- Оспорить ДТП

На какую дату должны начисляться пени по решению выездной налоговой проверке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На какую дату должны начисляться пени по решению выездной налоговой проверке». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

«Налоговые» пени – вопросы и ответы

Для целей исчисления налога на прибыль санкции за нарушение договорных обязательств, признанные должником добровольно или подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, учитываются в составе внереализационных доходов организации (п. 3 ст. 250 НК РФ).

На основании ст. 317 НК РФ, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, при методе начисления дата получения дохода в виде санкций за нарушение договорных обязательств является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина РФ от 25.08.2017 N 03-03-07/54554. Другими словами, если судом принято решение о выплате организации неустойки, то у налогоплательщика обязанность по начислению внереализационного дохода в части установленной судом суммы неустойки возникает на дату вступления в силу решения суда.

По присужденным судом пеням, точная сумма которых еще не понятна (т.е. пени, которые ответчику исчисляются со дня принятия решения судом до момента исполнения решения) правила признания в пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ не установлены.

Для этой ситуации Минфин РФ разъяснил, что такие доходы признаются по общим принципам признания доходов при методе начисления. То есть, доходы в виде суммы пеней со дня принятия судом решения до момента фактического погашения долга, подлежащие уплате на основании данного решения суда, учитываются для целей налогообложения прибыли на конец соответствующего отчетного периода (налогового периода) или на дату фактического погашения долга — в зависимости от того, какое событие произошло ранее (смотрите письмо Минфина РФ от 15.01.2018 N 03-03-06/1/1026).

Если же должник готов признать санкции по хоздоговору без обращения в суд, то дата признания внереализационного дохода у получающей стороны определяется по дате документа, свидетельствующего о согласии уплатить сумму санкций. Форма такого документа произвольна.

К ним можно отнести, например, двусторонний акт, подписанный сторонами, соглашение о расторжении договора, акт сверки, письмо должника, подтверждающее факт признания должником нарушения обязательства и позволяющий определить размер признанной суммы (смотрите, например, пункт 3 письма Минфина РФ от 10.11.2017 г. N 03-03-06/2/74188).

Кроме того, обстоятельством, свидетельствующим о признании должником обязанности уплатить пени, является также фактическая уплата их кредитору (письмо Минфина РФ от 19.02.2016 N 03-03-06/1/9336).

Если при невыполнении контрагентом договорных обязательств организация не предпринимала мер по истребованию предусмотренной договором неустойки, а контрагент не совершает никаких действий по ее признанию, то внереализационный доход не возникает.

Наступление определенных договором обязательств, являющихся основанием для предъявления должнику претензии или подачи иска в суд, само по себе не приводит к образованию дохода, учитываемого на основании пункта 3 ст. 250 НК РФ (письмо Минфина РФ от 16.08.2010 N 03-07-11/356).

К понятию «пеня» не имеют отношения, хотя и несколько схожи с ней, понятия «штраф» и «неустойка». Так, под штрафом в гражданском законодательстве, равно как и в налоговом, принято понимать наказание за преступление, которое было совершено разово или длящееся некоторый период времени, выраженное в точно обозначенной сумме или в проценте от полученной нарушителем выгоды.

Нормами налогового законодательства предусмотрены ситуации, когда пени не начисляются совсем. Так, недоимка, которая образовалась у добросовестного плательщика, путем выполнения тех разъяснений, которые ему были даны от налоговых органов и других уполномоченных органов, а так же в ходе следования инструкциям после мониторинга налоговых органов. При этом все данные плательщик предоставил верные и точные.

Рассмотрим часть 1 статьи 75 налогового кодекса:

1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Порядок оплаты доначислений по выездной проверке

Пени рассчитываются за каждый день нарушения срока уплаты налога. Первый день, за который начисляются проценты — следующий день после установленного законом дня уплаты налога (сбора).

Пример 1. Срок уплаты налога — не позднее 28 апреля 2017 г. Предположим, налогоплательщик не уплатил сумму налога 28 апреля 2017 г. Следовательно, начиная с 29 апреля, будут начисляться пени. С датой начала начисления пеней все определенно. Возникает вопрос — по какую дату следует начислить проценты.

C 1 января 2017 года порядок расчета пеней по налогам не изменился. Однако с 2017 года налоговое законодательство в полной мере распространяется на страховые взносы (пенсионные, медицинские и страховые взносы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством). В связи с этим, с 2017 года пени по указанным видам страховых взносов следует рассчитывать по правилам статьи 75 Налогового кодекса (п. 7 ст. 75 НК РФ в редакции, действующей с 2017 года).

В случае необходимости налогоплательщик рассчитывает данную сумму самостоятельно в соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ.

  1. Обнаружены ошибки в сданной декларации, и они привели к доплате налога. Если уточнённая налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период при условии, что до представления уточнённой налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (ст.

В преимущественном большинстве случаев, если человек пропускает установленные сроки для оплаты долга вместе с начисленными процентами, то в таком случае уполномоченные сотрудники управляющей компании передают рассмотрение этого дела в судебные инстанции, и на основании данного разбирательства уже будет проводиться процедура принудительного взыскания. Ограничение в предоставлении тех или иных коммунальных услуг используется в том случае, если после отправки гражданам уведомления о наличии задолженности они на протяжении 30 дней не оплатили его.

Начислять пени на недоимку можно не всегда

\r\n

В настоящий момент продолжается переходный период: до 2010 года компании и предприниматели платили единый соцналог, начиная с 2010 года — страховые взносы во внебюджетные фонды. При этом и налоговики, и фонды вправе проверить три календарных года, предшествующие текущему (п. 4 ст. 89 НК РФ и ч. 9 ст. 35 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Значит, проверка, назначенная в 2011 году, охватывает промежуток времени с 2008 по 2010 годы. В этот период попадает как ЕСН, так и взносы. Аналогичным образом дело обстоит с проверками, которые будут назначены в 2012 году.

\r\n

Кто же вправе проводить ревизии: сотрудники ИФНС или инспекторы из фондов?

\r\n

Период времени, начинающийся с 2010 года, целиком и полностью на контроле фондов. Ведь и начисление взносов, и их уплату, и расходование средств на социальное страхование могут проверять инспекторы из ФСС и ПФР. Они же вправе считать пени и штрафовать за нарушения по взносам.

\r\n

Период времени по 2009 год включительно условно поделен между налоговиками и ревизорами из фондов. Доначислить единый соцналог, взыскать недоимку, насчитать пени и оштрафовать могут только сотрудники ИФНС. А вот расходы на цели государственного социального страхования проверяют инспекторы из фондов. Если они выявят нарушение, то примут решение о непринятии расходов, и в течение 10 дней сообщат о нем в налоговую инспекцию.

\r\n

\r\n

Если ФСС не подтвердил расходы, произведенные до 2010 года, организация должна подать уточненные декларации и расчеты по ЕСН. Бухгалтеры часто спрашивают, сколько «уточненок» нужно оформить: за каждый отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев), либо одну за весь налоговый период, то есть за год? Как правило, инспекторы требуют уточнения по каждому отчетному и налоговому периоду. Например, если не подтвержден расход, сделанный в феврале 2009 года, просят сдать четыре «уточненки»: за первый квартал, полугодие, девять месяцев и за 2009 год.

\r\n

В «уточненке» следует отразить измененные данные по расходам на цели государственного соцстрахования. Другими словами, величина произведенных расходов (строка 0700 раздела 2) будет больше, нежели в исходном расчете или декларации. Цифры, которые относятся к величине налоговой базы и возмещению, останутся прежними. Соответственно, сумма к уплате в части налога, перечисляемого в ФСС (строка 0900 раздела 2), окажется больше, чем в исходной декларации или расчете.

\r\n

Недоимку по ЕСН, которая возникла из-за неподтвержденных расходов, следует заплатить в бюджет еще до подачи «уточненок». Обратите внимание: перечислить деньги нужно не на счет ФСС, а на счет налоговой инспекции. При этом в платежном поручении следует указать код бюджетной классификации (КБК), соответствующий единому социальному налогу.

\r\n

\r\n

Страховые взносы, начисленные сотрудниками фонда при проверке, — это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

\r\n

Если это взносы за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.

\r\n

Если взносы относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.

\r\n

Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.

\r\n

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отразить несущественные ошибки надо как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

\r\n

Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

\r\n

В налоговом учете дополнительно начисленные страховые взносы можно принять к расходам. Соответственно, если это взносы за прошлый год, то нужно подать уточненную декларацию по прибыли. В бухучете возникнет постоянная положительная разница и постоянное налоговое обязательство (ПНО).

\r\nПример 1
\r\n
В октябре 2011 года инспекторы из фонда провели проверку и обнаружили, что компания в 2010 году неверно начислила страховые взносы. По итогам ревизии организации доначислили взносы на сумму 15 000 руб.
\r\nБухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.
\r\nВ регистрах за 2011 год появились проводки:
\r\nДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 69
\r\n – 15 000 руб. — доначислены страховые взносы за 2010 год по итогам проверки;
\r\nДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО» КРЕДИТ 68
\r\n – 3 000 руб. (15 000 руб. х 20%) — отражено постоянное налоговое обязательство (ПНО).\r\n

В настоящий момент продолжается переходный период: до 2010 года компании и предприниматели платили единый соцналог, начиная с 2010 года — страховые взносы во внебюджетные фонды. При этом и налоговики, и фонды вправе проверить три календарных года, предшествующие текущему (п. 4 ст. 89 НК РФ и ч. 9 ст. 35 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Значит, проверка, назначенная в 2011 году, охватывает промежуток времени с 2008 по 2010 годы. В этот период попадает как ЕСН, так и взносы. Аналогичным образом дело обстоит с проверками, которые будут назначены в 2012 году.

Кто же вправе проводить ревизии: сотрудники ИФНС или инспекторы из фондов?

Период времени, начинающийся с 2010 года, целиком и полностью на контроле фондов. Ведь и начисление взносов, и их уплату, и расходование средств на социальное страхование могут проверять инспекторы из ФСС и ПФР. Они же вправе считать пени и штрафовать за нарушения по взносам.

Период времени по 2009 год включительно условно поделен между налоговиками и ревизорами из фондов. Доначислить единый соцналог, взыскать недоимку, насчитать пени и оштрафовать могут только сотрудники ИФНС. А вот расходы на цели государственного социального страхования проверяют инспекторы из фондов. Если они выявят нарушение, то примут решение о непринятии расходов, и в течение 10 дней сообщат о нем в налоговую инспекцию.

Если ФСС не подтвердил расходы, произведенные до 2010 года, организация должна подать уточненные декларации и расчеты по ЕСН. Бухгалтеры часто спрашивают, сколько «уточненок» нужно оформить: за каждый отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев), либо одну за весь налоговый период, то есть за год? Как правило, инспекторы требуют уточнения по каждому отчетному и налоговому периоду. Например, если не подтвержден расход, сделанный в феврале 2009 года, просят сдать четыре «уточненки»: за первый квартал, полугодие, девять месяцев и за 2009 год.

В «уточненке» следует отразить измененные данные по расходам на цели государственного соцстрахования. Другими словами, величина произведенных расходов (строка 0700 раздела 2) будет больше, нежели в исходном расчете или декларации. Цифры, которые относятся к величине налоговой базы и возмещению, останутся прежними. Соответственно, сумма к уплате в части налога, перечисляемого в ФСС (строка 0900 раздела 2), окажется больше, чем в исходной декларации или расчете.

Недоимку по ЕСН, которая возникла из-за неподтвержденных расходов, следует заплатить в бюджет еще до подачи «уточненок». Обратите внимание: перечислить деньги нужно не на счет ФСС, а на счет налоговой инспекции. При этом в платежном поручении следует указать код бюджетной классификации (КБК), соответствующий единому социальному налогу.

Страховые взносы, начисленные сотрудниками фонда при проверке, — это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

Если это взносы за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.

Если взносы относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.

Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отразить несущественные ошибки надо как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

В налоговом учете дополнительно начисленные страховые взносы можно принять к расходам. Соответственно, если это взносы за прошлый год, то нужно подать уточненную декларацию по прибыли. В бухучете возникнет постоянная положительная разница и постоянное налоговое обязательство (ПНО).

Пример 1
В октябре 2011 года инспекторы из фонда провели проверку и обнаружили, что компания в 2010 году неверно начислила страховые взносы. По итогам ревизии организации доначислили взносы на сумму 15 000 руб.
Бухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.
В регистрах за 2011 год появились проводки:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 69
– 15 000 руб. — доначислены страховые взносы за 2010 год по итогам проверки;
ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО» КРЕДИТ 68
– 3 000 руб. (15 000 руб. х 20%) — отражено постоянное налоговое обязательство (ПНО).

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки изменился — 2 месяца.

Специальный срок — шесть месяцев предусмотрен по декларациям иностранной компании, которая платит «налог на Google» (п. 2 ст. 88, п. 8 ст. 174.2 НК РФ).

В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же — 2 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения. Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 2-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753).

В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:

  • «Налоговикам рекомендовано по-новому требовать пояснения по без-НДСным операциям»;
  • «Обновлен формат передачи требования о представлении пояснений по НДС».

Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).

Исключением является декларация по НДС. Проверяющие могут продлить срок камеральной проверки по этой декларации на 1 месяц (с 2-х до 3-х месяцев). Это возможно в том случае, если они найдут признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).

Вопреки этому некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.

Дополнительно об этом читайте в статье «Доказательства, полученные за пределами срока камералки, могут быть допустимыми».

Составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.

Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.

Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.

В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.

Заявить вычет можно в любой год, следующий за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы. Но вот вернуть можно лишь налог, уплаченный течение последних 3 лет (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).

В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».

С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.

Пени и штрафы по хоздоговорам: бухучет и налогообложение у получателя

Практически в каждой организации знают о том, что идет проверка финансово-хозяйственной деятельности, по окончании которой будет составлен акт. Так, при камеральной проверке акт составляется в течение 10 дней с момента завершения проверки, а при выездной – в течение двух месяцев после подписания справки о проведенной выездной налоговой проверке.

После составления акта он должен быть подписан лицами, проводившими проверку, а также лицом, в отношении которого она проводилась (либо его представителем). По большому счету вас никто не может заставить подписать акт, но если вы откажетесь, то в нем делается соответствующая отметка. Обычно она звучит так: «Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его представитель), от подписания акта отказалось». В этом случае особо въедливые инспекторы могут привлечь третьих лиц для засвидетельствования данного факта. Стоит понимать, что, хотя никакой ответственности за неподписание акта не предусмотрено, такое поведение может косвенно свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Так что подпись в акте ставить можно и нужно, поскольку такое поведение в дальнейшем не вызовет предвзятого отношения к вам сотрудников налоговой службы. Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового кодекса, акт должен быть вручен проверяемому лицу (его представителю) в течение пяти дней с даты, указанной в акте. Обычно экземпляр акта вручается в момент его подписания, если представитель организации пришел в инспекцию лично. Однако могут возникнуть обстоятельства, когда представители в силу разных причин не могут или не хотят его получать. В таких случаях этот документ должен быть направлен по почте заказным письмом с уведомлением или передан иным способом, который позволяет точно определить дату получения.

Отметим, что противостояние с налоговиками начинается уже на этапе вручения акта проверки. Тут как раз и нужно четко отслеживать все процедурные нарушения контролеров, поскольку в конечном итоге они могут иметь решающее значение. Так, при существенном нарушении процедуры рассмотрения материалов проверки, а также процедуры сбора доказательной базы в дальнейшем решение налогового органа может быть отменено либо целиком, либо в отдельной его части. Вместе с тем не стоит торопиться предъявить претензии налоговикам по данным основаниям, поскольку всегда хорошо иметь запасной «козырь в рукаве». Это объясняется тем, что большинство процедурных ошибок проверяющих могут быть устранены еще в ходе рассмотрения материалов проверки. Для этого руководитель инспекции (его заместитель) может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. А вот на стадии, когда решение по акту проверки уже будет принято и инспекторы не смогут ничего исправить, можно и выложить «джокера»: при нарушении существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля это является основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов.

В этой связи большой интерес представляет дата получения акта, поскольку именно этот день является отправной точкой для начала исчисления срока подачи возражений, срока рассмотрения дела и вынесения решения по нему. То есть от момента получения акта зависят и все последующие этапы, а в некоторых случаях и исход дела.

Итак, если акт проверки отправлен по почте, датой его получения считается шестой день с даты отправки. Но, учитывая то, как «исправно» работает почта, организации могут получить акт и на несколько дней позже. Здесь и начинается путаница в сроках рассмотрения дела, которая может быть выгодна проверяемому. И чтобы понять, как извлечь выгоду из этой ситуации, необходимо напомнить все сроки этапов рассмотрения материалов проверки, а также рассмотреть пример.

Так, с момента получения акта организацией у нее есть 15 рабочих дней (в случае составления акта об обнаружении фактов срок для подачи возражений равен 10 рабочим дням) на ознакомление с актом и, в случае несогласия, представление письменных возражений. По истечении этого 15-дневного срока в течение 10 рабочих дней акт проверки должен быть рассмотрен руководителем (его заместителем) инспекции и принято обоснованное решение. При этом налоговому органу необходимо обеспечить возможность участия налогоплательщика в рассмотрении материалов. Для этого ему высылается уведомление, в котором указывается место, дата и точное время, когда комиссия будет рассматривать акт. Обычно комиссию назначают на первые три дня из десяти, отведенных на принятие решения. Решение может быть принято в любой из десяти дней, а не именно на десятый. То есть его могут принять и в первый день после срока, отведенного на представление возражений. При этом не допускается принятие решения раньше, чем истекут положенные 15 дней, поскольку это может быть расценено как существенное нарушение условий процедуры рассмотрения со всеми вытекающими последствиями.

Это важно

При подписании акта обязательно проверьте дату, то есть когда он составлен. Дело в том, что контролеры часто «грешат» и указывают в нем не текущую дату, а прошедшую.

Пример

Организации был направлен по почте акт камеральной налоговой проверки 1 февраля 2012 года. Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового кодекса, акт будет считаться полученным на шестой день с даты отправки, то есть 8 февраля 2012 года. Фактически акт был получен 10 февраля 2012 года.

Итак, организация или предприниматель все же получили «долгожданный» акт проверки. В первую очередь, конечно же, внимания требуют те выводы налоговиков, с которыми организации не согласны из-за того, что положения норм законодательства о налогах и сборах носят спорный характер и учет тех или иных операций не урегулирован Налоговым кодексом и иными нормативно-правовыми актами.

Для оспаривания таких выводов понадобится использовать весь возможный арсенал, а он достаточно широк. В качестве обоснования своей позиции следует приводить не только нормы кодекса, но также разъяснения Минфина и Федеральной налоговой службы по схожим ситуациям. Хотя письма финансового ведомства не являются нормативно-правовыми актами, о чем упоминается при каждом удобном случае, но все же министерство является вышестоящим органом по отношению к налоговой службе. Следовательно, налоговики в своей работе должны придерживаться мнения, отраженного в письмах.

Кроме того, поддержку своей позиции можно найти и в недавно созданном сервисе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». В данном разделе собраны письма Федеральной налоговой службы, ссылка на которые может снять все претензии налоговиков. Сервис размещен на официальном сайте ФНС. При этом относительно разъяснений Минфина следует помнить, что они обязательны для налоговиков лишь в случае, когда непосредственно направлены в адрес налоговой службы. На этом настаивают как финансисты (письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138), так и сами налоговики (письмо ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/[email protected]). Однако стоит вспомнить подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса, где прямо говорится о том, что инспекторы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 сентября 2006 г. № 13322/04 указано: факт направления письма конкретному лицу по его обращению не исключает более широкого действия данных финансистами разъяснений, если в них содержатся обязательные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение; следовательно, использовать их может кто угодно.

Также следует опираться не только на самые последние письма, но и на те, которые были актуальны в проверяемый период. И если это не поможет избежать доначислений налогов, то как минимум избавит от начисления пеней. Такой вывод следует из анализа пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса. Налогоплательщикам не могут быть начислены пени на сумму недоимки, если таковая возникла вследствие применения в работе позиции ведомственных чиновников. Вина в совершении налогового правонарушения при таких обстоятельствах исключается. Аналогичного мнения придерживаются и арбитражные судьи (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 сентября 2009 г. по делу № А42-1455/2009).

Еще одним значимым источником обоснования своих доводов является сложившаяся положительная для налогоплательщиков судебная практика по спорным вопросам. Еще в письме ФНС России от 11 мая 2007 г. № ШС-6-14/[email protected] было указано: если налоговый орган полагает, что обстоятельства дела сходны с теми обстоятельствами, при которых действия налогового органа признаны незаконными, и у налогового органа отсутствуют основания полагать, что рассмотрение дела в суде закончится в пользу налогового органа, то целесообразно учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику. Можно добавить конкретную позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Но сам по себе факт решения суда не в пользу налогового органа не может являться основанием для исключения из проекта решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения законных и обоснованных выводов о допущенных налогоплательщиком нарушениях законодательства о налогах и сборах (письмо ФНС России от 30 мая 2006 г. № ШС-6-14/[email protected]).

Вместе с тем не будет лишним проверить акт проверки на наличие арифметических ошибок при исчислении налогов. Понятно, конечно, что цифры налоговиками неоднократно перепроверяются, но от ошибок никто не застрахован. Так что если таковые обнаружены, то нужно смело об этом заявлять.

Еще имеет смысл проверить заключительную часть акта, где предложено уплатить определенные суммы налогов, сборов, пеней и штрафов. Это связано с тем, что при доначислении налогов инспекторам необходимо учитывать имеющиеся суммы переплаты на дату уплаты налога за тот период, за который он начисляется. А процедура эта, по признанию инспекторов, не самая простая, в связи с чем допустить ошибку не составит труда. А как следствие будут рассчитаны неверно и пени, и штрафы.

(?) В текущем периоде обнаружили занижение выручки в IV квартале 2013 г. Собираемся подавать уточненные декларации по НДС и налогу на прибыль. Доплачивать налоги нам не надо, так как на сегодняшний день и на конец 2013 г. у нас есть и была переплата по этим налогам, которая покроет нашу недоплату. Надо ли в таком случае исчислить и заплатить пени? И если надо, то как их считать, ведь просрочки платежей по налогам не было.

Е.К. Степанова, г. Москва

Ответ

Пени начислять и платить не надо. Они взимаются только при наличии недоимки. Так, если у компании имеется переплата (в лицевой карточке расчетов с бюджетом), которая равна сумме подлежащего уплате налога или перекрывает ее, то фактически задолженность перед бюджетом отсутствует <3>. Налоговики могут произвести зачет переплаты в счет недоимки самостоятельно, без заявления налогоплательщика <4>. После проведения зачета никаких потерь бюджет не несет <5>. Поэтому пени в таком случае не начисляются.

Кстати, официальных разъяснений чиновников по этому вопросу нет. А суды признают незаконным начисление инспекцией пеней при наличии переплаты <6>.

(?) У нас была переплата по налогу на прибыль, которую мы хотели зачесть в счет уплаты НДС. Мы рассчитали НДС за IV квартал 2015 г. и 20 января 2016 г. подали в инспекцию заявление о зачете переплаты. Решение о зачете инспекция приняла только 29 января, то есть позже установленного срока уплаты НДС. Могут ли налоговики начислить нам пени?

Т.В. Морозова, г. Новосибирск

Ответ

Да, такая вероятность есть. Для проведения зачета имеющейся переплаты в счет предстоящих налоговых платежей требуется заявление от налогоплательщика <7>. Ведь налоговики не знают, какую именно сумму переплаты и в счет какого налога вы хотите зачесть. Инспекции для принятия решения по заявлению дается 10 рабочих дней со дня его получения <8>. При этом обязанность по уплате налога считается исполненной со дня принятия решения о зачете <9>. Минфин из этого делает вывод, что если решение о зачете принято после истечения установленного срока для уплаты налога, то такой налог уплачен несвоевременно. И до даты вынесения решения о зачете (если оно принято в указанный 10-дневный срок) придется уплатить пени <10>. А вот судебная практика по вопросу начисления пеней до даты зачета при наличии переплаты противоречива. Последние решения приняты в пользу налоговиков <11>.

Кстати, если ИФНС не уложилась в отведенные для принятия решения о зачете 10 дней, то пени все равно будут взысканы, ведь налог не был уплачен вовремя <12>. Вопрос здесь только в периоде их начисления. Вот что по этому поводу нам пояснили в ФНС.

Из авторитетных источников

Тараканов Сергей Александрович — Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

«Согласно положениям ст. 44 НК РФ в корреспонденции со ст. 78 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в день принятия решения о зачете излишне уплаченного налога. Одновременно в соответствии со ст. 75 НК РФ пени подлежат начислению за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. В связи в этим, так как НК РФ не установлено иное, пени начисляются до даты принятия решения о зачете, даже если инспекцией нарушен срок, предусмотренный п. 4 ст. 78 НК РФ».

Конечно же, такая позиция крайне невыгодна, тем более что за нарушение срока принятия решения о зачете излишне уплаченных сумм проценты в пользу налогоплательщика не начисляются <13>. Так что подавать заявление о зачете нужно заблаговременно.

(?) Наша организация сдала уточненную декларацию по НДС, сумма налога к доплате была уплачена до подачи уточненки, но пени мы не рассчитали и не уплатили. Может ли организация быть привлечена к ответственности?

В.Е. Павлова, г. Тверь

Ответ

Да, после проведения камеральной проверки уточненной декларации ваша компания может быть оштрафована за неуплату налога в положенный срок <14>. Ведь при подаче уточненки налогоплательщик освобождается от ответственности, в частности, при условии, что до ее представления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени за период просрочки <15>. А если задолженность по пеням не погашена, то и оснований для освобождения от штрафа нет <16>.

Суды в последнее время считают так же <17>.

При этом подача уточненных деклараций и уплата недоимки могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность <18>. То есть размер штрафа по ст. 122 НК РФ может быть уменьшен не менее чем в два раза <19>.

Примечание. Раньше встречались противоположные решения, в которых судьи указывали, что факт неуплаты пеней до представления уточненной декларации сам по себе не образует состава правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ <20>.

Начисляются ли пени на пени по налогам

(?) После увольнения в 2015 г. работника обнаружено, что с части выплаченного ему дохода не был удержан НДФЛ. Могут ли в таком случае с компании как с налогового агента быть взысканы пени? Если да, то за какой период?

А.П. Сергеева, г. Владимир

Ответ

Да, с компании могут взыскать пени <21>. На это указывают суды, в том числе ВАС <22>.

Как известно, если налоговый агент по каким-либо причинам не удержал с выплаченного дохода НДФЛ, он обязан не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, письменно сообщить бывшему работнику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме налога <23>. Получив такое сообщение, работник должен сам не позднее 15 июля года, следующего за истекшим годом, исчислить и уплатить налог в бюджет <24>.

Поэтому пени начисляются налоговому агенту за период с даты, когда он должен был удержать и перечислить налог в бюджет, до 15 июля следующего года <25>.

Примечание. А у ФНС свой взгляд на этот вопрос. Не так давно чиновники высказали мнение, что у налоговых органов вообще нет оснований для взыскания пеней с налогового агента, не удержавшего НДФЛ <26>. Хотя немногим ранее они заявляли, что пени на сумму неудержанного НДФЛ налоговому агенту не начисляются, только если он своевременно сообщил в ИФНС о невозможности удержания НДФЛ <27>.

Однако напомним, что когда письменные разъяснения ФНС по вопросам применения налогового законодательства не согласуются с актами высших судебных органов, то налоговые органы должны руководствоваться актами высших судов <28>. Таким образом, если, несмотря на своевременное уведомление инспекции о невозможности удержать НДФЛ, налоговики все же начислят вам пени, то в суде, скорее всего, поддержки вы не найдете.

(?) По результатам выездной налоговой проверки нашей организации отказано в принятии к вычету НДС за I квартал 2015 г. Вычет был заявлен в квартале оформления счета-фактуры, а товар фактически поступил в следующем квартале. Нам начислили штраф и пени. После вынесения ИФНС решения мы сдали уточненную налоговую декларацию по НДС за II квартал 2015 г., то есть заявили вычет в периоде поступления товара. Штраф уплачен полностью. Мы полагали, что налоговая инспекция должна пересчитать сумму пеней с учетом уменьшения срока недоимки по уточненной декларации. Но в ИФНС ответили, что суммы пеней по акту не пересматриваются. Права ли налоговая инспекция?

Н.В. Поричева, г. Воронеж

Ответ

Инспекция права. К сожалению, в НК РФ нет норм о пересмотре инспекцией решения о привлечении к ответственности за неуплату налога, вынесенного по итогам выездной проверки, в случае последующего представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате.

Да и судьи также приходят к выводу, что подача уточненной декларации после завершения выездной проверки не влияет на законность (незаконность) принятого по ней решения, ведь инспекция не могла учесть уточненные данные <29>. Кроме того, представление после принятия решения уточненных деклараций за период проверки не опровергает факта совершения правонарушения и не отменяет необходимости исполнения обязанности как по уплате налога, так и по уплате пеней.


<1> пп. 3, 4 ст. 75 НК РФ; ч. 3, 5, 6 ст. 25 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; ст. 22.1 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ; Разъяснения ФНС от 28.12.2009; пп. 57, 61 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57 (далее — Постановление N 57)

<2> Указание ЦБ от 11.12.2015 N 3894-У

<3> подп. 5 п. 1 ст. 21, ст. 78 НК РФ

<4> п. 5 ст. 78 НК РФ

<5> Определение КС от 29.05.2014 N 1069-О

<6> Постановления ФАС ЦО от 28.03.2014 N А09-1913/2013; ФАС ДВО от 27.11.2013 N Ф03-5475/2013; 4 ААС от 26.09.2013 N А78-927/2013

<7> п. 4 ст. 78 НК РФ

<8> п. 6 ст. 6.1, п. 4 ст. 78 НК РФ

<9> подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ

<10> Письма Минфина от 25.07.2011 N 03-02-07/1-260, от 02.08.2011 N 03-02-07/1-273

<11> Постановление АС ЗСО от 26.05.2015 N Ф04-18993/2015

<12> статьи 44, 45 НК РФ

<13> п. 2 ст. 78 НК РФ

<14> ст. 122 НК РФ

<15> подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ

<16> п. 3 мотивировочной части Определения КС от 07.12.2010 N 1572-О-О

<17> Постановления АС СЗО от 18.12.2014 N А56-15646/2014; АС УО от 03.10.2014 N Ф09-6030/14; ФАС ЗСО от 25.06.2013 N А81-1410/2012; ФАС МО от 14.08.2013 N А41-20951/12

<18> Постановления Президиума ВАС от 26.04.2011 N 11185/10; АС СЗО от 18.12.2014 N А56-15646/2014; ФАС ЗСО от 25.06.2013 N А81-1410/2012

<19> подп. 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ

<20> Постановления ФАС СЗО от 29.08.2011 N А56-42827/2010; ФАС УО от 24.01.2011 N Ф09-11435/10-С3; ФАС СКО от 09.08.2010 N А53-30147/2009

<21> п. 5 ст. 24, пп. 1, 7 ст. 75 НК РФ

<22> п. 2 Постановления N 57; Постановления Президиума ВАС от 12.01.2010 N 12000/09; ФАС СКО от 17.06.2014 N А32-11484/2012; ФАС ПО от 23.01.2014 N А06-3662/2012

<23> п. 5 ст. 226 НК РФ

<24> подп. 4 п. 1, п. 4 ст. 228, ст. 216 НК РФ

<25> п. 2 Постановления N 57

<26> Письмо ФНС от 04.08.2015 N ЕД-4-2/13600

<27> Письмо ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692

<28> Письмо Минфина от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097)

<29> Постановления ФАС СЗО от 28.03.2014 N А56-49359/2011; 19 ААС от 24.10.2013 N А48-2528/2013; ФАС СЗО от 29.11.2012 N А13-5425/2011

С начала 2017 года закон, регулирующий налоговые обязательства, распространился на страховые взносы (медицинские, пенсионные, по нетрудоспособности и декретному отпуску). Соответственно, на указанные виды взносов также рассчитываются пени, в случае несвоевременной уплаты.

Пени начисляется одинаково и для физлиц, и для юрлиц, но по разным процентным ставкам

С осени 2017 года по новым правилам пени стали рассчитываться для фирм, компаний и организаций – лиц юридических. Для них изменилась процентная ставка пени.

Как мы указали выше, пени высчитываются в процентном соотношении от суммы налога, не уплаченной в срок. Классическая формула для расчетов выглядит следующим образом:

Сумма налогового долга х Ставку рефинансирования ЦБ РФ на период просрочки х 1/300 х Количество дней, за которые просрочены платежи

Актуальное значение ключевой ставки ЦБ нужно уточнять на период имеющейся задолженности

Важный момент! С начала 2016 года понятие «ставка рефинансирования» упразднено. Центробанк утверждает ключевую ставку, которая и соответствует упразднённому значении.

По данным на март 2018 года значение ставки рефинансирования ЦБ РФ – 7,5 процентов.

Пени по налогам: на каком счете учитывать и как отражать в отчетности

Начисление пени происходит за каждый календарный день текущей просрочки уплаты страхового платежа либо налога.

Например, налог нужно заплатить до 30-го марта, но налогоплательщик не смог внести необходимую сумму на погашение налоговой задолженности до 30-го числа включительно. Это значит с 31-го марта начинает начисляться пеня.

Ее начисление будет производиться до самого дня погашения налоговой задолженности в полном ее объеме. Но есть одна особенность при определении сроков начисления пени.

В контексте НК РФ доход как объект налогообложения сформулирован следующим образом. Это экономическая выгода, если ее возможно идентифицировать и оценить в денежной форме (ст. 41).

Применительно к НДФЛ, согласно ст. 210 НК РФ, – это доходы в денежной и натуральной форме, материальная выгода, виды которой поименованы в ст. 212 НК РФ. Здесь подразумевается, что если некая сумма налога задержана организацией или предпринимателем, то за время задержки он может ее пустить в оборот и получить доход. За это деяние и предусмотрено наказание в НК РФ.

Необходимо отметить, что право распоряжения доходом приравнено к его получению. Для налоговых резидентов налоговая база включает также доходы, полученные за границей.

Подробнее о налоговой базе по НДФЛ читайте в статье «Порядок определения налоговой базы по НДФЛ».

Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год. Физическое лицо уплачивает причитающуюся сумму НЛФЛ не позднее 15 июля года, следующего за данным налоговым периодом (п. 6 ст. 227, п. 4 ст. 228 НК РФ).

Неуплата НДФЛ означает возникновение недоимки по налогу, подлежащей уплате в бюджет. На сумму просроченной задолженности начисляются пени в качестве компенсации потерь казны за неисполнение в надлежащий срок обязанности налогоплательщика.

К индивидуальным предпринимателям и нотариусам (адвокатам), имеющим частную практику, за неуплату (или просрочку уплаты) авансовых платежей в течение налогового периода согласно п. 9 ст. 227 НК РФ также может быть предъявлено требование об уплате пени.

Прежде всего, следует упомянуть п. 5 ст. 226 НК, который вменяет налоговому агенту в обязанность по окончании отчетного года уведомить налогоплательщика в 2-месячный срок — не позднее 1 марта следующего года.

Решение о применении штрафа к налогоплательщику принимается налоговым органом при соблюдении условий, установленных ст. 109 НК РФ. В ней сказано, что, помимо события правонарушения (неуплаты налога), необходима вина налогоплательщика.

То есть не всегда правомерен тезис о том, что за неуплату НДФЛ ответственность налогоплательщика неизбежна.

Нельзя не упомянуть в связи с этим письмо Минфина России от 10 июня 2013 года № 03-04-05/21472, в котором рассмотрен один из вариантов неуплаты НДФЛ при участии обозначенных выше лиц в расчетах с казной по НДФЛ. Ситуация описана в письме следующим образом:

  • при выплате дохода НДФЛ не был удержан;
  • налогоплательщик узнал об этом факте после истечения срока по уплате НДФЛ и представления налоговой декларации.

Установленное надлежащим образом обстоятельство, что налогоплательщик не знал о неудержании с него НДФЛ, является доказательством его безвинности. А это в силу п. 2 ст. 109 считается самостоятельным и достаточным доводом для невзыскания штрафа, установленного ст. 122 НК РФ.

Однако Минфин России не делает в этом случае однозначного заключения, а только указывает, что при образовавшейся в подобных обстоятельствах неуплате НДФЛ ответственность назначается с учетом наличия вины.

В связи с этим, если есть основания считать, что его отношения с экономическим субъектом могли привести к возникновению объекта налогообложения, физическому лицу все же следует побеспокоиться о получении справки 2-НДФЛ.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Отчитываться по НДФЛ налоговым агентам сейчас приходится не только ежегодно, но и ежеквартально. Квартальная отчетность (форма 6-НДФЛ) касается только работодателей.

Представлять ее нужно по итогам отчетных периодов, определяемых поквартально нарастающим итогом, в последний день следующего за очередным периодом месяца.

Отчетность содержит обобщающую информацию по налогу по всем работникам в целом.

  1. 182 1 01 02010 01 2100 110 ― пени по НДФЛ, перечисляемому налоговыми агентами.
  2. 182 1 01 02020 01 2100 110 ― пени по НДФЛ для ИП, адвокатов, нотариусов.
  3. 182 1 01 02030 01 2100 110 ― пени по НДФЛ для физлиц, получивших доходы, перечисленные в ст. 228 НК РФ.
  4. 182 1 01 02040 01 2100 110 ― пени по НДФЛ для нерезидентов по платежам, осуществляемым в соответствии со ст. 227.1 НК РФ.

Взыскание штрафа может производиться инспекцией в двух случаях. В первом штраф применяется при отсутствии удержания налог из средств, которые перечислены сотруднику. Также санкции применяются к организациям, которые своевременно не перевели сборы в государственный бюджет.

  • Налог с отпускных выплат начисляется вместе с непосредственным расчетом пособия.
  • Справка по форме 2-НДФЛ подается при полном удержании налога до 3 апреля 2020 года, а при неполном – до марта.
  • Ранее перевод НДФЛ должен был осуществляться в день выдачи заработной платы. Сейчас же работодателю разрешается сделать это в следующие сутки.
  • Социальные выплаты могут быть перечислены по месту осуществления трудовой деятельности. Ранее налогоплательщикам необходимо было посещать непосредственно территориальное отделение ФНС.

— Компания может обжаловать требование. Справки 2-НДФЛ не являются документами, на основании которых компания исчисляет НДФЛ. А инспекция не проводит камеральную проверку документов, которые не являются основанием для расчета налогов. Это следует из статьи 88 НК РФ.

Установить правильность исчисления НДФЛ и факт просрочки платежа инспекция вправе только на выездной проверке. А раз налоговики ее не провели, они не вправе начислять пени и штрафы. Это подтверждают и судьи. Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.04.

11 № А56-25496/2010.

— Налоговая не вправе штрафовать компанию вне рамок выездной проверки. А вот заплатить пени надо одновременно с несвоевременно перечисленным налогом. Если компания пени не заплатила, стоит сделать это сейчас, до выездной проверки. Тогда компания может ссылаться в УФНС и суде на эти обстоятельства как на смягчающие и снизить размер штрафа.

Низкая налоговая нагрузка

В целях пополнения государственного бюджета, ФНС анализирует расчет налогооблагаемой базы организациями. В том случае, когда выявлена низкая налоговая нагрузка, налогоплательщику направляется запрос о предоставлении разъяснений. Законно ли это? Можно ли проигнорировать требования ИФНС и не сдавать пояснение о низкой налоговой нагрузке, образец которого размещен ниже. Разберемся подробнее в этом вопросе.

Определяется налоговая нагрузка по видам ОКВЭД и обозначает процентное соотношение уплачиваемых налогов и полученных в результате ведения деятельности доходов. Показатели рассчитываются налоговиками на год по специальной методике. Данные приведены в Приложении № 3 к Приказу. Если при анализе финансовых показателей предприятия выявлена минимизация налоговых обязательств, обнаружены значительные отклонения от среднестатистических данных, сотрудниками ИФНС может быть принято решение о необходимости проведения выездной проверки. Но предварительно налогоплательщику направляется требование о даче пояснений. Как грамотно обосновать причины низкой налоговой нагрузки?

На какой счет отнести пени по налогам

Унифицированной формы для подачи пояснений по факту низкой НН не существует. Налогоплательщик может составить документ письменно в произвольном виде. Главное – это описать причины недостаточной рентабельности предприятия или убыточной деятельности, соответственно, низкого объема фискальных платежей.

К примеру, причину высокой доли вычетов по НДС для предприятий оптовой торговли следует искать в увеличении складских товаров или снижении сбыта; а для организаций-производителей можно обоснованно привести рост закупочных цен на МПЗ. Актуальная причина указывается в пояснительной записке с учетом специфики деятельности компании. Если представить информацию грамотно, можно избежать включения организации в план проверок, но неоднократное умышленное занижение НН рано или поздно привлечет повышенное внимание налоговиков.

После подачи налоговой декларации она проверяется специалистами. Информация, изложенная в документе, может вызвать вопросы. В частности, подозрение вызывает низкая налоговая нагрузка. Если у налоговиков возникли вопросы, придется давать пояснения.

Для предоставления пояснений плательщик должен знать, что такое налоговая нагрузка. Это отношение выплачиваемых налогов к прибыли, прописанной в документах. Определяется размер нагрузки по этой формуле:

Размер налогов определяется исходя из сведений налоговой декларации. Какая нагрузка считается низкой? Для определения адекватности показателя полученное значение сравнивается со средними значениями по отрасли.

Нагрузку по налогу на прибыль можно также определить по этой формуле:

Вычисленная сумма налога на прибыль (строка 180 листа 02 декларации за год) / Размер выручки и внереализационных доходов (строка 010 и 0120 листа 02 декларации) * 100%

Низкой считается нагрузка в 1% для торговых фирм и 3% — для субъектов с другими направлениями деятельности.

К СВЕДЕНИЮ! Пониженная нагрузка не является доказательством сокрытия доходов организации. Это только признак, который может насторожить. На его основании не может назначаться штраф. Если обнаружен этот признак, необходимо проводить расследование и осуществлять сбор дополнительных доказательств.

Пояснительная записка предоставляется в налоговую или лично, или по почте. Оформляется она в свободной форме. Задача предпринимателя – объяснить, что уменьшение нагрузки не было специальным. Для подтверждения своей позиции нужно указать перечень причин произошедшего. К примеру, это могут быть эти причины:

  • Повышенная конкуренция. К примеру, компания выпускала инновационный продукт. Однако спустя это время этот же продукт начал выпускаться другими организациями. Соответственно, произошло резкое уменьшение прибыли.
  • Увеличение цен на продукцию. Повышение наценок на товар может отпугнуть часть потребителей, что также негативно повлияет на размер доходов.
  • Внезапно возникшие расходы. У компании могут быть непредсказуемые расходы. К примеру, фирма строила дом. Однако в процессе произошло обрушение конструкций. Это потребовало оплаты работ по восстановлению.
  • Пониженная рентабельность. Она может быть связана с индивидуальными особенностями функционирования фирмы.
  • Инвестирование. Это также может снижать нагрузку. Инвестировать деньги компания может в свое основное производство, обновление оборудования.
  • Увеличение закупочных цен. К примеру, предприятие специализируется на производстве игрушек. Для изготовления приобретается сырье. Его стоимость формирует себестоимость конечного продукта. Если цены на сырье повышаются, то увеличивается себестоимость. Следовательно, приходится поднимать цены на товар.
  • Увеличение административных расходов. К примеру, это может быть вклад в какие-либо бизнес-процессы.
  • Указанная деятельность фирмы. Указанная в декларации деятельность субъекта может не соответствовать действительной. Однако средние показатели налоговой нагрузки определяются на основании отраслевых значений. Следовательно, ошибка в указании деятельности может повлечь за собой неверное определение отраслевого значения.

Рекомендации по составлению пояснительной записки:

  • Не нужно указывать сроки (даже примерные), в которые ожидается большая прибыль. Также не рекомендуется обещать направить больший платеж в следующем налоговом периоде. Если указанные обещания не будут выполнены, директору придется снова идти на комиссию и объясняться.
  • К пояснительной записке не обязательно прилагать подтверждающие документы. Однако если все они присутствуют, рекомендуется их предоставить. Это позволит подкрепить свою позицию.
  • В записке указывается информация о компании (ИНН, КПП, ОГРН, название, адрес), адресате (Руководитель ИФНС по определенному городу). Нужно прописать дату иска, название документа, причины низкой нагрузки, подпись гендиректора, его ФИО.

На требование налоговой предоставить записку рекомендуется направить пояснительную в течение 5 дней. В обратном случае придется столкнутся с проверкой.

Пониженная нагрузка может возникнуть и потому, что в декларации были допущены ошибки. В этом случае нужно направлять уточненные сведения. Рассмотрим распространённые ошибки и их коды:

  • Код 1. В документе нет записи по операции, указаны нулевые значения, ошибки не позволяют произвести сверку данных.
  • Код 2. Информация из разделов 9 и 9 не совпадает.
  • Код 3. Информация из разделов 10 и 11 не совпадает.
  • Код 4. Является универсальным. Он просто обозначает, что в декларации есть ошибка.

Если ошибка не влияет на показатель налоговой нагрузки, в пояснении просто прописывается правильный вариант. Также требуется указать, что ошибка не спровоцировала занижения. Альтернативный вариант – подача уточненной декларации. Если же ошибка спровоцировала занижение нагрузки, нужно составлять и направлять уточненную декларацию в самые сжатые сроки.

Уточненная декларация – это таблица, в которой указаны учетные данные и реквизиты. В строках с этими регистрами нужно пояснить ранее допущенные искажения. В документе прописываются все направления деятельности фирмы.

На каждом листе должны присутствовать реквизиты юридического субъекта. Некоторые листы требуют заверения в форме подписи представителя организации.

Получение запроса от налоговой о предоставлении пояснений по причинам отклонения от средней налоговой нагрузки означает, что направленные ранее данные вызвали сомнения в своей коррекции. Право на истребование пояснений оговорено в подпункте 6 пункте 1 статьи 23 НК РФ. Инспекторы имеют право требовать предъявить документацию, касающуюся расчета и уплаты налогов. Однако в законе есть важная оговорка: документы могут быть истребованы только в рамках камеральных или выездных проверок.

То есть требование о пояснениях по низкой нагрузке не оговорено в НК РФ. Есть только косвенное разрешение. Поэтому налоговая может потребовать пояснительную записку, но не может требовать подтверждающих документов. Любые подобные требования будут незаконными. Однако предприниматель может предоставить подтверждающие бумаги по собственной воле. Сделать это рекомендуется, так как позволит избежать выездной проверки и ревизии.

Штатный бухгалтер после вызова на комиссию по причине низкой налоговой нагрузки посоветует руководству пойти на уступки ИФНС и исполнить требования инспекторов. В результате даже начинающий бизнес рискует получить большую налоговую нагрузку. При этом реальные требования по налоговой нагрузке так никто и не изучит. А ведь знание этих требований позволяет дать грамотное объяснение низкой налоговой нагрузки, что в большинстве случаев способно решить проблему.

Как написать возражения на акт налоговой проверки?

Основанием для уплаты пени является пропуск срока, отведенного для выполнения обязательств. Уплата начисленной пени является обязательной процедурой, она уплачивается помимо сумм сбора и процентов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм, либо после уплаты их в полном объеме. При уклонении от уплаты пени, они могут быть взысканы в принудительном порядке через суд.

Размер пени устанавливается законом или договором обязательств. Минимальный и максимальный размер пени действующим законодательством не ограничен, но может быть ограничен договором. В договоре пеня может быть любого размера. Иногда, при длительной просрочке выполнения обязательств, размер пени может превышать размер суммы долга. Но нередки случаи, когда размер пени может быть снижен судом, если он сочтет ее слишком высокой. В судебной практике есть некоторые критерии, по которым определяется несоразмерность пени и последствий нарушения обязательства:

— чрезмерно высокий процент пени;

— незначительная сумма понесенных кредитором убытков из-за нарушения обязательства, повлекшего за собой начисление пени;

— непродолжительность периода просрочки, за которую была начислена пеня;

— определенное соотношение размера пени с суммой задолженности, от величины которой исчисляется неустойка. Суды отрицательно реагируют на требования о взыскании пени, размер которой превышает или приближен к размеру обеспеченного обязательства. Даже при условии, что размер пени составляет около половины размера основной задолженности, суд вправе расценивать это основанием для уменьшения размера пени.

Пеня является мерой гражданско-правовой ответственности. Размер начисленной пени носит компенсационный характер и не может служить источником для обогащения того, кто требует ее уплаты.

Для расчета суммы пени необходимо знать сумму задолженности, установленный срок уплаты платежа и дату полного погашения. Сумма начисленной пени напрямую зависит от ставки пени. Это может быть процент, указанный в договоре, конкретная сумма за каждый день просрочки или фиксированная процентная ставка, равная 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России. В последнем случае на сумму неуплаты начисляется 0,033% ежедневно.

1. Необходимо определить сумму основной задолженности.

2. Определить временной период просрочки. Его началом является календарный день, следующий за днем просрочки, а окончанием — погашение задолженности.

3. Определение ставки пени.

4. Определение суммы пени за один день. Для этого размер долга умножается на ставку пени.

5. Определение общей суммы пени. Для этого сумма пени за один день умножается на количество дней просрочки.

Если были частичные выплаты в счет погашения задолженности, тогда пени рассчитываются индивидуально на каждый просроченный платеж, учитывая количество дней просрочки. Затем рассчитываются пени на непогашенную часть задолженности. Результаты суммируются.

Начисление пени не распространяется на сумму задолженности, которую лицо или организация не могли оплатить из-за приостановления операций по его счетам, либо вследствие ареста имущества.

Если договоров несколько, то расчет пени может производиться по каждому из них отдельно. После этого путем суммирования результатов можно вывести общую сумму.