- Оспорить ДТП

Кбм осаго что это такое

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кбм осаго что это такое». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Расшифровку понятия КБМ стоит начать с того, что это аббревиатура, а полное название звучит как «коэффициент бонус-малус». С латинского «bonus» — это хороший, а «malus» — плохой, и названный таким образом коэффициент имеет двоякий характер. Он может как повышать цену полиса ОСАГО, так и снижать ее в зависимости от количества аварий, в которые попадал водитель. Чем больше таких страховых случаев было в его биографии, тем дороже будет следующая страховка. И наоборот, чем дольше удавалось обходиться без ДТП, тем больше скидка, предоставляемая водителю. Стоит заметить, что цена меняется значительно.

Можно привести еще несколько дополнительных определений бонуса-малуса, получивших широкое распространение:

  • Система скидок за ответственное вождение.
  • Рейтинговая система, в основе которой прежние водительские заслуги страхователя и негативный опыт участия в дорожном движении.
  • Определение страховой премии исходя из персонального опыта вождения.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что бонус-малус – это скидка или наценка к стоимости ОСАГО в зависимости от добропорядочности водителя.

Определение цены на страховку с учетом количества аварий, в которых участвовал страхователь, широко распространено в развитых странах. За каждое дорожно-транспортное происшествие водитель штрафуется, и страховая премия возрастает, то есть срабатывает малус, а за каждый год отсутствия упомянутых событий повышается класс, и лицо получает поощрение в виде уменьшения премии, то есть бонус.

В России применение КБМ в ОСАГО началось с принятия закона №40 от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Однако автоматизированная система, которая позволила учитывать при расчете страховки количество аварий, была реализована только в 2012 году. Законодательную базу применения в отечественном страховании бонуса-малуса, кроме упомянутого закона, составляет ряд нормативных актов Банка России, в частности принятые 19 сентября 2014 года Указание № 3384-У и Положение № 431-П.

Как рассчитывается скидка на ОСАГО? Что такое КБМ?

Система коэффициентов бонус-малус предназначена прежде всего для стимулирования заинтересованности автовладельцев в более ответственном вождении. С каждой следующей аварией затраты на приобретение ОСАГО возрастают, а чтобы восстановить свой класс и получить скидку на страховку, потребуется немало лет безаварийной езды.

Кроме того, благодаря КБМ страховая компания определяет, насколько прибыльный или убыточный клиент ей достается. Если водитель замечен в многочисленных авариях, велика вероятность, что придется в очередной раз выплачивать страховку. А при отсутствии ДТП в течение нескольких лет, скорее всего, страховой компании не придется платить и в этот раз.

Следует также упомянуть о так называемом «эффекте франшизы», который возникает в процессе применения системы бонус-малус. Чтобы не испортить свою водительскую репутацию и не утратить свой класс и КБМ, автовладельцы нередко отказываются от обращения в страховую компанию за возмещением незначительных убытков от ДТП.

Чтобы рассчитать КБМ ОСАГО, необходимо прежде всего собрать информацию о прошлом опыте страхования. Коэффициент будет определен правильно только при условии, что данные получены из автоматизированной системы отечественного союза автостраховщиков (АИС РСА), содержащей сведения о страховых договорах за период с января 2011 года. Для этого потребуются данные о ФИО, дате рождения и реквизитах водительского удостоверения.

Бонус-малус рассчитывается по таблице, содержащейся в Приложении к Указанию банка России № 3384-У, с учетом данных о предыдущих авариях по вине застрахованного лица и присвоенном ему при заключении последнего договора классе.

Алгоритм расчета КБМ по текущему страховому полису выглядит следующим образом:

  • 1 этап – определение класса водителя, присвоенного при заключении предыдущего договора, и соответствующего ему коэффициента. Если полисов, в которые это лицо вписывалось в качестве собственника авто или водителя, было несколько одновременно, принимается во внимание худший показатель КБМ.
  • 2 этап – подсчет количества страховых выплат по ДТП, виновником которых стал водитель.
  • 3 этап – расчет нового коэффициента по таблице.

Порядок проведения вычислений отличается в зависимости от того, вписаны в полис конкретные лица, которым предоставляется право водить машину, или их круг неограничен.

Если страховка оформляется на несколько человек, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется по каждому из них отдельно. При расчете стоимости полиса осуществляется выбор максимального КБМ, то есть выбирается худший из вариантов. К примеру, из двоих водителей, вписанных в полис, у одного 4 класс, а у другого 7. В этом случае стоимость ОСАГО будет определяться с меньшей скидкой, то есть по 4 классу.

Важно: бонус-малус – это персональный коэффициент, связанный непосредственно с водителем, а не с транспортным средством. Поэтому в случае наступления страхового случая (аварии) по полису, выданному на несколько человек, КБМ снижается не у всех этих водителей, а только у того из них, кто виновен в ДТП.

При оформлении полиса без указания конкретных лиц, которые допускаются к управлению авто, класс и, соответственно, коэффициент бонус-малус определяются по информации о владельце транспортного средства. Класс присваивается только ему. Если сведения о прежних договорах на имя собственника в отношении конкретного авто отсутствуют, устанавливается 3 класс и коэффициент 1.

В некоторых случаях КБМ не рассчитывается или признается равным единице, то есть на полис нет ни скидки, ни штрафа:

  • При оформлении полиса на авто, зарегистрированное за рубежом.
  • Когда приобретается «транзитная» страховка, то есть кратковременная (на период до 20 дней), при следовании к месту проведения техосмотра или регистрации.

Для получения информации, содержащейся в автоматизированной системе Российского союза автостраховщиков (РСА), следует на сайте этой организации оформить соответствующий онлайн-запрос.

Чтобы узнать свой КБМ, необходимо пройти специальную процедуру. Суть ее состоит в том, что в форму, размещенную на сайте РСА, заносится следующая информация:

  • Тип собственника авто: юридическое или физическое лицо.
  • Вид страхового договора: с ограничением количества водителей или без него.
  • Сведения о водителе: ФИО, дата рождения, номер и серия водительских прав.
  • Дата, с которой начал действовать договор или в него добавили водителя.

После внесения всех необходимых данных следует подтвердить код безопасности. Чтобы проверить скидку по ОСАГО, заявитель должен также дать согласие на обработку своих персональных данных. Когда все эти операции произведены, выдается запрашиваемая информация.

Если не удалось проверить КБМ водителя по базе РСА, это может быть вызвано одной из следующих причин:

  • Допущена ошибка. Чтобы это установить, следует проверить правильность внесения данных.
  • Водительские права были заменены, и по новому документу коэффициент отсутствует. В таком случае необходимо проверить КБМ по старому удостоверению.

Рассмотрим часто задаваемые вопросы по теме.

Максимальный КБМ по ОСАГО может быть достигнут при условии, что водитель не попадал в аварии 10 лет. В этом случае ему присваивается 13-й класс и коэффициент бонус-малус 0,5. Такой добросовестный автомобилист получает скидку в размере половины цены ОСАГО. Противоположная ситуация – ежегодные неоднократные ДТП по вине владельца страхового полиса. Предельный штраф по КБМ может для него составить дополнительные 145 процентов к базовой стоимости страховки.

Бонус-малус представляет собой рейтинговую систему, которая реализуется через присвоение водителям классов и их ежегодное повышение за отсутствие ДТП. Чем выше будет установленный класс, чем больше скидка на ОСАГО. При этом отправной точкой считается 3-ий класс, которому соответствует показатель КБМ 1. Это означает, что страховка оформляется по ее номинальной стоимости, без скидок за безаварийность или штрафов. Именно 3-ий класс присваивается водителям, приобретающим страховой полис впервые. Если на протяжении года после этого страховых случаев не происходит, при переоформлении страховки класс повышается до 4-ого, а КБМ составляет – 0,95, а это означает, что водитель получает скидку в размере 5%. Еще через год без ДТП присваивается 5 класс, дальше шестой и так до 13. Если же наступают страховые случаи, происходит обратный процесс, то есть класс снижается.

Класс 3 присваивается также в случае, когда страхование прерывается более чем на год. При покупке следующего полиса ранее установленный класс не принимается во внимание, и расчет стоимости производится, как при первичном оформлении.

Бонус-малус или КБМ это – показатель, который формируется на основании показателя аварийности.

Например, если водитель не являлся участником ДТП, которое произошло по его вине, то в следующем году он будет наделен возможностью оформления и приобретения полиса ОСАГО по более низкой цене.

И наоборот: если водитель стал виновником ДТП, то в дальнейшем при оформлении полиса ОСАГО ему придется заплатить больше.

Каждому водителю транспортного средства во время заключения договора страхования присваивается определенный класс КБМ.

При этом если класс водителя повышается за каждый год безаварийного вождения транспортного средства. При этом чем больше лет водитель ездил без аварий, тем выше его класс, и соответственно тем больше скидки он получит.

Конечно, в ДТП попадают очень часто. Если водитель был участником ДТП, это еще не значит, что в дальнейшем он лишится своей скидки: это произойдет в том случае, если водитель стал виновником ДТП.

Для определения размера скидки, которую получает владелец транспортного средства, необходимо знать класс данного водителя.

На основании данного класса можно четко определить размер получаемой скидки. Сделать это можно с помощью специальной таблицы, о которой указано ниже.

На показатель КБМ в первую очередь влияет безаварийная езда. Данный факт учитывается каждый год для каждого водителя в индивидуальном порядке.

Необходимо знать о том, что присвоение класса и соответственно КБМ водителю осуществляется на основании предыдущего полиса страхования.

Но учитывает только тот полис страхования, срок действия которого закончился более одного года назад.

Те полисы страхования, срок действия которых не превышает одного года, не учитываются. Это – законодательное требование. Для подобных полисов страхования предусмотрен «специальный» коэффициент, который равен единице.

Данный показатель одинаков для всех водителей, которые оформили полис ОСАГО на срок меньше 12 месяцев. Данный показатель учитывается также в тех случаях, когда по каким-либо причинам было невозможно определить КБМ конкретного водителя.

Показатель КБМ зависит также от класса водителя. При этом определенный класс присваивается как собственнику транспортного средства, так и водителю, который допущен к управлению данным автомобилем.

Необходимо знать о том, что класс присваивается водителю только один раз в году.

Если по вине водителя произошло ДТП, и страховая компания заплатила пострадавшей стороне определенную сумму денег, то класс водителя будет понижен.

Важно знать также о том, что присвоенный класс, а также показатель КБМ сохраняются также в том случае, когда владелец транспортного средства решает изменить страховую компанию и заключить договор страхования с другим страховщиком.

Многих водителей интересует вопрос о том, указывается ли показатель КБМ в полисе страховки, и если да, то где именно? На самом деле действующее правовое регулирование не предусматривает конкретного требования, касательно место оформления и указания показателя КБМ.

Соответственно, каждая страховая компания самостоятельно определяет место указания данного показателя.

При этом в каждой страховой компании имеются разработанные внутренние акты, которые регулируют порядок и правила заполнения полиса ОСАГО.

В основном на практике применяются 2 способа заполнения показателя КБМ, которые представлены ниже:

  1. Показатель заполняется непосредственно после ФИО страхователя. При этом если водителей, допущенных к управлению транспортного средства, несколько, то вписывается показатель для каждого из них.
  2. Показатель заполняется в столбике, предназначенном для особых отметок. Многие специалисты считают, что данный способ заполнения наиболее правильный.

На практике очень часто бывают случаи, когда осуществляется неправильный расчет показателя КБМ. Также бывают случаи, когда информация о конкретном водителе и вовсе отсутствует в базе РСА.

Подобная ситуация, как правило, становится очевидной в тех случаях, когда водитель хочет оформить и приобрести новый полис ОСАГО. А как быть в подобной ситуации, и что нужно сделать?

В первую очередь можно написать соответствующее заявление непосредственно в страховую компанию, где водитель хотел заключить договор страхования.

Возможно, ошибка будет справлена ими. Как правило, страховые компании отвечают на подобные запросы в течение 5 рабочих дней с момента их получения.

Если же заявление в страховую компанию не дало своих результатов, то в этом случае необходимо обратиться в РСА.

На практике иногда бывают случаи, когда в базе РСА отсутствует информация о водителе. В этом случае ему присуждается КБМ, который равен 1. Данный показатель также присуждается тем гражданам, которые не имели опыта вождения и только сели за руль автомобиля.

Но с опытными водителями подобная ситуация может возникнуть в тех случаях, когда они не ездили на автомобиле один год и соответственно, не заключали договор страхования ОСАГО.

Если информация в базе данных РСА отсутствует, это еще не значит, что данные не могут быть восстановлены. На самом деле КБМ ОСАГО восстановить можно.

Для этого необходимо написать соответствующее заявление в РСА, указав личные данные, а также информацию о предыдущем договоре страхования.

К заявлению необходимо прикрепить копию водительского удостоверения. Желательно также прикрепить копию паспорта. Ниже приведен образец заявления, которое предъявляется в РСА с целью восстановления КБМ.

  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Екатеринбург
  • Краснодар
  • Новосибирск
  • Самара
  • Нижний Новгород
  • Ростов-на-Дону
  • Волгоград
  • Казань
  • Красноярск
  • ВСК
  • Согласие
  • Альфастрахование
  • РЕСО-Гарантия
  • Абсолют Страхование
  • Ренессанс Страхование
  • Тинькофф Страхование
  • Ингосстрах
  • Росгосстрах
  • Роснерго
  • СОГАЗ
  • Бонус-Малус
  • Проверка РСА
  • Рассчитать скидку
  • Восстановление
  • Изменить коэффициент
  • Узнать класс водителя
  • Скидка по автостраховке
  • Безаварийный стаж
  • Таблица КБМ
  • Калькулятор
  • База РСА

Когда результат проверки не соответствует ожиданиям водителя, первое, что нужно понять: где конкретно допущена ошибка при определении КБМ. Потребуются полисы предыдущих лет и произведение ручного пересчета значений.

Нужно учитывать, что закон допускает периодическую корректировку коэффициентов. Рекомендуется отталкиваться от Указаний от Банка России относительно предельных значений тарифной ставки и коэффициентов или от действовавших на момент заключения договора тарифа ОСАГО.

Для облегчения поиска рекомендуется исходить из данных за последний страховой год. Если проверку производить регулярно, из года в год, для обнаружения ошибки будет достаточно произведения расчетов за последний год.

При обнаружении ошибки, страхователь обращается в СК, которая приняла к расчетам ошибочные данные. Внесение исправлений, как правило, занимает не более 3 дней. В настоящее время РСА не занимается внесением изменений в базу. Поэтому обращаться с претензиями в данную организацию нет необходимости.

На видео об исправлении КБМ

Даже получив максимальную скидку, не стоит думать, что она дается навсегда безо всяких условий. Если водитель попадает в аварию, став ее виновником, то скидка понижается и доходит до единицы, после чего придется заново долго двигаться к заветным 50 %. Но если водитель сел за руль совсем недавно и его скидка маленькая, то в результате ДТП она не только обнулится, но стоимость страховки даже увеличится.

С точки зрения добросовестных водителей, это более чем резонная мера: если ездишь так, что представляешь опасность для окружающих, плати за свой полис больше!

Объясняем своими словами что такое E-ОСАГО

Итак, ориентируясь на нижеприведенную таблицу, можно рассчитать свой КБМ. В горизонтальной строчке указывается класс водителя на начало периода действия страхового полиса. В зависимости от езды за год (безаварийной или с ДТП, с последствующими выплатами страховки) на следующий год присваивается тот или иной класс КБМ по ОСАГО. Таблица состоит из пятнадцати классов, где «М», означающий «максимальный», присваивается штрафнику.

В первый страховочный год водителю присваивается 3 класс. Изучим на этом примере, как понять классы КБМ. Таблица, если посмотреть на первый вертикальный ряд, содержит класс, а если на второй — 1. Это его коэффициент. Получается, КБМ 1, класс 3. Что это значит?

Если в этот год вождения водитель не попадет в дорожно-транспортные происшествия (смотрите на третий столбик), то в следующем страховом периоде у него составит КБМ — 0,95, класс — 4 соответственно. Тогда скидка будет равна пяти процентам. Однако, если в течение этого периода случится авария, то ему присвоится 2 класс, где КБМ равен 1,4. Тогда за страховку придется заплатить больше на 40 %.

Новичкам за рулем следует быть очень осторожными, так как при двух и более авариях КБМ станет максимальным и будет равен 2,45. Зато при последующем годе безаварийной езды третий класс водителю вернется, и ему снова не придется переплачивать за страховой полис.

КБМ, равный 0,5, означает максимальную пятидесятипроцентную скидку. Но если такой водитель попадает в аварию, то ему присваивается 7-й класс, что соответствует коэффициенту 0,8.

Если предполагается купить полис обязательного страхования, которым может пользоваться неограниченный круг лиц, КБМ считается по-другому. За основу берутся данные владельца автомобиля.

Важно при этом иметь в виду то, что если ранее был приобретен полис на ограниченный круг лиц, а потом было решено переоформить его на неограниченный, то следует вписать в него отдельно тех лиц, которые были внесены в полис с ограниченным кругом лиц. В противном случае КБМ-классы последних будут утрачены.

В этом вопросе следует учитывать следующую информацию.

Еще недавно скидка за безаварийную езду числилась за конкретным автомобилем. При его продаже и покупке нового водителю приходилось заново заводить свою страховую историю. При выявлении недостатков этой системы от нее было решено отказаться. Теперь все то количество, сколько классов КБМ существует, относится непосредственно к водителю. Поэтому уже неважно, на каком автомобиле он ездит и в какой страховой компании приобретал полис ОСАГО. Главной является безаварийная езда.

Рассмотрим несколько отдельных ситуаций.

Что делать, например, одному из водителей, который вписан в ОСАГО и поменял свое водительское удостоверение? В случае действующего договора следует незамедлительно обратиться в СК. Страхователь в письменном виде уведомляет об этом страховщика с тем, чтобы последний внес корректировки в информационную базу Российского Союза Страховщиков.

Другой интересующий автомобилистов вопрос заключается в том, как определяется КБМ, если страховой договор не ограничен по числу водителей, с тем что в прошлый период договор предусматривал ограничения их числа. В данном случае СК присваивает класс, который указан в страховом договоре. Как действует СК, если ситуация состоит в обратном, то есть прошлый страховой договор не имел ограничений по числу лиц, а новый заключен на условиях с ограничениями? В этом случае страховая компания обязана снизить КБМ.

Класс 3 — что это значит для водителя? Кроме того, что этот класс присваивается тому, кто впервые сел за руль, если водитель не заключал договор ОСАГО более года, какая бы скидка у него ни действовала ранее, она сгорает, и он вновь получает класс, как севший за руль в первый раз. То есть КБМ 1, класс 3.

Что это значит для водителя, если он не предоставит полную информацию о ДТП при заключении договора? Неправильный расчет будет обнаружен системой сразу же. Поэтому страховая компания в данном случае накладывает на водителя штрафные санкции. Они выражаются в 1,5 КБМ. То есть в следующем году выплата увеличится на 1,5 коэффициента.

Как определить класс страхования по ОСАГО в 2018 году?

Мы рассмотрели, что означают классы КБМ, как они рассчитываются, применяются и проверяются. Водителям нужно помнить, что важно не только уметь водить машину и соблюдать все существующие правила дорожного движения. Нелишним также будет разбираться в некоторых смежных вопросах, таких как, например, страховка и ее тонкости, то есть нашей сегодняшней темы. Тогда он будет чувствовать себя за рулем уверенно, в то же время экономя свои денежные средства.

  • ВСК
  • Согласие
  • Альфастрахование
  • РЕСО-Гарантия
  • Абсолют Страхование
  • Ренессанс Страхование
  • Тинькофф Страхование
  • Ингосстрах
  • Росгосстрах
  • Роснерго
  • СОГАЗ
  • Бонус-Малус
  • Проверка РСА
  • Рассчитать скидку
  • Восстановление
  • Изменить коэффициент
  • Узнать класс водителя
  • Скидка по автостраховке
  • Безаварийный стаж
  • Таблица КБМ
  • Калькулятор
  • База РСА

В соответствии с действующими правилами, установлено 14 классов КБМ, где от М до 2 — это повышающие, 3 — нулевой и 4-14 — понижающие. При аккуратном вождении или урегулировании ситуации без жертв на месте, показатель будет уменьшаться обратно пропорционально стоимости полиса.

И, наоборот, совершение аварий, связанных с выплатой компенсаций влечет такие изменения:

  • одна — плюс 40% (1,4);
  • две — плюс 55% (1,55);
  • три — плюс 130% (2,3);
  • четыре — плюс 145% (2,45).

Бывает, что водитель накопил приличную скидку, а потом по определенной причине перестал страховаться по ОСАГО. Данные в базе данных будут храниться не дольше года с момента завершения термина действия договора.

Для наглядности приведем пример использования данных, содержащихся в таблице. Допустим, собственнику авто установлен 6 класс, которому соответствует КБМ 0,85. Полис ОСАГО будет ему оформлен по цене, равной 85 процентов от номинальной.

Во втором столбце таблицы напротив класса под номером 3 стоит коэффициент, равный 1. Это значит, что такой водитель будет покупать полис ОСАГО по 100% стоимости.

Информация, размещенная на настоящем интернет сайте, не является публичной офертой, установленной в п. 2 ст. 437 ГК РФ.

КБМ — что такое? Как проверить КМБ?

Начинающим водителям присваивают класс «М», в то время как остальные распределяются по классам с числами от 1 до 13.

Пример. В новый договор вписываются два человека — Васильев (4 кл.; коэфф. 0.95), а также Николаев (6 кл.; коэфф. 0.85). В информационную базу РСА заносятся новые сведения о них: Васильеву присваивается пятый класс с КБМ, равным 0.9, Николаеву — класс 7 (коэфф. 0.8). На полис дается скидка в размере 10% (по наименьшему коэффициенту, равному 0.9). Таким способом они могут достичь максимального понижения стоимости страховки, которое в любом случае не превысит 50%. Иначе для страховых компаний оказание данной услуги станет невыгодным.

КБМ входит в число условий, которые напрямую влияют на стоимость страховки. В зависимости от безаварийности езды и безопасного вождения машины он понижается или наоборот, повышается. Предельный, 13 класс уменьшает стоимость полиса на 50%. При аварийной езде минимальный класс М увеличивает цену страховки на 145%. Когда страховой истории нет, «по умолчанию» присваивается значение 1.

Ниже указаны классы КБМ и соответствующее им значение коэффициентов для определения величины скидки или наценки за полис ОСАГО.

Чтобы самостоятельно определить размер скидки, понадобятся текущий класс на время заключения договора и количество аварийных случаев за год.

Самый низкий – М. Чтобы получить такую квалификацию, водитель должен несколько раз оказаться виновником ДТП.

Так как страхование автогражданской ответственности является обязательным, законодательство не только регулирует порядок и правила составления и заключения подобного договора, но и предусматривает тарифы, а также правила расчета стоимости страхового полиса.

Для этого введены так называемые КБМ-классы или в ОСАГО бонус малус. Как узнать или проверить КБМ? давайте разберемся.

С таблицей классов водителей и соответствующих им КБМ вы сможете ознакомиться в следующем разделе данной статье.

На стоимость страхового полиса влияют различные факторы, которые могут как увеличить, так и уменьшить размер суммы, подлежащей выплате страхователем.

Приобретая обязательный полис ОСАГО впервые, начинающий водитель не вправе рассчитывать на получение скидки по КБМ. Обычно для таких водителей значение коэффициента вначале устанавливается на отметке не выше «1». Однако при аккуратном вождении без аварий через год у только начинающего водителя показатель может измениться и будет равен 0,95.

К сожалению, нередки случаи, когда автолюбители вдруг узнают, что скидки у них больше нет. В такой ситуации необходимо проверить данные, внесенные в базу АИС Российского союза автостраховщиков. Проверка КБМ по базе РСА занимает не больше минуты и доступна всем пользователям бесплатно. Данный коэффициент соответствует классу, который СК должна присвоить владельцу авто или водителю. Действует он, начиная с 2003 года. Применяется при заключении срочного договора на один год. Таким образом страховые фирмы поощряют ответственных автовладельцев или наказывают тех, кто нарушает правила движения и становится виновником дорожных происшествий.

Что такое КБМ (коэффициент бонус-малус) в ОСАГО

КБМ водителя

— коэффициент, определяемый для каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством. Применяется при расчёте стоимости полиса ОСАГО с ограниченным списком лиц, допущенных к управлению.

КБМ собственника (автомобиля)

— коэффициент, определяемый для собственника страхуемого транспортного средства. Применяется при расчёте стоимости неограниченного полиса ОСАГО.

КБМ собственника может превращаться в КБМ водителя, но КБМ водителя, не может превратиться в КБМ собственника.

В законодательстве отсутствует требование обязательного указания на бланке ОСАГО рассчитанного КБМ. Иногда внутренние приказы страховых компаний обязывают агентов прописывать применённый коэффициент бонус-малус напротив фамилии каждого водителя, при «ограниченном» ОСАГО, или в графе «Особые отметки», если к управлению ТС допущено неограниченное количество лиц.

КБМ водителя, собственника и итоговый КБМ в обязательном порядке указываются агентом в заявлении на страхование, которое заполняется при заключении или продлении договора ОСАГО.

Коэффициент бонус-малус рассчитывается по таблице на основании сведений об аварийности по предыдущим договорам ОСАГО, если:

  • на момент начала действия нового договора предыдущий закончил своё действие: истёк срок страхования или договор был досрочно прекращён;
  • с даты окончания предыдущей страховки прошло не более одного года.

К сведениям об аварийности относятся:

  • количество страховых выплат по вине водителей или собственника транспортного средства;
  • КБМ, присвоенный при заключении последнего закончившегося договора.

По договору ОСАГО, предусматривающему ограничение количества водителей, допущенных к управлению:

  • Для расчёта стоимости полиса используется «худший» среди всех допущенных к управлению водителей КБМ. При этом в базе АИС РСА за каждым водителем сохраняется свой бонус-малус, «худший» КБМ полиса на него не влияет.
  • Скидка «даётся» не автомобилю, а человеку. При смене транспортного средства КБМ водителя сохраняется.
  • Повышающий коэффициент на следующий год применится только к водителю, по вине которого было совершено ДТП.

КБМ каждого водителя определяется по следующему алгоритму:

  • Определяется КБМ, который был присвоен водителю при заключении последнего закончившегося полиса ОСАГО. Считаются только те договоры, где водитель, был лицом, допущенным к управлению (ограниченное ОСАГО), или собственником транспортного средства (неограниченное ОСАГО). Если найдено несколько договоров, закончившихся одновременно, берётся максимальное — «худшее» значение КБМ.
  • Определяется количество выплат, за ДТП по вине водителя.
  • Новый КБМ водителя определяется в соответствии с таблицей КБМ.

Если договор ОСАГО не предусматривает ограничения числа лиц, допущенных к управлению, коэффициент бонус-малус:

  • присваивается только собственнику транспортного средства.
  • определяется по последнему закончившемуся договору ОСАГО, и учитывается только при соблюдении условий:
    • предыдущий договор был «без ограничений»;
    • собственник и транспортное средство нового и старого договора совпадают.

КБМ собственника определяется по следующему алгоритму:

  • Определяется последний закончившийся договор ОСАГО, в котором собственник и транспортное средство совпадают с собственником и транспортным средством по новому договору;
  • Определяется количество страховых выплат, за ДТП по вине собственника и водителей, управлявших ТС по последнему закончившемуся неограниченному договору;
  • Новый КБМ собственника определяется в соответствии с таблицей КБМ.

КБМ: что это такое в ОСАГО и как он определяется в 2020 году

С тем, как оформить полис ОСАГО, мы уже разобрались. Однако многие оплачивают полис, не слишком-то задумываясь, как рассчитывается его сумма. Но определенная доля этих многих не догадывается, что могла бы сэкономить часть страховой премии – проверив и восстановив свой утраченный КБМ. Разбираемся, что это, и откуда берется экономия.

1.
Что такое КБМ?

КБМ – это коэффициент бонус-малус. В переводе с латыни – хороший-плохой. В переводе на простой русский язык – ваш коэффициент скидки за безаварийную езду. Он, как следует из названия, может быть «хорошим» и «плохим», то есть, понижающим и повышающим. Повышающий коэффициент применяется к водителям, часто устраивающим ДТП. Если же вы, напротив, долгое время передвигаетесь на автомобиле без аварий, то можете рассчитывать на скидку.

2.
Я не хочу читать дальше и разбираться – можно мне сразу узнать свою скидку?

Конечно. Если вы безаварийный водитель, зайдите вот сюда и введите требуемые данные поочередно для текущего и предыдущих страховых полисов, проверяя коэффициент год за годом в обратном порядке, чтобы убедиться, что он ежегодно уменьшался. Если все верно, то вы не переплачиваете за полис. Если же на каком-то этапе есть «пропажа» правильного коэффициента, вам стоит заглянуть в пункт 8 и обратиться в вашу страховую компанию для перерасчета и возврата излишне уплаченных денег.

3.
Нет, я хочу разобраться. Рассказывайте дальше: какие бывают коэффициенты?

Как уже было сказано, коэффициенты бывают повышающими и понижающими. Ваш изначальный коэффициент при страховании свежеприобретенного автомобиля равен 1 (то есть, не предусматривает ни скидки, ни удорожания полиса), а далее каждый год меняется в зависимости от ваших дорожных похождений. Если вы ездите без аварий – уменьшается по 0,05 ежегодно, если аварии были – драматически растет. Полное представление о том, как меняется ваш класс страхования и, соответственно, КБМ, можно получить из нижеприведенной таблицы.

Из таблицы прекрасно видно, что если вы отъездили на машине год без аварий, в следующий раз вы получите скидку на полис ОСАГО в размере 5%. Немного, но еще через год она составит уже 10% и так далее. Ну а если «безгрешно» отъездить десяток лет, полис подешевеет вдвое! Однако если вы будете регулярно портить чужие автомобили своим, стоимость ОСАГО для вас может вырасти почти в 2,5 раза.

4.
Как рассчитывается КБМ, если в страховом полисе указаны несколько водителей?

В этом случае КБМ будет рассчитан по водителю с наибольшим коэффициентом. Например, если в ограниченный полис вписаны вы и ваша жена, но ваш КБМ равен 0,65, а ее – только 0,9, то при расчетах будет учитываться именно коэффициент жены.

5.
Как рассчитывается КБМ, если страховой полис неограниченный?

В этом случае КБМ определяется по данным собственника автомобиля. Если страхователем ежегодно выступает собственник, то класс страхования и КБМ присваиваются именно ему, и его коэффициент каждый год будет уменьшаться. Если же вы ездите на чужой машине с разрешения собственника, но ежегодно страхуете ее сами, КБМ будет постоянно равен 1.

6.
В прошлом году я сделал ограниченную страховку, а в этот раз хочу оформить неограниченную. Какой будет КБМ?

Если вы собственник автомобиля, и страховку в прошлом тоже оформляли вы, то он будет таким, каким был у вас на момент заключения последнего договора ОСАГО. Ведь, как мы выяснили выше, при оформлении неограниченной страховки КБМ определяется по собственнику автомобиля.

7.
В прошлом году я сделал неограниченную страховку, а в этот раз хочу оформить ограниченную. Какой будет КБМ?

Если вы собственник автомобиля, и в договоре будете указаны только вы, то КБМ тоже сохранится ваш, и вы получите очередную скидку. Ну а если в новую страховку будут вписаны ваша жена, друг или коллега – все будет точно так же, как в пункте 4.

8.
Я выяснил, что мой КБМ неверный. Как восстановить справедливость и получить излишне уплаченные деньги?

Итак, вы проверили свой КБМ с помощью официального сервиса, указанного в пункте 2, и выяснили, что ваш КБМ неверен. Самым простым, логичным и эффективным способом урегулирования вопроса будет обращение непосредственно в страховую компанию, с которой вы заключили текущий договор. Там вам помогут заполнить заявление на восстановление КБМ, а затем произведут перерасчет и вернут сумму, которую вы переплатили.

Есть и альтернативные способы восстановления КБМ. Во-первых, можно написать заявление в РСА (Российский Союз Автостраховщиков), приложив к письму с заявлением копии полисов, водительских прав указанных в полисе лиц и/или паспорта собственника – но после восстановления КБМ вам все равно придется обратиться за деньгами в свою страховую компанию. Во-вторых, восстановление КБМ доступно и в электронном виде – на сайте некоторых страховых компаний и в частных онлайн-сервисах, которые легко найти в поисковике.

9.
Почему мой КБМ не учли, когда я застраховал машину на полгода?

Потому что Указание Банка России, регламентирующее поправочные коэффициенты, гласит, что «коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год». Так что если вы хотите сэкономить, страховку надо всегда оформлять сразу на полный год.

10.
Если я не ездил несколько лет, а потом опять купил машину, мой КБМ останется тем же, что и несколько лет назад?

Нет. КБМ «живет» год: расчет каждого последующего коэффициента проводится на основании сведений из договора ОСАГО, закончившегося не более чем за один год до даты оформления нового договора. Если же вы взяли длительную паузу, при страховании автомобиля в будущем вам присвоят третий класс страхования – то есть, коэффициент 1.

11.
Могу ли я вернуть деньги за все неверно оформленные за последние годы договоры?

Страховые компании заинтересованы в клиентах, которые несут минимальные риски. В этом случае цена страхового полиса – это их чистая прибыль. Коэффициент бонус-малус разработан с целью поощрения водителей за аккуратную езду без аварий и наказания тех, кому не удалось избежать ДТП.

В системе ОСАГО определено 15 классов: М, 0 и от 1 до 13. Каждому классу соответствует коэффициент. Класс М самый низкий. Его применяют к водителям, которые за предыдущий год становились участниками аварий, по которым страховая компания производила выплаты. В зависимости от класса на начало годового страхования, в класс М можно попасть, совершив даже одну аварию.

Классу М соответствует коэффициент 2,45. Это означает, что при заключении договора или переоформлении страховки на следующий год за полис придется заплатить в 2,45 раз дороже.

Если в течение года ДТП не случалось, класс повышается на одну градацию, а КБМ при этом уменьшается на 0,5, гарантируя водителю 5% скидку.

Обязательного для всех страховых компаний требования, где в страховом полисе указывать показатель КБМ, не существует. Этот вопрос регулируется внутренними актами страховой компании, определяющими правила заполнения полиса ОСАГО.

Самыми распространенными способами, которые применяются на практике, являются следующие:

  • значение указывается рядом с фамилией страхователя
  • информация указывается в специально отведенном для этого месте

Чтобы посчитать КБМ, необходимо знать значение этого показателя на начало срока страхования. Если водитель ранее не заключал договоров страхования, ему присваивается класс 3. КБМ в этом случае равен 1, что означает отсутствие как скидок, так и наказаний, поскольку без истории ни наказывать, ни поощрять не за что.

Для водителей с историей, КБМ и данные предыдущего страхового полиса рекомендуется узнавать на сайте РСА. Для этого достаточно ввести идентификационные данные водителя (ФИО, дата рождения, данные паспорта) и серию и номер водительского удостоверения.

Далее понадобится таблица.

Проверка КБМ онлайн по базе РСА

  • Актуальный КБМ из РСА
  • Бесплатно
  • Менее, чем за 2 минуты

Проверив КБМ водителя или собственника, вы можете распечатать данные, чтобы приложить их при покупке ОСАГО

Если по результатам проверки вам кажется, что размер скидки должен быть больше, попробуйте восстановить свой КБМ.

Стоимость страхового полиса ОСАГО зависит от КБМ (коэффициент бонус-малус), складывающийся из водительской истории страхователя.

КБМ полиса ОСАГО связан с возмещением страховых выплат по вине клиента

Показатель КБМ влияет на стоимость полиса ОСАГО для физических и юридических лиц. Размер КБМ связан с конкретным лицом, вписанным в договор, и не меняется в течение года.

Данные о коэффициенте бонус-малус выдаются из базы РСА (Российский Союз Автостраховщиков).

Стоимость страховки водителя может неожиданно измениться, что вызовет у ряд вопросов.

За каждый год вождения без ДТП страхователь получает 5% скидку на договор ОСАГО. Максимальный размер скидки 50% (КБМ=0,5). И наоборот, если страхователь получал возмещение по ОСАГО, то коэффициент бонус-малус повышается и стоимость ОСАГО увеличивается.

Соответственно, чтобы изменение цены на ОСАГО не стало сюрпризом, стоит периодически проверять размер КБМ.

Проверить скидку по ОСАГО можно воспользовавшись таблицей, приведенной ниже. Однако, безошибочно рассчитать КБМ сможет далеко не каждый водитель. На сегодняшний день все страхователи могут бесплатно проверить КБМ онлайн.

Класс ТС на начало срока страхования КБМ Класс на следующий год в зависимости от количества ДТП
0 1 2 3 4
М 2,45 0 М М М М
0 2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 14 7 3 1 М

Таблица расчета КБМ ОСАГО

Проверить КБМ по базе РСА можно на нашем сайте. Заявка на проверку скидки по ОСАГО оформляется за считанные секунды. От вас потребуется:

  • Заполнить поле ФИО;
  • Указать дату рождения;
  • Вписать серию и номер водительского удостоверения;
  • Дать согласие на обработку персональных данных.

Проверить КБМ онлайн может каждый страхователь. Данные берутся из актуальной базы РСА.

Если размер коэффициента бонус-малус покажется неправильным, вы всегда можете оформить заявку на восстановление КБМ.

Узнать свой КВС достаточно просто. Информация постоянная, не содержит изменяющихся переменных или расчетных данных. Достаточно выбрать графу, которая соответствует возрасту и стажу вождения гражданина.

Стаж

Возраст

КВС

до 3-х лет

до 22 лет

1,8

до 3-х лет

более 22 лет

1,7

более 3-х лет

до 22 лет

1,6

более 3-х лет

более 22 лет

1

Если страхуется автомобиль, зарегистрированный за рубежом, КВС равняется 1,7.

Коэффициент возраста и стажа не применяется при страховании гражданской ответственности владельцев прицепов, а также ТС, собственниками или страхователями которых выступает юридическое лицо.

Коэффициент служит для поощрения водителей, соблюдающих правила и ездящих без аварий. Они получают скидки при оформлении полиса. За каждый год езды без аварий коэффициент водителя снижается, за счет чего и за полис приходится платить меньше.
Ранее он присваивался конкретной машине, а при ее продаже скидка терялась. Однако в 2008 году были приняты изменения, согласно которым КБМ принадлежит самому водителю, вне зависимости от того, каким транспортным средством он управляет. Скидка сохраняется и в том случае, если водитель решит обслуживаться в другой страховой компании.

Однако она снижается или совсем обнуляется и даже уходит в минус, если после ДТП водитель обращается за выплатой. Величина понижения зависит от того класса, который был присвоен водителю до момента аварии.

Часто удобнее и выгоднее уладить незначительное ДТП прямо на месте, не вызывая сотрудников ДПС. Тогда, естественно, стоимость полиса у виновника аварии не увеличится.

Если водитель хочет знать, какой у него КБМ и как меняется, нужно воспользоваться специальной таблицей. Вообще, в первый год ему присваивается третий класс, равный единице КБМ.

Если за этот год ДТП, в которых он бы являлся виновником, не случилось, то в следующем году он получает четвертый класс, а КБМ уменьшится на 5 %. Но если авария все же произойдет, то класс будет уже второй, а КБМ повысится до 1,4, то есть стоимость полиса увеличится на 40 %.

Благодаря езде без аварий 5-процентная скидка будет присваиваться каждый год, пока не дойдет до 50 %.

Еще один способ, как узнать свой КБМ по ОСАГО, — это самостоятельный расчет. Рассмотрим пример с тем же водителем, который впервые сел за руль. Если он в течение трех лет не попадает в аварию, то на четвертый год вождения его скидка составит 15 %. Однако в случае ДТП, виновником которого он становится, класс его будет уже не 7-й, что соответствует 15-процентной скидке, а всего лишь четвертый.

Если таблица под рукой, то это легко увидеть. Но и без нее посчитать КБМ также возможно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *