- Новостройка

Совершенствование процедур несостоятельности банкротства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Совершенствование процедур несостоятельности банкротства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Критерий неоплатности

Неплатежеспособность — потеря способности своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства, обусловленная валютно-финансовым положением, отсутствием свободных средств, дефицитностью бюджета и платежного баланса

В классическом виде принцип неоплатности заключается в превышение кредиторской задолженности над стоимостью имущества должника, что признавалось банкротством

Выражается в невыполнении должником в течение определенного, установленного законом, времени своих обязательств по предъявленным кредитором требованиям

Выражается в доказанном превышении обязательств должника над его имуществом и, следовательно, в принципиальной невозможности удовлетворения всех требований, которые могут быть предъявлены ему его кредиторами

Применим для инициирования процедур банкротства кредиторами (вкладчиками) перед которыми кредитная организация не выполняет своих обязательств

Применим для инициирования дела о признании кредитной организации банкротом надзорными органами при установлении ими в ходе документарных проверок указанного финансового состояния

Более удобен в применении. Достаточно иметь на руках документ, подтверждающий невыполнение кредитной организацией своих обязательств в срок

Сложен в применении, поскольку требует проведения обследования финансового состояния кредитной организации

Можно сделать вывод, что при наличии у банка хронической, регулярно повторяющейся неплатежеспособности дальнейшая проверка практически всегда устанавливает наличие признака неоплатности, что позволило сделать вывод о «вторичности» критерия неплатежеспособности по отношению к критерию неоплатности.

В то же время необходимо указать о возможности применения обоих критериев, что является достоинством российского подхода к определению несостоятельности кредитных организаций, так как дает возможность инициировать процедуру банкротства как кредитору кредитной организации, так и надзорному органу при установлении принципиальной невозможности удовлетворить требования, которые могут быть предъявлены.

В отношении критерия неплатежеспособности можно сказать, что минимальным пороговым значением размера невыполненных обязательств является 1000-кратный размер минимального размера оплаты труда[4], причем данное пороговое значение применяется только при отзыве у банка лицензии, тогда как для признания ее банкротом необходим только сам факт невыполнения обязательств в срок[5]. Этот срок изменялся, причем четко прослеживается тенденция его ужесточения.

В работе установлено, что только использование финансового подхода к понятиям несостоятельности и банкротства кредитной организации способствуют своевременному выведению с экономического поля финансово слабых банков при одновременном сохранении тех, у которых проблемы временны и подаются корректировке, что имеет принципиальное значение для повышения надежности и стабильности банковской сферы в целом.

3. Установлено, что финансовая и социальная эффективность процедуры банкротства кредитных организаций определяется выделением приоритетных для конкретной экономической ситуации целей процедуры банкротства. При этом доказано, что на современном этапе существования российской банковской системы в число приоритетных целей, стоящих перед социально-ответственным государством, входит создание процедуры банкротства, исключающей возможность получения финансовой выгоды от неправомерных действий в «период подозрительности» и во время конкурсного производства.

Как было отмечено в исследовании термин «банкротство» используется не только как определение финансового состояния, но и в качестве общего названия алгоритма действий различных сторон после того, как кредитная организация была признана несостоятельной.

Изначально процедура банкротства направлена на освобождение рынка от слабых организаций, не выдерживающих конкурентной борьбы, а потом добавилась задача максимального удовлетворения требований кредиторов.

Развитие российской системы банкротства кредитных организаций показано, что главенство удовлетворения требований кредиторов без учета временного фактора привело к нарушению осуществления процедуры банкротства и резкому падению ее эффективности. Раньше до 2000 года процедура банкротства и ликвидации по суду из-за невыполнения требований кредиторов занимала более двух лет (в среднем 821 день). За это время фактическая стоимость денежных средств снижалась за счет таких факторов как инфляция, упущенная выгода, риск неполучения средств через большой промежуток времени. Банковский кризис 1998 года и, главное, размер банков-банкротов, заставил государство пересмотреть свою политику в области банкротства.

Совершенствование государственного регулирования процедур банкротства

— лучше защищает компании от недружественных слияний и поглощений

— позволяет избавить коммерческий оборот от слабых и нежизнеспособных предприятий и организаций,

— противодействует лавинообразному оттоку вкладов (депозитов) при появлении проблем в банке

— косвенно стимулирует субьекты экономики взвешенно подходить к выбору своего банка

— повышает стабильность рабочих мест

— повышает конкурентоспособность экономики в целом

— является одной из мер противодействия силовому переделу собственности

— стимулирует руководство компаний к более активной деятельности по противодействию банкротству

— увеличивает количество слабых, нежизнеспособных организаций, что в целом ослабляет экономику

— провоцирует недружественные слияния и поглощения

— способствует халатности и злоупотреблениям собственников и руководства организаций, знающих о невозможности банкротства

— способствует развитию «принципа домино»

— может способствовать росту безработицы

— необходимо создание системы оперативной смены неэффективных собственников или контроля за их действиями

— необходимо создание системы контроля за слияниями и поглощениями,

— необходима протекционистская политика государства для повышения конкурентоспособности слабых организаций

— необходима достаточно суровая антимонопольная политика государства

— необходимо создание защитных механизмов для наименее защищенных слоев кредиторов

— необходима система патронажа на уровне государства трудоустройства и переквалификации сотрудников

— необходимо создание условий для предоставления потенциальным клиентам банка максимального выбора среди банков (стимулирование широкой филиальной сети и т. п.)

Анализ банкротства банков показал, что более чем в половине случаев рыночная стоимость активов не превышает 10% их балансовой стоимости, при этом худшие показатели – 3,5% были в тех банках, где банкротство наступило вследствие неправомерных действий менеджмента или собственников банков (рис.2).

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

  • Экономическая оценка последствий банкротства предприятий АПК
  • Аналитические процедуры выявления фиктивного и преднамеренного банкротства
  • Финансовое оздоровление коммерческого банка
  • Государственное регулирование процессов банкротства в национальной экономике
  • Научно-методическое обеспечение экспертизы и оценки преднамеренного банкротства предприятий

Нормативно-правовое регулирование процедуры банкротства предприятия

  • Повышение эффективности инвестиционной деятельности промышленных предприятий на основе лизинговых операций
  • Эффективность инвестиций в машиностроительном комплексе
  • Модель рациональной занятости экономически активного населения в северных промышленных поселениях
  • Методы формирования системы управления маркетингом промышленного предприятия
  • Совершенствование методов управления издержками производства

Результатом можно считать следующие определения: Несостоятельность — установленная надзорным органом неспособность в полном объеме и своевременно удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, повлекшая применение к должнику мер по предупреждению банкротства с целью устранения оснований для осуществления указанных мер или отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Банкротство — признанная арбитражным судом неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, повлекшая открытие в отношении должника процедуры конкурсного производства в целях соразмерного пропорционального удовлетворения требований кредиторов в пределах аккумулированной конкурсной массы и последующей ликвидации кредитной организации.

Надо отметить, что некоторые органы государственной власти, в частности налоговые органы Российской Федерации, также ассоциировали понятие «неплатежеспособность» с периодом, когда у кредитной организации наличествуют основания для осуществления мер по предупреждению банкротства. Что следует из того, что признаки неплатежеспособности, перечисленные в Приказе Министерства налоговой службы, практически дословно совпадают с действовавшими на тот момент основаниями для применения мер по предупреждению банкротства.

На основании этого можно заключить, что несостоятельность кредитной организации по своей сути ближе всего к неплатежеспособности. Под банкротством же подразумевается комплекс мер и мероприятий, проводимый после принятия соответствующего судебного решения и до момента внесения в регистрационную книгу записи о ликвидации кредитной организации.

Кроме разделения понятий несостоятельность и банкротство по экономическому смыслу существует подход, при котором данные понятия делятся по наличию уголовной составляющей. М.В.Телюкина пишет: «многие ученые неоднократно высказывали мнение о необходимости дифференциации этих категорий, полагая, что банкротство — уголовно-правовая сторона несостоятельности (которая может и отсутствовать), иными словами, банкротство — это несостоятельность, сопряженная с уголовно наказуемыми действиями, направленными на причинение вреда должнику или кредиторам.»23 Такая позиция существовала и в дореволюционном праве. Ее отклик можно найти в современной практике, проанализировав такие понятия как фиктивное банкротство, преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве 24, и учитывая, что не существует понятий фиктивная и преднамеренная несостоятельность.

Существует еще один аспект данной проблемы. Нормы российского законодательства устанавливают, что «банкротство это признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». То есть кредитная организация может быть признана банкротом только по решению арбитражного суда. Но обращение в арбитражный суд возможно только после отзыва банковской лицензии.

В случае, когда банковская лицензия была отозвана по «административным» основаниям, признаки банкротства могут быть обнаружены позднее, при проведении обследования финансово-экономического состояния банка временной администрацией. После отзыва лицензии банк не может осуществлять банковскую деятельность, а значит изменение в финансовом положении возможно только за счет резкого изменения рыночной стоимости активов и пассивов банка (при условии, что в этот период не никто пытается активно выводить активы). И хотя на практике сложно представить столь резкое изменение рынка, (особенно если учесть, что банк обязан в процессе работы диверсифицировать свои активы), но теоретически это возможно.

Таким образом, можно констатировать два состояния, которые до сегодняшнего дня были мало исследованы и в которых статус кредитной организации определен несколько расплывчато; — период после отзыва лицензии «по административным основаниям» до окончания обследования банка временной администрацией. Так как только по результатам обследования можно определить фактическое финансовое состояние — удовлетворительное или несостоятельность. Видимо до момента документального установления несостоятельности кредитной организации, ее следует считать финансово благополучной, — период с момента отзыва банковской лицензии по финансово экономическим основаниям до вынесения арбитражным судом соответствующего решения.

Рассмотрим каждый из этих тезисов.

Во время кризиса 1998 года Банк России впервые начал достаточно широко применять особые правила банковского регулирования на период кризиса. И поскольку значительная часть банков оказалась в плачевном состоянии, Банк России на 2 года отсрочил применение мер воздействия за невыполнение норматива минимальной величины собственного капитала. Кроме того, вплоть до 01 июля 1999 года был введен специальный режим расчета банковских нормативов — то есть расчет нормативов велся в абсолютных величинах, что позволило банкам принимать на себя риски в соответствии со значением их капиталов до девальвации рубля.

Для стимулирования собственников на открытие новых банков, на расширение филиальной сети, а также с целью повышения капитализации действующих банков, была разрешена оплата уставных капиталов в иностранной валюте, также был разработан порядок оплаты уставных капиталов государственными ценными бумагами (ОФЗ-ПД). Было разрешено внесение субординированных кредитов в иностранной валюте. Были сокращены размеры регистрационного сбора и сбора за открытие филиала в 10 раз.

Поскольку значительная часть банков не могли выполнить обязательные нормативы, были предприняты следующие меры; — временно изменены нормативы обязательного резервирования70; С целью поддержания ликвидности Банк России установил право на ежемесячное (в период с 5 по 25 число) снижение нормативов обязательных резервов в течение отчетного года, но не более 5% от суммы обязательных В виде отчислений от привлеченных средств граждан резервов, депонируемых в Банке России. В последний день периода, в течение которого были снижены нормативы обязательных резервов, кредитная организация производит возврат суммы снижения с отметкой «доперечисление обязательных резервов.71

Для предоставления дополнительной ликвидности во время последнего кризиса были приняты меры, имеющие общесистемный характер — это снижение отчислений в ФОР. Также был поднят до 700 тыс. рублей максимальный размер гарантированной страховой выплаты АСВ, что позволило привлечь в банковскую систему дополнительные средства от населения. Но были предприняты меры, воспользоваться которыми мог ограниченный круг финансовых организаций — выдача Банком России годичных кредитов без обеспечения банкам, имеющим рейтинг не ниже определенного.

— сокращен лимит открытых валютных позиций, предприняты меры по реструктуризации банковской системы, в том числе в рамках Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и выделения бюджетных средств на финансирование деятельности Агентства по реструктуризации кредитных организаций (далее — АРКО), и об оказании персонифицированной помощи социально значимым банкам.

Для нивелирования кризиса 2008 года также вводились особые режимы регулирования банковской деятельности. Так, на время было приостановлено действие оснований, по которым банк признавался не соответствующим требованиям к участию в системе страхования, что позволило некоторым проблемным банкам продолжать привлекать вклады населения.

Чтобы предотвратить массовое появление финансовых проблем в банках. Банк России рекомендовал коммерческим банкам не наращивать свои активы в инвалюте и чистые балансовые операции в валюте. Также была предусмотрена возможность директивного ограничения ставок по вкладам населения для банков, которые, пытаясь привлечь дополнительные средства, экономически неоправданно поднимали проценты по вкладам, и этим повышали риски и для самого банка и для его клиентов.

Были предприняты меры, направленные на остановку темпов роста просроченной задолженности и сохранения уровня кредитования на докризисном уровне (стимулирующие меры). В рамках этих мер было создано Агентство реструктуризации ипотечных жилищных кредитов, работающее с проблемными ипотечными кредитами. Следует отметить, что деятельность этого Агентства носит явно временный характер. В острый период кризиса реализовывались программы по ослаблению нагрузки на ипотечных заемщиков, но к началу 2012 года программы были свернуты, реструктуризация новых ипотечных кредитов прекратилась. Существует позиция, что по завершению уже действующих реструктуризационных программ деятельность Агентства будет свернута.

Если вернуться к кризису 1998 года, то первые попытки Банка России реструктуризировать банковскую систему нельзя назвать удачными в полном смысле этого слова.

Банк России для поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчивости и проведения мероприятий по финансовому оздоровлению предоставлял обеспеченные кредиты отдельным банкам, имеющим важное социальное и экономическое значение (стабилизационные кредиты и кредиты в целях погашения банками обязательств перед вкладчиками -физическими лицами), а также кредиты банкам-санаторам. Решение о предоставлении таких кредитов принималось по каждому конкретному коммерческому банку Советом директоров Банка России.

Быстро выяснилось, что банкротство, нацеленное на быструю ликвидацию крайне неэффективно и с макро- и с микроэкономической точек зрения. Лишь небольшое число кредиторов получали сколько-нибудь значимое удовлетворение своих требований. В то время как государство теряло налогоплательщика, в некоторых случаях — необходимую региону производственную единицу, сталкивалось с проблемой рабочих мест. В отношении банковского сектора ситуация усугублялась значительным числом кредиторов — частных вкладчиков.

Попытки найти баланс между сроками и полнотой удовлетворения можно наблюдать и на современном этапе при применении различных процедур банкротства. Так, в законах ФРГ предусматривалась возможность заключения мирового соглашения, но только если кредиторы получали удовлетворение своих требований не менее, чем на 35%. В том случае, если мировое соглашение предполагалось сроком более, чем на год, то удовлетворение должно составлять не менее 40% от требований, а если на 1,5 года — более чем на 40%.

Е.А.Шибанова-Роенко предлагает классификацию, в которой первостепенными целями законодательства о банкротстве она предлагает считать ликвидационную и восстановительную цели87 (что в ее концепции не отличается от общепринятого деления систем банкротства на продолжниковскую и прокредиторскую). Можно предположить, что данная классификация не вполне корректна. Если в рамках продолжниковской системы мы еще можем говорить, что восстановительная цель наиболее важна, то заявлять, что в прокредиторской системе ликвидационная цель является основной было бы совершенно неправильно. Защита интересов кредиторов не означает обязательной ликвидации должника. Максимальное удовлетворение требований кредиторов может достигаться не только при ликвидации, но и при проведении реструктуризационных и реорганизационных мероприятий.

В основу общепризнанного на сегодняшний день деления систем банкротства положен принцип «на защиту интересов какой из сторон делается основной акцент». Принято различать две основные системы -продолжниковскую и прокредиторскую.

В продолжниковской системе основной упор делается на защиту интересов должника. В них гораздо большее внимание уделяется процедурам восстановления и реабилитации должника.

Различные исследователи считают, что продолжниковская система банкротства основывается на разных теоретических постулатах.

Теория сотрудничества, легшая в основу продолжниковской системы США, рассматривает освобождение должника от долгов в качестве основного стимула для сотрудничества с кредиторами. При этом если должник соглашается на условия, предложенные кредиторами, то заявленные требования могут быть пересмотрены (по срокам или объемам исполнения).

Другой распространенной теорией является теория социальной полезности. С точки зрения этой теории при принятии решения о банкротстве необходимо соизмерять вред, нанесенный банкротом своим кредиторам, и вред, который наносит само банкротство всему обществу в целом, дестабилизируя производственные отношения и провоцируя социальную и политическую нестабильность. По этой теории освобождение банкрота от долгов дает ему возможность сделать правильные выводы и стимулирует его к более эффективным попыткам вести бизнес.

Наиболее радикальная, гуманистическая теория, утверждает, что банкротство наносит вред личности должника. Исходя из этой теории, экономические потери кредиторов сравниваются с общечеловеческими ценностями.88

Зачастую решение о ликвидации организации-должника принимается либо при полной невозможности возродить его деятельность либо при несоразмерно больших затратах на реабилитационные процедуры. Такие системы существуют, например, во Франции и в США.

Жестко продолжниковская система долгое время существовала во Франции. Исходными предпосылками было, что при поддержке организации-должника сохраняются рабочие места, а также создается определенная защита французских предприятий и организаций от недружественной конкуренции. Однако с течением времени число сохраненных экономически слабых компаний увеличивалось. Отсутствие у них стимулов для повышения эффективности своей деятельности способствовало снижению конкурентоспособности французской экономики в целом. Проведенные исследования установили, что дисбаланс между желанием сохранить максимум предприятий и оправданностью мер по их поддержке является основным фактором низкой эффективности французской системы банкротства. В законодательство были внесены изменения, которые оказали положительное влияние на экономический климат страны.

В США по ныне действующему Bankruptcy Code89 общая система банкротства имеет более черты продебиторской чем прокредиторской. «Систему регулирования несостоятельности можно охарактеризовать фразой: реорганизация является более предпочтительной, чем ликвидация.». По опросам населения понятие банкротства более связывается с корпоративной реорганизацией и планом финансового оздоровления (гл.11 и 13 Кодекса о банкротстве), чем с процедурами ликвидации.

В рассматриваемый нами период, как в случае «дробления вкладов», так и давая платежные поручения, обе стороны (банк и клиент) прекрасно осознают невозможность для банка исполнить свои обязательства по данным договорам. Заключение этих договоров имеет совсем другую экономическую цель — введение своих денежных средств под действие обязательных страховых выплат АСВ и переложение таким образом обязательств банка на плечи иного экономического субьекта.

Сторонами, которым наносится материальный вред при дроблении вкладов и переводе средств со счетов юридических лиц во вклады физических лиц, являются: — АСВ, поскольку из Фонда страхования вкладов будут выплачены дополнительные страховые компенсации тем физическим лицам, которые в противном случае не имели бы права на их получение; кредиторам банка-банкрота первой очереди, чьи требования превышают установленные законом страховые выплаты, и кредиторам банка-банкрота всех последующих очередей,

АСВ компенсирует произведенные им страховые выплаты за счет аккумулированной конкурсной массы и в рамках первой очереди. Следовательно, чем больше страховых выплат произведет АСВ, тем на большую сумму оно сможет претендовать и тем меньшая доля конкурсной массы останется для удовлетворения всех остальных заявленных требований. Наиболее тяжелый ущерб наносит «дробление вкладов» кредиторам последующих очередей, потому что их шансы на удовлетворение требований и так не слишком велики. Потенциально вред может быть нанесен федеральному бюджету, так как дефицит фонда страхования вкладов будет покрываться за счет средств федерального бюджета. Следует отметить, что чрезмерное уменьшение страхового фонда приведет к росту экономической нагрузки на банковское сообщество в целом (размер выплачиваемых банками страховых взносов зависит, в том числе, и от соотношения экономических показателей системы страхования вкладов). Необходимо отметить, что определенный ущерб наносится установленному законом социальному и экономическому принципу банкротства «пусть не в полном объеме, но пропорционально заявленным требованиям».

Разрешить эту проблему пытается АСВ, оспаривая требования, заявленные по сформированным искусственно остаткам на счетах. Так, в 2008 году в 11 банках АСВ выявило сделки, осуществленные при наличии картотеки неисполненных платежей или запрета Банка России на осуществление отдельных банковских операций — по дроблению крупных вкладов на сумму 584 млн. рублей — по изменению очередности удовлетворения требований кредиторов на сумму 453 млн.рублей174

В 2009 году в 17 банках из реестров обязательств были исключены остатки на счетах 1114 физических лиц, в том числе на 351 млн.рублей -сформированные за счет переводов со счетов юридических лиц и на 281 млн.рублей — сформированные за счет дробления крупных вкладов. Однако, сотрудники АСВ ссылаются на то, что оспаривание этих требований отнимает определенное время и требует дополнительных средств.

Чтобы исключить саму возможность искусственного формирования требований первой очереди, генеральный директор АСВ А.В.Турбанов предложил внести изменения в закон о страховании вкладов . В соответствии с этими изменениями предлагалось не выплачивать страховое возмещение по тем требованиям, которые возникли в так называемый период подозрения (применительно к данному случаю — в течение 3 месяцев до наступления страхового случая), если при этом не было фактического поступления денежных средств в банк. Мера это очень жесткая. Под такое ограничение будут попадать и добросовестные вкладчики. На данном этапе более целесообразно доказывать обоснованность претензий АСВ судебным путем.176 Однако, если практика банкротств покажет, что суды в значительном ряде случаев будут занимать сторону вкладчиков, не рассматривая обоснованность их претензий, то возможно нужно будет вернуться к рассмотрению вопроса о распространении страховых выплат на средства, размещенные на счетах индивидуальных предпринимателей — это снимет необходимость перевода средств со счетов этих субъектов экономики во вклады физических лиц, в то время как АСВ будет заблаговременно включать средства индивидуальных предпринимателей в расчет средств, на которые распространяются страховые выплаты.

Следует отметить, что для проведения операций по дроблению и переводу вкладов нужны неформальные договоренности с сотрудниками банка-банкрота. Это поднимает еще одну проблему — проблему поведения собственников и сотрудников банка в периоды финансовой нестабильности и при проведении банкротства.

Вопросы законопослушности и этичности поведения собственников и работников банков при проведении банкротства и в период перед банкротством остается достаточно острым в течение ряда лет.

Внесудебное банкротство более доступная процедура для физлиц — эксперт

DOI: 10.21122/2227-1031-2016-15-6-521-527 УДК 338.24 (476) (043.3):336.279

Совершенствование института несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь

Магистр экон. наук Ю. Е. Трубина1)

^Белорусский национальный технический университет (Минск, Республика Беларусь)

© Белорусский национальный технический университет, 2016 Бе1аг^ап National Technical University, 2016

Реферат. Экономическая несостоятельность (банкротство) в условиях рыночной экономики является важнейшим институтом гражданского права в сфере защиты прав и законных интересов субъектов экономической деятельности. Цель статьи — выявление проблем института экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи: выявлены проблемы и даны рекомендации по совершенствованию института банкротства в Республике Беларусь; разработаны предложения по совершенствованию очередности удовлетворения имущественных требований кредиторов в Беларуси. Теоретической и методологической основой статьи являлись действующие нормативно-правовые акты по исследуемой проблеме, труды отечественных, российских и зарубежных авторов и другие публикации. По результатам проведенного исследования сделан вывод, что в Республике Беларусь сложился достаточно эффективный институт несостоятельности (банкротства) и, в частности, система реализации прав кредиторов. Однако на практике часто встречаются вопросы, не в полной мере урегулированные законодательством, некоторые нормы нуждаются в совершенствовании. Кредиторы — одни из основных субъектов конкурсного права. Поэтому в национальных законодательствах большинства зарубежных стран подробно регламентируются их права и уделяется большое внимание установлению оптимальной очередности удовлетворения их требований. Белорусская очередность удовлетворения требований кредиторов социально ориентирована, лаконична, имеет ряд недостатков, впрочем, как и весь институт банкротства в целом. На основании выявленных недостатков автором даются методические рекомендации по совершенствованию института несостоятельности (банкротства), а также предлагается авторская очередность удовлетворения требований кредиторов.

Ключевые слова: экономическая несостоятельность, банкротство, права кредиторов, очередность, требования кредиторов

Для цитирования: Трубина, Ю. Е. Совершенствование института несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь / Ю. Е. Трубина // Наука и техника. 2016. Т. 15, № 6. С. 521-527

Improvement of Insolvency Institution (Bankruptcy) in the Republic of Belarus

Yu. E. Trubina1

1)Belarusian National Technical University ^insk, Republic of Beterus)

Abstract. Economic insolvency (bankruptcy) in the market economy conditions is the most important institution of civil law for protection of rights and legitimate interests of economic entities. Purpose of the paper is to identify problems of the economic insolvency (bankruptcy) institution in the Republic of Belarus and develop recommendations for its improvement. In order to achieve this goal a number of tasks have been assigned and the following problems have been solved: several weak points have been revealed and recommendations have been given with the purpose to improve institution of bankruptcy in the Republic of Belarus; proposals have been elaborated for the betterment of priority aimed at meeting creditors’ property claims in the Republic of Belarus. Effective statutory and legal enactments on the studied problem, works of national, Russian and foreign authors and other publications have served as a theoretical and methodological basis for the paper. According to research results a conclusion has been made that rather efficient institution of insolvency (bankruptcy) and particularly a system for realization of creditors’ rights were formed in the Republic of Belarus. However, there are a lot of points in practice

Адрес для переписки

Трубина Юлия Евгеньевна Белорусский национальный технический ул. Я. Коласа, 14,

220013, г. Минск, Республика Беларусь Тел.: +375 17 292-60-80 [email protected]

Address for correspondence

Trubina Yuliya Е.

ЭКОНОМИКА

(Статьи по специальности 08.00.05)

© 2010 г. Т.В. Шипилова, И.Н. Нестеренко

ВЫХОД ПРЕДПРИЯТИЯ ИЗ КРИЗИСА: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ)

Рассматриваются подходы к решению проблем, возникающих при рассмотрении дел о банкротстве (несостоятельности), и, в частности, при проведении анализа финансового состояния кризисного предприятия и выборе процедур, определенных законодательством о банкротстве (несостоятельности). Отмечаются причины сложившейся ситуации, а также определяются возможные направления дальнейшего совершенствования антикризисного законодательства в России.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельноть, финансовое оздоровление, Российская экономика.

Рыночная система хозяйствования, основанная на конкуренции, обусловила возрождение института банкротства (несостоятельности) в России. В связи с этим особый интерес вызывают подходы к оценке несостоятельность предприятия и возможности его финансового оздоровления. Современные нормативно-правовые акты, принятые российским законодательством, в основном, направлены на защиту прав кредиторов и не дают должной возможности отстаивать свои интересы собственникам предприятия. Сложившаяся ситуация в настоящее время привела к широкому обсуждению возникшей проблемы, справедливо полагая, что российское законодательство о банкротстве (несостоятельности) нуждается в совершенствовании. Важным аспектом обсуждения является вопрос возможности финансового оздоровления конкурентоспособных предприятий, попавших в кризисную ситуацию, что особенно актуально в период создания посткризисной «неэнергоресурс-ной» модели экономического развития России. Россия встала на путь рыночных реформ, не имея специальных норм и правил государственного экономического регулирования, предупреждения и разрешения проблем кризисных предприятий. В условиях так называемой «либерализации» цен и гиперин-

фляции, на средних и малых предприятиях начался процесс «ползучей самоликвидации». Снижение объемов производства сопровождалось потерей численности работающих, сдачей площадей в аренду (чаще всего коммерческим торговым структурам), бесконтрольной организацией внутри предприятия параллельных «карманных» частных фирм и т.д.

Основы законодательства в области урегулирования кризисных ситуаций на предприятиях были положены в 1992 г. с принятием первого Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Практический опыт реализации данного Закона показал, что он полностью основывался на зарубежном опыте и готовился в условиях отсутствия реального опыта работы в этой сфере. Первый Закон о банкротстве (несостоятельности) не учитывал российскую специфику ведения бизнеса, и многие процедуры Закона не были обеспечены механизмами практической реализации. Данная версия Закона не предусмотрела введения механизма защиты кредиторов и должника от возможных действий друг против друга до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Вышеупомянутые недостатки сказались на практической реализации закона: в 1993 г. судебных процессов по делам о несостоятельности, практически, не было. Нужен был новый закон, чтобы защитить интересы кредиторов и в то же время — создать предпосылки для финансового оздоровления предприятия. Уже в 1995 г. началась разработка нового закона, который вступил с силу 1 марта 1998 г. Как показал практический опыт, и этот закон имел существенные недостатки и, по мнению многих экономистов, отбросил экономику России далено назад. Он способствовал нарастанию коррупции в судах и стал препятствием для капитализации экономики.

Экономика страны нуждалась в новом законе о банкротстве, который смог бы защитить права добросовестных собственников. И 26 октября 2002 г. был принят новый закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который позже был дополнен указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 (ред. от 20.05.2004г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 г. №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах

банкротства» и другими законодательными актами. В Законе о банкротстве, принятом в 2002 г. особое внимание уделялось:

• ограждению добросовестных собственников от неправомерных действий иных лиц;

• разработке правовых норм и совершенствованию способов защиты прав кредиторов;

• активизации роли государственного регулирования при проведении процедур банкротства;

• изменению основ регулирования деятельности арбитражных управляющих;

• особенностям банкротства отдельных категорий предприятий.

БАНКРОТСТВО: ПРИМЕНЕНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР В РОССИИ

Банкротство банкротству рознь. Различают несколько их видов:

  1. Реальное банкротство: у фирмы по разным причинам нет ни денег на нормальное функционирование организации, для расчета с кредиторами и работниками, ни имущества, реализовав которое, можно решить проблемы с деньгами.
  2. Временное (условное) банкротство: ситуация, когда денег у фирмы на погашение займов и прочих обязательств нет, но есть произведенный товар, имущество и оборудование (активы) продав который, можно расплатиться по долгам.
  3. Ложное банкротство: сознательный обман кредиторов о печальном финансовом положении организации, чтобы получить льготы по займам, кредитные каникулы и прочие послабления. За это можно запросто загреметь за решетку.
  4. Умышленное банкротство: умышленное доведение организации до банкротства, чтобы завладеть ее активами. Тоже противоправное деяние, преследуемое по УКРФ.

Судье предстоит выяснить, с каким типом банкротство он имеет дело, и принять соответствующее решение.

Компания объявляет о своем банкротстве, только когда есть серьезные материальные проблемы, иначе никак не решаемые. Ликвидировать же можно организацию, у которой с деньгами и рентабельностью все в порядке. Выполнила свою миссию компания — хозяин ее ликвидирует, чтобы оптимизировать производство. Долгов у предприятия нет? Для ликвидации нет никаких препятствий. Есть, и серьезные? Перед ликвидацией будет назначена процедура банкротства ООО.

Как обанкротить ООО с долгами? Имея неоплаченные долги перед налоговиками, ликвидировать фирму не получится.

Мало того, сама налоговая вправе подать заявление на банкротство должника. Избежать в таких случаях банкротства можно, частично заплатив по налоговым счетам до трехсот тысяч рублей.

Если после банкротства можно законно списать долги, на оплату которых не хватило средств от продажи имущества фирмы-банкрота, то от долгов по зарплатам труженикам не освободит никто. Кстати, долги по зарплате и выходным пособиям удовлетворяются после торгов во вторую очередь. В первой очереди стоят те, кому банкрот должен оплатить физический (для здоровья) и моральный вред.

Получив и зарегистрировав заявление на банкротство компании, суд будет скрупулезно изучать его на предмет соответствия требуемым юридическим нормам. Исследуются приложенные документы, во все компетентные инстанции рассылаются запросы, чтобы удостовериться в реально тяжелом финансовом положении компании. Поэтому суду требуется несколько недель, чтобы принять решение по заявлению: какие процедуры применяемые в деле о банкротстве назначить.

_______________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА____________________________

№ 306 Январь 2008

ЭКОНОМИКА

УДК 330.33.015:336.2.012

Г.В. Артышук

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА

Рассматриваются проблемы налогообложения предприятий в процедурах банкротства. Предпринята попытка выявить причины столь стремительного падения собираемости обязательных платежей предприятий-банкротов, указаны другие направления возможного пополнения бюджета за счет налогообложения должников в стадии конкурсного производства и высказан ряд предложений по совершенствованию механизмов налогообложения предприятий в процедурах банкротства.

В течение последних пяти лет — с момента вступления в силу нового Закона «О несостоятельности (банкротстве)» ФЗ-127 [1] — ежегодно в России инициируется около 60 000 процедур банкротства, при этом суммарный размер недоимки предприятий-банкротов по обязательным платежам колеблется в пределах от 10 до 20% внутреннего валового продукта страны [2. С. 20]. Среди стран с развитой рыночной экономикой трудно подобрать аналоги по этому показателю, несмотря на то, что законодательство России о банкротстве невозможно назвать мягким, или «продолжниковым».

В этот же период собираемость задолженности предприятий банкротов упала с 6-8% в 2002 г. до 1,52% в 2005 г. В ближайшей перспективе это может существенно замедлить рост экономики России.

Официальная статистика опирается лишь на суммарные показатели реестров требований кредиторов предприятий-банкротов, при этом не учитывая потери государства от неуплаты обязательных платежей, возникших после принятия судом заявления о банкротстве должника (так называемые текущие обязательные платежи), а также после признания должника банкротом и открытия конкурсного производства (так называемые зареестровые обязательства). По оценкам автора, размер этих потерь может быть равен либо превышает размер первоначальной недоимки, включенной в реестр требований кредиторов предприятий-банкротов.

Представители Федеральной налоговой службы России видят причины ухудшения собираемости обязательных платежей банкротов в несовершенстве законодательства [2. С. 124; 3. С.13].

Автор не согласен с такой точкой зрения.

Действительно, действующий Закон о банкротстве при ближайшем рассмотрении вызывает крайне противоречивые чувства. Например, ст. 134 [1] устанавливает, что вне очереди за счет конкурсной массы должников могут быть погашены только текущие денежные обязательства перед кредиторами, что автоматически исключает саму возможность возникновения в конкурсном производстве текущих обязательных плате -жей, а ведь в их число входит и такой краеугольный для Российского бюджета налог, как налог на добавленную стоимость (НДС), начисляемый при реализации конкурсной массы должников! Но и это еще не все потери: мало того, что бюджет недополучил указанный

НДС, так он еще обязан возместить НДС покупателям имущества должников на основании ст. 176 Налогового кодекса РФ [4].

Неуплата НДС от реализации и возмещение этого НДС покупателю абсолютно законны и не относятся к «серым схемам» оптимизации налогообложения, о которых речь пойдет ниже.

Однако положение, закрепленное ст. 134 Закона о банкротстве, существовало и до 2002 г. (начало действия нового Закона о банкротстве): распоряжением № 19-р от 14.04.2000 г. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, бывшее в то время уполномоченным органом государства в делах о банкротстве, дала возможность предприятиям-банкротам право не платить текущие обязательные платежи [5]. Тем не менее, собираемость налогов с банкротов была на приемлемом уровне.

По мнению автора, истинные причины падения собираемости обязательных платежей банкротов имеют другую природу.

С момента своего создания в 1993 г., первоначальный уполномоченный орган государства в делах о банкротстве — Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН), впоследствии переименованная в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (РСФО), была нацелена в первую очередь на расширение налоговой базы, сохранение бизнеса должников, пусть даже ценой смены собственника, т.е. ее основной задачей являлось финансовое оздоровление экономики России в целом и ее субъектов в частности.

Банкротство физических лиц подразумевает признание арбитражным судом неспособности гражданина исполнять финансовые обязательства и вести расчеты с кредиторами.

Начать процедуру обязан любой гражданин, чей суммарный долг перед официальными организациями и физлицами превысил 500 000 рублей, при этом просрочка должна достигнуть трех месяцев. Но гражданин вправе не дожидаться наступления этих двух обстоятельств, если предвидит возможность банкротства при наличии соответствующих условий. То есть подать заявление о банкротстве можно и при меньшей сумме долга, например 200 000 или 300 000 рублей. Инициаторами могут также выступить кредиторы или уполномоченный орган (Федеральная налоговая служба). При этом пункты 1 и 2 статьи 213.4 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон №127-ФЗ) четко разделяют случаи, в которых гражданин обязан подавать заявление и в которых он имеет право сделать это добровольно. Обязательной является ситуация, когда должник имеет долг перед несколькими кредиторами и понимает, что, даже погасив часть, не в состоянии выплатить оставшуюся сумму. Обратиться в суд он обязан не позднее чем через 30 дней после наступления ситуации, удовлетворяющей условиям банкротства.

Закон о банкротстве физических лиц общественность восприняла неоднозначно. Заявляя о своей финансовой несостоятельности, гражданин рискует полностью потерять даже минимальные накопления. Эксперты также высказывали опасение, что это может вылиться в финансовую необязательность заемщиков и убытки для кредиторов. Тем не менее очевидны и плюсы. Не только для должников, которые получили шанс сбросить непосильное долговое бремя, но и для лиц, которые являлись поручителями и рисковали обрести многомиллионные долги.

Очевидные минусы статуса финансовой несостоятельности заключаются в последствиях банкротства физического лица. В первую очередь нужно быть готовым к тому, что процедура не бесплатна. Расходы многим могут показаться слишком большими (но об этом позже). Во-вторых, на время ведения дела гражданина лишают права:

  • проводить сделки по покупке и продаже имущества, передаче его в залог, выдаче поручительств. Если человека признают банкротом, он полностью прекращает распоряжаться имуществом, составляющим конкурсную массу;
  • выезжать за границу (по усмотрению суда);
  • распоряжаться деньгами на банковских счетах. Гражданин обязан передать финансовому управляющему все банковские карты.

Человек, признанный банкротом, в течение последующих пяти лет обязан сообщать об этом факте банку при обращении за получением кредита или займа. На три года его лишают права занимать любые должности в органах управления юридическим лицом и как-либо участвовать в этом процессе.

Минусы банкротства физических лиц действительно кажутся существенными. Однако многие добровольно идут на процедуру ради основной цели. С момента признания человека банкротом прекращается:

  • удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, по уплате обязательных платежей (за исключением налогов, сборов, штрафов). Требования к гражданину можно предъявлять только в рамках дела о банкротстве;
  • начисление неустоек и процентов по обязательствам;
  • действие исполнительных документов по имущественным взысканиям.

Иными словами, признанный банкротом гражданин, не должен исполнять требования кредиторов, которые остались неудовлетворенными после реализации его имущества.

Совершенствование процедуры банкротства

Процедуру банкротства в нашей стране регулирует Закон №127-ФЗ, который с 1 октября 2015 года (после вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 29 июня 2015 года №154-ФЗ) наконец определил конкретный порядок проведения процедуры банкротства физических лиц. Помимо этого, обозначенная выше редакция Закона закрепила возможность проведения реструктуризации долга, что позволило восстанавливать платежеспособность должника и гасить долги по утвержденному плану. На время процедуры реструктуризации приостанавливается начисление пеней, штрафов и других санкций.

В Законе №127-ФЗ, кроме всего прочего, определено право должника обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве, а также обозначено, что он обязан сделать это при наступлении определенных обстоятельств.

Это интересно!

Исходя из данных Судебного департамента при Верховном суде (ВС) РФ, в 2018 году инициаторами процедуры банкротства в подавляющем большинстве были сами граждане. В 86% случаев они выступили заявителями (в 2017 году этот показатель составлял 82%), 12% дел инициировали кредиторы (по сравнению с 16% в 2017 году), 1% дел — ФНС (2% в 2017 году)[2].

Новая редакция Закона №127-ФЗ четко определила этапы и порядок банкротства физических лиц. На этом мы остановимся несколько подробнее.

Стоит отметить, что быстро стать банкротом не получится, необходимо последовательно пройти все этапы процедуры. От подачи заявления до вынесения определения суда проходит от 15 дней до трех месяцев. Реструктуризация долгов занимает четыре месяца. До полугода потребуется на реализацию имущества. Таким образом, минимальный срок банкротства физического лица составляет девять месяцев — это при условии, что суд сразу вынесет решение о продаже имущества без реструктуризации долгов. Определенное время потребуется и для того, чтобы подготовиться к процедуре.

  1. Сбор документов. Список большой. Это сведения о статусе, долгах, сделках, имуществе и так далее. Какие конкретно документы нужны для подтверждения банкротства физических лиц, мы расскажем чуть позже. Отметим, что Закон №127-ФЗ определяет лишь перечень обязательных для всех случаев документов, не детализируя список для каждой возможной ситуации. Суду, как и всем кредиторам, предоставляются исключительно копии документов. Стоит иметь в виду, что отсутствие каких-либо документов может обернуться возвратом дела и потерей времени.

    Важно!

    Задача гражданина — подтвердить несостоятельность и убедить суд в наличии обстоятельств, которые препятствуют погашению долга. Если представленные в суде документы подтверждают минимальный доход претендента на банкротство, но при этом в собственности у гражданина имеются коттеджи, квартиры и яхты, то это, скорее всего, вызовет у суда подозрение в попытке фиктивного банкротства. В соответствии со статьей 197 УК РФ «Фиктивное банкротство» это чревато административной или уголовной ответственностью[3].

  2. Оформление заявления. Заявление подается в арбитражный суд по месту жительства. Прежде чем это сделать, необходимо оформить документ, для чего потребуется систематизировать данные по долговым обязательствам и совершить ряд действий:
    • сформировать перечень кредиторов;
    • подсчитать итоговую сумму долга;
    • учесть текущие судебные процессы;
    • составить опись имущества;
    • составить описание банковских счетов;
    • выбрать саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (СРО АУ), которая направит финансового управляющего. Участие управляющего — обязательное условие при оформлении банкротства физических лиц.

    Заявление о банкротстве физического лица заполняют по установленной форме. В шапке указывают наименование суда, далее — Ф.И.О., дату рождения, паспортные данные, место жительства и адрес регистрации, телефон для связи с кандидатом в банкроты.

    Заявление должно содержать сведения об общей сумме задолженности. Если заявитель не согласен с той суммой, которую вменяют кредиторы, он должен указать только неоспоримый долг. Отдельно прописываются долги по погашению обязательных платежей и по возмещению вреда жизни и здоровью (если таковые имеются).

    Затем гражданин перечисляет причины, которые привели к ухудшению финансового состояния. Отмечает наличие исковых требований, исполнительных производств или других документов, в соответствии с которыми происходит списание денег со счетов. Следующий пункт — наличие имущества и банковских счетов, в том числе за пределами РФ. Завершают заявление указанием наименования выбранной СРО и перечнем прилагаемых документов. При подаче заявления гражданин оплачивает госпошлину и прикладывает квитанцию об оплате.

  3. Подача заявления. Закон предусматривает три способа подачи заявления о банкротстве физического лица: лично, почтой или онлайн.
  4. Реализация решения суда. Решить вопрос о несостоятельности гражданина можно тремя способами:
    • реструктуризация долга;
    • реализация имущества банкрота;
    • мировое соглашение.

    Реструктуризация — это изменение условий обслуживания долга (ставки и сроков). Претендовать на эту форму могут граждане с регулярным доходом, которые не имеют судимости за экономические преступления и не были прежде банкротами. По реструктурированным долгам не начисляют проценты, не вводятся прочие финансовые санкции, отменяются требования по обеспечению долга.

    При реализации имущества всю конкурсную массу описывает финансовый управляющий. Он же проводит оценку, определяет сроки (вместе с кредиторами) и направляет в суд документы по реализации. Не подлежит продаже единственное жилье должника, его личные вещи и предметы первой необходимости.

    Мировое соглашение заключают до того, как человека признают банкротом. При достижении соглашения прекращается процесс реструктуризации, останавливаются действия финансового управляющего, предоставляется отсрочка требований по погашению долгов. Если мировое соглашение нарушено, к процессу подключаются судебные органы.

  5. Признание банкротства. Подразумевает, что государство и кредиторы признали гражданина неплатежеспособным и прекратили преследование с требованием погасить долг после того, как все меры для максимального удовлетворения требований выполнены. В этом и есть суть банкротства физических лиц. Когда происходит признание физического лица банкротом, наступают все перечисленные выше последствия.

Типовой перечень приведен в пункте 3 статьи 213.4 Закона №127-ФЗ:

  • Документы, подтверждающие задолженность (кредитный договор, расписка) и неплатежеспособность гражданина, не позволяющая погасить этот долг в полном объеме (справка о доходах, выписки со счетов).
  • Выписка из ЕГРИП, подтверждающая статус ИП или его отсутствие, — предоставить ее необходимо не позднее чем за пять дней до даты обращения в суд.
  • Списки кредиторов с указанием Ф.И.О., адреса и суммы задолженности, приведенные по форме Приложения №1 к приказу Минэкономразвития России от 5 августа 2015 года №530.
  • Опись имущества с указанием адреса его нахождения, в том числе и того, которое является предметом залога (например, квартира в ипотеке), — приводится по форме Приложения №2 к приказу Минэкономразвития России от 5 августа 2015 года №530.
  • Копии документов на право собственности на имущество и на объекты интеллектуальной деятельности.
  • Копии документов о сделках с недвижимостью, ценными бумагами, долями в уставном капитале, транспортными средствами и об иных сделках на сумму свыше 300 000 рублей, совершенных за последние три года.
  • Выписка из реестра акционеров — если гражданин является акционером (участником) юридического лица.
  • Сведения о доходах и налогах за три года.
  • Справка из банка о наличии счетов и депозитов и об остатках денежных средств, выписки по операциям за три года.
  • Копия СНИЛС и сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
  • Постановление службы занятости о признании гражданина безработным (если он им является).
  • Копия свидетельства ИНН.
  • Копия свидетельства о заключении или расторжении брака (если есть).
  • Копия брачного договора (если есть).
  • Копия судебного соглашения о разделе имущества супругов, если таковое было принято в течение предшествующих трех лет.
  • Копия свидетельства о рождении ребенка.
  • Иные документы, которые подтверждают обстоятельства и доказывают утверждения должника: справки о заработной плате от работодателя, документы о начислении пенсий, пособий, процентов по банковским вкладам, договоры о совершении сделок на суммы более трехсот тысяч рублей и так далее.

Подготовить необходимо все документы о доходах должника за трехлетний период. Он исчисляется до даты подачи в суд заявления.

Важно!

Существуют долги, не подлежащие списанию. К таковым относятся: алименты, компенсация морального вреда, обязательства по возмещению вреда, нанесенного жизни и здоровью, либо вреда, причиненного в ходе преступления или правонарушения. Также сохраняют силу требования по текущим платежам и о выплате заработной платы/выходного пособия, иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора (например, долги по субсидиарной ответственности). Вышеперечисленные требования могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в порядке, установленном законодательством РФ[4].

Наиболее ответственно к процедуре подтверждения несостоятельности следует относиться лицам, которые являются учредителями или руководителями юридических лиц. Помимо того, что руководитель, признанный банкротом, лишается должности минимум на три года, его компания несет серьезные репутационные потери. Чтобы их предотвратить, организации имеет смысл досрочно лишить претендента на банкротство полномочий директора. Оптимальный способ — расторгнуть трудовой договор по инициативе работника еще до вынесения судом решения. Если расторжение произойдет по инициативе участников компании уже после решения суда, кредиторы смогут потребовать выплатить несостоятельному директору компенсацию в виде трехмесячного заработка.

Банкротство учредителя — процедура еще более трудоемкая, сопряженная с неприятными для компании последствиями. Доля акционера-банкрота будет выставлена на продажу. Неопределенность ее судьбы влечет за собой неудобство для других акционеров. Для финансового управляющего это подразумевает дополнительные хлопоты по продаже, что, несомненно, увеличит стоимость его услуг. Наиболее рациональным решением будет заблаговременное выведение гражданина из числа учредителей ООО. Его доля перейдет к организации, которая продолжит штатно функционировать.

Каждая схема имеет риски. Их минимизация возможна при качественном исполнении и грамотном юридическом сопровождении процесса банкротства. Ошибки чреваты крупными денежными потерями, в том числе и для компании, которой руководит потенциальный банкрот. Для физических лиц стоимость процедуры банкротства во многом зависит от вознаграждения для финансового управляющего, который едва ли согласится работать за минимальную ставку, особенно если речь идет о несостоятельности крупного руководителя или акционера.

Пути совершенствования законодательства о банкротстве

Совершенствование реорганизационных процедур является важнейшей задачей приведения отечественного института банкротства в соответствие с требованиями времени и должно в первую очередь предполагать:

  • • изменение концепции финансового оздоровления, отказ от узкого его понимания как плана погашения задолженности и реализация принципа восстановления платежеспособности на основе разработки комплексной стратегии оздоровления для обеспечения устойчивого сбалансированного роста;
  • • предоставление права выбора наиболее эффективных мер восстановления платежеспособности с учетом финансово-экономического положения хозяйствующего субъекта, в том числе инициирование реструктуризации общим собранием кредиторов или компанией-должником минуя процедуру наблюдения;
  • • повышение материальной заинтересованности арбитражных управляющих в результативности внешнего управления посредством увязки размера вознаграждения с доходом, полученным компанией, восстановившей свою деятельность.

Нерешенной до конца проблемой урегулирования при банкротстве является погашение задолженности перед работниками предприятия. В соответствии с Законом о банкротстве, работники могут участвовать в собрании кредиторов через своего представителя, полномочия которого весьма ограничены: имея беспрепятственный доступ ко всем документам собрания кредиторов, он может участвовать в нем только без права голоса, способен лишь выразить свою позицию, которая может быть проигнорирована голосующими кредиторами, тогда как сами работники фактически исключаются из участия в деле о банкротстве, являясь при этом кредиторами. Расчеты по оплате труда работников происходят преимущественно во вторую очередь, после оплаты судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражному управляющему. Это зачастую приводит к погашению задолженности перед служащими не в полной мере, затягивает выплаты на длительный срок. Кроме того, к настоящему моменту Россия не ратифицировала принятую в 1992 г. Международной организацией труда Конвенцию №173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя», предлагающую основные механизмы социальной защиты, что было бы особенно актуально в условиях макроэкономического кризиса и соответствующего разорения множества хозяйствующих субъектов.

Компании с небольшими долгами и отсутствующими оборотными средствами не вправе объявлять о своем банкротстве. Для инициации процедуры признания несостоятельности необходимо соответствовать следующим формальным признакам:

  1. Совокупный размер просроченных долговых обязательств перед кредиторами и госинстанциями составляет не менее 300 тыс.р. (для монополий данная величина возрастает до 1 млн.р.), в указанную сумму не входят начисленные пени/штрафы.
  2. Юридическое лицо не имеет средств на выплату положенной зарплаты, пособий и прочих обязательных платежей своим работникам.
  3. Просрочка по долговым обязательствам превысила 3 месяца.

Инициатива о признании юридического лица банкротом может исходить как от руководства компании и ее учредителей, так и от кредиторов (физических лиц-инвесторов или других организаций), Налоговой инспекции и внебюджетных фондов, персонала при существенной просрочке по зарплатным платежам, а также уполномоченных госслужб и прокуратуры. Таким образом, подать на банкротство может любая сторона, заинтересованная в возврате положенных ей денежных средств или решении проблемы долговых обязательств (не всегда через ликвидацию, возможно и через восстановление платежеспособности).

К сведению Для кредиторов и налоговиков объявление о банкротстве юридического лица – это право, не обязанность. Они могут реализовать его по собственному желанию. Некоторые кредиторы не заинтересованы в инициации процедуры несостоятельности, т.к. шансы получить назад свои деньги у них будут минимальны. Другие же сознательно начинают процесс банкротства для устранения неугодного конкурента.

Руководители компании в некоторых ситуациях обязаны подать иск о своем банкротстве в суд. Это необходимо сделать в течение 30-ти дней после того как руководству станет известно о невозможности обеспечить выплаты по обязательствам с учетом финресурсов и нематериальных активов.

Если инициатива банкротства исходит изнутри от руководства компании, то оно лишается возможность назначать собственную кандидатуру управляющего.

Проблемы трансграничной несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации

Процедура банкротства юридических лиц предполагает прохождение ряда этапов:
1. Подача искового заявления в Арбитражный суд.
2. Назначение Арбитражного управляющего.
3. Составление кредиторского реестра требований.
4. Проведение первого кредиторского собрания и решение об инициации одной из процедур банкротства.
5. Введение стадии наблюдения на предприятии.
6. Одобрение на кредиторском собрании одной из процедур реабилитации: санации или внешнего управления.
7. Если ни одна из процедур не привела к должному результату, то юрлицо объявляется банкротом и назначается стадия конкурсного производства.
8. Управляющим проводится опись и оценка имущества, формируется конкурсная масса.
9. Организуются и проводятся торги, на которых реализуется вся собственность должника.
10. Осуществляются расчеты с кредиторами и погашаются текущие платежи.
11. Конкурсный управляющий отчитывается перед кредиторским собранием и судом о результатах процедуры банкротства. При одобрении его отчета процесс считается завершенным.
12. Управляющий подает в Налоговую инспекцию постановление о признании должника банкротом, что служит основанием для его ликвидации.
13. Компания исключается из ЕГРЮЛ и больше не считается самостоятельным хозяйственным субъектом.

Стадия наблюдения при банкротстве юридических лиц является предварительным этапом процесса несостоятельности. Она преследует базовую цель – обеспечение сохранности имущества должника для дальнейших взаиморасчетов с кредиторами. На этом этапе составляется реестр требований, организуется важнейшее для процедуры банкротства первое кредиторское собрание и производится детальный анализ экономического состояния должника.

Для реализации поставленных задач на стадии наблюдения назначается временный управляющий. Полномочия высшего руководящего состава компании несколько сужаются. Так, менеджмент компании обязан предоставить всю важную информацию об экономическом положении юридического лица (отчетность, бухбалансы и пр.), не могут в период наблюдения открывать новые производства, филиалы и дочерние компании, заключать сделки по отчуждению имущества в размере от 5% стоимости, получать кредиты без одобрения арбитражного управляющего.

К сведению Наблюдение при банкротстве может длиться не более 7-ми месяцев. На ее основании участники процедуры принимают решение о дальнейшей судьбе должника и введении в отношении него стадии оздоровления или конкурсного производства. Управляющий по итогам наблюдения должен составить план по удовлетворению кредиторских требований.

После прохождения предварительного этапа наблюдения на кредиторском собрании принимается решение о целесообразности введения реабилитационных процедур. Если у кредиторов есть уверенность в том, что бизнес должника еще можно будет спасти, они назначат этап финансового оздоровления. По своей сути это рассрочка для погашения юридическим лицом своих обязательств.

Стадия финансового оздоровления вводится на срок до 2 лет. Она предполагает разработку графика погашения долговых обязательств (реструктуризации долга), который подлежит утверждению арбитражным судом. При этом штрафы и пени на просрочку отменяются, приостанавливаются исполнительные производства, снимается арест с активов.

Руководство компании не отстраняется от дел, но находится под контролем административного управляющего. Если обязательства фирмы на данной стадии погасить не удастся, то вводится этап внешнего управления или реализации имущества.

Внешнее управление при банкротстве предприятия — одна из реабилитационных процедур наряду с финансовым оздоровлением. Его ключевой целью также служит восстановление платежеспособности юридического лица без его ликвидации. При оптимальном завершении данного этапа должник рассчитывается по всем долгам перед кредиторами и продолжает свое существование в качестве рыночного субъекта.

Внешнее управление имеет одно принципиальное отличие от оздоровления: в ходе данной процедуры топ-менеджмент юридического лица отстраняется от дел. Обычно решение о старте внешнего управления принимается при наличии оснований полагать, что неумелое руководство привело к плачевным финансовым показателям.

Информация Кредиторы обычно заинтересованы в данной стадии по той причине, что у них появляются шансы на полный возврат задолженности. Тогда как при начале конкурсного производства полученной выручки может не хватить для покрытия всех долгов и в 90% случаев банкротства так и происходит.

В ходе внешнего управления арбитражный управляющий разрабатывает новую стратегию компании и внедряет конкретные меры по восстановлению платежеспособности. В их числе: переориентация производственной линии на новые рынки сбыта, переуступка прав требования, продажа нерентабельных активов, допэмиссия акций, закрытие низкоприбыльных направлений и пр.
Управляющий также вправе отказаться от невыгодных с его точки зрения контрактов и оспорить последние сделки по отчуждению собственности.

Внешнее управление вводится на период до полугода. Но иногда этот срок продлевается до 1,5 лет.

Для того чтобы у компании появился шанс на восстановление своего платежного баланса на указанной стадии вводится запрет на погашение кредиторских требований, на имущество юрлица не может быть наложен арест.

По завершению указанной стадии дело может быть прекращено. Но если должный эффект не был получен, то стартует конкурсное производство при несостоятельности юридического лица, которое ведет к ликвидации.

Федеральный закон № 289-ФЗ от 31.07.2020 года о внесении изменений в Закон о банкротстве в части внесудебного банкротства граждан вступает в силу уже с 1 сентября 2020 года. Данные изменения, как представляется, являются первой ласточкой изменения целого ряда институтов банкротства в РФ в 2020 году.

Указанным законом устанавливаются правила проведения процедуры банкротства граждан во внесудебном порядке и без прямого участия арбитражного, финансового управляющего.

Основные направления совершенствования института банкротства в России

Верховным судом РФ в Государственную Думу внесен законопроект № 598603-7, предусматривающий передачу полномочий по рассмотрению требований кредиторов от арбитражных судов к арбитражным управляющим. Проект уже был одобрен Государственной Думой в первом чтении.

В настоящее время включение требований кредиторов в реестр требований и исключение из него происходит исключительно на основании вступивших в силу судебных актов.

Целью законопроекта является предполагаемое совершенствование процедуры рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражными судами и снижение нагрузки на суды за счет возложения на арбитражных управляющих полномочий по рассмотрению бесспорных требований, по которым у участников дела о банкротстве нет возражений. Предполагается, что это позволит сэкономить объем средств федерального бюджета и трудозатраты работников суда.

Вместе с тем, в законопроекте, как представляется, не учтены в полной мере все реалии сегодняшнего дня и особенности правоприменительной практики законодательства о банкротстве, а также уже накопленный негативный опыт злоупотреблений со стороны лиц, участвующих в делах о банкротстве.

Прежде всего, законопроектом не приняты в расчет трудности, с которыми может столкнуться арбитражный управляющий при рассмотрении отдельных требований, поскольку в отличие от судей, наличие обязательного высшего юридического образования для арбитражного управляющего не требуется, а, следовательно, он не сможет с должной компетенцией принимать решения относительно спорных и сложных юридических вопросов, таких как, наличие признаков ничтожных сделок, аффилированности кредитора и должника, установления залогового, субординированного характера требований кредиторов, соблюдение сроков исковой давности и т.д.

В заключение рассмотрим еще один проект изменений в Закон о банкротстве, подготовленный Минэкономразвития России и пока не внесенный в Государственную Думу.

Сразу обращает на себя внимание изменение наименования самого федерального закона: «О реструктуризации и банкротстве». Таким образом, законодатель уделяет особое внимание процедуре реструктуризации долгов, которую предлагают применять не только в отношении гражданина, но также и в отношении коммерческих участников делового оборота, к юридическим лицам.

Исполнительный директор Союза Электронных Торговых Площадок.

Ершов Денис Валерьевич

Зам. Генерального директора ООО «Аукционный тендерный центр».

Вице-президент, Первый заместитель генерального директора АО «Российский аукционный дом».


Проведение торгов по продаже имущества должников в рамках процедур несостоятельности (банкротства) является одной из немногих мер, позволяющих пополнить состав конкурсной массы денежными средствами, необходимыми для удовлетворения требований кредиторов.

Вместе с тем, опыт (практика) проведения торгов за период с 2010 по 2017 показал, что действующий порядок проведения торгов, предусмотренный действующим законом не отвечает требованиям времени и приводит к значительной затяжке процедуры банкротства в целом (поскольку первые и повторные торги в большинстве случаев признаются несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в торгах), а также к снижению стоимости продажи активов должников (продажа имущества происходит на торгах посредством публичного предложения, проводимых со снижением начальной цены продажи имущества).

В настоящее время, остро встает вопрос о необходимости повышения эффективности (результативности) проведения торгов (повышения общего количества реализуемых лотов, а также повышения стоимости их продажи), что и будет предметом обсуждения участниками дискуссии.

Анализ тенденций развития рынка электронных торгов, а также разработка системы мер повышения эффективности проведения торгов в рамках процедур несостоятельности (банкротства).

  • анализ и подготовка предложений к законопроекту Минэкономразвития РФ об изменении видов проводимых торговых процедур;
  • изменение роли Организатора торгов, как инструмента повышения эффективности (результативности) проведения торгов;
  • анализ тенденций развития рынка электронных торгов;
  • анализ статистических показателей по проводимым (проведенным) торгам;
  • разработка системы мер повышения эффективности проведения торгов в рамках процедур несостоятельности (банкротства);
  • подготовка рекомендаций для участников рынка электронных торгов по вопросам, не урегулированным нормами действующего законодательства;
  • обсуждение возможности и подготовка предложений по созданию системы мер по противодействию действиям недобросовестных участников рынка электронных торгов (включая участников торгов, должников, кредиторов должников и иных лиц).

Меры по повышению эффективности проведения торгов на электронных торговых площадках

Раев Константин Владимирович — Вице-президент, Первый заместитель генерального директора АО «Российский Аукционный Дом»

Совершенствование процедур реализации имущества должников в делах о несостоятельности (банкротстве)

Представитель Минэкономразвития России


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *