Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закупка по 44-ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Согласно ст. 19 44-ФЗ каждая закупочная процедура нормируется организацией-заказчиком. Для бюджетных учреждений особенности регулирования закупок устанавливаются учредителем либо вышестоящим органом.
Рассмотрим некоторые ограничивающие моменты при закупке автомобилей по 44-ФЗ. Ограничения касаются в первую очередь предельной начальной максимальной цены контракта. Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.09.2015 № 927 покупка автомобиля должна соответствовать таким требованиям:
- цена — до 2,5 млн руб.;
- мощность — до 200 лошадиных сил.
На максимальную цену автомобиля оказывает влияние тип заказчика:
- руководитель или заместитель руководителя федерального государственного органа – 2,5 миллиона рублей;
- руководитель федерального государственного органа (в федеральном агентстве), заместитель руководителя федерального государственного органа (в федеральной службе или в федеральном агентстве) — 2 миллиона рублей;
- руководитель или заместитель руководителя структурного подразделения федерального государственного органа — 1,5 миллиона рублей.
Онлайн-конференция «Контроль по ч.5 и 5.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ»
В данном разделе речь будет идти о закупках автомобилей по 44-ФЗ и национальном режиме, запретные меры которого действуют в отношении них.
Согласно ПП РФ от 14.07.2014 № 656 запрещено приобретение автомобиля иностранного производства и следующих видов ТС:
- бульдозеры на гусеничных тракторах;
- тракторы;
- грейдеры самоходные;
- экскаваторы;
- ТС с двигателем с искровым зажиганием, имеющих рабочий объем цилиндров до 1500 см3;
- ТС с двигателем с искровым зажиганием, имеющих рабочий объем цилиндров свыше 1500 см3;
- ТС с поршневым ДВС с зажиганием от сжатия (дизельным или полудизельным);
- автобусы;
- троллейбусы;
- грузовые автомобили.
Ограничивающие меры предполагают, что при проведении закупки автомобилей по 44-ФЗ в лизинг с дальнейшим выкупом ТС покупатель не должен принимать предложения с товарами зарубежного производства. Исключением являются ТС, выпущенные странами Евразийского экономического союза и имеющие соответствующий подтверждающий сертификат.
Основным требованием при приобретении автомобилей является приоритет продукции, изготовленной в РФ, а также соблюдение требований нормирования. В закупочных документах необходимо отразить запрет на предложения с автомобилями зарубежного происхождения. В плане-графике следует указать факт применения национального режима. В ТЗ не нужно указывать конкретного производителя и марку автомобиля, поскольку такие действия будут расценены как ограничение конкуренции.
Приобретение транспортных средства или услуг по их ремонту и профилактике проходит по нормам 44-ФЗ. Следовательно, для покупателя доступны как закупочные процедуры на конкурентной основе, так и закупка у одного продавца. Второй вариант используется, когда цена контракта или менее 300 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ 44-ФЗ), или в пределах 600 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Проводить процедуру запроса котировок не допускается при закупке товаров или услуг, для которых невозможно установить стоимость единицы. Это связано с тем, что согласно ч. 1 ст. 72 44-ФЗ закупочный комитет обязан признать победителем участника, предложившего минимальную цену. При проведении тендера по техобслуживанию и ремонту автомобиля заказчику доступны два варианта: проведение в соответствии с ч. 4 ст. 68 44-ФЗ электронного аукциона или проведение процедуры запроса котировок по такому алгоритму:
- расчет предельного числа услуг и запчастей с учетом существующего лимита бюджетных обязательств и средней рыночной стоимости единицы товара;
- определение максимально возможного количества запасных частей в извещении;
- отмена в проектном варианте договора условия о проведении техобслуживания по заявкам заказчика и отказе от оказания, приема и оплаты услуг, которые не указаны в извещении.
Последние изменения в 44-ФЗ не внесли ясности в вопрос о гарантийном обслуживании продавцом поставленного заказчику автомобиля. При сделках с транспортными средствами период гарантии устанавливается или в километрах пробега, или в количестве лет эксплуатации. К примеру, 5 лет или 10 тыс. км – зависит от того, что произойдет раньше.
Вновь принятые поправки в нормативные документы по закупкам требуют от поставщика, кроме гарантий на товар, предоставлять дополнительно гарантийные обязательства к нему. Данные изменения добавили сложностей при определении срока гарантии.
Законодательные акты не дают точного ответа на вопросы об установлении гарантийного срока. Потому среди заказчиков нет единого мнения на этот счет. Однако общую позицию можно сформулировать так: при указании в закупочной документации и проектном договоре максимально подробно всех особенностей при приеме и эксплуатации товара будет гораздо меньше сложностей.
Информация о завершении работ по миграции ЕИС
09.04.2020 Росстандарт опубликовал обзор стандартов и требований к медицинским маскам для тендера, которые рекомендуем использовать при подготовке технического задания. Ведомство пишет, что маски делят на три основные группы:
- Медицинские изделия.
- Средства индивидуальной защиты.
- Прочие лицевые.
К каждой из этих групп предъявляются специальные стандарты и показатели. Собрали в таблицу.
Группа | Требования |
---|---|
Медизделия |
Для производства медмасок производители используют положения ГОСТ Р 58396-2019 «Маски медицинские. Требования и методы испытаний», в т. ч. для тех, которые нужны, чтобы ограничить передачу инфекционных агентов от медперсонала пациентам, как пример, в процессе операций или сократить выход инфекционных агентов при кашле или чихании носителя инфекции. Этот стандарт первый нормативный документ, который определяет требования к медмаскам. ГОСТ разработали с учетом международных требований и гармонизировали с евростандартом EN 14683:2014. ГОСТ Р 58396-2019 определяет конструкцию, дизайн, требования к функциональным характеристикам и методы испытаний медмасок. Разрабатывают еще предварительный нацстандарт (ПНСТ) «Маски лицевые марлевые». Документ проходит публичное обсуждение, утвердить планируют в июне 2020 года. Напомним, что предварительный национальный стандарт — экспериментальный документ по стандартизации, который действует до 3 лет. По итогам применения решают продлевать ПНСТ как национальный стандарт, отменять или дорабатывать. Для разработки ПНСТ использовали типовые технические условия (ТУ), разработанные АО «ИНПЦ ТЛП», ТУ 21.20.24-001-00302178-2020 «Маска медицинская марлевая» и ТУ 32.50.50-002-00302178-2020 «Маска медицинская из нетканых материалов». |
Средства индивидуальной защиты |
Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа, которые являются объектом технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты». Требования к таким средствам установлены в ГОСТах к перечням к техрегламенту: ГОСТ 12.4.293-2015 (EN 136: 1998) «Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Общие технические условия» и ГОСТ 12.4.294-2015 (EN 149:2001+А1:2009) «Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей». |
Прочие лицевые |
Другие лицевые маски относятся к санитарно-гигиеническим изделиям, единых требований к которым нет. Предприятие-изготовитель вправе само разрабатывать и утверждать технические условия (ТУ) или обратиться к изготовителям из реестра ТУ, чтобы получить уже утвержденные требования. По поручению Минпромторга и Росстандарта АО «ИНПЦ ТЛП» разработаны и зарегистрированы в реестре технических условий ТУ 13.92.29-005-00302178-2020 «Маска лицевая гигиеническая». Эти технические условия для маски лицевой гигиенической зарегистрированы 13.04.2020 и могут применяться для производства всеми желающими изготовителями. |
Вот пример техзадания для закупки медицинских масок 44-ФЗ с учетом информации Росстандарта.
- Правомерно ли заказчик снижает цену контракта на 15% если другие участники указали недостоверную информацию о стране происхождения товара?
- Предлагается расширить перечень запрещенной к закупкам импортной продукции
- Будет ли являться надлежащим подтверждением соответствия закупки промышленных товаров, установленным требованиям предоставление в составе заявки только информации о совокупном количестве баллов?
- Распространяется ли ПП РФ № 616 на закупки по 223-ФЗ?
- На какие товары распространяется постановление 616 в рамках гособоронзаказа?
Процедура малой закупки может производиться только при стоимости контракта не выше 100 или 400 тыс. рублей. Величина ценового ограничения напрямую зависит от субъекта закупки, формы его организации, сферы деятельности и годовой величины закупок. Все основания для осуществления таких закупок подробно изложены в п. 4,5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.
Основание для закупки у единственного поставщика на сумму менее 100 тыс. рублей имеет абсолютно каждый заказчик. В то время как закупать без проведения конкурсных торгов на сумму до 400 тыс. рублей имеют только определенные виды организаций. Но давайте обо всем по порядку.
Итак, в отношении малых закупок в силу вступают ограничения их лимитов по годовому объему. В рамках закона о контрактной системе изложено два варианта расчета максимально возможного объема:
- на сумму не более 2 млн рублей в год;
- на сумму, не превышающую 5% от совокупного годового финансового объема закупок предприятия.
Осуществляя расчеты, необходимо принимать во внимание также контракты, заключенные до начала определенного финансового периода, но оплаченные после того, как он наступил.
Таким, образом, для компании с большим оборотом, намного выгоднее и удобнее второй вариант расчета, в то время как остальным лучше выбрать фиксированный предел в 2 млн рублей.
Переходим к закупкам у единственного поставщика на суммы до 400 тыс. рублей. Проводить их имеет право ограниченный круг заказчиков. Среди них только муниципальные и государственные организации:
- культурные и образовательные учреждения;
- парки, зоопарки, заповедники, ботанические сады;
- театры, музеи, концертные организации, планетарии, цирки;
- дворцы и дома культуры, клубы;
- архивные и библиотечные учреждения;
- организации, связанные с телевизионным и радиовещанием, имеющие государственное, либо муниципальное финансирование.
В отношении них также существуют ограничения: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн рублей.
Принцип расчета остается тем же: в годовой объем включают не заключенные, а оплаченные за текущий период договоры.
05.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минфин опубликовал проект приказа, который утверждает правила расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) в госзакупках медицинских изделий. Эта цена медицинского изделия, расходного материала или услуги по техническому обслуживанию на период гарантийного срока эксплуатации медицинского изделия устанавливается посредством применения методов, которые предусмотрены п. 1, 3 и 5 ч. 1 ст. 22 44-ФЗ, с учетом анализа таких источников:
- реестр контрактов в части информации о ценах на медицинские изделия, расходные материалы, услуги по техническому обслуживанию медицинских изделий на период гарантийного срока их эксплуатации по исполненным за 12 месяцев до даты расчета НЦЕ и НМЦК контрактам, исполнение по которым завершено (в том числе в связи с истечением срока действия контракта или расторжением контракта) и по которым нет неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, независимо от даты заключения контракта и способа закупки;
- предложения поставщиков с информацией о ценах на медицинские изделия, расходные материалы, услуги по техническому обслуживанию медицинских изделий на период гарантийного срока их эксплуатации, которые получены с использованием общедоступной информации о ценах на рынке по ч. 18 ст. 22 4-ФЗ, информации о рыночных ценах, которые получены по запросу заказчика у поставщиков, поставляющих идентичные товары, работы, услуги, и информации, которая получена в результате размещения не менее чем 3 запросов цен в ЕИС.
Открытый конкурс в электронной форме на строительные работы
Медицинское оборудование — это изделия медтехники, которые обеспечивают оптимальные условия при проведении лечебно-диагностических мероприятий и ухода за пациентами. Точного определения в законодательстве нет.
Отграничим госзакупки медицинского оборудования от иных закупок на поставку медицинских изделий по функциональной сложности и возможности длительного применения. В рамках этих закупок поставляют аппараты, машины, которые представляют из себя комбинации блоков, систем, мониторов, датчиков и расходных материалов (изделия, которые обеспечивают работу техники и выполнение процедур).
Когда выбираете способ закупки для такого оборудования и расходников, обратите внимание на аукционный перечень по распоряжению правительства №471-р от 12.03.2016. В этот перечень включено оборудование, которое относится к таким кодам ОКПД2:
- 26 — «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое». К этому коду относятся, например, компьютерные томографы, рентгенографические аппараты любых профилей, запчасти, платы к оборудованию. Обратите внимание, что часть кодов исключена из этого перечня, это коды 32.50.12, 32.50.13.120, 32.50.13.190;
- 27 — «Оборудование электрическое». К нему относятся, например, лампы и некоторые комплектующие для оборудования;
- 32.5 — «Инструменты и оборудование медицинские». К нему относится терапевтическое, дыхательное оборудование.
Напомним, что если оборудование включено в перечень по распоряжению правительства №471-р от 12.03.2016, заказчик выбирает любой способ закупки, кроме конкурсных процедур.
Когда готовите проект контракта на поставку такого оборудования, проверьте библиотеку типовых контрактов. Проверьте, есть ли обязанность использовать типовой контракт. Если ОКПД2 проводимой закупки соответствует показателям из информационной карты типового контракта, обязательно применяйте его.
Учтите, что правительство и Минфин установили ряд особенностей закупок медицинского оборудования по 44-ФЗ, в частности, применения национального режима.
Преференции по приказу Минфина №126н от 04.06.2018 предоставляются произведенному в странах ЕАЭС оборудованию, которое, например, отнесено к коду ОКПД2 32.5 «Инструменты и оборудование медицинские, в том числе стенты для коронарных артерий, катетеры».
ВАЖНО! Требуйте от участников задекларировать (указать) в заявке страну происхождения оборудования. Это указано в п. 1.6 приказа №126н от 04.06.2018.
Ограничения на допуск к участию в закупке импортного оборудования устанавливаются, если закупаемая продукция попала в перечень по постановлению №102 от 05.02.2015. Например, код 32.50.21.112 — «Оборудование терапевтическое». Укажите в документации, что отклоните предложения о поставке импортного оборудования по принципу «третий лишний».
Запретите допуск импортного оборудования, если закупаете товар, который отнесен к коду ОКПД2 29.10.59.170 — «Медкомплексы на шасси транспортных средств», он включен в перечень по постановлению правительства №656 от 14.07.2014.
Не забудьте, что условия допуска импортного оборудования не применяются в закупках товаров, для которых правительство установило запрет по ч. 3 ст. 14 закона №44-ФЗ (ч. 4 ст. 14 закона №44-ФЗ, пп. «г» п. 2 приказа №126н).
Вот еще ряд правил, которые учитываются в закупках такого оборудования:
- Соблюдение требований Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011 о лицензировании. Требуйте от участников закупки разрешение на производство и техническое обслуживание медтехники и оборудования.
- Обоснование медико-экономического характера для соблюдения рекомендаций органов исполнительной власти субъектов РФ, местной администрации. Например, правительством Санкт-Петербурга приняты рекомендации оснащать больницы города аппаратурой лучевой диагностики.
Такие закупки регулируются государством из-за социальной значимости продукции и необходимости обеспечить безопасность оборота лекарственных средств.
Обязательны:
- Соблюдение требований национального режима (постановление №1289 от 30.11.2015).
- Лицензирование участников при закупках на производство лекарств, осуществление фармацевтической деятельности (99-ФЗ от 04.05.2011).
- Обязательное указание на международное непатентованное наименование лекарственных средств или, при его отсутствии, на химические, группировочные наименования.
- Предоставление регистрационных удостоверений.
- При закупках ЖВНЛС — проверка предлагаемой цены в реестре предельных цен.
Для наглядности рассмотрим несколько случаев проведения совместных закупок по 44-ФЗ из практики (на материале, доступном для ознакомления в ЕИС).
В январе 2017 г. государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Городская больница № 1 города Октябрьский» провело совместный электронный аукцион для закупки лекарственного средства (алтеплаза)8. Помимо данного организатора аукциона заказчиками являлись еще три центральных районных больницы различных территорий республики. Каждый из четырех заказчиков закупал от 6 до 18 флаконов указанного лекарственного средства, НМЦК отдельных заказчиков составляла от 165 до 495 тыс. руб., а общая НМЦК – 1 млн 320 тыс. руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков за исключением сроков поставки. На участие в аукционе заявилось три поставщика, два из которых были допущены к участию. В результате победителем стал участник, предложивший наименьшую цену контракта (1 млн 141 тыс. руб.), именно с ним каждый из заказчиков заключил отдельный контракт на поставку необходимого ему объема лекарственного средства.
Совместные закупки могут осуществляться и на гораздо меньшие суммы. Например, в декабре 2016 г. государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Центр медицинской реабилитации № 1» (г. Таганрог) в качестве организатора закупки и одного из заказчиков провело совместный электронный аукцион для приобретения услуг по индивидуальному дозиметрическому контролю персонала9. Остальными заказчиками были еще два областных государственных учреждения здравоохранения. НМЦК отдельных заказчиков составляла от 20 до 56 тыс. руб., а общая НМЦК – 129 тыс. руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков (естественно, за исключением объема закупаемой услуги). Примечательно, что в аукционной документации организатор торгов не стал относить себя к заказчикам (речь в документации идет только о заказчике № 1 и № 2), однако, отдельную НМЦК в отношении себя он указал, что говорит о том, что ему следовало бы и себя тоже официально называть заказчиком. На участие в аукционе была подана заявка только от одного участника, с ним и было заключено три контракта по ценам, равным установленным НМЦК. Бывают и совсем мелкие совместные закупки – так, например, в октябре 2016 г. муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 5 г. Шахты Ростовской области» для своих нужд, а также для нужд еще 2 заказчиков (городские учреждения здравоохранения) провело совместный электронный аукцион по закупке медицинской ваты с общей НМЦК в размере всего 62 тыс. руб., причем самая малая НМЦК одного из заказчиков была всего 13 тыс. руб.10. Правда, нельзя не отметить, что проведение аукциона в данном случае привело к заметной сравнительной экономии: контракты с его победителем были заключены заказчиками на общую сумму, в два раза меньшую, чем общая НМЦК – на 30 тыс. руб.
Заказчиков при совместных закупках может быть и много. Например, в роли заказчиков при проведении совместного электронного аукциона для закупки дезинфицирующих средств в декабре 2016 – январе 2017 г. выступили девять государственных учреждений здравоохранения Московской области, включая и организатора аукциона – Чеховскую районную больницу № 211. Разлет НМЦК отдельных заказчиков здесь тоже был весьма велик – от 64 тыс. до 1,6 млн руб., общая же НМЦК составляла почти 4,5 млн руб.
Вообще, практика проведения совместных закупок чаще всего встречается именно в отрасли здравоохранения. Хотя есть она и в других отраслях. Например, в декабре 2016 г. в Санкт-Петербурге совместный электронный аукцион для закупки сервисного обслуживания оборудования очистки воды проводился одним из городских лицеев, а еще двумя заказчиками были другой лицей и детский сад12. Причем отметим, что эта закупка предусматривала участие только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Обратим внимание, что при проведении совместного аукциона обеспечение заявки вносится участником аукциона одной суммой на счет оператора электронной площадки исходя из общей НМЦК. А вот что касается обеспечения контракта, то здесь уже победитель аукциона предоставляет такое обеспечение каждому заказчику отдельно – либо посредством банковской гарантии, либо путем внесения денежных средств на счета заказчиков, указанные в аукционной документации. И расчет суммы обеспечения тут уже идет от НМЦК каждого отдельного заказчика.
Автору статьи не удалось обнаружить в ЕИС примеров проведения совместных конкурсов. По всей видимости те заказчики, которые практикуют совместные закупки, не склонны объединяться друг с другом для того, чтобы осуществлять закупки, где критериями оценки заявок являются не только ценовые (как при аукционе), но и качественные характеристики ТРУ. Такие характеристики могут быть весьма индивидуальны для каждого отдельного заказчика.
1 Ст. 25 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов».
2 Ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов».
Каталог создан с целью унификации наименований товаров (работ, услуг) и их описания.
Данная унификация, по задумке разработчиков, должна привести к устранению излишних (завышенных) требований к закупаемым товарам (работам, услугам) и «упрощению» работы заказчиков. Однако если учесть, что каталог содержит 53000 позиции и регулярно пополняется, «упрощения» работы заказчики дождутся не скоро.
Тем не менее, обязанность применения КТРУ есть и заказчикам ничего не остается, как при планировании той или иной закупки «заглядывать» в каталог и проверять наличие в нем требуемых товаров (работ, услуг).
Применение КТРУ при осуществлении закупок обязательно! (п. 4 Правил использования КТРУ, утв. ПП РФ от 08.02.2017 № 145).
При этом следует учитывать, что информация из КТРУ обязательна к применению, как при планировании закупки, так и при ее осуществлении. Иными словами, информация, содержащаяся в КТРУ должна найти отражение, как в плановых документах (плане закупок, плане-графике), так и в извещении, документации, контракте и иных документах, составляемых в процессе осуществления закупки.
Если объект закупки входит в КТРУ, то заказчик обязан включить в наименование объекта закупки формулировку, приведенную в каталоге.
Например, при закупке зеленого лука, заказчик с 1 августа 2019 г. обязан так сформулировать наименование закупки, чтобы фраза «Лук свежий зеленый» обязательно в нем присутствовала («Поставка лука свежего зеленого», «Лук свежий зеленый»).
Указанная в примере дата говорит о том, что именно с 1 августа у заказчика возникает обязанность применять данную позицию каталога, хотя размещена она в каталоге с мая 2019 г.
Требование о применении указанных в каталоге единиц измерения количества ТРУ совершенно однозначно.
Например, если в каталоге указано, что единицей измерения количества является «килограмм», то перевод количества товара в тонны, граммы и прочее не допустим.
Если позиция каталога содержит описание объекта закупки, то заказчик обязан его применять. При этом недопустимо внесение в указанное описание никаких изменений. Пунктами 5 и 6 Правил использования КТРУ допускается лишь дополнение описания объекта закупки недостающими и необходимыми характеристиками, при условии их обоснования.
Например, позиция «Лук зеленый свежий» в описании содержит лишь одну характеристику «Товарный сорт», при этом данная характеристика является обязательной и должна быть указана в описании объекта при планировании и осуществлении закупки (об этом «напоминает» сам каталог при просмотре позиции).
Запрета на объединение в один лот позиций, включенных и не включенных в КТРУ нет. Формировать лот заказчик может по своему усмотрению, опираясь на антимонопольное законодательство и правило, что «один лот не должен содержать несколько видов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанных между собой и приводить к ограничению числа участников», а также необходимости предоставления преимуществ и преференций, установления запретов и ограничений.
Дата обновления: 31.07.2019
Автор статьи: Наталья Иванова
Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.
В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.
Рассмотрим это для разных этапов процедуры.
Все основания собраны в таблице.
Подача заявок | Рассмотрение | Заключение контракта | ||
---|---|---|---|---|
1. Отсутствуют предложения. 2. Подана только одна заявка. |
Общие основание | Для конкурсных процедур | Для электронного аукциона | Уклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора. |
1. Отклонены все предложения. 2.Только одна признана соответствующей требованиям. |
При проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием: 1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям. 2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора. |
При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения. | ||
При проведении второго этапа двухэтапного конкурса: 1. Отсутствуют предложения. 2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены. 3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям. |
Внесены изменения в приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н
- Бюджетные организации
- ВЭД и таможенное регулирование
- Гособоронзаказ
- Закупки по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ
- Земельное право и недвижимость
- Инвестиционно-строительная деятельность
- Мастерская для главбуха
- Мастерская Правила успешной жизни
- МСФО
- Реформа Гражданского законодательства РФ
- Юридическая мастерская
Закупка топлива осуществляется в соответствии с действующим в Единой информационной системе каталогом товаров, работ, услуг — КТРУ.
Сведения с подробно описанными характеристиками объекта закупки размещены в ЕИС и применяются с 01.04.2018.
Договор будет считаться исполненным, когда весь объем топлива будет поставлен продавцом и оплачен заказчиком и все документы сдачи-приемки подписаны обеими сторонами. Информацию об исполнении и об оплате в обязательном порядке необходимо разместить в ЕИС.
Учет топлива у организации-заказчика ведется на основании топливных карт, в которых отражается объем приобретенного топлива в литрах. Карточка выдается ответственному сотруднику. Поставщик должен ежемесячно предоставлять заказчику счет-фактуру по произведенному расходу и прикладывать отчет о потреблении.
Контракт закрывается на основании следующих документов:
- отчетов держателя топливной карты (прикладываются чеки и путевые листы);
- отчетов о потреблении от поставщика;
- товарных накладных на отпуск топлива.
Также актом приемки и внутренней экспертизы могут являться чеки от поставщика.
Все вышеуказанные документы не имеют закрепленных строгих бланков отчетности и могут быть разработаны заказчиком самостоятельно.
При составлении технического задания на приобретение транспортного средства НЕЛЬЗЯ указывать товарный знак и марку желаемого авто. Безусловно, было бы очень удобно прописать в закупке «к поставке необходим чёрный автомобиль Toyota Camry 2019 года выпуска в полной комплектации». Раньше некоторые заказчики так и указывали — торговое наименование авто с припиской «или эквивалент».
С некоторых пор такая формулировка при составлении технического задания противоречат законодательству. Поэтому необходимо максимально подробно указывать технические характеристики желаемого к поставке автомобиля: тип привода и кузова, количество дверей и мест для сидения, габаритные размеры, число передач, цвет кузова и прочее-прочее. Также нельзя забывать о дополнительных опциях: подушки безопасности, ABS, наличие аудио/видео-систем и кондиционера, комплект салонных ковриков, домкрат и т.д.
Логичнее всего брать эти характеристики с сайтов официальных дилеров или производителей тех автомобилей, которые вы желаете приобрести. Надежнее — писать официальный запрос дилеру/производителю и уже исходя из ответа составлять техническое задание.
Нельзя забывать и о нормировании — предельный потолок цены приобретаемых товаров, работ, услуг. При закупке автомобилей необходимо руководствоваться нормами Постановления Правительства №927 от 02 сентября 2015 года. В зависимости от уровня руководителя будет установлена и предельная цена авто. Но, например, общим для всех является требование о максимальном количестве лошадиных сил в легковом автомобиле — не более двухсот.
Опрос пользователей ЕИС в сфере закупок
С последними изменениями Закона о контрактной системе спорным остаётся вопрос о предоставлении гарантий поставщиком при продаже автомобилей. При поставке автомобилей гарантийный срок исчисляется в двух показателях — количество лет эксплуатации или километров пробега. Например, 10 000 километров или 5 лет -в зависимости что наступит раньше.
Согласно новым изменениям в законодательстве о закупках при приобретении автомобилей необходимо предусмотреть предоставление поставщиком не только гарантий на поставленный товар, но и гарантийные обязательства к нему. В связи с этим вопросов по расчету гарантийного срока появилось ещё больше.
К сожалению, чёткого ответа на эти вопросы в законодательстве нет. Поэтому каждый заказчик действует по принципу «кто во что горазд». Но все сходятся во мнении «если прописать как можно подробнее все нюансы в документации о закупке и проекте контракта, то при приёмке товара и его эксплуатации будет проще».
Дата публикации: 07.08.2019
Автор статьи: Мария Петухова
Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.
Очевидный ответ — п. 29 «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии». Но чтобы пользоваться этим пунктом правильно, нужно знать разницу между договором энергоснабжения и договором купли-продажи электроэнергии.
По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик не только продает электрическую энергию, но и обеспечивает ее передачу до электроприемных устройств заказчика (П. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442). А по договору купли-продажи электроэнергии заказчик приобретает только электроэнергию, услуги электросетевой организации по передаче электроэнергии в этом случае закупаются отдельно. Основанием для такой закупки будет уже не п. 29, а п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Первый пункт ч. 1 ст. 93 используется для закупки услуг, относящихся к сфере деятельности естественных монополий. Услуги по передаче электрической энергии относятся к числу таковых в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Неправильный выбор основания для осуществления закупки грозит должностному лицу заказчика административной ответственностью по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (штраф 50 тыс. руб.).
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта могут быть определены заказчиком в документации о закупке лишь в случаях, установленных Правительством РФ. Закупка электроэнергии — это закупка у единственного поставщика, документация о закупке в данном случае не составляется. Поэтому Правительство РФ и не включает электроэнергию в перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта (постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).
Получается, что заказчикам следует понуждать гарантирующих поставщиков электроэнергии ко включению в договоры условия о твердой цене контракта (См. письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846, от 06.04.2017 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2015 № Д28и-2159). С этой целью заказчики составляют протоколы разногласий к договорам, полученным от гарантирующих поставщиков.
Однако суды указывают, что делать этого не нужно.
Пример
При заключении договора энергоснабжения заказчик настаивал на установлении конкретного объема энергоресурса и фиксированной (твердой) цены договора на весь срок его исполнения. Не соглашаясь с этим, гарантирующий поставщик предлагал редакцию договора с указанием ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены договора.
Правовая оценка Верховного Суда РФ: из положений законодательства об электроэнергетике следует, что цена не является существенным условием договора энергоснабжения. При этом окончательная цена единицы электроэнергии за месяц устанавливается после завершения расчетного периода в рамках предельных уровней нерегулируемых цен. Таким образом, определить твердую стоимость электрической энергии на момент заключения договора не представляется возможным. Следовательно, невозможно и установить твердую цену договора.
Нормы Закона об электроэнергетике являются специальными по отношению к Закону № 44-ФЗ. В связи с этим условия договора энергоснабжения о количестве товара и его цене, а также о цене договора определяются на основании норм законодательства в сфере электроэнергетики (Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016).
Получатели бюджетных средств (органы государственной власти, казенные учреждения и т.д.) отражают ориентировочный объем энергопотребления в приложении к договору с гарантирующим поставщиком («соглашении о бюджетном финансировании»), где указываются доведенные заказчику «натуральные» (кВт·ч) и «денежные» (тыс. руб.) лимиты. Такие лимиты формируются главным распорядителем бюджетных средств с учетом данных о потреблении электроэнергии в предшествующие годы.
Разумеется, фактическое потребление электроэнергии никогда не совпадает с «натуральными» и «денежными» лимитами. Чтобы хоть как-то решить эту проблему в рамках Закона № 44-ФЗ, заказчики настаивают на включении в договор с гарантирующим поставщиком условия, восходящего к подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ («по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара может быть увеличено не более чем на 10%, с пропорциональным изменением цены контракта»).
Но мы уже разобрались ранее, что количество электроэнергии и ее цена в принципе не могут быть зафиксированы. А раз так, то и условие об увеличении количества товара в пределах 10% от первоначального объема не имеет смысла.
Пример
Заказчик настаивал на включении в договор энергоснабжения условия о возможности применения подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Гарантирующий поставщик отказывался это сделать, ссылаясь на несоответствие спорного условия Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии (постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), а также самой природе отношений в сфере энергоснабжения.
Правовая оценка суда: сторонами договора согласован лишь ориентировочный годовой объем электропотребления. В сфере энергоснабжения абонент имеет право на произвольное (одностороннее) сокращение / увеличение количества принимаемого и оплачиваемого им ресурса. Для этого законодательство в сфере электроснабжения не требует заключать дополнительное соглашение. Абонент не может знать, какое именно количество электроэнергии ему потребуется в определенном расчетном периоде. Электропотребление зависит от деятельности абонента и может меняться под воздействием каких-либо обстоятельств. По договору энергоснабжения абонент вправе потреблять энергию в любом необходимом ему количестве, при условии оплаты за фактическое потребление. Гарантирующий поставщик, в свою очередь, не может понудить абонента к выборке из присоединенной сети именно того количества ресурса, которое ориентировочно согласовано в договоре энергоснабжения, и в отсутствие законных оснований не может ограничить абонента в потреблении необходимого ему количества электроэнергии.
Таким образом, разумные и законные основания для включения в договор спорного пункта отсутствуют (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2016 по делу № А42-3555/2015).
Прежде чем детально разбираться в теме нашей сегодняшней статьи, предлагаю начать с определения.
Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.
Стоит отметить, что закупка у ЕП является правом, а не обязанностью заказчика (исключение составляют лишь закупки у ЕП при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). Закупки у ЕП привлекают заказчиков своей относительной простотой и небольшими временными затратами. Закупка у ЕП используется во всех случаях, когда сумма контракта является незначительной и не установлены какие-либо дополнительные ограничения.
Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” регламентированы статьей 93.
За время существования 44-ФЗ эта статья неоднократно подвергалась различным изменениям и дополнениям. Уверен, что она и дальше будет подвергаться правкам и корректировкам со стороны наших законотворцев. В связи с этим я буду периодически обновлять эту статью, чтобы она не теряла своей актуальности и несла пользу посетителям моего сайта.
В большинстве установленных 44-ФЗ случаев решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает самостоятельно без каких-либо согласований и уведомлений контрольного органа. Но в некоторых случаях такие согласования и уведомления необходимы. Ниже на схеме представлена информация о том, в каких случаях требуются согласования и уведомления, а в каких нет.
Давайте для начала рассмотрим плюсы закупки у ЕП:
1) возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
2) минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев);
3) минимальные трудовые издержки на проведение процедуры;
4) меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.
Минусы закупки у ЕП:
1) недостаточная экономия бюджетных средств и не всегда высокое качество исполнения контракта;
2) высокий риск возникновения претензий со стороны контрольных органов в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).
Для того чтобы лучше закрепить выше изложенный материал, предлагаю вам посмотреть небольшое видео.
- Незначительная стоимость приобретаемой продукции (работ, услуг), когда применение конкурентных способов закупки нецелесообразно;
- Наличие необходимой продукции только у одного поставщика (Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»);
- Поставщик является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции;
- Ранее проведенная закупка, осуществленная конкурентным способом, не состоялась;
- Срочная потребность в продукции (чрезвычайные ситуации, аварии и т.д.).
Информация для заказчиков: При проведении прямой закупки до 100 (500) тыс. рублей информация о такой закупке может не включаться в план закупок, однако такая информация должна быть включена в ежемесячный отчет и отчет Росстата. Закупка может быть проведена на основании распоряжения или приказа.
Отчетность по закупкам у ЕП выделяется в отдельный раздел в составе общей ежемесячной отчетности, размещаемой на официальном сайте согласно ч.19 ст.4 223-ФЗ.
ЕП фигурирует в форме 1 — закупки Росстата. Отчет сдается одни раз в полгода, сроком не позднее 25 июля и 25 января.
Что делать, если закупка по 44-ФЗ не состоялась?
Заказчики, которые реализуют закупки в рамках 223-ФЗ, указывают в тендерной документации:
- Максимальную стоимость контракта или формулу ее расчета.
- Порядок формирования цены и что в нее включено.
В п. 7 ч. 10 223-ФЗ разъясняет, нужно ли заказчику учитывать НДС при расчете НМЦК: организация указывает в документации, входят налоги и иные обязательные платежи в стоимость договора или нет.
Некоторые компании включают налоги и иные расходы, которые связаны с исполнением контракта, в его цену (ГК «Росатом»). Другие не включают этот налог в НМЦД и проводят сопоставление заявок с НДС и без НДС (ПАО «ЮЭСК», ПАО «Ростелеком» и проч.).
Включать в цену предложения налоговую ставку или нет, участник решает на основании того, какой налоговый режим использует и какие особенности формирования цены и оценки заявок указал заказчик.
Стоимость товара без учета обязательных платежей ниже, чем с ним, и при подготовке ценового предложения это важно учитывать.
Рассказываем, как рассчитать НМЦК, если коммерческое предложение с НДС и без НДС, для участия в тендере:
- Если стоимость без налога и предложения оценивают без него, дополнительный перерасчет не нужен.
- Когда в цену не входят обязательные платежи, а заявки сопоставляют с учетом налоговой ставки, получайте дополнительную выгоду.
- Если стоимость включает обязательные платежи, а предложения оценивают без них, уменьшите ценовое предложение на размер ставки.
- Когда в цену входят обязательные платежи и заявки сопоставляют с налоговой ставкой, дополнительный перерасчет не нужен.
Компания разъясняет в тендерной документации, каким образом проводят оценку заявок, которые поступили от участников, на основе 223-ФЗ и Положения о закупке, принятого в организации.
Когда заказчик оценивает предложения участников по схеме «в цену включены все расходы, в том числе налоги», преимущество в виде дополнительной прибыли получают участники, которые не платят этот налог. Если оценка производится по схеме «без налогов», плательщики налога на добавочную стоимость ограничены в конкуренции, т. к. их цена с НДС в закупках выше, а заказчик экономит денежные средства и оптимизирует расходы.
Рассмотрение предложений по схеме «без налогов» спорно. Практика показывает, что позиция ФАС и судов разнится. ФАС видит в этой схеме ограничение конкуренции, Арбитражный суд — снижение закупочных издержек и следование принципам размещения госзаказа. Поэтому заказчики редко проводят госзакупки без НДС и применяют этот метод. Чтобы узнать наверняка, как оценят заявку, внимательно изучайте тендерную документацию заказчика.
- Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
- Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
- Запреты и ограничения из-за эпидемии
- Все изменения по проверкам организаций
- Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
- Переносы сроков по налогам и сборам
- Как снизить страховые взносы до 15%
- Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
- Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+
Одобрение крупной сделки акционерного общества в соответствии со статьей 79 закона № 208-ФЗ, принимается советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров.
Решение в отношении крупных сделок ООО должно быть принято общим собранием участников (статья 46 закона № 14-ФЗ). При этом общество, состоящее из одного участника, который является единоличным исполнительным органом, на основании пункта 1 части 9 указанной статьи, не обязано представлять решение об одобрении крупной сделки.
Минэкономразвития и ФАС считают, что отклонять заявку на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки неправомерно.
Если в документах нет такого решения, значит, для участника сделка не является крупной. Одновременно Закон № 44-ФЗ не требует от поставщиков и подрядчиков документально доказывать тот факт, что сделка для них не относится к разряду крупных. Указанная позиция поддерживается и большинством арбитражных судов.
Однако в отношении некоммерческих организаций или унитарных предприятий судебная практика говорит о том, что отклонение заявки на указанном основании зачастую правомерно. В данном случае законом четко оговорены критерии сделки, которая признается для указанных организаций крупной. И если, собираясь участвовать в таковой, ГУП, МУП или бюджетное учреждение не прикладывает ее одобрение, то это является нарушением законодательства.
Прежде чем отклонить заявку участника на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки, конкурсной комиссии необходимо проверить следующее:
- действительно ли такое требование установлено законодательством для данного типа организации;
- действительно ли сумма сделки является для участника крупной.
Если из учредительных документов АО или ООО невозможно явно установить, относится или нет сделка к их обычной хозяйственной деятельности, то на основании отсутствия решения о ее одобрении отклонять заявку не рекомендуется. В этом случае участник с большой долей вероятности может отменить решение конкурсной комиссии через ФАС или суд.
Чтобы избежать подобных ситуаций, участникам можно посоветовать только одно – прилагать указанное решение к документации. Это быстрее и эффективнее, нежели столкнуться с отклонением заявки и оспаривать решение конкурсной комиссии. Относя сделку к разряду крупных, унитарным и бюджетным организациям следует ориентироваться на ее размер, а коммерческим – принимать во внимание также тот факт, является ли операция обычной для их хозяйственной деятельности или нет.
Этап процедуры |
Способ осуществления закупки |
|||
Запрос котировок |
Аукцион |
Открытый конкурс |
Запрос предложений |
|
Опубликование извещения о проведении закупки в ЕИС |
При стартовой цене договора не достигающей 250 000 рублей документация размещается за 4 и более суток до даты передачи заявок. Если НМЦК превосходит 250000 рублей, то период продлевается до 7 суток (статья 74 часть 1) |
Если стартовая цена не достигает 3 миллионов рублей, то документация выкладывается на всеобщее обозрение более, чем за неделю до даты момента финиша стадии передачи заявок. При НМЦК превосходящей 3 000 000 рублей период пролонгируется до 15 дней (статья 63 части 2 и 3, 65 часть 1) |
Не менее 20 суток до даты финиша этапа передачи заявок (статья 49 часть 1) |
Пять и больше дней до даты финиша времени передачи заявок (статья 83 часть 3) |
Участник запрашивает разъяснение документации |
Не предусмотрено |
Не позднее, чем за трое суток до даты конца этапа передачи предложений (статья 65 часть 4) |
За пять и больше суток до конца стадии передачи заявок (статья 50 часть 7) |
Не предусмотрено |
Заказчик предоставляет ответ на запрос участника |
Не предусмотрено |
На протяжении двух суток с даты поступления вопроса (статья 65 часть 4) |
В течение двух суток с момента поступления запроса (статья 50 часть 8) |
Не предусмотрено |
Внесение корректировок в документацию о закупке |
За 2 и больше дней до финиширования стадии передачи заявок (статья 74 часть 6) |
За 2 и больше дней до конца этапа передачи заявок (статья 63 часть 6) |
За 5 и больше дней до финиша этапа передачи предложений (статья 49 часть 4) |
Не предусмотрено |
Пролонгация периода передачи предложений |
Когда НМЦК не превосходит 250 000 рублей – больше 4 суток. Если стартовая цена договора больше 250000 рублей – больше 7 дней (статья 74 часть 6) |
При стартовой цене договора не достигающей 3 миллионов рублей срок пролонгируется так, чтобы до финиша передачи заявок осталось больше 7 дней. Если стартовая цена превосходит 3 миллионов рублей – 15 дней (статья 63 часть 6) |
До даты конца передачи предложений должно сохраниться не меньше 10 дней (статья 50 часть 6) |
Не предусмотрено |
Открытие доступа к предложениям участников для заказчика |
В день конца стадии подачи заявок (статья 78 часть 1) |
Первую половину заявки рассматривают в течение 7 дней (статья 67 часть 2). Вторую половину оценивают в течение трех дней после завершения торгов (статья 69 часть 5) |
В день финиширования стадии подачи заявок (статья 52 часть 1). При этом срок рассмотрения и оценки предложений не должен превышать 20 дней (статья 53 часть 1) |
При финишировании процедуры передачи заявок (статья 83 часть 9) |
Опубликование окончательного протокола в ЕИС |
В день его подписания (статья 78 часть 8) |
Не больше суток с даты его визирования (статья 69 часть 8) |
Не позднее одних суток с даты его визирования (статья 52 часть 7) |
На следующий рабочий день после момента завершения передачи окончательных предложений (статья 83 части 15 и 16) |
Итоговый срок оформления договора |
Не менее недели и не более 20 календарных дней (статья 78 часть 13) |
Не меньше десяти и не больше двадцати суток с даты выставления на всеобщее обозрение окончательного протокола (статья 70 часть 9) |
Не меньше 10 и не больше двадцати суток с публикации окончательного протокола (статья 54 часть 2) |
Не меньше недели и не более 20 суток (статья 83 часть 17) |
При участии в конкурсах и аукционах, согласно статьи 44 федерального закона 44-ФЗ, требуется обеспечение заявки. Что под этим подразумевается?
При участии в закупке по 44-ФЗ, электронная торговая площадка блокирует определенную сумму средств в качестве гарантии участия в тендере и соответствия предоставленной информации. Иными словами, поставщик таким образом гарантирует, что у него есть средства на исполнение обеспечения по 44-ФЗ своих обязательств. В случае отказа подписывать контракт, данная сумма может быть перечислена заказчику в качестве компенсации.
Федеральная контрактная служба в РФ начала функционировать с начала 2014 года, а основанием для её создания стала необходимость изменений в управлении государственными закупками. КС осуществляет полный цикл госзакупок, этапами которых является:
- планирование контрактных закупок по 44-ФЗ;
- выбор подрядчиков;
- заключение контрактов с поставщиками;
- контроль за исполнением;
- работа с претензиями и исками: формирование претензий, жалоб в ФАС по 44-ФЗ, составление заявлений в судебные инстанции.
Контрактная служба может быть реализована в виде 3 различных моделей:
- служба со структурным подразделением;
- служба без структурного подразделения;
- контрактный управляющий.
Создавать контрактную службу заказчик может по своему усмотрению при условии, что годовой объем закупок менее 100 млн. рублей в год.
Согласно последним изменениям по 44-ФЗ, каждый заказ по госзакупкам проходит процедуру мониторинга. Представляет он собой процесс сбора, обобщения, систематизации и оценки данных о прохождении торгов и выполнения планов и планов графиков закупок.
Проводить мониторинг может Министерство Финансов РФ. Целью данной процедуры согласно 44-ФЗ является:
- Оценка уровня реализации целей, закрепленных в госпрограммах, исполнения международных обязательств и выполнение функций государственных органов власти.
- Анализ необходимости проведения закупок в соответствии с требованиями ст. 18 44-ФЗ, а именно, учет НМЦ договора, методы определения поставщиков, прозрачность проведения конкурсов и аукционов.
Данный этап в процессе закупок по 44-ФЗ является довольно важным, поскольку здесь действует принцип обратного аукциона по цене. Начальная максимальная цена контракта по 44-ФЗ определяется заказчиком, на основе одного или нескольких регулируемых законом методов:
- сопоставления рыночных цен;
- нормативный метод, регулируемый 19 ст. 44-ФЗ, основанный на нормах затрат, согласно настоящего закона;
- тарифный метод, применяющийся к услугам по водоснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, а также электроэнергетики, электросвязям и установке инженерных сетей (интернет);
- проектно-сметная методика, применяющаяся в основном при капитальном строительстве, реконструкциях, капремонтах и других отраслях;
- затратный метод, применяющийся в случае невозможности использования других методов.
К поставщикам по 44-ФЗ применяются антидемпинговые меры в процессе работы по закупкам. Их суть в том, что при выявлении снижения итоговой цены на закупку в 25%, победитель тендера будет обязан предоставить гарантии или подтвердить информацией из реестра госзакупок. Заказчики принимают во внимание следующие документальные подтверждения от поставщиков:
- отсутствие штрафов и пеней по трем и более контрактам;
- при отсутствии госконтрактов за последний год, следует предоставить информацию не менее чем за 4 договора за 2 года. Исполнение по 44-ФЗ 3 из 4 контрактов должно быть без штрафных санкций и начисления пени.
При оформлении заявки на ЕИС государственной закупки необходимо соблюдать правила публикации технического задания:
- Требования в ТЗ должны быть изложены максимально просто. Закон запрещает использовать без оговорки «или эквивалент» различные торговые знаки, бренды, патенты, а также любые другие наименования, ограничивающие конкуренцию. Исключение составляют товарные знаки, бренды, патенты, которые участвуют в ограниченных конкурсах и существует необходимость в закупке запчастей к тем или иным моделям техники.
- Описание заявки к закупке должно быть максимально подробно описано. Здесь могут использоваться спецификации, различные чертежи и планы, а также любые другие разрешенные Гражданским Кодексом документы.
- При закупке лекарственных средств заказчик должен указать непатентованные международные названия.
- Закупка товаров по 44-ФЗ осуществляется исключительно на новые, не бывшие в употреблении и в ремонте предметы.
Иногда заказчик может устанавливать дополнительные требования к качеству и характеристикам тех или иных товаров, к квалификации исполнителей работ и их опыту. Довольно часто оценивается деловая репутация, поэтому это тоже может быть требованием к условиям работы по 44-ФЗ.
В случае необходимости устанавливаются еще и требования к гарантии по 44-ФЗ на товары, расходы по эксплуатации, а также монтажу и наладке.
Финальным этапом контракта является прием товаров или работ со стороны подрядчика и составление отчета по госзакупкам со стороны заказчика.
Прием работ со стороны подрядчика в соответствии с требованием 44-ФЗ, заключается лишь в том, чтобы оповестить его о завершении работ и предоставить результат. Как правильно принять работы со стороны заказчика и какие документы оформить – это уже решает специалист по 44-ФЗ.
Порядок приема результатов контракта регулируется ст. 94 и 34 Закона 44-ФЗ. Все сроки и порядок приема товаров, услуг и работ должны быть прописаны в договоре, а их неисполнение влечет за собой штрафы. По завершению контракта заказчик предоставляет подрядчику ТТН, акт выполненных работ либо документы об отказе с обоснованием.