- Новостройка

221 закон статья о акте соглосования границ земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «221 закон статья о акте соглосования границ земельного участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Данный акт должны подписать все участники процесса. Оповестить всех причастных соседей и обеспечить их ответ на событие — обязанность владельца участка.
Для составления акта приглашается кадастровый инженер, который вносит необходимые сведения. Важно контролировать процедуру внесения данных. Если документ будет составлен с ошибкой, решать ситуацию придется только в судебном порядке.

Это норма была введена в 2019 году, до того года подписывать акты не требовалось. Однако законодатель счел, что решение собственника может ущемлять права соседа, ведь межой владеют двое. Поэтому, опираясь на нормы Гражданского законодательства, были внесены изменения по согласованию.

Закона № 218-ФЗ, является точное определение границ между смежными земельными участками.

Это необходимо, поскольку, если документального подтверждения границ участка нет, местоположение границ участка определяется только по подобным предметам, согласно ч. 10 ст. 22 Закона № 218-ФЗ. Требования к суду необходимо формулировать в соответствии с ч.

2 ст. 131

ГПК РФ. Они могут быть такими:

221 закон статья о акте соглосования границ земельного участка

8. Если на день получения предусмотренного статьей 14 настоящего Федерального закона запроса сведения и документы о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости и право собственности на такой объект недвижимости не зарегистрировано в установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке, орган кадастрового учета в установленный частью 9 статьи 14 настоящего Федерального закона срок выдает (направляет) уведомление в письменной форме об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений.

В данном уведомлении указывается орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о таком объекте недвижимости.

Законом установлено несколько способов известить указанный круг лиц:

  • посредством личной передачи извещения;
  • передача извещения почтой (в том числе электронной);
  • опубликование извещения в СМИ по месту жительства (если неизвестно, где проживаю соседи).

Примерную форму извещения устанавливается Приказом Минэкономразвития № 735.

Личное или почтовое извещение содержит следующую информацию:

  • наименование документа: «Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка»;
  • ФИО кадастрового инженера;
  • номер регистрации в реестре по осуществлению данной деятельности;
  • его СНИЛС;
  • адрес, электронная почта и контактный телефон;
  • ФИО адресата извещения и адрес;
  • кадастровый номер земельного участка, межевание которого будет проводиться;
  • место расположения;
  • ФИО или наименование организации – заказчика кадастровых работ, его адрес, электронная почта и телефон;
  • адрес проведения собрания и точное время;
  • точный период, в который будут приниматься возражения по поводу установленных границ (1 месяц);
  • дата и время проведения согласования границ на месте земельного участка (по требованию извещенных лиц);
  • сведения о смежных участках (адрес, кадастровые номера).

Все присутствующие на собрании должны иметь документы, удостоверяющие личность и документы, подтверждающие право на участок.

При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения – решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества – решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (если соответствующий смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и является имуществом общего пользования товарищества). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

4.1.

Проведение общего собрания

Проведение общего собрания заинтересованных лиц осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены земельные участки заинтересованных лиц или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

Кадастровый инженер, инициировавший общее собрание, производит проверку полномочий заинтересованных лиц или их представителей. Заинтересованным лицам представляется уже выполненный кадастровыми инженерами межевой план. Утверждение межевого плана (равно как и согласие с границами, указанными в межевом плане) фиксируется заинтересованными лицами в Акте согласования границ земельного участка путем его подписания в соответствующих графах.

В случае, если кто-то из заинтересованных лиц не согласен с границами, указанными в межевом плане, в соответствующие графы Акта согласования границ земельного участка вносятся сведения о таком возражении. В дальнейшем возражения могут быть сняты либо в индивидуальном, либо в судеьном порядке. Сведения о снятых возражениях также заносятся в Акт согласования.

Подготовка Акта согласования местоположения границ земельного участка ведется в соответствии с:

  • Статьями 39 и 40 Федерального закона “О кадастровой деятельности” от 24.07.2007 N 221-ФЗ, где разъеснены все вопросы, возникающие в отношении порядка оформления Акта согласования. Для удобства читателя, обе статьи приведены в конце данного текста.
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 08 декабря 2015 г.

    № 921 “Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке”.

Главное изменение, произошедшее с ФЗ 221 о кадастре — внесение закона в состав ФЗ 218, с 1 января 2017 года, вместе с федеральным законом под номером 222. Это привело к появлению апелляционных комиссий во всех регионах РФ, которые занимаются урегулированием споров, связанных с государственным кадастром.

В новой редакции дается уточнение к требованиям для должности кадастрового инженера:

  • членство в профильной саморегулирующейся организации;
  • гражданство РФ;
  • аттестат от национального объединения инженеров.

В результате включения ФЗ 221 в состав ФЗ 218, утратили силу следующие статьи и главы:

Компания N заключила договор на проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка. При согласовании их местоположения возникли разногласия с собственником смежного земельного участка, который в это время также осуществлял межевание. Сложность заключалась в том, что смежная граница не была огорожена, а межа перекопана. Однако после того, как кадастровый инженер определил местоположение границ участка на местности, смежный собственник подписал акт согласования. Через день он обратился к руководителю компании N с просьбой подписать его акт согласования местоположения границ земельного участка. Считая конфликт исчерпанным, директор акт подписал.

Однако орган кадастрового учета принял решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка компании N ввиду пересечения одной его границы с границей участка смежного собственника, сведения о котором к этому времени уже содержались в государственном кадастре недвижимости.

Компания обратилась за правовой помощью.

Юрист предложил два варианта выхода из сложившейся ситуации: принять местоположение смежной границы по координатам характерных точек смежного собственника (в этом случае площадь земельного участка компании сокращалась бы на 1,5 сотки) или обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.

Учредители компании N выбрали второй – более сложный, но справедливый, с их точки зрения, вариант решения данной проблемы.

Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).

Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

  2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

  3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

  4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.

Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:

  1. Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.

  1. Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
  • в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
  • имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
  • в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).

При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.

Закон «О кадастре» 221

Перед проведением межевания важно ознакомиться и учесть некоторые нюансы процедуры. Закон о государственном кадастре недвижимости отвечает, нужно ли согласие соседей при межевании земельного участка. Он допускает осуществление процедуры только после уведомления владельцев соседних земель о своем намерении.

Таким образом, судом установлено наложение границ земельных участков, принадлежащим сторонам по делу, что влечет нарушение права пользования истицы земельным участком, а также препятствует оформлению права собственности на земельный участок.В соответствии с п.

Такого рода земля выступает частью земельного фонда страны и имеет четко проведенные границы, свою площадь, а также разрешение на использование.

В случае образования нового земельного участка, уточнения границ уже существующего участка или регистрации права собственности на давно используемый земельный участок (например, по «дачной амнистии») необходимой процедурой является согласование границ такого участка с правообладателями смежных земельных участков. Результат данной процедуры отображается в акте согласования границ.

Обязанность по контролю за крайними точками участков земли возложена на кадастровых инженеров. Это высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и имеющие соответствующие государственные свидетельства.

Помогла статья про банкротство? — Хорошо, пусть оно обходит Ваш бизнес стороной! Поделитесь ссылкой в соц.

сетях, расскажите друзьям — это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этой статье — Образец мирового соглашения, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность — это анонимно и всем видно.

Как поменять водительское удостоверение? Как оформить загранпаспорт и каков срок его действия? Какие товары нельзя вернуть или обменять? Могут ли отказать в скорой медицинской помощи гражданину без полиса ОМС? Как делится имущество при наследовании по закону? Как поехать учиться по обмену? Как рассчитать будущую пенсию? Как заключить брачный договор?

Бланк документа «Мировое соглашение» относится к рубрике «Соглашение». Сохраните ссылку на документ в социальных сетях или скачайте его себе на компьютер.

Составить соглашение о разделе земельного участка между собственниками не сложно. Но подготовительная работа занимает время, требует сил и финансовых вложений.

Добрянский районный суд Пермского края , г. Добрянка, ул. Истцу произведены страховые и иные выплаты в счет возмещения ущерба ст. Срок возмещения устанавливается в сто шестьдесят календарных дней, истечение которого начинается на следующий день после утверждения Добрянским районным судом настоящего мирового соглашения.

Не секрет, что офисный труд негативно сказывается и на физическом, и на психическом состоянии работника.

Стороны решили урегулировать возникший между ними гражданско-правовой спор о порядке пользования земельным участком по ул. ______________________, дом № _____ в городе ______________________, на условиях, изложенных в настоящем мировом соглашении.

Стороны и все подписавшие настоящее мировое соглашения лица, заявляют, что им известны и понятны последствия утверждения мирового соглашения, предусмотренные в статье 221 ГПК РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ. Б.С. обратился в мировой суд судебного участка № 60 Ленинградской области с иском к Б.О. об определении порядка пользования имуществом.

В законодательстве однозначно указаны зоны, границы которые не подлежат разграничению. К ним относятся:

  • сельскохозяйственные угодья некоторых отдаленных районов РФ;
  • леса и особо охраняемые территории;
  • участки, границы которых уже обозначены размещенными на них линейными и иными искусственными или природными объектами.

Наложение границ земельного участка: снятие земельного участка с кадастра Мы не рекомендуем Вам покупать земельные участки, границы которых не установлены в соответствии с действующим законодательством, это равнозначно покупке кота в мешке.

Восстановление стандартного акта

Акт согласования особо важен. Он выступает главным доказательством при рассмотрении земельных споров в суде.

Документ оформляется кадастровым работником за росписью всех лиц, участвовавших в процессе межевания земельных границ (собственников территорий, границы которых стали объектом уточнения или восстановления).

Кроме личных данных хозяев участков, в акте содержатся кадастровые сведения о самих наделах (адреса, размеры площадей и пр.) и их чертеж с границами, установленными в результате согласования.

Исковое заявление об установлении границ земельного участка пример

  • Результаты независимо проведённых межевых работ;
  • Доказательства недействительности межевого плана ответчика (при наличии);
  • Копия паспорта заявителя.

Судебное решение во многом зависит от полноты собранных доказательств, а также от репутации фирмы, проводившей межевые работы при наличии противоречивых результатов двух разных фирм, осуществивших межевание на соседних участках.

В отдельных случаях назначается независимая экспертиза, и после её проведения устанавливаются окончательные границы соседних земельных наделов.

Часто дело направляется для рассмотрения в третейском суде, и решение может быть обжаловано в десятидневный срок в суде высшей инстанции.

Итак, возникающие споры с соседними владельцами участков по поводу смежных границ можно урегулировать как мирным путём, так и в судебном порядке.

Вы можете подписать соглашение с соседом о постройки навеса на вашем земельном участке. В нем указывайте ваши данные, на каком праве принадлежит участок, адрес, что и где будет возводиться и отсутствие претензий со стороны соседа.

3.5. Александр, вам в необходимых взять согласие собственника соседнего земельного участка, на строительство навеса, что у него нет к вам претензий по установке навеса, описываете правоустанавливающие документы на основании чего принадлежит право на земельные участки и дома, а также место положение навеса, его размеры и конструктивные особенности.

Статья 209, 304 ГК РФ.

3.6.

  • Сторона 2 приобретает право собственности на земельный участок площадью 68 кв. м, границы которого установлены в кадастровом паспорте земельного участка, который является неотъемлемой частью настоящего соглашения.
  • Право собственности на земельный участок каждой Стороны возникает после государственной регистрации в установленном законом порядке.
  • Расходы по государственной регистрации на принадлежащий им в соответствии с условиями настоящего соглашения земельный участок Стороны несут самостоятельно.
  • Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания, составлено в 3 экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по 1 для каждой из Сторон, 1 – в Управление Росреестра по Алтайскому краю.
  • Подписи сторон

Василенко И.В.

Для таких случаев существует отдельный набор правил.

  • Возникновение кадастровых ошибок. Тогда достаточно простого исправления ошибки. Судебные органы могут потребовать провести дополнительные работы по разграничению. После этого заново организуют съёмку участка.
  • При наличии подделанной подписи одной из сторон. Либо документ подписал тот, у кого не было на это полномочий. Тогда акт подлежит обжалованию. Если это необходимо, назначают подчерковедческую экспертизу.
  • Когда представители сторон или сами владельцы считают, что установка границ ущемляет их интересы.

Представление обоснованных возражений становится обязательным для несогласной стороны в любом случае.

Минэкономразвития России относительно подготовки межевых планов земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности сообщает.

В связи с многочисленными обращениями, поступающими в Минэкономразвития России по вопросам, связанным с уточнением и согласованием местоположения границ земельных участков, в том числе с целью исправления реестровых ошибок, в рамках полномочий, установленных Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как:

отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка;

содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства — самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное).

Указанные обстоятельства являются основанием для уточнения местоположения границ земельного участка или земельных участков — выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.

Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по решению государственного регистратора прав в случае, если:

границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 части 1 статьи 26 и частями 1 и 2 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ (пункт 20);

границы лесного участка, о государственном кадастровом учете которого в связи с уточнением границ представлено заявление, пересекают границы других земельных участков, лесных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, за исключением случаев пересечения границ других лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, или случая, если другой лесной участок является преобразуемым объектом недвижимости (пункт 20.1).

Таким образом, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности, представляющее собой в ряде случаев (когда описание местоположения границ смежного земельного участка соответствует требованиям к точности определения координат характерных точек границ земельных участков) реестровые ошибки в указанных сведениях ЕГРН, влечет приостановление государственного кадастрового учета земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы (далее — объект кадастровых работ).

Согласно части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных �� ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.


Минэкономразвития разъяснило:

— как провести кадастровый учет в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, если сведения ЕГРН о местоположении границ смежных земельных участков не соответствуют их фактическому положению на местности;

— в каких случаях уполномоченный орган может приостановить кадастровый учет;

— какие действия выполняются, если при кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других участков, и (или) изменением площади участка требуется внесение изменений в сведения о смежных участках;

— как составить межевой план по итогам кадастровых работ.

Если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

(П. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”.)

При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

(П. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”.)

При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

(П. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”.)

Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, может быть удовлетворен в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и не регистрировались в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 6 названного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ.

(П. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”.)

Примечание. Обращаем внимание, что с 01.03.2013 п. 2 ст. 8 ГК РФ утратил силу (Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ).

Суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного п. 9.1 (абз. 1 и 3) ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).

(П. 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 “О судебной практике по делам о наследовании”.)

Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения. Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям урегулированы в ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”. По мнению судов, существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, то есть до 23.04.1998; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.

(П. 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 – 2013 год, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014.)

Примечание. Обращаем внимание, что с 01.03.2015 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ признана утратившей силу (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

Суд признал за истцом право собственности на земельный участок, поскольку истец принят в члены садового некоммерческого товарищества, истцу предоставлен конкретный земельный участок, находящийся в пределах границ территории товарищества, который поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера и границы которого определены.

Суд установил, что испрашиваемый истцом земельный участок свободен от прав третьих лиц, не имеет обременений, истец использует земельный участок по назначению и оплачивает все необходимые платежи. Земельный массив для целей садоводства, в который входит спорный участок, был закреплен за товариществом в 1993 г., т.е. до введения в действие Земельного кодекса РФ и вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”. Это является основанием для бесплатной передачи спорного земельного участка в собственность истцу, являющемуся членом товарищества, вне зависимости от даты принятия его в члены товарищества и предоставления в связи с этим конкретного участка.

(Постановление Президиума Московского областного суда от 02.09.2015 N 420 по делу N 44г-205/15, 4Г-4316/2015.)

Суд отказал в удовлетворении иска о признании права собственности на земельный участок, который был выделен истцу во временное пользование под выращивание картофеля без права застройки, установив, что доказательства предоставления истцу участка на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования отсутствуют.

Истец не представил доказательств использования земельного участка, а также документов первичной инвентаризации участка, на основании которых в дальнейшем можно было бы определить границы и местоположение данного участка, в частности кадастровый план. Суд не принял в качестве надлежащего доказательства чертеж земельного участка, поскольку он не определяет кадастровые границы участка и не является кадастровым планом. Судебный спор возник после того, как был принят проект отведения земельного массива, где находится участок истца, для развития муниципального поселка, что влечет за собой изъятие земельных участков с выплатой компенсации; поскольку земля находится в муниципальной собственности, администрация муниципального района вправе использовать спорный земельный участок для развития поселка.

(Апелляционное определение Московского областного суда от 20.07.2015 по делу N 33-15056/2015.)

Истец не представил документов, подтверждающих предоставление ему земельного участка на каком-либо праве, доказательств закрепления и выделения участка при домовладении, а также факта обращения в компетентный орган с заявлением о регистрации права собственности на участок, следовательно, оснований для удовлетворения иска о признании права собственности на земельный участок не имеется.

Суд установил, что сведений о предоставлении спорного участка родителям истца на каком-либо праве не имеется по причине их несохраннности, законность пользования участком как родителями истца, так и самим истцом после предоставления семье истца квартиры ничем не подтверждена. Сам факт пользования истцом земельным участком без его выделения и предоставления в установленном законом порядке в силу закона не порождает никаких правовых последствий и не является основанием возникновения у истца прав на этот земельный участок. Признание права собственности за истцом на участок лишь по тому основанию, что за ним в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности на находящийся на нем жилой дом, невозможно в отсутствие доказательств нахождения участка в законном пользовании истца. При этом у истца, за которым зарегистрировано право на строение, возникает право только на земельный участок под строением и необходимый для его обслуживания.

(Апелляционное определение Московского областного суда от 06.07.2015 по делу N 33-15819/2015.)

Истец – собственник жилого дома не представил доказательств того, что наследодателю истца в установленном законом порядке выделялся спорный земельный участок, поэтому в удовлетворении иска о признании за истцом права собственности на этот участок отказано.

Суд пояснил, что истец мог унаследовать только имущество, которое на момент смерти принадлежало наследодателю; поскольку у наследодателя возникло право лишь на земельный участок меньшей площади и расположенное на нем домовладение, и у истца возникло право только на данное имущество. Выписка из похозяйственной книги на бабушку истца, в которой указано, что при жилом доме имеется земельный участок большей площади, не может расцениваться как правоустанавливающий документ; границы участка не были обозначены и установлены на местности, участок не был сформирован как объект права. Длительное пользование спорным участком предшественниками истца не порождает законных прав на данный объект у самого истца.

(Апелляционное определение Московского областного суда от 15.04.2015 по делу N 33-6296/2015.)

Суд признал за истцом право собственности на земельный участок, поскольку он был предоставлен ему до введения в действие Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование.

Исковые требования.

Основное:

  • о признании права собственности на земельный участок.

Дополнительные:

  • об обязании поставить земельный участок на кадастровый учет;
  • об установлении (определении) границ земельного участка;
  • об установлении факта наложения границ земельных участков, восстановлении границ земельного участка;
  • об определении порядка пользования земельным участком;
  • об обязании произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок;
  • об установлении факта владения земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • об установлении юридического факта выделения земельного участка;
  • об установлении юридического факта пользования земельным участком;
  • об обязании Управления Росреестра по Московской области внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости;
  • об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о правообладателе земельного участка;
  • об обязании председателя садового некоммерческого объединения согласовать существующие границы земельного участка с прирезкой из земель общего пользования, выдать истцу членскую книжку с отметками о фактической площади земельного участка.

– В качестве ответчиков по искам о признании права собственности на земельный участок следует указывать лиц, обладающих полномочиями по совершению тех или иных действий в отношении спорного участка. Так, в качестве ответчика в исках часто указывается администрация соответствующего муниципального района или города Московской области (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 13.07.2015 по делу N 33-13250/2015, от 06.07.2015 по делу N 33-15819/2015, от 04.03.2015 по делу N 33-4796/2015).

В качестве соответчика может указываться гражданин (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 02.03.2015 по делу N 33-4321/2015, от 25.02.2015 по делу N 33-4261/2015), ТУ ФАУГИ по Московской области (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 18.05.2015 по делу N 33-11315/2015), садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 27.04.2015 по делу N 33-9659/2015).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд может привлекать администрацию сельского поселения соответствующего муниципального района Московской области (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 15.04.2015 по делу N 33-6296/2015, от 02.03.2015 по делу N 33-4562/2015), садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 22.04.2015 по делу N 33-9441/2015, от 22.04.2015 по делу N 33-9318/2015). Третьими лицами могут также быть ФГБУ “Федеральная кадастровая палата Росреестра” (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 03.06.2015 по делу N 33-11062/2015, от 18.05.2015 по делу N 33-11350/2015) и Управление Росреестра по Московской области (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 13.05.2015 по делу N 33-10903/2015, от 13.04.2015 по делу N 33-5993/2015).

– Иски о признании права собственности на земельный участок могут предъявляться при отказе Росреестра зарегистрировать право собственности гражданина на земельный участок в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ. Эта статья устанавливает особенности регистрации права собственности на участок, предоставленный гражданину до введения в действие Земельного кодекса РФ (т.е. до 30 октября 2001 г.) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Также право собственности на участок регистрируется по правилам названной статьи, если в акте, свидетельстве или другом документе, который устанавливает (удостоверяет) право гражданина на земельный участок, не указано право, на котором предоставлен участок, или невозможно определить вид этого права (п. 1 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ). Кроме того, по указанным правилам можно зарегистрировать право собственности на земельный участок в ситуации, когда гражданин-истец обладает правом собственности на здание, строение или сооружение, расположенное на этом участке, если такое право перешло к нему в порядке наследования или по иным основаниям (п. 7 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).

Также по данной категории споров можно предъявлять иск о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации (например, Постановление Президиума Московского областного суда от 18.03.2015 N 130 по делу N 44г-74/15, 4Г-753/2015, Апелляционное определение Московского областного суда от 29.07.2015 по делу N 33-18361/2015, 2-855/2012) и в силу приобретательной давности (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 22.04.2015 по делу N 33-9318/2015).

– Если земельный участок был предоставлен истцу (его правопредшественнику) во временное пользование, а не на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, то суд откажет в иске о признании права собственности на такой участок (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 20.07.2015 по делу N 33-15056/2015, от 06.04.2015 по делу N 33-7861/15). В таком случае не имеется оснований для возникновения права собственности на участок, предусмотренных в ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и в п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ. При этом ссылка истца на длительность пользования участком и на выписку из похозяйственной книги не свидетельствует о предоставлении земельного участка в установленном порядке в бессрочное пользование. Суд может прийти к выводу, что протокол заседания профкома не доказывает, что участок был предоставлен истцу уполномоченным органом в соответствии с требованиями закона, действовавшего в период издания протокола, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 02.03.2015 по делу N 33-4562/2015).

– Осуществляя сбор доказательств, истцу следует обращать внимание на совпадение площади участка, указанной в правоустанавливающих и других документах, с площадью участка, о признании права собственности на который заявляет истец. Если площадь участка, указанная в документах (например, в свидетельстве о праве собственности на землю), отличается от площади спорного земельного участка, то суд откажет в удовлетворении иска (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 04.02.2015 по делу N 33-199/2015, 33-28276/2014). Так, если истец просит признать право собственности на земельный участок, практически в три раза превышающий по площади тот, право собственности на который имеется у истца на основании свидетельства о праве на наследство по закону, суд может отказать в удовлетворении такого иска, если выяснит, что превышение площади возникло из-за самовольного использования участка большей площади, а не из-за неточности измерений при отводе участка на местности (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 03.06.2015 по делу N 33-11062/2015).

– Для принятия решения в пользу истца при заявлении иска о признании права собственности на земельный участок необходимо доказать обстоятельства, указанные в таблице.

Законодательная база Российской Федерации

В ________________________ районный суд

Истец: ___________(Ф.И.О.)_____________

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

Представитель истца: _____(Ф.И.О.)_____

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

Ответчик: _______(наименование)________

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

Цена иска: _____________________ рублей

Госпошлина: ____________________ рублей

Исковое заявление о признании права собственности на земельный участок

(если истец является собственником здания/строения/сооружения, расположенного на земельном участке)

Истец имеет право собственности на здание/строение/сооружение, расположенное на земельном участке площадью ______ кв. м, находящемся по адресу: __________________________, с кадастровым номером _______________ (далее – Земельный участок).

Право собственности Истца на здание/строение/сооружение, расположенное на Земельном участке, перешло к Истцу в порядке наследования/по другим основаниям от _________ (далее – прежний собственник здания/строения/сооружения). Об этом свидетельствуют свидетельство о праве на наследство по закону от “___” ________ _____ г. N ____ на часть жилого дома на имя Истца/документы, подтверждающие получение Истцом части домовладения в порядке наследования/договор дарения Истцу доли в праве на жилой дом от “___” ________ _____ г. N ____/части домовладения от “___” ________ _____ г. N ____/свидетельство о государственной регистрации права на долю жилого дома на имя Истца от “___” ________ _____ г. N ____/вступивший в силу судебный акт от “___” ________ _____ г. N ____, которым за Истцом признано право собственности на жилой дом, в том числе в порядке наследования по закону/вступивший в силу судебный акт от “___” ________ _____ г. N ____, по которому Истцу выделена часть жилого дома конкретной площади, а также прекращено право долевой собственности на жилой дом/другие документы, устанавливающие или удостоверяющие право собственности Истца на здание/строение/сооружение.

“___” ________ _____ г. прежнему собственнику здания/строения/сооружения Земельный участок был предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства/для ведения дачного хозяйства/для ведения огородничества/для ведения садоводства/для индивидуального гаражного строительства/для индивидуального жилищного строительства.

Земельный участок был предоставлен прежнему собственнику здания/строения/сооружения на праве собственности/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве постоянного (бессрочного) пользования. Об этом свидетельствуют сведения учетной карточки, из которых следует, что Земельный участок был предоставлен наследодателю Истца для индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования/документы, подтверждающие предоставление наследодателю Истца Земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования/архивная выписка, согласно которой на основании протокола заседания исполкома городского Совета депутатов трудящихся Московской области гражданам отведен Земельный участок/акт о разделе Земельного участка, утвержденный на основании протокола заседания исполкома городского Совета депутатов трудящихся/постановление главы администрации _____, на основании которого произведен раздел земельного участка, по которому за наследодателями Истца был закреплен Земельный участок определенной площади/справка БТИ за 1959 г., в которой имеется ссылка на договор застройки 1929 г., на основании которого Земельный участок был предоставлен наследодателю Истца/ответ архивного отдела, согласно которому документы нотариальной конторы поступили на хранение только с 1941 г., в связи с чем невозможно выдать копию договора застройки за 1929 г./план экспликации, в котором определена площадь Земельного участка/другие документы, устанавливающие или удостоверяющие право прежнего собственника здания/строения/сооружения на Земельный участок.

Земельный участок был предоставлен прежнему собственнику здания/строения/сооружения в соответствии со следующими документами: _______. В этих документах не указано право, на котором Земельный участок предоставлен Истцу.

В _____ году по заказу Истца проведены кадастровые работы по определению границ Земельного участка, о чем свидетельствует межевой план “___” ________ _____ г. N _____/план-схема “___” ________ _____ г. N _____/карта (план границ) земельного участка “___” ________ _____ г. N _____, изготовленная кадастровым инженером/планы ГУП МО МОБТИ, согласно которым площадь земельного участка определена по состоянию на разные даты: _____/другие документы.

Согласование границ земельного участка – это одна из процедур при межевании земельного участка, регламентирующая получение согласия правообладателя смежного (соседнего) земельного участка на установление границ в координатах, согласно межевому плану.

Для чего же это нужно? К примеру, у вас в собственности есть земельный участок, границы которого не установлены в соответствии с земельным законодательством, иными словами, участок не отмежеван. Не отмежеванный земельный участок означает, что границы имеют примерные, а не точные координаты. Точно также и соседний земельный участок может иметь примерные координаты (границы).

Поэтому, в целях уменьшения конфликтов между соседями, законодательством предусмотрен обязательный порядок согласования границ между соседями у которых земельные участки не отмежеваны. Иными словами, соседям необходимо договориться где будет проходить общая граница участков и зафиксировать это в акте согласования границ.

Итак, кадастровый инженер выехал на земельный участок и закоординировал его. Далее в офисе (камерально) подготовил межевой план с границами участка. Теперь встает вопрос, требуется или нет согласование границ? Определить это очень просто.

Первое. Необходимо определиться какие земельные участки являются смежными (соседними). Согласно п. 2 ст. 39 221-ФЗ «»О кадастровой деятельности», предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Из этого следует, что смежный земельный участок — это участок, который имеет общую границу с межуемым участком. В случае, если расположенный рядом земельный участок не имеет общей границы, то согласование границ не требуется.

В случае, если смежный земельный участок находится в аренде, то необходимо выяснить два момента:

  1. Определить собственника земельного участка. Земельный участок может находится в государственной (РФ или субъекта РФ), муниципальной или частной собственности. В случае, если арендованный земельный участок находится в частной собственности, то в любом случае, согласование будет происходить с собственником земельного участка. Если в государственной или муниципальной, то необходимо:
  2. Определить срок договора аренды. Согласование будет происходить с арендатором земельного участка, а не с собственником в том случае, если договор аренды земельного участка заключен на срок более чем 5 лет.

Согласование границ с Администрацией будет происходить в случае, если смежный земельный участок находится в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения (ст. 3.1, 3.3 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Процедура согласования границ с органом местного самоуправления является муниципальной услугой и определяется административным регламентом. Такой регламент в каждой Администрации свой, но порядок везде схож.

Рассмотрим типичный порядок согласования границ в Администрации:

  1. Подготовка заявления с приложением межевого плана (образец заявления здесь)
  2. Подача заявления в орган местного самоуправления, его регистрация и выдача расписки в получении документов;
  3. Рассмотрение (экспертиза) документов Администрацией, направление запросов в Росреестр и другие органы. Обычный срок рассмотрения – 1 месяц или 20 рабочих дней.
  4. Получение заявителем согласования границ в акте или мотивированный отказ в согласовании.

В соответствии с п. 4 ст. 39 221-ФЗ, в согласовании местоположения границ от имени органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

Образец соглашение о границах земельного участка между соседями

Земельный участок под многоквартирным домом входит в состав общедомового имущества собственников. В согласовании границ от имени собственников выступает лицо, уполномоченное на основании решении общего собрания указанных собственников. Обычно в ТСЖ это председатель, в управляющей компании – директор.

В каждом садовом некоммерческом товариществе (территория садоводства) имеются земли общего пользования. Согласно новому 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства…», теперь эти земли именуются, как земельные участки общего назначения.

Право на согласование смежной границы земельного участка садовода и земельных участков общего назначения в границах территории садоводства осуществляет представитель СНТ, уполномоченный на то, решением общего собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества (п. 4 221-ФЗ). В подавляющем большинстве случаем, эти полномочия имеет председатель СНТ.

Согласно п. 1 ст. 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

Органом, имеющем право на распоряжение, а соответственно и согласование границ лесных участков, находящихся в федеральной собственности является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (письмо Министерства экономического развития РФ от 31 октября 2013 г. N 23782-ПК/Д23и «О полномочиях по принятию решений о согласовании местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда»).

Относительно необходимости согласования границ с Росимуществом следует отметить следующее:

В связи с принятием федерального закона № 280-ФЗ от 29.07.2017 г. о так называемой «лесной амнистии», в частности с п. 9 ст. 10, до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года;

2) смежным земельным участком является лесной участок.

При соблюдении этих двух условий, согласование границ с Росимуществом проводится не будет.

Также в соответствии со ст. 60.2 218-ФЗ, в случае, пересечения границ межуемого земельного участка, права на который возникли до 2016 года, и границ лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.

Подделка подписи в акте согласования границ земельного участка

Акт согласования является основой для установления точных контуров владения и размера его площади. Данная бумага является промежуточной при осуществлении геодезических работ и составлении межевого плана. По завершению работ акт межевания хранится в межевом деле.

В сущности, акт согласования и акт межевания являют собой один листок бумаги, на котором с одной стороны располагается утверждение границ земли на специальном бланке, а с другой — чертеж этого участка со всеми данными о нем.

После подготовительного этапа, который связан со сбором документации, заключением договора с фирмой на выполнение геодезических работ и оповещением владельцев земель, наступает этап межевания.

При проведении работ в самом начале специалист утверждает контуры участка. При данной процедуре обязательно присутствуют все заинтересованные в правильном оформлении границ лица. Поэтому нужно понимать, что при проведении межевания потребуется получить согласие всех соседей.

При процедуре также присутствуют представители местной власти или муниципалитета. Также если измерения проводятся на территории садоводческого товарищества, то обязательно присутствие председателя или представителя правления товарищества.

Только собираетесь проводить процедуру межевания?

Интересуетесь, во сколько обойдется весь процесс?

Перед оформлением акта соглашения о границах от собственника земли требуется собрать определенный список бумаг:

  • паспорт владельца ЗУ;
  • сертификат права собственности, без которого проведение любой операции с ЗУ невозможно;
  • бумаги, свидетельствующие о возникновении прав на территорию у владельца: договор покупки, свидетельство о наследовании, дарственная, решение муниципалитета о предоставлении земель;
  • кадастровый паспорт земельной территории;
  • технический паспорт всех строений, находящихся на данном земельном владении;
  • кадастровый план с информацией о соседних участках.

После того, как получено согласие соседей, потребуется составить заявку на проведение процедуры, которая передается кадастровому инженеру.

Скачать бланк заявки на проведение межевания земли

В течение 30 дней после получения заявки инженер должен выполнить следующие действия на основании поданных документов:

  1. создать предварительный план участка;
  2. сделать все нужные топографические измерения;
  3. учитывая замеры, сделать окончательный план земли;
  4. произвести оформление специальных актов, где указываются координаты поворотных точек;
  5. установить временные межевые знаки на участке.

В день, который назначен для собрания, кадастровый специалист показывает границы наглядно, и если ни у кого нет возражений, то подписывается акт согласования.

Границы земельного участка — это искусственно проведенные по результатам кадастровых работ линии, определяющие конфигурацию части земной поверхности. Фактическое определение границ земельного участка на местности происходит путем соединения условными линиями т. н. поворотных точек.

Кадастровый инженер с помощью специальной GPS-аппаратуры определяет фактические границы земельного участка, наносит их на межевой план и далее передает данные в Росреестр для внесения сведений в кадастр недвижимости.

Важно! Межевание земельного участка и вынесение границ участка в натуру — это две разные процедуры. Первая из них включает определение границ на местности, их перенесение на схему (бумажную и электронную) с дальнейшим внесением в кадастр недвижимости. Вторая же процедура подразумевает перенос поворотных точек, имеющихся в кадастре недвижимости, на местность.

Согласованные границы земельного участка закрепляются на местности межевыми знаками, устанавливаемыми в местах расположения поворотных точек. Допускается закрепление поворотных точек временными или долговременными межевыми знаками — на выбор заказчика межевания (см. пп. 14.6–14.7 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003).

Комплект документов, которые потребуются для проведения процедуры межевания, включает:

  1. Заявление на выполнение работ по межеванию земельного участка. С этим заявлением может обратиться собственник или владелец земельного участка либо уполномоченный представитель такого лица.
  2. Паспорт собственника, владельца земельного участка или его представителя.
  3. Доверенность на представителя (если за услугой обращается не сам правообладатель).
  4. Правоустанавливающие документы на земельный участок: договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, решение суда, государственный акт о предоставлении земельного участка, договор дарения и др.
  5. Документ, подтверждающий права заявителя на земельный участок. Такими документами являются свидетельство о регистрации права собственности, выписка из ЕГРН, государственный акт о праве собственности на землю, выданный в соответствии с земельным кодексом РСФСР.
  6. Прочие имеющиеся документы на земельный участок. Это может быть межевое дело, утвержденные схемы расположения границ земельного участка, схема расположения земельного участка на кадастровом плане, схема расположения земельного участка как приложение к договору и др.

Для того чтобы установить границы земельного участка на местности, нужно провести межевание и затем осуществить вынос поворотных точек в натуру.

Межевание земельного участка включает следующие этапы:

  1. Сбор необходимых документов (см. предыдущий блок).
  2. Заказ услуги по межеванию земельного участка. Куда обратиться (к кадастровым инженерам), мы обсуждали выше. Между кадастровым инженером (как ИП, так и сотрудником юрлица) и заказчиком должен быть заключен договор подряда на выполнение кадастровых работ (ч. 1 ст. 35 закона № 221-ФЗ).
  3. Проведение кадастровых работ. Кадастровый инженер проводит определение координат поворотных точек участка, согласование границ участка с владельцами смежных участков. После этого он формирует межевой план в электронной форме (если требование о выдаче документа и на бумажном носителе не закреплено в договоре) и передает его заказчику.
  4. Передача межевого плана в Росреестр. Сделать это может как заказчик (в т. ч. через МФЦ), так и сам кадастровый инженер, если он зарегистрирован в личном кабинете кадастрового инженера (см. Порядок взаимодействия…, утв. приказом Минэкономразвития от 18.11.2015 № 855).

Рекомендуем! Всю необходимую информацию о межевании земельного участка читатель найдет в нашей статье «Как произвести межевание земельного участка».

После этого по координатам поворотных точек границы земельного участка могут быть вынесены в натуре (способы мы рассмотрели выше).

Возражения по согласованию границ земельного участка

Обратите внимание! Закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ не предусматривает приостановления или отказа в регистрации прав по причине отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ участков (без межевания). Также нет и ограничения на совершение сделок с земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН (ранее учтенные, ст. 69 названного ФЗ), но границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Действующее законодательство не содержит в данный момент каких-либо требований об обязанности собственника земельного участка проводить его межевание и устанавливать его границы в натуре.

За отсутствие межевания земельного участка, находящегося в частной собственности, не предусмотрено никаких штрафов или иных санкций. Однако если в ходе проверки контролирующими органами будет установлено, что субъект пользует земельным участком, площадь которого по факту больше, чем указанная в свидетельстве, такой субъект может быть оштрафован за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Тем не менее Росреестр рекомендует проводить межевание земельных участков, что позволит избежать возможных споров между соседями в отношении границ смежных участков.

Важно! Если оба участка не имеют установленных границ, суд, как правило, отказывает обеим сторонам в удовлетворении иска об установлении границы. Мотивируют это тем, что установление границ происходит в порядке кадастровых работ, а суд может только разрешить спор, возникший при согласовании границ, т. е. в ситуации, когда некие границы уже были определены (например, решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 25.12.2015 по делу № 2-309/2015).

Если разрешить спор между владельцами смежных участков относительно границ путем переговоров не удается, следует обращаться в суд с исковым заявлением.

Исковое заявление должно содержать следующие сведения:

  • наименование суда;
  • сведения об истце;
  • сведения об ответчике;
  • информацию о земельном участке и его параметрах, таких как адрес, кадастровый номер, площадь, реквизиты правоподтверждающего документа на данный участок и прочие сведения, позволяющие однозначно идентифицировать объект недвижимости;
  • информацию о проведенных мероприятиях по определению/уточнению границ такого земельного участка, процессе их согласования, возникших при этом проблемах;
  • описание спорной части границы — спорных точек (можно сделать ссылку на план участка, прилагаемый к заявлению);
  • доводы, на которых истец основывает свою позицию;
  • ссылку на нормы закона (например, ст. 39–40 закона № 221-ФЗ, ст. 64 Земельного кодекса РФ и др.);
  • просьбу истца об установлении границ земельного участка указанным им образом;
  • приложения;
  • подпись истца и дату направления искового заявления.

Исковое заявление об установлении границ земельного участка можно составить по предложенному нами образцу: Исковое заявление об установлении границ земельного участка – образец.

Обратите внимание! При подаче искового заявления об установлении границ земельного участка уплачивается госпошлина в размере, исчисляемом как при подаче иска имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска, т. е. по правилам подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (см. разъяснения в письме Минфина РФ от 27.07.2012 № 03-05-06-03/66).

Заявление об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество (абз. 3 п. 2 постановления «О некоторых вопросах…» от 29.04.2010 пленума ВС РФ № 10, ВАС РФ № 22). Такие иски рассматриваются в судах по месту нахождения спорного имущества (исключительная подсудность, ч. 1 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 1 ст. 38 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

***

Итак, мы рассмотрели, как определить границы земельного участка и зафиксировать их на местности (в натуре). Если административный порядок установления границ натолкнулся на сопротивление смежных землепользователей, то устанавливать границы придется в судебном порядке, т.к. технический вопрос перерастает в спор о праве.

***

Полезные статьи по теме:

Виды разрешенного использования земельного участка

Кому положены льготы по налогу на землю

Источники:

  • Земельный кодекс РФ
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ
  • закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 № 221-ФЗ
  • закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ
  • постановление «О некоторых вопросах…» от 29.04.2010 пленума ВС РФ № 10, ВАС РФ № 22
  • Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003

Процедура установки координат участка земли, их отражения в кадастровом реестре необходима, когда в местные органы власти поступает от собственника недвижимости запрос об изменении ее месторасположения или прошение об уточнении пределов.

Определение контрольных точек требуется, если ранее рубежи с точностью не выявлялись или данные о границах в Росреестре отсутствуют.

Межевание необходимо для осуществления сделок с землей:

  • купля-продажа недвижимости;
  • оформление договора аренды;
  • обмен, дарение;
  • получение документов о праве собственности на надел;
  • раздел участка земли;
  • объединение отдельных объектов недвижимости или образование новых.

Без четко определенных границ проводить операции с землей невозможно. Все действия владельца в отношении его имущества будут незаконны. В отсутствии плана межевания права на надел оформить нельзя.

На основании ст. 38.7 221-ФЗ, определение точек на местности выполняется в соответствии с требованиями и правилами, оговоренными в законодательстве. Установление верных координат надела – обязательная процедура при решении кадастровых вопросов или необходимости выявления границ территории искусственных объектов, природоохранных заповедников.

Выделяют несколько способов и методов с помощью которых можно сделать выявление координат надела. Все они взаимосвязаны с работой кадастровых специалистов или самостоятельным установлением границ по документам.

Если рубежи территории были выявлены ранее, но собственнику они не известны, их можно определить на местности или «вынести в натуру».

Согласование границ земельного участка с соседями по закону №221

По итогам кадастровых изысканий относительно определения размеров нескольких земельных участков количество справок согласования должно соответствовать числу уточняемых объектов недвижимости.

Если по окончанию процедуры была установлена только часть границ смежного надела, совпадающих с межой участка – объекта работ, на основании ч. 2 ст. 43 221-ФЗ отдельный акт согласования не потребуется.

Подобные нормы корректны и при исправлении ошибок в Росреестре относительно месторасположения смежной с определяемой недвижимостью – объектом работ, границы.

Если выявлены недочеты в координатах, не смежных с проверяемым наделом, то потребуется предоставить дополнительный запрос и включить отдельный документ согласования в межевой план.

Участки, зарегистрированные раньше 01.03.08 года, не внесены в госреестр недвижимости. Данные о площади, границах ранее учтенных наделов, отсутствуют. Если было выполнено межевание, в кадастре земля отображена без указания границ. Для согласования пределов таких земельных участков необходима помощь инженеров.

Если документы на ранее учтенные участки есть, но в кадастре информации о них нет, потребуется указать и утвердить эти данные.

Владельцу необходимо обратиться с запросом в палату, которая внесет соответствующие изменения.

Определение и утверждение границ земельного участка – трудоемкий, сложный процесс, требующий знания Земельного Кодекса, закона «О регистрации недвижимости» 221-ФЗ и других нормативно-правовых актов.

Самостоятельное уточнение координат объектов недвижимости может привести к земельным спорам между собственниками смежных наделов. Во избежание этого лучше воспользоваться услугами профильных организаций.

Согласие соседей смежных земельных участков нужно для того, чтобы их права не были нарушены. Даже если вы добросовестный собственник и делаете межевание согласно уже установленной территории (по забору или другим обозначениям), собственник соседнего участка может оспорить ваши действия, если посчитает что его права были нарушены и тогда придется разбираться с ним в суде. Кроме того, обязательное согласие на межевание смежных собственников установлено законом.

Если кадастровый специалист неправильно указал категорию земель, вписав «промышленное» назначение вместо «административного», хозяин надела несет меньшую налоговую нагрузку и может быть не заинтересован в устранении несоответствия. Ошибка может быть и в указании границ участка.

Ошибка кадастрового инженера Вследствие невнимательности сотрудника, производившего замеры, участок может не только уменьшится в площади, но и увеличиться. Способы выявления Обнаружить недостоверность сведений может сам собственник, арендатор, владелец соседнего участка, а также ОКУ.

Нередко факт внесения недостоверных данных выясняется при постановке объекта на учет или снятии с него, при внесении изменений, а также во время ознакомления с выпиской из кадастра или уведомлением налоговой инспекции.

  • По типу ответственности за исправление неточностей. Сюда включают ошибки, которые уже нанесли вред правообладателям и третьим лицам из-за их фактического применения, а также ошибки, которые уже были допущены, но еще не ушли в дальнейшую работу.

Типичные случаи Обычно в бумагах неверно указывают адрес, по которому находится объект, этажность, размеры земельного надела. Кадастровая ошибка в оформлении многоконтурного земельного участка чаще всего объясняется неверным указанием его границ, представляющих собой совокупность контуров.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *