- Оспорить ДТП

Образ раскольникова теория подготовка к преступлению и

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образ раскольникова теория подготовка к преступлению и». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Невозможно назвать одну причину преступления Раскольникова.

Это целый комплекс причин: 1. его теория зародилась намного ранее его преступления, так как он опубликовал эту теорию в журнале. 2. теория была о том, что люди подразделяются на «право имеющих» и «тварей дрожащих».

На Раскольникова это морально давит.

Он не хочет, чтобы его сестра жертвовала ради него собой. в пивнушке он слышит разговор двух молодых людей, которые говорят о том, что в этот вечер процентщица будет дома одна.

Итоговый урок по роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» Перед уроком каждый учащийся определяется с позицией на суде.

Выбираются защитник и обвинитель, председатель суда, а также предполагаемые свидетели.

роль, конечно, Раскольникова. В процессе подготовки урока был обнаружен интересный материал, который по сути дублировал дело вымышленного студента Раскольникова.

Это «Дело о бывшем студенте Данилове» («Суд присяжных в России», Лениздат, 1991 г.,с.92-146).

Вопросы к Софье Мармеладовой История создания романа: Свой роман «Донщина» Михаил Александрович задумывает в 1925 году. Работает над образом казачества в эпоху страшных перемен. В романе одним из главных является вопрос: есть ли для Родиона Раскольникова возможность спасения?

Ф.М.Достоевский через подробности преступления пытается.

Цель урока: Способствовать развитию гуманистических начал и ценностей в сознании учащихся.

Преступление и наказание подготовка к убийству

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Урок литературы в 10 классе Убивать? Убивать-то право имеете?» История преступления Раскольникова.

учитель русского языка и литературы Цели урока: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; проследить путь Раскольникова к преступлению и мотивы его совершения; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки.

Как пришел Родион Раскольников к такому страшному преступлению? На этот вопрос нам и предстоит ответить сегодня на уроке.

Срочно нужно подготовить реферат, курсовую или диплом?

Нет времени сидеть писать? Тогда тебе к нам!

Основание возникновения прав на земельный участок – решение, позволяющее лицу, а также организации, государственному органу стать владельцем земельного участка.

Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны.

Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье).

Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели.

И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать.» Герой причисляет себя ко второму разряду и решает удостовериться в этом преступив через кровь. Вот только теория Раскольникова терпит крах, «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» — признается он позже Соне.

Герой понимает, что он вовсе никакой не «Наполеон», ведь люди второго разряда не испытывают сомнений, не задаются вопросом, что хорошо, а что плохо, не чувствуют угрызений совести.

Раскольников же долго колеблется, задает себе нескончаемое число вопросов, а совесть его бунтует и часто дает о себе знать.

В конце концов, после долгих раздумий и терзаний герой решает признаться в содеянном, и наказанием ему служит каторга.

Сочинения по произведению «Преступление и наказание» (Достоевский Ф.М.):

Седьмая глава романа рассказывает о том, как Раскольников реализует свой план убийства. Он приходит к процентщице Алене Ивановне и дает ей сверток с “папиросочницей”, которую он якобы хочет заложить.

И пока старуха копается с этим свертком, Родион бьет ее топором по голове (острием на себя, героиня погибает от удара задней части топора), и она падает замертво.

После этого студент крадет ее кошель, срывает с ее шеи ключ и достает из потайного ящика драгоценности.

Вдруг в квартиру заходит сводная сестра Алены Ивановны Лизавета. Раскольников, услышав это, выбегает к ней и убивает ее топором (острие повернуто на жертву). В страшном волнении он отмывает руки, одежду и свое “оружие” от крови. Когда он уже собирается бежать, он слышит, как к двери кто-то приближается.

Студент запирается в квартире и ждет, пока нежданный гость процентщицы уйдет. Скоро к нему подходит другой человек, и они решают позвать дворника, потому что хозяева не откликаются, а дверь заперта изнутри.

И когда сначала один, а потом и второй гость уходят, Раскольников почти в беспамятстве сбегает с места преступления.

Обратимся к образам персонажей — участников сцены. В центре событий Родион Раскольников, бедный, голодный и больной студент, одержимый своей теорией о «наполеонах» и «вшах», бесполезных людях.

Он убежден, что «наполеоны» способны принести бесконечно много добра нашему миру, и поэтому они имеют право на страшнейшее преступление ради достижения благой цели. Более того, Раскольников уверен, что таких людей даже не будет мучить совесть, потому что они «избранные» и знают об этом.

Убийство гнусной старухи, которая, по мнению студента, была «вошью», предполагалось как проверка теории Родиона. Тот не сомневался в своей «избранности». Однако болезненное состояние его тела и еще более болезненное состояние его разума дают о себе знать.

Он боится каждого шороха, его руки трясутся, дыхание замирает. В течение всей сцены им движут страх, инстинкт и безумная одержимость желанием совершить задуманное.

Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны.

Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели.

И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать.» Герой причисляет себя ко второму разряду и решает удостовериться в этом преступив через кровь. Вот только теория Раскольникова терпит крах, «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» — признается он позже Соне.

Герой понимает, что он вовсе никакой не «Наполеон», ведь люди второго разряда не испытывают сомнений, не задаются вопросом, что хорошо, а что плохо, не чувствуют угрызений совести.

Раскольников же долго колеблется, задает себе нескончаемое число вопросов, а совесть его бунтует и часто дает о себе знать.

В конце концов, после долгих раздумий и терзаний герой решает признаться в содеянном, и наказанием ему служит каторга.

Он вдруг почувствовал прилив любви, сил, твердил Соне о том, что оставшиеся семь лет пролетят мгновенно, и что все у них хорошо сложится.

Эпилог играет очень важную роль во всем произведении.

Он показывает моральное падение человека, и его подъем, встречавший на своем пути множество препятствий.

Он показывает нравственное возрождение. Раскольников до ссылки в Сибирь и Раскольников после — абсолютно разные люди, с разным мировоззрением, нормами, и ценностями.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — 2019-10-30 Опубликовал(а): Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Вам повезёт! Полезный материал по теме И это еще не весь материал, воспользуйтесь /

[15 февраля 1931 года (СУ N 9, ст.102)].

Они должны быть наделены землей или им должна быть предоставлена оплачиваемая работа.

Инфо Удаление из пределов РСФСР, а также удаление из пределов отдельной местности во всех его видах не может применяться к лицам, не достигшим шестнадцати лет. [20 мая 1930 года (СУ N 26, ст.344)]. 36. Удаление из пределов Союза ССР и РСФСР на срок допускается лишь в порядке, особо определенном общесоюзным законодательством.

Важно УК на иностранцев, совершивших любые преступления за пределами РСФСР (ст.

1)

Писатель сознательно строит сюжет таким образом, что у Раскольникова появляются все возможности из­бежать юридического наказания. Ни свидетелей, ни прямых улик нет.

И главным для писателя-психолога становится изображение внутренней жизни героя после преступления. Сам Достоевский, обдумывая роман, пи­сал по этому поводу: «Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чув­ства мучат его сердце. Божия правда, земной закон бе­рут свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести.

Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его.

Седьмая глава романа рассказывает о том, как Раскольников реализует свой план убийства. Он приходит к процентщице Алене Ивановне и дает ей сверток с “папиросочницей”, которую он якобы хочет заложить.

И пока старуха копается с этим свертком, Родион бьет ее топором по голове (острием на себя, героиня погибает от удара задней части топора), и она падает замертво.

После этого студент крадет ее кошель, срывает с ее шеи ключ и достает из потайного ящика драгоценности.

Вдруг в квартиру заходит сводная сестра Алены Ивановны Лизавета. Раскольников, услышав это, выбегает к ней и убивает ее топором (острие повернуто на жертву). В страшном волнении он отмывает руки, одежду и свое “оружие” от крови. Когда он уже собирается бежать, он слышит, как к двери кто-то приближается.

Студент запирается в квартире и ждет, пока нежданный гость процентщицы уйдет. Скоро к нему подходит другой человек, и они решают позвать дворника, потому что хозяева не откликаются, а дверь заперта изнутри.

И когда сначала один, а потом и второй гость уходят, Раскольников почти в беспамятстве сбегает с места преступления.

Обратимся к образам персонажей — участников сцены. В центре событий Родион Раскольников, бедный, голодный и больной студент, одержимый своей теорией о «наполеонах» и «вшах», бесполезных людях.

Он убежден, что «наполеоны» способны принести бесконечно много добра нашему миру, и поэтому они имеют право на страшнейшее преступление ради достижения благой цели. Более того, Раскольников уверен, что таких людей даже не будет мучить совесть, потому что они «избранные» и знают об этом.

Убийство гнусной старухи, которая, по мнению студента, была «вошью», предполагалось как проверка теории Родиона. Тот не сомневался в своей «избранности». Однако болезненное состояние его тела и еще более болезненное состояние его разума дают о себе знать.

Он боится каждого шороха, его руки трясутся, дыхание замирает. В течение всей сцены им движут страх, инстинкт и безумная одержимость желанием совершить задуманное.

Жертвы ужасного преступления — это сводные сёстры Алена Ивановна и Лизавета. Первая — скупая и злая старуха, которая задешево берет ценности в залог под высокие проценты. Алена Ивановна скрытна, осторожна, недоверчива, редко выходит из дома без необходимости и скрупулезно копит богатства.

Лизавета же — очень скромная, тихая, забитая женщина в возрасте около тридцати лет. Она покорно исполняет все, что ей говорит Алена Ивановна, терпит ее побои и ни словом ей не прекословит. О людях, которые приходят к запертой двери убитых, читатель узнает немного.

Это бедняки разных возрастов, но обоим нужны деньги, которые они надеются получить, заложив что-то Алёне Ивановне.

Большое значение в сцене преступления имеют предметы, которые появляются в поле зрения читателей. Например, топор Раскольникова, страшное орудие убийства, которым он обрубает нить жизни старухи и ее сестры. Его лезвие холодно и бесчувственно. В руках Родиона он получает власть над судьбами людей, более того, наделяет эти руки новой силой.

Топор не чувствует вины, ему не надо скрывать того, что им сделано. Это Раскольникову приходится смывать с него кровь, оттирать ее от древка. Металлу топора противостоят два креста и образок на шее Алены Ивановны, как бы Святая троица, и образа святых на стенах комнаты процентщицы.

Они видят его ужасные деяния, следят за ним, и нигде не скрыться преступнику от божественного провидения. Образ креста появится в романе снова — Соня Мармеладова подарит Раскольникову простой деревянный крестик, благословляя того на покаяние, когда он вспомнит и о Боге, и о морали.

Достойны также внимания кошель с деньгами Алены Ивановны и ее драгоценности — мирские богатства, ради которых Родион расстается с богатствами душевными.

Статья Раскольникова «О преступлении»: краткое содержание, смысл, суть

Две героини «Преступления и наказания» живут согласно первому принципу — когда человек полностью приносит себя в жертву другим, ничего не ожидая и не требуя для себя взамен — Соня и Лизавета. Лизавета просто каждому отдает то, что от нее хотят: и тело, и жизнь — и повседневную заботу. Раскольникову она отдает жизнь — не вскрикнув, не выдав, — но и рубашку ему, как выясняется, чинила тоже она. Лизавета, воплотившая полноту самоотдачи, по словам Сони, «Бога узрит».

Соня же еще видит в себе остатки эгоизма — и именно это она имеет в виду, когда говорит о себе: «Я великая, великая грешница». Это — а вовсе не то, что она проститутка (и это было прямо проговорено в черновиках — и, по всей видимости, в первом варианте сцены чтения Евангелия, которую Достоевский вынужден был переработать под давлением редакции). Она открывает Раскольникову свой грех, когда он пытается заставить ее «подумать», перейти на поле «рационального» мышления, предъявляя ей ее обиду (он ей говорит: «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била?»). И этот ее великий грех — отказ в просьбе Катерине Ивановне, попросившей у нее воротнички. Грех — в том, что есть еще вещи, которые могут заслонить от нее радость самоотдачи.

При этом интересно и характерно, что Достоевский показывает, как большая, воистину крестная, жертва оказывается более и быстрее возможна для человека, чем мелкие жертвы повседневности.

Соня, уже продавшая себя за еду и тепло для детей, «ушедшая в шестом часу и вернувшаяся в девятом» (так Достоевский прямо указывает на вновь явившуюся в ее жертве жертву Христову)[2], все же делает Катерине Ивановне больно из-за мелочи — но и сама остро чувствует эту боль другого. Потому что другой для нее перестал быть другим. «Мы одно, заодно живем» — выговаривает она для Раскольникова истинный принцип человеческого бытия. И это «заодно» — уже не исходное невыделение личности из толпы и массы — а вольное возвращение личности, вполне развившейся и осознавшей себя, ко всем, ее желание принести все триумфальное чувство человека в его потенциальном величии, добытое личным страданием, всем.

Оно довольно очевидно, хотя и парадоксально. Раскольников — человек, который на наших глазах совершил преступление — и был спасен, нашел свою дорогу к преображению, о чем говорится в удивительных словах в самом конце романа. Свидригайлов же — человек, который на наших глазах отказался от совершения преступления — и, по-видимости, окончательно погиб (покончил с собой, что в христианстве есть самая безнадежная смерть).

И, однако, при внимании к тексту, к встающим за ним образам, мы можем увидеть другую картину. Мы уже видели, как в глубине убийцы-Раскольникова Достоевский рисует Христа, в глубине проститутки-Сони — Богоматерь. Достоевский всегда рисует нам человека не в плоскости и поверхности его сиюминутных обстоятельств — но в бесконечной глубине его истинного задания и призвания. В «Преступлении и наказании» есть только один герой, оставшийся плоским по своему собственному желанию — это Лужин (и фамилия его тоже отражает эту мелкость и плоскость без глубины). Этот герой плоский, потому что он весь сосредоточен на себе, на своем «я». А «я» для Достоевского — это даже не замкнутый от внешнего мира шар — «я» всего лишь поверхность этого шара. Человек, сосредоточенный на своем «я», лишается, по Достоевскому, не только доступа к своему внешнему, замыкаясь от мира, но он лишается доступа и к своему внутреннему — то есть к образу Божию в себе.

Вообще, все «Преступление и наказание» — это история неправильных выборов главных героев. Неправильных выборов, которые, однако, каким-то образом дают Богу шанс.

Но одно событие, пожалуй, далеко выделяется из других по своей яркости (не внешней — каким-то образом многие читатели умудряются вообще не обратить на него внимания) и по тому вызову, который оно бросает сознанию читателя. Это событие — спусковой крючок убийства, и Раскольникову оно кажется «каким-то предопределением судьбы его» (6, 50).

После сна о лошадке Раскольников просыпается с ярким осознанием невозможности замысленного, на душе его становится «легко и мирно» — и он произносит молитву: «Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей» (6, 50).

А вот затем начинается странное. Раскольников, уставший, идет домой, но почему-то делает бессознательно «очевидный и совершенно ненужный» крюк, проходит через Сенную площадь — и именно там слышит разговор Лизаветы с мещанами-торговцами, которым она обещает прийти для заключения сделки в седьмом часу — и таким образом Раскольников, совершенно точно и абсолютно не вызывая подозрений, узнает, что старуха завтра в это время останется дома одна. И он воспринимает услышанное как приговор. Приговор, заметим, не старухе — себе: «Он вошел к себе, как приговоренный к смерти» (6, 52). За время этого лишнего и совершенно ненужного крюка произошло нечто, что полностью уничтожило его «волю и свободу рассудка», как говорит Достоевский. Этот лишний и совершенно ненужный крюк в несколько минут станет причиной лишнего и совершенно ненужного крюка в его жизни, который растянется в общей сложности на девять лет; мгновенно уничтоженная воля приведет к девятилетнему лишению свободы.

Проповедь — безусловно, и не только в этом романе. Один итальянский священник написал о Достоевском книгу, которую назвал «Достоевский: Христос — страсть жизни». Достоевский все время пишет о Христе — как влюбленный все время говорит о возлюбленной.

А вот с ее «прямотой» сложнее. Писатель всегда утверждал: на читателя не надо наступать, от читателя надо отступать. Ему необходимо давать возможность взять из текста ровно столько, сколько он может и готов.

Причины преступления Раскольникова

Две героини «Преступления и наказания» живут согласно первому принципу — когда человек полностью приносит себя в жертву другим, ничего не ожидая и не требуя для себя взамен — Соня и Лизавета. Лизавета просто каждому отдает то, что от нее хотят: и тело, и жизнь — и повседневную заботу. Раскольникову она отдает жизнь — не вскрикнув, не выдав, — но и рубашку ему, как выясняется, чинила тоже она. Лизавета, воплотившая полноту самоотдачи, по словам Сони, «Бога узрит».

Но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства.

Главной причиной преступления Раскольникова становится его теория об обыкновенных и необыкновенных людях. Замысел романа рождается у Достоевского на каторге. В 1859 автор писал брату «В декабре я начну.

Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения». Каковы причины, побудившие Раскольникова на — убийство старухи-процентщицы и — причины, останавливающего его (по — роману Ф «Действие современное, в нынешнем году», — писал он в одном из писем.

Достоевского «Преступление и наказание»)

Вообще, все «Преступление и наказание» — это история неправильных выборов главных героев. Неправильных выборов, которые, однако, каким-то образом дают Богу шанс.

Но одно событие, пожалуй, далеко выделяется из других по своей яркости (не внешней — каким-то образом многие читатели умудряются вообще не обратить на него внимания) и по тому вызову, который оно бросает сознанию читателя. Это событие — спусковой крючок убийства, и Раскольникову оно кажется «каким-то предопределением судьбы его» (6, 50).

После сна о лошадке Раскольников просыпается с ярким осознанием невозможности замысленного, на душе его становится «легко и мирно» — и он произносит молитву: «Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей» (6, 50).

А вот затем начинается странное. Раскольников, уставший, идет домой, но почему-то делает бессознательно «очевидный и совершенно ненужный» крюк, проходит через Сенную площадь — и именно там слышит разговор Лизаветы с мещанами-торговцами, которым она обещает прийти для заключения сделки в седьмом часу — и таким образом Раскольников, совершенно точно и абсолютно не вызывая подозрений, узнает, что старуха завтра в это время останется дома одна. И он воспринимает услышанное как приговор. Приговор, заметим, не старухе — себе: «Он вошел к себе, как приговоренный к смерти» (6, 52). За время этого лишнего и совершенно ненужного крюка произошло нечто, что полностью уничтожило его «волю и свободу рассудка», как говорит Достоевский. Этот лишний и совершенно ненужный крюк в несколько минут станет причиной лишнего и совершенно ненужного крюка в его жизни, который растянется в общей сложности на девять лет; мгновенно уничтоженная воля приведет к девятилетнему лишению свободы.

Роман Преступление и наказание написан в середине девятнадцатого столетия великим писателем Ф. М. Достоевским. Является очень психологическим и в то же время философским произведением. Достоевский описывает психологическое состояние человека (чуть ли не душевную болезнь) которое приводит его к преступлению и затем последующие моральные терзания. Достоевский провёл психоанализ, задолго до К.Юнга и З. Фрейда.

Он описал на сколько внешняя среда и отношение людей может поставить человека (личность) на грань, как эта личность пытается вырваться из этого «заколдованного» круга, борется но в итоге «бес» побеждает. Что то вроде этого Достоевский описал в своём романе про революционеров «Бесы».

Мысли Раскольникова: возвысится над окружающими, массой, только он имеет право (на убийство). Здесь Достоевский конечно отталкивается от теории Ницше о «сверхчеловека». Он и описывает Раскольникова как человека, который пытается стать сверхчеловеком через преступления, нарушив моральные и правовые нормы общества в котором живёт.

Раскольников идёт на убийство именно для того чтобы перешагнуть через все нормы и проверить способен ли он, «тварь трусливая?» или способен. Раскольников очень беден, живёт в крохотной каморке, напоминающей гроб. Это лето очень душно и жарко, периодически у него начинается горячка. Именно окружающие условия и бедность его толкают на преступление.

Он стремится не изменить мир, а своё собственное существование и бросить вызов жизни. Юношеская романтика из него вовсе выветрилась, бедность, голод не оставили от неё и следа.

Конспект урока «Путь Родиона Раскольникова к преступлению»

Предпосылки преступления задаются с первых же страниц романа, хотя автор пока не обрисовывает причины. В первой же сцене описывается страх главного героя за приметную шляпу, когда он хочет заложить часы процентщице, его посещают мысли о некоем страшном событии, которое скоро произойдет. Подталкивают Раскольникова к совершению преступления внешние события: сначала он слышит разговор студента и офицера именно про эту процентщицу, потом узнает, что старуха в определенное время остается одна, ее сестры не будет.

Внешней причиной, толкающей героя на преступление, являются испытываемые им моральные страдания при виде безответных и униженных людей. Герой наблюдает историю семейства Мармеладовых и проникается жалостью к Соне и ненавистью к бездушным растлителям вроде Свидригайлова или франта на мосту. Письмо матери, в котором она повествует о жертве, приносимой ради него сестрой, также утверждает героя в мысли о необходимости противодействовать злу в лице таких жестоких и беспринципных людей, как Лужин или процентщица.

Убийство старухи в таком контексте отвечает на важный для читателя вопрос о том, что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы:

  • во-первых, пытается утвердиться в своем праве на исключительность, избранность;
  • во-вторых, хочет совершить благое дело для людей, избавив его от такого общественного паразита, как эта процентщица.

Однако автор посредством сюжетных поворотов дает понять читателю, что герой заблуждается в своей теории. Сначала некстати возвращается Лизавета, которую Раскольников не собирался убивать, потом его под угрозу разоблачения ставит случайный посетитель старухи.

  • Уже месяц бедный студент Раскольников обдумывает убийство старухи-процентщицы. Полтора месяца назад он начал закладывать у старухи вещи.
  • В 1-ый день Раскольников идет к старухе-процентщице, чтобы изучить детали (где старуха хранит ключи, деньги и т.д.).
  • В распивочной Раскольников знакомится с пьяницей-чиновникм Мармеладовым, который рассказывает о своей дочери Соне.
  • Раскольников бродит по улицам, размышляя о преступлении. На улице он случайно слышит, что Лизавета, сестра старухи, будет отсутствовать дома завтра в 7 часов вечера. Раскольников берет это на заметку.
  • Раскольников просыпается под вечер. Он берет топор и идет к старухе к 7 часам вечера. Он убивает старуху и ее сестру Лизавету, которая внезапно приходит домой. Раскольников берет драгоценности и деньги старухи и уходит незамеченным из квартиры. Придя домой, он засыпает.
  • Утром Раскольникову приносят повестку о том, что ему нужно явиться в контору в 11 утра сегодня. В конторе с ним говорят по поводу долгов за квартиру. Раскольников пишет объяснительную. Он слышит, как чиновники обсуждают убийство старухи, и падает в обморок в конторе. Это вызывает подозрения у чиновников.
  • Раскольников прячет награбленные драгоценности и деньги под большим камнем в одном из дворов Петербурга.
  • Раскольников приходит в трактир, где встречает работника конторы Заметова. Раскольников намекает ему на то, что он – убийца. Заметов рассказывает об этом странном разговоре коллегам по конторе.
  • Раскольников снова идет на место преступления в дом процентщицы, где задает странные вопросы жителям. Поведение Раскольникова смещает одного мещанина. Тот позже доложит от об этом следователю Порфирию.
  • Раскольников видит на улице раздавленного лошадьми чиновника Мармеладова. Он помогает отнести раненого домой. Мармеладов вскоре умирает на руках у дочери Сони. Так Раскольников впервые видит Соню.
  • К Раскольникову приезжают его мать Пульхерия Александровна и сестра Дуня. Женщины переживают о том, что Раскольников ведет себя странно.
  • Раскольников и Разумихин идут к следователю Порфирию Петровичу, чтобы заявить о вещах, заложенных у старухи-процентщицы. Порфирий уже подозревает Раскольникова, но играет с ним в «кошки-мышки». Раскольников старается не выдать себя. Порфирий приглашает его прийти к нему завтра по поводу заложенных вещей.
  • Раскольников идет к Соне и обещает рассказать ей, кто убил старуху и Лизавету. Господин Свидригайлов, снимающий жилье за стеной, подслушивает разговор. Он понимает, что Раскольников – убийца.
  • В 11 утра Раскольников приходит в контору к Порфирию Петровичу. Тот намекает Раскольникову на свои подозрения. Раскольников чувствует опасность, но знает, что против него нет улик (это вторая встреча Порфирия и Раскольникова). Во время этой беседы к Порфирию приводят маляра Миколку, который признается в убийстве старухи (на самом деле Миколка невиновен). Порфирий просит Раскольникова уйти.
  • Раскольников приходит домой. К нему заходит мещанин, который донес Порфирию о его странном визите на квартиру старухи. Мещанин просит у Раскольникова прощения за то, что считал его убийцей старухи.
  • Раскольников идет к Соне и рассказывает о своем преступлении. Соня советует ему признаться во всем полиции. Свидригайлов подслушивает беседу за стеной. Он собирается использовать этот секрет, чтобы шантажировать Дуню Раскольникову, в которую он влюблен. Свидригайлов надеется таким образом добиться Дуни, но в конце концов ему ничего не удается.
  • Раскольников спит до обеда. К нему приходит Разумихин, который сообщает, что дело об убийстве старухи раскрыто и Миколку «взяли». Разумихин уходит.
  • Внезапно к Раскольникову приходит Порфирий Петрович. Он говорит ему, что считает его убийцей старухи и Лизаветы. Порфирий советует Раскольникову явиться с повинной, чтобы уменьшить срок, иначе он арестует его через 40-50 часов. Раскольников не признается в убийстве, так как считает, что улик против него нет. Порфирий уходит.
  • Вечером Раскольников сам идет к сестре и матери в гостиницу. Он говорит матери о том, что любит ее. Мать чувствует, что с сыном происходит что-то страшное.
  • К Раскольникову приходит сестра Дуня. Она признается, что уже знает правду о его преступлении (ей расскала Соня).
  • Раскольников идет к Соне. Та надевает на него крестик. От Сони Раскольников идет на улицу, где встает на колени перед народом. Затем он идет в контору и признается в убийстве.

Это была история преступления Раскольникова по дням: описание событий, хронология, этапы в таблице.

Нужда и связанные с нею унижения и обиды для самолюбивого юноши Раскольникова послужили одним из первых толчков к принятию решения (см. также статью Теория Раскольникова). Закладывая свои вещи у старухи, занимавшейся ростовщичеством, Раскольников испытывал отвращение и злобу, вызываемый в нем видом и всей обстановкой зловещей процентщицы. И когда однажды ему удалось нечаянно подслушать в пивной беседу двух молодых людей по вопросу об убийстве, то доводы одного из них были как бы отголоском бессознательного убеждения самого Раскольникова.

Преступление и наказание: анализ эпизода убийства старухи-процентщицы

45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60-х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.

Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен». Его поступки, высказывания, переживания выдают в нем высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Родион воспринимает чужую боль немного острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, он дает деньги на похороны Мармеладова, которого едва знает. С презрением он относится к тем, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Разумихин – преданный друг Раскольникова, и Соня – несчастная жертва гниющего общества – восхищаются им. Даже его преступление не может поколебать эти чувства. С уважением относится к нему следователь Порфирий Петрович, человек умный, раньше других догадавшийся о его преступлении.

Как же могло так случиться, что такой человек совершает чудовищное злодеяние? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за «униженных и оскорбленных», совершил убийство «по теории», которая была рождена социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Сам раскольников находится в нищенском состоянии, на каждом своем шагу он видит нищету и унижение близких ему людей, таких же «униженных и оскорбленных», как и он сам. Условия жизни, в которых приходится существовать молодому человеку, и породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория вылилась в преступление.

Сама идея «убийства по совести» родилась у Раскольникова уже давно. Он рассказывает, что ее принципы изложены им в статье, которую опубликовал некоторое время назад. От простой теории до ее осуществления на практике Родиону пришлось сделать всего несколько шагов. В последние три дня перед преступлением он сталкивается с тремя человеческими трагедиями, которые и толкают его на преступную тропу.

В отвратительном, грязном трактире, под крики пьяных, слушает раскольников исповедь Мармеладова о своей жизни, о том, как он опустился на дно, пропил все, что у него было, обрек на нищенское существование свою семью. И теперь старшая дочь Сонечка вынуждена работать на улице, чтобы хоть как-то помочь семье. Этот рассказ производит на Родиона большое впечатление. Его бунтующая душа не может смириться с такими трагедиями. По его мнению, человек не должен смиряться и терпеть, а должен выйти за преграды, переступить их.

Еще одним ударом стало письмо матери, сообщившей, что сестра Дуня готова выйти за нелюбимого и противного ей человека. Подобно Соне, она готова пожертвовать собой ради своего брата и матери. Встреча с Соней становится для него последним толчком, после которого он и идет на убийство старухи, которая воспринимается им как воплощение жестокости окружающего мира.

Для Раскольникова убийство старухи становится своего рода проверкой. Сможет ли он выдержать испытание кровью? Вошь ли он, как все, или же человек? Поэтому для Раскольникова человеком становится только тот, кто может переступить через кровь, а все остальные приравниваются к «тварям дрожащим».

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление «преступления» и «наказания» в композиции романа. Композиционная роль «снов» Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Оценка романа в критике.

Федор Михайлович Достоевский — величайший русский писатель, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Максим Горький писал о нем: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру».

Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки душа к постижению истины.

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему.

Если рассмотреть преступление Раскольникова с этой точки зрения, то можно понять, что Достоевский выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников — человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий».

«Право имеющие» используют другие средства для достижения своих целей.

Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова — это игнорирование христианских заповедей. Следовательно, в глазах Достоевского, Раскольников совершает первое главное преступление — перед Богом, второе — убийство — перед людьми.

На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик.

Теория эта стара как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовались давно. Еще Ницше придумал для себя лозунг: «Цель оправдывает средства». Именно это высказывание и является основным аргументом в теории Раскольникова. Испытывая определенные материальные сложности, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить и получить средства для достижения своих целей. При этом он постоянно мучается одним вопросом: имеет ли он право на преступление юридических законов? Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, чем те, которые требуют исполнения его идеи («спасительной, может быть, для человечества»).

Итак, «обыкновенный» или «необыкновенный» человек Раскольников?

Этот вопрос его волнует более старухиных денег.

Естественно, что Достоевский не согласен с философией Раскольникова. Автор заставляет и его самого в ней разубедиться. Можно сказать, что сюжет романа имеет зеркальный характер: сначала преступление христианских заповедей, потом убийство, затем истинное раскаяние, очищение, воскрешение для новой жизни.

В итоге Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни, так же как и сам Достоевский обрел истину через страдание. Необходимость страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья — это и есть философия Достоевского. Достоевский, веря в искупительную, очищающую силу страдания, раз за разом, в каждом произведении вместе со своими героями переживает его. Проводником философии Достоевского в романе «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, вся жизнь которой — самопожертвование. Силой любви и способностью терпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему воскреснуть.

Философские вопросы, над решением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих людей. Ницше создал теорию «суперчеловека», которому все позволено. Мне кажется, что именно она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

Поэтому гуманистическая позиция Достоевского, хотя и скованная рамками религиозных воззрений автора, имеет огромное значение.

Достоевский показал внутренний духовный конфликт: рационалистическое отношение к жизни («теория о сверхчеловеке») вступает в противоречие с нравственным чувством, с духовным «я». Для того чтобы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное «я» человека.

Рецензия. В сочинении «Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие» выпускник ставит философский вопрос: обыкновенный или необыкновенный человек Родион Раскольников.

Путем умозаключений приходит к выводу, что теория сверхчеловека находится в страшном противоречии с нравственным чувством, с духовным «я».

Сочинение написано логично, хорошим литературным языком; в нем выражена личностная позиция автора.

Мотив Петербурга, образ Петербурга в произведениях Достоевского — неизменный мотив, неизменный образ. Поэтому понятие «Петербург Достоевского» давно и прочно вошло в обиход критиков и исследователей русской литературы. Всякий, кто хоть раз бывал в Северной Пальмире, читая петербургские романы Достоевского, мысленно обязательно проецирует происходящие в них события на улицы и площади реального Петербурга, ведь писатель часто с топографической точностью указывает адреса своих героев и маршруты их передвижений по городу. Петербург Достоевского — это не литературный двойник реального города, а целый своеобразный мир, «умышленный» город, живущий напряженной внутренней жизнью, в котором страдают от унижений и оскорблений, терзаются над «проклятыми вопросами бытия» герои романов писателя.

Роман открывается действием, которое происходит в грязных петербургских трущобах, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты — «лохматники», женщины, отвергнутые обществом, оборванные, голодные, нищие дети. Везде «темно, душно, грязно», «грязь, вонь и всякая гадость».

Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко враждебен и неприятен всему здоровому. Петербург Достоевского — своеобразный герой романа, жестокий и антигуманный.

В романе «Преступление и наказание» мы с первой страницы оказываемся на грязных петербургских улицах, вместе с Раскольниковым заходим в темные «колодцы» и глухие дворы, поднимаемся по узеньким лестницам, попадаем в распивочные, трактиры, доходные дома, столь густо заселенные, что они порой напоминают Ноев ковчег. Даже зной, духота и зловоние — неизменные атрибуты жаркого петербургского лета — используются Достоевским не столько в качестве характеристики обстановки действия, сколько как выражение психологического состояния человека, чувствующего себя запертым в этом «каменном мешке». Очень важное значение имеет в романе описание жилища Раскольникова. Это маленькая комнатка с убогой обстановкой, напоминающая то гроб, то шкаф. Герой ощущает себя в ней словно в тюрьме и постоянно испытывает потребность выйти из этих мрачных стен. Правда, и вне пределов своей «конуры» он не находит облегчения: именно в такой обстановке и могла зародиться теория Раскольникова, приведшая его в конечном итоге к преступлению.

Ничем не лучше и комнатушка в самом конце лестницы, на самом верху, под крышей, в которой ютится семейство Мармеладовых. Достоевский вновь предельно точен в ее описании: читатель запомнит и «закоптелую дверь», и «дырявую старую простыню», служившую в качестве перегородки. Дело не только в нищете, которая является неизбежным уделом бедняков. В сущности, у героев Достоевского вообще нет дома как такового, самое большее, чем они обладают, — это временное пристанище, в котором сами они чувствуют себя крайне дискомфортно. Однако какими бы убогими и жалкими ни были их углы, перспектива быть выброшенными на улицу, остаться вовсе без крыши над головой еще страшнее. А эта угроза постоянно витает и над Раскольниковым, и над Разумихиным, и над Мармеладовыми, и над тысячами таких же, как они, парий общества. О Раскольникове, например, сказано, что он нанимал каморку «от жильцов», то есть у тех, кто сам не имеет собственного дома и, в свою очередь, снимает квартиру. Это не только точная деталь, но и символ крайней неудовлетворенности, неукорененности героев.

Встав на точку зрения своих «маленьких героев», Достоевский почти демонстративно избегает парадных городских пейзажей, описания архитектурных красот столицы. Когда же Раскольников вдруг выходит на набережную Невы и обращается лицом к Зимнему дворцу, он чувствует, что от этой великолепной панорамы на него «веет необъяснимым холодом», «духом немым и глухим» полна для него эта картина. Напротив, большое значение в романе приобретают сцены, разворачивающиеся в многолюдных местах. Достоевский часто выносит действие на улицу, на площадь, в распивочные. На фоне этого постоянного многолюдья еще острее воспринимается одиночество не только главного героя, но и большинства других персонажей романа. Изображаемый Достоевским мир петербургской жизни — это мир всеобщей некоммуникабельности, непонимания, равнодушия людей друг к другу. Исключения из этого правила редки, но оттого тем более ценны. Исповедь Мармеладова постоянно прерывается насмешками распивочной, и только Раскольников оказывается способен выслушать и понять этого несчастного человека. Заламывая руки, бьется в истерике Катерина Ивановна, а для собравшейся поглазеть толпы происходящее — это лишь своего рода спектакль, забава. Видно, прав был Мармеладов, когда говорил о том, как страшно человеку, «коли идти больше некуда». А сколько еще эпизодических персонажей, на одно лишь мгновение попадающих в поле зрения писателя, судеб встречаем мы в романе: это и ребенок, «надтреснутым голосом» распевающий «Хуторок» под аккомпанемент шарманки, и утопленница, бросившаяся с моста в реку, и преследуемая франтом, ищущим известных удовольствий, пьяная девочка на бульваре, и переругивающиеся между собой оборванцы, и пьяный солдат с папироской, и многие другие.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» считается одним из наиболее «проблемных» произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и отразил безысходность в жизни многих людей, вскрыл нравственные пороки общества, вызвав ожесточенные споры, которые продолжаются и по сей день. Главный герой романа – Родион Раскольников – бедный студент Петербургского университета. В уме Раскольникова рождается идея деления людей на обыкновенных и необыкновенных. Необыкновенные люди, считает Раскольников, это великие личности, творцы истории, которые не останавливаются ни перед чем ради идеи.

Достоевский оказывается пророком, так как теория Раскольникова во многом перекликается с теорией богочеловека Ницше, возникшей уже на рубеже столетий. Следовательно, мы уже не имеем права называть Раскольникова психически больным человеком, и идея его не случайна, а закономерна и соответствует веяниям времени.

Достоевский говорит о том, что подобного рода идеи могут рождаться только в нездоровом обществе. В романе сама среда, образ жизни людей становятся причиной рождения этой ужасной теории. Петербург сравнивается Достоевским с домом без форточек: все погрязли в разврате, пошлости, среда неумолимо затягивает людей, делает их либо бесчеловечно жестокими, либо совершенно бессильными, в любой момент готовыми совершить самоубийство.

Одержимый страшной идеей, Раскольников решает проверить свою теорию на самом себе, для чего и замышляет убийство старухи процентщицы. Однако Раскольников не учитывает тот факт, что у каждого человека есть душа, нравственный стержень, моральные устои, которые в любой момент могут восстать против рассудочных выводов и решений. В начале романа живую, искреннюю, сопротивляющуюся злу душу Раскольникова подавляет холодный, одержимый идеей разум, но в конце его духовное начало снова одерживает победу.

Рассказывая о терзаниях Родиона Раскольникова, Достоевский излагает читателям свою концепцию «почвенничества», развивает христианскую идею, согласно которой каждый человек должен жить по велению своей души. Только двадцать процентов в человеке разума, остальное – душа, считает писатель. Ни в коем случае нельзя вступать в конфликт с самим собой, переступать черту нравственности. Достоевский считает, что нужно жить по вечным христианским законам, веря в Бога, соблюдая заповеди.

Эти идеи Достоевский воплотил в героине своего романа – Сонечке Мармеладовой. Именно вера помогает девушке выжить в ужасных условиях. Жертвуя собой, она спасает от голодной смерти свою семью, идет на панель, забыв о стыде. По-моему, Сонечка – это идеальная героиня романа, воплотившая в себе любовь ко всему человечеству, она – символ величайшего страдания, глубочайшей веры и истинной непорочности.

Раскольников ищет в Сонечке союзницу по преступлению, а она в нем – союзника по наказанию. Только Сонечка по-настоящему понимает Раскольникова, помогает ему разобраться в себе и в окружающих, только ей он рассказывает о своем страшном поступке. Можно даже сказать, что именно Сонечка спасает Раскольникова, убедив его признаться в содеянном. Ведь юридическое наказание – это только формальность. Гораздо глубже и сильнее душевные муки человека, совершившего преступление. В этом-то и состоит трагедия Раскольникова, его наказание.

Несмотря на всю тягостность и мрачность повествования, роман заканчивается достаточно оптимистично. На каторге начинается духовное возрождение Раскольникова. Он признает порочность своей идеи, перед ним открывается дорога в светлое будущее.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» показывает нравственные и психологические искания героев, доказывает актуальность и жизненность христианских норм. Роман говорит о необходимости полноценной нравственной жизни. Глубокий психологизм и философская направленность произведения делают его необыкновенно актуальным в наше «смутное» время, указывая путь к возрождению духовных традиций общества.

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление «преступления» и «наказания» в композиции романа. Композиционная роль «снов» Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Оценка романа в критике.

Федор Михайлович Достоевский — величайший русский писатель, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Максим Горький писал о нем: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру».

Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки душа к постижению истины.

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему.

Если рассмотреть преступление Раскольникова с этой точки зрения, то можно понять, что Достоевский выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников — человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий».

«Право имеющие» используют другие средства для достижения своих целей.

Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова — это игнорирование христианских заповедей. Следовательно, в глазах Достоевского, Раскольников совершает первое главное преступление — перед Богом, второе — убийство — перед людьми.

На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик.

Теория эта стара как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовались давно. Еще Ницше придумал для себя лозунг: «Цель оправдывает средства». Именно это высказывание и является основным аргументом в теории Раскольникова. Испытывая определенные материальные сложности, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить и получить средства для достижения своих целей. При этом он постоянно мучается одним вопросом: имеет ли он право на преступление юридических законов? Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, чем те, которые требуют исполнения его идеи («спасительной, может быть, для человечества»).

Итак, «обыкновенный» или «необыкновенный» человек Раскольников?

Этот вопрос его волнует более старухиных денег.

Естественно, что Достоевский не согласен с философией Раскольникова. Автор заставляет и его самого в ней разубедиться. Можно сказать, что сюжет романа имеет зеркальный характер: сначала преступление христианских заповедей, потом убийство, затем истинное раскаяние, очищение, воскрешение для новой жизни.

В итоге Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни, так же как и сам Достоевский обрел истину через страдание. Необходимость страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья — это и есть философия Достоевского. Достоевский, веря в искупительную, очищающую силу страдания, раз за разом, в каждом произведении вместе со своими героями переживает его. Проводником философии Достоевского в романе «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, вся жизнь которой — самопожертвование. Силой любви и способностью терпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему воскреснуть.

Философские вопросы, над решением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих людей. Ницше создал теорию «суперчеловека», которому все позволено. Мне кажется, что именно она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

Поэтому гуманистическая позиция Достоевского, хотя и скованная рамками религиозных воззрений автора, имеет огромное значение.

Достоевский показал внутренний духовный конфликт: рационалистическое отношение к жизни («теория о сверхчеловеке») вступает в противоречие с нравственным чувством, с духовным «я». Для того чтобы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное «я» человека.

Рецензия. В сочинении «Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие» выпускник ставит философский вопрос: обыкновенный или необыкновенный человек Родион Раскольников.

Путем умозаключений приходит к выводу, что теория сверхчеловека находится в страшном противоречии с нравственным чувством, с духовным «я».

Сочинение написано логично, хорошим литературным языком; в нем выражена личностная позиция автора.

Мотив Петербурга, образ Петербурга в произведениях Достоевского — неизменный мотив, неизменный образ. Поэтому понятие «Петербург Достоевского» давно и прочно вошло в обиход критиков и исследователей русской литературы. Всякий, кто хоть раз бывал в Северной Пальмире, читая петербургские романы Достоевского, мысленно обязательно проецирует происходящие в них события на улицы и площади реального Петербурга, ведь писатель часто с топографической точностью указывает адреса своих героев и маршруты их передвижений по городу. Петербург Достоевского — это не литературный двойник реального города, а целый своеобразный мир, «умышленный» город, живущий напряженной внутренней жизнью, в котором страдают от унижений и оскорблений, терзаются над «проклятыми вопросами бытия» герои романов писателя.

Роман открывается действием, которое происходит в грязных петербургских трущобах, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты — «лохматники», женщины, отвергнутые обществом, оборванные, голодные, нищие дети. Везде «темно, душно, грязно», «грязь, вонь и всякая гадость».

Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко враждебен и неприятен всему здоровому. Петербург Достоевского — своеобразный герой романа, жестокий и антигуманный.

В романе «Преступление и наказание» мы с первой страницы оказываемся на грязных петербургских улицах, вместе с Раскольниковым заходим в темные «колодцы» и глухие дворы, поднимаемся по узеньким лестницам, попадаем в распивочные, трактиры, доходные дома, столь густо заселенные, что они порой напоминают Ноев ковчег. Даже зной, духота и зловоние — неизменные атрибуты жаркого петербургского лета — используются Достоевским не столько в качестве характеристики обстановки действия, сколько как выражение психологического состояния человека, чувствующего себя запертым в этом «каменном мешке». Очень важное значение имеет в романе описание жилища Раскольникова. Это маленькая комнатка с убогой обстановкой, напоминающая то гроб, то шкаф. Герой ощущает себя в ней словно в тюрьме и постоянно испытывает потребность выйти из этих мрачных стен. Правда, и вне пределов своей «конуры» он не находит облегчения: именно в такой обстановке и могла зародиться теория Раскольникова, приведшая его в конечном итоге к преступлению.

Ничем не лучше и комнатушка в самом конце лестницы, на самом верху, под крышей, в которой ютится семейство Мармеладовых. Достоевский вновь предельно точен в ее описании: читатель запомнит и «закоптелую дверь», и «дырявую старую простыню», служившую в качестве перегородки. Дело не только в нищете, которая является неизбежным уделом бедняков. В сущности, у героев Достоевского вообще нет дома как такового, самое большее, чем они обладают, — это временное пристанище, в котором сами они чувствуют себя крайне дискомфортно. Однако какими бы убогими и жалкими ни были их углы, перспектива быть выброшенными на улицу, остаться вовсе без крыши над головой еще страшнее. А эта угроза постоянно витает и над Раскольниковым, и над Разумихиным, и над Мармеладовыми, и над тысячами таких же, как они, парий общества. О Раскольникове, например, сказано, что он нанимал каморку «от жильцов», то есть у тех, кто сам не имеет собственного дома и, в свою очередь, снимает квартиру. Это не только точная деталь, но и символ крайней неудовлетворенности, неукорененности героев.

Выбрав тему своего сочинения, я задумалась над тем, как же его начать. Не знаю почему, но мне было трудновато найти первые слова для этого сочинения, так же как было немного страшно и интересно, когда мы приступали к изучению романа «Идиот». Эти чувства я испытывала потому, что это был Достоевский, тот самый Достоевский, которого знает весь мир. Его произведения, в том числе роман «Идиот», требуют глубокого осмысления, сопричастности читателя. В романе «Идиот» не общество, как мы уже привыкли, судит героя, а герой — общество. В центре романа не «дело» героя, не проступок, а житейская суета сует, которая засасывает в себя героя. Он невольно принимает навязываемые ему знакомства и события. Герой нисколько не старается возвысить себя над людьми, напротив, он сам уязвим. Но он оказывается выше как добрый человек. Он ничего для себя не хочет и не просит. В «Идиоте» нет определенного конца событий. Князь Мышкин выбывает из их потока и уезжает туда, откуда прибыл, в «нейтральную» Швейцарию, опять в больницу: мир не стоит его доброты, людей не переделаешь. Если вспомнить классику мировой литературы, то мы увидим, что у князя Мышкина были предшественники: Дон Кихот Сервантеса, Рыцарь Бедный Пушкина. Но для Достоевского образ князя Мышкина был, наверное, чем-то особенным. «Люблю я ее ужасно», — писал он об идее романа. В поисках нравственного идеала Достоевский пленился образом Христа и говорил, что никаких доказательств его истинности не требуется: все истины корыстны, плод суетного человеческого ума, а Христос просто нужен людям как символ, как вера, иначе рассыплется само человечество, погрязнет в игре интересов. Конечно, знак равенства между Мышкиным и Христом условный, ведь Мышкин — обыкновенный человек.

Но полная нравственная чистота сближает князя Мышкина с Христом. И внешне Достоевский их сблизил: Мышкин в возрасте Христа, каким он изображен в Евангелии, ему двадцать семь лет, он бледный, с впалыми щеками, с пегонькой, востренькой бородкой. Глаза его большие, пристальные. Вся манера поведения, разговора, всепрощающая душевность его, огромная проницательность, лишенная всякого корыстолюбия и эгоизма, безответность при обидах — все это накладывает печать идеальности. Христос с детства поразил воображение Достоевского. После каторги любовь писателя к Христу возросла. В его образе Достоевский видел цель своего творчества. Князь Мышкин — человек, предельно приблизившийся к идеалу Христа. Писателем задуман дерзкий эксперимент: как выглядит современный мир, если смотреть на него с точки зрения Христовой проповеди, такой желанной для избавления от зла.

Как мы знаем, Мышкин лечился в Швейцарии в заведении Шнейдера. Окружающие называли его идиотом, и он не возражал. По приезде в Россию это прозвище за ним сохранилось. Но слово «идиот» в данном случае означало просто «странный человек», «больной человек». В Швейцарии содержал его дальний родственник, некто господин Павлищев. Швейцария введена, на мой взгляд, тут не случайно: с ее горных вершин и пришел Мышкин к людям. Бедность и болезненность Мышкина, когда и титул-то «князь» звучит как-то некстати, знаки его духовной просветленности, близости к простым людям несут в себе нечто страдальческое, родственное христианскому идеалу. И по русским народным поверьям, юродивый ближе к святости, а в Мышкине вечно остается нечто младенческое — да глаголет истина его устами. Несмотря на свою молодость, он совершенно лишен плотского начала, об этом можно судить по тому, как разворачиваются отношения его с Настасьей Филипповной и Аглаей. Его чувства к обеим женщинам совсем не назовешь любовью мужчины к женщине. Любовь Мышкина не приживается в мире корысти, хотя и остается идеалом. Он считает, что жалость, сострадание — вот первое, в чем нуждается человек. Князь Мышкин попадает в сложный переплет событий. Он яблоко раздора между Аглаей и Настасьей Филипповной. Каждая из женщин пытается по-своему завоевать любовь Мышкина. Достоевский не скрывает, что его князь-Христос запутывается в неодолимых житейских противоречиях. Финал его отношений с обеими женщинами печален и трагичен. Мышкин — воплощение «христианской» любви. Но такую любовь, любовь-жалость, не понимают, она людям непригодна, слишком высока и непонятна. Наверное, поэтому и погибает Настасья Филипповна, поэтому и остается бесконечно несчастной Аглая.

Дорога ее элементы правила поведения на дороге Дорога и ее элементы 1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины: (Примечание автора: мы рассмотрим основные термины и определения не в алфавитном порядке, а объединив их по смыслу) Дороги, их виды, элементы и прилегающие к ним […]
Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя Карта социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя Муниципальное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Аистенок» социально-психологического сопровождения […]
Блуд и наказание О покаянии и блуде Проповедь в Неделю блудного сына Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих.
(
Лк. 15: 18–19) Сегодняшнее Святое Евангелие, как и Евангелие минувшего воскресенья, имеет ту же […]
Недорогие дома для круглогодичного проживания Недорогие дома для круглогодичного проживания Иметь тёплый загородный дом мечтает каждый. Возможность возведения построек из бруса для многих превращает мечту в реальность.
Благодаря своим эстетическим и эксплуатационным характеристикам, этот строительный материал […]
Исправление ошибок через суд Каков порядок и условия исправления ошибок в решении суда? Какие документы выдает суд после вступления в законную силу определения об исправлении ошибок в решении суда ? КАС РФ статья 184.

Родион Романович Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», появляется перед читателем на первых страницах произведения. Внешне это самый обычный молодой человек, бедный, одетый в лохмотья, бывший студент, доведённый до отчаянного положения. Но именно в его душе разворачивается сложнейший нравственный конфликт всего человечества — имеет ли человек право преступить закон во имя высшей цели или нет. По мнению Раскольникова все люди делятся на два типа — «твари дрожащие» и те, кто «право имеют».
Излагая свои мысли в статье, Родион пишет, что величайшие личности, «творцы истории», нарушают законы, их не останавливают ни жертвы, ни кровь, ни насилие. Именно такие люди, по мнению Раскольникова, имеют власть нам всем «муравейником», руководят всей «тварью дрожащей».
Р.
Раскольников задаётся вопросом, а к какой же категории принадлежит он: «Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я преступить или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Преступив закон, он убивает старушку — процентщицу Алёну Ивановну и её сестру Елизавету. Этот день, день преступления, оказался для него роковым.
Всё, что было дальше, до каторги, до финальной встречи Роди с Соней в «Эпилоге» — это наказание. На страницах романа читатель видит, что эксперимент Раскольникова над собой не удался, убийство привело его к другому результату, нежели чем тот, которого он ожидал.
Герой не может совладать с собой, он мучается, страдает, терзает себя, постоянно находится в состоянии, близком к сумасшествию, в нём происходит внутренняя борьба. Он не похож ни на Лужина, ни на Свидригайлова, которые, совершив преступление, продолжают спокойно жить дальше, не обращая внимания на свои прошлые грехи.
Родиону не удаётся жить по правилам людей, которые «право имеют». Совесть, мучающая Раскольникова после убийства, именно она объединяет его с человечеством и не даёт ему спокойно пожинать плоды своего преступления.
Спустя две недели Р. Р. Раскольников является на явку с повинной.

Роман Ф.М.
Достоевского «Преступление и Наказание» является культовым и поднимает вечные вопросы, на которые каждый должен дать ответ сам себе. Один из таких вопросов: почему Раскольников страдает, что приводит его к душевным мукам, и в чём состоит наказание?

Преступление

Изначально Родион Раскольников раздумывает над теорией сильной личности. Будучи молодым человеком и нигилистом, считающим, что все правила и устои изжили себя и ничего хорошего новому обществу не приносят, он хочет перевернуть вес мир. Он желает наполнить его сильными личностями, способными на всё, а, как известно, хочешь изменить мир – начни с себя. За идеал сильной личности Раскольников принимает выдающегося человека своего времени – Наполеона Бонапарта. Именно он в его глазах – сильная личность, способная на всё ради власти, в том числе и на убийство.
Убийство старухи-процентщицы для Родиона становится испытанием собственной души. Поставив себя на порядок выше обычных людей, «тварей дрожащих», Раскольников считает, что сможет убить и остаться спокойным, так как данное преступление в его голове выглядит как благо во имя общества.

Раскольников.
Иллюстрация И.Глазунова к роману Достоевского «Преступление и наказание»
Раскольников – бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Отзывчивый, добрый по натуре, принимающий близко к сердцу чужую боль, он вместе с тем необычайно горд и убеждён в своей исключительности. Размышляя о том, как избавить человечество от страданий, он создаёт свою теорию, которую хочет испытать в виде «пробы». Именно с этой теории начинается у Раскольникова путь к убийству.

Свою теорию Раскольников подробно изложил в статье, которую опубликовали в журнале «Периодическая речь». Суть теории в следующем. Люди, по мысли героя романа, делятся на два разряда: бессознательную, бесправную толпу («тварь дрожащую») и на героев, которым всё дозволено («власть имеющих»). Два имени среди последних особенно волнуют Раскольникова: Магомет и Наполеон. Имя французского императора не только будоражило умы, но и стало символом, знаком – для него нет ничего невозможного, запретного в этой земной жизни. Любовь юношества к Наполеону постепенно превращается в культ: ведь он же смог!
Раскольникова интересует не столько судьба Наполеона, сколько его «моральный кодекс»: завоевал Европу, пролил столько крови! Был капралом – стал императором! Раскольников рассуждает: «Чем этот человек отличается от меня? Тем, что посмел».
Так постепенно теория Раскольникова начинает воплощаться в жизнь.

Итоговое сочинение для выпускников школ: темы, комментарии, материалы

Герои: Родион Раскольников, Соня Мармеладова

Литературный пример: Раскольников решается на преступление ради своих близких, ведомый жаждой мести за всех обездоленных и бедных людей того времени. Им руководит великая идея -помочь всем униженным, обездоленным и поруганным современным обществом. Однако реализовывается это стремление не совсем благородно. Решение проблемы безнравственности и беззакония не было найдено. Раскольников стал частью этого мира с его нарушениями и грязью. ЧЕСТЬ: Соня спасла Раскольникова от душевного падения. Это для автора самое главное. Можно заблудиться и запутаться. Но выйти на правильный путь – дело чести.

Назад

Герои: Родион Раскольников, Соня Мармеладова

Литературный пример: В романе Достоевский оставляет победу не за сильным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, покорности. «Преступление и наказание» содержит глубокую правду о невыносимости жизни в капиталистическом обществе, где побеждают Лужины и Свидригайловы с их лицемерием, подлостью, эгоизмом, а также правду, вызывающую не чувство безысходности, а непримиримую ненависть к миру лицемерия.

Назад

Герои: Родион Раскольников

Литературный пример: Теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути. Герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов; но не учитывает того, что «заурядный» не способен стать «сверхчеловеком». Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории. Идея вседозволенности, приводит к разрушению человеческой личности или к порождению чудовищ.. Обнажается ошибочность теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.

Назад

Герои: Родион Раскольников

Литературный пример: Либо поступок совершает человек, ведомый чувством, либо поступок совершается под влиянием разума персонажа. Поступки, совершенные Раскольниковым, обычно великодушны и благородны, тогда как под влиянием разума герой совершает преступление (Раскольников оказался под влиянием рациональной идеи и захотел проверить ее на практике). Раскольников инстинктивно оставил деньги на подоконнике Мармеладовых, но потом пожалел об этом. Противопоставление чувств и рациональных сфер очень важно для автора, который понимал личность как соединение добра и зла.

Назад


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *