- Оспорить ДТП

Государственная регистрация нормативного правового акта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная регистрация нормативного правового акта». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В настоящее время государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов проводится в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее — Правила). В дополнение к этим Правилам были изданы Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Имеется также отдельная процедура государственной регистрации нормативных правовых актов, которые содержат условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг. Государственная регистрация указанных актов осуществляется Министерством финансов РФ.

Государственная регистрация ведомственных нормативных актов играет важную роль в обеспечении как законности административных актов, так и единства правового пространства России. Тем самым ограничивается ведомственный произвол, пресекается бесконтрольность в осуществлении органами исполнительной власти своих нормотворческих функций.

На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют: а) федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные службы, федеральные комиссии, российские агентства, органы федерального надзора); б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (например, Центральный банк РФ).

Министерство юстиции РФ обладает полномочиями по осуществлению нормоконтроля в связи с государственной регистрацией нормативных правовых актов органов федеральной исполнительной власти. Однако оно не имеет права признавать противоречащие нормам Конституции РФ и иным федеральным законам нормативные акты управления недействующими (или незаконными).

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

  1. затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
  2. устанавливающие правовой статус организаций;
  3. имеющие межведомственный характер, т.е. содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт;
  4. независимо от срока их действия (постоянно действующие или временные, т.е. принятые на определенный срок);
  5. содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

  1. индивидуальные правовые акты: акты персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.); акты, действие которых исчерпывается однократным применением; акты, срок действия которых истек; акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
  2. акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;
  3. акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;
  4. технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;
  5. акты рекомендательного характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает:

  1. юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ;
  2. принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
  3. присвоение регистрационного номера;
  4. занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции РФ в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях — до одного месяца.

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству РФ.

Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством юстиции РФ федеральному органу исполнительной власти без регистрации по просьбе федерального органа исполнительной власти, представившего этот акт на государственную регистрацию. В этом случае федеральный орган исполнительной власти направляет в Министерство юстиции РФ соответствующее письмо, подписанное руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти.

При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.

В течение ��уток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции РФ в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.

1. Настоящие Правила государственной регистрации нормативных правовых актов (далее – Правила) определяют:

1) сроки государственной регистрации, порядок представления нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, руководителей ведомств, нормативных правовых постановлений центральных государственных органов, нормативных постановлений Центральной избирательной комиссии, нормативных правовых решений маслихатов, а также нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов (далее – нормативные правовые акты) на государственную регистрацию;

2) требования, предъявляемые к нормативным правовым актам, представляемым на государственную регистрацию;

3) ведение Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов;

4) порядок отказа в государственной регистрации нормативных правовых актов;

5) введение в действие зарегистрированных нормативных правовых актов;

6) порядок приостановления, прекращения действия зарегистрированных нормативных правовых актов.

2. Нормативные правовые акты государственных органов, указанные в подпункте 1) пункта 1 настоящих Правил, за исключением нормативных постановлений Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан и актов, содержащих государственные секреты, подлежат государственной регистрации в органах юстиции.

3. Запросы Министерства юстиции Республики Казахстан и его территориальных органов о представлении того или иного акта для решения вопроса о необходимости государственной регистрации исполняются центральными органами, их ведомствами и местными органами в течение двух недель с момента поступления такого запроса.

4. Государственная регистрация нормативных правовых актов центральных органов и их ведомств осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан, местных органов – территориальными органами юстиции в течение 30 календарных дней со дня представления документов.

5. Государственная регистрация нормативных правовых актов местных органов, регулирующих вопросы утверждения и уточнения местных бюджетов, оказания социальной помощи, осуществляется территориальными органами юстиции в течение 15 рабочих дней со дня представления документов.

6. Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

1) юридическую экспертизу на:

предмет наличия норм права и необходимости государственной регистрации;

соответствие акта законодательству Республики Казахстан;

2) утверждение заключения о государственной регистрации нормативного правового акта центрального органа и его ведомства – Министром юстиции Республики Казахстан или его заместителем, местного органа – руководителем территориального органа юстиции;

3) внесение нормативного правового акта в Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов с присвоением ему номера государственной регистрации;

4) проставление штампа о государственной регистрации нормативного правового акта в правом верхнем углу первого листа основного нормативного правового акта, а также гербовой печати Министерства юстиции Республики Казахстан или его территориального органа в правом верхнем углу первого листа заключения о государственной регистрации нормативного правового акта. Типовые формы заключения и штампа о государственной регистрации нормативного правового акта утверждаются Министром юстиции Республики Казахстан;

5) направление зарегистрированных нормативных правовых актов:

один экземпляр (подлинник) направляется органу, представившему нормативный правовой акт;

второй экземпляр направляется в Республиканский центр правовой информации (данный порядок не распространяется на нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты);

третий экземпляр нормативного правового акта остается в Министерстве юстиции Республики Казахстан или его территориальных органах.

К каждому направляемому экземпляру нормативного правового акта прилагается заключение о государственной регистрации нормативного правового акта (если нормативный правовой акт касается прав, свобод и обязанностей граждан в заключении указывается необходимость его официального опубликования).

Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.03.2015 № 157.

7. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами.

8. Нормативные правовые акты центральных органов, их ведомств и местных органов представляются в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы в течение четырнадцати календарных дней со дня их утверждения, за исключением нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан, которые представляются в течение двадцати календарных дней со дня заседания правления этого органа, на котором приняты данные акты, в печатном и электронном видах, в трех экземплярах, включая подлинники (оригинальные тексты) на государственном и русском языках.

В случае, если нормативный правовой акт принят двумя и более государственными органами совместным актом, то государственным органом–разработчиком дополнительно представляются подлинники (оригинальные тексты) нормативных правовых актов на государственном и русском языках по количеству государственных органов, принявших нормативный правовой акт.

В случае согласования (утверждения) нормативного правового акта заинтересованными государственными органами, на государственную регистрацию нормативный правовой акт представляется в течение двух недель со дня согласования (утверждения) последним из заинтересованных государственных органов.

Центральный орган, его ведомство или местный орган, представивший нормативный правовой акт, утвержденный лицом, исполняющим обязанности в случае отсутствия первого руководителя данного органа, должен также представить копию документа о возложении на него соответствующих обязанностей.

В случае повторного представления нормативного правового акта на государственную регистрацию, в регистрации которого было отказано, он подлежит переутверждению соответствующим центральным органом, его ведомством или местным органом и представляется в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы в порядке и сроки, установленные настоящим пунктом.

При этом к нормативному правовому акту, затрагивающему интересы субъектов частного предпринимательства, прилагаются копии повторного экспертного заключения.

Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.03.2015 № 157.

9. К нормативному правовому акту прилагается справка-обоснование на государственном и русском языках по форме, установленной Министром юстиции Республики Казахстан, которая должна содержать следующее:

1) наименование государственного органа, представившего нормативный правовой акт;

2) основание принятия нормативного правового акта (компетенция органа) со ссылкой на соответствующую норму нормативного правового акта;

3) обоснование необходимости принятия нормативного правового акта (конкретные цели, мотивы и в связи с чем принят акт);

4) сведения о ранее принятых нормативных правовых актах по данному вопросу и подготовке предложений об их изменении или признании утратившими силу в связи с принятием нормативного правового акта;

5) сведения о ранее принятых нормативных правовых актах по данному вопросу, в государственной регистрации которых было отказано, с указанием реквизитов актов об их отмене с учетом требований пункта 17 настоящих Правил;

6) наличие копии положительного решения Республиканской бюджетной комиссии в отношении нормативного правового акта, предусматривающего сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан;

7) сведения о согласовании нормативного правового акта с заинтересованными государственными органами;

8) сведения об опубликовании (распространении) в средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы, проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства;

8-1) информация о результатах проведения анализа регуляторного воздействия (при наличии);

9) список аккредитованных объединений предпринимателей, не представивших экспертные заключения (для актов, касающихся интересов субъектов частного предпринимательства).

Прилагаемая справка-обоснование подписывается руководителем юридической службы органа, издавшего данный акт, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности, либо лицом, замещающим руководителя юридической службы органа, издавшего данный акт.

В случае представления совместного нормативного правового акта, прилагаемая справка-обоснование подписывается руководителем юридической службы органа, представившего его на государственную регистрацию, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности либо замещающим руководителя юридической службы органа, издавшего данный акт.

В случае отсутствия в государственном органе юридической службы, справка-обоснование подписывается руководителем соответствующего структурного подразделения, разработавшего данный нормативный правовой акт, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности.

10. Нормативный правовой акт, представляемый на государственную регистрацию, должен соответствовать следующим требованиям:

1) соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта:

для коллегиального (выборного) органа – в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;

для центрального органа, его ведомства и местного органа – наличие подписи первого руководителя либо, в случае его отсутствия, лица, исполняющего его обязанности;

2) соответствие действующему законодательству:

Конституции Республики Казахстан;

законам, вносящим изменения и дополнения в Конституцию;

конституционным законам Республики Казахстан и указам Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона;

кодексам Республики Казахстан, законам, а также указам Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона;

нормативным постановлениям Парламента Республики Казахстан;

нормативным указам Президента Республики Казахстан;

нормативным постановлениям Правительства Республики Казахстан;

нормативным правовым актам центральных органов, их ведомств и местных органов;

3) наличие согласования нормативного правового акта, если согласование необходимо;

4) наличие реквизитов нормативного правового акта;

5) наличие в основном нормативном правовом акте нормы, содержащей срок введения его в действие;

6) соблюдение требований к структуре нормативного правового акта;

7) соблюдение требований к стилю изложения текста нормативного правового акта;

8) наличие приложений, если в тексте нормативного правового акта есть на них ссылки;

9) соответствие текстов нормативных правовых актов на государственном и русском языках, в том числе и в приложениях;

10) на всех листах нормативного правового акта производится полистное парафирование руководителем юридической службы, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности либо замещающим руководителя юридической службы органа, принявшего (согласовавшего) данный акт.

В случае отсутствия в государственном органе юридической службы, полистное парафирование производится руководителем соответствующего структурного подразделения, разработавшего данный нормативный правовой акт, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности.

В случае отсутствия в местном органе юридической службы, полистное парафирование производится лицом, выполняющим функции юриста в данном органе, либо первым руководителем государственного органа, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности;

11) наличие копии экспертного заключения к нормативному правовому акту, затрагивающему интересы субъектов частного предпринимательства;

11-1) наличие копии положительного решения Республиканской бюджетной комиссии в отношении нормативного правового акта, предусматривающего сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан;

11-2) в случае, если по нормативному правовому акту проводился анализ регуляторного воздействия, к нему прилагаются протокольное решение Межведомственной комиссии по вопросам регулирования предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Казахстан и заключение уполномоченного органа по предпринимательству о соблюдении регулирующими государственными органами установленных процедур, а также результаты анализа регуляторного воздействия;

12) наличие копий соответствующих экспертных заключений, проведение которых предусмотрено действующим законодательством Республики Казахстан.

Орган, принявший нормативный правовой акт, в случае несогласия с экспертным заключением приводит в сопроводительном письме аргументированные обоснования причин несогласия с экспертным заключением.

Сноска. Пункт 10 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 24.04.2015 № 288 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.12.2015 № 1088 .

11. Соответствие текстов нормативных правовых актов на государственном и русском языках обеспечивается центральным органом, его ведомством и местным органом, представившим на государственную регистрацию нормативный правовой акт.

XI. Государственная регистрация нормативных правовых актов

12. Ведение Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан и его территориальными органами.

13. В реестре указываются дата государственной регистрации, присвоенный номер государственной регистрации, наименование органа, представившего на государственную регистрацию нормативный правовой акт, дата, номер и наименование нормативного правового акта, сведения об официальном опубликовании нормативного правового акта, вносимых изменениях и дополнениях в нормативный правовой акт, приостановлении, прекращении действия нормативного правового акта.

Порядок ведения Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов устанавливается Министром юстиции Республики Казахстан.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются (ст. 213 КАС РФ):

  • судом в срок, не превышающий 2 месяцев со дня подачи административного искового заявления;
  • Верховным Судом РФ в течение 3 месяцев со дня его подачи.

В период избирательной кампании, кампании референдума административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, принятых избирательными комиссиями, либо нормативных правовых актов по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данными избирательной кампанией, кампанией референдума, рассматриваются судом в срок, установленный ч. 1 ст. 241 Кодекса:

  • поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, — в течение 5 дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования;
  • поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно.

Административное дело об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования рассматривается судом в 10-дневный срок со дня поступления административного искового заявления в суд.


Административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора, который

  • дает заключение по этому административному делу — если административное дело возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора;
  • не дает заключение по этому административному делу — если административное дело возбуждено на основании административного искового заявления прокурора.
  1. затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
  2. устанавливающие правовой статус организаций;
  3. имеющие межведомственный характер, т.е. содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт;
  4. независимо от срока их действия (постоянно действующие или временные, т.е. принятые на определенный срок);
  5. содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты представляются в Министерство юстиции Российской Федерации не позднее десяти дней со дня их подписания (утверждения) тем государственным органом, который его издал, а в случае межведомственной нормотворческой деятельности – органом, указанным первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

Основанием для отказа в государственной регистрации является противоречие нормативного правового акта действующему законодательству. Каковы последствия отказа в государственной регистрации? В случае если нормативный правовой акт признан противоречащим действующему законодательству, он не подлежит применению с момента подписания (утверждения). Указанный нормативный акт подлежит отмене федеральным органом исполнительной власти, его издавшим.

Государственная регистрации нормативного правового акта государственного управления представляет собой деятельность Министерства юстиции Российской Федерации по осуществлению контроля за соответствием ведомственных нормативных правовых актов российскому законодательству и преследует цель обеспечить соблюдение законности в деятельности органов исполнительной власти, не допустить ущемления прав, свобод и законных интересов граждан.

Правительством Российской Федерации предписано федеральным органам исполнительной власти «исключить случаи направления для исполнения нормативно правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке». Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»

Государственная регистрация правовых актов федеральных органов исполнительной власти это: нормативных правовых федеральных органов исполнительной власти Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,, устанавливающие статус организаций, имеющие межведомственный характер.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Вносится Правительством
Российской Федерации



Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О нормативных правовых актах в Российской Федерации

Статья 65. Вступление в силу настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с ___ _______ 20__ года.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

41

О внесении изменений в приказ Министерства регионального…

Проект ведомственного акта

32

Об утверждении Ветеринарных правил осуществления…

Проект ведомственного акта

27

Об утверждении Положения о лицензировании деятельности…

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 августа 1997 года N 1009

(с изменениями на 12 октября 2019 года)

1. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются — нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
(Абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2006 года N 418.

Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти планами на очередной календарный год.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83)

В планы подлежат включению нормативные правовые акты, разработка которых относится к компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти, но прямо не предусмотрена актами законодательства Российской Федерации, поручениями или указаниями Президента Российской Федерации, а также поручениями Председателя Правительства Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83; в редакции, введенной в действие с 30 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2019 года N 1200.

Внесение изменений в указанные планы осуществляется федеральными органами исполнительной власти по согласованию с заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, в обязанности которых входит координация вопросов деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 896)

Указанные планы, а также информация о внесении в них изменений подлежат размещению на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 дней со дня внесения изменений.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 896); в редакции, введенной в действие с 30 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2019 года N 1200.

2. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2019 года N 1200.

Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2019 года N 1200.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

10. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

11. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 10 марта 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 72;

антикоррупционную экспертизу этого акта (абзац дополнительно включен с 10 марта 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 72);

принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

присвоение регистрационного номера;

занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

12. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Министерство юстиции Российской Федерации на бумажном носителе или в форме электронных документов. При этом нормативные правовые акты, созданные на бумажном носителе, содержащие в том числе сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и одна копия).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2017 года N 909.

Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

К нормативному правовому акту прилагается справка, содержащая:

основания, цели и мотивы издания нормативного правового акта и (или) внесения в него изменений;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2019 года N 1200.

сведения о результатах изучения вопросов, указанных в абзаце первом пункта 5 настоящих Правил;
(Абзац дополнительно включен с 30 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2019 года N 1200)

2. Нормативные правовые акты государственных органов, указанные в подпункте 1) пункта 1 настоящих Правил, за исключением нормативных постановлений Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан и актов, содержащих государственные секреты, подлежат государственной регистрации в органах юстиции.

3. Запросы Министерства юстиции Республики Казахстан и его территориальных органов о представлении того или иного акта для решения вопроса о необходимости государственной регистрации исполняются центральными органами, их ведомствами и местными органами в течение двух недель с момента поступления такого запроса.

4. Государственная регистрация нормативных правовых актов центральных органов и их ведомств осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан, местных органов – территориальными органами юстиции в течение 30 календарных дней со дня представления документов.

5. Государственная регистрация нормативных правовых актов местных органов, регулирующих вопросы утверждения и уточнения местных бюджетов, оказания социальной помощи, осуществляется территориальными органами юстиции в течение 15 рабочих дней со дня представления документов.

6. Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

1) юридическую экспертизу на:

предмет наличия норм права и необходимости государственной регистрации;

соответствие акта законодательству Республики Казахстан;

2) утверждение заключения о государственной регистрации нормативного правового акта центрального органа и его ведомства – Министром юстиции Республики Казахстан или его заместителем, местного органа – руководителем территориального органа юстиции;

3) внесение нормативного правового акта в Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов с присвоением ему номера государственной регистрации;

4) проставление штампа о государственной регистрации нормативного правового акта в правом верхнем углу первого листа основного нормативного правового акта, а также гербовой печати Министерства юстиции Республики Казахстан или его территориального органа в правом верхнем углу первого листа заключения о государственной регистрации нормативного правового акта. Типовые формы заключения и штампа о государственной регистрации нормативного правового акта утверждаются Министром юстиции Республики Казахстан;

5) направление зарегистрированных нормативных правовых актов:

один экземпляр (подлинник) направляется органу, представившему нормативный правовой акт;

второй экземпляр направляется в Республиканский центр правовой информации (данный порядок не распространяется на нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты);

третий экземпляр нормативного правового акта остается в Министерстве юстиции Республики Казахстан или его территориальных органах.

К каждому направляемому экземпляру нормативного правового акта прилагается заключение о государственной регистрации нормативного правового акта (если нормативный правовой акт касается прав, свобод и обязанностей граждан в заключении указывается необходимость его официального опубликования).

Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.03.2015 № 157.

7. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами.

Государственная регистрация и издание подзаконного нормативного правового акта

10. Нормативный правовой акт, представляемый на государственную регистрацию, должен соответствовать следующим требованиям:

1) соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта:

для коллегиального (выборного) органа – в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;

для центрального органа, его ведомства и местного органа – наличие подписи первого руководителя либо, в случае его отсутствия, лица, исполняющего его обязанности;

2) соответствие действующему законодательству:

Конституции Республики Казахстан;

законам, вносящим изменения и дополнения в Конституцию;

конституционным законам Республики Казахстан и указам Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона;

кодексам Республики Казахстан, законам, а также указам Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона;

нормативным постановлениям Парламента Республики Казахстан;

нормативным указам Президента Республики Казахстан;

нормативным постановлениям Правительства Республики Казахстан;

нормативным правовым актам центральных органов, их ведомств и местных органов;

3) наличие согласования нормативного правового акта, если согласование необходимо;

4) наличие реквизитов нормативного правового акта;

5) наличие в основном нормативном правовом акте нормы, содержащей срок введения его в действие;

6) соблюдение требований к структуре нормативного правового акта;

7) соблюдение требований к стилю изложения текста нормативного правового акта;

8) наличие приложений, если в тексте нормативного правового акта есть на них ссылки;

9) соответствие текстов нормативных правовых актов на государственном и русском языках, в том числе и в приложениях;

10) на всех листах нормативного правового акта производится полистное парафирование руководителем юридической службы, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности либо замещающим руководителя юридической службы органа, принявшего (согласовавшего) данный акт.

В случае отсутствия в государственном органе юридической службы, полистное парафирование производится руководителем соответствующего структурного подразделения, разработавшего данный нормативный правовой акт, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности.

В случае отсутствия в местном органе юридической службы, полистное парафирование производится лицом, выполняющим функции юриста в данном органе, либо первым руководителем государственного органа, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности;

11) наличие копии экспертного заключения к нормативному правовому акту, затрагивающему интересы субъектов частного предпринимательства;

11-1) наличие копии положительного решения Республиканской бюджетной комиссии в отношении нормативного правового акта, предусматривающего сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан;

11-2) в случае, если по нормативному правовому акту проводился анализ регуляторного воздействия, к нему прилагаются протокольное решение Межведомственной комиссии по вопросам регулирования предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Казахстан и заключение уполномоченного органа по предпринимательству о соблюдении регулирующими государственными органами установленных процедур, а также результаты анализа регуляторного воздействия;

12) наличие копий соответствующих экспертных заключений, проведение которых предусмотрено действующим законодательством Республики Казахстан.

Орган, принявший нормативный правовой акт, в случае несогласия с экспертным заключением приводит в сопроводительном письме аргументированные обоснования причин несогласия с экспертным заключением.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 декабря 2002 года N 201

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВ И ИНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, ОБРАЗОВАННЫХ ГЛАВОЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

(в ред. Постановлений Правительства РК от 18.04.2003 N 63,
от 18.08.2005 N 225, от 29.11.2005 N 300,
от 23.01.2009 N 20, от 31.07.2009 N 228,
от 25.08.2010 N 273, от 12.11.2010 N 392)

Акт утратил силу с 1 марта 2011 года в связи с изданием Постановления Правительства РК от 01.03.2011 N 40.

В соответствии с Законом Республики Коми «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» Правительство Республики Коми постановляет:

(в ред. Постановлений Правительства РК от 18.08.2005 N 225, от 23.01.2009 N 20, от 12.11.2010 N 392)

1. Установить, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми и наделенных правом нормативного правового регулирования (далее — государственные органы Республики Коми, образованные Главой Республики Коми), по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми.

(в ред. Постановлений Правительства РК от 18.08.2005 N 225, от 23.01.2009 N 20, от 31.07.2009 N 228)

2. Зарегистрированные Администрацией Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми акты, указанные в пункте 1 настоящего постановления, направляются Администрацией Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми для включения в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

(п. 2 введен Постановлением Правительства РК от 29.11.2005 N 300; в ред. Постановления Правительства РК от 23.01.2009 N 20)

3. Не подлежат государственной регистрации в Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми:

1) подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации в федеральных органах исполнительной власти;

2) утверждающие (изменяющие) персональный состав комиссий (советов, рабочих групп и т.п.);

3) содержащие цифровые показатели, в том числе параметры, нормативы, цены, тарифы, показатели, индикаторы, индексы, коэффициенты, определенные (установленные, утвержденные) в том числе расчетным путем министерствами и иными органами исполнительной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми, образованными Главой Республики Коми, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Коми.

Абзац исключен. — Постановление Правительства РК от 12.11.2010 N 392.

(приложение)

ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВ И ИНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, ОБРАЗОВАННЫХ ГЛАВОЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ И НАДЕЛЕННЫХ ПРАВОМ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

(в ред. Постановлений Правительства РК от 18.08.2005 N 225,
от 23.01.2009 N 20, от 31.07.2009 N 228)

1. Государственная регистрация нормативных правовых актов министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми и наделенных правом нормативного правового регулирования (далее — государственный орган Республики Коми, образованный Главой Республики Коми), осуществляется Администрацией Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми.

(в ред. Постановлений Правительства РК от 18.08.2005 N 225, от 23.01.2009 N 20, от 31.07.2009 N 228)

2. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми, независимо от срока их действия (постоянные или временные) и характера содержащихся в них сведений, в том числе с грифами «Для служебного пользования», «Не для печати», «Секретно» (далее именуются — нормативные правовые акты):

(в ред. Постановления Правительства РК от 23.01.2009 N 20)

а) по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина;

(в ред. Постановления Правительства РК от 23.01.2009 N 20)

б) устанавливающие правовой статус организаций;

в) имеющие межведомственный характер.

3. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты, в том числе нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера не позднее 7 рабочих дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Администрацию Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми в трех экземплярах (подлинниках), подписанных министром или руководителем иного органа исполнительной власти Республики Коми, государственного органа Республики Коми, образованного Главой Республики Коми. Вместе с ними представляется копия акта на магнитном носителе.

(в ред. Постановлений Правительства РК от 18.08.2005 N 225, от 23.01.2009 N 20)

Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, принятого совместно несколькими министерствами, иными органами исполнительной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми, образованными Главой Республики Коми, возлагается на орган, который в числе подписавших (утвердивших) акт указан первым.

(в ред. Постановления Правительства РК от 23.01.2009 N 20)

4. К нормативному правовому акту прилагается справка, содержащая:

1) основания для издания нормативного правового акта (компетенция министерства, иного органа исполнительной власти Республики Коми, государственного органа Республики Коми, образованного Главой Республики Коми; решение вышестоящего органа, которому поручено или предоставлено право решать вопросы, вошедшие в нормативный акт; иные обстоятельства, послужившие основанием издания акта);

(в ред. Постановления Правительства РК от 23.01.2009 N 20)

Руководствуясь пунктом 2 статьи 20 Закона Республики Казахстан

от 15 апреля 2013 года «О государственных услугах», отдел №__ филиала

некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация

«Правительство для граждан» (указать адрес) отказывает в приеме

документов на оказание государственной услуги «Регистрация рождения

ребенка, в том числе внесение изменений, дополнений и исправлений в

записи актов гражданского состояния» ввиду представления Вами

неполного пакета документов согласно перечню, предусмотренному

стандартом государственной услуги, и (или) документов с истекшим

сроком действия, а именно:

Наименование отсутствующих документов и (или) документов с

истекшим сроком действия:

1) ________________________________________;

2) ________________________________________;

3) ________________________________________;

Настоящая расписка составлена в 2 экземплярах, по одному для

каждой стороны.

_____________________________________________________________________

(Ф.И.О. (при его наличии), подпись работника Государственной

корпорации)

Исполнитель: Ф.И.О. (при его наличии) _____________

Телефон __________

Получил:

Ф.И.О. (при его наличии) / подпись услугополучателя _________________

«___» _________ 20__ год

Приложение 2
к приказу Министра юстиции
Республики Казахстан
от 17 апреля 2015 года № 219

Прошу выдать (выслать) повторное свидетельство (справку) о рождении

О себе сообщаю следующие сведения:

Фамилия _________ Имя __________ Отчество (при его наличии) _________

Место рождения ______________________________________________________

(область, район, город/село, число, месяц, год рождения)

Родители:

Отец ________________________________________________________________

Мать ________________________________________________________________

Документ необходим в связи с ________________________________________

(указать причину)

«___» ________ 20__ год.

Подпись заявителя __________________________

Предупреждена (а) о том, что за сообщение ложных сведений согласно статье 491 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» налагается административное взыскание.

__________»__» ____ 20__ года

(подпись)

Согласен (а) на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах

__________»__» ____ 20__ года

(подпись)

Форма

Прошу выдать (выслать) повторное свидетельство (справку)

о заключении брака.

О себе сообщаю следующие сведения:

Фамилия ________ Имя ________ Отчество (при его наличии) ____________

Брак заключен с _____________________________________________________

(Ф.И.О. (при его наличии) супруга/супруги)

Место регистрации заключения брака __________________________________

(район, город, регистрирующий орган)

Время регистрации заключения брака __________________________________

(число, месяц, год)

Документ необходим в связи с ________________________________________

(указать причину)

«___» __________ 20__ год Подпись заявителя ________________________

Предупреждена (а) о том, что за сообщение ложных сведений согласно

статье 491 Кодекса Республики Казахстан «Об административных

правонарушениях» налагается административное взыскание.

__________ «__» ____ 20 __ года

(подпись)

Согласен (а) на использование сведений, составляющих охраняемую

законом тайну, содержащихся в информационных системах

__________»__» ____ 20 __ года

(подпись)

Форма

Прошу выдать (выслать) повторное свидетельство (справку)

о расторжении брака (супружества).

О себе сообщаю следующие сведения:

Фамилия ________ Имя ________ Отчество (при его наличии) ____________

Брак расторгнут с ___________________________________________________

(Ф.И.О. (при его наличии) супруга/супруги)

Место регистрации расторжения брака _________________________________

(район, город, регистрирующий орган)

Время регистрации расторжения брака _________________________________

(число, месяц, год)

Документ необходим в связи с ________________________________________

(указать причину)

«___» __________ 20__ год Подпись заявителя ________________________

Предупреждена (а) о том, что за сообщение ложных сведений согласно

статье 491 Кодекса Республики Казахстан «Об административных

правонарушениях» налагается административное взыскание.

__________ «__» ____ 20__ года

(подпись)

Согласен (а) на использование сведений, составляющих охраняемую

законом тайну, содержащихся в информационных системах

__________»__» ____ 20__ года

(подпись)

Форма

Прошу выдать (выслать) повторное свидетельство (справку)

об установлении отцовства.

О себе сообщаю следующие сведения:

Фамилия ____________________________ Имя ____________________________

Отчество (при его наличии) __________________________________________

Место регистрации установлении отцовства ____________________________

(район, город, регистрирующий орган)

Время регистрации установлении отцовства ____________________________

(число, месяц, год)

Документ необходим в связи с ________________________________________

(указать причину)

«___» __________ 20__ год Подпись заявителя ________________________

Предупреждена (а) о том, что за сообщение ложных сведений согласно

статье 491 Кодекса Республики Казахстан «Об административных

правонарушениях» налагается административное взыскание.

__________ «__» ____ 20__ года

(подпись)

Согласен (а) на использование сведений, составляющих охраняемую

законом тайну, содержащихся в информационных системах

__________ «__» ____ 20__ года

(подпись)

Форма

Прошу выдать (выслать) повторное свидетельство (справку)

об усыновлении (удочерении).

О себе сообщаю следующие сведения:

Фамилия ____________________________ Имя ____________________________

Отчество (при его наличии) __________________________________________

Место регистрации усыновления (удочерения) __________________________

(район, город, регистрирующий орган)

Время регистрации усыновления (удочерения) __________________________

(число, месяц, год)

Документ необходим в связи с ________________________________________

(указать причину)

«___» __________ 20__ год Подпись заявителя ________________________

Предупреждена (а) о том, что за сообщение ложных сведений согласно

статье 491 Кодекса Республики Казахстан «Об административных

правонарушениях» налагается административное взыскание.

__________ «__» ____ 20__ года

(подпись)

Согласен (а) на использование сведений, составляющих охраняемую

законом тайну, содержащихся в информационных системах

__________ «__» ____ 20__ года

(подпись)

Форма

Прошу выдать (выслать) повторное свидетельство (справку)

о перемене фамилии, имени, отчества.

О себе сообщаю следующие сведения:

Фамилия ________ Имя ________ Отчество (при его наличии) ____________

Место регистрации перемены __________________________________________

(район, город, регистрирующий орган)

Время регистрации перемены __________________________________________

(число, месяц, год)

Документ необходим в связи с ________________________________________

(указать причину)

«___» __________ 20__ год Подпись заявителя ________________________

Предупреждена (а) о том, что за сообщение ложных сведений согласно

статье 491 Кодекса Республики Казахстан «Об административных

правонарушениях» налагается административное взыскание.

__________ «__» ____ 20__ года

(подпись)

Согласен (а) на использование сведений, составляющих охраняемую

законом тайну, содержащихся в информационных системах

__________ «__» ____ 20__ года

(подпись)

Форма

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 4 мая 2007 года N 88


Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации

(с изменениями на 26 мая 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 мая 2020 года на основании
приказа Минюста России от 23 апреля 2020 года N 105
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минюста России от 26 мая 2009 года N 155 (Российская газета, N 102, 05.06.2009).
____________________________________________________________________



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст.3895; N 50, ст.5689; 1999, N 8, ст.1026; 2006, N 29, ст.3251; 2009, N 2, ст.240, N 12, ст.1443) (преамбула в редакции, введенной в действие с 16 июня 2009 года приказом Минюста России от 26 мая 2009 года N 155

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 июля 1999 года N 217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (зарегистрирован Минюстом России 16 июля 1999 года, регистрационный N 1835).

Министр
В.В.Устинов


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
14 мая 2007 года,
регистрационный N 9449

1. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.*1)

2. При подготовке нормативных правовых актов рекомендуется использовать постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 года N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы:

«Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».

11. На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

а) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);

б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации (Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации).

12. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

— гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

— гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

— механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций — типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

1. Настоящий Закон определяет систему правовых актов Республики Казахстан, разграничивает правовой статус нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов.

2. Настоящий Закон не регулирует:

1) порядок принятия, изменения, дополнения и прекращения действия Конституции Республики Казахстан;

2) порядок принятия, изменения, дополнения и прекращения действия нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан;

3) порядок заключения, выполнения, изменения, дополнения и прекращения международных договоров Республики Казахстан;

Примечание ИЗПИ!
В подпункт 4) предусмотрены изменения в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).

4) порядок принятия, изменения, дополнения и прекращения действия правовых актов индивидуального применения, установленных законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

5) порядок планирования, разработки, утверждения, регистрации, учета, опубликования, мониторинга и актуализации документов по стандартизации, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов

1. Систему законодательства Республики Казахстан составляют Конституция Республики Казахстан, соответствующие ей законодательные акты, иные нормативные правовые акты, в том числе нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан.

2. Целостность системы законодательства Республики Казахстан обеспечивается посредством:

1) соблюдения порядка принятия нормативных правовых актов, внесения в них изменений и дополнений, установленных Конституцией Республики Казахстан, законодательными и иными нормативными правовыми актами;

2) соблюдения иерархии нормативных правовых актов, закрепленной Конституцией Республики Казахстан и настоящим Законом;

3) официального опубликования нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан.

1. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан, и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.

2. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан обладают юридической силой тех норм Конституции Республики Казахстан, на основании которых они приняты.

3. В нормативном постановлении Верховного Суда Республики Казахстан содержатся разъяснения по вопросам судебной практики.

1. Порядок заключения, выполнения, изменения, дополнения и прекращения международных договоров Республики Казахстан определяется специальным законом.

2. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

1. Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные.

2. К основным видам нормативных правовых актов относятся:

1) Конституция Республики Казахстан, конституционные законы Республики Казахстан, кодексы Республики Казахстан, консолидированные законы Республики Казахстан, законы Республики Казахстан;

2) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;

2-1) нормативные правовые акты Председателя Совета Безопасности Республики Казахстан;

3) нормативные правовые постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат;

4) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;

5) нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан;

6) нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов;

7) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов;

8) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;

9) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

3. К производным видам нормативных правовых актов относятся:

1) положение;

2) технический регламент;

3) исключен Законом РК от 25.11.2019 № 272-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
4) исключен Законом РК от 25.11.2019 № 272-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

5) правила;

6) инструкция.

Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены иные формы нормативных правовых актов производного вида.

4. Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое.

5. Территориальные подразделения уполномоченных органов, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, не вправе издавать нормативные правовые акты.

6. Нормативные правовые приказы принимаются руководителями ведомств центральных государственных органов при наличии прямой компетенции по их утверждению в нормативных правовых актах государственного органа, в структуру которого входит ведомство, и не могут затрагивать права и свободы человека и гражданина.

Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления

17. Согласование нормативного правового акта осуществляется заинтересованными государственными органами и/или организациями, до его принятия (в виде проекта).

Принятие осуществляется в отношении окончательно согласованного (без замечаний) проекта нормативного правового акта.

Принятие нормативного правового акта в рамках электронного документооборота производится посредством ИП ГО или в бумажном виде в случаях отсутствия доступа к ИП ГО и/или наличия отметки «Для служебного пользования».

18. Принятие совместного нормативного правового акта в рамках электронного документооборота производится путем согласования в электронном виде двумя и более государственными органами, принимающими данный совместный нормативный правовой акт.

Основной ответственный государственный орган-разработчик посредством ИП ГО направляет другим уполномоченным государственным органам совместный нормативный правовой акт.

К совместному нормативному правовому акту прилагаются документы, представлявшиеся ранее на стадии согласования проекта нормативного правового акта с учетом требований Правил разработки.

19. Принятие совместного нормативного правового акта посредством согласования удостоверяется электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) лица, уполномоченного подписывать нормативные правовые акты в соответствии со статьей 35 Закона.

В случае отсутствия указанного лица, нормативный правовой акт удостоверяется ЭЦП лица, исполняющего его обязанности, при условии прикрепления соответствующего акта о возложении обязанностей.

Отметки о принятии совместного нормативного правового акта посредством согласования, а также дата и номер принятия данного совместного акта указываются в электронной регистрационной контрольной карточке напротив слов «НОМЕР И ДАТА ПРИНЯТИЯ НПА» и официального наименования каждого уполномоченного государственного органа в отдельности, ранее включенных основным ответственным государственным органом-разработчиком в электронную регистрационную контрольную карточку.

Заполнение электронной регистрационной контрольной карточки принятого совместного нормативного правового акта производится автоматически под контролем основного ответственного государственного органа-разработчика.

20. В случае внесения изменений и дополнений на сессии маслихата в принимаемый нормативный правовой акт (решения) маслихата о местном бюджете или о внесении в него изменений и (или) дополнений, соответствующий принятый нормативный правовой акт маслихата до его направления на государственную регистрацию подлежит окончательному согласованию с заинтересованными государственными органами в течение одного рабочего дня с даты его поступления.

21. Принятие совместного нормативного правового акта в бумажном виде при отсутствии доступа к ИП ГО и/или наличии пометки «Для служебного пользования» удостоверяется подписью руководителя государственного органа (государственных органов), принимающего (принимающих) данный нормативный правовой акт.

В случае отсутствия руководителя государственного органа, принятие соответствующего правового акта удостоверяется подписью лица, исполняющего его обязанности, с приложением копии акта о возложении обязанностей первого руководителя государственного органа.

22. Подпись руководителя государственного органа (государственных органов), принимающего (принимающих) нормативный правовой акт в бумажном виде, подтверждается гербовой печатью, проставляемой после наименования должности лица, подписавшего нормативный правовой акт, не захватывая его личную подпись.

Данное требование относится также к принятию совместных нормативных правовых актов.

23. В случае возникновения разногласий в отношении совместного нормативного правового акта до его принятия, в течение одного рабочего дня проводятся согласительные консультации.

Принятие совместного нормативного правового акта посредством согласования производится в течение трех рабочих дней с даты его поступления по ИП ГО.

24. Руководитель юридической службы государственного органа, направившего нормативный правовой акт на согласование, а в случае его отсутствия – лицо, исполняющее его обязанности, согласовывают нормативный правовой акт электронной цифровой подписью.

В случае отсутствия в государственном органе юридической службы, нормативный правовой акт согласовывается руководителем соответствующего структурного подразделения, определенного ответственным за согласование нормативного правового акта, в случае его отсутствия – лицом, исполняющим его обязанности.

В случае отсутствия юридической службы в местном органе, нормативный правовой акт согласовывается лицом, выполняющим функции юриста в данном органе, либо первым руководителем государственного органа, либо в случае его отсутствия – лицом, исполняющим его обязанности.

26. Принятые нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации в соответствии со статьей 44 Закона, направляются в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы (далее – органы юстиции) для государственной регистрации.

Государственная регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления в органы юстиции от государственного органа-разработчика, а в случае принятия совместного нормативного правового акта – со дня поступления от основного ответственного государственного органа-разработчика.

Государственная регистрация нормативного правового акта, принятого в реализацию протокольных решений Государственной комиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте Республики Казахстан, созданной Указом Президента Республики Казахстан от 15 марта 2020 года № 185 «О введении чрезвычайного положения в Республике Казахстан» (далее – Государственная комиссия), осуществляется в течение одного рабочего дня со дня поступления такого акта в органы юстиции.

Сведения о государственной регистрации нормативного правового акта вносятся в реестр государственной регистрации нормативных правовых актов.

Ведение реестра государственной регистрации нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан и его территориальными органами. Порядок ведения и форма реестра государственной регистрации нормативных правовых актов утверждаются Министерством юстиции Республики Казахстан.

Сноска. Пункт 26 в редакции постановления Правительства РК от 25.03.2020 № 136.

27. Нормативные правовые акты, указанные в подпунктах 1) – 4) пункта 1 настоящих Правил, представляются в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы на казахском и русском языках:

1) в электронном виде посредствам ИП ГО– в день их утверждения;

2) в бумажном виде – в течение трех рабочих дней со дня их утверждения.

Срок представления нормативных правовых актов, принимаемых коллегиальными государственными органами и маслихатами, составляет не более семи рабочих дней со дня проведения заседания коллегиального органа или сессии маслихата, на котором приняты данные акты.

В случаях согласования нормативного правового акта заинтересованными государственными органами либо принятия совместного акта, указанный акт представляется на государственную регистрацию:

1) в электронном виде посредствам ИП ГО– в течение одного рабочего дня со дня согласования либо подписания последним из заинтересованных государственных органов в день их утверждения;

2) в бумажном виде – в течение трех рабочих дней со дня согласования либо подписания последним из заинтересованных государственных органов.

28. На государственную регистрацию в органы юстиции нормативный правовой акт представляется в виде электронного документа в следующих частях:

1) содержательная часть нормативного правового акта на электронном бланке только в формате *docx;

2) содержательная часть прилагаемых файлов в форматах, предусмотренных Правилами документирования;

3) реквизитная часть посредством сформированной электронной регистрационной контрольной карточки.

29. Для государственной регистрации нормативного правового акта в бумажном виде, в случаях отсутствия доступа к ИП ГО и/или наличия отметки «Для служебного пользования», в органы юстиции с сопроводительным письмом представляется подлинник принятого нормативного правового акта в трех экземплярах с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.

В случае принятия нормативного правового акта несколькими государственными органами, дополнительно представляются экземпляры данного акта, соответствующие количеству остальных государственных органов, принявших данный нормативный правовой акт.

30. В случае выявления несоответствий требованиям настоящих Правил и Правил документирования, нормативный правовой акт, поступивший на государственную регистрацию, возвращается государственному органу-разработчику или основному ответственному государственному органу-разработчику в целях доработки.

Срок государственной регистрации на период доработки нормативного правового акта приостанавливается и возобновляется в случае повторного представления на государственную регистрацию.

Доработка нормативного правового акта производится в срок, не более 5 рабочих дней, включая время для проведения повторного согласования с заинтересованными государственными органами.

39. При обнаружении органами юстиции в зарегистрированном в органах юстиции нормативном правовом акте нарушений, предусмотренных в подпунктах 1) — 4) пункта 3 статьи 44 Закона, органы юстиции в соответствии с полномочиями, предусмотренными действующим законодательством, письменно уведомляют государственный орган, принявший соответствующий нормативный правовой акт, о необходимости устранения нарушений.

Срок, устанавливаемый органами юстиции в уведомлении, не может быть менее десяти рабочих дней с момента поступления в государственный орган.

Государственный орган в течение срока, указанного в уведомлении, письменно сообщает в органы юстиции о принятых мерах с приложением соответствующих документов.

В случае непринятия государственным органом мер по приведению нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством Республики Казахстан в сроки, указанные в уведомлении, органы юстиции в течение десяти рабочих дней выносят соответствующее заключение и обращаются в суд с заявлением об отмене государственной регистрации такого нормативного правового акта.

40. Форма заключения об отмене государственной регистрации нормативного правового акта утверждается Министерством юстиции Республики Казахстан.

41. После вступления в силу решения суда об отмене государственной регистрации нормативного правового акта органами юстиции в течение трех рабочих дней с момента получения решения суда:

1) вносится запись об отмене государственной регистрации нормативного правового акта в реестр государственной регистрации нормативных правовых актов;

2) направляются сведения об отмене государственной регистрации нормативного правового акта в государственное предприятие для официального опубликования.

42. Нормативный правовой акт, государственная регистрация которого отменена, представляется на государственную регистрацию в органы юстиции повторно в соответствии с требованиями настоящих Правил.

43. Нормативный правовой акт, государственная регистрация которого отменена, не подлежит применению.

Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 6 октября 2016 года № 568

1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2006 года № 773 «Об утверждении Правил оформления и согласования нормативных правовых актов» (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 30, ст. 326).

2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2006 года № 778 «Об утверждении Правил государственной регистрации нормативных правовых актов» (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 30, ст. 330).

3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2007 года № 217 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2007 г., № 9, ст. 105).

4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2007 года № 938 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2006 года № 778» (САПП Республики Казахстан, 2007 г., № 38, ст. 436).

5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2007 года № 999 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2006 года № 773» (САПП Республики Казахстан, 2007 г., № 41, ст. 470).

6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2009 года № 1370 «О внесении дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2006 года № 778» (САПП Республики Казахстан, 2009 г., № 38, ст. 376).

7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 1719 «О внесении дополнения и изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2006 года № 773» (САПП Республики Казахстан, 2009 г., № 46, ст. 439).

8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2010 года № 1347 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2006 года № 778» (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 5, ст. 60).

9. Пункт 3 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 2011 года № 1067 «О внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 54, ст. 767).

10. Пункты 2, 3 изменений и дополнения, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2013 года № 333 (САПП Республики Казахстан, 2013 г., № 24, ст. 389).

11. Подпункты 1), 2) пункта 4 постановления Правительства Республики Казахстан от 21 октября 2013 года № 1124 «Об определении интернет-ресурса, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, руководителей ведомств, нормативных правовых постановлений центральных государственных органов, нормативных постановлений Центральной избирательной комиссии, нормативных правовых решений маслихатов, а также нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов, и внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2013 г., № 62, ст. 839).

12. Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 ноября 2013 года № 1173 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2006 года № 778 «Об утверждении Правил государственной регистрации нормативных правовых актов» (САПП Республики Казахстан, 2013 г., № 63, ст. 860).

13. Пункты 8, 9 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан и распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 2 февраля 2009 года № 15-р «О дальнейших мерах по совершенствованию законотворческой деятельности», утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 1401 (САПП Республики Казахстан, 2014 г., № 83-84, ст. 722).

Власть оказывает воздействие на деятельность и поведение людей прежде всего с помощью права, которое представляет собой совокупность общеобязательных правил и норм. В них выражается воля государства по закреплению определенного порядка общественных отношений. Если нормы права безукоризненно соблюдаются, то государство признается правовым.

Основным средством утверждения права служит принятие закона, акта высших органов государственной власти. Он обладает наибольшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам.

Законы и другие нормативные правовые акты разрабатываются и принимаются в соответствии с установленной процедурой. В законотворческой деятельности участвуют все ветви власти, федеральные и региональные органы государственного управления. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Верховный Суд РФ.

Правительство РФ составляет план законопроектных работ. При этом учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных государственных организаций. Вносимые предложения проходят экспертную оценку в Министерстве юстиции РФ с привлечением в необходимых случаях соответствующих институтов и организаций.

Законопроект разрабатывается на основе концепции и технического задания федеральными органами исполнительной власти, которые предлагают включить их в план законопроектной деятельности Правительства РФ, а также по поручению Правительства РФ.

В концепции определяются:

  • основная идея, цели и предмет правового регулирования, крут юридических и физических лиц, на который распространяется законопроект;
  • оценка состояния действующего законодательства в данной сфере общественных отношений;
  • место будущего закона в системе законодательства;
  • социально-экономические, политические и иные последствия реализации будущего закона.

Техническое задание на разработку законопроекта содержит следующие разделы:

  • форма, вид, рабочее наименование и состояние разработки законопроекта;
  • перечень документов, подлежащих разработке, и структура законопроекта;
  • заказчик и разработчики;
  • этапы, сроки разработки и порядок приемки работы;
  • финансирование и смета расходов (при заключении заказчиком договора на разработку).

Заказчиком выступает, как правило, федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку законопроекта. Концепция и техническое задание после согласования с заинтересованными органами власти направляются для экспертизы в Минюст России.

Правительство РФ координирует законопроектную деятельность с палатами Федерального Собрания, с органами исполнительной власти субъектов РФ (по вопросам совместного ведения). Органы исполнительной власти субъектов РФ получают планы законопроектных работ Правительства РФ для практического использования и участия в подготовке документов.

Проекты законов и законодательных предложений направляются в Государственную Думу ответственными за их подготовку и представление в парламенте органами власти и подразделениями с приложением следующих документов:

  • обоснование необходимости принятия;
  • оценка согласованности с другими нормами;
  • ожидаемые социально-экономические и иные последствия применения;
  • финансово-экономическое обоснование.

При использовании права законодательной инициативы Президентом РФ проекты законов представляются Правительством РФ. Советом Безопасности, Главным государственно-правовым управлением Президента РФ.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Проекты по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ в предварительном порядке направляются органам исполнительной власти субъектов РФ.

Руководители центральных органов федеральной исполнительной власти, подразделений Администрации Президента РФ несут ответственность за качество и соблюдение сроков подготовки проектов, достоверность и своевременность представления необходимой информации.

Подразделениями Администрации Президента РФ в Государственно-правовое управление Президента РФ представляются предложения о заключениях и поправках Президента РФ по проектам, внесенным на рассмотрение Федерального Собрания не по инициативе Президента РФ. Предложения о возвращении законов на повторное рассмотрение, а также о поправках к ним представляются Государственно-правовым управлением Президента РФ с учетом позиции соответствующих органов исполнительной власти Российской Федерации.

Для снятия замечаний по проектам Президентом РФ и парламентом применяются соответствующие процедуры. Создаются согласительные комиссии по преодолению возникших разногласий. Для работы в комиссии приглашаются представители Правительства РФ.

Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения им закона (наложения вето) палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий.

Вето Совета ��едерации преодолевается Государственной Думой при повторном голосовании не менее чем 2/3 голосов общего числа депутатов.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы. После этого он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *