- Оспорить ДТП

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений кратко

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право в системе нормативного регулирования общественных отношений кратко». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.

Следует напомнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической (правовой) надстройкой. Юридическая (правовая) надстройка — это совокупность всех правовых явлений, определяемых в конечном счете экономическим базисом общества.

Система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные. Следовательно, нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой, техникой либо в сфере общественных отношений (рис. 11.1).

ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Право – это наиболее уникальная социальная ценность, высокоэффективный и целесообразный общесоциальный регулятор общественных отношений. Благодаря ему действиям людей придается организованность, устойчивость, согласованность, оно обеспечивает их подконтрольность. В цивилизованном обществе только право может обеспечить организованность общественной жизни, нормальное функционирование всего общественного организма, действенность государственного управления [1, с. 147].

Вопрос о том, что такое право, в чем состоит его сущность, всегда рассматривается в юридической науке в качестве ос­новного. Однако со временем понятие права менялось. Так, к примеру, Аристотель понимал право как это политическую спра­ведливость, средневековые ученые под правом понимали божественное установ­ление, Ж. Ж. Руссо определил право как общую волю. Л. Петражицкий под правом понимал веление, приказ государства [2, с. 69].

По духу и значению право ближе всего к понятиям «правда» и «справедливость» [1, с. 145].

Современная юридическая наука понятие «право» употребляет в различных значениях.

Во-первых, право есть социально-правовые притязания людей (например, право человека на жизнь). Такие притязания обусловлены непосредственно природой человека и общества и являются естественными правами.

Во-вторых, право – это система юридических норм. С такого ракурса право есть право в объективном смысле, нормы права создаются и действуют независимо от конкретных лиц.

В-третьих, правом обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. В данном случае право рассматривается в субъективном смысле.

В-четвертых, понятие права зачастую используется для обозначения системы всех правовых явлений, которое включает естественное право, право в объективном и субъективном смысле.

ГЛАВА 2 ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

права представляет его внутреннее которое состоит объединений правовых норм.

структура или современного права такими норма права, институты подотрасль и права, которые, в очередь, объединяются в и процессуальное право, и публичное, национальное международное. Такая система исходит из позитивистского понимания фактически создается государством.

права является элементом системы В не​й фикси только одно поведения, одно право или юридиче обязанность. Практическая норм права в их множествен и взаимодействии. Основанием системы права отрасли служит критерия: предмет регулирования, который в себя опре сферу общественных (семья, собственность, государ власть) и правового регулирования, предполагает совокупность воздействия права определенную сферу отношений. Выделяют основных метода регулирования: императивный властный, административный) диспозитивный (гражданско-правовой, Императивный метод регулирования предполагает регламентацию поведения участ правовых отношений, их (вертикальное), отношения и подчинения, не допускает отступ от правовых Диспозитивный метод относительную свободу сторон, равное положе участников правоотношения их способность самостоя избирать тот иной вариант поведения [7, c. 197].

Таким отрасль права собой совокупность норм, которые качественно однородную общественных отношений особым методом. права являются право, уголовное семейное право, гражданское право и далее.

При исследовании проблемы соотношения и взаимосвязи права и иных социальных норм, теоретики права иногда кратко освещают либо вообще опускают вопросы о том, с помощью каких средств упорядочивались древние человеческие сообщества, как представлялись людьми ненормативные и нормативные регуляторы общественных отношений, на каких принципах базировались понятия человеческой веры, нормы и нормативности, что собой являли и что сегодня есть социальные нормы. От этого страдает общее исследование проблемы права и социальных норм. Поэтому мы остановимся на этих общих вопросах. И посмотрим, откуда появляется необходимость в регулировании общественных отношений с помощью социальных норм.

Известно, что с древних времен человеческие сообщества упорядочиваются на основе процессов регулирования (регуляции) поведения людей, общественных отношений, в которых ясно выражены начала самоорганизации систем, действующих в условиях возрастания факторов сознательности и субъективности. Уже в тот период в суждениях человека присутствовало четко выраженное представление того, что за всяким порядком стоят законы и закономерности бытия, действующие в природе и в обществе. А жившие в те времена люди, вынужденные сами регулировать свое поведение, опираясь не столько на точные знания, сколько на интуицию, воображение и фантазию, неведомо как нашли и установили основные парадигмы нормативного мышления, сформулировали универсальные понятия (типа «обычай», «закон», «справедливость», «преступление», «наказание»), которые сегодня наша наука подтвердила и не собирается опровергать. Они продолжают существовать, несмотря на смену научных представлений и даже научных взглядов на мир.

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Существующие отличия права разделяют по радикальным и оценочным признакам: радикальные — «есть — нет»; оценочные — «больше – меньше». Государство с помощью права регулирует отношения в обществе и связано с государственной властью. Право обеспечивается государственным принуждением в случае неисполнения.

Отличительные черты права:

  • регулирует самые важные общественные отношения, прежде всего хозяйственные связи, собственность, финансы;
  • отличается формальной определенностью;
  • имеет свойства фиктивности, системности, структурности;
  • в объективном смысле официально закреплено в виде прав и обязанностей людей;
  • регламентирует действия субъектов исключительно с помощью 3 способов: предписания, дозволения и запрета;
  • реализация и ее отсутствие влечет за собой последствия, что позволяет прогнозировать события;
  • осуществляется в виде соблюдения, исполнения, применение права;
  • является показателем достигнутого уровня правовой культуры общества;
  • самый сложный, затратный, но гарантированный управляющий инструмент государства;
  • выражает меру свободы человека — ее общественно-правовые притязания и официально признанные возможности.

Право значительно отличается от других регуляторов более высоким показателем социальной значимости.

Социальная ценность права — это способность выражать возможности, удовлетворять социально объективные потребности и интересы населения и выступать силой, противостоящей произволу.

Ценность права проявляется в эффективных инструментах регулирования общественных отношений, надежности защиты интересов граждан, в явных границах меры свободы личности.

Право четко определяет границы добра, зла, справедливости, сложившиеся в обществе и отражает суть всего этого. С помощью права стабилизируются отношения в обществе, сохраняя несокрушимость правовых принципов, неизменность своей сущности, постоянство важнейших категорий, определенность институтов и процессов. Наиболее ценным свойством права является динамизм, так как право способствует включению нового в свою сферу и выводит социально неприемлемое.

Цивилизационный феномен права отражает достижения культуры, заимствует положительный социальный опыт различных народов, способствует понятность современному законодательству.

При рассмотрении функций права главное место занимает регулятивная функция, особенностью которой выступает установление позитивных правил поведений в организации общественных отношений. Вне зависимости от того, выступает ли право в форме нормативных или правоприменительных норм, устанавливает ли правовой статус или правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов или юридических лиц, все эти отношения сводятся только к одному — регулировать общественные отношения в государстве. В рамках данной функции выделяют две подфункции: регулятивную статистическую и регулятивную динамическую.

Первая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем закрепления в правовых институтах, т.е. возводит в разряд четко урегулированных отношений, которые являются основой нормального и стабильного существования общества. Статистическая функция выражена также и в других институтах права (политических, избирательном, авторском).

В то же время регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их движения (динамики). Это особо видно в институтах гражданского, административного, трудового права, а также в других сферах общественной жизни

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.11 Теория государства и права. Хропанюк В.Н. — Учебник — 3-е изд., дополн. и испр. — М.: 2008. — 384 с. (с. 194-201)

Наиболее яркими элементами осуществления регулятивной функции права являются:

Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:

— определение праводееспособности (правосубъектности) граждан посредством норм права;

— закрепление и изменение правового статуса граждан;

— определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;

— установление правового статуса юридических лиц;

— определение (предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;

— установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);

— определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

С учетом вышеперечисленного регулятивную функцию можно определить как направление правового воздействия, обусловленное его социальным назначением, выражающееся в установлении позитивных правил, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъекты права.

Охранительная функция права является второй собственно-юридической функцией и выражается в направлении правового воздействия, нацеленного на охрану значимых, наиболее важных экономических, политических, национальных и личных отношений, а также вытеснении явлений, которые чужды данному обществу.

Таким образом, право осуществляет охрану общепризнанных фундаментальных общественных отношений и вытеснению нежелательных явлений из жизни общества.11 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1996. — 472 с. (с. 112-129).

Данное понятие не означает, что охранительная функция появляется лишь тогда, когда совершается правонарушение, основное ее действие в предотвращении нарушений норм права и охране общественных отношений. Чем больше субъекты права подчиняются нормам права, тем выше охранительная функция, так как сам факт установления запрета на те или иные действия и санкции за правонарушение оказывают серьезное влияние на граждан государства и сдерживают (в некотором случае) от совершения проступка, за которым последует наказание.

Охранительная функция не противопоставляется регулятивной, т.е. обе функции выполняют определенные важные задачи по закреплению охраны прав личности, содействие развитию государства и укреплению общественных отношений.

Специфика охранительной функции состоит в том, что:

— она характеризует право как особый способ воздействия на поведение субъектов общества и выражается во влиянии на их волю угрозой применения санкции, установлением запретов и реализации юридической ответственности;

— информирует субъектов общественных отношений о социальных ценностях, взятых под охрану государства;

— является показателем политического и культурного уровня общества, гуманитарных начал, содержащихся в праве.

Социальные функции достаточно сложно разделить, т.к. невозможно провести четкое разграничение правового воздействия на экономические, социальные, политические и идеологические задачи. Например, элементы экономической функции могут проявляться и в политической. Это обусловлено тем, что каждый элемент действует в рамках единой системы функций и тесно взаимодействует с другими. Кроме этого, сферы общественной жизни, на которые воздействует право, в свою очередь неразрывно связаны и являются подсистемами по отношению к обществу в целом. Поэтому функции права существуют не изолировано, а во взаимосвязи между собой и дополняют друг друга

Одной из важнейших функций в обществе является социальная функция. Она имеет большое значение на всем протяжении развития государства и товарно-денежных отношений. Право всегда выступает гарантом прав собственности, свободы и предпринимательской деятельности.11 Теория государства и права в схемах. Беляева О.М. — М.: Эксмо, 2008 — 96 с. (с. 30-42)

  • Право и мораль в системе нормативного регулирования общественных отношений

    Понятие системы нормативного регулирования. Идеальная и фактическая инфраструктура социального регулирования. Нравственные начала в праве. Формы взаимодействия, возможность противоречий и отличия норм права и норм морали. Саморегуляция личности.

    курсовая работа [40,1 K], добавлен 08.06.2008

  • Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

    Нормы, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности. Регулирование социальной жизни может быть двух видов: индивидуальное и нормативное. Виды норм: социальные, технические, религиозные, корпоративные. Нравы, обычаи, традиции.

    реферат [22,7 K], добавлен 25.06.2008

  • Нормы права в системе нормативного регулирования

    Понятие и общая характеристика, а также исследование и структура нормативной системы регулирования общественных отношений. Сущность и типы норм права, оценка их роли и места в системе социальных норм, основные признаки их сходства как правовых обобщений.

    курсовая работа [53,7 K], добавлен 28.12.2016

  • Соотношение норм права и иных социальных регуляторов

    Понятие и признаки социальных норм. Характеристика социальной нормы как регулятора общественных отношений. Место права в системе нормативного регулирования. Соотношение социальной и технической нормы. Моральные, правовые, корпоративные нормы и обычаи.

    курсовая работа [36,7 K], добавлен 28.02.2014

  • Юридические факты

    Развитие институтов юридических фактов. Правоотношение как основа взаимодействия субъектов общества. Классификация юридических фактов. Анализ механизма правового регулирования общественных отношений. Пути совершенствования института юридических фактов.

    курсовая работа [50,4 K], добавлен 17.12.2015

  • Основы теории государства и права

    Право как всеобщий нормативный регулятор общественных отношений, система формально-определенных, общеобязательных норм. Сущность понятия «позитивное право». Общая характеристика субъектов юридических отношений. Анализ основных функций юридических норм.

    курсовая работа [74,0 K], добавлен 08.11.2013

  • Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

    Понятие социальных норм, их виды, формы, признаки и классификация. Взаимодействие права с нормами религии, обычаев, а также с технико-юридическими нормами. Значение и место социальных норм в обществе. Соотношение права, религии, обычаев и морали.

    курсовая работа [39,5 K], добавлен 25.10.2010

  • Анализ отдельных способов регулирования общественных отношений в трудовом праве

    Понятие трудового права и его место в системе российского права. Общая характеристика общественных отношений. Отграничение трудового права от смежных отраслей права, связанных с трудом (гражданского, административного, права социального обеспечения).

    курсовая работа [32,0 K], добавлен 08.02.2011

  • Механизм правового регулирования общественных отношений

    Социальная регуляция: сущность, составляющие, их диалектика. Понятие, цель и назначение правового регулирования, способы воздействия на поведение людей. Методы и способы юридического влияния на человека. Толкования норм права в системе социальных норм.

    курсовая работа [35,3 K], добавлен 26.07.2015

  • Отрасли отечественного права, их характеристика

    Элементы системы права, представляющие собой совокупность норм права и регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Предмет и методы правового регулирования. Процессуальные нормы в различных отраслях системы права Украины.

    реферат [39,8 K], добавлен 17.10.2011

  • Рубрикатор по предметам
  • Рубрикатор по типам работ
  • Пользовательское соглашение
  • Размещение рекламы

Право в системе регулирования общественных отношений

Человеческое общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности.

Социальное регулирование — упорядочение общественных отношений, представляющее собой форму целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в обществе и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Посредством регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте, обществе, мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления.

Основную цель регулирования можно определить как необходимость добиться соответствия между поведением личности и действием общности людей, их интересами, целями и задачами, вытекающими из наличествующих в данном обществе объективных возможностей. Подобная регуляция осуществляется сложным взаимодействием целого ряда средств и методов.

Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так, права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Отправление религиозных культов осуществляется в соответствии с религиозными нормами. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под «юрисдикцией» правовых норм.

Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений. Право – уникальный, высокозначимый и авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов (норм) имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия.

Степень и характер регулирующего влияния на общественные отношения позволяет выделить в системе нормативного регулирования наряду с правом следующие группы норм: обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы, мораль (нравственность).

Объединенные единой нормативной природой, все эти нормы характеризуются следующими общими чертами:

– представляют собой определенный стандарт (образец, эталон, норматив) поведения, типичный и нормальный для данного времени и среды;

– определяют границы должного и возможного поведения, служат ориентирами в выборе социально одобряемого поведения и одновременно являются средством контроля за этим поведением;

– формируются в процессе жизнедеятельности людей и в этом смысле неотделимы от своего носителя;

– преследуют достижение единых целей – обеспечение порядка и организованности в общественных отношениях.

Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

Соответственно этому можно отметить следующие особенности функции права:

1. Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе. Функции – это «свечение» сущности права в общественных отношениях.

2. Функции права – это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления.

3. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.

4. Функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие. Еще Гёте говорил: «Функция – это существование, мыслимое нами в действительности».

5. Постоянство, как необходимый признак функции, характеризует непрерывность, длительность ее действия.

Назначение религии является выработка » смыслов «, позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом » хорошего » поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Свод морально этических установлений — составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама «путь следования». Шариат — совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права — родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна.

Понятие системы нормативного регулирования

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности и которое подразделяется на индивидуальное и нормативное. Если индивидуальное регулирование проявляется в том, что один конкретный субъект воздействует на другого, предписывая ему строго определенную модель поведения (например, приказ ректора об отчислении из вуза конкретного студента), то нормативное регулирование реализуется с помощью создаваемых в обществе норм, содержащих предписания общего характера и направляющих поведение большого круга людей (например, выраженные в налоговом законодательстве юридические нормы).

Нормативное регулирование осуществляется с помощью норм, которые, в свою очередь, подразделяются на технические и социальные.

Технические нормы — это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера технических норм можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, государственные стандарты, технические условия.

Системой общеобязательных правил, установленных и охраняемых государством, называют правом. Именно эта система правил выражает индивидуальные и общие интересы всех граждан государства.

Право выступает в роли регулятора общественных отношений, оно защищает права граждан и государства. Именно по этой причине невозможно представить существование и функционирование страны без системы права, так как в обратном случае общественные отношения не будут упорядочены должным образом.

Демократические государства, которыми и являются большинство современных развитых стран, не имеют возможности осуществлять какой-либо вид деятельности вне системы общеобязательных правил. В обязанности права входит регулирование внутренних взаимоотношений в государственном механизме и оформление структуры государства.

Также при помощи права закрепляют форму государственного устройства, политический режим и форму правления определенного государства. Право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, которые и представляют государственные органы.

Правом определяется, как должен быть организован госаппарат и общеобязательные права и обязанности граждан конкретного государства.

Посредством права осуществляется государственная правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет потребность в регламентации ( юридического характера) определенных отношений. Таким образом, при помощи правотворческой деятельности государства создаются законы, указы и иные рациональные юридические формы.

С другой стороны, именно право регламентирует государственную деятельность — придает ей юридическую форму и вводит ее в рамки юридических требований.

Это означает, что посредством права закрепляются интересы наций и тех народностей, которые населяют многонациональное федеративное государство.

И внешние, и внутренние функции государство реализовывает при помощи права. И во многом успешность реализации той или функции государства зависит от того, насколько она полномерно закреплена правом.

Право же осуществляет свои функции с двух сторон: и со стороны граждан, и со стороны государства. На государство право воздействует при взаимоотношениях с населением, а само государство осуществляет воздействие через правовую систему (в пределах правовых требований). И именно правом определены пределы вмешательства государства в жизнь граждан.

Гражданин – это лицо, которое связанно с определенным государством политико-правовой связью. Правовое положение гражданина определенного государства намного выше, нежели лиц без гражданства и иностранцев, так как они обладают большим объемом прав и свобод.

Государство – это институт политической системы, главной функцией которого является организация и контроль совместных действий и отношений лиц, которые проживают на территории страны, а также защита их прав и свобод.

Гражданин и государство связаны между собой стабильной политической и правовой связью.

Гражданство – это устойчивая политическая и правовая связь государства и человека. Она выражается в существовании взаимных прав и обязанностей.

Гражданство – это основной институт конституционного права, который находит свое закрепление в основном законе государства (конституции), а также в других государственных нормативно-правовых актах.

Общественная жизнь людей наполнена столкновениями различных интересов, возникающими в общей борьбе за существование. «Интересом» следует называть отношение живущего и желающего человека ко всему тому, что ему необходимо или важно. Понятно, что столкновение интересов возникает в том случае, когда два человека или несколько человек стремятся к тому, что им важно, а добиться нужного может только один. Тогда победа одного означает поражение другого или даже всех остальных, и между людьми возникает отношение «исключения»: победитель «лишает» побежденных и как бы «исключает» их. Такое соревнование между людьми называется конкуренцией. Конкуренции не бывает там, где все могут беспрепятственно пользоваться нужным: воздуха на просторе, воды в реках и в море, света в поле — хватит на всех. Но борьба возникает немедленно, как только воздуха (напр., в маленьких коморках), или воды (напр., в пустыне или при порче водопровода), или света оказывается ограниченное количество. Все, что обеспечивает или облегчает жизнь человека и чего в данный момент на всех не хватает — все это вызывает конкуренцию и обостряет борьбу за существование до такой степени, что люди становятся друг другу врагами. Борьба за обеспеченное и приятное существование достигает иногда большой остроты; подчас может казаться, что общественная жизнь действительно превратилась бы, по меткому слову английского философа Гоббса, в «войну всех против всех», если бы не было сдерживающих и организующих общественную жизнь правил поведения.

Глава 11 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

  1. Социальные нормы и место права в системе социального регулирования общественных отношений
  2. Тема 10. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
  3. ПРАВО B СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
  4. § 1. Социальное регулирование общественных отношений и место права в системе социальных норм
  5. ТЕМА № 10: ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
  6. 2. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки и сущность права.
  7. 13.1. Понятие и виды социального регулирования. Понятие системы нормативного регулирования. Природа технических норм
  8. 3.4. Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества
  9. Раздел III СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАВЕ. НРАВСТВЕННО-АДЕКВАТНОЕ ПРАВО КАК СИНТЕЗ ПОЗИТИВНЫХ СВОЙСТВ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ ПРАВА Тема 13 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
  10. Глава 5. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5.1. Понятие и основные признаки права
  11. 2.2. Право в системе нормативного регулирования
  12. Лекция 13 Нормативное регулирование общественных отношений
  13. Социальные нормы. Нормы права в системе социальных норм
  14. К какому подходу правопонимания относится следующая характеристика сущности права: «Право — иерархия норм, нормативный регулятор общественных отношений; оно немыслимо без государства, а государство немыслимо без права»?

Е.В. Грозина

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В статье проводится анализ общетеоретических понятий правового регулирования и правового режима, также рассматривается соотношение данных понятий, влияние на развитие законодательства.

Ключевые слова: правовое регулирование, правовой режим, правовая система.

C.V. Grozina

THE LEGAL REGIME AND LEGAL REGULATION

The article analyzes the general theoretical concepts of legal regulation and legal regime, is also considered the relation of these concepts, the impact on the development of legislation.

Key words: legal regulation, the legal regime, the legal system.

Реформирование политической, социальной и других сфер жизни общества привели к тому, что необходимо более детально рассмотреть понятие правового регулирования. Средством данного рассмотрения может выступить понятие правового режима. Правовой режим может сочетать в себе юридические средства, которые адаптируются к конкретным ситуациям.

В юридической науке понятие правового регулирования является самостоятельной частью в разделе обшей теории права. Понятие правового режима является составной частью правового регулирования. Законодатель часто использует и понятие правового регулирования, и понятие правового режима. Необходимо выработать общетеоретические подходы к пониманию данных явлений.

Рассмотрим понятие правового регулирования. Это понятие неразрывно связано с осознанием роли права в жизни общества и государства, с применением возможностей воздействия права на развитие общественных отношений. Но иногда воздействие влечет негативное влияние нормативно-правовых актов, которое препятствует развитию социальных сфер. Данное понятие находится в непрерывной связи с возрастанием роли правовых приемов в решении важнейших вопросов современности, а именно с изменениями, происходящими в общественных отношениях [1, с. 13-14]. В этом аспекте необходимо провести краткий анализ понятия правового регулирования.

Известно, что многогранное употребление понятия правового регулирования всегда создает угрозу потери определенности его смысла. Понятие «регулирование» относится к «общим» понятиям с неопределенными признаками. Регулирование подвергается наиболее частому применению при описании самых разнообразных ситуаций. Для

того чтобы данное понятие работало с пользой, необходимо уточнить присущие ему признаки [2, с. 5-6].

К признакам можно отнести то, что регулирование — особая категория, основательная, теоретически насыщенная, является разновидностью социального регулирования. Также данная категория отражается в движении, процессе реализации, при этом характерно не формальное фиксирование «должного», а заложенная в нем реализация в объективную реальность. Осуществляется при помощи целостной системы средств, обличенных в правовую материю.

Рассмотрим понятие правового режима. Данное понятие характеризует порядок регулирования, который выражен в комплексе юридических средств, содержит сочетание запретов, дозволений, позитивных обязываний и особую направленность. В правовой режим входят первичные элементы юридической материи, среди них есть технико-юридические конструкции. Это своеобразный комплекс правового инструмента, состоящий из юридических средств. Юридические средства проявляются в движении, через изменение общественных отношений. Например, до 1995 г. режим имущества, нажитого в браке, устанавливался императивной нормой. С введением в действие п. 1 ст. 256 ГК РФ «имущество нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества», т. е. с изменением общественных отношений меняется соответствующий правовой режим. Правовой режим проявляется не во всех стадиях правового регулирования, а только тогда, когда возникает необходимость в реализации субъективных прав.

К тождеству понятий правового регулирования и правового режима относится, во-первых, то, что данные категории находятся в границах системы правового регулирования общественных отношений; во-вторых, представляют собой такие приемы защиты, которые смогут преодолеть имеющиеся пробелы в функционировании правовой системы [3, с. 76].

Правовое регулирование и правовой режим направлены на сохранение общества и государства в непостоянных условиях развития общественных отношений. Регулирование должно обеспечить своевременное вмешательство в разрешение конфликтов, сохранить механизм реализации для эффективной работы правовой системы в целом.

Задачами регулирования является поддержание, восстановление равновесия правовой системы с объективной реальностью, устранение недостатков в функционировании системы, т. е. создание стабильности в ней. В целом регулирование определяет изменения правовой системы, но при этом не меняет ее качества, а затрагивает только лишь количественные показатели.

Нормативные правовые акты различной юридической силы. Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ, Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Концепция развития системы дополнительного образования в Российской Федерации. Задачи законодательства РФ в области образования.

Раздел 1

Система правового регулирования образования сегодня включает в себя значительное число нормативных актов различного уровня и направленности.

Конституция Российской Федерации является высшим нормативным правовым актом Российской Федерации и обладает высшей юридической силой.

Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон) составляет основу образовательного законодательства РФ. Современные условия развития общества и государства требуют, чтобы Закон не только решал проблемы образования как отрасли экономики, но и в целом стал основой развития человеческого потенциала в Российской Федерации.

Данный Закон отражает накопленный опыт правового регулирования образовательной сферы за последние два десятилетия, и призван решить накопившиеся проблемы в системе образования и основных ее элементов.

В Законе на основе положений Конституции РФ и Международной стандартной классификации образования уточняется система уровней образования в Российской Федерации. В Законе закрепляются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование; и уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, в том числе и право на образование.

Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования детей. Нормативные основы развития дополнительного образования определены Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020, государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Концепцией развития системы дополнительного образования в Российской Федерации, Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Основные понятия федерального законодательства: образование; воспитание; обучение; образовательный процесс; обучающийся; педагогический работник; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; организация, осуществляющая образовательную деятельность; организация, осуществляющая обучение; образовательная организация. Права и обязанности участников образовательного процесса. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. Требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью.

Раздел 2

Образовательный процесс характеризуется как социальное явление с большим количеством участников образовательных отношений.

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (п. 31 ст. 2 Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Права и обязанности участников образовательного процесса закреплены во многих нормативно-правовых актах различного уровня и направленности.

Конституция Российской Федерации определяет закрепленные гражданские свободы и права обучающихся как участников образовательных взаимоотношений (ст. 28, 29, 30, 44 Конституции Российской Федерации).

Ст. 34 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регулирует права и меры социальной поддержки обучающихся и воспитанников.

Неотъемлемым элементом правового статуса обучающихся являются их обязанности. В статье 43 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены обязанности и меры ответственности. Закон отражает обобщение обязанностей и ответственности обучающихся в образовательной сфере, которые составляют один из элементов их специального правового статуса. Законодательство формирует четкие представления для обучающихся их обязанностей в рамках образовательного процесса, и одновременно защите их прав от необоснованного применения к ним мер ответственности (дисциплинарных взысканий).

Статья 44 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает основные права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

Уголовная ответственность родителей установлена за:

  • за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст.156 УК РФ).

  • ответственность за вовлечение родителями (законными представителями) несовершеннолетних в совершение преступления (ст. 150 УК РФ);

    2.«Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагогических работников».

    2.1. Цель реализации программы: изучить особенности нормативно-правового обеспечения деятельности педагогических работников, в т.ч. педагога дополнительного образования.

    ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    Структура законодательства в части защиты прав несовершеннолетних. Защита прав несовершеннолетних. Понятие и законодательная регламентация правового статуса несовершеннолетних. Международные нормативно-правовые документы и акты. Основные направления политики государств в области защиты прав детей.

    Лекция 1.

    Нормативно-правовые акты в сфере защиты прав детей представлены следующими документами:

    Высшей юридической силой обладают международные правовые акты.

    Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

    Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:

    Международная хартия физического воспитания и спорта была принята генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже 21 ноября 1978 г.

    Декларация принципов терпимости была утверждена в 1995 году. Международный день, посвящённый терпимости ежегодно отмечается 16 ноября. Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

    Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда.

    В числе международных нормативно-правовых документов и актов, регулирующих защиту прав детей, следует выделить следующие:

    1. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях (1986 г.)

    2. Декларация о праве на развитие (1986 г.)

    3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

    4. Руководящие принципы организации объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (ЭР-РИЯДСКИЕ руководящие принципы) (1990 г.)

    5. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам (1992 г.)

    6. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению

    наихудших форм детского труда (Конвенция 182) (2003 г.)

    Правовое обеспечение в области защиты прав детей. Нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере защиты прав детей. Права и обязанности семьи и отдельных ее членов, права детей. Цели государственной политики в интересах детей. Подзаконные акты, отражающие защиту прав детей. Принципы государственной политики в интересах детей.

    Лекция 2.

    Проблема прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать правовое обеспечение в области защиты прав.

    Под правами человека принято понимать совокупность правил, характеризующих правовой статус человека; неотъемлемую принадлежность человека с момента рождения, основное понятие естественного и любого права в общем: права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо.

    Правовое обеспечение в области защиты прав детей – это совокупность законов и иных нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти России и органов власти субъектов Российской Федерации.

    В Российской Федерации приняты ряд подзаконных актов, которые отражают защиту прав детей. К подзаконным актам относятся:

    1. Указы Президента Российской Федерации: в системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются только на основе существующего законодательства и в его развитие;

    2. Постановления Правительства Российской Федерации: Правительство издает постановления на основе Конституции РФ, федеральных законов, Указов Президента. Постановления принимаются Правительством Российской Федерации только в пределах своей компетенции;

    3. Ведомственные нормативно-правовые акты: к данной группе относятся приказы, инструкции, постановления, уставы, распоряжения, правила и т.д. Отдельные из этих нормативно-правовых актов могут распространяться на всех граждан, например, инструкции Министерства финансов, Министерства труда и социального развития и др.;

    4. Внутриорганизационные нормативно-правовые акты издаются организациями, предприятиями, учреждениями для регулирования своих внутренних отношений и распространяются на членов данных организаций. Могут быть в форме приказов, распоряжений.

    Первостепенным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, провозглашает приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепляет положение о том, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства, которое гарантирует соблюдение прав детей, их развитие, образование и воспитание. В Конституции Российской Федерации ряд положений, относящихся к охране детства, содержится в главе 2 об основных правах и свободах человека и гражданина.

    Начиная с 1993 г. принято более 250 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты.


    Теория государства и права
    Аграрное право
    Государственное право зарубежных стран
    Семейное право
    Судебные и правоохранительные органы
    Криминальное право
    История государства и права России
    Административное право
    Гражданское право
    Конституционное право России
    История государства и права зарубежных стран
    История государства и права Украины
    Банковское право
    Правовое регулирование деятельности органов ГНС
    Юридическая психология
    Финансовое право
    Юридическая деонтология
    Трудовое право
    Предпринимательское право
    Конституционное право Украины
    Разное
    История учений о государстве и праве
    Уголовное право
    Транспортное право
    Авторское право
    Жилищное право
    Международное право
    Международное право
    Наследственное право
    Налоговое право
    Экологическое право
    Медицинское право
    Информационное право
    Судебное право
    Страховое право
    Торговое право
    Хозяйственное право
    Муниципальное право
    Договорное право
    Частное право
    • Г) право и мораль имеют один и тот же объект регулирования — существующие общественные отношения.
    • Это связано с разнообразием самих общественных отношений — предмета регулирования.
    • Нормативное регулирование и виды социальных норм.
    • Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытно- общественном строе.
    • Нет такого общественного отношения, которое регулировалось бы только технико-юридическими нормами.
    • Черданцев А.Ф. Понятие технико-юридических норм и их роль в формировании общественных отношений.
    • Матузов Н.И. Право в системе социальных норм.// Общая теория права ( курс лекций) . Н-н. 1993.
    • [29] Черданцев А.Ф. Понятие технико-юридических норм и их роль в формировании общественных отношений.
    • Право и социально-технические нормы.
    • Советское государство и право.

    Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.

    Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный и местный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

    Муниципальное право — комплексная отрасль права, сформировавшаяся на стыке нескольких отраслей. В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения. Комплексный характер муниципального права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом «за счет» других, в первую очередь профилирующих, отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

    Муниципальное право — самостоятельная отрасль права, так как:

    1) Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст. 8, 9);

    2) муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти;

    3) местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Местное самоуправление можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов;

    4) местное самоуправление призвано решать вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

    Предмет муниципального праваотношения в сфере осуществления местного самоуправления. Отношения в сфере осуществления местного самоуправления — деятельность населения, которая:

    а) признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации;

    б) осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность;

    в) направлена на решение непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения;

    г) осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

    В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп:

    — отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия;

    — отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;

    — отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;

    — отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы, и муниципальных служащих;

    — отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;

    — отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

    — отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

    На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие.

    Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

    Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.

    Под методом правового регулирования в муниципальном праве понимается совокупность средств и способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения в системе местного самоуправления, регулирую их.

    В связи с тем, что муниципальное право охватывает сферы публичного и частного права, оно сочетает два способа регулирования общественных отношений в системе местного самоуправления: императивный и диспозитивный.

    Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования, т.е. в данном случае налицо отношения соподчиненности субъектов правоотношений, зависимость одних от других.

    ТЕМА 10. ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    Формы или источники права – это способы выражения и закрепления правовых норм.

    1. Правовой обычай представляет собой исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку людей в результате многократного повторения и воспитания одних и тех же действий, которые санкционируются государством и обеспечиваются его принудительной силой.

    2. Правовой прецедент (судебный и административный) представляет собой решение по конкретному делу, которое берется за образец при разрешении аналогичных дел, органами той же или низшей инстанции.

    3. Правовая доктрина представляет собой конкретное суждение ученых юристов, по какой либо правовой проблеме.

    4. Религиозная догма является неотъемлемым способом выражения и закрепления правовых норм.

    5. Нормативные правовые акты (НПА)

    НПА – это официальный юридический документ, принятый компетентными органами в особом порядке, содержащий нормы права, направленный на регулирование общественных отношений.

    1. НПА создается в особом порядке, только компетентными органами.

    2. НПА содержит правовые, т.е. рассчитан на многократное применение, действует непрерывно, адресаты не персонифицированы.

    3. НПА направлены на регулирование общественных отношений и обеспечивается принудительной силой государства.

    4. НПА имеют юридическую силу, под которой понимается степень подчиненности данного акта, актом вышестоящего органа.

    1. Закон – это НПА обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

    2. Подзаконные акты – это акты, обладающие меньшей юридической силой, чем законы и призваны конкретизировать их принципиальные положения (указы Президента и Правительства).

    Все НПА имеют временные и территориальные ограничения своего существования, а также распространяются на строго определенный круг лиц.

    1. Действие НПА во времени следует рассматривать в трех аспектах:

    Как результат указания в тексте НПА на календарную дату, с наступлением которой НПА начинает действие.

    Как результат указаний на иные обстоятельства с наличием, или отсутствием которых НПА начинает действовать (с наличия опубликования, подписания).

    Как результат истечения определенного времени после официального опубликования.

    2. Прекращение НПА (его действия) в результате:

    В результате истечение срока, на который был принят НПА.

    В результате отмены НПА компетентным органом.

    В результате принятие нового НПА, той же или высшей юридической силы регулирующего одни и те же общественные отношения.

    В результате устаревания НПА и исчезновение обстоятельств, которые подлежат регулированию.

    3. Действие НПА во времени необходимо рассматривать с учетом еще 2-х аспектов:

    Закон обратной силы не имеет, т.е. он распространяется только на те, общественные отношения, которые возникают после его принятия, за исключением:

    1) Указания в тексте НПА, что он имеет обратную силу.

    2) За исключением случаев отмены или исключением юридической ответственности.

    Активное действие закона.

    4. Действие НПА в пространстве, осуществляется на основе 2-х принципов:

    1. Территориальный принцип действия — НПА действует в пределах территории, на которую распространяется юрисдикция правотворческого органа.

    2. Экстерриториальный принцип действия – НПА действует даже за пределами территории юрисдикции органа его принявшего.

    3. Действие НПА по кругу лиц – по общему правилу НПА распространяет действие на всех лиц находящихся на территории государства, за исключением:

    Определенных лиц, которые могут обладать юридическим иммунитетом (дипломаты)

    Законы РФ распространяются на граждан РФ не зависимо от места их нахождения.

    1. Конституция РФ от

    1. декабря 1993 г.//Российская газета. 1993.

    2. декабря. N 237.

    2. Гражданский кодекс РФ (часть

    1. от

    3. ноября 1994 г.//СЗ РФ. 1994. N

    32. Ст. 3301; 1996. N

    9. Ст. 1644; 2001. N

    21. Ст. 2063.

    3. Гражданский кодекс РФ (часть

    2. от

    2. января 1996 г.//СЗ РФ. 1996. N

    5. Ст. 410; N

    34. Ст. 4025; 1997. N

    43. Ст. 4903; 1999. N

    51. Ст. 6288.

    4. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 11.11.1996 N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. N

    47. Ст. 5304.

    Материалы судебной практики

    5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N

    4. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» // Российская газета. 2007. N 276.

    6. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2011 по делу N А 75-970/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

    7. Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2010 N 1-В 10-1 // СПС «КонсультантПлюс».

    8. Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2007 по делу N А 56-11342/2007 // СПС «КонсультантПлюс».

    9. Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2010 N 1-В 10-1 // СПС «КонсультантПлюс».

    10. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.12.2005 N А 26-5116/2005-14 // СПС «КонсультантПлюс».

    11. Постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 N

    15 АП-1952/2010 по делу N А 32-1873/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

    12. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.08.2010 по делу N А 32-1873/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

    13. Определение Томского областного суда от 01.02.2013 N 33-300/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

    Специальная литература

    14. Абдурахманов А.А. Административный договор и его использование в деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1997.

    15. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М.: Юридическая литература, 1981. Т. 1. С. 32.

    16. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2001. С. 338 – 349.

    17. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Пер. с англ. М., 1995. С. 278 — 279.

    18. Блок М. Феодальное общество. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2013. С. 440.

    19. Болгова О.С. Особенности развития нормативного договора в истории российского права // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2009. N 97. С. 57.

    20. Ведель Ж. Административное право Франции. М., 1973. С. 164; Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. С. 65 — 66.

    21. Веселова Е.Р. Локальные нормы трудового права: Дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2004. – С. 134.

    22. Горохов Б.А. Современное правовое регулирование социально-трудовых отношений в России: средства, механизм, источники и особенности: Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2006. – С. 124.

    23. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. проф. Е.А Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. Т. 1. С. 333 — 339; Т. II, полутом I. С. 156 — 163.

    24. Гумерова Э.Ф. Проблемы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений: Дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2005. – С. 106.

    25. Демин А.В. Административные договоры: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.

    26. Джилавян А.Д. Коллективный договор в системе социального партнерства в России и в некоторых зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2011. – С. 69.

    27. Еремин С.Г. Сравнительно-правовой анализ договорных форм регулирования общественных отношений // Российская юстиция. 2011. N 9. С. 53 — 55.

    28. Ершова Е.А. Сущность, источники и формы трудового права в Российской Федерации. М., 2008. – С. 261.

    29. Желтов О.Б., Сошникова Т.А. Трудовое право России: Курс лекций. М.: Эксмо, 2011. – С. 7.

    30. Залоило М.В., Черкашина-Шмидт О.В. Интегративное правопонимание: новый подход // Журнал российского права. 2014. N 4. С. 143 — 147.

    31. История политических и правовых учений. Домарксистский период / Отв. ред. О.Э. Лейст. М., 1991. С. 418.

    32. Источники российского права: вопросы теории и истории: Учеб. пособие / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Норма, 2013. – С. 183.

    33. Коренев А.П., Абдурахманов А.А. Административные договоры: понятие и виды // Журнал российского права. 1998. N 7. С. 83 – 91.

    34. Красильников Т.С. Административный договор в сфере образования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.

    35. Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права // История государства и права. 2014. N 12. С. 15 — 18.

    36. Макаров О.В. Гражданское право и правовое государство // Правоведение. 1993. N 3. С. 82.

    37. Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2011. – С. 295.

    38. Нерсесянц В.С. Право: многообразие определений и единство понятия // Советское государство и право. 1983. N 10. С. 30.

    39. Нерсесянц В.С. Философия права. М.: Инфра-М; Норма, 1997. С. 34.

    40. Нормы права: теоретико-правовое исследование: монография / Ю.Р. Барышникова, Р.Г. Валиев, Т.В. Губаева и др.; отв. ред. Т.В. Губаева, А.В. Краснов; Рос. акад. правосудия. М.: РАП, 2014. Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: учебник. М.: Юстицинформ, 2014.

    41. Нуртдинова А.Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений: теоретические проблемы: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2014. – С. 246.

    42. Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород, 2013. С. 111.

    43. Перевалов В.Д. Взаимодействие правовых систем: теоретические аспекты // Российский юридический журнал. 2014. N 5. С. 7 — 14.

    Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

    Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает:

    1) нормативное правовое регулирование — осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;

    2) методическое (нормативно-техническое) регулирование — осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.

    Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета принадлежит учетной политике организации и актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования).

    К нормативным правовым актам относятся: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» *(2) и нормативные правовые акты Минфина России. *(3) Акты Минфина России приобретают значение нормативных правовых после их регистрации Минюстом России и опубликовании в «Российской газете», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации.

    В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

    Следует отметить, что согласно ст. 3 Федерального закона О» бухгалтерском учете» регулирование бухгалтерского учета может осуществляться другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, которые также являются нормативными правовыми актами, но ввиду их незначительного объема в настоящей статье не рассматриваются.

    Под актом методического (нормативно-технического) характера понимается акт Минфина России, который по результатам юридической экспертизы признается Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), поскольку носит методический (нормативно-технический характер). Таким образом, формулировка заключения Минюста России «в государственной регистрации не нуждается» — формальный признак того, что данный акт является актом методического (нормативно-технического) характера. *(4)

    Согласно абзацу е) п. 1 Приказа Минфина России от 4 марта 1999 г. N 47 «О совершенствовании работы по подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации» акты Минфина России, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в «Финансовой газете». Вторым формальным признаком акта Минфина России методического (нормативно-технического) характера является его опубликование в «Финансовой газете».

    Акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера не имеют самостоятельного обязательного для исполнения значения. Обязательность их исполнения обеспечивается (поддерживается) нормативными правовыми актами, т.е. в нормативном правовом акте должны содержаться предписания, устанавливающие для определенных лиц обязательность исполнения определенных актов методического (нормативно-технического) характера. Например, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные акты и методические указания, разработанные и утвержденные органами, имеющими право регулировать бухучет, обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.

    Таким образом, если акты методического (нормативно-технического) характера противоречат нормативным правовым актам, то приоритет имеют последние (поскольку первые являются их производной)

    Итак, акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера также являются обязательными для исполнения, как и нормативные правовые акты. Разграничение данных видов актов имеет значение для разрешения противоречий, что будет рассмотрено ниже.

    СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

    Анализ регулирующих бухгалтерский учет нормативных актов позволяет выделить следующие виды противоречий:

    1) противоречия между нормами Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и нормами приказов Минфина России (подзаконных актов);

    2) противоречия между нормами Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и нормами Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);

    3) противоречия между нормами Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и нормами методических указаний, являющихся нормативными правовыми актами;

    4) противоречия между нормами Инструкции по применению плана счетов и нормами Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);

    5) противоречия между нормами Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);

    6) противоречия между положениями (элементами) учетной политики и нормативными актами Минфина России;

    7) противоречия между нормативными актами и актами Минфина России разъяснительного характера (актами толкования).

    Указанные выше виды противоречий можно объединить в три группы:

    1) противоречия между нормативными правовыми актами (противоречия в системе нормативного правового регулирования бухгалтерского учета);

    2) противоречия между актами методического (нормативно-технического) характера (противоречия в системе методического (нормативно-технического) регулирования бухгалтерского учета);

    3) противоречия между нормативными правовыми актами и актами методического (нормативно-технического) характера (противоречия между системой нормативного правового регулирования и системой методического (нормативно-технического) регулирования бухгалтерского учета).

    Как уже отмечалось выше, для разрешения противоречий юриспруденцией разработаны следующие правила.

    1) Если противоречат друг другу акты, имеющие разную юридическую силу, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов. Приоритет закона над подзаконными актами установлен Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4; ч. 3 ст. 90; ст. 115; ч. 2 ст. 120). Также, согласно п. 2 ст. 13 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ: «Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу». *(7)

    2) Если противоречат друг другу акты одинаковой юридической силы (например, Приказы Минфина России), но изданные в разное время, приоритет имеет последний согласно принципу: позже изданный акт отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится. Значение имеет именно дата издания (принятия) нормативного акта, а не момент его вступления в силу, регистрации в Минюсте России и др.

    3) Если общая норма противоречит специальной норме, приоритет имеет специальная норма. Подразделение норм на общие (общие правило поведения) и специальные (специальное, особое правило поведения) осуществляется в зависимости от сферы их действия. Соответственно, общие нормы регулируют определенный род отношений (фактов хозяйственной деятельности), а специальные — вид отношений (фактов хозяйственной деятельности) данного рода.

    Пример общей нормы (общее правило): стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению.

    Пример специальной нормы (специальное правило): затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

    Специальная норма ограничивает объем, сферу регулирования общей нормы, делает изъятия из общей нормы. *(8) Наличие специальной нормы требует ограничительного толкования общей нормы. Очевидно, что вопрос о противоречии общих и специальных норм легче разрешается, если это нормы одного нормативного акта. Если это нормы разных нормативных актов, но одной юридической силы, или, тем более, разной юридической силы, то разрешение противоречий осложняется вопросами их временного и иерархического соотношения, необходимостью использования выше приведенных правил: позже изданный акт отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; акт высшей юридической силы имеет приоритет перед актом меньшей юридической силы.

    4) Если противоречат друг другу нормы-принципы и любые другие нормы (за исключением специальных норм), то приоритет имеют нормы-принципы. Нормы-принципы непосредственно не регулируют (не устанавливают конкретных прав и обязанностей) ведение бухгалтерского учета, они содержат те основные положения (предписания, установление) в соответствии с которыми строится нормативное регулирование бухгалтерского учета.

    Правоотношение – охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности.
    Правоотношение :

    • Общественное отношение, которое всегда предполагает наличие двух сторон.
    • Возникает только на основе норм права.
    • Предполагает наличие у сторон взаимных прав и обязанностей.
    • Охраняется государством.

    Правонарушение – неправомерное (противоправное) общественно вредное виновное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность

    • Всегда деяние (действие или бездействие)
    • Противоправное деяние
    • Общественно вредное деяние
    • Виновное деяние
    • Влечёт за собой применение к нарушителю мер государственного принуждения
    • Дисциплинарная ответственность – за нарушение учебной или трудовой дисциплины.
    • Гражданская ответственность – за повреждение имущества, причинение ущерба имущественным, а также связанным с ними личным интересам.
    • Административная ответственность – за запрещённое административным законодательством посягательство на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, установленный порядок управления.
    • Уголовная ответственность – за запрещённое уголовным законодательством посягательство на конституционный строй РФ, собственность, личность, права и свободы человека и гражданина.

    Глава 3. Право в системе социального регулирования

    Вопросы теории и истории государства и права

    ПОНЯТИЕ И ПРЕДЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    © Белякович Е. В., 2006

    Белякович Е. В. — аспирантка кафедры теории и истории государства и права Юридического института ИГУ

    Правовое регулирование как целенаправленная юридическая деятельность сопровождает всю историю существования права в обществе. Но если первоначально оно представляло собой попытки угадать «волю богов», то со временем превратилось в сугубо человеческое дело1. В эпоху расцвета юридического мировоззрения (XVIII в.) на Западе господствовало убеждение, что одним росчерком пера можно изменить правовую систему страны. Современная правовая теория приходит к выводу, что в любой правовой системе правовое регулирование имеет свои естественные пределы, и законодатель всегда вынужден считаться с теми социальными ожиданиями, которые существуют в обществе. По мнению А. В. Полякова и Е. В. Тимошиной, поскольку отбор юридических текстов и их легитимация осуществляются самим обществом, можно говорить о том, что правовое регулирование в обществе, по сути, представляет собой процесс саморегу-лирования2.

    С. С. Алексеев в работе «Восхождение к праву. Поиски и решения» к вопросу о правовом регулировании рассматривает его через призму динамики права. По мнению автора, право, рассматриваемое в действии, в движении, сообразно заложенным в нем закономерностям, позволяет увидетъ наиболее существенные стороны права3.

    Понятие «правовое регулирование» является основной научной категорией, через которую реализуется такая научная перепектива. Понятие «правовое регулирование» — не просто несколько иной словесный оборот выражения «право — регулятор», а особая категория, основательная и «теоретически насыщенная», возглавляющая специфический понятийный ряд, в который входят еще такие понятия, как механизм правового регулирования, тип регулирования, правовой режим, метод регулирования, другие динамические структуры4.

    С точки зрения С. С. Алексеева, правовое регулирование, в отличие от иных форм правового воздействия, всегда осуществляется посредством своего «динамического инструментария» — особого, свойственного только праву механизма, всего комплекса динамических систем и структур, призванных юридически гарантировать достижение правовых задач в рамках определенных типов, моделей юридического воздействия на общественные отношения5.

    Отличительной чертой любого общества является та или иная степень организованности, упорядоченности существующих в нем отношений, поэтому в любом обществе существуют определенные формы общественного регулирования. В свою очередь правовое регулирование представляет собой один из видов общественного регулирования6. Правовое регулирование обеспечивает комплексу общественных отношений устойчивость и относительную стабильность. Юридические нормы обеспечивают эту стабильность, устанавливая определенные рамки поведения людей, определяя их права и обязанности в данных однотипных жизненных ситуациях. Общественные отношения

    складываются в результате многочисленных повторяющихся, сознательных, волевых действий субъектов права.

    Регулировать — значит упорядочивать что-либо, воздействовать на определенный объект таким образом, чтобы ввести его в определенные рамки. Правовое регулирование влечет за собой создание определенных рамок должного и возможного поведения субъектов права. Сама многократная повторяемость этого поведения и тем самым повторяемость соответствующих однородных общественных отношений, их стандартизация представляют уже важный элемент упорядочения и тем самым регулирования этих отношений. Право не только закрепляет сложившиеся общественные отношения, но и способствует зарождению новых отношений, которые становятся предметом правового регулирования. Нормы права не только содействуют становлению новых отношений, но после того как такие отношения юридически закреплены, способствуют их упрочению и развитию.

    Л. С. Явич исходит из того, что специфика правового регулирования состоит в наделении субъектов регулируемых отношений правами и в установлении юридических обязанностей. Вместе с тем Л. С. Явич подчеркивает, что таким путем право выполняет не только функцию охраны существующих общественных отношений, но и определяет известное направление их развития, способствует созданию условий для их возникновения и устанавливает преграды общественным отношениям, противоречащим интересам общества и государства7.

    • Геометрия
    • Информатика
    • Математика
    • Алгебра
    • Алгебра и начала математического анализа
    • Изобразительное искусство
    • Музыка

    Лекция №4. Правовое регулирование общественных отношений.

    • Основы безопасности жизнедеятельности
    • Физическая культура
    • Русский язык
    • Литература
    • Литературное чтение
    • История
    • География
    • Обществознание
    • Экология
    • Россия в мире
    • Право
    • Окружающий мир
    • Экономика
    • Технология (мальчики)
    • Технология
    • Технология (девочки)


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *