ведома муниципалитета, то первым дело следует выяснить, нет ли у него владельца, который ранее подписал договор аренды. Также важно проверить границы, сверившись с кадастровой картой, и определить квадратуру используемой территории.

    Перед выкупом произвольно захваченной земли следует быть готовым к оплате штрафа и возможному отказу по заявлению. Ведь даже если участок никем не использовался и находился на пустыре, он всё равно может быть собственностью иных лиц либо быть ранее арендованным.

    Что касательно несформированных участков, то владельцам строений придётся за личные средства разработать схему территории для предоставления её в администрацию местного муниципалитета. Только после рассмотрения документации и одобрения полученного плана учреждение объявляет о продаже земель путём проведения торгов.

    Участок, принадлежащий кооперативу, приватизировать можно только с разрешения всех членов сообщества, председателя и главного бухгалтера, так как сама территория находится в общей собственности всех перечисленных лиц.

    Образец договора аренды земли:

    Выкуп арендуемого земельного участка из муниципальной собственности осуществляется по следующему алгоритму действий:

    1. Обращение в органы местного самоуправления для написания соответствующего заявления. К нему следует приложить документ, доказывающий право на использования конкретного участка и кадастровый паспорт.
    2. Далее, администрация рассматривает полученные бумаги. На проверку документов и принятие решения может понадобиться до 30 дней.
    3. После получения согласия, необходимо оплатить госпошлину и перевести средства на счёт муниципальной организации.

    При необходимости администрация местного самоуправления может потребовать дополнительные документы, перечень которых выдаётся на момент обращения заявителя.

    Скачать бланк заявления о выкупе земельного участка, находящегося в гос. собственности

    Несмотря на то что на выкуп надела имеет право каждый гражданин РФ, есть всё же случаи, когда приватизация участка является невозможной.

    Речь идёт о землях, продажа которых запрещена законом:

    • территории, изъятые из оборота (к примеру, военные объекты);
    • участки, имеющие конкретные ограничения в использовании (лесной, водный фонд и пр.);
    • земли, приватизация которых официально запрещена законом;
    • зарезервированные участки, использующиеся исключительно для нужд государства и муниципалитета.

    Статья 624. Выкуп арендованного имущества

    Все прочие территории могут быть поделены на участки и сданы в аренду, а их владельцы вправе претендовать на выкуп и дальнейшую приватизацию.

    Для покупки и приватизации муниципальной либо государственной земли, понадобятся следующие документы:

    • паспорт РФ;
    • кадастровый паспорт;
    • договор аренды;
    • документ на землю и их копии;
    • выписка из ЕГРП на строение (если на участке расположено здание или гараж);
    • выписка из ЕГРП на саму землю;
    • квитанция об оплате госпошлины.

    Также понадобиться составить заявление на выкуп участка, образец которого можно запросить непосредственно у администрации местного самоуправления или муниципалитета.

    Если выкупом и оформлением приватизации будет заниматься не сам владелец, а третье лицо, то дополнительно необходимо приложить к документам письменно составленную доверенность, заверенную у нотариуса.

    После получения согласия на выкуп и произведения процедуры купли-продажи, следует отправиться в Госреестр, прихватив с собой такие документы:

    • заявление на оформления надела в собственность;
    • договор купли-продажи;
    • квитанции о выплате утверждённой стоимости и госпошлины;
    • постановление о передачи конкретного участка во владение;
    • акт о порядке проведения оценочного расчёта стоимости земли.

    Если сооружение принадлежит нескольким владельцам, то обращение должно быть общим. До того как завершиться процедура перерегистрации надела, заявители обязаны продолжать выплачивать арендную плату.

    Образец договора купли-продажи земельного участка:

    Нередки случаи, когда на одной территории располагается сразу несколько строений, принадлежащих разным людям или организациям. Однако по закону каждый из владельцев недвижимости вправе претендовать на приватизацию земли под своими объектами, поэтому процедура выкупа, в этом случае, немного иная.

    Если имеется несколько владельцев на землю, то стоит прибегнуть к одному из приведённых ниже решений:

    • лица могут на общем собрании договориться о равном разделе находящегося в их пользовании участка;
    • составить соглашение на приватизацию спорного участка в равных долях.

    Без обоюдной договорённости оформить участки в собственность будет непросто, так как каждый их владельцев будет иметь своё право голоса на этот счёт.

    На вопросы заявителей об оформлении невостребованных земельных долей в собственность отвечает начальник Красногвардейского отдела Управления Росреестра по Ставропольскому краю Бочковская Оксана Владимировна

    Какие земельные доли могут быть отнесены к невостребованным

    Согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованными земельными долями могут быть признаны:

    — земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд,

    — земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

    Как оформить невостребованные земельные доли в собственность

    Оформление земельных долей, которые могут быть отнесены к невостребованным, начинается с составления списка лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными в связи с тем, что собственники земельных долей ими не распорядились.

    С 01.07.2011г вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2010г № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее настоящий Федеральный закон), данный Федеральный закон затрагивает Федеральные законы № 101-ФЗ от 24.07.2002г «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»., «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также Земельный кодекс РФ и ряд других законодательных актов, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения.

    Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, установленные в Статье 11 ЗК РФ, включают:

    • резервирование земель для муниципальных нужд, изъятие земли для муниципальных нужд в т. ч. выкуп муниципальной земли;
    • установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований;
    • разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

    Примерами оснований резервирования земель для муниципальных нужд являются размещение объектов инженерных сетей муниципального значения (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение), строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между ними (а кроме того, мостов и иных транспортных инженерных сооружений), размещение объектов социальной инфраструктуры, строительство искусственных водных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности и т. д.

    Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение и управление муниципальными землями ─ земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Муниципальное управление использованием земли — исключительная компетенция представительного органа муниципального образования.

    Так, например, органами местного самоуправления из одной категории в другую переводятся земли, находящиеся в муниципальной собственности (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

    На основании решений органов местного самоуправления осуществляется образование земельных участков из участков, находящихся в муниципальной собственности (исключения — раздел земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан или образование земельных участков из участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства).

    Согласно Статье 72 «Муниципальный и общественный земельный контроль» ЗК РФ органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, осуществляется муниципальный контроль за использованием земель.

    В соответствии с уставом муниципального образования субъекты муниципальной собственности на землю — городские, районные, поселковые и другие муниципальные образования в лице органов местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *